Тема: «Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».



  • - Говорим вполголоса!
  • - Общаемся культурно!

Актуализация знаний. Кластер.

Имя

существительное

Непостоянные

признаки

Постоянные

признаки

Часть речи

Падеж,

число

Собственное или

нарицательное

Род:

женский, мужской,

средний

Синтаксическая

роль в

предложении

Одушевлённое или

неодушевлённое

Склонение: 1, 2, 3


Лингвистическая разминка

Исключи одно лишнее:

а) портрет, акварель, кисть, портьера

б) шкаф, ковёр, диван, полки

в) конверт, телеграмма, марка, деньги

г) племянник, школьник, сестра, мачеха.

Объясни смысл высказываний:

Подарок Коле

Подарок Коли

Какие слова оказались здесь случайно?

Сани, кефир, реки, воздух, грабли, сахар, уши, брюки, ножницы, Москва, ворота.


  • Хомячок, попугай, бурундучок, белая крыса Матильда с маленьким крысёнком…
  • Докажите, что все записанные вами существительные одушевлённые.
  • Какие из одушевлённых существительных являются собственными?
  • Приведите примеры собственных неодушевленных существительных.

  • Сгруппируйте имена существительные:
  • А) по родам;
  • Б) по типам склонения;
  • В) найдите существительные только множественного числа;
  • Г) найдите существительные только единственного числа.
  • Объясните знаки препинания.

Подарки весны. Г. Сапгир.

-Что, Весна, ты принесла?

И ответила Весна:

-Принесла я вам, ребятки,

Лейки, грабли и лопатки,

Первые подснежники, жёлтые скворечники.

Принесла я вам грачей, и скворцов, и зябликов.

И несёт любой ручей

Целый флот корабликов.

И ещё я принесла много света и тепла,

Прыгалки и салки, новые считалки.

Все ребята удивились:

Как-то сразу появились

Почки клейкие в лесу,

Травка на опушке

И у Маши на носу

Первые веснушки.

Грабли, прыгалки, салки.

Свет, тепло.

Объясните знаки препинания.


Образуйте форму от существительных родительного падежа множественного числа.

рельсов

  • Рельс –
  • Сапоги –
  • Место –
  • Кружево –
  • Километр –
  • Санаторий –
  • Дело –
  • Грузины -

сапог

мест

кружев

километров

санаториев

дел

грузин


  • Они, всходы, теплота, яблочный, трусость, нянчит, вождение, обедают.
  • Используя схему построения текста-рассуждения: тезис – аргументы – вывод, докажите, что данные слова являются существительными.

  • Гулять по улиц…, отдыхать в санатори…, заботиться о молодёж…, строить на побережь…, жить в селени….

  • Собраться на площад….
  • Писать о геро…. Расположиться в рощ….
  • Росли в тепл….
  • Прогуляться по алле…

Синтаксическая роль

В предложении может быть:

сущ. в Им.п.

сущ. в Т.п.

сущ. в Р.п.

сущ. в В.п .

подлежащее

дополнение

обстоятельство

определение


Зимой, чтобы не простудит ь ся, нужно надевать тёплое пальто.

Мы проснулись, а на кухне нас уже ждёт горячий кофе.

Кто-то играл на п и анино, которое стояло

в большой комнате.

Исход игры решил досадный п е нальти.

В комнате отдыхала пожилая мадам.

ср. р.

м. р .

ср. р.


По какому признаку, кроме морфологических, можно распределить эти существительные?

В какие по значению группы объединяются эти существительные?

2

конкретные

4

3

собирательные

вещественные

1

отвлечённые

молодёжь

мечта

детвора

комар

сливки

грач

бег

бензин


  • Вставьте о-е-ё!
  • Плеч_м, чиж_м, ж_лудь, куниц_й, пальц_м, ш_в, 5 пальц_в, плащ_м, крыж_вник, ч_рточка, ш_пот, ш_колад, ч_лн, расч_ска, ш_рстка.

Надо подумать

  • Превратите имена нарицательные в имена собственные.
  • Цветок роза –
  • Плодородная земля –
  • Воздушный шарик –
  • Чёрная ворона –

Роза, Черноземье, пёс Шарик, река Ворона


  • 1. Какие существительные имеют только одну форму числа?
  • А) сметана; Б) очки; В) линейка; Г) страница.
  • 2. Найдите слова с окончанием –ие:
  • А) решение; Б) далёкие; В) предупреждение; Г) большие.
  • 3.Найдите существительное, на конце которого пишется мягкий знак:
  • А) (много) сокровищ…; Б) горячий ключ…; В) из-за туч…; Г) красивая брош… .

  • 4.В каком слове ударение падает на первый слог?
  • А) боязнь; Б) щавель; В) фарфор; Г) ненависть.
  • 5. В окончаниях каких существительных во множественном числе именительного падежа пишется ?
  • А) шофер; Б) директор; В) инженер; Г) столяр.

  • 6. Укажите НЕПРАВИЛЬНУЮ форму употребления родительного падежа множественного числа:
  • А) песни грузин; Б) много солдат; В) много дел; Г) нет носок; Д) нет полотенцев.
  • 7. Выберите ответ.
  • В предложении На вершине сосны сидел дятел и долбил ствол подчеркнутое слово является:
  • А) подлежащим; Б) сказуемым; В) дополнением; Г) обстоятельством.

  • 1. А. Б.
  • 2. А. В.
  • 3. Г.
  • 4. Г.
  • 5. А. Б.
  • 6. Г. Д.
  • 7. В.

  • повторить, что такое имя существительное
  • различать морфологические признаки имени существительного
  • определять синтаксическую роль имени существительного
  • использовать полученные знания для правописания и образования имён существительных.
  • употреблять имена существительные в речи.

Итоги

«5» 15-16 б

«4» 12-14 б

Цель урока :

Контроль за степенью усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных по данному учебному материалу.

Задачи:

    Образовательная .
    Закрепить полученные умения и навыки в решении упражнений, работа с наглядным и дидактическим материалами, совершенствовать навыки чтения и письма, орфографической и пунктуационной зоркости.

    Развивающая .
    Обучать выделять в текстах, учебном материале главное.
    Обеспечить развитие устной речи обучающихся (умение рассказать об имени существительном; умение доказать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; умение отличать имя существительное от других частей речи; умение определять морфологические и грамматические признаки изучаемой части речи).

    Воспитательная .
    Осуществлять нравственное воспитание обучающихся, обеспечит в ходе урока понимание слов: гуманизм, патриотизм, товарищество, этические нормы поведения.

Ход урока

    Оргмомент

    Вступительное слово учителя.
    Зачитывается стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»:

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.

К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам?

Вспомните определение этой части речи

    Работа с текстом. Текст записан на доске. Прочитать, вставить и объяснить пропущенные буквы. Определить общее значение существительных в тексте. Найти слова, которые не обозначают конкретных предметов, но отвечают на вопрос Что? и имеют значение предметности.

Доброта.

Стираются лица и даты ,

Но все ж до последнего дня

Мне помнить о тех, что когда – то

Хоть чем – то согрели меня.

Согрели своей плащ – п…латкой ,

Иль тихим шутливым сл…вцом ,

Иль чаем на столик… шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник , как счастье , как чудо

Идет Доброта по з…мле .

И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле (Ю. Друнина)

    Мини – исследование «Существительное обозначает только предмет?»

    Цель исследования - выяснить: существительное обозначает только предмет?

Имя существительное сказало о себе так:

«Давно живу я в мире этом.

Даю названия предметам???»

    Гипотеза

Предполагаем, что имя существительное обозначает не только предметы.

    Ход исследования

    Проанализировать определения имени существительного

    Провести наблюдения в окружающем мире .

    Обобщить полученные данные, сделать выводы, дать своё определение имени существительного как части речи

    Анализ определений имени существительного

    Имя существительное - часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто»/«что» . Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения (Определение из Википедии)

    Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

( Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя )

    Вывод: В словаре Д.Э. Розенталя более точное определение, чем в учебнике и в Интернете.

    Ответить на вопросы, привести примеры

    Существительные могут обозначать людей и животных ?

    Существительные могут обозначать географические названия ?

    Существительные могут обозначать явления природы ?

    Существительные могут обозначать события ?

    Существительные могут обозначать качества человека ?

    Существительные могут обозначать предмет действия ?

    Существительные могут обозначать состояние человека ?

    Существительные могут обозначать предмет признака ?

    Вывод: Существительное обозначает не только предмет.

Гипотеза подтвердилась. Имена существительные – не только предметы.

Существительные обозначают людей и животных,

географические названия (Москва),

явления природы (радуга, дождь),

события (праздник, война),

состояние человека (грусть, волнение),

качества человека (смелость, доброта),

предмет действия (бег, ходьба),

предмет признака (желтизна, красота) .

    Определи значение существительного. Упр № 441. Работа в парах. Найти в упражнении существительные, обозначающие

    Землю, ее недра, водную поверхность

    Космические тела и явления

    Растения

    Животных

    Явления природы

    Вещества

    Факты, события

    Обоснуй ответ. Распределительное письмо.

Упр. № 440 (записать слова в 3 столбика: 1 – сущ., 2 – прил., 3 – глагол).

При проверке слова из первого столбика сопровождаются комментарием.

Образец: слово бег обозначает действие, но отвечает на вопрос что? и имеет следующие морфологические признаки: род (мужской), число (единственное), падеж (именительный), изменяется по падежам (бег, бега, бегу и т. д.), относится ко 2 склонению. По перечисленным признакам можно сделать вывод, что это имя существительное, действие обозначено как предмет.

    Подбери имя, определи признаки. Коллективная работа

К названным нарицательным именам существительным подберите собственные. Запишите в два столбика. Определи все признаки существительного

Город, река, деревня, озеро, журнал, собака, поэт, кошка, писатель, сказочник, книга, имя, фамилия, мультфильм, отчество, океан, государство, газета, передача.

Какие существительные относятся к нарицательным, а какие – к собственным?

Как они пишутся?

    Подведение итога

Что нового вы узнали сегодня об имени существительном?

    Домашнее задание.

Составить рассказ из 7-10 предложений, используя существительные: праздник, победа, память, подвиг, мужество, патриотизм

Патриотизм - Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

1 слайд

2 слайд

Цели урока Закрепить полученные умения и навыки в решении упражнений, совершенствовать навыки чтения и письма, орфографической и пунктуационной зоркости. Учиться выделять в текстах, в учебном материале главное. Развивать устную речь (умение рассказать об имени существительном; умение доказать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; умение отличать имя существительное от других частей речи; умение определять морфологические и грамматические признаки изучаемой части речи).

3 слайд

А.Шибаев «Слова, слова, слова…» Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами,- И всё, что в памяти у нас,- Означено словами.

4 слайд

Доброта. Стираются лица и даты, Но все ж до последнего дня Мне помнить о тех, что когда – то Хоть чем – то согрели меня. Согрели своей плащ – п…латкой, Иль тихим шутливым сл…вцом, Иль чаем на столик… шатком, Иль попросту добрым лицом. Как праздник, как счастье, как чудо Идет Доброта по з…мле. И я про нее не забуду, Как я забываю о зле (Ю. Друнина) а о е е

5 слайд

Мини – исследование «Существительное обозначает только предмет?» Цель исследования - выяснить: существительное обозначает только предмет? Имя существительное сказало о себе так: «Давно живу я в мире этом. Даю названия предметам???»

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

Ответить на вопросы, привести примеры Существительные могут обозначать людей и животных? Существительные могут обозначать географические названия? Существительные могут обозначать предмет признака? Существительные могут обозначать явления природы? Существительные могут обозначать события? Существительные могут обозначать качества человека? Существительные могут обозначать предмет действия? Существительные могут обозначать состояние человека?

12 слайд

Вывод: Существительное обозначает не только предмет. Гипотеза подтвердилась. Имена существительные – не только предметы. Существительные обозначают людей и животных, географические названия (Москва), явления природы (радуга, дождь), события (праздник, война), состояние человека (грусть, волнение), качества человека (смелость, доброта), предмет действия (бег, ходьба), предмет признака (желтизна, красота) .

13 слайд

14 слайд

Определи значение существительного. Упр № 441. Работа в парах. Найти в упражнении существительные, обозначающие Землю, ее недра, водную поверхность Космические тела и явления Растения Животных Явления природы Вещества Факты, события Океан, родник, низменность, водопад, предгорье, река, дорога Затмение солнца, заря, рассвет, Метель, ветер, иней, мороз Каникулы, олимпиада, праздник Черешня, пшеница, рожь Змея, крокодил Молоко, золото, железо,

15 слайд

Обоснуй ответ. Распределительное письмо. Упр. № 440 (записать слова в 3 столбика: 1 – сущ., 2 – прил., 3 – глагол). Образец: слово бег обозначает действие, но отвечает на вопрос что? и имеет следующие морфологические признаки: род (мужской), число (единственное), падеж (именительный), изменяется по падежам (бег, бега, бегу и т. д.), относится ко 2 склонению. По перечисленным признакам можно сделать вывод, что это имя существительное, действие обозначено как предмет.