Стрессы сопровождают жизнь современного человека постоянно: в общественном транспорте, на улице, за рулем в пробке, при общении с руководителем или недоброжелателями и т.д. Атмосфера на работе также может стать его причиной. Да и дома постоянные заботы о детях, близких и бытовые проблемы добавляют масла в огонь.

Чтобы учиться справляться с ними, нужно учиться контролировать свои эмоции и управлять своим состоянием. Научиться этим вещам можно на тренинге стрессоустойчивости или стресс-менеджмента. Но сначала важно понять, что же это такое? Стрессоустойчивостью называется умение человека справляться со стрессом и выходить из сложных ситуаций без эмоциональных перегрузок.

Именно методам контроля над эмоциями и формирования позитивного отношения к жизни обучают на тренинге по стресс-менеджменту. Если пройти подобный тренинг, устойчивость к стрессам перестанет быть для вас лишь непонятным, а обязательным пунктом в резюме.

Эти обучающие программы относятся к психокоррекционным тренингам , поскольку способствует изменениям в поведении человека и его самосознании. Их можно различать в зависимости от конкретных задач, поставленных перед группой:

  • Психотерапевтический тренинг , целью которого является коррекция эмоциональной сферы. С помощью определенных упражнений люди через эмоциональные переживания лучше понимают себя, самостоятельно находят пути выхода из сложных ситуаций.
  • Тренинг для личностного роста , на котором совершенствуются некоторые личностные качества участников: формируется уверенность в себе и повышается психологическая компетентность.
  • Обучающий тренинг , в ходе которого люди приобретают навыки, умения, знания, которые повышают их уровень стрессоустойчивости.
  • Организационный тренинг , в котором принимает участие определенная организация для улучшения психологического климата в коллективе. Посмотрите еще .

Естественно, разграничивать эти виды тренингов следует лишь условно, так как в каждом конкретном тренинге присутствуют и упражнения для поиска оптимальных решений, и обучающие мини-лекции, и задания на формирование личностных качеств.


Какая польза от этих обучающих программ?

Тренинг стрессоустойчивости будет полезен разным категориям людей :

  • руководителям: с помощью подобного тренинга можно научиться создавать в коллективе здоровую атмосферу и решать даже сложные задачи, не срываясь на подчиненных; к такому руководителю испытывают уважение, а не страх;
  • сотрудникам компании: тренинг необходим в фирмах, где коллеги постоянно ссорятся между собой или возникают конфликты между клиентом и сотрудником;
  • выпускникам школ, училищ, студентам: тренинги полезны, так как учат саморегуляции и способам борьбы с волнением, что пригодится ребятам на экзаменах, а также поможет при эмоциональных перегрузках во время интенсивной учебы;
  • женщинам, стремящимся избегать конфликтов в семье и правильно их разрешать; также они необходимы для формирования уверенности в себе и контроля над своими эмоциями. (какие еще бывают тренинги для женщин?)

Любой тренинг полезен не только для людей, в жизни которых уже наблюдается ежедневный стресс, но и для профилактики его появления. С помощью тренинга можно достичь следующих результатов :

  • научиться самостоятельно справляться со стрессом с помощью восстановительных методик,
  • улучшить свое эмоциональное состояние,
  • повысить выносливость и работоспособность,
  • раскрыть скрытые в каждом возможности.

Упражнения для повышения стрессоустойчивости

В тренинге стрессоустойчивости могут использоваться упражнения из различных направлений психологической коррекции и специальные восточные практики : гипноз и самогипноз, медитативные практики, дыхательные упражнения, упражнения из психодрамы, арт-терапии, музыкальные и танцевальные упражнения, идеомоторные приемы, упражнения из телесно-ориентированной терапии и т.д.

Основные упражнения для стрессоустойчивости , с помощью которых можно диагностировать уровень стрессоустойчивости каждого, представляют собой идеомоторные приемы, например, разведения, сведения и подъема рук:

  1. Прием «Полет»: Встаньте, опустив руки вдоль корпуса, и закройте глаза. Мысленно сосредотачивайтесь на своих руках и «заставляйте» их подняться вверх, но без малейшего напряжения. Представляйте, что вы парите в воздухе.
  2. Прием «Левитация рук»: Встаньте с опущенными руками и настройтесь на ваши руки. Чувствуйте их легкость, которая заставляет руки словно «всплывать», подниматься выше.

Есть и другие упражнения, которые помогают человеку прийти в определенное психоэмоциональное состояние. Нужно будет подобрать оптимальное упражнение для себя. Основным моментом в этих упражнениях являются ментальные процессы, приводящие сознание в спокойное состояние.

Когда вам удастся выполнить эти упражнения и действительно достичь нужного результата, вы сможете контролировать свои эмоции в сложных ситуациях, просто вернувшись в прошлое спокойное состояние путем выполнения тех же действий.

    Более 36 баллов

    От 13 до 36 баллов

    Менее 13 баллов

  • — представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Стрессоустойчивость - это способность человека переносить стрессы без негативных последствий для своей психики. Применительно к работе - это умение выполнять свои задачи спокойно, находясь в стрессовой ситуации.

Стрессотренируемые люди.

Стрессотормозные люди

Запахи - сильнейший инструмент влияния на тело и психику человека. Для снятия стресса можно использовать масла аниса, апельсина, лаванды, ванили. Очень хорошо успокаивают запахи бергамота, душицы, лимона, мяты.

Безусловно, эти мероприятия - лучшее лекарство от депрессии. Подстригитесь, поменяйте цвет волос, порадуйте свое лицо омолаживающей, антистрессовой маской, насладитесь расслабляющем эффектом общеукрепляющего массажа, и многие проблемы явно уменьшатся в размерах.

Эмоциональный стресс

Внутриличностный стресс

Рабочий стресс

Финансовый стресс

Общественный стресс

Экологический стресс

Цель.

  1. Тебя видели на гей тусовке?
  2. У вас в сумочке вибратор?

Просмотр содержимого документа
«Социально-психологический тренинг «Стрессоустойчивость в профессиональной деятельности» »

Социально-психологический тренинг «Стрессоустойчивость в профессиональной деятельности»

Цель. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья и профилактики эмоционального выгорания.

    Дать понятие психологического термина стрессоустойчивость.

    Обучение коллег способам регуляции психоэмоционального состояния.

    Диагностика стрессоустойчивости.

Продолжительность занятия – 50-60 минут.

Методы работы: психопросвещение, психоконсультирование, релаксация.

Свою лекцию профессор начал со стаканом воды в руках. Он задал аудитории вопрос:
- Что бы случилось, если бы я был вынужден держать стакан несколько минут?
- Ничего бы не произошло, - ответили студенты.
- А если бы держать пришлось на протяжении часа?
- У вас стала бы болеть рука.
- А если весь день?
- У вас рука бы онемела, вам понадобился бы врач.
- Хорошо. Обсуждая эту тему всего несколько минут, у меня уже начала уставать рука. Что я буду вынужден сейчас сделать?
- Поставить стакан, - ответил самый смелый из студентов.
- Это точно! – профессор заинтересованно посмотрел на смельчака. - С проблемами так всегда. Только подумал о них – и они тут как тут. Начнешь думать о них дольше – они уже зудят. Будешь думать о них еще больше – они тебя окончательно парализуют. Чтобы решать проблемы, думать о них важно. Но еще важнее научиться вовремя, ставить их на место.

Тест на стрессоустойчивость

Раздражает ли вас:

    Смятая страница книги и журнала, которую вы хотите прочитать?

    Небрежно одетые дети?

    Чрезмерная близость собеседника при разговоре?

    Женщина, курящая на улице?

    Человек, кашляющий в вашу сторону?

    Когда кто-то грызет ногти?

    Когда кто-то смеется в невпопад?

    Когда кто-то учит вас, что делать?

    Когда кто-то опаздывает?

    Вы смотрите фильм и его комментируют?

    Когда в поезде вам мешают отдыхать?

    Когда дарят вам не нужные вещи?

    Пересказывают содержание книги, а вы ее хотели прочитать?

    Слишком сильный запах духов?

    Коллега, слишком жестикулирующий во время разговора?

    Когда коллега, употребляет иностранные слова?

Ключ: да «безусловно» - 3 б., да «но не очень» - 1 б., нет – 0 б.

Результат

Более 36 баллов . Вас не отнести к терпеливым и спокойным людям. Вас раздражает почти все, даже самое незначительное. Вы вспыльчивы и легко выходите из себя. Это расшатывает вашу нервную систему.

От 13 до 36 баллов . Вас раздражают очень неприятные вещи не драматизируйте повседневные невзгоды, вы способны легко забывать о них.

Менее 13 баллов . Вы достаточно спокойный человек, реально смотрящий на жизнь вас не так-то просто вывести из равновесия. А это гарантия против стресса.

Стрессоустойчивость - представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Стрессоустойчивость – это способность человека переносить стрессы без негативных последствий для своей психики. Применительно к работе – это умение выполнять свои задачи спокойно, находясь в стрессовой ситуации.

По степени стрессоустойчивости люди делятся на следующие группы:

Стрессоустойчивые. Легко принимают любые перемены, так как гибкие и пластичные в плане приспособления к каким-либо стрессовым факторам. Поэтому они к переменам всегда готовы, а кризисные ситуации преодолевают достаточно легко.

Стрессонеустойчивые. Малейшее развитие событий не по их сценарию приводит их в состояние сильного стресса. Изменения застают их врасплох, адаптация к непривычной обстановке для этих людей неимоверно тяжела. Менять свои взгляды, установки и поведение очень сложно.

Стрессотренируемые люди. Они к изменениям как будто готовы, но к окружающей обстановке будут адаптироваться постепенно. Они будут меняться, но в медленном темпе. Резкие движения не для них, иначе они впадут в депрессию. При повторении стрессовых ситуаций с каждым разом будут реагировать на них все более спокойно.

Стрессотормозные люди . Под воздействием внешней среды меняться не станут, так как стоят на твердых позициях и имеют собственное мировоззрение. В исключительных случаях пойдут на то, чтобы однократно изменить психотравмирующую сферу жизни. Могут теряться, когда стрессы сопровождают их постоянно.

Ароматические средства: свечи, масла, лосьоны.

Запахи – сильнейший инструмент влияния на тело и психику человека. Для снятия стресса можно использовать масла аниса, апельсина, лаванды, ванили. Очень хорошо успокаивают запахи бергамота, душицы, лимона, мяты.

Способ применения масел прост: нанесите на салфетку две капли любого из масел, положите рядом с собой и вдыхайте аромат. Можно также втирать масла в кожу, распылять их, окуривать ими помещения, использовать при массаже.

Можно добавлять масло в ванну. Для этого достаточно 4-5 капель масла, температура воды в ванне должна быть от 36 до 39 градусов. Для лучшего контакта масла с водой некоторые специалисты рекомендуют предварительно размешивать масляные капли в половине стакана кефира.

Кассеты/диски с музыкой и/или звуками природы.

Издревле известна огромная сила, с которой могут влиять на сознание и подсознание людей различные формы звукового воздействия. Это и монотонная барабанная дробь и песнопения шаманов, и тибетское многоголосное пение, и священные песнопения в христианских храмах.

Станислав Гроф, основатель холотропной терапии, указывал, что хорошая музыка обладает особой ценностью, так как помогает человеку обнаружить старые забытые эмоции и выразить их, придать смысл происходящему в настоящем и сделать его более значимым. Безусловно, музыка прекрасно расслабляет, причем выбор здесь достаточно широк: это может быть и классическая музыка, и бардовская песня, и роковые композиции, и естественные звуки природы. О вкусах не спорят!

Вдохновляющие и духовные книги.

Хорошо, если в библиотеке современного человека есть не только детективы и «любовная» литература. Чтение духовных и вдохновляющих книг удивительным образом меняет не только мысли, но и мировоззрение человека в целом. Сделайте чтение подобной литературы частью вечернего ритуала, и эта небольшая привычка может коренным образом изменить всю вашу жизнь. Чтение книг о стрессе также поможет вам в сохранении жизненного равновесия.

Диски с любимыми фильмами и мультфильмами.

Телевидение прочно вошло в жизнь современного человека, и бороться с этим бесполезно. Более реальной видится задача повышения качества того, что мы впускаем в себя и своих детей посредством экрана. Человеку, находящемуся в состоянии стрессового напряжения, очень полезно посмотреть любимые кинокомедии или мелодрамы прошлых лет. Отличным образом на подсознание и детей, и взрослых действуют также мультипликационные фильмы советского времени.

Посещение косметолога, парикмахера, массажиста.

Безусловно, эти мероприятия – лучшее лекарство от депрессии. Подстригитесь, поменяйте цвет волос, порадуйте свое лицо омолаживающей, антистрессовой маской, насладитесь расслабляющем эффектом общеукрепляющего массажа, и многие проблемы явно уменьшатся в размерах.

Эмоциональный стресс

Этот вид стресса, так или иначе, связан с нашими эмоциями, эмоциональными реакциями.

Внутриличностный стресс

Находиться в мире с самим собой! Как это важно и как часто мы не можем этого достичь. Наши внутренние переживания, недовольства, смятения начинают проявляться раздражительностью, неудовлетворённостью и как следствие развивается стресс. К внутриличностному стрессу обычно приводят наши нереализованные потребности, несбывшиеся мечты, желания, надежды и др.

Рабочий стресс

Стремление сделать карьеру и при этом длительное отсутствие результата или просто высокая рабочая нагрузка и не важно, каким трудом Вы занимаетесь, физическим или умственным, но если работа вызывает хроническую усталость и частные отрицательные эмоции, это может перейти в рабочий стресс. Часто его связывают с несправедливой оценкой труда, ролевой неопределённость и даже с плохим обеспечением безопасности на работе.

Финансовый стресс

Мы живём в том мире, где деньги играют в жизни человека большое значение. Мы приобретаем продукты питания, необходимые предметы в быту, оплачиваем развлечения и счёта за квартиру и многое другое. Ситуации, когда наши расходы значительно больше доходов способны привести к такому виду стресса, как финансовый стресс. К стрессу могут привести неожиданные траты и незапланированные расходы, невозможность взять кредит для необходимой покупки, заниженная оплата труда и т. д.

Общественный стресс

Мы находимся в обществе и редко можем избежать тех, проблем, которые в нём возникают. Общественный стресс развивается у какой-то группы людей. Причиной общественного стресса могут быть экономические, политические проблемы и др.

Экологический стресс

Неблагоприятные экологические факторы напрямую влияют на наше здоровье. Самые разные факторы, в том числе воздействие химии, шума, загрязнённой воды и т. д. отрицательно влияют на организм в целом. Как эти причины, так и ожидание неблагоприятного воздействия плохой экологической обстановки приводит к экологическому стрессу.

Игра «Я в теме или как реагировать на внезапные вопросы»

Цель. Повышение стрессоустойчивости.

Ведущий задает вопросы участникам, участник отвечает на вопрос так, как бы в теме и владеет информацией.

    Как дела у Ивана Ивановича? (откуда вы знаете, почему он к нам не приехал…)

    Как прошло заседание? (какие вопросы поднимались, была ли там девушка с косичками)

    Почему ты не пришла на работу?

    Что обещаем нам следующий год?

    Тебя видели на гей тусовке?

    У вас в сумочке вибратор?

Рефлексия: у кого были заминки, что ощущали, почему в жизни нельзя сразу реагировать на каверзные вопросы.

Тренинг стрессоустойчивости

Пояснительная записка.

Тренинг стрессоустойчивости нужен всем без исключения. Согласитесь, в современном мире возникает все больше причин, ведущих к стрессовому состоянию. В результате сегодня практически невозможно встретить полностью уравновешенного человека, а ведь постоянное напряжение пагубно воздействует на психику и здоровье. Управление эмоциями – это большой труд и регулярная работа над собой, поэтому практически невозможно обучиться этому самостоятельно. Сила воздействия стрессоров зависит от пола человека и его возраста, восприимчивости к различным ситуациям, поведенческих особенностей, времени суток и времени года. В любом случае, стрессоры воздействуют на всех без исключения и каждому из нас требуются свои определенные способы защиты от стресса.

Ликвидировать стрессовое состояние каждый пытается по-своему. Это может быть общение с близким человеком, физические нагрузки, вышивка и вязание, массаж. Но подобные занятие снимают лишь следствие, не устраняя причину. Да и польза не всегда очевидна. В этой связи возникает необходимость использовать иные способы воздействия на стрессовые ситуации. Наиболее продуктивным и действенным является тренинг стрессоустойчивости.

Цели тренинга:

Повышение уровня стрессоустойчивости

Развитие навыков концентрирования внимания в сложных стрессовых ситуациях

Задачи тренинга:

1. Познакомить участников с понятием «стресс», влиянием стресса на организм и психику человека.

2. Рассказать о видах и стадиях развития стресса.

3. Познакомить с различной техникой преодоления стресса, помочь овладеть навыками их применения.

4. Развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.

5. Научиться управлять своим стрессом, легко изменяя его уровень под текущую задачу.

6. Научиться управлять своим психическим состоянием, если избежать стресса все-таки не удалось.

7. Уметь быстро восстанавливаться после перегрузок.

8. Повысить свою стрессоустойчивость – научиться «держать удар».

Актуальность. В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема эмоциональных нагрузок и у современных людей, что зачастую выступает причиной возникновения хронических стрессовых состояний, и как следствие, психосоматических расстройств и заболеваний.

Предлагаемая методическая разработка ориентирована на оказание психологической помощи и поддержки людям, испытывающим психоэмоциональные перегрузки в повседневной жизни. Теоретический и практический материал данной разработки помогут участникам не только познакомиться с приемами восстановления психоэмоционального состояния, но и освоить нестандартный подход к решению проблемных ситуаций.

Форма организации : мастер-класс.

Наглядный и раздаточный материал : листы белой бумаги, мелки, карандаши, распечатанные приложения, презентация.

Участники : участники смены (группа до 10 человек), педагог-психолог.

Продолжительность мероприятия : 2 часа.

Правила тренинга:

Здесь и сейчас

Конфиденциальность

Тактичное и доброжелательное отношения ко всем участникам группы

Правило «стоп»

Искренность и открытость

Недопустимость оценочных суждений членов группы

План проведения мероприятия

Этап мероприятия

Содержание

Время

    Вступительная часть

Упражнение на знакомство и установление контакта

15 мин.

    Упражнение «Я и стресс»

Проективная методика, направленная на выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям.

25 мин.

    Теоретическая часть

Мини-лекция (симптомы стресса, стадии стресса по Селье, рекомендации психолога по повышению стрессоустойчивости)

20 мин.

    Упражнение «Смятый лист»

Проективная методика, направленная на умение противостоять стрессовым ситуациям

25 мин.

    Заключительное упражнение «Аплодисменты по кругу

Формирование положительного заключительного настроя группы.

5 мин.

Ход тренинга:

Чаще всего стресс возникает в сложной или новой ситуации, в случае выраженного риска, возможного или разворачивающегося конфликта – т.е. в тех ситуациях, которые практически постоянно сопровождают жизнь современного активного человека. К тому же в последнее время все больше и больше людей стремятся к сознательному самопознанию и саморазвитию, а эта деятельность является стрессовой по самой своей природе.

Таким образом, для современного человека владение технологиями управления стрессом является необходимым условием его эффективной деятельности, а особенно деятельности в новых для него областях.

Стрессоустойчивость и навыки управления стрессом обеспечивают человеку способность к осуществлению эффективной деятельности в состояние стресса. Для этого необходимо развивать концентрацию нашего внимания.

Упражнение № 1. Способствует мобилизации внимания, дает возможность участникам осознать их регулятивные ресурсы, создает условия для их тренировки.

Участники садятся по кругу. «Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: один, два, три и т. д. Кто-то из нас начнет счет, а рядом сидящий (по часовой стрелке) продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6 (например 16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа).

Если кто-то из нас ошибется, то он выбывает из игры, но при этом остается сидеть в кругу. И мы все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть».

Итак, наш тренинг направлен на развитие навыков стрессоустойчивости. Хотелось бы у вас узнать:

Что же такое стресс?

Каковы первые признаки стресса, по-вашему, мнению?

Кто или что поможет преодолеть стресс?

Умеем ли мы бороться со стрессами?

Как самим выработать успешный стиль поведения, научиться в конфликтных, стрессовых ситуациях и напряженной рабочей обстановке быть устойчивыми к стрессу и задействовать скрытые в нас резервы, силы и возможности, чтобы преодолеть стресс и обратить его себе во благо?

Что вы ожидаете от нашего тренинга?

Упражнение «Я и стресс»

Цель. Помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе, определении своего отношения к данному феномену. Выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям.

Тренер готовит заранее бумагу формата А4 (по числу участников), цветные фломастеры. Участники тренинга располагаются комфортно (в кругу или за кругом). Ведущий предупреждает их о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому в ходе проведения упражнения не стоит задавать друг другу никаких вопросов.

«Нарисуйте, пожалуйста, рисунок «Я и стресс». Он может быть выполнен в любой форме - реалистической, абстрактной, символической, художественной. Большее значение имеет ваша степень искренности, то есть желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу после того, как вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем ключом, который на протяжении всего тренинга будет помогать вам осознавать трудности, находить уже имеющиеся ресурсы, вырабатывать новые успешные стратегии управления стрессом. При необходимости можно воспользоваться цветными фломастерами. Вы имеете полное право не показывать ваш рисунок в группе, если вы этого захотите». Участники рисуют в течение 4-5 минут. Затем тренер начинает задавать вопросы, на которые участники отвечают самостоятельно (мысленно), не записывая ответы на бумаге, не произнося их вслух. После каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд для внесения изменений и дополнений в рисунок.

Вопросы для рефлексии:

Посмотрите внимательно на свой рисунок.

1. Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?

2. Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.

3. Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека?

4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько - стресс. Почему?

5. При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие?

6. Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?

7. Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрессом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что-то еще? Если вы почувствовали необходимость, нарисуйте еще что-либо, что может защитить вас от стресса.

8. Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке - дорисуйте их.

9. Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

10. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его?

11. Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хотите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйста.

Обсуждение. После того как участники ответят на последний вопрос, тренер просит их объединиться в подгруппы по 4-5 человек. Как правило, создаются группы по принципу совпадения каких-либо позиций, касающихся восприятия понятия «Стресс», стратегий и ресурсов, проявившихся в рисунках. В каждой сформированной группе желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей и т. д., возникших в процессе рисования. При этом остальные слушают, дополняют, высказывают свою точку зрения, задают вопросы, но не критикуют. Говоря о том, что помогает и что мешает эффективно действовать в ситуации стресса, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и, основываясь на наблюдениях за поведением людей, умеющих преодолевать стрессы. Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в своих реакциях на стрессоры.

Все участники возвращаются в круг. Тренер предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений. Представители от подгрупп зачитывают свои списки. Тренер разъясняет участникам, над какими проблемами возможна работа на тренинге.

Мини-лекция:

Стресс (от англ. Stress - давление,нажим,напор;гнёт;нагрузка;напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический,тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

Симптомы стресса

    Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин.

    Плохой, беспокойный сон.

    Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.

    Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.

    Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.

    Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.

    Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.

    Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.

Стадии стресса

До сих пор учёные используют концепцию канадского физиолога и выделяют три стадии стресса по Селье:

1. Реакция тревоги.

2. Стадия сопротивления.

3. Стадия истощения.

Продолжительность каждой фазы развития стресса индивидуальна.

Первая фаза возникновения стресса характеризуется мобилизацией организма. Нарастает напряжённость. У кого-то она может длиться дни и недели, а кто-то уже через несколько минут переходит ко второй стадии стресса. Реагируют люди по-разному. У одних тревога ускоряет все реакции организма, они вдруг начинают быстро соображать и мгновенно принимают решения. У других – наоборот происходит замедление реакций, они становятся как бы заторможенными. Умеренный кратковременный стресс на первой стадии даже полезен. Гормональный всплеск даёт толчок организму, тренирует его, закаляет.

Вторая фаза наступает, если воздействие стрессовых факторов продолжается. Организм отреагировал на тревогу, мобилизовался и может преодолевать возникшие трудности. На стадии сопротивления организм может быть более устойчивым к вредным воздействиям, чем в спокойном состоянии. Внешне тоже всё выглядит благополучно, человек конструктивно решает проблемы, он активен, здоров. Первый и второй этапы развития стресса ещё не несут угрожающих последствий.

Третья фаза, характеризующаяся истощением, начинается, если вторая стадия затягивается и организм не получает отдых. Мобилизованные ресурсы заканчиваются. Организм израсходовал свои адаптационные возможности, и его устойчивость снижается. На этом этапе проявляется физическое неблагополучие: нарушение сна, снижение аппетита, потеря веса, расстройства стула, нарушение сердечного ритма, повышение артериального давления, и т. п. Человек чувствует себя вялым, разбитым. Если и сейчас не отдохнуть, то могут начаться серьёзные физические заболевания, депрессия.

Как бы нам хотелось, чтобы жизнь приносила только приятные сюрпризы, чтобы радость стала постоянным спутником наших будней. Но, к сожалению (или нет?), в наш бурный век никому не удается избежать неприятностей. Переживая неприятности, человек находится в постоянном напряжении, он ощущает страх, тоску, чувство тревоги. Люди, не привыкшие прислушиваться к своим внутренним ощущениям, а тем более анализировать их, не могут понять, что с ними происходит. В науке это состояние называют «стресс».

Парадокс заключается в том, что чем дальше мы гоним стресс, тем сильнее в него погружаемся. Поэтому страшен не сам стресс, а отношение к нему.

Для начала небольшой тест. Ответьте утвердительно («да») или отрицательно («нет») на каждый приведенный ниже вопрос.

1. В последнее время вы часто испытываете страх?

2. Ощущаете ли вы себя несобранным?

3. Трудно ли вам сосредоточиться на чем-то одном?

4. Испытываете ли вы тревогу без видимых причин?

5. Трудно ли вам заснуть?

6. Вы часто раздражаетесь по пустякам?

7. Замечаете ли вы за собой излишнюю потливость?

8. Вам часто снятся кошмары?

9. Вы ощущаете потерю аппетита?

10. Часто ли вы срываетесь на окружающих?

11. Часто ли вы ощущаете учащение пульса?

12. Чувствуете ли усталость, проснувшись утром?

Итак, у вас налицо почти все признаки стресса. Что делать?

1. Внешние раздражители – их необходимо устранить или исправить. Внешними раздражителями часто являются:

отвлекающая музыка (особенно если эта музыка не в нашем вкусе);

шумы с улицы, доносящиеся до нас через открытое окно;

сквозняки, дующие или на нашу шею, или по ногам;

слишком сухой или, наоборот, слишком влажный воздух в помещении, из-за чего нам трудновато дышать и мы чувствуем себя некомфортно;

слишком тусклое или, наоборот, слишком яркое освещение, из-за которого напрягаются и сильно устают глаза;

неприятные запахи;

неудобное расположение оргтехники, особенно провода, о которых можно легко споткнуться и упасть;

неудобное расположение мебели и каких-нибудь коробок;

некомфортная температура в помещении;

одежда из синтетики, которая потом электризуется и потихоньку, помаленьку, исподтишка бьёт нас током.

Это конечно не полный перечень внешних раздражителей. Однако для начала этого, наверное, вполне достаточно. Дальше – самостоятельно поищите вокруг себя то, что создаёт неблагоприятную обстановку. Постарайтесь создать комфорт и уют везде, где находитесь.

2. Внутренние раздражители: Боль. Самый простой для понимания внутренний раздражитель – это зубная боль или любая другая боль. Что здесь можно порекомендовать: следите за своим здоровьем.

3. Голод. Это ещё один вид внутреннего раздражителя. Из-за чувства голода и желания чего-нибудь поесть снижается тонус и бодрость, появляется усталость сначала в теле, затем в душе. Становится труднее концентрировать своё внимание и о чём-либо думать. Из-за чувства голода снижается эффективность, как физического труда, так и интеллектуального. В это время мы очень слабы и подвержены вредному воздействию стресса.

4. Душевное переживание. Также одним из внутренних раздражителей является какое-либо душевное переживание, которое увлекает наши мысли в сторону и не даёт сконцентрировать внимание и полностью уйти в работу с головой. Например, семейный конфликт, ссора с близким человеком или унижение от начальника, и так далее – всё это может сильно «выбить из колеи». Что можно порекомендовать в данной ситуации:

не думайте о неприятном, тем более не думайте о мести;

простите всех и каждого, прощайте оптом и в розницу;

прощайте сразу же после конфликта и авансом на всю жизнь вперёд;

относитесь легче к жизни и на любую неприятность говорить: «это пустяк!»

5. Планируйте свои дела. Если на работе у вас завал и нужно решить сразу много дел, то вот вам совет: выполняя несколько дел одновременно, не рекомендуется всех их держать в голове также одновременно. Лучше всего записывать, например, в дневник всё, что нужно сделать. А уже потом из списка поочерёдно выбирать самое срочное и важное. Расставьте приоритеты, распланируйте, что будете делать сейчас, что после этого, что завтра, что послезавтра. Решив одну задачу, открываем дневник и снова выбираем то дело, которое на данный момент является самым срочным и самым важным одновременно. И так далее.

6. Мотивация: понимая цель любой работы, легче перенести перегрузки в процессе её выполнения. Осмысленность работы занимает мозг и не позволяет посторонним переживаниям и волнениям туда вклиниваться и мешать.

7. Настроение: Необходимо управлять своим внутренним настроем или состоянием, а для этого достаточно просто смотреть на всё с некоторой долей юмора. Причем здесь главное юмор не путать с иронией, сатирой, сарказмом.

8. Улыбка. Для поднятия настроения и увеличения стойкости перед стрессовой ситуацией рекомендуем найти зеркало и уединиться, просто посмотрите в зеркало и широко улыбнитесь самому себе. Расправьте плечи. Улыбайтесь в течение хотя бы 5 или 10 минут. И вы почувствуете результат – весь день вы будете в приподнятом настроении.

9. Живите с удовольствием: Если куда-нибудь идёте, то вышагивайте с удовольствием. Если сидите, то сидите так, чтобы вам было удобно, комфортно и приятно. Если на работе перебираете бумаги или делаете что-либо ещё, то всё это делайте с удовольствием. Для этого сначала создаём искусственное чувство удовольствия, а затем со временем появляется настоящее. Со временем такой стиль жизни войдёт в привычку. И вы просто будете жить с удовольствием, будете наслаждаться жизнью.

10. Ищите хорошее и не замечайте плохое. Рекомендуем не обращать большого внимания на негатив, ограничивайте себя в желании смотреть и обсуждать чьё-либо недостойное поведение или какую-нибудь неприятную ситуацию. Не тратьте на эту «грязь» своё время и свою жизнь, свои силы и энергию. Вокруг нас много хорошего, замечательного, красивого и чудесного – ищите это, наслаждайтесь и любуйтесь, восхищайтесь и говорите об этом.

11. Дыхание помогает эффективно противостоять стрессу и снять напряжение: Сделайте обычный вдох, а потом длинный выдох. Пусть выдох будет примерно в 3 раза длиннее вдоха. И помните, что дышать лучше через нос, то есть рот рекомендуется держать закрытым. Затем опять обычный вдох и длинный выдох. Обычный вдох и длинный выдох. И так подышите хотя бы минуты 3. Вы почувствуете эффект: успокоение, расслабление, уходят головные боли и исчезают сердечные боли, понижается давление, и вы чувствуете, что вновь обрели состояние уравновешенности и вновь владеете собой.

12. Суставная разминка или простая гимнастика хотя бы 2 раза в неделю, например, вечерами после работы по вторникам и четвергам – это также хорошее средство для повышения стрессоустойчивости. При очень сильных стрессах рекомендуется заниматься спортом или фитнессом под руководством личного тренера.

13. Массаж: делайте 2 или 3 раза в неделю контактный массаж всего тела, не только спины. При этом, благодаря выполнению суставной разминки несколько раз в неделю, количество контактных массажей может сократиться до 0.

14. Движения: следите за плавностью своих движений. Двигайтесь грациозно и спокойно, как бы вальсируя. Резкие движения противопоказаны.

15. Расслабление: следите за напряжением в своём теле и не допускайте перенапряжения и спазмов мышц. Планируйте свой день таким образом, чтобы не бегать, не торопиться и не потеть, никуда не опаздывать. Будьте пунктуальными.

16. Релаксация. Для хорошего расслабления и восстановления сил есть специальные релаксационные упражнения, благодаря им снимается физическое и психическое напряжение.

17. Выходной: 1 день в неделю – настоящий полноценный отдых. Даже не думайте планировать и откладывать на этот выходной день походы по магазинам с тяжелыми сумками или генеральную уборку всего дома, или занятие спортом, или суставной разминкой, или выполнение работы, которую вы взяли на дом. Выходной – значит выходной, значит отдых и расслабление тела.. Встретьтесь или хотя бы созвонитесь, побеседуйте с родными, с близкими, с хорошими друзьями. Почитайте книжку, посмотрите кинокомедию, подбодрите родителей.

18. Сон желательно чтобы имел длительность от 7 часов и более. Если вы одну ночь недоспали, то рекомендуем запланировать и постараться в следующую ночь наверстать упущенное – выспаться и набраться сил.

20. Режим дня: если реально, то следите за распорядком дня, чтобы обеды и сон были в одно и то же время.

21. Питание. В плане питания следите, чтобы рацион был богат всеми необходимыми витаминами, белками, углеводами и так далее

22. Лексикон. Да, как это не странно и не парадоксально, наш словарный запас, лексикон, то есть те слова, которые мы часто используем в жизни – они влияют на наше самочувствие. Особенно на настроение. Таким образом, мы сильны и стрессоустойчивы. У нас есть иммунитет. Рекомендация очень простая: во-первых, старайтесь вообще не произносить такие слова, как: трудно, сложно, тяжело, проблема, бороться… Уберите эти слова из лексикона. И при этом, наоборот, старайтесь чаще произносить такие слова как: хорошо, прекрасно, легко, просто…

23. Переименовывайте негатив в позитив. Следите за своей речью и отфильтровывайте все негативные слова и фразы. Говорите в основном о хорошем и приятном. А если что-то вдруг идёт не так, как хотелось бы, то вместо трёхэтажных матов вдохните и на выдохе скажите: «Это пустяк!» И одновременно поднимите руку и опустите, проще говоря – махните на этот пустяк рукой. Рекомендуем прямо сейчас прорепетировать: на вдохе поднимите руку, а на выдохе опустите и скажите: «Это пустяк!» Ну, а в самых тяжёлых ситуациях можно сказать крепкое слово, например: «Ну, это нормально!» Сделайте инфляцию любому негативу, обесценивайте его. Переименовывайте негатив в позитив.

24. Формируйте свою позитивную реальность. Будьте готовы и философски относитесь к самому худшему, но при этом стремитесь к самому лучшему. Для этого ожидайте от жизни хороших и благоприятных для вас событий. Даём простую рекомендацию: Представляйте и фантазируйте, как та или иная ситуация должна развиваться, какой именно у неё должен быть сценарий, чтобы вы остались довольны результатом. Будьте режиссёром своей судьбы, режиссёром своей жизни.

25. Репетиции. Основательно подготовьтесь к предстоящей стрессовой ситуации, будь то деловая встреча, переговоры, презентация, выступление, интервью, собеседование и т.д. Станьте одновременно режиссером и актером. Несколько раз вслух произнесите весь тот текст, который собираетесь сказать в тот волнующий момент. И вы заметите, как волнение куда-то испарится и вместо неё вас наполнит чувство уверенности.

26. Поднимайте себе самооценку. Устраняйте комплекс неполноценности.

27. Хвалите, благодарите и одаривайте комплиментами людей, и не только людей. Похвалите и поблагодарите за примерный труд, например, свой компьютер, принтер за стойкость и качественную печать, телефон за надёжность, лампочку за свет и помощь в работе, воздух, мебель и т.д. И даже свои «золотые» руки и «светлую» голову тоже стоит похвалить

29. Восхищайтесь всем и всеми. Наверное, понятно, что не желательно отзываться о чем-либо или о ком-либо плохо и негативно.

30. Устраняйте причины возможных стрессов. Дальновидный стратег просчитывает не только свои действия в будущем, но и анализирует, что было в прошлом причиной конфликтов или стрессовых ситуаций. И, если та или иная стрессовая ситуация может повториться, то лучше устранить все возможные причины.

31. Не зацикливайтесь на прошлом, а смотрите в будущее. Рекомендуем не пережёвывать прошлые обиды и не переживать заново прошедшие стрессовые ситуации снова и снова. Это было и прошло, его не вернуть и не изменить, но можно изменить своё будущее! Простите и отпустите прошлое, сделайте выводы и оставьте прошлое в прошлом, чтобы жить в настоящем и смотреть в будущее с улыбкой и с осанкой счастливого человека.

32. Будьте самим собой. Т.е. не копируйте других, не завидуйте их успеху и не создавайте себе кумиров, чтобы потом быть на них похожим и стремиться к тем же целям. Все люди разные и судьбы – тоже разные. Лучше всего заниматься своим любимым делом, то есть именно тем, что нравится, от чего не устаешь, а, наоборот, набираешься сил. Будет замечательно, если в итоге получится так, что любимым делом вы будете заниматься весь день и к тому же получать за это хорошие деньги. Это прекрасно! Но ведь не каждое любимое дело может перерасти в высокодоходный бизнес. И не каждое должно в это перерастать… займитесь любимым делом хотя бы по вечерам после основной своей работы, пусть это станет вашим хобби. Займитесь тем, о чём мечтали с детства. Например, рисуйте картины, пишите стихи, сочиняйте сказки или рассказывайте их детям, путешествуйте по окрестным населённым пунктам, а на выходных можете скататься даже в другую страну, на край света. Главное – стать самим собой, а не играть роль.

Упражнение «Смятый лист»

Участников просят вспомнить о какой-либо проблеме, решение которой они хотят найти, которая вызывает тревожные мысли, подумать о ней 2 - 3 минуты, после чего кратко, в одном - двух предложениях, описать ее

суть. Затем каждый участник берет лист бумаги, сильно сминает его, а потом опять разглаживает. Участников просят внимательно рассмотреть узор, образованный линиями, по которым

лист был смят, и разглядеть какой-либо рисунок (2 - 3 минуты). Потом участники обводят карандашом тот рисунок, который им удалось разглядеть в узоре (5 - 7 минут).

Когда изображение готово, участников просят внимательно

присмотреться к нему, еще раз перечитать выполненное ранее описание проблемы, а потом выдвинуть и записать как можно больше

идей (ассоциаций) о том, как выполненный рисунок может быть

связан с поставленной проблемой и возможными способами ее

решения. Фиксируется все, что приходит в голову (4 - 6 минут).

Описанные выше этапы работы выполняются индивидуально.

век, где поочередно демонстрируют свои рисунки, комментируют, что именно на них изображено, кратко рассказывают суть

поставленной проблемы и делятся возникшими идеями о том,

как изображение может быть связано с этой проблемой и способами ее решения. Если у участников, выступающих в роли слушателей, возникают еще какие-то идеи по этому поводу, они тоже делятся ими. Время работы 4 - 6 минут на человека.

Техника носит проективный характер: как правило, после

размышления о проблеме и описания ее сути человек «видит» в

хаотичном наборе линий, возникших при смятии листа, нечто

связанное с этой проблемой и возможными способами ее решения. Осознание этой связи может позволить разглядеть проблему в новом, непривычном ракурсе, обнаружить неожиданный способ ее решения.

Обсуждение

Каждого из участников просят высказаться, что дала эта

техника лично ему, и в каких реальных жизненных ситуациях

ее целесообразно применять.

Упражнение "Аплодисменты по кругу"

Цель: упражнение на сплоченность группы. Формирование позитивного заключительного настроя группы.

Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Литература

1. Гремлинг С., Аузрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002.

2. Гринберг Дж. Управление стрессом. - СПб., 2012.

3. Грецов А. Г., Попона Е. Г. Научись преодолевать стресс. - СП6., 2006.

5. Микляева А. В. Я - подросток. Мир эмоций. Встречи с самим собой, Я среди других людей. - СПб., 2013.

6. Нейдхард Дж. и др. Властелин эмоций. Как сохранить спокойствие в любой ситуации. - СПб., 2007.

8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М, 2010.

9. Фопель К. Уверенное управление. М., 2004.

Стресс давно стал частью жизни современного человека. Его провоцируют интенсивная и напряженная работа, пробки на дорогах, возможные межличностные и семейные конфликты, частая нехватка времени. А управлять своими эмоциями умеет далеко не каждый человек. На помощь приходит тренинг на стрессоустойчивость, который позволяет эффективно управлять стрессом. Научиться это делать может каждый человек.

Что подразумевает тренинг и зачем он проводится

Психологические тренинги на стрессоустойчивость подразумевают под собой форму обучения, которая объединяет теорию и практику. При этом важное значение имеет именно практическая часть, она позволяет человеку отработать определенные приемы, тренировать навыки и желаемую модель поведения, которые помогут в обычной жизни справиться со стрессом.

Их можно подразделить на групповые и индивидуальные. Классифицируются они и по направленности на определенные сферы жизни человека, отношений. Также тренинги по стрессоустойчивости бывают открытые и закрытые.

На открытых занятиях обсуждаются вопросы широкого спектра. На закрытых тренингах проводятся обсуждения конкретной направленности, например, развитие бизнеса.

В отличие от семинаров, на тренингах гораздо меньше народа, что позволяет лучше проработать конкретные проблемы с каждым его участником. Основная задача любого тренинга заключается в том, чтобы на практике научиться применять теоретические знания, достичь определенных целей.

Для правильного выбора тренинга человеку необходимо задаться вопросом, в чем источник дискомфорта, который приводит к проблеме. Это может быть или усталость, которая вызвана постоянной нехваткой времени и длительной интенсивной работой.

Виды тренинга

Психологический тренинг на стрессоустойчивость имеет различную направленность. Чаще всего психокоррекционные программы вызывают способность человека изменить поведение и самосознание. В зависимости от задач, которые преследуются, различают следующие виды тренингов:

  • Психотерапевтический. Задача этих занятий — коррекция эмоций и сферы жизни, которых они касаются. Выполняя определенные упражнения, человек вызывает искусственно переживания, которые позволяют ему лучше понять себя, найти пути решения проблем, выйти из сложных ситуаций;
  • Психологический тренинг на стрессоустойчивость. Его задача — изменение психической сферы, поведенческих моделей, совершенствование сознания. Он включает в себя упражнения и игры, которые позволяют с успехом решить поставленную задачу;
  • Для личностного роста . В процессе занятий совершенствуются личные данные, укрепляются определенные качества, которые позволяют повысить уверенность в себе, компетентность в психологических аспектах;
  • Обучающий . Его целью является получение необходимых знаний и навыков, которые помогут в сложных ситуациях перенести или избежать стресс. Он является некоей разновидностью психокоррекционного тренинга;
  • Организационный . На этом тренинге участники одной организации учатся работать в коллективе, стараются повысить уровень психологического комфорта. это приводит к совершенствованию совместной деятельности и повышению организационного эффекта. Разновидностью этого тренинга являются корпоративные занятия.

Естественно, разграничения по задачам весьма условное, поскольку каждый из видов включает в себя упражнения, направленные на поиск оптимальных решений проблем, касающихся всех сфер человеческой жизни. Близки задачи психологических занятий и упражнений по личностному росту. Формирование личных качеств важно и для обучающих тренингов.

Тренинг по стрессоустойчивости направлен не только на коррекцию поведения, но и на личное развитие, повышение психологической составляющей и уверенности в своих силах и знаниях.

Где можно пройти тренинг: содержание программ

Пройти тренинги можно в специализированных компаниях, где специалисты подберут оптимальный вариант программы с учетом индивидуальных особенностей обратившихся людей. Существуют следующие программы тренинга, которые могут быть предложены вниманию человека:

  • Методический. На нем выполняется обучение специалистов, которые в дальнейшем смогут работать тренерами по стрессоустойчивости. Основные этапы этих занятий: получение теоретических знаний, участие непосредственно в работе, обсуждение задачей и целей, знакомство с работой тренера. На конечном этапе человек под руководством тренера самостоятельно ведет группу людей;
  • Психотерапевтический. Теоретическая часть, направленная на ознакомление с работой, получение знаний по психическим изменениям, которые способны разрешить внутренний конфликт. Практическая часть включает в себя упражнения и игры, они способствуют выходу из кризисного состояния. В процессе ведется разъяснительная работа;
  • Организационный. На этих занятиях идет работа по совершенствованию деятельности группы людей, на основе формирования в процессе обучения копинг-стратегий.

Упражнения для тренинга

Каждый тренинг включает в себя набор определенных упражнений, которые направлены на снижение психологического дискомфорта. Могут использоваться различные меры воздействия, включая гипнотические занятия, самогипноз, упражнения на восстановление правильного дыхания, арт-терапия, воздействие музыкой и танцами.


Хорошие результаты показывают идеомоторные приемы, которые позволяют человека. К ним можно отнести работу руками:

  • «Полет» — подъем рук без напряжения из положения стоя с закрытыми глазами;
  • «Левитация» — настрой на руки, которые под воздействием мыслей обретают легкость и поднимаются сами собой.

Все упражнения имеют ментальную направленность, которая способна привести сознание в спокойное состояние. Впоследствии эти простые движения будут способствовать возврату покоя при повторном их выполнении, когда потребуется успокоиться и отвлечься от стрессовой ситуации. Поэтому столь важно подобрать для себя оптимальный вариант упражнения.

Отличный эффект дает упражнение на растягивание шеи. Для его выполнения следует удобно сесть, расслабиться и настроить свободное дыхание. На вдохе голова отклоняется назад, на выдохе — вперед. При этом тело не должно наклоняться или двигаться. Действия повторяются 3-4 раза.

Это упражнение дает сразу несколько преимуществ. Его важно выполнять и в повседневной жизни, поскольку мало кто замечает напряжение в мышцах шеи и спины. Две минуты занятий снимут не только мышечное напряжение, но и психологическое, контролируемое осознанное дыхание поспособствует осознанному отношению к себе.

Упражнения для тренинга на стрессоустойчивость выполнять желательно с закрытыми глазами, это позволит лучше сконцентрироваться на задаче.

Существует еще немало способов и упражнений, которые позволяют снизить напряжение и избежать стресса. Прекрасные показатели имеют медитация, концентрация на движении, стряхивание напряжения и другие методики.

Кому нужен тренинг стрессоустойчивости и его польза

Тренинг повышение стрессоустойчивости принесет пользу следующим категориям людей:

  • Руководящий состав. Он поможет наладить в коллективе рабочую атмосферу, в которой сотрудники будут чувствововать себя комфортно;
  • Работники. Многие фирмы прибегают у услугам специалистов, чтобы сократить количество конфликтных ситуаций между сотрудниками;
  • Молодежи, которая закончила учебные заведения. Тренинги способствуют борьбе с волнением при устройстве взрослой жизни. Полезны они студентам перед экзаменами, они позволяют снизить эмоциональные перегрузки у подростков;
  • Семьям занятия помогут избегать конфликтных ситуаций, правильно разрешать спорные вопросы, повысить самооценку супругов, осуществлять контроль над эмоциями.

Тренинги направлены не только на снижение ежедневного стресса, но и для его профилактики. С их помощью можно повысить стрессоустойчивость, научиться быстро восстанавливаться после напряжения, повысить эмоциональное состояние, работоспособность, выносливость, а также раскрыть свои потенциальные возможности.


Важно обращаться в профессиональные компании, где опытные тренеры помогут человеку познать себя, избавиться от комплексов и привычек, которые мешают жить, научат анализировать проблемы. Кроме того, на таких занятиях можно провести время интересно и с пользой.

Марина Кобзарь
Тренинг для педагогов «Воспитываем в себе стрессоустойчивость»

Уважаемые коллеги!

Не секрет, что наша профессия требует определённых сил, энергии, самоотдачи. Это со стороны кажется – всё просто : поиграли, порисовали, провели консультацию, диагностику. Но мы-то знаем, сколько нужно терпения, усилий, знаний, даже смекалки и интуиции. Но это только одна сторона нашей жизни. Мы такими обязаны быть – это наша профессия.

Но также у каждого из нас есть свои семьи, родные, друзья и много разных вещей происходит вокруг каждый день. Иногда подводит здоровье. А порой сложившиеся жизненные обстоятельства проверяют нас на прочность. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают наши нервы, лишают нормального сна, что снова ведет к стрессу . И очень трудно в подобных ситуациях сохранять самообладание и не перенести это на свою работу». И поэтому, одним из важных личностных качеств педагога должна быть стрессоустойчивость .

Вообще, стресс – реликтовая реакция организма на опасность. Древний человек должен был действовать с быстротой молнии, чтобы выжить. Сегодня стресс для нас связан не с опасностью, а в первую очередь с избытком раздражителей. Но любой стресс , какой бы он ни был, вызывает абсолютно одинаковую реакцию организма : убыстряется дыхание, печень усиленно вырабатывает глюкозу – важный источник энергии, надпочечники вырабатывают адреналин и другие гормоны, чтобы подготовить организм к драке или к бегству – в буквальном смысле. И когда подобные реакции тела сохраняются в течение продолжительного времени, а расслабления так и не наступает, стресс для нас необратимо становится негативным, он нас разрушает, в этом случае он нам вредит.

Цель : наметить пути выхода из стрессовой ситуации и ухода от нее.

Задачи : - определить свое отношение к стрессу , к стрессовой ситуации , к конфликту;

Понять себя, а именно, как я выхожу из сложившихся стрессовых ситуаций ? Что мне помогает вернуться к нормальному адекватному состоянию?

Приблизить свое состояние к психологическому комфорту.

1. Что Вы ждете от этого тренинга ? Эти ответы участники пишут на листочках.

2. Принятие двух золотых правил.

1) Не хочешь – не говори.

2) Когда говорит другой – не перебивай

Тест "КРЕПКИЕ ЛИ У ВАС НЕРВЫ? "

покажет, спокойный ли вы человек или находитесь в состоянии постоянного стресса (в данный момент) .

(Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы : «Да» или «Нет» )

1. Вы ощущаете прилив энергии только при стрессе ?

2. Вы считаете свою работу важной и значительной?

3. У вас есть хорошие друзья, с которыми вы можете выговориться?

4. Вы можете по-настоящему «отключиться» в конце недели?

5. Занимаетесь ли вы регулярно (не менее одного раза в неделю) спортом?

6. Вы хорошо засыпаете и спите всю ночь напролет спокойно?

7. Вы находите взаимопонимание с коллегами по работе?

8. У вас нормальные масса тела и давление?

9. Вас нелегко вывести из себя?

10. У вас есть дела которых вы ждете с радостью (выходные, хобби,

11. Вы уделяете себе ежедневно хотя бы полчаса времени?

12. Вы живете в спокойном районе?

13. Во время приема пищи вы успеваете по-настоящему насладиться едой?

14. Вы выходите каждый день хотя бы на полчаса на свежий воздух?

15. Вы едите много цельнозерновых продуктов?

16. Вы - творческий человек?

17. Вы регулярно медитируете и расслабляетесь?

18. Вы смеетесь часто и охотно?

19. Можете ли вы, когда нужно, твердо сказать «нет» ?

20. Вам удается иногда заставить других людей согласиться с вами?

(Подсчитайте количество «НЕТ» и запишите это число).

КЛЮЧ ТЕСТА :

Если ВЫ ответили "НЕТ" на 9 вопросов или меньше, то Вы достаточно спокойны в повседневной жизни. Даже если иногда нервничаете, тем не менее Вам удаётся снимать напряжение, которое могло бы нанести вред Вашему здоровью. Всё в порядке. Поздравляю!

А если Вы ответили "НЕТ" на 10 и больше, значит Вы испытываете в данный момент сильное напряжение. Вы мечтаете о покое, но не можете расслабиться. Возможно, страдаете бессонницей. Это значит, настало время пересмотра Вашей жизненной позиции и активной борьбы с напряжением.

1 Приветствие.

2. Упражнение «Животные» (3 мин.)

Цели : переживание внутренних движений и экспериментирование с внешним движением; стимулирование идентификации со своим телом; установление участниками группы связи чувств с движениями.

Материалы : Медитативная музыка.

Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 2 минут вы должны быть этим животным, «переняв» его форму, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и «летайте» , изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь…

3. Упражнение «Отображение» (5 мин.)

Цели : Поощрение осознания тела, творческого движения и межличностной эмпатии; развитие самопринятия и взаимопринятия.

Материалы : медленная, спокойная музыка.

Процедура : Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой – ведомым. Встаньте лицом к лицу и смотрите друг другу в глаза. Если вы лидер, начинайте делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения осознавайте свое тело и чувства. В течение всего упражнения смотрите партнеру в глаза и старайтесь осознавать его. В качестве ведомого отражайте движения своего партнера – как будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. Пусть вас «ведет» ваше тело. Примерно через две минуты поменяйтесь ролями.

Вопросы для обсуждения :

1. Вопросы для обсуждения :

2. Легко ли вам было выполнять первое упражнение?

3. В какой роли вам было удобнее и почему?

4. В жизни отвечаете ли вы взаимностью, когда с вами здороваются непривычным для вас способом?

5. Какие чувства вы при этом испытываете?

6. почему было выбрано это животное?

7. как чувствовали себя участники, представляя себя животным?

на какие движения партнера вы обратили внимание?

что вы чувствовали, когда отражали движения партнера / он отражал ваши движения?

Упражнение «Лимон» (включить музыку)

Цель : управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно : руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе , что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе , что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение : «Дышите глубже, Вы взволнованы»

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Вдох состоят из трёх фаз вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно увеличить время на все 3 фазы. Начните с 5 секунд. Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза.

Упражнение.

Все мы знаем, что «слово лечит, слово калечит» . В Китае в древности была разработана особая наука о целебных звуках, которые входят в резонанс с нашими внутренними органами и оказывают на них полезное воздействие. «Фу» (на вдохе) - помогает быстро сбросить негативную энергию. «И-и-и-и» (на задержке дыхания) - общее очищение организма. «По-о-о-хс-о-о» (на выдохе) - бодрит организм после сна. Повторяйте каждый звук не более 3-4 раз.

Узнал ли я сегодня что-то новое, воспользуюсь ли я хотя бы одним из приемов?