«Echo-II» Скорость (надводная) 15 узлов Скорость (подводная) 29 узлов Рабочая глубина погружения 240 м Предельная глубина погружения 300 м Автономность плавания 50 суток Экипаж 137 человек Размеры Водоизмещение надводное 4 500 т Водоизмещение подводное 5760 т Длина наибольшая (по КВЛ) 115,4 м Ширина корпуса наиб. 9,3 м Средняя осадка (по КВЛ) 7,8 м Силовая установка Атомная, двухвальная. 2 реактора ВМ-А, 2 турбозубчатых агрегата 60-Д1, 2 дизель-генератора ДГ-400, 2 электродвигателя ПГ-116. Вооружение Торпедно-
минное вооружение 4 носовых ТА калибра 533 мм, 16 торпед, 2 кормовых ТА калибра 406 мм, 4 торпеды Ракетное вооружение 8 крылатых ракет П-6 Категория на Викискладе Подводные лодки проекта 675 Подводные лодки проекта 675

Подводные лодки проекта 675 - серия советских атомных подводных лодок с крылатыми ракетами. Всего в -1968 годах было построено 29 субмарин проекта. Этот проект стал развитием ДЭПЛ проекта 651 . Проектирование АПЛ началось в ЦКБ МТ «Рубин» под руководством главного конструктора П. П. Пустынцева .

Конструкция

Корпус

Проект предусматривал двухкорпусную конструкцию лодки и разделение прочного корпуса на 10 отсеков:

  1. Носовой торпедный отсек;
  2. Жилой/аккумуляторный отсек;
  3. Пост управления ракетами;
  4. Центральный пост;
  5. Дизель-генераторный отсек;
  6. Реакторный отсек;
  7. Турбинный отсек;
  8. Отсек электромоторов;
  9. Жилой отсек
  10. Кормовой торпедный отсек.

Представители

Было построено 29 субмарин проекта 675, из них 16 - на «Севмаш » . Подлодки несли службу в составе Северного и Тихоокеанского флотов. Некоторые камчатские лодки несли боевое дежурство в Индийском океане.

Современный статус

Аварии и происшествия

К-56

14 июня 1973 года в 1 ч. ночи вблизи мыса Поворотный в заливе Петра Великого произошло столкновение гвардейской атомной подводной лодки Тихоокеанского флота К-56 с научно-исследовательским судном «Академик Берг». Лодка (на которой находилось 1,5 экипажа, экипаж К-23 сдавал свою боевую задачу) шла в надводном положении, возвращаясь после успешного выполнения стрельб. Погибли 27 человек, из них 16 офицеров, 5 мичманов, 5 матросов, один гражданский специалист из Ленинграда. Спаслись около 140 человек. Памятник погибшим морякам установлен в г. Фокино (б. поселок Тихоокеанский).

К-431

Напишите отзыв о статье "Подводные лодки проекта 675"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Подводные лодки проекта 675

Во время своего выздоровления Пьер только понемногу отвыкал от сделавшихся привычными ему впечатлений последних месяцев и привыкал к тому, что его никто никуда не погонит завтра, что теплую постель его никто не отнимет и что у него наверное будет обед, и чай, и ужин. Но во сне он еще долго видел себя все в тех же условиях плена. Так же понемногу Пьер понимал те новости, которые он узнал после своего выхода из плена: смерть князя Андрея, смерть жены, уничтожение французов.
Радостное чувство свободы – той полной, неотъемлемой, присущей человеку свободы, сознание которой он в первый раз испытал на первом привале, при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера во время его выздоровления. Он удивлялся тому, что эта внутренняя свобода, независимая от внешних обстоятельств, теперь как будто с излишком, с роскошью обставлялась и внешней свободой. Он был один в чужом городе, без знакомых. Никто от него ничего не требовал; никуда его не посылали. Все, что ему хотелось, было у него; вечно мучившей его прежде мысли о жене больше не было, так как и ее уже не было.
– Ах, как хорошо! Как славно! – говорил он себе, когда ему подвигали чисто накрытый стол с душистым бульоном, или когда он на ночь ложился на мягкую чистую постель, или когда ему вспоминалось, что жены и французов нет больше. – Ах, как хорошо, как славно! – И по старой привычке он делал себе вопрос: ну, а потом что? что я буду делать? И тотчас же он отвечал себе: ничего. Буду жить. Ах, как славно!
То самое, чем он прежде мучился, чего он искал постоянно, цели жизни, теперь для него не существовало. Эта искомая цель жизни теперь не случайно не существовала для него только в настоящую минуту, но он чувствовал, что ее нет и не может быть. И это то отсутствие цели давало ему то полное, радостное сознание свободы, которое в это время составляло его счастие.
Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру, – не веру в какие нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого бога. Прежде он искал его в целях, которые он ставил себе. Это искание цели было только искание бога; и вдруг он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что бог вот он, тут, везде. Он в плену узнал, что бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной. Он испытывал чувство человека, нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя. Он всю жизнь свою смотрел туда куда то, поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой.
Он не умел видеть прежде великого, непостижимого и бесконечного ни в чем. Он только чувствовал, что оно должно быть где то, и искал его. Во всем близком, понятном он видел одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное. Он вооружался умственной зрительной трубой и смотрел в даль, туда, где это мелкое, житейское, скрываясь в тумане дали, казалось ему великим и бесконечным оттого только, что оно было неясно видимо. Таким ему представлялась европейская жизнь, политика, масонство, философия, филантропия. Но и тогда, в те минуты, которые он считал своей слабостью, ум его проникал и в эту даль, и там он видел то же мелкое, житейское, бессмысленное. Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем, и потому естественно, чтобы видеть его, чтобы наслаждаться его созерцанием, он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив. Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос – зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть бог, тот бог, без воли которого не спадет волос с головы человека.

Пьер почти не изменился в своих внешних приемах. На вид он был точно таким же, каким он был прежде. Так же, как и прежде, он был рассеян и казался занятым не тем, что было перед глазами, а чем то своим, особенным. Разница между прежним и теперешним его состоянием состояла в том, что прежде, когда он забывал то, что было перед ним, то, что ему говорили, он, страдальчески сморщивши лоб, как будто пытался и не мог разглядеть чего то, далеко отстоящего от него. Теперь он так же забывал то, что ему говорили, и то, что было перед ним; но теперь с чуть заметной, как будто насмешливой, улыбкой он всматривался в то самое, что было перед ним, вслушивался в то, что ему говорили, хотя очевидно видел и слышал что то совсем другое. Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям – вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии.
Прежде он много говорил, горячился, когда говорил, и мало слушал; теперь он редко увлекался разговором и умел слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тайны.
Княжна, никогда не любившая Пьера и питавшая к нему особенно враждебное чувство с тех пор, как после смерти старого графа она чувствовала себя обязанной Пьеру, к досаде и удивлению своему, после короткого пребывания в Орле, куда она приехала с намерением доказать Пьеру, что, несмотря на его неблагодарность, она считает своим долгом ходить за ним, княжна скоро почувствовала, что она его любит. Пьер ничем не заискивал расположения княжны. Он только с любопытством рассматривал ее. Прежде княжна чувствовала, что в его взгляде на нее были равнодушие и насмешка, и она, как и перед другими людьми, сжималась перед ним и выставляла только свою боевую сторону жизни; теперь, напротив, она чувствовала, что он как будто докапывался до самых задушевных сторон ее жизни; и она сначала с недоверием, а потом с благодарностью выказывала ему затаенные добрые стороны своего характера.

В опытно-конструкторском бюро Челомея в конце 1950-х гг. на базе РК П-5, основным предназначением которого была стрельба по береговым целям, разработали ПРК П-6. Работы над противокорабельным , имеющим систему конечного самонаведения, в СССР начались ещё в 1948 году, но дальность стрельбы первых противокорабельных ракет составляла несколько десятков километров. При этом основные надводные цели – американские авианосцы – имели глубину всесуточной и всепогодной противоракетной (противовоздушной) обороны около 150…200 километров. В начале 1960-х годов на вооружении американских ВМС появились новые истребители-перехватчики F-4 «Phantom», оснащенные всеракурсными ракетами AIM-7 «Sparrow» класса воздух–воздух и палубных самолетов ДРЛО Е-2А «Hawkeye». Поэтому глубина обороны увеличивалась до 250…300 километров. Это требовало принятия ответных мер – создания противокорабельных ракет, имеющих большую дальность (около нескольких сотен километров).

Под руководством Челомея В.Н. в подмосковном Реутово ещё в 1956 году начались исследовательские работы по формированию облика противокорабельной ракеты большой дальности. Максимальная дальность стрельбы крылатой ракеты, входящей в состав комплекса, должна была составлять более 300 километров, для обеспечения возможности поражения авианосных ударных соединений и групп противника без вхождения в зону их противокорабельной и противолодочной обороны. Противокорабельная ракета должна была иметь систему управления, обеспечивающую поражение надводных целей почти всех классов, осколочно-фугасную и ядерную боевые части большой мощности. Ракетная и корабельная аппаратура системы управления комплексом были разработаны НИИ-49 (в дальнейшем – научно-производственное объединение «Гранит»), возглавляемым Чариным Н.А.

Создание «противоавианосной» системы для использования на подлодках было невозможным без обеспечения надежного сбора разведданных и целеуказания в океанской зоне. Для решения этой задачи под руководством главного конструктора Кудрявцева И.В. в киевском НИИ радиоэлектроники (сегодня НПО «Квант») создали авиационную разведывательную систему «Успех», размещённую на разработанных специально для этой цели носителях Ту-95РЦ и Ту-16РЦ. На носителях была размещена авиационная РЛС обнаружения морских целей с дальнейшей передачей сигналов на корабли для обработки данных и выдачи целеуказаний ракетному комплексу. Таким образом, в Советском Союзе впервые в мире разрабатывалась РУС (разведывательно-ударная система), состоящая из средств разведки, ударного оружия и их носителей (как морских, так и воздушных).

Корабельной автоматизированной системой «Аргумент» решалась задача управления полётом нескольких крылатых ракет во время залпового старта, а также наведения ПРК на цели с помощью радиолокационного визира. При обнаружении нескольких целей существовала возможность их избирательного поражения за счет трансляции на борт подлодки радиолокационного изображения цели с борта ракеты и передачи с судна команд о выборе конкретной цели.

Существенным недостатком РК П-6 был старт ракет из надводного положения. При этом время нахождения атомных подлодок с крылатыми ракетами оснащенных комплексом П-6 в сравнении с субмаринами, имеющими на борту П-5, возросло, поскольку требовалось управление полётом до момента захвата цели ракетной головкой самонаведения. Несмотря на данный очевидный недостаток, считали, что П-6 давал ВМФ СССР ощутимые преимущества против крупных надводных кораблей потенциального противника. Кроме того, программу активно поддерживал и лично Хрущев Н.С. В результате, 17.07.1956 вышло постановление СМ СССР о начале работ по атомным ракетным подлодкам проекта 675, оснащённых ПКР П-6, и стратегическими КР П-5М, которые предназначались для уничтожения береговых целей.

Проектирование атомной подлодки началось под руководством главного конструктора Пустынцева П.П. в ЦКБ МТ «Рубин». Главным наблюдающим от военно-морского флота назначили капитана 1-го ранга Фадеева М.С., которого сменил капитан 2-го ранга Иванов В.Н. ПЛАРК предназначалась для ударов по судам и кораблям противника ракетами П-6 при действиях на морских и океанских коммуникациях, а также для уничтожения военно-морских баз, административных и промышленных центров противника с помощью крылатых ракет П-5М.

Конструктивно ПЛАРК 675-го проекта – двухкорпусная двухвальная подлодка с развитым ограждением надстройкой и боевой рубки. Прочный корпус, имеющий на большем протяжении цилиндрическую форму, выполнялся из 22-35-миллиметровой стали АК-25. Оконечностям была предана форма усечённых конусов.

Прочный корпус был разделен на 10 отсеков:
Первый – торпедный;
Второй – аккумуляторный и жилой (в нём же была размещена кают-компания);
Третий – пост управления ракетами;
Четвертый – центральный пост;
Пятый – дизель-генераторный отсек;
Шестой – реакторный;
Седьмой – турбинный;
Восьмой – турбогенераторы, распределительные щиты, электродвигатели;
Девятый – жилой;
Десятый – кормовой торпедный.

Для изготовления межотсечных переборок использовалась 10 миллиметровая сталь АК-25. При ракетном огне компенсация массы стартующих ракет производилась приемом воды в спец. цистерны замещения. Набор лёгкого корпуса и обшивка и выполнялись из стали ЮЗ, толщина которой составляла от 4 до 16 миллиметров. Поверхность корпуса была покрыта противогидроакустическим покрытием.

Энергетическая установка (суммарная мощность на двух валах 35 тыс. л.с.) состояла из двух реакторов типа ВМ-А (70 мВт каждый), двух паровых турбин и двух главных турбозубчатых агрегатов 60-Д1. Также имелись два дизель-генератора ДГ-400 (дизельные двигатели М-860) и два 900-сильных электродвигателя подкрадывания ПГ-116. Аккумуляторная батарея «38-СМ» – свинцово-кислотная, две группы по 112 элементов в каждой. В целом, энергоустановка практически идентична субмаринам 627-го, 658-го и 659-го проектов.

Антенну управления ракетным оружием системы «Аргумент» установили на поворотной мачте в передней части рубки. В нерабочем положении несущие излучатели крупногабаритной антенны заводились в ограждение рубки так, что обтекатель, размещенный с задней стороны антенны, «превращался» в переднюю стенку ограждения рубки.

Основное вооружение подлодки – 8 крылатых ракет П-6 (инд. 4К88) – размещались в контейнерах, которые поднимались на угол 14 градусов в стартовое положение. Контейнеры жёстко скреплялись попарно и в нерабочем положении располагались в надстройке лодки горизонтально. Стрельба, как и на подлодках 659-го проекта, была возможна только в надводном положении.

Габариты ракеты П-6 составляли: длина – 10800 мм, диаметр – 900 мм, размах крыла - 2500 мм и стартовую массу – 5300 кг. Ракета снабжалась стартовыми РДТТ и маршевым ТРД. Диапазон дальностей стрельбы – от 35 до 380 километров, максимальная скорость полета – М=1,3. Высота полёта ракеты – 400–7500 метров, перед атакой цели противокорабельная ракета снижалась до 100 метров.

На атомных подлодках с крылатыми ракетами 675-го проекта впервые в мире реализовали возможность залпового ракетного огня с избирательным поражением судов противника, находящихся в соединении. Атомная подлодка могла выполнить в течение 15 мин. четырёхракетный залп, два залпа – в течение 20-30 мин. с учётом времени, необходимого для всплытия, подготовки к пуску, запуска и полёта ракет до цели. Обеспечивалась возможность одновременного обстрела цели с различных носителей 12-ю ракетами П-6, что обеспечивало преодоление самой плотной противовоздушной обороны авианосных соединений, используемой в 1960-х годах. Для приёма данных о целях от авиационной системы разведки и целеуказания была предусмотрена радиолокационная система «Успех-У» (приём осуществлялся в надводном или подводном положении). Однако к моменту постройки подлодок она не успела и была смонтирована на одной подлодке после модернизации по проекту 675-МУ. Остальные ПЛАРК оснащались системой «Касатка», предназначенной для приёма целеуказаний со спутников (10 подлодок модернизированы по проекту 675-К и 675-МК).

ПЛАРК пр.675 с поднятыми контейнерами крылатых ракет

Разведывательно-ударный комплекс использовался следующим образом: подлодка, которая находилась в заданном районе, получив боевое распоряжение на применение ракетного вооружения, поднималась на перископную глубину для установки связи с самолетом разведки и целеуказания, передающего на борт атомной подлодки с крылатыми ракетами радиолокационную информацию о целях противника. Данная информация отображалась на экране пульта оператора комплекса целеуказания подлодки. Командир судна анализировал целевую обстановку назначая цель, по которой нужно было определить координаты (дальность и пеленг). Затем эти данные вводили в корабельную систему управления ракетным комплексом, осуществляли оценку досягаемости оружия и ожидаемую вероятность обнаружения цели ракетным радиолокационным визиром. На основе этих данных принималось окончательное решение на открытие огня. Лодка ложилась на курс, выполняла предстартовую подготовку, всплывала в надводное положение и осуществляла ракетный залп (максимальное количество противокорабельных ракет в залпе – четыре). Управление полётом ракеты в залпе относительно плоскости огня осуществлялось одним оператором по отметкам пеленга на радиолокационном индикаторе. При отклонении отметки от заданного направления противокорабельная ракета возвращалась оператором в плоскость стрельбы. При достижении расчётной дальности (вырабатывалась корабельной системой управления) операторы давали команду на включение радиолокационных визиров ракет и передатчиков радиоканала для трансляции информации полученной визирами. После захвата радиолокационным визиром ПКР цели ракета, по команде оператора, переводилась в режим самонаведения (изначально ракета самонаводилась только в горизонтальной плоскости, затем осуществлялось пологое пикирование ПКР, за несколько км до цели вводился режим вертикального самонаведения).

Торпедное вооружение лодки состояло их четырех носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов (максимальная глубина ведения огня 100 метров) и двух кормовых 400-миллиметровых торпедных аппаратов (максимальная глубина применения – 250 метров). Боекомплект состоял из 20 торпед. В качестве системы управления торпедным оружием использовалась «Ладога».

Подлодка оснащена комплексом навигационных систем «Сила Н-675», ГАК «Арктика-М», гирокомпасом «Маяк», РЛС «Альбатрос», астронавигационной системой «Лира-11» и др. оборудованием.

На западе лодки 675-го проекта посчитали модернизированным вариантом ПЛАРК проекта 659 и присвоили обозначение «Echo-II class».

Модификации

Лодки 675-го проекта являлись одними из наиболее активно модернизировавшихся судов советского флота. В значительной степени это обуславливалось быстрым совершенствованием основного противника субмарин – авианосцев Военно-морских сил США. Так, ракета П-6 была модернизирована в П-6М (4К48).

Под руководством Цветкова А.П. в НИИ-49 с 1959 года велись работы по станции «Молния», которая обеспечивала автономное загоризонтное целеуказание с использованием явления тропосферного рассеивания сверхвысокочастотных-радиоволн. Станцию «Молния» в декабре 1969 года приняли на вооружение военно-морского флота для установки на атомные ракетные подлодки проекта 675 и на дизельные ракетные подлодки проекта 651. На некоторых кораблях ГАК «Арктика-М» заменили более совершенным гидроакустическим комплексом «Керчь».

Проектом 675-К предусматривалась установка аппаратуры «Касатка», обеспечивающей приём и обработку информации по целеуказанию от спутников. По этому проекту модернизировали одну атомную подводную лодку с крылатыми ракетами – К-48.

В 1960-70-е годы 10 подлодок 675-го проекта прошли модернизацию по проекту 675-МК (К-23, -57, -56, -94, -104, -128, -175, -184, -189) и проекту 675-МУ (К-28 со станцией «Успех-У»). Субмарины оснащались новыми ПКР П-500 «Базальт» (такие же как на ракетных крейсерах проекта 1164). На модернизированных подлодках кроме новых противокорабельных ракет разместили аппаратуру системы приёма космического целеуказания «Касатка-Б» (кроме одной проекта 675-МУ). Водоизмещение лодок при этом увеличилось на 600 тонн.

Модернизация атомных подлодок с крылатыми ракетами по проекту 675-МКВ началась в конце 1980-х гг. Подлодки были оснащены новым ракетным комплексом П-1000 «Вулкан», обладающим значительно увеличенной дальностью ведения огня, а также современным ГАК «Керчь». В ходе модернизации ПЛАРК получили переносной зенитный комплекс «Стрела-3» обеспечивающий оборону в надводном положении от воздушного противника. Водоизмещение кораблей проекта 675-МКВ увеличилось на 1000 тонн. Всего по проекту 675-МКВ было модернизировано пять кораблей – К-1, К-22, К-35, К-34 и К-10 (последнюю списали до окончания модернизации).

В 1986 году К-86 – одна из ПЛАРК проекта 675 – прошла модернизацию по проекту 675-Н и была превращена в носитель сверхмалой подлодки и боевых пловцов. С субмарины демонтировали ракетное оружие, а также приборы управления ракетным огнем, установили спецаппаратуру, оборудовали необходимые помещения для размещения пловцов и их выхода под водой, а также шлюз и крепления для СМПЛ проекта 1861 («X-Ray class»).

Программа строительства

Строительство субмарин 675-го проекта велось на СМП в Северодвинске и СЗЛК в Комсомольске-на-Амуре. К-166 - головной северодвинский корабль – в состав Северного флота был принят в 1963 году. Этому предшествовали гос. испытания, успешно завершившиеся четырёхракетным залповым огнем. Всего в 1963-1968 гг. военно-морской флот получил 29 субмарин 675-го проекта (13 корпусов было построено на СЗЛК, 16 – на СМП).

Статус на 2007 год

Подлодки проекта 675 стали поступать в состав советского военно-морского флота в 1960-х году: 16 субмарин на Северный флот (одну в 1966 году перевели на ТОФ), 13 судов на Тихий океан. Все суда этого проекта 25 июля 1977 года отнесли к подклассу БПЛ, а 15 января 1978 года их вновь вернули в подкласс КрПЛ.

Лодки 675-го проекта активно использовались на Тихоокеанском и Северном флотах. Субмарины несли боевую службу в Индийском океане и Средиземном море. В ноябре 1965 года директивой главкома Военно-морского флота командующему СФ была поставлена задача подготовить два атомохода для перехода на Тихоокеанский флот через один из южных маршрутов. Для участия в переходе было решено выделить ракетоносец К-166 и торпедную лодку проекта 627-А. Корабли начали движение 2 февраля 1966 года. Дистанция между судами, следовавшими в подводном положении, равнялась 60 милям. Иногда подводные лодки сближались для связи на ультракоротких волнах или по каналу звукоподводной связи. Преодолев почти 25 тыс. миль 20 марта 1966 года подлодки вошли на Камчатке в бухту Авача. Переход, умело поданный официальной пропагандой СССР, получил значительный политический резонанс. Всех членов экипажей наградили медалями и орденами, а пяти участникам присвоили звание Герой Советского Союза.

Для расширения зоны действия советских подлодок вели поиск новых манёвренных пунктов базирования. В 1967 году с этой целью в экваториальные воды Атлантики направили комплексную экспедицию «Прилив» под руководством адмирала Владимирского Л.А. В ней участвовала и атомная подводная лодка К-128.

В период с 01 марта по 31 декабря 1969 года, подлодка К-131 находясь в Средиземном море в зоне военных действий, осуществляла помощь египетским вооружённым силам.

Для несения боевой службы в Индийский океан в 1970 году направили первую советскую АПЛ – К-7. Эта лодка там же по уголковым отражателям осуществила ракетные стрельбы (для обеспечения целеуказания задействовали самолет Ту-95РЦ). В течение трёх месяцев 1971-го года в Индийском океане службу несла и подлодка К-31.

Лодки 675-го проекта задействовались не только в слежении за надводными кораблями, но иногда «портили кровь» американским подводным лодкам, нёсшим боевое дежурство. Так, например, в 1967 году К-135 в течение 5,5 часов непрерывно следила за атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами «Патрик Генри».

ПЛАРК проекта 675 в 1989-92 гг. стали активно выводиться из состава флота. Первыми флот в 1985 году покинула К-116, а в 1987 году К-431 (бывшая К-31) из-за аварий в главных энергоустановках. Самыми последними в 1994 году ушли: Б-47 (К-47), Б-22 (К-22) и К-131.

Основные тактико-технические характеристики атомной подлодки с крылатыми ракетами проекта 675:
Надводное водоизмещение – 4450 тонн;
Подводное водоизмещение – 5760тонн;
Наибольшая длина – 115,4 м;
Наибольшая ширина – 9,3 м;
Осадка по КВЛ – 7,8 м;
Главная энергетическая установка:
- 2 водо-водяных реактора ВМ-А, суммарной мощностью 140 мВт;
- 2 ГТЗА-601;
- 2 ППУ ОКА-150;
- 2 паровых турбины, суммарной мощностью 35000 л.с. (29400 кВт);
- 2 турбогенератора ГПМ-21, мощность каждого 1400 кВт;
- 2 дизель-генератора ДГ-400, мощность каждого 450 кВт;
- 2 вспомогательных ЭД ПГ-116, мощность каждого 140 л.с.;
- 2 вала;
- 2 гребных винта;
Надводная скорость хода – 14...15 узлов;
Подводная скорость хода – 29 узлов;
Рабочая глубина погружения – 240 м;
Предельная глубина погружения – 300 м;
Автономность – 50 суток;
Экипаж – 137 человек (в том числе 22 офицера);
Ракетное вооружение:
- пусковые установки ПКРК П-6/П-6М – 8 Х 1;
- противокорабельная ракета 4К88/4К48 (SS-N-3B «Sepal») или крылатая ракета П-5Д (SS-N-3C «Shaddock») – 8;
Торпедное вооружение:
Торпедные аппараты калибра 533 мм – 4 (носовых);
533-миллиметровые торпеды СЭТ-53М и 53-61 – 8;
Торпедные аппараты калибра 400 мм – 2 (кормовых);
400-миллиметровые торпеды СЭТ-40 – 4;
Минное вооружение - может нести вместо части торпед мины;
Радиоэлектронное вооружение:
Боевая информационно-управляющая система – нет данных;
Радиолокационная система общего обнаружения – РЛК-101 «Альбатрос» (Snoop Tray);
Гидроакустическая система:
- МГ-200М «Арктика-М»;
Радиолокационная станция управления огнем – «Аргумент» (Front Piece/Front Door) для ПКРК П-6;
Средства радиоэлектронной борьбы:
- «Накат-М» (Quad Loop D/F) РТР
- «Ван» (Stop Light) РЭБ (Brick Pulp)
Навигационный комплекс:
-«Сила Н-675»;
- «Лира-11» астронавигационная система;
- «Маяк» гирокомпас;
Комплекс радиосвязи – набор средств;
Радиолокационная станция госопознавания – МРП.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В США, после того, как в ноябре 1960 г. был принят на вооружение комплекс БР «Polaris A1», интерес к КР как к стратегическому оружию угас. Как средство борьбы с надводными кораблями они также мало интересовали американцев, имевших мощную палубную авиацию. В нашей стране дело обстояло иначе. По целому ряду причин ей начали искать альтернативу, одной из которых и стали КР. Такой подход во многом определялся взглядами Н.С. Хрущева на вопросы развития ВМФ. Он полагал, что самолет морально устарел, и что ракетное оружие будет гораздо более эффективным средством ведения войны на море.

Если БР, оснащенные СБЧ, могли с успехом использоваться для нанесения ударов по береговым объектам, то для борьбы с движущимися морскими целями они мало годились. Прежде всего, из-за сложности обеспечения целеуказания и наведения боевой части на конечном участке траектории полета, в том числе, и при использовании МКРЦ «Легенда». Вместе с тем, сама по себе идея оказалась настолько привлекательной, что в нашей стране с середины 60-х по конец 70-х годов прошлого столетия ее пытались реализовать в комплексе Д-5 с ракетой Р-27К. Хотя результаты его испытаний сочли успешными, заказчик данной системой вооружения не заинтересовался.

В нашей стране, создавая лодочный ПКРК первого поколения, проблему целеуказания решили за счет использования морской разведывательной авиации (впоследствии, за счет уже упоминавшейся МКРЦ «Легенда»), а проблему наведения – за счет использования телеуправления и радиолокационной головки самонаведения. В процессе развития отечественных противокорабельных ракетных комплексов оперативного назначения целеуказание так и не удалось обеспечить радиотехническими средствами носителя.

В западных ПКРК, находившихся на вооружении подводных лодок, данную проблему решили, главным образом, за счет сравнительно небольшой дальности полета ракет и совершенства самих радиотехнических средств. Возможные ошибки в распределении целей вполне компенсировались массированным применением ракет. Необходимо отметить, что зарубежные ПКРК, как правило, были универсальны по носителям. Данное обстоятельство позволяло использовать палубную или базовую авиацию не только для нанесения ударов по корабельным группировкам противника, но и для ведения разведки в интересах других носителей – надводных кораблей и подводных лодок. Несмотря на очевидный прогресс в развитии технологий, проблема избирательного наведения ПКР на цели во время нанесения удара по крупной корабельной группировке и в настоящее время остается трудно разрешимой задачей, особенно в условиях применения средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

В 50-х годах прошлого столетия о непреодолимых препятствиях старались не думать, и руководство Советского Союза видело в ПКР реальную возможность достижения паритета с ВМС США. Считалось, что именно они станут наиболее эффективным средством борьбы с авианосными соединениями вероятного противника, составлявшими основу ударной мощи его флота. В первом квартале 1956 г. (т.е. за три года до принятия на вооружение П-5) в ОКБ-52 в инициативном порядке начались работы над самонаводящимся самолетом-снарядом, получившем литерное обозначение П-6. Предполагалось, что он будет являться модификацией П-5, оснащенной радиолокационной головкой самонаведения и новой БСУ. Инициативу ОКБ-52 сначала поддержал руководитель ЦКБ-18 П.П. Пустынцев, а затем и Главком ВМФ.

Как следствие, 17 августа 1956 г. вышло постановление Правительства, предусматривавшее создание двух противокорабельных ракетных комплексов с самолетами-снарядами П-35 и П-6. Первый должен был стоять на вооружении надводных кораблей и частей береговой обороны, а второй – на вооружении лодок-носителей комплекса П-5. Собственно последнее требование и предопределило конструктивные особенности каждой из этих ракет. Изначально предполагалось получить П-6 простым внедрением на П-5 радиолокационной головки самонаведения. С целью испытаний был построен самолет-снаряд П-5РГ. Помимо головки самонаведения он имел новую БСУ. В частности, автопилот прототипа получил доплеровский измеритель пути и сноса. Кроме того, вместо барометрического был использован радиовысотомер, дозволявший более точно поддерживать заданную высоту полета самолета-снаряда.

Однако уже после первых испытаний стало очевидным, что обеспечить П-6 эффективное боевое использование, ограничившись лишь этими нововведениями, практически невозможно. С одной стороны, радиотехнические корабельные средства не позволяли обнаруживать цели на дистанции, равной дальности ее полета. С другой стороны, даже значительным образом модернизированная БСУ этого самолета-снаряда не обеспечивала требуемой точности стрельбы, и в момент выхода на заданную дальность цель могла не попасть в сектор обзора головки самонаведения. Таким образом, проблема обеспечения целеуказания стала одной из основных в процессе разработки первого лодочного ПКРК. Для ее разрешения, П.П. Пустынцев и В.Н. Челомей сначала предложили разместить на каждом из носителей этого комплекса один или два малогабаритных беспилотных самолета-разведчика. По габаритам эти аппараты должны были быть меньше, чем ПКР П-6 и по два размещаться в штатном контейнере. Предполагалось, что они будут обнаруживать корабельные группировки противника и передавать информацию о них на носитель.

В процессе проведения проектных работ от использования беспилотных самолетов-разведчиков было решено отказаться. Задачу обеспечения целеуказания возложили на специальные самолеты берегового базирования с большим радиусом действия (Ту-95РЦ или Ту-16РЦ), а задачу наблюдения за целью, уточнения координат, передачи данных на носитель и ракеты залпа – на одну из ракет этого залпа. Данное решение привело к необходимости размещения на корабле двух дополнительных (по сравнению с АПЛ пр. 659) антенных устройств с соответствующей аппаратурой. Первое из них называлось «Аргумент» и размещалось в носовой части ограждения рубки. Оно предназначалось для двухсторонней связи с ракетами залпа, корректировки траектории их полета и распределения между ними целей. Второе устройство – «Успех» – служило для приема целеуказания от самолетов базовой авициии, патрулировавших в районе действия АПЛ. Его антенный пост располагался на одном из ПМУ корабля.

В июне 1958 г. ЦКБ-18 выступило с предложением о разработке пр.675 на основе дополнений к ТТЗ на пр.659, которые вытекали из необходимости установки ПКРК П-6. Данное предложение было поддержано совместным решением ВМФ и Госкомитета Совмина по судостроению. Технический проект 675 ЦКБ-18 представило на утверждение в октябре 1958 г. Он был разработан под руководством П.П. Пустынцева и под наблюдением М.С. Фадеева, а затем В.Н. Иванова.

В отличие от базового проекта АПЛ пр.675 вооружалась ПКРК П-6 (в случае необходимости стратегическими КР П-5Д) и имела восемь (а не шесть) ТПК, а также более длинный (на четыре метра) ПК за счет внедрения дополнительного отсека, в котором размещались системы «Аргумент» и «Успех». Кроме того, корабль должен был получить ГАК «Керчь» (вместо ГАС «Арктика-М»). Изначально предполагалось, что в двух носовых контейнерах будут храниться исключительно ПКР П-6, а в шести других – либо ракеты П-5Д, либо П-6. Во всем остальном АПЛ пр.675 повторяла прототип и также была в высокой степени унифицирована с АПЛ пр.658 и пр.627А. Так как к моменту принятия на вооружение ГАК «Керчь» (1967 г.) большая часть кораблей пр.675 была уже построена, их было решено оснастить теми же гидроакустическими средствами, что и АПЛ пр.659. «Штатное» гидроакустическое вооружение они получали в процессе средних ремонтов или модернизаций.

АПЛ пр. 675 была разработана ЦКБ-18 под руководством П.П. Пустынцева на базе пр. 659. Она предназначалась для нанесения ударов ПКР П-6 по движущимся надводным кораблям и судам противника при действиях на океанских и морских коммуникациях, а также КР П-5Д по береговым объектам, расположенным в глубине территории противника.

Корабль имел двухкорпусную архитектуру, с развитыми надстройкой, ограждением выдвижных устройств и боевой рубки. Прочный корпус был изготовлен из высокоуглеродистой стали АК-25 (толщиной 22-35 мм). На большей части длины он был выполнен в форме цилиндра, а в оконечностях – в виде усеченных конусов. Он делился плоскими водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2 , на 10 отсеков. Легкий корпус был изготовлен из маломагнитной стали и облицован противогидролокационным покрытием.

ЦГБ размещались в 16 цистернах. Четыре из них являлись аварийно-балластными и служили для восстановления плавучести лодки при трех затопленных контейнерах. Вентиляция всех ЦГБ раздельная. Управление кингстонами и клапанами вентиляции дистанционное при помощи гидравлических приводов. На АПЛ пр. 675 были установлены (в отсеках-убежищах) три колонки аварийного продувания ЦГБ (на прототипе она была одна – в центральном посту). Быстродействующие клапаны этих колонок были оснащены перепускным устройством, регулирующим скорость нарастания давления в трубопроводе аварийного продувания. Замещение массы выпущенных ракет производилось приемом забортной воды в специальные прочные цистерны. Конструкции прочного и наружного корпусов были рассчитаны с учетом требований противоатомной защиты.

Схема размещения прочных транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) была, в принципе такой же, как и у прототипа. Однако они бьши сведены не в три, а в четыре парных блока (один блок в нос, один побортно и два – в корму от ограждения рубки). Каждый из блоков поднимался гидравлическими подъемниками, размещенными во втором, четвертом, шестом и восьмом отсеках. Причем каждый из контейнеров второго блока имел свои подъемник и направляющие, проходившие по ограждению рубки. ТПК оснащались: системой пожаротушения; системой внутреннего орошения; системой газоанализа воздуха контейнеров; системой вентиляции, осушения, газоочистки и поддержания давления воздуха; системой обогрева; системой наружного орошения; приборами измерения температуры и давления, а также приборами определения уровня и наличия воды. На носовой крышке ТПК располагались специальные антенна и аппаратура, позволявшие проверять работоспособность радиолокационного визира ракеты. Наружные поверхности ТПК сверху прикрывались обтекателями, образующими одно целое с обводами надстройки.

ПКРК П-6 (или П-5Д) обеспечивал возможность как одиночных пусков КР из любого контейнера, так и проведение двух четырехракетных залпов с интервалом 12 минут. При этом исключалась возможность стрельбы различными типами ракет за одно всплытие лодки. Первый залп производился из контейнеров 4-3-7-8, а второй – из контейнеров 1-6-2-5. Оба залпа осуществлялись по схеме «крест на крест через блок». Интервал между ними определялся временем предстартовой подготовки ракет второго залпа. Для старта контейнеры поднимались на угол 15°. Подъем и стопоре- ние контейнеров, открытие, закрытие и стопорение их крышек производились гидравлическими приводами. Схема старта предусматривала аварийный сброс неисправных ракет за борт с помощью их стартовых двигателей. ПЛ могла погрузиться на любом этапе предстартовой подготовки ракет после закрытия крышек всех контейнеров или с открытыми крышками трех контейнеров.

Система управления ПКРК П-6 решала задачи управления полетом ракеты и наведения ее с помощью радиолокационного визира на цели, находящиеся как в пределах геометрической видимости носителя, так и за пределами ее. В случае обнаружения нескольких целей имелась возможность их избирательного поражения путем трансляции с крылатой ракеты на ПЛ радиолокационного изображения и передачи команды с лодки на ракету о выборе цели.

Определение пеленга и дальности до цели производилось корабельной аппаратурой «Аргумент» по данным, получаемым от средств разведки и от навигационных средств ПЛ. Основная антенна системы «Аргумент» представляла собой пароболическую конструкцию, площадью около 10 м2 , с выступающими примерно на 1,5-2 м излучателями передающего тракта системы. Эта антенна размещалась в ограждении боевой рубки на поворотной мачте. В нерабочем положении антенна несколькими последовательными операциями автоматически заводилась в ограждение, а обтекатель являлся лобовой частью ограждения рубки.

В 1963-1968 гг. на ССЗ-402 (с 1966 г. СМП) и ССЗ-199 (с 1966 г. ССЗ им. Ленинского Комсомола) было построено 29 кораблей пр.675. В процессе эксплуатации большая часть из них прошла следующие модернизации и переоборудования:
– пр.675МУ - модернизированная ПЛ (К-28) с заменой системы «Аргумент» системой «Аргон» и системы «Успех» – системой «Успех-У», разработан в 1967 г. ЛПМБ «Рубин»;
– пр.675К – модернизированные ПЛ (К-47 и К-125) для испытаний комплекса «Касатка-Б» системы МКРЦ, разработан в 1969 г. ЛПМБ «Рубин»;
– пр.675МК - модернизированные ПЛ (К-23, К-56, К-57, К-94, К-104, К-128, К-175, К-184 и К-189) с заменой комплекса П-6 комплексом «Базальт», системы «Аргумент» – системой «Аргон-К», а также с установкой комплекса «Касатка-Б» системы МКРЦ (вместо системы целеуказания «Успех»), разработан в 1975 г. ЛПМБ «Рубин»;
– пр.675МКВ – модернизированные ПЛ (К-1, К-22, К-34 и К-35) с заменой комплекса П-6 комплексом «Вулкан», системы «Аргумент» – системой «Аргон-КВ», а также с установкой комплекса «Касатка-Б» системы МКРЦ (вместо системы целеуказания «Успех»), разработан в 1980 г. ЛПМБ «Рубин»;
– пр.675НК- переоборудованная ПЛ (К-170) в носитель сверхмалых ПЛ, разработан в 1977 г. СПМБМ «Малахит».

АПЛ пр.675, находившаяся в заданном районе, после получения боевого распоряжения на применение ракетного оружия, всплывала на перископную глубину и устанавливала связь с самолетом разведки и целеуказания, который передавал данные о надводных целях. Эти данные вводились в корабельную систему управления ПКРК. После оценки вероятности поражения намеченной цели лодка ложилась на боевой курс, и начиналась предстартовая подготовка ПКР. Для осуществления ракетной стрельбы она всплывала в надводное положение. После подъема РК при помощи гидравлического привода на угол 15°, открывались крышки, производился запуск и вывод на полетный режим работы маршевых двигателей ракет.

После всплытия АПЛ, на предстартовую подготовку ракет первого залпа требовалось три минуты. При проведении предстартовой подготовки, лодка могла прервать ее в любой момент и начать погружение с незакрытыми крышками не более чем трех контейнеров. Продувание предусмотренных для этих целей аварийно-балластных цистерн компенсировало потерю плавучести корабля в подводном положении при плавании с затопленными контейнерами. Стрельба осуществлялась двумя залпами по четыре ракеты с интервалом между залпами 12 минут. После старта последней ракеты в рабочее положение (на 180°) разворачивалось установленное в носовой части ограждения рубки антенное устройство системы «Аргумент». Управление полетом каждой ПКР в залпе относительно плоскости стрельбы осуществлялось одним оператором по отметкам пеленга на радиолокационном индикаторе. При достижении ракетой расчетной дальности по команде операторов включались радиолокационные визиры и передатчики радиоканала для трансляции, полученной визирами информации.

После захвата цели радиолокационным визиром ПКР, она, по команде оператора, переводилась в режим самонаведения. В случае необходимости имелась возможность избирательного поражения цели путем трансляции с ПКР на лодку радиолокационного изображения целей и передачи с корабля команды о выборе цели. После окончания режима телеуправления ПЛАРК погружалась, а ракеты спускались и на малой высоте подлетали к целям, имея с ними контакт при помощи головки самонаведения. Обеспечивалась возможность нанесения удара 12 ПКР с различных носителей. Эффективность АПЛ пр. 675 была невелика из-за надводного старта ракет, и необходимости управлять ими в полете. Кроме того, небольшое количество ПКР в залпе и большая дальность стрельбы, делали их уязвимыми от средств ПРО противника.

В 1961-1968 гг. в Молотовске (г. Северодвинск) и Комсомольске-на-Амуре было построено 29 кораблей пр.675. Интересно то, что головная лодка серии – К-175 (зав. №171) – была заложена в Комсомольске-на-Амуре, где имелся опыт постройки АПЛ пр. 659. Однако первой ввели в строй К-166 (зав. №530), заказанную ССЗ-402. Технология постройки АПЛ пр.675 была в Комсомольске-на-Амуре такой же, как и у кораблей пр. 659: после полного формирования корпуса, они выводились из эллинга №3 и по наклонным направляющим спускались на воду, лагом к ее урезу. В Молотовске постройка велась точно так же как и постройка АПЛ пр.658, и на тех же технологических «нитках» цеха №50. С началом постройки кораблей пр.675 в ЦКБ-18 под руководством П.П. Пустынцева начались проработки по пр.675М. Этот корабль должен был иметь на вооружении 10 ПКР П-6, чьи ТПК предполагалось свести в четыре блока (два кормовых строенные). В качестве главной энергетической установки на нем предполагалось использовать ЖМТ новой модификации. Данные работы продолжения не получили, т.к. в середине 60-х годов предпочтение стали отдавать ПКР с подводным стартом.

Основные ТТЭ
Водоизмещение, т:
– нормальное.4450
– подводное 5760
Главные размерения, м:
– длина наибольшая 115,4
– ширина корпуса наибольшая 9,3
– осадка средняя 7,9
Запас плавучести, % 27
Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный
Глубина погружения, м 300
Автономность, сут 90
Экипаж, чел 104

Энергетическая установка :
– тип атомная
ППУ:
– количество х тип (марка)ЯР 2 хВВР (ВМ-А)
– суммарная тепловая мощность ЯР, мВт 140
ПТУ:
– количество х мощность (марка) ГТЗА, л.с. 2 х (ГТЗА-601) 17 500
– тип ТГ. навесные
– количество х мощность (марка) ТГ, кВт 2 х (ГПМ-21) 1400
– количество х тип движителей 2 хВФШ
Резервные источники энергии и средства движения:
– количество х мощность (марка) ДГ, кВт. 2 х 460 (М-820)
– тип АБ. свинцово-кислотная (38-СМ)
– количество групп АБ х элементов в группе 3 х 112
– количество х мощность ГЭД на линии вала, кВт. 2 х 450
Дальность плавания под ГЭД (со скоростью хода, уз), мили. 500 (5-6)
Скорость хода, уз:
– наибольшая надводная 14
– наибольшая подводная 23

Вооружение :
Ракетное:
– наименование комплекса П-5Д или П-6
– боезапас (тип) ПКР 8 (П-5Д или П-6)
– вид старта надводный, из поднятых РК
– система управления стрельбой и наведения на цель «Аргумент»
– система подготовки и старта «Север Д-675»
– система ЦУ по данным от самолетов. «Успех»
Торпедное:
– количество х калибр ТА, мм 4 (Н) х 533
– боезапас (тип) торпед 4 (53-65М или 53-65К)
– количество х калибр ТА, мм 2 (К) х 400
– боезапас (тип) торпед 6 (СЭТ-40 или МГТ-1)
– ПУТС «Ладога»
Радиоэлектронное:
– НК «Сила-Н-675»
– астронавигационная система «Лира-11»
– ГЛС-ШПС «Арктика-М»
– ШПС кругового обзора МГ-10
– ГЛС миноискания «Плутоний»
– ГАС ЗПС «Свияга»
– ГАС ОГС «Свет-М»
– ГАК «Керчь» (МГК-100)
– ГИСЗ «Береста-М» (МГ-23)
– РЛС «Альбатрос» (РЛК-101)
– КСС «Молния»
– станция опознавания «Хром-М»
– СОРС «Накат-М»
– эхолот НЭЛ-5
– радиопеленгатор АРП-53 или АВП-53Р
– перископ зенитный, с навигационным устройством ПЗНГ-10
– перископ ПР-14

В монографии собраны и систематизированы опубликованные в открытой печати работы специалистов, связанных с проектированием, постройкой и эксплуатацией отечественных лодок после завершения Второй мировой войны и вплоть до распада Советского Союза. В ней описаны все проекты, в том числе и нереализованные, рассказано об истории их создания, технических особенностях и всех модернизациях, а также о зарубежных аналогах. Кроме того, дана краткая оценка тактических свойств. Представлены схемы внешнего вида, продольные разрезы проектов и каждой их модификации. В монографии также содержатся сведения обо всех построенных в этот период отечественных лодках. Приведены данные об их названиях, заводских номерах, датах постройки, вывода из боевого состава и исключения из списков флота, а также о важнейших этапах эксплуатации. Описаны наиболее характерные аварии и катастрофы.

Модернизации проекта 675

Модернизации проекта 675

В период постройки АПЛ пр. 675 признавались, во всяком случае, советским командованием, силой, способной эффективно бороться с корабельными группировками вероятного противника. Вместе с тем, существенным их недостатком являлось отсутствие корабельных радиотехнических средств, обеспечивающих надежное целеуказание на полную дальность полета ракеты П-6. Было очевидным, что использование для этих целей разведывательной авиации не могло быть эффективным по целому ряду причин: по точности определения координат обнаруживаемых целей в открытом океане; по оперативности доведения полученных данных до носителей ПКРК и по низкой боевой устойчивости. Несмотря на это, в 1964 г. была принята на вооружение морская радиолокационная система целеуказания МРСЦ-1 («Успех»), основу которой составляли самолеты Ту-95РЦ.

В качестве ее альтернативы в июне 1960 г. началась разработка системы морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ). Эта система, что называется, создавалась с дальним прицелом. С одной стороны, она была призвана обеспечить боевое использование имеемого на вооружение комплекса П-6, а с другой – перспективных комплексов, обладающих еще большей дальностью стрельбы. Таким комплексом стал «Базальт» с дальностью полета ракеты порядка 500 км, принятый на вооружение в 1975 г. – практически одновременно с принятием на вооружение системы МКРЦ. Первые модернизации АПЛ пр. 675 как раз и были связаны с изучением возможности их размещения, а также эксплуатации на этих кораблях.

В частности, в ЛПМБ «Рубин» для размещения опытного образца системы управления стрельбой и наведения на цель «Аргон» комплекса «Базальт» в 1967 г. был разработан пр. 675МУ, а для размещения корабельного цифрового вычислительного комплекса «Касатка-Б» МКРЦ – в 1969 г. пр. 675К. Первый из проектов практически полностью повторял прототип. В нем лишь менялись некоторые из антенн основного антенного поста системы «Аргумент», а также приборы управления стрельбой и наведения на цель. В комплексе «Базальт» они были выполнены не на основе СКВТ (как в комплексе П-6), а на базе транзисторных схем. Благодаря этому не только повышалась эффективность системы, но сокращались массогабаритные характеристики ее приборов. Для модернизации по пр. 675МУ была выделена К-28. Формально работы проводились в период с октября 1968 г. по январь 1975 г. Исходя из их объема, срок кажется достаточно большим. Однако в него входит не только сама модернизация (проводившаяся на СРЗ-10 в г. Полярный), но и испытания системы «Аргон», а также комплекса «Успех-У», которым заменили комплекс «Успех».

Гораздо большего объема работ потребовала модернизация по пр. 675К. Решение задачи облегчалось тем, что в декабре 1965 г. флоту была передана ДЭПЛ К-81 пр. 651К, на которой был установлен экспериментальный образец комплекса «Касатка». Как показали монтаж и испытания, аппаратура и обслуживающие механизмы чрезмерно загромождали отсеки корабля, что затрудняло его боевое использование и повседневную эксплуатацию. Как казалось, на АПЛ пр. 675, благодаря их внутренним объемам и несоизмеримо большим энергетическим мощностям, данную проблему удастся благополучно преодолеть. Но этого не произошло. Дело в том, что модернизация по пр. 675К предполагала проведения испытаний комплекса «Касатка-Б». Он отличался от своего предшественника тем, что был способен решать расширенный круг задач, но хотя и строился на базе более совершенной ЭВМ, имел приборную часть большего объема. В результате ее пришлось «теснить» среди приборной части системы управления стрельбой и наведения на цель «Аргумент». Немалую проблему вызвало размещение антенного поста, оборудования и приборов комплекса «Касатка-Б». Как и на корабле пр. 651К антенный пост хранился в прочной шахте, смонтированной вместо ПМУ системы «Успех» в ограждении рубки и выдвижных устройств. Его механизмы пришлось расположить в трюме четвертого отсека, и без того загроможденном. Для размещения приборной части на нижней палубе третьего отсека смонтировали (за счет кают офицерлов и мичманов) специальную выгородку с автономной системой охлаждения и кондиционирования воздуха. По пр. 675К в период с апреля 1970 г. по сентябрь 1974 г. на МП «Звездочка» в Северодвинске были модернизированы К-47 и К-125.

Третья модернизация АПЛ пр. 675 связана с заменой комплекса П-6 комплексом «Базальт» и получила индекс 675МК. Ее проект в 1975 г. был разработан в ЛПМБ «Рубин». При этом конструкторы решали те же задачи что и в предшествующих проектах модернизаций: замена системы управления стрельбой и наведения на цель «Аргумент» системой «Аргон-К» и размещение корабельного цифрового вычислительного комплекса «Касатка-Б» МКРЦ. Кроме того, требовалось обеспечить хранение и боевое использование ПКР П-500, имевших большие массогабаритные характеристики по сравнению с ракетами П-6. С этой целью увеличили длину и внутренний диаметр контейнеров (за счет переноса шпангоутов на наружные поверхности). При этом пришлось выполнить достаточно большой объем работ. В частности, с кораблей снимали все ТПК. После этого на каждом из контейнеров срезали наружные обтекатели и все шпангоуты (причем в строго определенном порядке), а также системы повседневного и предстартового обслуживания ракет (пожаротушения, внутреннего орошения, газоанализа воздуха контейнеров, вентиляции, осушения, газоочистки и поддержания давления воздуха, обогрева, наружного орошения и т.д.). Затем в оконечностях контейнеров наваривались дополнительные кольца (для увеличения их длины) и наружные шпангоуты (для увеличения внутреннего объема), вновь монтировались все системы повседневного и предстартового обслуживания ракеты.

Так как масса ТПК возросла, то пришлось соответствующим образом модернизировать специальную систему гидравлики. Кроме того, перед модернизацией некоторых из кораблей выяснилось, что их легкие корпуса, изготовленные из маломагнитной стали, имеют большой объем коррозионного растрескивания, и их пришлось полностью переделать с заменой маломагнитной стали высокоуглеродистой.

Всего в период с конца октября 1972 г. по ноябрь 1986 г. по пр. 675МК было модернизировано девять АПЛ. Из них две (К-104 и К-128) входили в состав СФ, а остальные семь единиц (К-23, К-56, К-57, К-175, К-184, К-189и К-204) – в состав ТОФ. Интересно то, что К-204, например, была в конце октября 1972 г. поставлена в средний ремонт, не предполагавший какой-либо модернизации. Однако этот ремонт затянулся настолько, что после принятия на вооружение комплекса «Базальт», им было решено вооружить и этот корабль.


Четвертая модернизация АПЛ пр. 675 связана с заменой комплекса П-6 комплексом «Вулкан» и получила индекс 675МКВ. Ее проект в 1980 г. был разработан в ЛПМБ «Рубин». При этом конструкторы по-прежнему решали те же задачи что и в предшествующих проектах модернизаций: замена системы управления стрельбой и наведения на цель «Аргумент» системой «Аргон-КВ» и размещение корабельного цифрового вычислительного комплекса «Касатка-Б» МКРЦ. Кроме того, требовалось обеспечить хранение и боевое использование ПКР П-1000, имевших большие массогабаритные характеристики по сравнению с ракетами П-6. При этом приходилось учитывать не только возросшие массогабаритные характеристики ПКР комплекса «Вулкан», но и специфику работы их стартовых ускорителей. В отличие от стартовых агрегатов ракеты П-500 в них использовалось принципиально новое топливо, создававшееся на основе порошкового алюминия.

Данное обстоятельство создало весьма серьезные проблемы. Дело в том, что стартовые ускорители ПКР П-1000 в процессе работы практически полностью разрушали системы и конструкции ТПК, а также газоотбойники в надстройке, несмотря на то, что конструкторы ЛПМБ «Рубин», разрабатывая пр. 675МКВ, просчитывали эту проблему. Как следствие, внутренние поверхности контейнеров было решено облицевать плитками из специальных огнеупорных сталей, которые прикрывали не только конструкции ТПК, но и все системы повседневного и предстартового обслуживания ракет. Открытыми оставались лишь одни направляющие. Сложнее решался вопрос с усилением конструкций надстроек и газоотбойников. Так как пуски ПКР-1000 в рамках летно-конструкторских испытаний производились с наземного стенда, то выявить все последствия воздействия работы новых стартовых ускорителей на конструкции носителя так и не удалось.

Тем не менее, еще до завершения этого этапа испытаний, в ремонт и модернизацию по пр. 675МКВ поставили два корабля – К-1 (из состава СФ) и К-134 (из состава ТОФ). На них предполагалось не только завершить испытания комплекса «Вулкан», но и отработать конструктивные мероприятия, направленные на предотвращение вредного влияния газовых струй стартовых ускорителей на надстройки и газоотбойные шахты. Одновременно планировалось выявить возможность размещения комплекса «Вулкан» на надводных кораблях, и в частности, на крейсерах пр. 1164.

На К-1 работы были проведены в период с февраля 1981 г. по декабрь 1983 г. После их завершения с борта этого корабля, в Белом море, в рамках летно-конструкторских испытаний комплекса «Вулкан» было осуществлено 18 пусков ПКР-1000, из которых 10 сочли успешными. Как выяснилось, расчетная форма и конструкция газоотбойников не отвечали предъявляемым к ним требованиям. В процессе старта ракет листы их обшивки в буквальном смысле этого слова разлетались в разные стороны. Их пришлось усиливать и изменять форму самих газотбойников. При этом были использованы новые огнеупорные материалы. В декабре 1985 г. К-1 приняли на вооружение. К этому моменту завершили модернизацию К-134, а еще два модернизируемых корабля – К-22 и К-35 (оба из состава СФ) – находились в различной степени технической готовности. Интересно то, в тот период комплекс «Вулкан» еще не был принят на вооружение, и проблемы с конструктивной прочностью газоотбойников так и не были до конца разрешены. В результате К-22 и К-35 вступали в строй с различной их формой. При этом поверхности надстроек, ограждения и газоотбойников, подвергавшиеся воздействию газовых струй стартовых ускорителей каждый раз облицовывались новыми огнеупорными материалами.

АПЛ пр. 675МКВ имели еще целый ряд конструктивных особенностей, существенно отличавших их от остальных лодок пр. 675 различных модификаций. Среди них, прежде всего, можно выделить систему орошения забортной водой наружных поверхностей надстройки корабля, наличие в составе вооружения системы космической навигации «Шлюз» (АДК-ЗМ) и ПЗРК «Стрела-3». На К-1 прочный кранец, рассчитанный на шесть ЗР, был смонтирован в ограждении прочной рубки. На остальных лодках, модернизированных по пр. 675МКВ, количество таких кранцев было доведено до трех. Один из них, по-прежнему, располагался в ограждении прочной рубки, а два других – под палубой надстройки (в районе выходных люков). В конечном итоге, все эти нововведения привели к тому, что отсеки кораблей (особенно носовые) оказались чрезмерно загруженными механизмами, оборудованием и приборами, что ухудшало условиях их повседневной эксплуатации и боевого использования.



Изначально планировалось модернизировать по пр. 675МКВ все корабли пр. 675, сохранявшие первоначальный состав вооружения. Однако, когда комплекс «Вулкан» приняли на вооружение (в октябре 1987 г.), флотом для этих целей было выделено только шесть лодок. В полном объеме работы удалось провести лишь на четырех, уже упоминавшихся кораблях. Причем на всех из них, как и в случае с некоторыми лодками, модернизировавшимися по пр. 675МК, пришлось полностью менять легкий корпус. Последней из них была введена в строй К-22 – в декабре 1990 г. К числу выделенных, но не прошедших модернизации кораблей, относились тихоокеанские К-7 и К-10. Обе они в середине 1985 г. были поставлены в завод, но какие-либо работы на них не проводились – сначала не хватало комплексов «Вулкан» (промышленность просто не успевала их изготавливать), а затем, после распада Советского Союза, вместе с финансированием исчезла и военная необходимость этого.

Особняком от всех АПЛ пр. 675 стоит К-170, прошедшая переоборудование по пр. 675Н – в носитель в носитель сверхмалых ПЛ. Проект этого переоборудования был разработан в 1977 г. в СПМБМ «Малахит». О нем в открытой печати практически ничего не сообщалось. Известно лишь, что в процессе переоборудования с корабля сняли все ракетное и торпедное вооружение, а также обеспечивающее их оборудование. В районе четвертого, пятого и шестого отсеков смонтировали посадочное место для одной атомной лодки специального назначения (вероятнее всего, речь идет о ПЛСМАСН пр. 1851), а в оконечностях и средней части корпуса – три подруливающих устройства. К-170 прошла переоборудование в период с 1978 г. по декабрь 1984 г.



Этим подлодкам повезло с обилием прозвищ. За шумность специалисты НАТО называли их «Эхо II » (Echo II), а советские - «ревущая корова». Конструкция субмарины была необычной. Ракеты устанавливались горизонтально, а перед пуском пусковые контейнеры поднимались. За эту способность подводную лодку прозвали «раскладушкой ».

Атомные подводные лодки 675 проекта относились к первому поколению, но несмотря на это они выполняли свои задания до XX века.

В 50-е годы «холодная война» рассматривалась как прелюдия практически неизбежной настоящей войны. Старая колониальная система разваливалась. Страны Азии, Африки, Латинской Америки одна за другой выходившие из-под опек колониальных держав искали помощи и покровительства у Советского Союза. Смириться с мировой гигимонией СССР, США с союзниками просто так не могли, тем более что в тот период отставание «советов» в сфере ядерных арсеналов было очень заметно. Главным оружием США в борьбе за мировое господство в послевоенный период окончательно становятся . Само появление лишь одного такого гиганта в любой точке земного шара влияло на расстановку сил в регионе. всегда надежно охраняется группой состоящей примерно из десятка кораблей охранения, куда входят крейсера, фрегаты, эсминцы и атомные подводные лодки. Основной показатель защищенности авианосной ударной группы - глубина противоздушной и противоракетной обороны. В 50-е годы США предпринимают усиленные меры по улучшению защиты своих авианосцев. Благодаря новинкам глубина возросла до 300 км. Было очевидно - страна конкурент неспособная нанести урон главной ударной силе противника, обречена на поражение. СССР предстояло разработать эффективное средство для борьбы с авианосцами.

В спешном порядке в СССР под личным присмотром Н. С. Хрущева сделавшего ставку на ракеты началось создание противокорабельных ракетных комплексов. В Конструкторском Бюро под руководством В.Н. Челомея была создана крылатая ракета П-6 с максимальной дальностью 300 км. Эта ракета способна поражать цели ядерной или фугасно-осколочной боеголовкой большой мощности. 17 августа 1956 года вышло постановление Совета министров СССР о начале разработки атомной подводной лодки 675 проекта оснащенных противокорабельными ракетами П-6 и стратегическими крылатыми ракетами П-5М способными поражать береговые цели. Проектирование атомохода началось в КБ «Рубин » под руководством главного конструктора П. П. Пустынцева. Времени на строительство и полную разработку оригинального корабля как всегда не было, поэтому за основу была взята дизельная подводная лодка 651 проекта вооруженную четырьмя ракетами. Энергетическая установка подводной лодки состояла из двух реакторов. Также как и паро-производящая турбинная установка относилась к первому поколению, но к моменту постройки 675 проекта их эксплуатация уже была отработана на АПЛ проекта 627. Реакторы по 25 лет служили без замечаний, кроме происшествия на советской подводной лодке « ».

Строительство ракетоносцев развернулось в Северодвинске и Комсомольск-на-Амуре. Уже в октябре 1963 года первая подлодка К-166 вошла в состав ВМФ СССР. Всего было построено 29 АПЛ 675 серии , которые несли службу в составе Северного флота и Тихоокеанского флота. Субмарины дежурили в Индийском океане и Средиземном море, принимали участие в научно-исследовательских экспедициях.

атомные подлодки 675 проекта фото

атомная подлодка «Echo II» по натовской классификации

пуск крылатой ракеты с подлодки 675 проекта

модификации 675 проекта: 675МК, 675МУ, 675МКВ

подлодки проекта 675 уже давно сняты с вооружения

По замыслу инженеров пуск восьми ракет производился в надводном положении из контейнеров, которые поднимались на угол 14 градусов. Для производства первого пуска с момента всплытия требовалось всего 3 минуты вплоть до того как головка самонаведения ракеты захватывала цель. Крылатую ракету вел оператор с подлодки . Крупногабаритная решетка антенны управления размещалась в передней части рубки на поворотной мачте. Для размещения антенны конструкторы придумали необычное решение, чтобы привести антенну в боевое положение передняя часть рубки разворачивалась на 180 градусов. В случае опасности подводная лодка могла погрузиться с тремя открытыми контейнерами, но все равно после ракетного залпа вероятность уничтожения подлодки противником была близка к 100 процентам.

Считалось что эти подводные корабли одноразового использования. Изначально субмарины 675 проекта создавались как часть единого комплекса. Было ясно, что без новейших систем поиска и наведения на цель действия подлодок не могли быть эффективными. Конструкторы разработали уникальную разведывательную ударную систему, включавшую в себя средства разведки, вооружения и их носители морские и воздушные. Впервые в мире получили «всевидящее око». Теперь могла обозревать практически весь мировой океан и прибрежные территории.

Начальное наведение на цель осуществляла авиация самолетами целеуказаний Ту-16 и Ту-95. Благодаря большой дальности полета Ту -95, подлодка «видела» на расстоянии 7500 км. Комплекс давал возможность уничтожать надводные и береговые объекты одновременно двенадцатью крылатыми ракетами с различных носителей, преодолевая противовоздушную оборону ударных авианосных соединений США. Кроме того на подлодках 675 проекта впервые в мировой практике была реализована возможность избирательного поражения боевых кораблей противника, которые находились в составе соединений, с помощью залповой ракетной стрельбы. Позже с оснащением атомных субмарин аппаратурой космической связи для получения целеуказаний со спутника, они всплывали на перископную глубину, получали цель и готовились к стрельбе. В самый последний момент ПЛАРК всплывала в надводное положение, и в течение 15 минут выполняла пуск ракеты. Для пуска ракеты на два залпа требовалось около 30 минут. Залп был ограничен четырьмя ракетами из-за невозможности полного отвода пороховых газов. В последующих модификациях подлодок 675 проекта недостаток был устранен. Ракета шла на высоте 7 км со скоростью в два раза превышающая скорость звука и была по меркам тех лет уже не велика, ее мог сбить даже истребитель.

На этих подлодках были и другие недостатки - надводный старт, несовершенные ракеты, высокая шумность, но несмотря на них субмарины проекта 675 давали определенное преимущество Советскому флоту в борьбе с крупными военными кораблями противника. Главной целью их были .

АПЛ 675 проекта были достаточно шумными на больших скоростях, но несмотря на это подводные корабли хорошо проявили себя в реальных боевых условиях. В 1967 году одна из подлодок К-135 в течение 5,5 часов осуществляла непрерывное слежение за американской подводной лодкой «Patrick Genre » и это только один из примеров.

Подлодки проекта 675 стали, пожалуй, самым модернизирующимся среди . Менялось оборудование, ракетные комплексы. На смену ракетам П-6 пришел более совершенный комплекс П-500 «Базальт ». На атомных подводных лодках проекта 675 МКВ предусматривалось применения крылатых ракет класса «Вулкан ». Модернизация, с одной стороны давала большую возможность поражения противника и большую вероятность выживания для экипажа - с другой.

Не секрет что в области автоматики, электроники и телеметрии СССР серьезно отставал от стран запада. Именно на АПЛ проекта 675 от автоматики зависело немного. Советские подводники говорили, что это делало их подлодки значительно надежнее и многократно повышало живучесть подводного корабля. Поломки случались, ведь ломается даже самая надежная техника, но простота конструкции позволяла экипажу устранять большинство из них прямо в походе, а феноменальная живучесть подлодок нередко спасала жизни подводников .

От своих предшественниц АПЛ 675 проекта получили достаточно хорошую надводную плавучесть, и в надводном положении экипаж чувствовал себя уверенно. Но условия проживания личного состава на этих подлодках , как и на дизельных субмаринах, оставались достаточно тяжелыми. Мест для одновременно отдыха большей части подводников предусмотрено не было. Спать могли только 2/3 моряков, остальные находились на боевом дежурстве. Такие условия были ненормальными, поэтому в последующих модификациях, чтобы увеличить количество спальных мест пошли даже на сокращение вооружения. В годы «холодной войны» экипажи ПЛАРК 675 проекта почти не бывали дома. Наплаванность доходила до 180 суток в год. От советских подводников много требовали, ведь именно они находились на «острие атаки», проще говоря - были той силой, которая сдерживала угрозу третьей мировой войны.

Массивные шумные подлодки ухитрялись незаметно проходить в Средиземное море через узкое горло Гибралтарского пролива. Причем совершали подобные проходы регулярно. Благодаря «господству» советских подводников в Средиземном море, оно по умолчанию принадлежало несколько десятков лет СССР.

Задачи подлодок проекта 675 были сложнейшими. Прежде всего - это ведение целей. Подлодка должна была всегда находиться недалеко от своего надводного подопечного. Мастерство, мужество и дерзость пытались проявить и советские и американские моряки. Советские подводники не раз давали повод для беспокойства и даже самого откровенного страха. В 1966 году Израиль мог бы быть стерт с лица земли. Но подлодка К-172 в одиночку преодолела заслон, состоящий из трех ударных авианосцев, нескольких десятков боевых кораблей и торпедных была в готовности произвести залп ракет П-6 с ядерными боеголовками мощностью почти в мегатонну.

Огромный резонанс в мире вызвал исторический переход двух АПЛ 675 проекта с баз Северного флота на Камчатку. Подлодки шли, огибая Евразию с юга, на дистанции 60 миль друг от друга, регулярно сближаясь для связи по УКВ или каналу звукоподводной связи. Почти через полгода дальнего автономного плавания благополучно достигли берегов Камчатки и вошли в бухту Авачья губа. Экипажи были награждены орденами и медалями, пятеро участников были удостоены звания «Герой Советского Союза », а подлодка впервые получила звание «гвардейская » в мирное время. Но следует подчеркнуть, что практически все походы ПЛАРК 675 проекта были не менее дальними и не менее опасными.

Боевые службы, маневры, переходы - много соленой и пресной воды утекло с тех пор. Подлодки