ВВС Кубы ведут свою историю с марта 1915 г., когда в составе кубинской армии было образовано авиацион­ное подразделение, положившее впоследствии начало FAEC (Fuerza Aerea Ejercito de Cuba) – Военно-воздушным силам Кубы.

ЗАРОЖДЕНИЕ КУБИНСКИХ ВВС

В 1917 г. первая группа кубинских авиаторов была на­правлена для обучения на летчиков и механиков в авиаци­онный центр «Келли Филд» (Сан-Антонио, США). А близ сто­лицы, Гаваны, был оборудован первый на Кубе аэродром, на котором вскоре разместили шесть учебно-тренировочных са­молетов Curtiss JN-4D, полученных из США. В 1923 г. кубинцы приобрели для своих ВВС и первые боевые самолеты – че­тыре разведчика Vought UO-2, и шесть разведчиков-бомбар­дировщиков DH.4B, также произведенных в Соединенных Штатах, Однако численность кубинских ВВС по-прежнему оставалось незначительной: в 1924 г, в их составе насчи­тывалось всего 18 офицеров и 98 нижних чинов. А в 1926 г, большинство кубинских аэропланов было и вовсе уничтожено разрушительным тропическим ураганом, пронесшимся над островом.

ВВС КУБЫ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ДИКТАТОРА БАТИСТЫ

В 1933 г., в результате переворота, во главе которого сто­ял сержант Фульхенсио Батиста, был свергнут диктатор Герардо Мачадо-и-Моралес. Смена политического режима, как это принято, сопровождалась реформами в национальных воору­женных силах. В 1933-1934 гг. подвергся радикальной реор­ганизации авиационный корпус кубинской армии (Cuerpo de Aviacion). Тогда же, в 1934 г., была образована и морская авиа­ция Кубы (Fuerza Aerea Naval - FAN), просуществовавшая в со­ставе ВМС страны до 1955 г., а затем «влившаяся» в ВВС.

Самолетный парк довоенной кубинской авиации комплек­товался, в основном, авиационной техникой, приобретаемой в США. Его состав хорошо отражал вспомогательный харак­тер тогдашних ВВС Кубы: транспортные самолеты Bellanca «Aircruiser» и Howard DGA-15, учебно-тренировочные маши­ны Stearman A73-B1 и Curtiss-Wright 19-R, связные самолеты Waco D-7 и др.

Начало Второй Мировой войны заставило кубинское руко­водство обратить более пристальное внимание на свою военную авиацию. Как следствие, в 1941 г. на Кубе начала работу национальная ави­ационная академия (Academia National de Aviacion Cubana Reserva Aerea), гото­вившая кадры для авиационного резер­ва Cuerpo de Aviacion. 8 декабря 1941 г, вслед за Соединенными Штатами Аме­рики Куба объявила войну сначала Япо­нии, а 11 декабря 1941 г. – Германии и Италии. С 1942 г. ВВС Кубы начали при­влекаться для патрулирования вод Ка­рибского (или, как тогда говорили, Караибского) моря, где активно дейст­вовали германские подводные лодки.

Самолетный парк страны в 1942-1945 гг. усилился за счет 45 самолетов, полученных из США по программе ленд-лиза. Среди них были учебно-трени­ровочные North American AT-6, а также Boeing-Stearman PT-13 и РТ-17, легкие связные самолеты Aeronca L-3 и амфи­бии Grumman G.21. Позже ВВС Кубы по­полнились и более мощной для своего времени авиационной техникой – истре­бителями North American P-51D «Мус­танг», военно-транспортными самоле­тами Douglas C-47 и двухмоторными бомбардировщиками B-25J «Митчелл». В 1947 г. в составе Cuerpo de Aviacion насчитывалось 55 самолетов всех ти­пов. Имелись одна истребительная и одна бомбардировочная эскадрильи, а численность личного состава составля­ла около 750 человек.

10 марта 1952 г. Фульхенсио Бати­ста осуществил очередной государст­венный переворот и установил на Кубе свою личную диктатуру. А уже 26 июля 1953 г. группа революционеров во гла­ве с Фиделем Кастро вступила в борь­бу с диктатором и попыталась (впрочем, неудачно) осуществить штурм казарм Монкадо, где размещались правительственные войска. Это событие принято считать началом Кубинской революции, внесшей заметный вклад в мировую историю и ставшей переломным момен­том в истории острова (с которым те­перь часто ассоциируется имя «Остров Свободы»).

2 декабря 1956 г. новая группа рево­люционеров высадилась с яхты «Гранма» на востоке острова, развернув там партизанские действия против прави­тельства Батисты. Вскоре партизанская война, начатая группой энтузиастов, сделалась всенародной.

Впрочем, все эти яркие политиче­ские события мало отразись на состоя­нии кубинской правительственной ави­ации, которая не пользовалась особым приоритетом у режима Батисты. В1955 г. последовала очередная реорганизация ВВС (в которые теперь влилась и морская авиация). Численность лично­го состава FAEC достигла 2000 человек. В том же 1955 г. авиация Кубы получила первые реактивные самолеты – четыре учебно-тренировочных Lockheed Т-33А (в дальнейшем эти самолеты применя­лись и как разведывательные). А в апре­ле 1957 г. в Англии было заказано два первых вертолета Westland «Уирлунд».

К концу 1958 г. (незадолго до кра­ха режима Батисты) ВВС Кубы распо­лагали восемью реактивными учебно-тренировочными самолетами Т-33А, 15 поршневыми бомбардировщиками B-25J, 15 истребителями F-47D «Тандерболт» (заменившими в 1950-е гг. «Мустанги»), транспортными самоле­тами Beech С-45, De Havilland DHC-2 «Бивер», Douglas C-47 и С-53. Име­лись поршневые учебно-тренировочные самолеты Т-6 «Тексан», РТ-13 и РТ-17 «Кадет», а также другие летатель­ные аппараты – Convair PDY-5A «Каталина», Beech «Бонанза», Grumman G.21, Westland «Уирлунд».

Хотя основу авиапарка военно-воз­душных сил Ф. Батисты традиционно со­ставляли машины американского про­изводства, 17 поршневых истребителей «Си Фьюри» были закуплены правитель­ством Кубы в Великобритании непо­средственно перед самой революцией, 8 ноября 1958 г, (15 из них сохранились в составе революционных кубинских ВВС и использовались в 1960-е гг.).

Однако параллельно с правительст­венными, в конце 1950-х гг. на Кубе на­чали образовываться и повстанческие воздушные силы. Быстрый рост пар­тизанского движения обусловил появ­ление у повстанцев Фиделя, в первую очередь, своей транспортной авиации. Первый самолет повстанцев – Curtiss С-46 «Коммандо с грузом стрелкового оружия совершил посадку в партизанской зоне 30 марта 1958 г. Вскоре революционные ВВС пополнились и дру­гими транспортными ма­шинами. Позже в рас­поряжении «барбудос» появились первые боевые самолеты – Vought Sikorsky OS2U-3 «Кингфишер», F-51 «Мустанг» и другие, попав­шие в распоряжение рево­люционеров самыми раз­ными (порой - весьма запутанными) путями.

За восемь с полови­ной месяцев существования «партизанских» ВВС они вы­полнили 77 вылетов (в том числе четыре – на бомбо­метание и три – на сопрово­ждение). При этом три само­лета повстанцев были сбиты правительственными ВВС.

БИТВА В ЗАЛИВЕ КОЧИНОС

После победы в 1959 г. кубинской революции, Сое­диненные Штаты прекратили всякое военно-техническое сотрудничество с новым правительством в Гаване. В результате ВВС Кубы нача­ли испытывать дефицит подготовленно­го личного состава (летчиков и авиатех­ников, т.к. часть офицеров и технических специалистов покинула страну), обору­дования и запасных частей для авиаци­онной техники. В этих условиях резко активизировалось советско-кубинское военно-техническое сотрудничество (и том числе и в области авиации).

Следует сказать, что победа кубин­ских революционеров «коммунистиче­ской ориентации» сильно встревожила Вашингтон, американские промышлен­ные корпорации и, разумеется, амери­канскую мафию, потерявшую на Кубе всю свою (весьма солидную) недви­жимость и лишившуюся колоссаль­ных доходов. Кроме того, за короткий промежуток времени с острова иммиг­рировала вся прежняя политическая и экономическая элита, пользовавшая­ся покровительством свергнутого дик­татора Батисты. В результате в аме­риканском Майами осело множество кубинцев: студенты из богатых семей, представители кубинской проамерикан­ской интеллигенции, криминалитет. Во Флориде сформировался эмигрантский мирок, эдакое «кубинское зарубежье», стремившееся к реваншу.

Рассчитывая на поддержку кубин­ских эмигрантов, американское руко­водство приняло решение свергнуть режим Кастро (пока он не успел окон­чательно укорениться на острове) во­енными средствами. Для решения этой задачи в США была разработана операция «Плутон», которая предусматри­вала внезапную высадку хорошо воору­женного десанта на южном побережье Кубы. При этом заранее предполага­лось, что кубинские контрреволюционе­ры объявят о создании на острове вре­менного правительства, которое тут же запросит военной помощи у США. Вы­садка американского десанта долж­на была осуществиться сразу же после обращения временного правительст­ва Кубы за помощью. Одновременно на­ходившиеся на Кубе противники Кастро должны были активизировать антипра­вительственную деятельность, саботаж и диверсии.

К началу интервенции в составе ВВС Кубы насчитывалось всего 24 исправ­ных боевых самолета (15 бомбардиров­щиков В-26, шесть поршневых истреби­телей «Си Фьюри» и три реактивных УТС Т-33). Советская авиационная техника (в отличие от танков, САУ, полевой ар­тиллерии и стрелкового оружия чехо­словацкого производства) к тому вре­мени на Кубу еще не поступила.

Высадка проамериканских ин­тервентов была назначена на ночь 17 апреля 1961 г. Местом вторжения был избран залив Кочинос (залив Свиней), расположенный на северо-восточ­ном побережье острова. Боевые дей­ствия разворачивались в дальнейшем вблизи пляжа Плайя-Хирон (в зали­ве Кочинос), имя которого и стало на­рицательным для всей этой кратковременной «кубинско-американской» войны.

Следует сказать, что готовящийся американцами десант не был для кубин­цев неожиданностью. Зато до послед­него момента неопределенным оста­валось место самого вторжения, умело скрываемое противником (в том числе и посредством эффективных операций по дезинформации),

15 апреля 1961 г. непосредствен­но перед высадкой морского десан­та на Кубу, восемь бомбардировщиков В-26В из «военно-воздушных сил кубин­ского экспедиционного корпуса», пило­тируемые американскими наемниками, предприняли бомбардировку трех круп­нейших военных аэродромов Острова свободы: Кампо-Колумбия, Сан-Антонио-ле-Лос-Баньос и Сантьяго-де-Куба. На них, по данным американской раз­ведки (в том числе и воздушной, прово­дившейся с использованием высотных самолетов Локхид U-2) была сосредо­точена практически вся военная авиа­ция Кубы.

По итогам этих ударов большая часть самолетов ВВС Кубы была при­знана «уничтоженной». Однако кубинцы, знавшие о готовящейся агрессии зара­нее, рассредоточили свои боевые ма­шины, заменив их муляжами. Поэтому из 24 самолетов, имевшихся у кубинцев, реально было потеряно лишь три.

17-19 апреля 1961 г. немногочи­сленная кубинская авиация приняла са­мое активное участие в боях с формиро­ваниями эмигрантов, подготовленными и вооруженными США. Во время отра­жения высадки в заливе Свиней ВВС Кубы вели воздушную разведку, осуществляли корректировку артиллерий­ского огня и координацию действий на­земных сил, выполняли штурмовку и наносили бомбовые удары по войскам и кораблям противника.

Следует сказать, что с началом ин­тервенции на Кубе была организова­на всеобщая мобилизация, имевшая полный успех: добровольцев было так много, что для них просто не хватало оружия.

Второй «высадки в Нормандии» у американцев и их незадачливых союзни­ков не получилось: к 18 апреля интервен­ты выдохлись и инициатива полностью перешла в руки кубинских революци­онных сил. В ходе начавшегося обще­го контрнаступления кубинцы потопили четыре корабля противника и сбили пять вражеских самолетов, оттеснив «гуcанос» (червей, как называли их на Кубе) непосредственно к побережью залива и поставив на грань полного уничтожения. К вечеру 18 апреля 1961 г. остатки ин­тервентов начали эвакуироваться на со­хранившихся плавсредствах.

На фоне этого разгрома президент США Джон Кеннеди отдал приказ за­действовать в операции американскую авиацию. Однако из-за нелепой ошиб­ки, связанной с путаницей в часовых поясах, бомбардировщики размину­лись с истребителями сопровождения и не решились самостоятельно атаковать назначенные цели (следует сказать, что в то время кубинская ПВО находилась лишь в зачаточном состоянии). С це­лью поддержания морального духа «гусанос», лишь несколько новейших (по тому времени) американских палубных штурмовиков A4D-2N «Скайхок», взле­тевших с авианосца «Эссекс», выполнили скоростные пролеты над районом боевых действий без какого либо за­метного эффекта.

Утром 19 апреля кубинские рево­люционные войска, проведя получа­совую артиллерийскую подготовку, окончательно сломили сопротивление противника. Интервенты срывали с себя форму, бросали оружие и спасались бегством. Потери «гусанос» состави­ли 114 человек (в том числе пять аме­риканцев) убитыми и 360 – ранеными. 1202 интервента попало в плен. Кубин­цам удалось уничтожить 12 самолетов противника (в том числе несколько – с американскими экипажами). При этом семь бомбардировщиков В-26В и один ВТС С-47 – на счету кубинских истреби­телей «Си Фьюри». Кроме того, кубинцы подбили пять танков М41 «Уокер бульдог» и 10 бронеавтомобилей М8. В свою оче­редь, победители потеряли 156 человек убитыми, 800 – ранеными, а также ли­шились двух самолетов и одного танка Т-34, подбитого из «базуки».

60 – 80-Е ГОДЫ: «РАСЦВЕТ» КУБИНСКИХ ВВС

Вскоре после событий на Плайя-Хирон кубинские ВВС (их новое назва­ние – Defensa Antiaerea у Fuerza Aerea Revolucionaria) начали быстро перевоо­ружаться советской авиационной техни­кой. В мае 1961 г, практически сразу же после разгрома десанта проамерикан­ских наемников, Куба получила первую партию из 24 «бывших в употреблении» истребителей МиГ-15бис. В дальней­шем к ним прибавились разведчики МиГ-15Рбис и учебно-тренировочные самолеты МиГ-15УТИ. А 24 июня 1961 г. кубинский летчик Хирон Энрике Каррерас совершил первый в истории Остро­ва Свободы полет на советском реак­тивном самолете.

Подготовка первых кубинских пило­тов на МиГ-15 осуществлялась в Чехо­словакии и Китае. В марте и мае 1962 г. этими летчиками были укомплектова­ны две истребительные эскадрильи, ко­торые получили неофициальное название «чехос» (чехи) и «чинос» (китайцы). А на самой Кубе переучивание местных пилотов на новую технику осуществляли советские летчики (число которых вско­ре достигло 50). Они же (до тех пор, пока кубинские пилоты «МиГов» окончательно не вошли в строй) и несли боевое дежурство на реактивных истребителях.

В 1964 г. кубинцы начали посте­пенно заменять самолеты МиГ-156ис на ненамного более совершенные ис­требители МиГ-17 и МиГ-17Ф (как со­ветского, так и чехословацкого про­изводства). В свою очередь, к концу 1970-х гг. большая часть кубинских МиГ-17 была заменена на значительно более современные истребители типа МиГ-21. Окончательно МиГ-17 были выведены из боевого состава кубин­ских ВВС лишь вначале 1980-х гг., ког­да на вооружение военно-воздушных сил Кубы поступили самолеты 3-го по­коления типа МиГ-23.

Кубинские МиГ-17 приняли участие в войне в Анголе, В декабре 1975 г. правительство Кубы направило эскадрилью боевых самолетов (девять МиГ-17Ф) на помощь правительственным силам этой страны, ведущим активные бое­вые действия против повстанцев УНИТА, поддерживаемых ЮАР и рядом дру­гих стран Запада.

Некоторое время в составе ВВС Кубы числились и истребители МиГ-19. Восемь этих сверхзвуковых самоле­тов были получены кубинцами в ноябре 1961 г. Летчиков, которые должны были летать на МиГ-19, готовили советские и чешские инструкторы, прибывшие на Кубу. Но уже в 1966 г. эти машины были заменены на более совершенные истре­бители типа МиГ-21.

1962 г. стал временем тяжелейших испытаний как для Кубы, так и для ее но­вого союзника – СССР. Тогда кубинское революционное правительство во главе с Фиделем Кастро запросило у Совет­ского Союза военную помощь в ответ на все возраставшую угрозу вторжения со стороны Соединенных Штатов (так и не успокоившихся после тяжелого униже­ния, нанесенного им в заливе Свиней). Администрация Джона Кеннеди была не на шутку встревожена появлением про­советского, ориентированного на Москву режима, находящегося вблизи террито­рии США, всего в 180 км от Флориды.

После провала вторжения на Плайя-Хирон Соединенные Штаты объявили экономическую блокаду Кубы и развер­нули вблизи ее берегов крупную груп­пировку своих ВМС, включающую ави­аносцы. В свою очередь, Советский Союз решил оказать Острову Свободы не только экономическую, но и военную поддержку. В глубокой тайне началось размещение на Кубе советских войск, а также создание на острове стратегической ракетной базы.

Для прикрытия советской группи­ровки с воздуха было решено выде­лить истребительный авиационный полк, оснащенный новейшими (на то время) истребителями МиГ-21Ф-13. Всего на Кубу в июне 1962 г. прибыло 40 истребителей МиГ-21Ф-13 из состава 32-гиап, доставленных на Остров Свободы в условиях повышенной се­кретности.

Первоначально МиГ-21, прибывшие на Кубу, не перекрашивались и несли советские опознавательные знаки. Од­нако после того, как в радиоперехватах американцев прозвучала фраза «МиГи с красными звездами», все самолеты это­го типа в срочном порядке перекрасили а соответствии со стандартом кубинских ВВС. Первый полет советских летчиков над Островом Свободы на МиГ-21 был отмечен 18 сентября 1962 г. А 22 октя­бря была объявлена повышенная боевая готовность и полк рассредоточили по нескольким полевым аэродромам.

Единственное боевое столкновение советских истребителей МиГ-21Ф-13 с американскими самолетами име­ло место 4 ноября 1962 г. Тогда совет­ский летчик на МиГ-21 перехватил пару F-104C из состава 479-го тактическо­го истребительного крыла, нагло вы­полнявших разведывательный полет над головами советских солдат. Однако до применения оружия тогда не дошло, американцы быстро ретировались.

После благополучного заверше­ния «Карибского ракетного кризиса» (закончившегося взаимными уступка­ми как со стороны США, так и со сто­роны СССР) в Москве было решено не возвращать самолеты МиГ-21Ф-13 на­зад, в СССР, а оставить их на Кубе, пе­реучив на «двухмаховые» «МиГи» ку­бинских летчиков. Уже в апреле 1963 г. был переучен первый кубинец, а 10 ав­густа 1963 г. была образована пер­вая эскадрилья кубинских ВВС, осна­щенная самолетами типа МиГ-21Ф-13,

Нужно сказать, что советские фронто­вые бомбардировщики Ил-28Т также направленные на Кубу в 1962 г. при­шлось убрать с острова «как потенци­альные носители тактического ядерно­го оружия».

Вскоре МиГ-21 стал самым мас­совым типом истребителя в соста­ве кубинских ВВС. На вооружении военной авиации Острова Свободы со­стояли различные модификации этого самолета: МиГ-21Ф-13, МиГ-21ПФ, МиГ-21ПФМ, МиГ-21ПФМА, МиГ-21Р, МиГ-21 МФ, МиГ-21 бис, а также «спарки» - МиГ-21У и МиГ-21УМ.

18 мая 1970 г, в ответ на задержа­ние властями Багам 14 кубинских ры­баков, несколько истребителей МиГ-21 продемонстрировали свои возможно­сти, совершив пролет с переходом на сверхзвук над столицей этого неболь­шого островного государства. Нужно сказать, что эффектное внезапное появ­ление «МиГов» произвело должный эф­фект и вскоре кубинские рыбаки были освобождены.

Другой пример «МиГ-дипломатии» относится к 10 сентября 1977 г. Тог­да эскадрилья МиГ-21МФ под коман­дованием Рафаэля дель Пино совер­шила демонстративный облет порта Пуэрто Плата (Доминиканская респу­блика). Этот шаг был предпринят в ответ на незаконное задержание кубинского торгового судна, которое направлялось в Анголу. Одновременно командовани­ем кубинских ВВС был разработан опе­ративный план «Пико», согласно которо­му «МиГи» в случае, если доминиканцы все же не отпустят судно, должны были нанести ракетно-бомбовый удар по во­енным и правительственным объектам в городах Пуэрто Плата и Сантьяго де лос Кабаллерос. К счастью, доминикан­цы не пошли на конфронтацию и благо­разумно отпустили кубинское судно уже на следующий день.

Истребителям МиГ-21, пилотируе­мым кубинскими летчиками, пришлось изрядно повоевать. С 1975 г. они участ­вовали в боевых действиях в Анголе, а с 1978 г. – в Эфиопии, где и сам пилоты, и их самолеты зарекомендовали себя с самой лучшей стороны,

В декабре 1975 г. полученные в СССР 12 самолетов МиГ-21МФ, погру­женные на борт «Антеев», прямо с заво­да были переброшены в Анголу. В небе Южной Африки кубинским летчикам пришлось столкнуться с неприятель­скими самолетами. Впервые это прои­зошло 13 марта 1976 г., когда при атаке аэродрома УНИТА в Гаго Коутинхо неуправляемыми ракетами С-24 был унич­тожен ВТС F-27, осуществлявший раз­грузку контрабандного оружия.

Имели место и воздушные бои с юж­но-африканскими самолетами. 6 ноября 1981 г. майор ВВС ЮАР Йохан Рэнкин на истребителе Мираж F-1CZ пушечным огнем сбил МиГ-21МФ, пилотируемый майором ВВС Кубы Леонелом Понке. А 3 апреля 1986 г. пара кубинских МиГ-21 перехватила два транспортных самолета С-130 «Геркулес», доставлявших оружие антиправительственным силам. При этом один «Геркулес» был сбит, а второй - поврежден.

Во время своей командировки в Эфиопию в 1977-1978 гг. летчики ку­бинской эскадрильи, оснащенной са­молетами МиГ-21бис, а также развед­чиками МиГ-21Р, совершили несколько сотен боевых вылетов, уничтожив при этом большое число сомалийских тан­ков, а также другого вооружения и тех­ники. При этом несколько МиГ-21 было сбито сомалийцами (с их стороны также действовали МиГ-21).

В сентябре 1978 г. Куба получила первую партию истребителей-бомбар­дировщиков МиГ-23БН – порядка 40 са­молетов, Эти сверхзвуковые машины с крылом изменяемой в полете стрело­видности обладали хорошим, для сво­его времени, ударным потенциалом и могли представлять определенную уг­розу не только для ближайших латино­американских государств, но и для юж­ных штатов США. Нужно сказать, что американский президент Джимми Кар­тер всячески препятствовал размеще­нию на Кубе этих истребителей-бомбардировщиков, но его неспособность сколько-нибудь заметно повлиять на политику Кубы в этой жизненно важной для США сфере, позже сыграла Картеру плохую службу, став, по мнению амери­канских политологов, одной из главных причин более успешной избирательной кампании его агрессивного соперника Рональда Рейгана.

Новая американская администрация резко отреагировала на решение Гава­ны закупить новую партию «МиГов» в 1981 г., хотя экспортный вариант МиГ-23 был относительно доступен на между­народном рынке авиационной техники того времени (помимо Острова Свобо­ды, МиГ-23БН поставлялись в те годы в Алжир, Египет, Индию, Ирак, Ливию, Сирию и Эфиопию). Администрация Рейгана заявила, что эти самолеты заставляют США пересмотреть свое от­ношение к повстанцам и странам Центральной Америки и Африки, под­держиваемым Кубой.

Несмотря на болезненную реакцию США, в 1984 г. кубинские военно-воз­душные силы пополнились истребите­лями МиГ-23МФ, призванными решать задачи ПВО и вооруженными ракетами класса «воздух-воздух» средней даль­ности Р-23. В дальнейшем ВВС полу­чили еще более совершенные машины МиГ-23МЛ с ракетами Р-24. Имелись в составе кубинской авиации и фронтовые истребители МиГ-23СМ. Одна­ко уже к концу 1980-х гг. истребитель­ные модификации самолета МиГ-23, как считалось, уже уступали истребителям 4-го поколения F-15, F-16 и F/A-18, при­нятым на вооружение ВВС и ВМС США.

В октябре 1988 г. кубинские воен­но-воздушные силы получили 12 фрон­товых истребителей 4-го поколения МиГ-29 и два тренировочных самолета типа МиГ-29УБ. Первоначально кубин­цы хотели закупить сорок машин типа МиГ-29, однако экономические и поли­тические (перестройка и распад СССР) причины не позволили им этого сделать. Собственно, МиГ-29 являются послед­ними боевыми самолетами, поставлен­ными Кубе Советским Союзом, а также самыми современными и мощными истребителями в составе кубинских ВВС. Злополучная «перестройка» и последу­ющее за ней «безвременье» 1990-х гг. надолго прервали поступательное раз­витие ВВС Кубы.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВВС КУБЫ

Нужно признать, что нынешняя кубинская военная авиация, лишившаяся поддержки Советского Со­юза, представляет собой лишь «блед­ную тень» той авиационной мощи, ко­торой располагал Остров Свободы в 1970-1980-е гг. Сегодня на кубинские военно-воздушные силы возложены за­дачи защиты воздушного пространства страны, обеспечения поддержки сухо­путных войск и военно-морского фло­та страны, а также решение транспорт­ных задач. Все воздушное пространство Кубы разделено на два округа: запад­ный и восточный. Их штабы расположе­ны, соответственно, в городах Сан-Антонио-де-лос-Банос (San Antonio de los Banos) и Ольгин (Holguin).

Западный округ прикрывается с воздуха 2-й бригадой ВВС и ПВО, в со­став которой входит смешанная истреби­тельная авиаэскадрилья, располагающая тремя-четырьмя (т.е. всеми, остав­шимися в строю) самолетами МиГ-29 и, приблизительно, 10 истребителями типа МиГ-23. Для решения второстепен­ных задач ПВО (например, для перехва­та малоскоростных низколетящих целей) могут привлекаться и три-четыре само­лета L-39. В обычной обстановке «Альба­тросы» используются в качестве учебно-тренировочных самолетов.

Восточный округ прикрывается гвардейской авиационной бригадой «Cuartel Moncada». В ее состав вхо­дит «авиационная группировка» (сме­шанная эскадрилья), дислоцирован­ная в Ольгине. Задачи ПВО в округе решают несколько истребителей МиГ-21М/МФ, а также небольшое число са­молетов типа МиГ-23. В округе так­же размещена группа транспортных самолетов, в задачи которой входит транспортное обслуживание высших руководителей государства. Военно-транспортные самолеты и вертолеты базируются на аэродроме Плайа Баракоа (Playa Baracoa).

В настоящее время ВВС Кубы распола­гают если не совсем устаревшим, то безусловно, быстро устаревающим авиационным парком. В строю сохра­нилось четыре фронтовых истребителя МиГ-21М/МФ и семь учебно-боевых са­молетов МиГ-21М/УМ (следует сказать, что, по неофициальным данным, СССР поставил на Кубу 60 самолетов первого и 10 – второго типов).

Более массовым типом в кубин­ских ВВС является фронтовой истреби­тель МиГ-23. В строю сохранилось че­тыре МиГ-23МФ (из 12, поставленных СССР), а также семь более современ­ных МиГ-23МЛ (в свое время Куба полу­чила из Советского Союза 54 самолета этого типа). Кроме того, в составе ВВС имеется четыре учебно-боевых самоле­та МиГ-23УБ (из семи поставленных).

Самым мощным и современным ти­пом боевого самолета в составе ку­бинских ВВС, безусловно, является фронтовой истребитель МиГ-29, отно­сящийся к машинам 4-го поколения, В строю сегодня имеется два одномест­ных истребителя МиГ-29 (тип «9-11») и одна «спарка» МиГ-29УБ (перед распа­дом Советского Союза Кубе было по­ставлено, соответственно, 12 и 2 само­лета МиГ-29 и МиГ-29УБ).

Учебно-тренировочная авиация ВВС Кубы представлена пятью «летающими» реактивными самолетами L-39 «Альба­трос» (ранее Чехословакия поставила Кубе, в общей сложности, 30 таких ма­шин), а также 20 поршневыми УТС Z-326 (из 60, поставленных Чехословакией).

В летнопригодном состоянии нахо­дятся и четыре транспортных самолета Ан-24, принадлежащих ВВС Кубы (в об­щей сложности, СССР было поставлено 20 машин этого типа), а также три рамповых ВТС Ан-26 (из 17 поставленных). В летном состоянии в ВВС имеется, так­же, три пассажирских самолета Як-40 (ВВС Кубы было поставлено восемь таких машин), один Ил-62 и два Ил-96.

Зато ВВС Острова Свободы распо­лагают довольно внушительным вер­толетным парком, представленным 20 транспортными вертолетами Ми-8Т, 20 десантными Ми-8ТВ (отличающими­ся от Ми-8Т вооружением, состоящим из четырех блоков НАР УВ-16-57), 20 вооруженными вертолетами Ми-8ТВК (оснащенными, помимо НАР еще и противотанковыми управляемыми ракета­ми) а также девятью Ми-17 (из 25, ра­нее поставленных). Впрочем, можно со значительной долей уверенности пред­положить, что значительная часть этого вертолетного парка сегодня находится на консервации.

Группировка боевых вертолетов включает в настоящее время четыре Ми-24Д (а всего Куба получила от СССР 24 «крокодила»). Однако реальная бо­еготовность этого вертолетного парка также остается сегодня, по всей види­мости, довольно низкой.

К 1990-м гг. кубинские ВВС оцени­вались зарубежными экспертами как лучшие в Латинской Америке (как по оснащению, так и по уровню подготов­ки летного состава). Однако после пре­кращения активного военного сотруд­ничества с СССР и Россией в 1990-х гг. кубинская авиация испытывает значи­тельные трудности. По западным дан­ным, боеготовыми являются сегодня лишь две истребительные эскадрильи, а ежегодный средний налет у летчиков не превышает 50 ч.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

До недавнего времени экономиче­ское положение острова, огромный государственный долг и отсутствие надежно­го и мощного союзника препятствовали возвращению Кубе статуса региональ­ной авиационной державы, уровень воз­душной мощи которой хотя бы отдален­но приближался к тому уровню, который был достигнут в 1970-1980-х гг.

Однако возвра­щение России в Южную Америку, спи­сание 90% кубинского долга России, укрепление отношений (в том числе и военных) с рядом латиноамериканских государств, также взявших курс на по­литическую, экономическую и военную независимость от США а также ряд дру­гих факторов, по всей видимости, фор­мируют политические и экономические предпосылки для укрепления и модер­низации ВВС Кубы.

Если говорить о модернизации самолетного парка Острова Свободы, то, скорее всего, здесь уже просто нече­го модернизировать. Даже истребители МиГ-29 кубинских ВВС были произве­дены в СССР в конце 1980-х гг. и сегодня выглядят уже устаревшими. Видимо, имеет смысл говорить о полном перево­оружении военно-воздушных сил новой авиационной техникой, причем, по по­литическим соображениям, можно гово­рить лишь о боевых самолетах россий­ского и китайского производства.

Наиболее приемлемым для кубин­цев в настоящее время, по всей види­мости, представляется многофункцио­нальный истребитель «среднего» класса МиГ-35, являющийся глубокой модер­низацией фронтового истребителя МиГ-29, хорошо знакомого кубинским летчикам и техникам еще с 1980-х гг. По комплексу своих боевых возможно­стей МиГ-35 находится в одной «нише» с такими самолетами поколения «4+», как «Рафаль», EF2000 «Тайфун» и JAS 39 «Грипен», которые могут появиться в составе ВВС ряда южно-американских стран в конце 2010-х – начале 2020-х гг.

Обладая, по сравнению с исходным МиГ-29, вполне приемлемой дальностью и удовлетворительной, для своего клас­са, боевой нагрузкой (включающей и но­вейшие высокоточные ударные авиа­ционные средства поражения), МиГ-35 мог бы создать реальную угрозу потен­циальному агрессору. При решении задач ПВО МиГ-35 (особенно в случае оснащения его БРЛС с АФАР и усовершенствованными ра­кетами класса «воздух-воздух») мог бы стать весьма грозным противником для ударных самолетов F-15E, F-16, F/A-18 и (вероятно) перспективного F-35.

Безусловно, в составе кубинских ВВС очень эффектно выглядели бы тя­желые многофункциональные истре­бители типа Су-30М или Су-35 – одни из мощнейших (на сегодняшний день и на ближайшую перспективу) тактиче­ских боевых самолетов в мире. Обладая боевым радиусом действия более 1500 км и максимальной боевой нагруз­кой до 8000 кг, эти машины, оснащен­ные мощным БРЭО, могли бы заметно повлиять на соотношение военно-воз­душных сил в Карибском бассейне. Сле­дует напомнить, что ближайший союз­ник Кубы – Венесуэла – уже располагает самолетами Cy-30MK2V, полученными от России. Однако близость Кубы к юж­ным границам США может создать се­рьезные политические проблемы при попытке Кубы приобрести эти мощные самолеты.

Интерес для кубинских ВВС может представлять и учебно-боевой самолет Як-130, который, помимо решения учеб­ных задач, мог бы задействоваться как истребитель-перехватчик маловысот­ных и малоскоростных воздушных целей (актуальная задача для Кубы, учитывая ее географическое положение). Кроме того, Як-130 с успехом мог бы исполь­зоваться как легкий ударный самолет, предназначенный для борьбы с неболь­шими надводными целями (используя, в том числе, и управляемые противокора­бельные ракеты типа Х-35).

Несколько эскадрилий кубинских ВВС, вооруженных самолетами МиГ-35 и Як-130, а также вертолеты типа Ми-17 и Ми-35, как представляется, смогли бы в обозримой перспективе соста­вить основу авиационной группиров­ки республики Куба, вполне адекватной вызовам, стоящим перед Островом Свободы.



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Организационная структура
  • 3 Пункты базирования
  • 4 Боевой состав
  • 5 Техника и вооружение
  • 6 Опознавательные знаки
    • 6.1 Эволюция опознавательных знаков
  • Примечания

Введение

Военно-воздушные силы и противовоздушная оборона Кубы (исп. Defensa Antiaerea y Fuerza Aerea Revolucionaria ; DAAFAR ) - один из видов Вооружённых сил Кубы.


1. История

Начало кубинской военной авиации было положено в марте 1915 года, когда в составе армии появился авиационный корпус. Долгое время Куба оставалась союзником США и получала американскую авиатехнику. В результате победы революции (1959) Куба примкнула к социалистическому лагерю и начала перевооружать свои военно-воздушные силы при помощи СССР. В апреле 1961 года кубинские лётчики сбили несколько самолётов противника во время боёв в заливе Свиней. В 1970-1980-е годы ВВС Кубы участвовали в боевых действиях в Эфиопии и Анголе.


2. Организационная структура

В задачи DAAFAR входит защита воздушного пространства Кубы, обеспечение тактической и транспортной поддержки Революционной армии и флота, и при необходимости, выполнение задач обслуживания народного хозяйства. В состав ВВС и ПВО входят 2 смешанных истребительно-бомбардировочных соединения, одно транспортное и одно транспортное для обслуживания руководства. По состоянию на 2008 год воздушное пространство Кубы разделено на два округа: западный и восточный, соответствующие штабы расположены в городах Сан-Антонио-де-лос-Банос (San Antonio de los Banos) и Холгуин (Holguin).
Западный округ прикрывается 2-й бригадой ВВС и ПВО в состав которой входит 1779-е соединение, располагающее смешанной истребительной авиаэскадрильей из 3 оставшихся в строю МиГ-29 и до 10 МиГ-23МЛ. Для решения вспомогательных задач ПВО, например для перехвата медленных низколетящих целей привлекаются три-четыре L-39C, в обычной обстановке они используются в качестве учебно-тренировочных. Для обеспечения базовой подготовки пилотов используются учебно-тренировочные Zlin Z-142.
Восточный округ прикрывается бригадой Cuartel Moncada Guard Brigade. В её состав также входит 1779-е соединение в Холгуине. Задачи ПВО в округе решают несколько истребителей МиГ-21. В округе размещено 3405-е особое транспортное соединение, в задачи которого входит обслуживание руководства государства и 3688-е транспортное соединение, самолеты и вертолеты обоих действуют из Плайа Баракоа (Playa Baracoa) .


3. Пункты базирования

Кубинскими силами ВВС и ПВО используются следующие авиабазы (по состоянию на 2006 год):

Holguin / Base Area Holguin / Frank Pais AP (ICAO code: MUHG)

ВПП: Rwy 05/23, Размер ВПП: 3238 м (10624 ft) x 45 м (148 ft), Возвышение: 110 м (361 ft).

La Habana / Base Area Playa Baracoa (ICAO code: MUPB)

ВПП: Rwy 02/20, Размер ВПП: 2305 м (7563 ft) x 45 м (148 ft), Возвышение: 31 м (102 ft)

Base Area San Antonio de los Baсos (ICAO code: MUSA)

ВПП: Rwy 01/19, Размер ВПП: 2400 м (7873 ft) x 46 м (150 ft), Возвышение: 50 м (164 ft).

ВПП: Rwy 05/23, Размер ВПП: 3596 м (11799 ft) x 46 м (150 ft), Возвышение: 50 м (164 ft).

ВПП: Rwy 12/30, Размер ВПП: 2482 м (8144 ft) x 46 м (150 ft), Возвышение: 50 м (164 ft).


4. Боевой состав

Относительно боевого состава ВВС и ПВО Кубы, доступны данные на 2006 год :

Zona Area Oeste: 2 Brigada «Playa Girón»

Подразделение Тип летательных аппаратов База
Unidad Militar 1779 San Antonio de los Baсos
Escuadrón de Caza МиГ-29 San Antonio de los Baсos
Escuadrón de Caza МиГ-23МЛ San Antonio de los Baсos
Escuadrón de Instrucción МиГ-21, L-39C, Z-142 San Antonio de los Baсos
Escuadrón de Helicópteros Ми-17, Ми-24Д San Antonio de los Baсos
3405.Regimiento Ejecutivo Playa Baracoa
Escuadrón de Ejecutivo Ан-24, Як-40, Ми-8П, Ил-62/96 Playa Baracoa

Zona Area Oriente: 3 Brigada «Cuartel Moncada»

К 1990-м годам кубинские ВВС оценивались как лучшие в Латинской Америке, как по оснащению, так и по уровню подготовки. После прекращения активного военного сотрудничества с СССР и Россией в 1990-х годах кубинская авиация испытывает значительные трудности. По западным данным, боеготовными являются лишь две истребительные эскадрильи , в полётопригодном состоянии на 2003-2004 годы находились около 20 боевых самолётов, а ежегодный налёт у лётчиков в этот же период не превышал 50 часов .

По данным International Institute for Strategic Studies, по состоянию на 2007 год, численность личного состава DAAFAR оценивается в 8 тыс. чел. В пригодном к полетам состоянии находится 31 боевой самолет, 12 транспортных самолетов, некоторое количество вертолетов и учебно-тренировочных самолетов, кроме того, указывается, что ещё 179 ЛА находилось на хранении.


5. Техника и вооружение

По данным британского сайта aeroflight.co.uk состояние авиапарка кубинских ВВС в 2006 году выглядело следующим образом:

Модель Страна производитель Тип Модификация Поставлено В строю
Микоян и Гуревич МиГ-21 СССР Истребитель Учебно-боевой МиГ-21МФ МиГ-21УМ 60 10 4 4
Микоян и Гуревич МиГ-23 СССР Истребитель Истребитель-бомбардировщик Учебно-боевой МиГ-23МФ/МС МиГ-23МЛ МиГ-23УБ 21 21 5 6 10 2
Микоян и Гуревич МиГ-29 СССР / Истребитель Многоцелевой истребитель Учебно-боевой МиГ-29Б МиГ-29УБ 14 2 2 1
Миль Ми-8 СССР Многоцелевой вертолет Ми-8Т Ми-8TКВ 20 20 4 2
Миль Ми-17 СССР / Многоцелевой вертолет Ми-17 16 8
Миль Ми-24 СССР Ударный вертолет Ми-24Д 20 4
Антонов Ан-24 СССР / Транспортный самолет Ан-24 20 4
Антонов Ан-26 СССР Транспортный самолет Ан-26 17 3
Яковлев Як-40 СССР Пассажирский самолет Як-40 8 3
Ильюшин Ил-62 СССР Пассажирский самолет Ил-62 1 1
Ильюшин Ил-96 СССР / Пассажирский самолет Ил-96 2 2
Aero L-39 Albatros Учебно-боевой L-39C 30 7
Zlin Z-326 Тренировочный Z-326T 60 20

6. Опознавательные знаки

6.1. Эволюция опознавательных знаков

Опознавательный знак Знак на фюзеляж Знак на киль Когда использовался Порядок нанесения
нет данных
нет данных
нет данных - по настоящее время

До сих пор удивление вызывает факт существования в непосредственной близости от США Республики Куба, ставшей на путь строительства социализма еще в 50-е годы прошлого столетия.


История Кубы очень интересна. И ведется она еще с 1492 года, когда на остров ступила нога знаменитого европейца - Колумба. С тех пор коренным жителям - индейцам таино - приходилось вести борьбу за свою независимость с колонизаторами: сначала с европейскими, а затем свое право на территорию острова заявили США.

С 1952 по 1959 год на Кубе существовала жесткая диктатура Батиста. Кубинские революционеры неоднократно пытались уничтожить уже изжившую себя диктатуру. Режим Батисты надоел и левым, и правым силам, и богатым, и бедным. Желание избавиться от диктаторского режима было усилено открытой связью кубинской власти с американской мафией. Тяжелейшая экономическая и социальная ситуация в стране, отсутствие демократии и возможности учесть интересы недовольных привели к взрыву. Революция на Кубе стала неизбежной. Всеобщее возмущение и привело к успеху революции, возглавленной Ф. Кастро.

Можно уверенно сказать, что революция на Кубе была осуществлена не столько кучкой революционеров, а с помощью народа и тех, кто был у власти (кроме самого Батисты, конечно). США пытались сохранить свое влияние на острове. Так называемая «операция в заливе Свиней» известна как сокрушительное поражение наемников США, нанесенное кубинскими повстанческими отрядами более полувека назад в бухте Кочинос. Сражение длилось всего 72 часа. Кубинцы наголову разбили так называемую «Бригаду 2506», которая состояла из кубинских эмигрантов, подготовленных силами спецслужб США. В «Бригаду 2506» входили 4 пехотных батальона, танковое подразделение, воздушно-десантные отряды, дивизион тяжелой артиллерии и спецотряды - всего 1500 человек. В результате боя практически все интервенты были захвачены в плен или уничтожены.

Кубинцы отстояли свое право жить так, как они хотят. Но им приходилось постоянно быть готовым защищать свою независимость. Кубинцы все это время живут в постоянной готовности отразить военное вторжение на «мятежный» остров со стороны США.

Сегодня, по истечении достаточно длительного срока, можно отметить достижения страны после коренной смены режима. Считается, что у кубинцев самая большая продолжительность жизни среди стран Западного полушария. Куба обладает качественным бесплатным здравоохранением и передовым образованием. Если раньше Куба была поставщиком сахара, то теперь она экспортирует мозги: например, кубинские врачи оказывают высококвалифицированную помощь на разных континентах мира. Трудно сказать, можно ли записать в актив кубинского режима государственное регулирование экономики, но в настоящее время идут преобразования и в этой отрасли: на Кубе разрешены небольшие частные предприятия - парикмахерские, мастерские и производственные кооперативы. Сейчас кубинцы без проблем получают загранпаспорта: многие уезжают из страны, но есть и те, кто возвращается на солнечный остров. Несмотря на большие изменения и укрепляющиеся контакты с внешний миром, кубинский режим не только уцелел, но и укрепился.

Возникает достаточно обоснованный вопрос: почему Соединенные Штаты Америки, диктующие свою волю многим странам мира, с легкостью осуществляющие военное вмешательство в дела суверенных государств, до сих пор не подчинили себе Кубу? Ответ лежит на поверхности - американцы прекрасно осознают, во что им это обойдется. Все эти годы кубинские вооруженные силы, выросшие из повстанческих отрядов кубинской революции, являются самой подготовленной и хорошо вооруженной армией мира. И хотя по численности она уступает многим вооруженным силам других стран, но моральный дух военнослужащих и прекрасная подготовка офицерского состава делает кубинскую армию самой боеспособной.

Комплектуются вооруженные силы Кубы на основе призыва, срок службы составляет 1 год. Служат в армии как мужчины, так и женщины: существуют даже танковые роты и вертолетные полки, в которых служат только женщины.

Остров Свободы давно превращен в неприступную цитадель. Многие отдыхающие на чудесных песчаных пляжах даже не предполагают, что всего в нескольких метрах от их шезлонгов находятся хорошо замаскированные доты и военные сооружения. А в карстовых пещерах, которыми так гордятся кубинцы, обустроены базы хранения боевой техники и подготовленные огневые точки. Кубинские военные воплотили в жизнь эффективный способ консервации боевой техники. 70% имеющегося вооружения размещено на базах хранения и готовы к немедленному применению, причем вместе с сопутствующим оборудованием и снаряжением. Например, танки, САУ, БТР, самоходки и БМП хранятся поротно, вместе с необходимым запасом аккумуляторов и боеприпасов. Хранящейся технике созданы необходимые климатические условия - оптимальная влажность и температура. С этой целью было закуплено современное дорогостоящее оборудование.

Еще в 80-е годы прошлого столетия главнокомандующий Фидель Кастро официально озвучил военную кубинскую доктрину с многозначительным названием «Общенародная война». Реализация доктрины привела к тому, что Куба превратилась в мощнейший укрепрайон и базу, способную обеспечить всеобщую партизанскую войну в случае внешнего нападения. В выполнении поставленных задач по обороне острова участвуют не только вооруженные силы страны, но и мирные жители, которые объединены в территориальные подразделения народной милиции. Сработанность народных сил и регулярной армии настолько велика, что совместно они смогут эффективно противостоять любому агрессору. Кубинцы утверждают, что каждый гражданин страны - будь то военный или штатский, знает, куда и в какой срок он должен прибыть в случае военных действий или угрозы нападения. На Кубе сформированы около 1,4 тыс. зон обороны и рубежей. С таким организованным противостоянием вряд ли сможет справиться агрессор.

Чтобы сохранять высокий уровень готовности отражения любого нападения, на Кубе один раз в несколько лет проводятся общевойсковые учения «Бастион», в которых участвуют военнослужащие и гражданские лица. Количество мирных граждан, участвующих в учении, значительно превышает численность кубинской армии. России (да и не только ей) стоит позавидовать такой организованности и уровню патриотизма каждого гражданина Кубы.

Практически каждый россиянин знает о спецподразделениях «Альфа» и «Вымпел», но на Кубе тоже есть высокопрофессиональные военные подразделения, хотя о них мало что известно. Речь идет о спецназе Кубы - Tropas Especiales "Avispas Negras". Это подразделение еще называют «Черные Осы». Сформировано оно было с целью обеспечения безопасности высшего руководства страны. Изначально в него вошли опытные бойцы, прошедшие службу в странах Латинской Америки и имеющие опыт партизанской и повстанческой борьбы в период уничтожения диктатуры Батисты. С разрешения Фиделя Кастро спецназ «Черные Осы» принимал участие в поддержке революционных движений за границей страны.

Так, в 1975 году кубинский спецназ был переброшен в Анголу на помощь Народному освободительному движению за освобождение Анголы. Это африканское государство было очень лакомым кусочком для США и ЮАР - страна обладала богатыми полезными ископаемыми: алмазами, нефтью, фосфатами, золотом, железной рудой, бокситами и ураном, поэтому они прилагали максимум усилий, чтобы не допустить к власти лидеров промарксистского движения. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что миссия кубинских военных специалистов способствовала выбору Анголой социалистического пути развития.

Кроме того, кубинский спецназ воевал в Эфиопии и Мозамбике, в странах Центральной Америки. Один из кубинских офицеров, воевавший в Эфиопии, говорил, что «Русские советники для эфиопов - всё равно что марсиане. Во-первых, они «фаранджи» (белые), во-вторых, живут почти при коммунизме. Другое дело - мы, кубинцы: среди нас много мулатов, есть негры. Кроме того, совсем недавно мы жили в такой же грязи и безнадёжности, совсем как эфиопы. Поэтому друг друга легко понимаем». И сегодня кубинские военные советники воюют во многих странах мира.

Кубинский спецназ «Черные Осы» специализируется на ведении боевых действий в условиях джунглей. Эксперты признают, что сегодня «Черные Осы» самый лучший спецназ, который может эффективно действовать в условиях тропиков, а уровень подготовки каждого бойца по сложности не имеет аналогов в мире.

Для подготовки спецназовцев такого уровня требуется хорошо оснащенный учебный центр. И такой Центр был открыт в 1980 году в городе Лос Паласиос. Кубинцы дали ему название "Школа" - Escuela Nacional de Tropas Especiales Baragua. На территории Центра, занимающего огромную территорию, построены искусственные водоемы, болота, макет города, сеть подземных коммуникаций и многое другое. Одновременно около 2,5 тысяч курсантов могут проходить переподготовку в этом Центре. И не только «Черные Осы», но и бойцы парашютно-десантных войск, военнослужащие морской пехоты, а также военные из других стран. Преподаватели - не только кубинцы: например, в качестве инструкторов в этом Центре преподают офицеры китайской армии.

Основными дисциплинами в Центре являются тактика ведения боевых действий в джунглях, обучение способам выживания в сложных условиях и скрытного проникновения на территорию противника, методы проведения диверсий, освоение боевых единоборств, снайперское искусство, водолазная и парашютная подготовка, а также овладение навыками ведения информационных и психологических войн. Кстати, именно кубинский офицер Рауль Рисо разработал особый стиль единоборств на базе «каратэ-оперетива», который применялся при подготовке специалистов КГБ СССР и ГРУ ГШ МО СССР, бойцов спецназа «Вымпел» и «Альфа».

Тактика «Черных Ос» основывается на действии одиночек или небольших групп разведчиков-диверсантов, которые в состоянии длительное время находится в автономном режиме при действии на территории противника. Бойцы «Черных Ос» виртуозно владеют всеми видами многих стран мира: будь то АКМС, АКМСН, «Винторез», РПГ-7В, СВД, АС «Вал» или венгерский ADM-65 или чешский CZ 75, или оружие кубинского производства. Куба по праву может гордится своим спецназом.

Вот как описывали тренировки кубинского спецназа «Черные Осы» бойцы советского подразделения «Альфа», прошедшие обучение в кубинском учебном военном центре. Лагерь, располагался в живописной низине, окруженный покрытыми лесами холмами. Преподавание вели асы своего дела. Особенно альфовцы запомнили тренировки на так называемой «тропе Че Гевары». Тропа представляет собой маршрут, проходящий по семи холмам, длина тропы около 8 км. На тропе установлены учебные мины-ловушки, различные по трудности препятствия, растяжки и другие неожиданные сюрпризы для спецназовцев. Форма одежды - шорты и без обуви. Для увеличения нагрузки каждый боец несет с собой болванку весом около 8 кг, имитирующий автомат Калашникова, да еще на пояс закреплялся подсумок с учебными минами. Альфовцы хорошо помнят, что с первой тренировки они вернулись «мертвыми». В дальнейшем преподаватели центра учили курсантов проходить минные заграждения, причем разминировать необходимо было «в слепую» и руками все типы мин, быстро преодолевать заграждения из колючей проволоки, снимать часовых и проникать на аэродромы, склады, к топливным терминалам и т.д.

Ежедневное прохождение «тропы Че Гевары», отработка различных способов передвижения, интенсивная физическая подготовка - обычное обучение для кубинского спецназовца. Перемещение в согнутом положении уже через 15 минут вызывает боль во всех мышцах, а курсанты обязаны ходить так часами. К тому же отрабатывалось это хождение в составе группы: впереди идущий ощупывает ногами землю перед собой, чтобы обнаружить растяжки и мины. Группа идет след в след. Поскольку человеческий глаз реагирует на быстрое движение, группа для большей скрытности движется медленно и плавно, чтобы иметь возможность сразу замереть, если взлетит осветительная ракета. Спецназовцев учат полному слиянию с окружающей средой.

Чтобы освоить все дисциплины в учебном центре кубинского спецназа, требуется огромная воля и, конечно, время.

Чего стоят только ночные передвижения ползком по 12 часов подряд. Задание группы в этом случае - незаметное проникновение на охраняемый объект. Бойцы передвигаются медленно, преодолевая препятствия разного уровня, включая и шумовые маты из тростника, сухие листья, обломки шифера, заграждения из колючей проволоки (проволоку вначале надкусывают, разламывают руками - в этом случае она не издает звука, затем разводят специальными зацепами в разные стороны и обеспечивают проход для выхода). В полной темноте ведущий группы, при нахождении мин, проверяет их на извлекаемость, обезвреживает ловушки, снимает растяжки или обозначает их расположения. В это время группа неподвижно лежит и ждет его команды. Бойцы намазаны грязью или маскирующим составом из трав, оружие тоже обработано, чтобы не было видно бликов.

В процессе обучения бойцы кубинского спецназа, кроме групповых операций, участвуют в комплексных занятиях на различных объектах. Например, учатся ставить магнитную мину на цистерну, оказавшуюся пустой, - ведь при поднесении к ней магнита раздается звук, сравнимый с небольшим взрывом, а в результате задание будет считается проваленным.

При учебном задании на уничтожение батальона, размещенного в казарме, семь бойцов кубинского спецназа незаметно подбираются к объекту и забрасывают в окна казармы толовые шашки, предварительно принесенные в поясных сумках (больсо). Одновременно уничтожаются и вышки с часовыми. Те немногие бойцы противника, которые уцелели после первого удара спецназа, как правило, уже не могут оказать достойного сопротивления.

Взрываются топливные терминалы, самолеты на аэродромах, склады с боеприпасами, а группа спецназа уже ушла с объекта, замаскировав свои походы. Такие тренировки формируют мощь и энергию в каждом бойце.

В учебном центре осваиваются все существующие виды оружия. Кубинские инструкторы учат стрелять по-настоящему: днем, ночью, в движении, на звук, по двигающейся мишени, от бедра, на вспышку и многому другому. Бойцы осваивают уникальный навык стрелять из миномета без опорной плиты (от момента первого запуска до первого разрыва курсанты успевали сделать до 12 выстрелов) - огневой удар получался оглушительным, а расчет своевременно покидал точку стрельбы.

Бойцы также проходят подготовку ведения боевых действий в городских условиях - осваивают тайниковые операции, методы и места базирования, способы передвижения по городу, обнаружение и уход от наблюдения.

Считается, что кубинский спецназ - один из самых лучших по организации засад и похищению людей.

Кубинцы, преподавая самым подробным образом тактику операции, заставляют думать всех участников без исключения. Они считают, что командир или боец сможет принять единственно правильное решение только в том случае, когда он будет знать множество подобных решений, и для этого обучение основано на отработке любых неожиданностей. Вводные для заданий могут быть самыми невероятными. Главной целью обучения является то, что неожиданных вопросов и ситуаций при проведении спецопераций не должно быть. Максимально продумываются все возможные ситуации - только тогда любая операция «обречена» на успех.

Кубинская армия находится в постоянной боевой готовности. А тем временем страна живет, работает, радуется, растит детей - свое будущее. В мире бушует экономический кризис, а Куба реализует социальные программы, укрепляя систему здравоохранения и образования. Кубинская власть вкладывает средства в «человеческий капитал», а значит, у страны есть будущее.

Использованы материалы:
http://forts.io.ua/s423545/#axzz2jmLMcTIQ
http://www.bratishka.ru/archiv/2011/8/2011_8_4.php
http://www.redstar.ru/index.php/news-menu/vesti/iz-moskvy/item/9914-pod-zharkim-nebom-afriki

С 60-х годов ХХ века Остров свободы был одним из важнейших геополитических союзников СССР, получив значительное количество современной боевой техники. В итоге кубинская армия стала сильнейшей в Латинской Америке как по количеству и качеству вооружений, так и по уровню боевой подготовки, который был продемонстрирован в войнах в Эфиопии и Анголе. Важнейшее достижение ВС Кубы – их победа в Анголе над формально африканской, но фактически англосаксонской армией ЮАР в конце 80-х.

Развал СССР стал для Кубы катастрофой. С того времени ВС страны не получили никакой новой боевой техники, из-за чего очень сильно деградировали. Для исправления ситуации на Кубе наладили производство «гибридов». Например, САУ, ПУ ЗРК и береговые ПКР на шасси Т-55. В свою очередь башни Т-55 устанавливаются на БТР-60П, в итоге получается БМТВ. Аналогичные комбинации проделываются с БМП-1. Апофеозом подобной гибридизации стали фрегаты из рыболовных траулеров. Реального повышения боевой мощи ВС подобная «перестановка слагаемых» не обеспечивает, поскольку сумма остается прежней. Настоящего обновления вооружений не происходит, что ведет кубинскую армию к полной деградации в обозримом будущем.

Сухопутные войска делятся на три армии – Западную, Центральную, Восточную. Западная включает 2-й АК (штаб – в Пинар-дель-Рио, в составе АК – 24, 27, 28-я пехотные дивизии), 70-ю механизированную, 1-ю учебную и 78-ю бронетанковые, 72 и 79-ю резервные пехотные дивизии.

Центральная армия: 4-й АК (Лас-Виллас, 41, 43, 48 пд), 81, 84, 86, 89-я пд, 242-й пехотный полк 24-й пд, 12-й бронетанковый полк 1-й учебной бронетанковой дивизии. Восточная армия: 5-й АК (Ольгин, 50-я механизированная, 52, 54, 56, 58-я пд), 6-й АК (Камагуэй, 60-я механизированная, 63, 65, 69-я пд), 3, 6, 9-ю бронетанковые, 31, 32, 38, 90, 95, 97, 123-ю пехотные дивизии, пограничную бригаду Гуантанамо, 281-й пехотный полк 28-й пд. Большинство дивизий в мирное время являются бригадами, развертывание предполагается лишь в военное время.

На вооружении остается 65 ПУ крайне устаревших ТР «Луна». Танковый парк состоит примерно из 800 Т-55 (еще до 450 на хранении), 400 Т-62, 60 легких ПТ-76 и, возможно, 51 Т-72. Имеется не менее 100 БРМ (до 50 БРДМ-1, 50–100 БРДМ-2), 16 БМТВ БТР-100 (БТР-60 с башней Т-55), 16 БМТВ БТР-73 (БТР-60 с башней БМП-1), от 50 до 60 БМП-1, до 100 БТР-60П, до 100 БТР-40, до 150 БТР-152.

В составе артиллерии от 20 до 40 САУ 2С1 (122 мм), до 40 2С3 (152 мм), не менее 8 САУ БМП-122 (гаубица Д-30 на шасси БМП-1), как минимум по 8 колесных САУ с орудиями М-46, А-19 и Д-20 в кузовах грузовиков. Число буксируемых орудий составляет примерно 500 – до 140 Д-30, до 100 М-30, до 90 А-19, до 190 М-46 до 100 МЛ-20, до 90 Д-20, до 50 Д-1. Как сказано выше, часть этих орудий превратилась в САУ, перестав таким образом быть буксируемыми. Имеется до 2 тысяч минометов (82 и 120 мм), 178 РСЗО БМ-21 и, возможно, некоторое количество устаревших РСЗО (БМ-14-16, БМ-24, М-51). На вооружении состоят несколько сотен ПТРК «Малютка», «Фагот» и до 700 ПТО – порядка 600 ЗИС-2 и 100 самоходных СУ-100.

Войсковая ПВО включает три дивизиона ЗРК «Квадрат» (12 ПУ), около 120 ЗРК малой дальности (60 «Стрела-1», 16 «Оса», 42 «Стрела-10), более 200 ПЗРК (60 «Стрела-2», 50 «Стрела-3», 120 «Игла-1»), до 120 ЗСУ (до 23 ЗСУ-57-2, от 36 до 50 ЗСУ-23-4, не менее 32 ЗСУ на шасси БТР-60, в т.ч. 16 с ЗУ-23-2 и 16 с орудием 61-К), до 900 зенитных орудий (примерно 380 ЗУ-23, 280 61-К, 200 С-60).

Из-за древности техники и упомянутой «гибридизации» установить точное количество боеспособных образцов каждого типа крайне сложно.

ВВС затронуты устареванием ВВТ гораздо сильнее, чем сухопутные войска, поэтому очень близки к полному выбытию. В организационном плане они разделены на три воздушные зоны, в каждую из которых входит по одной авиабригаде: «Запад» (2-я бригада), «Центр» (1-я), «Восток» (3-я).

В настоящее время сохраняют боеспособность не более 40 истребителей: 2–4 МиГ-29 (еще 6–10 на хранении), до 24 МиГ-23, 6–14 МиГ-21. Транспортная авиация полностью свернута. 1 Як-40, до 10 Ан-2, до 18 Ан-26 находятся на хранении. В составе ВВС остаются учебные самолеты чехословацкого производства – до 8 Z-142, до 27 L-39С.

На вооружении имеется четыре боевых вертолета Ми-35 (еще 8 и до 11 Ми-25 на хранении). Многоцелевые и транспортные вертолеты – до 30 Ми-17 (еще примерно 12 на хранении), до 14 Ми-8, 5 Ми-14 находятся на хранении.

В составе наземной ПВО имеется до 42 дивизионов ЗРК С-75 (не менее 144 стандартных ПУ, еще 24 ПУ на шасси Т-55), до 28 дивизионов ЗРК С-125М (не менее 60 стандартных ПУ, еще 36 на шасси Т-55).

В ближайшие годы боеспособность в составе кубинских ВВС сохранят лишь вертолеты Ми-17, вся остальная техника будет списана.

ВМС оказались неспособны содержать большую часть кораблей и катеров советской постройки. Подводный флот состоит в настоящее время из четырех СМПЛ типа «Дельфин» (вариант северокорейских СМПЛ типа «Юго»). Крупнейшие надводные корабли – два фрегата типа «Рио Дамуджи». Они представляют собой бывшие испанские рыболовные траулеры, на которые установлены ПКР П-15У со списанных ракетных катеров и башня сухопутной ЗСУ-57-2. Самым большим «нормальным» боевым кораблем является корвет проекта 1241П.

Остаются на вооружении 6 ракетных пр. 205У и сторожевых катера: 2–3 пр. 205П и 18–30 пр. 1400, 5–8 тральщиков (2–3 пр. 1265, 3–5 пр. 1258).

В отстое, возможно, находятся до 3 ПЛ пр. 641, 1 фрегат пр. 1159, около 12 ракетных и до 9 торпедных катеров, 1–2 тральщика пр. 1265 и до 7 пр. 1258, 1–2 ТДК пр. 771, однако в реальности вряд ли хотя бы один из перечисленных способен вернуться в строй.

В ВМС Кубы имеется морская пехота в составе двух батальонов. Значительным потенциалом обладает береговая оборона. В ее составе имеются ПКРК П-15 (в том числе ПУ этих ПКР, снятые с ракетных катеров и установленные на шасси Т-55), а также орудия А-19, М-46, МЛ-20 (из числа тех, что указаны выше).

Единственным потенциальным противником Кубы являются США, страны Латинской Америки не имеют ни возможностей, ни желания для военного вторжения на остров. Разумеется, потенциалы ВС США и Кубы в настоящее время совершенно несопоставимы. Тем не менее, островное положение, сохраняющийся высокий уровень боевой и морально-психологической подготовки личного состава делают вторжение на Кубу достаточно сложной операцией даже для американских ВС.

Вашингтон пойдет на интервенцию лишь в случае серьезной внутренней дестабилизации на острове. Поэтому нынешняя деградация кубинских ВС пока не приводит к катастрофическим последствиям для страны. Восстановление же их потенциала маловероятно. Россия, безусловно, могла бы поставлять Кубе современную технику, но в нынешней обстановке она не готова делать это бесплатно, а денег у Гаваны нет и не будет. Тем более что началось определенное, хотя и достаточно ограниченное сближение Кубы с США. Это только снижает желание Гаваны тратить отсутствующие деньги на перевооружение.

/Александр Храмчихин, замдиректора Института политического и военного анализа, vpk-news.ru /