Современные Олимпийские игры во многом отличаются от античных игр, но наверное, самое главное отличие игр заключается в том, что во время античных игр женщинам запрещалось не только принимать участие, но и наблюдать за соревнованиями. Но история показывает, что любой запрет поражает совершение самых исторических и значимых событий в истории. С развитие человечества и общества, данный запрет потерял актуальность, женщины теперь наравне с мужчинами соревнуются за звание олимпийских чемпионов, правда каждый в своем круге.

Современные Олимпийские игры начали свою историю с 1896 году, в данной Олимпиаде прияло участие 311 спортсменов из 11 стран, и не одной женщины, хотя на трибуне их было более чем достаточно. Лишь только в1900 г. на Олимпийских играх в соревнованиях по конному и парусному спорту, гольфу, теннису и крокету, впервые приняли участие женщины. При этом, женщины в состав МОК вошли только в1981 г..

Итак, во время проведения античных олимпийских игр женщинам запрещалось категорически не только принимать участие в Олимпийских играх, но даже наблюдать за ходом игр. Исключение в античные времена делалось только для жриц богини Деметры (богиня плодородия). Если во время Игр на стадионе обнаруживали женщину, ее по действующему закону тех времен, должны были бросить с высокой скалы пропасть. И только однажды данное правило было нарушено. Существует две версии того, когда однажды женщина пробралась на Олимпийские игры. История наука туманная…..

Первая версия: Женщина, чьи муж, брат и отец, были Олимпийскими чемпионами, занимающаяся тренировками своего родного сына, и желающая увидеть его на выступление Олимпийских игр, пробралась на игры в виде тренера. Тренеры присутствовали на поле отдельно, они наблюдали за своими подопечными. Чтобы ее не опознали как женщину которая посмела нарушит древнейший закон, она переоделась в тренерскую мужскую одежду и стала рядом с тренерами, с волнением наблюдая за сыном. И когда ее сына объявляли Олимпийским чемпионом, то чего она так упорно и долго ждала, и из-за всех переживаний, она не выдержала и выбежала на поле. Она побежала через все поле сыну, чтобы первой поздравить его с такой почетной победой. По дороге мужская одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе - женщина. Судьи были в очень трудном положении. По закону, ее было необходимо убить, но ведь она - жена, сестра и дочь, а к тому же еще теперь и мать олимпийских чемпионов! И поэтому, за то что она являлась женой и матерью чемпионов, ее пощадили, но с этого дня было ведено новое олимпийское правило - теперь на стадионе, не только спортсмены, но и их тренеры должны присутствовать на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации в будущем.

Вторая версия: Женщина, ее звали Калипатерия, будучи женой и матерью Олимпийских чемпионов, она решила участвовать в состязание бегунов. Ее опознали и по закону, приговорили к смертной казни - смелую спортсменку обязаны были сбросить с скалы в пропасть. Но, учитывая то, что муж Калипатерии был Олимпийским чемпионом, а ее сыновья - победителями на соревнованиях юношей, судьи помиловали ее. Но судейская коллегия обязала в будущем атлетов выступать на играх обнаженными, дабы избежать повторения подобной ситуации.

При этом следует заметить, и развеять миф, о том, что женщины во время античных времен не допускали к спортивным соревнованиям вообще. Наоборот, девушки в Древней Греции отнюдь не чуждались занятий спортом, да и соревноваться любили. Потому проводились игры, посвященные супруге Зевса - Гере. В этих состязаниях, на которые, кстати, мужчины не допускались, участвовали исключительно девушки. Они соревновались в беге, борьбе и гонках на колесницах, которые проходили на том же стадионе за месяц до или через месяц после соревнований спортсменов-мужчин.

Управление образования Администрации города Когалыма

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

по физической культуре

2012-13 учебный год

9,10,11 класс

Ф.И.О._________________________________________________________________КЛ___

Правильно выполненные задания оцениваются в 1 балл.

Время выполнения задания – 40 минут.

1. Женщины начали принимать участие в …

а. Играх I Олимпиады (1896 г. Афины, Греция).

б. Играх II Олимпиады (1900 г. Париж, Франция).

г. Играх IV Олимпиады (1908 г. Лондон, Великобритания).

2. Международная олимпийская академия находится в …

а. Афинах. б. Цюрихе.

в. Олимпии. г. Париже.

3. Первая летняя Спартакиада народов СССР проводилась в …

а. 1948 году. б. 1952 году.

в. 1956 году. г. 1960 году.

4. Динамика индивидуального развития человека обусловлена …

а. влиянием эндогенных и экзогенных факторов.

б. наследственностью человека.

в. влиянием социальных и экологических факторов.

г. двигательной активностью человека.

5. Совокупность упражнений, приёмов и методов, направленных на обучение двигательным и другим умениям и навыкам, а также их дальнейшее совершенствование обозначается как …

а. тренировка. б. методика.

в. система занятий. г. педагогическое воздействие.

6. Состояние расслабляться, снятие напряжённости, достигаемое самопроизвольно или под воздействием физиотерапевтических процедур обозначается как

а. ретардация. б. рекреация.

в. реинкарнация. г. релаксация.

7. Скелетон является разновидностью…

а. санного спорта. б. конькобежного спорта.

в. горнолыжного спорта. г. многоборий.

8. Джоггинг – это обозначение …

а. бега трусцой.

б. вида «боевой» аэробики.

в. союз молодёжи спортивного клуба.

г. разновидности нетрадиционных видов единоборств.

9. При длительной нагрузке высокой интенсивности рекомендуется дышать

а. через рот и нос попеременно. б. только через рот.

в. через рот и нос одновременно. г. только через нос.

10. Правила баскетбола при ничейном счёте в основное время предусматривают дополнительный период продолжительностью …

а. 3 минуты. б. 5 минут. в. 7 минут. г. 10 минут.

11. Правила волейбола предусматривают, что команда в каждой партии имеет право максимум на …

а. три замены. б. пять замен.

в. шесть замен. г. количество замен не ограничивается.

12. Для нормальной деятельности центральной нервной системы, регуляции обмена углеводного и аминокислот, необходим …

а. витамин А. б. витамин B 1.

в. витамин С. г. витамин D.

13. Быстрая утомляемость и сонливость, головные боли и головокружения в значительной мере обусловлены недостатком витаминов, особенно …

а. витамина А. б. витамин B 1.

в. витамин С. г. витамин D.

14. Вид деятельности, являющийся предметом соперничества и исторически оформившийся как способ выявления и сравнения человеческих возможностей принято называть …

а. гимнастикой. б. терренкуром.

в. соревнованием. г. видом спорта.

15. Изометрические (статистические) упражнения преимущественно применяются при совершенствовании …

а. собственно-силовых способностей. б. скоростных способностей.

в. скоростно-силовых способностей. г. общей выносливости.

16. Термин «Олимпиада» означает …

а. соревнования на Олимпийских играх.

б. собрание спортсменов в одном городе.

в. високосный год.

г. четырёхлетний период между Олимпийскими играми.

17. В каком году состоялись первые юношеские олимпийские игры:

а. 2010 году. б. 2008 году

в. 2000 году г. 1998 году.

18. Где состоялись первые юношеские олимпийские игры:

а. Корейская Народно - Демократическая Республика.

б. Республика Сингапур.

в.Китайская Народная Республика.

г. Южно-африканская Республика

19. Основным средством физического воспитания является …

а. физические упражнения.

б. закаливание.

в. соблюдение режима дня.

г. гигиенические факторы.

20. Нагрузка физических упражнений характеризуется …

а. величиной их воздействия на организм.

б. целью занятия.

в. самочувствием занимающихся.

г. временем и количеством повторений двигательных действий.

Вопросы в открытой форме

21. Часть культуры общества, ориентированная на выявление и сравнение человеческих возможностей обозначается как

22. Человек, призванный следить за тем, чтобы соревнование проводилось в соответствии с правилами вида спорта и имеющий для этого все полномочия, является соревнования.

23. Ценностями физической культуры человек овладевает в процессе

24. Конечной целью шахматной игры является

25. Законченный цикл движений, повторяющийся многократно в беге, ходьбе, конькобежном, лыжном и других видах спорта обозначается как …

26.Сохранение равновесия тела путём изменения положения его отдельных звеньев обозначается как

27. Состояние устойчивого положения тела в пространстве обозначается как

28. Интенсивность физического упражнения, выполняемого без перерыва от 5 до 30 минут, по физиологическим критериям относят к зоне мощности работы.

29. В 2004 г. в Афинах Юрий Борзаковский стал олимпийским чемпионом Игр XVIII Олимпиады в

    Что заимствовали современные олимпийские игры от древнегреческих олимпийских игр…….

Сегодня в Рио-де-Жанейро состоится церемония открытия летних Олимпийских игр. Олимпиада - это не только спортивное, но и культурное, и политическое событие: по тому, как проходят соревнования, можно судить и об отношениях между отдельными странами, и о ситуации в мире в целом. В этом году в играх впервые примет участие команда беженцев - и это тоже важная примета времени. Мы решили вспомнить ещё десять событий, изменивших современные Олимпийские игры.

1900

Женщины впервые приняли участие в Играх

Олимпийские игры в относительно современном виде возродились в конце XIX века. Женщины впервые приняли в них участие в 1900 году и имели право соревноваться только в пяти видах спорта: теннисе, крокете, верховой езде, гольфе и парусном спорте. Среди 997 олимпийских спортсменов было 22 женщины. Со временем спортсменок на Олимпиаде становилось больше: если в играх 1928 года женщины составляли 10 % от общего числа атлетов, то к 1960 году эта цифра увеличилась до 20 %.

Первая женщина вошла в состав исполнительного комитета МОК только в 1990 году. После этого, в 1991 году, МОК принял историческое решение: теперь по всем видам спорта, которые включаются в программу Олимпийских игр, должны проводиться и женские соревнования. Но говорить о полном гендерном равенстве пока рано: на Олимпиаде в Сочи женщины составляли 40 % от общего числа участников. В отдельных странах женщинам по-прежнему трудно участвовать в Олимпийских играх: например, в Саудовской Аравии женщинам разрешили участвовать в соревнованиях только в 2012 году.

1936

Афроамериканец Джесси Оуэнс выиграл четыре золотых медали

Афроамериканский спортсмен впервые выиграл золотую медаль в 1908 году: Джон Тейлор занял первое место в составе команды в смешанной эстафете. Но гораздо больше известна история Джесси Оуэнса - афроамериканского легкоатлета, завоевавшего четыре золотых медали и поставившего мировой рекорд в прыжках в длину на Олимпиаде 1936 года. Олимпийские игры проходили в нацистской Германии, и за золото в прыжках в длину Оуэнсу пришлось бороться с немцем Луцем Лонгом - Лонг первым поздравил его после победы, а затем они вместе сделали круг почёта по стадиону.

«Когда я вернулся на родину, после всех этих историй о Гитлере, я по-прежнему не имел права ехать в передней части автобуса, - вспоминал позднее легкоатлет. - Мне нужно было идти к задней двери. Я не мог жить там, где хотел. Меня не пригласили пожать руку Гитлеру, но меня не пригласили и в Белый дом пожать руку президенту».

1936

Первая трансляция Олимпийских игр

Берлинская Олимпиада 1936 года впервые транслировалась по телевидению: в Берлине было открыто 25 специальных помещений, в которых можно было бесплатно посмотреть Олимпийские игры. Олимпийские игры 1960 года транслировались в Европе и США: каждый вечер, после окончания соревнований запись игр отправлялась в Нью-Йорк, а затем её показывал канал CBS.

Телевизионные трансляции изменили Олимпийские игры: сейчас это не просто спортивные соревнования, но и дорогостоящее шоу - церемонии открытия и закрытия игр интересуют зрителей едва ли не больше самих соревнований, а форму сборным предоставляют знаменитые марки и дизайнеры.

1948

Зарождение паралимпийского движения


Паралимпийские игры 1964 года в Токио

29 июля 1948 года, в день открытия Олимпийских игр в Лондоне, нейрохирург Людвиг Гуттман по просьбе британского правительства организовал на территории больницы Сток-Мандевиля спортивные соревнования для ветеранов Второй мировой войны с повреждениями спинного мозга. С тех пор Сток-Мандевильские игры начали проводить ежегодно, а в 1952 году они стали международными: в них приняли участие бывшие военные из Голландии. Спустя восемь лет, в 1960 году, Сток-Мандевильские игры впервые провели в том же городе, где проходила Олимпиада, - в Риме; соревнования получили название «Первые Паралимпийские игры».

Сейчас Паралимпийские игры проводятся в тот же год и на тех же спортивных площадках, что и Олимпиада. В Паралимпийских играх в Лондоне в 2012 году приняло участие 4237 спортсмена из 164 стран.

1968

Протест против расизма

Хотя Олимпийские игры и считаются мероприятием, свободным от политики, политические заявления на соревнованиях не редкость. На Олимпийских играх в Мехико в 1968 году легкоатлеты Томми Смит и Джон Карлос, установивший мировой рекорд в беге на 200 метров, устроили акцию протеста. На церемонию награждения легкоатлеты вышли в значках Олимпийского проекта за права человека. На пьедестал они взошли, разувшись, в чёрных носках, чтобы показать, как бедно афроамериканское население. Когда заиграл гимн, спортсмены опустили головы и подняли вверх кулаки в чёрных перчатках, протестуя против расизма в США. Кому именно принадлежала эта идея, неизвестно: оба спортсмена позднее утверждали , что предложили поднять кулаки вверх.

МОК раскритиковал действия Смита и Карлоса, назвав их действия «намеренным и грубым нарушением фундаментальных принципов олимпийского духа». Пресса тоже была возмущена, и спортсменов изгнали из команды. Дома Смит и Карлос также столкнулись с жестоким осуждением. Но, несмотря на все предупреждения и запреты, акции протеста на Олимпиаде продолжались: победители забега на 400 метров вышли на церемонию награждения в чёрных беретах, а победительницы женской эстафеты 4 x 100 посвятили свои медали Карлосу и Смиту.

Признание поступка спортсменов пришло намного позже, в восьмидесятых. В 2005 году в Университете штата Калифорния в Сан-Хосе, в котором учились Томми Смит и Джон Карлос, была установлена их статуя с поднятыми вверх кулаками.

1972

Мюнхенский теракт


Президент ФРГ Хайнеман выступает на траурном митинге, посвящённом памяти израильских спортсменов

Олимпийские игры 1972 года в Мюнхене были омрачены террористическим актом. 5 сентября восемь палестинских террористов пробрались на территорию Олимпийской деревни, убили двух членов израильской команды, а ещё девятерых членов сборной захватили в заложники. Операция по освобождению заложников оказалась неудачной - впоследствии все девять были убиты; кроме того, погибли пять террористов и полицейский. Соревнования были приостановлены, но через 34 часа МОК решил возобновить их - в знак протеста против терроризма.

1976

Страны Африки бойкотируют Олимпиаду

За несколько дней до открытия летних Олимпийских игр 1976 года в Монреале более двадцати африканских стран объявили, что бойкотируют соревнования. Последней о намерении бойкотировать игры объявила Кения. Джеймс Осого, министр иностранных дел страны, за несколько часов до церемонии открытия игр выпустил официальное заявление: «Правительство и народ Кении считают, что принципы важнее медалей».

Африканские страны отказались участвовать в играх из-за сборной Новой Зеландии: новозеландская команда регбистов, не входящая в олимпийскую сборную, летом сыграла матч со сборной ЮАР, где действовал режим апартеида. Сборная ЮАР ещё в 1964 году была отстранена от Игр, но протестующие считали эти меры недостаточными: они считали, что страны или спортивные сборные не должны никак взаимодействовать с правительством ЮАР.

Это далеко не единственный бойкот в истории Олимпийских игр: Олимпиаду-80, проходившую в Москве, в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан бойкотировали 56 стран. СССР и другие страны социалистического лагеря в ответ решили бойкотировать Олимпийские игры 1984 года в Лос-Анджелесе.

1992

Забег Дерека Редмонда

На Олимпийских играх есть место не только значимым политическим событиям, но и простым человеческим историям: они не меняют ход игр, но помогают зрителям по-новому посмотреть на себя и на свою жизнь. Один из самых драматичных моментов в истории игр - забег Дерека Редмонда на 400 метров на Олимпиаде 1992 года в Барселоне. У британского легкоатлета были серьёзные шансы на медаль, но во время полуфинального забега он порвал сухожилия. Вместо того чтобы сойти с дистанции, Редмонд решил продолжать забег, надеясь, что всё-таки сможет обойти других спортсменов. К легкоатлету на помощь прибежал его отец Джим, который попросил его остановиться. Дерек отказался - и тогда его отец сказал, что они финишируют вместе: до финиша оба дошли пешком, и в видеозаписи гонки видно , как тяжело и мучительно даётся Дереку каждый шаг и как он расстроен поражением. К сожалению, спортсмену так и не удалось добиться успеха: через два года после игр в Барселоне, после одиннадцати операций на ахилловом сухожилии его спортивная карьера закончилась.

2000

Северная и Южная Корея прошли вместе на церемонии открытия

Ещё с античных времён один из главных посылов Олимпийских игр в том, что спортивные соревнования должны нести мир. На церемонии открытия Олимпийских игр в Сиднее в 2000 году эту идею воплотили в жизнь Северная и Южная Корея: делегации стран прошли вместе, под общим флагом, на котором был изображен Корейский полуостров. Флаг несли южнокорейская баскетболистка Юнг Сун Чун и Пак Чон Чой - дзюдоист из КНДР. Страны также прошли вместе на церемониях открытия Олимпийских игр в 2004 году в Афинах и в 2006 году в Турине - но в 2008 году приняли решение вновь разделиться.

2000

Победа Кэти Фримен

На церемонии 2000 года честь зажечь олимпийский огонь выпала легкоатлетке Кэти Фримен. Это событие имело большое символическое значение: Фримен родом из австралийских аборигенов, и тем, что именно ей доверили зажечь огонь, организаторы хотели показать желание австралийцев воссоединиться с коренным населением континента. Это особенно важно ещё и потому, что противники проведения Олимпиады в Австралии обвиняли правительство и жителей страны в расизме.

Позднее Кэти Фримен выиграла золото в забеге на 400 метров, а круг почёта спортсменка пробежала с флагом аборигенов Австралии.

2016

В Олимпиаде участвует сборная беженцев

В этом году в Олимпийских играх впервые будет участвовать сборная беженцев: таким образом организаторы надеются привлечь мировое внимание к миграционному кризису. В сборную вошли десять спортсменов - шесть мужчин и четыре женщины родом из Сирии, Южного Судана, Эфиопии и Демократической Республики Конго. Они будут выступать под белым олимпийским флагом, а на церемонии открытия пройдут перед сборной Бразилии. МОК обязуется поддерживать спортсменов и после игр.

«Это станет символом надежды для всех беженцев и покажет миру масштаб кризиса, - сказал президент МОК Томас Бах. - Это также знак всему международному сообществу, что беженцы такие же люди, как и мы, и они приносят огромную пользу нашему обществу».


Следуя традициям олимпийского спорта Древней Греции, П. де Кубертен категорически возражал против участия женщин в олимпийских соревнованиях. «Олимпийские игры, - писал он, - торжество мужской силы, спортивной гармонии, начала, базирующегося на принципах интернационализма, лояльности, воспринимаемого зрителями как искусство и вознаграждаемого одобрительными аплодисментами женщин». В Играх 1 Олимпиады (1896 г.) женщины не участвовали.

Мнение Кубертена противоречило мнению ряда членов МОК, выступавших в поддержку участия женщин в Олимпийских играх. В результате общими усилиями было принято решение: женщины могут состязаться в определенных видах олимпийской программы, соответствующих общественному статусу представительниц слабого пола и их физиологическим особенностям.

Несмотря на искусственно создаваемые препятствия, женщинам удалось принять участие во II Олимпийских играх, которые состоялись в 1900 г. в Париже. Спортсменки соревновались в двух видах спорта - теннисе и гольфе. Первой олимпийской чемпионкой стала английская теннисистка Ш. Купер. Однако в этих Играх, как и в двух последующих (1904 и 1908 гг. ), участие женщин было чисто символическим: их количество было от 7 до 11, что составляло 0,8 - 1,3 % общего количества участников Игр.

На Олимпийских играх 1912 и 1920 гг . количество участвовавших в соревнованиях женщин существенно возросло (до 57 и 64 соответственно), однако от общего количества участников Игр это составило соответственно всего лишь 2,2 % и 2,5 %.

22-я сессия МОК, состоявшаяся в Париже в 1924 г., дала новый толчок олимпийскому движению: отныне женщинам официально разрешалось участвовать в большинстве видов программы Олимпийских игр.

В результате Международные спортивные федерации стали больше уделять внимания женщинам, желающим серьезно заниматься спортом. Но за период с 1924 до 1936 гг., хотя количество видов соревнований в программе Игр постоянно возрастало - с 10 в 1924 г. до 15 в 1936 г., женская олимпийская программа за это время практически не претерпела существенных изменений. Женщины имели право участвовать в соревнованиях только по четырем видам спорта - плаванию, фехтованию, легкой атлетике и гимнастике (теннис и стрельба из лука были исключены). Поэтому вполне естественно, что женщины составляли очень небольшую часть участников - 4,4 - 12,1 %.

Аналогичная ситуация прослеживалась и в зимних видах спорта. Количество женщин из общего числа участников зимних Олимпийских игр 1924–1936 гг. колебалось в пределах 4,4 - 10,5 %. На I, II и III зимних Олимпийских играх из 13 - 14 видов соревнований женщины принимали участие лишь в одном (одиночное катание в фигурном катании на коньках). Только на IV зимних Олимпийских играх в 1936 г. в программу соревнований среди женщин был введен второй вид - горнолыжное двоеборье (скоростной спуск и слалом), а общее количество участниц составило 17.

В значительной мере в связи с этим на 34-й сессии МОК, состоявшейся в 1935 г. в Осло, Международная федерация женского спорта выдвинула предложение о создании специальных Олимпийских игр только для женщин. С подобным предложением выступила и Международная любительская федерация легкой атлетики , требовавшая исключения женщин из числа участников Олимпийских игр - с последующим учреждением легкоатлетических состязаний только для лиц женского пола. Однако члены МОК большинством голосов отклонили эти предложения.

После окончания второй мировой войны количество женщин, принимавших участие в Олимпийских играх, становилось все больше. Увеличилось и число видов спорта. К примеру, Игры XV Олимпиады в Хельсинки (1952 г.) включали соревнования женщин уже в 24 видах соревнований по шести видам спорта (гимнастике, легкой атлетике, плаванию, гребле на байдарках и каноэ, прыжкам в воду, фехтованию), что составило 17,1 % олимпийской программы.

На протяжении последних 40 лет каждый олимпийский цикл характеризовался расширением участия женщин в олимпийском спорте: увеличивалось количество видов спорта и видов соревнований, возрастало количество участниц зимних и летних Олимпийских игр. Больше стало женщин и в составе МОК, Национальных олимпийских комитетов и Международных спортивных федераций. Эта тенденция сохраняется и в настоящее время. Например, на Играх XXV Олимпиады в Барселоне добавились новые виды спорта, в которых соревновались женщины, - дзюдо, парусный спорт, водный слалом, появились и новые виды соревнований в легкой атлетике, гребле на байдарках и каноэ, что расширило часть олимпийской программы для женщин в общей сложности на 14 видов соревнований.

На пороге олимпийского признания - софтбол и женский футбол. Особенно остро стоит вопрос о включении в программу Олимпийских игр женского софтбола (как это было сделано с мужским бейсболом). Постоянно идут острые дискуссии вокруг предложений о включении в олимпийскую программу соревнований среди женщин в других видах спорта и видах соревнований - тяжелой атлетике, водном поло, легкоатлетическом десятиборье и др. Однако и сегодня соревнования примерно в одной трети олимпийских видов спорта проводятся только среди мужчин, а вокруг отдельных чисто женских видов спорта (синхронного плавания, художественной гимнастики) постоянно ведутся дискуссии о целесообразности их наличия в олимпийской программе.

Проблема расширения участия женщин в олимпийском спорте достаточно многопланова. Здесь прежде всего следует отметить консерватизм многих Международных спортивных федераций, хотя и признающих соревнования женщин, однако относящихся к ним как к делу второстепенному, не заслуживающему быть представленным в программе Олимпийских игр.

Не менее существенным является и то, что тенденция расширения части программы летних и зимних Олимпийских игр для женщин входит в прямое противоречие с другой тенденцией - сокращения общего количества участников олимпийских соревнований, которое, по мнению организаторов Олимпийских игр, многих лидеров олимпийского движения и международного спорта, переросло допустимые пределы.

Развитие женского олимпийского спорта, несомненно, сдерживается еще и недостаточным участием женщин в его административных органах. Так, из 95 членов МОК только 7 женщин (7,4 %); лишь 5 женщин (2,6 %) являются президентами Национальных олимпийских комитетов; только одну Международную спортивную федерацию возглавляет женщина.

Развитию женского олимпийского спорта мешали и сложившиеся стереотипы в средствах массовой информации. Проведенные недавно в США исследования этого вопроса выявили своеобразную картину: 92 % телевизионного времени, отведенного для трансляции спортивных новостей, было посвящено исключительно мужским видам спорта; только 5 % - было уделено спортивным состязаниям с участием женщин, 3 % - составили беседы комментаторов на отвлеченные темы; соотношение статей о мужском и женском спорте в популярных газетах и журналах составляет 23:1, описывая матчи и соревнования с участием мужчин, комментаторы используют в три раза больше красочных сравнений, чем при описании соревнований в тех же видах спорта с участием женщин. Замечено также, что многие телекомментаторы покровительственно называют выдающихся спортсменок «девочками», в то же время не позволяя себе называть известных спортсменов-мужчин «мальчиками». Одна из видных членов МОК Анита де Франц возмущалась по этому поводу: «Как можно назвать девочкой Мартину Навратилову, Деби Томас или Катарину Витт. К сожалению, пренебрежительное отношение к женщинам как к существам, не достойным особого уважения, не рассматривается в спортивном мире как большой грех, но с этим надо бороться». Интересно, что после этого выступления А. де Франц крупнейшие телекомпании страны запросили не менее 100 копий доклада с целью доведения его до сведения всех сотрудников телевизионных служб.

Интенсивное развитие женского спорта является реалиями нашего времени. Популярность различных видов спорта, их распространение в мире, средства, отпускаемые на их развитие, находятся в прямой зависимости от присутствия этих видов спорта в олимпийской программе. Поэтому вполне естественной является та острота, с которой ставится вопрос о месте женского спорта в современном международном олимпийском движении.

Олимпийский и массовый спорт

На протяжении многих десятилетий складывалось представление о том, что массовый спорт и спорт высших достижений являются единой сферой чело­веческой деятельности. Этому во многом способствовали и воззрения П. де Кубертена. «Если 100 человек тренируются, 50 из них должны заниматься спортом. Из этих 50-20 должны специализироваться в одном из видов спорта. Из этих 20-5 должны достичь пика спортивной формы», - отмечал французский про­светитель. Именно это его высказывание многие исследователи приводят как до­казательство связи массового и большого спорта.

В 1919 г. П. де Кубертен выдвинул девиз «Мы должны достичь массово­сти» в качестве одного из направлений деятельности Международного олим­пийского комитета. Однако этот девиз не получил поддержки, так как многие члены МОК не видели взаимосвязи олимпийского и массового спорта и не разделяли кубертеновского подхода к этому вопросу.

Отойдя в 1925 г. от руководства Международным олимпийским комите­том, Кубертен в 1926 г. основал Международное бюро спортивного воспита­ния , которое предложило ряд спортивных реформ, включая разграничение физической активности, спортивного воспитания и спортивных соревнова­ний, а также распространение тестов физической подготовленности - по примеру Швеции и Германии. Однако и эти идеи Кубертена оказались мало­эффективными и не получили широкой поддержки спортивной общественно­сти в разных странах.

Вплоть до 60-х годов в подавляющем большинстве стран мира олимпий­ский спорт и «спорт для всех» развивались обособленно. Однако успехи спорт­сменов СССР и других стран бывшего социалистического лагеря на Олимпий­ских играх 1952, 1956 и 1960 гг. вновь заставили заговорить о связи массовости и мастерства спортсменов.

Концепция единства массового и олимпийского спорта, получившая признание и практическое воплощение в 30-50-х годах в СССР и доказав­шая свою результативность в крупнейших международных спортивных соревнованиях 50-х годов , нашла последователей и в других бывших социали­стических государствах. В первую очередь, развитие массового, детского спорта, семейного спорта как основы олимпийского спорта стала важнейшим, поддерживаемым государством направлением развития спорта в ГДР. Анало­гичная ситуация сложилась в Болгарии, Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Кубе. Тенденция взаимосвязи массового и олимпийского спорта проявлялась и в других странах. Этому способствовали регулярные, начиная с 1960 г., телевизионные трансляции Олимпийских игр, которые, как неодно­кратно отмечалось исследователями и комментаторами, дали стимул более быстрому развитию массового спортивного движения.

Включение новых видов спорта в программу Олимпийских игр также слу­жило росту их популярности среди населения. Например, широкое распростра­нение во второй половине 60-х годов получил массовый спорт в ФРГ – в связи с предстоящим проведением XX Олимпийских игр в Мюнхене (1972 г.) Кстати, именно в эти годы (1966 г.) и появился термин «спорт для всех».

Анализируя связь олимпийского и массового спорта, следует выделить два аспекта. Первый аспект - влияние Олимпийских игр на активизацию массово­го развития олимпийских видов спорта, несомненно, имеет место. Второй ас­пект - зависимость уровня мастерства спортсменов и олимпийских успехов в том или ином виде спорта от его массовости не следует преувеличивать, ибо здесь, начиная с 70-х годов, уже мало действует принцип перехода количества в качество. Одно осознание этого делает необходимым рассмотрение вопроса о со­здании в различных странах в государственном масштабе специализированных организационных структур управления массовым и олимпийским спортом. Поэ­тому для многих руководителей международного и национального спорта яви­лись неожиданными действия президента МОК X. А. Самаранча, направленные на включение в начале 80-х годов «спорта для всех» в сферу деятельности Меж­дународного олимпийского комитета.

В 1983 г. в МОК была создана группа под председательством А. Гимла , пре­зидента НОК и министра спорта Чехословакии – страны, имеющей давние тради­ции в области массового спорта. Эта группа разработала структуру, программу де­ятельности и определила функции комиссии МОК по «спорту для всех».

В 1985 г. была учреждена комиссия МОК по «спорту для всех». В 1986 г. во Франкфурте-на-Майне под эгидой МОК прошел I конгресс «Спорт для всех» - под девизом «Каждый имеет право на занятия спортом».

В 1986 г. комиссия МОК по «спорту для всех» откликнулась на такие ме­роприятия, как турнир по баскетболу среди крестьян в Китае (1000 команд), массовые соревнования по бегу на 10000 м в Дании, лыжный пробег в Шве­ции (18 тыс. участников), Олимпийский день молодежи в Голландии (16 тыс. участников), соревнования по пятиборью в Венгрии (820 тыс. участников), соревнования школьников в ФРГ (100 тыс. участников). Через эту комиссию МОК предоставлял Национальным олимпийским комитетам необходимую информацию и консультации.

В 1987 г. МОК решил ежегодно проводить 23 июня Олимпийский день - всемирный день бега.

В мае 1988 г. в Чехословакии состоялся II конгресс «Спорт для всех» . Основными вопросами, обсуждавшимися на нем, были стратегия развития движения «Спорт для всех», его инфраструктура, программы разных стран, роль средств массовой информации. Выступая на этом конгрессе, президент МОК X. А. Самаранч отметил, что движение «Спорт для всех» прочно укре­пило свои позиции в мире и в этом не последняя роль принадлежит Междуна­родному олимпийскому комитету.

Однако не все разделяли мнение X. А. Самаранча о необходимости распространять деятельность МОК на «спорт для всех». Так, один из спортивных руководителей ФРГ Вилли Вайер считал, что движение «Спорт для всех» и олимпийское движение имеют различные корни, принципы и содержание. Если олимпийское движение строится на принципах международного спорта, то движение «Спорт для всех» развивается в каждой стране с учетом нацио­нальных особенностей, традиций и культуры.

Сегодня движение «Спорт для всех» все теснее связывается с задачами здравоохранения и продления активного долголетия, профилактики и даже лечения разных заболеваний. Во многих лабораториях мира убедительно по­казана высокая роль двигательной активности в борьбе с сердечно-сосудисты­ми, нервно-психическими заболеваниями, болезнями обмена веществ и даже онкологическими заболеваниями. Это теснейшим образом связывает «спорт для всех» с задачами медицины, практического здравоохранения, с планиро­ванием образа жизни людей, с интересами различных сфер деятельности в рациональном использовании трудовых ресурсов.

Поэтому вполне естественно, что организационная структура МОК и На­циональных олимпийских комитетов, задачи, которые они решают, тенденции развития олимпийского спорта не отвечают потребностям массового спорта.

Несомненно, на определенном этапе Международный олимпийский комитет сыграл положительную роль в развитии движения «Спорт для всех», однако се­годня необходима такая организация (со своей научно-технической базой и спе­циалистами) , способная разрешить сложные, прежде всего социальные, пробле­мы, с которыми сталкивается это движение, взять на себя управленческие и координационные функции, задачи руководства, финансирования и оказания практической помощи странам и организациям, нуждающимся в этом, и которая сможет не на словах, а на деле реализовать главный принцип «спорта для всех» - доступность занятий спортом и физическими упражнениями для всех со­циальных слоев и групп населения независимо от их расовой и этнической принад­лежности, от занимаемого ими места в системе производства и в обществе в целом.

Олимпиада по физической культуре 10-11 класс.

1.Термин «Олимпиада» означает:

а) соревнования, проводимые во время Олимпийских игр;

б) первый год четырехлетия, при наступлении которого проводят Олимпийские игры;

в) период из четырех последовательных лет, который начинается с Игр Олимпиады, и оканчивается с открытием Игр следующей Олимпиады;

г) год проведения Олимпийских игр.

2.Заключительный этап подготовки атлетов к Играм в древней Греции

проводился в специальном помещении, называемом

а) гимнасий;

б) амфитеатр;

в) стадиодром;

г) ипподром

3.Где зажигается факел Олимпийского огня современных Олимпийских Игр?

а) на вершине горы Олимп;

б) на Олимпийском стадионе в Афинах;

в) на Олимпийском стадионе города-организатора Игр;

г) в Олимпии под эгидой МОК.

4 .Летняя Олимпиада 2016 года будет проходить в городе:

а) Франция;

б) Чикаго

в) Рио-де-Жанейро;

г) Мадрид.

5. На первых известных нам Олимпийских играх, состоявшихся в 776 г. до н. э., атлеты состязались в беге на дистанции, равной:

а) одному стадию;

б) 200 м;
в) во время тех Игр атлеты состязались в борьбе и метаниях, а не в беге.

Г) 400 м

6. Величина нагрузки при непрерывном выполнении физических упражнений обусловлена :

а) сочетанием объёма и интенсивности двигательных действий;

б) степенью преодолеваемых при их выполнении трудностей;

в) утомлением, возникающим в результате их выполнения;

г) частотой сердечных сокращений.

7.Соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья, потому что

а) позволяет избегать неоправданных физических напряжений;

б) обеспечивает ритмичность работы организма;

в) позволяет правильно планировать дела в течение дня;

г) изменяется величина нагрузки на центральную нервную систему.

8.Основными показателями физического развития человека являются:

а)антропометрические характеристики человека

б)результаты прыжка в длину с места

в) результаты в челночном беге

г)уровень развития общей выносливости

9.Какой из перечисленных видов не входит в программу современного пятиборья:

а)стрельба

б)фехтование

в)гимнастика

г)верховая езда

10.В каком году проводились первые Всемирные юношеские игры:

а)1976г б)1998г в)1980г г) 1990г

11.Физическая культура направлена на совершенствование:

а) морально-волевых качеств людей

б) состояние здоровья человека

в) природных физических свойств человека

г) техники двигательных действий

12.Что называется осанкой:

а) качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие

б) пружинные характеристики позвоночника и стоп

в) привычная поза человека в вертикальном положении

г) антропометрические характеристики человека

13. Структура обучения движениям обусловлена…

а) соотношением методов обучения и воспитания.

б) индивидуальными особенностями обучающегося.

в) биомеханическими характеристиками разучиваемого движения.

г) закономерностями формирования двигательных навыков.

14. Непрерывность физического воспитания обусловлена…

а) разнообразием форм занятий.

б) сочетанием занятий подготовительной и развивающей направленности.

в) особенностями построения урочных форм занятий.

г) взаимодействием эффектов занятий.

15. Какое из приведенных утверждений сформулировано некорректно?

а) Спорт – это соревновательная деятельность.

б) Спорт – неотъемлемая часть физической культуры.

в) Спорт – это соревновательная деятельность и подготовка к ней.

г) Спорт – соблюдение определенных правил поведения.

16. Процесс выполнения физических упражнений с целью повышения качества со-

ревновательной деятельности принято называть…

а) тренировкой.

б) подготовкой.

в) гипердинамией.

г) стимуляцией.

17. Основой методики воспитания физических качеств является…

а) выполнение физических упражнений.

б) возрастная адекватность нагрузки.

в) обучение двигательным действиям.

г) постепенное повышение силы воздействия.

18. Соотношение между объемом и интенсивностью упражнений характеризуется…

а) увеличением ответных реакций организма.

б) показателями количества и качества двигательной активности.

в) обратно пропорциональной зависимостью.

г) прямо пропорциональной зависимостью.

19 . Среди всех олимпийцев мира по всем видам спорта наибольшее количество олимпийских наград …

а) Пааво Нурми (Финляндия);

б) Марк Спитц (США);

в) Лариса Латынина (СССР);

г) Светлана Хоркина (Россия);

д) Майкл Фелпс (США).

20. Теоретический материал учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе включает в себя…

а) фундаментальные знания общетеоретического характера;

б) инструктивно-методические знания;

в) знания о правилах выполнения двигательных действий;

г) всё вышеперечисленное.

21. Как осуществляется контроль за влиянием физических нагрузок на организм во время занятий физическими упражнениями?

а) по частоте дыхания;

б) по частоте сердечно-сосудистых упражнений;

в) по объёму выполненной работы.

г) внешние признаки

22. Что называется разминкой?

а) подготовка организма к предстоящей работе.

б) чередование беговых и общеразвивающих упражнений;

в) чередование лёгких и трудных общеразвивающих упражнений

г) стартовая готовность

23. Какие упражнения включаются в разминку почти во всех видах спорта?

а) упражнения на развитие выносливости;

б) бег и общеразвивающие упражнения

в) упражнения на развитие гибкости и координации движений

г) упражнения на скорость

24. Какой вид спорта наиболее эффективно развивает гибкость и ловкость?

а) фехтование;

б) баскетбол;

в) фигурное катание;

г) художественная гимнастика.

25. Какие виды спорта развивают преимущественно выносливость?

а) спортивные единоборства;

б) циклические;

в) спортивные игры;

г) не циклические.

Ключ к заданию:

1-в 2-а 3-г 4-в 5-а 6-а 7-б 8-а 9-в 10-б 11-в 12-в 13-г 14-г 15-в 16-г 17-г 18-в

19-в 20-г 21-б 22-а 23-б 24-а 25-б