Ференц Лист (1811-1886) – венгерский музыкант, великий виртуоз-пианист ХIХ века, дирижёр и композитор, педагог и публицист, считается одним из наиболее ярких представителей романтизма в музыке. Он основал Веймарскую музыкальную школу. Им написано 647 музыкальных произведений, а также работы по литературе – книги о музыкальном наследии венгерских цыган и о великом композиторе Шопене.

Детство

Ференц появился на свет 22 октября 1811 года в венгерском городе Доборьян.
Мама будущего музыканта, Анна-Мария (девичья фамилия Лаггер), родилась в Кремсе-на-Дунае. Её отец занимался пекарным производством, умер он очень рано, когда дочке было всего лишь 9 лет. Осиротевшая девочка переехала в Вену, где поступила на работу в качестве горничной. Ближе к 20 годам Анна-Мария уехала к брату в город Маттерсбург. В 1810 году в этом городе оказался и Адам Лист, приехавший навесить папу. Молодые люди встретились, а уже в начале 1811 года стали мужем и женой.

Папа музыканта, Георг Адам Лист, состоял на службе у князя Эстерхази в должности надсмотрщика за поголовьем овец. Эта работа считалась ответственной и почётной, потому что в княжеской семье овечьи стада были главным богатством. Семья Эстерхази очень почитала искусство. В княжеском оркестре, которым руководил Йозеф Гайдн, до 14 лет занимался и Адам, он был виолончелистом. Отец прожил недолгую жизнь, всего 50 лет, но всегда он сохранял любовь к музыке, что и передалось по наследству его единственному сыну Ференцу. Куда бы ни забрасывала судьба Адама Листа (в Айзенштадт или Райдинг), в свободные часы от работы он обязательно участвовал в местных оркестрах, благодаря чему знакомился со многими приезжими знаменитыми музыкантами, например, с Бетховеном.

Формирование Ференца Листа в музыкальном направлении принадлежит исключительно его отцу. Он сам с ранних лет стал обучать своего ребёнка музыке.

Пению Ференц обучался в церковном хоре, а местный органист давал мальчику уроки игры на музыкальном инструменте.

Когда Ференцу Листу было 8 лет, состоялось его первое публичное выступление. Отец часто организовывал ему концерты в знатных вельможных домах, где ребёнок музицировал на рояле, чем вызывал у публики положительные эмоции.

Обучение музыке

Видя, что выступления сына пользуются успехом, отец понял, что ему надо серьёзно обучаться музыке и принял решение везти ребёнка в Вену.

Они уехали в Австрию в 1821 году. Там Ференца взялся безвозмездно обучать игре на фортепиано австрийский композитор чешского происхождения Карл Черни. Теорию музыки также безвозмездно ему преподавал Антонио Сальери.

Среди венских слушателей концертные выступления юного дарования производили сенсацию. Однажды после такого феноменального концерта мальчика поцеловал сам Бетховен, о чём Ференц Лист помнил потом до конца жизни.

В 1823 году отец повёз Ференца в Париж с целью отдать его на учёбу в консерваторию. Однако мальчика не приняли, потому что в это учебное заведение брали на учёбу только французов. Несмотря на то, что денежных средств не было, отец принял решение оставаться в Париже.

Париж

Чтобы заработать денег на проживание во Франции и еду, Ференцу нужно было постоянно выступать с концертами. Так в столь юном возрасте вместо учёбы мальчику пришлось заняться профессиональной деятельностью.

К этому периоду относятся первые музыкальные сочинения Листа, в большей степени это были этюды для его концертного репертуара. Уже в 14-летнем возрасте он написал первую оперу «Дон Санчо, или Замок любви», которую в 1825 году даже поставили в Гранд-опере.

В 1827 году скончался отец композитора. Лист крайне тяжело пережил эту потерю, около трёх лет он не мог выбраться из подавленного состояния, у юноши часто стало проявляться мистическое настроение, которое прежде наблюдалось очень редко. В связи с этими событиями Ференц пропал из парижской жизни, да так, что в одной из газет даже написали на него некролог.

Вернулся он к жизни во время французского восстания в 1830 году. События вокруг бурлили, все призывали к справедливости, у Листа даже появилась идея написать «Революционную симфонию». Ференц начал активно концертировать, сошёлся с другими музыкантами (Берлиозом и Паганини) и литераторами (Гюго, Жорж Санд, Дюма, Мюссе), снова принялся за оттачивание своего исполнительского совершенства.

В 1835 году Ференц занялся педагогической и литературной деятельностью. Были изданы его публикации о Шумане и о социальном статусе французских артистов.

Путешествие по Европе

В 1835 году Лист уехал в Швейцарию, где занялся преподавательской деятельностью в Женевской консерватории. Редко он ездил с концертами в Париж, но там уже появились другие виртуозные гении, и выступления Ференца не пользовались прежней популярностью.

В Женеве композитор продолжал писать музыку (там появились его пьесы, которые потом вошли в сборник «Годами странствий») и литературно-публицистические статьи.

В 1837 году Ференц отправился путешествовать в Италию, он ездил по городам, писал очерки о местной музыке, посылал их потом на публикацию в журналы Парижа. Здесь состоялось его первое сольное выступление, которое прошло без участия других музыкантов.

В течение десяти лет Ференц Лист объехал с концертами почти все европейские страны, побывал на родине в Венгрии, с 1842 по 1848 годы выступал в Австрии, Испании, Португалии, России, Турции. Это была вершина его концертной и просветительской деятельности.

Веймар

В 1848 году музыкант наконец-то решил осесть на одном месте и обосновался в немецком городе Веймаре.

Здесь он полностью посвятил себя композиторской деятельности, выступать перестал, привёл в порядок многочисленные музыкальные наброски. В Веймаре Ференц закончил множество ранее начатых произведений – рапсодии и фортепианные концерты, этюды и романсы, сонаты и симфонические поэмы.

Он продолжал писать статьи и эссе, занялся книгой о Шопене. Здесь же в Веймаре он принимал учеников со всего света.

Но в этом немецком городке не все понимали музыкальную деятельность Листа, он был этим крайне разочарован. К этому добавились несостоявшееся венчание с любимой женщиной Каролиной и смерть сына от первого брака. Снова Ференц погрузился в себя, его стали всё чаще посещать мистические мысли.

Последние годы жизни

В 60-х годах ХIХ века Лист уехал в Рим, где принял малый постриг в церковнослужители Римской католической церкви, он исполнял ряд литургических служений в должности аколита. Отныне его стала интересовать только духовная музыка, это отразилось и на его творчестве, в это период он написал:

  • ораторию «Легенда о Святой Елизавете»;
  • реквием;
  • ораторию «Христос»;
  • четыре псалма;
  • венгерскую коронационную мессу.

В 1875 году в Венгрии была создана Высшая школа музыки, Листа избрали её президентом, и он снова начал заниматься преподавательской деятельностью.

Его средняя дочь Казима к тому времени уже была женой знаменитого композитора Вагнера. Когда её муж скончался в 1883 году, в память о нём Казима стала устраивать Байройтские фестивали, где ставились написанные мужем оперы в полном соответствии с композиторским замыслом. На эти мероприятия она всегда приглашала отца. В 1886 году во время очередного фестиваля в Байройте Ференц подхватил простуду. Позже простуда прогрессировала в воспаление лёгких. Самочувствие с каждым днём становилось всё хуже, появились боли в сердце, отекли ноги. Композитор уже не мог двигаться без посторонней помощи.

19 июля 1886 года состоялось его последнее выступление, меньше чем через две недели, 31 июля, музыканта не стало.

Его имя носит венгерская Национальная музыкальная академия в Будапеште и главный международный аэропорт Венгрии.

Его знаменитые «Венгерские рапсодии» спустя сто лет прозвучали в мировом кинематографе – в оскароносных сериях знаменитых мультфильмов «Том и Джерри» и «Багс Бани», а также в музыкальной советской комедии «Весёлые ребята».

Личная жизнь

В начале 30-х годов ХIХ века Жорж Санд познакомила Ференца со своей подругой Мари д’Агу.

Женщина обожала современное искусство, пробовала себя в литературе, сочиняла романы и издавала их под именем Даниель Стерн. Она любила творчество Жорж Санд и постоянно находилась в состоянии романтической влюблённости. Между Ференцом и Мари завязались любовные отношения, в 1835 году она бросила мужа и уехала с Листом в Швейцарию.

Там они жили в отелях Женевы, иногда снимали домик в каком-нибудь живописном местечке. У Ференца и Мари родилось трое детей:

  • в 1835 году дочь Бландина, она вышла замуж за французского политика Эмиля Оливье, скончалась в возрасте 27 лет;
  • в 1837 году дочь Казина, она была замужем за немецким пианистом Гансом Бюловом, во втором браке её супругом стал Рихард Вагнер, прожила 93 года;
  • в 1839 году сын Даниель, юноша подавал очень большие надежды в музыке, к сожалению, им не суждено было сбыться, он скончался в 20-летнем возрасте от туберкулёза.

В скором времени после рождения сына Мари и Ференц расстались.

В 1847 году во время концерта в Киевском университете Святого Владимира Ференц повстречался с княгиней Каролиной Витгенштейн.

Её брак с князем был неудачным, супруги вместе не проживали. Каролина пригласила Листа погостить в подольском имении Воронинцы, откуда через год они уехали вместе в Европу. Соединиться в законную семью у Каролины и Ференца не получалось, потому что её законный супруг не давал развода. Женщина обращалась за помощью к папе римскому и русскому императору.

В течение 14 лет они жили гражданским браком в Веймаре. Хлопоты о разводе забрали столько сил и времени, что, когда он наконец-то был оформлен и можно было узаконить свои отношения с Листом, княгиня наотрез отказалась это делать. Она посчитала недостойными законного брака свои греховные отношения с Листом, с этого момента между ними осталась лишь платоническая любовь, которая выражалась в постоянной переписке.

22 октября 1811 года в семье Листов родился мальчик. Его отец Адам рано начал учить сына музыке, сам давал ему уроки фортепиано. В церкви малыша учили пению, и игре на органе.

После трёхлетних занятий 8-летний Ференц Лист в возрасте восьми лет впервые выступил в публичном концерте. Отец возил его в дома знатных вельмож, где мальчик играл на рояле, и сумел вызвать среди них благожелательное отношение.

Понимая, что сыну нужна серьёзная школа, отец везёт его в Вену. Там и начинается головокружительная карьера талантливого музыканта, который вырос в выдающегося композитора, пианиста, педагога, дирижёра, и публициста.

Венгерский композитор Франц Риттер фон Лист скончался от пневмонии 31 июля 1886 года.

1) Ференц Лист по праву считается первостепенной фигурой в истории музыки. Как композитор и автор транскрипций он создал более 1300 произведений.

2) Лист стал создателем нового жанра – симфоническая поэма. Так он воплотил в жизнь свою идею пересказывать музыкальными средствами произведения литературы и изобразительных искусств. Среди оркестровых произведений Листа наиболее интересны симфонические поэмы, особенности Прелюды, Орфей и Идеалы .

3) Великий композитор сочинил несколько месс, псалмы и ораторию Легенда о святой Елизавете .

4) Единственная опера– одноактная Дон Санчо – написана Ференцом Листом в 14 летнем возрасте и тогда же поставлена. Партитура оперы, долгое время считавшаяся утерянной, была найдена в 1903г.

5) Порывая со старой традицией, Лист развернул рояль так, чтобы посетители концертов могли получше разглядеть впечатляющий профиль музыканта и его руки. Иногда Лист ставил на сцену несколько инструментов и путешествовал между ними, играя на каждом с равным блеском.

6) Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что во время турне гениальный музыкант оставлял за собой по всей Европе порванные струны и сломанные молоточки. Все это являлось неотъемлемою частью представления.

7) Ференц Лист мог мастерски воспроизводить на рояле звучность полного оркестра, а в чтении нот с листа ему не было равных. Влияние знаменитого музыканта до сих пор ощущается в пианизме разных школ.

8) Самое романтичное произведение Ференца Листа «Грезы любви» было посвящено Каролине Витгенштейн , с которой его связывали пылкие чувства. Все осложнялось тем, что у Каролины был муж – князь Николай Сайн-Витгенштейн, и маленькая дочь Манечка. Страстная любовь великого музыканта и красавицы княгини закончилась трагически. Когда влюбленным удалось преодолеть все преграды, Лист, который был в то время в зените славы, неожиданно постригся в монахи и стал аббатом.

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве он был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Отец был управляющим имения графа Эстерхази Он был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке; Он преподал Ференсу основы фортепианной игры . В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне. Вскоре его пригласили в великолепный дворец Эстерхази. Игра Ференса поразила гостей графа, и несколько венгерских дворян решили оплатить дальнейшее обучение Ференца. Его послали в Вену, где он обучался композиции у Сальери, фортепиано у Черни. Венский дебют Листа состоялся 1 декабря 1822. Критики остались в восторге, и с тех пор Листу были обеспечены слава и полные залы.

От известного издателя А. Диабелли он получил приглашение сочинить вариации на тему вальса, придуманную самим Диабелли; таким образом юный музыкант оказался в компании великих Бетховена и Шуберта, к которым издатель обратился с такой же просьбой. Несмотря на это, Лист (как иностранец) не был принят в Парижскую консерваторию, ему пришлось продолжать образование частным образом. После смерти отца (1827) Лист начал давать уроки. Тогда же он познакомился с молодыми Берлиозом и Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние:

Лист сумел "перевести на язык фортепиано" колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом.

В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Паганини; Лист задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль, и даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Лист практически не имел соперников как пианист-виртуоз. Ференц Лист был хорош собой, его концертные поездки тех лет неизменно сопровождались громкими и публично обсуждавшимися affaires de coeur, "романами". В 1834 Лист начал совместную жизнь с графиней Мари д"Агу (впоследствии она выступила как писательница под псевдонимом Даниель Стерн). От их союза родилось трое детей - сын и две дочери, младшая из которых, Козима, вышла замуж за великого пианиста и дирижера Г. фон Бюлова, а потом стала женой Рихарда Вагнера.



(За пианино Ф. Лист. У его ног Мари д’Агу. В центре сидит Ж. Санд, положив руку на Дюма. Позади стоят Гюго и Россини, обнимающий Паганини за плечи.)

Лист выступал в Австрии, Бельгии, Англии, Франции, Венгрии, Шотландии, России и в 1849 дал цикл концертов, средства от которых пошли на сооружение памятника Бетховену в Бонне. В 1844 Лист стал капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре. Этот небольшой немецкий город был некогда процветающим культурным центром, и Лист мечтал вернуть Веймару славу столицы искусств. В 1847, приняв решение посвятить себя Веймару, Лист предпринял прощальные концертные гастроли. Во время пребывания в России он познакомился с княгиней Каролиной Зайн-Витгенштейн, и вернулся с ней в Веймар. В роли капельмейстера Лист поддерживал все новое, радикальное, иногда - отвергнутое другими. С одинаковым рвением он исполнял сочинения старых мастеров и опыты начинающих композиторов. Он устроил неделю музыки Берлиоза в то время, когда романтический стиль этого композитора не встречал понимания во Франции. Лист сумел даже организовать в Веймаре премьеру оперы Вагнера Тангейзер в годы, когда ее автор был политическим изгнанником и ему грозил арест.

Рихард Вагнер в центре, Ференц Лист, его дочь Козима

Лист считается первостепенной фигурой в истории музыки. Как композитор и автор транскрипций он создал более 1300 произведений. Подобно Шопену и Шуману, Лист в своей композиторской деятельности отдавал пальму первенства сольному фортепиано. Наверное, самое популярное произведение Листа - Грезы любви (Liebestraum).



Среди других сочинений Френсиса Листа для фортепиано можно выделить 19 Венгерских рапсодий (в основе которых лежат скорее цыганские, нежели мадьярские напевы) . Некоторые из них позже были оркестрованы. Листу принадлежат также более 60 песен и романсов для голоса с фортепиано и несколько органных сочинений, включая фантазию и фугу на тему BACH. Среди транскрипций Листа - фортепианные переложений симфоний Бетховена и фрагментов из произведений Баха, Беллини, Берлиоза, Вагнера, Верди, Глинки, Гуно, Мейербера, Мендельсона, Моцарта, Паганини, Россини, Сен-Санса, Шопена, Шуберта, Шумана и других.



Лист стал создателем жанра одночастной полупрограммной симфонической формы, которую он назвал симфонической поэмой. Этот жанр был призван выражать внемузыкальные идеи или пересказывать музыкальными средствами произведения литературы и изобразительных искусств. Единство композиции достигалось введением лейтмотивов или лейттем, проходящих через всю поэму. Среди оркестровых произведений Листа (или пьес с участием оркестра) наиболее интересны симфонические поэмы, в особенности Прелюды, Орфей и Идеалы. Для разных составов с участием солистов, хора и оркестра Лист сочинил несколько месс, псалмы, оратория, легенда о святой Елизавете.



Оценки творческого наследия Листа - композитора и пианиста в период после его смерти были неоднозначными. Возможно, бессмертие его сочинениям обеспечило смелое новаторство в области гармонии, которое во многом предвосхитило развитие современного музыкального языка. Хроматизмы, используемые Листом, не только обогатили романтический стиль прошлого столетия, но и, что важнее, предвосхитили кризис традиционной тональности в 20 в. Лист и Вагнер были приверженцами идеи синтеза всех искусств как высшей формы художественного выражения.



Как пианист Лист выступал в концертах буквально до последних дней своей жизни. Некоторые считают, что он является изобретателем жанра сольных концертов пианистов и особого патетического концертного стиля, сделавшего виртуозность самодостаточной и захватывающей формой. Порывая со старой традицией, Лист развернул рояль так, чтобы посетители концертов могли получше разглядеть впечатляющий профиль музыканта и его руки. Иногда Лист ставил на сцену несколько инструментов и путешествовал между ними, играя на каждом с равным блеском. Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что во время турне он оставлял за собой по всей Европе порванные струны и сломанные молоточки. Все это являлось неотъемлемой частью представления. Лист мастерски воспроизводил на рояле звучность полного оркестра, в чтении нот с листа ему не было равных, славился он и блестящими импровизациями. Ноавторство Листа в области музыкальной формы и гармонии, новое звучание фортепиано и инструментов симфонического оркестра было поддержано ведущими композиторами его времени. Вобрав в себя культуру Германии и Франции, классик венгерской музыки Лист , внёс большой вклад в развитие музыкальной культуры Европы.

Жизнь Ференца Листа закончилась в возрасте 75-ти лет . Он умер во время посещения Байройтских фестивалей и похоронен 31 июля 1886г. на Байройтском городском кладбище.

Лист стал величайшим пианистом XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остается ориентиром для современных пианистов, а произведения - вершинами фортепианной виртуозности. Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 г., после этого Лист выступал редко.

Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело.

Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис выдвигается к 1850-м гг.). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Родена) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение, вплоть до наших дней.

Лист верил в силу искусства, которое может влиять на огромные массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность.

Вёл педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В своём доме, где был зал, давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. Среди других его посетили Бородин и Зилоти.

Дирижёрской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы (в том числе Вагнера), исполнял симфонии.

Среди литературных работ - книга о Шопене, книга о музыке венгерских цыган, а также множество статей, посвященных актуальным и глобальным вопросам.

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в местчке Доборьян (австрийское название Райдинг) (комитат Шопрон). комитат - область.

Лучшие дня

Родители

Отец Франца Листа, Адам Лист (1776-1826) служил у князя Эстергази «надсмотрщиком за поголовьем овец». Это была почётная и ответственная должность, так как стада овец были главным богатством семьи Эстергази. Князья поощряли искусство. До 14 лет Адам играл на виолончели в оркестре князя, руководимом Йозефом Гайдном. После окончания католической гимназии в Прессбурге (ныне Братислава) Адам Лист поступил послушником во францисканский орден, но спустя два года решил из него уйти. Он на всю жизнь сохранил дружбу с одним из францисканцев, что, как предполагают некоторые исследователи, вдохновило его назвать сына Францем, а сам Лист, также поддерживая связи с францисканцами, в поздние годы жизни вступил в орден. Адам Лист сочинял, посвящая свои произведения Эстерхази. В 1805 он добился своего назначения в Эйзенштадт, где располагалась резиденция князей. Там в 1805-1809 в свободное от основной работы время он продолжил играть в оркестре, имея возможность работать со многими приезжавшими туда музыкантами, включая Керубини и Бетховена. В 1809 Адам был отослан в Райдинг. В доме у него висел портрет Бетховена, который был кумиром отца и впоследствии стал кумиром сына.

Мать Франца Листа, урождённая Анна Лагер (1788-1866), родилась в Кремсе (Австрия). Осиротев в 9 лет, была вынуждена переехать в Вену, где работала горничной, а в 20 лет переехала в Маттерсбург к брату. В 1810 Адам Лист, приехав в Маттерсбург навестить отца, познакомился с ней, а в январе 1811 года они поженились.

В октябре 1811 г. рождается сын, ставший их единственным ребёнком. Имя, данное при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. Чаще используется венгерское имя Ференц, хотя сам Лист, слабо владея венгерским, никогда его не использовал.

Детство

Участие отца в музыкальном формировании сына было исключительным. Адам Лист рано начал учить сына музыке, сам давал ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист - игре на органе. После трёхлетних занятий, Ференц в возрасте восьми лет впервые выступил в публичном концерте. Отец возил его в дома знатных вельмож, где мальчик играл на рояле, и сумел вызвать среди них благожелательное отношение. Понимая, что сыну нужна серьёзная школа, отец везет его в Вену.

С 1821 г. Лист занимался в Вене игрой на фортепиано у Карла Черни, который согласился учить мальчика безвозмездно. Великому педагогу мальчик поначалу не понравился, так как был слаб физически. Школа Черни дала Листу универсальность его фортепианного искусства. Теорией Лист занимался у Антонио Сальери. Выступая на концертах, Лист производил сенсацию среди венской публики. Во время одного из них Бетховен после блестящей импровизации Франца в каденции одного из своих концертов поцеловал его. Лист об этом вспоминал всю жизнь.

Париж

После Вены Лист едет в Париж (в 1823 г.). Целью была Парижская консерватория, но Листа туда не приняли, так как принимали только французов. Однако отец решил остаться в Париже, несмотря на сложное материальное положение. Из-за этого приходилось постоянно организовывать выступления. Так в раннем возрасте начинается профессиональная деятельность Листа. Занимались с Листом педагоги из той же Парижской консерватории (среди них были такие выдающиеся музыканты, как Фердинандо Паэр и Антонин Рейха), однако никто больше не учил его фортепианной игре. Черни был последним его педагогом по фортепиано.

В этот период Лист начинает сочинять - в основном, репертуар для своих выступлений - этюды. В 14 лет начал оперу «Дон Санчо, или Замок любви», которая даже была поставлена в Grand-Opera (в 1825 г.).

В 1827 г. умер Адам Лист. Ференц тяжело переживал это событие, около 3 лет был в подавленном состоянии. К тому же его раздражала его роль «паяца», диковинки в светских салонах. Из-за этих причин на несколько лет Лист выключается из жизни Парижа, был даже опубликован его некролог. Возрастает мистическое настроение, и прежде замечавшееся в Листе.

В свете Лист появился только в 1830 г. Это год Июльской революции. Листа увлекла бурная жизнь вокруг него, призывы к справедливости. Возникает идея «Революционной симфонии», в которой должны были быть использованы революционные песни. Лист вернулся к активной деятельности, с успехом концертирует. Очерчивается круг близких ему музыкантов: Берлиоз (создавший в это время «Фантастическую симфонию»), Паганини (приехавший в Париж в 1831 г.). Игра гениального скрипача побудила Листа добиться ещё большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для фортепиано каприсы Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. Это был первый и чрезвычайно блестящим опыт в фортепианном переложении, которое впоследствии Лист довел до столь высокой степени. На Листа как на виртуоза имел также громадное влияние Шопен (который к Листу относился скептически, не успев увидеть расцвета его творчества после 1848 г. и видя в нём только виртуоза). Среди знакомых Листа также писатели Дюма, Гюго, Мюссе, Жорж Санд.

Около 1835 г. выходят статьи Листа о социальном положении артистов во Франции, о Шумане и др. В это же время Лист начал и педагогическую деятельность, которую никогда не оставлял.

В начале 30-х гг. Лист знакомится с графиней Мари д’Агу, подругой Жорж Санд. Она увлекалась современным искусством. Графиня имела некоторые литературные способности и печаталась под псевдонимом Анри Стиль. Творчество Жорж Санд было для неё эталоном. Графиня д’Агу и Лист были в состоянии романтической влюбленности. В 1835 г. графиня ушла от мужа и порвала все связи со своим кругом. Вместе с Листом она уезжает в Швейцарию - так начинается следующий период жизни Листа.

«Годы странствий»

С 1835 по 1848 годы длится следующий перид жизни Листа, за которым закрепилось название «Годы странствий» (по названию сборника пьес).

В Швейцарии Лист и Мари д’Агу жили в Женеве и по временам в каком-нибудь живописном селении. Лист делает первые наброски пьес для сборника «Альбом путешественника», которые впоследствии стал «Годами странствий» (фр. «Années de pèlerinage»), преподает в Женевской консерватории, иногда ездит в Париж с концертами. Однако Париж уже увлечён другим виртуозом - Тальбергом, и Лист не имеет былой популярности. В это время Лист уже начинает придавать своим концертам просветительскую тематику - играет симфонии (в свом переложении для фортепиано) и концерты Бетховена, парафразы на темы из опер и др. Вместе с д’Агу Лист пишет статью «О роли искусства и положении художника в современном обществе» (см. выше). В Женеве Лист не выпал из активной европейской жизни. К нему приезжали друзья из Парижа, в том числе Жорж Санд.

В 1837 г., уже имея одного ребёнка, Лист и д’Агу едут в Италию. Здесь они посещают Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию - центры искусства и культуры. Из Италии Лист писал очерки о местной музыкальной жизни, которые посылал в Париж для публикации. Для них был избран жанр письма. Адресат большей части писем - Жорж Санд, которая отвечала Листу также очерками в журнале.

В Италии Лист впервые в истории сыграл сольный концерт, без участия других музыкантов. Это было смелое и дерзкое решение, которое окончательно обособило концертные выступления от салонных.

К этому же времени относятся фантазии и парафразы на темы из опер (в том числе из «Лючии» Доницетти), переложения Пасторальной симфонии Бетховена и многих сочинений Берлиоза. Дав несколько концертов в Париже и Вене, Лист возвращается в Италию (1839), где оканчивает переложение симфоний Бетховена на фортепиано.

Лист давно мечтал поехать в Венгрию, однако его подруга Мари д’Агу была против этой поездки. В это же время в Венгрии произошло большое наводнение, и Лист, обладая уже огромной популярностью и славой, посчитал своим долгом помочь соотечественникам. Таким образом с д’Агу произошёл разрыв, и в Венгрию он уехал один.

Австрия и Венгрия встретили Листа триумфально. В Вене после одного из концертов к нему подошёл Тальберг, давний его конкурент, признав превосходство Листа. В Венгрии Лист стал выразителем патриотического подъема нации. На его концерты дворяне приходили в национальных костюмах, преподносили ему дары. Средства от концертов Лист перевёл в пользу пострадавших от наводнения.

Между 1842 и 1848 гг. Лист несколько раз объехал всю Европу, в том числе Россию, Испанию, Португалию, был в Турции. Это был пик его концертной деятельности. В России Лист был в 1842 и 1848 гг. В Петербурге Листа слушали выдающиеся деятели русской музыки - Стасов, Серов, Глинка. При этом Стасов и Серов вспоминали о своём потрясении от его игры, а Глинке Лист не понравился, он выше ставил Фильда.

Лист интересовался русской музыкой. Он очень высоко оценил музыку «Руслана и Людмилы», сделал фортепианную транскрипцию «Марша Черномора», вёл переписку с композиторами «Могучей кучки». В последующие годы связи с Россией не прерывались, в частности, Лист издал сборник избранных отрывков из русских опер.

В это же время достигает пика просветительская деятельность Листа. В свои концертные программы он включает множество фортепианных произведений классиков (Бетховена, Баха), собственные переложения симфоний Бетховена и Берлиоза, песен Шуберта, органных произведений Баха. По инициативе Листа в 1845 г. были организованы торжества в честь Бетховена в Бонне, он же внес недостающую сумму для установки там же памятника гениальному композитору.

Однако через некоторое время Лист разочаровывается в своей просветительской деятельности. Он понял, что она не достигает цели, а обывателю приятнее послушать попурри из модной оперы, чем сонату Бетховена. Активная концертная деятельность Листа прекращается.

В это время Лист знакомится с Каролиной Витгенштейн, женой русского генерала. В 1847 г. они решили соединиться, но Каролина была замужем, и, кроме того, истово исповедовала католицизм. Поэтому пришлось добиваться развода и нового венчания, которое должны были разрешить русский император и Папа римский.

Веймар

В 1848 г. Лист и Каролина обосновываются в Веймаре. Этот выбор был обусловлен тем, что Листу были даны права руководить музыкальной жизнью города, к тому же, Веймар был резиденцией герцогини - сестры императора Николая I. Видимо, Лист надеялся через неё повлиять на императора в деле развода.

Лист принялся за оперный театр, обновил репертуар. Очевидно, после разочарования в концертной деятельности он решил перенести просветительский акцент на деятельность постановщика. Поэтому в репертуаре появляются оперы Глюка, Моцарта, Бетховена, а также современников - Шумана («Геновева»), Вагнера («Лоэнгрин») и других. В симфонических программах исполнялись произведения Баха, Бетховена, Мендельсона, Берлиоза, а также собственные. Однако и в этой области Листа ждала неудача. Публика была недовольна репертуаром театра, труппа и музыканты жаловались.

Главный итог веймарского периода - напряженная композиторская работа Листа. Он приводит в порядок свои наброски, заканчивает и перерабатывает множество своих сочинений. «Альбом путешественника» после большой работы стал «Годами странствий». Здесь же появляются фортепианные концерты, рапсодии (в которых использованы мелодии, записанные в Венгрии), Соната си минор, этюды, романсы, первые симфонические поэмы.

В Веймар к Листу приезжают молодые музыканты со всего мира, чтобы получить у него уроки.

Совместно с Каролиной Лист пишет статьи, эссе. Начинает книгу о Шопене.

К этому времени относится сближение Листа с Вагнером на почве общих идей. В начале 50-х гг. создается Союз немецких музыкантов, так называемые «веймарцы», в противоположность «лейпцигцам» (к которым принадлежали Шуман, Мендельсон, Брамс, исповедовавшие более академичные взгляды, чем Вагнер и Лист). Нередко в печати между этими группами возникали ожесточенные конфликты.

В конце 50-х надежда на венчание с Каролиной окончательно тает, кроме того, Лист был разочарован непониманием своей музыкальной деятельности в Веймаре. В это же время умирает сын Листа. Снова, как после смерти отца, в Листе усиливаются мистические и религиозные чувства. Вместе с Каролиной они решают ехать в Рим замаливать грехи.

Поздние годы

В начале 60-х годов Лист и Каролина переселяются в Рим, но живут в разных домах. Она настаивала на том, чтобы Лист стал монахом, и в 1865 г. он принимает малый постриг и звание аббата. Творческие интересы Листа лежат теперь преимущественно в области церковной музыки: это оратории «Святая Елизавета», «Христос», четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса (нем. Kronungsmesse). Кроме того, появляется третий том «Годов странствий», насыщенный философскими мотивами. В Риме Лист играл, но чрезвычайно редко.

В 1866 г. Лист едет в Веймар, начинается так называемый второй веймарский период. Жил он в скромном домике своего бывшего садовника. Как и раньше, к нему приезжают молодые музыканты - среди них Григ, Бородин, Зилоти.

В 1875 г. деятельность Листа сосредоточивается преимущественно в Венгрии (в Пеште), где он был избран президентом вновь основанной Высшей школы музыки. Лист преподает, пишет «Забытые вальсы» и новые рапсодии для фортепиано, цикл «Венгерские исторические портреты» (о фигурах венгерского освободительного движения).

Дочь Листа Козима в это время стала женой Вагнера (их сын - известный дирижёр Зигфрид Вагнер). После смерти Вагнера она продолжала организовывать вагнеровские фестивали в Байрейте. На одном из фестивалей в 1886 г. Лист простудился, вскоре простуда перешла в воспаление легких. Здоровье его начало ухудшаться, беспокоило сердце. Из-за отеков ног он передвигался лишь с посторонней помощью

Произведения

Всех сочинений Листа 647: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всём, что писал Лист, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приёмов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперед в музыкальной архитектонике. 14 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina comedia», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются брошюры о Шопене (переведена на русский язык П. А. Зиновьевым, в 1887 г.), о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Neue Zeitschrift für Musik» и большое сочинение о венгерской музыке («Des Bohémiens et de leur musique en Hongrie»).

Лабораторная работа ¹ 62

Задача ¹3.

Изучение поглощения рентгеновских лучей.

§1.Взаимодействие рентгеновских лучей с веществом.

При прохождении пучка рентгеновских лучей через веществ о его интенсивность уменьшается. Это уменьшение объясняется сле дующими причи- нами:

1.томсоновским или когерентным рассеянием;

2.комптоновским или некогерентным рассеянием;

3.поглощением рентгеновских лучей в веществе.

Томсоновское рассеяние происходит без изменения энерги и рассеянных квантов. После рассеяния они лишь изменяют направление своего движения, выходя, таким образом, из первичного рентгеновского п учка.

При комптоновском рассеянии из атомов выбиваются, так наз ываемые электроны отдачи, на что расходуется часть энергии кванта и, следовательно, при этом увеличивается длина его волны.

Наконец, в акте поглощения рентгеновских лучей квант исчезает полностью. Его энергия расходуется на ионизацию атома и на сообщ ение кинетической энергии выброшенному из атома электрону.

Для монохроматического излучения можно считать, что вызв анное тремя перечисленными причинами уменьшение интенсивности рентгеновского пучка /dI / при прохождении тонкого слоя /dx/ вещества пропорционально интенсивности пучка и толщине ослабляющего слоя.

dI = − Iμ dx

Коэффициент пропорциональности μ называется линейным коэффициентом ослабления.

Лабораторная работа ¹ 62

на ослабляющего слоя. Коэффициент μ имеет размерность L− 1 и измеряется обычно в см− 1 . Он может быть представлен в виде суммы двух величин:

Преобразуем формулу (1) к виду, более удобному для практиче ского использования. Пусть поперечное сечение рентгеновского пу чка равноS, а плотность ослабляющего вещества ρ . Перепишем показатель степени в (1) следующим образом:

Величина r называется массовым коэффициентом ослабления. Она име-

ет размерность L2 M − 1 и измеряется обычно в ñì 2 ã . Как и раньше мы можем написать:

массовый коэффициент рассеяния,

Массовый коэффициент

истинного

поглощения.

Введение массовых коэффициентов оказывается удобным, по тому что при этом отпадает необходимость определять коэффициенты ослабления для

всего бесконечного множества химических соединений, т.к. r для сложных

Лабораторная работа ¹ 62

веществ очень просто определяется через ρ для составляющих их элементов.

Это возможно, потому что поглощение и рассеяние рентгеновских лучей осуществляется в основном внутренними электронами атома, со стояние которых не зависит от того, входит атом в химическое соединение ил и нет.

Если обозначить через pi весовую долю, которую i-ый элемент составля-

ет от общего веса соединения (причем Σ pi = 1), то поверхностная плотность

для каждого элемента в отдельности будет равна pi m и ослабление, давае-

Общее ослабление будет определятся произведением сомно жителей для отдельных элементов.

F m I

F m I

J × p i

M×SG J × pi

Π e

H r K

i H r K

Очевидно, что сумма, стоящая в показателе степени экспоне нты, является массовым коэффициентом ослабления для сложного вещества

μ I

= Σ G

ρ K i

Преобразуем формулу (6) теперь еще раз, умножив и разделив к аждое слагаемое в показателе степени на Ai - массу одного атома i-го сорта. Так как

элемента, приходящееся на 1 см2 ñëîÿ.

μ I

ρ K i

F m I

G J A i

I 0 e

Sb m g n

H r K i

à i i

Величина b μ à g

имеет размерность

и называется эффективным сече-

нием. Она обозначает ту площадь, которую мы должны приписа ть атому, чтобы объяснить его поглощающую и рассеивающую сущность. Конечно, она не

Лабораторная работа ¹ 62

имеет ничего общего с действительной площадью поперечного сечения атома.

Мы видим, таким образом, что ослабление рентгеновских луч ей определя-

ется суммой эффективных сечений всех атомов, находящихся на 1 см2 ослабляющего слоя. Эту сумму можно получить, просуммировав эффективные сече- ния атомов одной молекулы, а затем умножив на общее число м олекул, при-

ходящихся на 1см2 . Таким образом,

ãäå σ à è σ m соответственно атомное и молекулярное сечение рассеяния, τ à è τ m - атомное и молекулярное сечение истинного поглощения.

Относительная роль рассеяния и поглощения в ослаблении р ентгеновских лучей различна при различных длинах волн. Если длина волны доста-

точно велика (λ = 1 A), òî σ пренебрежимо мала по сравнению с τ , и мы можем считать, что все ослабление рентгеновских лучей вызвано истинным поглощением. В настоящей работе с учетом этого обстоятель ства исследуются законы поглощения рентгеновских лучей в веществе.

§2.Поглощение рентгеновских лучей в веществе.

Рассмотрим подробнее законы поглощения рентгеновских л учей веществом. Мы уже упоминали во введении, что электроны занимают в атоме различные энергетические уровни K,L,M и т.д., соответствующие зна чениям главного квантового числа n = 1, 2, 3. Каждый из этих уровней делится на подуровни, число которых равно 2 и -1. Рентгеновский квант может удалить электрон с какого-либо подуровня только в том случае, если его энергия превышает потенциал ионизации данного подуровня. Для большей наглядности изобразим на одном и том же рисунке зависимость энергии квант а от длины волны и систему энергетических уровней атома (см рис.1). Как известно, энергия

Она изображается спадающей кривой. Обозначим символом λ k длину волны, при которой энергия кванта равна энергии K-уровня. При λ < λ k , энергия

Лабораторная работа ¹ 62

кванта превышает потенциал ионизации любого подуровня а тома, поэтому поглощение будет осуществляться электронами всех подур овней. Коэффициент массового поглощения в этой области будет представле н суммой коэффициентов, учитывающих поглощение отдельными подуровнями.

τ I

τ I

τ I

τ I

τ I

J + K

ρ K

ρ K K

ρ K L

ρ K L

ρ K L

Как показывает опыт, изменение в этой области происходит по степенно-

му закону

C 1 λS 1

причем S1 ≈ 3.

Однако, если длина волны кванта хотя бы незначительно пре вышаетλ k , то его энергия уже не достаточна для ионизации K-уровня. Поэто му приλ > λ k K-электроны выключаются из поглощения, что приводит к резк ому уменьшению коэффициента поглощения. При λ k будет иметь место, как говорят, K- скачок поглощения. Длина волны λ k называется K-краем поглощения.

В то же время поглощение рентгеновских лучей остальными п одуровнями

Лабораторная работа ¹ 62

скачка не испытывают и продолжают увеличиваться. Очевидн о, что в области длин волн λ k < λ < λ L I массовый коэффициент поглощения по-прежнему мо-

жет быть представлен суммой коэффициентов, относящихся к различным подуровням, однако член, связанный с K-уровнем будет в этой сумме отсутствовать.

τ I

τ I

τ I

τ I

τ I

ρ K

ρ K L

ρ K L

ρ K L

ρ K M

После K-скачка с увеличением длины волны также происходит возрастание по степенному закону, но постоянные C и S имеют другие значения.

При дальнейшем уменьшении энергии кванта, т.е. при увеличе нии длины волны, будут последовательно выключаться из поглощения LI , LII , LIII , MI и т.д. подуровни и возникнут LI , LII , LIII ,K- скачки поглощения.

Избрав определенную длину волны, можно определить зависи мостьρ от атомного номера поглощающего элемента.

При малых z энергия связи K-электронов с атомом мала, но она растет п- ри увеличении z. Наконец, при некотором z она становится больше, нежели энергия кванта при данной длине волны. Коэффициент поглощ ения при этом z резко упадет, т.к. K-оболочка выключится из поглощения. Поэт ому зависи-

мость ρ τ от z будет иметь такие же скачки, как и зависимость ρ τ îò λ , à

в промежутках между скачками она также будет выражаться степенной функцией:

C b λ g z k

Где k 3. Формулы (13) и (15) можно объединить в одну,

C c λ S z k h

§3.Монохроматизация рентгеновского излучения.

Рентгеновская трубка дает немонохроматическое излучени е, в состав которого входят характеристические линии K α I , K α II , K β I , а также тормозной

Лабораторная работа ¹ 62

спектр. Так как в условиях нашей работы дублет Kα I ,II неразрешим, то мы можем считать его одной линией. Монохроматическое излучение можно получить, выделив кристаллом K α I , èëè K β I линию. Схема установки для монохроматизации показана на рис.2.

Источником рентгеновского излучения является рентгенов ская трубка PT. При помощи щели S1 и диафрагмы S2 выделяется узкий пучок рентгеновских лучей, падающий на кристалл K. Специальное гониометрическое устройство обеспечивает возможность поворота кристалла вокруг оси O и установки нужного угла θ . Поворачивая кристалл, мы можем подобрать угол θ таким, чтобы условие Брегга-Вульфа выполнилось. При этом в направлении зеркального отражения будет распространяться отраженный рентгеновский луч. Однако он может и не быть монохроматическим. В самом деле, е сли условие Брегга-Вульфа выполняется для некоторой длины волны λ 1 ïðè n = 1, òî îíî

будет выполняться и для λ 2 1 ïðè n = 2, äëÿ λ 3 1 ïðè n = 3 и т.д. Т.е., в отражен-

ном луче могут присутствовать так называемые высшие порядки отражения. Длины волн этих высших порядков в целое число раз меньше длины волны излучения, которое мы хотим выделить. Высшие порядки будут присутствовать в отраженном луче, разумеется, в том случае, если в пер вичном луче есть излучение с соответствующими длинами волн. Они могут возн икнуть, в частности, за счет сплошного, тормозного спектра.

Вспомним однако, что тормозной спектр имеет коротковолно вуюграницу, положение которой зависит от напряжения. Если мы подадим на трубку такое напряжение, при котором коротковолновая граница будет больше, чем длины волн всех высших порядков, то они будут отсутствовать в отраженном луче. И отраженный луч будет монохроматическим.

Допустим, что мы имеем трубку с медным анодом и хотим выдел ить из

ее излучения линию СuKα длиной волны 1,54A . Второй порядок отражения

Лабораторная работа ¹ 62

имеет длину длину волны 0,77A. Тормозной спектр будет иметь коротковол-

новую границу в точности равную 0,77A при напряжении

U 0 = 12, 4

16,1êâ

Если же напряжение будет несколько меньше, то коротковолн овая граница сдвинется в сторону больших длин волн и второй порядок отражения (и тем более остальные высшие порядки) будут отсутствовать в отраженном луче.

Следовательно, напряжение на трубке с медным анодом не должно превышать 16 кВ.

§4.Регистрация интенсивности рентгеновского излучения.

Для того, чтобы определить коэффициенты поглощения иссле дуемого вещества, необходимо вначале измерить интенсивность первичного пучка I0 , отраженного от кристалла, затем ввести в этот пучок слой и сследуемого вещества и измерить интенсивность пучка I . Измерение интенсивности рентгеновских лучей в данной работе производится при помощи пропорционального счетчика. Счетчик представляет собой металлический цилиндр, по оси которого на изоляторах натянута тонкая металлическая провол ока. На проволочку подается положительный потенциал относительно корпуса ≈ (2кв). Сбоку цилиндра имеется бериллиевое окно, через которое внутрь сче тчика проникает регистрируемое излучение.

Поглощаясь в газе, наполняющем счетчик, квант излучения с оздает, так называемую первичную ионизацию - положительные ионы и сво бодные электроны. Двигаясь под влиянием электрического поля к проволочке, электроны вызывают т.н. лавину (т.е. происходит процесс газового усиления). В результате этого на сопротивлении, включенном последовате льно с проволоч- кой, возникает электрический импульс, который регистриру ется специальной электронной схемой. По истечении некоторого времени все освободившиеся при разряде электроны собираются на проволочке, а положит ельные ионы на корпусе цилиндра. Счетчик приходит в первоначальное сост ояние и готов к новому разряду.

Ясно, что число разрядов, а значит и число импульсов, возникающих на сопротивлении за единицу времени, пропорционально интен сивности регистрируемого излучения, а амплитуда импульсов пропорционал ьна энергии квантов.

Мерой интенсивности рентгеновского излучения может слу жить поэтому скорость счета N′ , т.е. число импульсов счетчика приходящееся на единицу

Лабораторная работа ¹ 62

времени: N′ = n ′ , где T - время измерения, n′ - общее число импульсов, на-

копленных за T .

Однако измерение скорости счета осложняется двумя обсто ятельствами. Во-первых, во время прохождения разряда и последующего во сстановления режима счетчик оказывается выключенным и не может регистрировать поглощенные в это время кванты. Это время τ называется мертвым временем и равно приблизительно 10 μ ñåê . Поэтому в найденную скорость счета необходимо внести поправку.

Если за единицу времени зарегистрировано N′ импульсов, то общее нерабочее время равно τ N ′ . Следовательно, чтобы найти истинную скорость счета

N необходимо наблюдаемое число N′

отнести к рабочему времени счетчика

T − τN ′ .

N′

− τN ′

Полученная нами формула верна только в первом приближени и, т.к. при больших N′ мертвое время в свою очередь начинает изменяться. Обычно требуется, чтобы произведение τ N ′ было меньше 0,1. Отсюда следует, что N′ не должно превышать 10000 имп/сек.

Во-вторых, каждый акт поглощения кванта является случайны м принципиально непредсказуемым событием. Поэтому общее число им пульсовn, накопленных за время T , также является числом случайным, распределенным по некоторому закону около среднего значения n . Теоретическое рассмотрение

показывает, что среднеквадратичное отклонение от среднего значения b n − n g 2 равно корню квадратному из общего числа накопленных импульсов, независимо от того, за какое время они накоплены.

b n − n g 2 = n

Можно показать, что при каждом конкретном измерении с вер оятностью 95% отклонение n − n по абсолютной величине не будет превышать удвоенного среднеквадратичного отклонения. Т.е. определяемая ве личинаn с веро-

Формула (21) показывает, что относительная ошибка измерени я уменьша-

Лабораторная работа ¹ 62

ется с увеличением числа накопленных импульсов, т.е. с увел ичением времени измерения. Если бы рассмотренная нами ошибка, которую н азывают статистической ошибкой, была единственной, то увеличивая время измерения, можно было бы сколько угодно повышать точность измерения. Однак о всегда существуют другие источники ошибок, рассматривать которые зд есь не будем. Поэтому уменьшать статистическую ошибку, увеличивая вре мя измерения, разумно только до тех пор, пока она не станет быть определяющей ошибкой.

В условиях нашей работы можно потребовать, чтобы статисти ческая ошибка не превышала в 95 случаях из 100 %.

Таким образом, время каждого измерения нужно выбирать так им, чтобы накопить около 4 0000 импульсов. При ограничениях, наложенных на ско-

рость счета e N < 10000 èìïñåê j , измерение займет, очевидно, несколько секунд.

При работе с пропорциональным счетчиком следует также им еть в виду, что кроме импульсов, создаваемых рентгеновским излучением, в счетчике могут возникнуть другие импульсы, образующие т.н. фон. Источнико м фона может служить космическое излучение, а также радиоактивные элементы, которые в ничтожных количествах входят в материалы, из которых изго товлен счетчик и окружающие его приборы.

§5.Определение зависимости коэффициента массового поглощения от атомного номера поглотителя и длины волны рентгеновского излучения.

Перед началом работы необходимо ознакомиться с установк ой, на которой она выполняется, пользуясь описанием, выдаваемым студенту на руки.

Первая часть работы состоит в определении ρ для C,O, Al ,Cu и слюды при фиксированной длине волны. Как упоминалось ранее, рассеянием при

λ > 1 A можно пренебречь, что позволяет свести задачу к более простому оп-

Работу начинают с определения ρ для углерода. Т.к. получить тонкую и