Для чего Индии столько оружия. Геополитика (см. в конце страницы).

Индия вместе с КНДР и Израилем входит во вторую тройку стран мира по военному потенциалу (первую тройку составляют Россия, США и КНР). Личный состав вооруженных сил (ВС) Индии имеет высокий уровень боевой и морально-психологической подготовки, хотя и набирается по найму. В Индии, как и в Пакистане, из-за огромной численности населения и сложной этноконфессиональной ситуации комплектование ВС по призыву не представляется возможным.

Страна является важнейшим импортером вооружений из России, ведет тесное военно-техническое сотрудничество с Францией, Великобританией, Израилем и США. Однако с США сотрудничество в военно-технической сфере проседает из-за нежелания американцев делиться с Индией своими технологиями и невозможности экспорта некоторой интересной Индии продукции военного назначения. Поэтому долгое время Дели отдавал предпочтение военно-техническому сотрудничеству с Москвой (об этом в конце страницы).

При этом Индия имеет огромный собственный ВПК, который, теоретически способен производить вооружение и технику всех классов, включая ядерное оружие и средства его доставки. Впрочем, образцы вооружений, разработанные в самой Индии (танк «Арджун», истребитель «Теджас», вертолет «Дхрув» и др.), как правило, обладают весьма низкими технико-тактическими характеристиками, а их разработка ведется десятилетиями. Качество сборки техники по иностранным лицензиям оказывается часто низким, из-за этого ВВС Индии имеют самый высокий в мире уровень аварийности. Нигде в мире военная техника не представляет такую "сборную солянку" из разных типов, разного производства, соседствующих рядом современных образцов и откровенно устаревших моделей, как в Индии. Тем не менее, Индия имеет все основания претендовать на звание одной из сверхдержав мирового уровня в ХХI веке.

Се креты состава Вооруженных Сил Индии

С ухопутные войска Индии имеют в своем составе Учебное командование (штаб в городе Шимла) и шесть территориальных командований — Центральное, Северное, Западное, Юго-Западное, Южное, Восточное. При этом в непосредственном подчинении штаба сухопутных войск находятся 50-я бригада ВДВ, 2 полка БРСД «Агни», 1 полк ОТР «Притхви-1», 4 полка крылатых ракет «Брамос».

  • Центральное командование включает один армейский корпус (АК). В его составе пехотная, горная, бронетанковая, артиллерийская дивизии, артиллерийская, ПВО, инженерная бригады. В настоящее время АК временно передан в состав Юго-Западного командования.
  • Северное командование включает три армейских корпуса - 14-й, 15-й, 16-й. В их составе - 5 пехотных и 2 горные дивизии, артиллерийская бригада.
  • Западное командование включает три АК - 2-й, 9-й, 11-й. В их составе 1 бронетанковая, 1 СБР, 6 пехотных дивизий, 4 бронетанковые, 1 механизированная, 1 инженерная, 1 бригада ПВО.
  • Юго-Западное командование включает артиллерийскую дивизию, 1-й АК, временно переданный из Центрального командования, 10-й АК, который имеет в своем составе пехотную и 2 СБР дивизии, бригаду ПВО, бронетанковую бригаду, инженерную бригаду.
  • Южное командование включает артиллерийскую дивизию и два АК - 12-й и 21-й. В их составе 1 бронетанковая, 1 СБР, 3 пехотные дивизии, бронетанковая, механизированная, артиллерийская, ПВО, инженерная бригады.
  • Восточное командование включает пехотную дивизию и три АК - 3-й, 4-й, 33-й, по три горные дивизии в каждом.


Сухопутным войскам принадлежит большая часть ракетно-ядерного потенциала Индии. В двух полках имеется по 8 ПУ БРСД «Агни». Всего предположительно имеется 80-100 ракет «Агни-1» (дальность полета 1500 км), и 20-25 «Агни-2» (2-4 тысяч км). В единственном полку ОТР «Притхви-1» (дальность 150 км) имеется 12 пусковых установок (ПУ) этой ракеты. Все эти баллистические ракеты разработаны в самой Индии, могут нести как ядерные, так и обычные БЧ. Каждый из 4 полков крылатых ракет «Брамос» (совместная разработка России и Индии) имеет по 4-6 батарей, в каждой по 3-4 ПУ. Общее число ПУ КРНБ «Брамос» составляет 72. «Брамос» является, пожалуй, наиболее универсальной в мире ракетой, она также состоит на вооружении ВВС (ее носителем является истребитель-бомбардировщик Су-30) и ВМС Индии (многие подводные лодки и надводные корабли).

Танковый парк Индии очень мощный и современный. Он включает 248 танка собственной разработки «Арджун», 1654 новейших российских Т-90, из которых 750 изготовлено по российской лицензии в последние годы и 2414 советских Т-72М, прошедших модернизацию в Индии. Кроме того, 715 старых советских Т-55 и до 1100 не менее старых танков «Виджаянта» собственного производства (английский «Виккерс» Мк1) находятся на хранении.

Другая бронетехника сухопутных войск Индии, в отличие от танков, в основном сильно устарела. Имеется 255 советских БРДМ-2, 100 английских бронеавтомобилей «Феррет», 700 советских БМП-1 и 1100 БМП-2 (будет изготовлено в самой Индии еще 500), 700 чехословацких БТР OT-62 и OT-64, 165 южноафриканских бронеавтомобилей «Касспир», 80 английских БТР FV432. Из всей перечисленной техники лишь БМП-2 можно считать новыми, причем весьма условно. Кроме того, 200 совсем старых советских БТР-50 и 817 БТР-60 находятся на хранении.

Индийская артиллерия также устарела большей частью. Имеется 100 САУ «Катапульта» собственной разработки (130-мм гаубица М-46 на шасси танка «Виджаянта»; еще 80 таких САУ на хранении), 80 английских «Аббот» (105 мм), 110 советских 2С1 (122 мм). Буксируемые орудия — более 4,3 тысяч в войсках, более 3 тысяч на хранении. Минометов — около 7 тысяч. Но современных образцов среди них нет. РСЗО — 150 советских БМ-21 (122 мм), 80 собственных «Пинака» (214 мм), 62 российских «Смерч» (300 мм). Из всех индийских артсистем современными можно считать лишь РСЗО «Пинака» и «Смерч». На вооружении состоит 250 российских ПТРК «Корнет», 13 самоходных ПТРК «Намика» (ПТРК «Наг» собственной разработки на шасси БМП-2). Кроме того, имеется несколько тысяч французских ПТРК «Милан», советских и российских «Малютка», «Конкурс», «Фагот», «Штурм».

Войсковая ПВО включает 45 батарей (180 ПУ) советского ЗРК «Квадрат», 80 советских ЗРК «Оса», 400 «Стрела-1», 250 «Стрела-10», 18 израильских «Спайдер», 25 английских «Тайгеркэт». Также на вооружении имеется 620 советских ПЗРК «Стрела-2» и 2000 «Игла-1», 92 российских ЗРПК «Тунгуска», 100 советских ЗСУ-23-4 «Шилка», 2720 зенитных орудий (800 советских ЗУ-23, 1920 шведских L40/70). Из всей техники ПВО современными являются лишь ЗРК «Спайдер» и ЗРПК «Тунгуска», относительно новыми можно считать ЗРК «Оса» и «Стрела-10» и ПЗРК «Игла-1».

Наземная ПВО включает 25 эскадрилий (не менее 100 ПУ) советского ЗРК С-125, не менее 24 ЗРК «Оса», 8 эскадрилий собственного ЗРК «Акаш» (64 ПУ).

Армейская авиация вооружена около 300 вертолетами, почти все из них — местного производства. ВВС Индии включает Командования: Западное, Центральное, Юго-Западное, Восточное, Южное Учебное, МТО. В составе ВВС имеется 3 эскадрильи ОТР «Притхви-2» (по 18 ПУ в каждой) с дальностью стрельбы 250 км, может нести обычные и ядерные заряды.

Ударная авиация включает 107 советских бомбардировщиков МиГ-27 и 157 английских штурмовиков «Ягуар» (114 IS, 11 IM, 32 учебно-боевых IT). Все эти самолеты, строившиеся по лицензии в Индии, являются устаревшими.

Истребительная авиация составляет в своей основе новейшие российские Су-30МКИ, строящиеся по лицензии в Индии. В строю находятся уже 272 таких самолетов. Как было сказано выше, они могут нести крылатую ракету «Брамос». Достаточно современными также являются 74 российских МиГ-29 (в т.ч. 9 учебно-боевых УБ; еще 1 на хранении), 9 собственных «Теджас» и 48 французских «Мираж-2000» (38 Н, 10 учебно-боевых ТН). Остается на вооружении 230 истребителей МиГ-21 (146 бис, 47 МФ, 37 учебно-боевых У и УМ), также строившихся в Индии по советской лицензии. Вместо МиГ-21 предполагалось приобрести 126 французских истребителей «Рафаль», кроме того, в Индии будет построено 144 истребителя 5-го поколения FGFA.

В строю ВВС имеется 5 самолетов ДРЛО (3 российских А-50, 2 шведских ERJ-145), 3 американских самолета электронной разведки «Гольфстрим-4», 6 российских заправщиков Ил-78, около 300 транспортных самолетов (в т.ч. 17 российских Ил-76, 5 новейших американских С-17 (будет еще от 5 до 13) и 5 С-130J), около 250 учебных самолетов. На вооружении ВВС состоит 30 боевых вертолетов (24 российских Ми-35, 4 собственных «Рудра» и 2 LCH), 360 многоцелевых и транспортных вертолетов.

ВМС Индии включают три Командования — Западное (Бомбей), Южное (Кочин), Восточное (Вишакхапатнам).

Имеется 1 ПЛАРБ «Арихант» собственной постройки с 12 БРПЛ К-15 (дальность — 700 км), предполагается построить еще 3. Впрочем, из-за малой дальности полета ракет полноценными ПЛАРБ эти лодки считать нельзя. В лизинге находится ПЛА «Чакра» (российская ПЛА «Нерпа» проект 971). В строю находятся еще 9 российских подводные лодки проекта 877 (еще одна такая лодка сгорела и затонула в собственной базе) и 4 немецкие проекта 209/1500. Имеется 9 новейших французских ПЛ типа «Скорпен». В составе ВМС Индии есть 2 авианосца: «Вираат» (бывший английский «Гермес») и «Викрамадитья» (бывший советский «Адмирал Горшков»). Строятся два собственных авианосца типа «Викрант». Имеется 9 эсминцев: 5 типа «Раджпут» (советские проекта 61), 3 собственных типа «Дели» и 1 типа «Калькутта» (будет построено еще 2-3 эсминца типа «Калькутта»). В строю находятся 6 новейших фрегатов российской постройки типа «Тальвар» (проекта 11356) и 3 еще более современных собственной постройки типа «Шивалик». Остаются на вооружении по 3 фрегата типов «Брахмапутра» и «Годавари», строившиеся в Индии по английским проектам. В составе ВМС имеется новейший корвет «Каморта» (будет от 4 до 12), 4 корвета типа «Кора», 4 типа «Хукри», 4 типа «Абхай» (советский проекта 1241П). На вооружении находятся 12 ракетных катеров типа «Веер» (советские проекта 1241Р). Все эсминцы, фрегаты и корветы (кроме «Абхай») вооружены современными российскими и российско-индийскими КРМБ и ПКР «Брамос», «Калибр», Х-35.

В строю ВМС и Береговой гвардии находятся до 150 патрульных кораблей и сторожевых катеров. Среди них 6 кораблей типа «Саканья», которые могут нести БР «Притхви-3» (дальность 350 км). Это единственные в мире надводные боевые корабли с баллистическими ракетами. ВМС Индии имеет крайне незначительные минно-тральные силы. В их составе всего 7 советских тральщиков проекта 266М.

Десантные силы включают ДВКД «Джалашва» (американский типа «Остин»), 5 старых польских ТДК пр. 773 (еще 3 в отстое), 5 собственных ТДК типа «Магар». При этом у Индии нет морской пехоты, имеется лишь группа морского спецназа.

На вооружении морской авиации имеется 63 палубных истребителя — 45 МиГ-29К (в т.ч. 8 учебно-боевых МиГ-29КУБ), 18 «Харриер» (14 FRS, 4 Т). МиГ-29К предназначены для авианосца «Викрамадитья» и строящихся типа «Викрант», «Харриеры» — для «Вираата». Противолодочные самолеты — 5 старых советских Ил-38 и 7 Ту-142М (еще 1 на хранении), 3 новейших американских Р-8I (будет 12). Имеется 52 немецких патрульных самолета Do-228, 37 транспортных самолетов, 12 учебных самолетов HJT-16. Также в морской авиации имеется 12 российских вертолетов ДРЛО Ка-31, 41 противолодочный вертолет (18 советских Ка-28 и 5 Ка-25, 18 английских «Си Кинг» Мк42В), около 100 многоцелевых и транспортных вертолетов.

В целом ВС Индии обладают огромным боевым потенциалом и значительно превосходят потенциал своего традиционного противника Пакистана. Однако теперь главным противником Индии становится Китай, союзниками которого являются тот же Пакистан, а также граничащие с Индией с востока Мьянма и Бангладеш. Это делает геополитическое положение Индии весьма сложным, а ее военный потенциал, как это ни парадоксально, недостаточным.

Сотрудничество с Россией

По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, в 2000-2014 годах Россия обеспечивала до 75 % вооружений Индии. По состоянию на 2019 г. российско-индийское военно-техническое сотрудничество все еще носит эксклюзивный характер. Дело даже не в том, что Индия уже несколько лет является одним из крупнейших покупателей российского оружия. Москва и Дели много лет занимаются совместной разработкой вооружений, причем уникальных — таких, как ракета «Брамос» или истребитель FGFA. Не имеет аналогов в мировой практике сдача в лизинг атомных подводных лодок (аналогичный опыт был лишь у СССР с той же Индией в конце 80-х). Танков Т-90, истребителей Су-30, ПКР Х-35 в ВС Индии сейчас эксплуатируется больше, чем во всех остальных странах мира вместе взятых, включая саму Россию.

При этом, увы, не все безоблачно в отношениях России и Индии. В ближайшее время доля Москвы на индийском рынке вооружений может сократиться с 51,8 до 33,9 % из-за стремления Дели диверсифицировать поставщиков. С ростом возможностей и амбиций стремительно растут и индийские запросы. Отсюда и скандалы в сфере военно-технического сотрудничества, в большинстве из которых Россия виновата сама. Особенно выделяется на этом фоне эпопея с продажей авианосца «Викрамадитья». Впрочем, надо признать, что подобные скандалы у Дели возникают не только с Москвой. В частности, в ходе выполнения обеих крупнейших индийско-французских контрактов (по ПЛ «Скорпен» и по истребителям «Рафаль») происходит то же, что и с «Викрамадитьей» — многократный рост цены изделий и значительное затягивание французами сроков их изготовления. В случае с «Рафалями» это привело к разрыву контракта.


Зачем Индии столько оружия? Геополитика

Индия - идеальный союзник России. Нет никаких противоречий, наоборот, есть большие традиции сотрудничества в прошлом и сегодня. Главные противники у нас общие - исламский терроризм и диктат англосаксонского мира.

Но у Индии есть еще два врага - Китай и Пакистан. И все это, стараниями Англии, которая, уходя из колоний, всегда оставляла "угли в костре". Россия как раз старается выстраивать со всеми государствами хорошие отношения, забывая о конфликтах в прошлом. Это свойственно Российскому государству на протяжении веков. Индия же совсем не желает прощать обиды прошлого и тем более их забывать. При этом интересно, что Пекин остается крупнейшим торговым партнером Дели с товарооборотом почти $ 90 млрд. в 2017-2018 годах, что больше чем у США с Китаем.

Главный противник Индии - Пакистан, с которым имеются противоречия с момента образования двух государств в 1947 г. Второй противник - Китай. И худший сценарий для Индии - это союз Пакистана и Китая в военно-политическом сотрудничестве. Так, после февральских событий в Кашмире между Индией и Пакистаном в 2019 г., пакистанская армия получила от Китая сто ракет «воздух - воздух» SD-10A. П однебесная поддерживает с Пакистаном и тесные экономические связи, реализуя ряд совместных экономических проектов. Некоторые из них напрямую затрагивают интересы Индии. Например, Китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК), соединяющий территорию КНР с пакистанским портом Гвадар, проходит через Гилгит-Балтистан - спорную территорию Индии и Пакистана в Кашмире. У Дели нет никаких рычагов влияния на КПЭК.

Более того, в 2017 г. Пакистан передал компании China Overseas Port Holding в аренду участок площадью 152 гектара в торговом порту Гвадар. Для Китая это возможность организации базы для флота в Аравийском море, что разбивает индийскую мечту стать доминирующей морской державой в Индийском океане.

Если добавить к этому противоречия с Китаем в вопросах обеспечения безопасности в Афганистане, взаимное наращивание ракетного потенциала, споры вокруг ядерного статуса Индии и давние территориальные противоречия (Аксай Чин и Аруначал Прадеш), станет понятно, почему между странами больше не работают некоторые из принципов «панча шила» (мирного сосуществования).

Индия уверена, что Китай постепенно окружает страну цепочкой военных баз или объектов военной инфраструктуры, среди которых упомянутый порт в Пакистане и еще один порт на Шри-Ланке, военные объекты в Гималаях, а также железные дороги в прокитайском Непале. Активное проникновение китайцев в соседние Бангладеш и Мьянму тоже вызывает у Индии ощущение блокады.

Летом 2017 г. напряжение между странами достигло предела. В июне Китай направил военных инженеров строить шоссейную дорогу на плато Доклам - перекрестке индийско-китайско-бутанских территориальных претензий. Плато имеет для Индии стратегическое значение, поскольку открывает доступ к коридору Силигури, соединяющему основную часть территории страны с семью северо-восточными штатами. Дели даже ввел войска на территорию Бутана, в итоге «странная война» закончилась возвращением статус-кво.

БРИКС на этом фоне выглядит странным образованием, в котором Москва пытается примирить две крупнейшие по населению и экономическому потенциалу державы планеты. Дели не нужен союз с Пекином. Ведь Китай не только главный геополитический противник, но и экономический конкурент. Индии нужен союз против Пекина. Именно в таком формате она с удовольствием дружила бы с Москвой, но Россия не согласна идти на охлаждение отношений с Китаем, ради Индии и это разумно.

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 15 апреля 2019; проверки требуют.

Военно-воздушные силы Индии (хинди भारतीय वायु सेना ; Bhartiya Vāyu Senā ) - один из видов Вооружённых сил Индии . По количеству самолётов находятся на четвёртом месте среди крупнейших военно-воздушных сил мира (после США , России и Китая).

Военно-воздушные силы Индии были созданы 8 октября 1932 года , а первая эскадрилья появилась в их составе 1 апреля 1933 года. Они сыграли важную роль в боевых действиях на бирманском фронте в ходе Второй мировой войны . В 1945-1950 годах ВВС Индии носили приставку «королевские». Индийская авиация приняла активное участие в войнах с Пакистаном , а также в ряде более мелких операций и конфликтов.

На 2007 год ВВС Индии располагали более чем 1130 боевыми и 1700 вспомогательными самолётами и вертолётами . Серьёзной проблемой является высокий уровень аварийности. С начала 1970-х по начало 2000-х годов индийские ВВС ежегодно теряли в среднем 23 самолёта и вертолёта . Наибольшее число лётных происшествий приходится на советские истребители МиГ-21 индийского производства, составляющие основу авиапарка ВВС Индии и заработавшие себе репутацию «летающих гробов» и «вдоводелов» . С 1971 по апрель 2012 года разбились 482 МиГа (более половины из 872 полученных) .

Военно-воздушные силы Индии находятся на четвертом месте в мире по численности после США, России и Китая. Датой создания ВВС Индии считается 8 октября 1932 года, когда в Русалпуре, который сейчас находится на территории Пакистана, колониальная администрация Великобритании приступила к формированию первой «национальной» авиационной эскадрильи RAF из числа местных летчиков. Эскадрилья была организована лишь через полгода – 1 апреля 1933 года.

Военно-воздушные силы Республики Индия, получившей независимость в 1947 году, были сформированы сразу после обретения суверенитета. С первых дней индийским ВВС приходилось отстаивать интересы страны в кровопролитных сражениях с Пакистаном и Китаем. С 1947 по 1971 год произошли три индо-пакистанских войны, непосредственным участником которых была авиация двух вновь созданных государств.

ВВС Индии организационно являются составной частью объединенного вида вооруженных сил - ВВС и противовоздушной обороны (ПВО). Руководство ВВС осуществляет начальник штаба. Штаб ВВС состоит из отделов: оперативного, планирования, боевой подготовки, разведки, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), метеорологического, финансового и связи.

Штабу подчинены пять авиационных командований, осуществляющих руководство подразделениями на местах:

ВВС имеют 38 штабов авиационных крыльев и 47 эскадрилий боевой авиации.

Индия обладает развитой аэродромной сетью. Основные военные аэродромы расположены вблизи городов: Удхампур, Лех, Джамму, Сринагар, Амбала, Адампур, Халвара, Чандигарх, Патханкот, Сирса, Малаут, Дели, Пуна, Бхудж, Джодхпур, Барода, Сулур, Тамбарам, Джорхат, Тезпур, Хашимара, Багдогра, Барркпур, Агра, Барейли, Горакхпур, Гвалиор и Калайкунда.

Данные о технике и вооружении ВВС Индии взяты со страницы журнала Aviation Week & Space Technology .

Индия поддерживает на полярных орбитах 40+ действующих спутников съёмки Земли.

Английский язык является официальным в вооружённых силах Индии. Все воинские звания существуют только на английском и никогда не переводятся ни на один из индийских языков. Британская система воинских званий используется в Вооружённых силах Индии практически без изменений.

По количеству самолетов находятся на четвертом месте среди крупнейших военно - воздушных сил стран мира (после США, России и КНР).
ВС Британской Индии были созданы 8 октября 1932 года. В годы Второй мировой войны они участвовали в боях с японцами на Бирманском фронте. В 1947 году Индия получила независимость от Великобритании. Из-за несправедливого проведения границ сразу же начались столкновения между индусами, сикхами и мусульманами, которые привели к гибели более полумиллиона человек. В 1947-1949, 1965, 1971, 1984 и 1999 годах Индия воевала с Пакистаном, в 1962 году - с Китайской Народной Республикой. Неурегулированность границ вынуждает государство на полуострове Индостан с населением в 1,22 млрд человек тратить на содержание вооруженных сил огромные средства. В 2014 году на эти цели было выделено около 40 млрд долларов США.
ВВС Индии военно-воздушные силы структура

Пилотажная группа ВВС Индии SURYA KIRAN Сурья Киран, что в переводе на наш солнечные лучи

ВВС Индии (численностью свыше 150 тысяч человек) организационно являются составной частью объединенного вида вооруженных сил - ВВС и противовоздушной обороны (ПВО). Руководство ВВС осуществляет начальник штаба. Штаб ВВС состоит из отделов: оперативного, планирования, боевой подготовки, разведки, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), метеорологического, финансового и связи.
Штабу подчинены пять авиационных командований, осуществляющих руководство подразделениями на местах:

  1. Центральное (г. Аллахабад),
  2. Западное (г. Дели),
  3. Восточное (г. Шиллонг),
  4. Южное (г. Тривандрум),
  5. Юго-западное (г. Гандинагар), а также учебное (г. Бангалор).

ВВС имеют 38 штабов авиационных крыльев и 47 эскадрилий боевой авиации. Индия обладает развитой аэродромной сетью. Основные военные аэродромы расположены вблизи городов: Удхампур, Лех, Джамму, Сринагар, Амбала, Адампур, Халвара, Чандигарх, Патханкот, Сирса, Малаут, Дели, Пуна, Бхудж, Джодхпур, Барода, Сулур, Тамбарам, Джорхат, Тезпур, Хашимара, Багдогра, Барркпур, Агра, Барейли, Горакхпур, Гвалиор и Калайкунда.

Военно-транспортный многоцелевой самолет Ан-32 ВВС Индии

В настоящее время ВВС республики находятся в стадии реорганизации: количество летательных аппаратов сокращается, старые самолеты и вертолеты постепенно заменяются новыми или прошедшими модернизацию моделями, улучшается летная подготовка пилотов, поршневые учебные заменяются новыми реактивными.

Учебно-тренировочные УТС «Киран» ВВС Индии

На вооружении ВВС Индии стоят 774 боевых и 295 самолетов вспомогательной авиации. Истребительно-бомбардировочная авиация включает в себя 367 самолетов, сведенных в 18 эскадрилий:

  • одна -
  • три - МиГ-23
  • четыре - «Ягуар»
  • шесть - МиГ-27 (большинство МиГ-27 индийцы планируют списать к 2015 году)
  • четыре - МиГ-21.

В составе истребительной авиации 368 самолетов в 20 эскадрильях:

  • 14 эскадрилий МиГ-21 (120 МиГ-21 намереваются эксплуатировать до 2019 года)
  • одна - МиГ-23МФ и УМ
  • три - МиГ-29
  • две - « »
  • восемь эскадрилий самолетов Су-30МК.

В разведывательной авиации имеется одна эскадрилья самолетов «Канберра» (восемь машин) и одна - МиГ-25Р (шесть машин), а также по два МиГ-25У, Боинг-707 и Боинг-737.

В состав авиации РЭБ входят: три американских «Гольфстрим III», четыре самолета «Канберра», четыре вертолета HS-748, три самолета ДРЛО А-50ЭИ российского производства.

Ил-38SD-ATES ВВС Индии и военно-морского флота

На вооружении транспортной авиации состоят 212 самолетов, сведенных в 13 эскадрилий: шесть эскадрилий украинских Ан-32 (105 машин), по две-Do 228, ВАе 748 и Ил-76 (17 машин), а также два самолета Боинг-737-200, семь ВАе-748 и пять американских C-130J «Супер Геркулес».
Кроме того, на вооружении авиационных частей находятся 28 самолетов ВАе-748, 120 «Киран-1», 56 «Киран-2», 38 «Хантер» (20 Р-56,18 Т-66), 14 «Ягуар», девять МиГ-29УБ, 44 польских TS-11 «Искра», 88 учебно-тренировочных НРТ-32 и административный большегрузный Боинг-737-700 BBJ.

Вертолетная авиация включает 36 ударных вертолетов, сведенных в три эскадрильи Ми-25 (экспортный вариант Ми-24) и Ми-35, а также 159 транспортных и транспортно- боевых вертолетов Ми-8, Ми-17, Ми-26 и «Читак» (индийская лицензионная версия французского «Алуэтт III»), сведенных в одиннадцать эскадрилий.

Вертолеты Ми-17 ВВС Индии. 2010 год

Основная проблема ВВС Индии - крайне высокая аварийность, вызванная изношенностью техники, большой интенсивностью полетов и недостаточной квалификацией новых пилотов. Большинство летных происшествий приходится на старые советские истребители МиГ-21 индийского производства. Так с 1971 по 2012 год разбились 382 МиГа данной серии. Но в Индии падают и самолеты западного производства.
ВВС Индии военно-воздушные силы программа реорганизации


ВВС Индии планируют ввести в свой состав в ближайшие 10 лет 460 единиц вновь построенных боевых самолетов, в том числе:

  • собственного производства легкие истребители LCA (light combat airctaft) «Теджас» (148 единиц) для замены старых МиГ-21,
  • французские «Рафали» (126 единиц),
  • 144 истребителя 5-го поколения FGFA (создаются в рамках межправительственного соглашения между Россией и Индией)
  • и дополнительные 42 российских Су-ЗОМКИ (после реализации этой программы общее количество Су-ЗОМКИ достигнет 272 единиц).
  • Кроме того, ВВС закупили шесть собранных в Европе самолетов- заправщиков «Эрбас» А300 MRTT (в дополнение к шести уже имеющимся российским Ил-78 МКИ), десять американских транспортников Боинг С-17 «Глоубмастер III» и другие модели различных самолетов и вертолетов разных стран мира.

О состоянии ВВС Индии

События последних дней приковали внимание к состоянию индийских ВВС. Отечественная публика несколько удивлена ходом очередного обострения затяжного конфликта между Индией и Пакистаном. Казалось бы, оснащенные сотнями современных самолетов ВВС Индии объективно проиграли первый раунд противостояния многолетнему противнику. Более того, вместо применения современных боевых машин, вроде поставленных из России Су-30, в первые дни обострения в бой пошли устаревшие МиГ-21 и «Мираж-2000». 27 февраля в приграничном с Пакистаном штате Кашмир были потеряны вертолет Ми-17, возможно упавший по причинам, не связанным с действиями противника, кроме того, истребитель МиГ-21-90 был сбит пакистанскими F-16. Подобный результат выглядит несколько странным на фоне технического превосходства Индии над авиацией соседа. Однако, стоит разобраться в состоянии ВВС страны более детально.

Действительно, самолетный парк Индии является, пожалуй, самым современным в регионе. На вооружении местных ВВС имеется минимум 220 истребителей Су-30МКИ, произведенных по лицензии на территории страны. Еще 50 самолетов этого типа были поставлены из России в собранном виде.

Су-30МКИ ВВС Индии

Кроме того, на вооружении индийской авиации имеются свыше 60 истребителей МиГ-29, поставленных еще из СССР. В начале 2019 стало известно о том, что индийское руководство ведет переговоры с РФ о поставке дополнительной партии истребителей МиГ-29.

Наряду с российской авиационной техникой, Индия пытается закупать современные самолеты и в западных странах. В частности, во Франции должна была быть закуплена партия из 36 истребителей «Рафаль». Однако, по сей день самолеты этого типа на вооружение индийских ВВС не поступили в следствии многочисленных скандалов, связанных с коррупционными схемами.

Помимо закупок авиационной техники за рубежом, Индия пытается наладить выпуск собственных самолетов. В частности, на вооружении местных ВВС планируется принять истребители Tejas, которые в перспективе должны заменить устаревшие МиГ-21. Длина истребителя Tejas составляет 13,2 м, размах крыла - 8,2 м, высота - 4,4 м. Пустой самолёт весит 5,5 т, его максимальная взлётная масса составляет 15,5 т. Самолёт вооружён 23-мм двухствольной пушкой ГШ-23 и имеет 8 точек подвески для бомб, ракет и вспомогательного оборудования. Однако пока производство самолетов этого типа идет достаточно медленными темпами.

Истребитель Tejas

Ударная составляющая индийских ВВС представлена авиационной техникой 70-х-80-х годов. В частности, истребителей МиГ-21 насчитывается свыше 200, кроме того, на вооружении ВВС Индии имеются свыше 60 истребителей-бомбардировщиков МиГ-27. Большое распространение в стране получили французские самолеты. Так, в состав ВВС входят свыше 100 французских истребителей-бомбардировщиков «Ягуар», часть и которых выпущена в Индии по лицензии, а также около 50 многоцелевых истребителей «Мираж-2000». Именно «Миражи» нанесли удар по лагерям террористов в Кашмире 26 февраля этого года. Наличие огромного парка устаревших истребителей-бомбардировщиков приводит к высокому проценту аварийности в ВВС Индии, но об этом будет рассказано отдельно.

Индия обладает самолетами ДРЛО и радио-электронной разведки. Что существенно увеличивает потенциал ВВС страны. В частности на вооружении индийской армии состоят 3 российских самолета А-50, которые были задействованы в операции против боевиков в Кашмире 26 февраля, а также 5 машин DRDO AEW&CS бразильского производства и 3 машины радиоэлектронной разведки Gulfstream и 3 Bombardier 5000, полученные из Израиля.

Довольно мощно выглядит парк индийской военно-транспортной авиации. Индия обладает 6 самолетами-заправщиками Ил-78, которые использовались для дозаправки «Миражей-2000» в ходе ударов в Кашмире, 27 самолетами Ил-76, примерно 100 транспортными самолетами Ан-32, прошедшими модернизацию, а также 10 американскими транспортными самолетами С-17 и 5 машинами С-130 «Геркулес». В условиях горной местности военно-транспортная авиация страны способна в короткие сроки обеспечить переброску подкреплений в район конфликта воздушным путем.

ВВС Индии располагают значительным количеством учебно-тренировочных самолетов. В частности, в состав индийской авиации входят свыше 80 машин BAE Hawk Mk.132 , 75 Pilatus PC-7, свыше 150 HAL Kiran , а также 80 HAL HPT-32 Deepak. Примечательно, что машины двух последних типов являются местной разработкой. В случаи начала масштабной войны эти самолеты могут быть использованы в качестве легких штурмовиков.

BAE Hawk Mk.132 на параде

Ударных вертолетов у Индии не много. Так, вертолетов Ми-35,вполне отвечающих боевым действиям в горной местности насчитывается около 20. Однако, в состав индийской армии входят свыше 220 машин Ми-17, которые вполне могу нести неуправляемое вооружение. В частности, в ходе боевых действий против Пакистана в 1999 машины этого типа применялись в Кашмире в качестве ударных. Ми-17 неплохо показали себя в условиях высокогорья. К слову, 27 февраля по неизвестным причинам в Кашмире был потерян вертолет этого типа, вероятнее всего использовавшийся для снабжения приграничной группировки. Кроме того, на вооружении индийской армии состоят 40 легких вертолетов Aérospatiale SA 316B (HAL SA316B) , лицензию на производство которых купили у Франции, и около 120 легких машин HAL SA315B и HAL Dhruv индийской разработки. Однако, использование легких многоцелевых вертолетов в условиях высокогорья представляется сомнительным. Наряду с состоящими на вооружении машинами, Индия заключила договор о поставке свыше 20 вертолетов АН-64 «Апач» из США.

Наряду с ВВС Индии, боевой авиацией обладает и ее военно-морской флот. Так, в России были заказаны в общей сложности 45 истребителей МиГ-29К,способные решать боевые задачи различного профиля.

Казалось бы, потенциал ВВС Индии, обладающей сотнями современных боевых самолетов, а также способной как собирать авиационную технику по лицензии, так производить собственные боевые самолеты, не оставляет Пакистану никаких шансов на успех. Однако, наряду с современной авиационной техникой, в составе местных ВВС имеются сотни устаревших еще в 80-х годах самолетов. По иронии судьбы, именно эти машины, которые дислоцированы в Кашмире и столкнулись 27 февраля с пакистанскими истребителями F-16. МиГ-21 был передовым самолетом своего времени, и даже сейчас способен наносить удары по наземным целям, но в противоборстве с истребителями следующих поколений фактически не имеет шансов на успех.

Кроме наличия устаревшей техники в индийской авиации имеются серьезные проблемы с человеческим фактором. Так, высокая аварийность стала настоящим бичом местных ВВС. В течении 2018 года в авариях было потеряно не меньше 13 летательных аппаратов. Еще 5 самолетов разбились с начала нового, 2019 года. Да и само руководство ВВС страны довольно легкомысленно отнеслось к потенциалу пакистанских ВВС. Размещение устаревших МиГ-21 в зоне конфликта и отправка их в бой против истребителей F-16 Пакистана очевидно вызвана банальной недооценкой противника, которая и привела к потерям авиационной техники.

Дмитрий Валюженич для ANNA-News

Военно-воздушные силы Индии созданы 8 октября 1932 года, когда первая группа индийских пилотов была направлена на обучение в Великобританию. Первая эскадрилья индийских ВВС, сформированная 1 апреля 1933 года в г. Карачи, вошла в состав ВВС Великобритании. Распад в 1947 году британской колонии на два государства (Индию и Пакистан) привел к разделу и ее военно-воздушных сил. В состав индийских военно-воздушных сил вошли только 6,5 эскадрилий. В настоящее время ВВС Индии-четвертые по численности после США, Китая и России.

Организация, численность, боевой состав и вооружение. Общее руководство военно-воздушными силами осуществляет штаб, возглавляемый начальником (он же главнокомандующий ВВС) в ранге главного маршала авиации. Он несет ответственность перед правительством страны за состояние ВВС, решение возложенных на них задач и дальнейшее их развитие.

Штаб руководит разработкой национальных планов оперативного и мобилизационного развертывания, планирует и контролирует боевую и оперативную подготовку, обеспечивает участие ВВС в национальных учениях, организует взаимодействие со штабами сухопутных войск и военно-морских сил. Являясь высшим органом оперативного управления военно-воздушными силами, он подразделяется на оперативную и общую части.

Организационно военно-воздушные силы Индии состоят из пяти авиационных командований - Западное (штаб в г. Дели), Юго-Западное (Джодхпур), Центральное (Аллахабад), Восточное (Шиллонг) и Южное (Тривандрум), а также учебное.

Авиационное командование является высшим оперативным объединением, которое возглавляет командующий в звании маршала авиации. Оно предназначено для ведения воздушных операций на одном или двух операционных направлениях. Командующий отвечает за боеготовность частей и подразделений, планирует и проводит оперативную и боевую подготовку, учения и тренировки в масштабе вверенного ему командования. В военное время он взаимодействует с командованиями корпусов сухопутных войск и силами флота, ведущими боевые действия в зоне его ответственности. В авиационном командовании имеются авиационные крылья, крылья зенитных управляемых ракет, а также отдельные части и подразделения. Боевой состав этого командования непостоянен: он зависит от оперативной обстановки в зоне ответственности и поставленных задач.

Авиационное крыло является тактическим соединением национальных ВВС. Оно состоит из штаба, одной - четырех авиационных эскадрилий, а также подразделений боевого и тылового обеспечения. По составу авиакрылья, как правило, неоднотипны, и в них могут входить эскадрильи различных родов авиации.

Авиационная эскадрилья является основным тактическим подразделением национальных ВВС, способным действовать самостоятельно или в составе авиакрыла. Она обычно включает три отряда, два из которых - летные (боевые), а третий - технический. На вооружении эскадрильи находятся самолеты одного типа, количество которых (от 16 до 20) зависит от предназначения эскадрильи. Авиаэскадрилья базируется, как правило, на одном аэродроме.

Военно-воздушные силы насчитывают 140 тыс. человек. Всего на вооружении имеется 772 боевых самолета (по состоянию на 1 сентября 2000 года).

Боевая авиация включает истребительно-бомбардировочную, истребительную и разведывательную.

Истребительно-бомбардировочная авиация имеет 17 эскадрилий, на вооружении которых находятся самолеты МиГ-21, МиГ-23 (рис. 1), МиГ-27 (279 единиц) и «Ягуар» (88).

Истребительная авиация представляет собой основу национальных военно-воздушных сил. Она насчитывает 20 эскадрилий, на вооружении которых состоят самолеты Су-30 (рис. 2), МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29 (рис. 3) различных модификаций (325 единиц) и «Ми-раж-2000» (35 единиц, рис. 4).

Разведывательная авиация включает две эскадрильи (16 самолетов), оснащенные самолетами-разведчиками МиГ-25 (восемь), а также устаревшими самолетами «Канберра» (восемь).

Истребительная авиации ПВО представлена одной авиационной эскадрильей самолетов МиГ-29 (21 единица).

В состав вспомогательной авиации входят подразделения транспортной авиации, самолеты связи, правительственная эскадрилья, а также учебно-боевые и учебные эскадрильи. На их вооружении находятся: 25 самолетов Ил-76,105 Ан-32 (рис. 5), 40 Do-228 (рис. 6), два Боинг 707, четыре Боинг 737,120 НJT-16 «Киран-1», 50 HJT «Киран-2» (см. цветную вклейку), 38 «Хантер», а также вертолеты 80 Ми-8 (рис. 7), 35 Ми-17, десять Ми-26,20 «Читак». Кроме того, в ВВС имеются три эскадрильи боевых вертолетов Ми-25 (32 единицы).

Аэродромная сеть. По данным зарубежной печати, на территории страны расположены 340 аэродромов (из них 143 с искусственным покрытием: 11 имеют взлетно-посадочные полосы длиной свыше 3 000 м, 50 - от 2 500 до 3 000 м, 82 - от 1 500 до 2 500 м). В мирное время для базирования боевой и вспомогательной авиации выделено около 60 аэродромов различных классов, основными из которых являются следующие: Дели, Сринагар, Патхан-кот, Амбала, Джодхпур, Бхудж, Джамнагар, Пуна, Тамбарам, Бангалор, Тривандрум, Агра, Аллахабад, Гвалиор, Нагпур, Калайкунда, Багдогра, Гаухати, Шиллонг (рис. 8).

Подготовка и переподготовка личного состава ВВС осуществляются в учебных заведениях, входящих в состав учебного командования военно-воздушных сил, которое готовит специалистов для всех родов авиации, штабов, учреждений и служб ВВС. Летчики, штурманы и бортрадисты проходят подготовку в летном колледже ВВС (г. Джодхпур). В это учебное заведение принимаются выпускники авиационного отделения академии национальной обороны и национального кадетского корпуса. По его окончании курс обучения продолжается в одном из учебных крыльев учебного авиационного командования, после чего выпускникам присваивается офицерское звание.

Противовоздушная оборона Индии носит в основном объектовый характер. Главные ее усилия сосредоточены на прикрытии от воздушного нападения наиболее важных военных объектов, военно-промышленных и административных центров. Силы и средства противовоздушной обороны включают подразделения истребительной авиации ПВО, комплексы зенитных управляемых ракет, пункты и центры управления, а также средства обнаружения, обработки и передачи данных, обеспечивающие все компоненты системы ПВО необходимой информацией.

В настоящее время вся территория Индии разделена на пять районов ПВО (Западный, Юго-Западный, Центральный, Восточный и Южный), границы которых совпадают с зонами ответственности соответствующих авиационных командований. Районы ПВО делятся на секторы. Сектор является низшей территориальной единицей ПВО, в пределах которой осуществляется планирование боевых действий, а также руководство силами и средствами ПВО.

Рис. 7. Группа транспортно-десантных вертолетов Ми-8

Основная организационная единица противовоздушной обороны - крыло ЗУР. Как правило, оно состоит из штаба, двух - пяти огневых эскадрилий ЗУР и технической эскадрильи.

Оперативное управление силами и средствами ПВО осуществляется на трех уровнях: оперативный центр ПВО Индии, оперативные центры районов ПВО, центры управления и оповещения секторов ПВО.

Оперативный центр ПВО является высшим органом управления противовоздушной обороной страны, который занимается сбором и обработкой данных о воздушной обстановке и ее оценкой. Во время ведения боевых действий он выдает целеуказания районам ПВО, осуществляет руководство распределением сил и средств районов с целью отражения воздушного нападения на наиболее опасных направлениях.

Оперативные центры районов ПВО решают следующие задачи: оценивают воздушную обстановку, руководят силами и средствами ПВО, организуют перехват воздушных целей в зоне своей ответственности.

Центры управления и оповещения секторов ПВО являются основными органами управления в системе противовоздушной обороны. В их функции входит: наблюдение за воздушным пространством, обнаружение, идентификация и сопровождение воздушных целей, передача сигналов оповещения, объявление тревог, передача команд на подъем в воздух истребителей и наведение их на цель, а также передача целеуказаний и команд на открытие огня зенитными ракетными комплексами.

Для наблюдения за воздушной обстановкой на территории Индии развернута сеть стационарных и мобильных радиолокационных постов. Обмен данными между ними и центрами ПВО осуществляется с помощью кабельных линий, систем тропосферной и радиорелейной связи, а также автоматизированной системы управления ВВС Индии.

На вооружении эскадрилий ЗУР состоят 280 пусковых установок ЗРК С-75 «Двина» и С-125 «Печора».

Рис. 8. Расположение основных авиабаз ВВС Индии

Оперативная и боевая подготовка военно-воздушных сил Индии направлена на повышение уровня подготовки органов управления всех степеней, боевой и мобилизационной готовности авиационных объединений, соединений и частей, поддержание их в высокой степени боеготовности, а также на совершенствование форм и способов применения авиации, сил и средств ПВО в современной войне. При этом в условиях ограничения правительством финансовых потребностей вооруженных сил командование ВВС в целом обеспечивает выполнение основных плановых мероприятий боевой подготовки главным образом за счет комплексного подхода к организации их проведения и оптимизации состава привлекаемых сил и средств. Учитывая, что индийское руководство рассматривает Пакистан в качестве главного вероятного противника, большинство учебно-боевых мероприятий Западного, Юго-Западного и Центрального авиационных командований ВВС Индии проводится на фоне обострения обстановки на индийско-пакистанской границе с последующим перерастанием пограничного конфликта в полномасштабные боевые действия.

Развитие военно-воздушных сил. Военно-политическое руководство Индии уделяет постоянное внимание развитию ВВС и повышению их боевых возможностей. В частности, сил предусматривается дальнейшее совершенствование их организационной структуры и повышение боевых возможностей, качественное улучшение самолетного парка и развитие аэродромной сети, широкое применение средств РЭБ, а также внедрение автоматизированных систем управления. Командование ВВС считает необходимым продолжить принятие на вооружение многоцелевых истребителей Су-30И, активизировать реализацию программы модернизации морально устаревших истребителей типов МиГ-21 и МиГ-23, определиться с поставкой из Франции 10 самолетов «Мираж-2000», а также при содействии британских специалистов приступить к производству на индийских авиапредприятиях модернизированных тактических истребителей «Ягуар». К числу приоритетных национальных программ, реализуемых в настоящее время, относятся разработка опытных образцов легкого боевого самолета, легкого боевого вертолета, ЗРК ближнего действия «Тришул» и средней дальности «Акаш».

В целом, по оценке индийского командования, выполнение плана модернизации ВВС позволит значительно повысить боевые возможности этого вида вооруженных сил и привести его в соответствие с требованиями национальной военной доктрины.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте