Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Презентацию на тему "Воображение" (11 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Психология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Воображение – психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни. Продуктом воображения могут быть: образ конечного результата реальной предметной деятельности; картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности; образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем.

Слайд 3

Воображение включено в любой творческий процесс, связанный с конструированием новой техники, созданием шедевров искусства, разработкой теоретических основ развития науки. Эта включенность придает воображению интегративную роль относительно других сфер психики человека. В процессе воображения воедино сливаются логика и мышление, эмоциональность и рационализм, мысленный «беспредел» и реальность.

Слайд 4

Судя по высказываниям известных всему миру людей, можно сделать предположение о том, что впереди большинства достижений в науке, технике и технологиях идет воображение. «Без воображения невозможно никакое составление суждения», - утверждал Аристотель. «Воображение правит миром», - изрек Б. Наполеон. «Воображение делает человека чувствительного художником, а мужественного – героем», - сказал А. Франс, ничего не преувеличив.

Слайд 5

Хотя воображение тесно связано с восприятием, представлением, памятью и мышлением, оно имеет существенные отличия от них. В восприятии образы появляются при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств человека. Причем источником этих раздражителей являются реально существующие в данный момент объекты. Образ объекта при восприятии повторяет с той или иной точностью свой оригинал. В воображении же образы появляются при отсутствии реальных объектов и содержат элементы, которых, возможно, никогда не было в реальном мире и не будет. Поэтому о точности образа воображения говорить не имеет смысла.

Слайд 6

Представления порождают образы отсутствующих в данный момент объектов, но эти образы, как и при восприятии, должны повторять (восстанавливать) свои реальные оригиналы. Память помогает воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил и сохранил. В образы воображения включено то, что никогда не отражалось в памяти. Наконец, образы, появляющиеся при мышлении, есть результат заранее поставленной цели (иначе зачем мыслить!).

Слайд 7

представления действительности в образах и возможность пользоваться ими; регулирование эмоциональных состояний; формирование внутреннего плана действий; планирование и программирование деятельности; управление психофизиологическим состоянием организма.

Функции воображения по Р.С. Немову:

Слайд 8

Виды воображения: Виды воображения

по степени активности

по степени волевых усилий

преднамеренное непреднамеренное активное пассивное Грезы

Воссоздающее Творческое Мечта

Сон, дремотное состояние

Слайд 9

Воображение может проявляться в разных формах. К ним относятся: мечты; грезы; галлюцинации; сновидения.

Формы проявления воображения

Слайд 10

Мечта – отодвинутые во времени желания. Человек мечтает о том, что его привлекает, что доставляет ему радость, что удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. Иногда в мечте может быть выражен смысл всей жизни. Мечта может быть реальной и нереальной. Реальная мечта – это начало прогноза важных личных и общественных дел. Нереальную мечту можно рассматривать в 2-х вариантах. Первый вариант: человек верит в содержание, и ему кажется, что мечта сбудется. В этом случае он переоценивает свои возможности. Второй вариант: с самого начала человек осознает мечту не реальной, но все-таки отдается во власть ей. Она компенсирует жизненные неудачи, а иногда становится главным смыслом жизни.

Слайд 11

Воображение может выступать и как замена деятельности, её суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимых задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грезами, в которых отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грезы принципиально неосуществимы. Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Грезить человек может в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от бодрости ко сну. У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие.

Слайд 12

Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Галлюцинации – наиболее показательные проявления пассивного непреднамеренного воображения,при котором человек воспринимает несущий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МИХАЙЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

    Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Владимирский государственный университет Факультет права и психологии Кафедра психологии.

    урок на тему: «Воображение»

    Выполнил студент группы: Зпл – 107

    Мухрин И.И.

    г. Владимир

    урок на тему: «Воображение»

    Работу выполнила педагог-психолог

    МБОУ Михайловской СОШ

    Бойко Ксения Александровна


    План урока на тему «Воображение»

    Форма работы на уроке: Групповая, выборочно - индивидуальная.

    Цель: Дать представление о понятии воображение. Разобрать сущность, виды и его функции.

    Задачи:

    Контроль знаний : Устный.

    Время проведения: 1час 20 минут (80минут)

    1.Ознакомить с понятием «Воображение» . 2. Разобрать виды и функции воображения. 3. Разобрать чем отличается творческое воображение от научного.

    1.Организационный момент -5 мин.

    Тип урока : Комбинированный.

    2.Понятие Воображение -10 мин.

    Первый этап - теоретическая часть (первичное ознакомление с материалом).

    3. Сущность и виды воображения -20 мин.

    Второй этап - практическая часть (применение знаний на практике, обобщение и систематизация знаний, проверка усвоения информации по данной теме).

    4. Функции воображения и его развитие -10 мин.

    5. Творческое воображение -15 мин.

    6. Применение знаний на практике -15 мин.

    7. Домашнее задание -5 мин.

    Литература:

    1.Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.

    2.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. – М., 198

    Введение

    Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы.

    По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени. Возникновение работы воображения, нельзя свести ни к какому закону, оно является следствием схождения в одной точке, часто случайного, различных, изученных предварительно факторов.

    5 минут

    Понятие воображения

    Воображение – это психический процесс, который заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им. По И. Канту и Хайдеггеру воображение выступает как одна из способностей души, основа познания и осознания мира.

    Очень много известно о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм.

    Воображение человека выражается:

    1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности;

    2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью;

    3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность ;

    4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Имеет аналитико-синтетический характер, как и другие психические процессы (мышление, память, восприятие).

    Важнейшее назначение воображения в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности.

    Воображение позволяет принять решение даже при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограниченность воображения - намеченные с его помощью пути решения проблемы нередко недостаточно точны. Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.


    Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Когда проблемная ситуация отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходят механизмы воображения.

    Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при наличии приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления - здесь вступает в права фантазия.

    10 минут.

    Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

    Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.

    Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны. От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой. Исследование воображения как специфического вида активности человеческой психики показало, что следует различать его произвольную форму (художественно-творческую, технико-изобретательскую, социально-реформаторскую, педагогическую) и непроизвольную (сновидение, галлюцинации, бред); продуктивную (создающую нечто новое) и репродуктивную (воспроизводящую элементы былого опыта); реализуемую в принципе, раньше или позже (проектирующую практические действия), принципиально нереализуемую (фантазирование), реализуемую с той или иной степенью вероятности (мечта) и реализуемую опосредованно (вовлекая людей, обладающих воображением, в сотворенную фантазией писателя, живописца, актеров «художественную реальность»); нормальную (воображение художника, инженера, социального реформатора, полководца, хирурга, шахматиста, воспитателя) и патологическую (шизофренический бред, галлюцинации, мистические видения); контролируемую знаниями и опытом (в деятельности инженера-изобретателя и рационализатора) и неконтролируемую (создание утопий, прожектерство); индивидуальную и коллективную (мифотворчески-фольклорную). Такое многообразие конкретных разновидностей воображения говорит о культурном значении его инвариантной функции - создании небытия как условия рождения новых форм бытия.

    Воображать можно все что угодно и как угодно. В этом смысле воображению не положено никаких пределов и, более того, воображение является бесконечным пространством реализации человеческой свободы.

    Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).

    Сущность и виды воображения

    Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психологических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (Тематический апперцептивный тест - ТАТ, тест Роршаха, и др.) основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат.

    Воображение может быть четырех основных видов:

    Основные виды воображения

    Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

    Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

    Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

    Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

    С процессом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. По картинам И.И. Шишкина, например, ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с "документальной" точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX века И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являются поиском формы, максимально приближенной к копированию действительности.

    В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основной творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства воображения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображения предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Поэтому с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание

    действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная образность, за которой – вполне очевидные реалии. Например, плодом такого воображения является роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", фантастика братьев Стругацких и др. Обращение к столь необычным и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

    Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим "я", вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.

    Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

    Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.

    Преднамеренное пассивное воображение продуцирует специально создаваемые образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Преобладание в воображении грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности.

    Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности. Мечта - необходимое условие преобразования действительности, мотив деятельности, окончательное завершение которой по каким-либо причинам оказалось отсроченным.

    20 минут.

    Функции воображения и его развитие

    Разум человека не может находится в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

    В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций (рис.2), первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

    Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний . При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

    Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека . С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

    Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий , т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

    Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности , составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода. 10 минут .

    Творческое воображение

    Воображение играет важную роль в каждом творческом процесс, а особенно его значение велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые образы, способные быть носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненности.

    В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Ведь как известно, мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла. Но соблюдение жизненности и реальности не означает, конечно, фотографически точного копирования воспринятого, ведь у настоящего художника есть не только необходимая техника, но и особый взгляд на вещи, отличный от взгляда нетворческого человека. Поэтому основная задача художественного произведения– показать другим то, что видит художник, так, чтобы это увидели и другие. Даже в портрете художник не фотографирует изображенную персону, а преобразует воспринимаемое им. Продукт такого воображения дает часто более глубокую и верную картину, чем это может сделать даже фотография.

    Некоторые переживания, чувства людей в повседневной жизни могут быть и незаметны глазу обывателя, воображение же художника, отклоняясь о действительности, преобразует ее, ярче освещая и выпуклее показывая какую- то особо для него важную часть этой действительности. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять,– такова логика творческого воображения.

    Не менее необходимо воображение и в научном творчестве. В науке оно формируется не в меньшей мере, чем в творчестве, а лишь в других формах.

    Творческую деятельность Л.С. Выготский определяет как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

    Всю деятельность человека можно разделить на два вида, имеющие свои особенности: воспроизводящий, или репродуктивный, и комбинирующий, или творческий.

    Воспроизводящая деятельность – это сохранение прежнего опыта человека, обеспечивающее его приспособление к привычным, устойчивым условиям окружающей среды. В основе этой деятельности лежит пластичность человеческого мозга, под которой понимается способность вещества изменяться и сохранять следы этого изменения.

    Результатом же творческого или комбинирующего поведения является не воспроизведение бывших в опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. Мозг не только сохраняет и воспроизводит прежний опыт человека, но он также комбинирует, творчески перерабатывает и созидает из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Творческая деятельность делает человека «существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

    Именно эта творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности мозга, называется в психологии воображением или фантазией. Воображение является основой всякой творческой деятельности и проявляется во всех сторонах культурной жизни и делает возможным художественное, научное и техническое творчество. Поэтому не верно житейское определение воображения, как всего, что не соответствует действительности и не может иметь никакого серьезного практического значения.

    Творчество – это не удел только немногих избранных людей, гениев, создавших великие художественные произведения, сделавших большие научные открытия или изобретших какое-нибудь усовершенствование в области техники. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей это новое ни казалось. Огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит объединению многих крупиц индивидуального творчества.

    Безусловно, высшие выражения творчества остаются прерогативой гениев, но творчество – необходимое условие существования человека в каждодневной окружающей нас жизни, существования всего выходящего за рамки рутины.

    Творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве – в играх детей, которые всегда представляют собой творческую переработку пережитых впечатлений, их комбинирование и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Именно умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и есть основа творчества.

    Корни творческого комбинирования можно найти и в играх животных, нередко представляющих собой продукт двигательного воображения, но это лишь только начатки творческого воображения, получившие свое высокое развитие только у человека.

    Заключение

    Подводя итог, следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни.

    Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее. Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы создать стол). Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций (однако их актуализация отличается оттого, что наблюдается в процессах памяти). Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике художника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этими детерминирующими тенденциями.

    15 минут.

    Применение знаний на практике

    1. В чём выражается воображение человека.

    2. С чем тесно связано воображение.

    3. Дайте определение, что такое воображение.

    4. Каковы основные виды воображения.

    5. К какой форме воображения относятся сновидения, грёзы, мечты.

    6. Сколько и какие функции выполняет воображение.

    7. В чём заключается суть творческого воображения.

    15 минут.

    Домашнее задание.

    1. Подготовить устное сообщение на 5 минут по теме данного урока.

    2. Письменно ответить на вопросы по теме данного урока.

    5 минут

    Контрольные вопросы для практических занятий.


    Список используемой литературы:

    • Выготский Л. С. История развития высших психических функций. // Собрание сочинений.- Т.3.- М., 1983..
    • Гурова Л. Л, Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. // вопросы психологии.- 1991.- №6.
    • Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1994. Книга I.
    • Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М., 1977.
    • Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.
    • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. – М., 1989.
    Физические свойства
    • Нефть – это черная, а иногда темно – коричневая или бурая густая маслянистая жидкость со своеобразным запахом, нерастворима в воде. Плотность ее меньше воды.
    Проборы для анализа нефти и нефтепродуктов
    • 2 этап. Открытие нового знания
    Ректификация – это физический способ разделения смеси компонентов, основанный на различии их температур кипения
    • Ректификация – это физический способ разделения смеси компонентов, основанный на различии их температур кипения
    Переработка нефти или ректификация Самостоятельная работа
    • Инструкция:
    • 1. Прочитайте текст учебника.
    • 2. Рассмотрите образцы нефтепродуктов из
    • коллекции.
    • 3. Выпишите названия продуктов,
    • получаемых из нефти.
    • 4. Ответьте на вопрос: почему Д.И.
    • Менделеев писал: «Нефть – не топливо,
    • топить можно и ассигнациями?» Ответ:
    • нефть является ценным сырьем для
    • производства многих органических
    • веществ.
    Крекинг – это процесс термического или каталитического расщепления молекул тяжелых углеводородов на вещества с меньшим числом углеводородных атомов в молекуле.
    • Крекинг – это процесс термического или каталитического расщепления молекул тяжелых углеводородов на вещества с меньшим числом углеводородных атомов в молекуле.
    Резервуары для хранения и перевозки нефти Закрепление
    • 1. При каких условиях осуществляется:
    • а) термический крекинг; б) каталитический крекинг.
    • 2. Какие углеводороды образуются в результате крекинга?
    • 3. Какой крекинг является более прогрессивным? (каталитический)
    • 4. Из нефти и продуктов ее крекинга можно извлечь достаточно большое количество гексана. Напишите уравнения для предложенной ниже схемы превращений гексана, назовите полученные продукты и предложите способы их применения.
    • Загрязнение окружающей среды
    Природоохранительные меры
    • - совершенствование способов и технологии добычи, хранения, транспортировка нефти;
    • - уменьшение количества аварий на морских платформах, увеличения безопасности судоходства;
    • - необходимо удалять из нефтепродуктов серу и азот, чтобы при сжигании топлива в атмосферу не попадали их оксиды.
    Способы очистки от нефтяных пятен
    • 1. Самоликвидация.
    • 2. Химическое рассеивание.
    • 3. Поглощение.
    • 4. Ограждение.
    • 5. Биологический.
    1. Самоликвидация - этот метод применяют в том случае, если нефть разлита далеко от берегов и пятно небольшое (в этом случае пятно лучше совсем не трогать). Постепенно оно растворится в воде и частично испарится. Иногда нефть не исчезает и через несколько лет, мелкие пятна достигают побережья в виде кусочков скользкой смолы.
    • 1. Самоликвидация - этот метод применяют в том случае, если нефть разлита далеко от берегов и пятно небольшое (в этом случае пятно лучше совсем не трогать). Постепенно оно растворится в воде и частично испарится. Иногда нефть не исчезает и через несколько лет, мелкие пятна достигают побережья в виде кусочков скользкой смолы.
    2. Химическое рассеивание. Существуют химические препараты для ликвидации нефтяных пятен.
    • 2. Химическое рассеивание. Существуют химические препараты для ликвидации нефтяных пятен.
    • Диспергенты - это вещества, которые разбивают нефтяной слой на мельчайшие капельки, не смешивающиеся друг с другом. Применяют для активизации естественного рассеивания нефти.
    • 3. Поглощение. Всем вам известны солома и торф. Они поглощают нефть, после чего их можно аккуратно собрать и вывезти с последующим уничтожением. Этот метод годится лишь в условиях штиля и только для небольших пятен. Способ весьма популярен в последнее время из-за своей дешевизны и высокой эффективности. Существуют и другие сорбенты - вещества, впитывающие нефть и позволяющие затем удалить ее с поверхности воды.
    4. Ограждение и последующее механическое удаление нефти. Если нефтяное пятно окружить плавающими заграждениями, оно не будет увеличиваться в размерах. Такие заграждения можно даже передвигать в удобное для ликвидации нефти место. Затем специальное судно откачивает нефть насосами. Но эту откачанную нефть использовать как топливо нельзя, кроме того, этот метод применяется только при спокойной погоде, т. е. когда на море нет волн. А если авария произошла в полярных водах, нефть становится вязкой, что влечет за собой некоторые трудности.
    • 4. Ограждение и последующее механическое удаление нефти. Если нефтяное пятно окружить плавающими заграждениями, оно не будет увеличиваться в размерах. Такие заграждения можно даже передвигать в удобное для ликвидации нефти место. Затем специальное судно откачивает нефть насосами. Но эту откачанную нефть использовать как топливо нельзя, кроме того, этот метод применяется только при спокойной погоде, т. е. когда на море нет волн. А если авария произошла в полярных водах, нефть становится вязкой, что влечет за собой некоторые трудности.
    5. Биологический (биоремедитация). Технология, в основе которой лежит использование микроорганизмов, способных окислять углеводороды.
    • 5. Биологический (биоремедитация). Технология, в основе которой лежит использование микроорганизмов, способных окислять углеводороды.
    • 3 этап. Подведение итогов работы
    Домашнее задание
    • 1. Выберите проблему и постарайтесь найти способы решения этой проблемы.
    • 2. Напишите письмо жителям планеты земля, обратившись к ним за помощью в предотвращении экологической катастрофы, которая нависла над биосферой в результате извлечения, переработки и использования природных источников углеводородов.
    • Пора бы человечеству понять,
    • Богатства у природы отбирая,
    • Что землю надо тоже охранять,
    • Она, как мы, такая же
    • живая.

    Презентация по дисциплине «Химия» по теме: «Нефть, состав и свойства. Переработка нефти. Нефтепродукты, их применение.» студентки гр. 1ГК-5С ГБОУ СПО КГИС N1 Чистовой Елены Преподаватель: Гудкова Е.С гг




    Состав нефти Нефть представляет собой смесь около 1000 индивидуальных веществ, из которых большая часть – жидкие углеводороды и гетероатомные органические соединения, остальные компоненты – растворенные углеводородные газы, вода, минеральные соли, растворы солей органических кислот и другие механические примеси (частицы глины, песка, известняка). Состав нефти нельзя выразить одной формулой т.к. нефть имеет различный состав в зависимости от месторождения.






    Из нефти выделяют разнообразные продукты. В начале из нее удаляют растворенные газообразные углеводороды (преимущественно метан). После отгонки летучих углеводородов нефть нагревают. Первыми переходят в газообразное состояние и отгоняются углеводороды с небольшим числом атомов углерода в молекуле, имеющие низкую температуру кипения. С повышением температуры перегоняются углеводороды с более высокой температурой кипения. Таким образом, можно собрать отдельные смеси (фракции) нефти.










    5) Остаток после перегонки нефти – мазут (мазут также разделяют на фракции: соляровые масла – дизельное топливо, смазочные масла, вазелин). Из некоторых сортов нефти получают парафин. После отгонки остается гудрон (его широко применяют в дорожном строительстве).


    Крекинг нефти Выход бензина из нефти можно значительно увеличить (до 70%) путем расщепления углеводородов с длинной цепью на углеводороды с меньшей относительной молекулярной массой. Такой процесс называют крекингом (от англ. to crack – расщеплять). Установка термического крекинга В.Г.Шухова, Баку, СССР, 1934


    Различают два основных вида крекинга: термический и каталитический. Термический крекинг – расщепление молекул углеводородов, протекающие при высоких температурах. Каталитический крекинг – расщепление молекул углеводородов в присутствии катализаторов и при более низких температурах.


    Нефть и экология Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в окружающей среде. Основными источниками загрязнения нефтью являются: работы при обычных транспортных перевозках нефти, аварии при транспортировке и добычи нефти, промышленные и бытовые стоки.






    По предположениям геологов, к 2034 году иссякнут все имеющиеся в нашем распоряжении запасы нефти, если скорость её потребления сохранится таковой, какова она сейчас. Именно поэтому значение природного газа, попутных газов нефти и продуктов её переработки, а также каменного угля неуклонно растет с каждым днем для осуществления важнейших промышленных синтезов.

    Презентация по теме «Нефть и нефтепродукты» содержит большой объём материала: что такое нефть, виды нефти, переработка нефти, важнейшие продукты переработки нефти, рисунок установки для переработки нефти, применение продуктов переработки нефти. Несмотря на большой объём, информация предлагается в сжатом, логически выстроенном виде, поэтому способствует легкому восприятию учащимися. Презентацию можно использовать для проведения урока –лекции в 10 классе при изучении темы «Природные источники углеводородов».

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Ямало-Ненецкий автономный округ г.Ноябрьск МБОУ СОШ №9 Выполнила: Учитель химии Нигаматова Айгуль Разифовна Нефть и нефтепродукты 27.10.2013 Нигаматова А.Р.

    Что такое нефть? Нефть – маслянистая жидкость с характерным запахом, от светло бурого до чёрного цвета; представляет собой смесь различных углеводородов (~150) с примесями других веществ 27.10.2013 Нигаматова А.Р.

    Виды нефти Классификация Примеры По преобладающему содержанию углеводородов 1.Метановая (алканы) 2.Нафтеновая (циклоалканы) 3.Ароматические (бензол и его гомологи) 4.Смешанная (смесь алканов, циклоалканов и ароматических углеводородов) По плотности 1.Лёгкая (p

    Переработка нефти Первичная переработка (физические процессы) Очистка Обезвоживание, обессоливание, отгонка летучих УВ Перегонка Термическое разделение нефти на фракции, основанное на разности t ⁰ кип. УВ, имеющих разную молекулярную массу Вторичная переработка (химические процессы) Крекинг Расщепление УВ с длинной цепью и образование УВ с меньшим числом атомов в молекулах Риформинг Изменение структуры УВ путём изомеризации, алкилирования, циклизации (ароматизации) 27.10.2013 Нигаматова А.Р.

    Первичная переработка нефти 27.10.2013 Нигаматова А.Р. Сырая нефть Очистка нефти Прямая перегонка Стабилизированная нефть Нефтепродукты

    Вторичная переработка нефти 27.10.2013 Нигаматова А.Р. Нефтепродукты Каталитический крекинг Термический крекинг Товарные продукты Риформинг

    Схема установки для перегонки нефти 27.10.2013 Нигаматова А.Р. 3 . . . Бензин Лигроин Керосин Газойль Мазут Нефть Пар Нефть 1.Трубчатая печь 3.Холодильник 2.Ректификационная колонна 1 2 t кип. 40-200 ⁰С t кип. 150-200 ⁰С t кип. 180-300 ⁰С t кип. 270-350 ⁰С остаток

    Продукты перегонки нефти 27.10.2013 Нигаматова А.Р. Керосин (отС 12 до С 18) Лигроин (отС 8 до С 14) Бензин (отС 5 до С 11) Фракции нефти Мазут (отС 20 до С 40) Газойль (отС 14 до С 25)

    Применение нефтепродуктов 27.10.2013 Нигаматова А.Р. Бензин Лигроин Керосин Газойль Авиационное и автомобильноё топливо, хороший растворитель Горючее для тракторов, растворитель в лакокрасочной промышленности, идёт на переработку в бензин Горючее для реактивных двигателей Дизельноё топливо Мазут Гудрон (асфальт) - покрытие дорог, кровли зданий Парафин - изоляционный материал, используется в медицине и пищевой промышленности Смазочные масла - смазка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

    Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

    В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

    Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

    Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

    Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"