Иллюстрация: polit.info

Предложение правительства РФ повысить ставки акцизов на вина являет собой очередной характерный образчик заботы чиновников об отечественном бизнесе. Теоретически предлагаемые меры призваны помочь российским виноделам, выпускающим качественные напитки из собственного винограда - им обещан налоговый вычет. Однако повышение акциза неизбежно приведет к подорожанию всех вин, что в условиях низкой покупательной способности населения никак нельзя назвать стимулом для виноделов, переживающих затяжной спад продаж. В результате в выигрыше останутся производители нелегального алкоголя, а также импортеры дешевого низкокачественного вина, которые, как показала практика последних лет, прекрасно научились адаптироваться к быстро меняющимся условиям на российском рынке. Правильной мерой поддержки российского виноделия в той кризисной ситуации, в которой оказалась отрасль, было бы ограничение импорта вин с низким уровнем контроля качества (например, из Грузии), но о таких мерах честным отечественным производителям можно только мечтать.

Согласно поправкам в Налоговый кодекс, которые правительство внесло в Госдуму, начиная с 2020 года предлагается повысить акциз на тихие вина с 18 до 31 рубля за литр и на игристые вина - с 36 до 40 рублей за литр. Одной из мотиваций в обоснование подобной меры называется необходимость соблюдения норм ВТО, предполагающих равные ставки акцизов на российские и импортные вина.

В настоящий момент для вин, произведенных из российского винограда (категорий ЗГУ - защищенного географического наименования и ЗНМП - защищенного наименования по месту происхождения), действует пониженная ставка акциза в размере 5 рублей за литр. В принципе это правильное решение, создающее существенные преференции для компаний, развивающих производство полного цикла. Окупаемость инвестиций в виноделие очень долгая (новый виноградник дает первые пригодные для переработки плоды только через четыре-пять лет после посадки), а доля полноценных отечественных вин в торговых сетях по-прежнему существенно ниже, чем во многих винодельческих странах. Поэтому без различных стимулирующих мер от государства российскому виноделию никак не обойтись.

От самой идеи, что вино из российского винограда должно пользоваться налоговыми льготами, правительство не отказывается. Но теперь в качестве льготного механизма предлагается не пониженный акциз, а налоговый вычет для производителей - после того, как акциз уже уплачен и заложен в стоимость бутылки на полке магазина. Именно этот момент и вызывает большие сомнения у виноделов.

«Предложение не до конца понятно - точнее, его имплементация, - комментирует представитель одной из крупных винодельческих компаний. - В частности, предполагается, что после увеличения акциза с 18 до 31 рубля за литр в случае, если для производства вина был использован собственный виноград, разница в 13 рублей будет возвращена производителю. Если же это вино ЗГУ/ЗНМП, то разница к возвращению составит 25 рублей (чтобы акциз был равен нынешним 5 рублям за литр). Более того, даже если это покупной виноград, то такую разницу в 13 рублей получит продавец/производитель виноматериала. При этом предполагается, что увеличение акциза не должно сказываться на отпускной цене на вино, ведь разница будет возвращена производителю.

Но так вряд ли случится - по нескольким причинам. Во-первых, если не вкладывать повышение в продажную цену, то производитель вина может уйти в минус, так как возмещение разницы акциза будет иметь место «когда-нибудь», а 31 рубль за акциз ему нужно уплатить уже сейчас. Во-вторых, повышение цены произойдет в любом случае, поскольку НДС в размере 20% рассчитывается на цену бутылки вина плюс увеличившийся акциз. В-третьих, в случае покупного виноматериала, если производитель вина не повысит цену, он обязательно уйдет в минус, так как даже это запоздалое возмещение пойдет не ему, а производителю винограда/виноматериала".

С критикой предлагаемых правительством мер выступила и предпринимательская организация «ОПОРА РОССИИ». В письме, направленном ей в Минфин РФ, говорится, что запланированные поправки в Налоговый кодекс могут негативно повлиять на винодельческую отрасль. Максимальная ставка акциза, которая будет соответствовать спросу и покупательной способности, не должна превышать 25 рублей за литр, считают в организации. При этом ее повышение должно происходить поступательно: единовременное повышение не должно превышать уровня 20 рублей за литр с последующей индексацией на 1−2 рубля в год.

«Мы призываем остановить рост налоговой нагрузки, потому что отрасль только начала восстанавливаться. Если даже повышать налоги, то нужно это делать плавно, в течение длительного периода. Представьте, что у вас подоходный налог был 13 процентов, а через полгода из зарплаты вычтут уже 26 процентов. Как к этому можно относиться?», - заявил руководитель «ОПОРы РОССИИ» Александр Калинин .

Существенное повышение ставки может привести к росту цен на 15−20%, особенно в низкой ценовой категории, отмечено в письме организации в Минфин. В результате покупатель начнет воспринимать российские вина как дорогой продукт, а также будет видеть существенное ценовое искажение по сравнению с европейскими странами, где вино стоит 2−4 евро за бутылку, в отличие от 600 рублей в России. Снижение доступности винодельческой продукции противоречит концепции снижения потребления алкоголя, которая, в частности, предполагает переход населения на напитки с меньшим содержанием спирта, напоминают также авторы письма.

Аргументы «ОПОРы РОССИИ» выглядят совершенно обоснованными, особенно если вспомнить о той ситуации, в которой отечественное виноделие оказалось в результате кризиса 2014 года. Предыдущие кризисы с девальвацией рубля (1998 и 2008 года) помогали отечественным производителям вина, которые сразу получали серьезное преимущество перед импортом. Однако двукратная девальвация рубля в конце 2014 года стимулировала спрос на российское вино сравнительно недолго. Возвращению на полки магазинов недорогих зарубежных вин способствовали торговые сети, которые стали активно создавать собственные структуры, занимающиеся импортом вин, а также смогли найти новых иностранных поставщиков, готовых предлагать конкурентоспособные цены. Поэтому положительный эффект девальвации для российских виноделов был быстро исчерпан - сейчас им вновь приходится конкурировать с импортом без какого-либо существенного ценового преимущества.

Уже в 2017 году российские виноделы пережили серьезный спад производства: в стране было выпущено 31,9 декалитров (дал) вина, что было во многом связано с погодным фактором. Но в 2018 году падение продолжилось - за 11 месяцев было выпущено на 4,7% меньше вина, чем годом ранее, и на сей раз основной вклад в это внесла падающая покупательная способность населения вкупе с возвращением сравнительно недорогого импорта. Кроме того, на полках стало все больше дешевых заменителей натуральных вин - так называемых винных напитков без добавления спирта (ВН БДЭС), которые постоянно наращивают свою долю рынка. По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), за 4 месяца текущего года объем их продаж составил 8,546 млн дал, увеличившись на +11,26%, или 0,865 млн дал. Для сравнения, объем продаж тихих вин (без учета сегмента HoReCa - отели, рестораны, кейтеринг) вырос всего на 1,32% до 16,65 млн дал, а игристых вин упал на 0,83% до 4,54 млн дал.

«У потребителя опережающими темпами растет интерес к винным напиткам в рамках постоянного объема винодельческой продукции. Видимо, бедность побеждает. Но раз не упали фактически вина и игристые, то побеждает не бедность, а рост интереса к винодельческой продукции в бедных слоях населения, которым вино и игристые и сегодня недоступны по цене», - констатирует руководитель ЦИФРРА Вадим Дробиз .

Легко догадаться, что повышение акциза на вина в первую очередь ударит по кошелькам этой категории потребителей, чувствительной даже к небольшому повышению цен. Нынешние цены на «винные напитки» в районе 150 рублей за бутылку - это и есть те самые 2 евро, за которые можно купить бутылку полноценного вина в супермаркете во Франции или Германии. Именно вина, а не «винного напитка», в составе которого виноматериал занимает лишь некоторую долю. Разумеется, при грамотном подходе к развитию отрасли этот нижний ценовой сегмент практически неисчерпаем, и замещение «винных напитков» недорогим, но вполне качественным вином могло бы стать одной из важнейших задач национальной алкогольной политики. Но у правительства, похоже, иные приоритеты.

«Меня уже сегодня больше волнует массовый рынок эконом-вина - что с ним будет происходить, с потребителями этого сектора? - продолжает Вадим Дробиз. - Их обидеть нельзя - плюнут и уйдут с рынка заводской винодельческой продукции. А если бы государство думало по-государственному (как было в советский период, хотя слово „маркетинг“ можно было прочесть только в журнале „Наука и Жизнь“ в переводных западных статьях), то срочно создало бы для российских мужчин сегмент дешевых портвейнов (до 120 рублей в рознице за 0,75 литра по 20% крепости). Еще лет 10−15 назад такой сегмент продукции превышал 20 млн дал в год. Пусть бы производили его на госзаводах „Росспиртпрома“, если есть боязнь за спирт в продукте. И ни с кем бы продукт (кроме нелегальной водки и прочих суррогатов) не конкурировал».

Для потребителей более высокого ценового сегмента - вин стоимостью в диапазоне от 300 до 600 рублей - повышение акциза явно будет не настолько болезненным, однако эта мера едва ли снизит долю импортных вин на полках, если не наоборот. Российские виноделы по-прежнему вынуждены работать в рамках общего федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (ФЗ-171), а конкурировать им приходится с виноделами из стран, где регулирование этой отрасли куда более гибкое, а себестоимость продукции, как следствие, гораздо ниже российской. Как показал последний по времени кризис, новых недорогих ниш для импорта в Россию на мировом рынке вина предостаточно. Скажем, в сетях в последние годы стали очень заметны вина из Португалии и Македонии - стран, раньше очень слабо представленных в российском масс-маркете. Теперь же их продукция является прямым конкурентом российским винам средней ценовой категории.

Особая история - грузинские вина, которые также успешно борются за российского потребителя, который тратит на алкоголь не последние деньги. «Популярность грузинского вина у среднего класса России в последние годы резко выросла - в разы даже к 2005 году. Тогда была и дешевая Грузия (свыше 50% объема) не только для среднего класса, которой теперь нет», - констатирует Вадим Дробиз.

Однако следует признать, что во многом эта популярность грузинских вин основана на слабой винной культуре россиян. Едва ли основная масса покупателей отнюдь не дешевых грузинских вин задается вопросом о том, каково происхождения виноматериала в бутылках с такими известными названиями, как «хванчкара», «киндзмараули» или «твиши». Несмотря на то, что Грузия позиционирует себя как винодельческая страна, никакой национальной системы контроля виноматериала по месту происхождения там так и не появилось. Поэтому при покупке вина с раскрученным брендом нет никакой гарантии того, что это вино было произведено и разлито именно в той местности, на которую указывает его наименование (что и ценят в вине его знатоки). В России, кстати, такая система в последние годы активно формируется - сегодня маркировка ЗГУ и ЗМНП используется уже и крупными производителями, и небольшими винодельнями. Но им все равно приходится конкурировать с теми же грузинскими винами, зачастую малопонятного происхождения. А заодно и с так называемыми «винами Абхазии», которые, как хорошо известно всем, более или менее погруженным в винную тематику, представляют собой молдавский материал весьма сомнительного качества.

Вопрос о том, нужно ли снова вводить эмбарго на грузинские вина в связи с недавними событиями в Тбилиси, безусловно, является дискуссионным. Полный запрет на ввоз грузинского вина станет серьезным ударом по компаниям, которые развивали этот бизнес на протяжении многих лет и чаще всего не имели никакого отношения к политике. Однако принципиальная постановка вопроса о качестве и происхождении попадающих в Россию грузинских вин необходима прежде всего ради интересов тех отечественных производителей, которые всерьез заботятся о репутации и бренде. Вино - это один из важнейших элементов маркетинга территории, и если одни производители играют по сложившимся в мировой практике правилам, а другие эти правила демонстративно нарушают, то перед нами просто недобросовестная конкуренция - опять же вне какой-либо политики. Грузия, безусловно, имеет полное право распоряжаться своими винными брендами как ей вздумается - право на киндзмараули и твиши у нее никто отнимать не собирается. Однако это не значит, что на российском рынке должна массово продаваться продукция, которая вводит покупателя в заблуждение (и хорошо еще, если это грузинское вино произведено в Грузии, а не в какой-нибудь Болгарии). То же самое, впрочем, касается и ряда других популярных винных брендов - от Крыма и Абхазии до Кьянти и Бордо. Так или иначе, регулирование рынка вина - это гораздо больше про репутацию и про доброе имя производителя, чем про акцизы, так что пока правительство видит в виноделии лишь очередную «дойную корову», все усилия наших честных производителей будут оставаться тщетными.

Николай Проценко

МОСКВА, 17 ноя — РИА Новости/Прайм. Госдума, одобрив повышение акцизов на вино, провоцирует 10%-ный рост цен и таким образом наносит удар по 75% российских потребителей винодельческой продукции, считает глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

Дорогие пузырьки: кому нужен рост цен на шампанское В Госдуме решили повысить акцизы на шампанское. Эксперты уверяют: поступления в бюджет будут минимальными, а игрокам рынка и потребителям такое решение только навредит. Производство игристых вин сокращается, падает и доля вина в структуре потребляемого алкоголя - его теснят пиво и крепки напитки.

Депутаты Госдумы в среду во втором чтении одобрили в 2017-2019 годах повышение акцизов на игристые вина (шампанские) незащищенного географического наименования (изготовленные из иностранного сырья) и отказались от дополнительного повышения ставки акцизов на вина из российского винограда. Таким образом, ставка акциза на игристые вина (шампанские) вырастет до 36 с 26 рублей за литр, а акциз на игристые — до 14 с 13 рублей, как это предусмотрено в Налоговом кодексе. Еще в первом чтении было одобрено повышение акциза на тихие вина с 9 до 18 рублей, а акциз а на вино из российского винограда сохранился на уровне 5 рублей.

Редакция первого чтения устанавливала на 2017-2019 годы ставки акцизов на игристые и шампанские вина в размере 27 рублей, а на защищенные — 14 рублей. На другие вина предлагалось установить ставку 18 рублей, а если они защищены — 10 рублей. Однако депутат-единоросс Евгений Федоров ко второму чтению внес поправку к законопроекту, которой предлагалось на 2017-2019 годы увеличить акцизы на игристые вина (шампанские) до 36 рублей, а если они защищенные — до 19 рублей. Эта поправка была первоначально рекомендована бюджетным комитетом к принятию.

Не подумали

"Что сделала Госдума, не разобравшись? Она подняла цены на весь дешевый винодельческий продукт, который сейчас стоит до 150 рублей за бутылку и занимает 75% рынка. Самое дешевое нормальное вино из российского винограда, наверное, рублей 120 стоит, после этого решения будет стоить 150 рублей. Если шампанское и игристое сегодня определили 164 рубля (минимальная розничная цена на шампанское — ред.), после этого повышения оно уже будет по 185 рублей. Это очень много, хоть и кажется, что ерунда для потребителей", — рассуждает Дробиз.

Директор "Абрау-Дюрсо" не видит большой выгоды от повышения акцизов на вино Даже если движение цены в сторону увеличения будет небольшим, то это приведет к сокращению потребления и продажи явно снизятся, прогнозирует Владимир Масловский.

По его словам, принимая решение о повышении акцизов, депутаты "не подумали". "Они решили, что все вина у нас сейчас будут защищенными, но сегодня у нас их практически нет, да и в перспективе вряд ли рынок этого вина будет более 10% объема, как и в любой стране мира, где максимум 15% высококачественного вина, все остальное — обычный продукт. Эти вина дорогие, и дешевыми они не будут после этого решения", — предупреждает Дробиз.

По его прогнозам, теперь производители и потребители начнут переключаться на винные напитки. "Их производить выгоднее, они дешевле, население их с удовольствием пьет, но это уже непонятный продукт, ГОСТ позволяет производить его из бог знает чего, там необязательно должно быть достаточное количество виноматериала. Он легален, безопасен, им не отравишься, но это и близко не вино", — считает эксперт.

Таблица со ставками акцизов на 2017 год приведена в данном материале для бухгалтеров. Актуальные ставки на подакцизные товары необходимы для верного расчета и перечисления в бюджет необходимой суммы.

Виды ставок

Ставки акциза зависят от вида товаров и установлены на 2017 года статьей 193 Налогового кодекса РФ.
Товары, признаваемые подакцизными, перечислены в пункте 1 статьи 181 НК РФ. К подакцизным товарам относятся:

  • спирт этиловый из всех видов сырья;
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;
  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, и иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5%);
  • табачная продукция;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонный бензин;
  • бензол, параксилол, ортоксилол;
  • авиационный керосин;
  • природный газ.

Варианты расчета

Ставки акцизов на 2017 год для каждого вида подакцизных товаров установлены статьей 193 НК РФ. Однако варианты расчета акцизов в 2017 году могут быть различными. Это зависит от формы установления ставки. Приведем пояснения по разным вариантам расчета.

Акцизы 2017 года
Твердые ставки Комбинированные ставки
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187-191 НК РФ. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Ставки акцизов для каждого вида подакцизных товаров установлены статьей 193 НК РФ. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187- 191 НК РФ.

Ставки акцизов на 2017 год: общая таблица

С 1 января 2017 года в пункт 1 статьи 193 НК РФ внесен ряд изменений. В частности, увеличились ставки акцизов на этиловый спирт, алкоголь и табачные изделия. Например, ставки для сидра, пуаре и медовухи увеличатся до 21 руб. за 1 литр (в 2016 году было 9 руб. за 1 литр), а ставки для сигар составят 171 руб. за 1 штуку (в 2016 году было 141 руб. за 1 шт.). Соответствующие поправки предусмотрены Федеральным законом от 30.11.16 № 401-ФЗ.

С 2017 года в перечень подакцизной продукции добавлены электронные системы доставки никотина, жидкости для электронных систем доставки никотина и табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания (новые подп. 15 – 17 п. 1 ст. 181 НК РФ). Таким образом, с 2017 года введен акциз на вейпинг. Подробнее об изменениях по акцизам с 2017 года см. « ».

Этиловый спирт
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Этиловый спирт из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец и дистилляты (винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый) При реализации производителям:
· спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке;
· спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке
При реализации плательщикам авансового акциза (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию с территорий государств – членов Таможенного союза, являющийся товаром Таможенного союза)
При передаче в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ
При передаче производителями в структуре одной организации или при реализации для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ
При реализации организациям, которые не платят авансовый акциз (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию, не являющийся товаром Таможенного союза) 107 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
При передаче в структуре одной организации для совершения операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, кроме этилового спирта:
– который передается в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ;
– который реализуется (передается в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ;
– который реализуется для производства продукции бытовой химии и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке
Спиртосодержащая продукция
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая продукция (кроме парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии в металлических аэрозольных упаковках)
Алкогольная продукция
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (кроме пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 523 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 418 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Вина, фруктовые вина (кроме вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 18 руб. за 1 л
Вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, кроме игристых вин (шампанских) 5 руб. за 1 л
Игристые вина (шампанские), кроме игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения 36 руб. за 1 л
Игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения 14 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5 процента включительно 0 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, а также напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные без добавления спирта этилового 21 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6 процента 39 руб. за 1 л
Сидр (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения яблочного сусла и (или) восстановленного яблочного сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода) 21 руб. за 1 л
Пуаре (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения грушевого сусла и (или) восстановленного грушевого сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода) 21 руб. за 1 л
Медовуха (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 до 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения медового сусла, содержащего не менее 8% меда, с использованием или без использования меда для подслащивания и иных продуктов пчеловодства, растительного сырья, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта) 21 руб. за 1 л
Табак и табачная продукция
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, насвай, нюхательный, кальянный (кроме табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) 2520 руб. за 1 кг
Сигары 171 руб. за 1 шт.
Сигариллы (сигариты), биди, кретек 2428 руб. за 1000 шт.
Сигареты, папиросы 1562 руб. за 1000 шт. + 14,5% расчетной стоимости, определяемой исходя из максимальной розничной цены (но не менее 2123 руб. за 1000 шт.)
Табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания 4800 руб. за 1 кг
Электронные системы доставки никотина 40 руб. за 1 шт.
Жидкости для электронных систем доставки никотина 10 руб. за 1 мл
Автомобили и мотоциклы
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно 0 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно 43 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) 420 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.)
Нефтепродукты
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Автомобильный бензин:
не соответствующий классу 5 13 100 руб. за 1 т
класса 5 10 130 руб. за 1 т
Дизельное топливо 6800 руб. за 1 т
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 5400 руб. за 1 т
Прямогонный бензин 13 100 руб. за 1 т
Бензол, параксилол, ортоксилол* 2800 руб. за 1 т
Авиационный керосин 2800 руб. за 1 т
Средние дистилляты 7800 руб. за 1 т

Федеральным законом "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (На момент подготовки данного материала реквизиты Закона (законопроект N 11078-7) не были известны) (далее - Закон) внесен ряд поправок в гл. 22 НК РФ. Некоторые из них, несомненно, окажут существенное влияние на налоговую нагрузку хозяйствующих субъектов в 2017 году. Подробности - далее.

Расширен перечень подакцизных товаров

Согласно Закону в целях стимулирования здорового образа жизни населения дополнен перечень . В частности, в п. 1 ст. 181 НК РФ названы три новых товара:

  • пп. 15 - электронные системы доставки никотина (проще говоря, электронные сигареты). Таковыми признаются одноразовые электронные устройства, продуцирующие аэрозоль, пар или дым путем нагревания жидкости в целях вдыхания пользователем;
  • пп. 16 - жидкости для электронных систем доставки никотина (любая жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл);
  • пп. 17 - табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.

Изменены правила освобождения от уплаты акциза

До сих пор п. 2 ст. 184 НК РФ допускал возможность освобождения от уплаты акциза при реализации подакцизных товаров за пределы территории РФ только при представлении в налоговый орган либо без нее в случаях, которые оговорены в п. 2.1 названной статьи.

В 2017 году обозначенное освобождение смогут получить, если представят договор поручительства под обеспечение обязанности по уплате налогов. Такую возможность им даст новый п. 2.2 названной статьи.

Указанный договор для целей налогообложения имеет следующие особенности:

  1. в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем (третьим лицом, не обязательно кредитным учреждением), по форме, утверждаемой ФНС (п. 2 ст. 74 НК РФ).
  2. Срок действия договора поручительства, предоставляемого в целях освобождения от уплаты акциза, должен составлять не менее десяти месяцев со дня истечения установленного срока исполнения экспортером обязанности по уплате акциза и не более одного года со дня заключения договора поручительства (абз. 5 п. 2.2 ст. 184 НК РФ).

К сведению. Операции по выдаче поручительств (гарантий) налогоплательщиком, не являющимся банком, в силу нового пп. 15.3 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению.

Сам поручитель на дату представления заявления о заключении договора поручительства должен соответствовать требованиям, установленным положениями нового п. 2.2 ст. 184 НК РФ:

  • являться российской организацией;
  • за последние три года, предшествующие году представления названного заявления, уплатить в совокупности налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ) на сумму не менее 10 млрд руб. (в эту сумму не включаются налоги, уплаченные в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента);
  • сумма его обязательств по действующим договорам поручительства (включая договор поручительства в отношении налогоплательщика) не должна превышать 20% стоимости его чистых активов, определенной по состоянию на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представлено названное заявление;
  • не находиться в процессе реорганизации или ликвидации, а также в стадии банкротства, не иметь задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.

Итак, поручительство других организаций (не банков) станет полноценной альтернативой банковской гарантии для освобождения экспортера от уплаты акциза. Соответствующие поправки были внесены в п. 3 ст. 184 НК РФ, определяющие порядок возмещения акциза. Добавим: новые правила применяются к договорам поручительства, обеспечивающим исполнение обязательств по налогам, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 года (п. 12 ст. 13 Закона).

Проиндексированы ставки акцизов

Законом проиндексированы ставки акцизов на 2017 год и определены ставки акцизов на плановый период 2018 - 2019 годов. В частности, выросли акцизы, установленные п. 1 ст. 193 НК РФ:

  • с 9 до 18 руб. за литр - на вина, за исключением вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также игристых вин (шампанских), фруктовые вина, винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята;
  • с 9 до 21 руб. за литр - на сидр, пуаре и медовуху;
  • с 26 до 36 руб. за литр - на игристые вина (шампанские), за исключением игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения.

Ставки акцизов на вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, игристые вина (шампанское) и пиво сохраняются на 2017 год на ранее утвержденном уровне.

Цены на бензин 4-го и 5-го классов, как и в 2016 году, будут содержать акциз в размере 13 100 и 10 130 руб. за тонну соответственно.

Акциз на дизельное топливо в 2017 году возрастет с 5 293 до 6 800 руб. за тонну и будет увеличиваться ежегодно (в 2018 году - до 7 072 руб., в 2019 году - до 7 355 руб. за тонну).

На табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания, ставка акциза в 2017 году составит 4 800 руб. за 1 кг нагреваемого, трубочного, курительного, жевательного, нюхательного и кальянного табака. С 2017 по 2019 год акциз будет ежегодно повышаться: в 2018 году - 5 280 руб., а в 2019 - 5 808 руб. за 1 кг.

С 2017 года платить акцизный сбор придется также производителям и импортерам электронных сигарет. За 1 мл никотиносодержащей жидкости его ставка составит 10 руб. (11 и 12 руб. в 2018 и 2019 годах), а одна электронная сигарета станет дороже минимум на 40 руб. (на 44 руб. - в 2018 году, на 48 руб. - в 2019 году).

Одновременно новым п. 9 ст. 194 НК РФ вводится повышающий коэффициент T к специфической ставке акциза на сигареты, и (или) папиросы, и (или) сигариллы, и (или) биди, и (или) кретек.

В случае реализации этой продукции в сентябре - декабре в объемах, превышающих среднемесячный объем реализации за прошлый календарный год, данный коэффициент рассчитывается по формуле:

Т = 1 + 0,3 х (Vнп - Vср) / Vнп

  • Vнп - объем реализованных организацией за налоговый период подакцизных товаров;
  • Vср - среднемесячный совокупный объем реализованных указанных подакцизных товаров в предыдущем календарном году (определяется путем деления общего объема реализации подакцизных товаров за год на 12).

В иных случаях значение коэффициента T принимается равным 1.

Добавим: повышающий коэффициент введен в целях обеспечения равномерного в течение года поступления акцизов от реализации указанной табачной продукции, так как в настоящее время основная доля реализации этой продукции приходится именно на конец года.

Скорректирован порядок применения вычетов

В соответствии с п. 2 ст. 200 НК РФ суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком при ввозе на территорию РФ подакцизных товаров, приобретших статус товаров Таможенного союза, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, подлежат вычетам.

Но при исчислении акциза на спиртосодержащую продукцию и алкогольную продукцию (за исключением натуральных вин, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) указанные налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, произведенным на территории РФ, исходя из объема использованных товаров (в литрах безводного этилового спирта) и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ в отношении этилового и коньячного спиртов, реализуемых организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза.

В случае же использования в качестве сырья при производстве алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции подакцизных товаров, ввезенных на территорию РФ, налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной исходя из объема использованных товаров (в литрах безводного этилового спирта) и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 в отношении этилового и коньячного спиртов, реализуемых организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза.

Таким образом, для применения налоговых вычетов должны соблюдаться следующие критерии:

  • акциз должен быть предъявлен;
  • акциз должен быть уплачен;
  • подакцизные товары (сырье) должны быть использованы в качестве сырья.

Вычеты сумм акциза производятся в части стоимости соответствующих подакцизных товаров, использованных в качестве основного сырья, фактически включенной в расходы на производство других подакцизных товаров, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (п. 3 ст. 201 НК РФ).

Но как определить сумму вычета в ситуации, когда приобретенный подакцизный товар в налоговом периоде одновременно использовался в качестве сырья для производства как подакцизных, так и неподакцизных товаров, в гл. 22 НК РФ в настоящее время не уточняется.

Для устранения этой неопределенности Законом в п. 2 ст. 200 НК РФ вводится новый абзац, в котором говорится, что порядок определения суммы вычета в такой ситуации должен определить сам налогоплательщик и закрепить его в налоговой учетной политике. Внести изменения в принятый порядок можно:

  • при изменении технологии производства;
  • с начала нового налогового периода, но не ранее чем по истечении 24 следующих подряд налоговых периодов.

ЕРЕВАН, 8 ноя — Sputnik, Мария Шелудякова . В России с 1 января 2017 года в два раза повышаются акцизы на вино. Как сильно индексация ударит по поставщикам из стран СНГ и Грузии, рассказал Sputnik глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Акцизы — косвенные налоги на товары массового потребления. Их стоимость всегда закладывается в стоимость товаров. Для россиян повышение акцизов обозначает очередное повышение цен. В следующем году акциз на вина (без содержания спирта) вырастет в два раза.

Ожидается повышение цен на все вина, за исключением игристых и шампанского, фруктовых вин и винных напитков. В среднем стоимость одной бутылки красного и белого вина возрастет на 7,5 рублей. Для продукции из импортного винограда предусмотрено повышение с 9 до 18 рублей.
Многие эксперты полагают, что рост акцизов на вино ударит и по самим производителям, однако Дробиз с ними не согласен. На импортные вина акцизы почти не повлияют, уверен он, — в большей степени под ударом окажутся российские производители. При этом Дробиз подчеркнул, что доля импортного вина в России в настоящее время не превышает 25%: "Никакого переворота из-за повышения акцизов не произойдет".

Из-за девальвации рубля и падения реальных доходов россиян резко упал импорт вина, в том числе и из стран СНГ и Грузии. Импортеры, ориентированные на российский рынок, в последние годы осознанно снизили объемы поставок, опасаясь, что не смогут продать прежние объемы по выросшей цене.

"Ахашени" и "Хванчкара"

Сегодня в России просто нет дешевого вина из государств СНГ, подчеркнул эксперт. Украинское вино исчезло с российских прилавков, а азербайджанского вина почти не осталось. Лидерами поставок в настоящее время являются Абхазия, Грузия, Армения и Молдова, однако речь идет о крайне небольших объемах.

Рост акцизов не повлияет на объемы поставок грузинского вина, потому что оно в России и так дорогое. Если цена немного возрастет — не страшно, российский потребитель этого не заметит, считает эксперт.

"В 2016 году поставки этого вина в Россию выросли практически на 40%, но ранее, в 2015 году, они в два раза упали. Поэтому импорт грузинского вина в России — минус 25% по сравнению с 2014 годом. На грузинское вино повышение акцизов влияния не окажет", — заключил Дробиз.

Выборы в Молдове покажут

Молдавское вино в Россию идет только из Гагаузии, и вопрос поставок из этой страны носит политический характер. В России сейчас на 60% меньше молдавского вина, чем в 2005 году. Однако рост акцизов повлияет на молдавских производителей существенней, чем на импортеров из Грузии, потому что оно значительно дешевле.

"Выборы в Молдове покажут, будет ли в России молдавское вино. Лидер партии социалистов Игорь Додон выиграет — пойдет экспорт в РФ, выберут другого президента — скорее всего, не пойдет. В любом случае, прежние объемы будут только при условии решения российско-молдавского вопроса", — подчеркнул эксперт.

Для Армении существенного удара не будет, потому что армянское вино в России и без того совсем не дешевое: "Подорожает бутылка армянского вина на 20 рублей — это не смертельно". Да и объемы на российским рынке совсем смешные, подчеркнул Дробиз, около двух миллионов литров.
Абхазское вино с 2015 года в группе лидеров на рынке российского импортного вина, однако оно тоже довольно дорогое.

Сколько должна стоить бутылка

Дешевым глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя называет вино, бутылка которого стоит менее 200 рублей. По его мнению, бутылка хорошего вина из настоящего винограда в России могла бы стоить 120 рублей, однако на ценообразование влияют курс доллара, и после девальвации рубля (конец 2015 года) дешевого импортного вина в РФ просто не может быть.

"Некоторые пижоны уверены, что хорошего вина дешевле 500 рублей вообще не существует. Но 90% европейцев пьют вино стоимостью около одного-двух евро за бутылку — и во Франции, и в Италии, и в Испании. К слову, испанцы опубликовали ТОП-10 недорогих, но очень хороших вин в испанских сетевых супермаркетах. Первое место заняло вино за 1,4 евро. Так что хорошее вино может быть дешевым", — рассказал эксперт.

В странах Евросоюза много дешевых вин, потому что дотации на один литр составляют 1 евро, что позволяет значительно сдерживать цены, отметил также Дробиз.

При этом, по расчетам руководителя Центра исследований, 80% российских потребителей не позволяют себе вино, которое дороже 200 рублей. Двенадцать лет назад в одной ценовой категории были российские, украинские, молдавские, болгарские и румынские вина. Сейчас из-за курса доллара в сегменте недорогих вин у российского вина нет конкурентов.

"Неприятен сам факт повышения акцизов. Получается, что государство не поддерживает отечественных производителей и зарождающуюся культуру потребления вина, — отметил он. — А сейчас россияне в пять раз меньше пьют вина, чем в советский период. Нам надо не только виноградники высаживать, но и население переубеждать, перевоспитывать и всеми силами стараться удешевлять вина дотациями".

С 1 января 2017 года в России также ожидается незначительное повышение акцизов на бензин и табачные изделия (в том числе электронные сигареты).