Цинь Шихуан-ди (秦始皇帝 Qín Shǐ Huáng-dì «Первый император Цинь»), настоящее имя Ин Чжэн (嬴政 Yíng Zhèng , 259—210 гг. до н. э.) — правитель царства Цинь (с 246 г. до н. э.), положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств. К 221 г. до н. э. он установил единоличное господство на всей территории Внутреннего Китая и вошёл в историю как правитель первого централизованного китайского государства. Основанная им династия Цинь, планировавшая править Китаем на протяжении 10 тысяч поколений, была свергнута через несколько лет после его смерти.

Ранние годы

Ин Чжэн родился в 259 году до нашей эры, в Ханьдане (в княжестве Чжао), где его отец Чжуан Сянван был заложником. При рождении ему было дано имя Чжэн («первый»). Матерью его была наложница, прежде состоявшая в связи с влиятельным придворным Люй Бувэем. Именно благодаря интригам последнего Чжэн унаследовал престол, что породило слухи, что Люй Бувэй — подлинный отец Чжэна.

Когда в 13 лет Чжэн стал циньским правителем, его государство уже было самым могущественным в Поднебесной. Всё шло к объединению Китая во главе с династией Цинь. Государства Среднего Китая смотрели на Шэньси (горная северная страна, служившая ядром циньских владений) как на варварскую окраину. Государственное устройство царства Цинь отличали мощная военная машина и многочисленная бюрократия.

До 238 г. Чжэн считался несовершеннолетним, а всеми делами заведовал Люй Бувэй как регент и первый министр. В эти годы будущий император впитал популярную при дворе тоталитарную идеологию легизма, наиболее ярким представителем которого в то время был Хань Фэй. Когда Чжэну было 22 года, он приказал казнить любовника своей мачехи (из-за одинакового титула путаемую с его матерью), а Люй Бувэя по подозрению в подготовке мятежа отправил в ссылку.

В последующие годы Чжэн захватил друг за другом все шесть государств, на которые в то время делился Китай. При этом он не гнушался никакими методами — ни созданием сети шпионов, ни взятками, ни помощью мудрых советников, первое место среди которых занял Ли Сы. В 32 года он овладел тем княжеством, в котором родился, тогда же умерла его мать. В следующем году был пойман Цзин Кэ, убийца, подосланный князем Янь Данем. В 39 лет Чжэн впервые в истории объединил весь Китай и принял тронное имя Цинь Шихуан.

Титул первого императора

Титул первого императора, начертанный шрифтом циньской эпохи.

Собственное имя Ин Чжэн было дано будущему императору по названию месяца рождения (正), первого в календаре, ребёнок получил имя Чжэн (政). В сложной системе имен и титулов древности имя и фамилия не писались рядом, как это имеет место в современном Китае, поэтому собственно имя Цинь Шихуана крайне ограничено в употреблении.

Беспрецедентное могущество правителя имперской эры потребовало введения новой титулатуры. Цинь Шихуан-ди буквально означает «император-основоположник [династии] Цинь». Старое наименование ван, переводимое как «монарх, князь, царь», было уже не приемлемо: с ослаблением Чжоу титул вана подвергся девальвации. Первоначально термины Хуан («властитель, августейший») и Ди («император») употреблялись порознь (см. Три властителя и пять императоров). Их объединение было призвано подчеркнуть единовластие правителя нового типа.

Созданный таким образом императорский титул просуществовал до Синьхайской революции 1912 года, до самого конца имперской эры. Его употребляли как те династии, власть которых распространялась на всю Поднебесную, так и те, которые только стремились к воссоединению её частей под своим началом.

Правление объединённым Китаем

Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена в 221 г., после чего новый император провел ряд реформ для закрепления завоеванного единства: под лозунгом «все колесницы с осью единой длины, все иероглифы — стандартного написания» была создана единая сеть дорог, упразднены разрозненные системы иероглифики покоренных царств, введена единая денежная система, а также система мер и весов.

Маршруты объездов Цинь Шихуанди.

Столицей империи был избран Сяньян в исконных циньских владениях, неподалёку от современного Сианя. Туда были переведены сановники и вельможи всех завоёванных государств. С тем, чтобы подавить центробежные тенденции на местах, империю разделили на 36 военных округов. В знак единения были снесены оборонительные стены, разделявшие прежние царства. Только северная часть этих стен была сохранена, её отдельные отрезки были укреплены и соединены между собой: таким образом новообразованная Великая китайская стена отделила Серединное Государство от варваров-кочевников.

В продолжение последних десяти лет своей жизни император редко бывал в своей столице. Он всё время инспектировал различные уголки своей державы, принося жертвы в местных храмах, сообщая местным божествам о своих достижениях и возводя стелы с самовосхвалениями. Объездами своих владений император положил начало традиции монарших восхождений на гору Тайшань. Он же первым из китайских правителей вышел на морской берег.

Как можно понять из «Ши цзи» ханьского историка Сыма Цяня, больше всего императора беспокоили мысли о грядущей смерти. Во время своих странствий он знакомился с кудесниками и ведунами, надеясь выведать у них тайну эликсира бессмертия. В 219 г. он направил на его поиски экспедицию к островам Восточного Моря (возможно, в Японию). Конфуцианские учёные видели в этом пустое суеверие, за что жестоко поплатились: как гласит предание, император велел закопать 460 из них живыми в землю. В 213 г. Ли Сы убедил императора сжечь все книги, за исключением тех, что трактовали о сельском хозяйстве, медицине и гаданиях. Кроме того, были пощажены книги из императорского собрания и хроники циньских правителей (см. Burning of books and burying of scholars).

В последние годы жизни, разочаровавшись в перспективе обретения бессмертия, Цинь Шихуан всё реже объезжал пределы своей державы, отгородясь от мира в своём огромном дворцовом комплексе. Избегая общения со смертными, император ожидал, что в нём будут видеть божество. Вместо этого тоталитарное правление первого императора порождало растущее с каждым годом число недовольных. Раскрыв три заговора, император не имел оснований доверять никому из своих приближённых. Умер он в 210 или 209 году во время очередного объезда своих владений. Приверженцы прежних династий тут же ринулись в борьбу за делёж императорского наследства, и в 206 году всё его семейство было истреблено.

Гробница

Бронзовая колесница из гробницы Цинь Шихуанди

Ничто не иллюстрирует могущество Цинь Шихуанди лучше, чем размеры погребального комплекса, который был построен ещё при жизни императора. Строительство гробницы началось сразу после образования империи неподалёку от нынешнего Сианя. По свидетельству Сыма Цяня, к созданию мавзолея было привлечено 700 тысяч рабочих и ремесленников. Периметр внешней стены захоронения был равен 6 км.

Курган с захоронением первого императора был идентифицирован археологами только в 1974 году. Его исследование продолжается до сих пор, причём место захоронения императора ещё ожидает вскрытия. Курган венчало некое пирамидальное помещение, по которому, по одной из версий, душа покойного должна была подняться на небо.

Для сопровождения императора в потустороннем мире было изваяно бесчисленное терракотовое войско. Лица воинов индивидуализированы, их тела прежде были ярко окрашены. В отличие от своих предшественников — например, правителей государства Шан (ок. 1300—1027 гг. до н. э.) — император отказался от массовых человеческих жертвоприношений.

Комплекс гробницы Цинь Шихуана первым из китайских объектов был включен ЮНЕСКО в Реестр объектов мирового культурного наследия.

Репутация

Памятник Цинь Шихуану у кургана с его гробницей.

Правление Цинь Шихуана было основано на принципах легизма, изложенных в трактате «Хань Фэй-цзы». Все сохранившиеся письменные свидетельства о Цинь Шихуане пропущены сквозь призму конфуцианского мировоззрения ханьских историографов, прежде всего Сыма Цяня. Весьма вероятно, что в приводимых ими сведениях о сжигании всех книг, запрете на конфуцианство и погребении заживо последователей Конфуция отразилась конфуцианская антициньская пропаганда, направленная против легистов.

В традиционном изображении облик Цинь Шихуана как чудовищного тирана тенденциозно преувеличен. Можно считать установленным, что все последующие государства Китая, начиная с Западной Хань, наследовали ту административно-бюрократическую систему управления государством, которая была создана при первом императоре.

Things do not happen out of nothing. Everything has its background, context and purposes - often cross purposes. Features combine numerous articles on a topic or event to bring you not only information but a deeper understanding of what is going on - the whys and whats of the matter.

How do we make recommendations?

Our recommendations are based on many factors. We look at the metadata of for example an article that is open and find other articles that have similar metadata. Metadata consists mainly of tags that our writers add to their work. We also take a look at what other articles other visitors who have viewed the same article have viewed. In addition, we can also consider some other factors. For example, when it come to features, we also consider the metadata of the articles in the feature and look for other features that comprise of articles with similar metadata. In effect, we look at the use of the content and the information that the content creators themselves add to the content to bring you the kind of content that is likely to interest you.

Цинь Шихуанди, Ин Чжэн

Цинь Ши-хуанди. Рисунок XVIII в.

"Эксплуататор трудового народа"

Цинь Шихуанди, Ин Чжэн (259- 210 до н. э.), правитель царства Цинь (246- 221), император Китая (221-210), основатель династии Цинь. Будучи правителем царства Цинь, завоевал 6 китайских царств и создал единую централизованную империю. При нём в 215 началось строительство Великой китайской стены. Он был неограниченным главой государства, обладавшим высшей законодательной, исполнительной и судебной властью; ввёл суровые законы, институт инспекторов для борьбы с сепаратистскими тенденциями и систему наказаний государственных чиновников. Стремясь пресечь всякую возможность критики своего режима, Цинь Шихуанди в 213 издал указ о сожжении гуманитарной литературы, хранившейся в частных собраниях, а в 212 казнил 460 конфуцианцев, обвинив их в подстрекательстве населения к выступлению против императорской власти. В связи с непрерывными войнами, строительством укреплений, каналов, дворцов и т. п. усилились налоговый гнёт и эксплуатация трудового народа, что после смерти Цинь Шихуанди явилось причиной многочисленных народных восстаний, которые привели к краху империю Цинь.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии. Том 8: Ташкент – Ячейка стрелковая. 688 с., 1980.

Цинь Ши-хуанди (259-210 гг. до н.э.). Сын царя Чжуан-сяна (249-247 гг. до н.э.) из царства Цинь (изначально расположенного на территории современной провинции Ганьсу, у северо-западных пределов тогдашнего китаизированного мира), будущий Цинь Ши-хуанди родился в 259 г. до н. э. под именем Чжао Чжэн. Патроним Чжэн напоминает о том, что верховные правители царства Цинь были выходцами из царства Чжао, находившегося восточнее. Его мать, некоторое время бывшая любимой сожительницей Люй Бувэя, была подарена этим последним его отцу, который к тому времени еще не стал царем Чжуан-сяном. Несколько месяцев спустя она родила будущего объединителя и унификатора Китая. Для того чтобы представить, что она уже была беременна, когда переходила из постели Люй Бувэя в постель Чжуан-сяна, требуется совсем немного воображения. Значительному числу историков его хватило, тем более что молодой принц, ставший царем Цин Чжэн-ваном в 247 г. до н.э., в возрасте тринадцати лет, назначил Люй Бувэя первым министром, и вышеуказанный первый министр, по-видимому, сохранил превосходные отношения с царицей-матерью, своей бывшей фавориткой. Тут вспоминаются Людовик XIV и Мазарини . Ли Сы, в то время клиент (в латинском смысле этого слова) Люй Бувэя, становится также советником царя Чжэн-вана, к которому последний очень прислушивается. До 238 г. до н.э., когда Чжэну должно было исполниться двадцать два года и он должен был стать совершеннолетним, царство Цинь, действуя под указкой Люй Бувэя и Ли Сы, «начищает свое оружие» и продолжать достраивать свою превосходную военную машину, которая должна будет подмять под себя все китайские царства. Когда царь Чжэн-ван стал совершеннолетним, ему пришлось противостоять мятежу, разожженному Лао Аем, зловещей фигурой, любовником его матери. На следующий год Ли Сы убеждает царя в том, что Люй Бувэй не оставался в стороне от этого мятежа, что его власть - чрезмерна, а амбиции - огромны. Этот последний теряет доверие в глазах царя и, опасаясь быть казненным, кончает с собой в 235 г. до н.э. В этот период, прислушиваясь к советам своих приближенных и особенно Ли Сы, царь осуществляет правление железной рукой и использует все средства (дипломатические и военные встряски и провокации, умелую игру на систематической коррупции советников других царей) для наращивания своей власти и увеличения своих владений. Его последний противник падет в 221 г. до н.э., и царь Цинь Чжэн-ван станет хозяином всей совокупности китаизированных стран. Династия Чжоу закончила свое сползание ко дну при общей безучастности к этому факту. Началось это с 256 г. до н.э., когда царь династии Цинь лишил царя Нань-вана, правление которого продолжалось пятьдесят девять лет, последнего подобия его власти. Земля оказалась свободна для утоления самых высоких амбиций. Царь Чжэн-ван предписывает своим советникам молить его добровольно принять императорский трон. Он идет на восстановление, к своей большой пользе и славе, титулов, которые давали Сыновьям Неба в легендарные времена: хуан, что переводится как «верховный правитель», и ди, «император». Он берет себе имя Первого императора династии Цинь: Цинь Ши-хуанди, выбрав для своей династии название, которое носило царство Цинь (откуда происходит общеевропейское слово «Chine»). Путем издания декретов, проведения массовых депортаций и смертных казней империя унифицируется до мельчайших деталей: ее тридцать шесть наместничеств обретают единые меры (весов, длины и т.д.), одинаковые типы осей повозок, одинаковую письменность, одинаковые деньги. Император предпринимает масштабные вояжи, разъезжая по империи вдоль и поперек и усеивая ее дворцами, резиденциями и мемориальными памятниками. В 219 г. до н.э. его посещение Тай-шань, одной из священных китайских гор, расположенной на территории современной провинции Шаньдун, выливается в проведение грандиозных религиозных церемоний. Стремясь обеспечить непреходящий характер своей династии, Цинь Ши-хуанди выражает желание сделать невозможным какой бы то ни было мятеж - даже ценой того, чтобы заблаговременно казнить потенциальных оппозиционеров.

В 213 г. до н.э. Ли Сы советует ему сжечь все книги (за исключением тех, что относятся к областям медицины, фармацевтики, прорицания и сельского хозяйства), все исторические хроники, кроме тех, что касаются царства Цинь, а также самих ученых (за исключением нескольких, которые были официально признаны «учеными обширных познаний»), которые отказались бы принести свою библиотеку на костер. Именно это и было сделано. Но также и собственное долголетие беспокоит в большой мере верховного правителя, и скоро даосские маги оказываются осыпаны всевозможными благами за те крохи обещания бессмертия, которые из них выуживают. Устраиваются гигантские стройки, в которых участвуют сотни тысяч политзаключенных, принужденных к тяжелому труду. Убежденный в том, что он должен оставаться невидимым для своих подчиненных, император предает смерти каждого, кто разглашает место его пребывания. В ходе одной из своих поездок в 210 г. до н.э. он умирает, оставляя власть, которая в результате применявшихся деспотических методов сделалась хрупкой и обвалилась в два года. Но модель ее в ряде сфер продолжала сохраняться - вплоть до нашего времени. Гробница императора, которую историк Сыма Цянь (141-86 гг. до н.э.) описал как титаническое сооружение и которая, без сомнения, стоила жизни тысячам рабочих, казненных ради того, чтобы содержать ее в секрете, была обнаружена вблизи Сианя, и сегодня это один из самых посещаемых памятников Китая.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, 2014, с. 396-399.

Терракотовые воины из гробницы императора Цинь Ши-хуанди. Около 210 г. до Р. Х.
Изображение перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/

Китайский император

Цинь Ши хуанди (258-210 гг. до н.э.) - китайский император. Первоначально носил имя Ин Чжэн и являлся наследным принцем царства Цинь. В 238 г. Ин Чжэн вступил на престол. В первые годы его правления царством Цинь фактически управлял крупный сановник Люй Бу-вэй. Со временем избавившись от его опеки, Ин Чжэн начал проводить самостоятельную политику, направленную на завоевание соседних царств и создание обширной империи.
Еще в 241 г. царства Вэй, Хань, Чжао и Чу заключили военный союз против царства Цинь. В течение нескольких лет Ин Чжэн успешно противостоял агрессии союзников, а вскоре и сам перешел в наступление. В 230 г. он подчинил царство Хань, в 228 г. - царство Чжао, в 225 г. - царство Вэй, в 222 г. - царства Чу и Янь, в 221 г. - царство Ци на Шань-дунском полуострове. В результате непрерывных войн была создана огромная по территории Китайская империя. Ин Чжэн отказался от прежнего титула Тянь-цзы ("Сын неба") и принял новый - Цинь Ши хуанди ("Первый император Цинь"), ставший заодно и его новым именем, под которым он вошел в историю.
Сделав короткую передышку, Цинь Ши хуанди продолжил завоевательные войны. На юге ему удалось подчинить так называемые царства Юэ, расположенные в лесных районах вплоть до Южно-Китайского моря, включая и нынешний Северный Вьетнам. На севере император оттеснил за реку Хуанхэ кочевников-сюннов. Для того чтобы прекратить их набеги на территорию Китая, Цинь Ши хуанди велел приступить к строительству грандиозного оборонительного сооружения -Великой китайской стены.
На строительство стены первоначально было послано 300 тыс. человек из армии, но этого оказалось мало. Тогда император отправил им на подмогу еще 2 млн. человек из числа военнопленных и преступников. Многие работники погибли от невыносимых условий труда, их трупы хоронили здесь же в земляной насыпи у стены. На возведение стены потребовалось более 10 лет. Великая китайская стена протянулась почти на 4 тыс. км. На всем ее протяжении через каждые 60-100 м были построены сторожевые башни. Высота стены достигала 10 метров, ее ширина была такова, что по ней свободно могло проехать рядом 5-6 всадников. В нескольких местах были устроены ворота, которые хорошо охранялись; они превратились в пункты торговли с кочевниками. Сооружение стены потребовало от китайского народа неимоверного напряжения сил и больших людских потерь.
По примеру реформатора Шан Яна Цинь Ши хуанди разделил свою империю на сорок областей (цзюнь), которые в свою очередь делились на округа (сянь). Населению империи запрещалось пользоваться этническими самоназваниями, вместо этого было введено общее название - "черноголовые". Император также отменил аристократические титулы, приравняв тем самым родовую аристократию к "черноголовым". Он не сделал исключения даже для своих сыновей и братьев, низведя их до простолюдинов.
В связи с новым территориально-административным делением Цинь Ши хуанди ввел новое законодательство, единую систему чиновничества, а также инспекторский надзор, державший под контролем деятельность всего управленческого аппарата и подчиненный лично императору.
В новой табели о рангах критерием знатности стали богатство и личные заслуги перед императором. Особым указом Цинь Ши хуанди велел изъять у населения все бронзовое оружие. Обзаводиться железным оружием запрещалось под страхом смерти.
При Цинь Ши хуанди были унифицированы меры веса, длины и емкости. Также была проведена денежная реформа, установившая единую медную монету. Император приказал упростить иероглифическую письменность.
Цинь Ши хуанди был инициатором широкой строительной деятельности. По всем городам империи сооружались храмы и дворцы. Однако особое внимание император уделял своей столице - Сяньяну. Для украшения Сяньяна он не жалел никаких средств. Город раскинулся по обоим берегам реки Вэйхэ, через которую был перекинут крытый мост. На левом берегу был расположен собственно город с многочисленными улицами, аллеями, парками и великолепными дворцами императора и высшей знати. На правом берегу Вэйхэ раскинулся обширный императорский парк. В центре этого парка был построен дворец, превосходивший своей роскошью все, что было создано ранее. Например, в тронном зале дворца могло вместиться 10 тыс. человек.
Цинь Ши хуанди распорядился уничтожить все книги исторического и философского содержания, были оставлены только трактаты по агрономии, математике и другим практическим знаниям. Император запретил все частные школы, оставив лишь государственные учебные заведения, в которых преподавание велось под пристальным наблюдением специальных инспекторов. Цинь Ши хуанди преследовал конфуцианство; тысячи последователей великого Конфуция были зарыты живьем в землю или отправлены на строительство Великой китайской стены.
В годы правления Цинь Ши хуанди в Китае неоднократно поднимались налоги. К концу его царствования поземельный налог достиг двух третей с дохода земледельцев. Это вызвало волну протеста. В некоторых районах Китая вспыхнули восстания, которые были подавлены силами армии с особой жестокостью: обычно вырезалось все население мятежного округа. Многие представители аристократии также были недовольны жестоким правлением Цинь Ши хуанди и неоднократно предпринимали покушения на него. Но все их попытки заканчивались неудачей.
Цинь Ши хуанди умер в возрасте 48 лет. Его похоронили в роскошной гробнице, в которой помимо гроба с телом императора находилось 6 тыс. глиняных фигур воинов в полном вооружении. Эта 6-тысячная "армия" должна была "охранять" усыпальницу Цинь Ши хуанди.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Умиротворил Поднебесную

Цинь Ши-хуанди. Китайский император из династии Цинь, правивший в 221-210 гг. до Р.Х. Род. в 259 г. до Р. X. + 210 г. до Р. X.

Первый император Цинь, Ши-хуанди, был сыном циньского Чжуан-сян-вана от его любимой наложницы. При рождении он получил имя Чжэн («первый»). Ему исполнилось 13 лет, когда умер его отец, и Чжэн стал правителем Цинь. К этому времени царство Цинь уже было одним из крупнейших и сильнейших китайских государств. Чжэн-вану оставалось сделать последнее усилие для того, чтобы объединить под своей властью всю страну. В то время на востоке циньцам противостояли пять царств: Чу, Хань, Вэй, Чжао и Янь; за ними на берегу океана располагалось Ци, в котором все они искали опоры. Каждое из шести восточных царств в отдельности было намного слабее Цинь, но вместе они представляли серьезную силу. Дабы разрушить их союз, Чжэн-ван истратил огромное количество золота на подкуп высших сановников Ци. В результате большая часть их стала агентами Цинь и проводила его политику. Советники уговорили циского Цзянь-вана заключить союз с Цинь и отказаться от поддержки своих восточных соседей. В результате циньцы получили возможность разгромить их всех поодиночке. В 234 г. До Р. X. циньский полководец Хуань Ци разбил под Пинъяном армию Чжао, казнил 100 тысяч человек и овладел этим городом. В 230 г. до Р. X. циньцы взяли в плен ханьского вана Аня, заняли все принадлежавшие ему земли и ликвидировали царство Хань. В 229 г. до Р. X. Чжэн-ван вновь послал большую армию против Чжао. В следующем году чжаоский Ю-мяо-ван сдался циньским военачальникам Ван Цзяню и Цян Хую. Но его брат Дай-ван Цзя еще шесть лет правил в Дае. В 227 г. до Р. X. циньская армия напала на царство Янь. В 226 г. до Р. X. она заняла яньский Цзи-чэн. Яньский ван бежал на восток, в Ляодун, и стал править там. В 225 г. до Р. X. циньский полководец Ван Бэнь напал на княжество Вэй. Он провел от Хуанхэ канал и затопил Далян водой. Стены города рухнули, и вэйский ван сдался. После этого Цинь полностью овладело землями Вэй. В 224 г. до Р. X. Ван Цзянь напал на Чу и дошел до Пиныоя. В 223 г. до Р. X. чуский ван Фу-чу был взят в плен, а все его владения присоединены к Цинь. В 222 г. до Р. X. Чжэн-ван послал большую армию во главе с Вань Бэнем против яньского Ляодуна. Яньский ван Си был взят в плен. На обратном пути Вань Бэнь напал на Дай и взял в плен дайского вана Цзя. После всех этих побед царство Ци оказалось с трех сторон охвачено владениями Цинь. В 221 г. до Р. X. последний циский ван Цзянь без боя сдался Ван Бэню. Объединение Китая было завершено. Чжэн-ван принял титул Ши-хуанди (буквально «первый властитель-император»).

Жители шести восточных царств стали подданными Цинь. Для них это означало не просто смену властелина, но и во многом перемену всего образа их жизни. Основной идеологией в Цинь, в отличие от других царств, где распространилось конфуцианство, было учение фацзя, или легизм. Вопреки взглядам конфуцианцев легисты считали, что процветание государства зависит не от добродетелей государя, а от строгого и неуклонного исполнения законов. Политическая деятельность Ши-зуанди и его сановников основывалась только на логике закона. В связи с этим всякое отступление от закона по мотивам доброты или гуманности вчиталось недозволенной слабостью. Суровая справедливость отождествлялась с волей Неба, и служение ей, по понятиям Ши-хуан-ди, составляло главную добродетель государя. Он имел железную волю и не терпел никакого сопротивления. Вскоре все население Поднебесной почувствовало жесткую руку нового императора. Сыма Цянь так характеризует порядки, установившиеся в империи Цинь: «Преобладали твердость, решительность и крайняя суровость, все дела решались на основании законов; считалось, что только жестокость и угнетение без проявления человеколюбия, милосердия, доброты и справедливости могут соответствовать пяти добродетельным силам. До крайности усердствовали в применении законов и долго никого не миловали».

Своей внутренней организацией Цинь также не походила ни на одно из чжоуских царств. Вместо иерархии феодальных владетелей здесь строго проводилась в жизнь идея централизации. Вскоре после присоединения Ци встал вопрос о том, как быть с завоеванными царствами. Некоторые сановники советовали Ши-хуанди отправить туда правителями своих сыновей. Однако глава судебного приказа Ли Сы не согласился с таким решением и, ссылаясь на печальный пример династии Чжоу, заявил: «Чжоуские Вэнь-ван и У-ван жаловали владения во множестве сыновьям, младшим братьям и членам своей фамилии, но впоследствии их потомки стали отчужденными и сражались друг с другом как заклятые враги, владетельные князья все чаще нападали и убивали друг друга, а чжоуский Сын Нёба не был в состоянии прекратить эти междоусобицы. Ныне, благодаря вашим необыкновенным дарованиям, вся земля среди морей объединена в одно целое и разделена на области и уезды. Если теперь всех сыновей ваших и заслуженных чиновников щедро одарить доходами от поступающих податей, то этого будет вполне достаточно, и Поднебесной станет легче управлять. Отсутствие различных мнений о Поднебесной - вот средство к установлению спокойствия и мира. Если же снова поставить в княжествах владетельных князей, будет плохо». Ши-хуанди последовал этому совету. Он разделил империю на 36 областей, в каждой области поставил начальника - шоу, воеводу - вэя и инспектора - цзяня. Области делились на уезды, уезды - на районы, а районы - на волости. Для прекращения распрей, междоусобий и мятежей всему гражданскому населению было предписано сдать оружие. (В Сяньяне из него выплавили колокола, а также 12 металлических статуй, весом в 1000 дань каждая (около 30 т).) Для пресечения всякого сепаратизма 120 тысяч представителей знати бывших княжеств были насильно переселены в столицу Цинь Саньян. Во всех завоеванных царствах Ши-хуанди велел разрушить городские стены, срыть оборонительные дамбы на реках и устранить все препятствия и преграды для свободного передвижения. Повсюду развернулось строительство новых дорог, которые необходимы были для налаживания быстрого сообщения между различными частями империи. В 212 г. до P. X. началось сооружение стратегической дороги длиной 1800 ли (около 900 км), которая должна была соединить Цзююань и Юньян. Император ввел единую систему законов и измерений, мер веса, емкости и длины. Для всех повозок была остановлена единая длина оси, а в письме введено единое начертание иероглифов.

В то же время, умиротворив Поднебесную, Ши-хуанди развернул наступление на окрестных варваров. В 215 г. до Р. X. он послал 300-тысячную армию на север против племени ху и захватил земли Хэнани (северную излучину Хуанхэ в нынешнем Автономном районе Внутренняя Монголия). (Сыма Цянь пишет, что этот грандиозный поход был предпринят из-за того, что Ши-хуанди стало известно древнее пророчество о том, что «Цинь погубят хусцы».) Одновременно шла усиленная колонизация южных районов, заселенных варварскими племенами юэ. Здесь были образованы четыре новые области, куда Ши-хуанди велел ссылать всякого рода правонарушителей и преступников, а также людей, бежавших от наказаний, укрывавшихся от уплаты повинностей, или отданных за долги в чужие дома. На северо-востоке император начал борьбу с воинственными сюну (гуннами). От Юйчжуна вдоль реки Хуанхэ и на восток вплоть до гор Иньшань он учредил 34 новых уезда и велел построить стену вдоль Хуанхэ в качестве заслона от кочевников. Насильно переселяя и ссылая, он заполнил населением вновь образованные уезды.

Жестокие порядки, установившиеся в Циньской империи, встретили порицание со стороны конфуцианцев. Поскольку примеры для своих проповедей те прежде всего искали в прошлом и потому старались идеализировать старину, Ши-хуанди в 213 г. до Р. X. издал указ о сожжении всех старинных хроник за исключением циньских анналов. Всем частным лицам было приказано сдать и уничтожить хранившиеся у них списки Ши цзин и Шу цзин, а также сочинения школ нелегистского толка (прежде всего конфуцианцев). Было приказано подвергать публичной казни всех тех, кто на примерах древности осмелится порицать современность. Всех, у кого обнаруживали запрещенные книги, предписывалось отправлять на принудительные работы - на строительство Великой стены. На основании этого указа только в столице были казнены 460 видных конфуцианцев. Еще большее их число было сослано на каторжные работы. Располагая благодаря жестокому законодательству большим количеством каторжников, Ши-хуанди развернул широкомасштабное строительство. Помимо значительной части Великой китайской стены и новых дорог в его царствование было построено множество дворцов. Символизировать мощь империи Цинь должен был новый императорский дворец Эпан, сооружение которого началось неподалеку от Сяньяна. Предполагалось, что он будет иметь размеры 170 на 800 м и превзойдет величиной все остальные сооружения в Поднебесной. На эту грандиозную стройку было пригнано, по словам Сыма Цяня, более 700 тысяч преступников, осужденных на кастрацию и каторжные работы. Помимо Эпана в окрестностях Сяньянэ было построено 270 небольших дворцов. Все комнаты в них были украшены занавесками и пологами, и всюду жили красивые наложницы. Никто, кроме ближайших к императору людей, не знал, в каком из дворцов находится в данный момент Ши-хуанди. (Вообще, все, касающееся частной жизни императора, хранилось в строгой тайне. Он очень не любил болтунов и сурово карал любого, заподозренного в этой слабости. Сыма Цянь пишет, что как-то Ши-хуанди находился во дворце Ляншань и с горы увидел, что его первого советника сопровождает множество колесниц и всадников. Это ему не понравилось. Кто-то из свиты поведал о недовольстве императора первому советнику, и тот сократил число сопровождающих. Ши-хуанди разгневался и сказал: «Кто-то из окружающих разгласил

мои слова!» Устроили допрос, но никто не признался. Тогда император приказал казнить всех, кто находился в тот момент около него.)

Впрочем, несмотря на все вышесказанное, нельзя рисовать правление Ши-хуанди только черными красками. Он много сделал для развития земледелия, так как понимал, что богатое, лояльное к власти крестьянство - главный залог процветания его империи. Современники пишут, что все свое время без остатка Ши-хуанди посвящал делам. Он объехал всю империю вдоль и поперек и вникал буквально во все мелочи управления. (Как говорилось в одной из официальных надписей, «Наш властитель-император одновременно решает тысячи дел, поэтому далекое и близкое - все становится до конца ясным».) Каждый день он отвешивал на весах 1 дань поступивших к нему донесений (то есть около 30 кг бамбуковых дощечек) и не позволял себе отдыхать, пока не просматривал их все и не отдавал соответствующих распоряжений.

Но как это обычно бывает, положительную сторону проведенных им глубоких преобразований население страны сумело оценить гораздо позже, в то время как отрицательная сразу бросалась в глаза. В воспоминаниях потомков первый император династии Цинь остался прежде всего как жестокий и самовлюбленный деспот, безжалостно угнетавший свой народ. Действительно, надписи Ши-хуанди свидетельствуют о том, что он имел колоссальное самомнение и в какой-то мере считал себя даже

причастным к божественным силам. (Например, в надписи на горе Гуйцзи, кроме всего прочего, говорилось: «Император распутывает законы, присущие всему сущему, проверяет и испытывает суть всех дел. Исправляя ошибки людей, он осуществляет справедливость. Потомки с почтением воспримут его законы, неизменное управление будет вечным, и ничто - не колесницы, ни лодки - не опрокинется».) Официально провозглашалось, что миропорядок, установленный Ши-хуанди, просуществует «десять тысяч поколений». Казалось вполне естественным, что «вечная империя» должна иметь и вечного властелина. Император израсходовал огромные средства на поиски снадобья, дарующего бессмертие, но так и не смог его найти. Видимо, сама мысль о том, что, несмотря на все свое величие и безграничное могущество, он также подвластен смерти, как и последний из его подданных, была оскорбительна для него. Сыма Цянь пишет, что Ши-хуанди не переносил разговоров о смерти, и никто из приближенных не смел даже затрагивать эту тему. Поэтому в 210 г. до P. X., когда Ши-хуанди тяжело заболел во время объезда восточных, приморских, областей, никаких приготовлений к похоронам не делалось. Он сам, осознав наконец, что дни его сочтены, послал старшему сыну Фу Су короткую записку следующего содержания: «Встречай траурную колесницу в Сяньяне и похорони меня». Это было его последнее повеление. Ши-хуанди умер, при ближенные, опасаясь волнений, скрыли его смерть. Только после того, как его тело прибыло в столицу, был объявлен официальный траур. Еще задолго до своей кончины Ши-хуанди стал сооружать в горе Лишань огромный склеп. Сыма Цянь пишет: «Склеп наполнили привезенные и спущенные туда копии дворцов, фигуры чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные драгоценности. Мастерам приказали сделать луки-самострелы, чтобы, установленные там, они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться в усыпальницу. Из ртути сделали большие и малые реки и моря, причем ртуть самопроизвольно переливалась в них. На потолке изобразили картину неба, на полу - очертания земли. Светильники наполнили жиром жэнь-юев в расчете, что огонь долго не потухнет. Во время похорон принявший власть наследник Эрши сказал: «Всех бездетных обитательниц задних покоев дворца покойного императора прогонять не должно», и приказал всех их захоронить вместе с покойником. Погибших было множество. Когда гроб императора уже опустили вниз, кто-то сказал, что мастера, делавшие все устройство и прятавшие ценности, знают все и могут проболтаться о скрытых сокровищах. Поэтому, когда церемония похорон завершилась и все было укрыто, заложили среднюю дверь прохода. После чего, опустив наружную дверь, наглухо замуровали всех мастеровых и тех, кто наполнял могилу ценностями, так что никто оттуда не вышел. Сверху посадили траву и деревья, чтобы могила приняла вид обычной горы.

Использованы материалы из кн.: Все монархи мира. Древний Восток. Константин Рыжов. Москва, 2001.

Далее читайте:

Исторические лица Китая (биографический указатель).

В российских школьных учебниках по истории рассказывается не очень подробно. Навряд ли каждому понятно, что III столетие до н. э., когда Цинь Шихуанди – первый китайский император, объединил враждующие разобщенные царства, – это и время Пунических войн . И события, которые происходили на Востоке, ничуть не менее значимы, чем сотрясавшие Европу и ее ближайших соседей.

Цинь Шихуанди насаждал идеологию порядка и сильной центральной власти, что довольно актуально для современного человечества. Он желал жить вечно. В результате если не вечно, то очень долго живет его заупокойная пирамида, которая стала крупнейшей археологической сенсацией ХХ столетия. Там была обнаружена так называемая Терракотовая армия – уникальнейший памятник, который уже в XXI веке привозили в Москву и выставляли в Государственном историческом музее.

Цинь Шихуанди родился в 259 г. до н. э. в Ханьдине, в княжестве Чжао царства Цинь. Его отец Чжуансян-ван был правитель, это следует из его имени, потому как «ван» означает «князь» или «царь».

Мать была наложница. То есть Цинь Шихуанди – бастард (незаконнорожденный, внебрачный ребенок). Больше того, мать перешла к Чжуансян-вану от предыдущего господина, придворного Люй Бувэя. И ходили слухи, что сын в действительности – его. Люй Бувэй, кстати, всячески покровительствовал мальчику. Однако оказаться его сыном было не очень лестно, потому что он, в отличие от Чжуансян-вана, не был князем и даже занимался торговлей.

Происхождение может многое объяснить в характере Цинь Шихуанди. История знает немало примеров того, как отчаянно рвутся к власти именно незаконнорожденные, а следовательно, уязвленные. Об этом неоднократно писал великий . Есть такое особенное стремление – доказать всем, что ты хоть и не такой знатный, как другие, зато самый сильный.

Мальчика назвали Ин Чжэн, что означает «первый». Догадка гениальная! Ведь он в действительности стал первым китайским императором.

В результате сложных придворных интриг Люй Бувэй смог добиться того, чтобы в 13 лет Чжэн стал правителем государства Цинь – одного из семи китайских царств. Китай переживал в те времена период раздробленности, и каждое из княжеств имело относительную самостоятельность.

Китайская цивилизация – одна из древнейших в мире. Ее начало относят к XIV столетию до н. э. Она зародилась, как и некоторые другие древние культуры Востока, в долине двух великих рек – Хуанхэ и Янцзы. Речная цивилизация во многом зависит от ирригации. Воюя с соседями, возможно попросту разрушить ирригационную систему, которая обеспечивает поля водой. И засуха, и затопление могут стать причиной потери урожая, а это означает – голод.

В VIII–V веках до н. э. Китай переживал этап раздробленности и внутренних войн. Однако, даже несмотря на это, древним китайцам было свойственно осознание себя единой великой цивилизацией, Поднебесной – прекрасным миром, окруженным «злыми варварами» и поэтому вынужденным себя защищать. При этом китайцам в действительности было чем гордиться. У них уже появилась письменность, они освоили металлургию и смогли создать совершенную систему ирригации.


Следует заметить, что 7 китайских царств – это полулегендарное понятие. К примеру, Британия на островах в Средневековье также началась с так называемых 7-и англосаксонских королевств. Это своего рода символ раздробленности. Китайские княжества – это Янь (северо-восток), Джао (север), Вэй (северо-запад), Цинь (также северо-запад), Ци (восток), Хань (центр) и Чун (юг).

Важную роль в преодолении мозаичной разобщенности сыграло именно царство Цинь, находившееся на северо-западной границе, в предгорьях, в излучине Хуанхэ. Оно не было самое передовое в экономическом отношении, потому как основные его силы уходили на сдерживание варваров, наступавших с северо-запада, в том числе сюнну – будущих гуннов. Именно это заставило жителей царства Цинь создать военную организацию, в большей степени мощную, чем у соседей.

Исследователи сравнивают внутреннее устройство царства Цинь с военной организацией Спарты. Бывают такие государства – не самые передовые в экономическом плане, но самые вынужденно организованные. Строжайшая дисциплина, прекрасное владение оружием – это выдвигает их в первые ряды. Так и Цинь оказалось самое заметное среди 7-и китайских царств.

Первые 8 лет на престоле Чжэн реально не правил. Власть была в руках его покровителю Люй Бувэю, который назвал себя регентом и первым министром, получив также официальный титул «второго отца».

Юный Чжэн проникся новой идеологией, центром которой в те времена было княжество Цинь. Она получила название легизма, или школы права. Это была идеология тоталитарной власти. Безграничный деспотизм вообще свойствен для Древнего Востока. Вспомним древнеегипетских фараонов, осознававших себя богами среди людей. И правители Древней Ассирии говорили о себе: «Я царь, царь царей».

В Древнем Китае идеология легизма пришла на смену философии, которую разработал примерно за 300 лет до Шихуанди знаменитый мыслитель Конфуций (Учитель Кун, как его называют в документах). Он организовал и возглавил первую в Китае частную школу. В нее принимали всех, а не только детей аристократов, потому как главная идея Конфуция – нравственно перевоспитать общество через перевоспитание правителей и чиновников.

Это во многом близко, к примеру, взглядам древнегреческого философа Платона, который в V–IV веках до н. э., приблизительно спустя столетие после Конфуция, также говорил о необходимости перевоспитания правителей и даже пробовал перейти к практической деятельности. Платон, как известно, до такой степени раздражал одного из тиранов, что тот продал его в рабство.

Конфуций, как сообщает известнейший историк Древнего Китая Сыма Цянь, предложил свои услуги 70-ти правителям, говоря: «Если кто-то использует мои идеи, я смогу сделать нечто полезное всего за один год». Но никто не откликнулся.

Идеи Конфуция предвосхищают философию гуманизма. У него трудящийся народ должен быть подчиненным и работящим, но государство обязано заботиться о нем и защищать его – тогда в обществе будет порядок. Именно Конфуций учил: «Должность не всегда делает человека мудрецом». А мечтой его был мудрец на высокой должности.

Как писал Сыма Цянь, Конфуций был недоволен современным ему обществом, опечален тем, что путь древних правителей заброшен. Он собрал и обработал древние гимны, стихи о единстве народа и власти, о необходимости подчиняться правителю, который должен быть добр к народу. Он видел общественное устройство как дружную семью. Поэтом Конфуцию приписали авторство, но, видимо, он в действительности лишь собрал эти произведения.

По мнению же молодого Чжэна, увлеченного идеями легизма, закон это высшая власть, идущая от неба, высший же правитель – носитель этой высшей власти.

238 год до н. э. – Чжэн стал править самостоятельно. Люй Бувэя он сослал, заподозрив – возможно, не беспочвенно – в подготовке мятежа. После его принудили . Остальных заговорщиков жестоко казнили. Среди прочих – и новый любовник матери Чжэна, ставленник Люй Бувея Лао Ай. Начиналась эпоха великих казней.

Цинь Шихуанди сделался полновластным хозяином небольшого, но довольно воинственного княжества. Первые 17 лет своего самостоятельного правления он постоянно воевал. Его правой рукой сделался некто Ли Сы. Это был страшный человек. Выходец из низов, из глухой деревни, он оказался весьма хитроумным и очень воинственным. Ли Сы горячо разделял идеологию легизма, придав ей определенную жестокую направленность: он уверял, что закон и обеспечивающее его наказание, а значит, жесткость и страх есть основа счастья всего народа.

К 221 г. до н. э. правитель Цинь смог покорить шесть остальных китайских царств. На пути к намеченной цели он пользовался и подкупом, и интригами, но более часто – военной силой. Подчинив себе всех, Чжэн объявил себя императором. Именно с этого времени он звался Шихуанди – «император-основоположник» (аналогично древнеримскому обозначению «император Август»). Первый император Цинь Шихуанди заявил, что править будут десятки поколений его потомков. Он жестоко ошибался. Но пока казалось, что этот род в действительности непобедимый.

Армия Цинь Шихуанди была огромной (ее ядро составляло 300 тыс. человек) и располагала все более совершенным железным оружием. Когда она двинулась в поход против сюнну, варвары были отброшены, а китайская территория на северо-западе в значительной мере расширена. Чтобы обеспечить защиту от враждебного окружения, первый китайский император приказал соединить былые укрепления шести царств новыми крепостными сооружениями.

Этим было положено начало строительству Великой Китайской стены. Возводилась она, так сказать, всем миром, но не добровольно, а принудительно. Основной строительной силой были солдаты. Вместе с ними работали сотни тысяч заключенных.

Укрепляя внутренний порядок, Цинь Шихуанди не переставал отгораживаться от внешнего варварского мира. Мобилизованное население неустанно строило Великую стену. Оставался китайский император и завоевателем. Он затеял войны в Южном Китае, на землях, которые не входили в число 7-и царств. Расширив свои владения на юге, Цинь Шихуанди выдвинулся дальше и покорил древнейшие государства Вьетнама, которые назывались Намвьет и Аулак. Туда он стал насильственно переселять колонистов из Китая, что вело к частичному смешению этносов.

Цинь Шихуанди основательно занялся внутренними делами государства. Ему приписывают такой лозунг: «Все колесницы с осью единой длины, все иероглифы стандартного написания». Это значило принцип единообразия буквально во всем. Как известно, к стандартизации, в частности мер и весов, стремились и древние римляне. И это было очень правильно, потому как способствовало развитию торговли. Однако в Риме, при всей тяге к порядку и дисциплине, сохранялись и элементы демократии: Сенат, выборные государственные должности и т. п.

В Китае же единообразие поддерживало прежде всего ничем не ограниченную центральную власть. Императора объявили сыном неба. Возникло даже выражение «мандат неба» – мандат от высших сил на абсолютную власть над каждым человеком.

Заботясь о единообразии, Цинь Шихуанди создал целостную сеть дорог. В 212-м до н. э. он велел провести дорогу с севера на восток, а потом прямо на юг, в столицу. При этом проложить ее было приказано прямо. Выполняя повеление императора, строителям приходилось прорубать горы и перебрасывали мосты через реки. Это была грандиозная работа, посильная лишь для мобилизованного населения тоталитарного государства.

Первый китайский император Цинь Шихуанди, ввел единую систему написания иероглифов (в покоренных царствах письменность несколько отличалась) и общую систему мер и весов. Но наряду с этими благими деяниями была и организация единой системы наказаний. Легисты утверждали: «Разуму народа возможно доверять настолько же, насколько и разуму ребенка. Ребенок не понимает, что страдание от малого наказания – это средство получить большую пользу».

Новой столицей Шихуанди сделал город Сяньян, неподалеку от современного Сианя, к юго-западу от Пекина, в центре современного Китая. Туда переселили высшую знать из всех шести царств – 120 тыс. семей. Всего в столице проживало около миллиона человек.

Вся территория государства была поделена на 36 административных округов, чтобы прежние границы царств были забыты. Новое деление никак не соотносилось ни с былыми границами, ни с этническими особенностями населения. Все держалось исключительно на насилии.

Ни один человек в империи не мог иметь личного оружие. Его у населения отобрали, а из полученного металла отлили колокола и 12 гигантских статуй.

213 год до н. э. – приняли закон об уничтожении книг. Его энтузиастом был Ли Сы. Он считал важным, чтобы люди позабыли об учености и никогда не вспоминали о прошлом, чтобы избежать дискредитации настоящего. Историк Сыма Цянь привел текст обращения Ли Сы к императору.

Придворный с возмущением сообщает: «Услышав об издании указа про книги, эти люди тут же начинают обсуждать его исходя из своих собственных идей! В душе они его отрицают и занимаются пересудами в переулках! Они делают себе имя, понося начальство». Все это считали недопустимым. У народа не должно быть никаких собственных идей, а решения властей не подлежали обсуждению.

Выводы Ли Сы таковы: мириться с таким положением невозможно, так как оно чревато ослаблением правителя. Необходимо сжечь все книги, хранящиеся в императорских архивах, кроме хроники династии Цинь. Следует изъять тексты Шицзин и Шу-цзин – древние гимны и исторические документы, объединение которых приписывают Конфуцию, – и сжечь все без разбора. Уничтожению не подлежали лишь книги, посвященные медицине и гаданию. «Тот же, кто пожелает учиться, – пишет Ли Сы, – пусть берет в наставники чиновников».

И разумеется надо казнить любого, осмелившегося говорить о Шицзин и Шу-цзин, а тела казненных выставлять на торговых площадях. Если же кто-то станет критиковать настоящее, ссылаясь на прошлое, и хранить запрещенные книги, его следует казнить вместе со всей семьей, при этом уничтожить три поколения, связанные с этим человеком.

Примерно спустя 50 лет после смерти императора в стене одного из старых домов обнаружили замурованные книги. Погибая, ученые прятали их, в надежде сохранить знание. Так неоднократно бывало в истории: правитель истреблял ученых, но культура в последствии возрождалась. И Китай при династии Хань, утвердившейся на престоле после преемников Шихуанди, возвратился к идеям Конфуция. Хотя, великий мудрец вряд ли смог узнать себя в новых пересказах.

Его философия была во многом основана на патриархальных мечтах о справедливости, равенстве, на вере в возможность перевоспитать правителя. После господства легизма неоконфуцианство впитало идею незыблемости порядка, естественного деления людей на высших и низших и необходимости сильной центральной власти.

Чтобы провести в жизнь свои законы, император Цинь Шихуанди создал целую систему жесточайших наказаний. Виды казни для порядка даже пронумеровали. При этом убить человека ударом палки или проткнуть копьем – это легкие способы казни. Во многих случаях необходимы другие, более изощренные. Шихуанди постоянно ездил по стране, лично следя за исполнением своих приказов.

Повсюду возводились стелы с надписями такого, к примеру, содержания: «Великий принцип управления страной прекрасен и ясен. Его можно передать потомкам, и они будут следовать ему, не внося никаких изменений». На другой стеле появились такие слова: «Надо, чтобы повсюду теперь люди знали, что нельзя делать». Стелы этого императора – квинтэссенция деспотизма, основанного на запретительно-карательной системе тотального контроля.

Цинь Шихуанди построил для себя гигантские дворцы и повелел соединить их запутанными дорогами. Никто не должен был знать, где на данный момент находится император. Он всегда и везде появлялся неожиданно. У него были основания бояться за свою жизнь. Незадолго до его смерти были один за другим разоблачены три заговора.

А умирать Шихуанди не хотелось. Он верил, в возможность отыскать эликсир бессмертия. Чтобы добыть его, снаряжались многочисленные экспедиции, в том числе к островам Восточного моря, вероятно в Японию. Об этой далекой и труднодоступной земле в древности ходила всяческая молва. Потому было нетрудным поверить, что эликсир бессмертия хранится именно там.

Узнав о поисках эликсира, уцелевшие ученые-конфуцианцы заявили, что это суеверие, такого средства не может существовать. За такое сомнения 400 или 460 конфуцианцев были по приказу императора живыми закопаны в землю.

Так и не раздобыв вожделенного эликсира, Цинь Шихуанди сосредоточил основное внимание на своей гробнице. Трудно сказать, была ли у него на самом деле идея, чтобы вместе с ним была похоронена его гигантская армия, и не пришлось ли уговаривать императора заменить живых воинов терракотовыми.

Шихуанди умер в 210 г. до н. э., при очередном объезде владений. Его уверенность в том, что установленный порядок незыблем, не оправдалась. Крах системы наступил довольно скоро после его смерти. Ли Сы обеспечил самоубийство прямого наследника – старшего сына императора Фу Су, а после добился того, чтобы все сыновья и дочери первого китайского императора Цинь Шихуанди были уничтожены один за другим. С ними было покончено к 206 году. Жив остался только его ставленник Ли Сы, младший сын Шихуанди Эр Шихуанди, которого Ли Сы считал марионеткой, игрушкой в своих руках.

Но главный евнух дворца смог расправиться с самим Ли Сы. Бывшего всесильного придворного предали казни по всем тем правилам, которые он пропагандировал и насаждал, при этом по четвертому, самому чудовищному варианту. Весьма поучительная история для злодеев…

206 год до н. э. – убили и второго императора Эр Шихуанди. В стране развернулось мощное движение социального протеста. Ведь население уже много лет страдало от жестоких порядков и роста податей. Дошло до того, что у каждого человека изымали около половины доходов. Начались народные восстания, одно из них, как ни удивительно, было успешное. Династия Хань, последовавшая за династией Цинь, – это потомки одного из победителей, возглавившего грандиозное народное движение.

1974 год – китайский крестьянин обнаружил в одной из деревень в районе города Сиань, недалеко от бывшей столицы Шихуанди, фрагмент глиняной скульптуры (видео в конце статьи). Начали проводить раскопки – и было обнаружено 8 тыс. терракотовых солдат, каждый высотой примерно 180 см, то есть нормального человеческого роста. Это была Терракотовая армия, сопровождавшая первого императора в последний путь. Захоронение самого Цинь Шихуанди пока не вскрыто. Но археологи считают, что оно находится там же.

Первый император Китая стал героем многочисленных книг и фильмов. Следует отметить, что он очень полюбился фашистам, которые по сей день лепят из него свой идеал, забывая, как дорого обошелся стране созданный им порядок и насколько недолговечным он оказался.

Н.Басовская

Царство Цинь в истории Древнего Китая заняло особое место. Его князь, покорив погрязших в междоусобицах соседей, создал единое государство. Этим военачальником был циньский ван по имени Ин Чжэн, ставший известным как первый китайский император Цинь Шихуанди.

От вана до императора

В IV веке до н. э. проблема политического объединения древнекитайских царств занимала умы передовых мыслителей той эпохи, когда постепенно создавались объективные предпосылки для создания единой страны, во главе которой восседал бы китайский император.

Объединение диктовалось логикой политической ситуации, сложившейся в V-III веках до н. э. Стремление к ликвидации самостоятельности соседних царств и поглощению их территории привело в это время к тому, что на месте многих десятков больших и малых наследственных владений осталось «семь сильнейших»: Чу, Ци, Чжао, Хань, Вэй, Янь и Цинь. Правители почти всех из них лелеяли планы полного разгрома своих соперников. Они надеялись, что первая династия китайских императоров будет основана ими.

Соперники в борьбе за объединение широко использовали тактику союзов с удаленными царствами. Известен «вертикальный» союз царств Чу и Чжао, направленный против «горизонтального союза» Цинь и Ци. Успех вначале сопутствовал Чу, однако последнее слово осталось за правителем Цинь.

В итоге императором стал Ин Чжэн, получивший символичное имя Цинь Шихуанди (название китайского императора переводится как «Первый император Цинь»).

Предпосылки объединения

Важнейшей предпосылкой разрушения прежних политических границ между царствами было развитие стойких экономических связей. Яркую картину укрепления торговых отношений между ними нарисовал в III веке до н. э. Сюньцзы, подчеркивавший важную роль экономических связей для удовлетворения естественных потребностей людей в тех продуктах, которые не производятся в местах их проживания.

Также в это время произошла частичная стихийная унификация платежной монеты. В V-III веках до н. э. на территории Среднекитайской равнины и смежных районов постепенно складываются большие экономические области, границы которых не совпадают с политическими границами царств. Простолюдины, торговцы и знать понимали, что для дальнейшего развития требуется «единый» китайский император, который бы стер внутриполитические границы в угоду экономике.

Формирование единого этноса

Еще одним фундаментальным поводом к объединению под властью Цинь Шихуанди стало практически сформировавшееся к тому времени общее этническое и культурное пространство. Происходила консолидация древних китайцев, несмотря на разделявшие их границы Срединных царств.

Складывание единого культурного стереотипа населения, стабилизация представлений о его общности, развитие этнического самосознания древних китайцев не только подготавливали почву для будущего объединения, но и делали его первоочередной задачей.

Реформы Цинь Шихуанди

Разгром шести царств, а также последовавшее объединение территорий были лишь робким шажком в формировании государства. Более важными стали непопулярные, но необходимые реформы, которые инициировал китайский император Цинь. Направлены они были на ликвидацию последствий длительной экономической и политической раздробленности.

Решительно ломая преграды, препятствовавшие налаживанию регулярных связей между всеми округами империи, Цинь Шихуанди уничтожил стены, разделявшие некоторые враждовавшие царства. Были сохранены лишь строения вдоль обширных северных границ, достроенные на недостающих местах и объединенные в одну Великую стену.

Также Шихуанди уделил большое внимание сооружению магистральных дорог, связывавших тогдашнюю столицу Сяньян с периферией. Одним из наиболее грандиозных строительных мероприятий такого рода была прокладка Прямого тракта, соединявшего окрестности Сяньяна с центром округа Цзююань (более 1400 км длиной).

Административные реформы

Этим реформам предшествовала ожесточенная борьба мнений по поводу того, каким образом следует организовать управление вновь присоединенными территориями, какой принцип положить в основу административной системы империи. Советник Ван Гуань настаивал на том, что по традиции, восходившей к чжоускому времени, окраинные земли страны должны быть отданы в наследственное владение родственникам императора.

Против этого решительно выступил Ли Сы, предложивший принципиально иной проект Китайский император принял предложения Ли Сы. Территория Поднебесной была разделена на 36 округов, каждый из которых состоял из уездов (сянь). Во главе округов стояли наместники, назначавшиеся непосредственно императором.

Кстати, сама по себе идея создания на вновь присоединенных территориях округов - административных единиц центрального подчинения - возникла еще в конце V века до н. э. Суть реформы Цинь Шихуанди выражалась в том, что он распространил систему округов на всю территорию своей империи. Границы новых образований не совпадали с территорией прежних царств периода Чжаньго и не соответствовали естественно-географическим рубежам, которые могли бы способствовать обособлению отдельных районов страны.

Культура и законодательство

К числу других важных мероприятий по укреплению централизованной власти императора также относятся:

  • введение единого законодательства;
  • унификация мер и весов;
  • реформа денежной системы;
  • введение единой письменности.

Реформы Цинь Шихуанди значительно способствовали укреплению как культурной, так и экономической общности населения империи. «Земли меж четырех морей были объединены,— писал по этому поводу Сыма Цянь,— заставы открыты, запреты на использование гор и озер смягчены. Поэтому богатые купцы получили возможность беспрепятственно разъезжать по всей Поднебесной, и не было такого места, куда бы не проникали товары для обмена».

Рабство и террор

Однако первый император не был образцом добродетели. Напротив, многие историки считают его тираном. К примеру, он фактически поощрял торговлю рабами, причем не только захваченными в военных походах пленными, но и жителями собственно Китая. Государство само массами обращало население в рабство за долги или за совершенные преступления, а затем продавало их рабовладельцам. Тюрьмы также превратились в рынки рабов. В стране был установлен жесточайший террор, по одному подозрению в недовольстве деятельностью императора все окрестное население подвергалось уничтожению. Несмотря на это, выросла преступность: нередки были случаи похищения людей в целях продажи их в рабство.

Преследование инакомыслящих

Китайский император Шихуанди подверг жестоким репрессиям конфуцианцев, проповедовавших традиционные принципы морали и гражданского долга, аскетизм. Многие из них были казнены или отправлены на каторжные работы, а все их книги были сожжены и впредь запрещены.

А что после?

В сочинении историка Сыма Цяня Шицзи (в «Исторических записках») упоминается, что император в 210 году скончался во время поездки по Китаю. Кончина государя настигла внезапно. Наследовавший трон его младший сын взошел на престол, когда внутренние социальные противоречия в стране значительно обострились. Эршихуан на первых порах пытался продолжать важнейшие мероприятия отца, всячески подчеркивая преемственность своей политики. С этой целью им был издан указ о том, что унификация мер и весов, предпринятая Цинь Шихуаном, остается в силе. Впрочем, народные волнения, умело используемые знатью, привели к тому, что первая династия китайских императоров Цинь покинула историческую арену.

Крах империи

Непопулярные решения Цинь Шихуанди вызывали протесты в самых разных социальных слоях. На него было совершено много покушений, а сразу после его смерти началось широкое восстание народных масс, уничтожившее его династию. Восставшие не пощадили даже гигантскую гробницу императора, которая была разграблена и частично сожжена.

В результате восстания к власти пришел Лю Бан (206-195 годы до н. э.), основатель новой династии императоров - Хань, который до этого был всего лишь старостой небольшой деревни. Он принял ряд мер по и уменьшению влияния олигархии. Так, торговцам и ростовщикам, а также их родственникам было запрещено занимать государственные должности. Купцов обложили повышенными налогами, были введены правила для богатых. В деревнях восстановили местное самоуправление, упраздненное Цинь Шихуанди.

  • Эпоха Ся до н. э.) - полумифическая династия, чье существование описано в преданиях, однако реальных доказательных археологических находок нет.
  • Эпоха Шан (1600-1100 до н. э.) - первая династия, чье существование подтверждено документально.
  • Эпоха Чжоу (1027-256 до н. э.), делится на 3 периода: западная Чжоу, Чуньцю и Чжаньго.
  • Цинь (221-206 до н. э.) - первая императорская династия.
  • Хань (202 до н. э. - 220 н. э.) - династия, основанная сельским старостой после народного восстания.
  • Эпоха Северных и Южных династий (220-589) - за несколько веков сменилась целая череда правителей и их династий: Вэй, Цзинь, Ци, Чжоу - северные; Су, Ци, Лян, Чэнь - южные.
  • Суй (581-618) и Тан (618-906) - эпоха расцвета науки, культуры, строительства, военного дела, дипломатии.
  • Период «Пяти династий» (906-960) - смутное время.
  • Сун (960-1270) - восстановление централизованной власти, ослабление военной мощи.
  • Юань (1271-1368) - правление завоевателей-монголов.
  • Мин (1368-1644) - основана бродячим монахом, возглавившим восстание против монголов. Характеризуется развитием товарного хозяйства.
  • Цин (1644-1911) - основана маньчжурами, воспользовавшимися неразберихой в стране, вызванной крестьянскими восстаниями и свержением последнего императора Мин.

Вывод

Цинь Шихуанди - один из известнейших исторических деятелей в древнекитайской истории. Его имя ассоциируется с Г. Х. Андерсена «Соловей и китайский император». Основателя династии Цинь можно поставить в ряд с именами Наполеона, Ленина - личностями, потрясшими до основания общество, коренным образом изменившими жизнь не только родного государства, но и многих соседей.