Известно, что у змей очень слабый слух. Но они реагируют на высокую по тональности музыку флейты. Определенные вибрации воздуха ударяют по чешуе кожи или кончикам ребер змеи.

Заклинатель змей — необычная и опасная профессия. Искусство заклинания змей зародилось еще в Египте, поэтому именно там можно встретить самых опытных охотников и заклинателей в мире. Искусство заклинания змей появилось как результат поклонения ползучим гадам. Самые искусные заклинатели змей в Египте — глубоко религиозные люди. Кобры, как и тиары, служили в Древнем же Египте символом королевского достоинства. Змеей Клеопатры была именно кобра. А волшебники фараонов могли обращать змей в жезл. Это удавалось сделать, сжав голову змеи настолько, что оказывался пораженным ее мозг, и змея входила в ступор.

Самым непревзойденным заклинателем змей был Шейх Мусса из Луксора. Мастерство Шейха Муссы было уникальным. На своих шоу он произносил заклинания и пел, тем самым выманивая змей из нор. Не прекращая этих действий, он медленно приближался к змее, клал руку на землю, а кобра опускала голову и клала ее на ладонь заклинателя. А еще Мусса показывал трюк, кладя дикую, только что пойманную кобру в круг, который он очерчивал палкой на песке. Кобра оставалась в кругу до тех пор, пока Мусса не разрешал ей покинуть его. Поймав 4-5 кобр, Мусса их в круг и начинал заклинать всех вместе. Зрелище для окружающих было незабываемым. Как же ему это удавалось?

Известно, что у змей очень слабый слух. Но они реагируют на высокую по тональности музыку флейты. Определенные вибрации воздуха ударяют по чешуе кожи или кончикам ребер змеи. Поэтому игра на флейте скорее возбуждает кобру, нежели чарует ее. Ведь открытый капюшон змеи как раз об этом свидетельствует. Если внимательно присмотреться к движениям заклинателя змей, то их секрет может стать понятным.

Весь фокус заключен вовсе не во флейте. Змеи выползают из корзины после легкого незаметного удара по ней заклинателем. Качаясь в такт музыке, кобра следит за движениями человеческой руки, а вовсе не танцует. Продуманные движения руки заклинателя контролируют поведение змеи. Он приближается к ней медленно, стараясь не встревожить рептилию. Заклинатель змей всегда смотрит в глаза животного, что бы уловить момент, когда гад захочет вцепиться ему в руку. Если змея начинает беспокоиться, заклинатель кладет ее обратно в корзину и выбирает другую кобру.

Иногда заклинатели змей для развлечения публики показывают на своей руке два укуса змеи, якобы укусившей его во время шоу. Он прикладывает к ним «змеиный камень» — средство от их яда. Но эти две дырочки уже были там до начала представления. А излечение камнем лишь сказка. Это не все хитрости и уловки, которые вы можете не заметить во время шоу.

Некоторые хитрецы умудряются перекрашивать вполне безобидных змей в естественные расцветки самых опасных из их рода, вроде гадюк. Издалека такая подделка почти не различима, тем более глазу не специалиста. Ни один заклинатель змей не дрессирует своих питомцев с самого рождения. Для представлений вылавливают уже зрелых особей, так как молодняк более агрессивен, а взрослые змеи кусают реже. Дрессировать змей бесполезно.

Бывает так, что заклинатель змей удаляет несчастному гаду ядовитые зубы или зашивает ему рот обычной ниткой и иголкой. Если операция проведена умело, то нитка остается прикрытой губными щитками. Змея в таком случае становится безобидной и беспомощной. Она может шипеть, высовывать язык, бросаться на людей, но укусить в таком состоянии, увы, не сможет. Живут змеи после таких манипуляций недолго. Кстати, не все змеи участвуют в представлениях. Заклинатель змей выбирает только тех особей, которые способны долго держать стойку и редко проявляют желание броситься и укусить.

Вы думаете, самой опасной в мире является профессия шахтера или пожарного? Нет. По травматичности и количеству смертельных исходов ничто не сравнимо с профессией заклинателя змей. Но тем не менее это таинственное искусство, зародившееся в Древнем мире, существует по сей день.


И по сей день бородатый индус в чалме садится перед плетеной корзиной со своей дудочкой, чтобы показать людям чудо власти человека над злобной ядовитой коброй.

Смертельно опасно

Доктор Хамилтон Фэарли, который интересовался этим опасным занятием, проследил жизненный путь 25 заклинателей змей за 15-летний период. За это время 19 из них погибло от змеиного яда. Берти Пирс, известный ученым и натуралистам всего мира, был самым знаменитым среди них. Его основным занятием являлась продажа змей для музеев и доение» змеиного яда, используемого для приготовления сыворотки от укусов. А на досуге он развлекал туристов, собиравшихся поглазеть на его искусство. Однажды гадюка укусила его в руку, когда поблизости не оказалось сыворотки. Поэтому он решил выжечь яд, и с тех пор рукав его рубашки скрывал жуткие шрамы.



А однажды он отправился на свое привычное место, где устраивал представления со змеями, кода его помощник отсутствовал из-за болезни. Маленькая кобра укусила его в лодыжку -а укусы в это место всегда особенно опасны, так как там находится множество мелких кровеносных сосудов. Пирсу оказали медицинскую помощь, но на этот раз она не помогла. До этого змеи кусали его девять раз.

Вы можете задать вопрос, почему заклинатели не "<до-ят» змей перед тем, как начать представление, Дело в том, что яд в специальном мешочке накапливается у пресмыкающихся достаточно быстро, А заставлять змей кусать кусочек ткани снова и снова, пока мешочек не опустеет, довольно кропотливое занятие. Конечно, заклинатель может совсем вырвать ядовитые зубы, но люди, которые по-настоящему гордятся своей работой, редко делают это. Такие змеи становятся вялыми, больными и живут недолго.



Змеи не слышат?

Как обычно происходит представление? Факир в широком дохи, с пышными усами и бородой, увенчанный белой чалмой, садится, скрестив ноги, перед плетеной корзинкой, накрытой тряпкой. Прутья плотно прилегают друг к другу, так что разглядеть, что находится внутри, невозможно.

Достав из рукава традиционную дудку, длиной с полруки, он распускает веревочку, которой стянуто горло корзины, бережно откидывает полотнище. И из недр темницы поднимается змея. Чаще всего это кобра. Она грозно расправляет свой капюшон, но чарующие трели, которые заклинатель извлекает из музыкального инструмента, заставляют ее покорно замереть на месте. Змея словно двигается следом за флейтой, немигающие холодные глаза пристально смотрят на инструмент, Она заворожена... Чем?

В первую очередь стоит уяснить главное: органы слуха у рептилий развиты чрезвычайно слабо, в основном змеи способны воспринимать лишь колебания, распространяющиеся по земле или в воде. Они совершенно иначе воспринимают окружающий мир. Тогда что заставляет их повиноваться факирам?



И все же змеи действительно реагируют на высокую по тональности музыку флейты. Существует теория, что определенная вибрация воздуха ударяет по чешуйкам кожи или кончикам ребер змеи -примерно так же, как ступни о землю при ходьбе. Так что игра на флейте скорее возбуждает кобру, нежели околдовывает ее.
Понаблюдайте за заклинателем змей с его корзинами для кобр, и вы увидите: он не полагается на свою дудочку, когда ему нужно выманить оттуда змей, чтобы начать представление. Он слегка ударяет по корзине, и тогда появляется змея.

Заклинатели действительно обладают подлинным мастерством, но зрители редко осознают, что на самом деле происходит вовсе не то, что им кажется. Покачивание кобры в такт музыке заклинателя не что иное, как попытки змеи следить за движениями человеческой руки. Стоит внимательно изучить поведение заклинателя змей, и вы увидите следующее: продуманные движения его руки и тела как бы контролируют поведение змеи. Он приближается к ней не спеша, всегда стараясь при этом не встревожить животное. И стоит лишь ей проявить признаки раздражения, он кладет ее обратно в корзину и, чтобы продолжить представление, выбирает другую, более сговорчивую «артистку».

Секреты мастерства

Секретом заклинания змей заинтересовался известный французский журналист Андрэ Виллерс. Уникальными наблюдениями он поделился в своих знаменитых «Пяти уроках заклинания».



Он снимал номер в самой дорогой гостинице Бенареса, где селились богатые туристы, приезжающие смотреть диковины священного города Индии. По соседству, в парке, факиры-заклинатели ловко раскладывали инвентарь и за десять рупий извлекали флейту, чтобы выманить из круглых плетеных корзин своих грозных питомцев. Тут были все - от королевской кобры, чей укус влечет почти мгновенную смерть, до удава, чьи объятия тоже гарантируют смертельный исход - разве что чуть позже.

Андрэ стал самым прилежным зрителем факирских номеров. Вскоре у него завязались приятельские отношения почти со всеми заклинателями. Как большинство индийцев, они были очень внимательны к чужестранцам. Однако сразу же напрочь забывали английский, едва кто-то переходил к обстоятельным вопросам, касающимся секретов их ремесла.

Виллерс решил завести разговор со старейшим и самым авторитетным факиром по имени Рам Дасс. В нем он намекнул, что прекрасно знает о том, что флейта не играет никакой роли в заклинании. Ответом была лишь вежливая улыбка.

Факир долго не желал отвечать на вопросы чужеземца. Но тот был настойчив и обаятелен. И в конечном счете журналист попросил провести с ним «курс молодого факира» за разумную плату. После традиционных для Востока торгов они сошлись на цене в 25 долларов за каждый урок. Это был прорыв. До того ни один европеец не мог даже приблизиться к этой закрытой и таинственной группе профессионалов.



- А если кобра укусит меня? - робко поинтересовался журналист.

Боги этого не допустят. Но даже если это случится, у нас есть свои лекарства. Скорее всего ты не умрешь.
Что ж, оставалось уповать на сыворотку Пастеровского института, но больше на собственное везение.

Уроки заклинания

Первый урок был жестким и пугающим. Факир предложил Андрэ протянуть руки вперед. После чего выложил на них несколько крохотных змеек. Это были маленькие цветочные змеи -рептилии абсолютно безобидные и в обилии обитающие на всей территории Индии. Своего рода испытание нервов. Рам Дасс хотел проверить, насколько силен дух мужчины. Дабы страх перед змеями не ослепил ученика и не стал помехой в ответственный момент.

Журналист с мужеством перенес все испытания. И двухголовая змея (высокоразвитый крупный дождевой червь), и банановая змейка, самая быстрая и проворная змея полуострова Индостан, не напугали его.
Еще один важный момент Виллерс уяснил для себя: когда на шею ему повесили питона, который медленно, но верно начал сжимать кольца и душить его, и дело приняло серьезный оборот, заклинатель вынул из рукава свою флейту, и питон тут же разжал стальные тиски смертельных обьятий - дрессировке поддавались не только кобры, но и прочие змеи. Видимо, кобры просто смотрелись более эффектно.

Второй урок открыл все тайны заклинательства. Рам Дасс принес с собой корзину, прикрытую тряпкой. Затем вытряхнул оттуда великолепную кобру больше двух метров в длину. Та встрепенулась, распустила капюшон с видимым рисунком и ринулась на дрессировщика. Тот был настороже и врезал агрессорше флейтой по зубам. Кобра упала, но тут же вновь бросилась в нападение,и оно закончилось для нее плачевно.

Раз за разом кобра выказывала свой злобный нрав, пока совсем не выбилась из сил и не обратилась в бегство. Не тут-то было! Рам Дасс вновь оказался у нее на пути, грозя своей музыкальной дубиной. Опасная игра длилась с четверть часа. Змея, получая при каждой попытке нападения жестокий удар, теряла драчливость и под конец, обессилев, юркнула в корзину.

Рам Дасс, утирая пот, объяснил, что главное - сломить волю змеи. Показать ей свою силу. А дудка должна служить своеобразным стоп-сигналом. Когда змея видит ее, она инстинктивно понимает, что будет наказана, если попытается напасть. Для того чтобы добиться полного подчинения, требуется несколько недель упорных тренировок.

Есть змеи, которые отказываются подчиняться даже после курса карательной «флейтотерапии». Таких обычно отправляют на ринг (еще одним развлечением в Индии являются бои змей против мангустов).

На последних уроках журналист сам учился управлять кобрами, которые уже были вышколены. И даже дал небольшое представление вместе с факирами перед зданием отеля, где жил. Зрелище собрало множество народа. Еще бы. ведь ни один европеец не представал раньше в образе настоящего заклинателя змей.

Василий Амелькин

В то время, как мы стремимся научить своих детей к трем годам считать, а к пяти читать, родители из народности веда, живущие на Шри-Ланке, учат своих детей обращаться с… ядовитыми змеями!

Антропологи относят веда к негритосам – чернокожей австралоидной расе. Когда-то негритосы населяли большую часть Юго-Восточной Азии. Но позже они были оттеснены более счастливыми современными обитателями этих мест на неудобья. Живут веда практически в каменном веке. Ни радио, ни других достижений цивилизации, ни даже денег. Если, конечно, не считать деньгами мелкие монетки, прикрепленные к браслетам их женщин в качестве украшения. Питаются всем, что удастся поймать. Часто в пищу идут вараны, которых на Шри-Ланке огромное количество. Там они заменяют наших кошек – роются в помойках. Никакого образования, в европейском понимании этого слова, веда, естественно, не получают. Но жить-то все равно надо. Вот тут- то и приходит на помощь древнее искусство обращения со змеями, в том числе, и ядовитыми, смертельно опасными для человека. Поэтому и начинают обучать детей этому ремеслу сразу после того, как они начинают ходить. Наш соотечественник побывал в деревне веда. Целью он ставил посмотреть на обучение детей. По его словам, на начальном этапе обучения ядовитые зубы змеям удаляют, на всякий случай. Учитель, которого звали Калуа, усадил в кружок нескольких малышей и стал показывать им, как обращаться со змеей: ни в коем случае не хватать за хвост, не махать руками перед ее головой. Премудростей в этой науке много, на весь «курс» уходит не один месяц. Малыши трех-четырех лет умеют обращаться со взрослыми кобрами. Питоны у веда совсем ручные и, если вовремя их покормить, вообще безразлично относятся к тому, что с ними делают. Им всего-то нужен килограмм мышей в неделю! Одна симпатичная маленькая девочка, заигравшись, подняла здоровенную кобру за хвост и стала раскачивать ее, заливаясь смехом. Такого издевательства очкастая королева джунглей стерпеть не могла и, извернувшись, совершила бросок. В мгновение ока девчушка выпустила змею и проворно отскочила. Та зашипела и убралась в корзинку. Вот как описывает выступления укротителей змей другой наш соотечественник: «Для их представлений не пишут афиши и не продают билеты. Все начинается очень просто... Факиров можно встретить везде. За небольшую плату они предлагают свое представление. Получив ваше согласие, факиры располагаются прямо на земле, открывают крышки корзин, и представление начинается... Из большой корзины, почувствовав свежий воздух, вяло поднимает голову змея длиной 2-2,5 метра, которую сразу хватают за шею. Это, так сказать, увертюра. Затем вам показывают других змей разной окраски и длины - тонких и длинных, средних и очень маленьких. И, наконец, под звуки дудки из корзин поднимаются самые страшные змеи - «королевские» кобры, в Индии от их укусов ежегодно умирают тысячи людей. Кобру называют «чумой Индии». Но сейчас эта «чума» послушно внимает мелодии, которую извлекают из своих дудок укротители. Этим заканчивается первое отделение представления. Героями второго отделения является ядовитая змея и мангуст, между которыми сразу же начинается смертельная схватка. Мангуст, очень ловкий, быстрый и хитрый, старается схватить врага за шею. А змея, со своей стороны, пытается укусом победить мангуста. Десятиминутная борьба в большинстве случаев заканчивается победой мангуста. Мертвая змея, жертва интересного представления, еще пригодится хозяину. Ее кожа стоит дороже платы за представление, на котором присутствуют восемь-десять человек». Всего на Шри-Ланке обитает 98 видов змей, самой опасной разновидностью считается «королевская» кобра. Наиболее активны кобры с середины апреля по июнь и с сентября до середины ноября. В июле самка откладывает 9-19 яиц, из которых в конце августа - начале сентября появляется молодь. Питаются кобры грызунами, земноводными, птицами, но, как и другие аспиды, охотно поедают змей, в том числе и ядовитых. Кобра представляет несомненную опасность для человека и животных, но, в отличие от гадюк, всегда предупреждает о своем присутствии. Лишь в случае непосредственной угрозы кобра делает несколько молниеносных выпадов в сторону врага, один из которых, как правило, заканчивается прицельным укусом. При этом, в отличие от гадюк, кобры не делают мгновенного укуса, а как бы «жуют», перебирая челюстями несколько раз, прежде чем выпустить жертву. Если не принять противоядия, смерть наступит через 2-3 часа после укуса. Противоядия, изготовленные из змеиного яда, веда приобретают у местных знахарей. Они не верят современной медицине.

Шами потомственный знахарь, его отец и дед работали здесь. Сейчас он главный, кто готовит противоядия, местные жители доверяют ему больше официальной медицины, поэтому без работы он не сидит. Около дома есть специальныя пристройка, в которой живут змеи. Для приготовления противоядия знахарь собирает змеиный яд. В последнее время дела идут не очень хорошо, выручают туристы, которым примерно за 5 долларов он показывает своих питомцев.

01. Змеиный дом.

02. На стене висят грамоты и публикации.

03. Кобра. Всего на Шри-Ланке обитает 4 вида кобр.

04. Наиболее активны кобры с середины апреля по июнь и с сентября до середины ноября. В июле самка откладывает 9-19 яиц, из которых в конце августа - начале сентября появляется молодь. Питаются кобры грызунами, земноводными, птицами, но, как и другие аспиды, охотно поедают змей, в том числе и ядовитых. Кобра представляет несомненную опасность для человека и животных, но в отличие от гадюковых змей всегда предупреждает о своем присутствии. Лишь в случае непосредственной угрозы кобра делает несколько молниеносных выпадов в сторону врага, один из которых, как правило, заканчивается прицельным укусом. При этом, в отличие от гадюк, кобры не делают мгновенного укуса, а как бы «жуют», перебирая челюстями несколько раз, прежде чем выпустить жертву.

05. Если не принять противоядия, смерть наступит через 2-3 часа после укуса.

06.

07.

08. Всего на Шри-Ланке обитает 98 видов змей.

09. Цепочечная гадюка. Очень сильный яд. Через 30 минут начинают отказывать почки.

10. Даже если принять противоядие, на теле останутся следы от укуса. Вот так выглядит после укуса палец.

11.

12.

13. Индийский крайт, как сказал Шами, она самая ядовитая на острове. Смерть наступает через 40 минут.

14.

15.

16. Цепочечная гадюка пытается укусить хозяина.

17.

18. Это самая быстрая змея. Передвигается со скоростью 2 км в час, любит жить на кокосовых плантациях. Не ядовитая.

19. Травянисто-зеленая плетевидка. В длину вырастают до 2м. а в толщину всего 1,5-2см. Обладает отличным зрением. В глубине рта пара ядовитых зубов, для человека не представляет особой опасности. Ведёт древесный образ жизни.

20.

21.

22. Питон.

23. Отец Шами, тоже знахарь, но сейчас отошел от дел. Его кусали ядовитые змеи 32 раза.

24. Семейное фото.

25. В шкафу куча змеиных настоек.

26. Из змей и из яда делают лекарства от всех болезней. Это шарики помогают от головной боли.

27.

На моей страничке на сайте сообщества путешественников Турбина.ру можно найти

Каждый год в деревушке Хадаитала, что находится в 100 км от Калькутты, проходит конференция представителей одной из самых удивительных на Земле профессий – заклинателей змей. Тысячи укротителей гадов собираются вместе, чтобы почтить Манасу – богиню-покровительницу змей в индуистской религии. На глазах у публики заклинатели демонстрируют различные трюки: обвивают тело ядовитыми пресмыкающимися, выдавливают в рот капли яда из змеиной пасти и глотают их, а также выманивают с помощью флейты из плетеной корзины кобр и заставляют их плавно качаться якобы в такт мелодии. Почему-то именно последний фокус неизменно приводит в восхищение зрителей.

Едва факир начинает играть на флейте, вернее, исторгать из нее тонкий пронзительный звук, качая при этом головой сверху вниз, как вылетевшая из корзины разъяренная рептилия тут же успокаивается и, не отрывая взгляда от инструмента, начинает покачиваться в такт мелодии. (Хотя змеи практически ничего не слышат, они реагируют на высокую по тональности музыку флейты. Согласно одной из теорий, определенная вибрация воздуха ударяет по чешуйкам кожи или кончикам ребер змеи – примерно так же, как ступни о землю при ходьбе.) Разумеется, подобный трюк производит большое впечатление на непосвященных. Однако разгадка его довольно проста. Все дело в том, что флейта для заклинателя является не музыкальным инструментом, а дубинкой, с помощью которой он дрессирует своего ядовитого "артиста". Вот как описывает процедуру дрессировки один из очевидцев: "Кобра, уже порядочно ошалевшая от непривычного еще сидения взаперти, распускает капюшон и кидается на дрессировщика с вполне очевидными намерениями. Тот встречает ее во всеоружии – а оружием, как нетрудно догадаться, является флейта. Раз за разом кобра выказывает свой злобный нрав, но "музыкальные удары" в конце концов вынуждают ее обратиться в бегство. Ей не дозволяется и этого – укротитель лупит ее флейтой до тех пор, пока бедолага совершенно не выбивается из сил, и плетеная корзинка, в которой ей предстоит жить, не кажется ей заманчивым и желанным убежищем. После первого урока за жестокое обучение змеи принимается факир-стажер, и все повторяется..." Во время представления не кобра изгибается в такт музыке, а факир движется в такт движениям змеи; когда она поднимает голову, факир поднимает флейту. Змея помнит жестокие удары, полученные во время "учебы", и поэтому вяло раскачивается, пытаясь сообразить, не удастся ли ей сбежать. Когда она устает, заклинатель прерывает мелодию, и создается впечатление, будто он успел сделать это первым. Вот и весь фокус. Кроме того, некоторые заклинатели, опасаясь все-таки быть покусанными, идут на крайние меры: отучают змей кусаться или вовсе зашивают им пасть.

Правда вышеописанные трюки используют только простые уличные заклинатели, выступающие перед легковерными туристами за небольшую плату. Как писала Е.П. Блаватская, "настоящие заклинатели змей слишком хорошо установили свою репутацию на Востоке, чтобы прибегать к таким приемам. По этому поводу существуют свидетельские показания слишком заслуживающих доверия путешественников, в том числе и ученых, чтобы не обвинять их в шарлатанстве".

Несмотря на то, что заклинателями змей славится в первую очередь Индия (сегодня там насчитывается около 7 тысяч представителей этой профессии), однако зародилось это искусство, по мнению исследователей, все-таки в Египте. Одним из самых искусных заклинателей змей считается Шейх Мусса из Луксора. Мастерство его было непревзойденным. Перед началом представления он позволял раздеть и обыскать себя; змеи, которых он заклинал, были недрессированными. Произнося заклинания и напевая, Мусса выманивал их из нор и подзывал к себе. Если кобра пыталась напасть, Мусса аккуратно отбрасывал ее палкой и, не прекращая пения, медленно приближался к змее, клал руку на землю, и кобра опускала голову Муссе на ладонь. Также заклинатель демонстрировал еще один невероятный трюк: клал только что пойманных кобр в круг, начерченный палкой на песке, в котором они оставались до тех пор, пока Мусса не разрешал покинуть его.

Впрочем, даже прекрасное знание змеиных повадок не всегда уберегает заклинателей от несчастных случаев. Доктор Хамилтон Фэарли проследил жизненный путь 25 заклинателей змей за 15-летний период. Оказалось, что за это время 19 из них погибло от змеиного яда. Так что профессия эта не только таинственная, но и очень опасная.