Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Морфология и культура речи Подготовка к ЕГЭ 10-11 классы

Морфологические нормы русского языка Рассмотрим задание ЕГЭ по русскому языку, содержащее материал по морфологии: А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: л ягте на пол; с амый красивый п ара носок п ятисот лет А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: я щик мандарин в ыступали профессора и х предложения г руппа англичан

Формообразование имён существительных Формообразование имён существительных может представлять некоторую сложность. В частности, к грамматически трудному материалу следует отнести: Существование вариантных форм; Нестандартное образование форм; Различие форм в зависимости от значения.

Окончания именительного падежа множественного числа имён существительных В форме именительного падежа множественного числа существительные могут иметь вариантные окончания: - ы (-и) и –а(-я).

Запомните слова с нормативными окончаниями –А (-Я) Адрес а борт а буфер а вексел я вензел я вечер а ворох а директор а желоб а жернов а инспектор а катер а кител я клевер а колокол а кузов а купол а окорок а округ а ордер а паспорт а перепел а повар а погреб а профессор а сторож а тенор а фельдшер а флюгер а штабел я штемпел я

Запомните слова с нормативными окончаниями –Ы(-И) Акуш е ры бухг а лтеры библиот е кари в ы боры гр и фели др а йверы дисп е тчеры догов о ры инстр у кторы инжен е ры корр е кторы л е кари л и фты офиц е ры пл е еры п о лисы п о рты пр и нтеры р е кторы ред а кторы скл а ды сл е сари сн а йперы т о кари т о рты тр е неры фл и гели фл о ты фронт ы шоф ё ры

Окончания родительного падежа множественного числа имён существительных нулевое окончание окончание - ов Ботинок, валенок,сапог, чулок, погон, эполет, лампас Носк ов, гольф ов, клипс ов, брелок ов Армян, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган Калмык ов, киргиз ов, монгол ов, таджик ов, узбек ов, якут ов, хорват ов Яблок, слив Апельсин ов,банан ов, баклажан ов, мандарин ов, помидор ов, томат ов, гранат ов Ампер, аршин, ватт, вольт, радиан, рентген Акр ов, байт ов, грамм ов, карат ов, килограмм ов, гектар ов, рельс ов Гусар, драгун, солдат, улан, партизан Минёр ов, сапёр ов, мичман ов

Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на - ье без ударения, и женского рода на - ья без ударения имеют в родительном падеже множественного числа окончание - ий: побережье – побережий, соленье – солений, оладья – оладий, плясунья – плясуний. Исключения: верховье – верховьев; низовье – низовьев; платье – платьев; устье – устьев; подмастерье – подмастерьев; коренья – кореньев; лохмотья – лохмотьев; отрепья – отрепьев; хлопья – хлопьев.

Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на - ье под ударением, а также женского и общего рода на - ья под ударением в родительном падеже множественного числа имеют окончание - ей: ружьё – ружей, ладья – ладей. Следует запомнить: копьё – копий. Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на - це, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на - ец: блюдце – блюдец; зеркальце – зеркалец; полотенце – полотенец; сердце – сердец; щупальце – щупалец. Однако в ряде слов с уменьшительно-ласкательным значением сохраняется окончание - ев: болотце – болотцев; деревце – деревцев. Следует запомнить: солнце – солнц.

В родительном падеже множественного числа у ряда имен существительных женского и общего рода может быть нулевое окончание и окончание -ей. Например: в а фля – в а фель; п е тля – п е тель; т у фля – т у фель; б а ржа – барж; серьг а – серёг; манж е та – манж е т; ск а терть – скатерт е й. Следует обратить внимание на имена существительные, оканчивающиеся на – ня. Если перед – ня стоит гласная, то согласная в нулевом окончании будет мягкой: бог и ня – бог и нь, пог о ня – пог о нь. Если перед - ня стоит согласная, то согласная в нулевом окончании будет твердой: б а сня – б а сен; б а шня – б а шен.

Запомните окончания некоторых существительных, употребляющихся во множественном числе -ей - ов нулевое бр е дни – бр е дней будни – б у дней др о вни–др о вней зл ы дни – зл ы дней я сли – я слей в ы боры – в ы боров выкрут а сы – выкрут а сов деб а ты – деб а тов з а морозки – з а морозков конс е рвы - конс е рвов м у скулы – м у скулов оч и стки – оч и стков ч и псы – ч и псов зразы – зраз гл а нды – гланд ж а бры – жабр макар о ны – макар о н узы – уз ш о рты – шорт шпр о ты – шпрот

Формы имён прилагательных Качественные прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени: Эта работа лучше, чем предыдущая. Эта книга интереснее. Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в большей или меньшей степени: он милейший человек, спокойнейший ребёнок. При употреблении прилагательных в форме степеней сравнения помните, что нельзя говорить: более лучший, менее лучший, менее худший, самый умнейший, менее предпочтительный и т.п. Правильно: лучший, худший, умнейший, предпочтительный

Из вариантных форм кратких прилагательных на – ен и на – енен в современном литературном языке употребляются формы на – ен. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен и др.

Склонение и особенности сочетаемости имён числительных Правильное склонение имён числительных – самый яркий показатель культуры речи. Числительные необходимо склонять. К сожалению, здесь делают очень много ошибок. В разговорной речи чаще встречается форма творительного падежа, в которой первая часть слова изменяется по образцу других косвенных падежей, т.е. говорят (и пишут) вместо пятьюдесятью – пятидесятью, вместо шестьюстами – шестистами. Это неверно!

Склонение числительных от пятидесяти до восьмидесяти, от пятисот до девятисот, двести, триста, четыреста падеж От 50-80 От 500-900 200, 300, 400 И. Р. Д. В. Т. П. пятьдесят пят и десят и пят и десят и пятьдесят пять ю десять ю (о) пят и десят и шестьсот шест и сот шест и ст ам шестьсот шесть ю ст ами (о)шест и ст ах четыр е ст а четыр ёх сот четыр ём ст ам четыр е ст а четырьм я ст ами (о) четыр ёх ст ах

Склонение собирательных числительных оба, обе падеж Мужской и средний род Женский род И. Р. Д. В. Т. П. Оба Обоих Обоим Оба или обоих Обоими (об) обоих Обе Обеих Обеим Обе или обеих Обеими (об) обеих При употреблении числительных оба и обе нельзя смешивать мужской и женский род: неправильно говорить: у обоих сестёр красивые косы. Правильно: у обеих сестёр.

У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова: пятисот восьмидесяти трёх (р.п); пятьюстами весемьюдесятью тремя (т.п) При склонении дробных числительных изменяются обе части: к двум шестым (д.п), от пяти восьмых (р.п.) При склонении порядковых числительных изменяется только последнее слово: в две тысячи седьмом (п.п.), тысяча девятьсот девяносто восьмым (т.п.) Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в именительном падеже: Готовимся к празднику 8 марта

При употреблении собирательных числительных (двое, трое…семеро и т.д) нужно помнить, что они сочетаются: с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: пятеро мальчиков, двое волчат; с существительными, употребляющимися только во множественном числе: трое ножниц, двое брюк. - с личными местоимениями: нас трое, их дво е

Задание 1. Прочитайте. Г ражданка Мухина, найдя кошелек с 562 093 рублями, приобрела самовар стоимостью около 250 600 рублей, а также чай, сахар и кондитерские изделия на сумму свыше 340 900 рублей, прибавив к найденным 562 093 рублям еще что-то около 29 500 рублей из личных сбережений. Собравшимся у Мухиной 187 гостям было предложено роскошное угощение. На 38-й минуте пира на хозяйку напал некто Пауков, но гости, увлеченные едой, не обратили на это внимания. Спас Мухину оперуполномоченный Комаров (это его 265-я подобная операция). Видно, жалеет теперь Мухина о 590 0 00 рублей, потраченных на негодяев гостей! А заодно не мешало бы и задуматься о том, что приобретённое нечестным путем счастья не приносит! Напоминаем, что найденные деньги, вещи и документы следует сдавать в «Стол находок»! За последний год это было сделано 789 440 гражданами. Хотелось бы, чтобы этой норме поведения следовали все. (Из книги: Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб., 1997)

Задание1. Найдите и исправьте предложения, в которых допущены ошибки. 1) Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пассажирами. 2) Расстояние измеряется восемью тысячами семистами шестьюдесятью девятью километрами. 3) Сбор дошел до двух тысяч трехсот семидесяти пяти рублей. 4) Библиотека пополнилась девятьюстами шестьюдесятью девятью книгами. 5) Теперь уже понятно, что можно было обойтись и двумя тысячами рублями. 6) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружены вредители. 7) Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли. 8) До конца экспедиции осталось двадцать двое суток. 9) По обеим сторонам реки тянется живописный лес. 10) В моей библиотеке около полутораста книг.

Задание 2. Найдите и исправьте предложения, в которых допущены ошибки. 1) Двое суток нам пришлось провести в аэропорту. 2) Семеро козлят стали предметом гастрономического интереса одного голодного волка. 3) Четверо подруг сидели за столиком в кафе и весело смеялись. 4) Нас было двое, а их – четверо. 5) В лесу охотник едва отбился от троих матерых волков. 6) У обоих часов сломана секундная стрелка. 7) Оставшуюся полсотню километров участники гонки преодолели с большим трудом. 8) Трое неизвестных неожиданно появились перед нами. 9) Проект будет готов к двадцать шестому сентябрю. 10) Озеро находится в полутора километрах от города.

1.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: Много народу Семисот двадцати Обеим подругам Курсантских погонов 2 .Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: Приближаются выборы Шире Волги Шесть гусаров Отряд партизанов


Республика Саха (Якутия) Олёкминский район
МБОУ «Дабанская СОШ»
Жирохова Валентина Александровна, учитель русского
языка и литературы первой категории
16.03.2019
слайд №1
1

Для интеллигентного человека
дурно говорить должно бы
считаться таким же
неприличием, как не уметь
читать и писать.
А.П.Чехов
16.03.2019
слайд №1
2

Важнейшие качества хорошей речи

Правильность
Точность
Логичность
Чистота
Выразительность
16.03.2019
слайд №2
3

Правильная речь – это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка

16.03.2019
слайд №3
4

Норма литературного языка – это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка

16.03.2019
слайд №4
5

Языковые нормы речи

Орфоэпические
Нормы словообразования
Морфологические
Синтаксические
Лексические
Стилистические
Орфографические
Пунктуационные
16.03.2019
слайд №5
6

Морфология и культура речи. Морфологические нормы языка

16.03.2019
слайд №6
7

Морфологические нормы языка – это нормы образования различных частей речи.

формообразование имен существительных и
прилагательных;
формообразование глагольных форм;
склонение и сочетаемость числительных;
разграничение функциональных омонимов.
16.03.2019
слайд №7
8

Эпиграфы урока

Вернейший способ
узнать человека –
его умственное
развитие, его
моральный облик,
его характерприслушаться к
тому, как он говорит.
Д.С.Лихачев
16.03.2019
слайд №9
Неправильное
употребление
слов ведет за
собой ошибки в
области мысли и
потом в практике
жизни.
Д.И.Писарев.
9

По какому признаку сгруппированы слова? Обоснуйте ответ. Определите род имен существительных, подберите определения.

1группа
Кашне, кимоно, торнадо, хинди, салями
2группа
Пони, шимпанзе, цеце, какаду, иваси
3группа
Мисс, фрейлейн, денди, леди, кутюрье
4группа
Онтарио, «Таймс», Сухуми, Конго, Гоби
5группа
СНГ, ООН, МГУ, ГЭС, ФСБ
6группа
Луна-парк, плащ-палатка, женщина-посол
16.03.2019
слайд №10
10

Группа 1.

слова
Кашне
Кимоно
Торнадо
Хинди
Салями
16.03.2019
род
Средний
Средний
Мужской
Мужской
Женский
слайд №11
определение
Шелковое
Яркое
Разрушительный
Трудный
Вкусная
11

1. Слова, обозначающие неодушевленные
предметы, обычно относятся к среднему
роду;
К мужскому роду относятся слова: бри,
сулугуни(сыр),кофе, пенальти, га, торнадо,
сирокко (ветер); названия языков: хинди,
урду, бенгали и другие;
К женскому роду относятся слова: салями
(колбаса),кольраби, брокколи(капуста),
авеню, стрит(улица) и другие.
16.03.2019
слайд №12
12

Группа 2

слова
Пони
Шимпанзе
Цеце
Какаду
Иваси
16.03.2019
род
Мужской
Мужской
Женский
Мужской
Женский
слайд №13
определение
Ласковый
Огромный
Редкая
Яркий
Вкусная
13

2. Названия животных обычно относятся
к мужскому роду, но могут относиться и
к женскому роду, если идет речь о самке.
К женскому роду относятся слова:
цеце(муха), иваси (рыба).
16.03.2019
слайд №14
14

Группа 3

слово
Мисс
Фрейлейн
Денди
Леди
Кутюрье
16.03.2019
род
Женский
Женский
Мужской
Женский
Общего рода
слайд №15
определение
Юная
Очаровательная
Чопорный
Старая
Известный
15

3. Слова, обозначающие людей, имеют род,
соответствующий полу обозначаемого лица.
К общему роду относятся одушевленные
имена существительные, равноправно
называющие и мужчин, и женщин: визави,
парвеню, протеже, янки.
Большинство несклоняемых названий
профессий относится к мужскому роду даже
в том случае, если речь идет о женщине: Она
- опытный кутюрье. Он известный кутюрье.
16.03.2019
слайд №16
16

Группа 4

слово
Онтарио
«Таймс»
Сухуми
Конго
Гоби
16.03.2019
род
Средний
Женский
Мужской
Женский
Женский
слайд №1
определение
Знаменитое
Ежедневная
Солнечный
Полноводная
Безжизненная
17

4. Род несклоняемых имен собственных
определяется по родовому понятию (город,
река, пустыня, газета, журнал и.т.д.)
16.03.2019
слайд №1
18

Группа 5

слово
СНГ
ООН
МГУ
ГЭС
ФСБ
16.03.2019
род
Средний
Женский
Мужской
Женский
Женский
слайд №1
Глагол
Образовано
Заявила
Объявил
Запущена
Предупредила
19

Группа 6

слово
Луна-парк
Плащ-палатка
Женщина-посол
16.03.2019
род
Мужской
Женский
Женский
слайд №1
определение
Интересный
Брезентовая
Красивая
20

5. Род сложносокращенных слов определяется
по главному слову. СНГ (Содружество
независимых государств).
6. К мужскому роду относятся слова: вуз, МИД,
ЖЭК.
Род сложных существительных определяется
по двум правилам:
1) Если 1-ая часть не изменяется, то род
определяется по 2-ой части: меч-рыба (ж.р),
Царь-пушка(ж.р.);
2) Если склоняются обе части, род определяется
по первому слову: диван-кровать(м.р),
монастырь-крепость (м.р.),платье-костюм
(ср.р.).
16.03.2019
слайд №1
21

1. а) обойтись семьюдесятью
шестью днями;
б) не прекословьте;
в) эта ткань более светлее;
г) килограмм помидоров.
4. а) у обоих девушек;
б) свыше четырех тысяч
метров;
в) несколько юношей;
г) попробую.
2. а) к две тысячи восьмом
году;
б) положьте на полку;
в) много вишен;
г) опытные шоферы.
5.
а) пара туфель;
б)несколько полотенец;
в)опытные доктора;
г) около пятиста километров.
6.
а)сильнейший борец;
б)здоровые дёсна;
в)сорока рублями;
г)несколько цапель.
3. а) несколько помидор;
б) очень озяб;
в) до две тысячи двадцать
второго года;
г) старые профессора.
16.03.2019
слайд №1
22

Запомните: нельзя смешивать простую и составную форму сравнительной и превосходной степени прилагательных

Образование степеней сравнения прилагательных
Сравнительная степень
Превосходная степень
простая
составная
простая
-Е,
-ЕЕ
-ЕЙ
-ШЕ
БОЛЕЕ
МЕНЕЕ
+
исходная форма
прилагательного
-ЕЙШ-АЙШ-
16.03.2019
слайд №1
составная
САМЫЙ
НАИБОЛЕЕ
НАИМЕНЕЕ
ВСЕГО
ВСЕХ
+
исходная форма
прилагательного
23

Запомните: при образовании форм имен существительных опасность представляют вариантные формы.

В форме И.п.мн.ч. существительные могут иметь
вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я).
-Ы(-И)
-А(-Я)
адреса, директора, инспектора,
паспорта, отпуска, терема, шелка,
купола, штемпеля, якоря, борта,
буфера, векселя, вечера, вороха,
желоба, жернова, инспектора,
катера, кителя, клевера, колокола,
кузова,купола, окорока, округа,
ордера, паспорта, перепела,
повара, погреба, профессора,
сторожа, тенора, фельдшера,
флюгера, штабеля, штемпеля.
Акушеры, бухгалтеры,
библиотекари,
вы΄боры, грифели, драйверы,
диспетчеры,договоры,
инструкторы, инженеры,
корректоры, лекари, лифты,
офицеры, плееры, полисы, порты,
принтеры, ре΄кторы, редакторы,
склады, слесари, снайперы, то΄кари,
то΄рты, тренеры, флигели,
флоты, фронты΄,шоферы.
16.03.2019
слайд №1
24

Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных

-нулевое окончание
-ов
Ботинок, валенок, чулок, погон,
лампас, эполет.
Носков, гольфов, клипсов,
брело΄ков
Армян, башкир,болгар, бурят,
грузин, осетин, лезгин, румын,
татар, туркмен, турок, цыган.
Калмыков, киргизов, монголов,
таджиков, узбеков,
якутов,хорватов.
Яблок, слив.
Апельсинов, мандаринов,
помидоров, томатов, гранатов.
Ампер, аршин, бит, ватт, вольт,
радиан, рентген
Акров, байтов,граммов, каратов,
килограммов, гектаров, рельсов.
Гренадер, гусар, драгун, улан,
партизан.
Минеров, саперов,мичманов.
16.03.2019
слайд №1
25

Существительные среднего рода без ударения
-ье
Р.п. мн.ч.
-ья
-ИЙ
Р.п. мн.ч.
Побережье - побережий,
соленье - солений
- ИЙ
Оладья - оладий
Плясунья- плясуний
Слова-исключения
Верховье - верховьев, низовье - низовьев, платье - платьев, устье - устьев,
подмастерье -подмастерьев:
Коренья - кореньев, лохмотья –лохмотьев, отрепья- отрепьев, хлопья- хлопьев
Существительные среднего рода под ударением
-ье
Р.п. мн.ч.
-ья
- ЕЙ
Ружье - ру΄жей
Ладья- ладе΄й
Слова-исключения: копьё - копий.
16.03.2019
слайд №1
26

Сущ. ср.р. в И.п. на –ЦЕ
в Р.п. мн.ч. на -ЕЦ
Блюдце - блюдец, зеркальце - зеркалец, полотенце полотенец, сердце – сердец,
Исключение: солнце - солнц
В Р.п. мн.ч. у ряда сущ. ж.р. и общего рода
окончание - нулевое или - ЕЙ
Вафля - вафель, петля - петель, туфля - туфель, баржа-барж,
серьга - серег, манжета-манжет, скатерть- скатертей.
Если у сущ. перед -НЯ стоит
гласная
окончание мягкое: богинябогинь
Если у сущ. перед –НЯ стоит
согласная
окончание твердое: баснябасен
16.03.2019
слайд №1
27

Склонение числительных

количественные
составные
сложные
Склоняются все составные
шестьдесят – шестьюдесятью
пятьсот- пятьюстами
Шестьсот пятьдесят шесть –
шестьюстами пятьюдесятью
шестью
16.03.2019
порядковые
Склоняется только последняя
цифра
двадцать второй - двадцать
вторым
слайд №1
28

Сочетаемость собирательных числительных

Собирательные числительные
сочетаются
Собирательные
числительные не сочетаются
1. с сущ. м.р. и общего рода,
называющих лиц мужского пола:
друг - двое друзей, сирота – трое сирот
1. с сущ., обозначающими лиц
женского пола: две девушки, но
нельзя говорить: двое девушек.
2. с сущ. ,имеющими формы ТОЛЬКО
мн.ч.: сутки - четверо суток
2. с сущ. м.р., называющих
животных: двое овец. (нельзядвое волков, но можно двое
волчат)
3. с сущ. дети, ребята, люди, лицо
двое детей, трое ребят, четверо
молодых людей, двое незнакомых лиц.
4. с личными местоимениями: нас двое,
их было пятеро.
5. с субстантивированными
числительными и прилагательными,
обозначающими лиц: вошли двое, трое
слайд №1
16.03.2019
неизвестных.
29

Использованная литература:

А.Г.Нарушевич «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому
языку: планирование занятий, организация урока, система
упражнений». М. Педагогический университет «Первое
сентября», 2010г
А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык». М
«Просвещение»2009г
Н.В.Егорова и другие «Поурочные разработки».М. «ВАКО»,
2008г
Т.С.Кудрявцева и др. «Русский язык»М. «Дрофа»,2002г
16.03.2019
слайд №1

Разделы: Русский язык

Цели:

  • Повторить некоторые морфологические нормы литературного языка.
  • Продолжить формирование навыков учащихся по культуре речи.
  • Пробудить интерес к истории развития родного языка.

Вводное слово учителя, сообщения учащихся, выполнение заданий сопровождается демонстрацией слайдов (Приложение 1) .

Слайд №2. В начале урока необходимо повторить некоторые понятия, которые помогут учащимся войти в тему (литературный язык, норма, литературная норма).

Вводное слово учителя:

Наличие вариантности форм слов в языке.

Несмотря на то, что морфологический строй русского языка достаточно исследован как с исторической, так и со структурной стороны, в современной речевой практике возникает много вопросов относительно правильности употребления тех или иных форм слова.

Разве не интересно и не полезно, например, объяснить, почему употребление варианта оспоривать (И не оспоривай глупца...) оправданно у А. С. Пушкина, но неуместно в наши дни. Как следует относиться к формам инфинитива несть, свесть, перевесть, встречающимся в романе "Евгений Онегин", или формам множественного числа домы, неделей, используемых в "Мертвых душах", вместо принятых сейчас нести, свести, перевести, дома, недель?

Основная трудность изучения морфологических норм заключается в наличии вариантных форм.

Причины вариантности в формах слова.

Неустойчивость морфологических норм русского литературного языка объясняется, во-первых, историческими причинами, во-вторых, постоянно происходящими изменениями в языке, в-третьих, воздействием территориальных диалектов.

Слайд №3. Но чаще всего большую роль в образовании морфологических вариантов играют факторы внутреннего характера. Так, к вариативности приводит противоречие между формой и содержанием слов. Например, ужасный (ужасная) холодина.

Слайд №4. Возникли варианты и в результате устранения так называемой двувидовости. Прежде глагол арестовать употреблялся в совершенном и несовершенном виде. Видовая избыточность была устранена в результате появления новой формы несовершенного вида - арестовывать. Теперь уже употребление формы арестовать в несовершенном виде устаревает. Однако, у некоторых глаголов двувидовость сохраняется. Слайд №5. Так, глагол атаковать пока остается двувидовым, несмотря на новообразование несовершенного вида атаковывать. Поэтому и появляются вариантные формы выражения: противник беспрерывно атаковал (атаковывал).

Рассмотрение некоторых морфологических вариантов. Сообщения учащихся:

О формах притяжательных прилагательных.

Слайды № 6,7. Притяжательные прилагательные с суффиксом -ин (мамин, бабушкин и т. п.) имели формы с кратким окончанием. Нормой было говорить: у мамина стола, к бабушкину креслу.

Например: - Только съезди ты, поклонись гробу матери твоей, да и бабкину гробу кстати (Тургенев. "Дворянское гнездо"). Из хозяйкина кармана было тут тысячи три, не больше (Чернышевский. Что делать?).

Однако сейчас эти формы активно вытесняются полными: у маминого стола, к бабушкиному креслу и т. п.

О склонении существительных типа полотенце, зеркальце.

Слайд № 8. А как правильно сказать: "нет полотенцев" или "нет полотенец"?

В литературном языке XIX в. практически равноправно употреблялись: полотенец и полотенцев , зеркалец и зеркальцев, одеялец и одеяльцев и т. п.

Большинство из них усвоило форму: зеркалец, одеялец, полотенец и т. п.

В современном языке варианты встречаются практически только у пяти подобных слов: волоконце, донце, копытце, корытце, поленце.

Сравним: Несколько волоконцев белого, мягкого куриного мяса... (Б Полевой. Повесть о настоящем человеке); В мышечном волокне находится более тысячи очень тонких волоконец. (ж. "Здоровье")

О склонении наименований единиц измерения и названий фруктов и овощей.

Слайд № 9,10. Также неустойчива грамматическая норма у отдельных наименований единиц измерения (граммов - грамм), у слов, обозначающих фрукты, плоды, овощи (апельсинов - апельсин), а также в наименованиях парных предметов (носков - носок).

Относительно конкурирующих форм родительного множественного слова грамм (сто граммов или грамм?) высказывались весьма разноречивые мнения. Во многих пособиях по стилистике форма сто грамм категорически запрещается. В современных словарях предпочтение отдается традиционной форме - граммов. А вот в справочнике "Трудности словоупотребления" можно прочитать: граммов и допустимо грамм. Почему? Да потому, что слишком часто этот вариант (грамм вместо граммов) употребляется не только в устной, но и письменной речи.

В разговорной речи встречаются варианты форм родительного падежа множественного числа у названий фруктов и овощей: абрикос - абрикосов, апельсин - апельсинов, банан - бананов, баклажан - баклажанов, гранат - гранатов, мандарин - мандаринов, помидор - помидоров .

Варианты с нулевым окончанием свойственны разговорной речи и употребляются обычно в сочетаниях со словами, обозначающими единицы измерения (сто грамм, килограмм апельсин, тонна помидор).

При обозначении же, например, отдельных, считаемых предметов или в других значениях родительного падежа применяются только формы на -ов (пять мандаринов, запах апельсинов, ящик из-под помидоров и т. п.).

Слайды № 11-15. Слово такси , ассоциируясь то с автомобилем, то с машиной в период вхождения в широкое употребление, использовалось не только, как сейчас, в среднем роде, но также в мужском и женском: Такси остановился (А. Н. Толстой. Эмигранты); Моя такси (М. Кольцов. Три дня в такси).

Слово галифе под влиянием родового понятия (брюки) теряет принадлежность к среднему роду и все чаще употребляется как существительное, имеющие только множественное число. Согласование слова галифе с прилагательными во множественном числе (широкие галифе, синие галифе и т. п.) зафиксировано у Шолохова, Н. Островского, А. Н. Толстого.

Слово авеню в свободных сочетаниях встречается в среднем и женском роде (ассоциация со словами улица, аллея ): озеленить асфальтовое авеню; широкая, тенистая авеню. В сочетаниях же с порядковыми числительными авеню зарегистрировано только как существительное женского рода: первая, вторая и т. д. авеню, а не первое, второе и т д. авеню.

Иногда встречаются капризы литературного языка, который нередко удерживает в качестве нормы непродуктивные варианты (например, кофе - мужского рода). Кстати, в непринужденной речи интеллигенции и даже у известных современных писателей слово кофе нередко употребляется в среднем роде, например: Я обменял на это кофе коробку табака (Паустовский. "Повесть о жизни").

Установление единой грамматической нормы - это длительный процесс, особенно если вариантность форм вызвана живыми внутрисистемными причинами, которые и определяют общее направление языковой эволюции.

Слайд № 16. В нашем языке немало сложных слов типа кафе-бар, кафе-магазин, диван-кровать, кресло-кровать, кресло-качалка, вагон-лавка, ясли-сад, музей-квартира, смотр-конкурс, матч-турнир, марш-бросок, театр-студия и др. С их появлением возникла трудность в определении грамматического рода таких существительных. К тому же твёрдых правил на этот счёт нет. Как сказать? кафе-столовая открылось (или открылась), кресло-кровать поставлено (или поставлена) в углу?

1. Здесь нужно иметь в виду следующее: родовая характеристика всего сложного слова соответствует роду первого слова, значит, надо говорить: новый диван-кровать стоял в углу, платье-костюм сшито, встреча-банкет состоялась, письмо-жалоба получено).

2. Попробуем просклонять сложное слово: И.п. вагон-ресторан. А в Родительном - вагона-ресторана или вагон-ресторана ? В художественной литературе и в разговорной речи встречаются оба варианта. Но нормативной считается форма с изменяемой первой частью: значит, правильно - склонять оба слова: вагона-ресторана.

По-иному склоняются сложные слова, в которых первая часть как бы выполняет роль определения, например, жар-птица (жаркая птица), чудо-печка (чудесная печка). В этом случае первое слово при склонении не изменяется (Поймать жар-птицу , жарить в чудо-печке ).

О вариантах инфинитива (учитель).

Слайд № 17. Какие слова в приведённых цитатах не соответствуют современной норме?

Утратить жизнь - и с нею честь,
Друзей с собой на плаху весть... (А.С.Пушкин. "Полтава".)

Остаток горьких юных дней
Провесть наложницей презренной... ("Бахчисарайский фонтан".)

Но Ленский, не имев, конечно,
Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.. ("Евгений Онегин".)

По сравнению с литературным языком XIX в. значительно сузилась сфера употребления инфинитивов на -ть (типа: несть, отвезть, произнесть, цвесть). Между тем в. конце. XVIII - середине XIX в. формы инфинитива на -ть приводились в словарях в качестве общепринятых образцов, их употребляли писатели-классики, например:

Нанесть оскорбление (Гоголь. Мертвые души); Вы приезжайте, когда у меня сад будет цвесть (А.П.Чехов. Письмо Суворину.)

Переоценка вариантов на -ть произошла, в сущности, лишь в последние десятилетия. Нормативными стали формы инфинитива на -ти (нести, цвести и т. п.). Однако варианты на -ть не ушли из языка художественной литературы и сохраняются на правах так называемого "литературного просторечия" не только в поэзии (у Есенина, Маяковского, Евтушенко), но и в прозе. Например: После обеда бабы начали гресть сено (Шолохов. Тихий Дон); Сегодня старухе не принесть молока из деревни (Пришвин. Времена года);

В то же время употребление форм принесть, зацвесть, приобресть является теперь речевой ошибкой, нарушением норм современного литературного языка.

Слайд №18. Таким образом, происшедшее относительное уменьшение количества вариантных пар в морфологическом строе современного языка по сравнению с XIX в. вовсе еще не говорит о том, что варьирование форм окончательно преодолено. Вечная эволюция языка подтачивает даже закрепленные на письме и охраняемые грамматическими правилами образования форм. С другой стороны, многие вариантные морфологические формы стали стилистическим ресурсом языка и имеют право на существование (сравним: в отпуске и в чсразговорной речи в отпуску; сыновья и в торжественной речи сыны, например: сыны отечества).

Послушайте пародию Ю. Кривоногова на чановского автора Геннадия Бодрова и ответьте на вопрос: Употребление каких словоформ придаёт стихотворению иронический смысл? Правомерно ли употребление формы слова "сыны" в данной пародии?

"Шли сыны на войну:",
"Сынов теряла, слёзы не тая:"
(из стихотворений Г. Бодрова)

Уходили на войну сыны,
А кумы, браты остались дома.
И мужьёв ждут сыновья с войны -
Этой темы хватит на два тома.
По ночам не спится отцевьям,
И не стало мира меж сестрами:
Вдруг Бодров прицепится к дочам,
Назовёт кузенов кузенами.
И дядья с тетьми наедине
Тоже рассуждают в том же духе:
- Хоть и пишет Гена о войне,
Он грамматики, как пороха, не нюхал.
Говорят ему и соседья:
- Коли мало съел ты в школе каши,
Не строчи ты больше стиховья,
Пожалей сынов и внучков наших.

Слайды № 19-25.

Упражнения. Проверь свои знания.

Слайд № 26

Итог урока. Что вы повторили на уроке? Что для вас было новым? Что запомнили?