Джон Леннон родился 9 октября 1940 года в Ливерпуле. С 1960 по 1970 годы был солистом группы "Битлз".

Йоко (Ёко) Оно родилась 18 февраля 1933 года в Токио. Йоко получила хорошее образование в Японии и США. В 1956 году Йоко вышла замуж за Тоси Итиянаги - талантливого, но бедного композитора. Безуспешные попытки самоутвердиться в Америке привели начинающую хдожницу-авангардистку к депрессии, попыткам самоубийства и закончились тем, что родители забрали дочь обратно в Японию и поместили в психиатрическую клинику. Оттуда Йоко Оно вызволил поклонник её творчества Энтони Кокс, который увёз её в США и стал её вторым мужем. В 1963 году у пары родилась дочь Кёко.

В том же 1963 году родился сын Джулиан у супружеской четы Джон Леннон - Синтия Леннон, которые поженились в 1962 году.

Вот как рассказывал о своей первой встрече с Йоко Джон Леннон:

"Это было в 66-м году в Англии. Мне сказали, что одна японская художница-авангардистка, приехавшая из Америки, устраивает хеппиннинг. Я ходил по выставке и увидел лестницу, влез по ней к потолку, обнаружил там подвешенную трубу, посмотрел в нее - чувствуя себя идиотом - и прочитал одно слово "Да". А в те годы авангардом считалось, когда человек разбивал в дребезги пианино или скульптуру, в общем, все было анти-, анти-, анти-. Скучное отрицание. А тут я прочел это "да" и решил остаться на этой выставке среди гвоздей и яблок.

Там была одна надпись, которая возбудила мое любопытство: "Вбей гвоздь". Я спросил: "Можно я вобью гвоздь?" Йоко ответила: "Нет, потому что открытие назначено на завтра". Но тут к ней подошел владелец галереи и прошептал на ухо: "Пусть вобьет. Знаешь, он - миллионер. Может, он потом купит этот экспонат". Они начали шептаться-совещаться. Наконец, она говорит: "Ну, хорошо, можешь забить этот гвоздь, но сперва заплати за это 5 шиллингов". И вот я говорю: "Хорошо. Я дам тебе воображаемые 5 шиллингов и вобью воображаемый гвоздь". Вот так и произошла наша встреча, она что-то почувствовала, я что-то почувствовал, а остальное - это уже, как говорится, история".

Йоко после этой встречи записала в дневнике, что человек, которого она могла бы полюбить, нашёлся. Леннон стал получать от неё открытки с короткими надписями: "Танцуй", "Дыши", "Смотри на огни до рассвета"... Йоко звонила ему и произносила длинные монологи: о социальной несправедливости, духе времени и себе, испытывающей большие творческие затруднения авангардной художнице. Леннон слушал ее на редкость внимательно. Он привык к женщинам, которые повиновались ему. Йоко была совсем другой. Он чувствовал, что должен повиноваться этой японке, которая была старше его на 7 лет.

Леннон так говорил о своей возлюбленной:

"Она учитель, а я - ученик. Я знаменитый человек, про которого думают, что он все знает, но она - мой учитель, она научила меня всему, что я знаю. Она уже все знала, когда я ни черта не знал, когда я был человеком ниоткуда. Она мой Дон Хуан [духовный учитель Кастанеды]".

"Рядом с Йоко я стал свободным. Её близость сделала меня целостным человеком. Без неё я был только половинкой".

Йоко сказала о своей роли в жизни Леннона:

"До встречи со мной у него был свой жизненный опыт, которого у меня не было, так что, я тоже у него многому научилась. Это взаимный процесс: может быть все дело в том, что я сильный человек, во мне много женской силы. Женщины развивают в себе эту силу - в своих отношениях с мужчинами. В женщинах есть внутренняя мудрость, тогда как мужчины обладают мудростью другого рода: иметь дело с обществом - потому, что именно они его создали. Мужчины никогда не развивали в себе внутреннюю мудрость: у них просто не было времени. Поэтому, большинство мужчин опираются на женскую внутреннюю мудрость, хотят они в этом признаваться или нет".

Йоко Оно и Джон Леннон расстались со своими супругами и стали жить вместе в 1968 году. В следующем году группа "Битлз" распалась. Многие винили в распаде группы именно Йоко Оно. Леннон стал приводить возлюбленную на репетиции группы (хотя ещё в начале карьеры битлы условились не приглашать в студию жён и девушек). Пол Маккартни, видя, как меняются под влиянием Йоко Оно музыкальные вкусы Леннона, стал брать лидерство в группе на себя, что вызвало неудовольствие Леннона.
Музыкальные эксперименты Леннона начались в первый же год совместной жизни с Йоко Оно, ещё до распада "Битлз". В 1968 году Оно и Леннон выпустили альбом "Two Virgins" (Два девственника). Музыки на нём не было: пластинка содержала беспорядочный набор шумов, стоны и крики. По словам Леннона, альбом был записан за одну ночь. Еще больше, чем содержание, поражало оформление альбома, где были использованы фотографии Джонна Леннона и Йоко Оно в костюмах Адама и Евы.

Леннон так говорил о влиянии на него Йоко Оно в тот момент жизни:

"Она заставила меня стать авангардистом и снять с себя одежду, а я в то время хотел быть лишь Томом Джонсом.

"Два девственника" получились случайно. Я понял, что на свете есть такой же сумасшедший человек, как я, - женщина, умеющая издавать столь причудливые звуки, способная наслаждаться нетанцевальной и непопулярной музыкой, тем, что называют авангардом.

Это единственное слово, которое здесь подойдёт, но я считаю, что такие ярлыки, как авангард, опровергают сами себя. Все привыкли к авангардным выставкам. Сам факт, что авангард может быть выставлен, противоречит назначению авангарда, поскольку он становится формальным, превращается в часть ритуала. Я всегда воспринимал его только как вариации к такому глобальному понятию, как музыка".

Йоко Оно, Энди Уорхол и Джон Леннон

В следующем, 1969-м, году Леннон и Оно вновь удивили общественность. После своей свадьбы они отправились в Амстердам и заявили о том, что проведут «постельное интервью». Журналисты, решившие, что звёздная пара будет публично заниматься сексом, собрались в гостинице, где оказалось, что Леннон и Оно, надев белые пижамы, украсив гостиничный номер цветами, сидят на кровати и говорят о мире (как раз в то время шла война во Вьетнаме). Двери номера были круглые сутки широко распахнуты. Любой человек с улицы мог войти к ним.

В 1971 году выходит альбом Джона Леннона "Imagine". Заглавная песня с альбома стала самой известной сольной песней Леннона. В 1971 году сингл с песней "Imagine" достиг третьего места в хит-параде синглов США. В Великобритании сингл "Imagine" был выпущен только в 1975 году и достиг 6-го места в хит-парадах. Однако после смерти Леннона в 1980 году сингл "Imagine" снова был выпущен в Великобритании и 4 недели держался на перовм месте хит-парадов, пока не был смещён с первого места другой песней Джона Леннона "Woman". В 2002 году в Великобритании был проведен опрос, по итогам которого сингл "Imagine" занял второе место в списке величайших синглов всех времен после "Богемской рапсодии" группы "Квин".

В песне "Imagine" ("Представьте") Леннон излагает своё видение идеального мира, где люди живут сегодняшним днём, не надеясь на Рай и не боясь Ада. Не существует разделения на государства и религии, нет войн, нет собственности, нет понятий "жадность" и "голод". Все люди - братья.
Позже в интервью Леннон сказал, что песни "Imagine" и "Love" можно поставить в один ряд с любой песней, которая сделана, когда он был битлом.

В 1973 году Йоко Оно приняла решение на время расстаться с Ленноном, чтобы вновь дать возможность обоим почувствовать себя свободными и понять свои чувства друг к другу. Йоко выбрала Леннону в любовницы его помощницу-китаянку Мэй Пэнг (род. 24.10.1950), которую Леннон считал сексуальной, и отправила их в Лос-Анджелес, где они провели полтора года. Леннон в это время много пил.

Джон Леннон и Мэй Пэнг

Леннон так описывает вынужденную разлуку с Йоко Оно:

"Когда Дон Хуан говорил... когда Дон Оно говорил: "Убирайся прочь! Ты ничего не понимаешь!" - это было вроде ссылки в пустыню. А назад она меня не пускала, потому что я еще не был готов к этому. Я должен был сам с собой разобраться. А когда я был готов, она позволяла мне вернуться.
В начале 70-х мы расстались. Она выгнала меня. Я вдруг оказался один на плоту посреди океана. Сначала я подумал: "Ура! Как это здорово!!! Опять заживу холостяцкой жизнью. Гип-гип ура!" Но однажды я проснулся и меня пронзила мысль: "Что такое со мной? Я хочу домой!" Но она не захотела принять меня обратно. Вот почему мы жили врозь полтора года, а не полгода. Мы часто разговаривали по телефону, и я, бывало, говорил: "Мне такая жизнь не нравится. Я все время нарываюсь на неприятности. Я хочу домой. Пожалуйста, прими меня обратно!" Но она отвечала: "Ты еще не готов к возвращению".

Судя по последующим высказываниям Леннона, он любил Мэй Пэнг, хоть и другой любовью, нежели Йоко Оно.

Леннон так говорил о жизни с Мэй Пэнг: "Я никогда не был так счастлив. Я любил эту женщину".

Противоречивость высказываний Леннона подтверждает, что Йоко Оно была права и временная разлука действительно была им необходима. Леннон должен был решить, что для него важнее - внутренняя свобода или жизнь как следование своему гуру - Йоко Оно. Когда Леннон сделал свой выбор в пользу второго варианта, Йоко разрешила ему вернуться. Это случилось в 1975 году. 9 октября 1975, в тридцать пятый день рождения Леннона, у него родился сын, названный Шоном. Джон Леннон решил на несколько лет полностью посвятить себя семье и пожертвовать своим творчеством. Следующий альбом Джона Леннона "Double Fantasy" вышел лишь в 1980 году. Этому диску суждено было стать последним в творчестве Джона Леннона, жизнь которого оборвалась спустя несколько недель после выхода пластинки.

Джон Леннон был застрелен 8 декабря 1980 года. Уже после его смерти был выпущен сингл "Woman" с альбома "Double Fantasy". Сингл "Woman" достиг первого места в чарте синглов Великобритании, опередив другой хит Леннона "Imagine". В США сингл "Woman" достиг второго места в хит-парадах.

Йоко Оно жива до сих пор и продолжает свою творческую карьеру.

Одна из самых известных любовных хиппи-пар 20-го века - Джон Леннон и Йоко Оно.

Джон Леннон родился 9 октября 1940 года в Ливерпуле. С 1960 по 1970 годы был солистом группы "Битлз".

Йоко (Ёко) Оно родилась 18 февраля 1933 года в Токио. Йоко получила хорошее образование в Японии и США. В 1956 году Йоко вышла замуж за Тоси Итиянаги - талантливого, но бедного композитора. Безуспешные попытки самоутвердиться в Америке привели начинающую художницу-авангардистку к депрессии, попыткам самоубийства и закончились тем, что родители забрали дочь обратно в Японию и поместили в психиатрическую клинику. Оттуда Йоко Оно вызволил поклонник её творчества Энтони Кокс, который увёз её в США и стал её вторым мужем. В 1963 году у пары родилась дочь Кёко. В том же 1963 году родился сын Джулиан у супружеской четы Джон Леннон - Синтия Леннон, которые поженились в 1962 году.

Вот как рассказывал о своей первой встрече с Йоко Джон Леннон:

"Это было в 66-м году в Англии. Мне сказали, что одна японская художница-авангардистка, приехавшая из Америки, устраивает хеппиннинг. Я ходил по выставке и увидел лестницу, влез по ней к потолку, обнаружил там подвешенную трубу, посмотрел в нее - чувствуя себя идиотом - и прочитал одно слово "Да". А в те годы авангардом считалось, когда человек разбивал в дребезги пианино или скульптуру, в общем, все было анти-, анти-, анти-. Скучное отрицание. А тут я прочел это "да" и решил остаться на этой выставке среди гвоздей и яблок

Там была одна надпись, которая возбудила мое любопытство: "Вбей гвоздь". Я спросил: "Можно я вобью гвоздь?" Йоко ответила: "Нет, потому что открытие назначено на завтра". Но тут к ней подошел владелец галереи и прошептал на ухо: "Пусть вобьет. Знаешь, он - миллионер. Может, он потом купит этот экспонат". Они начали шептаться-совещаться. Наконец, она говорит: "Ну, хорошо, можешь забить этот гвоздь, но сперва заплати за это 5 шиллингов". И вот я говорю: "Хорошо. Я дам тебе воображаемые 5 шиллингов и вобью воображаемый гвоздь". Вот так и произошла наша встреча, она что-то почувствовала, я что-то почувствовал, а остальное - это уже, как говорится, история".

Йоко после этой встречи записала в дневнике, что человек, которого она могла бы полюбить, нашёлся. Леннон стал получать от неё открытки с короткими надписями: "Танцуй", "Дыши", "Смотри на огни до рассвета"... Йоко звонила ему и произносила длинные монологи: о социальной несправедливости, духе времени и себе, испытывающей большие творческие затруднения авангардной художнице. Леннон слушал ее на редкость внимательно. Он привык к женщинам, которые повиновались ему. Йоко была совсем другой. Он чувствовал, что должен повиноваться этой японке, которая была старше его на 7 лет. Леннон так говорил о своей возлюбленной: "Она учитель, а я - ученик. Я знаменитый человек, про которого думают, что он все знает, но она - мой учитель, она научила меня всему, что я знаю. Она уже все знала, когда я ни черта не знал, когда я был человеком ниоткуда. Она мой Дон Хуан [духовный учитель Кастанеды]".

"Рядом с Йоко я стал свободным. Её близость сделала меня целостным человеком. Без неё я был только половинкой".

Йоко сказала о своей роли в жизни Леннона: "До встречи со мной у него был свой жизненный опыт, которого у меня не было, так что, я тоже у него многому научилась. Это взаимный процесс: может быть все дело в том, что я сильный человек, во мне много женской силы. Женщины развивают в себе эту силу - в своих отношениях с мужчинами. В женщинах есть внутренняя мудрость, тогда как мужчины обладают мудростью другого рода: иметь дело с обществом - потому, что именно они его создали. Мужчины никогда не развивали в себе внутреннюю мудрость: у них просто не было времени. Поэтому, большинство мужчин опираются на женскую внутреннюю мудрость, хотят они в этом признаваться или нет".

Йоко Оно и Джон Леннон расстались со своими супругами и стали жить вместе в 1968 году. В следующем году группа "Битлз" распалась. Многие винили в распаде группы именно Йоко Оно. Леннон стал приводить возлюбленную на репетиции группы (хотя ещё в начале карьеры битлы условились не приглашать в студию жён и девушек). Пол Маккартни, видя, как меняются под влиянием Йоко Оно музыкальные вкусы Леннона, стал брать лидерство в группе на себя, что вызвало неудовольствие Леннона.

Музыкальные эксперименты Леннона начались в первый же год совместной жизни с Йоко Оно, ещё до распада "Битлз". В 1968 году Оно и Леннон выпустили альбом "Two Virgins" (Два девственника). Музыки на нём не было: пластинка содержала беспорядочный набор шумов, стоны и крики. По словам Леннона, альбом был записан за одну ночь. Еще больше, чем содержание, поражало оформление альбома, где были использованы фотографии Джонна Леннона и Йоко Оно в костюмах Адама и Евы. Леннон так говорил о влиянии на него Йоко Оно в тот момент жизни:

"Она заставила меня стать авангардистом и снять с себя одежду, а я в то время хотел быть лишь Томом Джонсом. "Два девственника" получились случайно. Я понял, что на свете есть такой же сумасшедший человек, как я, - женщина, умеющая издавать столь причудливые звуки, способная наслаждаться нетанцевальной и непопулярной музыкой, тем, что называют авангардом. Это единственное слово, которое здесь подойдёт, но я считаю, что такие ярлыки, как авангард, опровергают сами себя. Все привыкли к авангардным выставкам. Сам факт, что авангард может быть выставлен, противоречит назначению авангарда, поскольку он становится формальным, превращается в часть ритуала. Я всегда воспринимал его только как вариации к такому глобальному понятию, как музыка".

В следующем, 1969-м, году Леннон и Оно вновь удивили общественность. После своей свадьбы они отправились в Амстердам и заявили о том, что проведут «постельное интервью». Журналисты, решившие, что звёздная пара будет публично заниматься сексом, собрались в гостинице, где оказалось, что Леннон и Оно, надев белые пижамы, украсив гостиничный номер цветами, сидят на кровати и говорят о мире (как раз в то время шла война во Вьетнаме). Двери номера были круглые сутки широко распахнуты. Любой человек с улицы мог войти к ним.

В 1971 году выходит альбом Джона Леннона "Imagine". Заглавная песня с альбома стала самой известной сольной песней Леннона. В 1971 году сингл с песней "Imagine" достиг третьего места в хит-параде синглов США. В Великобритании сингл "Imagine" был выпущен только в 1975 году и достиг 6-го места в хит-парадах. Однако после смерти Леннона в 1980 году сингл "Imagine" снова был выпущен в Великобритании и 4 недели держался на перовм месте хит-парадов, пока не был смещён с первого места другой песней Джона Леннона "Woman". В 2002 году в Великобритании был проведен опрос, по итогам которого сингл "Imagine" занял второе место в списке величайших синглов всех времен после "Богемской рапсодии" группы "Квин".

В песне "Imagine" ("Представьте") Леннон излагает своё видение идеального мира, где люди живут сегодняшним днём, не надеясь на Рай и не боясь Ада. Не существует разделения на государства и религии, нет войн, нет собственности, нет понятий "жадность" и "голод". Все люди - братья. озже в интервью Леннон сказал, что песни "Imagine" и "Love" можно поставить в один ряд с любой песней, которая сделана, когда он был битлом.

В 1973 году Йоко Оно приняла решение на время расстаться с Ленноном, чтобы вновь дать возможность обоим почувствовать себя свободными и понять свои чувства друг к другу. Йоко выбрала Леннону в любовницы его помощницу-китаянку Мэй Пэнг (род. 24.10.1950), которую Леннон считал сексуальной, и отправила их в Лос-Анджелес, где они провели полтора года. Леннон в это время много пил.

Леннон так описывает вынужденную разлуку с Йоко Оно: "Когда Дон Хуан говорил... когда Дон Оно говорил: "Убирайся прочь! Ты ничего не понимаешь!" - это было вроде ссылки в пустыню. А назад она меня не пускала, потому что я еще не был готов к этому. Я должен был сам с собой разобраться. А когда я был готов, она позволяла мне вернуться. В начале 70-х мы расстались. Она выгнала меня. Я вдруг оказался один на плоту посреди океана. Сначала я подумал: "Ура! Как это здорово!!! Опять заживу холостяцкой жизнью. Гип-гип ура!" Но однажды я проснулся и меня пронзила мысль: "Что такое со мной? Я хочу домой!" Но она не захотела принять меня обратно. Вот почему мы жили врозь полтора года, а не полгода. Мы часто разговаривали по телефону, и я, бывало, говорил: "Мне такая жизнь не нравится. Я все время нарываюсь на неприятности. Я хочу домой. Пожалуйста, прими меня обратно!" Но она отвечала: "Ты еще не готов к возвращению".

Судя по последующим высказываниям Леннона, он любил Мэй Пэнг, хоть и другой любовью, нежели Йоко Оно. Леннон так говорил о жизни с Мэй Пэнг: "Я никогда не был так счастлив. Я любил эту женщину". Противоречивость высказываний Леннона подтверждает, что Йоко Оно была права и временная разлука действительно была им необходима. Леннон должен был решить, что для него важнее - внутренняя свобода или жизнь как следование своему гуру - Йоко Оно. Когда Леннон сделал свой выбор в пользу второго варианта, Йоко разрешила ему вернуться. Это случилось в 1975 году. 9 октября 1975, в тридцать пятый день рождения Леннона, у него родился сын, названный Шоном. Джон Леннон решил на несколько лет полностью посвятить себя семье и пожертвовать своим творчеством. Следующий альбом Джона Леннона "Double Fantasy" вышел лишь в 1980 году. Этому диску суждено было стать последним в творчестве Джона Леннона, жизнь которого оборвалась спустя несколько недель после выхода пластинки.

Джон Леннон был застрелен 8 декабря 1980 года. Уже после его смерти был выпущен сингл "Woman" с альбома "Double Fantasy". Сингл "Woman" достиг первого места в чарте синглов Великобритании, опередив другой хит Леннона "Imagine". В США сингл "Woman" достиг второго места в хит-парадах.

Йоко Оно жива до сих пор и продолжает свою творческую карьеру.

Йоко Оно Леннон, известная как Йоко Оно (яп. 小野 洋子; англ. Yoko Ono). Родилась 18 февраля 1933 года в Токио (Япония). Японская авангардная художница, певица и деятель искусства, вдова Джона Леннона. Имеет гражданство США и живёт в Нью-Йорке.

Первые три года своей жизни Йоко провела с матерью Исоко Оно (д. Ясуда) в Токио, в то время как отец, Эйсуке Оно, жил и работал в Сан-Франциско, занимая руководящую должность в американском представительстве Bank of Japan. В 1936 году Йоко с матерью переехали к отцу, однако ещё через год были вынуждены вернуться в Японию, так как отец был переведен в Нью-Йоркское отделение банка. В 1940 семья повторно воссоединилась, однако опять ненадолго - с началом Второй мировой войны Йоко с матерью решили вернуться на родину.

С 1943 по 1953 год Йоко получала образование в престижной школе Гакусуин. В 1953 году она поступила в колледж Сары Лоуренс в Америке, где в последующие несколько лет обучалась литературе и музыке, намереваясь стать оперной певицей.

В 1956 году Йоко, вопреки протестам родителей, вышла замуж за Тоси Итиянаги (англ. Toshi Ichiyanagi) - талантливого, но бедного композитора. Несколькими годами позже Тоси был принят на работу репетиционным пианистом в танцевальную труппу Мерса Каннингема, человека, имевшего связи с нью-йоркскими авангардистами.

Последующие годы она провела в попытках заслужить признание публики. Однако многочисленные перфомансы, выставки и спектакли не имели успеха, а критики отказывались принимать Йоко Оно всерьез. Вследствие своих неудач девушка впала в депрессию и неоднократно пыталась покончить с собой, но всякий раз Тоси удавалось её спасти. В 1962 году информация об образе жизни дочери дошла и до родителей, после чего Оно была насильно перевезена в Японию и помещена в одну из психиатрических клиник.

Именно там её нашёл будущий муж - Энтони Кокс (англ. Anthony Cox). Он был большим поклонником её творчества, и, узнав о случившемся, немедленно приехал в Японию с целью найти Йоко и оказать ей поддержку. После выписки они вдвоем вернулись в Нью-Йорк, где Тони стал продюсером проектов Йоко, и её дела пошли несколько лучше. 8 августа 1963 года у них родилась дочь Кёко Оно Кокс.

Оно приехала в Лондон вместе с Тони и Кёко в 1966 году, чтобы продвинуться в художественных начинаниях. , участник The Beatles, пришёл на её выставку в галерее «Индика» по рекомендации .

По официальной версии, растиражированной впоследствии Джоном и Йоко, Джона до глубины души поразил один из экспонатов выставки: в комнате с белыми стенами стояла лестница, а к потолку была подвешена лупа. Поднявшись, зритель должен был взять лупу, и с её помощью прочитать на висящем под потолком холсте слово «Да». По его собственным словам, Леннон ожидал подвоха, дающего понять зрителю, что он напрасно так высоко залез, и был в восторге, увидев, что там написано «Да».

После первой встречи на выставке Йоко неоднократно пыталась добиться внимания Джона. Она часами сидела у ворот его дома в Кенвуде, пытаясь найти повод попасть внутрь. Однажды супруга Леннона Синтия впустила её, чтоб та могла вызвать такси. Через некоторое время Йоко заявила, что забыла у Леннонов свое кольцо, и засыпала Джона письмами с угрозами и требованиями денег. Синтия, которая уже и так недоумевала по поводу этой странной японки, была шокирована, когда однажды увидела посылку, полученную от Йоко: в коробке из-под «Котекса» лежала разбитая чашка, измазанная в красной краске.

Джон стал часто приводить Йоко на репетиции The Beatles, нарушая негласное правило группы не пускать посторонних в студию. Из-за этого музыканты ощущали дискомфорт, и напряжение внутри группы возрастало. В то же время Джон и Йоко занимались совместным творчеством. Йоко принимала участие в записи некоторых песен The Beatles («Revolution 9», «Birthday», «The Continuing Story of Bungalow Bill»).

В 1969 году Оно и Леннон создали свою группу, назвав её Plastic Ono Band.

В последующие несколько лет они совместно осуществили ряд весьма сомнительных, по мнению критиков, авангардных проектов.

Через два года после распада Beatles Леннон и Оно переехали в Нью-Йорк. Продолжительное время Ленноны находились на грани высылки из Соединенных Штатов в связи с обвинениями по делу о хранении наркотиков. Йоко очень нервничала по этому поводу, так как возвращение в Лондон уменьшало её шансы на воссоединение с дочерью Киоко, которая уже несколько лет жила в США с отцом.

В 1973 году напряжение достигло своего предела, и Йоко приняла решение расстаться с Джоном. Она свела его с Мэй Пэнг, личной помощницей Леннонов, и отправила их на отдых в Лос-Анджелес, оставшись жить в Нью-Йорке. В биографии Леннона этот период обычно называют «потерянным уик-эндом».

В 1975 Йоко и Джон помирились. По слухам, для этого Йоко даже пришлось провести для Джона несколько сеансов гипноза.

Их сын, Шон, родился в день рождения Леннона, 9 октября 1975 года. После рождения Шона и до убийства Джона Леннона 8 декабря 1980-го года пара жила в относительном уединении в Дакоте в Нью-Йорке.

Через некоторое время после убийства мужа Оно вступила в брак с дилером антикварных вещей Сэмом Хавадтоем, который продлился до 2001 года. Она была также замечена в связях с коллегой Хавадтоя, Сэмом Грином. В 1982 был выпущен альбом «It’s Alright (I See Rainbows)». Синглы «My Man» и «Never Say Goodbye» имели успех на местных радиостанциях.

В 1984 выпущен альбом трибьютов «Every Man Has a Woman», состоящий из лучших песен Оно, исполненных такими артистами, как Элвис Костелло, Роберта Флэк, Эдди Мони, Розэнн Кэш и Гарри Нильсон. Позже в том же году Йоко выпустила незаконченный альбом Леннона «Milk and Honey».

Последний альбом Оно 1980-х годов - «Starpeace», названный так в противовес ракетной системе обороны «Starwars» . «Starpeace» стал самым успешным сольным произведением Йоко Оно: сингл «Hell in Paradise» достиг №16 в американских чартах и №26 в Billboard Hot 100. В поддержку этого альбома был проведен гастрольный тур по странам Восточной Европы.

Достаточно продолжительное время Йоко посвятила перезаписи и ремастерингу своих альбомов на лейбле Rykodisc. В 1992 вышел коллекционный набор из шести дисков «Onobox». Он включал в себя сольные произведения Йоко и материал Леннона с сессий «потерянного уик-энда» 1974 года. Также был выпуск «суперхитов», содержащий основные моменты «Onobox», названный «Walking on Thin Ice». В том же году она дала большое интервью музыкальному обозревателю Марку Кемпу для журнала «Option». Речь шла о музыкальных взглядах самой Йоко Оно, и её позиционирования как артиста, впервые объединившего популярную музыку с авангардом.

В 1995 выпущен альбом «Rising» созданный совместно с Шоном Ленноном и его группой «Ima». Мировое турне в поддержку альбома прошло в Европе, Японии и США.

В 2002 году Йоко Оно выиграла судебный процесс по делу бывшего личного помощника музыканта Фредерика Симэна. Симэн обязался вернуть все 374 фотографии Леннона и его семьи Йоко и передать ей все права на эти снимки. Он также пообещал вернуть ей все вещи, имеющие отношение к Джону или Йоко, которые все еще находятся у него.

В 2002 году был создан ряд клубных ремиксов песен Йоко Оно. Для этого проекта она сократила свое имя до «ONO», как ответ на «Oh, no!» - шутку, которая преследовала её в течение всей жизни. Проект «ONO» имел большой успех с ремиксами «Walking on Thin Ice», созданными Pet Shop Boys, Orange Factory, Peter Rauhofer, и Danny Tenaglia. В апреле 2003, альбом ремиксов «Walking on Thin Ice» стал лидером Dance/Club Play Chart журнала Billboard. На оригинальной версии этого сингла 1981-го года, спродюсированной Ленноном, можно услышать его ремарку: «I think we’ve just got your first No.1, Yoko».

Она вновь становилась лидером чартов в ноябре 2004 с синглом «Everyman…Everywoman...» (ремейк песни «Every Man Has a Woman Who Loves Him»), в январе 2008 с «No No No», и в августе 2008 с «Give Peace a Chance».

В июне 2009, в возрасте 76 лет, Оно в пятый раз стала лидером Dance/Club Play Chart, с синглом «I’m Not Getting Enough».

В 2009 записан альбом «Between My Head and the Sky», первый альбом группы Plastic Ono Band с 1973 года. 16 февраля 2010 года Шон Леннон организовал концерт под названием «We Are Plastic Ono Band», на котором выступили Йоко Оно, Эрик Клэптон, Клаус Вурман и Джим Келтнер.

Йоко Оно приходится племянницей знаменитой скрипачке Анне Бубновой, сестре художницы Варвары Бубновой. В 1916 году Сюнъити Оно, дядя Йоко, закончил обучение в СПбГУ и женился на Анне Бубновой, после чего увёз её в Японию. Несколькими годами позже, после смерти их единственного сына, Анна стала посвящать много времени своей племяннице Йоко.

В мае-июне 2007 года в рамках 2-й Московской биеннале в ЦУМе прошла первая и пока единственная российская выставка Йоко Оно «Одиссея таракана».

В июле 2007 года Йоко Оно посетила Берново - родину своей тётки, которая после смерти мужа вернулась в СССР.

В 2012 году Йоко Оно выступила в поддержку феминистской панк-рок-группы Pussy Riot.

Дискография Йоко Оно:

Оригинальные сольные альбомы Йоко Оно:

«Yoko Ono/Plastic Ono Band» (1970) №182
«Fly» (1971) №199
«Approximately Infinite Universe» (1972) №193
«Feeling the Space» (1973)
«A Story» (1974) (Релиз - 1997)
«Season of Glass» (1981) №49
«It’s Alright (I See Rainbows)» (1982) №98
«Starpeace» (1985)
«Rising» (1995)
«Blueprint for a Sunrise» (2001)
«Between My Head and the Sky» (2009)
«Take Me to the Land of Hell» (2013, с Plastic Ono Band)

Альбомы Йоко Оно с Джоном Ленноном:

«Unfinished Music No.1: Two Virgins» (1968)
«Unfinished Music No.2: Life With The Lions» (1969)
«Wedding Album» (1969)
«Live Peace in Toronto 1969» (1969) №10
«Some Time in New York City» (1972) №48
«Double Fantasy» (1980) №1
«Milk and Honey» (1984) №11

Релизы Йоко Оно:

«Every Man Has a Woman» (1984) (Трибьют-альбом)
«Onobox» (1992) (Сборник)
«Walking on Thin Ice» (1992) (Сборник)
«New York Rock» (1994) (Музыкальный материал для одноименного мюзикла)
«Rising Mixes» (1996) (Ремикс-альбом)
«Yes, I’m a Witch» (2007) (Ремикс-альбом)
«Open Your Box» (2007) (Ремикс-альбом)

Библиография Йоко Оно:

«Грейпфрут» (1964)
«Лето 1980-го» (1983)
Тада но ватаси (яп. ただの私?, только я) (1986)
«Семейный альбом Джона Леннона» (1990)
«Инструкции по рисованию» (1995)
«Грейпфруктовый сок» (1998)
«ДА ЙОКО ОНО» (2000)
«Одиссея таракана» (2005)
«Вообрази Йоко» (2005)
«Память о Джоне» (editor) (2005)
«Жёлудь» (2014)

Фильмография Йоко Оно:

Satans Bed (в качестве актрисы)
Eye blink (1966, 5 мин.)
Bottoms (1966, 5½ мин.)
Match (1966, 5 мин.)
Cut Piece (1965, 9 мин.)
Wrapping Piece (1967, прибл. 20 мин.)
Film No. 4 (Bottoms) (1966/1967, 80 мин.)
Bottoms, (рекламный ролик, 1966/1967, прибл. 2 мин.)
Two Virgins (1968, прибл. 20 мин.)
Film No. Five (Smile) (1968, 51 мин.)
Rape (1969, 77 мин.)
Bed-In, (1969, 74 мин.)
Let It Be, (1970, прибл. 90 мин.)
Apotheosis (1970, 18½ мин.)
Freedom (1970, 1 мин.)
Fly (1970 (25 мин.)
Making of Fly (1970, прибл. 30 мин.)
Erection (1971, 20 мин.)
Imagine (1971, 70 мин.)
Sisters O Sisters (1971, 4 мин.)
Luck of the Irish (1971, прибл. 4 мин.)
Flipside (TV show) (1972, прибл. 25 мин.)
Blueprint for the Sunrise (2000, 28 мин.)


Ему – 26, ей – 33. Он - полусирота из бедного ливерпульского квартала, бывший двоечник и хулиган, пробившийся лишь благодаря собственному таланту и интуиции. Она - богатая японская аристократка с великолепным образованием и утонченным вкусом. Впрочем, они оба были бунтарями и экспериментаторами. Оба постоянно искали новое. Возможно, именно поэтому встречи им было не избежать.

Жизнь Йоко и Джона была настоящим хэппенингом: ссоры, скандалы, попытки самоубийства, лечение у психиатров, проведение лежачих забастовок, участие в демонстрациях, борьба за права индейцев. Но это и была их любовь – настоящая, хотя и не вписывающаяся в рамки. Но разве в любви могут быть стандарты?

Он



Джон Уинстон Леннон, которого после развода родителей воспитывала тётушка, казалось, воплотил в себе все мальчишеские грехи – он был неряшлив, агрессивен, дерзок и ехиден. На уроках он рисовал порнографические картинки, а на переменах курил, гонялся за девочками и стаскивал с них трусы. Одноклассники из приличных семей его сторонились, но это мало волновало мальчишку.

Тётушка Мими больше всего переживала, что ей никогда не удастся вырастить из Джона джентльмена. Когда на угрозы и крики, которые должны были заставить племянника сесть за учебники, сил не хватало, она начинала плакать и приговаривала: «Гитара - это прекрасно. Но с ней ты никогда не заработаешь себе на кусок хлеба». Позже, когда «Битлз» стали мега популярны, Леннон купил ей особняк, холл которого украсил мраморной плитой с этими самыми словами.

Она

Йоко происходила из богатой и знатной японской семьи. Судьба её складывалась для японки несколько необычно – она с детства была своенравна и обладала твёрдым, как кремень, характером.


Она вышла замуж за талантливого, но практически нищего композитора-японца, хотя родители были против. Карьера её супруга не задалась, но благодаря ему Йоко вошла в круг художников-авангардистов Нью-Йорка и решила, что посвятит свою жизнь этому виду искусства. Правда, все её инсталляции, хэппенинги и перфомансы у критиков вызывали только усмешки. Йоко часто владала в депрессию и не раз пыталась покончить с собой. Но всегда рядом оказывался и спасал её верный муж.

Но слухи о приключениях непутёвой дочери добрались до Японии. Отец силой возвращает Йоко на Родину и помещает в психиатрическую клинику для лечения от депрессии. Там её находит большой ценитель её творчества Энтони Кокс и забирает обратно в Нью-Йорк. В Японии они успели пожениться. Выставки Йоко в Америке начинают пользоваться популярностью, у пары рождается дочь. Казалось, жизнь налаживается. Но тут появился Джон.

Джон и Йоко


Первая их встреча на выставке Джона совсем не зацепила. Вернувшись домой, он рассказывал супруге, что «вернисаж – грёбаная муть». А Йоко сразу же поняла, что этого человека послала ей судьба, и начала добиваться его внимания самыми невероятными способами. Она часами просиживала у дома Леннонов, засыпала Джона письмами, требованиями денег и угрозами, присылала почтовые открытки с посланиями «Дыши и помни», «Я - облако», «Смотри на огни до рассвета». А как-то напугала жену Леннона, прислав ей в коробке из-под прокладок разбитую чашку, перепачканную краской.


Кроткую Синтию, жену Джона, выходки японки вводили в ступор, а сам Джон сначала раздражался, потом удивлялся, а потом заинтересовался. К тому же Йоко часто звонила ему по телефону, и у них находилось много тем для разговоров, как правило, о социальных проблемах. Он был околдован и восхищён. И хотя его подруга была старше на 7 лет, он решил, что она нуждается в его сильном плече и советах. Да и к тому же, любовью Йоко занималась просто фантастически!

Летом 1968 года пара начала жить вместе. Медовый месяц они провели в Амстердаме. И как-то пригласили в собственную спальню журналистов, которым давали интервью, не покидая постели.


Джон стал приводить свою подругу на репетиции, чем вызвал настоящую бурю протеста и негодования со стороны участников квартета. Женщины на репетициях - это было негласным табу, которое никто не нарушал. Такой неласковый прием до глубины души оскорбил Джона. В группе уже давно назревали разногласия, которые со временем только усугубились, пока и вовсе не привели к распаду. Появление Йоко этот распад только ускорило.


Но Джону и Йоко было хорошо вместе. Музыкант не уставал повторять, что у них одна душа на двоих. Он даже вступая в брак заменил своё второе имя – Уинстон - на Оно. И хотя критики декларировали, что его песни год от года становятся всё хуже, ему до этого, похоже, не было никакого дела. Он полюбил дом и превратился в сытого и довольного жизнью человека.

Выстрел


Марк Дэвид Чэпмен был самым обычным человеком, если бы не маниакальное желание во всём быть похожим на Джона Леннона. Чэпмен тоже был женат на японке. Он жил практически на её содержании и при этом страдал шизофренией. Всё, что у него было ценного – старые записи Леннона. Но Леннон перестал быть бунтарём, и должен был, по мнению Чэпмена, за это поплатиться.


8 декабря 1980 года Леннон, как обычно, вышел из дома. Его голова была забита предстоящими делами, и, погруженный в свои мысли, он не обратил внимания на человека, который сделал шаг ему навстречу. Убийца окликнул его по имени - и прогремел выстрел.


После смерти мужа Йоко навсегда надела траур. Может показаться странным, но когда не стало Леннона, отношение общества к ней изменилось. Йоко с горечью спрашивала: «Неужели люди должны были потерять Джона, чтобы принять меня». Впрочем, её и сегодня многие обвиняют в излишней амбициозности, активности и заносчивости. Но ведь именно это и привлекало в ней Леннона.


И в продолжение темы настоящий эксклюзив для битломанов: .

Друзья называли эту пару «Ромео и Джульетта 70-х», а недоброжелатели считали её демоном в женском обличии, а его безропотной жертвой. Впрочем, в истории Йоко Оно и Джона Леннона не всё так однозначно, как кажется на первый взгляд.

Она..

Японская художница-авангардистка Йоко Оно несмотря на своё высокое положение в обществе всегда слыла чудачкой. Она – дочь состоятельного банкира, с детства проживавшая в США и мечтавшая стать оперной дивой, стремилась преодолеть барьеры между богатыми и бедными, но ни те, ни другие её не понимали. Уделом обворожительной, но странной Йоко было одиночество, поскольку сверстники презирали её за богатство, а родители неприятно удивлялись её попыткам сдружиться с бедняками. «Дитя океана» (именно так в переводе на русский звучит имя Йоко) была склонна к концептуальному искусству и если тогда критики в пух и прах разносили работы несостоявшейся оперной певицы, то сейчас Оно считается матерью современного авангарда.

Маленькая Йоко с родителями:

Йоко:

До встречи с Джоном Ленноном за плечами притягательной художницы было два брака. В 23 года она вышла замуж за японского композитора Тоши Итиянаги, но отношения продлились недолго, и вскоре после расставания девушка угодила в психиатрическую лечебницу.

Тоши Итиянаги:

Позже оттуда её «вызволил» джазовый музыкант Энтони Кокс, который был ярым поклонником работ Йоко и её самой. Зря пресса называла эту женщину уродливой, ведь мужчины-то так не считали, наоборот многие расценивали её как более чем привлекательную женщину. Что касается романа с Энтони Коксом, то он был настолько бурным, что супруги угрожали друг другу убийством в случае измены или расставания, которое всё-таки последовало спустя некоторое времени. От этого союза у Йоко есть дочь Киоко и слава Богу угрозы Энтони оказались лишь пустым звуком. Несмотря на два неудачных брака Йоко не потеряла своего магнетизма и продолжала искушать мужчин.

Энтони Кокс и Йоко Оно:

Он…

Джон Леннон, обладатель мировой славы, армии фанатов и уймы денежных средств, к моменту встречи с Йоко Оно успел устать не только от шумихи связанной с «The Beatles», но и от своей личной жизни. Жизнь Джона до Йоко напоминала бесконечный день сурка даже несмотря на каждодневно менявшуюся картинку. Он пил, изменял и мечтал о лучшей жизни, хотя начиналось всё не так печально.

Маленький Джон:

Джон:

Со своей первой женой Синтией Джон познакомился во время учёбы в художественном колледже, когда она была примерной студенткой, а он хулиганом. Однако несмотря на такую существенную разницу Синтия смогла понравиться Леннону, но роман не был столь серьёзным до тех пор, пока девушка не забеременела. Честный и благородный Джон принял решение жениться на Синтии и у них родился сын Джулиан. Годы шли, Джон превратился в звезду мирового масштаба, а Синтия из образцовой студентки перевоплотилась в измученную семейными хлопотами мать и жену. Всё шло бы своим чередом, если бы битл Джон не встретил Йоко.

«Я всегда мечтал встретить творческую женщину, похожую на меня. И был уверен, что такой не существует»

Синтия и Джон:

Они…

Джон и Йоко познакомились 9 ноября 1966 года, когда он отправился на её художественную выставку. Леннон в общем-то и не горел желанием смотреть на работы Оно, но раз друзья так настойчиво советовали, то он пошёл и попал туда как раз в тот день, когда выставка ещё не открылась. Звезду впустили и он обомлел от увиденного, разглядев в творческой художнице родственную душу. Как раз в тот момент ему и был нужен понимающий человек, т.к. Джон погряз в проблемах.

«Я был недоволен собой, ел и пил как свинья. Дерзкий герой рок-н-ролла вдруг оказался испуганным парнем. И я начал кричать о помощи»

Джон и Йоко:

Роман с Йоко, закрутившийся сразу после их встречи в тот самый день, привёл к разводу Джона с Синтией и новому союзу Джона и Йоко, который они официально заключили 20 марта 1969 года. Их роман был похож на сказку, встречу двух половинок, но участники «The Beatles» видели как Йоко влияет на мужа и уводит его из группы… В особенности негодовал Пол Маккартни, который не хотел отказываться от успеха и популярности миллионов людей. Но Джон выбрал Йоко и перестал быть битлом.

В день свадьбы:

«В моей жизни было два открытия – Пол и Йоко. Думаю, я сделал правильный выбор»

Позже Йоко и Джон на время расстались из-за непримиримых разногласий, но в феврале 1975 года вновь сошлись. 9 октября того же года Йоко родила сына Шона.

«Он моя самая большая гордость. Да, я забросил музыку и погряз в пелёнках, но мне это по душе! Как хорошо, что нам с Йоко не удалось расстаться!»

Джон, Йоко и Шон:

Наши дни. Йоко и Шон:

Но у этой истории нет хэппи-энда, т.к. 8 декабря 1980 года Джона убили. Он будто предчувствовал свою смерть, в юности сказав «Наверное, меня застрелит душевнобольной», а за две недели до случившегося уволив телохранителей, опасаясь за их жизни. Оказалось, что безумному фанату не нравился тот Леннон, который жил счастливо рядом с Йоко и сыном. Жестокая расплата за счастье постигла Йоко и Джона, но эта сильная женщина до сих пор бережно хранит память о рано ушедшем муже, часто вспоминая его слова:

«Смерти нет. Это всё равно, что пересесть из одной машины в другую»