Алексей родился во Владимире в знаменитой семье актеров МХАТа. То, что городом его рождения стал Владимир, было случайностью. Жили они с родителями, конечно, в Москве. Когда мальчишке было пять, папа и мама развелись.

Вскоре мама вышла замуж за известного писателя, драматурга и сценариста Виктора Ардова. Отчима Баталов вспоминает с теплотой. Говорит, что Виктор Ефимович был благороднейшим человеком и благодаря ему в их семью стали входить знаменитые писатели и поэты того времени.

К примеру, мама Алексея Владимировича близко дружила с Анной Ахматовой, которая уже в старости жила в маленькой комнатке в их доме и была очень дружна с молодым Алексеем. Когда тот вернулся из армии, Анна Андреевна подарила парню деньги на новый костюм. А он на них купил подержанный москвич. «Я считаю, это замечательно!» — похвалила его поэтесса.

В школе будущий актер учился крайне плохо — ведь первые годы его образования прошли в эвакуации, во время войны.

Там мало кто из детей сидел за учебниками, все занимались чем-то другим. Баталов, например, вместе с мамой организовал первый в эвакуационной Бугульме драматический театр.

Впоследствии его отстроят и назовут именем актера, хотя, по признанию Баталова, он тогда был мальчишкой и сыграл там разве что хрестоматийного лакея, текст которого ограничивался словами: «Кушать подано».

Театром Баталов, выросший буквально за кулисами, заболел еще в раннем детстве. Конечно, мальчик мечтал продолжить династию, — как и родители, стать актером. Но до последнего сомневался: есть ли у него талант? Потому, что, считал актер, выходить на сцену без особого таланта — нонсенс.

Повороты судьбы

Зоя (1944)

В послевоенную Москву Баталов вернулся с мыслью поступать в школу-студию МХАТ, куда быстро и без особых усилий поступил. В это же время, хотя парню было всего 16, Алексей Владимирович решил жениться — на дочери близкого друга семьи художника Константина Ротова, Ирине.

С ней он был знаком с пеленок, и к 16 годам, а в этом возрасте послевоенные дети уже чувствовали себя взрослыми и состоявшимися, решил сделать ей предложение.

Актер рассказывает, что в те времена никто не боялся, что будет негде и не на что жить.

Ютились, где придется: в той самой маленькой комнатушке, которую позже заняла Ахматова, у родителей Баталова; в такой же маленькой — в доме Ротовых… Через некоторое время у влюбленных родилась маленькая Надюша, а молодой папа стал много работать и совсем мало уделять внимания семье.

Сегодня Алексей Владимирович сетует, что впервые вступил в брак совсем юным и не смог сохранить ни теплые отношения с первой женой, ни дружеские — с дочерью. Впоследствии она выучилась и стала переводчиком, но отца как следует никогда не знала.

Актер


Девять дней одного года (1961)

Кинодебют Алексея Баталова состоялся еще в школьные годы и вовсе не по протекции родителей. Весь их класс тогда попал на съемочную площадку кинофильма о Зое Космодемьянской «Зоя». Баталову даже досталась какая-то реплика.

Но первая по‑настоящему звездная роль Саши Румянцева была сыграна им только в середине 50-х. Актер вспоминает, как ловко его Саша водит автомобиль, и рассказывает, что к машинам испытывал настоящую страсть еще со времен службы в армии — там научился водить.

Еще один звездный кинофильм — «Летят журавли» удостаивался самых престижных кинопремий. Тонко и проникновенно Баталов сыграл в паре с Татьяной Самойловой в этой знаменитой драме. Образ Бориса Бороздина запал в сердце миллионов зрителей.

Талантлив во всем


Бег (1970)

Профессиональных побед у Баталова много, они не ограничиваются кинофильмами. Например, значительную роль в его жизни играл «Союзмультфильм» — голос Алексея Владимировича мы слышим в «Лягушке-путешественнице», «Ключах от времени». И, конечно, культовый норштейновский «Ежик в тумане» озвучен Баталовым.

Благодаря характерному приятному баритону Алексея Владимировича часто звали поработать и над радиоспектаклями, что он с удовольствием делал, подарив советскому зрителю целую плеяду замечательных радопостановок.

Еще одно яркое увлечение Баталова — режиссура. В эту профессию он, по его же словам, сбегал от актерской. Он снял всего три картины — «Шинель», «Игрок» и «Три толстяка». Последняя оказалась самой яркой.

Во-первых, режиссер бережно отнесся к первоисточнику и положил знаменитое произведение на экран очень точно. Во‑вторых, сам снялся в роли Тибула, выполнив самостоятельно немало сложных трюков.

«Москва слезам не верит»


Москва слезам не верит (1979)

А в середине семидесятых он снова сделал попытку к бегству — на этот раз стал преподавать актерское мастерство во ВГИКе. Баталов уже не планировал сниматься, но в 1979 году его приятель и отличный режиссер Владимир Меньшов задумал свою «рядовую мелодраму».

«Москва слезам не верит» понравилась Алексею Владимировичу какой-то особенной харизмой, а герой Гоши, на роль которого звал его Меньшов, как раз ложилась на собственные черты интеллигентного и обаятельного Баталова. И он согласился.

Позже актер признается: если бы не сыграл в кинофильме, ставшем оскароносным, уже, наверное, и не имел права носить звание артиста. После «Москва слезам не верит» Баталов не снимался. Ушел на пике, так точно и ярко сыграв одну из своих самых запоминающихся ролей.

Через год он уже был профессором ВГИКа и возглавлял там одну из кафедр.

Любовь


Дама с собачкой (1960)

Еще одна строка в жизни знаменитого артиста — его романтическая история с цыганкой Гитаной Леонтенко. Ее он впервые увидел на арене цирка, где девушка выступала со своим легендарным номером на лошади. Влюбился без памяти с первого взгляда и утверждает, что никогда не забудет этого момента.

О загадочной гротескной наезднице ходили самые разные слухи. Якобы мама Гитаны — настоящая таборная цыганка, а сама девушка стала работать в цирке благодаря роману с самим Никулиным. Но артистка только смеется: вообще не известно была ли обычная советская мама Гитаны цыганкой. А в цирк она попала только благодаря железной воле и многолетним тренировкам.

Предложение возлюбленной Баталов сделал только спустя десяток лет после знакомства, когда убедился, что они по‑настоящему близкие люди. У пары родилась общая дочь, у которой обнаружился страшный диагноз — ДЦП.

Узнав о болезни Машеньки, Баталов ушел в работу, чтобы его семья ни в чем не нуждалась. Выйти на арену пришлось и Гитане, которая к тому времени уже была на пенсии. Общими усилиями любящие родители смогли поправить здоровье дочери. Впоследствии она получила хорошее образование — окончила сценарный факультет ВГИКа, стала писателем и сценаристом.

До глубокой старости Баталов преподавал, пока зимой 2017 года не попал в больницу с переломом шейки бедра. Он долго не мог реабилитироваться после перелома. В мае врачи приняли решение перевести актера в реабилитационный центр. Именно там рано утром 15 июня, тихо, во сне, народный артист покинул этот мир.

Единственное, что омрачало жизнь знаменитого классика — его скудное финансовое положение, в которое он попал, выйдя на пенсию. Всем известно: великий гений кинематографа работал на совесть и за искусство, но так и не сумел скопить капитал.

Впрочем, он никогда не жаловался на такое положение дел. Единственное, о чем жалел Алексей Владимирович, — что не сохранил хороших отношений со старшей дочерью, которая теперь уже воспитала его внучку Катю.

Алексей Баталов

Гоша. «Москва слезам не верит», 1979 год

В 1980 году на экраны вышел новый фильм Владимира Меньшова, которой сразу полюбился зрителям и стал лидером широкого проката в стране. Высоко работу оценили и зарубежные кинокритики - в 1981 году картина получила высшее признание - «Оскар». И, конечно, принесла славу главным героям: актеры Вера Алентова, Ирина Муравьева, Раиса Рязанова и были удостоены Государственной премии СССР.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит"

Половина одиноких женщин Советского Союза влюбилась в героя Алексея Баталова и мечтала встретить в электричке одинокого интеллигентного слесаря Георгия Ивановича. Хотя сам народный артист очень скептически относился к этому образу.

«Я прекрасно понимал, что Гоша нужен был авторам фильма, чтобы завершить двухсерийные страдания несчастной женщины. Но в третьей серии он мог ударить ее бутылкой по голове, - считал Баталов. - А почему нет? Гоша от первой жены ушел, пристает к незнакомой женщине в электричке, пьет, дерется».

Актер считал, что одинокие советские женщины просто не рассмотрели его Гошу как следует. Но все его попытки разуверить зрительниц в идеальности этого персонажа пошли крахом. Поклонницы продолжают обожать Баталова в этой роли.

Алексей Ильич Журбин. «Большая семья», 1954 год

В 1955 году фильм стал лауреатом Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший актерский ансамбль», немалая заслуга в этом Алексея Баталова.

Именно в этом фильме мы впервые сталкиваемся с новым образом рабочего, он становится интеллигентом. Баталов ломает все стереотипы о грубом пролетарии. В картине проходит яркая любовная линия отношений его тезки Алексея Журбина и ветреной девушки Кати, которую он смог простить и принять с чужим ребенком.

Кадр из фильма "Большая семья"

Роль молодого рабочего-клепальщика на судостроительном заводе принесла Алексею Баталову огромную популярность, поклонницы обрывали его домашний телефон и караулили актера у подъезда. Его начали приглашать на новые съемки. Все это сказалось на личной жизни артиста - распался его первый брак с Ириной Ростовой.

Борис Федорович Бороздин. «Летят журавли», 1957 год

Картина Михаила Калатозова по повести Виктора Розова «Вечно живые» получила «Золотую пальмовую ветвь» на Международном Каннском кинофестивале 1957 года.

Кадр из фильма "Летят журавли"

История любви Бориса и Вероники разворачивается на фоне тяжелых событий Великой Отечественной войны. В образе Бороздина Баталов передал обобщенные черты фронтовиков, не вернувшихся домой. Тонкий, мужественный, ироничный, интеллигентный - такой его герой. Конечно, все симпатии зрителей были на стороне Бориса. Баталов вновь получает всплеск народной любви, чего не скажешь о его партнерше по фильму Татьяне Самойловой - ее героиню осуждали, а Никита Хрущев даже назвал «шлюхой».

Канатоходец Тибул. «Три толстяка», 1966 год

В фильме по одноименной повести Юрия Олеши Алексей Баталов не только сыграл главную роль канатоходца Тибула, но и выступил в качестве режиссера и сценариста. Для своей картины Алексей Владимирович немного изменил первоначальный сюжет «Трех толстяков».

Кадр из фильма "Три толстяка"

Для Баталова это была очень сложная и очень удачная работа. В этом же фильме ему пришлось побыть каскадером - его герой Тибул идет по натянутой проволоке между домами без страховки. Актер тренировался целый год, чтобы сделать эти несколько шагов. Ему в этом рисковом деле помогала вторая жена, артистка цирка Гитана.

«Толстяки», несмотря на успех, стали предпоследней режиссерской работой Баталова, в 1972 году он снял еще фильм «Игрок», но больше не хотел выступать в данном качестве. Объяснял он это отсутствием команды, которая распалась после того, как Алексей Владимирович переехал из Ленинграда в Москву. Умер коллега, с которым Баталов рассчитывал снять фильм, состоящий из трех новел, а с кем-то другим он работать не мог.

«Возвращаться же к режиссерской работе сейчас, в наши дни, я не рискну. Прав Никита Михалков: сегодня нужно делать картину современными средствами, современным языком, - объяснял Баталов. - Это как дизайн автомобиля. Боюсь, что сейчас я способен сконструировать только ретро-автомобиль».

Князь Сергей Петрович Трубецкой. «Звезда пленительного счастья», 1975

Утонченный Алексей Баталов как нельзя лучше вписывается в образ князя. Ему и играть-то было не надо, просто быть собой. Благородство декабристов, их подвиг, любовь и верность их жен сделали картину Владимира Мотыля популярной у зрителей.

Кстати, в фильме есть ряд исторических неточностей, например, декабрист Сергей Трубецкой не сидел на коне во время событий 14 декабря. Но Алексей Владимирович так прекрасно смотрится верхом, что режиссеру можно простить это отступление от реальности.

Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья"

И опять поклонницы актера рыдали над судьбой его героя. Как и рыдают сегодня, когда не стало великолепного актера. Прощайте, Алексей Владимирович. Спасибо Вам за великолепные роли. Редакция сайт выражает соболезнование родным и близким Алексея Баталова.

«Большая семья» (1954)

Фильм «Большая семья» стал экранизацией романа Всеволода Кочетова «Журбины». По признанию актера, это литературное произведение оказалось едва ли не самой скучной книгой в его жизни, поэтому он даже не дочитал роман до конца. Тем не менее, роль Алексея Журбина в картине Иосифа Хейфица сделала молодого Баталова невероятно популярным.


Фрагмент кинофильма «Большая семья»

Сам актер отзывался о судьбоносной роли следующим образом: «Первая настоящая роль в художественном фильме, первая встреча с корифеями советского кино, первые дни самостоятельной актерской жизни — все было ново и захватывающе увлекательно. Все силы, все мысли, все чувства накрепко привязаны к работе, и, кажется, происходи эти съемки даже на Луне, и то ничто не могло бы оказаться интереснее и важнее».

«Летят журавли» (1957)

Трогательный фильм о влюбленных, которых разлучила война, понравился не только советским зрителям: в 1958 году картина удостоилась «Золотой пальмовой ветви» на кинофестивале в Каннах. Алексей Баталов был безмерно рад, что ему удалось поработать с легендарным Сергеем Урусевским, и писал в мемуарах, что оператор всегда находил блестящие решения.


Алексей Баталов рассказывает о съемках картины «Летят журавли»

Во время работы над фильмом Баталов серьезно пострадал: он упал с крутого берега и так сильно травмировал лицо, что актеру вместо «света, камеры и мотора» предстояла операция в ближайшей больнице. К счастью, она завершилась успешно.

«Три толстяка» (1966)

Алексей Баталов прославился не только как актер, но и как режиссер. В 1965 году он начал работу над фильмом «Три толстяка» — экранизацией одноименного произведения Юрия Олеши. Однако и актерское амплуа Баталов не оставил: в кинокартине он исполнил роль ловкого канатоходца Тибула.


Отрывок из фильма «Три толстяка»

Нельзя сказать, что картина пользовалась популярностью у кинокритиков, однако она полюбилась многим поколениям советских и российских детей, а добиться признания этой части зрительской аудитории не так-то просто.

Сам Баталов отмечал, что был неопытен и очень многого не предусмотрел во время создания фильма. Например, о сцене, в которой Тибул идет по канату над площадью, режиссер рассказывал следующее: «К монтажу подготовили кадры с нами, это был позор! Кирпичные лица, синие ноги. А ведь это центральная сцена, весь сюжет на ней завязан. Я был очень молод и пошел на риск. В здравом уме такого, конечно, сделать было нельзя». К слову, сцена была снята без участия дублеров. Баталов целый год готовился к ней и сумел виртуозно исполнить трюки.

«Звезда пленительного счастья» (1975)

Фильм, озаглавленный цитатой из стихотворения Пушкина, начинался с посвящения российским женщинам, и представительницы прекрасного пола подарком остались довольны: декабристов сыграли лучшие актеры Советского Союза, любимцы дам.


Кадры из фильма «Звезда пленительного счастья»

В этой картине Алексею Баталову досталась небольшая, но яркая и неоднозначная роль князя Сергея Петровича Трубецкого, которого считали трусом, в последний момент передумавшим выходить на площадь.

«Москва слезам не верит» (1979)

«Георгий Иваныч, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора здесь проживает?» — эти слова помнит каждый, кто хоть раз в жизни смотрел фильм «Москва слезам не верит». В роли Гоши блистал Алексей Баталов, и, возможно, именно этот образ стал главным в его кинокарьере.


Сцена пикника из фильма «Москва слезам не верит»

Владимир Меньшов, режиссер картины, рассказывал, почему решил пригласить на роль Гоши именно Баталова: «Гоша по сценарию — рабочий. Но нам нужен был рабочий-аристократ, мыслитель, философ — все-таки ему предстояло завоевать директрису завода. Гоше, как нам виделось, должно быть под сорок. Но вот однажды, когда мы со вторым режиссером Владимиром Кучинским обсуждали возможных актеров на эту роль, по телевизору пошел «Дорогой мой человек», и тут же подумалось: а что если Баталов?! Пусть ему уже пятьдесят, но его роли оказали такое мощное влияние на целые поколения — они и станут опознавательным знаком нужного нам социального героя».

В кино Алексей Баталов уже 72 года, из которых 18 отданы «Ленфильму». Артист дебютировал в 16 лет, ещё во время войны, и до сих пор остаётся суперпопулярным..

«Летят журавли»

В фильме «Летят журавли» Баталов и Самойлова составили пронзительный дуэт. Фото: Кадр из фильма

Фильм режиссёра Михаила Калатозова вышел в октябре 1957-го и сразу стал прорывом. Только в СССР этот шедевр посмотрели 28 миллионов человек. Оглушительный успех он имел и во Франции, Германии, других странах. В России картина до сих пор остаётся единственной, удостоенной высшей награды международного Каннского кинофестиваля - «Золотой пальмовой ветви». Одну из главных ролей - влюблённого в Веронику Бориса, добровольно ушедшего на фронт и погибшего в разведке - сыграл Алексей Баталов. Его дуэт с Татьяной Самойловой был настолько пронзительным, что впоследствии их называли нашими Вивьен Ли и Кларком Гейблом. Возможно, такая искренность объяснялась тем, что и между самими артистами сложились неформальные, доверительные отношения. Мало кто знает, что эффектный макияж ярких, выразительных глаз Вероники придумал именно Алексей Баталов.

«Мы встретились с Алёшенькой на даче, - вспоминала Татьяна Самойлова. - «Ты знаешь, у тебя очень красивые глаза», - сказал он мне, потом взял спичку, сжёг и нарисовал с её помощью жирные стрелки. «Вот так ты должна гримироваться, это лицо Вероники».

Самойлова настолько доверяла Баталову, что, пожалуй, единственного посвящала в свои личные проблемы. А они были серьёзными. Так, долго оставалось тайной, что молодая артистка больна туберкулёзом. От слабости она даже падала в обморок, ей делали уколы, но она всех убедила, что с ролью Вероники справится во что бы то ни стало. Также в этот период в её жизни произошло ещё одно трагическое событие. Она забеременела, но ради карьеры решила сделать аборт. Узнав, что жена избавилась от двойняшек, Василий Лановой, который тогда был её мужем, ушёл из дома...

Трудно пришлось и самому Баталову. В фильме есть сцена, когда Борис в ответ на скабрёзную шутку о любимой бьёт обидчика, начинается драка. В один из дублей Баталов упал лицом в воду, где торчали обрубленные ветки кустов. Они так сильно ранили ему лицо, что актёра срочно увезли в больницу и сделали операцию. Баталов потом признавался, что в тот момент навсегда попрощался с актёрской профессией и думал, что останется изуродованным. К счастью, его удачно «заштопали», швы зажили, и через месяц съёмки возобновились.

«Дама с собачкой»

«Дама с собачкой» вошла в золотой фонд мирового кинематографа. Фото: Кадр из фильма

Эту картину на «Ленфильме» снимали к 100-летию Чехова. Режиссёр ленты Иосиф Хейфиц хотел показать красоту человеческих отношений, увидеть «необычное в обычном». Премьера состоялась накануне юбилея великого писателя - в январе 1960 г. На главную мужскую роль Гурова Хейфиц пригласил Алексея Баталова, с которым уже работал в картинах «Большая семья», «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек». Сегодня это кажется странным, но тогда многие убеждали Хейфеца этого не делать, мол, Баталов молод и простоват. Однако режиссёр настоял на своём, и Алексей Владимирович оставался благодарен ему всю жизнь. Ведь для актёра это была знаковая работа.

«Я очень ждал, как примет публика «Даму с собачкой», увидит ли во
мне чеховского героя, - вспоминал актёр. - Эта картина была мечтой моей жизни. Я вырос в Московском Художественном театре, и всё чеховское для меня, как для актёра и мхатовца, бесценно».

Тем не менее, роль давалась непросто. Как писал впоследствии актёр, он делал всё, чтобы «всеми сторонами сблизиться, склеиться с героем».

«Отпустил бороду, стал побольше сутулиться. Для проб выбрал туфли большего размера, чтобы ноги, походка казались посолиднее, потяжелее. На безымянном пальце появилось кольцо, призванное хоть сколько-то культивировать мои привыкшие к грязным инструментам руки», - писал он.

Но начались непредвиденные сложности. Во время съёмок в Ялте у Баталова развилась тяжёлая болезнь глаз, из-за чего он не мог переносить яркий свет. Актёра даже госпитализировали в симферопольскую областную больницу. Работа над лентой остановилась, картине грозила консервация, но блестящий оператор Андрей Москвин нашёл выход. В Ялте он предложил снять со спины и общим планом дублёра Баталова, а крупные планы с самим актёром - уже в декорациях киностудии. Причём сделал это настолько мастерски, что разницы между натурой и павильоном не замечали даже профессионалы.

Результаты работы всей команды были впечатляющими. На конкурсе в Каннах в 1960-м фильм произвёл фурор и получил приз лучшей национальной программы «За гуманизм и исключительные художественные качества». Лента вошла в золотой фонд мирового кинематографа, ею восторгались Феллини, Мастроянни, а Ингмар Бергман заявил, что это одна из его самых любимых картин. Ну а Алексею Баталову на фестивале в Хельсинки в 1962 г. был присуждён почётный диплом как лучшему иностранному актёру.

«Девять дней одного года»

Образ Гусева Баталов понял как свою личную судьбу. Фото: Кадр из фильма

В этом фильме было всё необычно. Михаил Ромм для картины собрал совершенно новую команду актёров, с которыми раньше никогда не работал. Удивляла и сама тема. Учёные-атомщики, ставящие сложные эксперименты, готовые пожертвовать жизнью ради науки, были новым образом для советского зрителя. Главную роль физика Дмитрия Гусева предложили Алексею Баталову, уже знаменитому по фильму «Летят журавли». Правда, несмотря на известность, Ромм согласился его взять не сразу. Он видел в этой роли Олега Ефремова или Валентина Зубкова. Но сценарист Даниил Храбровицкий настоял, что именно Баталов со своей интеллигентностью, глубиной чувств способен воссоздать на экране трагедию молодого учёного. И не ошибся.

«Образ Гусева Баталов понял как свою личную судьбу, - писал впоследствии Ромм. - Поэтому и отнёсся к роли необыкновенно глубоко и с огромной честностью. Он принёс ощущение гибельности, смерти слишком сильное, в то время как я всё время думал, что ему ни в коем случае не нужно играть смерть».

Вместе с Иннокентием Смоктуновским и Татьяной Лавровой они составили блестящий актёрский ансамбль. Кстати, именно Баталов помог Лавровой, тогда только окончившей институт, справиться с ролью.

«Представьте себе, что должна была чувствовать я, девочка, рядом с такой поистине фантастической фигурой как Баталов, - говорила потом артистка. - Сниматься было трудно, но я смогла всё преодолеть только благодаря его огромному такту и воспитанию».

Фильм стал передовым по многим позициям. Необычным было разделение сюжета на девять условных дней, некоторые называли это даже сценическим самоубийством. По-новому строилась работа оператора, музыкальная тема. Ну а образ Гусева был такой силы, что именно после фильма вошёл в обиход термин «интеллектуальный актёр», «думающий герой».

Фильм «Девять дней одного года» вышел на экран в 1962 году, его посмотрели 24 млн. зрителей. Он получил немало престижных наград, в том числе международных. По итогам читательского опроса журнала «Советский экран» Алексей Баталов был назван «Лучшим актёром 1962 года». В 1966 году картине была присуждена Государственная премия РСФСР.

«Звезда пленительного счастья»

Алексей Баталов сыграл в фильме роль князя Трубецкого. Фото: Кадр из фильма

Эта картина режиссёра Владимира Мотыля, посвящённая судьбам и подвигу жён декабристов, вышла на широкий экран в 1975-м, к 150-летию восстания на Сенатской площади. Актёрский состав подобрался звёздный - Ливанов, Стриженов, Янковский… Ну а главным героем, кумиром миллионов был Алексей Баталов, сыгравший роль князя Трубецкого. Предложение Мотыля, с которым его связывали дружеские отношения, он принял без колебаний, подтвердив, что может сниматься только у друзей - у тех, кто его понимает, «потому что каждой роли отдает всё».

Ему удалось передать сложные душевные метания персонажа, которого многие в истории называли «несостоявшимся диктатором». Многие находили их даже внешне похожими, хотя Алексею Владимировичу тогда было 47 лет, а князю Сергею Петровичу на момент восстания исполнилось всего 35.

«Москва слезам не верит»

Баталов поначалу отказался от роли слесаря Гоши. Фото: Кадр из фильма

Лирическую историю о подругах-провинциалках зрители впервые увидели 11 февраля 1980 г. Картина сразу стала всенародно любимой, поэтому сейчас не верится, что сначала актёры отказывались в ней играть. В том числе Алексей Баталов, которого режиссёр Владимир Меньшов пригласил поработать Гошей. На эту роль пробовалось много актёров, в том числе Соломин, Тихонов, Ефремов, Дьячков. Однако Меньшов никого из них не утвердил. Отчаявшись, сам решил сыграть главного героя. И вдруг по телевизору увидел картину «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым. Меньшов сразу понял, кто ему нужен, но здесь стал протестовать сам Баталов. В роли интеллигента-слесаря он себя просто не видел.

«Я очень обязан режиссёру Владимиру Меньшову за фильм «Москва слезам не верит», - скажет потом актёр. - Я отказывался, но мне Меньшов объяснил, какой мы можем сделать роль Гоши. Это чисто его заслуга, и я ему по гроб жизни благодарен».

Непросто оказалось подобрать и пару Баталову. Рассматривались кандидатуры Вертинской, Болотовой, Купченко, Теличкиной. Но они все отказались, заявив, что сценарий неинтересный. Тогда стали искать актрису «под Баталова» и решили взять Веру Алентову.

Кстати, благодаря Баталову круто изменилась жизнь ещё одной исполнительницы - дочери главной героини, которую сыграла Наталья Вавилова. Меньшов снимал её еще в картине «Розыгрыш», но родители Наташи были категорически против того, чтобы дочь была актрисой. Они прочили ей серьёзную карьеру - устроили на курсы в МИД, готовили в институт.

Съёмки начались без Наташи, и тут Меньшову пришла в голову замечательная мысль. Уговаривать родителей он отправил Баталова. Увидев знаменитого актёра, они не смогли ему отказать. К тому же Баталов пообещал, что девушка сможет совмещать учёбу и работу над фильмом. Однако после съёмок Вавилова бросила дипломатические курсы, поступила во ВГИК и стала актрисой.

Сегодня Алексей Владимирович почти не снимается. Он преподаёт во ВГИКЕ, занимается общественной деятельностью, входит в состав многих благотворительных фондов, жюри кинофестивалей. Но для нас он, прежде всего, любимый и великий Артист.

Его, конечно, все помнят идеальным мужчиной Гошей из оскароносного «Москва слезам не верит». Но было бы несправедливо говорить только об этой роли. Блестящим был и Саша Румянцев из картины «Дело Румянцева», и Борис Бороздин из «Летят журавли», и канатоходец Тибул в снятых им же «Трех толстяках».

Алексей родился во Владимире в знаменитой семье актеров МХАТа. То, что городом его рождения стал Владимир, было случайностью. Жили они с родителями, конечно, в Москве. Когда мальчишке было пять, папа и мама развелись.

Вскоре мама вышла замуж за известного писателя, драматурга и сценариста Виктора Ардова. Отчима Баталов вспоминает с теплотой. Говорит, что Виктор Ефимович был благороднейшим человеком и благодаря ему в их семью стали входить знаменитые писатели и поэты того времени.

К примеру, мама Алексея Владимировича близко дружила с Анной Ахматовой, которая уже в старости жила в маленькой комнатке в их доме и была очень дружна с молодым Алексеем.Когда тот вернулся из армии, Анна Андреевна подарила парню деньги на новый костюм. А он на них купил подержанный москвич. «Я считаю, это замечательно!» - похвалила его поэтесса.

В школе будущий актер учился крайне плохо - ведь первые годы его образования прошли в эвакуации, во время войны.

Там мало кто из детей сидел за учебниками, все занимались чем-то другим. Баталов, например, вместе с мамой организовал первый в эвакуационной Бугульме драматический театр.

Впоследствии его отстроят и назовут именем актера, хотя, по признанию Баталова, он тогда был мальчишкой и сыграл там разве что хрестоматийного лакея, текст которого ограничивался словами: «Кушать подано».

Театром Баталов, выросший буквально за кулисами, заболел еще в раннем детстве. Конечно, мальчик мечтал продолжить династию, - как и родители, стать актером. Но до последнего сомневался: есть ли у него талант? Потому, что, считал актер, выходить на сцену без особого таланта - нонсенс.

Повороты судьбы

В послевоенную Москву Баталов вернулся с мыслью поступать в школу-студию МХАТ, куда быстро и без особых усилий поступил. В это же время, хотя парню было всего 16, Алексей Владимирович решил жениться - на дочери близкого друга семьи художника Константина Ротова, Ирине.

С ней он был знаком с пеленок, и к 16 годам, а в этом возрасте послевоенные дети уже чувствовали себя взрослыми и состоявшимися, решил сделать ей предложение.

Актер рассказывает, что в те времена никто не боялся, что будет негде и не на что жить.

Ютились, где придется: в той самой маленькой комнатушке, которую позже заняла Ахматова, у родителей Баталова; в такой же маленькой - в доме Ротовых… Через некоторое время у влюбленных родилась маленькая Надюша, а молодой папа стал много работать и совсем мало уделять внимания семье.

Сегодня Алексей Владимирович сетует, что впервые вступил в брак совсем юным и не смог сохранить ни теплые отношения с первой женой, ни дружеские - с дочерью. Впоследствии она выучилась и стала переводчиком, но отца как следует никогда не знала.

Актер

Девять дней одного года (1961)

Кинодебют Алексея Баталова состоялся еще в школьные годы и вовсе не по протекции родителей. Весь их класс тогда попал на съемочную площадку кинофильма о Зое Космодемьянской «Зоя». Баталову даже досталась какая-то реплика.

Но первая по‑настоящему звездная роль Саши Румянцева была сыграна им только в середине 50-х. Актер вспоминает, как ловко его Саша водит автомобиль, и рассказывает, что к машинам испытывал настоящую страсть еще со времен службы в армии - там научился водить.

Еще один звездный кинофильм - «Летят журавли» удостаивался самых престижных кинопремий. Тонко и проникновенно Баталов сыграл в паре с Татьяной Самойловой в этой знаменитой драме. Образ Бориса Бороздина запал в сердце миллионов зрителей.

Талантлив во всем

Профессиональных побед у Баталова много, они не ограничиваются кинофильмами. Например, значительную роль в его жизни играл «Союзмультфильм» - голос Алексея Владимировича мы слышим в «Лягушке-путешественнице», «Ключах от времени». И, конечно, культовый норштейновский «Ежик в тумане» озвучен Баталовым.

Благодаря характерному приятному баритону Алексея Владимировича часто звали поработать и над радиоспектаклями, что он с удовольствием делал, подарив советскому зрителю целую плеяду замечательных радопостановок.

Еще одно яркое увлечение Баталова - режиссура. В эту профессию он, по его же словам, сбегал от актерской. Он снял всего три картины - «Шинель», «Игрок» и «Три толстяка». Последняя оказалась самой яркой.

Во-первых, режиссер бережно отнесся к первоисточнику и положил знаменитое произведение на экран очень точно. Во‑вторых, сам снялся в роли Тибула, выполнив самостоятельно немало сложных трюков.

«Москва слезам не верит»

Москва слезам не верит (1979)

А в середине семидесятых он снова сделал попытку к бегству - на этот раз стал преподавать актерское мастерство во ВГИКе. Баталов уже не планировал сниматься, но в 1979 году его приятель и отличный режиссер Владимир Меньшов задумал свою «рядовую мелодраму».

«Москва слезам не верит» понравилась Алексею Владимировичу какой-то особенной харизмой, а герой Гоши, на роль которого звал его Меньшов, как раз ложилась на собственные черты интеллигентного и обаятельного Баталова. И он согласился.

Позже актер признается: если бы не сыграл в кинофильме, ставшем оскароносным, уже, наверное, и не имел права носить звание артиста.После «Москва слезам не верит» Баталов не снимался. Ушел на пике, так точно и ярко сыграв одну из своих самых запоминающихся ролей.

Через год он уже был профессором ВГИКа и возглавлял там одну из кафедр.

Любовь

Дама с собачкой (1960)

Еще одна строка в жизни знаменитого артиста - его романтическая история с цыганкой Гитаной Леонтенко. Ее он впервые увидел на арене цирка, где девушка выступала со своим легендарным номером на лошади. Влюбился без памяти с первого взгляда и утверждает, что никогда не забудет этого момента.

О загадочной гротескной наезднице ходили самые разные слухи. Якобы мама Гитаны - настоящая таборная цыганка, а сама девушка стала работать в цирке благодаря роману с самим Никулиным. Но артистка только смеется: вообще не известно была ли обычная советская мама Гитаны цыганкой. А в цирк она попала только благодаря железной воле и многолетним тренировкам.


Предложение возлюбленной Баталов сделал только спустя десяток лет после знакомства, когда убедился, что они по‑настоящему близкие люди. У пары родилась общая дочь, у которой обнаружился страшный диагноз - ДЦП.

Узнав о болезни Машеньки, Баталов ушел в работу, чтобы его семья ни в чем не нуждалась. Выйти на арену пришлось и Гитане, которая к тому времени уже была на пенсии. Общими усилиями любящие родители смогли поправить здоровье дочери. Впоследствии она получила хорошее образование - окончила сценарный факультет ВГИКа, стала писателем и сценаристом.

До глубокой старости Баталов преподавал, пока зимой 2017 года не попал в больницу с переломом шейки бедра. Он долго не мог реабилитироваться после перелома. В мае врачи приняли решение перевести актера в реабилитационный центр. Именно там рано утром 15 июня, тихо, во сне, народный артист покинул этот мир.


Единственное, что омрачало жизнь знаменитого классика - его скудное финансовое положение, в которое он попал, выйдя на пенсию. Всем известно: великий гений кинематографа работал на совесть и за искусство, но так и не сумел скопить капитал.

Впрочем, он никогда не жаловался на такое положение дел. Единственное, о чем жалел Алексей Владимирович, - что не сохранил хороших отношений со старшей дочерью, которая теперь уже воспитала его внучку Катю.

Большая семья (1954)

Возврата нет (1973)

Дорогой мой человек (1958)

Звезда пленительного счастья (1975)

Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя (2006)