Что вы знаете об экологии? Подозреваем, что перед вашим внутренним взором уже поплыли дымящие трубы заводов, тлеющие торфяники, радужные нефтяные пятна, дырявый озоновый слой и стремительно исчезающие амурские тигры. Плохая у нас экология, это верно. Тогда следующий вопрос: что вы сделали для решения экологических проблем? Не пугайтесь, мы не призываем вас к радикальным мерам, а просто предлагаем обратить внимание ребенка на мир вокруг.

Лесной кодекс: едем на природу

Для начала вспомним определение понятия «экология»: это наука о взаимоотношениях живых существ друг с другом и окружающей средой. Наша задача — научить ребенка строить правильные отношения с природой. Как будем учить? Исключительно личным примером! Малыш смотрит на вас во все глаза, он хочет быть как мама/папа, и это значит, что родители просто обязаны стать образчиками экологически правильного поведения. Началась весна, и скоро мы все устремимся в поля, леса и огороды — отдыхать на лоне природы. Делать это нужно так, чтобы после вашего возвращения домой природе не было мучительно больно. Прописная истина? Терпите — мы вам сообщим еще много таких и будем настаивать на строгом соблюдении каждого правила. Вы родитель — с вас и спрос!

Не надо мусорить!

Пакет в свернутом виде не занимает вообще никакого места и весит очень мало — не поленитесь захватить его с собой на пикник. В конце веселья вы побросаете туда банки-склянки и довезете (донесете) все это добро до ближайшего мусорного контейнера. Ребенка запросто можно привлечь к уничтожению «следов» семейного пребывания на свежем воздухе, причем очень важно объяснить крохе, для чего именно это делается: полянка ведь была чистой, когда вы приехали, и она должна такой остаться. Как сохранить экологию

В целости и сохранности

Для того чтобы развести костер, можно привезти с собой мешок углей или натаскать сухих веток (совместный труд сплачивает семью!). Ломать или спиливать деревья нельзя, так же, кстати, как вбивать в стволы гвозди или вырезать на них ножичком свои инициалы. Объяснить смысл таких запретов очень легко: человеку ведь больно, когда он поранится? У него идет кровь? Вот и деревцу больно, из его «раны» течет сок или смола.

На природу выезжают, чтобы насладиться тишиной, пением птиц и шелестом листвы. Вот и наслаждайтесь, а музыку послушаете дома. Это наше ухо ко многому привычно, а пернатые и звери от внезапной какофонии испытывают настоящий шок. Как ни крути, а вы с малышом приехали в гости — значит, нужно уважать принятые у «хозяев» порядки.

Сам себе пожарный.

Перед отъездом обязательно затушите костер (лучше, конечно, его залить), ведь если этого не сделать — пожар уничтожит траву, кусты и деревья, а с ними и дома лесных обитателей. Отдельное обращение к родителям-курильщикам: тщательно затушенные окурки складываем в мешок с мусором и отправляем на помойку.

Экологичная жизнь в городе

Экологичная жизнь в городе

Правила экологического поведения в городе, в сущности, мало чем отличаются от уже перечисленных нами. Но, безусловно, и здесь есть свои нюансы. Фантики, пакетики, палочки от эскимо, трамвайные билетики и прочую ненужную мелочь, которая страшно жжет руки, бросаем в урну. Экологически подкованные люди «в булочную на такси не ездят» и вообще стараются не использовать личный автотранспорт без крайней необходимости: загазованность вокруг и без того страшная.

Убирать нужно не только за собой, но и за теми, кого вы приручили. Всякий раз, собираясь выгуливать Шарика, берите с собой совочек и мешочек (или хотя бы кулек из газетки), чтобы аккуратно собрать продукты собачьей жизнедеятельности — и выкинуть в ближайшую урну. Вместе с ребенком принимайте участие в субботниках (воскресниках) и прочих мероприятиях по благоустройству прилегающей к вашему дому территории. Вряд ли малыш совершит что-то масштабное, но даже если его вклад ограничится несколькими собранными жестянками, это уже большое дело!

Ходите за покупками с собственным «многоразовым» мешком, а еще лучше — с холщовой экосумкой. Вообще-то это мировой тренд, так что присоединяйтесь! Ребенку, кстати, вполне можно купить/сшить собственную авоську с изображением какого-нибудь мультяшного героя.

Возьмите себе за правило: никаких исключений, надо — значит, надо! Можно триста раз сказать ребенку, что конфетный фантик полагается бросать в мусорку, и всего один раз швырнуть его мимо — и весь эффект от воспитательного процесса сведен на нет!

Экология в вашем доме

Экономьте ресурсы — например, воду. Допускаем, что необходимость сократить потребление электроэнергии малышу объяснить довольно трудно, особенно если кроха категорически отказывается засыпать без ночника. Но закрывать кран во время чистки зубов ребенок научится легко: ведь иначе вся вода из реки может вытечь, и тогда рыбам будет негде жить, а людям — нечего пить (в общих чертах это совершенно правдивая версия). Привлекайте ребенка к заботе о комнатных растениях. Главное тут — с самого начала объяснить малышу, что цветок — не игрушка, если выдернуть его из горшка — он мгновенно погибнет. Если перестать поливать — тоже.

Эксперимент

Чтобы визуализировать представления ребенка о вершках и корешках, посадите вместе, например, луковицу. Сперва засуньте ее в банку с водой и наблюдайте, как отрастают корни (непременно объясните, в чем заключается их функция!). Потом пересадите свою чиполлинку в горшок — и следите за ростом «перышек». Этот простенький естественнонаучный эксперимент бесценен с точки зрения воспитания бережного отношения к природе: осознав, для чего растению нужны корни, малыш не станет выдергивать цветы из земли. Доверьте карапузу часть забот о питомцах. Мы прекрасно понимаем, что щеночек, купленный «для ребенка», на самом-то деле оказывается родительской заботой. И это объяснимо: в силу возраста и пока еще ограниченных возможностей кроха не может обеспечить полноценный уход за живым существом. Но регулярно делать для Тузика или Мурки хоть что-нибудь (наливать свежую воду в миску, например) он может — и должен.

Важно

Что бы ни делал ребенок, какой бы малостью в итоге ни оказалась его «экологическая» работа — не уставайте говорить детке, что он совершает добрые и очень нужные поступки. А еще — что он ваш самый любимый и большой помощник. Эти слова, в конечном итоге, и оказываются наиболее сильной мотивацией.

Наш мир очень хрупок и красив. Окружающая нас природа совершенна и поражает своим очарованием. Но человек часто не замечает этого и губит свою среду обитания.

Экология – это наука о законах природы и взаимодействиях живых организмов между собой. Также под экологией подразумевают состояние окружающей среды. В последнее время люди всё меньше думают о планете Земля, загрязняют её и забывают о последствиях своих действий. Поэтому очень важно рассказать детям об экологии.

Когда мы рассуждаем об экологической обстановке, то говорим не только о картине в целом, но и о поведении отдельного человека. Когда один человек выкидывает бумажку в лесу, то он думает, что ничего страшного, она же одна. Но если точно так же подумает ещё огромное количество людей, то лес просто превратиться в помойку. Что уж говорить о полиэтиленовых пакетах и окурках, которые будут разлагаться не одну сотню лет.

Изменить образ всех людей невозможно. Но можно изменить поведение своего ребенка. Родители должны понять, что экология для детей так же важна, как математика, литература, история. Экологическому мышлению нельзя принудить, но его можно ввести в привычку. Чем раньше мама с папой начнут детей просвещать насчёт экологии, чем раньше крошки поймут, что необходимо думать об окружающем мире и беречь природу, тем больше вероятность, что в будущем ребенок продолжит это благородное дело.

Нельзя научить сына или дочь заботиться об экологии, если он не знает, зачем это нужно. Поэтому предварительно нужно провести с ним образовательную беседу. Объясните ребенку, откуда берется вода, почему нельзя мусорить, что такое пищевая цепочка. И лучше всего обучать малыша играючи.

Что такое экология для детей


Экологию лучше изучать в виде игры. Важная задача родителей – привить детям любовь к природе. Забота о ней должна стать привычкой малыша.

Когда ваш ребенок знает, зачем необходимы полезные ископаемые, как человек вредит окружающей природе, как и чем питаются животные и растения, то ему легче объяснить, что такое экология и зачем нужно о ней заботиться. Поэтому необходимо каждый день рассказывать ребенку что-то новое о мире, в котором мы живём.

Экология для ребенка ассоциируется с цветами, растениями, домашними животными. Прежде чем осуществлять экологическое просвещение, необходимо поговорить с детьми о звездах, воде, воздухе, солнце.

Экология для детей дошкольного возраста - это бабочки, кузнечики, муравьи, красивые цветочки.

Наука о жизни

Природа является общим домом для всех живых существ. Человек должен бережно относиться к ним, не допускать разрушения гармонии и единства.

Экология для ребенка - сложный предмет, поэтому воспитатель во время занятий рассказывает о ее важности, значимости. Педагог отмечает, что между комарами, бабочками, съедобными и ядовитыми грибами, волками и зайчиками есть связь.

Детские поэты о природе

Замечательные стихи про экологию для детей есть у Бориса Заходера. Вот отрывок его произведения:

Все на свете,

На свете нужны,

Не меньше нужны, чем слоны…

Человек не может жить в современном мире без применения природных богатств. Эти стихи про экологию для детей - повод задуматься о том, что именно от человека зависит красота и гармония в природе.

Игра по станциям

Предлагаем сценарий по экологии для детей младшего школьного возраста. В рамках декады экологии можно провести интересную игру по станциям.

Путешествие в страну «Экоголиков» начинается с разделения ребят на четыре команды. Они выбирают капитана, придумывают название и эмблему, связанную с экологией.

Каждой группе вручается маршрутный лист, в котором указана последовательность прохождения «экологической тропы». Дети должны ответить на все вопросы, тогда они смогут попасть в страну «Экоголиков».

Первая станция под названием «Звуки природы»

Ребята должны угадать пение соловья, воробья, сороки, вороны. За каждый правильный ответ они получают по одному баллу.

Вторая станция называется «Угадай меня»

Ребятам предлагаются загадки, посвященные живой природе:

  1. Желтое и теплое, но не цыпленок (солнце)..
  2. Зимой и летом одним цветом (елка).
  3. Красная Наташка в зеленой рубашке (клубника).

За правильный ответ команде начисляется по 1 баллу. Викторина по экологии проводится старшеклассниками.

Третья станция - «Береги лес!»

Ребятам предлагается викторина по экологии, посвященная правилам поведения в лесу. Ребята рассказывают, что можно, а что нельзя делать во время прогулки по лесу.

Четвертая станция - «Перевоплощение»

Каждой группе предлагается представить себя в роли птицы или зверя, показать особенности поведения. Присутствующие должны отгадать, какой образ представляет член команды.

Завершается мероприятие для детей по экологии подведением итогов, награждением, вручением призов, грамот, подарков.

Правила поведения в природе

Программа «Экология для детей» предполагает проведение тематических бесед, ролевых игр, викторин, которые позволяют ребятам формировать представление о связи человека и живой природы.

Например, на одном из занятий, ребята формулируют правила поведения в лесу:

  • не ловить и не приносить домой детенышей птиц и зверей;
  • беречь лягушек, так как они поедают насекомых;
  • не уничтожать жуков, стрекоз, бабочек;
  • не разорять муравейники;
  • не ломать на деревьях ветки;
  • не оставлять на природе мусор.

Именно с этих правил начинается наука экология для ребенка. Если с раннего детства ребята будут позитивно настроены к окружающему миру, Земля станет для них другом на всю жизнь.

Для того чтобы экология для ребенка стала руководством к жизни, педагог должен рассказывать о том, как важно правильно питаться, беречь и охранять животных, пить чистую воду.

Изготовление кормушек

Каждую осень национальные парки в РФ предлагают для воспитанников детских садов и образовательных учреждений различные конкурсы в рамках «Марша парков». Например, школьниками создается сценка про экологию, которая связана с жизнью птиц. Затем вместе с родителями они создают домики и кормушки для птиц. Готовая сценка про экологию демонстрируется другим ребятам, чтобы показать важность и своевременность мер, направленных на защиту природы.

Проект «Мы выбираем жизнь!»

Тема экологии для детей старшего школьного возраста реализуется посредством проектной деятельности. Предлагаем краткое знакомство с материалом, посвященным формированию у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Цели проекта:

  • привлечение внимания к проблеме наркомании среди молодежи;
  • выяснение уровня информированности по данной проблеме;
  • рассмотрение классификации наркотических веществ, механизма их действия на организм человека;
  • выявление причин данного явления в молодежной среде;
  • знакомство с возможными последствиями употребления наркотиков

Методы написания проекта:

  • реферативный;
  • анонимный социологический опрос;
  • исследовательский;
  • применение ИКТ

Проект направлен на повышение уровня информированности молодежи по проблеме наркомании. В нем представлен теоретический материал по классификации наркотических веществ, способам приема, механизму их действия на организм. Проект имеет практический блок - социологический мини-опрос. Рассмотрены некоторые причины явления наркомании в молодежной среде, наглядно показаны последствия употребления наркотиков.

Продемонстрирован другой образ жизни молодежи - без наркотиков (на примере деятельности исследовательского клуба), представлены наглядные фотографии ребят, которые нашли смысл своей жизни в исследовательской деятельности. Проект содержит выводы по проблеме.

Данный материал может быть использован в беседах по профилактике проблемы наркомании в молодежной среде.

Если человек будет уважительно относиться к самому себе, он сможет беречь живую природу, заботиться о растениях и животных.

Среди интересных мероприятий, которые можно предложить детям, выделим раздельный сбор мусора. К этой акции воспитатель подключает родителей своих воспитанников. Папы и мамы своим примером формируют у ребенка правильное отношение к утилизации мусора. В одну коробку укладываются бумажные отходы: бумага, картон. Вторая коробка предназначается для пластика, а третья - для металлических отходов. Подобные мероприятия способствуют формированию у подрастающего поколения ответственности за мусор, способы его утилизации, рациональность переработки.

Проект по экологии

Интересным вариантом привития интереса к экологии является проектная деятельность. Предлагаем фрагмент работы школьника «Фонтан для учителя», посвященной сохранению психологического здоровья педагогов.

Введение. Есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: огонь, вода, звезды. Прозрачные струйки воды переливаются и куда-то торопятся. Такая релаксация не только приятна для души, но и благотворно отражается на здоровье. Дети могут часами играть у обычной дождевой лужи. Воздух у водоема всегда чист, свеж, прохладен. Журчание фонтана снимает стресс, успокаивает, заставляет забывать о тревогах.

Мы предлагаем внести в школу частичку живой природы, установив маленькие фонтанчики на столах школьных учителей. Такое незатейливое приспособление внесет в профессиональную деятельность педагога гармонию и покой. Помимо эстетической функции, самодельный настольный фонтан имеет и практическое назначение, ведь он является отличным увлажнителем воздуха.

В чем заключается актуальность темы? Необходимо создавать все условия для релаксации педагогов, чтобы представители этой сложной профессии могли расслабляться во время перемен, настраиваясь на новые трудовые подвиги. Настольный фонтан станет прекрасным средством для снятия стресса, стимулом для настроя учителей на позитив.

Цель работы: создание настольного фонтана для релаксации школьных учителей.

Задачи работы:

  • разработать дизайн настольного фонтана;
  • создать на базе проекта действующую модель;
  • сделать выводы и дать рекомендации по проблеме исследования

Объект исследования: свойства жидкости.

Методы работы:

  • литературный обзор;
  • экспериментальная работа;
  • систематизация и обобщение результатов

Основная часть. Первые фонтаны возникли в Древнем Египте и Месопотамии. Изначально они использовались не только для красоты, но и для полива выращиваемых культур и декоративных растений. Вода настолько благотворно влияет на нервную систему человека, что в некоторых клиниках в качестве одного из методов лечения депрессивных расстройств используют созерцание струящихся потоков воды.

Во время сложного рабочего дня любой учитель мечтает о расслаблении, возможности забыть о своих проблемах и тревогах. Не у всех есть возможность отдыхать на берегу моря, озера, предаваться размышлениям. В качестве отлично работающего способа для расслабления мы предлагаем рассмотреть самодельный комнатный фонтан. Вода, струящаяся из такого незатейливого приспособления, способна успокаивать психику, благотворно влиять на здоровье. Настольные фонтаны способны стать и отличной профилактикой профессиональных болезней учителей, связанных с дыхательной системой. Для начала был разработан дизайн настольного средства для релаксации.

Наш фонтан состоит из бутылки с водой, трубочек от капельницы и емкости, где будет скапливаться вода. Мы выбрали струйный вариант насадки, чтобы добиться максимального увлажнения воздуха в классной комнате.

Принцип действия основан на законе Паскаля. Во время сжатия бутылки с водой вода под давлением начинает передвигаться по трубке. На другом конце трубки закреплена насадка. Вода под напором струйками выливается в емкость, декорированную нами в цветочном стиле. Для обеспечения циркуляции воды мы использовали закон сообщающихся сосудов. Для решения проблемы был сделан обратный ввод в бутылку с помощью трубочки от медицинской капельницы.

Выводы. В данной исследовательской работе приводятся рекомендации и инструкции для самостоятельного создания фонтана у себя дома для улучшения экологической обстановки и состояния здоровья человека в целом.

Заключение

Экологическое воспитание подрастающего поколения - важная задача, стоящая перед воспитателями детских дошкольных организаций и учителями общеобразовательных школ. Для того чтобы в полной мере формировать у подрастающего поколения бережное отношение к живой природе, педагоги разрабатывают программы по экологическому воспитанию подрастающего поколения. В рамках таких программ проводятся тематические классные часы, туристические походы, конкурсы, викторины.

Уровень цивилизации стремительно рвется ввысь по принципу - больше, любой ценой, быстрее, переступив закон, не смотря ни на что. И что мы получаем в итоге? Окружающей природе все труднее приходится справляться с нашествием человечества, загрязняется атмосфера выхлопными газами автотранспорта и дымящих труб, не давая возможности получить и глоток свежего воздуха.

Вырубка человеком лесов приводит к утрате привычной среды обитания животными и птицами, что приводит к их гибели. Почва и вода заражены стоками и отходами производств, удобрениями, нефтепродуктами, уничтожающими все живое. Природа не успевает восстанавливаться, залечивать раны, которые люди наносят бездумными и варварскими методами, ради сиюминутной выгоды искажая лицо Земли.

Экология – не детская проблема

Можно и нужно объяснять ребенку правила грамотного отношения к окружающей среде и последствия неграмотного природопользования. Можно написать массу рекомендаций и трудов по воспитанию у подрастающего поколения экологической сознательности.

Но разве будет это эффективно, если самые родные и близкие люди, которым он верит и подражает, жгут костры, разбрасывают мусор, уничтожают редкие растения? Может, стоит, в первую очередь, начать с самого себя, и тогда любое занятие на тему экологии упадет на благодатную почву.

Может быть и ребенок, вооруженный знаниями, сможет изменить отношение взрослых к окружающему миру, и с возрастом его убеждения только окрепнут и это будет другое поколение – относящееся с любовью к своей родине – планете Земля.

Экологичность ребенка

Ребенок, в отличие от взрослого, с самого рождения не отделяет себя от окружающего мира и жадно тянется ко всему живому, и мышление разрушителя экосистемы у него абсолютно отсутствует. Крайне необходимо не разрушить это хрупкое сознание единства с природой, привить такие ценности, как бережливое отношение к природе.

Ведь формирование человека с экологическими взглядами возможно только с ранних лет. Именно этот период характеризуется у человека формированием представления об окружающем его мире и осознания существующей в природе взаимосвязи.

Важно на самом начальном этапе преподнести ребенку личный опыт общения с природой, так как в нежном возрасте дети реализуют ценности и нормы, усвоенные от взрослых. Взрослый – первоначальный образец экологически культурного человека.

Стремление приблизиться к благам цивилизации изолировало большую часть населения планеты от природы. Мир изменился, и наши дети живут в бетонных джунглях среди пластика, стекла, металла и асфальта.

Но стремление приблизиться к живому еще близко каждому человеку, поэтому мы стремимся привнести в дома и офисы, квартиры и служебные помещения частицу природы в виде комнатных растений, аквариумов, домашних животных и птиц.

А во время отдыха предпочитаем слушать пение птиц, журчание ручья, шум прибоя и шелест листвы. Любой удобный момент используется для прогулки за город, в зоопарк, сквер, или тенистый двор.

Можно использовать каждый такой момент для привлечения детей к экологическому воспитанию , красоте и таинствам природы, чтобы с самого раннего детства маленький человек чувствовал общность с ней. Каждому родителю известно, что чистый и свежий воздух – благо для ребенка, необходимость для здорового развития.

Приобщение малыша к богатому миру окружающей среды позволяет взрослому сознательно развивать его личностные качества, желание и интерес к познанию природы, сочувствие к тяготам жизни животных, сострадание.

Такое воспитание раскроет для вашего малыша уникальность и причудливость жизненных форм в природе, привьет необходимость ее сохранения, научит бережно и уважительно обходиться с природой.

Такой воспитательный метод поможет вам вырастить из вашего ребенка не эгоиста и не даст ему чувствовать себя «пупом Земли», то есть, у него будет шанс не заболеть болезнью современности – «эгопупизмом».

Положительный опыт общения с природой, совмещенный с познанием и положительными переживаниями, вызовет у вашего ребенка только добрые эмоции, подарит устойчивую психику и душевное равновесие. А это является основой психического здоровья - фактором, укрепляющим организм и обеспечивающим физическое здоровье ребенка.

Несколько фактов о детях и экологии

  • Неблагополучные экологические факторы окружающей среды становятся причиной более 60% случаев острых респираторных заболеваний, и именно они становятся причиной ежегодной гибели детей в количестве более 2-х миллионов.
  • Техногенные нагрузки комбинированного типа, особенно радиационно-токсические, выступают в качестве «факторов риска» в процессе развития дисфункций головного мозга у дошкольников.
  • В детских садах городских территорий, где отмечается повышенный уровень пестицидных и комбинированных нагрузок окружающей среды, выявлен наибольший процент детей с нарушениями физического развития.
  • У подростков, проживающих в городах с высоким уровнем загрязнения, отмечается повышенное артериальное давление.

Перечень заболеваний различного характера, вызванных у детей плохой экологией, достаточно внушительный. И родители, в первую очередь, обязаны позаботиться о здоровье своего ребенка в моральном и физическом плане. Экологическое воспитание каждого гражданина Земли станет гарантом будущего всего человечества в целом.

Приобщение ребенка к тайнам природы можно проводить, как в естественных условиях во время прогулки, так и при помощи книг, детских передач, фильмов, игр, при посещении зоопарков, музеев естественной природы, при выращивании комнатных растений и заботе о домашних питомцах.

Удивительный и разнообразный мир комнатных растений вызовет интерес ребенка, вовлечет его в процесс наблюдения, заботы, сопереживания, разовьет в нем эстетические и нравственные качества.

Купите собачку, котенка, попугая…

Редкий ребенок не просит в свой день рождения друга в виде домашнего животного, которое способно принести радость не только малышу, но и всем членам семьи. Этот пушистый или пернатый друг очень похож на нас - может ходить и плавать, лазать и бегать, есть, пить и любить, привязываться.

С любым питомцем удивительно интересно общаться, так как специфическое позитивное влияние на ребенка нельзя недооценивать. Многообразие современного рынка домашних животных может удовлетворить самый взыскательный вкус и пристрастия.

Хомячки, морские свинки, попугаи, рыбки, тараканы, черепахи, муравьи – все станут в вашем доме частицей живой природы, от самых традиционных кошек и собак до самых экзотических и редких рептилий.

Просматривая телепередачу и читая книгу, прогуливаясь в парке и наблюдая за муравейником в лесу, или гуляя в зоопарке, какой бы момент времени вы не выбрали для экологического воспитания детей , вы можете быть уверены, что урок пойдет на пользу.

Наверняка ваши дети не сломают ветку и не пнут щенка, не раздавят жука и не сорвут цветок, не выбросят мусор мимо урны. Прививая ребенку моральные нормы экологического воспитания, вы можете быть уверены, что маленький человек и большая природа будут вам благодарны за свое здоровое будущее.

И ваша игра с экологической направленностью станет гарантом взрослого, ответственного и бережливого отношения к природе Гражданина Земли.

Человек с древних времён покоряет природу и использует её в своих целях. В последние два столетия наблюдался бурный рост промышленности и населения. Увеличение антропогенного воздействия на окружающую среду породило экологические проблемы, которые стали серьёзной угрозой не только для будущего всего человечества, но и для нашей планеты в целом. В наше время мы всё чаще задумываемся: а что каждый из нас может сделать для приостановления процесса загрязнения и стремительного изменения окружающей среды? В этой статье Марина Артюх, руководитель направления коммуникаций корпорации «Сибирское здоровье» / SiberianWellness и куратор курса «Экология» проекта SiberianChallenge , расскажет, с какими именно экологическими проблемами мы сталкиваемся сейчас и с чем позже придётся столкнуться нашим детям.

1. Проблема загрязнённого воздуха

В воздухе содержится большое количество загрязняющих веществ, в том числе твёрдые компоненты: диоксид серы, азота, оксиды азота и углерода. Основными источниками загрязнения атмосферы являются промышленные предприятия и автотранспорт. Их влияние на состояние воздуха особенно заметно в городах.

В 2018 году был опубликован государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году ». Согласно ему, с 2007 по 2014 год воздух стал чище, так как объём выбросов сократился с 35 миллионов тонн до 31 миллионов тонн в год, но в 2015 и 2016 годах изменений в количестве выбросов не происходило. При этом около 45 % выбросов вредных веществ в атмосферу происходит из-за автомобильного транспорта. Самыми загрязнёнными российскими городами названы Екатеринбург, Благовещенск и Дзержинск, а наиболее чистый воздух в Салехарде, Оренбурге, Белгороде и Мурманске.

2. Дефицит водных ресурсов

Вода является жизненно необходимым ресурсом для всего живого на Земле. Рост населения увеличивает потребность в её потреблении. Россию с её запасами пресной воды проблема коснётся значительно позже остальных стран мира, однако в течение последних 10 лет наблюдается снижение количества пресной воды в стране с 4884 кубических километров в 2007 году до 4441 кубического километра в 2016.

Также наблюдается загрязнённость пресных вод: одна из самых великих российских рек Волга названа «грязной» . Её воды содержат большое количество органических веществ и минералов: медь, железо, сульфаты и фенол. Эти вещества поступают вместе с промышленными отходами, которые не очищают совсем или очищают, но недостаточно хорошо. Частично проблема грязных вод связана с урбанизацией населения: через биологические очистные сооружения тоже стекаются отходы. Система очистки воды на станциях аэрации нареканий не вызывает, но большое количество труб, по которым вода поступает непосредственно в дома и квартиры, уже давно исчерпали свой ресурс. Соответственно, эти проржавевшие трубы загрязняют поступающую в дома воду железом и другими веществами.

Важно отметить, что загрязнение рек – одна из причин сокращения водных ресурсов. Вместе с неконтролируемым выловом и браконьерством в скором времени это может привести к серьёзному обнищанию фауны наших рек и озёр.

3. Проблема истощения биологических ресурсов

Проблема охватывает деградацию растительности и лесов, сокращение разнообразия видов живых существ, дигрессию пастбищ и другие негативные тенденции. Основная причина возникновения проблемы – антропогенная деятельность человека. Загрязнение окружающей среды, браконьерство и несанкционированная вырубка лесов приводят к уничтожению или изменению привычных ареалов существования живых видов. В наше время мы наблюдаем, как некоторые виды животных, растений, насекомых и рыб оказались на гране вымирания.

Одновременно с этим нашей стране характерно нерациональное использование лесных ресурсов: потребление превышает восстановление. Отдельным негативным фактором, влияющим на снижение лесных угодий, являются лесные пожары и незаконная вырубка леса. Так, в 2016 году лесными пожарами было уничтожено 2663,5 тысячи гектаров лесов , что по размерам сопоставимо с величиной таких государств, как Руанда или Македония.

Половину территории нашей страны занимает древесная растительность. Леса России составляют около четверти мировых лесов. Многообразие климатических зон позволяет проживать на территории нашей страны множеству видов живых существ. Если тенденция в деградации растительности и лесов, сокращении разнообразия видов живых существ не изменится, то до будущих поколений не доживёт множество видов животных, рыб и растений, настоящих лесов станет меньше и количество кислорода в воздухе снизится.

4. Истощение земельных ресурсов

Наши дети столкнутся с резкой нехваткой различных полезных ископаемых. А ведь для того, чтобы сократить их потребление, требуется всего лишь учиться перерабатывать отходы и развивать их повторное использование. Такой разумный подход сократит размеры разрастающихся свалок, загрязняющих почву.

И тут мы сталкиваемся с ещё одной проблемой: ежедневно городской человек «производит» около 1 килограмма бытовых отходов . Большую часть мусора составляет пластик, который не разлагается. За год люди складируют более 85 миллиардов тонн отходов . Это не только сокращает качественные земельные угодья, но и загрязняет планету ядохимикатами, бытовым и промышленным мусором, твёрдыми и жидкими отходами. Простая сортировка мусора и его повторное использование позволяют экономить на добыче новых полезных ископаемых и не допускать засорение почвы. Для предприятий использование вторсырья – это возможность снижать расходы на разработку карьеров. Производство товаров из вторсырья позволяет сократить затраты для предприятия до 80 % . Сплошные плюсы!

5. Почвенно-геоморфологические проблемы

Использование лесных ресурсов и активное ведение сельского хозяйства приводит к тому, что почва засоряется и в ней появляются эрозии. На 2014 год, по данным Министерства сельского хозяйства России, было деградировано свыше 8 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий. Более 2 миллионов гектаров из них относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Но и здесь можно спасти ситуацию, если эрозии образуются из-за землепользования: нужно создавать лесополосы, которые защитят от ветра и от изменения типа и густоты растительности, вводить определённые технологии посадок.

Вторая сторона проблемы кроется в агрессивном использовании почвы под сельскохозяйственные угодья. Это приводит к снижению гумуса в почве – в некоторых южных регионах этот показатель по сравнению с 1990 годом составил почти 50 %. Для восполнения ресурсов почвы необходимо внесение туда органических удобрений. Если этого не делать, то в скором времени мы рискуем столкнуться со снижением плодородия земель и, как следствие, с нехваткой пищи.

6. Изменение озонового слоя и глобальное потепление

Озоновый слой – это наша защита от ультрафиолетового излучения. Его разрушение приводит к тому, что повышается степень риска развития различных заболеваний, в том числе рака кожи. Вместе с этим постепенно увеличивается температура поверхностного атмосферного слоя. За последний век она выросла на 0,3–0,8 градуса . Потепление приводит к сокращению снежного покрова на севере и, как следствие, к подъёму уровня вод мирового океана. Если рассматривать статистику только по России, то за последние 10 лет в стране скорость среднегодовой температуры составляет почти 0,5 градуса. С глобальным потеплением всё неоднозначно. То время, на протяжении которого существует человечество, является ничтожно малым для планеты. За всю историю её существования уже были и ледниковые периоды, и потепления. Возможно, просто наступает один из них.

Вместе с тем каждый из нас может замедлить разрушение озонового слоя. Для этого нужно сократить потребление балончиков с дезодорантами, освежителями, чаще ходить пешком, передвигаться на велосипеде, пользоваться общественным транспортом.

7. Болезни как последствие загрязнения окружающей среды

Вместе с ростом технологического процесса возрастает скорость загрязнения атмосферы. Дело в том, что каждый день люди вдыхают более 19 тысяч литров воздуха, в котором, кроме кислорода, находятся различные газы и частицы. Это угарный газ, окиси азота, сажа, цинк. Согласно проведённым исследованиям Международного энергетического агентства , Россия занимает пятое место по смертности по причине плохой экологии – ежегодно умирает около 140 тысяч человек. Эта цифра равна населению целого города в Московской области.

Выпадающие кислотные дожди загрязняют почву и водоёмы серной и азотной кислотами. В них содержатся в большом количестве алюминий и кобальт, которые губят лесную растительность и снижают урожайность. Токсичные соединения попадают в воду, которую мы пьём, и губительно воздействуют на здоровье.

Как улучшить экологическую ситуацию?

Все вышеперечисленные проблемы уже ощутимы для нашего поколения. Через 20–30 лет они станут только острее и насущнее, поэтому важно понимать, как с ними бороться, чтобы оградить от них своих детей. Во многих странах уже используют альтернативные виды топлива и транспортные средства, чтобы снизить выброс вредных веществ. В Европе вполне привычно видеть людей, передвигающихся на электрокарах и велосипедах. Ещё один путь решения проблем – разделять мусор на тот, который поддаётся переработке, и тот, что не подходит в качестве вторсырья.

Нужно просто помнить, что решение экологических проблем зависит от каждого человека в отдельности. Важно не просто знать, что негативные последствия существуют, но и бороться с ними: участвовать в экологических акциях, воспитывать в детях уже с ранних лет любовь к живому, приучать к грамотному поведению во время прогулок на природе и в городской черте, записываться в ряды экологических организаций, чтобы общими усилиями улучшать экологическую обстановку.