Особенности современного мира, входящего в XXI в., заключаются в том, что он, с одной стороны, охвачен всеобщей научно-технической революцией и научно-техническим прогрессом, достиг фундаментальных социальных сдвигов, во многом руководствуется теорией нового политического мышления, а с другой - пестр, многолик, пронизан противоборствующими тенденциями, острыми противоречиями, доходящими до конфликта. Это сложный, целостный мир, стремящийся к стабилизации на основе решения обострившихся глобальных проблем.

Глобальными считаются проблемы, охватывающие население всего земного шара, всеобщие, т.е. относящиеся ко всем и каждому государству , которые не могут быть решены одним отдельно взятым государством. Они обладают следующими признаками: во-первых, эти проблемы затрагивают интересы всего человечества, а в перспективе и будущее существование человеческого общества , т.е. имеют общепланетарный характер; во-вторых, эти проблемы проявляют себя как объективные характеристики развития общества во всех или в большинстве регионов мира; в-третьих, нерешенность их создает угрозу для будущего человечества, препятствует прогрессу общества, что делает их неотложными; в-четвертых, они могут быть решены только благодаря усилиям всего мирового сообщества, большинства или многих государств; в-пятых, они предполагают примат международного права , т.е. неукоснительное соблюдение всеми государствами международных норм, повышение роли институциональных механизмов современного международного права , осознание всеми значимости международного суда как конечной инстанции по разрешению международных споров юридического характера и важности международных переговоров на основе посредничества или партнерства при урегулировании споров политического, территориального, национального и другого характера.

Принято выделять несколько групп глобальных проблем:

  • международное сотрудничество и упрочение мира;
  • обеспечение прав и свобод человека ;
  • национальная и международная безопасность;
  • экология;
  • народонаселение или установление демографического равновесия планеты;
  • научно-техническая революция и использование ее результатов для преодоления отсталости;
  • международное сотрудничество в борьбе с преступностью и другими антиобщественными явлениями.

Указанные группы проблем тесно между собой связаны, а поэтому решение их взаимообусловлено и должно быть комплексным. Содержание их можно конкретизировать следующим образом:

  1. предотвращение мировой ядерной катастрофы, прекращение гонки вооружений, испытаний ядерного оружия ;
  2. обеспечение международного сотрудничества и партнерства в экономической, политической, экологической, духовно-культурной и других областях;
  3. преодоление разрыва в уровне экономического роста между государствами развитыми и развивающимися;
  4. ликвидация или уменьшение энергосырьевого, продовольственного, демографического кризиса (или предкризисного состояния), соблюдение требований экологии, совместное освоение космического пространства и т.д., т.е. создание условий выживания и нормального существования, относящихся к взаимоотношениям человека и среды обитания;
  5. использование достижений научно-технического прогресса для совершенствования систем здравоохранения и просвещения, социального и духовного развития личности и т.д.;
  6. международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, наркобизнесом, взрывами самолетов, попытками преступников скрыться от правосудия за рубежом, сбытом похищенного или «отмыванием» преступных доходов за границей, незаконным оборотом наркотиков, культурных ценностей и оружия и т.д.

Новое мышление государственных деятелей предлагает перешагнуть через то, что мир разделяет, ради общих человеческих интересов, ради жизни на Земле. Нормализация международных отношений в экономике , в сфере информации, в экологии может быть осуществлена на основе широкой интернационализации, партнерства, поиска баланса интересов государств, так как без этого невозможна стабильность на планете. Основной исходный принцип взаимоотношений между государствами и во внутренней политике каждого государства прост: ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, каких бы то ни было иных целей, что означает коренной отход от традиционных представлений о войне и мире. В глобальном ядерном конфликте не оказалось бы ни победителей, ни побежденных и неминуемо погибла бы вся цивилизация. Соответственно в основу международной политики должны быть положены общечеловеческие морально-этические принципы и нормы, способные гуманизировать межгосударственные отношения. В этом контексте решение глобальных проблем экономического развития, экологии и др. должно служить обеспечению прочного и справедливого мира, с одной стороны, развитию личности, общества и государства - с другой. Провозглашен и осуществляется приоритет общечеловеческих ценностей, прежде всего выживания и прогрессивного развития человечества. Отсюда конверсия, закрытие ядерных полигонов, цивилизованное решение экономических и экологических проблем.

Законодательство России по глобальным проблемам приводится в соответствие с международными стандартами. Но, к сожалению, в России имеются большие трудности, связанные с Чернобылем и событиями, порожденными переходным периодом в развитии общества и государства. В результате не все государственные программы полностью финансируются, не все законодательство материально и организационно обеспечено.

По существу, все глобальные проблемы современности входят в содержание экономической, политической, социальной и духовно-культурной функций каждого государства, но в разной мере и степени реализуются в жизни.

Положение дел с экологией, продовольствием, энергетическими ресурсами и т.д. диктует необходимость повышения ответственности мирового сообщества за решение глобальных проблем или продвижение по пути к их решению. Необходимы научные методы решения глобальных проблем и социальные условия претворения их в жизнь, что также входит в содержание функций государств. При этом центральным звеном стратегии должно быть развитие международного сотрудничества государств, объединение усилий всего человечества путем расширения политических, экономических, гуманитарных и культурных связей, совершенствования средств коммуникации на основе утверждения в международных отношениях нового политического мышления, исходящего, как уже отмечалось, из приоритета общечеловеческих идей справедливости и солидарности.

Общая теория права и государства не может акцентировать внимание на перспективах эволюции отдельных правовых систем. Эта наука ставит вопрос о судьбах права и государства вообще. И в решении его легко впасть в утопию, уйти в заоблачные дали. Если же не отрываться от мировых реалий, следует констатировать следующие моменты:

1. Все большее усложнение общественных отношений, что, естественно, диктует потребность в таких инструментах, как государство и право.

2. Глобализацию ряда проблем (о некоторых из них речь шла в предыдущих разделах), требующих в своем разрешении усиления роли права и государства.

3. Рост социальных конфликтов, предполагающих государственно-правовой инструментарий их преодоления.

4. Возросшее стремление людей к свободе, которая только и возможна в рамках права и при поддержке государственных институтов.

5. Основное направление эволюции права и государства - в сближении национальных систем в силу ограниченности земного пространства, близости народов и необходимости общих решений.

Негативное отношение к государству и неправовым законам , от него исходящим, может иметь место только там, где законодательство и государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в этой связи вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих обстоятельств видеть некие общесоциальные (общечеловеческие) потребности, то именно с ними и следует связывать судьбы права и государства. Хорошо сравнение изобретения права с изобретением колеса. Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей (колесование), но куда в большей степени оно используется для обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную роль государственно-правового механизма.

Как правило, именно политическая верхушка страны выступает в сознании населения как исходная причина неудовлетворительного экономического положения людей, равно как и связанной серии социальных проблем. Такой основной вывод можно извлечь из результатов качественного дистанционного исследования Белорусской аналитической мастерскойОбщественное мнение Беларуси о проекте «Модернизация для Беларуси» .*

Зачастую проблемы государства в восприятии людей оказываются тесно связаны с их личными проблемами, поэтому четко развести их не всегда оказывается возможным: первые с неизбежностью вытекают из вторых (как и наоборот). Естественно, что тяжелое материальное положение отдельных людей и их семей чаще всего рассматривается во взаимосвязи с экономической ситуацией во всей стране (беспрецедентный рост цен в «кризисном» 2011 году, значительное снижение покупательной способности населения, девальвация, проблема доступности жилья и т.д.). В то же время, к примеру, проблема воспитания молодого поколения оказывается связанной с недостаточной (или неверной) деятельностью государства в сфере социальной политики (речь идет о закрытии бесплатных кружков для детей, переводе их работы на коммерческие основания; загруженность педагогов работой с документацией, что создает серьезные препятствия для полноценной работы с детьми; алкоголизация же в молодежной среде понимается как результат зацикливания власти на самой себе, как результат того, что государство мало внимания уделяет проблемам населения, а больше заботится о пополнении бюджета (а значит, об обогащении чиновников), что недопустимо для действительно социально ориентированного государства).

Респондент 1 (пенсионер) : Я считаю, что если государство социально направленное, то в первую очередь оно должно обратить внимание на население.

Таким образом, следует отметить главное: частные проблемы населения, будучи положенными чаще всего в сферу экономики, не могут быть рассмотрены в отрыве от проблем общегосударственных: они являются следствием и продолжением неблагоприятной экономической ситуации в стране, которая, в свою очередь, понимается как результат неправильных действий властей (прежде всего) и, одновременно, как следствие сложившегося менталитета населения.

Однако, наряду с этим, причины некоторых частных проблем населения могут естественным образом находиться в сфере индивидуальных действий, т.е. в компетенции отдельной личности (или семьи).

: Я считаю, что я не очень хорошо живу, но все равно я поддерживаю [деятельность властей]. Я считаю, что в этом не государство виновато, [что я так живу], а мои внутренние проблемы, с которыми я не могу справиться самостоятельно: допустим, то, что мой муж начал пить и ушел из семьи...

Кстати говоря, именно семья является тем уровнем социального взаимодействия, на котором индивидуальное влияние может оказываться единственно действенным и действительно необходимым, в то время как решение общегосударственных проблем перекладывается на чиновничий аппарат (причем не столько в силу безразличного отношения населения к проблемам страны, сколько по причине отсутствия реальных возможностей отдельных граждан влиять на общую ситуацию).

Респондент 1 (пенсионер) : Беда наша самая большая в том, что мы в семье своей не можем навести порядок. Вот если б каждый в своей семье навел порядок, и он мог бы управлять этим… Я за то, что каждый должен навести порядок в своей семье.

Отсутствие возможности у населения влиять на положение вещей в стране уже само по себе может быть названо в качестве серьезной общегосударственной проблемы – проблемы, лежащей в сфере политики. Авторитарная (или даже диктаторская) власть бессменного лидера часто – прямо или косвенно – упоминается как первопричина всех остальных внутригосударственных проблем: как политических (например, ущербность внешней политики), так и экономических (неправильное распределение материальных средств внутри страны). В данном случае, политические и экономические проблемы оказываются тесно переплетены и взаимосвязаны.

Респондент 3 (педагог) : Я очень уважаю такие страны, как США, Канада – у них в Конституции четко написано, что каким бы хорошим не был их глава государства, он может быть главой государства только два срока, потом все. Я думаю, они же не зря так посмотрели. Как у нас – не знаю. Может, у нас все по-другому. Я считаю, что нужно обновлять… Возьмите Германию ту же: там обновляется полностью аппарат, там у них как бы хорошо не было, все равно обновляется аппарат, через какое-то время приходит новое руководство.

Респондент 4 (пенсионер) : Не может человек, даже самый умный, самый интеллектуальный, самый развитый, самый-самый человек не может управлять всем и вся.

В то же время, именно жесткая единоличная власть может быть воспринята и как гарант стабильности, порядка и целостности страны (в условиях постоянной борьбы с внешними посягательствами).

Респондент 2 (работающий пенсионер) : Ну, вот, как выражаются, «диктаторская власть»… Я считаю, что это [правильная] инициатива нашего президента, что он может наладить жесткие рамки для кого-то. Рамки не для простого народа, а хотя бы для своих подчиненных близких: вот он им говорит «делайте так» и они делают. Для этого ж надо иметь власть, чтобы подчинить людей себе!.. Если б наше правительство не предпринимало усилий, чтобы сохранить наше государство, нас уже давно б разворовали и растащили… и растоптали бы!

Из сказанного важно сделать правильный вывод: в восприятии населения проблемы государства (политические, экономические, социальные) тесно связаны с проблемами личными (особенно когда речь идет об экономической стороне жизни), но говорить о единственном понимании вторых как следствии неправильных действий руководства страны было бы неверно: в некоторых случаях действия властей могут получать положительную оценку и находить своих защитников. В то же время, по результатам рассматриваемых 4 фокус-групп, видно, что чаще всего именно политическая верхушка страны выступает в сознании населения как исходная причина неудовлетворительного экономического положения людей.

Далее перечислим основные положения, высказанные в фокус-группах, в том порядке, в каком они соответствуют порядку проведения и структуре дискуссий: от актуальных проблем государства и населения мы будем переходить к описанию восприятия существующей ситуации в стране и ожиданиям населения, заканчивая разговором о геополитических ориентациях и оценкой инициативы «Европейский диалог о модернизации» – и так последовательно по каждой из четырех фокус-групп.

Группа 1: пенсионеры.

Личная диктаторская президентская власть и, как следствие, ущербность проводимой внешней и внутренней политики (неприятие соседей, гонор, злоба), ложь властей и СМИ; отсутствие честных выборов как таковых; отсутствие свободы слова, зажатость оппозиции;

Плачевное состояние экономики, отсутствие позитивной перспективы; низкая конкурентоспособность отечественных товаров; уход специалистов с крупных государственных предприятий; слабое развитие частного сектора в экономике и преобладание государственной собственности; проведение политики заимствования денег;

Энергетическая зависимость;

Безынициативность чиновников низшего уровня, неготовность брать на себя ответственность;

Алкоголизация населения.

Как уже отмечалось, личные проблемы населения тесно переплетены с общегосударственными:

Алкоголизм близких;

Проблема взаимопонимания в семье (отношения с детьми, внуками);

Отсутствие ощущения свободы, зажатость, страх;

Экономическая зависимость молодого поколения от старшего (отсутствие возможности отдельно жить, нерешенная жилищная проблема);

Проблемы со здоровьем;

Материальные трудности.

О сложившейся экономической ситуации в стране следует говорить как о значительно ухудшившейся по сравнению с докризисным временем, когда еще можно было говорить хоть о какой-то стабильности. Наступление 2011 года со всеми своими негативными явлениями мало кому позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, чаще всего участники фокус-группы говорят об ожидании дальнейшего ухудшения ситуации. Наряду с этим, звучат и высказывания, несущие в себе осторожное выражение надежды на лучшее будущее. Хотя есть и явные оптимисты – это те люди, которые склонны одобрять действия властей.

Группа 2: студенческая молодежь.

Актуальные проблемы государства:

Отсутствие свободы слова; страх, запугивание народа; конфликт власти с населением и с оппозицией;

Государство в «лице конкретного человека» подставляет население ради «удержания у власти» (пример: непонятная ситуация со взрывом в метро);

Толерантность, безразличие («абыякавасць») белорусов;

Экономический кризис; несоответствие высоких цен низким зарплатам; слабое развитие отраслей экономики; неиспользованное геополитическое положение республики; отсутствие модернизации заводов, безрезультатный поиск инвесторов, неправильное распределение средств (Респондент 5 (студентка): [У нас] неправильное распределение средств. Получается, что во всем власть виновата, власть же распределяет средства! Она собирает эти средства, какую-то половину, может быть, берет себе на карман (я даже не сомневаюсь в этом), а остальное распределяет неправильно. Какую-то модернизацию нужно делать, что-то обновлять, искать инвесторов. А они что делают? А они в колхоз все: курочке, козочке…)

Недостаточная помощь студентам и молодым специалистам;

Неуважение к старости, низкие пенсии;

Жилищная проблема у молодых семей;

Неразвитость развлекательной инфраструктуры в Минске (Респондент 6 (студентка) : «Минск – это большая деревня… У нас ничего интересного не происходит» ).

Из перечисленных проблем, отнесенных к общегосударственным, легко могут быть выведены и личные проблемы данной группы населения.

По сравнению с 2011 годом улучшение экономического положения в стране не может быть констатировано участниками данной фокус-группы. Единственное, о чем можно говорить – это о стабилизации ситуации, о прекращении скатывания вниз, пусть и временном (в ближайшем будущем не исключается повторение событий 2011 года, т.к. ни тогда, ни сейчас соответствующих выводов сделано не было, а политика властей осталась прежней – направленной на получение и «проедание» кредитов).

Респондент 7 (студент) : Ну, сейчас от России какая-то помощь, а потом все равно деньги закончатся. Будет повторение [событий 2011 года], мне кажется.

Респондент 8 (студент) : Все может быть… Но если, в принципе, никаких изменений не произошло, и идет та же политика, то тогда, наверное, будет [еще] кризис…

Группа 3: смешанная (молодые специалисты, сотрудники частных и государственных предприятий).

Актуальные проблемы государства:

Неизменность политического режима;

Взаимное неуважение между президентом и народом (и возникновение агрессии как следствие этого);

Плохие отношения с Западом; отсутствие постоянства в законах, в проводимой внешней и внутренней политике;

Экономический кризис, несоответствие низких зарплат высоким ценам; неудовлетворительный инвестиционный климат; «грабительские» кредиты для населения;

Нерентабельное производство в государственном секторе («раздутость» штата и, как следствие, низкие зарплаты), устаревшее оборудование; низкое качество отечественной продукции; недостаток рабочих кадров в строительной сфере;

Актуальность импортозамещения;

Неразвитость частного сектора;

Жилищная проблема для молодых семей (и снижение рождаемости как следствие ее нерешенности);

Из некоторых общественных проблем вытекают личные: низкие доходы, нерешенная жилищная проблема. Здесь же может быть названа и проблема воспитания детей.

Говоря об оценке нынешней экономической ситуации, следует отметить, что существенного улучшения, по мнению участников фокус-группы, нет.

Респондент 9 (молодой специалист) : Никак не изменилось положение [сейчас], только доллары появились в продаже. По-моему, уровень зарплат, стоимость продуктов и вещей остались такими же. Единственное, может быть, техника сейчас стала дешевле…

Вместе с тем отмечается, что в экономическом отношении нет веры в лучшее будущее, нет никакой стабильности (кроме «стабильности кризиса»), поэтому многие уезжают из Беларуси на заработки – и так, вероятно, будет продолжаться.

Респондент 10 (ИТР) : Если так и дальше будет, я и сам разбегусь на все 4 стороны.

На фоне неопределенности ситуации ожидания, в целом, пессимистичные.

Владимир, 31 год, инженер-энергетик: То, что сейчас стабильность какая-то, так я вижу, что она закончится через пару месяцев… С двухлетней периодичностью какие-то кризисы случаются. Я думаю, так и будет продолжаться.

Респондент 11 (работница сферы услуг) : Мне кажется, что это затишье перед бурей. Опять может что-нибудь быть.

Группа 4: работники бюджетной сферы.

Актуальные проблемы государства:

Недостаточное финансирование бюджетной сферы;

Отсутствие стабильности, уверенности в завтрашнем дне;

Низкие темпы экономического роста; несоответствие низких доходов высоким ценам; «проедание» кредитов; неправильное распределение средств;

Проблема некачественных продуктов питания;

Высокая заболеваемость среди детей;

Необходимость развития частного сектора при одновременном ограничении государственной собственности;

Устаревшее оборудование;

Плохие отношения с Европой;

Отсутствие свободы слова и демократии;

Крайне низкий уровень жизни населения в деревнях;

Жилищная проблема для молодых семей; проблема поддержки молодых семей вообще;

Проблема обеспечения импортными лекарствами (конкретно медицинская проблема);

Отсутствие действительной поддержки культуры со стороны государства (в общеобразовательных школах убрали предмет «мировая художественная культура», сокращаются часы по предмету «музыка», есть недобор в музыкальных школах и т.п.):

Респондент 12 (педагог) : Идет уже не первый год создание нации, которой культура вообще не нужна. Хотя пыль в глаза пускается замечательно, на мой взгляд: все у нас вроде бы хорошо, но на самом деле все у нас очень печально, очень печально…

Излишняя формализация работы в бюджетной сфере (постоянная работа с документацией)

Личные проблемы населения связаны, прежде всего, с тяжелым экономическим положением.

Как и в других группах, здесь совершенно однозначно отмечается ухудшение ситуации в стране в связи с экономическим кризисом. Временная стабилизация ситуации не вызывает оптимизма, веры в лучшее будущее нет (причем возможное ухудшение ситуации может быть связано с этапом, который наступит сразу после проведения парламентских выборов). Можно говорить лишь о том, что люди стараются приспосабливаться к неблагоприятной ситуации, однако ожидание будущего связано с ожиданием ухудшения ситуации.

Респондент 13 (врач) : Нет [улучшения]. Уверенности нет. И стабильности какой-то нет.

Респондент 14 (педагог) : А что остается? Больше ничего…

Респондент 13 (врач) : Оптимизма вообще какого-то нет.

Продолжение следует

------

*В июле-августе 2012 года Белорусская аналитическая мастерская провела качественное дистанционное исследование с использованием метода групповых фокусированных интервью (фокус-групп) – всего 8. Средняя продолжительность одной дискуссии – 100 минут. Были изучены и обобщены мнения и суждения различных групп населения о социально-экономической и политической ситуации в Республике Беларусь, гео-политические ориентации жителей, дана оценка отношения населения к инициативе «Европейский диалог по модернизации». Результаты анализа представлены в виде отчета, структура которого соответствует очередности проведения фокус-групп и их внутренней структуре.

Глобальные проблемы человечества затрагивают нашу планету в целом. Поэтому их решением занимаются все народы и государства. Этот термин появился в конце 60-х годов XX века. В настоящее время существует специальная научная отрасль, которая занимается изучением и решением глобальных проблем человечества. Она носит название глобалистика.

В этой сфере работают научные специалисты различных областей: биологи, почвоведы, химики, физики, геологи. И это неслучайно, ведь глобальные проблемы человечества носят комплексный характер и их появление не зависит от какого-то одного фактора. Наоборот, очень важно учитывать экономические, политические, а также социальные изменения, происходящие в мире. От того, насколько правильно будут решаться современные глобальные проблемы человечества, зависит жизнь на планете в будущем.

Необходимо знать: некоторые из них существовали давно, другие, достаточно «молодые», связаны с тем, что люди начали негативно воздействовать на окружающий мир. Из-за этого, например, появились экологические проблемы человечества. Их можно назвать главными трудностями современного общества. Хотя сама по себе проблема загрязнения окружающей среды появилась уже давно. Все разновидности взаимодействуют друг с другом. Часто одна неприятность провоцирует возникновение другой.

Иногда бывает, что глобальные проблемы человечества удаётся решить и полностью избавиться от них. В первую очередь это касается эпидемий, которые угрожали жизни людей на всей планете и приводили к их массовой гибели, но затем они были остановлены, например, с помощью изобретённой вакцины. В то же время появляются совершенно новые проблемы, которые ране были обществу неизвестны, или уже существующие вырастают до мирового уровня, например, истощение озонового слоя. Причиной их возникновения является деятельность человека. Проблема загрязнения окружающей среды позволяет увидеть это очень чётко. Но и в других случаях ясно прослеживается тенденция влияния людей на те несчастья, которые случаются с ними и угрожают их существованию. Итак, какие проблемы человечества, имеющие планетарное значение, существуют?

Экологическая беда

К ней приводят ежедневное загрязнение окружающей среды, истощение земных и водных запасов. Все эти факторы вместе могут ускорить наступление экологической катастрофы. Человек считает себя царём природы, но в то же время не стремится сохранить её в первозданном виде. Этому мешает и индустриализация, которая идёт быстрыми темпами. Негативно воздействуя на свою среду обитания, человечество разрушает её и не задумывается над этим. Не зря разработаны нормы загрязнения, которые регулярно превышаются. В результате этого экологические проблемы человечества могут приобрести необратимый характер. Чтобы этого избежать, надо обратить внимание на сохранение флоры, фауны, попытаться сберечь биосферу нашей планеты. А для этого необходимо сделать производство и другие виды деятельности человека более экологичными, чтобы воздействие на окружающую было менее агрессивным.

Демографическая проблема

Население планеты растёт быстрыми темпами. И хотя «демографический взрыв» уже пошёл на убыль, проблема всё равно остаётся. Ухудшается ситуация с продовольствием, природными ресурсами. Их запасы уменьшаются. Одновременно возрастает негативное влияние на окружающую среду, невозможно справиться с безработицей, нищетой. Возникают трудности с образованием, здравоохранением. Решение глобальных проблем человечества такого характера взяла на себя ООН. Организация создала специальный план. Один из его пунктов - программа планирования семьи.

Разоружение

После создания ядерной бомбы, население старается избежать последствий её применения. Для этого подписываются договоры между странами о ненападении и разоружении. Принимаются законы о запрете ядерных арсеналов, прекращении торговли оружием. Президенты ведущих государств надеются таким образом избежать начала Третьей мировой войны, в результате которой, как подозревают, может быть уничтожено всё живое на Земле.

Проблема с продовольствием

В некоторых странах население испытывает недостаток продуктов питания. Особенно от голода страдают жители Африки и других третьих стран мира. Для решения этой проблемы созданы два варианта. Первый направлен на то, чтобы пастбища, поля, зоны рыболовства постепенно увеличивали свою площадь. Если следовать второму варианту, надо не увеличивать территории, а повышать продуктивность существующих. Для этого разрабатываются новейшие биотехнологии, способы мелиорации, механизации. Создаются высокоурожайные сорта растений.

Здоровье

Несмотря на активное развитие медицины, появление новейших вакцин и препаратов, человечество продолжает болеть. Причём многие недуги угрожают жизни населения. Поэтому в наше время активно ведётся разработка способов лечения. В лабораториях создаются вещества современного образца для эффективной иммунизации населения. К сожалению, наиболее опасные болезни XXI века - онкология и СПИД - остаются неизлечимыми.

Проблема Мирового океана

В последнее время этот ресурс не только активно исследуют, но и используют для нужд человечества. Как показывает опыт, он может обеспечивать продовольствием, природными ископаемыми, энергией. Океан является торговым путём, способствующим восстановлению связи между странами. В то же время его запасы используются неравномерно, на его поверхности ведутся военные действия. Кроме того, он служит базой для захоронения отходов, в том числе и радиоактивных. Человечество обязано беречь богатства Мирового океана, избегать загрязнения, рационально использовать его дары.

Освоение космоса

Это пространство принадлежит всему человечеству, значит, все народы должны использовать свой научный и технический потенциал для его исследования. Для глубокого изучения космоса создаются специальные программы, в которых используют все современные достижения в этой области.

Люди знают о том, что если эти проблемы не исчезнут, планета может погибнуть. Но почему же многие не хотят ничего предпринимать, надеясь, что всё исчезнет, «рассосётся» само собой? Хотя, по правде говоря, лучше такое бездействие, чем активное уничтожение природы, загрязнение лесов, водоёмов, уничтожение животных и растений, особенно редких видов.

Невозможно понять поведения таких людей. Им не мешало бы задуматься о том, что жить, если, конечно, это будет ещё возможно, на погибающей планете придётся их детям и внукам. Не надо рассчитывать на то, что кто-то сможет избавить мир от трудностей за короткое время. Глобальные проблемы человечества могут быть решены только сообща, если всё человечество приложит к этому усилие. Угроза уничтожения в ближайшем будущем не должна пугать. Лучше всего, если она сможет простимулировать потенциал, заложенный в каждом из нас.

Не надо думать, что одному трудно справиться с мировыми проблемами. От этого кажется, что действовать бесполезно, появляются мысли о бессилии перед трудностями. Смысл в том, чтобы объединить усилия и помочь процветанию хотя бы своего города. Решить маленькие проблемы своего места обитания. А когда такой ответственностью перед собой и своей страной начнёт обладать каждый человек на Земле, масштабные, глобальные проблемы также будут решены.

Термин «общество» используется в широком и узком смыслах. К примеру, в бытовой лексике обществом часто называют любой человеческий коллектив независимо от его занятий и размеров. Среди научных значений термина выделяются два: широкое и узкое. В наиболее широком понимании обществом называют ту часть мира, которая выделена из природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» обозначает «социальность вообще», «выступающую как антитеза природы и природного» , то есть системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям как коллективной, так и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они встраиваются в особый мир, отличный от природы и выделенный из нее. В этом значении понятие «общество» синонимично понятиям «социокультурная реальность», «надорганический мир», «социум», «социальная форма движения материи», с помощью которых различные социально-философские школы передают субстанциальную специфику неприродных реалий нашего мира.

Второе значение является существенно более узким и представляется более актуальным и применимым для настоящего исследования. Общество в таком понимании - это особый человеческий коллектив, обладающий самодостаточностью и способный создавать все необходимые условия для своей жизни, в том числе формировать людей как социальных существ. В этом контексте общество выступает как «совместная форма деятельности людей по производству материальных и духовных ценностей» . Именно в таком значении термин «общество» используется для обозначения автономных очагов социальности, реальных или типизированных сообществ людей.

Переходя к значениям термина «государство», мы должны отметить их множественность. Обобщая все возможные определения, мы можем выделить две наиболее популярные трактовки. В первом случае (широкая трактовка) государство понимается как страна, то есть реальная группа людей, имеющая конкретные координаты в пространстве и истории, существующая на политической карте мира и «находящаяся под властью одной определенной государственной машины» . Именно такое значение этого термина имеют в виду, когда называют число государств в Европе, Азии или Африке. Такое словоупотребление не является точным. Исторический опыт человечества свидетельствует о том, что были общества без государства и существовали общества, которые утрачивали собственную государственность. Хорошей иллюстрацией сказанному является индийское общество времен британской колониальной империи. В этот период своей истории индийское общество полностью утратило свою государственность, но продолжало существовать как самовоспроизводящийся социальный коллектив.

Государство в узком значении этого термина, которое мы будем использовать в этой статье, выступает как определенный социальный институт, как особая организация, обладающая уникальной публичной властью и специализированным функциональным механизмом управления обществом. Будучи частью общества, в течение уже многих тысячелетий государство призвано «следить за сохранением жизнеспособности общества» , «обеспечивать политическую и административную целостность, координировать различные сферы его жизни» , выполнять всеобщие регулятивные функции по отношению к нему, являясь своего рода инструментом для решения общественных задач (хотя нередко в статусе общественных выступают задачи и интересы господствующего класса).

Государство является изначально чисто функциональным институтом, который в отличие от общества как самоцельной системы создается зачем-то, с какой-то целью. Государство, как писал Ф. Энгельс, «изобретается» людьми. Люди не могут уснуть в обществе, в котором не существует этот институт, и пробудиться при неизвестно откуда взявшейся системе государственного управления. С возникновением государства общество и государство начинают существовать в неразрывном единстве.

Итак, от определения основных понятий перейдем к анализу интеракций, в которые вступают государство и общество в процессе своего существования.

Общество первично по отношению к государству. Никто не оспаривает факт, вполне подтвержденный различными научными исследованиями и социальным опытом, что в любой части земного шара вначале появлялось и существовало, принимая самые различные догосударственные формы (фратрия, племя, род и т. д.), человеческое общество, а затем на его фундаменте и из его среды вырастало государство. Из накопленного богатого этнографического материала нам известны общества, которые не обладают своей собственной государственностью и между тем реально существуют.

Такая хронологическая первоочередность общества по отношению к государству в теоретическом плане означает то, что общество обладает определенным приоритетом перед государством уже в силу факторов его генезиса.

Государство есть продукт развития общества и главная управляющая им система. Государство как определенный институт создается на основе общества, рождается из него и во многом изначально обусловливается его характером. Возникнув на определенном этапе развития человеческого общества вследствие социальных, экономических и других закономерностей, государство стало его основной политической системой. В своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельс дает этому следующую характеристику: «…государство никоим образом не представляет из себя силы, извне навязанной обществу... Государство есть продукт общества на известной ступени развития... эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство» .

Государственно-организованное общество получило принципиально новые возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, науки, нравственных устоев.

Существует корреляция между уровнем развития государства и уровнем породившего его общества. Чтобы обосновать это, необходимо ответить на вопрос: могло ли современное капиталистическое государство возникнуть и успешно развиваться, скажем, на фундаменте рабовладельческого общества или наоборот? Ясно, что ответ на этот вопрос будет отрицательным, хотя в истории можно найти примеры рассогласования, свидетельствующие о возможности симбиоза буржуазных отношений с докапиталистическими укладами или капиталистического общества с полуфеодальным государством. Примером тому - система рабства в южных штатах США в XIX в., Российская империя XIX - начала XX в.

Другой, еще более актуальный на сегодняшний день вопрос: можно ли представить себе современную форму демократического политического устройства в обществе, где подавляющая часть населения с экономической точки зрения не относится к среднему классу и в большей своей массе является носителем политарной ментальности?

Ответ на этот вопрос весьма неоднозначен. Однако если иметь в виду проблему в целом, ответ будет отрицательным, поскольку в основе функционирования каждого из указанных выше типов общества находятся совершенно разные социально-политические предпосылки, отличающиеся друг от друга социальная и экономическая база, разные ментальности, адаптированные к определенной государственной специфике.

Также следует заметить, что связь общества с государством вовсе не означает строгой детерминированности государственного механизма общественной средой. Общество по степени своего развития, по своим нормам может стоять значительно выше того государственного строя, в рамки которого его укладывает или в которых его держит власть. Яркий пример этого состояния - Испанские Нидерланды середины XVI в., Франция времен реставрации монархии Бурбонов и т. д.

Также возможна и обратная ситуация, которая тоже часто случается в истории, когда власть направляет общество в государственные формы, к которым оно пока не подготовлено. Хороший пример такой ситуации - радикальные и стремительные реформы в России 90-х гг. XX в. или современный Ирак и Афганистан, в которых Соединенные Штаты пытаются выстроить современную модель демократического государства на общественном субстрате, совершенно не готовом к этому.

Резюмируя вышесказанное, мы можем заметить явное наличие прямых и обратных связей между государством и обществом. Являясь относительно самостоятельным институтом, обладающим большими по сравнению с отдельным индивидом материальными, организационными и иными ресурсами, государство оказывает сильное воздействие на общество, подвергаясь в свою очередь обратному влиянию со стороны общества.

Существует еще одна крупная проблема в линии отношений «государство - общество». Речь идет о том, что в процессе взаиморазвития происходит отчуждение государства от общества. Имея своим материнским субстратом общество, возникнув на его основе, государство начинает играть в нем особую роль, постепенно от-чуждаясь от него, приобретая собственное бытие и тенденции развития. С точки зрения марксизма «буржуазное государство» представляет собой власть эксплуататорского меньшинства. Сторонники этого направления полагают, что создание государства, учрежденного на социалистических принципах, ликвидирует социальные основы отчуждения. Хотя особо отмечается, что полностью отчуждение ликвидировано быть не может. Из этого делается вывод, что проблема отчуждения может быть снята только с отмиранием самого государства - в условиях созданного безгосударственного коммунистического управления. В этот момент общество, по словам Энгельса, «отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором» .

Существуют и альтернативные марксистскому взгляды на проблему отчуждения. К ним можно отнести и анархизм с его неприятием государства как такового, и различные либеральные теории, согласно которым современное государство, выстроенное на принципах демократии, широком осуществлении прав и свобод личности и обладающее сильным гражданским обществом, в целом объективно воспринимает и выражает интересы общественного большинства, в силу чего проблема отчуждения государства от общества преодолевается и теряет свою былую остроту.

Историю взаимоотношений государства и общества можно представить как поиск оптимальных форм взаимосоответствия. В таком контексте вся история человечества может быть фактически представлена не только как стремление человека совершенствовать самого себя и окружающую социальную среду - человеческое сообщество, но и как постоянные попытки найти более эффективную форму организации своей жизни - более совершенную форму государства. В настоящее время в условиях глобализации мира и мирового финансового кризиса идет поиск новых форм организации человеческого сообщества в виде межгосударственных и наднациональных институтов. Причем важно отметить, что поиск новых форм организации общественной жизни, независимый от того, идет ли речь о государственной или надгосударственной форме, на протяжении всей истории существования человеческой цивилизации происходил не самопроизвольно, а в тесном взаимодействии с процессом развития их социального содержания, то есть с учетом характера и уровня развития общества.

Рассматривая характер соотношения государства и общества с точки зрения формы и содержания, нельзя, конечно, чрезмерно преуменьшать или наоборот - преувеличивать, абсолютизировать силы и роль государства по отношению к обществу, с одной стороны, и общества по отношению к государству - с другой.

Подводя итоги, скажем, что как государство, так и общество являются многоплановыми и исторически изменяющимися явлениями, которые существуют в неразрывном единстве, но тем не менее обладают относительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Понятие «государство» есть политическое понятие, оно представляет собой ядро политической философии. Понятие «общество» имеет более широкое значение и включает в себя все сферы жизни, в том числе и политическую.

Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. - М., 1978. - С. 190.