Соблюдение традиций важно, но не стоит забывать заказывать . Молитвы связывают живых с загробным миром. Чтобы оказать помощь душе, важно знать, как заказать панихиду по усопшему. Это не просто подача записки с именем в церковную лавку, но и предварительная подготовка. Узнайте, как заказать панихиду по усопшему, чтобы не допустить ошибок и не упустить время.

Что такое панихида

Это заупокойная служба, богослужение по умершим (заупокойное чинопоследование). Во время неё поется “Упокой”: когда тело обретает полный покой, с душой этого автоматически не происходит. Во время панихиды рассказывается о том, как души возносятся к небу, со страхом предстают перед Судьей и исповедуются в своих поступках. Оставшиеся на земле просят упокоить душу, простить ее грехи и дать облегчение в муках. Заказывают панихиду по усопшему, чтобы помочь душе в мучительном переходе между мирами.

Как найти поминальный столик

В церкви памяти усопших организуется отдельный уголок. Здесь стоит канун или тетрапод (четырехугольный стол), на котором горят свечи за упокой. Иногда это круглый подсвечник. Рядом с ним ставят панихидный столик или корзину для продуктов. Это место можно найти в храме по закрепленному на каноне распятию.

Чтобы заказать панихиду по усопшему, в первую очередь нужно положить на канун продукты. Священнику отдается записка с именем покойного.

Какие продукты приносят

Ориентироваться нужно на церковный календарь. Постные дни или недели означают, что нельзя приносить скоромное (мясные, молочные продукты, яйца). На канун (канунник) кладут любую пищу, кроме сырого мяса. Из этих продуктов будут готовить для бедных, бездомных, живущих при храме.

Обычно на кану н кладут хлеб и крупы, подсолнечное масло, муку для выпечки просфор. Сахар, конфеты, сладости — традиционные продукты для поминального стола. Для алтаря покупают кагор или лампадное масло. Подойдут рыба, овощи и фрукты.

Заранее уточните, не совпадает ли день с постом или церковным праздником. На Радуницу (девятый день после православной Пасхи) приносят пасху, кулич, яйца. Конкретных рекомендаций для поминального стола не существует, главное — жертвовать продукты с любовью.

Когда заказывать панихиду

Отдают продукты на помин и подают записки на третий, девятый и сороковой день после смерти, первую, вторую и третью годовщину смерти. Панихиды заказывают по усопшим на “родителей”, именины и день рождения. Есть ещё поминание на Литургии, часто заказывать панихиду по усопшим не обязательно.

Кого не поминают

Никакие требы не заказываются по некрещеным, поэтому по таким людям не заказывают службы. За близких, умерших не в православии, молятся дома.

Как проходит панихида

В храме каждое утро в 9 часов совершается Панихида. Перед службой в церковной лавке пишутся списки. Указывают в них одно имя, в крайнем случае — пять или десять. Форма должна быть такой, которая дана при крещении. Например, в святцах нет имени Светлана, его аналог — Фотиния, Юрий — это Георгий и так далее.

Так же, как смерть является неотъемлемой частью жизни, панихида за упокой души почившего человека является одной из главных составляющих церемонии прощания с ним его близких.

В отличие от гражданской панихиды, когда родственники и друзья собираются вокруг гроба или урны с прахом, панихида православная является церковным действом, которое берет свои корни еще из незапамятных времен.

Траурная панихида по умершему совершается, по обычаю, в церкви, однако церковнослужители постепенно начинают смягчать свои правила и законы, чтобы слишком большая формализованнность обрядов не отпугивала новых прихожан. Соответственно, сегодня можно заказать панихиду по умершему прямо на кладбище.

Священники очень трепетно относятся ко всем этапам проведения этого действа, понимая, какое доверие и какая ответственность на них возлагается - ведь это последняя служба, на которой присутствует земное тело почившего. Читая чинопоследование панихиды (определенную последовательность молитв), батюшка, можно сказать, передает душу человека Господу, где душа эта обретет вечную жизнь.

Как заказать панихиду в церкви?

Чтобы заказать данную церемонию, необходимо спросить у служителя храма, где подают на панихиду. Расспросите также, как проходит панихида, чтобы заранее подготовиться к действу.

Ваше личное присутствие на сим действие - дань уважение умершему человеку. Вообще, не стесняйтесь обращать все интересующие вас вопросы священослужителям, ведь, вникнув в само таинство, вы поймете что есть панихида на самом деле, и почему эта традиция ее проведения настолько почитается православной церковью.

Как уже было сказано, заказать панихиду можно на 3, 9 и 40 дней после смерти, кроме того - данная церемония может проводиться и на День рождения, а также и именины.

Если панихида проходит не на могиле, а в храме, важно знать, что нести на эту церемонию в церковь. Раньше например, было принято приносить такое блюдо, как коливо (кутья), которое готовилось следующим образом:

  • Необходимо было отварить пшеницу, чтобы она перестала быть твердой (однако и полного разваривания допускать нельзя, иначе готовое блюдо будет похоже на клейстер).
  • Фундук хорошо измельчается, смешивается с медом и немного обжаривается.
  • Пшеница смешивается с обжаренным фундуком и медом и выкладывается в миску.
  • Сверху посыпается сахаром. При помощи молотого кофе можно нарисовать поверх сахара православный крест.

К сожалению, традиция приготовления колива уже порядком забыта, потому люди, как правило, несут на прощальную панихиду такие продукты как хлеб, различные крупы, сахар, масло и т.д.

Сколько стоит панихида?

Диапазон цен на проведение подобного рода службы может разниться достаточно сильно. В Москве, к примеру, панихида после смерти будет стоить 300-350 рублей (в зависимости от храма). Кроме заказа непосредственно в самом храме, существуют агенства (в том числе, работающие онлайн), позволяющие заказать панихиду сразу в нескольких церквях. Причем, это могут быть церкви не только вашего города - возможен заказ церемонии даже в храме города Иерусалим.

На панихиду по усопшему, как заказанную в агенстве, так и в церкви, необходимо подать так называемый помянник. В семьях, которые трепетно чтут православные традиции, существует специальная книжечка, в которую записываются имена живых и умерших и которая передается священнику во время совершения службы.

Необходимо помнить, что, когда вы пишете такую записку, нужно отнестись к этому ответственно - она должна быть на специальной бумаге с крестом, которую можно взять в самой церкви, а также написана крупным и разборчивым почерком. Неряшливо написанная церковная записка может означать непонимание всей священной важности действа, для которого она предназначена - чтения во время проведения панихиды перед самим Святым Престолом.

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности , когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».(). Написать в лавке об упокоении души умершего(обедню,проскомидию и панихиду). Проскомидия совершается перед литургией, и за каждое имя, указанное в записке, из просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Чашу с Кровью Христовой с молитвой о прощении грехов поминаемых - это очень важно для усопших!


Очень хорошо,если и вы сами будете в церкви на службе,особено если исповедуетесь и причащаетесь.


Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся(), в память своих умерших близких , на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Как только кто умер , немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать «Молитвы на исход души» , которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь . Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же , т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба . Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти , когда душе особенно нужна молитвенная помощь , и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба .(чаще монастыри)

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что «блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф.5:7).

Но наша беда, - говорит проф. Московской Духовной академии А.И. Осипов («Посмертная жизнь души»), - состоит в том, что мы часто ограничиваемся лишь внешней стороной поминовения: панихиды, сорокоусты, записки, свечи и т. д. Хотим без труда над собой вынуть рыбку из пруда. … Если у меня много денег - так хоть во все монастыри пошлю, в храмы, всем батюшкам и матушкам! И это называется - я помолился. Там кто-то вместо меня помолится, а я при этом палец о палец не ударю, чтобы ради любимого (!) родного хотя бы чуть-чуть воздержаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и проч., понудить себя к исповеди и Причащению, к чтению Слова Божия, Святых Отцов, к помощи нуждающимся, больным и т. д. Мы ведем себя как типичные язычники, в результате чего все дары наши в монастыри и храмы оказываются бесплодными».

Почему так важно поминать усопших за Литургией?

Всякий, желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них, и в особенности поминовением за Литургией, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню(Проскомидия) со словами: Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих.Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и не гласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших. «Великая честь - помянуть чье-либо имя в час, когда совершается воспоминание “Страшной Жертвы, Страшных Таинств” и присутствует Сам Владыка Христос», - говорит свт. Иоанн Златоуст. Как важно это поминовение за Литургией, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления (официального почитания в лике святых) св. Феодосия Черниговского (1896 г.) иеромонах Алексий, известный старец, переоблачавший мощи, устал и, сидя у мощей, задремал. И вдруг видит он в тонком сне св. Феодосия, который сказал ему: «Спасибо тебе за труд за меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, помяни моих родителей», - и дал их имена (иерей Никита и Мария). «Как можешь ты, святитель, просить моих молитв, когда ты сам стоишь пред Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?» - спросил иеромонах. «Да, это верно, - ответил св. Феодосий, - но приношение на Литургии сильнее
моих молитв». У свт. Григория Богослова находим несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию о упокоении души или благодарящих за нее. Один пленный, которого жена считала умершим и в определенные дни заказывала поминовение о нем за Литургией, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей. По некотором расследовании, выяснилось, что это были именно те дни, когда за него совершалась Литургия.

Записка церковная (поминальная)

Церковная записка – разовый помянник "О здравии" или "О упокоении", подваемый для поминовения на проскомидии или ектении.

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших для молитвенного поминовения. Эту книжку христианин приносит в храм для подачи записок на проскомидию и ектении, на молебны и панихиды, ее он читает ежедневно в своих домашних молитвах.

Помянник – это запись на молитвенную память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.

Церковная записка, в сущности, – разовый помянник и требует к себе такого же уважения.
Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.

Между тем, помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом.

В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, совокупная, то есть молитва Церкви.
Церковная молитва – эта та молитва, о которой Господь сказал: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:19-20).
В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.
Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога.
В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо "Христос умер за грехи наши" (1 Кор. 15, 3). "Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира" (1Ин. 2:2).
Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечери совершать, в воспоминание о Нём, принесение под видом бескровных даров – хлеба и вина, – Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.
Как в Ветхом Завете к молитвам присоединялись жертвы, так и теперь в храмах, кроме молитвы, возносится Святейшая Бескровная Жертва – святое Причастие.
Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.
"Я вас избрал и поставил вас, – говорит Спаситель Своим Апостолам, – чтобы... чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам" (Ин. 15:16).
Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего... "совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков" (1Тим. 2:1).
Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним" (Иак. 5:14).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела.
– Я не умею молиться,– смиренно отвечал отец Иоанн.
– Помолитесь, – продолжала просить женщина. – Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне.
Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала:
– Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит.
Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:
– Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила.
Этот случай так повлиял на молодого священника, что он понял всю силу иерейской молитвы.

Кого нужно и можно поминать в записках

В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.
Первая записка, подаваемая нами, – "О здравии" .
Понятие "здравие" включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии – нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.
В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.
Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: "молитесь друг за друга" (Иак. 5:16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.
В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от "здравия" которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним – Архипастыря, Преосвященного Архиерея, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству.
Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: "прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1Тим. 2:1-4).
Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: "Поминайте наставников ваших" (Евр. 13:7).
Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного"(1 Тим. 5,8).
За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: "отдавайте всякому должное... Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон" (Рим. 13:7-8).
Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: (любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф. 5:44).
Молитва за врагов, за враждующих – великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем – и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.
Вторая записка, подаваемая нами, – "О упокоении" . В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.
Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших – и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.
Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20:38).
Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.
Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу – Господа Иисуса Христа. "Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми" (Рим. 14:8-9).
Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Как совершается в Церкви поминовение живых и усопших на проскомидии

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?
Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.
Проскомидия – это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.
В переводе с греческого это слово означает "принесение" – древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.
Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, – так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор.
Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба – этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, "агничная", полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.
Из второй просфоры, "богородичной", священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.
Из третьей просфоры, "девятичинной", вынимаются девять частиц – в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.
После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых – о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших – Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.
На дискос укладываются и эти вынутые частицы – сначала за живых, ниже – за усопших
Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.
В это время и читаются поминания – записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.
После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: "Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)".
Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.
Это – первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.
Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.
Это – великое, святое место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.
"На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная... Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. – В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!"
Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.
Это – заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.
Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения "Святая Святым" эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.
Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, о имени которого возносится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.
Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом воз– радовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.
Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною".
Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии – ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов.
Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу – и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.

Что такое заказная записка

В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и о упокоении принимают заказные записки.
Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектений, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.
Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке – после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.
То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой – и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектений их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.
Сорокоусты – это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.
"Сорокоусты, – пишет св. Симеон Солунский, – совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, – и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу – ред.). Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом".
Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.
Молебен – это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни.
Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т. д.
Другие молебны принадлежат к частному Богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.
Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или о упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.
Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен – в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, – или же обычный, без водосвятия.
Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год.
В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.
Если вы подали заказную записку, то имена, написанные в записках, произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия.
По окончании Евангелия начинается сугубая (то есть усиленная) ектения – общий вопль к Богу, троекратное "Господи, помилуй!"
Диакон призывает: "Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем!"
В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: "Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. – Помилуй нас, Боже..."
Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей "во Христе братии нашей", о властях и воинстве...
Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего.
В последнем прошении сугубой ектений диакон усиленно призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих во святом и всечестном храме сем, труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости.
Плодоносящие и доброделающие – это верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и прочее), которые жертвуют деньгами и вещами на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем.
В определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляем Господа даровать нашим усопшим Царствие Небесное, где все праведные упокоеваются.
Во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы.
Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок.
Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектений идет еще с древних, апостольских времен – "диакон поминает диптихи, сиречь помянник усопших". Диптихи – это две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой – усопших.

Почему надо молиться об усопших

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную.
Наши молитвы о усопших – это продолжение наших отношений с ближними. Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение.
Церковь – это живой организм, по выражению апостола Павла, Тело, Главу которого составляет Сам Господь Иисус Христос.
К Церкви принадлежат не только верующие, живущие на земле, но и те, кто скончался в правой вере.
Между живыми и усопшими должно происходить живое, органическое единение, – ведь и в живом организме все члены связаны друг с другом, каждый исполняет что-либо для жизнедеятельности всего организма.
Наша обязанность – заботиться о тех членах Церкви, которые окончили свое земное существование, и нашей молитвой облегчить состояние усопших.
Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви, милостыня и благотворение за них могут облегчить их загробную участь.
Поминовение усопших прежде всего составляет молитва за них – домашняя, и особенно церковная, соединенная с принесением бескровной жертвы на божественной литургии.
"Когда весь народ и священный лик стоит с воздаянием рук, и когда предлежит страшная жертва, то как не умолим Бога, прося за умерших?" – пишет святитель Иоанн златоуст.
Но кроме молитвы о усопших мы должны всячески проявлять милость и совершать благотворения, потому что "милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех" (Тов. 12:9).
Святитель Иоанн Златоуст советует: "Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук".
Преподобная Афанасия, сказав, что "если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов", добавляет: "если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям".
Поэтому необходимо, чтобы за наших усопших как можно чаще возносилась молитва и Бескровная Жертва.
Принесение за умерших Бескровной Жертвы облегчает их участь, хотя бы они были уже и в аду, ибо Бескровные Дары, приносимые к жертву, прелагаются в Плоть и Кровь Христовы, так что Он Сам приносится в жертву ради спасения нашего.

Как правильно поминать усопших

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной.
С особой ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которых особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой.
Таким образом, поминовение усопших – это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией.
Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.
Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии. Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно литургии.
Но кроме этого Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставившихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.
В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшного суда, мы молим Господа, чтобы Он явил Свою милость всем усопшим в день, когда наступит Страшный суд.
В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в Православной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему социальному происхождению и положению в земной жизни.
Молитвы возносятся о людях "от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере".
Три субботы Великого Поста – субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста – установлены потому, что во время преждеосвященной литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную.
В Радоницу – вторник второй седмицы по Пасхе – с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название "радуница", или "радоница".
Троицкая родительская суббота – в этот день Святая Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит "упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительный молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших".
Димитриевская родительская суббота – в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.
Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин.
Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.
Правила подачи записок "О упокоении" такие же, как и записок "О здравии".
"На ектений же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более одно или два имя. Но проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектений", – писал в одном из писем преподобный Макарий Оптинский.

Как часто следует подавать записки для поминания

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас.
Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам.
Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи.
Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5:16).
Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка.
За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет их святой долг.
Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь – в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.

Панихида - это краткое богослужение, во время которого мы поминаем усопших и просим у Бога прощения их грехов и упокоения в Царстве Небесном.

Мы прощаемся с человеком один раз, и чин отпевания совершается только один раз, но потребность в молитве о тех, кто нам дорог, остается на всю жизнь.

Именно для этого служат панихиду. Это богослужение имеет утешительное содержание для нас, живущих здесь, а для умерших - духовную пользу.

Панихида может быть отслужена священником в храме или на могиле, на подобающем месте. Так же существует вариант совсем краткого последования панихиды - лития. Дома или на могиле ее может прочитать каждый.

Панихида, как правило, совершается в день смерти или в один из ближайших дней, потом на 9-й и 40-й день после смерти. В дальнейшем панихида может служиться в дни годовщины смерти, дня рождения, именин усопшего. Но, вообще. Панихиду можно совершать и каждый день, и неоднократно.

Кроме того, в течение церковного года несколько раз совершаются особые заупокойные службу – парастасы, когда поминаются все усопшие христиане. Они совершаются в дни особого поминовения усопших - Родительские субботы и Вселенские родительские субботы.

При этом важно помнить и понимать, что главное поминание усопших происходит на Божественной литургии: в алтаре поданные нами записки с именами почивших близких читает батюшка, вынимая частицы из просфоры. А в конце Божественной литургии эти частицы погружаются в кровь Христову со словами «отмый, Господи, грехи всех, поминавшихся здесь».

Это поминание в Церкви, конечно, самое важное. Хорошо и дóлжно заказывать и служить литии и панихиды об усопших. Можно сравнить это с тем, как необходимо руки мыть, когда ты пришел домой, но этого недостаточно, нужно рано или поздно идти в душ или в баню. Так, венцом и смыслом всего, что происходит в Церкви, является таинство Божественной Евхаристии, литургии, когда мы поминаем живых и умерших, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой.

Сколько длится панихида?

Существует два вида заупокойных служб: более длинная панихида и краткая лития, которая тоже часто называется панихидой.

Лития длится около 5-7 минут. Она может быть прочитана любым верующим человеком дома или на кладбище.

Начинается она словами «со духи праведных скончавшихся», поется буквально 4 небольших песнопения, потом читается ектения «Помилуй нас, Боже», молитва «Боже духов» и после этого из панихиды берется кондак «Со святыми упокой, иногда даже опускается икос «Сам един еси Бессмертный». Поем «Со святыми упокой», и на этом лития заканчивается.

Если же люди хотят помолиться больше, на этот случай есть чин панихиды, который длится минут 20.

Начинается он песнопением «Трисвятое» и 90-м псалмом, затем читается ектения об усопшем, тропари, другие песнопения, канон, песнопение «Со духи праведных» и отпуст. Это наиболее полное заупокойное богослужение, которое часто люди просят послужить в храме или на кладбище.

Перед панихидой на 9-й или на 40-й день, как правило, готовят кутию -угощение, которое традиционно в православных странах может несколько различаться. У нас это часто рис с медом и сухофруктами, в южных странах может быть пшеница со сладостями. Этим блюдом потом угощают родных и близких.

Священник освящает кутию в церкви после заупокойного богослужения особой молитвой, смысл которой - в просьбе о благословении этого приношения ради того человека, за которого его принесли. «Прости ему грехи, будь милосерден к этому человеку!» Когда раздается эта кутия верующим, то они примерно такие слова Богу и говорят: «помяни, Господи, прости ему вольные и невольные согрешения». То есть кратко молятся и получают за это некоторую сладость. Так совершается панихида.

Когда заказывают панихиду?

Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва

Панихиду заказывают, когда хотят особым образом помянуть своего усопшего. Обычно это день смерти, 9-й и 40-й день, день рождения. Многое зависит от того, какие у человека отношения со священником, который служит в храме: знают ли вас, вашу семью. В этом случае можно позвонить священнику и договориться с ним напрямую.

Если у вас нет духовника, нет знакомого священника, к которому можно обратиться, поговорить, послужить вместе панихиду, тогда нужно зайти в этот день в храм, написать записку на панихиду, подать ее за свечным ящиком. Тогда в ближайшее время, как будет возможность у священника, он послужит панихиду. Обязательно уточните, когда именно. Важно не только «заказать» панихиду, но и присутствовать на ней.

Во многих храмах панихиды совершаются в воскресный день после литургии.

Панихида на 9 дней

Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине г. Москва

Для христиан очень важны некоторые дни после дня смерти: третий, девятый, сороковой. Традиционно на 9-й день так же, как и на 40-й, совершается панихида. В принципе она может совершаться и ежедневно в течение 40 дней. Я знаю, что некоторые просят священника служить не краткую литию, а именно панихиду. И сами специально на нее приходят, договариваются с батюшкой о времени.

9-й день - это важная веха, когда к еще не зажившей ране можно прикоснуться словами утешения, предложенными Церковью. В молитве побеседовать с Богом об усопшем. Поэтому 9-йй день так важен. Обычно родственники небольшим кругом собираются на 9-й день, а вот уже на 40 дней также служат панихиду и устраивают уже общие большие поминки.

Панихида на 40 дней

Иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва

Что такое панихида? Это заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминают усопших и просят Бога о прощении их согрешений и даровании им блаженной вечной жизни.

Что означает 40-й день? Христиане приходят на сороковой день после смерти своего близкого в храм, чтобы помолиться о нем. На 40-й день определяется, где будет пребывать душа умершего до Второго Пришествия Господа на землю. Конечно же, новопреставленный очень нуждается в этот день в молитве тех, кому он дорог. Именно поэтому в 40-й день близкие стараются заказать панихиду и помолиться на ней за усопшего.

Следует отметить, что поминовение усопших совершается не только на панихиде. Еще важнее молитва священника в алтаре, во время литургии. Для этого мы подаем записку об упокоении. Когда священник поминает православных христиан на проскомидии о здравии и упокоении, то из просфор вынимаются частички, и в конце литургии они погружаются в Чашу с молитвой «Омой, Господи, грехи всех, здесь поминавшихся, Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих».

Также к 40-му дню после смерти близкого верующие стараются подготовиться к исповеди и причастию. И если в своей земной жизни умерший причащался, то его родные и близкие, причащаясь, соединяются с ним во Христе.

Панихида на Радоницу

Священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

В пасхальный период, первые 7 дней астрономических, продолжается церковный день Пасхи и не совершаются панихиды, кладбищенские поминания. Это не значит, что Церковь забывает усопших. Это значит, что Церковь торжествует воскресшего Христа, потому что смерти нет. На Радоницу, т. е. во вторник после Светлой седмицы, на 9-й день после начала празднования Пасхи, совершается особая служба поминовения усопших. В службах этого дня совершается панихида.

В этой пасхальной панихиде или заупокойной службе, которая совершается на Пасху, мы начинаем молиться с пения пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ (то есть Он, умерев, победил смерть) и сущим во гробех (то есть тем, кто умер, нашим усопшим) живот (то есть жизнь) даровав». С этого мы начинаем пасхальную панихиду. Радоница проникнута этим духом пасхального торжества: они умерли, а мы страдали и мучились: что с нашими усопшими, где они? А Господь даровал им жизнь, Он победил смерть. Усопшие прошли эту преграду, которая и нам предстоит, но смерть не властна над ними. Там нас ждет не вечность как темная яма с землей, не тлен и разложение, там святые.

В разных храмах существуют свои традиции. В нашем храме мы служим панихиду на Радоницу перед литургией, как и в любые другие дни особого поминовения усопших. Логично и естественно от меньшего идти к большему, а наивысшая возможность поминания умершего - это литургическое поминовение. Записочки у нас пишут один раз, а поминают усопших сначала на панихиде, а затем в алтаре во время литургии.

Панихида на Пасху

В Номоканоне, основном каноническом сборнике Православной Церкви, изданном в 883 году и переработанном в XIII веке в России, в правиле 169 говорится: «В дванадесятодневном (т. е. 12 дней от Рождества Христова до Богоявления), в первую седмицу Четыредесятницы и в Великую (Страстную) седмицу, и в Светлую седмицу, и в великие праздники помины не бывают, прочее же во все лето поминаются». Этим правилом воспрещается публичное поминовение, под которым в том числе понимается и совершение в Церкви одной только панихиды или литии. Таким образом и на саму Пасху, когда Церковь прославляет Воскресшего Господа, свидетельствующего Своим Воскресением победу над смертью, поминальные службы не совершаются. В этот день мы, согласно Символу веры, чаем всеобщего Воскресения и жизни будущего века, а не скорбим об умерших. Тем не менее Церковь никогда не оставляет поминовения усопших, которое совершается за проскомидией в дни, когда совершается Божественная литургия.

Кому и когда можно заказать панихиду?

Панихиду заказать можно в любом храме и в любое время, когда этот храм открыт. И по возможности нам надо присутствовать на панихиде и участвовать в молитве. Для этого нужно уточнить у свечницы, когда будет священник совершать панихиду, и прийти в это время. Панихиду можно заказать по любому православному христианину, родственнику, другу, а может быть, кому-то, кто дорог нам в силу различных обстоятельств. Скажем, многие поминают Елизавету Глинку, не будучи лично знакомы с ней. Но панихида - церковное богослужение - совершается только о членах Церкви, о тех, кто сочетался Христу в таинстве Крещения и старался жить по-христиански. Кто сознательно не отрекался от Бога и не ушел в раскол или секту.

Можно ли заказать панихиду некрещеному?

Если человек умер некрещеным и вы переживаете за его посмертную участь, хотите помолиться о нем в храме, то это сделать можно: поставить свечу, своими словами про себя попросить Господа простить его согрешения. Но Церковь как единое Тело Христово не молится о тех, кто не стал, по тем или иным причинам, ее частью. Именно поэтому заказать панихиду по некрещеному человеку нельзя.

Как и вписывать его имя в записки об упокоении.

Важно понимать, что это не значит, что некрещеные люди все идут в ад. Мы верим в милосердие Божие. Мы обращаемся к Богу в любой ситуации, мы просим молитв наших верующих друзей и священников. В молитвенную память о некрещеном сроднике мы раздаем его вещи, подаем милостыню от себя, жертвуем на добрые дела. Все это не менее важно, чем панихида.

Если же вопрос в том, можно ли некрещеному человеку прийти в храм и подать записку о близком человеке, то это сделать можно и нужно. В любом случае не могу не напомнить о возможности прийти в храм и побеседовать со священником лично.

Можно ли заказать панихиду на Радоницу?

Иерей Михаил Сенин, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы с. Поливаново, г. Москва

Панихиду на Радоницу заказать можно и нужно. Радоница - день особого поминовения усопших и всегда девятый день после Пасхи, вторник.

В этот день особенно поминают умерших родных и близких во время богослужения.

А после литургии многие верующие идут на кладбище, чтобы разделить радость Пасхи с усопшими потому, что у Бога все живы: «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22 :32) и стараются пригласить священника на могилу для совершения им панихиды.

Можно ли заказать панихиду на Пасху?

Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства православных следопытов, главный редактор телекомпании «Сретение», клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы

Заказать панихиду на Пасху невозможно. На Пасху не совершаются заупокойные богослужения за исключением случаев, когда человек умер на Светлой неделе, в пасхальные дни. Тогда отпевание совершают по особому пасхальному чину.

В эти особые дни жизни Церкви мы радуемся Воскресению Христа, победившего смерть. Панихиду можно заказать на любой день, начиная с Радоницы. И если 9 или 40 дней со дня смерти приходятся на этот период, панихиду все равно не совершают. Кончина в эти дни считается особым Божьим благословением. Для наших ушедших важно, чтобы мы в эти дни нашли возможность быть в храме, пребывая в общении с Воскресшим Господом, победившим смерть.

Можно ли заказать панихиду заранее?

Да, панихиду можно заказать заранее, договорившись со священником или подав записку на панихиду за свечным ящиком.

В некоторых храмах, особенно сельских, службы совершаются только в воскресные и праздничные дни. Соответственно, такие требы, как панихида или молебен, совершаются только в эти дни. А если день памяти усопшего (9 дней, 40 дней или годовщина) выпадает в середине недели, то панихиду заказывают в воскресенье или в ближайшую праздничную службу.

Конечно, многое зависит от того, есть ли у вас контакт со священником того храма, где вы собираетесь заказать панихиду. Безусловно, лучше прийти заранее и лично рассказать ему о вашем близком, чтобы можно было назначить удобное время для совместной молитвы на панихиде. Важно понимать, что сам по себе обряд без нашего личного в нем участия не приносит пользу ни нам, ни душе усопшего.

Панихиды служат не только в храме, священник может отслужить и на кладбище, и дома у родственников умершего. Но чаще всего заказывают такое поминовение в церкви, чтобы после литургии все могли помолиться об усопшем.

Можно ли служить панихиду в воскресенье?

Протоиерей Александр Чикиров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богордицы села Мордовский Пимбур Зубово-Полянского района, Республика Мордовия

Панихиду можно служить практически в любой воскресный день. Исключение составляют праздники Рождества Христова и Пасха. По церковному уставу панихиды не совершаются с Рождества до Богоявления, в первую неделю Великого поста, с Лазаревой субботы до Радоницы (т. е. с субботы перед Вербным воскресением и до 9 дня после Пасхи).

Панихиду служит священник. Это заупокойное богослужение состоит из молитв о прощении согрешений умершего и даровании ему вечной жизни в Царстве Небесном. При служении панихид все, кто молится об усопшем, обычно держат в руках зажженные свечи.

Принято совершать панихиды как до погребения усопшего, так и после - в 3-й, 9-й, 40-й день после смерти, в день его рождения, тезоименитства (день памяти святого, в честь которого назван человек), в годовщину смерти. Но можно заказывать панихиду, а также подавать записки на поминание в алтаре за литургией и в другие дни. Конечно, личное участие любящих усопшего в такой молитве очень важно.

Желательно поговорить со священником лично, рассказать об усопшем. Если нет возможности служить панихиду, можно попросить его совершить литию. Лития - иной вид церковного поминовения покойного, несколько короче панихиды. Служить литию может не только священник, но и дьякон, и даже мирянин.

Как заказывают панихиду по усопшему?


Иерей Борис Осипов, клирик храма Троицы Живоначальной при НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского г. Москвы

Панихида - это продолжительная молитва об усопшем. Совершается она в храме священником или несколькими священниками по просьбе верующих и, как правило, в отношении людей, известных всему приходу, членов церкви, прихожан. Гораздо чаще совершается лития - краткая молитва об усопшем, минут 5-7 примерно. Ее служат в большинстве случаев, когда пришедшие в храм люди хотят помолиться о своих усопших сродниках.

Панихиду могут служить и сразу после службы, но в особых случаях и в даты, которые связаны с этими людьми (день смерти, день рождения, день Ангела). Продолжительность панихиды минут 20–30.

Но важнее всего подавать записки об усопших на Божественной литургии (на проскомидию), чтобы поминание усопшего совершалось в алтаре. Можно в памятную дату усопшего (день его рождения, день смерти или в память его святого) прийти утром в храм и подать такую записку. Можно даже указать, что сегодня его особый день, и священник помолится о таком человеке несколько раз во время литургии.

Бывают панихиды вселенские - это особый вид заупокойных служб, когда Церковь молится о всех почивших христианах. Они бывают несколько раз в году в дни родительских суббот. Во время этой службы читают Псалтирь, 17-ю кафизму, и поминают всех усопших сродников.

Панихида в храме

Иерей Андрей Миссюра, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Ново-Синайского мужского монастыря, г. Сунжа, Республика Ингушетия, Махачкалинская и Грозненская епархия

Панихида может совершаться как на кладбище, так и в храме. Вы можете договориться со священником в важный для вас день. Важно помнить, что есть в церковном календаре дни особого поминовения усопших, когда панихиду всегда служат:

Троицкая родительская суббота,

Мясопустная суббота (за седмицу до начала Великого поста),

– 2-я, 3-я, 4-я субботы Великого поста,

Радоница,

Димитриевская родительская суббота,

Накануне этих дней по традиции служится парастас (великая панихида) и самый день поминовения после Божественной литургии совершается панихида. Также молитвенное поминовение на панихиде конкретного человека может совершаться в храме в годовщины его смерти, дня рождения.

Панихида на кладбище

Иерей Андрей Миссюра, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Ново-Синайского мужского монастыря, г. Сунжа, Республика Ингушетия, Махачкалинская и Грозненская епархия

Панихида на кладбище относится к частному поминовению усопших и обычно совершается в памятные дни, связанные с усопшим (день рождения, день Ангела, день смерти), но особенно - в первые сорок дней после смерти. В этом числе дней Церковь находит достаточный срок для очищения от грехов и умилостивления Бога (Быт 7 :12; Лев 12 :1-4; Числ 14 :31–34; Матф 4 :2). Кроме того, из этих сорока дней особенно посвящаются молитве за усопших дни третий - в воспоминание воскресшего в этот день Спасителя, девятый - по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским, и сороковой - по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами в продолжении сорока дней и по сближению этого дня с днем Вознесения Господня.

Иерей Иоанн Коханов, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве, г. Москва

Слово «панихида» греческого происхождения и обозначает «всенощная». Традиции служить панихиду идет от молитв, которые христиане совершали на гробах первых мучеников за веру. Подробный комментарий на панихиду можно найти в «Настольной книге священнослужителя». Если же пояснить основные особенности, то можно так описать панихиду.

Начинается панихида обычным возгласом: «Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Затем читаем псалом 90-й: «Живый в помощи Вышняго…» В тексте этой молитвы, написанной много веков назад, описана радость перехода в Царствие Небесное истинно верующей души. Здесь много символов, и не стоит представлять буквально львов, аспидов и драконов. Скорее это образы мытарства души на последнем пути.

Как часто нужно заказывать панихиду и присутствовать на ней? В первые дни после смерти - по возможности часто. Поскольку похороны традиционно совершаются на третий день, то панихида в этот день часто заменяется отпеванием. Важно прийти в храм и молиться на панихиде об усопшем на девятый и сороковой день со дня смерти, поскольку в это время продолжается тот особый период испытаний, когда определяется место пребывания души усопшего до Страшного суда, до второго пришествия Спасителя.

Христиане особенно почитают день Ангела (день памяти святого, в честь которого был назван усопший) и день кончины. В день рождения или в день Ангела мы молимся за усопших, потому что помним и любим их. И если при жизни мы молились о здравии наших близких, то после их смерти просим Бога об их спасении. В день кончины тоже хорошо заказать панихиду и помолиться в храме или на могилке об усопшем, поскольку этот день для нас - день второго рождения человека для неба.

Чин панихиды


«Чин» означает сам текст панихиды, сокращенно от «чинопоследование.

Панихида - это особое чинопоследование молитв за усопших. Мы просим, чтобы Бог простил усопшим грехи, даровал им Царствие Небесное, пребывание в нем со Христом и всеми святыми. Конечно, можно заранее посмотреть текст панихиды, прояснить для себя непонятные слова, следить за текстом на телефоне не возбраняется. Все это разрешается, допускается и приветствуется. Панихида обычно служится в родительские субботы, в дни памяти (день смерти, 40 дней после кончины, полгода, годовщину) по просьбам родственников.

Что нести в церковь на панихиду

Протоиерей Геннадий Урсов, настоятель храма Архангела Михаила с. Ширингуши Краснослободской епархии Мордовской митрополии

Строгих церковных установлений на этот счет нет. Главное, что мы должны принести в храм, - нашу молитву и потребность в общении с Богом. Отсутствие возможности купить продукты или пожертвовать что-то не должно быть препятствием для молитвы как на панихиде, так и любой другой службе.

Можно ли перед панихидой позавтракать?


Протоиерей Алексий Спасский, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, ответственный за храм иконы Божией Матери «Милующая» при Морозовской детской больнице г. Москвы

Конечно, можно перед панихидой завтракать. Обычно мы не кушаем только перед Причастием, которое совершается во время литургии.

Подвиг допускается любой, если он по силам человеку. Если вы собрались идти в храм и хотите не кушать перед этим, можно так поступить. Ведь пост - это в том числе и дар Богу от нас.

Смерть близкого человека – это горе и душевная боль для родственников. По христианской религии, сороковой день является самым важным. В это время душа покидает окончательно землю и попадает на суд Божий, где решается ее дальнейшая участь. Помогите душе близкого человека обрести покой на том свете поминками и искренними молитвами.

Как поминать 40 дней после смерти – посещение могилы

На сороковой день сходите на могилку к умершему человеку, чтобы проститься с ним. Это обязательная часть поминального ритуала. Правила посещения кладбища:

  • уберите венки, возложенные на могилу после похорон. Сожгите или отнесите в мусорный контейнер;
  • положите на могилу парное количество цветов;
  • зажгите свечу или лампадку;
  • помолитесь о душе усопшего, потом помолчите и вспомните все хорошие моменты из его жизни.

Нельзя устраивать в 40-й день на кладбище трапезу со спиртным и шумными разговорами. Поминальный обед организуйте дома или в кафе. Не ставьте на могилу рюмку с водкой и не выливайте туда алкоголь. На могилку часто кладут конфеты с печеньем. Это дело добровольное, но лучше всего заменить сладости тарелочкой кутьи, которую оставляете возле могилы. Печенье с конфетами раздайте присутствующим на кладбище и нищим. Не устраивайте шумных разговоров, все должно пройти спокойно и умиротворенно.

Как поминать 40 дней после смерти – посещение храма

На сороковой день обязательно пойдите в церковь и закажите панихиду. Это самая лучшая помощь душе усопшего родственника. Учтите, что панихида заказывается только по умершему человеку, который был крещен. Правила поминовения в церкви:

  • приготовьте дома продукты, которые вы положите в храме на поминальный столик. Это милостыня в честь умершего. Из продуктов можете понести печенье, конфеты, муку, сахар и разные крупы, фрукты, растительное масло и красное вино. Не вздумайте нести колбасу и прочие мясные продукты;
  • напишите имя усопшего в записке «Об упокоении». Записки выдают в церковной лавке. Под его именем напишите имена других усопших крещеных родственников и знакомых;
  • отдайте записку в церковную лавку;
  • поставьте свечу за покойного. В момент ее установки помолитесь за него и попросите Господа простить все его грехи;
  • не уходите из храма, когда батюшка служит панихиду. Стойте со свечой, пока она не закончится, и от души молитесь за умершего родственника.

Можете заказать панихиду на кладбище. Заранее обговорите в храме со священником, когда она будет проводиться. Хорошо, если после похорон вы сразу закажете в церкви сорокоуст. За усопшего будут молиться со дня его смерти и до сорокового дня.


Как поминать 40 дней после смерти – поминальный обед

Цель поминального обеда на 40-й день – память об умершем человеке и молитвы за его упокой. Позовите всех людей, которым усопший был дорог. Не стремитесь приготовить множество деликатесов. Отдайте предпочтение простым блюдам. На поминальном обеде запрещается петь песни, веселиться и употреблять много алкоголя. Водка тут неуместна, поставьте на стол легкое вино. Правила организации поминального обеда:

  • организуйте поминки на 40-й день дома или в кафе;
  • обязательно поставьте на стол кутью из риса или пшена, сдобные блинчики и канун – маленькое печенье, сверху намазанное медом;
  • приготовьте пирожки с разной начинкой;
  • включите в меню поминального обеда рыбные блюда, суп с лапшой, фаршированный перец, котлеты, гуляш, салат «Оливье» или селедка «под шубой», а также разные салаты из овощей. В кафе вам предложат поминальное меню;
  • перед началом обеда прочитайте молитву «Отче наш».

Главное в поминках – не обсуждение усопшего и других людей за столом, а объединение тех людей, которые могут вспомнить умершего человека хорошим словом.


Как поминать 40 дней после смерти – что раздать людям

На 40-й день раздайте людям конфеты, печенье и пирожки, чтобы они помянули усопшего. Переберите вещи умершего и раздайте нуждающимся людям. Попросите, чтобы они помолились за душу усопшего. Это ваше личное дело, можете оставить вещи, которые вам дороги. Если остались никому не нужные вещи – отнесите в храм, там их отдадут нищим. Но, ни в коем случае ничего не выбрасывайте.


Не забывайте об умерших и потом, молитесь за них, ставьте в храме свечки за упокой, проявляйте милосердие к ближним, убирайте могилку. Добрая память об ушедшем в иной мир человеке останется в вашем сердце навсегда.