Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах: 1) методология - это учение о научном методе познания; 2) методология - это совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке; 3) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.




Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдиной): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин; конкретно-научным, который представлен совокупностью методов, принципов исследования, в конкретной специальной научной дисциплине; технологическим, который включает в себя методику и технику исследования, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его обработку.


Высший, философский уровень: его содержание составляют наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, общие принципы познания, установленные философией. Методологическое значение имеет вся система философского знания, определяющая мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности. Общенаучная методология представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (материалистическая диалектика, теория познания, логика).


Конкретно-научная методология – совокупность принципов, методов и процедур исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине. Технологическая методология представлена методикой и техникой исследования, то есть набором процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.


Общенаучным методологическим подходом в педагогике выступает системный подход. Он ориентирует исследователя и практика рассматривать явления и объекты как системы, имеющие определенное строение и законы функционирования. Конкретно-научная методология педагогики представлена следующими основными подходами.


Целостный подход в педагогике рассматривается как развитие системного подхода. Он требует при изучении педагогического процесса рассматривать его как целостную систему с определенной структурой, в которой каждый элемент выполняет свою функцию в решении тех или иных задач, а движение каждого элемента подчинено закономерностям движения целого. Целостный подход призывает помнить, что обучение и воспитание – единый процесс (педагогический, образовательный), что личность не воспитывается и не развивается по частям.


Личностный подход в педагогике означает признание социальной, деятельной и творческой сущности личности. Личность рассматривается как продукт общественно- исторического развития и носитель культуры. Придерживаясь личностного подхода при конструировании и осуществлении педагогического процесса, педагог- исследователь и педагог-практик ориентируется на личность как на субъект, цель, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса.


Деятельностный подход в педагогике вслед за философией и психологией утверждает, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Деятельность есть форма активности человека, выражающаяся в его практическом, преобразующем и исследовательском отношении к миру и самому себе. Исходя из деятельностного подхода, педагог учитывает, что игра, учение, труд, общение как виды деятельности являются важнейшими факторами и средствами воспитания растущей личности. Задача педагога организовать эти виды деятельности, поставив ребенка в позицию субъекта.




Культурологический подход в педагогике утверждает, что педагогический процесс должен быть организован как освоение ребенком культуры современного общества во всех ее аспектах. Это отражено, в частности, целях образования (базовая культура личности, культура самоопределения, культура труда, культура здорового образа жизни и т.п.).




Аксиологический подход в педагогике тесно связан с предыдущим. (Аксиология – учение о ценностях, ценностной структуре мира). Этот подход означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, в том числе ценностей образования и педагогической деятельности. Предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы освоение учащимися ценностей общечеловеческой культуры, изучение и формирование их ценностных ориентаций.


Литература 1. Философия науки и техники: тематический словарь. Орёл: ОГУ. С. И.Некрасов, Н. А. Некрасова Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010 г. 3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, Педагогика. под ред. Л.П. Крившенко. - М., С Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России, 9, с Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен. – Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009.

    Слайд 1

    План 1. Морфологические признаки соединительных тканей. 2. Функции соединительных тканей. 3. Гистогенез. 4. Классификация соединительных тканей. 5. Собственно соединительные ткани. 5.1. Рыхлая волокнистая соединительная ткань. 5.2. Плотная волокнистая соединительная ткань. 5.3. Соединительные ткани со специальными свойствами. 6. Скелетные соединительные ткани. 6.1. Хрящевые ткани. 6.2. Костные ткани. Составитель – профессор Н.П. Барсуков Симферополь 2008

    Слайд 2

    1. Морфологические признаки соединительных тканей

    Соединительные ткани своё название получили не случайно, так как участвуют в соединении всех других тканей в составе органов. От других тканей они отличаются наличием, помимо клеток, большого количества межклеточного вещества, представленного коллагеновыми, эластическими и ретикулярными волокнами, а также аморфным компонентом (основным веществом). В организме на долю соединительных тканей приходится более половины всей массы тела.

    Слайд 3

    2. Функции соединительных тканей: защитная, опорная, трофическая, пластическая и морфогенетическая, участие в поддержании гомеостаза и температуры тела

    3. Гистогенез. По происхождению все виды соединительных тканей являются родственными, так как все они развиваются из мезенхимы.

    Слайд 4

    Мезенхимоциты являются родоначальниками всех клеток различных видов соединительных тканей.

    Слайд 5

    4. Классификациясоединительных тканей

    Соединительные ткани подразделяют на две большие группы: собственно соединительные ткани и скелетные соединительные ткани. В состав собственно соединительной ткани входят волокнистые соединительные ткани и соединительные ткани с особыми свойствами.

    Слайд 6

    К группе волокнистых относятся: рыхлая волокнистая соединительная ткань, плотная волокнистая неоформленная и плотная волокнистая оформленная соединительные ткани.

    Слайд 7

    В рыхлой волокнистой соединительной ткани аморфный компонент преобладает над волокнистыми структурами, которыевсегда располагаются в виде сложнопетлистой сети.

    Слайд 8

    Среди клеток рыхлой соединительной ткани имеются

    Постоянные: Семейство фибробластов. Семейство макрофагов. Непостоянные: тучные клетки, плазматические клетки, адвентициальные клетки, перициты, адипоциты, эндотелиоциты, лимфоциты.

    Слайд 9

    Фибробласты

    самые многочисленные клетки, участвующие в выработке межклеточного вещества. По степени зрелости они бывают: малодифференци- рованные и дифференцированные фибробласты и дефинитивные формы – фиброциты, а также миофибробласты и фиброкласты.

    Слайд 10

    Макрофаги – потомки моноцитов – подразделяются на сврбодные (мигранты) и фиксированные (оседлые, или резидентные). Основные функции: секреция БАВ (около 100), защитная, антигенпредставляющая, активация дифференцировки иммунокомпетентных клеток и стимуляция их функциональной активности, выработка хемотаксического фактора для лейкоцитов, секреция противоопухолевого фактора, фактора роста фибробластов и т. д.

    Слайд 11

    Макрофаги печени и поджелудочной железы

  • Слайд 12

    Тучные клетки, лимфоциты и эндотелиоциты рыхлой соединительной ткани

  • Слайд 13

    Плазмоцит, тучные клетки, лимфоциты и адипоциты рыхлой соединительной ткани

    Слайд 14

    Характерной морфологической особенностью плазмоцитов является наличие светлого дворика в цитоплазме и специфическое расположение гетерохроматина по периферии ядра в виде «спиц в колесе»

    Слайд 15

    Межклеточное вещество.Морфология коллагенового волокна

  • Слайд 16

    Морфология эластического волокна

  • Слайд 17

    Синтез коллагена

  • Слайд 18

    Аморфный компонент

    образуется преимущественно фибробластами. В его состав входят гликозаминогликаны: гиалуроновая кислота, хондроитинсульфаты, дерматансулфат, кератансульфат, протеогликаны, гликопротеины, а также белки, углеводы, липиды и их комплексные соединения

    Слайд 19

    В плотной волокнистой соединительной ткани волокна преобладают над аморфным компонентом, причём в плотной неоформленной они располагаются неупорядоченно (Г.-э.; Пикросириус-орсеин; Поляризационная микроскопия)

    Слайд 20

    В плотной оформленной соединительной ткани волокна локализуются строго параллельно друг другу.Сухожилие в продольном и поперечном разрезах

    Слайд 21

    Соединительные ткани с особыми свойствами.Ретикулярная ткань

  • Слайд 22

    Жировая соединительная ткань

  • Слайд 23

    Жировая ткань бывает белая и бурая

    ←В адипоцитах белой ткани ядро оттеснено на периферию, а цитоплазма целиком заполнена каплей жира. ←В адипоците бурой ткани ядро находится в центре клетки, а вокруг ядра располагаются мелкие капли жира

    Слайд 24

    Скелетные соединительные ткани.Хрящевая ткань: развитие

  • Слайд 25

    Гиалиновый хрящ трахеи

  • Слайд 26

    Эластический хрящ ушной раковины (М. ув.)

  • Слайд 27

    Эластический хрящ ушной раковины (Б. ув.)

  • Слайд 28

    Волокнистый хрящ

    встречается в межпозвонковых дисках, симфизах, в швах между костями черепа.

Учитель технологии: Бактыгалиева Надежда Рахметовна


  • Механические
  • Физические
  • Технологические

сминаемость

прочность

  • Механические свойства

драпируемость


  • Прочность - это способность ткани противостоять разрыву. Это одно из важных свойств, влияющих на качество ткани. Прочность ткани зависит от прочности волокон, структуры пряжи и ткани, от характера отделки ткани.
  • Наибольшую прочность имеют ткани из синтетических волокон. Отбеливание, крашение приводят к некоторой потере прочности
  • Сминаемость - это способность ткани во время сжатия и давления на нее образовывать мелкие морщины и складки. Сминаемость зависит от свойств волокон, вида пряжи и ткани и от характера отделки тканей.
  • - это способность ткани, когда она висит, опускаться мягкими округлыми складками. Не случайно гардины и занавеси на окнах называются драпировками.

Прочность

Устойчивость ткани

К воздействию солнечных лучей

РАСТЯЖЕНИЮ

К ТРЕНИЮ

К СТИРКЕ


Сминаемость

Свойство ткани сминаться



Хорошо драпируются мягкие ткани из натурального шелка и некоторые шерстяные ткани. Жесткие, плотные хлопчатобумажные и льняные ткани драпируются хуже. Искусственные кожа и замша, ткани из комплексных капроновых нитей и моно капрона, из шерсти с лавсаном, плотные ткани из крученой пряжи и ткани с большим количеством металлических нитей обладают значительной жесткостью.

Хорошей драпируемостью обладают ткани из натурального шелка, шерстяные ткани креповых переплетений и мягкие пальтовые шерстяные ткани. Ткани из растительных волокон - хлопчатобумажные и особенно льняные - обладают меньшей драпируемостью, чем шерстяные и шелковые.


пылеемкость

гигроскопичность

  • Физические свойства

теплозащитность


  • Теплозащитные свойства - это способность ткани сохранять тепло человеческого тела. Теплозащитные свойства зависят от волокнистого состава, толщины, плотности и вида отделки. Пылеёмкость - это способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения. Пылеёмкость зависит от волокнистого состава, структуры и характера отделки ткани. Гигроскопичность это свойство ткани впитывать влагу выделяемую телом человека и выпускать ее в окружающую среду. Воздухопроницаемость - способность пропускать воздух - зависит от волокнистого состава, плотности и отделки ткани. Хорошей воздухопроницаемостью обладают малоплотные ткани.

СВОЙСТВО ТКАНИ ЗАДЕРЖИВАТЬ ПЫЛЬ НА СВОЕЙ ПОВЕРХНОСТИ


СВОЙСТВО ТКАНИ

НАКАПЛИВАТЬ ТЕПЛО

ВЫДЕЛЯЕМОЕ ТЕЛОМ ЧЕЛОВЕКА


усадка

осыпаемость

  • Технологические

скольжение


Скольжение может происходить при раскрое и стачивании тканей. Скольжение зависит от гладкости использованных при ткачестве нитей и от вида их переплетения. Здесь может помочь зажимание ткани, придерживание чем-то или кем-то. Или раскладывание по углам стола чего-нибудь небольшого, необъемного, но тяжелого, сверху. Осыпаемость ткани заключается в том, что нити не удерживаются по открытым срезам материала и выскальзывают, осыпаются, образуя бахрому. Это зависит от вида пряжи и переплетения, а также от плотности и отделки ткани. Усадка - это уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги. Например, вы гладите влажную ткань, и она садится. Ткань может сесть и при стирке. Усадка зависит от состава волокна, строения и отделки.

«Роспись по ткани» - Прошивание ткани (тритик). Узелковый батик. Технологии. Начинаем роспись с более светлых поверхностей. Контуры рисунка и отдельные участки покрываются горячим резервом. ПРОШИВАНИЕ ТКАНИ (тритик). Подготовка ткани: Подготовка рисунка: Особенности холодного батики. Перед работой ткань необходимо постирать (хозяйственным мылом.

«Аппликация из ткани» - Изображающие узор или орнамент. Желаю вам счастливого путешествия в мире лоскутных красок! Сказки, рассказы… А теперь несколько рекомендаций! Техника безопасности при работе с ножницами. Сюжетные: I. Обращайтесь с ножницами очень осторожно. Аппликации бывают: Декоративные: Осторожно работайте с белыми и черными лоскутами.

«Ткани человека» - Живая клетка в костной лакуне. Жировая ткань. Кожа человека. Межклеточное вещество кости. Большой костный канал с кровеносными сосудами и нервами. Порядок работы: Таблица. Кровь человека. Эпителий молочной железы. Эпителий молочной железы включает клетки кубической формы, выделяющие молоко. Клетки самого нижнего слоя (слева) деляться, обновляя ткань.

«Ткани биология» - Задачи урока. Урок на тему: «Ткани» биология 8 класс. Клетки мелкие, плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало. Клетки крупные, расположены рыхло. Перечислите виды соединительной ткани. Мышечная ткань. Функции нервной ткани. Эпителиальная ткань. Есть межклеточное вещество. Нейроглия.

«Виды тканей» - Отделочные материалы. По цвету шкурка может быть натуральная и крашеная. Прокладочные материалы: флизелин, синтепон, дублерин, бортовка. Прокладочные материалы служат для придания жесткости деталям швейного изделия. Ассортимент прокладочных материалов. Кружево, косая бейка, канты, сутаж. Нетканые, утепляющие, прокладочные и отделочные материалы.

«Свойства тканей» - Что влияет на прочность и сминаемость ткани? Свойство ткани осыпаться при раскрое. Физико-механические свойства тканей. Свойство ткани мяться. Технологические свойства тканей. На что влияют гигиенические свойства? Гигиенические свойства тканей. Свойство ткани удерживать тепло. Процесс создания одежды очень сложный и многогранный.


Определение соединительной ткани Соединительные ткани это комплекс мезенхимных производных, состоящих из клеточных дифферонов и большого количества межклеточного вещества (волокнистых структур и аморфного вещества), участвующих в поддержании гомеостаза внутренней среды и отличающихся от других тканей меньшей потребностью в аэробных окислительных процессах.


Определение соединительной ткани Соединительная ткань: - составляет более половины массы тела человека; - участвует в формировании стромы органов, прослоек между другими тканями, дермы кожи, скелета; - формирует и анатомические образования - фасции и капсулы, сухожилия и связки, хрящи и кости. Полифункциональный характер соединительных тканей определяется сложностью их состава и организации.














Рыхлая волокнистая соединительная ткань Рыхлая волокнистая соединительная ткань (textus connectivus collagenosus laxus) обнаруживается во всех органах, сопровождает кровеносные и лимфатические сосуды и образует строму многих органов. Строение рыхлой волокнистой соединительной ткани в различных органах имеет сходство. Состоит из клеток и межклеточного вещества.




Рыхлая волокнистая соединительная ткань Основными клетками соединительной ткани являются: - фибробласты (семейство фибриллообразующих клеток), - макрофаги, - тучные клетки, - адвентициальные клетки, - плазматические клетки, - перициты, - жировые клетки, - лейкоциты, мигрирующие из крови, - иногда пигментные клетки. Клеточный состав


Рыхлая волокнистая соединительная ткань К макрофагической системе относятся совокупность всех клеток, обладающих способностью захватывать из тканевой жидкости организма инородные частицы, погибающие клетки, неклеточные структуры, бактерии и др. Фагоцитированный материал подвергается внутри клетки ферментативному расщеплению («завершенный фагоцитоз»), благодаря чему ликвидируются вредные для организма агенты, возникающие местно или проникающие извне. Понятие о макрофагической системе


Рыхлая волокнистая соединительная ткань К макрофагической системе относятся: - макрофаги рыхлой волокнистой соединительной ткани, - звездчатые клетки синусоидных сосудов печени, - свободные и фиксированные макрофаги кроветворных органов, - макрофаги легкого, - перитонеальные макрофаги воспалительных экссудатов, - остеокласты костной ткани, - гигантские клетки инородных тел, - глиальные макрофаги нервной ткани (микроглия). Понятие о макрофагической системе


Рыхлая волокнистая соединительная ткань Тучные клетки (тканевые базофилы, лаброциты). Этими терминами называют клетки, в цитоплазме которых находится специфическая зернистость, напоминающая гранулы базофильных лейкоцитов. Тучные клетки являются регуляторами местного гомеостаза соединительной ткани. Они принимают участие в понижении свертывания крови, повышении проницаемости гематотканевого барьера, в процессе воспаления, иммуногенезе. Тучные клетки




Рыхлая волокнистая соединительная ткань Адипоциты (жировые клетки, липоциты). Так называют клетки, которые обладают способностью накапливать в больших количествах резервный жир, принимающий участие в трофике, энергообразовании и метаболизме воды. Адипоциты располагаются группами, реже поодиночке и, как правило, около кровеносных сосудов. Накапливаясь в больших количествах, эти клетки образуют жировую ткань. Адипоциты




Форма одиночно расположенных жировых клеток шаровидная. Зрелая жировая клетка обычно содержит одну большую каплю нейтрального жира, занимающую всю центральную часть клетки и окруженную тонким цитоплазматическим ободком, в утолщенной части которого лежит ядро. Адипоциты Рыхлая волокнистая соединительная ткань
Рыхлая волокнистая соединительная ткань Пигментные клетки (пигментоциты, меланоциты). Эти клетки содержат в своей цитоплазме пигмент меланин. Их много в родимых пятнах, а также в соединительной ткани людей черной и желтой рас. Пигментоциты имеют короткие, непостоянной формы отростки, большое количество меланосом (гранул меланина) размером 1525 нм и рибосом. Часть меланосом из меланоцитов кожи мигрирует в другие клетки эпидермиса. Пигментные клетки
Рыхлая волокнистая соединительная ткань Межклеточное вещество, или матрикс (substantia intercellularis), соединительной ткани состоит из коллагеновых и эластических волокон, а также из основного (аморфного) вещества. Межклеточное вещество как у зародышей, так и у взрослых образуется, с одной стороны, путем секреции, осуществляемой соединительнотканными клетками, а с другой из плазмы крови, поступающей в межклеточные пространства. Межклеточное вещество




Источники 1.Александровская О.В., Радостина Т.Н., Козлов Н.А. Цитология, гистология и эмбриология. М.: Агропромиздат, с. 2.Гистология. Под ред. Ю.И. Афанасьева. М.: Медицина, с. 3.Серов В.В. и Шехтер А.Б. Соединительная ткань, М., 1981; 4.Хрущов Н.Г. Гистогенез соединительной ткани. М.: Наука, Хэм А., Кормак Д. Гистология. М.: Мир, Т с. Т с. 6.Шубникова Е.А. Функциональная морфология тканей. М.: МГУ, с.