Елена Никишова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дикие животные наших лесов»

Тема : «Дикие животные наших лесов » (1 зан-е) .

Цель : систематизировать знания детей по изучаемой теме, активизировать и расширить словарь по теме, упражнять в подборе прилагательных к слову «животные » , в усвоение категории творительного падежа, закрепление названий детёнышей диких животных , упражнять в усвоении притяжательных прилагательных, в употреблении конструкции с предлогами «за» , «с» , развитие внимания и памяти.

Оборудование : предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Садится тот, кто назовёт домашнее животное со своим детёнышем . «У кого кто?» (У коровы -телёнок, у свиньи- поросёнок, у кошки- котёнок, у собаки- щенок и т. д.)

2. Постановка цели занятия .

Логопед загадывает детям загадки.

Посмотри-ка, какая :

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой,

На увёртки мастерица,

А зовут её(лисица) .

Сама мала, шубка пышна,

В дупле живёт, орехи грызёт (Белка)

Удивительный портной.

Нитки нету ни одной,

И машинки швейной нет,

И утюг не разогрет.

Но зато иголки есть.

Сколько их? Не перечесть. (Ёж)

О ком были эти загадки? (О лисе, о белке, о еже)

Где живут эти животные ? (В лесу)

Сегодня на занятии мы поговорим о диких животных , которые живут в наших лесах . Вывешиваются картинки с дикими животными .

3. Знакомство с новым материалом.

А). Игра «Какие?»

Логопед выставляет картинки с изображением диких животных и спрашивает у детей : «Какие животные (Травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные ит. д.)

Б). Игра «Кто кем был?»

Медведь был (медвежонком) . Ёжик был (ежонком) . Лиса была (лисёнком) . Лось был (лосёнком) . Волк был (волчонком) . Заяц был (зайчонком) . Кабан был (поросёнком) .

В). Игра «Чья семья?»

Волк, волчица и волчонок- это волчья семья.

Лис, лисица и лисёнок- это лисья семья.

Медведь, медведица и медвежонок- это медвежья семья.

Заяц, зайчиха и зайчонок- это заячья семья.

- Ёж, ежиха и ежонок- это ежиная семья.

Г)Игра «О чём думают животные

Медведь в берлоге думает о (мёде) .

Ёж в норе думает о (яблочке) .

Белка в дупле думает о (грибе) .

Лиса в норе думает о (курочке) .

Волк в логове думает о (козлёнке) .

Заяц под кустом думает о (морковке) .

Лось под деревом думает о (травке) .

Физкультминутка.

Речевая подвижная игра. (На каждую строчку- четыре однотипных движения) .

Медвежонок- топ-топ,

А ежонок- хлоп-хлоп,

А волчонок- щёлк, щёлк,

А зайчонок- скок-скок,

А лисёнок- шмыг- шмыг,

И бельчонок- прыг- прыг,

И лосёнок- брык-брык.

Д). Игра «Чей детёныш?»

Лисёнок- это лисий детёныш.

Зайчонок- это заячий детёныш.

Бельчонок- это беличий детёныш.

Волчонок- это волчий детёныш.

Ежонок- это ежиный детёныш.

Медвежонок- это медвежий детёныш.

Е). Игра «Кто с кем живёт?»

Волк живёт с волчицей и волчатами.

Лис живёт с лисицей и лисятами.

Медведь живёт с медведицей и медвежатами.

Ё). Игра «Кто за кем бегает?»

Волчонок бегает за (волком)

Лисёнок бегает за (лисой)

Зайчонок бегает за (зайцем)

Медвежонок бегает за (медведем)

Бельчонок бегает за (белкой) . И т. д.

Ж). Игра «Кто с кем играет?»

Лиса играет с (лисёнком) .

Волк играет с (волчонком) .

Белка играет с (бельчонком) .

Заяц играет с (зайчонком) .

Медведь играет с (медвежонком) .

З). Игра «Кто кого кормит?»

Волк кормит (волчонка, волчат) .

Лиса кормит (лисёнка, лисят) .

Заяц кормит (зайчонка, зайчат) .

Белка кормит (бельчонка, бельчат) .

Медведь кормит (медвежонка, медвежат) .

4. Подведение итогов занятия .

О чём сегодня говорили на занятии ? диких животных наших лесов )

Назовите диких животных с их детёнышами .

Публикации по теме:

Итоговое занятие в подготовительной группе «Лесное путешествие» Цель: Обобщение знаний детей о диких животных наших лесов. Задачи: 1. Закреплять.

Конспект НОД «Животные наших лесов» Тема: «Животные наших лесов» Цель: Обобщение представлений о диких животных. Задачи: 1. Закрепить представление о внешнем виде, повадках.

Конспект открытого показа непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Дикие животные наших лесов» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 1929 ЮОУО ГОРОДА МОСКВЫ ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 2 КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОКАЗА.

Конспект занятия «Дикие животные наших лесов» Тема: Дикие животные наших лесов Цели: Формировать умения, узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа диких животных.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №2 «РОМАШКА» ДАНКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Коррекционно-образовательные цели: формировать словообразовательную функцию речи на основе упражнения детей в образовании и практическом употреблении притяжательных прилагательных; учить детей согласовывать притяжательные прилагательные с существительными; закрепить умения детей в образовании родственных слов; закрепить навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие цели: развивать зрительное и слуховое внимание и память детей, умственные способности детей.

Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать в детях усидчивость, доброжелательность, бережное отношение к природе, животным.

Предварительная работа: звуко-слоговой анализ слов по теме «Дикие животные»; разучивание игры-драматизации «Где мой домик?»; заучивание загадок о диких животных; обведение трафаретов фигур диких животных.

Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей, карточки для чтения, карточки со звуковыми схемами слов, карточки с силуэтами животных, черно-белая сюжетная картинка, карточки-голова медведя, портрет Чебурашки-художника, конверт, кукла Буратино, маски-ободки диких животных, диск со звуками весеннего леса, доска- наборное полотно, указка.

Ход занятия

1. Оргмомент (дети читают на карточках названия диких животных)

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? Правильно, о диких животных наших лесов
Игра «Цепочки слов» (Называем детенышей диких животных)

2. Повторение ранее изученного.

а) дети загадывают загадки о диких животных
б) чтение логопедом стихотворения под звуки весеннего леса (Л.Аг рачева. АУ!)
Весело аукнула из лесу весна.
Ей медведь откликнулся, проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней, подлетел к ней грач.
Покатился ёжик вслед, как колючий мяч.
Всполошилась белочка, глянув из дупла,
Дождалась пушистая света и тепла!
Гордо приосанился посветлевший бор,
На ветвях коричневых грянул птичий хор.
Улыбнулся радостно весь прозрачный лес.
И мороз за елками, заворчав, исчез!

Какое время года наступило в лесу? - Правильно, весна. И вот однажды весенним утром звери проснулись в своих жилищах.
Упр. «Где проснулись звери?» (Ответы детей: Медведь проснулся в берлоге. Волк проснулся в логове. И т.д.)

Звери проснулись в своих жилищах и разошлись по весеннему лесу…

Игра «Прятки» (Выставляю черно-белую картинку с изображением весеннего леса и виднеющимися среди веток различными частями тела животных) Кого вы увидели? Кто здесь спрятался?

3. Изучение нового материала.

Вы увидели на картинке только части тела животных.
а) Игра «Назови по-другому» (морда медведя - медвежья морда, уши лисы - лисьи уши, рога оленя -, колючки ежа-, рога лося-, мордочка барсука-, голова волка-, лапки белки-, уши зайца- и т.д.)

б) Игра «Подбери родственные слова»

Скажите, как называются слова, похожие по звучанию и по смыслу друг на друга? Например: белка, бельчата, беличья… Правильно, родственные слова. К нам пришел Буратино. Он вместо школы попал в кукольный театр и поэтому не учился. Вот как он подобрал родственные слова к слову МЕДВЕДЬ. Возьмите в руки силуэт медведя (у каждого на столе) и поднимайте, если услышите родственные слова к слову МЕДВЕДЬ. (медаль, медведица, медуза, медпункт, мед, медвежонок, медвежатник, медицина, медвежья, медуница, медведик). Вот видишь, Буратино, ты не совсем правильно подобрал родственные слова. Оставайся с нами и посмотри, как занимаются наши ребята. (Дети подбирают родственные слова к названиям диких животных на своих картинках).



4. Физкультминутка.

У нас слав ная осанка, мы свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся. Ёжик сладко потянулся.
(Дети идут по кругу, имитируя повадки зверей).

5. Закрепление нового материала.

Посмотрите, ребята, здесь у нас лежит конверт. Кто же его прислал? Здесь портрет Чебурашки и какие-то рисунки. Чебурашка вырос в Африке, и он не совсем хорошо знает диких животных наших лесов. Вот как он их нарисовал.

а) Игра «Путаница»
Дети: Неправильно. У волка заячьи уши. У кабана лисий хвост. У белки оленьи рога. И т.д.

б) Игра «Любознательный»
- Чебурашка прислал нам и вопросы о диких животных. Давайте мы ответим на них.
- Чей вой раздается ночью в лесу? (волчий)
- Чьи запасы лежат в дупле?
- Это чья привычка лакомиться мёдом?
- Чьи уши длиннее?
- Чьи рога ломают ветки кустарника?
- Чьи л апы тихо ступают? (рысьи)
- Чья морда с клыками? (кабанья)
- Чьи уши с кисточками?
- Чьи глаза не закрываются во время сна? (заячьи)
- Чей рёв пугает птиц и зверей в лесу?
- Чья хитрая мордочка выглядывает из-за куста?
- Чья шубка летом рыжая, а зимой серая?
- Чья нора самая глубокая? (барсучья)

в) Игра «Кто кого ищет?»
-Весной у диких животных появляются детеныши. Они могут потеряться в незнакомом им мире. И тогда их ищут родители.
Дети: Это ежонок. Его ищут ежиха и еж. (также и о других животных).

г) Игра- драматизация «Где мой домик?»
(в пособии В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. Москва 1998, стр. 152-153)
- Однажды в лесу потерялся лисенок. Сегодня мы своим гостям покажем сказку «Где мой домик?» (Дети надевают маски-ободки диких животных и находят свои « домики», обозначенные звуко-слоговыми схемами.).

6. Итог занятия.

Ребята, вы настоящие артисты, и занимались вы сегодня отлично. Что нового вы узнали? Какие игры и задания вам больше всего понравились? Спасибо вам! Вы молодцы!

Конспект подгруппового логопедического занятия

по развитию лексико-грамматического строя речи

«Дикие животные наших лесов»

для детей подготовительной группы

с общим недоразвитием речи 3 уровня

(С использованием игровых, здоровьесберегающих, ИКТ технологий)

Цель: способствовать расширению, активизации и обобщению словаря детей (названиями диких животных наших лесов и их детенышей, их жилищ; названиями способов передвижения; повадками и внешним видом; образе жизни).

Задачи:

Закреплять и совершенствовать навыки образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-, -енок-, -ат-, -ят-;

Упражнять в образовании и практическом употреблении имён существительных в творительном падеже;

Закреплять и совершенствовать навыки образования притяжательных прилагательных;

Упражнять в составлении предложений с предлогом «В»;

Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, правильно строя фразу;

Развивать мышление детей на материале описательных загадок;

Совершенствовать общую (сочетание речи с движением) и мелкую (элементы самомассажа рук) моторику;

Развивать речевое дыхание (силу и длительность речевого выдоха);

Совершенствовать зрительно-пространственное восприятие;

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к диким животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

по развитию лексико-грамматического строя речи

«Дикие животные наших лесов»

для детей подготовительной группы

с общим недоразвитием речи 3 уровня

(С использованием игровых, здоровьесберегающих, ИКТ технологий)

Цель: способствовать расширению, активизации и обобщению словаря детей (названиями диких животных наших лесов и их детенышей, их жилищ; названиями способов передвижения; повадками и внешним видом; образе жизни).

Задачи:

Закреплять и совершенствовать навыки образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-, -енок-, -ат-, -ят-;

Упражнять в образовании и практическом употреблении имён существительных в творительном падеже;

Закреплять и совершенствовать навыки образования притяжательных прилагательных;

Упражнять в составлении предложений с предлогом «В»;

Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, правильно строя фразу;

Развивать мышление детей на материале описательных загадок;

Совершенствовать общую (сочетание речи с движением) и мелкую (элементы самомассажа рук) моторику;

Развивать речевое дыхание (силу и длительность речевого выдоха);

Совершенствовать зрительно-пространственное восприятие;

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к диким животным.

Материал: конверт с диском, презентация, картинка с наложенными изображениями, картинки с изображением диких животных, их детенышей, массажные мячики, лабиринты, медали, разрезные картинки по количеству детей.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход занятия

Садитесь, пожалуйста, на свои места. Садитесь красиво, спинку прямо, ножки поставьте на пол, ручки положите на парту.

Посмотрите друг на друга. Подарите друг другу свои улыбки. Какое у вас сейчас настроение? А если настроение хорошее, то мы можем начать наше занятие.

К нам в школу пришел конверт. Как вы думаете, откуда он пришел? (на конверте нарисован лес)

Конверт пришел из леса. Давайте посмотрим, что в нем?

В конверте письмо, но не простое, а электронное! Как же нам его прочитать? (нужно вставить диск в компьютер). Верно, вставим диск и узнаем, кто нам его прислал.

Посмотрите внимательно на картинку. Кого вы на ней увидели (на экране картинка с наложенными изображениями диких животных). Верно - это волк, лиса, заяц, белка, ёж, лось.

Как мы назовём их одним словом (дикие животные). От кого же пришло письмо? (от диких животных). Мы с вами сегодня поговорим о диких животных.

Давайте же прочитаем их письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Мы узнали, что вы скоро пойдете в школу. Значит, вы уже многое знаете и умеете? Расскажите, что вы знаете о нас, диких животных. Если вы выполните все наши задания, то получите интересные призы! Вы готовы?» (да)

Чтобы узнать от кого первое задание вам нужно отгадать загадку:

Этот зверь живет в бору,

У стволов грызет кору.

Летом в шубке серенькой,

А зимою - в беленькой. (Заяц)

А как вы догадались, что это заяц? (он живёт в бору, питается корой, зимой меняет цвет шубки).

Задание от зайца такое: «Ребята, почему нас так называют «Дикие животные»?

Упражнение «Почему так называются»

(Дикими мы называем их потому, что они живут самостоятельно и обходятся без помощи человека. Они сами добывают себе пищу, воспитывают детенышей, строят жилища).

Молодцы!

А вас ждет следующая загадка и задание.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит молчком,

Уши серые торчком. (Волк)

Как вы догадались? (серый, ходит и ищет добычу)

А вот и задание от волка: «Ребята, вы знаете, что я очень люблю выть на луну. Покажите, как я это делаю».

Дыхательное упражнение «Волк»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч.

На вдохе - голову поднять вверх, слегка прижать полусогнутые руки в груди.

На выдохе - долго тянут звук «у – у – у – у…», сложив губы трубочкой, напрягая мышцы шеи.

Умнички. Слушайте следующую загадку

С ветки на ветку могу я летать.

Рыженький хвост никому не поймать.

Некогда летом в лесу мне играть –

Надо грибы для зимы собирать. (белка)

Как вы догадались (прыгает с ветки на ветку, рыжая, собирает на зиму грибы) Еще белка меняет на зиму шубку с рыжей, на серую.

Слушайте внимательно задание от белки: «Ребята, у каждого из взрослых зверей есть детеныши. Скажите, как они называются».

Игра «У кого кто?» (Детям раздаются картинки с изображением животного и его детенышей).

Кто у лисы? А если их много? (У лисы – лисенок, а если много – лисята; у волка – волчонок, а если много – лисята; у зайца – зайчонок, а если много – зайчата; у ёжа – ёжонок, а если много – ежата; у белки – бельчонок, а если много – бельчата, у лося – лосёнок, а если много - лосята).

Очень хорошо! А впереди следующее задание! От кого же оно?

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

Как вы догадались? (пушистый хвост, золотистый (рыжий) мех, крадет и ест кур)

Задание от лисы: «Мои лисята очень любят играть. Покажите, пожалуйста, веселую игру для моих детёнышей».

Логоритмическое упражнение «На водопой»

(Дети выполняют движения согласно тексту, делая шаги на каждый ударный слог).

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой (Идут по кругу друг за другом).

За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая).

За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках).

За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются на присядках).

За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку).

За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками).

За мамой зайчихой – косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней).

Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами).

Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются лицом в круг, делают «лакательные» движения).

Молодцы ребята! Лисе и лисятам очень поправилась игра.

Следующая загадка:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Как вы догадались? (Зимой спит, а весной просыпается)

Вот задание от медведя: «Ответьте, пожалуйста, чем питаются дикие животные?»

Упражнение «Чем питаются дикие животные»

Волк питается мясом (зайцами, овцами, лосями).

Медведь питается малиной (медом, рыбой, насекомыми, корешками).

Белка питается орехами (грибами, ягодами, молодыми побегали).

Лиса питается мышами (рыбой).

Еж питается жуками (червяками, грибами, ягодами).

Заяц питается морковкой (капустой, травой, веточками).

Лось питается травой (веточками, корой, грибами).

Хорошо! Вы уже почти все рассказали о диких животных. Осталось совсем немного. Следующая загадка!

Всю зиму между елками

Проспал мешок с иголками.

«Ф-ф.ф - хватит спать,

Пора вставать!» (Еж)

Как вы догадались? (у ежа есть иголки, зимой он спит под листвой и снегом)

Ёжик приготовил задание для ваших пальчиков.

Игра с массажными мячиками «Ежики».

Ежик, спрячь свои иголки – мы же дети а не волки!

(Сжимаем мяч в руке, перекладываем из руки в руку)

Мы хотим тебя погладить, мы хотим с тобой поладить.

(Катаем мяч по столу левой, затем правой рукой)

Ёж иголки отряхнул, завернулся и заснул.

(Катаем и сжимаем мяч в обеих руках)

А вот и самая последняя загадка

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко. (Лось)

Как вы догадались? (у лося есть копыта и рога, он лесной красавец)

Лось предлагает вам очень непростое задание. «Назовите, как называются жилища у диких животных?»

Игра «Где живет, чей дом»

Для этого, нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.

Где живет белка? (Белка живёт в дупле). Значит это чье дупло? (Это беличье дупло).

Где живет волк? (Волк живёт в логове). Это чье логово? (Это волчье логово).

Где живет лиса? (Лиса живёт в норе). Это чья нора? (Это лисья нора).

Где живет медведь? (Медведь живёт в берлоге). Это чья берлога (Это медвежья берлога).

Пройдите лабиринт, помогите животному найди дорогу к своему жилищу.

Молодцы, ребята! Вы пополнили все задания диких животных!

Вы очень порадовали их и меня своими ответами. (Похвалить каждого ребенка за что-то своё, сделанное хорошо).

А вам понравилось сегодняшнее занятие?

Задание: «Ребята, почему нас называют - Дикими животными»? Этот зверь живет в бору, У стволов грызет кору. Летом в шубке серенькой, А зимою - в беленькой.

«Ребята, вы знаете, что я очень люблю выть на луну. Покажите, как я это делаю». День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет. Ходит-бродит молчком, Уши серые торчком.

«Ребята, у каждого из взрослых зверей есть детеныши. Скажите, как они называются». С ветки на ветку могу я летать. Рыженький хвост никому не поймать. Некогда летом в лесу мне играть – Надо грибы для зимы собирать.

«Мои лисята очень любят играть. Покажите, пожалуйста, веселую игру для моих детёнышей». Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет.

«Ответьте, пожалуйста, чем питаются дикие животные?» Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой.

Ёжик приготовил задание для ваших пальчиков. Всю зиму между елками Проспал мешок с иголками. « Ф-ф.ф - хватит спать, Пора вставать!»

«Скажите, как называются жилища у диких животных?» Трав копытами касаясь Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко Рога раскинув широко.

Спасибо вам, ребята!


В представленном конспекте занятия применяется игровая ситуация, которая строится на использовании знакомого детям сказочного персонажа – Красной Шапочки. Вместе с ней дети совершают прогулку по лесу и одновременно выполняют различные задания. Дети обучаются, играя.

На протяжении всего занятия создаются различные ситуации, то животные потеряли своих детенышей и надо помочь им, то надо помочь Красной Шапочке разобраться, кто прячется за кустами, то волк преграждает ей путь, и дети должны отгадать загадку и т.д.

Использование на занятиях игровых ситуаций позволяет сделать занятие интересным и нескучным, способствует снижению утомляемости детей и поддержанию интереса на протяжении всего занятия.

Применяемый наглядный материал стимулирует речевую активность детей. А подобранные задания соответствуют возможностям детей и вызывают у них массу положительных эмоций. При этом успешно реализовываются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, поставленные учителем-логопедом.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе «Дикие животные».

Цели: систематизировать знания детей о диких животных; учить образовывать притяжательные прилагательные; согласовывать существительные с числительными; объяснять смысл пословиц; выделять главное слово среди родственных слов; подбирать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, развивать мышление и внимание.

Оборудование: картинки с изображением животных, части тела животных (уши, хвосты), плоскостная кукла Красная Шапочка.

Ход занятия

Организационный момент. Хитрые вопросы.

У кого больше лап – у зайца или белки?
- Сколько у двух белок ушей, хвостов, лап?
- Кого (чего) больше – зайцев или заячьих ушей?

Введение в тему.

Жила была девочка, Никогда она не расставалась со своей шапочкой.

Логопед выставляет плоскостную куклу.

Как зовут девочку? (Красная Шапочка).

И вот однажды пошла Красная Шапочка навестить бабушку. Дорога шла через лес. Сколько всего интересного в лесу! А Красная Шапочка была очень любознательной девочкой.

Игра «Чей хвост, чьи уши?»

Идет Красная Шапочка по тропинке и видит, что из-за кустов выглядывают то чьи-то уши, то чей-то хвост.

Задумалась Красная Шапочка: «Кто же это прячется за кустами?»

Дети по картинкам определяют чей хвост, чьи уши.

Это хвост заячий и уши заячьи и т.д.

Игра «Собери семью»

Вышла Красная Шапочка на поляну, а там животные со всего леса собрались, плачут. Оказывается, потеряли они своих детенышей.

Ребята, надо помочь животным. Назовите маму и ее детенышей, и тогда они соберутся все вместе.

лиса – лисята
лосиха — лосята
медведица – медвежата
волчиха — волчата
зайчиха – зайчата
барсучиха – барсучата

Игра «Сосчитай до пяти»

Много животных собралось на поляне. Красная Шапочка решила их сосчитать.

Один косолапый медведь, два косолапых медведя … пять косолапых медведей.
Одна хитрая лисица, две хитрых лисицы … пять хитрых лисиц.
Один колючий ежонок, два колючих ежонка … пять колючих ежат.

«Когда так говорят?»

Держать в ежовых рукавицах.
Медведь на ухо наступил.
Волков бояться – в лес не ходить.

Дети обсуждают пословицы вместе с логопедом.

Игра «Какое слово не походит?»

Идет Красная Шапочка по лесу и вдруг видит – перед ней огромный дуб. А на этом дубе живет беличья семья. Белка загадала девочке загадку. Какое слово не подходит? А вы догадаетесь?

Белка, белочка, белый, беличий.

А как называются слова белка, белочка, беличий? (Родственные) Назовите главное слово. (Белка)

Отгадаешь мою загадку – пропущу тебя к бабушке. Какое слово не подходит?

Волк, проволока, волчонок, волчица.

А как называются эти слова: волк, волчонок, волчица? (Родственные). Назовите главное слово. (Волк)

Физкультминутка «Мишка и шарик» (Т. Трясорукова)

Мишка по лесу идет, (руки на поясе, шагают на месте)
В лапке шарик он несет,(руки через стороны поднимаем вверх и округло соединяем над головой)
Шарик в небо улетел,(качаем руками над головой)
Мишка грозно заревел.(произносим звук р-р-р, громко и сердито)

«Подбери парное слово»

Пропустил волк Красную Шапочку. Идет она, а сама думает: «Где живут животные, где прячутся от непогоды, где детенышей выкармливают?»

Подберите парные слова: животное – жилище.

Белка – дупло, медведь — … (берлога), лиса — … (нора), волк — … (логово), бобер — … (хатка).

А еще Красная Шапочка подумала, что все животные такие разные. Подберите к каждому животному слово-признак.

Лиса (какая?) – хитрая
Заяц (какой?) — … трусливый
Волк (какой?) – злой
Медведь (какой?) — … косолапый

Игра «Кто лишний?»

Решили звери поиграть с Красной Шапочкой в игру «Кто лишний?» Поможем ей?

Встали перед Красной Шапочкой:
Волк, лиса, собака, медведь.
Лось, заяц, волк, олень.
Сова, сорока, белка, ворона.

Дети выделяют лишний предмет и объясняют почему он лишний.

«Что общего и чем отличаются?»

Продолжила Красная Шапочка свое путешествие через лес. И вдруг видит стоят олень и лось. Ой, как они похожи! (Чем?)

Дети рассматривают картинки с изображением животных и рассказывают, чем похожи олень и лось.

Пригляделась девочка к животным. Хоть лось и олень похожи, но все же это разные животные. Чем же они отличаются?

Дети рассказывают.

Рядом на дереве сидела белка, а под деревом в норе жила лиса. Чем похожи и чем они отличаются?

Если прислушаться, то в лесу можно услышать много разных звуков.

Волк в лесу — … воет
Медведица — … ревет
Кабан — … хрюкает
Лиса — … тявкает

Итог логопедического занятия.

Вот и закончился лес. Закончилось и наше путешествие. С кем мы повстречались в лесу? Почему эти животные называются дикими?

Петришина Елена Виленовна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39,
г. Апшеронск, Краснодарский край

Савкина Ольга Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "ДСКВ № 29 "Карамелька"
Населённый пункт: г. Юрга, Кемеровская обл.
Наименование материала: конспект логопедического занятия
Тема: Конспект фронтального занятия по лексической теме "Дикие животные" для детей старшей логопедической группы с ОНР
Дата публикации: 27.08.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 29 «Карамелька»
Конспект фронтального занятия по лексической теме

«Дикие животные» для детей старшей логопедической

группы с ОНР
Учитель - логопед: О.В. Савкина Юрга 2016

Занятие «Дикие животные»

Цели:
формирование познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Коррекционно-развивающие: 1. Развивать словарный запас детей по теме «Дикие животные», навыки словообразования и словоизменения; 2. Развивать классификационные умения, логическое мышление, воображение, память; 3. Развивать общую и мелкую моторику; 4. Ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления; 5. Выразительность речи и движений; 6. Формировать фонематическое восприятие; 7. Навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов; 8. Совершенствовать навыки связной речи; 9. Учить согласовывать речь с движением; 10. Активизировать внимание, память, логическое мышление, воображение. Коррекционно-воспитательные: 1. Вызвать положительные эмоции у детей в процессе деятельности; 2. Снимать эмоциональное и мышечное напряжение; 3. Развивать у детей умение работать с коллективом.
Оборудование:
силуэты животных в мешках, картинки с изображением диких животных, панно «Дерево», искусственные ели, аудиозаписи, картинки с изображением диких животных на каждого ребенка (недорисованные).
Ход занятия

Вводная часть
Под музыку (голоса птиц, животных) дети заходят в группу. Логопед: - Ребята, давайте сегодня отправимся в путешествие по сказочному лесу. Лес бывает разный – хвойный, лиственный и смешанный. Но в каждом лесу обязательно живут животные. Логопед: - Ребята, а какие животные живут в лесу? Правильно, дикие животные! Давайте вспомним диких животных.

Игра «Договори словечко»
Хитрая … (лиса). Косолапый … (медведь). Косой … (заяц). Колючий … (ëж). Шустрая … (белка). Рогатый … (лось). Слепой … (крот). Серый … (волк). Пятнистая … (рысь). Полосатая спина у … (бурундука). Логопед: - Какие вы молодцы! Всех животных назвали.
2.

Основная часть

Упражнение на воображение
Логопед: - Ребята, а что это за мешки лежат под елками. Логопед показывает мешки с силуэтами животных. Дети по очереди рассматривают их и определяют, кто находится в мешке.
Грамматические упражнения
Логопед: - Ребята, как вы думаете, кто в желтом мешке? Кто рыжий и хитрый? Дети: - Лиса. Логопед: - Правильно. Са-са-са – хитрая лиса. Логопед: - Дети, а кто прыгает? Дети отвечают. Логопед: - Ес-ес-ес – заяц бежит в лес. Логопед: - Ребята, у кого на спине есть иголки? Дети отвечают. Логопед: - Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Логопед: - Сы-сы-сы – дай собаке колбасы. Дети повторяют. Логопед: - А теперь посмотрите внимательно и скажите, кто здесь лишний? Дети: - Собака. Логопед: - Почему? Дети: - Собака – домашнее животное, остальные – дикие животные. Логопед: - Продолжаем наше путешествие!
Динамическая пауза «Прогулка»
Это – правая рука, это – левая рука.
Дети показывают руки. Справа – шумная дубрава, Слева – быстрая река. Повернулись мы, и вот Стало все наоборот: Дети поворачиваются. Слева – шумная дубрава, Справа – быстрая река. Неужели стала правой Наша левая рука? Мы к лесной лужайке вышли, Шагают на месте. Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки. Кто высоко так шагал – Поднимают высоко ноги. Не споткнулся, не упал. М. Картушина
Обогащение словарного запаса и развитие навыка звукобуквенного

анализа и синтеза слов
Логопед: - Вот мы очутились в темном дремучем лесу. Подойдем к дереву. Какое интересное Чудо - дерево! Са-са-са – вот так чудеса. Дети повторяют. Логопед: - Мы немного устали, давайте посидим под Чудо – деревом. Какие необычные картинки на нем висят! Что это? Дети: - Дикие животные. Логопед: - Умницы, ребята. Очень много знаете. Давайте назовем всех животных, которые изображены на этих картинках и выделим первый звук
в названии картинок. Например, ЛИСА – первый звук [Л"], МЕДВЕДЬ – первый звук [М"] и т.д. Логопед: - Ребята, а теперь давайте представим, что этих животных стало много. Была одна лиса, а стало много лис (лисы).
Игра «Один – много»
Волк – волки. Белка – белки. Лось – лоси. Заяц – зайцы. Крот – кроты и т.д. Логопед: - Ребята, давайте диких животных назовем ласковыми словами.
Игра «Назови ласково»
Медведь – медведюшка. Заяц – заинька. Лиса – лисичка. Белка – белочка. Волк – волчок и т.д. Логопед: - Ребята, у всех животных есть семья. Давайте назовем всех членов семьи у диких животных.
Игра «Перечисли членов семьи»
Папа – медведь, мама – медведица, детеныш – медвежонок и т.д.
Речь с движением «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайте, ручки, вверх, Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. Волк озирается кругом, И мы головки повернем. Теперь садимся тише, тише – Притихнем, словно в норках мыши. Логопед: - Ребята, посмотрите внимательно на этих диких животных (картинки), на их внешние признаки. Давайте попробуем их описать.
Упражнение на развитие словообразования
Логопед: - У лисы какой нос? (острый) Значит она какая? (остроносая); У зайца какие уши? (длинные). Значит он какой? (длинноухий); У белки какой хвост? (длинный) Значит она какая?(длиннохвостая)
У лося какие рога? (длинные) Значит он какой? (длиннорогий) У волка как ноги бегают? (быстро) Значит он какой? (быстроногий) и т.д.
3.

Заключительная часть
Логопед: - Ребята, вам понравилась наша прогулка по лесу? А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два – повернись, В нашей группе окажись. Логопед: - Вот и опять мы дома.
Упражнение для развития графических навыков
Логопед: - Ребята, каждому из вас я приготовила картинки с изображением диких животных. Но они не завершены. Вы должны дорисовать недостающие части тела.
Итог занятия
Логопед: - Ребята, вы просто молодцы! Отлично справились со всеми заданиями! За это вам от Старичка – Лесовичка корзина с подарками.