До наших дней сохранилось очень мало письменных источников Х века, в которых в той или иной степени затрагивается нынешний Самарский край. Безусловно, в этом ряду главное место занимают записки Ахмеда ибн Фадлана, секретаря посольства багдадского халифа, которое по пути в Волжскую Булгарию проследовало по территории Среднего Поволжья в 921-922 годах (рис. 1).

«Отмстить неразумным хазарам»

Археологические данные показывают, что первые государства на территории современного Самарского края возникли во второй половине VII века. Этому процессу предшествовали драматические события в степях Приазовья, где накапливали силу воинственные кочевые племена, объединившиеся в Хазарский каганат. И уже вскоре под ударами хазар распалась Великая Болгария, простиравшаяся в те времена вдоль всего Северного Кавказа, до побережья Черного и Азовского морей (рис. 2).

Судьба отдельных болгарских племен впоследствии сложилась по-разному. Кто-то из них переселился на Балканы, где эти пришельцы влились в Дунайскую Болгарию, другие остались на прежнем месте, под властью хазар. А вот третья группа племен, так и не покорившаяся завоевателям, ушла на территорию Среднего Поволжья, где они стали называться булгарами.

Смешавшись с местными жителями, они почти полностью перешли на оседлый образ жизни. Вскоре в междуречье Волги и Камы появились отдельные булгарские княжества, которые, впрочем, по-прежнему испытывали на себе сильное давление со стороны Хазарского каганата, обложившего народ данью, размеры которой возрастали из года в год.

Забегая вперед, следует сказать, что булгары смогли освободиться от гнета хазар лишь благодаря славянскому вмешательству. В начале Х века князь киевский Олег сумел не раз «отмстить неразумным хазарам», но окончательно они были разгромлены только войском князя Святослава Игоревича, который в 964-965 годах предпринял поход против этого разбойничьего государства. Потерпев сокрушительное поражение от русского оружия, Хазарский каганат вскоре распался на ряд мелких племенных образований и быстро исчез с карты Восточной Европы.

Лишь после этого Волжская Булгария получила возможность быстро развиваться. В лучшие свои годы она простиралась на севере - до Камы, на юге - до реки Самары и Самарской Луки, на западе - до Суры и Оки, и на востоке - до реки Белой. Таким образом, на протяжении X-XIII столетий вся северная половина нашего региона входила в состав этого раннефеодального государства (рис. 3, 4).


Но до этого Волжскую Булгарию раздирали междоусобные стычки между ее отдельными родовыми кланами. И только пришедший к власти в 921 году царь Альмас главной своей целью поставил объединение разрозненных княжеств в единое государство. Вскоре правитель понял, что ему вряд ли удастся это сделать без поддержки авторитетной религии. Но поскольку в те времена булгары все еще оставались язычниками, Альмас направил своего посла в Багдад. Он просил халифа оказать помощь во введении в Волжской Булгарии ислама, как наиболее распространенной и авторитетной религии среди тюркоязычных народов.

Вот так в 921 году из Багдада на Среднюю Волгу отправилась исламская миссия, в состав которой халиф повелел включить Ахмеда ибн Фадлана – арабского ученого, одного из самых просвещенных людей Среднего Востока того времени. Полное его имя - Ахмед ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид ибн Хаммад. О нем также известно, что он состоял в должности старшего писца-чиновника при багдадском военачальнике Мухаммеде ибн Сулеймане, который в 904-905 годах по приказу халифа завоевал Египет. О том походе нам сейчас известно именно благодаря запискам ибн Фадлана, который сопровождал арабскую армию на протяжении всей военной кампании.

«Переправились через реку Самур»

Но самым заметным произведением багдадского ученого ныне считается его трактат под названием «Рисале» (в переводе на русский - «Записки»). Эта книга представляет собой обстоятельный отчет о двухлетнем путешествии багдадского посольства через Среднюю Азию и современный Казахстан в столицу волжского государства – город Булгар. «Рисале» ныне считается одним из важнейших литературных памятников всей средневековой истории Востока, поскольку здесь подробно описываются жизнь, быт, нравы и система внутреннего управления в государствах Средней Азии, Заволжья и Волго-Камского края.

Как указывает ибн Фадлан в своей рукописи, посольство выехало из Багдада 21 июня 921 года. Путь его лежал сначала в Бухару, а затем вниз по Амударье до Хорезмского царства. Здесь послы остановились на зимовку, а далее на север они проследовали в марте 922 года. Из тех же записок следует, что с этого времени ибн Фадлан стал фактическим руководителем всей миссии.

Около 20 марта посольство прибыло в страну огузов (или «гуззов»), которая располагалось на территории нынешнего Западного Казахстана. Здешние племена встретили предложение багдадцев о принятии ислама очень враждебно, и дело едва не дошло до вооруженного столкновения. Спасаясь от огузов, арабы в начале мая 922 года перебрались через реку Яик (ныне Урал) а от нее проследовали в северо-западном направлении. Уже вскоре их караван углубился в бескрайние степи Заволжья.

Поскольку во время своего пути Ибн-Фадлан старался не пропустить ничего интересного, его подробные записи ныне помогают нам проследить весь путь посольства. И текст его книги свидетельствует, что Ибн-Фадлан стал первооткрывателем целого ряда географических объектов нынешнего Самарского края.

По территории нынешнего Самарского региона багдадские послы проезжали во время пика весеннего половодья, когда многие степные реки вышли из своих берегов. Неудивительно, что в записках Ибн-Фадлана уделено большое внимание этим водным преградам. О реках нынешнего Самарского Заволжья он оставил следующие записи: «Потом мы… сделали остановку у реки Джайх, а это самая большая река, которую мы видели… Потом мы… переправились через реку Джаха, потом после нее через реку Ирхиз, потом через Бачаг, потом через реку Самур, потом через Кинал, потом через реку Сух, потом через реку Кюнджюлю, и после этого попали в ту страну, куда и стремились».

Для записок из Х века это достаточно точное и подробное описание географических объектов. В самом деле, если ехать в направлении с юга на север через степи Заволжья по территории нашего края, то мы пересечем те же самые реки - у Ибн-Фадлана даже их названия созвучны с современными. Сравните: Джайх - Яик (Урал), Джаха - Чаган (приток Урала), Ирхиз - Иргиз, Бачаг - Моча (Чапаевка), Самур - Самара, Кинал - Кинель, Сух - Сок, Кюнджюлю - Кондурча. Здесь стоит повторить, что через реку Ирхиз, которая сейчас протекает в том числе и по территории Самарской области, посольство переправилось в мае 922 года.

Возможно, если бы Ибн-Фадлан из Багдада в Булгар следовал не сушей на лошадях, а плыл бы на паруснике по Волге, то в его описании отмечены были бы и Жигулевские горы, и Самарская Лука. Однако волжская излучина осталась в стороне от его пути.

Конец Волжской Булгарии

Государство Булгар в книге ибн Фадлана обозначена как «Страна славян». О царе Альмасе (Алмуше) путешественник оставил нам такую запись: «Он восседал на троне, покрытом византийской парчой. В его присутствии все, мал и велик, включая его сыновей и братьев, обязаны были снимать шапки и принимать почтительную позу… Близко к царю могут стоять только князья, а четверо из них постоянно находились у него под рукой. Царь получает подать - с каждого дома шкуру соболя, обязательные подношения с каждого свадебного пиршества, десятую часть привозимых в его страну товаров и столько же от добычи каждого военного отряда, даже если в его походе он и не принимал личного участия».

Как глава посольства, Ибн Фадлан передал Альмасу подарки из Багдада, самыми ценными из которых были богатая восточная одежда, два зеленых знамени, вышитые золотом, и чистокровный арабский скакун. Затем он прочитал письмо от халифа, после чего, как сказано в тексте, «все посольство дружно воскликнуло «Велик Аллах!», и таким громким криком, что от него задрожала земля». Булгарский царь принял подарки и письмо и сообщил всем присутствующим, что отныне Булгария признает ислам своей государственной религией и становится частью мусульманского мира (рис. 5).

Однако через три дня после этой церемонии Альмас вызвал к себе ибн Фадлана и потребовал от него 4000 динаров для постройки крепости, которые будто бы должен был прислать ему халиф. Этих денег у главы посольства не было, но он клятвенно пообещал царю по возвращении сразу же решить этот вопрос с халифом. По причине такой неувязки конец визита багдадского посольства в Булгар оказался скомканным.

Точное время отъезда арабов с волжских берегов установить сейчас невозможно, так как текст его рассказа об окончании визита в Булгар оказался утраченным. Из сохранившейся части можно узнать, что весной 923 года все посольство возвратилось в Багдад. Но получил ли впоследствии Альмас те самые 4000 динаров, так и осталось неизвестным.

О дальнейшей исторической судьбе Волжской Булгарии мы сейчас знаем в основном по сообщениям русских летописцев. В 1236-1237 годах это государство было стерто с лица земли пришедшими с Востока полчищами монголо-татарских завоевателей во главе с ханом Батыем. На тех местах, где еще совсем недавно стояли процветающие булгарские города, кочевники оставили лишь дымящиеся развалины и трупы их защитников. В Поволжье на три с лишним века пришла власть ханов Золотой Орды.

Памятная медаль

Самарский художник и медальер Вячеслав Агафонов в последние годы работал над серией памятных знаков, посвященных древней истории нашего региона. К настоящему времени он уже выпустил памятные медали о таких известных путешественниках, оставивших нам описания Самарского края, как Ахмед Ибн-Фадлан, Адам Олеарий и Федот Котов. Работу над увековечиванием памяти последнего из названных персонажей медальер закончил совсем недавно. Теперь любители истории смогут увидеть изображение этой медали (рис. 6-8).



Поскольку никаких портретов Ахмеда ибн Фадлана до наших дней не сохранилось, - рассказывал Вячеслав Агафонов, - я взял за основу общее стилизованное изображение арабского вельможи X века в характерной для того времени одежде и головном уборе. На моем рисунке ибн Фадлан, держащий под уздцы свою лошадь, осматривает представшую перед ним самарскую страну взглядом ученого, и словно бы оценивает, какие слова о ней следует оставить для потомков в своих записках.

Мне хочется надеяться, что изготовленные мною памятные медали останутся в собраниях самарских коллекционеров. У остальных самарцев они наверняка поднимут интерес и к прошлому нашего края, и вообще интерес к исторической науке.

Валерий ЕРОФЕЕВ.

Список литературы

Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Статьи, переводы и комментарии. М., Наука. 1956.

Ковалевский А.П. О степени достоверности Ибн-Фадлана. - Исторические записки, 1950, Т. 35. С. 265-293.

Ковалевский А.П. Посольство багдадского халифа к царю волжских булгар в 921-922 г. - Исторические записки. 1951. Т. 37. С. 214.

Ковалевский А.П. Чуваши и булгары по данным Ахмеда ибн Фадлана. - Ученые записки научно-исследовательского института языка, литературы и истории при Совете Министров Чувашской АССР. Вып. IX. Чебоксары, 1954. 46 с.

Ковалевский А.П. Чуваши и булгары по данным Ахмеда ибн Фадлана. Чебоксары, 1965.

Новооткрытый текст Ибн-Фадлана. - Вестник древней истории. 1938. № 1. С. 57-71.

Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.-Л., Наука. 1939 (пер. и комм.).

Путешествие Ахмеда Ибн-Фадлана на реку Итиль. Казань. 1992.

Салахетдинова М.А. Путешествие Ибн Фадлана и одни мусульманский обряд у волжских булгар. - Страны и народы Востока. Вып. XXVIII. География. Этнография. История. Культура. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1994. - С. 173-178.

Ибн Фадлан (Ахмад ибн Фадлан ибн ал-`Аббас ибн Рашид ибн Хаммад) — арабский путешественник и писатель 1-й половины X века. Один из немногих арабских путешественников, лично побывавших в Восточной Европе. В 921—922 годах в качестве секретаря посольства аббасидского халифа ал-Муктадира посетил Волжскую Булгарию. В своём отчёте «Рисале», написанном в виде путевых заметок, оставил уникальные описания быта и политических отношений огузов, башкир, булгар, русов и хазар.

Ахмад ибн Фадлан был старшим писцом-чиновником и находился под покровительством военачальника Мухаммеда ибн Сулеймана, завоевавшего Египет в 904—905 годах для багдадского халифа.

Они встретили нас, держа в руках хлеб, мясо, просо, и поехали вместе с нами. Сам царь встретил нас на расстоянии двух фарсахов (12 километров) от своей ставки. Увидев нас, он сошел с лошади и пал ниц, поклоняясь и благодаря великого и могучего Аллаха.

Фадлан Ахмед ибн

В 921 году в Багдад прибыло посольство из Волжской Булгарии. Правитель булгар мусульманин Алмуш стремился освободиться из-под власти Хазарского каганата и с этой целью просил халифа прислать мусульманских наставников и строителей мечети, а также соорудить военную крепость.

Ответное арабское посольство аббасидского халифа Ал-Муктадира, возглавляемое Сусаном ар-Раси, выехало из Багдада 21 июня 921 года (11 сафара 309 года хиджры) и возвратилось в Багдад весной 923 года. В состав посольства в качестве секретаря был включен Ахмад ибн Фадлан. Помимо задачи упрочения ислама в странах Восточной Европы, халиф рассчитывал усилить свое политическое влияние в регионе и получить от союза с Волжской Булгарией большие торговые привилегии.

Путь пролегал в обход хазарских земель через Среднюю Азию: через Рей, Нишапур в Бухару, оттуда назад к Амударье и вниз по реке до столицы Хорезма Кят. Перезимовав в Джурджании (Старом Ургенче) 4 марта 922 года послы двинулись по суше на север к берегам Волги, в Волжскую Булгарию. «Отроки», выехавшие с посольством из Багдада, а также законовед (факих) и вероучитель (муаллим) покинули посольство, «побоявшись въехать в эту страну» (страну огузов). С этого момента выполнение всех миссионерских задач посольства падает на одного Ахмада ибн Фадлана, он становится его фактическим руководителем.

Совершив переезд через Устюрт, посольство около 20 марта прибыло в страну огузов (или «гуззов»), занимавших тогда приблизительно область Западного Казахстана. Среди знати наибольшее влияние имел Этрек, начальник войска огузов. Ибн Фадлан поднес ему царские подарки. Этрек радушно принял посольство, но к предложению принять ислам отнесся очень осторожно, сказав, что даст халифу ответ, когда послы будут ехать обратно. Однако военачальники огузов, собранные Этрэком на совещание, обсуждали вопрос не о принятии ислама, а о том, как поступить с самими послами. Предложения были: разрезать каждого из них пополам, дочиста ограбить или отдать их хазарам в обмен на пленных огузов. Таким образом, в стране огузов посольство потерпело полную дипломатическую неудачу и было радо, что смогло благополучно выбраться оттуда.

Проследовав через область расселения башкир, 12 мая 922 года (12 мухаррама 310 года по хиджре) посольство халифа прибыло в государство булгар. Установить точно время отъезда посольства из Волжской Булгарии невозможно.

АХМЕД ИБН МАДЖИД: ГЛАЗАМИ РОССИЙСКОГО АРАБИСТА

Прежде чем начать разговор об интересе видного российского арабиста к великому арабскому мореходу и ученому Шихабу Ад-Дину Бен Маджиду бен Мухаммеду бен Умру Ас-Саади Ан-Наджди и месте, которое он занял в его научной деятельности , хочу представить резюме жизненного пути этого россиянина.

Российский арабист Теодор Адамович Шумовский родился в 1913 году в семье польского происхождения. В годы первой мировой войны его отец обосновался в городе Шемаха(Республика Азербайджан). В этом древнем городке Теодор, будучи еще мальчиком, любил бродить по окрестностям, где было много мечетей и мусульманских кладбищ с надписями на арабском языке. Так он впервые соприкоснулся с неистребимыми следами арабо-мусульманской культуры.

Мысли и мечты об арабском языке навечно запали в его душу. Хотя первоначальное образование Шумовский получил в Горном институте, затем работал на одной из шахт, в 1932 году осуществилось то, к чему так страстно стремился юноша. Он был принят на учебу в отделение Востоковедения Ленинградского университета. Не задумываясь, молодой человек сразу избрал своей специальностью арабскую культуру и историю Ближнего Востока.

Незадолго до начала второй мировой войны Теодора обвинили в создании подпольной антисоветской организации среди молодежи и отправили в лагерь. Он оставался в заключении и после войны, проведя в неволе в общей сложности 18 лет.

Однако годы тюрьмы не сломили воли будущего арабиста, не поколебали его желания и тяги к освоению научных знаний. Вместе с группой сокамерников он организовывал самодеятельные учебные кружки и вел в бараках и камерах уроки по знакомству с арабской культурой. Пребывание в ссылке и лагерях столкнуло молодого человека с людьми многих национальностей, и Шумовский воспользовался этим для расширения кругозора и познания разных языков и культур.

В 1956 году он был полностью освобожден и тут же приступил к академической работе и написанию научных трудов, чем занимался до конца своей жизни. Он вернулся к своей любимой теме: изучению и переводу наследия великого морехода, ученого и географа XV столетия Ахмеда ибн Маджида.

Плодом его усилий стала защита докторской диссертации на тему «Арабская морская энциклопедия 15 века». В основу ее легло штудирование, комментирование и перевод самых известных трудов А. ибн Маджида. Прежде всего, это его «Книга польз об основах и правилах морской науки», которая считается важнейшим классическим трудом по истории морских навигационных наук.

Интерес к восточным и арабским мореплавателям ученый совмещал с изучением цивилизаций и культур, идейных сторон жизни арабов, священного Корана. Его наиболее значимой работой стал первый в России поэтический перевод Корана в 1992 году, ставший наиболее близким по своему духу к первоисточнику. Этот перевод был тепло встречен в кругах российских мусульман.

Теодор Адамович Шумовский умер в Петербурге на 100-м году жизни и похоронен на городском кладбище рядом с могилой своего учителя академика Игнатия Крачковского–одного из переводчиков Корана на русский язык .

ВВЕДЕНИЕ К ПЕРЕВОДУ ОТРЫВКОВ ИЗ КНИГИ «ПОСЛЕДНИЙ «ЛЕВ АРАБСКИХ МОРЕЙ»

В прошлом мне пришлось переводить отдельные части книги Теодора Шумовского «Последний "лев арабских морей", которая вышла в свет в изданиях Санкт-Петербургского университета в 1999 году. Ее фрагменты были перепечатаны в оманских газетах и в №46 журнала «Назва Ас-Сакафа Аль-Омания» В данной статье представлены отрывки этого перевода, проливающие свет на отношение российского ученого к Ахмеду Бен Маджиду.

Но нужно сказать, что выбор этих глав для перевода на арабский язык из общего материала сочинения сделан по собственному соображению. При этом полагаю, что такая селекция не привела к искажению общего смысла и целей, которыми руководствовался автор этого труда, не раздробила книгу, не принизила других глав, которых не коснулась рука переводчика, а наоборот я думаю, обернулась выигрышем.

При написании своей книги «Последний "лев арабских морей" Теодор Шумовский, отождествляя ученого и незаурядного мореплавателя Ахмеда ибн Маджида с этим львом, использовал образный стиль, когда в историческое повествование вторгаются токи эмоций.

Особое звучание подробному изложению истории и событий придает авторское воображение, которое проникают в самые тайники этой книги. Книга пестрит многочисленными цитатами литературного, поэтического и морально-нравственного характера. В результате материал книги, посвященной Ахмеду ибн Маджиду, словно дробится на разные самостоятельные сегменты, отличные от самой сквозной темы труда. Глубокие раздумья о великом теоретике и практике арабского судовождения привели к появлению разделов, которые обращены к русскому читателю и доносят до него интонации, пронизанные настоящей русской культурой.

Ответ такой. Описывая личность Ахмеда ибн Маджида, автор поведал о его вкладе в развитие арабской морской культуры, внесшей большую лепту в общемировые научные открытия, представил взору читателя моральные качества и кредо этого человека, заслуживающие восхищение. Шумовский, ни на миг не колеблясь, ставит Ахмеда ибн Маджида в один ряд с такими великими личностями истории, как Колумб и Леонардо Да Винчи.

Во многом такому восприятию способствует стиль повествования российского арабиста. Автор, по сути, снимает шляпу перед этим эрудитом, многоликой фигурой, которая оставила ценное наследие не только в области мореходных дел, изучения ветров, звезд, но и в сфере поэзии, литературы и психологии.

Шумовский представляет Ахмеда ибн Маджида ярким самородком. Он любуется им, как бы поворачивает всеми гранями перед взором русского читателя эту неведомую ему личность. Благодаря этому читателю открываются все неизвестные стороны деятельности и лики этого прославленного человека, путь взлетов и падений, звездных и сумеречных часов его судьбы.

Российский ученый, захваченный предметом своего исследования, выказывает ему глубокое уважение. Но рядовому русскому читателю трудно это представить. Тогда, чтобы популяризировать героя книги, сделать понятными читателю мотивы своего отношения к нему, Шумовский идет на компромисс, вплетая в свой рассказ разные жанры. Один из самых удачных-это обильное цитирование произведений и отрывков работ известных российских путешественников и поэтов. Как говорят: скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ «ПОСЛЕДНИЙ «ЛЕВ АРАБСКИХ МОРЕЙ»

Ниже я привожу отрывки и афоризмы из книги. «Последний "лев арабских морей", свидетельствующие о том, насколько глубоко Теодор Шумовский был увлечен работой над наследием Ахмеда ибн Маджида.

Речь идет о двух ипостасях. Первая - связана с видение м жизни и судьбы Ахмеда ибн Маджида через призму творческого воображения автора.

Вторая ипостась определена подоплекой исторической эпохи, материалами об Ахмеде ибн Маджиде, его свершениях, созданными в прошлом, включая внушающий уважение вклад Шумовского

ПЕРВАЯ ИПОСТАСЬ-ТВОРЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ

Шумовский рисует светлую поэтическую картину юности Ахмеда ибн Маджида и его отношение к морю с ранних лет детства. Он пишет:

«С возрастом выросла его тяга к уединению. Эта недетская задумчивость отделяет его от приятелей, их становится все меньше: он часами просиживает на морском берегу, смотрит на катящиеся волны, притихший и неподвижный. Какие мысли охватывают его? Бывает ни о чем, просто надоедают шумные детские игры и он прибегает к бело-зеленому простору вод, чтобы насладиться тишиной. Но часто он ждет отца, который вот-вот должен вернуться. Тогда в этом ожидании, один за другим в памяти встают отцовы рассказы о дальних странах, затерянных островах, жемчужных ловлях, и возбужденное воображение рисует это все на колеблющейся ткани бесконечно рождающихся и умирающих волн.»

От описания Шумовским ранних лет юности Ахмеда ибн Маджида веет добродушием и симпатией. Так, автор пишет: «Мальчик, как и все другие сверстники резвый, подвижный, неуемный в играх то безуспешно лезет по гладкому стволу дерева, пытаясь добраться до птичьего гнезда, то сопя, возится во дворе, где дырявую лодку можно, как ему кажется в мечтах, превратить в неприступную крепость.»

Из картин, которые рисует нам творческое воображение Шумовского, мы выбираем эпизод, когда мальчик ожидает возвращения своего отца из долгого морского путешествия. Плетя ткань своего повествования, этот университетский исследователь раскрывает нам свое незаурядное литературное дарование.

Так, он пишет;

«Сегодня десятилетний мальчик еще затемно пришел на пристань встречать отца. Того уже много дней нет с моря, может быть, случилась беда и он отчаялся спастись? Нет, не должна произойти. Черные мысли опасений быстро покидают мальчика. Его отец знает, как вести корабль, какими бы высокими не были волны и как бы далеко не уходило его судно. Отец вернется, сойдет на берег. Он ласково взлохматит мальчугана, и пойдут они вдвоем в недальнее свое жилье. И потом начнутся новые и новые рассказы о самых крайних и далеких водах. Засияют широко раскрытые детские глаза, и нет-нет да дрогнет простуженный голос у старого моряка

«С божьей помощью, сын будет добрым помощником и станет сильным мужчиной»

Но где же отец? Вот уж уходит полуденный свет и лучи солнечного заката падают на поверхность вод. Где сейчас отцовский корабль, плывет ли он меж мрачных скал, где каждый миг может разбиться и утонуть? Или он качается у причалов далекого города, где на пряно пахнущем рынке шумит разноязычная речь и поглаживают свои крашеные хной бороды купцы в пестрых халатах! А может он устремился за жемчугом! Когда он вернется, спрошу-ка отца о жемчуге и как его находят, откуда этот струящийся блеск? Что он тогда ответит?

Задумавшись о жемчуге, мальчик вдруг замечает вдали колеблющуюся на волнах точку! Это его корабль, если, только бы не обмануться! Вот усталый моряк спускается по сходням и подбежавший мальчик, ухватившись за его тяжелую руку, тащит отца к дому.»

Шумовский продолжает рассказ, описывая разные эпизоды жизни Ахмеда ибн Маджида, его отношения в кругу семьи. Так через призму авторской фантазии звучит диалог мальчика с родителями.

«Вернулся ты, Маджид, тихо произносит жена, подходя к мужу и вздыхая с облегчением.

Слава Аллаху, бодро отвечает Маджид.

Ахмад каждый день ходил тебя встречать, продолжает жена, ты - цел и невредим -слава Аллаху

Улыбающееся лицо Маджида обращено к сыну и тот, улучив случай, задает ему вопрос, так долго зревший в его груди.

Расскажи, где добывают жемчуг?

Не висни на отце, строго замечает мать, не видишь, что он устал с дороги?

Маджид садится на диван и усталым, но в то же время твердым голосом говорит. Расскажу потом, тяжелый это труд, сынок!»

Одна их других тем, то, как Шумовский представляет картину раннего периода жизни Ахмеда Бен Маджида и его первых шагов на пути к морю. Так, он пишет:

«Дни шли своей чередой, летели годы и вот однажды пришел день, когда отец сообщил, что пора готовиться к выходу в море, и сказал:

Ахмад, завтра пойдешь со мной на корабль!

Сердце мальчика сильно забилось и от радости и от страха.

Дитя, он еще. умоляюще сказала мать.

Кончилось его детство, грустно промолвил отец. Я уж не молод, надо ему привыкать к труду на море да кормить семью. Придется ему приучаться к делу сейчас, не ждать же, пока борода вырастит.

На следующий день Ахмад впервые вступил с земли на корабль. Палуба закачалось под его ногами, и он схватился за борт. Отойди от борта, свалишься вниз, крикнул отец. Сядь посредине и держись за веревку.

Все было странно и ново: сосредоточенные лица отцовых помощников. Ахмед Бен Маджид звонко прочитал первую суру Корана. Моряки, стоя плечом другу к другу, повторяли вполголоса за ним слова молитвы. По мере того как расстояние между кораблем и сушей быстро увеличивалось, в груди Ахмада рос неприятный холодок

Не дрейфь, мне тоже было страшновато, когда мой родитель Мохамед Ибн Умар, да будет милостив к нему Аллах, впервые привел меня на корабль. Быстро поймешь, что глупец и бестолковый пропадут в море, а умному и сноровистому цены нет.

Когда суша скрылась из вида, отец ухмыльнулся. Куда мы идет, спросил его сын. Совсем недалеко - отвезем шерсть, а вернемся с сушеной рыбой в Джульфар. Это первый опыт. А в следующий раз плавать придется подольше!».

ВТОРАЯ ИПОСТАСЬ - ИСТОРИЧЕСКАЯ

В этой части книги «Последний "лев арабских морей"», которую мы перевели, Шумовский приводит факты, уже упомянутые в исторических исследованиях и трудах историков. Видно, что автор высоко оценивает деятельность Ахмеда ибн Маджида, подчеркивая практическое значение работ, оставленных выдающимся мореходом.

«Ему было тридцать пять лет, когда на бумагу легли первые строки этого труда. Это немного, если учитывать ценность книги, усилия и энергия, которые были брошены на ее создание, и огромный опыт, который предшествовал этому. Задачей проекта его сочинения было связать воедино то, что он изложил в своей первой книге, с тем, что приобрел в результате своих последующих опытов.

В основе успеха Ахмеда ибн Маджида лежит то, что он стал, как выражались арабы, «мужем двух главенств».Так обозначался человек, умевший владеть мечом и пером. Широкое распространение его «Книга польз…» как авторитетного источника объясняется не только лишь ясностью ее изложения и прекрасным стилем. Она содержит новые разделы посвященные мореплаванию, которые никто еще до него не разработал.

Это- главы о происхождении судоходства, о морально-нравственном долге мореходов, о том, что требуется для его соблюдения. В них описаны все побережья известного тогда мира, каким он представлялся за неполную тысячу лет до открытия Америки. Особое место занимают развернутые и точные данные о судоходных путях по Красному морю. Язык «Книги польз..» зиждется на богатстве арабской литературы и поэзии, которым автор учился у великих поэтов Ахталя, Умара Бен аби Рабии, Бен Муатазза, Ат-Туграна Он много заимствовал и у знаменитого Абу Нуваса, и ослепительного Джарира».

Из глубина веков, благодаря Шумовскому, до нас доходит голос разочарования и горечи араба. Так заговорил мореплаватель после прихода португальцев и помощи, которую он оказал им, приведя их экспедиции к берегам Индии. Это позволило португальцам установить свое господство над традиционными морскими маршрутами, которыми тогда пользовались арабы.

«Шестидесятилетний Ахмед ибн Маджид был свидетелем захвата португальцами просторов Индийского океана. В те времена арабские корабли были изгнаны со своих традиционных океанских путей и сведены до уровня каботажного плавания Их величие и гордость был растоптаны. Все это он глубоко переживал в своем сознании. Его изощренное мореходное искусство стало ненужным, появилось ощущение личной вины и ответственности перед жертвами португальцев, которых он привел к берегам Индии в 1498 году.

Ахмед ибн Маджид не находил себе покоя. После 1501 года он составляет три небольшие лоции, в которых излагаются привычные для мореходов сведения о морских течениях, высоте звезд и ветрах и вдруг неожиданный возглас «О, если бы я знал, что от них будет».

Здесь Шумовский берет под свою защиту А. Маджида, чтобы как-то облегчить его горечь и освободить от чувства вины. Он пишет

«Современные арабские авторы редко обращаются к этим событиям, которые накладывают тень на их историю. Одни - категорически отрицают связь Ахмеда Бен Маджида с приходом португальцев в Индии, другие - осуждают действия морехода и утверждают, что он продался за вознаграждение, которое обещали ему пришельцы. Есть и те, кто распространяет версию о том, что, якобы, нечестивые португальцы опоили доверчивого и доброго мусульманина вином.»

Шумовский не отходит от защиты героя своей книги в историческо-нравственной полемике по поводу подлинной роли Ахмед Бен Маджида в вопросе пособничества приходу португальцам. Они преподали жестокий урок мусульманам в Азии. Ученый пишет:

«Напрасно и самобичевание Ахмеда Бен Маджида и хлопоты оправдать его от обвинений. Ведь еще за четыре года до того, как этот мореход поднялся на палубу португальского судна, Мадрид и Лиссабон поделили между собой мир: мадридскому двору достался Новый свет, лиссабонскому –Старый. Наивно было бы думать что, откажись Ахмад от сопровождения португальских завоевателей, Васко да Гама не смог бы найти другого лоцмана, который бы повел его к берегам Индии, пусть и менее искусного чем наш герой».

Благодаря переводу отрывков из книги «Последний "лев арабских морей» российского арабиста Теодора Шумовского, мы осознали, с одной стороны, научное и историческое значение великого ученого и морехода Ахмеда ибн Маджида, а, с другой, пролили свет на такой аспект, как научные интересы российских востоковедов.

По нашему мнению, это дает нам пищу для размышлений. Так, важно прислушаться к дружественным интонациям, которые круги российское востоковедение отличают от западных, где преобладают мотивы превосходства в науке и риторика высокомерия и пренебрежения.

В этой статье содержится призыв к российским арабистам исследовать вклад корифеев арабской культуры в формирование человеческой цивилизации, переводить их труды, знакомить с ними русскоязычных граждан. Это в то же самое время и призыв к ним следовать по стопам выдающегося российского ученого Теодора Шумовского, разделяя его уважительное отношение к Ахмеду ибн Маджиду, беря у него эстафету для дальнейшего научного поиска по теме наследия этого великого мореплавателя.

Важно также то, чтобы со временем и с появлением новых источников продолжали обновляться результаты изучения свершений и жизни этого выдающегося человека. Они способны перевернуть наши представления о Маджиде, которые зиждятся на утвердившихся в прошлом исторических фактах.

В этом контексте хочется кратко указать на результаты, к которым пришел доктор Султан Аль-Касми в своей книге « Заявление достопочтеннейших историков в оправдание Ибн Маджида». Эта книга ломает историческую гипотезу, утверждающую, что именно Ахмед ибн Маджид привел корабль Васко Де Гама в Индию Это историческое путешествие открыло новый великий период в отношениях между Западом и Востоком.

В этой статье арабской стороне также рекомендуется шире открывать двери для российского востоковедения, готовить кадры исследователей и переводчиков в этой области, укреплять отношения с научными и культурными институтами России. Это поможет обогатить арабскую библиотеку целой полкой сочинений плеяды мирового востоковедения, которая, к сожалению, пока остается вне поля зрения арабов.

Ахмед Ибн Фадлан

Фадлан Ахмед Ибн. Полное имя арабского путешественника - Ахмед ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид ибн Хаммад. О жизни этого человека известно очень мало. Достоверно известно, что он был старшим писцом-чиновником и находился под покровительством военачальника Мухаммеда ибн Сулеймана, завоевавшего Египет в 904-905 годах для Багдадского халифа. В составе посольства багдадского халифа путешествовал через Бухару и Хорезм в Волжскую Болгарию. По возвращении составил "Рисале" ("Записку") - один из важнейших источников по средневекой истории Поволжья, Заволжья и Средней Азии.

В посольстве багдадского халифа в Волжско-Камскую Болгарию Ахмед ибн Фадлан принимал участие в качестве секретаря. Мусульманский хан возглавил тогда союз болгарских племен, живших в бассейне нижней Камы и Волги (примерно до реки Самары), и искал в арабах союзников против хазар. Помимо задачи упрочения ислама в этих областях, халиф рассчитывал получить от союза и большие торговые привилегии. На плечи секретаря ложилась вся черновая работа, ответственность за ведение дел и конечный исход предприятия. Ибн Фадлан должен был прочитать письмо халифа царю волжских булгар, преподнести ему подарки, наблюдать за факихами-юристами и муаллимами-учителями, которых халиф послал для обучения булгар законам ислама.

Посольство выехало из Багдада 21 июня 921 года. Путь его лежал через Рей, Нишапур в Бухару, оттуда назад к Амударье и вниз по реке до столицы Хорезма Кяс; далее последовали зимовка в Джурджании (Старом Ургенче) и, наконец, на север к берегам Волги, в царство булгар.

Перезимовав в Джурджании, посольство 4 марта 922 года двинулось далее на север. Это был решающий момент в путешествии. "Отроки", выехавшие с посольством из Багдада, а также законовед и вероучитель покинули посольство, "побоявшись въехать в эту страну" (страну огузов). С этого момента выполнение всех миссионерских задач посольства падает на одного Ибн Фадлана, он становится его фактическим руководителем.

Совершив переезд через Успорт, посольство около 20 марта прибыло в страну огузов (или "гуззов"), занимавших тогда приблизительно область Западного Казахстана. Среди знати наибольшее влияние имел Этрэк, начальник войска огузов. Ибн Фадлан поднес ему царские подарки. Этрэк радушно принял посольство, но к предложению принять ислам отнесся очень осторожно, сказав, что даст халифу ответ, когда послы будут ехать обратно Однако военачальники огузов, собранные Этрэком на совещание, обсуждали вопрос не о принятии ислама, а о том, как поступить с самими послами. Предложения были: разрезать каждого из них пополам, дочиста ограбить или отдать их хазарам в обмен на пленных огузов. Таким образом, в стране огузов посольство потерпело полную дипломатическую неудачу и было радо, что смогло благополучно выбраться оттуда.

Проследовав через область враждебно настроенных башкир, от которых путешественники старались держаться подальше, 12 мая 922 года посольство халифа прибыло в государство булгар - "страну славян". Во главе его стоял царь, претендовавший на абсолютную власть. Он восседал на троне, покрытом византийской парчой, в его присутствии все, "мал и велик", включая его сыновей и братьев, обязаны снимать шапки и принимать почтительную позу. Царя окружала знать: "предводители", "знатные лица из жителей его государства". Ближе всех к царю - князья, четверо из них, постоянно "находятся у него под рукой". Соответственно своему положению, царь получал подать - "с каждого дома шкуру соболя", обязательные подношения с каждого свадебного пиршества, десятую часть привозимых товаров и часть добычи военного отряда, в походе которого он лично не принимал участия.

Настал самый ответственный момент путешествия - торжественное оглашение письма халифа. Для этого были развернуты два привезенных знамени, оседлана присланная в подарок лошадь, самого царя (Алмуша-элтабара) одели в савад - черную одежду высших сановников двора повелителя правоверных, на голову ему надели чалму. Ибн Фадлан прочитал письмо халифа, а Алмуш-элтабар выслушал его стоя. "Переводчик не переставая переводил письмо буква в букву. Когда же мы закончили чтение, они дружно воскликнули "Велик Аллах!" таким криком, от которого задрожала земля", - пишет об этом событии Ибн Фадлан. Этим актом Булгария официально признавала ислам государственной религией и становилась частью мусульманского мира.

Однако через три дня, царь вызвал к себе Ибн Фадлана и потребовал обещанные, но не присланные халифом 4000 динаров для постройки крепости. Авторитет халифского посольства был поколеблен. Установить точно время отъезда посольства невозможно, так как "Записки" Ибн Фадлана сохранились в сокращенном виде.

Известно, что весной 923 года посольство возвратилось в Багдад. Ничего из задуманных планов не было выполнено. Правда, саманидский эмир оказал посольству всяческое содействие и почет, а царь булгар - еще больший. Но для политики халифского правительства результаты равнялись нулю. Огузы ислама не приняли, царь булгар, не получив денег на постройку крепости, разуверился в помощи халифа и предпочел сохранить тесную связь со Средней Азией. В Хазарии мусульманская партия подверглась репрессиям и была временно подавлена.

Ибн Фадлан подробно описал все, "что он видел собственными глазами со времени своего выезда из Багдада и до того, как он возвратился в него". Для привлечения внимания читателей он передавал здесь также некоторые северные легендарные рассказы, в том числе об огромной рыбе. Но все оказалось напрасно. Его правдивый рассказ не мог конкурировать с многочисленными фантастическими россказнями - о муравье на железной цепи, о черепе рыбы в Йемене, внутрь которого рассказчик сам лично входил, выпрямившись, не нагибаясь, через одно глазное отверстие и выходил через другое.

Книга Ибн Фадлана сохранилась лишь в Средней Азии в сокращенном виде и в частичных пересказах. На сегодняшний день "Рисале" ("Записка") - один из важнейших источников по средневековой истории народов Поволжья, Заволжья и Средней Азии. Ибн Фадлан, конечно, не был первооткрывателем, так как шел торговым путем, по которому доставлялись из Ирака, Ирана и Хорезма в бассейн нижней и средней Волги арабские и персидские изделия в обмен на драгоценную северную пушнину. Но он был первым путешественником, чьи сообщения о северных прикаспийских областях и Заволжье дошли до нас, и притом он дал первый правильный перечень рек, пересекающих Прикаспийскую низменность. Ибн Фадлан приводит названия этих рек, полностью совпадающими или созвучными нынешним.

Перепечатывается с сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Рукопись "Записок" о путешествии на Волгу