МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики и организации машиностроительной промышленности

ЭКОНОМИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Программа, методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочного обучения специальностей 120100 «Технология машиностроения»,

170100 «Горные машины и оборудование»

Составитель С.М. Бугрова

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 7 от 17.03.03 Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 170100 Протокол № 12 от 26.03.03

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2003

ВВЕДЕНИЕ

Ускорение социально-экономического развития страны в условиях рыночной экономики возможно только путем всесторонней интенсификации производства, повышения его конкурентоспособности и совершенствования методов управления.

В связи с этим значительно возрастают требования, предъявляемые к уровню экономической подготовки будущих инженеров. Необходима подготовка специалистов нового типа, компетентных в решении экономических проблем, обладающих предприимчивостью, способных к поиску путей финансового оздоровления предприятий. Современный инженер должен в совершенстве владеть методикой экономического анализа и обоснования прогрессивных технологических решений, знать пути достижения наилучших результатов при создании и производстве машин, уметь применять экономические знания на практике.

Важное значение в системе экономической подготовки инженеровмашиностроителей имеет дисциплина «Экономика машиностроительного производства», которая изучается студентами заочного обучения на 5 курсе. Учебным планом по этой дисциплине предусмотрены лекции и практические занятия, выполнение контрольной работы, экзамен.

Настоящая программа составлена на основе типовой программы дисциплины «Экономика машиностроительного производства» для машиностроительных специальностей высших учебных заведений, утвержденной учебно-методическим управлением по высшему образованию МО РФ. В программе учтены современные тенденции развития экономической науки и задачи дальнейшего совершенствования организаци- онно-экономической подготовки специалистов.

В методических указаниях перечисляются основные вопросы по рассматриваемым темам курса, рекомендуется порядок их изучения, указываются литературные источники.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Экономика машиностроительного производства является одной из отраслевых экономических наук, которая изучает действие и формы проявления объективных экономических законов в условиях машиностроительного комплекса, систему и методы хозяйственного руководства промышленным производством. При изучении курса отрасль «Машиностроение и металлообработка» рассматривается как часть материального

производства, промышленности, с одной стороны, а с другой − как единый производственно-хозяйственный комплекс.

Экономика машиностроительного производства базируется на экономической теории. Вместе с последней она выступает как теоретическая основа при изучении других экономических дисциплин, в частности курса «Организация, планирование и управление машиностроительным предприятием».

Курс экономики машиностроительного производства тесно связан с практикой работы промышленности и её важнейших отраслей. Поэтому для его усвоения необходимо изучать законодательство РФ и постановления правительства по экономическим вопросам, а также практику работы передовых предприятий отрасли.

Изучение экономики машиностроительного производства рекомендуется вести по отдельным темам в такой логической последовательности. Вначале необходимо ознакомиться с содержанием очередной темы по программе. После этого – изучить рекомендуемую литературу, обращая особое внимание на вопросы, выделенные в программе. При изучении литературы целесообразно вести конспект, что способствует лучшему усвоению материала. После изучения темы необходимо проверить степень её усвоения по вопросам самопроверки или приводимым в литературных источниках тестам.

К выполнению контрольной работы следует приступить после изучения основных теоретических положений соответствующих разделов. Перед экзаменом весь материал необходимо повторить, используя ранее составленный конспект.

Курс можно условно разделить на две части:

1. Экономические основы машиностроительного производства.

2. Экономика создания и освоения новой техники.

При изучении первой части курса необходимо уяснить объективность факторов, определяющих ведущую роль машиностроения в народном хозяйстве, уделить внимание информации об основных проблемах и перспективах развития отечественного машиностроения, а также состоянии машиностроения за рубежом.

Отраслевая дифференциация (деление на отрасли) машиностроения складывается в результате разделения труда в производстве машин по их назначению и другим признакам. Поэтому при изучении темы 1 «Отраслевая структура машиностроения» необходимо познакомиться с классификацией машин, машиностроительных производств и составом подотраслей машиностроения и металлообработки на современном этапе.

Особенности отдельных подотраслей машиностроения выявляются из их сопоставления. Целесообразно на примере 2-3 важнейших подотраслей машиностроения продумать эти особенности (характер продукции, особенности применяемой техники и технологических процессов, состав кадров, характеристика производственной базы: количество, размеры, уровень специализации предприятий, тип производства и т.п.).

Важнейшие вопросы при изучении курса экономики машиностроительного производства – основные производственные фонды и оборотные средства машиностроительной промышленности (темы 2.1 и 2.2). Основываясь на знаниях экономической теории, нужно восстановить в памяти понятие основных фондов и их отличие от оборотных, вытекающее из различного функционирования в производстве средств труда и предметов труда в натуральной и стоимостной формах. Важно иметь представление об экономической сущности, назначении различных методов оценки основных фондов, усвоить сущность амортизации, методы расчета амортизационных отчислений.

Изучая состав оборотных средств, следует рассмотреть влияние на него таких особенностей машиностроения, как материалоёмкость продукции, дискретный характер производства, развитие специализации и кооперирования, длительность производственного процесса и др.

Кадры машиностроительной промышленности – главная производительная сила отрасли. Этим определяется значение правильной организации труда и заработной платы, повышения квалификации кадров (тема 2.3). Следует изучить резервы и факторы повышения производительности труда в машиностроении, знать особенности оплаты труда в рыночных условиях.

Укрупнение машиностроительного производства при правильном его проведении характеризуется высокой экономической эффективностью (эффект масштаба). Поэтому при изучении вопросов концентрации производства (тема 3) следует знать, в чём состоят экономические преимущества крупных машиностроительных предприятий, при каких условиях укрупнение производства дает наибольший эффект, изучить содержание факторов, влияющих на уровень концентрации и размеры предприятий машиностроения.

Важнейшая тема курса экономики машиностроительного производства – себестоимость машиностроительной продукции и ценообразование (тема 4.1). Необходимо вспомнить основные положения экономической теории, относящиеся к критериям себестоимости, и четко представлять связи и различия категорий себестоимости и стоимости. Затем изу-

чается состав затрат, входящих в себестоимость машиностроительной продукции, и их классификация (по элементам затрат и статьям калькуляции; деление на прямые и косвенные, условно постоянные и переменные, основные и накладные).

Себестоимость тесно связана с другой экономической категорией – ценой продукции (тема 4.2). Вспомнив назначение цен в экономике, нужно изучить виды цен, применяемых в машиностроении, порядок их формирования в условиях рыночной экономики.

Сложным вопросом является определение цен на новые виды машиностроительной продукции, а также установление их на взаимозаменяемую и аналогичную продукцию. В настоящее время перечисленные вопросы нашли определенное практическое применение, с ними можно ознакомиться по рекомендуемой литературе, обратив внимание на сущность лимитной цены и сферу её применения.

В условиях экономической реформы вопросы финансовой деятельности предприятий являются особенно актуальными (тема 4.3). Повторив сущность прибыли и доходов, рассмотренных в курсе экономической теории, следует изучить виды прибыли, особенности её налогообложения, порядок образования и использования фондов экономического стимулирования. Важно понять, что полный хозрасчет – экономическая форма соединения хозяйственной самостоятельности, заинтересованности и материальной ответственности трудовых коллективов, а смысл новых условий применения хозрасчетных принципов – в переходе от самоокупаемости к самофинансированию.

Вторая часть курса посвящена экономике создания и освоения новой техники. Научно-технический прогресс в машиностроении охватывает два взаимосвязанных направления: создание и совершенствование машин и совершенствование техники и технологии производства этих машин. Поэтому необходимо представлять основные направления НТП как

в области создания новых машин и оборудования, так и при совершенствовании технической базы производства, технологических процессов и материалов, применяемых в машиностроении.

В условиях рыночной экономики качество продукции при умеренных ценах стало главным конкурентным преимуществом предприятий отрасли. Необходимо изучить факторы, определяющие технический уровень и качество машин (тема 5.1), методы их оценки.

Особое внимание следует уделить содержанию международных стандартов ИСО серии 9000 на системы качества, так как стабильное ка-

чество машин и оборудования на международном уровне может быть обеспечено только эффективной системой управления качеством.

При рассмотрении понятия и определении экономической эффективности инвестиций, технических и организационных решений следует исходить из того, что её оценка основывается на сопоставлении результатов и затрат, а также отражает законы общественного производства (тема 5.2). Необходимо овладеть методикой выбора вариантов новой техники и определения экономического эффекта от её внедрения. Для этого важно разобраться с понятием и расчетом таких показателей, как чистый дисконтированный доход, срок окупаемости инвестиций, внутренняя норма доходности, приведенные затраты.

Следует изучить порядок приведения сравнимых вариантов в сопоставимый вид по сумме капитальных вложений и себестоимости продукции, если варианты производства различаются по объему, номенклатуре и качеству продукции, срокам службы техники и другим показателям.

Завершающими темами курса, учитывающими современные тенденции развития экономической науки, являются технико-экономический анализ (ТЭА) технических решений по проектированию новой техники и ТЭА технологических решений (тема 5.3). Технико-экономический анализ – системное исследование характеристик создаваемых образцов новой техники в сочетании с изучением затрат на различных этапах их разработки; исследование взаимосвязи этих характеристик и затрат с использованием экономико-математических методов и ЭВМ.

Следует изучить основные этапы ТЭА и методы его проведения: структурно-стоимостной анализ; функционально-стоимостной анализ (ФСА), технико-экономическое и математическое моделирование и др.

В результате изучения курса экономики машиностроительного производства студент должен:

- иметь представление об особенностях машиностроительной промышленности, основных направлениях технического прогресса в машиностроении, методах планирования и научного прогнозирования развития производства;

- знать состав и структуру основных фондов и оборотных средств;

- уметь производить расчет основных технико-экономических показателей производства, экономической эффективности от производства и эксплуатации новой техники.

ПРОГРАММА КУРСА И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Введение

Проблемы экономического развития промышленности России и её важнейших отраслей на современном этапе. Характерные черты и особенности машиностроительной промышленности как важнейшей отрасли материального производства.

Основные этапы развития машиностроительной промышленности. Краткая характеристика машиностроения Кемеровской области. Концепция ускоренного развития машиностроительного комплекса.

Предмет экономики машиностроительного производства как науки, её задачи. Место экономики машиностроения в системе экономических наук. Экономические законы и формы их проявления в экономике машиностроения. Актуальные экономические проблемы в области машиностроения.

Вопросы для самопроверки:

1. Ведущая роль промышленности в народном хозяйстве.

2. Машиностроение: роль и место в ускорении технического прогресса; основные этапы формирования отдельных отраслей машиностроения.

3. Российское машиностроение и металлообработка на современном этапе, состояние и перспективы развития.

4. Характеристика уровня развития машиностроения и металлообработки в регионе.

5. Предмет и задачи курса «Экономика машиностроительного производства».

Литература:

Тема 1. Отраслевая структура машиностроения

Машиностроительное предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект рынка.

Основные признаки предприятия. Формы и виды предприятий машиностроения. Понятие малого предприятия, его преимущества и недостатки.

Добровольное объединение предприятий в машиностроении – концерны, консорциумы, хозяйственные ассоциации, холдинговые компании.

Понятие отрасли и её роль в научно-техническом прогрессе народного хозяйства, классификация отраслей и производств машиностроительной промышленности.

Структура отрасли, факторы, её определяющие. Важнейшие отрасли машиностроения, уровень их развития, особенности, взаимосвязь и пропорции.

Перспективы развития структуры машиностроения в условиях дальнейшего углубления научно-технического прогресса и развитие рыночных отношений. Экономическое значение опережающих темпов развития машиностроительных отраслей и производств, определяющих уровень научно-технического прогресса.

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие отрасли. Отраслевая структура машиностроения, факторы, её определяющие.

2. Технико-экономические особенности машиностроения как отрасли.

3. Перспективы развития отраслевой структуры машиностроения на современном этапе.

Литература:

Тема 2. Ресурсы машиностроительных предприятий

Тема 2.1. Основные фонды машиностроения и их воспроизводство

Фонды машиностроительной промышленности и их деление на основные и оборотные, производственные и непроизводственные. Экономическая сущность основных производственных фондов, их классификация и структура. Понятие активной части основных фондов. Методы оценки, учет и планирование основных фондов. Физический и моральный износ. Виды ремонтов основных фондов и их экономическое различие. Основные направления и экономическая эффективность модернизации оборудования.

Амортизация основных фондов. Нормы амортизации. Методы амортизации. Технико-экономические показатели использования основных фондов и их влияние на эффективность производства. Резервы и пути улучшения использования основных фондов.

Роль капитального строительства в воспроизводстве основных фондов машиностроения. Виды капитального строительства. Капитальные вложения в отрасли, их направления и структура. Капиталообразующие

инвестиции. Инвестиционный проект. Франчайзинг и лизинг как новые нетрадиционные формы инвестирования предприятий машиностроения.

Вопросы для самопроверки:

1. Основные фонды в машиностроении, их состав и структура.

2. Методы оценки и учета основных фондов.

3. Расчет и порядок использования амортизационных отчислений. Норма амортизации.

4. Обобщающие показатели эффективности использования основных фондов.

5. Расчет показателей эффективности использования машин и оборудования.

6. Виды капитального строительства. Структура капитальных вложений.

7. Пути повышения эффективности использования основных фондов и капитальных вложений в машиностроении.

Литература:

Тема 2.2. Оборотные средства в машиностроении

Экономическая сущность, состав и структура оборотных фондов и средств. Значение рационального использования оборотных средств.

Определение потребности в оборотных средствах. Норматив оборотных средств. Методы нормирования оборотных средств. Источники финансирования оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств. Экономическое значение и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.

Система материально-технического обеспечения на предприятии. Расчет потребности в материалах и полуфабрикатах по основным видам. Системы оперативного управления запасами. Система и организационные формы сбыта продукции.

Вопросы для самопроверки:

1. Оборотные средства машиностроения и их структура.

2. Определение потребности в оборотных средствах.

3. Показатели и пути улучшения использования оборотных средств в машиностроении.

4. Показатели использования материалов. Значение улучшения использования материальных и топливно-энергетических ресурсов.

5. Управление запасами на машиностроительных предприятиях.

Тема 2.3. Кадры, производительность и оплата труда в машиностроительной промышленности

Состав и структура кадров на предприятии, тенденции их изменения. Влияние научно-технического прогресса на структуру кадров. Определение потребности в кадрах. Система подготовки кадров. Методы управления персоналом на предприятии. Производительность труда, методы её расчета. Показатели и измерители уровня производительности труда в машиностроении. Планирование производительности труда по факторам. Резервы и факторы повышения производительности труда в машиностроении.

Основные понятия оплаты труда в условиях рыночных отношений. Организация формы и системы заработной платы. Тарифная и бестарифная системы заработной платы. Сдельная и повременная формы оплаты труда в машиностроении и их разновидности. Оплата по коэффициенту трудовой стоимости. Оплата по трудовому рейтингу. Контрактная система оплаты труда. Особые условия оплаты труда в машиностроительной промышленности.

Вопросы для самопроверки:

1. Состав и структура кадров. Особенности структуры кадров машиностроения.

2. Сущность, показатели и измерители производительности труда.

3. Резервы и факторы роста производительности труда в машиностроении.

4. Тарифная система заработной платы и её основные элементы.

5. Формы и системы оплаты труда рабочих, руководителей, специа-

Литература:

Тема 3. Формы организации производства в машиностроении

Концентрация производства, её формы. Показатели уровня концентрации. Экономические преимущества и недостатки концентрации производства в машиностроении. Факторы, определяющие размеры предприятий в машиностроении и его отраслях.

Специализация производства, её виды. Факторы и условия развития различных видов специализации, значения межотраслевых производств. Показатели уровня и динамики специализации.

Кооперирование, его виды, основные направления развития. Показатели кооперирования.

В современных рыночных условиях хозяйствования на российских предприятиях ведущей отрасли промышленности базируется на основных вопросах экономических отношений предприятий в условиях постоянно возрастающей конкурентной среды в рамках машиностроительной отрасли.

Быстрыми темпами обновляется техника и оборудование на предприятиях, что повышает динамику развития всего машиностроения.

Происходит процесс обновления и рост объема выпускаемой продукции, совершенствуется технология и специализация производства, повышается квалификация имеющихся кадров, культура и техника общего управления. Все это отвечает особенностям современного развития экономики машиностроения и предъявляет жесткие требования к системе руководства предприятием.

В целом экономика машиностроения для всех работающих в отрасли ставит первоочередные задачи по приобретению и повышению экономических знаний, являющихся необходимым условием для увеличения эффективности промышленного производства. Для того, чтобы быстро и правильно решать возникающие экономические вопросы, касающиеся развития предприятия, принимать и внедрять в производство рациональные решения, обоснованно определять мероприятия по повышению организационного и технического уровня производства, а так же тщательно анализировать производственную и хозяйственную деятельность предприятия, необходимо иметь глубокие экономические знания и профессионально ориентироваться в экономике производства.

Переход к рыночной экономике по западному образцу в 90-е годы прошлого века довольно болезненно сказался на машиностроительную отрасль России, объемы выпуска продукции снизились, что напрямую было связано с общим сокращением внутреннего отечественного рынка и отсутствием заказов от главных потребителей продукции. Произошло вытеснение с рынка отечественных производителей зарубежными фирмами, предприятиями малого бизнеса, предлагающими свой ассортимент продукции на более выгодных условиях продажи.

Машиностроение, по сравнению с другими производствами, характеризуется большей трудоемкостью выпускаемой продукции, капиталоемким и фондоемким производством.
Выпуск изделий большой сложности требует наличия высокой квалификации кадров и разнообразия рабочих профессий. Комплекс машиностроения является основой экономики, поэтому машиностроительным предприятиям необходим расширенный внутренний рынок, обеспечивающий заказами и позволяющий улучшить финансовое состояние машиностроительного комплекса.

За последнее десятилетие экономические показатели отмечают повышение эффективности машиностроительного производства, сократилась доля убыточных производств в общем числе отраслевых предприятий, возросли производительность труда рабочих, рентабельность, как показатель отношения общей прибыли к затратам, и фондоотдача, что повлекло улучшение финансово - экономических показателей по машиностроению в целом. По динамике и темпам роста производства данная отрасль в настоящее время поднялась и остается на лидирующих позициях в российской промышленности.

АННОТАЦИЯ

Включает теоретические основы формирования экономической грамотности,
культуры экономического мышления при организации производственно-хозяйственной деятельности машиностроительного предприятия в условиях рыночной экономики.
Содержит задания на выполнение самостоятельных работ, описание порядка их
выполнения, подходы и методы исследования экономических ситуаций в машиностроительном производстве при изучении ресурсов производства, показателей их использования, анализе факторов эффективности производства.
Представлены методы расчета издержек производства, формирования цен на то-
вары и услуги, определения порога рентабельности производства и экономической эффективности инвестиций.
Пособие предназначено студентам, аспирантам и преподавателям технических
вузов, инженерам и специалистам машиностроительных предприятий.

Учебное пособие является электронной версией книги:
Л. И. Трусова, В. В. Богданов, В. А. Щепочкин. Экономика машиностроительного производства. Задачи и ситуации: учебное пособие / Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 78 с.

ВВЕДЕНИЕ
1. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

1.1. Задание на самостоятельную работу по теме №1
1.2. Порядок выполнения работы
2. ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ И ИХ АМОРТИЗАЦИЯ
2.1. Задание на самостоятельную работу по теме №2
2.2. Порядок выполнения работы
3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
3.1. Задание на самостоятельную работу по теме №3
3.2. Порядок выполнения работы
4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ ЦЕХА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

4.1. Задание на самостоятельную работу по теме №4
4.2. Порядок выполнения работы
5. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
5.1. Задание на самостоятельную работу по теме №5
5.2. Порядок выполнения работы
6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА
6.1. Задание на самостоятельную работу по теме №6
6.2. Порядок выполнения работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Нормативы простоя оборудования в ремонте в течение года
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Ориентировочная стойкость рабочих частей штампов до полного износа
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Коэффициент приведения ценности денег к расчетному шагу
ГЛОССАРИЙ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Введение
В учебном пособии раскрываются следующие дидактические единицы:
– основные фонды;
– оборотные средства;
– оплата труда;
– планирование затрат;
– финансирование инновационной деятельности;
– технико-экономический анализ инженерных решений;
– коммерческая деятельность предприятий: финансовые отношения,
внешнеэкономическая деятельность.
Основной целью изучения дисциплины «Экономика машиностроительного производства» является формирование у студентов знаний, позволяющих правильно ориентироваться в организационной, экономической, социальной,
правовой структурах машиностроительного производства.
Основными задачами изучения дисциплины «Экономика машиностроительного производства» являются:
– сформировать у студентов знания о производственных ресурсах маши-
ностроительного предприятия: (основные производственные (ОПФ) и непроиз-
водственные фонды);
– научить студентов пользоваться методиками оценки ОПФ и расчета по-
казателей их использования;
– cформировать у студентов знания об оборотных фондах и оборотных
средствах предприятия;
– помочь разбираться в вопросах организации труда на машинострои-
тельном предприятии, чтобы исключить в будущем ошибки взаимопонимания с
руководством или подчиненными в вопросах этого аспекта;
– обучить студентов современным принципам и методам расчета себестоимости продукции и вопроса ценообразования машиностроительной продукции;
– привить навыки расчета уровня качества продукции;
– научить рассчитывать величину годового и полного экономического
эффекта от производства и внедрения наукоемкой продукции.
В результате изучения дисциплины «Экономика машиностроительного
производства» студенты должны:
иметь представление:
? об организационной, экономической, социальной, правовой структурах
машиностроительного производства;
знать:
– экономические основы производства и ресурсы предприятий;
– структуру основных фондов, оборотных средств предприятий;
– структуру персонала;
– системы оплаты труда, основы планирования затрат;
– основы финансирования инновационной деятельности предприятий;
– проблемы технико-экономического анализа инженерных решений;
– принципы коммерческой деятельности предприятий;
– основы создания и освоения новой техники;
уметь:
? рассчитывать индексы и темпы изменения технико-экономических по-
казателей;
– определять стоимость ОПФ и показатели их использования;
– рассчитывать величину производственной мощности предприятия, оп-
ределять узкие места на производстве;
– оценивать величину издержек, связанных с изготовлением и реализацией продукции, разбираться в вопросах ценообразования;
– экономически обосновывать целесообразность применения разнообразных ТП изготовления продукции.
получить навыки:
? расчета полного и годового экономического эффекта от производства и
реализации инновационной продукции.
В учебном пособии рассматриваются задания для студентов, обучающихся по специальностям и направлениям: 15100165 «Технология машиностроения», 150900 (552900) «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств», 15020165 «Машины и технология обработки металлов давлением». Темы практических занятий подобраны в соответствии с сеткой часов, предусмотренных рабочей программой курса «Экономика машиностроительного производства». Нормативно-справочные материалы соответствуют специализации обучающихся, хотя со временем они могут изменяться и подлежат корректировке.
Основные темы самостоятельных практических работ:
1) система показателей эффективности производства;
2) основные производственные фонды и их амортизация;
3) оборотные средства и показатели их использования;
4) производственная мощность цеха и эффективность ее использования;
5) себестоимость продукции и ценообразование;
6) экономическая эффективность производства.
В учебном пособии представлены 12 вариантов заданий для самостоятельного решения практических задач и ситуаций. Задачи носят сквозной характер, т. е. результаты расчетов предшествующих задач используют как исходную информацию в последующих задачах, поэтому студенты выполняют задания по всем темам по одному номеру варианта, выданному на первом занятии. Задания выполняют индивидуально. Студенты отчитываются о проделанной работе и получают зачет.
По каждой теме представлены исходные данные, методические указания,
расчетные формулы, порядок выполнения задания. Нормативно-справочные
материалы приведены в приложениях, на которые даны ссылки. Для проверки
результатов могут применяться типовые программы расчета показателей на
ЭВМ. По окончании работы студенты должны сформулировать и записать со-
ответствующие выводы.
Машиностроительное производство – это процесс изготовления, создания, выпуска продукции, товаров и услуг путем преобразования исходных ресурсов: сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, информации при одновременном использовании труда в готовом продукте производства.
Экономические особенности машиностроительного производства характерны для машиностроительных предприятий любой организационно-правовой формы: государственных, использующих государственную форму собственности; частных, основанных на индивидуальной (частной) собственности; муниципальных, находящихся в собственности муниципальных органов власти; смешанных, где собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства – коллективной, на землю – государственной; коллективных (народных), где собственность на основные средства производства коллективная и долю имущественной собственности отдельного члена коллектива не устанавливают; коллективно-частных (акционерных), где имущество принадлежит всем акционерам, а долю каждого акционера определяют пакетом акций, принадлежащих ему, как частному владельцу, и пр.
Машиностроительное производство выпускает орудия труда, т. е. активную часть основных производственных фондов для всех отраслей народного хозяйства, предметы личного потребления, продукцию оборонного назначения.
Машиностроительное производство занимает ведущее место в развитии научно-технического прогресса, повышении производительности труда, эффективности функционирования всех отраслей народного хозяйства, так как производит все основные средства труда для промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, энергетики, добывающих отраслей и т. д.,
а также обеспечивает инфраструктуру, т. е. науку, образование, здравоохранение, культуру, правоохранительные органы, оборону и пр.
Для машиностроительного производства характерны следующие основные особенности:
1. Продукция машиностроения является основой воспроизводства ОПФ
во всех отраслях народнохозяйственного комплекса, так как эта продукция, в
силу своей специфики, превращается у потребителя в основные производственные фонды, производящие продукцию других отраслей. Продукция отличается
чрезвычайным разнообразием (десятки тысяч наименований и сотни тысяч типоразмеров), точностью изготовления, многодетальностью.
2. Производственные процессы в машиностроении характеризуются многостадийностью, сложностью и разнообразием применяемых методов обработки: пластическая деформация, резание, химическая, термическая, лазерная обработка и пр. Производственные процессы изготовления машин относятся к
прерывным и расчленяются на несколько стадий: заготовительную,обрабатывающую, сборочную; а также разделяются на трудовые процессы, выполняемые с участием человека, и естественные – выполняемые без участия человека (остывание, сушка); основные, направленные на непосредственное изготовление продукции в соответствии с планом производства; вспомогательные, направленные на обеспечение нормального хода основных процессов; и обслуживающие, обеспечивающие бесперебойное выполнение основных и вспомогательных процессов (контроль качества, транспортирование, складирование).
3. Технологические процессы характеризуются высокой сложностью,
многооперационностью, разнообразием способов и методов реализации произ-
водственных процессов различной физической природы, что требует различного оборудования, оснастки и инструментов, средств механизации и автоматизации. Технологические процессы отличаются достаточно высокой трудоемкостью и длительностью производственного цикла изготовления деталей, узлов и машин.
4. Машиностроительное производство относится к материалоемким и
энергоемким производствам, где используют все известные материалы и энергоносители.
5. Кадры машиностроительного производства отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки – от рабочего до управляющего, что обусловлено применением сложной техники, проектированием и разработкой наукоемкой продукции, в которой материализуются технические, технологические, информационные, организационные, экономические инновации, позволяющие
обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции.
Успешное развитие машиностроительного производства во многом зависит от экономического образования инженерно-технического персонала, навыков проведения качественного и количественного анализа принимаемых решений, оценки их эффективности в рыночных условиях хозяйствования, выбора источников финансирования производственно-хозяйственной деятельности в условиях инфляции, высокого уровня неопределенности и непредсказуемости рыночной среды и связанных с этим рисков возникновения материальных, финансовых, трудовых, временных и других потерь.

Электронная версия книги : [Скачать, PDF, 649.63 КБ ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Это уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.

Машиностроение - это базовая отрасль экономики, определяющая развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический и ряд других. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость) и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции. Современный уровень машиностроения в России, его научно-техническая и производственная базы не отвечают возрастающим требованиям экономического и социального развития страны.

Развитие машиностроения напрямую зависит от качества экономического образования менеджеров и инженерно-технических работников предприятий отрасли.

В процессе изучения дисциплины «Экономика отрасли» у студентов вырабатываются навыки устанавливать, каким образом рыночные процессы направляют деятельность производителей для удовлетворения потребительского спроса, каким образом эти процессы могут нарушаться, каким образом они регулируются или могут быть отрегулированы так, чтобы результативность экономики была достаточно высокой.

В результате изучения дисциплины «Экономика отрасли» студент должен иметь представление о структуре отрасли, знать продукцию отрасли и влияние свойств материалов на ее технико-экономические показатели, владеть навыками в области организационно-экономических проблем, уметь использовать полученные знания для последующего успешного освоения образовательной программы.

Цель данного пособия - оказание помощи студентам в организации самостоятельного изучения курса «Экономика отрасли». В нем рассмотрены важнейшие вопросы экономики отрасли машиностроения в соответствии с учебной программой по данной специальности.

ПОНЯТИЕ ОТРАСЛИ. ОТРАСЛЬ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Народное хозяйство страны включает в себя различные сферы, каждая из которых вносит свой вклад в развитие страны. Основным признаком деления народного хозяйства на различные сферы является участие в создании совокупного общественного продукта. На основе данного критерия сферы народного хозяйства можно объединить в две группы: материальное производство и непроизводственная сфера. В свою очередь эти сферы делятся на отрасли.

Отраслевая дифференциация промышленности - возникновение все новых и новых ее отраслей - это постоянный процесс, обусловленный развитием общественного разделения труда.

Различают три формы общественного разделения труда:

1. Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и пр.);

2. Частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства;

3. Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении труда непосредственно на предприятии.

Все формы общественного разделения труда взаимосвязаны.

Промышленность состоит из множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой. Основными признаками, отличающими одну отрасль промышленности от другой, являются: экономическое назначение производимой продукции, характер потребляемых материалов, техническая база производства и технологический процесс, профессиональный состав кадров. По этим же признакам различаются и отдельные производства.

Отрасль - это группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.

Материальное производство включает:

· Промышленность;

· Сельское и лесное хозяйство;

· Грузовой транспорт;

· Связь (обслуживающая материальное производство);

· Строительство;

· Торговля;

· Общественное питание;

· Информационно-вычислительное обслуживание и др.

В непроизводственную сферу входят:

· Жилищно-коммунальное хозяйство;

· Пассажирский транспорт;

· Связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население);

· Здравоохранение;

· Физическая культура и социальное обеспечение;

· Народное образование;

· Культура и искусство;

· Наука и научное обслуживание;

· Кредитование и страхование;

· Деятельность аппарата органов управления.

Отрасль машиностроения является частью машиностроительного комплекса. Машиностроительный комплекс включает 12 крупных отраслей и примерно 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств. Машиностроительный комплекс связан со всеми отраслями, так как продукция данного комплекса используется в них в качестве средств производства.

В состав комплексных отраслей входят:

· Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;

· Химическое и нефтяное машиностроение;

· Станкостроительная и инструментальная промышленность;

· Приборостроение;

· Автомобильная промышленность;

· Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;

· Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение;

· Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов;

· Авиационная промышленность;

· Судостроительная промышленность;

· Промышленность средств связи.

В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса их можно объединить в следующие группы:

1. Группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического комплекса, строительного и транспортного комплексов;

2. Группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;

3. Электротехника, приборостроение. Станкостроение - группа наукоемких отраслей, так называемых комплектующих, развивающихся вслед за потребностями всех других отраслей промышленности;

4. Автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов).

Отрасли машиностроения могут группироваться также по признаку территориальной принадлежности рынков сбыта:

1. Отрасли импортозамещения. В данную группу включаются такие группы, как автомобильная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, транспортное машиностроение, строительно-дорожное машиностроение. Развитие отраслей данной группы определяется инфраструктурным фактором экономики и спросом на их продукцию на внутреннем рынке;

2. Отрасли экспортной ориентации. В данную группу включаются энергетическое машиностроение, электротехническая промышленность, приборостроение по производству различных элементов автоматизированных систем управления (включая многофункциональные производственные комплексы на базе микропроцессорного управления), станкоинструментальная промышленность по производству тяжелых металлорежущих станков и прессов, а также авиа- и судостроение. Они обладают научно-техническим потенциалом, позволяющим им либо выпускать конкурентоспособные изделия, либо создавать их в относительно короткие сроки.

Условные группировки отраслей машиностроения по различным признакам используются для выработки направлений совершенствования отраслевой структуры машиностроения в соответствии с поставленными целями и на основе анализа по заранее сгруппированным отраслям.

Можно выделить следующие группы факторов, определяющих изменение отраслевой структуры отрасли:

1. Научно-технический прогресс - развитие науки и техники способствует развитию новых отраслей, выделению из уже существующих отраслей новых подотраслей, либо ликвидации предприятий или отраслей, не соответствующих требованиям времени;

2. Темпы развития отраслей народного хозяйства, потребляющих продукцию машиностроения - влияние данного фактора сопоставимо с эффектом мультипликатора, ускорение или замедление развития отраслей, потребляющих продукцию предприятий машиностроения, определяет развитие соответствующих отраслей машиностроения;

3. Рост материального благосостояния и культурного уровня населения - изменения в составе потребностей населения напрямую определяют развитие отраслей, производящих продукцию, способную удовлетворить данные потребности.

Постоянное изменение отраслевой структуры машиностроения делает необходимым ее систематический контроль с целью выявления соответствия сложившейся структуры отраслей потребностям народного хозяйства.

Для анализа отраслевой структуры промышленности обычно используют следующие показатели:

1. Доля отдельной отрасли в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;

2. Доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;

3. Коэффициент опережения - выражает отношение темпа роста отрасли или отдельного комплекса к темпу роста всей промышленности:

К оп = Т отр / Т пром,

где, К оп - коэффициент опережения,

Т отр - темп развития отрасли или комплекса,

Т пром - темп развития промышленности.

4. Соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями. Опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими обычно характеризует положительные тенденции в развитии экономики страны;

5. Доля военно-промышленного комплекса в общем объеме промышленного производства;

6. Соотношение между группами А (производство средств производства) и Б (производство предметов потребления).

В общем плане отраслевая структура промышленности характеризует:

1. Уровень индустриального развития страны;

2. Уровень технического развития страны;

3. Степень экономической самостоятельности страны;

4. Уровень производительности общественного труда.

В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства периодические повторяются, изменение текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций. Для нашей страны характерно опережающее снижение производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал, хотя и недостаточно качественный, но все же имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики.

Структура конечной продукции отечественного машиностроения отличалась «утяжеленностью» и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась достаточно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 1980-х гг. рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший 1990-х гг. в обвальное падение.

Современное состояние машиностроения показывает необходимость продуманной политики государства в отношении оптимизации отраслевой структуры. Совершенствование отраслевой структуры отрасли должно основываться на анализе макроэкономических пропорций экономики. Установление научно обоснованных пропорций в развитии отраслей машиностроения позволяет повысить темпы развития народного хозяйства на базе научно-технического прогресса и достичь максимально возможной экономии общественного труда.

Эффект от совершенствования отраслевой структуры машиностроения может проявляться в следующем:

1. Рост взаимопроникновения и перераспределения ресурсов осваиваемых производств с повышением уровня качества продукции от применения наукоемких технологий;

2. Постепенное снижение себестоимости производства за счет эффективного использования ресурсов;

3. Постепенное замещение импортного производства продукцией отечественного машиностроения;

4. Развитие инфраструктуры отраслей машиностроения.

В результате совершенствования отраслевой структуры машиностроения должно сформироваться ядро - совокупность хозяйствующих субъектов, эффективно реагирующих на изменения конъюнктуры рынка и выпускающих конкурентоспособную продукцию.

Все материальные ресурсы, используемые в промышленности в качестве предметов труда, условно подразделяются на сырьевые и топливно-энергетические.

Сырьевые ресурсы представляют собой совокупность имеющихся в стране предметов труда, которые используются непосредственно для производства различной промышленной продукции.

Под сырьем (сырым материалом) понимают всякий предмет труда, на добычу или переработку которого затрачен труд и который под его воздействием претерпел определенные изменения. К сырью обычно относят продукцию добывающей промышленности (руда, нефть, уголь, песок, щебень) и сельскохозяйственную (зерно, картофель, свекла), а к материалам - продукцию обрабатывающей промышленности (черные и цветные металлы, цемент, мука, пряжа).

Различают:

1. Основные материалы - это материалы, которые в натуральной форме входят в состав готового продукта, составляя его материальную основу;

2. Вспомогательные материалы - это материалы, не входящие в состав готовой продукции, а только способствуют ее формированию.

Топливо и энергия по своей экономической природе относятся к вспомогательным материалам, но в силу особой значимости они выделяются в самостоятельную группу ресурсов. Различают потенциальные и реальные топливно-энергетические ресурсы:

1. Потенциальные топливно-энергетические ресурсы - это объем запасов всех видов топлива и энергии, которым располагает тот или иной экономический район, страна в целом;

2. Реальные топливно-энергетические ресурсы в широком смысле слова - это совокупность всех видов энергии, используемых в экономике страны.

К основным направлениям рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов можно отнести:

1. Улучшение структуры топливного и топливно-энергетического баланса;

2. Более тщательную и качественную подготовку сырья к его непосредственному использованию на промышленных предприятиях;

3. Правильную организацию транспортировки и хранения сырья и топлива - недопущение потерь т снижения качества;

4. Комплексное использование сырья;

5. Химизацию производства;

6. Использование отходов производства;

7. Вторичное использование сырья и др.

Л. И. ТРУСОВА

ЭКОНОМИКА

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.

ЗАДАЧИ И СИТУАЦИИ

Учебное пособие

Ульяновск2005

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего, профессионального образования

Ульяновский государственныйтехнический университет

Л. И. Трусова

ЭКОНОМИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО

ПРОИЗВОДСТВА.

ЗАДАЧИ И СИТУАЦИИ

Учебное пособие

Ульяновск 2005

УДК 33: 378 (075)

ББКЗО.бОбя7

Рецензенты: кафедра «Экономика и организация производства», институт Экономики и бизнеса УлГУ, зав. кафедрой, доктор экономических наук В. В. Самохвалов; генеральный директор ОАО «УНИПТИМаш», кандидат технических наук, доцентВ. Е. Быстрицкий

Трусова, Л. И.

Т78 Экономикамашиностроительногопроизводства. Задачи и ситуации

учебное пособие/ Л. И. Трусова. - Ульяновск: УлГТУ, 2005. - 70 с

ISВN 5-89146-673-2

Включает теоретические основы формирования экономической грамотности, культуры экономического мышления при организации производственнохозяйственной деятельности машиностроительного предприятия в условиях рыночныхотношений.

Содержит задания на выполнение самостоятельных работ, описание порядка их выполнения, подходы и методы исследования экономических ситуаций в машиностроительном производстве при изучении ресурсов производства, показателей их использования, анализе факторов эффективности производства.

Представлены методы расчета издержек производства, формирования цен на товары и услуги, определения порогарентабельности производства, определения экономической эффективности инвестиций.

Пособие предназначено студентам, аспирантам и преподавателям технических вузов, инженерам и специалистам машиностроительных предприятий.

Введение......................................................................................................................................................................

Тема 1. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ...................................

1.1. Задание на самостоятельную работу по теме №1 (длявсехспециальностей) ...................

1.2. Порядоквыполненияработ........................................................................................

................

Тема 2, ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ И ИХАМОРТИЗАЦИЯ..........................

2.1. Задание на самостоятельнуюработу по теме №2

(длявсехспециальностей). ...............20

2.2. Порядоквыполненияработы...........................................................................................

Тема 3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВАИ ПОКАЗАТЕЛИ ИХИСПОЛЬЗОВАНИЯ.....................................

3.1. Задание на самостоятельнуюработу по теме №3

(длявсех специальностей)..ю..........

3.2. Порядоквыполненияработы............................................................................................................

Тема 4.ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬЦЕХА И ЭФФЕКТИВНОСТЬЕЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ..................................................................................................................................................

4.1. Задание на самостоятельную работу по теме№ 4

(длявсехспециальностей)...................

4.2. Порядоквыполненияработы...........................................................................................................

Тема 5. СЕБЕСТОИМОСТЬПРОДУКЦИИ ИЦЕНООБРАЗОВАНИЕ......................................................

5.1. Заданиена самостоятельную работу по теме №5

(длявсехспециальностей)....................

5.2. Порядоквыполненияработы............................................................................................................

Тема 6, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬПРОИЗВОДСТВА.......................................................

6.1. Задание на самостоятельную работу по теме№ 6

(длявсехспециальностей)..................

6.2. Порядоквыполненияработы...........................................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................................................................................

Приложение 1........................................................................................................................................

Приложение 2........................................................................................................................................

Приложение 3........................................................................................................................................

Приложение 4........................................................................................................................................

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

«Экономика машиностроительного производства» является базовой дисциплиной при подготовке инженеров машиностроительных специальностей. Машиностроительное производство - это процесс изготовления, создания, выпуска продукции, товаров и услуг машиностроительным предприятием путем преобразования исходных ресурсов; сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, информации при одновременном использовании труда в готовом продукте производства.

Экономические особенности машиностроительного производства характерны для машиностроительных предприятий любой организационноправовой формы: государственных, использующих государственную форму собственности; частных, основанных на индивидуальной частной собственности; муниципальных, находящихся в собственности муниципальных органов власти; смешанных, где собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства - коллективной, на землю - государственной; коллективных (народных), где собственность на основные средства производства коллективная и доля имущественной собственности отдельного члена коллектива не устанавливается; коллективно-частных (акционерных), где имущество принадлежит всем акционерам, а доля каждого акционера определяется пакетом акций, принадлежащих ему, как частному владельцу, и пр.

Машиностроительное производство выпускает орудия труда, т. е. активную часть основных производственных фондов для всех отраслей народного хозяйства, предметы личного потребления, продукцию оборонного назначения. Машиностроительное производство занимает ведущее место в развитии научно-технического прогресса, повышении производительности труда, эффективности функционирования всех отраслей народного хозяйства, т. к. производит все основные средства труда для промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, энергетики, добывающих отраслей и т. д., а также обеспечивает инфраструктуру, т. е. науку, образование, здравоохранение, культуру, правоохранительные органы, оборону и пр. Эти средства труда позволяют повысить уровень механизации и автоматизации, электрификации и химизации, компьютеризации, роботизации, информатизации производства, что в конечном итоге приводят к экономии живого труда, повышению производительности труда и эффективности производства.

машиностроительного

производства

характерны

следующие

основные особенности:

1. Продукция

машиностроения

является

воспроизводства

основных

производственных

отраслях

народнохозяйственного комплекса, т. к. эта продукция,

в силу своей

специфики,

превращается у

потребителя в основные производственные

фонды, производящие продукцию других отраслей. Продукция отличается чрезвычайным разнообразием (десятки тысяч наименований и сотни тысяч типоразмеров), точностью изготовления, многодетальностью.

2. Производственные процессы в машиностроении характеризуются многостадийностью, сложностью и разнообразием применяемых методов обработки: пластическая деформация, резание, химическая, термическая,

трудовые процессы, выполняемые с участием человека, и естественные - выполняемые без участия человека (остывание, сушка); основные, направленные на непосредственное изготовление продукции в соответствии с планом производства; вспомогательные, направленные на обеспечение нормального хода основных процессов; и обслуживающие, обеспечивающие бесперебойное выполнение основных и вспомогательных процессов(контроль качества, транспортирование, складирование),

3. Технологические процессы характеризуются высокой сложностью, многооперационностью, разнообразием способов и методов реализации производственных процессов различной физической природы, что требует различного оборудования, оснастки и инструментов, средств механизации и автоматизации. Технологические процессы отличаются достаточно высокой трудоемкостью и длительностью производственного цикла изготовления деталей, узлов и машин. Длительность производственного цикла зависит от организации материальных потоков во времени, т. е. от порядка движения предметов труда в ходе их обработки, который может быть представлен последовательным, параллельным и параллельно-последовательным видом движения, каждый из которых имеет свои достоинства, недостатки и область рационального применения.

4. Машиностроительное производство относится к материалоемким и энергоемким производствам, где используются все известные материалы и энергоносители. Наибольший удельный вес в потреблении материалов занимает металл: черный, цветной, сплавы в виде отливок, поковок,

листового, сортового проката и т. д. Среди энергоносителей наибольший удельный вес занимает электрический ток, хотя применяется и натуральное топливо - уголь, газ, мазут и другие энергоносители.

5. Кадры машиностроительного производства отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки - от рабочего до управляющего, что обусловлено применением сложной техники, проектированием и разработкой наукоемкой продукции, в которой материализуются технические, технологические, информационные, организационные, экономические инновации, позволяющие обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. Сложная техника и технология требуют высокого уровня подготовки обслуживающего персонала (слесарей, наладчиков), инженерно-технических работников (мастеров, технологов, конструкторов, менеджеров), которые призваны обеспечить эффективное функционирование производства на основе знаний экономических закономерностейего развития.

Успешное развитие машиностроительного производства во многом зависит от экономического образования инженерно-технического персонала, навыков проведения качественного и количественного анализа принимаемых решений, оценки их эффективности в рыночных условиях хозяйствования, выбора источников финансирования производственнохозяйственной деятельности в условиях инфляции, высокого уровня неопределенности и непредсказуемости рыночной среды и связанных с этим рисков возникновения потерь материальных, финансовых, трудовых, времении пр.

Цель данного учебного пособия - оказать помощь студентам в овладении знаниями по конкретной экономике машиностроительного производства, методами определения капитальных и текущих затрат на всех стадиях создания машин и оборудования, методами оценки экономической эффективности применения новых технологических процессов, оборудования, оснастки, выбора экономически целесообразных способов получения заготовок, обработки деталей, изготовления узлов и сборки

Усвоение студентами указанных вопросов и приобретение навыков их самостоятельного решения требуют проработки практических задач и хозяйственных ситуаций, максимально приближенных к реальным условиям деятельности машиностроительных производств. Практические занятия нуждаются в конкретизации заданий для самостоятельного выполнения, использования действующих нормативов и методических

В учебном пособии рассматриваются задания для студентов,

«Автомобиле- и тракторостроение». Темы практических занятий подобраны в соответствии с сеткой часов, предусмотренных рабочей программой курса «Экономика машиностроительного производства». Нормативно-справочные материалы соответствуют специализации обучающихся, хотя со временем они могут изменяться и подлежаткорректировке.

Основные темы самостоятельныхпрактическихработ:

1. Система показателей эффективности производства.

2. Основные производственные фонды и ихамортизация.

3. Оборотные средстваи показатели ихиспользования.

4. Производственная мощность и показатели ее использования.

5. Себестоимость продукции, ценообразование и определение порога

рентабельности производства.

6. Экономическая эффективность мероприятийНТП.

В учебном пособии представлены 12 вариантов заданий для самостоятельного решения практических задач и ситуаций. Задачи носят сквозной характер, т. е. результаты расчетов предшествующих задач используются как исходная информация в последующих задачах, поэтому студенты выполняют задания по всем темам по одному номеру варианта, выданному на первом занятии. Задания выполняются индивидуально и группой (2-3 чел.) студентов, но отчет о каждой работе студенты оформляют индивидуально, отчитываются о проделанной работе и получаютзачет.

По каждой теме представлены исходные данные, методические указания, расчетные формулы, порядок выполнения задания. Нормативносправочные материалы приведены в приложениях, на которые даются ссылки. Все расчеты выполняются с использованием калькулятора или ЭВМ в дисплейных классах. Для проверки результатов могут применяться типовые программы расчета показателей на ЭВМ. По окончании работы студенты должны сформулировать изаписать соответствующие выводы.

ТЕМА1. СИСТЕМАПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

Для оценки эффективности производства применяется система показателей, отражающая определенную пропорциональность между факторами производства (рабочей силой, средствами труда и предметами труда) и позволяющая сопоставить расход ресурсов с результатами работы (выпуском и реализацией продукции). В табл. 1 приведена матрица показателей эффективности производства, которая может применяться для любого структурного подразделения машиностроительного производства (поточная линия, участок, цех, производство, завод)- Матрица построена по принципу деления показателей, стоящих в ее «числителе», на показатели, стоящие в ее «знаменателе».

В представленной таблице содержится четыре векторстроки: показатели трудоемкости (основных фондов, материальных затрат, продукции), показатели фондоемкости, показатели материалоемкости и показатели выработки продукции (производительности) . Матрица разделена главной диагональю на две части. Особенность матрицы в том, что каждому показателю, стоящему выше главной диагонали, соответствует обратный ему показатель, стоящий ниже главной диагонали. С повышением эффективности производства все показатели, расположенные выше главной диагонали, имеют тенденцию к снижению, а показатели, расположенные ниже главной диагонали, - к повышению. Матрица может быть расширена за счет включения в нее других показателей, например, себестоимости, выпуска товаров (услуг) в натуральных единицах, прибыли, дополнительных капитальных вложений и т. д. Матрица может быть рассчитана для плановых показателей, для отчетных, в динамике с базисным периодом и т. д.

При расчете матрицы показатели рабочей силы могут выражаться числом работников (рабочих) или отработанным ими временем в часах, человеко-часах, человекоднях, годах. Показатели основных фондов, материальных затрат и выпускаемой (реализованной) продукции могут выражаться в натуральных единицах или стоимостных.

Особенность показателей матрицы в том, что все показатели выше главной диагонали являются показателями «емкости» (трудоемкость продукции (Р/В), фондоемкость (Ф/В), материалоемкость (М/В)), показатели ниже главной диагонали (обратные) - показатели «отдачи»

(отдачарабочей силы - производительность труда В/Р5 фондоотдача(В/Ф)? материалоотдача(В/М)).

Матрица показателейэффективности производства

Сказуемое

Рабочая сила

Средства

Предметы

Результаты

Подлежащее

труда Ф, тыс.

трудаМ, тыс.

труда В, тыс.

Показатели трудоемкости

Рабочая сила

(численностьили

затратырабочего

времени) Р, чел.

Показатели фондоемкости

Средства труда

(основный

производственные

фонды) Ф, тыс. руб.

Показатели материалоемкости

Предметы труда

(материальные

затраты) М, тыс. руб.

Показатели выработкипродукции

Результаты труда

(выпуск или

реализация

продукции) В, тыс. руб.

1.1. Задание на самостоятельную работу по теме № 1 (длявсех специальностей)

Дана динамика основных технико-экономических показателей работы цеха за предшествующую пятилетку. Используя матричный метод исследования, выявить динамику производных показателей эффективности производства и пути возможного их улучшения. Построить графики измененияисследуемых показателей.