Хорошо, когда в кадре присутствует много света, будь то солнечный свет или искусственный свет от ламп и прожекторов. Но зачастую условия съемки таковы, что фотографу приходиться самостоятельно обеспечивать себя нужным количеством света. Встроенная накамерная вспышка – не помощник фотографу. Она слишком маломощная, поэтому позволяет осветить лишь очень небольшой пятачок прямо перед камерой. Встроенная вспышка из-за близкого расположения к объективу часто дает неприятный эффект красных глаз. Вдобавок, она лишена многих полезных функций, которые обеспечивают более гибкие возможности для управления светом. Выход только один – это покупка хорошей внешней вспышки, которая может пригодиться в самых разнообразных съемочных ситуациях. На что обратить свое внимание при выборе этого полезного аксессуара?

Характеристики

Разумеется, в первую очередь, при выборе внешней вспышки необходимо внимательно изучить ее характеристики. Нужно отметить, что вспышки сегодня представлены в довольно широком ассортименте, разница в функционале и технических характеристиках между отдельными моделями бывает довольно ощутимой. Можно выделить следующие наиболее значимые характеристики вспышки:

— Мощность

Один из главных параметров, на которые нужно ориентироваться при выборе искусственного источника света – это мощность. В случае со вспышками мощность указывается как ведущее число – макс. дистанция в метрах, с которой получается хорошо экспонированный кадр при ISO 100 и f/1.0. Соответственно, чем выше этот параметр, тем на большее расстояние вспышка способна «бить» светом.

Ведущее число = расстояние х диафрагменное число

Например, у модели Canon Speedlite 580EX II это значение достигает 58, что является высоким показателем. Для сравнения ведущее число встроенных вспышек составляет, как правило, 10 – 12. В линейках производителей имеются вспышки разной мощности. Более мощная вспышка позволит Вам освещать более объемные помещения и подсвечивать объекты, находящиеся на более дальней дистанции от камеры. Но, разумеется, и стоят такие вспышки дороже.

— Автоматический режим (TTL )

Чтобы вспышка давала световой импульс оптимальной мощности для каждой конкретной сцены, она должна уметь работать в TTL-режиме. TTL-технология предусматривает, что фотоаппарат замеряет экспозицию и определяет оптимальную мощность вспышки. Работает это следующим образом. Перед основным световым импульсом вспышка делает очень короткий импульс для оценки освещения сцены. Датчики в камере фиксируют этот импульс и определяют, какова должна быть мощность основного импульса, чтобы получился качественный кадр. Разные компании используют свои варианты данной системы, которые именуются P-TTL, I-TTL или E-TTL, но все они основаны на одном и том же принципе. Если Вы покупаете вспышку, удостоверьтесь, что она поддерживает TTL-режим. Для профессиональной студийной съемки желательно, чтобы устройство еще и предлагало ручную настройку мощности импульса.

— Поворотная головка

Поворотная головка – полезная шутка. Устройство с поворотной головкой дает возможность менять направление света, например, перенаправляя его в потолок или стены, чтобы добиться мягкого, рассеянного освещения. У наиболее бюджетных вариантов вспышки нет такой головки, поэтому они могут снимать только «в лоб». Это существенно ограничивает область их применения. Такие вспышки стоит использовать только в качестве дополнительных, если требуется создать подходящее освещение сцены из нескольких источников света. Для повседневной съемки лучше выбрать устройство с головкой, которая бы могла поворачиваться вверх на угол не менее девяноста градусов. Лучшим же вариантом будет вспышка с поворотной головкой, вращающейся на все сто восемьдесят градусов.

— Диапазон зуммирования

У вспышки должна быть возможность зуммирования. Зум используется в тех случаях, когда съемка ведется оптикой с переменным фокусным расстоянием. Зуммирование позволяет вспышке адаптироваться под угол обзора объектива, то есть «фокусироваться» непосредственно с оптикой. Понятно, например, что при съемке телевиком луч света должен быть более узким и длинным, нежели при использовании широкоугольного объектива. Чисто технически зум представляет здесь специальную рассеивающую линзу, которая располагается перед лампой вспышки. Перемещаясь, эта линза изменяет рассеивание светового потока. У бюджетных вспышек подобного зума нет в принципе.

— Ведущие и ведомые

Metz Mecablitz 58 AF-2 digital (есть режим ведомой вспышки)

Когда используется сразу несколько вспышек одновременно, необходимо убедиться, что устройства способны работать в группе. В этом плане все вспышки делятся на ведущие и ведомые. Ведущая крепится на камере и может рассылать команды другим устройствам, с какой мощностью нужно давать световой импульс. Ведомые же вспышки способны только выполнять эти команды. Таким образом, съемка с несколькими вспышками требует, чтобы хотя бы одна из них была способна выступать в роли ведущей. Нормально взаимодействовать друг с другом могут лишь вспышки от одного производителя.

— Совместимость

Естественно, внешняя вспышка должна быть совместима с Вашим фотоаппаратом. Можно приобрести вспышку Canon и она, конечно, будет полностью совместима с зеркалкой этого же производителя, обеспечивая бесперебойную и надежную работу. Но ведь вспышки сегодня выпускают и сторонние производители. Например, большой популярностью пользуются вспышки Metz, Sigma, Nissin или Acmepower, которые отличаются хорошей функциональностью и привлекательной ценой. Покупка вспышки сторонних производителей выгодна с точки зрения цены, но нужно обязательно убедиться в том, что устройство полностью совместимо с конкретной моделью фотоаппарата. Неоригинальные вспышки могут быть менее стабильными в работе.

— Наличие диффузора

Диффузор – это рассеиватель света на вспышке. Очень полезная особенность вспышки для того, чтобы получать более равномерное, рассеянное освещение фотографируемой сцены.

Это далеко не полный перечень характеристик вспышки. Из дополнительных параметров можно отметить, в частности, возможность синхронизации по передней или задней шторке. А также питание вспышки — возможность питания от пальчиковых батарей и скорость перезарядки.

Выбор вспышки

Изначально определитесь с нужными Вам характеристиками и оцените свой бюджет на покупку. Чем дороже стоит вспышка, тем больше е нее мощность и тем больше она имеет различных функциональных «наворотов». Перед покупкой стоит определить, какими функциями Вы действительно будете пользоваться, чтобы не растратить деньги впустую.

Все представленные на рынке вспышки можно условно разделить на несколько категорий. Во-первых, это бюджетные, недорогие вспышки, мощность которых выше, чем у накамерных, однако, с другой стороны, они не предоставляют широких возможностей для использования отраженного света. Но для домашней съемки, фотографирования семейных портретов нет смысла приобретать более дорогую вспышку. У устройств этой ценовой категории зачастую отсутствует поворотная головка, поэтому направить ее в стену невозможно. То же самое касается и зума. Получается, что кроме прибавки в мощности они ничем не отличаются от накамерных. К бюджетным вспышкам, например, можно отнести модель Nikon SB-500.


Все же бюджетные вспышки с минимумом функционала – не самый оптимальный вариант. Лучше заплатить чуть больше, но купить полупрофессиональную вспышку, которую при необходимости можно будет направить в сторону. Она даст нужное количество света для освещения кадра и, ко всему прочему, обладает возможностью зуммирования. К этому классу устройств, в частности, относятся вспышки Nikon Speedlight SB-700 и Canon SpeedLite 430EX. Эти вспышки можно рекомендовать для любительской и несложной профессиональной съемки.


Наконец, последний класс устройств – это мощные профессиональные вспышки. Они более громоздкие, но очень мощные, обладают поворотной головкой, зумом, способностью быстро перезаряжаться и множеством функциональных настроек. Вспышка вроде Nikon Speedlight SB-910 или Canon 580EX II просто необходима, если Вы собираетесь профессионально снимать репортаж. Такие устройства могут выполнять роль, как ведущей, так и ведомой вспышки. Если Вы любите макросъемку, то стоит обратить внимание на особый класс устройств – макро вспышки. Они обладают небольшой мощностью. Макро вспышка крепится непосредственно на фотоаппарат, благодаря чему свет от нее будет идти прямо на снимаемый предмет.

Итак, при выборе вспышки оцените ее технические параметры и функционал, определитесь с тем, для какой цели Вы планируете ее использовать. При проверке понравившейся вспышки в магазине попробуйте нацепить ее на свою камеру и сделать с ее помощью несколько тестовых кадров с разных расстояний. Если на полученных кадрах не будет пересветов, значит вспышку можно покупать.

В каком-то смысле повезло: у них самый большой выбор оригинальных и неоригинальных вспышек. Даже на Nikon ассортимент чуть хуже, не говоря уже про другие системы. Немудрено, что многие кенонисты в затруднении при выборе. В этом материале мы расскажем, чем отличаются друг от друга и сколько стоят модели вспышек, которые производит сама Canon. Выбор между родной и совместимой вспышками всегда сложен, свои плюсы и минусы есть у обоих вариантов, но если вы все-таки твердо решили приобретать именно вспышку Canon - этот материал для вас. О продукции сторонних производителей мы расскажем в следующий раз.

Если вы не очень хорошо разбираетесь в устройстве, назначении и характеристиках различных вспышек, то советуем для начала почитать наш обзорный материал . Цены, безусловно, там указаны до изменения курса, но в остальном статья более чем актуальна. Кстати, про цены. Почему-то на вспышки пришлось самое серьезное подорожание - оптика и камеры прибавили в стоимости значительно меньше. Так что не удивляйтесь ценам в этом обзоре (что, например, самая примитивная модель стоит дороже 10 тысяч рублей) - это новая реальность, к которой приходится привыкать.

Ведущее число: 27 (ISO 100).

Поворотная головка: есть.

Зум: нет.

Подсветка автофокуса: нет.

Ручная регулировка мощности: нет.

Тип элементов питания: AA.

2.

Габариты: 64x65x76 мм.

Вес: 145 г.

Примерная цена: 11 000 рублей.

270-я - это логичное продолжение встроенной вспышки. Та маломощная, бьет только «в лоб», оставляет «красные глаза» - эта мощность имеет чуть более высокую, головка поворачивается на 90 градусов, успешно противостоит «красным глазам». Казалось бы, что еще нужно любителю? Однако SPEEDLITE 270EX II большим успехом все равно не пользуется.

Плюсы модели понятны - она очень проста в использовании. На корпусе - только рычажок включения-выключения и индикатор перезарядки. Всю настройку нужно производить в меню аппарата. Это не сильно ограничивает возможности, но какую-либо оперативность сводит на нет. Хотя справедливости ради стоит признать, что новичок вряд ли будет что-то настраивать и россыпь кнопок на задней панели ему не нужна. В качестве плюсов можно отметить и тот факт, что вспышка работает от двух аккумуляторов типа AA. Не нужно покупать четыре - уже экономия.


Даже ярые критики этой вспышки признают, что качество фотографий с ней значительно выше, чем со встроенной. Даже при съемке «в лоб» свет получается лучше за счет большего удаления от оси объектива и за счет большей площади излучателя, а уж если повернуть головку на 90 градусов вверх, то и сравнивать бесполезно. Мощности хватает, чтобы снимать отраженным светом в помещениях с небольшими потолками.

Увы, но трезвый подход к оценке выявит и несколько жирных минусов модели. Перезаряжается она долго, снимать сериями можно даже не мечтать. На улице мощности уже не хватает. В качестве ведомой в студии использоваться не может (с синхронизаторами, хотя на команды встроенной реагировать умеет). Подсветки автофокуса, которой так не хватает камерам Canon, нет. И, наконец, головка не поворачивается в бок, то есть рассеянным светом можно снимать только в пейзажном положении камеры, а при повороте в портретное - свет в потолок не направить.


Все бы ничего, но при нынешней цене минусы оказываются слишком существенны. При стоимости в 5-6 тысяч рублей эта вспышка была бы интересна многим, но в нынешних реалиях есть смысл подкопить и купить более достойный вариант.

Ведущее число: 32 м (ISO 100).

Поворотная головка: есть.

Зум: 24 и 50 мм.

Подсветка автофокуса: нет.

Ручная регулировка мощности: есть.

Тип элементов питания: AA.

Количество элементов питания: 4.

Габариты: 78x70x115 мм.

Вес: 320 г.

Примерная цена: 14 500 рублей.

Эта вспышка самая новая в модельном ряду. Ее появление - своего рода эксперимент и попытка дать источник света для людей, которые снимают на фотоаппарат не только фото, но и видео. А таких в последнее время очень много. Вспышка имеет дополнительную лампу на передней панели, которая может служить в качестве источника постоянного света.

По сравнению с 270-й 320-я куда больше похожа на серьезный инструмент фотографа. Она заметно больше и тяжелее, работает на четырех аккумуляторах, а довольно массивная головка поворачивается как по вертикали, так и по горизонтали. Мощность возросла не очень сильно, но для любительского использования ее вполне хватает. Кроме того, 320-я модель может полноценно использоваться в студии как ведомая. Здорово, что ее можно использовать как пульт к камере для дистанционного спуска затвора, такой фишки нет даже у топовой модели.

Появился в 320-й и зум, но очень странный. Мало того что он неавтоматический, так еще и положений только два: 24 и 50 мм. Переключаться между ними нужно вручную, если фотограф, конечно, про это не забудет - следить за изменением фокусного расстояния на объективе эта модель не умеет. По большому счету, толка от такого зума все равно нет - а значит, вспышка дает неоптимальный световой поток и напрасно расходует батареи. В качестве минуса (и серьезного!) отметим и отсутствие подсветки автофокуса.

Видеосвет работает нормально, но ему не хватает мощности. На переднем плане еще что-то можно подсветить, но про большие фокусные расстояния речи не идет. Для любительской съемки этого может хватить, но профессионалы будут разочарованы. Кроме того, во время работы видеосвета основная вспышка не функционирует.

Модель оставляет противоречивое впечатление: вроде бы заметно продвинутее 270-й, кроме того, может помочь при съемке видео, но ограничения в функциональности прямо-таки бросаются в глаза. Впрочем, любителю смириться с ними будет просто, да и цена кажется более-менее оправданной.

Ведущее число: 43 м (ISO 100).

Поворотная головка: есть.

Зум: 24-105 мм.

Подсветка автофокуса: есть.

Ручная регулировка мощности: есть.

Тип элементов питания: AA.

Количество элементов питания: 4.

Габариты: 101x72x122 мм.

Вес: 330 г.

Примерная цена: 18 000 рублей.

430-я и до подорожания была основной вспышкой Canon, а теперь и подавно. Раньше она считалась идеальной моделью для продвинутого любителя, а с нынешними ценами ей не брезгуют и профессиональные фотографы. Это вполне справедливо, потому что каких-то принципиальных проблем и ограничений у этой модели нет. Как указывает индекс II, эта модификация пришла на смену похожей вспышке прошлого поколения, а до этого была 420-я модель. Все основные классовые признаки сохранились, отличия между всеми тремя моделями не очень большие.

Мощности вспышке хватает в большинстве ситуаций - как в помещении, так и на улице, головка вращается во все стороны, управление полностью сосредоточено на самой вспышке, что очень удобно и оперативно. Есть экранчик, по которому наглядно менять различные параметры.

В отличие от 320-й есть полноценный зум. Да еще какой: вспышка может оптимизировать световой поток на фокусных от 24 до 105 мм, причем делать это автоматически после изменения фокусного расстояния на объективе (ручной режим, конечно, тоже есть). Наконец, появилась подсветка автофокуса, которой так не хватало предыдущим моделям. Это просто какой-то бич инженеров Canon - мало того что они не делают дополнительного светодиода на самих камерах, так еще и только в третьей по стоимости вспышке появилась нужная функция. По сравнению с младшими моделями в 430-й наличествует кнопка пробного пилотного света, что может быть нелишне в сложных условиях.

430-я уверенно работает в качестве ведомой и с использованием синхронизаторов, и по командам от встроенной. Кроме того, для удаленной съемки имеется много настроек, что позволяет из нескольких 430-х делать полноценную студию с гибкой и креативной системой освещения.

Особых минусов у 430-й нет, есть скорее некоторые маркетинговые ограничения, чтобы она не конкурировала с топовыми моделями. В частности, 430-я не может быть ведущей вспышкой, у нее нет встроенной визитки-отражателя (лечится самодельными листами на резинках), да и головка по вертикали вращается на 270, а не на 360 градусов. Вот, пожалуй, и все.

Ведущее число: 60 м (ISO 100).

Поворотная головка: есть.

Зум: 14, 20-200 мм.

Подсветка автофокуса: есть.

Ручная регулировка мощности: есть.

Тип элементов питания: AA.

Количество элементов питания: 4.

Габариты: 125x80x142 мм.

Вес: 425 г.

Примерная цена: 33 000 рублей.

Иногда складывается впечатление, что в Canon несколько перестарались с функциональностью своей топовой вспышки - ее возможности не всегда используются даже профессиональными фотографами. Многие из которых, кстати, до сих пор пользуются предшественницей «шестисотки» Canon Speedlite 580EX II , которую, правда, уже сложно найти в магазинах, но которая значительно дешевле при схожих возможностях. Да, там чуть меньше зум, мощность и поворот головки, но имеющихся функций хватает за глаза, а цена ниже на 10 тысяч рублей. Но маркетологи постепенно от 580-й избавляются.

«Шестисотка» же, конечно, поражает функциональностью. Головка у нее не только вращается по горизонтали и вертикали, но и умеет наклоняться назад. Мощности хватает в любых ситуациях. Зум покрывает огромный диапазон фокусных и при этом имеет дополнительный режим широкого угла, который активируется при использовании штатного диффузора. Перезарядка мгновенная, вспышка умеет снимать сериями и очень экономна к аккумуляторам.

Модель поддерживает все возможные режимы: TTL, E-TTL, E-TTL II, ручную регулировку мощности, экспокоррекцию, брекетинг, высокоскоростную синхронизацию, съемку по второй шторке, стробоскоп и так далее. Естественно, «шестисотка» может быть ведущей вспышкой во всех осветительных системам и имеет встроенную визитницу.

Отдельная фишка скрывается в аббревиатуре RT. Это единственная модель компании, которая имеет встроенный радиосинхронизатор. Не нужно покупать никаких сторонних устройств, «шестисотка» умеет управляться по радиоканалу штатно. Правда, эта функция работает только с современными камерами, на которых есть поддержка такого вида управления.

В общем, SPEEDLITE 600EX-RT - настоящая мечта фотографа, причем независимо от жанра съемки. Минус у модели один - цена ну очень негуманная. «Шестисотка» стоит больше аппаратов начального уровня с китовыми объективами. Покупать ее есть смысл только профессиональным фотографам, да и то далеко не всем.

Выводы

Несмотря на кажущуюся широту выбора, он на самом деле довольно простой - SPEEDLITE 320EX либо SPEEDLITE 430EX II . 270-я модель слишком примитивная, а 600-я слишком дорогая. Из двух разумных вариантов 320-я может пригодиться тем, кто часто снимает видео (хотя не стоит рассчитывать на большую мощность света), а 430-я - всем остальным. Статистика продаж согласна с нашими выводами: SPEEDLITE 430EX II - самая популярная вспышка Canon у покупателей.

Практически все современные фотоаппараты имеют встроенную вспышку, которая помогает сделать снимок даже в полной темноте. Но в серьезной репортажной съемке и тем более в художественной фотографии встроенная вспышка неприменима по двум причинам: ее мощность сравнительно мала, а свет может быть направлен только вперед, непосредственно на объект съемки, что является не самым выгодным видом освещения. Поэтому для качественной фотосъемки с недостаточным освещением может понадобиться внешняя вспышка.

Производитель

Чтобы раз и навсегда разобраться в вопросе выбора производителя внешней фотовспышки, нужно понять, как она работает и взаимодействует с камерой. Например, для автоматического определения мощности импульса вспышка перед съемкой делает предварительный оценочный импульс. Камера замеряет освещенность снимаемого объекта по этому импульсу и сообщает результат вспышке. Все это происходит за тысячные доли секунды в момент нажатия кнопки спуска на фотоаппарате. Лишь после этого открывается затвор и начинается экспозиция кадра, а вспышка освещает снимаемый объект уже основным, мощным импульсом. Так работает режим TTL .

В современных фотоаппаратах применяются усовершенствованные версии режима TTL – E-TTL II или i-TTL . Они точнее и более универсальны, поскольку используют дополнительную информацию от камеры и объектива. Для обмена информации между камерой и вспышкой каждый производитель фотоаппаратов использует свой закрытый протокол. Поэтому лучшим решением будет покупка вспышки той же фирмы, что произвела фотокамеру. На рынке представлено множество сторонних производителей, которые выпускают вспышки, совместимые с разными камерами. Часто они стоят существенно дешевле фирменных аналогов. Но точность и стабильность работы таких вспышек с фотоаппаратом никто не гарантирует.

Любой человек, имевший дело с фототехникой, пусть даже в виде камеры смартфона, знает, что качество фотографий сильно зависит от освещения. При слабом свете фотографии не получаются, либо имеют низкое качество. При этом, чем ярче освещен объект, тем больше простор для выбора настроек. Освещение может быть естественным (например, солнце) или искусственным. Искусственное освещение, в свою очередь, может быть постоянным или импульсным . Импульсным освещением являются различные устройства, объединяемые общим понятием “вспышка”. Именно о них будет наша статья.

Для начала, расскажем о достоинствах и особенностях фотовспышек.

    Энергоэффективность. Вспышка, как можно понять, работает очень малый промежуток времени. Если быть точным, это время даже меньше, чем выдержка обычной фотокамеры. Поэтому энергия источника питания не будет тратиться на создание потока света, когда он не нужен.

    Единство цветовой температуры. Все вспышки имеют одинаковую цветовую температуру. То есть, если вам нужно использовать одновременно несколько вспышек, можно использовать разные, от разных производителей.

    Широкие творческие возможности. Вспышки имеют высокую яркость, благодаря чему можно использовать отраженный свет, либо свет, прошедший через какой-либо рассеиватель. Яркость вспышек может быть сильнее, чем у прямых солнечных лучей: вы даже на ярком солнце можете создать тот светотеневой рисунок, который вам нужен.

    Удобство. Современные фотовспышки надежны, имеют простое управление и небольшую стоимость. Например, пара накамерных вспышек легче, чем набор объективов для камеры со сменной оптикой, но дает не меньшие творческие возможности.

Как говорилось, все фотовспышки достаточно четко разделяются на накамерные и студийные. Расскажем о них по отдельности.

Накамерные вспышки

Накамерные вспышки, как понятно из их названию, устанавливаются на камеру, снабженную так называемым “горячим башмаком”. Данные крепления, несмотря на внешнюю схожесть, имеют разное расположение электрических контактов, поэтому накамерные вспышки в большинстве случаев рассчитаны на камеры определенного производителя.


Внимательнее рассмотрев крепление у какой-либо вспышки, мы увидим, что контактов достаточно много, благодаря чему становится понятно: они служат для передачи данных. Это связано с автоматическими режимами работы камеры, о чем рассказано ниже.

Будучи портативными устройствами, накамерные вспышки имеют облегченную конструкцию, то есть пластиковый корпус и оптику.

При выборе накамерной вспышки следует обратить внимание на следующее:

Фокусное расстояние

Накамерные вспышки с помощью собственной встроенной оптики могут “подстраиваться” под эквивалентное фокусное расстояние объектива. Собственно, в настройках вспышки вы можете указать это фокусное расстояние, дабы максимально эффективно использовать её мощность.


Ведущее число

Это условная величина, измеряемая в метрах, характеризующая мощность вспышки.

В основных характеристиках накамерных вспышек всегда указывается ведущее число на максимальном зуме вспышки, так как оно просто больше. На это стоит обратить внимание. Поэтому современные вспышки с ведущим числом 60 на фокусном расстоянии 200 мм не отличаются по мощности от вспышек предыдущего поколения с ведущим числом 58 на 120 мм.

Режимы

Вход для синхрокабеля представляет собой разъем jack 3,5 мм, реже jack 6,3 мм (аналогичен аудио разъему наушников). При замыкании его контактов срабатывает вспышка. Для этого на фотокамерах может присутствовать так называемый PC-разъем, который и соединяется со вспышкой синхрокабелем для синхронизации вспышки со срабатыванием разъема камеры.

Для несложных задач студийной съемки могут использоваться так называемые лампы-вспышки. Они представляют собой вспышку в корпусе, рассчитанном под патрон E27, отличаются низкой ценой и простотой в использовании. Минус таких вспышек - невысокая мощность.


Выводы

Рассматривая основные характеристики современных вспышек, приходишь к выводу, что они не так сильно меняются со временем. Например, десять лет назад функционал накамерных и студийных вспышек был очень схож с тем, что есть сейчас. Однако, с приходом китайских производителей поменялось и кое-что очень важное - цена. Она уменьшилась в три-четыре раза, как на накамерные, так и на студийные вспышки (относительно стоимости фотоаппаратов и объективов). В итоге, съемка с искусственным освещением стала доступной, многие покупают студийный свет в личное пользование. Так что, если вы задумываетесь о том, как реализовать творческие возможности вашей камеры, советуем присмотреться именно к различным фотовспышкам.

Рад снова вас приветствовать! С вами на связи, Тимур Мустаев. Знаете, я не всегда доволен работой своего никоновского фотоаппарата, бывает меня не устраивает – получаются темноватые кадры. Иногда мне приходится стараться приспособиться и осуществить экспокоррекцию и последующую обработку, но чаще всего я подстраиваю условия под свои нужды.

И помогает мне в этом внешняя фотовспышка! Поэтому главная тема статьи — как выбрать вспышку для nikon. Ниже будет небольшое вступление. Далее в статье мы рассмотрим, какие есть важные качества у осветителей, и посвятим несколько абзацев современным вспышкам и их покупке.

В предыдущей статье я уже писал, можете ознакомить.

Внешняя фотовспышка

Прежде всего, ответим на вопрос: как выглядит внешняя вспышка (ВВ) и что собой представляет? Это устройство дополнительного освещения в фотографии, оно имеет импульсную природу, то есть работает в режиме временных световых вспышек.

В отличие от встроенной, внешняя обладает рядом преимуществ. Например:

  1. это большая мощность;
  2. они гибки в работе и имеют несколько режимов;
  3. наделены поворотной головкой и т.д.

Такой источник искусственного света пригождается каждый раз, когда ведутся съемки в неосвещенном помещении и также на улице. В этом случае вам не придется выкручиваться с помощью настроек камеры (открытая , длинная или высокая ) и терять из-за этого в качестве изображения, ведь длинная выдержка даст много размытости, а большое исо – шумы. Если конечно у вас профессиональная фотокамера, то здесь все проще.

При использовании ВВ помните, что она потребляет не много энергии, но по факту все равно садит как собственные батарейки, так и аккумулятор фотоаппарата. Поэтому дополнительный комплект аккумуляторных батареек желательно иметь.

Модели вспышек и критерии выбора

При покупке какой-либо техники, в том числе фото- , обращайте внимание на ее свойства. Так, мы перечислим важные характеристики фотовспышки, на которые нужно ориентироваться.

  • Конструкция, плюс размеры . Стандартные вспышки, которые часто можно увидеть у фотографов, имеют излучатель в единственном числе. Но бывают также и двухламповые, которые располагают на самом объективе. За счет того, что положением каждой из ламп можно управлять, объект прекрасно освещается со всех сторон. Еще один вид – вспышка в форме кольца, фиксируется на оптике и настолько хорошо подсвечивает предмет, что исключает любые тени, то есть выступает как заполняющий свет. Четвертый вариант представлен особой – подводной – фотовспышкой.
  • Крепление . Обычно ВВ закрепляется на корпусе фотокамеры сверху – на “горячем башмаке”. Другие типы вспышек имеют резьбовое крепление и могут быть расположены на штативе, а упомянутые кольцевые и двухламповые оснащены специальным приспособлением, чтобы держаться на объективе.
  • Поворот вспышки . Часть фотовспышки под названием “головка” всегда более или менее подвижна, позволяя направлять ее в разные стороны, чтобы отразить свет от стен, потолка и пр. Угол поворота – значимый показатель, увеличивающий возможности устройства. Он различен в верхнем положении, в нижнем и по горизонтали.
  • Мощность , или ведущее число (в метрах) – то, насколько далеко вспышка может распространить световой импульс. Совместно с данным параметром можно рассматривать широту угла освещения, которая напрямую зависит от числа фокусного расстояния. Увы, большое F может значительно сузит площадь света, малое — увеличить.
  • Длительность вспышки (секунды) – время действия импульса вспышки, или, грубо говоря, насколько быстро она может пыхнуть.
  • Синхронизация . Ее можно регулировать с помощью шторно-щелевого затвора, выбирая как Slow Sync (медленная), так и FP (высокоскоростная), также бывает синхронизация по передней или задней шторки затвора.
  • Режимы . Хорошая фотовспышка даст вам несколько способов съемки! Выбирайте любой понравившийся: брекетинг, стробоскоп или, допустим, просто постоянный свет.
  • Управление . Наилучшим вариантом является беспроводное управление, с кабелем или пультом ДУ. Тогда вы сможете использовать не одну, а несколько вспышек для полного освещения предмета или создания необычного, сложного свето-теневого рисунка: главная вспышка на фотоаппарате синхронизирует остальные (ведомые), передавая им текущие настройки. При дистанционном управлении вам необязательно находиться рядом с фотоосветителем.

Вспышки по категориям

Стоит разделять типы вспышек, так как для определенного фотоаппарата какая-то может не подойти. В целом можно говорить о трех основных вариантах, которые отличаются и по цене, и по функциональным возможностям.

Бюджетные

Их безусловное достоинство в низкой цене, а также в небольших габаритах. Это обычные фотовспышки, у которых возможностей для управления совсем мало, скорей всего, это только мощность. Пожалуй, для начала такую ВВ можно использовать, но вскоре вы вырастите из ее ограничений.

Можно привести в пример Nikon Speedlight SB-400. Она не дорогая как раз и в принципе подойдет всем фотокамерам Никон. Логично ее использовать с любительскими фотокамерами – d3100, d3200, или d3300, а также d5100, d5200, d5000.

В вашем распоряжении только одна кнопка вкл и индикатор. Здесь особых режимов, кроме авто и ручного, нет. К тому же, она сможет работать только с новыми объективами, предусматривающими автофокусировку. Дальность фотоосветителя невелика – всего 21 метр. Поворот головки есть, но в последующей модели SB-300 он увеличен с 90 до 120 градусов.

Полупрофессиональные

Класс вспышек, которые более адекватно будут работать с камерами среднего класса.
Я бы назвал здесь Никон d7100 и фотовспышку к аппарату Nikon Speedlight SB-600, либо SB-700. Особенности данной и ВВ второго вида в больших возможностях. Это и поворотная голова, и информационный экран, и управление мощностью и углом освещения.

Что немало важно, теперь вы можете использовать группу разных вспышек и экспериментировать с освещением.

Профессиональные вспышки

Габаритные, дорогие и высококачественные.

Что можно посоветовать для Никон? Вполне — Speedlight SB-910. Фотовспышка имеет стандартную лампу и крепление, дисплей, поворотную головку во все стороны. А дальше начинается интересное: угол освещения варьируется при F от 17 до 200, экпокоррекция, несколько типов синхронизации, а главное – отличное ведущее число в 34 метра.

Сюда же можно отнести и Speedlight SB-5000.

Приведенные модели вспышек к моделям зеркальных фотоаппаратов не говорит об их ограничении. Вы можете использовать, например, профессиональную вспышку с зеркальной фотокамерой начального уровня Nikon D3100.

Если вы не совсем понимаете свой зеркальный фотоаппарат, а хочется выжимать из него максимум. Хотите добиваться отличных результатов в фотографировании. И вы понимаете, что инструкция к фотокамере не дает нужных результатов, тогда курс – «» (если у вас НИКОН) или «Моя первая ЗЕРКАЛКА » (если у вас КЭНОН), ваш спасательный круг. Изучите этот видео курс от корки до корки, и вы сами заметите, какой прогресс он вам принес. Правильная инвестиция, это инвестиция в самообразование.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — у кого фотоаппарат фирмы NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — у кого у кого фотоаппарат фирмы CANON.

Всего хорошего, читатели! Мой блог всегда открыт для вас — заходите, подписывайтесь и зовите друзей!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.