«Христос воскрес!» - принято говорить на Пасху. Отвечают на это словами «Воистину воскрес!».

Что означают эти две фразы и какой смысл вкладываем в них мы?

Для кого-то это просто традиция, как своего рода пасхальный пароль и отзыв. В таких случаях люди произносят эти слова в день Пасхи, не задумываясь об их смысле, вместо «Привет» или «Здравствуйте».

Однако как слово «здравствуйте» имеет свой смысл и означает пожелание встретившемуся вам человеку быть здоровым, так тем более слова «Христос воскрес!» и ответ на них «Воистину воскрес!» имеют конкретный смысл. Тот, кто говорит «Христос воскрес!», провозглашает тем самым библейскую истину о том, что Иисус Христос, будучи умерщвленным через распятие, затем воскрес. А тот, кто отвечает «Воистину воскрес!», выражает свое согласие с тем, что Иисус Христос действительно был мертв и вновь ожил.

Эти слова слишком серьезны и слишком значимы, чтобы говорить их формально, не вкладывая в них того смысла, который в них в…

Значение воскресение Христа

В Пасхальные дни это приветствие раздается повсюду. Кто-то произносит эти слова осмысленно, трепетно, кто-то бросает их машинально, а кто-то по глубоко укоренившейся привычке (так нужно — Пасха же!). Но, говоря о Воскресении Христа, действительно ли мы верим в это? Насколько хорошо мы осознаем всю важность этого события? И что значит лично для меня Воскресение Христа? Это вопросы, над которыми стоит поразмышлять.

Апостол Павел в своем письме к церкви в Коринфе уделяет целую главу объяснению важности Воскресения. Почему? Давайте порассуждаем вместе с Павлом.

«12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?

13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;

14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.

15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он…

Истоки такого приветствия

Приветствовать человека в день Пасхи фразой «Христос вокресе!» и отвечать — «Воистину воскресе!» присуще в первую очередь христианам. Этот обычай уходит корнями глубоко в века и имеет огромный смысл для верующих. Также во время обмена этими фразами принято троекратно целоваться. Говорить эти слова можно в течение всей Светлой седмицы, которая идет за Пасхой.

Истоками этот обычай обязан самому Иисусу Христу, который жил и умер за грехи простых мирян. После того как апостолы Христа узнали о его воскресении, они рассказывали об этом каждому человеку, которого видели, говоря заветную фразу «Христос воскресе!». Те, кто слышал эту фразу, понимали, что Иисус — сын Бога, и, подтверждая их слова, отвечали «Воистину воскресе!».

Другая версия говорит о том, что данные фразы используются для благословения. К примеру, мирянин может обратиться с просьбой «Христос вокресе!», а батюшка отвечает «Воистину воскресе!», что значит — «Бог благословит». Этот…

ПАСХА 2015

Христос воскрес?!

Пасха… Это слово нам хорошо знакомо. Мы слышим его, пожалуй, с детства. В свое время слышали его от бабушек, мам или соседей, а с недавнего времени слышим и с экрана телевизора и из радиоприемника.

А в чем, собственно, заключается смысл Пасхи? С чем ассоциируется у нас слово «пасха»? Что приходит на ум, какой образ возникает в голове, когда Вы слышите слово «пасха»?

Может быть, кулич? А может, традиционные крашеные яйца или веточка вербы на фоне храма и золотых куполов?

За последние несколько лет к празднованию Пасхи присоединяются все больше и больше людей. Пасхальные богослужения транслируют на центральных каналах. Нет сомнения – это что-то очень торжественное и святое. Но что же все-таки это такое – Пасха?

К большому сожалению, атрибуты Пасхи – то, что возникает в голове, когда звучит это слово, - затмили ее истинное значение. За формой, порой весьма торжественной или праздничной - скрылась и стала…

«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божья». (Апостол Павел).

«Пасха – праздник светлого Христова воскресения». Так утверждает религия. А как написано в Библии? В Библии написано по-другому.

В Священном Писании говорится, что Пасха есть не воскресение Христа, а Его смерть. На Пасху Христос умер, а не воскрес. Так сказано в Библии.

Христос нигде никогда не повелевал, чтобы люди отмечали или праздновали Его воскресение из мертвых. Об этом в Библии не найдете ни слова. Сие не значит, что праздновать воскресение Христа будет принципиальной ошибкой. Но Сам Христос не завещал отмечать Его воскресение из мертвых.

Господь заповедал отмечать, вспоминать именно Его смерть. Это вопрос принципиальный. И это, по Библии, есть Пасха. Говорить на Пасху «Христос воскрес!»,- означает демонстрировать духовное невежество, и простую безграмотность. На самом деле, Христос воскрес не на Пасху, а на третий день после…

Протоиерей Игорь Гагарин

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Никакие слова не звучат в эти дни так часто, как это Пасхальное приветствие. Им мы заменили обычные наши «здравствуйте», «привет», «доброе утро» и т.д. Вместо всего этого мы говорим: «Христос Воскресе!». Встречаясь с кем-то и произнося «здравствуй», мы желаем этому человеку здоровья. Когда говорим «привет», желаем ему радости. Когда говорим «доброе утро», или «вечер», или «день», желаем, чтобы в это утро, или вечер, или день все сложилось благополучно и ничего недоброго не вошло в нашу жизнь.

Когда мы говорим «Христос Воскресе!», мы желаем человеку воскреснуть вместе с Ним и жить вечно.

Сказать другому человеку «здравствуй» – то же самое, что сказать «будь здоров и не болей». Сказать человеку «Христос Воскресе!» – то же самое, что сказать: «живи вечно и никогда не умирай!».

Вот только подлинно ли всегда мы по-настоящему понимаем это, по-настоящему чувствуем величие нашего Пасхального приветствия?

Если бы, произнося «Христос Воскресе» и слыша в ответ «Воистину Воскресе», мы спросили человека: «А ты воистину веришь, что это так?», то, наверное, ответы были бы разные. Говорить-то эти слова будут почти все, а вот степень веры, которую они в них будут вкладывать, может быть очень и очень разной. Кто-то и совсем не верит. И если спросить его, что же ты тогда говоришь их, он ответит: «Ну как же, обычай такой, очень красивый обычай». Кто-то другой скажет: «Ну, конечно, верю. Я же православный человек, крещеный. Но верю скорее умом, чем сердцем». Все правильно, все логично – раз ты назвал себя христианином, ты уже не можешь отвергать главные истины Церкви Христовой. А догмат Воскресения – важнейший. Но эта вера ничего не меняет в жизни человека. Он знает о Воскресении, но не чувствует его.

Так было и с апостолами. Еще до своих страданий Господь говорил им, что Он воскреснет. Они слышали это неоднократно, но не могли по-настоящему понять. Евангелие повествует, как не раз Господь предсказывал, что Сыну Человеческому предстоит быть преданному в руки грешников, и надругаются над Ним, и убьют Его, и в третий день воскреснет. Услышав это, ученики становились печальны. А ведь на самом деле, казалось бы, должны бы радоваться.

Конечно, горько слышать, что Он будет страдать и умрет. Но ведь воскреснет же! Скорбь страдания и смерти была им понятна, потому что с этим они неоднократно в своей жизни встречались, как и любой человек. А вот опыта воскресения в их жизни не было, и поэтому предсказание о нем не могло проникнуть до глубины души. Если бы их Господь спросил тогда: «Вы, что, не верите?», они бы с готовностью ответили: «Конечно, верим! Мы верим каждому Твоему слову».

Так почему же тогда они так печальны? Наверное, потому же, почему и мы, христиане, исповедуя веру в воскресение, продолжаем печалиться, тревожиться, обижаться часто по самому ничтожному поводу. Неужели не верим? Нет, верим, но как-то очень поверхностно. Подлинно глубокой наша вера будет лишь тогда, когда воскресение станет нашим личным опытом. По-настоящему человек может принять близко к сердцу только то, что сам пережил, сам прочувствовал.

Мне вспоминаются страницы прекрасной книги святого праведного «Моя жизнь во Христе». Вся эта книга состоит из коротеньких заметок, в которых отец Иоанна делится своими размышлениями, чувствами, наблюдениями по тем или иным вопросам христианской жизни. И вот некоторые из этих заметок он завершает словом «опыт». И читатель знает, что написанное здесь заслуживает особого интереса и доверия. Это больше, чем размышления. Это то, что было пережито самим святым и подтвердилось на его личном опыте. И вот, думается мне, как было бы здорово, если бы в эти Пасхальные дни, встречаясь с братьями и сестрами, мы могли бы говорить: «Христос Воскресе! Опыт!». И слышать в ответ: «Воистину Воскресе! Опыт!».

Но откуда нам с вами взять этот опыт? Я думаю, что сама Церковь указывает нам путь. На самом деле, живя, мы все уже имеем некий опыт смерти. С одной стороны, казалось бы, смерть есть нечто окончательное и невозможно говорить о какой-то степени смерти. Можно, например, сказать: «Я слегка заболел», или: «Я очень сильно заболел». Но кажется абсурдом сказать: «Я слегка умер», или: «Я очень сильно умер». Однако не так уж это и абсурдно.

Каждый раз, когда мы грешим, мы соприкасаемся со смертью в той или иной мере.

«Сделанный грех рождает смерть», – говорит апостол Иаков (Иак. 1. 15). Согрешив, мы ощущаем уныние, тоску, отвращение к самому себе, внутреннюю пустоту. Все это не что иное, как частичный опыт смерти. В крайних своих проявлениях эта тоска может привести и к полной смерти, как это случилось с Иудой, не выдержавшим той внутренней боли, которую испытывал после предательства, и самовольно оборвавшим свою жизнь.

А опыт воскресения? Каждый раз, когда мы каемся в грехе, когда преодолеваем какой-то соблазн, который чуть было не утащил нас на самое дно греха, мы с вами приобщаемся к в опыту воскресения. Грешит человек – и вкушает смерть; кается, побеждает грех – и вкушает воскресение. И эта радость, которую всегда чувствует человек, искренне покаявшийся, уже есть предвкушение воскресения и вечной жизни. Именно поэтому Церковь установила перед Пасхой – время самоограничения и деятельного покаяния. Мы, конечно, всю жизнь каемся, но именно Великим постом наше покаяние должно иметь сугубый, наиболее интенсивный характер. И насколько наше покаяние было глубоким и искренним, настолько и ощущаем мы опыт воскресения прежде воскресения.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы наша Пасха была наполнена этим переживанием бессмертия! А тем, кто почему-либо не мог поститься, а значит, не вкусил этого опыта победы над грехом и смертью, хочу пожелать, чтобы они не отчаивались и знали, что никогда не поздно вступить в борьбу с грехом, никогда не поздно приступить к очищению. И в какой мере человеку это удастся, в той мере ощутит он, что воистину воскрес Христос, воистину воскреснет и каждый из нас, чтобы жить вечно. Аминь.

12-04-2015, 02:34

Сегодня повсеместно слышны радостные возгласы «Христос Воскресе!», которым вторят другие: «Воистину Воскресе». Все, практически, даже те, кто и не ходят в храм, знакомы с этим обычаем, однако далеко не все знают, откуда он произошел.

А обычаю этому вот уже почти две тысячи лет - с того самого момента, когда равноапостольная Мария Магдалина, по уходу несказанно огорченных Апостолов от Гроба Христова, возвратилась вновь на то место, где был погребен так горячо любимый ею Иисус Христос. Дойдя до пещеры Гроба, она стала плакать и безутешно скорбеть о столь великой потере. Так она горевала некоторое время, пока Сам Спаситель внезапно не появился позади нее; отчего Ангелы, бывшие при Гробе и до этого беседовавшие с Марией, приняли особо почтительное к Нему положение. Вначале она не узнала Того, Кто одним словом изгнал из нее бесов; но спустя время Мариино сердце почувствовало близкое присутствие Божественного Учителя, в Котором заключались все ее счастье и отрада. Несказанная радость наполнила всю душу Марии, и она бросилась к ногам своего Спасителя.

«Иди к братиям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20:17), - сказал Иисус Христос и стал невидим. Несказанно же обрадованная и счастливая Мария Магдалина спешит выполнить послушание и возвестить Апостолов о том, что с ней случилось, а также передать слова Господа. Встретив учеников Христовых, она в восторге воскликнула:

Христос воскрес!

Следует отметить, что именно за это известие, которое Мария принесла ученикам Господа, она, как первая благовестница, посланная от Самого Господа, была признана Церковью в чине равноапостольной.

Несмотря на то, что Мария Магдалина пользовалась полным несомненным доверием Апостолов, однако в угнетенном невосполнимой потерей сознании учеников Христовых, не укладывалась мысль о том, что сообщила им Мария: Петр и Иоанн собственными глазами видели Гроб Христов пустым… И вот более эмоциональный и пылкий Апостол Петр, поддавшись порыву, вновь идет к святому Гробу. Разумом он не мог объяснить, почему он это делает - ведь еще совсем недавно сам видел пустое место, где был погребен Христос, однако сердце Петру подсказывает иное. Спустя небольшое время, святой Апостол возвратился, пребывающим в радостном восторге, и возвестил остальным ученикам:

- Воистину воскрес Христос!.. Я сам видел Его: Он и мне явился на пути (Лк.24:33-34; 1Кор.15:5).

Теперь уже большинство учеников Господа поверили в это известие. Мария же Магдалина вместе с прочими Женами Мироносицами, сияющими от счастья, презирая все опасности от неистовых врагов Иисуса Христа стали ходить из дома в дом, от одних учеников Христовых к другим, восторженно повторяя несчетное число раз отрадное их сердцам благовестие: «Христос Воскрес! Воистину воскрес!», - стараясь убедить в этом всех, к кому они приходили. И их труды увенчались успехом: Божественное учение Христово пронесли из края в край - во всю вселенную земли (Деян.1:8), повторяя торжественные слова первого благовестия святой Марии Магдалины: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Приветствовать человека в день Пасхи фразой «Христос вокресе!» и отвечать - «Воистину воскресе!» присуще в первую очередь христианам. Этот обычай уходит корнями глубоко в века и имеет огромный смысл для верующих. Также во время обмена этими фразами принято троекратно целоваться. Говорить эти слова можно в течение всей Светлой седмицы, которая идет за Пасхой.

Истоками этот обычай обязан самому Иисусу Христу, который жил и умер за грехи простых мирян. После того как апостолы Христа узнали о его воскресении, они рассказывали об этом каждому человеку, которого видели, говоря заветную фразу «Христос воскресе!». Те, кто слышал эту фразу, понимали, что Иисус - сын Бога, и, подтверждая их слова, отвечали «Воистину воскресе!».

Другая версия говорит о том, что данные фразы используются для . К примеру, мирянин может обратиться с просьбой «Христос вокресе!», а батюшка отвечает «Воистину воскресе!», - «Бог благословит». Этот вариант не нашел распространения у народа, поэтому используется редко.

Пасхальные приветствия сегодня

Сегодня пасхальные приветствия приобрели немного иное значение, более молодое поколения начало интересоваться религией. С каждым днем набирает все больше последователей. В Пасхальное воскресенье тот человек, который идет из , должен первым сказать «Христос воскресе!», а тот, кто возвращается, должен ответить «Воистину воскресе!». Эти приветствия всегда должны говориться с радостью, ведь спаситель всего живого, сын того, кто подарил жизнь и возможность существования.

Но стоит помнить, что Христос никогда не просил праздновать его . Произошедшее чудо было лишь подтверждением того, что он действительно сын Бога и носит в себе его божественную сущность. Библия говорит, что празднование Пасхи лишь следствие чуда, и не призывает отмечать ее, но люди рады и любят своего учителя, поэтому воздают ему почести спустя вот уже 2 тысячелетия.

За многие века приветствия претерпели изменения, поменяли свой смысл,

Славянский народ издавна славился наличием многочисленных традиций, которые строго соблюдались и передавались от поколения к поколению.

Но с приходом советской власти христианство, подобно любой религии, стало вне закона. Людей, исповедующих веру в Иисуса Христа, строго наказывали, увольняли с работы, ссылали в места со сложным климатом, и даже расстреливали. За это время многие традиции были утрачены, частично или полностью забыты. Впрочем, сегодня интерес людей к давним традициям постепенно восстанавливается. Все больше людей начинают соблюдать церковные традиции, интересуются давними традициями древних славян. Но остается большая проблема в понимании некоторых церковных правил и канонов. Все, что религиозные предки строго соблюдали, четко понимая смысл и последствия своих действий, сегодня считается сводом непонятных правил, выполняемых по привычке. Хотя знать традиции и обряды своего народа необычайно важно, единственным путем к познанию своих истоков является искренняя вера и любовь к Господу.

Пасха является одной из главных основ для возрождения первоочередных церковных традиций. Существует множество церковных обрядов, осуществляющихся церковнослужителями и верующими людьми ежегодно много столетий. Одной из главных традиций является приветствие братьев и сестер по вере в храме при наступлении Пасхи, возвещающей воскресение Иисуса Христа.

Как общаться на богослужении в церкви

Сегодня осталось немного мест, где люди могут проявить свое благочестие. Церковная служба выступает самым подходящим местом для выражения этого качества. Искренне верующий человек приходит в храм с безусловной верой в Бога и соответствующим настроем заряжаться Его благословением. Священнослужители всегда готовы помочь людям, желающим сделать свои отношения с Богом более близкими. Они проявляют активное участие, даже если человеку предстоит душевное перерождение. Даже люди, недавно приобщившиеся к христианству, посещая храм, ощущают себя в кругу близких по духу людей. Но при этом они могут не полностью понимать церковный этикет и главные обычаи. Поэтому изучать давние традиции необычайно важно.

Особенности молитвы в церкви

После прихода в церковь не стоит сразу приступать к молитве. Это место пронизано необычной атмосферой, позволяющей человеку найти душевное умиротворение, забыть о проблемах и быте, настроиться на общение с Господом. Лучше просто некоторое время постоять, изучая иконы, поразмышлять на темы и жизни и великих деяниях Иисуса Христа, приобрести необъяснимое вдохновение. В этот момент в душе обязательно появятся слова, обращенные к Богу. При этом такие слова могут литься сами собой, приводя к душевному спокойствию и очищению. Не стоит отводить на молитву определенное время. В церкви нужно забыть о времени и полностью наслаждаться близостью к Господу.

Следует придерживаться существующего церковного этикета. Эти несложные правила направлены не на соблюдение непонятных традиций, а на дружеские, братские взаимоотношения с другими верующими. Находясь в церкви, нельзя своими действиями, отвлекать других людей от молитвы или покаяния. Если к одной из икон выстроилась очередь, не нужно рваться вперед или стараться пробиться раньше впередистоящего. Нужно следовать за потоком людей, размышляя о своих взаимоотношениях с Богом, обдумывать правильность поступков. Время пройдет незаметно и очередь сама приведет к выбранной иконе.

В церквях постоянно проводят богослужения, и многие верующие активно принимают в них участие. В процессе таких богослужений можно получить внутреннее наполнение, почувствовать спокойствие и радость. Богослужения в православных церквях позволяют прикоснуться к невидимой таинственной связи печали и радости, внутренних и мирских началам, мира живых и мертвых.

Придя на богослужения можно участвовать в коллективной молитве или молиться самостоятельно. Желательно пробыть в церкви до конца богослужения. На Пасху в такие места собирается огромное количество людей, поэтому можно присоединиться к общему прославлению, обратиться к Господу с заветными желаниями, терзающими проблемами, или просто произнести слова искреннего прославления. Чаще всего на таких богослужениях получается максимально зарядиться необъяснимой энергией, приносящей в душу радость, спокойствие и уверенность в будущем. На пасхальных богослужениях соблюдаются практически все церковные традиции, поэтому можно намного лучше понять обряды и действия, остававшиеся долгое время старыми традициями.

Обращение к священнослужителю

Согласно церковному этикету, священнослужителей не принято приветствовать обычными словами («Добрый день», «Здравствуйте»). Обычно к священникам обращаются, прося благословения. Это и есть правильным приветствием. Если хочется не просто проявить уважение и поздороваться со служителем Бога, а получить его благословение, следует сложить ладошки, помещая правую над левой. Священнослужитель самостоятельно поймет суть просьбы, и ответит: «Господь благословит». Как вариант, священнослужитель может ответить стандартным окончанием всех молитв. Читая отрывки от разных молитв про себя или вслух, священник возлагает свою ладонь поверх сложенных ладошек прихожанина. Последний должен поцеловать правую руку и поклонившись отойти. Иногда священники предпочитают дарить благословения, отмечая голову прихожан крестным знамением. Если человек находится вдалеке от священника, он может просто перекрестить его, желая Божьего благословения.

Впрочем, на Пасху принято со всеми окружающими и священнослужителями здороваться по-особенному. Традиционным приветствием выступает фраза «Христос Воскрес!». Ответом на эту фразу всегда выступает «Воистину воскрес». После этих слов можно просить у священнослужителя благословения, соблюдая церковный этикет.

Такое приветствие со священнослужителями, братьями по вере и окружающими является актуальным на протяжении 40 дней после празднования Пасхи. Верующие обращаются к священнослужителю с утверждением о воскресении Христа, а он в ответ подтверждает это великое событие.

Иногда нужно лично обратиться к священнослужителю, например, с каким-то вопросом. В этом случае простая просьба о благословении может быть неуместной, ведь нужно как-то называть священника, а его имя чаще всего известно лишь единицам прихожан. Тогда можно обратиться к священнику — «батюшка». Такая форма обращения является общепринятой, помогающей передать желание соблюсти церковный этикет, выразить уважение к Божьему человеку. Если же имя священника известно, можно обратиться к нему по имени, добавив приставку «отец». Фамилии в церквях практически не используются. Пожилых священнослужителей можно называть по имени и отчеству.

Хотя на Пасху большинство священнослужителей необычайно заняты разными церковными заботами, любой прихожанин может обратиться к ним за помощью. Если человека гложет какой-то вопрос, он может подойти к священнику, изложить суть вопроса, и получить детальный ответ. Не нужно стесняться, боясь доставить священнику лишние заботы. Когда священник получает сан, он зачисляется в ряды «пастырей», и принимает обязанность заботиться, помогать и наставлять всех нуждающихся. При этом нужно говорить с максимальным уважением, ведь работа священника только на первый взгляд кажется простой.

Приветствие на Пасху

Традиция приветствовать окружающих на протяжении 40 дней после наступления Пасхи «Христос Воскрес!» и отвечать «Воистину воскрес» имеет очень давние корни. При этом первая фраза обязательно должна принадлежать младшему по возрасту человеку. Взрослый (старший) человек должен отвечать второй фразой.

Каждый верующий человек с особым нетерпением и радостью ожидает наступления Пасхи – праздника, знаменующего невероятную жертву Иисуса Христа, понесшего ужасные муки и смерть, чтобы подарить спасение и вечную жизнь всему человечеству. Говоря традиционное пасхальное приветствие, нужно стараться вложить в голос все добрые слова, желаемые человеку. При этом можно сопроводить приветствие лучшими пожеланиями, благословениями и словами радости. После произнесения приветствия можно соблюсти еще одну старую традицию – троекратный поцелуй в обе щеки.