Описание материала: предлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной группы. Данный материал полезен воспитателям детских садов в работе по познавательному развитию детей.

Предметная область: ребенок и окружающий мир, обогащение и развитие речи, стимулирование развития коммуникабельности.

Цель: обеспечение разностороннего представления детей об окружающем мире; уточнение, закрепление и расширение знаний о животных и птицах Африки.

Задачи:

Образовательные: углубление знаний о птицах: уточнение названия птиц далёких стран, их внешних признаков и строения. Развитие стремления детей к познавательной деятельности, развитие логического мышления и памяти, расширение кругозора.

Воспитательные: воспитание в детях любви и заботы к животным и птицам, уважение друг к другу, воспитание дружеских отношений.

Коррекционные: активизация речевого общения детей; обучение умению правильного подбора и образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами, обучение давать ответы на вопросы полными предложениями.

Организация образовательной среды:

  • для мотивации: показ глобуса и его применение в работе
  • для проведения НОД:

демонстрационный материал: подзорная труба; указатель с надписями; картинки животных и птиц для показа на занятии, картинки природы.

раздаточный материал: раскраски с птицами и животными; цветные карандаши.

Предварительная работа:

  • педагога: составление презентации, изготовление указателя, приготовление демонстративного материала, рассказ познавательного материала о птицах и животных.
  • с родителями: беседы с детьми на данную тему.
  • с детьми: чтение произведений о птицах. Дидактические игры.

Форма организации совместной деятельности воспитателя и детей: беседа, игра, взаимопомощь (общение, игровая деятельность, самостоятельная продуктивная деятельность) .

Ведение НОД:

1. Мотивация:

Входит ребенок с глобусом.

Посмотрите, что я вам принёс. Хотите поиграть?

Ребята, что же это он принес? (глобус) . Для чего предназначен глобус? (Глобус - это наша планета, уменьшенная во много раз. На глобусе легко увидеть, где находится наша огромная страна, наша станица) . Давайте покажем, где находится Россия на глобусе. Видите, какая она большая? А вот и место, где мы живём.

По глобусу можно путешествовать. Как? Сейчас увидим!

Давайте отправимся в путешествие. Чтобы отправится в дальние страны, надо перелететь через высокие горы, преодолеть моря, океаны. На чём можно это сделать? (на самолете, автобусе, поезде, автомобиле) .

Итак, мы отправляемся в путешествие в Африку. Покажете её на карте?

Что необходимо брать с собой в путешествие?

Полетим мы на самолете! Все заняли свои места? Наш самолёт готов? Одеть шлемы – дети одевают панамки от солнца в качестве шлемов.

Полёт прошел быстро. Я посмотрю в подзорную трубу, а вы посмотрите в бинокли. Что вы видите (показываются картинки пустыни, саванны) .

«Материк лежит огромный, самый сухой и жаркий. Лето там круглый год

Это, конечно же, Африка. А попали мы в африканскую саванну. Ребята, что такое саванна? (это равнинное место, где почти не растут деревья) .

(поставить указатель)

Здесь стоит какой-то указатель. «Налево пойдешь - в тропическом лесу окажешься. Направо пойдешь - пустыню Сахара увидишь»

Беседа + показ слайдов презентации

Ребята, идти в пустыню не надо, потому что там жарко. Там так жарко, что можно жарить яичницу. А всё-таки если нам надо пойти в пустыню, что необходимо взять с собой? (нужно одеться в плотную белую одежду, взять с собой воду)

Видите растение? (Кактус) . Как он выживает без воды?

А вы знаете, кто такой «корабль пустыни» ?

Оказывается, вы все знаете! Не страшно мне в вами путешествовать в самые дальние страны.

(включение аудиозаписи рыка льва)

Слышите грозный рык? Это же сам лев! (показ фотографии льва) В саванне сложно спрятаться, потому что там мало растительности. Чтобы подружиться со львом, надо отгадать его загадки об Африке. Наш лев добрый и справедливый как Симба из мультфильма Король Лев.

Ловкие, хвостатые, любят бананы, лазят по деревьям (обезьяны)

Огромные, сильные, у них есть хобот, всех зверей они сильней (слоны)

Пятнистые, длинношеие, длинноногие (жирафы)

Выносливые, двугорбые, их используют как средство передвижения (верблюды)

Сильный, желтогривый царь зверей (львы)

Зеленые, опасные, живут в реках (крокодилы)

Полосатые, в чёрно-белую полоску (зебры)

А знаете кто это? Это фенёк – пустынная лисица. Ведёт ночной образ жизни, то есть охотится ночью, а днём спит. Посмотрите какие у неё большие уши! Ими фенёк может слышать то, что находится очень далеко.

А каких животных Африки вы знаете ещё?

Гепард – самое быстрое животное на планете.

Посмотрите, сколько тут животных. Давайте не будем их пугать. У зверей, так же как и у, нас, людей, каждая мама любит своего детеныша.

Давайте поиграем.

Я показываю картинку, а вы говорите кого любит эта мама.

Скажите, кого же любит эта «мама» :

Слониха - слоненка

Жирафа - жирафенка

Львица – львенка

Крокодилица - крокодильчика

Зебра – зебрёнка

Страусиха - страусенка

Верблюдица - верблюженка

Интересно, почему животные гуляют вместе? (У жирафа, как вы уже знаете, высокий рост, зоркие глаза и чуткие уши. Это помогает ему увидеть приближающихся хищников и предупредить других животных о приближающейся опасности)

Я предлогаю вам ещё одну игру.

Вспомните, о ком у нас так говорят в народе и продолжите фразы:

  1. Разговорчивый, как… (сорока)
  2. Важный, как… (индюк)
  3. Воркуют, как… (голуби)
  4. Величавый, как… (павлин)
  5. Мудрый, как… (ворон)
  6. Длинноногий, как… (цапля)

Да, ребята, вы молодцы.

А посмотрите…, что это за птица?

Эта розовая птица – фламинго. Этих птиц называют «птицами утренней зари» .

В старинной легенде рассказывается о том, как фламинго, помогал людям, умирающим в от голода. Фламинго выклевывал из своего собственного тела кусочки мяса и кормил ими людей. Кровь текла по перышкам, окрашивая их в розовый цвет. Так, цвет фламинго всегда будет иметь розовый оттенок, чтобы потомки спасенных не забывали о подвиге этой птицы.

Длина тела фламинго от 90 до 120 см, а вес обыкновенного фламинго составляет примерно 4 кг.

Живут они на берегах и мелководьях морей, океанов, озерах тропических и субтропических зон Африки, Америки, Азии и Южной Европы.

Эти красивые птицы ведут малоподвижный образ жизни. Продолжительность их жизни в естественных условиях точно не известна, но в неволе они доживают до 30 лет.

Питаются эти птицы своеобразно. Излюбленная пища фламинго - синезеленые водоросли.

Чтобы насытиться, фламинго съедает в день большое количество пищи – 1 кг. Собирая пищу, фламинго иногда заходят далеко в воду, и даже плывут, но делают это редко и неохотно.

Но вопреки легенде цвет фламинго розовый из-за содержащихся в еде питательных веществ. При недостатке пищи цвет становится почти белым. Поэтому, если вы увидели белого фламинго, знайте, он неправильно питается.

Родители кормят птенцов в течение двух недель. Позднее их птенцы начинают питаться самостоятельно. Ушедшие из гнезда птенцы, больше похожие на «гадких утят» приобретают белое оперенье, которое по мере их взросления розовеет.

Для гнездования фламинго выбирают недоступные места болот и соляных озер. Чтобы устроить гнездо, птицы собирают глину и растительные остатки, затем утаптывают их ногами. Данная масса высыхает на солнце и становится твёрдой. Но иногдаиз-за отсутствия строительного материала, самки откладывают яйца на песок. В гнездо фламинго откладывают одно или два, иногда три яйца с тонкой скорлупкой. Высиживают яйца оба родителя поочередно, в течение 30 дней. Через месяц появляются птенцы, покрытые бело-серым пухом.

Физминутка: (проходит под музыку группы Барбарики «Африка» ) .

Пора возвращаться домой к родителям. А чтобы побыстрее добраться домой, я взмахну волшебной палочкой, закрывайте свои глазки –один, два, три - нас домой верни. Ребята, вот мы и в нашей комнате.

9. Самостоятельная продуктивная деятельность детей:

Смотрите, здесь вас ждет сюрприз – волшебные раскраски с названием «Африка» . Но на них не хватает цвета у животных и птиц. Помните все цвета животных? Тогда вам задание: раскрасьте их на раскрасках.

10. Подведение итогов НОД

Понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось? Что больше всего понравилось? А что не понравилось? Что нового о животных и птицах вы узнали?

Не забудьте, ребята, что мы не должны обижать животных и птиц, а должны о них заботиться!

Конспект интегрированного занятия по теме "Африка и животные Африки"

Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №73» Пичугина Наталья Сергеевна, г. Нижнекамск РТ

Интеграция образовательных областей: «Познание» + «Художественное творчество»

Тема: «Африка и животные Африки»

Возраст: 6-7 лет

Группа: подготовительная к школе группа

Программное содержание. Прививать любовь к животным и к познанию окружающего. Развивать у детей творческие познавательные особенности в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций. Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки. Формировать представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания. Развивать умение говорить кратко, четко, без напряжения.

Материал: карта, рисунки, иллюстрации с изображением животных, саванны, пустыни, растений, ножницы, клей, шаблоны, цветная бумага, салфетки, карта Африки для коллективной работы.

Структура:

1. Рассказ воспитателя об Африке.

2. Физкультминутка.

3. Рассказ детей о животных.

4. Загадывание загадок о животных.

5. Коллективная работа по аппликации «Животные Африки».

Словарная работа: пустыня, саванна, экватор, галерейные леса, баобаб, оазис.

Предварительная работа: подготовка рабочих мест, демонстрационного и раздаточного материала.

Предшествующая работа:

1. Рассматривание иллюстраций о животных.

2. Чтение произведений о животных.

3. Придумывание загадок о животных.

4. Рассматривание карты мира

Методы и приемы:

1.Словесный

2.Наглядный

3.Практический

Ход занятия. Материк лежит большой

Самый жаркий и сухой,

Там и лето круглый год

Кто его мне назовет. (Африка)

Правильно Африка. Мы сегодня поговорим с вами об Африке и животных Африки.

Кто покажет Африку на карте?

А кто знает, что такое экватор? (линия, проходящая через центр земли, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария)

Экватор делит Африку почти посередине. Поэтому здесь круглый год тепло. Летом засуха, а зимой идут дожди (один сезон влажный, другой засушливый). Вдоль экватора протянулись влажные экваториальные леса. Деревья здесь круглый год покрыты листвой, их ветки так переплетены, что образуют сплошную крышу. Там живет много видов шимпанзе, обезьян, горилл. Чем дальше от экватора, тем более редким становится лес. Постепенно он сменяется саванной.

Что такое саванна? (это бескрайние степи, поросшие высокой травой)

Среди саванны встречаются отдельные деревья – гигантские баобабы (несколько метров в обхвате). Их плоды съедобны, их очень любят обезьяны.

Вдоль многочисленных рек – густые заросли со свежей зеленью. Эти леса называются галерейными. Они остаются зелеными даже под палящим солнцем.

Нигде в мире нет такого скопления крупных животных, как в африканской саванне.

Какие же животные обитают в саванне? В реках? (ответы детей)

Физкультминутка. (движения выполняют в соответствии со словами текста)

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки

Левой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз и наклонились

На пол руки положили.

А теперь на четвереньках

Погуляем хорошенько

Встанем, выдохнем, вздохнем

И места свои займем.

Загадка. Стоят четыре столба,

На столбах большая бочка,

По бокам два лопуха,

По концам две веревки.

О каком животном говорится в загадке? (о слоне)

Правильно о слоне. Что вы знаете о слоне? (ответы детей)

Предлагаю придумать загадки о льве, жирафе, зебре.

Например: Кочуют табунами,

Защищаются ударом копыт,

Бегают с большой скоростью. (зебра)

Активизация детей.

На смену саванне приходит… Как вы думаете что? Ярко светит солнце, земля покрыта золотистым песком, темными камнями. Годами не бывает дождей. Что же это? (пустыня)

Почему так называется? Как вы думаете? (ответы детей)

Правильно, от слова пусто, ничего нет.

Какие животные живут в пустыне? (ответы детей)

Зверь я горбатый

В пустыне живу

В дальние страны

Поклажи вожу (верблюд).

Расскажите о верблюде все что знаете.

Да. Верблюды очень выносливы. На ногах толстые мозоли спасают от накаленного солнцем песка; шерсть густая и длинная помогает переносить дневную жару и ночной холод. Нетребователен к пищи, питается колючками. Накапливает запас жира в горбах. Жители пустынь используют молоко, шерсть, кожу. Верблюды есть одногорбые и двугорбые. Используют их как транспорт.

Там, где на поверхность земли выходят источники воды, пустыня преображается. Это оазисы. В них растут финиковые пальмы, а под их пологом плодовые деревья, виноград, овощи.

А сейчас каждый из вас вырежет какое-либо животное и наклеит на материк там, где оно больше всего водится.

Опрос детей о том, какое животное они вырезали и где оно чаще встречается.

Анализ занятия.


Пичугина Наталья Сергеевна

Программное содержание:

  • дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки;
  • показать разнообразие и красоту Земли, возможность сопоставлять информацию о других
  • континентах со знаниями о своей стране;
  • формировать представления о взаимосвязях, взаимодействии и взаимозависимости живых
  • организмов со средой обитания;
  • познакомить с животным и растениям миром Африки.

Словарная работа:

  • пустыня Сахара
  • кактус
  • верблюд, антилопы, куланы
  • реки Нил, Лимпопо;
  • гора Килиманджаро
  • джунгли
  • остров Мадагаскар

Предварительная работа:

  • рассматривание картин, иллюстраций;
  • чтение сказки К.И. Чуковского "Доктор Айболит",
  • просмотр мультфильмов "Книга Джунглей 1", "Книга Джунглей 2", "Мадагаскар"

Оборудование:

  • магнитофон;
  • аудиозапись "Песня Красной шапочки" на сл. А.Рыбникова;
  • песня "Чунга-Чанга": Автор текста (слов): Энтин Ю. Композитор (музыка): Шаинский В;
  • книга К.И. Чуковского "Доктор Айболит"
  • картинки с изображением растений и животных Африки большого и маленького размера;
  • магнитная доска, магниты;
  • глобус,
  • силуэт карты Африки на листе ватмана,
  • указка, блопены - воздушные фломастеры;

Ход занятия

/Дети сидят за столами./

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем путешествие по планете Земля. /Воспитатель крутит глобус и говорит :/ - На прошлом занятии мы побывали на краешке Земли, кто помнит где? / Крайний Север; дети на протяжении всего занятия дают полные ответы на вопросы воспитателя/ - Правильно! А кто мне скажет, в какой стране мы живём? /Россия /

Как называется наша малая родина? /Кандалакша / - Молодцы, ребята, всё правильно ответили и показали на карте. Посмотрите ещё раз на карту, видите, какая огромная планета Земля и так хочется побывать в самых далёких её уголках. Сегодня я предлагаю совершить ещё одно увлекательное путешествие, а подсказал мне его известный сказочный герой:/воспитатель показывает красочную книгу К.И. Чуковского "Доктор Айболит"/

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит).

"Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппопо
По широкой Лимпопо"

Воспитатель:- Кто из вас, ребята, знает что это: Занзибар, Сахара, Лимпопо и где всё это находится?/ответы детей/ Всё это находится в Африке и Я вас приглашаю совершить путешествие в Африку. Готовы? Тогда в путь! /звучит запись "Песня Красной шапочки" на сл. А.Рыбникова/

Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти.

Воспитатель:- Ребята, но без карты в пути не обойтись, давайте посмотрим где находится Африка. /дети рассматривают карту и делают вывод о местоположении Африки; воспитатель вывешивает на доску силуэт Африки из белой бумаги/ Африка - самый жаркий континент, если ты оказался в Африке, то тёплая одежда тебе не нужна. /рядом с силуэтом карты прикрепляются две иллюстрации с изображением жителей Африки/ Здесь очень много солнца и горячего песка. Какой цвет подойдёт для того, чтобы показать цвет песка? /жёлтый; при помощи жёлтого блопена - воздушного фломастера, воспитатель окрашивает часть силуэта карты/

Воспитатель: - Это, ребята, пустыня. Самая большая из пустынь пустыня - Сахара. Часто Сахару называют "великой". Сухое жаркое лето продолжается 5-6 месяцев. Температура воздуха в это время в тени поднимается до +50 градусов, а песок раскаляется до 60-80 градусов. Дожди выпадают весной и осенью. Весна и осень в пустыне короткие, а зимы - холодные. Название "пустыня" совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные и растения хорошо приспособились к существованию в условиях сухости климата и высоких температур. Например,кактус. /дети рассматривают картинки с изображениями кактусов, можно показать настоящие кактусы/ Это многолетнее растение c утолщёнными сочными мясистыми стеблями, покрытыми колючками, волосками или щетинками. Плоды у большинства кактусов мясистые, ягодообразные, у многих даже съедобные. /картинка с изображением кактуса прикрепляется к карте, где показана жёлтым цветом пустыня/

Воспитатель: - Вот видите, ребята, как интересно. А как вы думаете, какие животные живут в Африке? /ответы детей/ Животный мир пустыни представлен немногочисленными видами. Главными представителями являются: верблюды, антилопы, куланы, тушканчики, суслики, песчанки, ящерицы и многочисленные насекомые. Больше всего животных в пустынях можно увидеть весной, в это время года начинают вести активный образ жизни змеи, пауки, насекомые. Наибольшую распространенность получили грызуны. Грызуны - суслики, тушканчики, песчанки и другие роют норы, что позволяет им укрыться от дневной жары. Некоторые животные, такие как антилопы, - обладают способностью быстро перемещаться на большие расстояния в поисках воды. /рассказ воспитателя сопровождается показом больших иллюстраций с изображением всех животных, а детям предлагается закрепить маленькие изображения животных магнитами на силуэте карты /

А вот про одно удивительное животное более подробно нам расскажет Миша.

Рассказ Миши: - "Одногорбый верблюд, для жителей пустынь - домашнее животное, оно прекрасно переносит жару и длинные переходы по непроходимой пустыне, отличается высокой выносливостью и неприхотливостью./дети рассматривают иллюстрации с изображением одногорбых и двугорбых верблюдов/ Из шерсти верблюдов после ежегодной линьки делают прочные ковры и одежду, а молоко верблюда питательнее коровьего и козьего. Когда в пустыне поднимается ветер, ноздри верблюда закрываются, и это не мешает кораблю пустыни бороздить барханы. На его ногах есть круглые подушечки, позволяющие ему не увязнуть, там где буксуют самые современные вездеходы. Обойтись без верблюда в пустыне невозможно" / Корабли пустыни, авторы: Д.Березовский и А.Березовская/

Воспитатель: - Спасибо, очень интересно! А мы отправляемся дальше. /звучит запись "Песня Красной шапочки" на сл. А.Рыбникова; дети выполняют имитирующие движения под музыку/

А в Африке реки вот такой ширины,
А в Африке горы вот такой вышины,
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты,
Ах, и зеленый попугай!
И как только, только, только,
И как только на тропинке,
И как только на дорожке
Встречу я кого-нибудь,
То тому, кого я встречу,-
Даже зверю,- верю, верю,-
Не забуду,- буду, буду,
Буду "здрасьте" говорить.
Ах, здравствуйте реки вот такой ширины,
А здравствуйте горы вот такой вышины,
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты,
Ах, и зеленый попугай!

Воспитатель: - Вот перед нами оказались и реки, и горы. /воспитатель при помощи синего фломастера наносит реки на силуэт карты/ одна из величайших по протяжённости рек в мире, река - Нил. Есть реки и поменьше, например, Лимпопо. В африканских реках водятся крокодилы. /картинка с изображением крокодила фиксируется на карте, в том месте, где изображена река/ Встречи с ними очень опасны. Теперь пришло время отметить горы на нашей карте, какой цвет для этого подойдёт? /коричневый; воспитатель окрашивает часть поверхности карты коричневым цветом/ Гора Килиманджаро - высочайшая вершина Африки, которая также является одним из самых высоких вулканов мира, что привлекает внимание альпинистов и скалолазов со всех точек планеты. Ну, вот вы теперь знаете пустыню Сахару, реки Нил и Лимпопо, гору Килиманджаро, а теперь мы приближаемся к африканскому лесу. /Звучит запись "Песня Красной шапочки" на сл. А.Рыбникова; дети выполняют имитирующие движения под музыку/

Но, конечно, но, конечно,
Если ты такой ленивый,
Если ты такой пугливый,
Сиди дома, не гуляй.
Ни к чему тебе дороги,
Косогоры, горы, горы,
Буераки, реки, раки.
Руки, ноги береги!
Зачем тебе море вот такой ширины,
Зачем тебе небо вот такой вышины,
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты,
Ах, и зеленый попугай?!

Воспитатель: - Перед нами непроходимый лес, а называется он - джунгли! Каким цветом можно закрасить область леса? /на карте покажем лес зелёным цветом / Что такое джунгли знают даже дети, поскольку все мы знаем книжку Киплинга о маленьком Маугли. Именно он был детенышем, воспитывавшемся в джунглях, которые помогли ему стать человеком. "Хотите невероятных приключений? Тогда отправляемся в джунгли! Это тропические леса, где под зеленым пологом круглый год тепло и влажно, где обитают необыкновенные животные и самые диковинные растения, где на каждом шагу подстерегают опасности и неожиданные встречи" /

Воспитатель: - Ребята, давайте скорее отправимся дальше:/звучит песня "Чунга-Чанга" Автор текста (слов): Энтин Ю. Композитор (музыка):Шаинский В. /

Чунга-Чанга синий небосвод
Чунга-Чанга лето круглый год
Чунга-Чанга весело живём
Чунга-Чанга песенку поём
Чудо-остров, чудо-остров
Жить на нём легко и просто
Жить на нём легко и просто
Чунга-Чанга
Наше счастье постоянно
Жуй кокосы ешь бананы
Жуй кокосы ешь бананы
Чунга-Чанга
Чунга-Чанга места лучше нет
Чунга-Чанга мы не знаем бед
Чунга-Чанга кто здесь прожил час
Чунга-Чанга не покинет нас.

Воспитатель: - Интересный остров повстречался нам! Тут и поесть можно! Ребята, что можно отведать? /кокосы, бананы/ Конечно, острова с таким названием Чунга-Чанга на самом деле нет, его придумали, но не спешите расстраиваться, потому что я знаю точно, что есть остров Мадагаскар. Вот его мы сейчас и отметим на нашей карте. Мадагаскар - крупный остров, расположен около Африки. Остров является заповедником для растений и животных, большинство из которых уникальны и обитают только на Мадагаскаре. Самыми известными из таких животных являются лемуры. /показать иллюстрации с изображением лемура и баобаба, а маленькие картинки прикрепить на карту/ Посмотрите ребята на нашу карту. На ней нет ни одного свободного места и это значит, что мы побывали во всех уголках замечательной Африки, узнали какие растения растут и какие животные обитают в Африке. А что Саше /Юле, Кате/ запомнилось больше всего? /ответы детей/ О чём расскажет Соня / Кирилл, Антон/дома маме и папе? /ответы детей/

Цель: создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие во время игры-путешествия по Африке.

Задачи :

1. Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки.

2. Вызвать у детей интерес к обитателям Земли.

3. Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания.

4. Уточнить представления детей о животных жаркой страны: внешний вид, характерные особенно.

5. Развивать логическое мышление детей, память, умение определять по внешнему виду животного.

6. Создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие.

7. Настраивать детей друг на друга,создавать положительный фон в группе.

Оборудование: карта мира, картинки с изображением животных, фигурки животных, телевизор, видеоплеер, фильм «Сафари с Кузей», обезьянка (мягкая игрушка ).

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами интересное, необычное занятие.

Послушайте, что я вам расскажу:
“Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку-обезьяну
В подарок мне привез.
Сидит она, тоскует
Весь вечер на пролет
И песенку такую
По-своему поет:
“На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах
Визжат мои подружки,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей”

Видите, ребята, обезьянка какая грустная, невеселая, она тоскует, ей холодно у нас, очень хочет на свою родину.

Воспитатель: А если она вернется на свою родину, какое у нее будет настроение?(Ответы детей ).

Воспитатель: Давайте с ней поздороваемся, познакомимся.

Ребята: Здравствуй, обезьянка.

Обезьянка: Меня зовут Мери.

Ребята: Меня зовут Коля, а меня Данил и т.д.

Воспитатель: Вот мы и познакомились. А теперь ещё и подружимся. (пальчиковая гимнастика «Дружба» ).

Дружат пчёлка и цветок, Соединить большие пальцы,

Дружат лист и мотылёк, указательные,

Дружат солнце и леса, средние,

Дружат рыбка и волна, безымянные,

Дружат в море корабли. мизинцы.

Дружат дети всей земли. Ладошки обнимают друг друга.

Друг другом нужно дорожить. Грозят указательным

Без дружбы нам нельзя прожить. пальцем.

Воспитатель: Вот мы и подружились.

Теперь мы дружная команда (Давайте все обнимемся, друг другу улыбнемся ).

Воспитатель: Поможем, ребята, обезьянке Мери вернуться на ее родину?

А знаете ли вы, где жила наша Мери? (В Африке )

Попробуйте сами найти Африку на карте.

Ребята, Шушунов Данил хочет нас о чём-то предупредить.

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы

Будут вас кусать,

Бить и обижать,-

Не ходите, дети,

В Африку гулять.

Воспитатель: Испугались, ребята. (Ответ детей )

Ребята, попасть в Африку нам поможет цветик — семицветик. Сейчас я сорву лепесток и мы с вами произнесём волшебные слова:

Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснёшься ты земли быть по нашему вели… Отнеси нас лепесток в Африку.

Просмотр фильма «Сафари с Кузей» и рассказ воспитателя об обитателях Африки. (Звучи музыка. На экране телевизора кадры заставки к фильму « Сафари с Кузей» ).

Воспитатель: Вот она – Африка. Огромный, загадочный континент. . Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. В Африке есть пустыни, степи, тропические леса. На просторах Африки обитают разные животные. Все они приспособились к суровой африканской жизни. Могут преодолевать большие расстояния в поиске водопоя (места где можно напиться воды ).

Среди животных, которые живут в Африке, есть очень опасные для людей, поэтому без проводника нам здесь не обойтись. К счастью, здесь живёт мой знакомый Кузя, большой знаток африканской жизни. А вот и он. Сейчас мы познакомимся с его семьёй и отправимся в путешествие по Африке в поисках подруг нашей обезьянки.

(Кадры из фильма. Кузя с детьми отправляется в путешествие. В пещере ему встречается дикая кошка. Интересно, что это за зверь? )

Рассказ воспитателя о леопарде, гепарде, льве. (Кадры из фильма. Кузя рассказывает о венценосном журавле, слоне, носороге. Воспитатель о жирафе, бегемоте, гиене ).

Физкультминутка

Мы по Африке гуляем

И животных замечаем!

У слона большие уши,

Львица греется на суше.

Вот зубастый крокодил –

Чуть меня не проглотил!

Просмотр фильма. (Кузя рассказывает об обезьянках)

Задания обезьян.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу обезьянку (Обезьянка поёт ).

Что случилось? Как вы думаете? (Она нашла своих друзей ).

Обезьянка: Ребята, я нашла своих друзей и рассказа им о вас. Они хотели бы узнать: Понравилась ли вам наша Африка и её обитатели?

Тогда отгадайте наши загадки:

1. Вот так ноги! Вот так шея!

Не видали мы длиннее!

Словно вышка между трав,

Возвышается… (жираф ).

2. Лошадь как лошадь,

Но только в полоску,

Видел когда-нибудь лошадь- матроску? (Зебра ).

3. Есть немало рогачей

В зоопарке и в лесу.

У всех рога на голове,

У одного лишь на носу (Носорог ).

4. Кто спрятался в траве? Почему? (Слон, зебра, лев ).

5. Посмотрите внимательно, могут ли эти животные все вместе придти на водопой?(Слон, носорог, лев, медведь ).

6 . Кто из данных зверей это произнёс? У меня нет хобота. Я не самое быстрое животное на суше. Я не питаюсь листьями высоких деревьев. У меня нет роскошной гривы. Кто же я? (Слон, гепард, жираф, бегемот ).

Обезьянка: Молодцы ребята! Вы были внимательными и справились с нашим заданием.

А теперь нам пора прощаться. Спасибо вам за то, что помогли мне вернуться на Родину. До свидания, друзья!

Ребята: До свидания!

Воспитатель: А где же наш Кузя? Мы о нём совеем забыли (Кадры из фильма ).

Нам тоже пора возвращаться домой. До свидания, Кузя! До свидания, Африка! А теперь мы оторвём лепесток и скажем волшебные слова…

Итог занятия.

— Где мы путешествовали?

— Что узнали об Африке?

— Каких животных встретили?

— А эти бананы вам передала Мери и ее подруги обезьяны.

Художественная литература.

  • Е.Ю. Валк « Дошколятам о животных».
  • С.И.Токарева «Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет».
  • В. Катаев «Цветик – семицветик».
  • К.Чуковский «Бармалей».
  • Энциклопедия «Мир животных».
  • Журнал « Мадагаскар»

воспитатель МДОУ №3,

г. Лебедянь, Липецкая область, Россия.

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы

«Чудо Африка»

· Сформировать у детей элементарные представления об особенностях географического положения Африки (место на карте, на глобусе).

· Сформировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания.

· Уточнить представления детей о животных Африки: внешний вид, характерные особенности.

· Упражнять в образовании сложных слов, прилагательных.

· Продолжать развитие таких психических процессов как память, мышление.

· Воспитывать бережное отношение к животным.

· Напомнить ребятам, что без взрослого нельзя уезжать куда-либо.

· Учить произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться.

Материал:

иллюстрации: пустыня, оазис, саванна (летом, зимой), тропический лес; аудиозапись «Маленькие дети, ни за что на свете…», релаксационная музыка, расслабляющий текст; изображения животных: верблюд , лев, зебра, слон, жираф, шимпанзе, крокодил.

Ребята стоят у доски, на которой физическая карта мира. На столе глобус. Включается фрагмент песни «Маленькие дети, ни за что на свете…»

Про какой материк вы слышали в песне? Почему нас отговаривают от путешествия?

А вы смелые, сильные? Можно ли одним гулять? Сейчас вместе со мной понарошку, мы отправимся в Африку.

Кто из вас может показать, где находится Африка на карте? На глобусе?

Садитесь в самолет. Посмотрите в иллюминаторы. Полетели.

Африка! Африка!

Волшебная страна.

Отправимся мы в Африку.

Давно нас ждет она.

Увидим в жаркой Африке,

Как звери там живут…

Скорей летим мы в Африку,

Джунгли нас зовут!

Вот мы и приземлились. Для начала нужно узнать на какие зоны делится Африка: пустыня, саванна, тропики. Какую зону местности художники изображают желтым цветом? Отправимся в Африканскую пустыню .

Садитесь на песок аккуратно. Почему? (горячий) Какая погода в пустыне? Оденем панамки, чтобы избежать солнечного удара.

Могут ли в такой местности жить растения? (молочай, верблюжья колючка, полынь, финиковая пальма)

Могут ли быть животные? Отгадайте, кто это: зверь я горбатый, нравлюсь ребятам. Почему верблюда называют «корабль пустыни»? Почему ему не жарко? Зачем ему горб?

Ребята, где бы нам отдохнуть от такой жары? Оазис – островок жизни в пустыне. Отправимся к нему.

Мы оказались в тени деревьев финиковых пальм, можно снять панамки. Ложитесь на ковер головой друг к другу, закрывайте глаза. Постарайтесь расслабиться и отдохнуть под звук моего голоса и музыки. (под релаксационную музыку читается текст описательного характера)

Пустыня позади, отправляемся в саванну . Чем покрыта земля в саванне? (трава, баобабы) Всегда ли природа одинакова в саванне? Сколько сезонов? (зима: засушливая, трава желтая, нет листьев на баобабах; лето: трава сочная, зеленая, на баобабах листья, плоды)

Обсуждение животных, живущих в саванне.

Зебра

Жираф

Слон

Чей грозный рык можно услышать?

Что за коняшки на всех тельняшки?

Тут входит, голову задрав, не потому что важный граф, а потому что он…

У этого крошки столбики – ножки, глаза – поварёшки. А ушки покуда? Столовое блюдо.

Какое семейство? Одиночка или нет? Чем внешне отличается лев от львицы? На кого охотится? Как пьет?

Зачем полоски? Как защищаются от хищников? Чем питаются?

Какой он по внешности? Как и чем питается?

Какой он? Для чего слону хобот? Чем похож на человека?

Наше путешествие продолжается, отправляемся в тропический лес – джунгли!

Скажите ребята, какой он? (густой, богатый растительностью) Что это на деревьях? (корни) В таких лесах живут обезьяны. Какие? (горилла, шимпанзе) Чем они похожи на человека? (ухаживают друг за другом, используют орудия и т. д.) Как пьют воду обезьяны?

Отгадайте загадку. По реке плывет бревно. Ох, и злющее оно. Тем, кто в реку угодил, нос откусит… Крокодил. Какой он? Что помогает ему плавать?

Вот и закончилось наше путешествие, надо отправляться домой. Занимайте свои места в самолете. Пока летим обратно, поиграем в игру «Скажи какой?»

У льва большая грива, он большегривый,

У страуса тонкие ноги, он…

Крокодил плавает в воде, он…

У обезьяны длинный хвост, она…

У жирафа длинная шея, он…

У слона длинный нос, он… Молодцы! Вот мы и домой прилетели.