От словосочетания «пауза в разговоре» многие люди приходят в ужас, паузы ассоциируются у них со стеснением, растерянностью, неумением выразить свою мысль и страхом перед общением. Такие паузы действительно возникают, когда мужчина впервые идет на свидание с женщиной или когда очень надо заговорить с незнакомцем, но в голову, как назло, ничего не приходит. Назовем такие паузы пустыми и не будем путать их с остальными типами пауз, которых много и которые не губительны, а наоборот – незаменимы для беседы. Умение держать паузу в разговоре, когда это необходимо, – полезное умение, которому следует научиться каждому оратору.

Пустая пауза – это пробел, который нечем заполнить. Это единственный тип паузы, которого следует избегать, как огня.

Любая пауза, кроме пустой, несет смысл или выполняет определенную функцию: от пунктуационной (отбивка запятых) до художественной (нагнетание напряжения). Существует известное в театральных кругах выражение «МХАТовская пауза», введенное Станиславским. Держать паузу по Станиславскому означает долгую паузу, которую выдерживает артист на сцене, заставляя зал замирать и задерживать дыхание. Этот виртуозный прием актерской игры по плечу только выдающимся актерам, которые чувствуют зал и точно знают, как поймать момент для такой паузы и сколько ее держать.

Повседневные речевые паузы бывают следующих типов:

  • пауза для подбора нужных слов – мысль приходит мгновенно, но ее еще нужно как-то выразить словами, и желательно так, чтобы она была понятной и производила впечатление;
  • структурные или синтаксические паузы – это разделительные паузы, они служат для обозначения структуры предложения (главные члены, второстепенные члены и т. д.) и часто соответствуют знакам пунктуации в письме;
  • логические паузы – акцентируют смысл предложения и его посыл;
  • эмоциональные – сильный наплыв чувств мешает речи и зачастую требует немало времени для оценки и принятия решения.

Пустота – не пустая

Можно долго обсуждать искусство держать паузу и ее чудесную способность оживлять речь, но все эти слова уйдут в молоко, если вы сами на практике их не проверите. Поэтому предлагаю эксперимент:

  1. Выберите самостоятельно небольшой прозаический отрывок. Это должен быть не просто кусок текста, а законченный логический блок, у которого есть начало и конец.
  2. Отрывок лучше всего искать в художественной литературе. Так как мы изначально говорим об устной речи, пусть это будет эмоциональный монолог какого-нибудь литературного героя.
  3. Намеренно читайте его, старайтесь избежать любых пауз, кроме необходимых, чтобы слова не сливались в одно слово.
  4. Добавьте отбивку знаков препинания – выделяйте паузами запятые, точки, двоеточия, многоточия и т. п.
  5. Начните выделять паузами самые сильные слова в предложениях, те, на которых герой делает акцент и на которых держится смысл монолога.
  6. И, наконец, включите воображение, представьте, что чувствует герой, когда произносит эти слова. Почувствуйте сами нечто подобное. Ощутите, как эмоция меняет речь, как возникают неожиданные паузы в местах особенно сильного накала страстей, как трудно становится тараторить на манер первого прочтения.

Вы только что прошли путь от полного отсутствия до обилия пауз разного уровня и можете судить, какой текст выразительнее, какой легче читать и какой вы сами слушали бы с большим удовольствием.

Без пауз речь становится бессмысленным набором слов, и это касается не только монологов из художественной прозы. Человеку, который тараторит, часто приходится повторять предложение, чтобы его поняли.

Еще раз обратите внимание на то, как вы прочли текст в первый раз, без пауз. Больше всего в этом прочтении пострадала интонация. Даже если вы очень постараетесь удержать интонацию, возникнет ощущение, что на нее не хватает времени, причем не только чтецу, но и слушателю для полноценного восприятия. Это еще одна причина правильно держать паузу при любой теме разговора – на ней держится интонация.

В предыдущем разделе мы рассмотрели паузы, которые делают речь осмысленной, логичной и выразительной. Чтобы овладеть ими в совершенстве, берите уроки правильной речи у профессиональных педагогов. Такие занятия есть в любой театральной школе, на курсах ораторского искусства и искусства ведения переговоров. Там же вы узнаете, как выступать на сцене , как правильно выражать мысли , как преодолеть закомплексованность , неловкое молчание и многое другое. Здесь же поговорим о том, как добиться превосходства в конфликтной ситуации с помощью паузы.

Рассматривая паузу как отсрочку или тайм-аут, можно извлечь из нее немалую пользу. Во время паузы можно собраться с мыслями, овладеть эмоциями и даже отбить атаку противника, который ожидает от вас немедленной эмоциональной реакции.

Простой способ не потерять лицо во время ссоры – не позволять эмоциям взять верх. Вы наверняка уже читали и слышали эту прописную истину много раз, но до сих пор думаете, что на практике это труднодостижимо. Все совсем не так тяжело, как кажется: секрет сдержанности заключается в том, чтобы тянуть время и не позволять себе молниеносно реагировать на события. Например, если вас пытаются оскорбить словом, цель обидчика – спровоцировать вас на аналогичное поведение, вывести из себя и заставить опуститься до таких же оскорблений. И действительно – кровь приливает к голове, в глазах вспыхивает злоба, вы уже готовы метать громы и молнии. В этот момент нужно просто не делать того, чего больше всего хочется. Скажите себе: «я сделаю это через минуту» и начните мысленный отсчет. По прошествии 60 секунд у вас гарантированно будет идея получше. Скорее всего, вы просто посмеетесь над обидчиком, чем сведете на нет все его потуги.

Точно так же можно использовать паузы в сложных переговорах: если вас провоцируют на поспешное решение и быстрый ответ, берите паузу и хорошенько взвешивайте все за и против. Если вы чувствуете, что находитесь под властью эмоции и не можете адекватно смотреть на ситуацию, берите паузу. Сильные эмоции непродолжительны, нужно только дать себе время остыть.

театральная пауза

Альтернативные описания

В какой момент концерта в консерватории наш герой вышвырнул из своей ложи адъютанта высокопоставленного лица?

Время, выделенное для принятия пищи телесной в промежутке между порциями пищи духовной

Концертный перекур

Лучшее время в спектакле для проголодавшихся зрителей

Междудействие

Перерыв в театральном представлении

Перерыв между действиями спектакля, или между отделениями концерта

Перерыв между отделениями концерта, циркового представления

Час пик в театре

Театральный перерыв

Время променада зрителей по банкетам и туалетам

Время для насыщения театральных зрителей

Переведите на французский язык выражение «между действием»

Театральный «тайм-аут»

. «час пик» в театральном буфете

Передышка для зрителей

Перерыв между действиями в спектакле

Музыкальное вступление к какому-либо акту

Перерыв между действиями

Перерывчик в театре

Перекур между актами

Перекур между зрелищами

Театральный перекур

Перекур в «Ленкоме»

Перерыв «на обед» в театре

Межактовая передышка

Межактовый «перекур»

Любимая гурманами часть спектакля

Концертная пауза

Театральное междудействие

Театральное «бездействие»

Театральный «таймаут»

Перемена для Мельпомены

Большая перемена в театре

Время буфета в театре

. «буфетный» перерыв

Пауза в спектакле

. «тихий час» в театре

Перерыв в театре

Время отдыха публики и актера

Отдых между актов

Пауза между актами

Концертный перерыв

. «перекур» между актами с театре

. «перекур» между актами в театре

Театральное время для утоления аппетита

Перерыв между актами в театре

Перерыв между отделениями концерта

Перерыв между действиями спектакля, или между отделениями концерта

Перерыв в спектакле для посещения буфета

Час ""пик"" в театральном буфете

Перерыв в театральном представлении

. "Буфетный" перерыв

. "Перекур" между актами

. "Перекур" между актами в театре

. "Перекур" между актами с театре

. "Тихий час" в театре

. "Час пик" в театральном буфете

В какой момент концерта в консерватории наш герой вышвырнул из своей ложи адъютанта высокопоставленного лица

Концертный "перекур"

М. франц. промеждействие, междодействие, междействие, межуток, меженица. Антрепренер м. антрепренерка ж. предприятель, предприятчик, предприимщик, предприниматель; содержатель, устроитель, хозяин, основатель, заводитель, заводчик (дела), голова промысла, коновод. Антресоль ж. антресоли мн. верхний полуярус в доме, покои, отделенные в вышину от задних комнат, тогда как передние остаются во всю вышину; полати с перилами, полусветелка. Антресольный ярус, полуярус. Антреша, антраша, антрша ср. несклон. в пляске: прыжок вверх, с перевоем ног, подскок

Межактовый "перекур"

Переведите на французский язык выражение "между действием"

Перекур в "Ленкоме"

Перекур для Гамлета

Перерыв "на обед" в театре

Театральное "бездействие"

Театральный "перекур"

Театральный "таймаут"

Театр - это волшебство. Кто хоть раз побывал здесь и окунулся в искрящийся мир невероятных перевоплощений и ярких эмоций, будет возвращаться вновь и вновь.

Хорошо, когда любовь к искусству прививают с детства: театр становится для ребенка и другом, и учителем, и мудрым помощником, который подскажет ответы на самые волнующие вопросы. Через всю жизнь потом пронесет человек эти воспоминания: рукоплещущий зрительный зал, ощущение праздника и чувство сопричастности к разворачивающемуся действу. Юный зритель остается один на один со сценой - и это позволяет ему выбрать своего героя, найти правильные ориентиры в жизни. Грядущий 2019 год Президент России Владимир Путин объявил Годом театра, поэтому специально для вас журнал «Школа. Москва» приготовил список самых интересных спектаклей, которые вы сможете посетить всей семьей.

А что если богатырей на самом деле не трое, а… четверо? И вдруг они ближе к простым людям, чем к супергероям? Богатыри ведь могут лениться, грустить, переживать не только за Русь-матушку, но и по каким-то своим личным причинам, а еще ходить по ярмаркам, осваивать другие ремесла.

Много воды утекло с тех пор, как могучий Ворг разгромил великую троицу русских силачей. Не смогли гордые богатыри смириться с поражением - сложили шапки и ушли кто куда. Илюшенька - снова к матушке под крыло на печь, Алеша Попович - в купцы, а Добрыня - на службу к вражескому племени. Казалось бы, ничто не сможет сплотить названных братьев, ничто не сдружит их, даже общая беда в лице кровожадного Ворга. И тут-то появляется он - Филя.

Кто такой Филя? С его появления начинается действие спектакля. Загадочная фигура в обносках чудом ускользает от врагов, чтобы вернуться на Родину. Именно Филе суждено пристыдить богатырей за слабость и заставить их снова собраться вместе. Для каждого из них у Фили припасено специальное волшебное слово, но получится ли у него объединить старых друзей и спасти Русь-матушку, вы узнаете из спектакля «Четвертый богатырь».

Режиссер спектакля Наталья Шумилкина рассказала нам о постановке: «Сама идея возникла шесть лет назад. Хотелось создать очень легкую, веселую историю про русских героев. Мы пытались сделать так, чтобы образы наших богатырей были узнаваемыми, реальными, близкими современным детям. По ходу истории наши изначальные “недобогатыри” меняются: взрослеют и становятся уже теми, кто они есть. А еще мы не касаемся каких-то глобальных тем, но говорим о простых людях и их отношениях».

Журнал «Школа. Москва» специально для вас подготовил интервью со всеми богатырями спектакля, а также с таинственным Филей.

Илья Муромец - самый большой русский богатырь

Илья Муромец оказался самым немногословным героем: «Я самый сильный, самый большой русский богатырь. Русская душа, русское слово. С большим сердцем и с большим кулаком». Его волшебное слово- имя невесты Дарьюшки.

«Дети должны видеть таких героев, всегда нужен ориентир- кчему идти икуда. УИльи Муромца есть свой «двигатель»- это матушка. Во многом благодаря ей внем взыграла совесть. Ну и,конечно, желание отыскать свою невесту, пропавшую встане врага, сыграло немаловажную роль. Вдальнейшем унаших героев будет много испытаний, которые, казалось бы, богатырей ссорят. Витоге именно общий враг всё-таки сплотил старых друзей, помог им найти себя».

Иван Воротняк, исполнитель роли

А вот Добрыня Никитич совсем не похож на русского богатыря. Его одежда и образ полностью соответствуют стилю вражеского племени. Он даже сумел отрастить косу, чтобы Ворг ему поверил: «Я двойной агент, шпион. Слух-молва разносится, что Добрыня стал служить врагу. Но это все неправда. Ворг охотится за Либерией - библиотекой царской, за памятью людской. А если не будет памяти, то не будет и России-матушки. Моя задача этого не допустить». Верить ему или нет, вы решите сами. Его волшебное слово - это упоминание царевича Еремея, с которым Добрыня Никитич был дружен.

«На самом деле Добрыня - это такой герой, который больше всего печется о судьбе Руси. Он идет на многие жертвы: на нем печать предателя. Но всё это для того, чтобы в нужный момент спасти свою родину. Добрыня - мозг компании, он всегда был тем человеком, у которого есть план. У него и сейчас он есть, правда, Филя опередил. Наших героев ждет много приключений - это и битва с врагами, и поход через пропасть, и противостояние буре-урагану. Но дружба помогает им всё преодолеть с честью».

Изнаур Орцуев, исполнитель роли

Неугомонный Алеша Попович

Жизнерадостный Алеша Попович - ловкий торговец, всегда находящий свою выгоду: «Меня зовут Алеша. Алеша Попович. Очень много товаров у меня, так что, если будет возможность, приходите ко мне в лавку. В нашей команде я отвечаю за хитрость и за хорошее настроение, поэтому два моих богатыря никогда не скучают». Для Алеши Поповича волшебное не слово, а целая фраза: «Не надо наводить тень на плетень». Расшифруем: на плетне стоят цветы в горшках, а горшки из золота. Этим хитрый Филя, конечно, и подкупает предприимчивого Алешу Поповича.

«Мой персонаж не такой былинный. У нас все богатыри не такие, какими мы себе их представляем, например, по картине Васнецова. Они когда-то проиграли бой и решили свои мечи в землю зарыть. Вообще, мы показываем богатырей в том виде, в котором дети их еще никогда не видели. Каждый сможет узнать в богатырях своих школьных друзей, свою компанию с улицы».

Алексей Бобров, исполнитель роли

Филя — четвертый богатырь?

Наконец-то мы добрались до Фили. Этот загадочный герой с лукавым взглядом неожиданно легко пошел на контакт: «Меня зовут Филипп. Можно просто Филя. Стал ли я четвертым богатырем? Это вы решите сами. Богатыри мне во всём помогают. Ворг если узнает, где на самом деле спрятана Либерия, страна погибнет. Поэтому дел много…»

«Мой персонаж не такой однозначный, как может показаться. Да и вся наша история непростая. Тот, кто кажется юродивым, глупым, странным — совсем не такой. Филя любит богатырей, понимает, что, несмотря на все их обиды, это действительно мужественные, сильные люди. Просто им снова надо дать шанс».

Денис Фомин, исполнитель роли

Герои спектакля сумеют стать добрыми друзьями и юному, и взрослому зрителю. Вы погружаетесь в приключения богатырей с головой и проходите с ними весь путь - от капризных эгоистичных мальчишек до сильных духом мужчин. Каждый узнает себя среди этих совсем не каноничных персонажей. Наша редакция рекомендует «Четвертого богатыря» к просмотру и предлагает задуматься: может, богатыри есть и среди нас?

Кстати! Этот спектакль - премьера сезона.

Также вы можете посмотреть: «Как кот гулял, где ему вздумается», «Денискины рассказы».

Молодой Александр Сергеевич Пушкин, вынужденный из-за карантина задержаться в местечке Большое Болдино, написал в далеком 1830 году свое первое из сохранившихся завершенных прозаических произведений - «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Знаменитая Болдинская пора стала для поэта периодом творческого взлета. Правда, в отличие от спокойного, затворнического уголка села, мир «Повестей Белкина» сложно назвать идиллическим. Скорее, наоборот, живая история каждого персонажа заставляет серьезно задуматься над непростыми темами любви, человеческого достоинства, социального неравенства. В спектакль «Повести Белкина» Московского Драматического театра имени А. С. Пушкина продолжительностью чуть менее двух часов вошли четыре части произведения: «Метель», «Выстрел», «Гробовщик» и «Станционный смотритель». «Раньше спектакль играли на малой сцене, и ктеры привыкли к близкому контакту со зрителями. Когда было принято решение о переносе в большой зал, артисты очень волновались, что контакт исчезнет. Но получилось здорово - действие нисколько не потеряло своей динамики, и все зрители по-прежнему жадно ловят каждое слово героев. Энергетика постановки только усилилась от того, что пространство стало больше», - рассказала театральный педагог Ольга Шевнина.

Действие спектакля происходит на постоялом дворе, где герои в ожидании лошадей коротают время за тихими доверительными беседами. Пространство сцены ограничено белыми скамейками и небольшим экраном, служащим то окном, то зеркалом для персонажей. Каждый герой - рассказчик, ведущий монолог, он делится со зрителем воспоминаниями, чувствами, эмоциями. У каждой истории свое направление. В «Гробовщике» мы сразу замечаем элементы мистики и готической повести: в постановке Драматического театра с помощью световых и звуковых эффектов создан почти мини-триллер, правда, совсем не страшный, а скорее интригующий. А вот «Метель» - это история в духе сентиментализма, поведанная Белкину благородной старой девой с инициалами К.И.Т. «Уютный» рассказ этой дамы в исполнении народной артистки Тамары Лякиной никого не оставит равнодушным: каждый зритель сможет почувствовать сопричастность событиям давно минувших лет. Язык «Повестей» - лаконичный, классический - ничуть не изменен в спектакле. Красота стиля Пушкина позволяет отчетливо проследить все характеры; однако у актеров получилось и добавить какие-то свои штрихи в давно знакомые образы. Например, актер Константин Похмелов - он же Б. В. из «Гробовщика» - несмотря на верность пушкинскому слову, всегда допускает какую-то небольшую импровизацию. Его цитаты фиксируются в большой тетради Белкина и потом являются неизменными «участниками» всех театральных капустников.

В спектакль органично вписан видеоарт - он помогает вам переместиться из одной истории в историю. Экран позволяет до мельчайших подробностей рассмотреть лица актеров, будь то слезы на глазах Дуни, покидающей отца, или гримасы-фантасмагории гробовщика. Но вот случайные попутчики дождались лошадей - они покидают сцену, а зрители, полные новых эмоций, аплодисментами вызывают актеров на поклон. Спектакль прекрасно подходит для знакомства школьников с произведениями нашего великого поэта. Вообще театр - один из самых простых методов приобщения к русской классике: ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вы сможете убедиться в этом, посетив постановку и насладившись замечательными монологами героев с сохраненной пушкинской интонацией: иронически-лиричной и порою грустной.

Кстати! Специально для школьных групп перед спектаклем Ольга Шевнина проводит театральные уроки - совершенно бесплатно. «Урок включает в себя актерские тренинги, информацию о самом театре, костюмах, времени и эпохе постановки», - отмечает она. Благодаря уроку зритель приходит в зал уже подготовленным и заинтересованным.

Также вы можете посмотреть: «Аленький цветочек», «Много шума из ничего».

«Война и мир» - произведение, которое до сих пор вызывает сложные чувства у каждого читателя. Количество страниц пугает, разнообразие персонажей кажется невозможным запомнить, а сюжетные перипетии начинают путаться в голове. Но, с другой стороны, это бессмертная классика, которую всё-таки важно прочитать и попытаться понять. Что поможет в этом? Можно попробовать пролистать критику, познакомиться с тематическими передачами, посмотреть одноименный фильм. Но все-таки лучший вариант - сходить на спектакль и своими глазами увидеть героев. Петр Фоменко не стремился к дословности, но его спектакль подходит для каждого зрителя, в том числе и неподготовленного - просто у всех разный уровень понимания. Знакомые с творчеством Льва Толстого люди воспринимают персонажей иначе, чем те, кто что-то смутно слышал о «Войне и мире». Первые уже знают о судьбе героев, они наблюдают за ходом спектакля, словно провидцы: еще пока заливается смехом, а не слезами, маленькая княжна Лиза, именинница Наташа бойко танцует с Пьером, Андрей Болконский защищает своего кумира Наполеона. Вторые же начнут, наконец, различать эту разномастную компанию персонажей произведения Толстого.

«Война и мир. Начало романа» захватывает совсем небольшую часть эпопеи: вы увидите встречу в салоне Анны Павловны Шерер, праздник в доме у Ростовых, смерть старика Безухова, интригу с его наследством и другие события, которые предшествуют уходу Андрея Болконского на фронт. Тем не менее этот звенящий от радости мир наполнен витающим в воздухе ощущением войны. Она пока не дошла до героев произведения, но в каждом слове, в каждом поступке есть это невидимое тягостное облако приближающейся вражды. Здесь соединились и одновременно раскололись две вселенных «Войны и мира»: чопорный, важный Санкт-Петербург и домашняя, уютная Москва. Они не противостоят друг другу: события в спектакле сменяются перемещениями из одного уголка в другой - но совершенно не похожи характерами и взглядами на жизнь населяющих их людей.

Персонажи живые: даже строгий, высокий, худой князь Андрей в исполнении Ильи Любимова выглядит выразительным, то и дело сменяя на своей многострадальной голове наполеоновскую шапку на таз. Петр Фоменко любил переворачивать стереотипы, любил работать со штрихами. Человек творческий, он не стал менять оригинального текста, но посчитал интересным вовлечь персонажей в процесс прочтения романа-эпопеи. Вот бежит Наташа Ростова, а в руках у нее - «Война и мир». С возмущением читает девушка свое описание: «Каааак некрасивая?!» - и отбрасывает книжку на колени матери, чтобы та продолжила чтение. Таков спектакль - он весь куда-то стремится, затягивает, зовет за собой. Действия сменяют друг друга, движутся, словно быстрая река, увлекающая непреодолимой силой течения. Такая же сила и у этого великого, но сложного произведения. «Петр Наумович ненавидел точки, зато обожал многоточия. Так и в этом спектакле - всё идет друг за другом, но не заканчивается. Даже последнее действие обрывается на самом интересном месте. Там, где сюжетно можно поставить точку, - многоточие, и что будет дальше, вы сможете прочитать уже в романе», - поделилась с журналом пресс-секретарь театра «Мастерская Петра Фоменко» Анастасия Сергеева.

Художник Владимир Максимов работал над спектаклем с тем посылом, что все - и зрители, и актеры - находятся в мастерской Великого автора. А в мастерской всё делается штрихами, которые образуют в итоге гармоничную картинку. «В конце концов, чтобы показать в театре лошадь, не обязательно приводить настоящее животное на сцену», - отмечает Анастасия. Любимыми словами Петра Фоменко были «но» и «хотя», а знаменитой фразой - «Только не ставьте точку». Парадоксально мыслящий, он сумел создать в своем театре атмосферу творческого беспорядка. Его «Война и мир. Начало романа» не может претендовать на звание серьезной глубокомысленной постановки: она полна иронии, аллюзий и метафор. Хотя…

Кстати! В «Мастерской Петра Фоменко» проводятся специальные лекции, позволяющие каждому окунуться в историю театра - от его античных истоков до наших дней.

Также вы можете посмотреть: «Руслан и Людмила», «Алиса в Зазеркалье».

Они называют его «Львович» и считают своим театральным «папой». Они - это юные актеры, а он - Александр Федоров, художественный руководитель, вдохновитель и основатель Детского музыкального театра юного актера. Репертуар театра состоит из сюжетов, которые знакомы всем. Герои спектаклей - добрые, вечно юные персонажи: Пеппи Длинныйчулок, Том Сойер, Оливер Твист. «Нынешним детям трудно рассказать сказку. Сыграть улыбку, сыграть светлую историю гораздо сложнее, чем сыграть то, что они видят каждый день. Персонажи спектаклей Детского музыкального театра - сама фантазия, доброта. Они - сплошное детство. Дети сейчас рано взрослеют, и, чтобы удивить их, надо постараться», - признается Александр Федоров. Со своими подопечными Александр Львович искренен. «Мои приключения, мои фантазии - всё для них. Когда это идет от тебя - они верят. Поэтому я всегда иду от себя. И дети принимают это с радостью», - рассказывает он. Одна из ролей, о которой мечтают все мальчишки Детского музыкального театра, - это персонаж Марка Твена Том Сойер. Каждый из них узнает в полном энергии сорванце себя, и потому наш обзор будет посвящен именно этому спектаклю, который по праву считается в театре одним из лучших.

Кто такой Том Сойер? Неисправимый мечтатель, выдумщик, весельчак. Он живет у своей тетушки Полли и каждый день своими проказами будоражит весь маленький городок. Несмотря на это, городская детвора любит легкий нрав Тома и его умение всегда оставаться собой. «Приключения Тома Сойера» - это музыкальный спектакль. Юным зрителям понравятся веселые песни и зажигательные танцы, которые создают образ и атмосферу маленького американского городка середины XIX века. К тому же дети в зрительном зале почувствуют себя в знакомой обстановке (ох уж эти школьные перемены, где все носятся сломя голову). Реалистичны и персонажи - мальчишки, внешне презирающие девчонок, но тайно мечтающие о дружбе с ними; девчонки, визжащие при виде крысы, но готовые на разные проделки; взрослые, наказывающие за каждую ерунду, но не лишенные чувства юмора. Одна из центральных линий сюжета - любовь Тома и Бекки. Вот тут мальчишка преображается: из «благородного пирата» он становится настоящим рыцарем-романтиком, готовым всегда встать на защиту возлюбленной. Но это никак не отражается на его дружбе с приятелем Геком Финном: вместе они по-прежнему играют в ковбоев, ищут клад, фантазируют. «Если бы я стал миллионером, я бы купил себе велосипед, а потом привез бы на площадь цирк!» - предаются мальчишки мечтам.

А еще вы очень удивитесь, увидев тетушку Полли. Она напоминает скорее не чопорную старушку, а энергичную активистку-старшеклассницу.

Сцена из спектакля «Приключения Оливера Твиста!»

В этом спектакле есть всё: романтика, путешествие, приключения и даже интрига, связанная с жутковатой историей на кладбище! Словом, скучно не будет, поэтому «Школа. Москва» рекомендует вам этот спектакль для семейного просмотра.

Сцена из спектакля «Пеппи Длинныйчулок»

Кстати! Когда-то в Детском музыкальном театре играл Николай Басков. «Коля всегда был ярким, шумным, активным ребенком, прекрасным актером уже с детства», - вспоминает Александр Львович. А еще каждый юный зритель может стать актером - достаточно прийти на прослушивание и очень постараться!

Также вы можете посмотреть: «Пеппи Длинныйчулок», «Приключения Оливера Твиста!», «Московская история 1205».

текст: В. Разводовская фото: Н. Арефьева, пресс-службы театров

Никакой суеты! С этим должна сочетаться основная стойка оратора. Особенно поначалу, когда устанавливаются отношения с залом, когда любое лишнее движение будет подсознательно трактоваться публикой как волнение.

Правило такое. Вы выходите в зал, фиксируетесь на главном месте в стойке оратора и делаете паузу. В паузе ведете себя как человек-скала, как памятник самому себе. Никаких заигрываний, ужимок, подергиваний плечами, сжиманий кистями, поигрыванием пальчиками, движений губами, постукиваний ногами. Это исключаем! Наоборот. Вы – человек -скала! Сила, уверенность, собранность. И обязательно перед началом выступления делаем паузу.

Зачем нужна пауза?

Какую роль она выполняет? Почему бы и не сразу начать говорить? Пауза выполняет очень важную функцию. Во-первых, она привлекает и захватывает внимание публики. И даже если вы в середине выступления сделаете паузу, внимание зала вернется к вашему выступлению. Во-вторых, в паузе, собственно, и происходит так называемая «постановка на публике», то есть окончательно устанавливаются отношения между оратором и аудиторией, «кто главный» – оратор говорит, публика слушает. Конечно, пауза, это испытание для нервов оратора. Но если вы прошли это испытание, публика вас зауважает. Аудитория примет ваше право быть лидером на время этого выступления.

Сколько по времени должна продолжаться пауза?

Давайте ее оценим на примере театра. Перед началом спектакля в театре всегда происходит некая суета в зале, шумок, обсуждение программок, шуршание оберток. Все уже сидят, но внимание зала еще рассеянное. И представьте себе такую картину. Занавес открывается, на сцену направляется свет, и мы видим человека, стоящего в нашей основной стойке оратора лицом к залу и держащего паузу. И чем больше артист, тем больше у него пауза…

Что будет происходить с публикой? Постепенно она затихнет и соберет внимание на этом актере. Тех, кто еще не готов, соседи будут подталкивать – тихо, ш-ш-ш, уберите конфеты, уже началось… Внимание театральной публики будет собираться по нарастающей параболе. И через некоторое время установится максимум – пик внимания публики. В театре наступит мертвая тишина с полным вниманием зала к тому, что будет дальше.

Это напоминает один из сюжетов популярного Журнала "Ералаш".

Весна. Мальчик стоит в луже. Лужа большая, глубокая. Вокруг собирается несколько взрослых и спрашивают: "Мальчик, зачем ты здесь стоишь, простудишься!?" Он стоит и молчит – держит паузу. Вокруг мальчика уже много людей, задающих вопрос: "Мальчик, зачем ты здесь стоишь, что ты стоишь, простудишься, что, зачем, простудишься…" Он невозмутимо стоит и держит паузу. Уже толпа недоуменных взрослых протягивает к нему руки и интересуется: "Мальчик, зачем ты здесь стоишь, простудишься, что, зачем, что ты здесь стоишь, что ты здесь стоишь…!!!???" И, наконец, со словами: «А вот оно что!», ребенок подпрыгивает и с шумом приземляется в середине лужи. Из-под его ног вырывается фонтан брызг. Он дождался своего звездного часа – все прохожие мокрые. Вот это крепкие нервы у мальчика! Он просто так не расходует свою энергию. Он собрал внимание, выдержал паузу, и кпд его хулиганских действий стало гораздо выше!

Так же и на публике. Вы выйдите, зафиксируетесь в основной стойке оратора, сделаете паузу – и все внимание зала будет обращено на вас: "И что ты здесь стоишь? И что ты здесь стоишь?? И что ты здесь стоишь???".. И высший пилотаж – на пике внимания. Речь у меня тут! И звучат ваши первые слова. Если это Большой театр, то время от появления до пика внимания публики я оцениваю примерно в 12-15 секунд. Если это обычный конференц-зал на пятьдесят человек, то время максимума внимания будет около 5-7 секунд. На это время и необходимо ориентироваться. Если аудитория совсем маленькая, можно сократить паузу и до 3-х секунд, но пауза должна быть!

Если пауза передержана, то что будет происходить с публикой?

Правильно, когда пик внимания пройден, оно неизбежно будет ослабляться и опять пойдет шумок:"А что такое? А чего они? Они что, прикалываются над нами?" Поэтому хорошему оратору важно чувствовать время и начинать говорить на пике внимания!

Что делать в паузе?

Сама пауза также не должна быть пустой. Пустая пауза разочаровывает зрителей. Она должна быть заполнена внутренней жизнью. Есть история про Константина Сергеевича Станиславского, который на актерском тренинге давал задания своим ученикам просто держать паузу на сцене перед зрителями. Почти все не выдерживали, улыбались, хихикали, мялись на месте, играли мимикой лица. И, наконец, Станиславский вышел сам и стал внимательно смотреть в зал – и все студенты почувствовали заполненность, значение паузы, ощутили его внутренние размышления. Он молча смотрел в зал две минуты, и аудитория не скучала – насыщенная пауза держала внимание.

Поэтому правило такое. В паузе вы собираете взгляды людей из разных секторов зала, оцениваете их готовность, думаете об их лицах и внутреннем состоянии:"Так, ну что, готовы или нет? Что у нас здесь? Хорошо. А кто у нас тут? Ладно. А на галерке? Пока не все еще в порядке…" Внешне ничего специально демонстрировать не надо – это приведет к фальши. Только внутренняя работа делает паузу насыщенной, а не пустой.

Помните, что вы должны находиться в состоянии Хозяина зала. А чем занимается Хозяин по жизни? Делом. И вот он вышел на сцену и у него есть дело – он выбирает для своего дела людей. Хозяин – хороший психолог, поэтому он наблюдает и оценивает: кто ему подойдет, а кто нет, с кем можно сварить кашу, а с кем только компот, кого взять на работу, а кто не потянет. И тогда пауза становится многозначительной и насыщенной. Секрет такой паузы – в концентрации внимания на людях в зале.

Бизнес-тренер, практический психолог, ведущий открытых и корпоративных тренингов и семинаро

СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

Открытые мероприятия

сб, 20 Июля, 2019 - 15:00

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Объясняя на одном из уроков природу психологической паузы, Константин Сергеевич привел такой пример.

Предположим, - сказал он, - что я завтра, после большого перерыва, играю Фамусова и приглашаю весь ваш курс, за исключением двух человек, на спектакль. Не пойдут на спектакль те ученики, которыми я недоволен за их плохую дисциплину. Вы не пойдете, - строго сказал Константин Сергеевич, обращаясь к самому недисциплинированному студенту. - И... вы, - обратился он к очень способному ученику, который недавно в первый раз в жизни опоздал на урок.

Обратили ли вы внимание, - спросил Станиславский после сказанной им фразы, - что я сделал паузу после союза «и». Вам известно, что это нарушение законов речи, так как союз «и» не допускает после себя никаких остановок. Но у меня возникла эта психологическая пауза, чтобы смягчить готовящийся вам удар. Я верю, что ваш поступок больше не повторится, и мне хотелось, наказывая вас, дать вам это понять. Помните, что психологическая пауза является чрезвычайно важным оружием общения.

Константин Сергеевич высоко ценил психологическую паузу, считая, что подлинное искусство возникает тогда, когда актер, овладев начальной стадией искусства речи - логикой речи, научится раскрывать и выявлять подтекст через психологическую паузу. Но Константин Сергеевич предостерегал против опасности, таящейся в злоупотреблении психологической паузой, той опасности, которая начинается с момента остановки продуктивного действия.

Мы знаем такие случаи, когда актер, верно почувствовав необходимость психологической паузы, начинает ею злоупотреблять. Зная силу своего воздействия на зрительный зал, он как бы томит зрителя, прежде чем перейти к последующему тексту, и этим самым переводит внимание зрителя с развития действия на себя, на собственное «мастерство».

В таких случаях психологическая пауза вырождается в простую остановку, которая создает сценическое недоразумение - паузу ради паузы. Такая остановка - дыра на художественном произведении.

Глубоко оправданная психологическая пауза является важным элементом сценической речи.

Из психологической паузы нередко создаются целые сцены, которые мы на нашем языке называем «гастрольными паузами», - говорил Станиславский.

«Гастрольная пауза» возникает тогда, когда актер в процессе работы накопил достаточный материал по оценке предлагаемых обстоятельств, когда ему абсолютно ясна линия действия, когда природа состояния действующего лица ему не только понятна, но он внутренне и внешне владеет ее темпоритмом.

«Гастрольная пауза» - одно из могущественных средств актерской психотехники, и целый ряд крупнейших русских актеров выражали тончайшие переживания в своих ролях в «гастрольной паузе».

Широко известна знаменитая пауза А. П. Ленского в роли Бенедикта (второй акт «Много шума из ничего» Шекспира). Ленский - Бенедикт подслушал специально разыгранную для него сцену о том, что Беатриче любит его. Как только зачинщики этой шутки - Клавдио, Дон Педро и Леонато - ушли, Бенедикт - Ленский выходит из своей засады. Он потрясен новостью. Беатриче любит его до безумия, но не хочет признаться в своем чувстве, опасаясь его насмешек. Шекспир вкладывает в уста Бенедикта великолепный монолог, но Ленский не торопился к тексту.

Ему нужно было время, чтобы осознать происшедшее, отдаться мыслям, теснившимся у него в голове. Для этого ему нужна была пауза.

Вот как описывает современник Ленского этот момент: «..Бенедикт долго стоит и смотрит на зрителей в упор, с ошеломленно-застывшим лицом. Вдруг где-то в уголке губ, под усом, чуть-чуть дрогнула какая-то жилка. Теперь смотрите внимательно: глаза Бенедикта все еще сосредоточенно-застывшие, но из-под усов с неуловимой постепенностью начинает выползать торжествующе-счастливая улыбка; артист не говорит ни слова, но вы чувствуете всем вашим существом, что у Бенедикта со дна души поднимается горячая волна радости, которую ничто не может остановить. Словно по инерции, вслед за губами начинают смеяться мускулы щек, улыбка безостановочно разливается по дрожащему лицу, и вдруг это бессознательное радостное чувство пронизывается мыслью и, как заключительный аккорд мимической гаммы, яркой радостью вспыхивают дотоль застывшие в удивлении глаза. Теперь уже вся фигура Бенедикта - один сплошной порыв бурного счастья, и зрительная зала гремит рукоплесканиями, хотя артист еще не сказал ни слова и только теперь начинает свой монолог...»

Славился мастерски разработанными «гастрольными паузами» и В. Н. Давыдов (в «Женитьбе» Н. В. Гоголя, в «Свадьбе Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина, в «Горячем сердце» А. Н. Островского и многих других пьесах).

«Гастрольные паузы» К. А. Варламова вошли в летопись русского театра.

Мы знаем, что «гастрольными паузами» крупные актеры пользовались в одинаковой степени как в комедии, так и в трагедии.

Поскольку «гастрольная пауза» возникает из психологической, Станиславский утверждал, что умение выразить комплекс мыслей и чувств в паузе целиком зависит от интенсивности «внутренних монологов», от беспрерывного хода мыслей, возникающих от оценки предлагаемых обстоятельств.

Эту способность непрерывного мышления в роли, расширяющего текст автора, актер должен тренировать с самого начала работы над ролью. Тогда в результате репетиций у него возникнет потребность вылить в паузе накопившиеся мысли и чувства. Помню, как Станиславский работал с Л. М. Леонидовым над ролью Отелло.

Станиславский считал Леонидова величайшим трагиком современности. Он много говорил с ним о сознательном распределении темперамента и настойчиво призывал Леонидова к использованию пауз.

Помните, - говорил Константин Сергеевич, - что в паузах артист досматривает мысленно то, о чем он говорит. Такие паузы подготавливают и усиливают темперамент и ритм и спасают от проявления открытого темперамента, которым нельзя злоупотреблять. Открытому темпераменту должны быть отданы отдельные, определенные места в роли, которые можно сравнить с высоким «до» для тенора. Если бы в певческой партитуре было большое количество высоких «до», певец рисковал бы сорвать голос.

Поэтому в целом ряде мест в роли, которые как бы толкают актера к тому, чтобы выплеснуть накопившееся чувство в открытом темпераменте, надо стараться сдержать себя, отказаться от прямолинейного хода, который чаще всего ведет к крику, и находить многообразные ходы для выражения своего чувства в психологической паузе.

Репетируя с Л. М. Леонидовым сцену из третьего акта «Отелло» и раскрывая природу состояния Отелло в этой картине, Станиславский говорил о том, что кусок, после того как Яго отравил воображение мавра мыслью о неверности Дездемоны, - решающе важный кусок в роли Отелло. Впервые закралась страшная мысль и сразу нарушила его счастье. Отелло не знает еще, что надо предпринять; боль, мучительная боль туманит его сознание, и ему нужно время, чтобы осознать происшедшее. Константин Сергеевич говорил о том, что исполнители этой роли редко передают то безграничное счастье, которое испытывал Отелло до момента жестоких сомнений, вселенных в него словами Яго. А по существу, это необычайно важно, так как трагизм сцены именно в том, что Отелло прощается с высшей степенью счастья, которое он испытывал и с которым сжился.

Теряя счастье, он еще выше оценивает его и сравнивает с будущим, которое кажется ему безгранично тоскливым.

Вам нужно, - говорил Станиславский Леонидову, - внутренне уйти в себя, чтобы вспомнить прошлое и увидеть горькое будущее. Это момент огромного самоуглубления. Отелло не замечает, что происходит вокруг него, а когда сталкивается с действительностью, он не может не излить накопившуюся горечь и боль.

На одной из репетиций, когда Леонидов с непередаваемым трагизмом репетировал эту сцену, Станиславский, довольный и счастливый, предложил ему:

Попробуйте, Леонид Миронович, сыграть сейчас эту сцену без слов. Вспомните, что делает человек от мучительной внутренней боли, когда он не может найти себе места, когда он пытается находить самые невероятные позы, чтобы успокоить эту боль, когда пальцы производят какие-то механические движения, какое-то бессмысленное царапанье, выражающее внутренний ритм этого страдания.

Леонидов, актер огромной мысли и темперамента, сыграл эту сцену так, что для меня лично это осталось в памяти как одно из самых сильных впечатлений в жизни.

А теперь, - сказал Константин Сергеевич, обнимая и целуя Леонидова, - возвращайтесь опять к тексту. ; Помните, что для выполнения любой задачи актеру прежде всего нужно слово, мысль, то есть текст автора. Актер прежде всего должен действовать словом, об этом часто забывают актеры. А теперь расширьте сцену, с помощью пауз раздуйте ее так, чтобы зритель увидел те громадные внутренние муки, которые только что видели мы.

Константин Сергеевич разметил по тексту возможные паузы.

Отелло . Ага, меня обманывать! Меня! (Пауза.)

Яго . Ну, генерал, довольно уж об этом.

Отелло . Прочь! (Пауза .) Ты меня ужасной пытке предал!

(Пауза .)

Клянусь, вполне обманутым быть лучше,

Чем мало знать. (Пауза.)

Яго . Как это, генерал?

Отелло . Что было мне за дело до разврата

Моей жены, до хитростей ее? (Пауза.)

Не видел их, не думал я о них:

Они меня не мучили. (Пауза.) Спокойно

Я ночью спал, был весел и доволен (пауза)

И на устах ее до этих пор

Не находил я Кассио лобзаний.

Он не узнал про это.

Яго . Генерал,

Вас слушать мне невыразимо больно.

Отелло . О, пусть бы хоть все войско, пусть бы каждый

Солдат владел ее прекрасным телом:

Я б счастлив был, не ведая о том; (пауза)

Теперь же все прости, прости навеки,

Прости покой, прости мое довольство! (Пауза.)

Простите вы, пернатые войска

И гордые сражения, в которых

Считается за доблесть честолюбье -

Все, все прости! (Пауза.) Прости, мой ржущий конь,

И звук трубы, и грохот барабана,

И флейты свист, и царственное знамя, (пауза)

Все почести, вся слава, все величье

И бурные тревоги славных войн!

Простите вы, смертельные орудья,

Которых гул несется по земле,

Как грозный гром бессмертного Зевеса!

Все, все прости! Свершился путь Отелло! (Пауза.)

Разметив паузы, Константин Сергеевич предупредил Леонидова, чтобы он относился к этим паузам не как к обязательным, но как к возможным, и предложил ему разметить паузы по всей роли для того, чтобы в результате работы наметить две-три большие паузы, которые нужно разработать как «гастрольные».

«Гастрольная пауза» невозможна без «внутреннего монолога». Именно «внутренний монолог», дополняющий текст автора, раскрывающий внутреннюю пружину действия, толкает актера к выявлению своего чувства в паузе.

Паузы Отелло - Леонидова рождались от поглощавшей его целиком мысли, которая билась над неразрешимой загадкой, - почему, для чего Дездемона его обманывает. Эта мысль доводила его до безумного страдания, он метался, стонал, как от физической боли, и, не зная куда себя девать, набрасывался наконец на Яго, чтобы на нем сорвать свою злобу.

Константин Сергеевич говорил о том, что, кроме пауз, существуют еще другие вспомогательные технические приемы, чтобы удержать себя от игры на голом темпераменте.

Вспоминая Сальвини в роли Отелло, он говорил, что его поражало, как знаменитый трагик строил план своей роли с точки зрения соразмерения своих творческих внутренних и внешних выразительных возможностей, которые позволяли ему правильно распределить их и разумно пользоваться накопленным для роли материалом.

Сальвини, - говорил Станиславский, - все время знал линию перспективы пьесы, начиная с моментов пылкой юношеской страсти влюбленного при первом выходе и кончая величайшей ненавистью ревнивца и убийцы в конце трагедии. Он с математической точностью и неумолимой последовательностью, момент за моментом, раскрывал по всей роли созревшую в его душе эволюцию.

Из книги Психология национальной нетерпимости автора Чернявская Юлия Виссарионовна

Гюстав Лебон. Психологическая иерархия рас Когда в области естествознания приходится устанавливать основания для классификации видов, то труд этот облегчается тем, что неизменные и, следовательно, основные признаки, по которым определяется каждый вид, очень

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев