Один из самых известных иллюзионистов мира оттачивал своё мастерство по 14–16 часов в день.
Строитель, сын кузнеца
…Импозантный, улыбающийся мужчина с восточными чертами лица снял пиджак и направился к смущённому зрителю, только что вызванному из зала. Артист быстро сложил из маленького листка бумаги кулёк, который продемонстрировал своей «жертве». Затем он положил туда небольшой платок.
– Как вы думаете, уважаемые товарищи зрители, можно ли обмануть человека на таком расстоянии, чтобы он не заметил, куда делся платочек? - иронично спрашивал артист у публики, водя кульком непосредственно перед глазами мужчины. А через секунду он разворачивал кулёк, и оказывалось, что в его руках снова маленький листок бумаги без всяких признаков платка.
Публика взрывалась аплодисментами, а «жертва» возвращалась на место с радостным сознанием, что её только что обманул сам великий Арутюн Акопян.
Один из величайших иллюзионистов XX века родился в городке Ыгдыр на границе Турции и Армении 25 апреля 1918 года. Когда турки устроили в населённом армянами Ыгдыре резню, Арутюну не было и года. Его мать погибла, а отец, местный кузнец, бежал с сыном на руках в Ереван.
Позже отец женился вторично, и мачеха невзлюбила пасынка, так что детство Арутюна было трудным в полном смысле этого слова.
Окончив 7 классов школы, Арутюн Акопян поступил в строительный техникум, по окончании которого стал работать на стройке. Через несколько лет молодому строителю предложили продолжить учёбу в институте в Москве, на что он с радостью согласился.
Арутюн так стремился поменять жизнь, что уехал в столицу за три месяца до начала занятий и первое время жил на вокзале. Потом молодой человек стал работать на стройке, одновременно поступив в Московский институт землеустройства.
Русским языком Арутюн владел плохо, тем не менее, хоть и не без труда, сумел закончить институт и получить диплом. Однако судьбе было угодно кардинально изменить его жизнь.
Магия начиналась с милиции
Как-то, ещё будучи студентом, Арутюн пришёл с друзьями на эстрадный концерт. Среди прочих он увидел выступление фокусника, который доставал вещи из абсолютно пустого ящика без дна.
Молодого человека, который до этого никогда не видел фокусников, это потрясло настолько, что в антракте он пробрался за кулисы и забрался в ящик, пытаясь разгадать секрет фокуса. За этим делом и застал его артист, сдавший Акопяна в милицию.

Разбирательство завершилось для любопытного зрителя благополучно, однако Арутюн «буквально» заболел фокусами. Он поступил в кружок художественной самодеятельности при клубе имени Кухмистерова, где изучал искусство фокуса.
К моменту получения диплома за плечами Арутюна Акопяна уже был большой опыт выступлений на концертах в клубах. И вскоре он принял самое важное решение в жизни, поступив в Мосэстраду в качестве профессионального иллюзиониста.
Когда молодой артист освоился в профессии, то очень быстро выработал свой индивидуальный стиль. Он отказался от реквизита в виде ящиков и прочего габаритного оборудования, придерживаясь в своих выступлениях принципа «ловкость рук, и никакого мошенничества».
Вершин мастерства Арутюн Акопян достигал изнурительными тренировками, которые занимали по 14–16 часов в день. Зато и эффект был потрясающим - на глазах у публики он мог до бесконечности рвать и резать бумагу, которая при этом оставалась целой, проделывать немыслимые вещи с картами и доставать из ниоткуда целый ворох крупных денежных купюр.
Последний фокус, чрезвычайно нравившийся главе СССР Леониду Брежневу, заставлял хвататься за сердце работников бухгалтерской сферы, вплоть до министра финансов.
Секретики для Леонида Ильича
Случилось это в середине 70-х годов прошлого века. Дружная бригада советских артистов, включавшая музыкантов и фокусников, собралась ехать на свой очередной шефский концерт…
Отпев и отплясав, артисты с удовольствием разместились в автобусе, вспоминая перипетии только что закончившейся встречи с сильными мира сего во главе с любимым товарищем Брежневым, и уже собрались ехать дальше, как вдруг заметили, что одного из них нет на месте. Этого они больше всего и опасались. Отсутствующим был фокусник Арутюн Акопян, и понятно, что его лично задержал Леонид Ильич…

Сорок минут продолжалось томительное ожидание. Оказывается, вождь попросил фокусника лично продемонстрировать только ему секретики превращения простых бумажек в шуршащую советскую валюту с профилем Владимира Ильича. Арутюн Амаякович не мог отказать пожилому человеку и терпеливо вертел ладошками с “двумями днами” перед его носом… Леонид Ильич кряхтел от удовольствия, вправляя челюсть, и радостно хлопал ресницами. С умным видом задавал наводящие вопросы. Наконец, утомившись, пробасил:
- Ладно. Хоть я и не понял ни черта, поручу министру финансов – пусть сидит крутит бумажки. А то вечно плачется, что ему денег не хватает!
Друг публики, враг коллег
Арутюн Акопян стал едва ли не первым советским артистом, который ещё в середине 1950-х стал привозить в Советский Союз огромные суммы валюты, заработанные на концертах за рубежом.
Трюки Акопяна западную публику потрясали не меньше, чем отечественную. Большинство номеров, придуманных им, теперь считаются классикой мировой иллюзии.
В отличие от иллюзионной династии Кио, являющейся неотъемлемой частью цирка, Арутюн Акопян предпочитал выступать на эстраде. Он не просто показывал фокусы, он умел общаться с публикой, располагать её к себе подчёркнутой вежливостью. Его номера и шутки постоянно сопровождались фразой «Прошу вас обратить внимание, уважаемые товарищи зрители…» Произнесённая с колоритным армянским акцентом, фраза эта, сопровождаемая очередным трюком, вызывала у зрителей приступ хохота вместе с бурными аплодисментами.

При огромной любви публики Арутюн Акопян нажил себе немало врагов среди коллег по цеху. Дело было не только в зависти - иллюзионист охотно делился с публикой секретами своих фокусов, которые описывал в книгах.
Однажды за это иллюзионист едва не поплатился жизнью. На выходе из подъезда его поджидал мужчина, попытавшийся ударить Акопяна ломом по голове. Замысел сорвался лишь по случайности, а поймать злоумышленника подоспевшим на помощь людям так и не удалось.

Как дебютировал Акопян-младший
Постоянной ассистенткой Арутюна Акопяна была его жена Лия, блестящая певица. Ей прочили большое будущее в оперетте, однако всю свою жизнь она посвятила семье и карьере супруга.
1 декабря 1956 года у Арутюна и Лии родился сын, которого назвали Амаяком. Первый свой трюк продолжатель династии показал ещё в роддоме, когда главврач с удивлением обнаружил в ладошке младенца своё обручальное кольцо.
– Да, товарищ Акопян, теперь я точно вижу, что это именно ваш сын, - заметил доктор.

Амаяк Акопян действительно стал иллюзионистом, хотя его популярность всё же уступает мировой славе отца. Акопян-старший был лауреатом самых престижных конкурсов иллюзионистов, о которых в своей неподражаемой, ироничной форме любил рассказывать публике.
Последнее чудо мастера
Он был любим не только зрителями, но и высшим руководством страны. В 1982 году Арутюн Акопян стал первым иллюзионистом, удостоенным звания народного артиста СССР.


Ему много раз предлагали остаться за границей, обещая миллионные заработки. В ответ иллюзионист лишь пожимал плечами. Страсть к накопительству никогда не была ему присуща. Большие суммы от своих заработков он передавал в Фонд мира, оказывал финансовую помощь пострадавшим от стихийных бедствий, в том числе разрушительного землетрясения в Армении, происшедшего 7 декабря 1988 года.
Свой последний концерт-бенефис Арутюн Акопян дал в 1995 году, после чего покинул большую сцену. В том же году ему поставили страшный диагноз - лейкемия. Медики давали77-летнему артисту не более двух – трёх лет жизни. Великий иллюзионист прожил десять.
В последний год жизни он практически не двигался и не вставал с постели. Однако руки его продолжали манипулировать карточной колодой. Мастер иллюзии оставался самим собой до самых последних дней.

Арутюн Амаякович Акопян (арм. Հարություն Հմայակի Հակոբյան). Родился 25 апреля 1918 года в Цолакерте (ныне Игдыр в Турции) - умер 13 января 2005 года в Москве. Советский и российский артист эстрады, иллюзионист, фокусник, актер, публицист. Заслуженный артист Армянской ССР (1950). Народный артист Армянской ССР (1961). Народный артист СССР (1982). Отец Амаяка Акопяна.

Арутюн Акопян родился 25 апреля 1918 года в Цолакерте (Закавказская демократическая федеративная республика - ныне город Игдыр в Турции). По одной из версий родился 26 апреля.

Отец был кузнецом.

В 1918 году в Турции начался геноцид армян и семейство Акопянов с шестимесячным Арутюном на руках бежало в Армению. В этот период Арутюн потерял свою мать. Позже отец женился вторично, мачеха сына невзлюбила, поэтому детство Арутюна было трудным.

С ранних лет занимался танцами.

В 1935 году окончил хореографическое училище в Ереване. Далее поступил в ансамбль народного танца. Однако по настоянию отца, который хотел видеть своего сына инженером, поступил в строительный техникум. После окончания техникума работал на «Армстрое».

В 1937 году в числе лучших строителей командирован в Москву для продолжения образования, где поступил в Московский институт землеустройства (ныне - Государственный университет по землеустройству).

Во время учебы в Москве он поступил в кружок художественной самодеятельности при клубе имени Кухмейстера. На одном из эстрадных концертов в Театре миниатюр впервые увидел артиста-фокусника. Эта встреча решила дальнейшую судьбу Арутюна. Теперь всё свободное от занятий в институте время стал отдавать фокусам: мастерил реквизит, познавал секреты простейших фокусов, создавая на их основе новые варианты.

К моменту окончания института накопил немалый опыт успешных гастролей на клубных сценах. В 1942 году по конкурсу поступил в «Мосгосэстраду» (впоследствии - «Москонцерт») и стал артистом-профессионалом.

В 1943 году окончил Московскую эстрадную школу.

В годы войны был в составе фронтовой бригады, 1600 раз выступал на передовой.

С 1965 года выступал с сольными концертами. За время работы на эстраде подготовил около 1000 номеров, трюков-фантазий.

В 1973 году окончил факультет эстрадного искусства ГИТИСа (ныне Российский университет театрального искусства - ГИТИС) в Москве (по другим источникам - Высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе).

Став иллюзионистом и узнав секреты многих фокусов, Акопян захотел освободить свои руки от лишнего реквизита. Через годы упорной тренировки рук, постоянного тренажа и разминки пальцев, стал фокусником-манипулятором и смог уже составлять программы выступлений из фокусов, которые почти не требовали реквизита. Выступления Акопяна отличали высокая артистичность, пластика, обаяние и поразительная техника манипуляции. Арутюн Акопян выходил один на пустую сцену и в течение полутора часов держал зал в напряжении.

Вершин мастерства Арутюн Акопян достигал изнурительными тренировками, которые занимали по 14-16 часов в день. Но и эффект был потрясающим: на глазах у публики он мог до бесконечности рвать и резать бумагу, которая при этом оставалась целой, проделывать немыслимые вещи с картами и доставать из ниоткуда целый ворох крупных денежных купюр. Последний фокус, чрезвычайно нравившийся советскому лидеру , заставлял хвататься за сердце работников бухгалтерской сферы, вплоть до министра финансов.

Арутюн Акопян придумал более 500 карточных трюков, но на советской эстраде они не приветствовались - хотя на закрытых концертах для партийного руководства Акопяна всегда просили показать фокусы с картами и деньгами.

Лауреат семи международных конкурсов иллюзионистов, в том числе: Почетный диплом члена «Клуба магов» Цейлона (Коломбо, 1957); Почетный диплом парижского общества иллюзионистов и памятная медаль имени Робера-Удена (1960); Медаль им. В. Дурова и приз (ГДР, 1974); Второе место в разделе «Манипуляция» на XII международном конкурсе иллюзионистов в Карловых Варах (1977); Почетный диплом «Заслуженный фокусник» (Zasloužilý magik) XVII международного фестиваля в Карловых Варах (1982).

Имя Арутюна Акопяна стало широко известно и за пределами Советского Союза. Он стал одним из первых советских артистов, который ещё в середине 1950-х стал привозить в Советский Союз огромные суммы валюты, заработанные на концертах за рубежом. Трюки Акопяна западную публику потрясали не меньше, чем отечественную. Большинство номеров, придуманных им, теперь считаются классикой мировой иллюзии. Участвовал в международных конкурсах, гастролировал за рубежом.

В одном из интервью он рассказывал: «Я побывал более чем в восьмидесяти странах. Особенно памятен мне Париж 1959 года. Туда съехались фокусники из двадцати стран, в том числе США, Японии, Франции, Индии, Италии, Австрии... Я завоевал Гран-при - Большую золотую медаль с изображением Роббера Гудэна, основоположника иллюзионизма во Франции. Из современных зарубежных фокусников я бы отметил мистера Сенко, американца Джона Гудса и Саккаро из Индии. У каждого из них свой неповторимый почерк. Вспоминаю поездку в Индию, где бессчетное множество факиров и заклинателей змей. Расстилая коврики прямо на земле, они вытаскивают из мешков свой немудреный реквизит, и представление начинается... Фокусники во всем мире сразу узнают друг друга. Я показал одному индийскому фокуснику несколько трюков и три из них подарил; старик разволновался: «Но у меня нет денег, чтобы вам заплатить; я хотел купить единственный трюк у заезжего американца, но даже и этого не смог». Я ответил: «Платить ничего не надо! Это мой сувенир». И мы расстались добрыми друзьями».

Также бывал в Марокко, Таиланде, Камбодже, Югославии, Сирии, Бангладеш, Японии и др.

Техника выполнения некоторых фокусов публиковалась в журналах «Наука и жизнь» и «Юный техник».

Свой последний концерт-бенефис дал в 1995 году.

Снимался в кино с 1955 года, дебютировав в роли фокусника Алфельбаума в фильме «Княжна Мери». Позже его можно было видеть в картинах «Карнавальная ночь» (фокусник), «Тегеран-43» (фотограф Мустафа), «Давайте без фокусов!..» (фокусник) и др.

Арутюн Акопян в фильме "Княжна Мери"

Арутюн Акопян в фильме "Тегеран-43"

Арутюн Акопян в фильме "Давайте без фокусов!.."

Большие суммы от своих заработков он передавал в Фонд мира, оказывал финансовую помощь пострадавшим от стихийных бедствий, в том числе разрушительного землетрясения в Армении, происшедшего 7 декабря 1988 года.

В 1995 году ему поставили страшный диагноз: лейкемия. Медики отводили артисту не более двух-трёх лет жизни, но он прожил десять. В последний год жизни он практически не двигался и не вставал с постели.

Скончался 13 января 2005 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище. Памятник выполнен скульпторами Согоян.

Личная жизнь Арутюна Акопяна:

Жена - Лия Ивановна Акопян. Сначала работала ассистентом со своим мужем, затем закончила консерваторию и стала певицей.

Сын - (родился 1 декабря 1956), советский и российский актёр, артист цирка. Заслуженный артист России.

Фильмография Арутюна Акопяна:

1955 - Княжна Мери - Алфельбаум, фокусник
1956 - Карнавальная ночь - фокусник (нет в титрах)
1963 - Большие и маленькие - фокусник в кафе
1968 - В тринадцатом часу ночи
1974 - Большой аттракцион - фокусник
1980 - Тегеран-43 (Teheran 43 / Téhéran 43) - фотограф Мустафа
1985 - Сеанс гипнотизёра (фильм-спектакль) - Фердинандо Жаколио, маг и гипнотизер
1992 - Давайте без фокусов!.. - фокусник

Библиография Арутюна Акопяна:

1960 - 10 фокусов для детей
1961 - Фокусы на эстраде
1964 - 50 занимательных фокусов
1980 - В мире чудес
19893 - Даю уроки волшебства

Награды и звания Арутюна Акопяна:

Заслуженный артист Армянской ССР (1950);
Народный артист Армянской ССР (26.04.1961);
Народный артист СССР (1982);
Орден Трудового Красного Знамени (1986);
Орден Почёта (Россия) (1998);
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
Медаль «За оборону Москвы»;
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
Медаль «В память 800-летия Москвы»


26 апреля исполняется 99 лет со дня рождения знаменитого советского артиста эстрады, иллюзиониста Арутюна Акопяна . Он отводил тренировкам не менее 4-х часов в день и достиг такого уровня мастерства, что на зарубежных конкурсах не верили в то, что он не использует никаких дополнительных приспособлений. Во время ВОВ артист нередко выступал на передовой, и за его фокусами немцы наблюдали в бинокли. Хрущев просил его показывать иностранным делегациям трюки со сжиганием долларов, а Брежнев требовал научить его черной магии.

Арутюн Акопян стал звездой с мировым именем только благодаря собственному таланту и упорству. Он родился в бедной армянской семье, вынужденной бежать из Турции, где он родился, в Армению. Он окончил строительный техникум и продолжил обучение в Московском институте землеустройства. Однажды он попал на представление иллюзиониста и был настолько впечатлен фокусами, что пробрался за кулисы и занялся исследованием «ящика без дна». Его поймали на горячем и приняли за вора. Ему пришлось долго объяснять в милиции, что на самом деле он студент института.

Инженером Арутюн Акопян так и не стал. Он окончил институт, но тут же занялся самостоятельным изучением профессии иллюзиониста и начал работать в Мосгосэстраде. Он тренировался по 18 часов в день, чтобы довести свой уровень мастерства до совершенства.

Во время ВОВ Арутюн Акопян в составе фронтовых концертных бригад часто бывал на передовой и выступал перед бойцами в госпиталях. На Белорусском фронте под Оршей им довелось выйти на импровизированную сцену в непосредственной близости от вражеских позиций. Снайпер, следивший за немцами через оптический прицел, потом рассказал ему, что все это время фашисты наблюдали за фокусником в бинокли. Акопян отреагировал на эту новость с юмором: «Пусть смотрят! Все равно секрет фокуса не заметят».

У фокусника было много поклонниц. С одной из них, Маргаритой, у него начался роман. Но, как оказалось, девушка была любовницей Берии. Чтобы нейтрализовать соперника, тот решил выслать его из Москвы в Армению. Только после смерти Сталина Акопян смог вернуться обратно. Но и в вынужденной ссылке иллюзионист не терял времени даром и продолжал оттачивать свое мастерство. В 1957 г. он получил первый приз на Международном соревновании иллюзионистов в Коломбо, в 1959 г. заслужил Гран-при в Париже, а в 1977 - в Карловых Варах.

А вот Хрущев и Брежнев были очень благосклонны к фокуснику. Хрущев часто приглашал его на правительственные концерты, представлял иностранным делегациям как «русское чудо» и просил показывать им трюки со сжиганием долларов, после чего в руках иллюзиониста появлялись рубли. Хрущев при этом торжествующе произносил: «Смотрите, какие чудеса показывают наши артисты: мы сжигаем вашу валюту - и появляется наш советский рубль!». Однажды на банкете Хрущев произнес тост: «Я хочу выпить за жулика международного масштаба - за Арутюна Акопяна!». И гости, и сам «виновник торжества» так и не поняли, было ли это комплиментом.

Брежнев был уверен в том, что ловкостью рук такие фокусы объяснить нельзя и просил Акопяна научить его черной магии, которой тот, по его мнению, владел в совершенстве. Сын иллюзиониста Амаяк Акопян говорил, что его отец знал технику гипноза, но не более того. Арутюн утверждал: «Магии как таковой не существует. Магия - это знание и умение. Весь секрет - в технике и остроумии».

Арутюн Акопян был автором более 500 фокусов с игральными картами, в его репертуаре было больше 1000 трюков, при этом во время выступлений он не применял никакой специальной аппаратуры и дополнительного реквизита. Арутюн Акопян добился такой техники манипуляций, что не нуждался ни в каком реквизите. За рубежом его назвали «великим мастером манипуляции».

Свой последний концерт он дал в 1995 г., а после не мог выступать из-за серьезных проблем со здоровьем: у артиста обнаружили рак крови. Тем не менее он прожил еще 10 лет и даже прикованный к постели не выпускал из рук колоду карт. Его сын Амаяк Акопян унаследовал все секреты мастерства и на протяжении многих лет тоже выступал с фокусами на эстраде.

Об известных иллюзионистах всегда ходило множество легенд.

…Импозантный, улыбающийся мужчина с восточными чертами лица снял пиджак и направился к смущённому зрителю, только что вызванному из зала. Артист быстро сложил из маленького листка бумаги кулёк, который продемонстрировал своей «жертве». Затем он положил туда небольшой платок.

Как вы думаете, уважаемые товарищи зрители, можно ли обмануть человека на таком расстоянии, чтобы он не заметил, куда делся платочек? — иронично спрашивал артист у публики, водя кульком непосредственно перед глазами мужчины. А через секунду он разворачивал кулёк, и оказывалось, что в его руках снова маленький листок бумаги без всяких признаков платка.

Публика взрывалась аплодисментами, а «жертва» возвращалась на место с радостным сознанием, что её только что обманул сам великий Арутюн Акопян .

Один из величайших иллюзионистов XX века родился в городке Ыгдыр на границе Турции и Армении 25 апреля 1918 года. Когда турки устроили в населённом армянами Ыгдыре резню, Арутюну не было и года. Его мать погибла, а отец, местный кузнец, бежал с сыном на руках в Ереван.

Позже отец женился вторично, и мачеха невзлюбила пасынка, так что детство Арутюна было трудным в полном смысле этого слова.

Окончив 7 классов школы, Арутюн Акопян поступил в строительный техникум, по окончании которого стал работать на стройке. Через несколько лет молодому строителю предложили продолжить учёбу в институте в Москве, на что он с радостью согласился.

Арутюн так стремился поменять жизнь, что уехал в столицу за три месяца до начала занятий и первое время жил на вокзале. Потом молодой человек стал работать на стройке, одновременно поступив в Московский институт землеустройства.

Русским языком Арутюн владел плохо, тем не менее, хоть и не без труда, сумел закончить институт и получить диплом. Однако судьбе было угодно кардинально изменить его жизнь.

Магия начиналась с милиции

Как-то, ещё будучи студентом, Арутюн пришёл с друзьями на эстрадный концерт. Среди прочих он увидел выступление фокусника, который доставал вещи из абсолютно пустого ящика без дна.

Молодого человека, который до этого никогда не видел фокусников, это потрясло настолько, что в антракте он пробрался за кулисы и забрался в ящик, пытаясь разгадать секрет фокуса. За этим делом и застал его артист, сдавший Акопяна в милицию.

Арутюн Акопян, 1964 год. Фото: РИА Новости / Озерский

Разбирательство завершилось для любопытного зрителя благополучно, однако Арутюн «буквально» заболел фокусами. Он поступил в кружок художественной самодеятельности при клубе имени Кухмистерова, где изучал искусство фокуса.

К моменту получения диплома за плечами Арутюна Акопяна уже был большой опыт выступлений на концертах в клубах. И вскоре он принял самое важное решение в жизни, поступив в Мосэстраду в качестве профессионального иллюзиониста.

Когда молодой артист освоился в профессии, то очень быстро выработал свой индивидуальный стиль. Он отказался от реквизита в виде ящиков и прочего габаритного оборудования, придерживаясь в своих выступлениях принципа «ловкость рук, и никакого мошенничества».

Вершин мастерства Арутюн Акопян достигал изнурительными тренировками, которые занимали по 14-16 часов в день. Зато и эффект был потрясающим — на глазах у публики он мог до бесконечности рвать и резать бумагу, которая при этом оставалась целой, проделывать немыслимые вещи с картами и доставать из ниоткуда целый ворох крупных денежных купюр.

Последний фокус, чрезвычайно нравившийся главе СССР Леониду Брежневу , заставлял хвататься за сердце работников бухгалтерской сферы, вплоть до министра финансов.

Друг публики, враг коллег

Арутюн Акопян стал едва ли не первым советским артистом, который ещё в середине 1950-х стал привозить в Советский Союз огромные суммы валюты, заработанные на концертах за рубежом.

Трюки Акопяна западную публику потрясали не меньше, чем отечественную. Большинство номеров, придуманных им, теперь считаются классикой мировой иллюзии.

В отличие от иллюзионной династии Кио , являющейся неотъемлемой частью цирка, Арутюн Акопян предпочитал выступать на эстраде. Он не просто показывал фокусы, он умел общаться с публикой, располагать её к себе подчёркнутой вежливостью. Его номера и шутки постоянно сопровождались фразой «Прошу вас обратить внимание, уважаемые товарищи зрители…» Произнесённая с колоритным армянским акцентом, фраза эта, сопровождаемая очередным трюком, вызывала у зрителей приступ хохота вместе с бурными аплодисментами.

При огромной любви публики Арутюн Акопян нажил себе немало врагов среди коллег по цеху. Дело было не только в зависти — иллюзионист охотно делился с публикой секретами своих фокусов, которые описывал в книгах.

Однажды за это иллюзионист едва не поплатился жизнью. На выходе из подъезда его поджидал мужчина, попытавшийся ударить Акопяна ломом по голове. Замысел сорвался лишь по случайности, а поймать злоумышленника подоспевшим на помощь людям так и не удалось.

Как дебютировал Акопян-младший

Постоянной ассистенткой Арутюна Акопяна была его жена Лия , блестящая певица. Ей прочили большое будущее в оперетте, однако всю свою жизнь она посвятила семье и карьере супруга.

1 декабря 1956 года у Арутюна и Лии родился сын, которого назвали Амаяком . Первый свой трюк продолжатель династии показал ещё в роддоме, когда главврач с удивлением обнаружил в ладошке младенца своё обручальное кольцо.

Да, товарищ Акопян, теперь я точно вижу, что это именно ваш сын, — заметил доктор.

Амаяк Акопян действительно стал иллюзионистом, хотя его популярность всё же уступает мировой славе отца. Акопян-старший был лауреатом самых престижных конкурсов иллюзионистов, о которых в своей неподражаемой, ироничной форме любил рассказывать публике.

Арутюн Акопян, 1984 год. Фото: www.russianlook.com / Юрий Сомов

Последнее чудо мастера

Он был любим не только зрителями, но и высшим руководством страны. В 1982 году Арутюн Акопян стал первым иллюзионистом, удостоенным звания народного артиста СССР.

Ему много раз предлагали остаться за границей, обещая миллионные заработки. В ответ иллюзионист лишь пожимал плечами. Страсть к накопительству никогда не была ему присуща. Большие суммы от своих заработков он передавал в Фонд мира, оказывал финансовую помощь пострадавшим от стихийных бедствий, в том числе разрушительного землетрясения в Армении, происшедшего 7 декабря 1988 года.

Свой последний концерт-бенефис Арутюн Акопян дал в 1995 году, после чего покинул большую сцену. В том же году ему поставили страшный диагноз — лейкемия. Медики давали 77-летнему артисту не более двух - трёх лет жизни. Великий иллюзионист прожил десять.

В последний год жизни он практически не двигался и не вставал с постели. Однако руки его продолжали манипулировать карточной колодой. Мастер иллюзии оставался самим собой до самых последних дней.