Учащимся часто приходится писать эссе. Их могут задавать как обычную домашнюю работу, их могут требовать для приема в учебное заведение или на курсы. В этой статье мы расскажем вам о том, как нужно писать все виды эссе.

Шаги

Пишем эссе строчку за строчкой

    Определите содержание своего эссе. Содержание - значит то, о чем вы будете рассказывать. По существу, вопрос о содержании можно сформулировать так: о чем вас попросили написать’’? Содержание должно учитывать следующие параметры:

    • Тема . Иногда вам уже дают тему, иногда просят придумать свою. В таком случае следует выбрать ту тему, которая вам нравится или в которой вы хотите стать настоящим экспертом.
    • Формат . Длина эссе, количество страниц и общая подача материала - все это важно. Строго следуйте требованиям к эссе, чтобы случайно не ухудшить свою работу.
    • Читатели . С кем вы говорите посредством своего эссе? Кого вы хотите им убедить? Вам нужно написать эссе так, чтобы оно обращалось к конкретным слушателям.
  1. Изучите материал, чтобы получить подтверждение для ваших аргументов.

    • Ищите в Интернете, идите в библиотеку или поищите в учебной базе данных. Не стесняйтесь спрашивать помощи у библиотекаря - в этом и заключается их работа.
    • Узнайте, какие источники допустимы.
      • Может, от вас требуется указать определенное число основных источников и некоторое - дополнительных?
      • Можно ли пользоваться Википедией? Это неплохой источник для того, чтобы ознакомиться со многими темами, но часто на не нельзя ссылаться, так как требуются более авторитетные источники.
    • Подробно указывайте, откуда был взят тот или иной факт. Правильно оформляйте цитаты, чтобы не пришлось потом переделывать все по ГОСТу в последнюю ночь.
    • Никогда не игнорируйте факты и утверждения, вступающие в противоречие в вашими аргументами. Автор хорошего эссе либо упоминает о других точках зрения и приводит свои аргументы против них, либо упоминает другие точки зрения и слегка меняет под их влиянием свою точку зрения.
  2. Анализируйте хорошо написанные эссе. В ходе исследования вы наверняка столкнетесь с хорошо написанными работами по вашей теме. Проанализируйте их.

    • Какие утверждения делает автор работы?
      • Почему все звучит так хорошо? Благодаря логике, источникам, написанию, структуре или чему-то еще?
    • Какие аргументы приводит автор работы?
      • Почему аргументы столь убедительны? Как подает автор факты, как он использует их в эссе?
    • Убедительна ли логика автора?
      • Почему эссе убедительно? Подтверждает ли автор свои утверждения убедительными примерами?
  3. Придумайте свои собственные идеи. Конечно, всегда можно использовать чужие аргументы в подтверждение собственных высказываний. Впрочем, иногда нужно будет сделать эссе чуть более... уникальным.

    • Сделайте список идей. Можно строить ассоциаграммы.
    • Будьте готовы подождать вдохновения. И помните - хорошая идея может посетить вас где угодно, так что будьте готовы сохранить ее.
  4. Обозначьте тезис работы.

    • Посмотрите на высказанные вами идеи. Выберите 1-3 самых лучших в поддержку вашей темы. И будьте готовы подтвердить их аргументами, полученными в ходе предварительно проведенного исследования.
    • Напишите тезис, который бы выступал в качестве сводки основных идей. Это нужно для того, чтобы читатели могли понять, о чем вы говорите и почему.
      • Тезис должен быть узко сфокусирован на вашей теме и том, о чем вы хотите рассказать.
      • Тезис не должен быть вопросом, быть написанным от первого лица, не иметь ничего общего с темой или быть спорным.
  5. Сделайте план своего эссе. Все, что вы придумали в ходе подготовки к эссе, запишите на бумаге. В одно предложение сформулируйте тему для ваших основных идей. Ниже сделайте список аргументов в пользу этого утверждения. Как правило, на каждую тему приводят по три доказательства.

    Напишите основную часть эссе. В этом месте надо задуматься об объеме: если от вас ждут 5 абзацев, то не надо писать 5 страниц. Пока что можно писать по методу фрирайта, чтобы изложить на бумаге свои мысли в виде потока сознания. Сделать из более убедительными можно позже.

    • Избегайте очень широких обобщений . Читатель может с вами и не согласиться, что не пройдет даром для вашего эссе. Используйте более сдержанные и аккуратные конструкции.
    • Не пишите от первого лица . Кроме “я”, следует избегать местоимений “ты”, “мы”, “мой”, “твой” и “наш”. Подтверждайте мнение фактами, это будет звучать куда более убедительно. Вместо того, чтобы писать “Я читал, что Ницше...”, лучше написать так: “Как утверждал в своей работе Нишце”.
  6. Придумайте убедительное название работы и вступительную часть. Именно они определяют, захотят ли люди прочесть ваше эссе или же нет. Конечно, если эссе пишется для учителя, то он его так и так прочитает, но если вы отправляете эссе на конкурс, то следует хорошо постараться над названием и вступлением.

    • Не используйте очевидные конструкции типа “Данное эссе посвящено теме...”.
    • Попробуйте писать по формуле инвертированной пирамиды . Начните с очень широкого описания темы и постепенно сужайте ее до вашего конкретного тезиса. Для коротких эссе это должно занимать не более 3-5 предложений, для длинный - не более страницы.
  7. Свяжите воедино ваши идеи в заключении. Обязательно сделайте ударение на высказанный вами тезис ‘’или’’ то, в пользу чего или против чего вы приводили доводы.

Пишем эссе-описание

  1. Выберите тему своего эссе. Вы будете изучать тему и проводить аргументы на основе тех или иных фактов.

    • Например, можно написать эссе-описание о роли исследования стволовых клеток в лечении диабета или болезни Паркинсона.
    • Эссе-описания, в отличие от аргументационных эссе, не ставят своей целью переубедить читателя. Вы просто приводите факты, найденные вами в ходе исследования.
  2. Определитесь со стратегией и структурой. Среди самых распространенных стратегий написания эссе-описания можно назвать следующие:

    • Определение . Такие эссе объясняют значение термина или концепции.
    • Классификация . Эти эссе разбивают тему на группы от более широких к более узким.
    • Сравнение и контраст . Здесь вы будете описывать либо сходства, либо различия между идеями и концепциями.
    • Причина и следствие . В таких эссе описывается влияние одной темы на другую и их взаимозависимость.
    • Руководство . В таких эссе описываются необходимые для достижения того или иного результата шаги в форме инструкции.
  3. Будьте беспристрастны. Эссе-описания не о мнениях и не о точках зрения. Их задача - сделать вывод на основе надежных данных. Так что сосредоточьтесь на фактах и только фактах.

    • Может случиться и так, что с новой информацией, ставшей вам доступной, вам придется пересмотреть собственное эссе. Если вы начали писать про факты, свидетельствующие о вреде всемирного потепления, а затем нашли несколько работ, указывающих об обратном - вы должны, как минимум, упомянуть их в своем эссе.

Эссе - что такое, как писать, сочинение эссе, примеры

    Что такое эссе

    Структура эссе

    Классификация эссе

    Признаки эссе

    Правила написания эссе

    Ошибки при написании эссе

    Проверка эссе

    Примеры эссе

Что такое эссе

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции , выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

В "Толковом словаре иноязычных слов" Л.П. Крысина эссе определяется как "очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме".

"Большой энциклопедический словарь" дает такое определение: "Эссе - это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь".

"Краткая литературная энциклопедия" уточняет: "Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные".

Некоторые признаки эссе:

    наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

    эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

    как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Сегодня эссе предлагается в качестве задания достаточно часто. Оно является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или трудоустройстве). Конкурс эссе помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших!

Важно написание эссе и для молодого специалиста.

То, как кандидат сумел себя подать, как описал свои достижения и промахи, позволяет работодателю определить, достаточно ли хорош этот человек для бизнеса, достаточен ли его опыт работы для того, чтобы оправдать надежды в будущем и принести пользу компании (организации, предприятию).

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Наиболее актуальной темой для эссе молодого специалиста является тема "Я и моя карьера". Тематика эссе дана для того, чтобы комиссии (работодателю) было легко оценить особенности вашего мышления, творческие способности, энтузиазм и потенциал. Лучший способ достичь такого результата - писать прямо и откровенно, оставаясь честным перед самим собой. Если вы не честны, есть все шансы, что ваше сочинение сочтут неестественным.

Структура и план эссе

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

    мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

    вступление

    тезис, аргументы

    тезис, аргументы

    тезис, аргументы

    заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

    Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

    Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

    Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Перед тем как приступить к написанию эссе, обратите внимание на следующие вопросы. Ответы на них позволят вам более четко определить то, что стоит писать в эссе:

    Затрагивая в эссе свои личные качества или способности, спросите себя:

    отличаюсь ли я тем или иным качеством от тех, кого я знаю?

    в чем проявилось это качество?

О деятельности, которой вы занимались (занимаетесь):

  • что заставило меня заняться этим видом деятельности?

    почему я продолжал(ю) заниматься этим?

О каждом событии вашей жизни, о котором вы упомянули:

  • почему мне запомнилось именно это событие?

    изменило ли оно меня как личность?

    как я на это отреагировал?

    было ли это откровением для меня; тем, о чем я раньше не подозревал?

О каждом человеке, которого вы упомянули:

  • почему я назвал именно этого человека?

    стремлюсь ли я стать таким как он?

    какими его качествами я восхищаюсь?

    было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить всю жизнь?

    пересмотрел ли я свои взгляды?

О каждом из ваших предпочтений и том, что вам не нравится:

  • почему мне это нравится или не нравится?

    повлияло ли это обстоятельство в значительной степени на мою жизнь?

О каждой вашей неудаче:

  • чему я в результате научился?

    что полезного я вынес из этой ситуации?

Классификация эссе

С точки зрения содержания эссе бывают:

    философскими,

    литературно-критическими,

    историческими,

    художественными,

    художественно-публицистическими,

    духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе предстают в виде:

    рецензии,

    лирической миниатюры,

  • странички из дневника,

    письма и др.

Различают также эссе:

    описательные,

    повествовательные,

    рефлексивные,

    критические,

    аналитические и др.

В данном случае в основу положены композиционные особенности произведения, выполненного в жанре эссе.

Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы:

    личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности,

    эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Эссе молодого специалиста на определенную тему принадлежит ко второй группе.

Признаки эссе

Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

    Небольшой объем.

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе - от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.

    Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка.

Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

    Свободная композиция - важная особенность эссе.

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".

    Непринужденность повествования.

Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

    Склонность к парадоксам.

Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

    Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

    Ориентация на разговорную речь

В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.

Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

Правила написания эссе

    Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.

    Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.

    Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

    В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе - это реплика , адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

Ошибки при написании эссе

В отличие от тестов, эссе не предполагают формата multiple-choice (когда вам на выбор предлагается несколько вариантов ответа). Написание эссе не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать ваше эссе. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок.

      Плохая проверка.

Не думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитайте свои эссе и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т. д. Примеры, которые не стоит "брать на заметку":

"Я горжусь тем, что смог противостоять употреблению наркотиков, алкоголя, табака".

"Работать в вашей фирме (организации), расположенной в чудесном месте, где много архитектуры в готическом стиле, будет для меня захватывающей проблемой".

      Утомительные предисловия. Недостаточное количество деталей.

Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. Для эссе характерны обычные клише: важность усердной работы и упорства, учеба на ошибках и т. д.

      Многословие.

Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя (слушателя) и затмевают основную тему эссе.

      Длинные фразы.

Чем длиннее предложение, тем лучше - так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.

Когда вы закончите писать эссе, сделайте такое упражнение. Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S - менее 10 слов, M - менее 20 слов, L - 20 и более слов.

Правильное эссе имеет следующий или похожий порядок букв - M S M L M S.

Неправильное эссе характеризует такая последовательность букв - S S S M L L L.

4. Признаки эссе

5. Правила написания эссе

Что такое эссе

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции , выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе - это жанр философской прозы, сочетающий индивидуальную позицию автора с непринужденным изложением, ориентированным на разговорную речь. Это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные.

Некоторые признаки эссе:

  • наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.
  • эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
  • как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
  • в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Лучший способ написания эссе – это писать прямо и откровенно, оставаясь честным перед самим собой. Если вы не честны, есть все шансы, что ваше сочинение сочтут неестественным.

Структура и план эссе

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

  1. мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).
  2. мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

  • вступление
  • тезис, аргументы
  • тезис, аргументы
  • тезис, аргументы
  • заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

  1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).
  2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
  3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Перед тем как приступить к написанию эссе, обратите внимание на следующие вопросы. Ответы на них позволят вам более четко определить то, что стоит писать в эссе:

Затрагивая в эссе свои личные качества или способности, спросите себя:

Отличаюсь ли я тем или иным качеством от тех, кого я знаю?

В чем проявилось это качество?

О деятельности, которой вы занимались (занимаетесь):

Что заставило меня заняться этим видом деятельности?

Почему я продолжал (ю) заниматься этим?

О каждом событии вашей жизни, о котором вы упомянули:

Почему мне запомнилось именно это событие?

Изменило ли оно меня как личность?

Как я на это отреагировал?

Было ли это откровением для меня; тем, о чем я раньше не подозревал?

О каждом человеке, которого вы упомянули:

Почему я назвал именно этого человека?

Стремлюсь ли я стать таким как он?

Какими его качествами я восхищаюсь?

Было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить всю жизнь?

Пересмотрел ли я свои взгляды?

О каждом из ваших предпочтений и том, что вам не нравится:

Почему мне это нравится или не нравится?

Повлияло ли это обстоятельство в значительной степени на мою жизнь?

О каждой вашей неудаче:

Чему я в результате научился?

Что полезного я вынес из этой ситуации?

Классификация эссе

С точки зрения содержания эссе бывают:

  • философскими,
  • литературно-критическими,
  • историческими,
  • художественными,
  • художественно-публицистическими,
  • духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе предстают в виде:

  • рецензии,
  • лирической миниатюры,
  • заметки,
  • странички из дневника,
  • письма и др.

Различают также эссе:

  • описательные,
  • повествовательные,
  • рефлексивные,
  • критические,
  • аналитические и др.

В данном случае в основу положены композиционные особенности произведения, выполненного в жанре эссе.

Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы:

  • личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности,
  • эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Признаки эссе

Общие признаки (особенности) жанра:

1. Небольшой объем.

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе - от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.

2. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка.

Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

3. Свободная композиция - важная особенность эссе.

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".

4. Непринужденность повествования.

Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

5. Склонность к парадоксам.

Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

6. Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

7. Ориентация на разговорную речь

В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

При написании эссе важно определить его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.

Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

Правила написания эссе

  • Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.
  • Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.
  • Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.
  • В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе - это реплика , адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

Ошибки при написании эссе

В отличие от тестов, эссе не предполагают формата multiple-choice (когда вам на выбор предлагается несколько вариантов ответа). Написание эссе не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать ваше эссе. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок.

1. Плохая проверка.

Не думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитайте свои эссе и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т. д. Примеры, которые не стоит "брать на заметку":

"Я горжусь тем, что смог противостоять употреблению наркотиков, алкоголя, табака".

"Работать в вашей фирме (организации), расположенной в чудесном месте, где много архитектуры в готическом стиле, будет для меня захватывающей проблемой".

2. Утомительные предисловия. Недостаточное количество деталей.

Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. Для эссе характерны обычные клише: важность усердной работы и упорства, учеба на ошибках и т. д.

3. Многословие.

Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя (слушателя) и затмевают основную тему эссе.

4. Длинные фразы.

Чем длиннее предложение, тем лучше - так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.

5. Не перегружайте эссе.

При написании эссе отбросьте слова из энциклопедий. Неправильное употребление таких слов отвлекает внимание читателя, приуменьшает значение эссе.

6. Когда вы закончите писать эссе, сделайте такое упражнение. Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S - менее 10 слов, M - менее 20 слов, L - 20 и более слов.

Правильное эссе имеет следующий или похожий порядок букв - M S M L M S.

Неправильное эссе характеризует такая последовательность букв - S S S M L L L.

В связи с введением в 2006-2007 учебном году ЕГЭ во всех школах нашей страны, ученикам были предложены новые формы сдачи выпускных экзаменов. Теперь для успешной итоговой аттестации по русскому языку необходимо иметь не только теоретические знания по данному предмету, но и умение дать развернутый ответ в жанре эссе. Также все задания, которые предлагаются в части С - определить основную мысль текста, сделать языковой анализ и написать собственное сочинение-отклик на основную тему, - должны быть логично скомпонованы и композиционно правильно выстроены. Ведь отличие письменной речи от устной в том и состоит, что письменная речь всегда целенаправленна.

Задание открытого типа с развернутым ответом - это сочинение на основе предложенного текста. Оно проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков:

  • анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
  • комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
  • выражать и аргументировать собственное мнение;
  • последовательно и логично излагать свои мысли;
  • использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  • практической грамотности - оформления высказываний в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Таким образом, третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования и роста.

Зачастую ученики либо пересказывают текст, либо пытаются дать его полный лингвистический анализ. На самом деле надо понять основную мысль исходного текста, ведь именно от этого зависит раскрытие темы эссе. Выпускник также должен согласиться или не согласиться с мнением автора текста, привести ряд аргументов, доказывающих его позицию. В тексте сочинения должно быть место формулировке основной мысли исходного текста, анализ с объяснением использования этих языковых средств и объяснением того, как ученик понимает эти оттенки смысла. Должно найтись место и собственному мнению ученика, вступлению и заключению сочинения.

Уже не первый год ученики нашей школы занимаются проектной деятельностью.

Т. к. в объеме школьной программы не предусмотрено необходимое количество часов на изучение и отработку навыков по написанию эссе, я посоветовала своим ученикам для защиты проекта на «Ярмарке идей» выбрать тему «Как написать эссе» и вместе составить алгоритм написания части С. Ребята с интересом работали над этой темой, считая, что эта работа поможет им успешно сдать ЕГЭ по русскому языку.

В своей работе выпускники рассмотрели следующие вопросы:

  • История рождения литературного жанра эссе.
  • Определения эссе.
  • Особенности эссе как литературного жанра.
  • Разновидности эссе.
  • Подготовка к написанию эссе.
  • Структурная схема эссе.
  • Как написать эссе. Примеры эссе.
  • Памятка для учащихся при написании эссе.
  • Требования, предъявляемые к эссе.
  • Алгоритм написания эссе.

Цель данного проекта:

  1. Создать алгоритм написания эссе.
  2. Помочь выпускнику успешно сдать экзамены в форме ЕГЭ.

Вторичная цель : раскрыть свои индивидуальные особенности: способность самостоятельно мыслить, сопоставлять, сравнивать – готовность к написанию.

Задачи проекта:

  • изучить жанр эссе;
  • показать, как можно выражать своё личное восприятие текста;
  • самостоятельно размышлять по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного;
  • развить читательскую и творческую активность.

Подготовительный этап к написанию эссе

  1. Внимательно прочтите текст, предлагаемый для написания эссе.
  2. Вспомните, что вы знаете об авторе.
  3. Найдите ключевые слова.
  4. Запишите объективные ключевые слова по группам.
  5. Отметьте стрелками связь или противопоставление объективных ключевых слов.
  6. Рядом с объективными запишите субъективные ключевые слова, отнеся их по смыслу.
  7. Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение.
  8. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?).
  9. Сформулируйте проблему текста в виде вопроса.
  10. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания.
  11. Подумайте, какие вы будете использовать литературные приемы, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).
  12. Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.
  13. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
  14. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Алгоритм написания эссе:

  1. Формулировка проблемы исходного текста.
  2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
  3. Отражение позиции автора исходного текста.
  4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).
  5. Заключение.

Комментарии к алгоритму:

1. Формулировка проблемы исходного текста.

Экзаменуемый обязательно должен сформулировать одну из проблем исходного текста. Для этого он может ответить на следующие вопросы: О чем рассказывается в тексте? Какие вопросы рассматривает автор? Какие проблемы поднимает? Какие вопросы волнуют писателя? и т.д.

АНАЛИЗИРУЕТСЯ (какая) проблема; проблема (чего); круг (каких-то) проблем; ДАЁТСЯ истолкование (чего); описание (чего); критика (чего); критическая оценка (чего); характеристика основных черт (чего); ИЗЛАГАЕТСЯ история (возникновения, формирования, зарождения, развития, создание (чего)); ИССЛЕДУЕТСЯ комплекс (каких) вопросов; процесса (чего); влияние (чего на что); зависимость(чего от чего); применение (чего в чём)

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

В этой части сочинения излагается собственная позиция по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть сочинения-рассуждения, в которой ученик показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему.

Комментарий может быть:

  • текстуальным, т. е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы;
  • концепционным, т.е. представить собственное мнение с опорой на предложенный текст.

Выпускник должен правильно сформулировать авторскую позицию по прокомментированной проблеме, а также назвать языковые средства выразительности, помогающие автору выразить свои мысли, оценить употребление языковых средств с точки зрения мотивированности в контексте, т.е. объяснить их роль в тексте, и привести примеры их использования в анализируемом тексте.

Возможные опорные выражения:

Автор даёт оценку (чему)
Автор выявляет сущность (чего)
Автор излагает свой подход (к чему)
Автор исходит из того, что
Автор показывает собственное понимание (чего)
Автор считает правомерным (что)
Автор разграничивает понятия (чего)
Автор обращает внимание на то, что
Приведенные примеры автор характеризует как
По мнению автора
Автор убедительно доказывает (что)
Определяя сущность и место (чего в чём), автор считает, что
Подчёркивая актуальность(чего), автор обращает внимание (на что)
По мнению автора, важное значение имеет (что)

4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

Экзаменуемый должен выразить собственное мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста, согласившись или не согласившись с позицией автора (я согласен с мнением автора…, я разделяю точку зрения автора…, авторская позиция мне близка, вполне понятна…) и аргументировать свою позицию. Ученик может использовать следующие типы аргументов:

I . Логические

  • Факты
  • Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.)
  • Статистика (количественные показатели развития производства и общества)
  • Законы природы.
  • Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.
  • Данные экспериментов и экспертиз.
  • Свидетельства очевидцев.

II . Иллюстративные

  • Конкретный пример, который берется из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае.
  • Литературный пример из общеизвестного произведения.
  • Предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определенных условиях).
  • Мнение известного человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.
  • Цитата из авторитетного источника.
  • Мнение специалиста, эксперта.
  • Мнение очевидцев.
  • Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Возможные опорные выражения:

Нельзя не согласиться с автором в том, что…
Трудно не согласиться с точкой зрения автора на проблему…
По моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что…
Мне кажется, что автор не прав, утверждая, что…
Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором (чего)

5. Заключение.

В заключение учащийся должен подвести итог сказанному, сделать выводы.

Возможные опорные слова: в заключение хочется отметить (подчеркнуть, обратить внимание); итак; таким образом).

Памятка для учащихся при написании эссе

Элемент структуры

% к общему объему работы

1. Проблема исходного текста.

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

4. Собственное мнение учащегося, аргументы. 2 аргументированных доказательства (опровержения), тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход.

Если поэзия - это музыка сердца, то эссе - это музыка мысли.

У каждого человека есть, что сказать. Есть те струны, которые постоянно звучат в нём, волнуя, вдохновляя и двигая его вперёд и до самого последнего дня жизни. Именно эта музыка воплощается в жанре эссе.

Эссе - самый свободный жанр. Услышав это, многие начинают думать, что достаточно отпустить свою мысль на свободу и писать о том, что взбредёт в голову. Конечно, нет.

Мысль должна быть оформлена, и её ограничивает уже то, что нужно выразить себя словом, сложить свои мысли в предложения, которые будут правильно поняты читателем. Ведь не просто так человек передаёт другим людям свои мысли, а с определённой целью - быть услышанным.

Эссе - это спор с миром. В эссе можно поспорить и засомневаться в том, что другие считают правильным и целесообразным. Можно замахнуться на авторитеты. Вызвать из прошлого великих людей, чтобы вступить с ними в полемику, чтобы доказать им узость их взглядов или наоборот поддержать их правоту.

Эссе - это тренировка. В любом ремесле без упражнений сложно достичь совершенства. Эссе - самое лучшее упражнение для пишущих людей. Но с другой стороны, эссе - это полноценный жанр, в арсенале которого есть масса гениальных произведений, принадлежащих писателям, учёным, врачам, педагогам и обычным людям.

К тому же само слово "эссе" с французского означает "попытка, проба, опыт" . Может быть, поэтому в зарубежных школах эссе - это обычное упражнение, позволяющее ученикам не только показать уровень своих знаний, но и выразить себя.

Для эссе неважен размер. Оно, как и любая мысль, может ограничиться одним предложением, а может просторно расположиться на двух сотнях страниц. Даже в этом проявляется свобода!

Три главных правила эссе

Написать эссе помогут три простых правила, которые для начинающих писателей вывел Виктор Кротов.

  • Во-первых , нужно писать о том, что тебя действительно интересует, то есть выбрать интересную ТЕМУ .
  • Во-вторых , нужно писать о том, что ты действительно чувствуешь и думаешь, то есть определиться с МЫСЛЯМИ .
  • В-третьих , нужно писать так, как хочется, не оглядываясь на других, не опираясь на существующие примеры и образцы, то есть выбрать собственную ИНТОНАЦИЮ .

Эссе имеет массу разновидностей. Это может быть размышление, зарисовка, рассказ, свидетельство, провокация, этюд, медитация, очерк, отступление, исследование, прогноз, расширение.

Эссе по плану

Конечно, для того, чтобы написать эссе можно воспользоваться планом. Чаще всего такая помощь нужна при написании научного эссе. Например, сейчас эссе пишут те выпускники, которые сдают ЕГЭ по обществознанию.

В этом случае эссе строится по тому же принципу, что и любой другой текст, который легко разделить на три части: вступление, основная часть и заключение.

  • Во вступлении объясняется тема предстоящего рассуждения и высказывается основная мысль.
  • В основной части приводятся аргументы и доказательства высказанной мысли, а также объясняется собственная точка зрения на проблему.
  • В заключении делаются выводы.

Классика жанра

К жанру эссе обращались многие писатели. История жанра началась с "Опытов" Мишеля Монтеня. Из зарубежных писателей можно обратиться к творчеству Филдинга, Лессинга, Гердера, Эмерсона, Гейне, Честертона, Карлейль, Ромена Роллана, Бернарда Шоу, Уэллса, Томаса Манна, Оруэлла, Сартра, Андре Моруа.

В русской литературе элементы эссе встречаются в произведениях "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева и "Дневник писателя" Ф.М. Достоевского. Обращались к этом жанру писатели Серебряного века русской литературы Андрей Белый, Д.С. Мережковский, И. Иванов, философы Василий Розанов и Лев Шестов.

Сегодня эссе - один из самых популярных жанров, не теряющих своей актуальности.