Алхимию можно отнести к разделу оккультных наук. Она учит достигать сути каждой отдельной вещи. Каждый из нас привык воспринимать ее исключительно как псевдонауку. Действительно, большинство алхимиков занимались ею исключительно из корыстных побуждений (например, добыча золота). Однако, в то время, когда она только появилась алхимия, несла преимущественно философский смысл, который давал четкое определение устройству мира и человека. Еще одна вещь, которая приходит на ум при слове «алхимия» - магия.

Алхимию можно отнести к разделу оккультных наук // Фото: agniyogi.ru


Настоящие алхимики, активно занимающиеся данной деятельностью, восхваляют единство мира. Можно даже сказать, что они принимают участие в процессе его космического творения. Также некоторые люди полагают, что алхимия напрямую связана с зельевареньем. Вот в этом утверждении можно найти некоторый смысл. В ней очень часто практикуется смешивание различных ингредиентов для достижения определенного результата.

Возникновение слова «алхимия»

Само слово «алхимия» может ответить на вопрос, что это такое. Происхождение псевдонауки уходит корнями в Древний Свет. Изначально она начала возникать в Древней Греции, а затем перебралась в Египет, Рим и последовала на Восток. К сожалению, нельзя точно сказать значение термина, потому как алхимия обладает огромным количеством корней. Одна из версий гласит, что название связано со словом Chymeia, которое переводится, как «наливать» или «настаивать». Оно как-раз указывает на связь с врачебной практикой.

Иная версия утверждает, что термин происходит от Khem. Это слово когда-то обозначало земли, на которых находится Египет. Более древние источники говорят, что она связанна со словами «хемевсис» и «хюма». Переводятся они как смешивание, лист или же поток.


Само слово «алхимия» может ответить на вопрос, что это такое // Фото: ekabu.ru

Центральный элемент алхимии

Центральным элементом псевдонауки можно считать философский камень. Он известен как некий эликсир, обладающий способностью превращать любую вещь в изделие, выполненное из благородного металла. Во все времена этот эликсир описывали не только как обычный камень. Часто он принимал форму порошка или жидкости.

Часть адептов представляет нам способ приготовления данного «Великого Магистерия». К примеру, Альберт Великий изобрел для себя рецепт, в котором использовал ртуть, окалину серебра, мышьяк и нашатырный спирт. Все компоненты должны пройти через несколько стадий очищения, затем смешиваются, подогреваются и перегоняются до тех пор, пока не образуется белая субстанция. По словам алхимика она в итоге должна превратиться в твердую кристаллообразную массу. Способности философского камня не ограничивались превращением металлов. Алхимики Возрождения и даже Средневековья утверждали также, что с помощью эликсира можно выращивать драгоценные камни, исцелять неизлечимые болезни, в разы увеличивать плодоносность растений. Также существовали версии, что с его помощью некоторые продлевали жизнь при этом сохраняя молодость.


Центральным элементом псевдонауки можно считать философский камень // Фото: interesno.cc

Изготовителя философского камня

Француз Николас Фламель, который активно занимался алхимией в XIV столетии, отнесен к тем деятелям, которым удалось изготовить эликсир. Якобы после того, как он наткнулся на трактат Авраама, посвятил всю свою жизнь на его расшифровку. На его страницах автор оставил рецепт реального «ключа к Долголетию». В результате долгой и кропотливой работы он «обрел» свое бессмертие.

Легенда приобрела распространения благодаря очевидцам. Несколько людей утверждали, что своими глазами видели Фламеля, который абсолютно не постарел даже спустя несколько лет после официальной даты смерти. Более того, после вскрытия могилы тела там не оказалось. В любом случае философский камень ни в коем случае не стоит рассматривать в качестве какой-то материальной субстанции. Некоторые адепты полагали, что это всего лишь истина, которая решала сложнейшую задачу герметизма. Иными словами, она могла избавить человека от первородных грехов.


ранцуз Николас Фламель, который активно занимался алхимией в XIV столетииhttp:// Фото: 900igr.net


Со временем алхимия стала на одну ступень с медициной и астрологией. Именно эта псевдонаука дала толчок к возникновению химии и медицины, как науки. Некоторые ученые химики иногда называют алхимию сумасшедшей матерью разумной дочери химии. Но, это не совсем верно. Несмотря на то, что и химия, и алхимия работают с природными материалами их цели и принципы кардинально отличаются друг от друга. Для химии обязательными являются химические элементы, а вот для алхимии – сам человек. Последняя также руководствуется философскими соображениями и моральными основами. Ее опыты проводятся не только при наличии физического тела. Для нее достаточно присутствия души.

ВВЕДЕНИЕ

До недавнего времени алхимия считалась самой туманной наукой, доставшейся нам в наследство от средневековых ученых. Если вы откроете какой-либо трактат XV века и попробуете его читать, то через некоторое время вы поймете, что без специальных знаний там ничего невозможно понять.

Именно поэтому об алхимии сложилось мнение, что она состоит из крайне замысловатых аллегорий, которые не имеют ни какой практической пользы и пригодны лишь для развлечений. Вовсе не трудно отрицать то, чего не понимаешь. Гораздо сложнее что-то понять и найти в древней науке определенный скрытый смысл.

Труды алхимиков действительно трудны для понимания. Но если вы имеете достаточно терпения и ума, если вы действительно желаете понять алхимию, то для начала необходимо изучить главные принципы этой науки. Поняв алхимию, вы научитесь использовать то, что для других кажется полной бессмыслицей.

Бытует ошибочное мнение, что алхимия является предшественницей химии. Однако, используя такой подход, невозможно ее понять как рациональную науку. Между ними весьма мало общего. Если химия основана на наблюдениях, которые тщательно фиксируются и систематизируются, то алхимия имеет противоположное направление. Она идет как бы изнутри, от духовного к физическому. То есть в химии знания (мысли) появляются в результате практических наблюдений. При этом происходит передача информации от материального явления (лабораторный опыт) к духовному (знания). В алхимии все наоборот. Здесь духовная идея воплощается в реальность. Хотя в некоторых случаях алхимия может использовать методы химии, но идея, заложенная в ней, резко отличается от того, что нам объясняют с детства. Настоящий алхимик сначала составляет формулу, а потом делает свои опыты.

История алхимии похожа на историю многих других незаслуженно забытых древних наук. Ее придумали египетские жрецы, которые из поколения в поколение производили таинственные опыты в тишине своих святилищ. Когда римляне завоевали Египет во II веке, то алхимия проникла в Европу. Эту дату считают началом европейской алхимии как науки. До нас дошли трактаты Гермеса, Останеса, Синезиуса, Зосимы, Клеопатры и Пелага об искусстве делать золото из других, менее благородных металлов.

Когда дикие племена гуннов (варваров) наводнили Европу, то мировая цивилизация переместилась на восток к арабам. Их талантливые ученые сделали из алхимии настоящее искусство, избавив ее от всего лишнего. Особенно прославились Авиценна, Гебер, Розер, Алфидиус, Калид, Мориен и Авензоора. Со временем арабы до предела усовершенствовали алхимию, и в таком виде она впоследствии досталась крестоносцам.

Алхимию создавал весь мир. Труды Аристотеля и других не менее известных античных алхимиков побывали на востоке, были там усовершенствованы и снова очутились в Европе. В Средние века появляются книги Алана де Лилля, Альберта Великого, Роджера Бэкона, Фомы Аквинского, Джорджа Липпи, Бартоломея, Нортона, Раймонда Луллия, Бернара Тревизана, Николая Фламеля и Василия Валентина. С именем последнего связан новый период развития алхимии, которая была соединена с магией и каббалой.

Наиболее знаменитым европейским алхимиком XVI века считается Парацельс, который основал целую школу, в которой были наиболее известны: Турнейсер, Дорн, Рох Бельи, Бернард Карцелянус и Кролиус. В то время в алхимии, как и во всякой серьезной науке, существовали оппоненты, которые противопоставляли школе Парацельса свои собственные научные взгляды. Это: Дионисий Захарий, Блес де Виженер, Гастон Главес, Виколь, Келли, и Сендивогий.

В XVII веке алхимия была великолепна! Многочисленные адепты трудились по всей Европе, доказывая своими опытами справедливость науки о трансмутациях (превращениях). Жажда искусственного золота охватила весь мир. Все христианские монастыри имели собственные лаборатории. Князья и короли щедро финансировали опыты алхимиков, надеясь первыми получить «Великое Деланье» (превращение свинца в золото). Именно в этот период появляется знаменитое общество Розенкрейцеров, об алхимических достижениях которых ходят самые невероятные легенды. В этот период наиболее известны имена Филарета, Мишеля Майера, и Планискампи.

Парацельс утверждал, что «алхимия позволяет превращать одно в другое». А Дионисий Захарий считал эту науку «естественной философией материальных предметов». Его дополнял Роджер Бекон, поясняя, что «алхимия – это наука приготовления некоего состава или эликсира, который, будучи прибавлен к несовершенным предметам, превращает их в совершенные». «Если обычная химия разрушает вещества, которые сформировала природа, то алхимия, напротив, помогает природе их совершенствовать», – писал в XVIII веке Пернетти.

Естественно, как и в любой науке в алхимии, были как настоящие ученые, так и мошенники, выдававшие свои вымыслы за реальные открытия. Однако настоящие ученые искали философский камень (эликсир) не из жадности, а из любви к искусству. В своих исследованиях они, как правило, использовали глубокие познания теории, предпочитая опыты с благородными металлами, чистыми веществами, в хороших лабораториях.

Наряду с гениальными учеными в алхимии трудились множество посредственных практиков-исполнителей, которые делали свои опыты вслепую. Хотя эти исполнители и не понимали причин наблюдаемых явлений, но благодаря многочисленным экспериментам периодически совершали полезные открытия. Именно такими исследователями были изобретены краски, кислоты и искусственные минералы. Они явились родоначальниками современной химии, которая со временем вытеснила алхимию, заняв ее место. В свое время Беккер писал, что «ложные алхимики ищут лишь способ делать золото. А настоящие алхимики-философы жаждут науки. Первые делают краски и поддельные камни. А вторые приобретают знание вещей».

В XVIII веке благодаря своей практической полезности, химия стала опережать алхимию. Открытия следовали одно за другим, в результате чего химия превратилась в общепризнанную науку. В то же время на алхимиков стали смотреть как на безумцев. С тех пор алхимия незаслуженно забыта, и в ней не сделано ни одного нового открытия. Остановившись в развитии, эта наука фактически перестала существовать. Немногочисленные последователи довольствуются лишь перепечаткой древних трактатов, не имеющих никакой практической ценности. В настоящее время сохранился лишь определенный интерес к истории алхимии, связанной с общей историей человеческого общества.

Справедливости ради надо заметить, что труды многих алхимиков опередили свое время. Поэтому они до сих пор не востребованы. В современной алхимии можно делать открытия не только путем практических экспериментов, но и изучая старинные научные манускрипты. В истории есть несколько примеров, когда истинные открытия были востребованы лишь спустя много столетий. Например, Пифагор утверждал, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца. Но только через две тысячи лет Коперник снова доказал миру эту старую истину…

Алхимия, рассадник безумцев или лоно современной науки?

Некоторые считают алхимию наукой, другие - магией и даже обычным обманом. Однако нет никаких сомнений в том, что на протяжении веков многие ученые изучали эту область.

Почему алхимия вызывает такие эмоции? Была ли алхимия чем-то большим, чем просто безумием сумасшедших умов? Есть много признаков того, что удивительная тайна мира связана с алхимией, открытие которой позволяет человеку совершать настоящие чудеса.

Что такое алхимия?

Алхимия является предварительной научно-философской традицией. Практикуется по всей Европе, Африке и Азии. Комбинированные элементы, содержащиеся в таких современных областях как химия, физика, металлургия, медицина, искусство, психология, парапсихология, астрология, мистика и религия.

Обычно алхимия известна изучением методов трансмутации неблагородных металлов (например свинец) в благородные, главным образом в золото. Кроме того, алхимики концентрируют свои усилия на создании или поиске философского камня, эликсира бессмертия и лекарства от всех болезней.

Было принято несправедливое мнение, что алхимия - это «искусство делать золото». Напомним, что алхимия была наукой, основанной на опыте, на эмпирическом исследовании природных явлений. Благодаря этому были открыты и испытаны свойства многих веществ, введены в производство процессы дистилляции, ферментации, сублимации и т.д. Однако, поскольку рецепты и описания практических экспериментов были пронизаны «секретным знанием», потому что составы были полны аллегорий, алхимики не внушали доверия многим современникам.

Стоит отметить, что алхимия не фокусировалась только на физическом аспекте нашей реальности. Алхимики придавали большое значение духовным вопросам. Они стремились не только к совершенству тела, но и к развитию духа.

Современные дискуссии по алхимии делятся на изучение ее практических применений и эзотерических духовных аспектов. Первые проводятся историками физических наук, изучая предмет с точки зрения достижений древних ученых, а также философский и религиозный контекст, в котором эти события имели место.

Духовные аспекты алхимии представляют интерес для исследователей в различных эзотерических областях, спиритуалистов, а также психологов и некоторых философов. Следует помнить, что алхимия также оказывает постоянное влияние на литературу и искусство.

Этимология понятия алхимия.

Слово «алхимия» было заимствовано от старого французского слова «алкемия», которое, в свою очередь, заимствовано из арабского языка (al-kimiya). Арабское слово заимствовано из позднегреческого chemeia (что означает «смесь» и относится к фармацевтической химии).

Это древнегреческое слово происходит от раннегреческого названия Египта (Хемия), основанного на египетском названии Египта - keme (означает «черная земля», противоположная красному песку пустыни).

История алхимии.

Алхимия включает в себя несколько философских традиций, которые развивались около четырех тысячелетий на трех континентах. К сожалению, в этих традициях обычно используется символический язык, который часто кодируется, что значительно усложняет отслеживание их взаимного влияния и взаимоотношений.

Можно выделить как минимум три основных направления алхимии, которые кажутся в значительной степени независимыми, по крайней мере, на ранних стадиях:

Китайская алхимия - сфокусирована на Китае и его сфере культурного влияния (тесно связана с даосизмом);
Индийская алхимия - ориентирована на индийский субконтинент (связанна с дхармическими верованиями);
Западная алхимия - развивается в бассейне Средиземного моря, центр которого на протяжении тысячелетий перемещался от территории Египта, через греко-римскую культуру и исламский мир к средневековой Европе. Западная алхимия разработала свою собственную философскую систему, которая была в значительной степени независимой от религии, хотя она оставалась под ее влиянием.

До сегодняшнего дня мы не знаем, имеют ли эти три ветви алхимии какое-либо общее происхождение, или они влияли друг на друга в некоторой степени.

Календарь развития алхимии:

3-й век до н.э. - великое развитие алхимии во времена правления Птолемея II в Александрии (285-246 гг. до н.э.). В это время развивались новые алхимические идеи (в том числе концепция философского камня, эликсира жизни).

1-й век н.э. - деятельность пророка Марии, которой приписывают изобретение аппарата для дистилляции.

Второе столетие нашей эры - первое упоминание о превращении обычных металлов в золото, встречающееся в буддийских текстах.

Третье столетие нашей эры - греческий алхимик по имени Зосимос, который жил в Панаполисе (Верхний Египет). Написал двадцать работ, в которых изложил все алхимические знания. Зосимос утверждал, что алхимия происходит со времен Древнего Египта (со времен фараонов), где она была областью священства (в настоящее время нет никаких доказательств).

250 год - так называемая дата папируса из Лейдена (также известный как папирус из Стокгольма), один из важнейших алхимических документов, сохранившихся до наших дней.

283-343 г. - самый старый китайский алхимик, оставивший свои знания на бумаге, - это Хе Хун. В своей книге (Пао Пу Идзу) он описал алхимические превращения, позволяющие создать средство для обеспечения бессмертия.

760-815 г. - жизнь и творчество арабского алхимика по имени Джабир ибн Хаян (известный на Западе как Гебер), считается величайшим алхимиком своего времени. Он значительно изменил теорию четырех элементов Аристотеля (земля, воздух, огонь, вода), к которым он добавил серу и ртуть.

850-925 г. - персидский алхимик Мухаммад ибн Закария аль-Рази, один из величайших врачей средневекового исламского мира.

9-й век - с этого периода поступают первые заметки, касающиеся производства пороха, что является одним из важнейших изобретений китайских алхимиков.

1144 год - издание арабской книги под названием «Книга о композиции алхимии».

1193-1280 г. - жизнь и деятельность одного из первых европейских алхимиков Альберта фон Больштадта, более известного как Альбертус Магнус.

1214-1292 г. - жизнь и деятельность Рейгера Бэкона, который проводил много эмпирических исследований.

14-й век - алхимия стала более доступной для европейцев. Алхимический дискурс перешел от чисто научной философской дискуссии к более широкому социальному комментарию. Идеи, связанные с алхимией, также проникли в искусство. Данте, Пирс Пахман или Чосер писали алхимические картины.

1317 год - папский указ, запрещающий практику алхимии.

1403 год - Генрих IV в Англии запретил практику воспроизводства и трансмутации металлов. Однако можно было приобрести лицензию на попытку добычи золота алхимическими методами.

15-й век - развитие эзотерических систем, представляющих собой смесь алхимии с оккультным герметизмом, магией, астрологией. Ключевой фигурой в этом направлении был Генрих Корнелиус Агриппа (1486-1535).

16-й век - период значительного развития алхимии. Яркие представители: Георг Бауэр (1494-1555), называемый Агрикола, Феофраст Бомбастус фон Хоэнхайм (1493-1541), называемый Парацельс.

1527-1608 г. - жизнь и деятельность Джона Ди, английского оккультиста, который также был алхимиком, каббалистом и исследователем тайных знаний. Считается, что он является автором текста «Рукопись Войнича». Ему также приписывают изобретение термина «Британская империя».

1597 год - публикация работы «Алхимия» немецкого ученого Андреаса Либау, также известного как Либавий.

1604 год - публикация произведения «Триумфальная машина сурьмы», выпущенная Иоганном Тельде.

1612 год - смерть императора Рудольфа II Габсбурга, одного из величайших покровителей алхимии. Он сделал свой двор убежищем для всех видов алхимиков, астрологов, колдунов и каббалистов. Он верил в откровения, передаваемые такими людьми.

17-й век - развитие идеи эмпирического исследования постепенно способствовало отказу от существующих целей алхимии. Исследователи начали сосредотачиваться на более общих познавательных целях.

1720 год - впервые было проведено различие между алхимией и химией.

1781 год - Джеймс Прайс (1752-1783) объявил, что он произвел пыль, которая позволила преобразовать ртуть в серебро или золото. Когда его спросили о его откровениях и предложили трансмутацию перед заслуживающими доверия свидетелями, он покончил жизнь самоубийством.

19-й век - возрождение алхимии. Двумя наиболее интересными персонажами этого периода являются Мэри Энн Этвуд и Итан Аллен Хичкок, которые независимо друг от друга опубликовали похожие работы по духовной алхимии. Работа Этвуд повлияла на других оккультных авторов, включая Элифаса Леви, Эдварда Уэйта и Рудольфа Штейна.

1845 год - Барон Карл Райхенбах (1788-1869) опубликовал свое исследование силы Одики, концепции несколько похожей на алхимию.

20-й век - Альберт Ричард Ридель и Жан Дюбуа объединили алхимию с оккультизмом. Исследовательское общество «Paracelsus» популяризировало производство травяных настоек и аналогичных продуктов.


В поисках вечной молодости, благородного золота и философского камня ученые мужи древности тратили много сил и энергии, изучая алхимию – одну из древнейших наук. Кто же тот человек, который все же смог получить золото?




Алхимия – одна из двух самых древних наук, известных всему миру. Она берет начало в безвестности доисторических времен. Халдеи, финикийцы и вавилоняне были знакомы с принципами алхимии. Вместе с астрологией ее практиковали в Греции и Риме; это была основная наука у египтян.

Древние люди считали алхимию Божьим откровением, с помощью которого можно вернуть утраченные способности. Когда будут постигнуты тайны алхимии, проклятие запретного плода исчезнет и люди снова смогут жить в Райском саду.



Считалось, что алхимию открыл человеку таинственный египетский полубог Гермес Трисмегист. Этой фигуре египтяне приписывают авторство всех видов искусства и науки. В честь него все научные знания древности были собраны под общей доктриной герметизма.





Алхимия - это «научное» и философское учение о превращении одних вещества в другие. Она также изучала то, как вещества и их превращения связывались с магией и астрологией. Люди, которые занимались алхимией, назывались алхимиками. Большинство из них проводили годы в тщетных попытках превратить свинец и ртуть в благородное золото. Но главной их целью всегда был поиск философского камня - субстанции, намного более ценной. Считается, что из него можно приготовить «эликсир молодости», который вылечит любую болезнь и даже вернет человеку молодость. В наше время эту фразу используют в рекламных целях как панацею от всех болезней.





Алхимики считали, что вещества, разум, философия, религия, магия и астрология тесно связаны друг с другом. И нужно было только отыскать эту связь. Алхимики пытались понять одно через понимание другого, используя систему символов. Для постороннего глаза эти символы не поддаются расшифровке. Но для тех, кто изучал алхимию, это закодированные формулы, элементы, планеты, металлы и ингредиенты. Обозначения используются столетиями и имеют тайный, мистический подтекст.

Для средневековых обывателей алхимики и окружающая их обстановка мистики и секретов были чем-то завораживающим. Гравюры и картины тех лет заполнены символами. Значки планет и металлов соседствуют с человеческими черепами и костями.





В XVII-XVIII веках европейцы начали изучать только свойства веществ, отбросив религиозную и мистическую оставляющие. Они экспериментировали и записывали свои открытия, чтобы другие люди могли бы поучиться у них. Так появилась наука по исследованию веществ - химия. А люди, изучавшие их, стали называться учеными.

С открытием радиоактивности, наконец был найден способ, как превратить один химический элемент в другой. А в 1980 году американский ученый Гленн Сиборг, на зависть алхимикам Средневековья, обнаружил метод получения золота из висмута в ядерном реакторе. Правда, это гораздо сложнее и дороже добычи золота в шахте.

Алхимия проникла в Россию после ее выхода на европейское культурное пространство. посвятил много времени изучению алхимии.

Брат Марсий.

А лхимия - это Искусство и Наука преображения. Постичь ее нелегко, потому что правила и методы алхимии описываются по большей части через аллегории и мифологические символы, которые могут толковаться одновременно и на материальном, и на духовном уровне. Основная цель алхимии - привести все сущее, включая и человечество, к предопределенному для всех и каждого состоянию совершенства. В связи с этим алхимическая теория утверждает, что Вечная Мудрость остается сокрытой и беспробудно дремлет в человечестве до тех пор, пока люди пребывают в мирском невежестве и судят обо всем поверхностно. Таким образом, задача алхимии - в том, чтобы выявить эту Сокровенную Мудрость и устранить завесы и препятствия между человеческим разумом и его изначально чистым Божественным Источником.

Именно на эту духовную алхимию (в противовес чисто химическому искусству) и должна быть ориентирована работа мага. С момента посвящения начинается процесс духовной алхимии. Неофит (новообращенный) - это грубая первоматерия, которую предстоит трансмутировать средствами Искусства в ходе Работы - движения по Герметическому Пути. Ему предстоит овладеть элементальными стихиями, из которых состоит его душа, научиться управлять ими (то есть пройти процессы сепарации и пурификации), дабы впоследствии все элементы личности мага воссоединились в новое очищенное целое (процесс когобации), а затем Адепт должен вобрать в свою сущность пятый элемент - Квинтэссенцию, то есть совершить операцию Познания и Собеседования со своим Священным Ангелом Хранителем. На это у него может уйти целая жизнь. Великая Работа, или поход за золотом духа, - это долгий путь. Но несмотря на то, что цель далека, каждый шаг на этом Пути приносит неисчислимые награды.

Как сказано в материалах Герметического Ордена Золотой Зари:

«алхимия как особая дисциплина, основывается на некоторых других дисциплинах. Это астрология, магия и каббала. Невозможно быть хорошим алхимиком, не будучи хорошим каббалистом. Невозможно быть хорошим каббалистом, не освоив магию, а освоить магию невозможно, не изучив предварительно астрологию».

Основные положения алхимии таковы:

1. Вселенная имеет божественное происхождение. Космос - это эманация Единого Божественного Абсолюта. Следовательно, все сущее едино.

2. Все физические проявления существуют в силу Закона Полярности, или Двойственности. Любое понятие можно определить через его противоположность: мужское/женское, солнце/луна, дух/тело и т.д.

3. Все физические проявления в каждом из так называемых трех царств (растительном, животном и минеральном) состоят из Духа, Души и Тела - аналогов трех алхимических первоначал.

4. Всякая алхимическая работа, будь то практические опыты в лаборатории или духовная алхимия, подразделяется на три основных эволюционных процесса: сепарацию (разделение), пурификацию (очищение) и когобацию (воссоединение). На эти же три стадии подразделяются и природные процессы.

5. Вся материя состоит из четырех стихий: Огня (тепловая энергия), Воды (жидкость), Воздуха (газ) и Земли (твердые тела).

6. Во всех четырех элементах содержится квинтэссенция, или пятая стихия. Это одно из трех первоначал, именуемое также Философской Ртутью.

7. Все сущее движется к предопределенному для него состоянию совершенства.

Символами этапов философского процесса алхимической трансмутации служат четыре цвета: черный (вина, истоки, латентные силы) - цвет Первоматерии, символ Души в ее исходном состоянии, или нерасчлененной массы стихий, таящей в себе бесконечные возможности; белый (Малая Работа, первая трансмутация, ртуть); красный (сера, страсть) и, наконец, золотой (духовная чистота).

В алхимической науке выделяется три основных субстанции , наличествующие во всем сущем. В индийских текстах эти три начала фигурируют под названием «три гуны», а у алхимиков Названия и символы этих Трех Первоначал (Tria Principia) таковы: «сера» , «соль» и «ртуть» («меркурий»).

Эти субстанции не следует путать с обычными веществами, известными под теми же названиями. Три Первоначала тесно связаны между собой и изначально составляют единое и неделимое целое. Но в этом объединенном состоянии они остаются лишь до тех пор, пока алхимик не приступит к сепарации, цель которой - разделить гомогенную смесь Первоначал на три отдельных компонента. Затем эти три компонента очищаются средствами Искусства и воссоединяются в новое целое более высокого порядка.

Сера (копт. then, др.-греч. theion, лат. sulfur).

Это динамическое, расширяющееся, летучее, кислое, объединяющее, мужское, отцовское и огненное начало. Сера - это эмоции, чувства и страсти, побуждающие нас к жизни и деятельности. Это символ стремление к положительным переменам и жизненного тепла. Весь процесс трансмутации зависит от правильного приложения этого активного принципа. Огонь - важнейшая из стихий в искусстве алхимии. Сера - это сущность Души.

В практической алхимии Серу обычно выделяют из Ртути посредством дистилляции. Сера - это стабилизирующий аспект Ртути, из которой она выделяется и в которой растворяется вновь.

В мистической алхимии Сера - это сила, кристаллизующая вдохновение, которое рождается из Ртути.

Соль (копт. hemou, др.-греч. hals, лат. sal).

Это принцип, или субстанция, формы - тяжелое и инертное минеральное тело, составляющее часть природы всех металлов. Это тенденция к затвердеванию, фиксации, сжатию и кристаллизации. Соль считается тем носителем, в котором закрепляются свойства Серы и Ртути. Она представляет собой сущность Тела. Иногда ее называют просто Землей.

Ртуть (копт. thrim, др.-греч. hydrargos, лат. mercurius).

Это водное, женское начало, связанное с принципом сознания. Ртуть - универсальный Дух, или Жизненная Сила, пронизывающая всю живую материю. Этот текучий и творящий принцип символизирует сам акт трансмутации: Ртуть - это преобразующий агент алхимического процесса. Она представляет собой сущность Духа и считается важнейшим из всех Трех Первоначал, посредником между остальными двумя, смягчающим их крайности.
В практической алхимии Ртуть существует в двух состояниях. Оба они - жидкие. Первое состояние, летучее, - то, в котором Ртуть находится до освобождения от Серы. Второе, фиксированное, - то, в которое она приходит после воссоединения с Серой. Это окончательное, стабилизированное состояние иногда называется Тайным Огнем.

Алхимические стихии, или элементы :

Primus -TERRA: первый элемент, Земля. Субстанция жизни. Порождение Природы.

Secundus -AQUA.: второй элемент, Вода. Вечная жизнь, обретаемая через подразделение вселенной на четыре части.

Tertius -AER: третий элемент, Воздух. Сила, обретаемая через связь с пятым элементом - Духом.

Quartus - IGNIS: четвертый элемент, Огонь. Трансмутация материи.

Алхимик воспринимает металлы совершенно по-иному, чем металлург. Для алхимика металлы - это живые сущности, такие же как животные или растения. И, подобно всем живым существам в природе, они проходят естественную эволюцию: рождаются, растут и приумножаются. Каждый металл содержит в себе собственное «семя» - залог дальнейшего роста. При определенных - особых для каждого металла - условиях это семя можно преобразить, но только естественным путем. Вот почему во многих алхимических трактатах снова и снова рекомендуется на определенных этапах оставлять трансформацию вещества на волю Природы - выжидать, пока процесс не завершится естественным путем, и не вмешиваться.

Наука алхимии играет важную роль в работах Алистера Кроули. Хотя ничего неизвестно о том, чтобы Кроули проводил алхимические опыты в лабораторных условиях, его интерес к духовной алхимии очевиден. В трудах Кроули неоднократно встречаются упоминание алхимии и различные алхимические термины («Черный Дракон», «Зеленый Лев», «Лунная Вода», Азот, Радуга, V.I.T.R.I.O.L.и др.). Именно чтение книг по алхимии пробудили в юном Кроули интерес к эзотерике и заставили его встать на путь посвящения. Также стоит помнить, что своей реинкарнацией Алистер Кроули считал знаменитого алхимика сэра Эдварда Келли (1555–1595), возможно потому, что он «писал с позиций Мага». Среди книг, рекомендованных Кроули для чтения, были трактат «Аш Мезареф» (др.-евр. «Огонь плавильщика») и книга Михаэля Майера «Atalanta Fugiens» (1617). Сам он написал небольшую работу, посвященную алхимии: Liber LV «Химический турнир Брата Perardua, на котором он преломил семь Копий», представляющую собой Магический и Мистический Путь, описанный на языке алхимии. Алхимические символы и идеи также используются в тайных наставлениях, относящихся к высшим степеням О.Т.О.

В своей книге «Магия в теории и на практике» Алистер Кроули утверждал, что

«по сути своей Алхимия также представляет собой область Магии и что ее можно рассматривать попросту как частный случай более общего явления - отличающийся от эвокационной и талисманической Магии лишь теми значениями, которые в нем приписываются неизвестным параметрам в составе ее многоликих уравнений» .

В алхимическом процессе Кроули видел аналог трансформации, которую переживает человек, проходящий посвящения, когда он очищается от скверны и выявить в своем истинном «Я» бессмертный разум, свою Истинную Волю. Алхимические образы Алистер Кроули активно использует в описании символизма карт Таро, и различных магических операций (например, Причастия).