Официальная информация о месторасположении бункеров, линий, станций и объектов так называемого «Метро-2» отсутствует. Правительство Российской Федерации ни подтверждало, ни опровергало его существования, однако о нём не раз упоминали в своих интервью бывшие высшие государственные деятели, в частности Заместитель председателя правительства Михаил Полторанин, руководитель протокола и советник Президента России Владимир Шевченко, а также руководство Московского метрополитена, прямо либо косвенно подтверждая реальность существования системы таких объектов.





Расположение и сам факт существования подобных сооружений относятся к государственной тайне.

Название «Метро-2» придумал писатель Владимир Гоник, оно начало употребляться журналистами с начала 1990-х годов и продолжает использоваться и поныне в СМИ, тематических интернет-форумах и блогах, а также в художественной литературе, обрастая мифическими подробностями.

Скептики относят факт существования секретных московских подземных транспортных коммуникаций так называемого «Метро-2» к разряду городских легенд и художественному вымыслу. Более или менее достоверным можно считать существование линии от нового здания Министерства обороны на Знаменке до объекта в Тропарёво-Никулино, официально называемого «Лабораторией испытаний и измерений Метрополитена» и строящейся системы ОАО "Трансинжстрой". Эти две линии-системы были посещены командой диггеров МГУ и группой энтузиастов НИО «Азимут».

Согласно слухам, система гораздо более разветвлённая и уходит далеко за пределы Москвы: сообщается о линиях в города Чехов, Краснознаменск и Балашиху. Эти слухи не имеют подтверждений.

Летом 1992 года литературно-публицистический журнал «Юность» опубликовал роман писателя и сценариста Владимира Гоника «Преисподняя», действие которого разворачивается в подземных бункерах Москвы. Ранее, весной того же года отрывки из романа опубликовал еженедельник «Совершенно секретно».

В интервью корреспонденту газеты «КоммерсантЪ» в 1993 году на презентации своей книги писатель заявил что термин «Метро-2» был введен именно им, а роман был написан на основе собранных лично им за двадцать лет сведений о бункерах и линиях секретного метро, связывающих их. Гоник признался что писал роман с 1973 по 1986 год, а также что некоторые сведения о трассировках прохождения спецтоннелей и расположении спецобъектов в тексте романа умышленно искажал.

Позднее писатель Владимир Гоник утверждал, что бункеры так называемого «Метро-2» служили для размещения в них руководства Политбюро и ЦК КПСС, а также членов их семей на случай войны. С его слов, якобы, Генеральный Секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев лично посетил в начале 1970-х годов главный бункер, после чего наградил председателя КГБ СССР Юрия Андропова Золотой медалью Героя Социалистического труда. В бункере каждому члену ЦК КПСС полагались апартаменты площадью до 180 кв.м. с кабинетом, комнатой отдыха, пищеблоком и санузлом.

Свои сведения Гоник собирал, как он утверждает, от своих пациентов, работая врачом в поликлинике Министерства Обороны.
После публикации романа, в 1992-1993 годах тему существующих секретных линий московского метрополитена поднимали в своих публикациях российские СМИ, в частности, журнал «Огонек», называя эти подземные объекты как «Метро-2»

В 2004 году руководитель протокола президента СССР Михаила Горбачева и первого президента России Бориса Ельцина Владимир Шевченко первым из бывших высших государственных чиновников фактически подтвердил наличие в Москве секретного метро:

"Сведения о числе подземных коммуникаций сильно преувеличены. При Сталине, который очень боялся покушений на свою жизнь, в самом деле работала одноколейная ветка подземного метро от Кремля до так называемой ближней дачи в Волынском. Сегодня ни дачей, ни веткой метро не пользуются. Кроме того, существовали подземные транспортные коммуникации между Генеральным штабом и несколькими другими правительственными объектами"

В 2008 году Шевченко вновь коснулся темы «Метро-2»:

"В настоящее время кремлевское метро никак нельзя назвать транспортной артерией, и, насколько мне известно, для ее дальнейшей эксплуатации требуется капитальный ремонт: ведь помимо прочего там проходит множество подземных коммуникаций, которые со временем ветшают"

Как рассказывает Михаил Полторанин, вице-премьер и министр в правительстве Бориса Ельцина в начале 1990-х годов:

"Это и разветвленная сеть тоннелей, и запасной командный пункт на случай войны, откуда можно командовать ядерными силами страны. Там может укрыться большое количество человек - это было необходимо для его обслуживания. Знаю, что в "Метро-2" есть ветки, которые уходят в Подмосковье, чтобы командование могло переместиться подальше от эпицентра ядерного удара"

Начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев в 2007 году на вопрос «Существует ли метро-2» ответил:

"Я бы удивился, если бы его не существовало"

В том же году в интервью газете «Известия» он заметил:

"Ходит много разговоров о существовании секретных транспортных тоннелей. Отрицать ничего не буду. Я бы удивился, если бы их не было. Вы спрашиваете: можно ли их использовать для перевозки пассажиров? Решать это не мне, а тем организациям, на чьем балансе находятся эти объекты. Я такой возможности не исключаю"

В 2008 году в интервью газете «Аргументы и факты» руководитель независимого профсоюза московского метрополитена Светлана Разина призналась:

"Несколько лет назад среди машинистов депо «Измайлово» проводили набор для службы на секретных линиях. И хотя желающих было много, отобрали только одного. Попасть на территорию этих тоннелей могут только люди со специальным допуском. Чаще всего на этих ветках используются очень короткие составы, состоящие из электровоза на аккумуляторах и одного пассажирского вагона"

Как сообщил в своем материале корреспондент государственного информационного агентства «ИТАР-ТАСС» в 2007 году:

"Линии "Метро-2" долгое время находились в ведомстве КГБ, а впоследствии перешли под крыло ФСБ"

Ещё в 1992 году в интервью корреспонденту американского журнала «Time» заместитель директора Гостелерадио Игорь Малашенко рассказал о существовании в Софрино в 30 км к северо-востоку от Москвы телевизионного ретрансляционного центра, построенного во времена Хрущева на большой глубине под землей на случай ядерной войны. По словам Малашенко, в то время оборудование центра оказалось непригодным для использования, поскольку устарело. Малашенко говорит что такая же судьба постигла и многие подземные бомбоубежища, в частности, систему подземных бункеров под зданием МГУ, которые по его словам были затоплены и пришли в негодность.

Олег Гордиевский, бывший полковник КГБ СССР, 11 лет шпионивший на британскую разведку и сбежавший в 1985 году в Великобританию, в 2001 году в интервью газете «Аргументы и факты» назвал «главным секретом КГБ, который не раскрыт до сих пор»:

"Подземные коммуникации спецслужб. Я знаю, что КГБ имеет под землей грандиозные сооружения, целые города, равных которым попросту не существует"

В 2006 году в центре Москвы был открыт для доступа граждан Музей холодной войны (Экспозиционный центр "ЗКП «Таганский»), находящийся на глубине более 60 метров. Ранее в нём располагался секретный бункер ПВО, соединенный с тоннелем действующей Кольцевой линии Московского метрополитена.

В 1996 году был открыт филиал Музея вооруженных сил на базе бывшего Запасного командного пункта Верховного Главнокомандующего ВС СССР И. В. Сталина в московском районе Измайлово. Согласно данным официального сайта музея, объект соединен 17 километровой подземной дорогой с Кремлем, предназначенной для поездки на автомобиле. Его строительство велось в 1930-е годы и являлось частью государственной программы обеспечения обороноспособности страны.

Подземный «город» в Раменках
На юго-западе Москвы, по данным СМИ, в районе Раменки под пустырем к юго-западу от главного здания МГУ и комплексом зданий Научно-Исследовательской базы Объединения «Наука» (НИБО «Наука») на глубине до 180-200 метров расположен крупнейший в Москве подземный бункер. По тем же данным, он связан с другими подземными объектами Москвы тоннелями. Якобы, он предназначен для размещения 15 000 человек. Комплекс наземных зданий был построен в 1975 году по проекту архитектора Евгения Розанова. Строился объект организацией Главспецстрой.
Одним из первых о нём написал американский журнал Time в 1992 году. В своем материале журналист ссылается на неназванного им офицера КГБ, который утвеждает что принимал участие в строительстве крупного подземного объекта в Раменках, строительство которого было начато в середине 1960-х годов и закончено к середине 1970-х.

Этот объект был назван журналистом «Подземный город», который, якобы предназначен для того, чтобы 15 000 человек могли укрываться в течение 30 лет после ядерного удара по Москве.
26 декабря 2002 года в подземных коллекторах этого объекта по адресу Проспект Вернадского, 12 А произошёл пожар, в результате которого были повреждены электрические кабели. Информация об этом попала в открытые источники благодаря судебному иску, который предъявило руководство НИБО к Мосэнерго
В СМИ фигурирует название этого объекта «Раменки-43». Название происходит от ул. Раменки, 43 где якобы находится один из входов в подземные сооружения. Стоит отметить, что по данному адресу расположены Военизированный горноспасательный отряд 21 (ВГСО 21) ФГУ «УВГСЧ в строительстве» и 1-й военизированный горноспасательный взвод (1-й ВГСВ) ВГСО 21 ФГУ «Управление военизированных горноспасательных частей в строительстве». Такое близкое (менее 300 метров) расположение неслучайно: ВГСО 21 обслуживает шахту 6Р ОАО "Трансинжстрой".
По некоторым сведениями функции Генерального заказчика строительства специального объекта в Раменках ("строительство №110") выполняло 9-ое Центральное управление Министерства обороны, созданное в 1955 г.(в/ч 57328).
Объект в Раменках, как утверждается, соединён с линией Д-6 и системой ОАО Трансинжстрой.

Отмечены шахты над подземным командным пунктом в Раменках (иллюстрация: Military forces in transition. DOD. 1991)

Линия 1 (Д-6)
Линию начали строить в середине 1950-х годов, хотя сама идея, вероятно, появилась ещё при Сталине. Служит для удобной транспортной связи объектов Минобороны.
В 1950-х существовал временный тоннель, соединяющий метро и первую линию метро-2. Впоследствии этот тоннель был закрыт, поскольку появилось новое соединение в районе станции Спортивная во время второй очереди строительства метро-2 при Хрущёве.
Основная часть построена в 1967 году, полностью - в 1980 году, протяжённость вместе со всеми ответвлениями чуть менее 25 км. Начинается от «Генерального штаба Министерства Обороны РФ» (новое здание) и имеет 2 ответвления. Одно ответвление заканчивается станцией и двумя тупиками в объекте в Тропарёвском лесопарке, официально носящим название «Лаборатория измерений и испытаний Московского метрополитена». Другое ответвление заканчивается в районе СМУ-155 ОАО «Трансинжстрой»

эскалаторный наклон на «Арбатской-3»

фрагмент схемы путевого развития Московского метрополитена с системой Д-6.

Трассировка Д-6 (станции названы условно):
-«Арбатская-3» (расположена под новым зданием Министерства обороны), на «станции» расположен разъезд, также имеется сбойка со станцией Арбатская.
-«Чертолье» (предположительно, сбойка с войсковой частью № 25555 в Староконюшенном переулке).
Сбойка в районе станции метро «Парк культуры» с бункером Кольцевой линии.
-«Фрунзенская-2» (сбойка с комплексом зданий Министерство обороны на Фрунзенской набережной, а также ходок к Центру заказов и поставок материальных и технических средств тыла Вооружённых Сил РФ на Большой Пироговской, 23).
-«Университет-2»(конечная станция основной ветки Д-6 со входом в один из блоков объекта Научной Исследовательской Базы Объединения «НАУКА» (НИБО «НАУКА»).
-За несколько пикетов до станции «Университет-2» имеется съезд с главной ветки Д-6 на ответвление, затем, оно разделяется на два второстепенных. Одно из которых заканчивается в районе СМУ-155 ОАО «Трансинжстрой» на улице Лобачевского и имеет многочисленные сбойки с «подземным городом».
-Другое ответвление Д-6 уходит в Тропарёво, где под площадкой Лаборатории измерений и испытаний Мосгортранса заканчивается двумя тупиками и станцией. На своем протяжении данная ветка имеет сбойки с несколькими блоками объекта НИБО «НАУКА», комплексом зданий ГУСП, возможно с Академией ФСБ или ИКСИ.
ВШ 341 Арбатско-Покровской линии на Воздвиженке совмещена с Д-6. Кроме того, совмещена ВШ-133 возле метро Фрунзенская. Больше совмещенных шахт НЕТ.

Существует соединение между гражданским метро и системой Д-6, начинающееся как ответвление от южного направления Сокольнической линии после станции Спортивная. Официально это оборотный тупик. Контактный рельс в этом тоннеле обрывается за 20 метров до решётчатых ворот, прикрытых стеклотканью, за ними видны следующие ворота Д28 с массивным бетонным блоком. Тоннель продолжается дальше, подныривает под тоннель Сокольнической линии в сторону Воробьёвых гор и сразу после пары гермоворот Д29 и Д29А находится стрелка гейта с линией Д-6. Hа въезде в этот тоннель, по слухам, находится единственный в московском метро светофор с двумя красными.

Открытые гермоворота Д28: 1, 2

Часто упоминается, что в Метро-2 можно попасть из Главного здания МГУ (утверждают, что вход в тоннель, ведущий в Раменки, находится в 3 подвале главного здания). Однако эта информация была опровергнута так называемыми «диггерами», исследователями подземелий МГУ.
Предположительно, через некоторое время после строительства Линии 1 (Д-6) была построена сверхглубокая (130-150 м) безрельсовая выработка между зданиями Генштаба Министерства обороны на Арбатской, Кремлем и Лубянкой. Этим занималась стройплощадка на Никольской улице под названием «Строительство № 100».
Коллектив Тоннельного отряда № 6 провожал Виктора Фроловича на заслуженный отдых. Уходил последний из поколения пятидесятников, а их тогда на строительство № 100 только из Таманской дивизии пришло более трехсот человек. Бравые гвардейцы-таманцы появились в Москве, у ветхого домика за номером десять на улице Разина вскоре после ноябрьского (1951 года) парада на Красной площади, где большинство из них в седьмой раз за время службы прошагали стройными рядами мимо Мавзолея В. И. Ленина. Адрес конторы они узнали от представителя Метростроя, который приезжал в часть незадолго до демобилизации.

Линия 2 (Система ОАО «Трансинжстрой»)
Разветвлённая двухуровневая транспортная система, сооружаемая ОАО «Трансинжстрой». Строительство было начато в 80-х годах. Находится в ведении ССО(Службы Специальных Объектов) ГУСП. На линии создано несколько промежуточных бункеров, много станционных заготовок большого сечения. Протяжённость магистральных тоннелей системы не менее 40 километров.

Иллюстрация из журнала СпецХакер № 3 от 2001 года, статья «Это глубже чем метро»

Стройплощадки ОАО «Трансинжстрой» на улице Обручева(СМУ_162), Серпуховской(СМУ-162), у ЦДХ(Шахта № 990 СМУ-154), в Кадашёвском 2-ом(СМУ-154), Кривоколенном(Шахта № 732) Уланском и Архангельском переулках непосредственно относятся к этой системе.
Редкие вентиляционные шахты оправдывает сложная разветвлённая система подходных выработок и отдушин в районе спецсооружений по трассе линии.

Расположение шахт/входов в систему ТИС

Легендарные линии
Информация о существовании этих линий находится целиком в области городских легенд и ничем не подтверждается.

Система Совмина
Линия была построена в середине 70-х годов. Начинается под Домом правительства РФ (зданием Совмина). Дальше частично идёт под Кутузовским проспектом, пересекая Киевский вокзал, где находится один из бункеров связи. Существует распространённое мнение о существовании станции под гостиницей «Украина». Линия продолжает идти вдоль Бережковской набережной через гостевые дома ФСО и Мосфильмовскую улицу до блоков Раменского подземного комплекса, расположенных под спецавтобазой ФСО и в/ч 95006 ГУСП.
Через бункер можно перейти на Линии 1 и 2. Возможно, линия идет далее до Научно-исследовательского института «Восход» (ФГУП НИИ «Восход») на ул. Удальцова, занимавшегося разработкой системы по заказу Совмина.
«… Более тридцати лет назад НИИ автоматической аппаратуры (НИИ АА), занимавшее самые передовые позиции в области применения вычислительной техники, получил государственный заказ от Управления делами Совмина СССР на разработку системы управления народным хозяйством как в мирное время, так и в кризисных ситуациях…
… Институтом был создан и внедрен ряд крупных автоматизированных систем, заказчиками которых являлись ЦК КПСС, Военно-промышленная комиссия Совмина СССР, Министерство обороны СССР, КГБ СССР, МИД СССР, Пограничные войска СССР и ряд других министерств и ведомств. Значимость и масштабность первых правительственных заказов свидетельствовали о большом доверии к коллективу Института и об огромной ответственности, которая легла на его плечи…»

Заревская система
Недостроенная система, находящаяся в ведении Министерства обороны. В 1970-х планировался тоннель, соединяющий спецобъекты Минобороны в Балашихинском районе (дислокацию спецподразделений) со зданием КГБ (ныне ФСБ) на Лубянской площади в Москве. Однако, тоннель в сторону Москвы достроен примерно до Свободного проспекта(объекты: В/ч № 3747 внутренних войск МВД РФ, В/ч 11135, 18 ЦНИИ ГШ. Строительством этого спецтоннеля занималось СМУ-13 Метростроя.
Стройплощадки системы: база Метростроя в Кучинском лесопарке и база ФГУП «Спецстрой» в Реутове.
Имеются устные показания некоторых болтливых бывших военнослужащих, которые единогласно заявили о «запущенности» объекта и непроходимых завалах на путях, но было бы ради чего копаться в этом, так как далее имеется элементарный тупик, следовательно строительство начиналось, но не закончилось. Но так как эту информацию не представляется возможным проверить, то все интересующееся вплотную данной темой сообщество признало это направление также несостоявшимся и существующим на уровне мифа.
Имеется неподтверждённая информация, что строительство станции Новокосино увязывается с реконструкцией/строительством объектов Зарёвской системы.
«… когда на месте южного Реутово стояли избы села Крутицы, и Новокосино-то не было, уже посреди пустыря шли вентканалы шахты тоннеля…»

Чеховская система
Связывает подходными выработками военные бункеры в Чеховском и Ленинском районах Подмосковья. Строилась в начале 80-х. Вопреки многочисленным слухам, тоннельное соединение с Москвой недостроено - магистральный тоннель доходит до города Видное, затем разветвляется на две линии: одна в сторону объектов ФАПСИ в Царицынском парке, другая - должна была идти примерно вдоль планируемого западного дублёра Варшавского шоссе.
Действительно, в н.п. Алачково и Захарково имеются производственные базы ОАО «Трансинжстрой» и, действительно, под несколькими агломеративными поселениями Чехова (в том числе Ваулово) имеются бункеры, некоторые из них объединены подходными выработками. Связь сети чеховских бункеров с Москвой планировалась и, это правда, генплан был подготовлен, однако, строительство этой очереди спецтоннелей велось в 80-х годах и было прервано уже в 90-х. В данный момент некоторые работы ведутся, но далеко не с той интенсивностью, которая имела место ранее при другой власти и другими оборонными задачами.
В 2009 году во время строительства развлекательного центра в самом конце проспекта Ленинского комсомола города Видное строители якобы наткнулись на тоннель Метро-2, процесс строительства прервался на несколько месяцев

Линия в Барвиху
В последней версии схемы Юрия Зайцева указана линия, проходящая через Рублёвское шоссе, бункер ГО А-50 рядом с домом Ельцина на Осеннем бульваре и далее в Барвиху и Власиху. Однако её существование ничем не подтверждено и схема, возможно, является дезинформацией.

Другие линии
Предполагается, что существует тоннель, соединяющий Одинцово и Краснознаменск. Также сообщалось о системе, обслуживающей объекты у ВДНХ. Некоторые работники ГРУ утверждают, что здание их ведомства на Полежаевской соединяется подземным автомобильным тоннелем со зданием Министерства Обороны на Арбатской.
Непонятным остаётся истинное назначение стройплощадок (принадлежат ОАО «Трансинжстрой», судя по вывескам) на Баррикадной, Новорязанской ул., в Крылатском, у ВДНХ, Таганской, в Одинцово.

Здесь расположен дипломатический городок, где живут сотрудники 16 посольств*, и студенческий. В районе улиц Довженко и Пудовкина получали жилье кинематографисты и сотрудники СовМина, на Мосфильмовской - Министерства обороны, на Мичуринском проспекте — преподавательский состав университета и сотрудники Газпрома. Люди, проживающие в таком месте, ассоциируются с высоким уровнем образования и дохода.

Граница района с севера проходит вдоль Третьего транспортного кольца и набережной Москва-реки, с юга вдоль парка им. 50-летия Октября и ул. Лобачевского, с запада по колее Киевского направления МЖД, с востока вдоль Проспекта Вернадского. Есть и много неофициальной информации о подземном городе на территории района и тайной ветке Метро-2.

Свое название район получил от одноименной деревни, главная улица которой располагалась перпендикулярно Мичуринскому проспекту на месте улицы Раменки. Название "Раменка" происходит от слова «раменья», что означает густой лес. На территории современного района на возвышенности правого берега Москвы-реки находились и села: Воробьево, Троице-Голенищево, слобода Потылиха, Каменная плотина и деревня Гладышево.

Экология

В Раменках нет промышленных предприятий, а “роза ветров”, идущая сквозь район, несет чистый воздух с юго-запада. Половина территории района не жилая: в нее входит государственный заказник Воробьевы горы, за счет которого район находится на первых позициях по чистоте воздуха. К смотровой площадке прилегают университетский городок МГУ и Ботанический сад Университета.

На значительной территории заказника расположен комплекс гостевых домов Управления делами Президента. На улице Косыгина в свое время проживали президенты АН СССР академики Келдыш и Александров, Председатель Совмина А.Н. Косыгин, высшие руководители страны Хрущев и Горбачев.

С северо-запада зеленой стеной Раменки защищает природный заказник «Долина реки Сетунь», в которой зарегистрированы 14 видов растений и 11 видов животных из Красной книги города Москвы. В 2017 г., нарушая Закон «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве», Градостроительно-земельная комиссия г. Москвы одобрила проект застройки известному девелоперу общей площадью около 1,3 миллиона кв. м. на территории между ул. Лобачевского, Мичуринским проспектом и р. Раменкой.




На ул. Мосфильмовской расположен первый в России гольф-клуб, его территория составляет 17 га зеленого газона. Площадь лесопарка им. 50-летия октября, расположенного возле проспекта Вернадского составляет 67 га.


Парк 50-летия октября

Транспортная обстановка

Путь до центра города своим ходом или на автомобиле из Раменок не займет более 20-30 минут, до МКАД 15 минут, а до любого ближайшего парка 5-10 минут. Выезд из района возможен через Минскую ул. и Кутузовский проспект, ул. Косыгина, Воробьевское шоссе и ТТК, Ломоносовский проспект, пр. Вернадского и Ленинский проспект. Общая протяженность дорог района составляет более 46 км.




Главная магистраль района, Мичуринский проспект, много лет известна своими пробками по причине отсутствия станций метро внутри района. Не только на протяженности самого проспекта, но и далее вдоль всего Боровского шоссе. Последние 5 лет проспект частично перекрывают для строительных работ, итогом которых стало открытие станций метро “Раменки” и “Ломоносовский проспект” и эстакада на пересечении с ул. Лобачевского. На отдельных участках проспект расширили до 10 полос движения.

В первом квартале 2018 г. откроются станция метро “Мичуринский проспект” со смотровой площадкой и другие 7 станций Солнцевско-калининской линии на участке “Раменки-Рассказовка”, что существенно снизит нагрузку на наземный транспорт.

Строительство станции метро "Мичуринский проспект"

Так же Правительством Москвы одобрен проект планировки территории 5,5 га под транспортно-пересадочный узел «Мичуринский проспект»: инвесторы хотят построить 53 тыс. кв. м жилой недвижимости, 16 тыс кв. м торговых помещений и паркинг на 426 машиномест.

В конце Мосфильмовской улицы открыт съезд на первый участок Южного дублера Кутузовского проспекта, который, возможно, разгрузит другие магистрали, но ухудшит ситуацию с пробками в районе. Особенно это скажется на жителях “старой” Мосфильмовской, которые так и будут добираться автобусами до метро “Киевская” или по новому маршруту до МЦК “Спортивная”.

На участке Минской улицы перед съездом на Кутузовский проспект строят ТПУ рядом с недавно открывшейся станцией метро “Минская”. На Киевском ж/д направлении запланировано строительство новой остановки “Минская”, в результате ТПУ объединит пассажиропотоки метро, общественного транспорта и пригородных электричек.

Магазины, развлечения и спорт

К инфраструктуре Раменок нареканий нет, за исключением крупных торговых центров. Их в районе всего один - это “Капитолий на Вернадского” у метро Университет, там же расположен единственный кинотеатр района. В 2016 г. был открыт еще один ТЦ “Тиара” возле метро “Раменки”, но состав арендаторов востребован только на уровне микрорайона. При этом в районе нет проблем с небольшими магазинами шаговой доступности и сетевыми супермаркетами.

Качественных фитнес-клубов так же могло быть больше. Имеющиеся “Премьер спорт”, X-fit и World Class как правило сильно переполнены, а небольшие студии и многочисленные outdoor-программы не решают вопрос, например, посещения бассейна.

Больше повезло любителям большого тенниса. Так, при клубе “Премьер спорт” (ул. Улофа Пальме, 5, стр.1, 2) Анна Чакветадзе, экс-пятая ракетка мира, недавно открыла школу тенниса для детей. На территории ФОК "Юбилейный" на 4 крытых кортах и 3 открытых грунтовых работает еще одна школа тенниса (Мосфильмовская, 41), для детей организуют выездные лагеря в Подмосковье и Европе.

Рядом (Мосфильмовская, 35) работает Европейская школа тенниса. В школе возможно обучение не только на русском, а так же на английском или немецком языках, а квалификация всех тренеров подтверждена немецкой федерацией тенниса deutsche tennis bund. В теннисном клубе МГУ (Спортивный городок МГУ) можно взять в аренду любой из 8 кортов и воспользоваться помощью тренеров. Сетевая школа Tennis Capital (Мичуринский пр-т, д. 6) предлагает доступный вход от 1375 руб. на групповые занятия.

Гордостью спортивной инфраструктуры Раменок является первый России гольф-клуб, построенный в 1987 г. на пустыре ул. Довженко. Клуб работает круглогодично и предлагает большое количество программ от разового гостевого визита стоимостью 5000 руб. и программ начального обучения до пожизненного членства в клубе.


Въезд в гольф-клуб

Неподалеку (2-й Сетуньский проезд, вл. 5Б) расположился уникальный парк киноприключений под открытым небом «Мистер Панин» (бывшая крепость каскадеров «Сетуньский стан»). Там проходят шоу каскадеров и постановки-приключения с участием зрителей, работают выставочные павильоны, например, Музей ратной истории Москвы, ветеранов ВОВ, смутного времени и ретро-автопарк.

Практически ежедневно проводятся экскурсии на киностудию “Мосфильм”, где можно ознакомиться с декорациями к популярным фильмам, коллекцией костюмов и ретро-транспорта, увидеть своими глазами съёмочные площадки, павильоны и натурные площадки. Конечно, не Universal Studios, но что имеем.

В 2013 г. набережную Воробьевых гор благоустроили и присоединили к парку имени Горького, в 2015 г. объединенную прогулочную зону продлили в парк “Музеон”, а в 2017 г. включили в нее и пешеходную Якиманскую набережную. Итого жители Раменок получили лучшие 8 км вдоль Москвы-реки для отдыха, не считая прилегающих территорий, насыщенных культурными и спортивными событиями.

Учеба и медицина

В Раменках расположены 23 детсада и 21 школа. Из новых учебных заведений стоит отметить школу-интернат при МГУ, открытую в 2016 г. Большинство учеников приезжают из регионов и проходят программы среднего общего образования с углубленным изучением математики, физики, химии, биологии, информатики. Система обучения в учебном центре близка к университетской, занятия проходят в форме лекций и семинаров.

Школа юных политиков № 1306 (Мичуринский проспект, д. 15/2) работает с 2001 г. как общеобразовательная, но многие услуги приходится оплачивать по меркам частных школ. Здесь учились внуки Юрия Лужкова, сын Владимира Потанина и Антона Силуанова, дочь Мусы Бажаева. Так же в 2014 г. руководство школы скандально прославилось, фальсифицировав подписи 4000 преподавателей МГУ при голосовании на общественных слушаниях по проекту строительства блока начальных классов.

На территории ЖК “Шуваловский” работает “Шуваловская школа № 1448”. К обучению там допускаются только дети, имеющие прописку в ЖК.

Школу № 1214 (ул. Мосфильмовская, д.21) с углублённым изучением английского языка в 2014 г. объединили с лицеем №1586 (ул. Дружбы, д. 8). В свое время там были сильный физмат и естественно-научные классы.

Школа «Наши традиции» (ул. Мичуринский пр-т, д. 6к.4) с углубленным изучениям иностранных языков считает себя одной из лучших частных школ города.

По адресу Мичуринский пр-т, д. 9 открыта государственная школа искусств “Вдохновение” с фольклорным, хореографическим, оркестровым, хоровым отделами и ИЗО.

Специализированная детско-юношеская школа “Мастер” (Сетуньский 2-й проезд, 5) превращает экстремалов разного уровня спортивной подготовки в квалифицированных каскадеров.

Ботанический сад МГУ предлагает детские занятия по ботанике в цикле “Укрополис” и проводит ежегодные наборы в школу садовников, программа которой основана на аналогах школ при королевских ботанических садах Англии.

Высшее образование, помимо МГУ, в Раменках можно получить в Всероссийской академии внешней торговли и Институте международных экономических связей, и по соседству, в МГИМО, РАНХиГС, Академии ФСБ, МИРЭА и РУДН.


Главное здание МГУ

Среди медицинский учреждений на территории района, помимо государственных, есть и качественные ведомственные, предоставляющие на платной основе необходимые услуги. Прежде всего это Объединенная больница с поликлиникой Управления делами Президента РФ (Мичуринский пр-т, д. 6), где можно как разово посетить врача, так и пройти курс процедур, реабилитацию или лечь в стационар. Больница имеет 15 га собственного лесопарка.

Поликлиника №2 Минэкономразвития (Ломоносовский пр-т, д.43) с 50х годов обслуживала сотрудников Министерства внешней торговли (позже Министерства внешних экономических связей) и членов их семей. В настоящее время поликлиника является многопрофильным клинико-диагностическим центром, проводящим как комплексные, так и редкие исследования, и применяющим сложные методы лечения.

Взрослая и детская поликлинники “Газпром” (Мичуринский проспект 19, к. 4-5) оказывают медицинскую помощь ветеранам газовой отрасли, а также сотрудникам дочерних организаций Газпрома.

Недорогая вторичка

Средняя цена 1 кв. м на вторичном рынке Раменок колеблется от 160 до 700 тыс. руб., емкость предложения составляет 6 тыс. квартир. Благодаря удачному расположению и современной инфраструктуре цены на недвижимость здесь сопоставимы с Хамовниками и Пресненским районом. В районе отсутствует однотипная квартальная застройка. Если Вы ищите квартиру в доме высокого класса, окружение скорее всего будет не таким радостным. Исключение составляет кластер вдоль Минской улицы.

Проводя очень грубую аналогию с движением в игре “Монополия” от дешевых к дорогим лотам , самая доступная по стоимости недвижимость района расположена в кварталах вдоль Мичуринского проспекта. Согласно хронологии строительства, в начале 70-х годов застраивался панельными 9- и 12-этажными домами 23 микрорайон, расположенный рядом с Винницкой улицей. Все дома охвачены пешей доступностью от метро “Раменки”. Правда, на вторичном рынке выставлено не более 20 квартир. Например, однушку 35 м2 можно купить за 7 млн. руб.**, двушку 45-49 м2 за 7,7-8,4 млн. руб. Средняя цена м2 здесь составляет 170-180 тыс. руб.


23 микрорайон

36 микрорайон между ул. Лобачевского и Удальцова, а так же 37 и 38 микрорайоны, прилегающие к парку 50-летия октября, застраивались разными сериями 12- и 16-этажной панели в 80-х годах. Средняя цена за метр в этих микрорайонах вырастает до 180-200 тыс. руб., а стоимость типовых однокомнатных 38-39 м2 до диапазона 7,5-8,3 тыс. руб., двухкомнатных 51-55 м2 9,2-12 млн. руб., трехкомнатных 74-75 м2 за 13-15 млн. руб.


37 микрорайон

39 и 40 микрорайоны застройки конца 90-х и начала 2000-х годов - это районы с демократичными ценами, наиболее приближенные к МГУ - недвижимость для сдачи в аренду здесь всегда будет пользоваться спросом. Стоит отметить и жилые дома “Газпрома”, одна секция которых (Мичуринский проспект, д. 19, к. 1) обрушилась в 1997 г. Тем не менее, Газпром получил эти дома от Мэрии Москвы в счет уплаты долга не по себестоимости, а по вполне коммерческим стоимостям. Дома были построены по запрещенной в настоящее время технологии “широкий шаг”, суть которой заключалась в “разведении” несущих конструкций - вместо типовых 3 м они располагались через 7,2 м. За счет этого можно было увеличить количество вариантов планировок квартир.


Дома Газпрома

Так же морально-устаревшая застройка расположена вдоль Мосфильмовской улицы, но цены в ряде случаев будут значительно выше за счет локаций с престижными соседями. Например, 24 микрорайон состоит всего из трех 16-этажных панельных домов серии 1МГ-601, построенных в 1972 г. На продажу выставлено 4 квартиры со средней стоимостью квадрата в 200 тыс. руб.

За пересечением с Ломоносовским проспектом, на другой стороне Мосфильма, можно рассмотреть массовую застройку кирпичными 5- и 8- этажными домами конца 50х г.г. в 4 микрорайоне, граничащим с китайским посольством, парком Дружбы и Университетским проспектом. Хорошо это или плохо, но эти дома не включены в программу реновации. Однокомнатная квартира метражом 31-33 кв. м обойдется в 6,4-6,9 млн. руб., двухкомнатная 43-40 м2 в 8,3-11 млн. руб., трехкомнатная 53-66 м2 в 10-17 млн. руб.

Следующим, по ходу движения, между территориями киностудии ”Мосфильм” и Медицинского центра Управделами Президента, будет один из самых камерных и зеленых 6 микрорайон. В нем расположены качественные кирпичные дома, которые в народе называют “генеральскими” (они были построены для Министерства обороны).


6 микрорайон

Местная достопримечательность - “дом Катерины” из кинофильма «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. Стоимость квадратного метра по адресу ул. Мосфильмовская, д.11 (к. 1-3) составляет 280-380 тыс. руб. Двухкомнатная квартира 65 м2 стоит 25 млн. руб., трехкомнатная 82-93 м2 25-29 млн. руб.

Здесь же расположены малоизвестные на рынке недвижимости ЖК “Патриот” , “Ломоносов” и “Белый Лебедь” : квартиры в этих домах поступают в продажу редко и по высоким ценам.


ЖК "Патриот" и ЖК "Ломоносовский"

На противоположной стороне Мосфильмовской улицы с посольским городком граничит 5 микрорайон Раменок, известный вторым круглым домом в Москве (ул. Довженко, д. 6). Это девятиэтажный 26-подъездный жилой дом на 936 квартир, построенный в 1976-79 гг. Однушку 31-33 м2 в нем можно приобрести за 6,5-7,2 млн. руб., двушку 52-57 м2 за 8,7-10,9 млн. руб.


Круглый дом

2 и 3 микрорайоны, расположенные вдоль гольф-клуба с самого начала Мосфильмовской улицы, начали застраивать в 60е года. В старом жилом фонде на ул. Пырьева и Пудовкина можно бюджетно купить однушку 32-33 м2 за 6,7-7,8 млн. руб. или двушку 38-54 м2 от 6,8 до 13,7 млн. руб. Но есть и совсем другие ценники в ведомственных домах Совета министров СССР и жилых комплексах бизнес-класса “Обыкновенное чудо” и “Режиссер” .

Особняком расположен район Сетунь, дома в котором точечно возводили в 60, 70, 80 и 90е г.г. Въехать в него можно по одной улице - 1-му Сетуньскому проезду, свернув с набережной или ТТК. Цены на 1- и 2-ком. квартиры не превышают 7-8 млн. руб., но из-за изолированного расположения мы не рекомендуем приобретать там недвижимость.

Бизнес-класс

Если рассматривать ценовые диапазоны бизнес- и комфорт- класса, то по совокупности характеристик местоположение, окружение и качество застройки стоит упомянуть ЖК “Дипломат” (Мичуринский проспект, д. 39). Это 23-этажный 10-подъездный монолитно-кирпичный жилой дом, построенный в 2008 г. на границе Парка 50-летия октября. До недавнего времени его главным недостатком был единственный заезд с Мичуринского проспекта, всегда забитый машинами. В этом году проблему решили, открыв движение по Проектируемому проезду №3358. Средняя стоимость квадрата в доме составляет 420-460 тыс. руб., в отдельных квартирах этот показатель достигает и 500 тыс. руб. Среди особенностей ЖК - наличие многокомнатных квартир, например, площадью 271 м2 за 97 млн. руб. или 615 м2 за 187 млн. руб.


ЖК "Дипломат"

В 2015 г. завершили работы в долгостроях 5 и 6 микрорайонов Раменок вдоль ул. Столетова. С начала двухтысячных с территории застройки были выведены 26 предприятий и снесены 9 пятиэтажек. В 2009 г. были сданы первые монолитно-кирпичными домами индивидуальной планировки, после чего остальная стройка остановилась до 2012 г. На сегодняшний момент в ЖК “Мичуринский” введены в эксплуатацию все дома, и по переуступке предлагается широкий выбор квартир без отделки со стоимостью квадрата 220-240 тыс. руб. Квартиры с ремонтом обойдутся уже в 320-360 тыс. руб. за метр. Машиноместо приблизительно в 2 млн. руб. Двор дома 53 на ул. Мосфильмовская облюбовали киношники, здесь уже отсняли пару сезонов сериалов "Психологини" и "Мамочки".


ЖК "Мичуринский"

Напротив расположен частично заселенный ЖК “Мосфильмовский”, на территории комплекса ведутся финальные строительные работы. Главные минусы новостройки - проходящие с одной стороны линии ЛЭП, и южный дублер Кутузовского проспекта с другой стороны. Тем не менее стоимость квадратного метра здесь выше, чем в ЖК “Мичуринский”, и составляет 290-300 тыс. руб. за м2 в квартире без отделки и 400-430 тыс. руб. в готовых квартирах. Всего на вторичном рынке представлены 170 квартир. Возможно, завышенную стоимость ЖК объясняют внешним сходством со знаковыми для района элитными ЖК “Шуваловский” и “Доминион”, расположенных на Ломоносовском проспекте, максимально близко к МГУ.


ЖК "Мосфильмовский"

Элитная недвижимость района Раменки

ЖК "Шуваловский" , построенный в 2008 г., состоит из 7 кирпично-монолитных жилых домов в стиле сталинского ар-деко, применявшегося в оформлении зданий МГУ. Каждый корпус комплекса - это многосекционный дом от 8 до 24 этажей со своей огороженной территорией, детской площадкой и подземной парковкой. Стоимость квадратного метра очень индивидуальна, стартует от 345 тыс руб. и достигает 550 тыс. руб. Цена за однушку 52 м2 попадает в диапазон 20-24 млн. руб., двушка 74-76 м2 в 28-38 млн. руб., трешка 70-75 м2 39-45 млн. руб. и трешка побольше 100-136 м2 43-57 млн. руб.


ЖК "Шуваловский"

ЖК “Доминион” - поздняя копия “Шуваловского” от общего застройщика “Интеко”. На закрытой территории 15 га расположены 4 корпуса, есть расчеты, что, на каждую квартиру приходится 50 кв. м площади внутренней территории. Несмотря на более плохой заезд к ЖК и реплику внешней отделки, средняя стоимость квадрата без отделки выше и обойдется в 380-420 тыс. руб., а с отделкой в 500-700 тыс. руб.


ЖК "Доминион"

Еще одна своеобразная пара в продолжение горизонтали на Минской улице, ЖК “Золотые ключи” 1 и 2. Первые “ключи” 2003 г. знамениты своими жильцами, в числе которых побывали Медведев Д. А., Томаш Кажмеровски (Альфа-банк), Чан Тхи Тхао (сингапурская фирма «Фьютчер Дженерейшн»), Либорио Стеллино (пресс-атташе посольства Италии), Семен Вайншток (Олимпийская госкорпорация), Виктор Федотов (Уралсиб Кэпитал), Давид Якобашвили (Вим-Биль-Дан), Татьяна Богомолова (Роснефтьэкспорт), Виктор Полстовалов (ЛУКОЙЛ-Югра). Пикантность ЖК состоит в том, что на первичном рынке каждый покупатель проходил строжайший отбор службой безопасности, а сейчас при наличии достаточного количества денежных средств, любители стиля 90х могут без препятствий приобрести квартиру от представителей новейшей истории: 201 квадрат с собственным патио выставляют за 79,5 млн. руб., 112 м2 за 45,8 млн. руб.


ЖК "Золотые ключи 1 и 2"

Три корпуса «Золотых Ключей-2» построены в 2006 г. в водоохранной зоне р. Сетунь. В ЖК проживает много политиков и медийных лиц. В территорию комплекса входит 21 таунхаус коттеджного поселка “Ы”, контактный зоопарк с оленями, ламами и енотами, и до недавнего времени открытый бассейн на крыше фитнес-клуба Sky Club. В начале лета клуб закрыли неожиданно для всех его членов, чем окончательно испортили свою репутацию. Всего в ЖК в продаже представлены 150 квартир, стоимость квадратного метра разнится от 340 до 600 тыс. руб.

Еще один схожий ареал - “Депутатский дом” 2000 г. на ул. Улофа Пальме, принадлежащий Управделами Президента РФ. Большинство квартир - это ведомственное жилье для представителей депутатского корпуса, но часть находится в свободной продаже. Среди немногочисленных предложений вполне можно подобрать статусные 86-97 м2 за “демократичные” 28 млн. руб.


Депутатский дом

По соседству расположен высотный жилой комплекс «Воробьёвы горы» (Мосфильмовская ул., д. 70), из окон которого открываются лучшие панорамы города. Квартал построен на высоте выше 300 м над уровнем моря на одном из самых высоких мест столицы. Семь корпусов от 17 до 48 этажей расположены на общем стилобате. Всего в комплексе 1039 квартир от 104 до 908 кв. метров и 1500 машиномест. Правда, предложений выше 38 этажа нам не удалось найти, в основном в продаже трешки 100-145 м2 от 40 до 50 млн. руб.


ЖК "Воробьевы горы" и ЖК "Долина Сетунь"

Если самое высокое здание ЖК “Воробьевы горы” - 178 метров, то высота нового ЖК от девелопера “Донстрой” «Дом на Мосфильмовской» достигает 213,3 м или 54 этажа. Это двенадцатое здание по высоте в Москве и одно из высочайших за пределами Москвы-Сити. В ЖК класса De Luxe огромный выбор (более 400) квартир. Самые высотные варианты расположены на 47 этаже - 160 м2 за 154 млн. руб. Пониже и без отделки можно приобрести 95-98 м2 за 32 млн. руб.

Дом на Мосфильмовской

В сентябре 2017 г. на Воробьевском шоссе, через дорогу от госдач и Москвы-реки, в эксплуатацию введен ЖК премиум-класса «Воробьев Дом» . Проектом предусмотрены квартиры и пентхаусы с открытыми террасами от 60 до 250 кв.м, средняя стоимость квадратного метра 450-600 тыс. руб.


ЖК "Воробьев дом"

Новостройки Раменок

Хотя Раменки — один из самых перспективных районов для развития рынка премиальных новостроек, в настоящее время новостроек в районе всего три, и все они вышли на финальную стадию строительства. Прежде всего это соседние с ЖК “Воробьевы горы” высотки «Долина Сетунь» 36 и 39 этажей от компании “Донстрой”. Продажи в ЖК начались в 2012 г., на текущем рынке цена выросла до 380-640 тыс. руб. за квадрат.

В продолжение ЖК “Долина Сетунь”, на месте коттеджного поселка Сетунь, строится ЖК «Снегири ЭКО» . Вокруг небольшого озера расположены 24 таунхауса и один многоквартирный дом. В каждом таунхаусе расположены три-четыре трёхуровневых квартиры с отдельным входом. В многоквартирном доме стоит ориентироваться на 530-710 тыс. руб. за м2.


ЖК "Снегири Эко"

МФЦ “Штаб-квартира на Мосфильмовской” - долгострой “Мортона”, работы по которому теперь завершает компания “ПИК”. В 29-этажном здании с 400 апартаментами на уровне 2-4 этажей будет расположен офисный центр и инфраструктурная зона с торговой галереей и рестораном, а так же многоуровневый подземный паркинг. В настоящее время на первичном рынке представлено множество вариантов от 9,5 млн. руб., но для проживания локацию на перекрестке дорог без внутренней территории представить сложно.


Штаб-квартира на Мосфильмовской

Перспективы развития

В Раменках неспешно происходит глобальное освоение «новой территории» МГУ, примыкающей к Ломоносовскому проспекту со стороны парка 50-летия Октября. Проект строительства корпусов университета был сформирован еще в 60-70-х годах прошлого столетия. В соответствие с решениями тех лет уже построены два учебных корпуса, фундаментальная библиотека, медицинский центр, школа-интернат для одаренных детей и общежитие на 2500 человек.


Новый корпус МГУ

Общий фонд застройки всей территории составит около 2,5 млн. кв. м. В него войдут университетский кампус с различными научными кластерами и инновационными инжиниринговыми центрами, физкультурно-оздоровительный комплекс, выставочный комплекс и технопарк. Предполагается, что в новом кампусе фундаментальные научные исследования университета получат свое продолжение на новом уровне, привлекут к сотрудничеству российские корпорации и помогут удержать в стране талантливую молодежь.


На территории МГУ так же запланирована жилая застройка общей площадью квартир 190 тыс. м2, включая арендное жилье для аспирантов и преподавателей, и еще 260 тыс. м2 на прилегающей территории. Строительство ориентировочно займет около 10 лет и будет вестись поэтапно, чтобы стройка не мешала жителям окрестных домов. По завершении строительства проведут компенсационное озеленение 20 га территории.

Из объектов социально-бытовой инфраструктуры в плане присутствуют 4 школы на 1775 мест, 7 детских садов на 1080 мест, поликлиника на 250 посещений в смену и торговый комплекс площадью 7 тыс. м2, гаражи на 4 тыс. машиномест и подземные парковки емкостью более 12,5 тыс. машиномест. Количество рабочих мест в районе увеличится с 11 до 20 тыс.

В этом году начались и строительство нового съемочного павильона с наземной парковкой на территории “Мосфильма” а также пятиэтажного комплекса общей площадью 15,5 тыс. кв. м. Здесь разместятся зоны для реквизита: для хранения старинной мебели и костюмов разных эпох. В цокольном этаже появится стоянка для ретроавтомобилей и конных повозок.


Проект нового павильона Мосфильма

Реализация проектов задаст мощный импульс к развитию района и окажет стимулирующее действие на различные секторы экономики. Строительство новых объектов и инфраструктуры будет вестись на заброшенных землях и на месте гаражных кооперативов, а появление университетского кампуса повысит престиж района в целом. Рыночная стоимость жилья в районе может заметно вырасти. В границах проектируемой территории планируется организация новых маршрутов общественного транспорта. Будет проложена улица, соединяющая проспект Вернадского и Мичуринский, в которой нуждаются жители не только Раменок, но и всего ЗАО.

*Посольства Боснии и Герцеговины, Венгрии, Кувейта, Китая, КНДР, Ливии, Малайзии, ОАЭ, Анголы, Болгарии, Никарагуа, Панамы, Сербии, Румынии, Германии, Швеции.

**Все цены взяты из объявлений на Cian.ru по состоянию на декабрь 2017 г.

Уровень комфорта района Раменки 18.38 из 20.00

Экологические характеристики
Визуальная среда 4 4.75
Зеленые массивы 5
Водоемы 5
Отсутствие серьезных источников антропогенного загрязнения 5
Связанность города/района
Условия для работы внутри города 5 5.00
Удобство перемещения внутри города/района 5
Доступность Москвы на общетсвенном транспорте 5
Доступность Москвы на личном транспорте 5
Связь с другими населенными пунктами 5
Социальная инфраструктура
Культовые сооружения 5 4.88
Школы 5
Учреждения культуры 5
Торгово-развлекательная инфраструктура 4
Здравоохранение 5
Детские досуговые центры 5
Спорт и фитнес 5
Детские сады 5
Качество среды обитания
Доступность для инвалидов 3 4.25
Состояние городских инженерных коммуникаций 5
Развитость рынка недвижимости 5
Парковки 4
Риски и угрозы
Перенасыщения рынка недвижимости -1 -0.50
Ухудшения транспортной ситуации -1
Недоразвития социальной инфраструктуры 0
Ухудшения экологической ситуации 0

Истории о подземном городе под Москвой ходят уже очень давно. По неофициальным сведениям, так называемое Метро-2 представляет собой целую сеть подземных сооружений, которые раньше курировало специальное отделение КГБ. Что же более 50 лет скрывается от посторонних глаз под столичными улицами? Давайте попробуем разобраться в немногочисленных фактах.

В 1992 году журнал «Юность» опубликовал большой роман сценариста Владимира Гоника. Действие книги «Преисподняя» разворачивалось в подземных бункерах Москвы. На презентации нашумевшего романа сам автор признался, что писал его целых десять лет, а сведения о бункерах и линиях секретного метро собирал по крупицам. Сам термин, Метро-2, был придуман и введен в эксплуатацию Гоником, после чего его уже подхватили и растиражировали все национальные СМИ.

Врачебная тайна

Оснований не верить Владимиру Гонику у читателя практически нет. В качестве источника основных сведений писатель указал многочисленных высокопоставленных пациентов - Гоник долгое время работал врачом в поликлинике Министерства обороны. По словам Владимира, первоначально Метро-2 представляло собой лишь систему очень комфортных бункеров для руководства Политбюро и ЦК КПСС - здесь собирались спасать свои шкуры те, кто лицемерно заявлял о своей готовности погибнуть на благо народа.

Предполагаемые характеристики

Существует лишь примерное описание системы Метро-2. Это и понятно, объект же секретный! Считается, что оно проходит на очень большой глубине - некоторые станции залегают на 250 метрах. Тут нет контактного рельса, да и сами рельсы утоплены в пол, чтобы могла проехать машина. Судя по некоторым данным, всего существует 4 основных линии. Самая большая из них Чеховская, ее длина превышает 60 км. Вместо обычных поездов здесь курсируют специальные контактно-аккумуляторные электоровозы.

Рассекреченные объекты

В 2006 году в самом центре Москвы открылся музей холодной войны, ЗКП «Таганский». На глубине 60-и метров раньше был расположен секретный бункер ПВО, соединявшийся тоннелем со скрытой системой метрополитена. Еще раньше, в 1996 году показали и другой объект: подземную дорогу от Кремля до ближней дачи товарища Сталина. Построена она была еще в 1930-е годы прошлого века, так что существование более продвинутых и более поздних объектов можно считать доказанным.

Советское правительство построило командные посты глубоко под землей как в Москве, так и за ее пределами. Эти объекты связаны сетью специальных глубоких линий метро, которые предоставляют быстрый и безопасный способ эвакуации для лидеров страны. … Существуют глубокие командные посты на территории Москвы. Один из них находится под Кремлем. Эти объекты предназначены для национального командования во время войны. Они находятся на глубине предположительно 200-300 метров и рассчитаны, по оценкам, на 10000 человек. - Официальный отчет минобороны США

Подземный город в Раменках

Журнал Time в 1992 году опубликовал громкую статью, где со многими доказательствами было показано реальное существование подземного города в районе Раменки. Притом, доказательства предоставил один из офицеров КГБ - перебежчик прихватил с собой чертежи секретного объекта. Десять лет спустя после публикации, 26 декабря 2002 года, в этих подземельях вспыхнул пожар, после чего скрывать бункер было уже невозможно.

Перед тем, как вы начнёте читать эту статью, хочу оговориться, что всё что здесь написано ни в коем разе не является секретной информацией и найдено на просторах интернета на общедоступных сайтах и просто логически сопоставлено.

Про подземный город в Раменках слухи ходят давно, но заинтересовавшись этой темой, я естественно ничего серьёзного в рунете не нашёл. Перелопатив форумы и разнообразные сайты, нашёл только неподтверждённые высказывания о существованиисекретной ветки Кремль - Внуково и наличии подземного города в районе Раменок. Остальная информация сводится к высказываниям вроде «пьяный сантехник рассказал, что видел тоннель», «бабушка-соседка слышит шумы поезда по ночам» или «знакомый знакомого моего знакомого…». В общем информации ноль. Посему я немного покопался в другом направлении, сравнив фотографии, факты прошлого и настоящего и собственные детские воспоминания.

Итак. Я думаю каждый второй, а то и первый, интересующийся этой темой, видел этуфотографию 1991 года:

На всех сайтах утверждается, что это шахты. Не был, не знаю, сейчас там практически ничего этого нет, НО взяв современный снимок, при хорошем зрении мы неожиданно находим… «шахту №3».)))



Она конечно сейчас плохо различима, в пестрящих крышах гаражей, которых там великое множество, но тем не менее это она. Кто-то может сказать, что расположение не совсем соответствует, но учтите немного другой ракурс и то, что площадь прямоугольника зажатого между МГУ, Мичуринским проспектом, Парком 50-летия Октября и проспектом Вернадского всего 2х1,6 км и центральная его часть целиком видна на снимке. Затеряться даже небольшому объекту тут сложно. Обращаясь к сайтам, находим абсолютно непроверенную информацию что это шахта, замаскированная под «бетонный заводик». Вот вам этот заводик, правда с противоположной стороны:

Всё заброшенное, только на заборе новая колючка:

Находится он тут:

Если вы глядя на фото можете себе представить вид сверху, то вы без труда найдёте строение в Яндекс-картах хотя бы по большой тени, а увеличив, распознаете все крыши. «Заводик» кстати видно с двух участков основной аллеи парка.

Сначала меня насторожила будка наверху, но порывшись в интернете, нашёл я заводы времен СССР и с будками и без:

В итоге у меня появились первые вопросы: Зачем нужен бетонный заводик вдалеке от дорог, именно в этом месте (раньше там был пустырь, теперь гаражи) и почему он не ликвидирован за всё это время.

Теперь небольшое отступление. Для дальнейшего повествования необходимо упомянуть несколько фактов.

1. «Заводик по производству бетона» уже был в промзоне за Мичуринским, построенный ещё в 1948 году для строительства МГУ. Были там и другие предприятия относившиеся как к обычному, так и к железнодорожному строительству. Строения этих заводов я помню, вот только найти информацию о них оказалось опять же проблемой. Сейчас на их месте строится жилой комплекс и в связи с этим был выпущен указ с перечнем ликвидируемых предприятий, среди которых наибольшую территорию занимают Раменская база Моспромстрой (площадь 8,45 га, ОАО ЖБИ-10 и Главмосстрой (8,73 га), Моспромстройматериалы (5,73 га), Промжелдортранс (6,9 га)

Находилось это здесь (красным очерчена бывшая промзона):


Видимо такой помощник как «бетонный заводик» с фотографии был просто необходим промзоне занимающей несколько кварталов.)))

2. В Раменках была ж/д ветка, действовавшая с 1949 по 2002 год. Построена она была опять таки для строительства МГУ. Даже отмечена на картах 20-ти летней давности:


Лично помню тепловозы, переезжавшие Мичуринский и создававшие проблемы для автомобилистов.)))

Учитывая вышеизложенные факты, появляются вопросы: Зачем нужен заводик вдали от всех строек, но неподалёку от промзоны профилированной на строительство, с железнодорожной веткой, находящейся гораздо ближе к МГУ. Второй вопрос: Почему ж/д ветка так странно изогнута? Многие без труда найдут информацию, что вроде как там также были промзоны при строительстве МГУ, НО глядя на карту, видно, что ж/д ветка не проходит через них, а огибает по задворкам. Представив себе расположение «шахт» с первой фотографии и мысленно продолжив странный изгиб ж/д ветки, получаем следующую картину:


Я совсем не намекаю на то, что там была ветка, уходящая под землю, это вряд ли, но участок этот всегда был глухим и тихим, никто там особо не лазил и даже особого желания как-то не появлялось забредать в вечно молчаливые гаражи. В общем, продолжив мысленную ветку мы попали в область так называемой третьей высотки на проспекте Вернадского (до сих пор с вооружённой охраной кстати), случайным образом пройдя в близости от «шахт».)))

На десерт упомянуещё одну странность:


Здесь реку Раменка пересекает две трубы диаметром около метра, ведущие от жилой зоны в сторону центра парка. Одну из них (№2) можно даже разглядеть в спутниковых картах Яндекса:

Конечно со спутника они выглядят совсем несолидно, вот одна из них (№1)

Назначение их непонятно, единственное здание в парке -администрация, представляющая собой небольшое строение с двором для уборочной техники и находящееся в середине парка. К таким зданиям и на такое расстояние метровые трубы не проводят.

Если у вас есть объяснение этих нелогичностей и странностей или иные соображения на этот счёт, буду рад их узнать!)))

Спасибо за внимание!

Секретный Подземный Город.

Цикл университетских Легенд о подземельях университетского кампуса на Ленинских Горах и о Секретном Подземном Городе.

Неоднократно приходилось слышать, в университетских подземельях творятся странные вещи.......

2) А здесь – выдающийся документальный фильм Легендарного университетского режиссера Димы Зе как раз об околоуниверситетских московских подземельях. В конце 1990-х наши подземелья с дружественным визитом посетил Великий Русский Сталкер и Подземный Мистик, лидер диггерского движения России, Легендарный Вадим Диггер. Хотя это личность очень скрытная и непростая, и секреты своей работы Вадим выдавать не любит, но Диму Зе он уважает, так что предоставил ему возможность снять фильм о себе и своих соратниках-диггерах.

Видно, что это уже конец эпохи полной анархии и стихийного беспредела, каковой были 90-е годы, и даже в подземельях уже начинаются новые времена.