Оборудование : таблицы «Особенности размножения рыб», «Морские рыбы», «Пресноводные рыбы», «Проходные рыбы», «Промысловые рыбы», «Внутреннее строение речного окуня»; географическая карта; книги В.Астафьева «Царь-рыба» и Ф.Абрамова «Жила-была семужка».

Ход урока

Ребята, послушайте шотландскую народную песню, которая называется «Форель».

Я семь недель ловил форель,
Не мог ее поймать я,
Я весь промок, и весь продрог,
И все порвал я платье,
Ловил в лесах, ловил в садах,
Ловил я даже в печке.
И что ж? Форель все семь недель
Скрывалась, братцы, … .

В речке! – заканчивают ученики.

Скажите, а где еще обитают рыбы? (Моря, озера, океаны, пруды. )
Тема нашего урока «Особенности размножения рыб». Мы поговорим об органах размножения рыб, узнаем, где рыбы предпочитают откладывать икру, как происходит процесс оплодотворения и дальнейшее развитие икринок.
Запишите в тетради тему урока и число.
На доске вы видите термины, которые нам помогут на уроке, и таблицу, где изображено внутреннее строение рыбы. Как называется эта рыба? (Речной окунь. )
Рыбы – раздельнополые животные. А как вы понимаете значение слова «раздельнополые»? (Есть особи мужского пола, есть женского. )
Наверное, все из вас ели сельдь. А можно сказать, какого пола была эта сельдь: мужского или женского? (Если в теле рыбы была икра, то это особь женского пола, а если нет – то мужского. )
Особи женского пола – самки. А как называются особи мужского пола? (Самцы .)
У самцов половые железы называются семенниками. В них образуется жидкость, которую называют молоками. Кто-нибудь знает, почему именно так? (Похожа на молоко, белого цвета. )
Молоки содержат миллионы сперматозоидов. Сперматозоиды – это мужские половые клетки.
Итак, давайте повторим.

    Как называются половые железы самцов? (Семенники .)

    Какую жидкость они содержат? (Молоки .)

    Как называются мужские половые клетки? (Сперматозоиды .)

У самок тоже есть парные половые железы. Они называются яичниками, в них созревают женские половые клетки – яйцеклетки. Кто-нибудь знает, как по-другому называют яйцеклетки рыб? (Икринки .)
Итак, давайте повторим.

    Как называются половые железы самок? (Яичники .)

    Какие клетки в них созревают? (Женские половые клетки – яйцеклетки. )

На нижней стороне брюшка у рыбы есть половое отверстие. Через это отверстие самки откладывают икру, а самцы изливают на икру семенную жидкость. Сперматозоиды, которые находятся в жидкости, сливаются с яйцеклетками, и происходит процесс оплодотворения.

Итак: оплодотворение – это процесс слияния сперматозоидов и яйцеклеток.

    Как теперь можно назвать яйцеклетку? (Оплодотворенная яйцеклетка, оплодотворенная икринка .)

Оплодотворенная яйцеклетка многократно делится, и под ее оболочкой формируется зародыш. У зародыша есть желточный мешок. Это запас питательных веществ. За счет желтка зародыш растет и развивается, потом сбрасывает покровы икринки и превращается в личинку. Личинка уже питается самостоятельно и вскоре становится маленькой рыбкой. Как она называется? (Малек .) На кого похож малек? (На взрослую рыбу. )

По мере рассказа на доске учитель составляет схему:

оплодотворенная икринка ––> зародыш ––> личинка ––> малек ––> взрослая особь.

    Как можно назвать эту схему? (Схема развития рыбы. )

Запишите заголовок схемы в тетради.
Еще раз внимательно рассмотрите схему. Сейчас я сотру в ней два слова (стираю слова «зародыш» и «малек»). Теперь запишите схему в тетради, постаравшись вставить эти пропущенные слова.
(После выполнения задания один из учеников выходит к доске и восстанавливает пропущенные слова в схеме.)
Итак, мы с вами можем сделать вывод: из каждой икринки может вырасти взрослая рыба! Но большинство икринок, личинок, мальков гибнет гораздо раньше. Ведь у рыб много врагов – хищников. Среди них и человек.
В наше время рыбам живется очень трудно. И не потому, что люди их ловят и едят, а потому, что человек нарушает среду обитания рыб. Поэтому именно люди самые опасные враги рыб.
А вы знаете, как человек нарушает среду обитания рыб?

Ответы учащихся

– Загрязнение водоемов промышленными отходами: нефть и нефтепродукты (нефть образует на поверхности воды пленку, которая не пропускает воздух, и рыбам становится нечем дышать);
– загрязнение удобрениями, которые стекают с полей;
– загрязнение бытовыми отходами и мусором.

Наше Правительство заботится об охране природы. Существует Федеральный закон об охране окружающей среды, а в нем есть статьи об охране водных богатств и рыб.

    Как вы думаете в какое время можно ловить рыбу, а в какое время лов ограничен? (Лов ограничен во время нереста. ) Почему? (Потому что рыба должна отложить икру .)

Вывод

Сегодня мало не убить животное. Надо сохранять среду, где животное обитает, где оно может производить потомство. Мы должны научиться существовать с природой и быть ее защитниками.

    Так какая же у нас с вами задача? (Оберегать и охранять, а если необходимо, и защищать природу .)

Рыбам посвятили свои произведения многие писатели. Например, Виктор Астафьев написал рассказ «Царь-рыба» (показать книгу). В этом рассказе автор описывает очень большую и очень сильную рыбу. Это русский осетр, который чуть-чуть не утопил рыбака, хотевшего ее поймать.
Другой замечательный писатель, Федор Абрамов, написал северную сказку «Жила-была семужка». Автор описывает историю жизни рыбы – семги. Авторская позиция проявляется уже в названии самого произведения. Он ласково называет рыбу сёмужкой. И имя у рыбки было – Красавка. Вот как описывает автор жизнь этой рыбки: «С утра она ловила букашек и пауков, которых приносило течением, а затем, если было солнечно, играла: то подталкивала носиком искрометные камешки на дне, то прыгала за изумрудными стрекозами, снующими над самой водой, а иногда, ради забавы, даже кидалась на какого-нибудь зазевавшегося малька».

    Какие эмоционально окрашенные слова использует автор в этом отрывке?

Семга, о которой идет речь в рассказе Ф.Абрамова, родилась в речке, а потом вместе с другими семгами ушла в море. В море семга проводит большую часть своей жизни. Но когда рыбы взрослеют, у них проявляется инстинкт размножения. Это сложное врожденное чувство, которое заставляет рыб плыть на нерест, плыть, чтобы отложить икру. Семга откладывает икру в реках: входит в них из моря и поднимается вверх против течения. Рыбам приходится очень тяжело, на быстринах течение бывает очень сильным, а путь преграждают различные препятствия. И все-таки рыбы плывут отважно и смело.
«...Бешеное течение, ледяные заторы, какая-то преграда из бревен во всю реку» мешает плыть рыбам. Семга делает «яростный взмах хвостом – и тело ее в брызгах и пене взлетает над водой...»
«Постепенно вода в речке начала падать. Семги одна за другой начали вставать на плесы – места,
где они выросли». А Красавка «еще долго плыла вверх по речке. Порой ее охватывало отчаяние. Речка от порога к порогу становилась все уже и мельче. Ей часто приходилось плыть через кипящие буруны, со всего маху падать на острые камни...». Но вот наконец и она достигла своей родины!
Так семги приходят на нерест. Откладывают икру в вырытую в мелком галечнике ямку, забрасывают ямку камушками и древесным мусором и, вконец обессилев, поворачивают снова к морю.
«...Израненная, изможденная, с растрепанными, измочаленными плавниками, казалось, она совсем обессилела. В бурных порогах ее вертело, как щепку, било о камни. Но она все плыла и плыла...
...Выгибая хвост, семга начала разворачиваться. На нее было больно смотреть. Тело ее похудело, высохло и стало плоским. На брюхе появились кровоточащие ссадины».
Совсем немногие отнерестившиеся рыбы доплывают до моря.
Рыбы, которые рождаются в реках, потом большую часть жизни живут в море, а для нереста возвращаются обратно в реки, называются проходными.

    Кто понял, почему их так называют? (Потому что они проходят путь из рек в море, и из моря в реки .)

(Демонстрация таблицы «Особенности размножения рыб».)

Но большинство рыб и живет, и нерестится только в море или только в пресных водоемах. Пресноводные рыбы – это караси, окуни, судаки, ерши, щуки, сомы… Покажите, пожалуйста, на таблице, каких рыб вы знаете.
А теперь обратимся к географической карте.
Я хочу проследить путь проходных рыб на примере осетровых и лососевых рыб. Я не случайно выбрала именно их. Осетровые рыбы дают черную икру (и мы возьмем рыбку черного цвета); а у лососевых – икра красная (возьмем рыбку красного цвета).
Осетровые живут в Атлантическом, Тихом, Северном Ледовитом океанах, в Черном, Каспийском и Аральском морях. Это белуга, осетр, севрюга, калуга, стерлядь.
Проследим путь осетровых, например белуги.

    Кто может показать Каспийское море? Какая знаменитая русская река впадает в Каспийское море? (Волга .) Кто покажет ее на карте от устья до истоков?

Белуга из Каспийского моря (учитель берет рыбку черного цвета и ведет по карте вверх) движется против течения в верховья реки Волги. Но сейчас рыбы не доплывают до верховья реки. Почему? (На Волге построено очень много плотин гидроэлектростанций. Они перегораживают рыбам путь. ) Хотя в плотинах оставлены проходы, часто рыбы не успевают сообразить, что нужно плыть через них. Им приходится нереститься вдоль реки, прижимаясь к берегу.
Лососевые рыбы, известные своей красной икрой, живут в морях Тихого океана. Это кета, горбуша, нерка, чавыча, кижуч, сима.

    Кто может показать Тихий океан? Кто может показать реку Амур?

Из морей Тихого океана лососи входят в реку Амур и другие дальневосточные реки и плывут против течения (учитель берет рыбку красного цвета и ведет по карте). Дойдя до мест нереста и отложив икру, тихоокеанские лососи погибают, т.е. размножаются они один раз в жизни. А вот европейские благородные лососи, обитающие в морях Атлантического океана – семга, кумжа, – могут нереститься, входя в реки и потом скатываясь обратно в море, несколько раз. Есть среди них и формы, которые постоянно держатся в реках или озерах. Таких некрупных лососей, постоянно живущих в пресной воде, называют форелью.

    Ребята, а вы знаете, сколько стоит икра?

Красная (тихоокеанских лососей) – 130 рублей за 100 г. Черная – около 4000 рублей за 100 г, а за границей 2000$ за 1 кг. Самая ценная икра у калуги. А в 1922 г. была поймана белуга длиной 5 м, в ней было 245 кг икры.
Подводя итог урока, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

    Какой материал вам запомнился на уроке?

    Что показалось интересным?

Домашнее задание

На карте найти географические объекты, связанные с названиями рыб.

В статье я поговорю о том, как размножаются рыбы. В частности, рассмотрю его виды: партеногенез, гиногенез, гермафродитизм, половое размножение. Перечислю этапы готовности к размножению, расскажу о правилах обустройства нерестового аквариума, процессе размножения. Опишу, какие меры необходимо принимать для успешного выращивания мальков.

Существует несколько способов размножения рыбок:

  1. Двуполое размножение
  2. Партеногенез
  3. Гиногенез
  4. Гермафродитизм

Большинству видов рыб присуще половое размножение, однако встречаются и способы, происходящие без оплодотворения самцом — гиногенез и партеногенез.

Партеногенез — разновидность размножения, при котором развитие икры происходит без оплодотворения самца. Однако этот способ все же считается половым, поскольку развитие осуществляется из гамет, хоть и без слияния мужских и женских половых клеток. Чаще всего, икра погибает на стадии дробления, но может дожить и до личиночной стадии. При этом никак не мешает оплодотворённой икре и не губит зародышей.

Гиногенез является одним из видов партеногенеза. При этой форме размножения сперматозоид проникает в яйцеклетку и обеспечивает дальнейшее развитие, однако слияния ядер половых клеток не происходит.

В подводном мире нередко встречается и гермафродитизм — наличие мужских и женских репродуктивных органов одновременно. В этом случае рыбы могут развивать как икру, так и сперматозоиды. Однако самооплодотворение исключено, поскольку созревание гамет происходит в разное время. А некоторые виды рыб (например, губаны и рыбы-клоуны) могут изменять пол в процессе жизни.

В научной терминологии их называют последовательными гермафродитами. Это умение позволяет самкам занять место самца в случае его гибели, а следовательно — повысить популяцию.

Наконец, самый распространённый способ размножения среди рыб — половой, требующий присутствие и самца, и самки. Он, в свою очередь, делится на два вида:

  1. Внутренний. Оплодотворение происходит внутри тела рыбы.
  2. Наружный. Осеменение икры происходит в воде.

Готовность рыбы к размножению

Разные рыбы проходят этапы готовности к размножению по-разному. Это зависит и от условий внешней среды, и от образа жизни животного. Но этапы выделяются для всех видов:

  1. Образование половой железы и зачатков половых клеток
  2. Рост и размножение половых клеток до полного созревания
  3. Вымет и оплодотворение половых клеток

Если первый этап проходит у всех особей без исключения даже в неблагоприятной среде, то последующие требуют определенных условий. Необходимо усилить питание рыб за две недели до нереста, обеспечить в аквариуме насыщенную кислородом воду, а также повысить ее температуру на 2-3 градуса для стимуляции созревания гамет.

После того, как рыбы станут готовы к размножению, проведите ряд процедур для подготовки к нересту. Для начала нужно разместить самку и самца в отдельных резервуарах, несколько раз перемещать друг к другу на короткое время для «знакомства». Только затем следует сооружайте нерестовой аквариум.


Каким должен быть аквариумный нерестовик

Главная задача нерестового аквариума — как можно сильнее приблизить условия к естественной среде обитания.

Процесс размножения не должен проводиться в общем аквариуме. Взрослые особи съедают молодь, следовательно, потомство будет утеряно.

Нерестовик должен обеспечивать все необходимые условия для успешного размножения рыб. Прежде всего, для комфортного нереста обязательна вода, насыщенная кислородом. Для этих целей используйте специальные растения (к примеру, агрофилу), которые к тому же очищают воду от загрязнений.

Также важна качественная фильтрация воды, освещенность и температурный режим. Не рекомендуется засыпать дно большим количеством грунта, чтобы упростить процесс очистки от загрязнений и остатков корма.

Мальки невероятно уязвимы на первых этапах жизни, поэтому необходимо тщательно продезинфицировать нерестовик. Эта процедура спасет от болезнетворных бактерий, опасных для жизни.


Нерестовик должен содержать не слишком много зелени и камней

Процесс оплодотворения

В большинстве случаев осеменение происходит вне тела рыбы. Самки выметывают в воду икру, а самцы — семенную жидкость. Сперматозоид через микропиле (отверстие в оболочке) достигает центра икринки, зародышевые клетки смешиваются и осуществляется оплодотворение.

С помощью пор икра подпитывается водой и крепнет, начинается процесс эмбрионального развития. Длительность его варьируется от нескольких дней до трёх месяцев, пока не вылупится личинка. Первые двое-трое суток она насыщается питательными веществами желточного мешочка и только затем трансформируется в полноценного малька.

Как происходит выращивание мальков

Для начала позаботьтесь о просторности аквариума для мальков — полноценные рост и развитие невозможны в стесненных условиях. Затем начинается самый ответственный период — выкармливание. В качестве первого корма используйте водорослевой налёт, различные органические отложения подводных растений, коловраток или микрочервей.


Спустя 3-5 суток выкармливание можно продолжать специализированными магазинными смесями. Частота кормлений после рождения должна достигать 6-7 раз в день, а по мере развития молодняка уменьшается. Также не забывайте о ночном освещении — это важно для первичного роста мальков. Для окончательного доращивания рассортируйте потомство на 3 группы. Дальнейший уход значительно легче, однако требуется проведение регулярных солевых ванн для профилактики мальков.

Теперь вы знаете, как рыбы занимаются оплодотворением. Прежде чем приниматься за такой трудоёмкий процесс, как размножение и выращивание рыб, подготовьте необходимые условия для ухода за подводными обитателями. Обязательно оборудуйте правильный нерестовик, заготовьте корма и аквариумные растения, обеспечьте достаточным освещением. Только после выполнения этих процедур вас ожидает успешное рождение и развитие потомства.

При помощи метания икры, но у разных видов это происходит по-разному. Например, такой вид как атерина-грунион подплывают максимально близко к берегу и во время прилива оказываются практически на голом песке, именно в этот влажный песок они и откладывают свою икру, после чего она самцами. У атерина-грунион процесс откладывания и оплодотворения икры происходит очень быстро, ведь они должны успеть до того момента, как их настигнет следующая волна. Мальки вылупляются из икринок довольно скоро, и с наступлением прилива малыши отправляются в .

Красную икру лососевых рыб ценят как вкусный и полезный . Интересно то, что рыбы для метания икры мигрируют из соленых вод в водоемы. Эти рыбы работают сообща - парами. Самец и самка предварительно выкапывают своеобразное гнездо на дне пресноводного водоема, одновременно они защищают приглянувшуюся территорию от рыб-конкурентов. Очень важным моментом для лососевых является то, чтобы половые клетки обоих родителей появились в воде одновременно, иначе оплодотворения не произойдет. Многие виды лососевых рыб способны к размножению лишь раз в жизни в большей степени от того, что просто после нереста. Например, так происходит с тихоокеанским лососем.

В природе, конечно, существуют и виды рыб. Они не мечут икру, а производят на свет уже вполне сформировавшееся потомство - мальков, которые сразу могут жить и развиваться самостоятельно. Одной из странных особенностей живородящих рыб является то, что после метания мальков мамаша может запросто съесть собственных детенышей, она просто не может отличить их от другого корма.

  • 7. Грибы как типологическая единица.
  • 8. Водоросли, лишайники и их роль в природе.
  • 9. Разнообразие голосеменных растений. Размножение голосеменных, их распространение и роль в природе.
  • 10. Покрытосеменные растения. Размножение, особенности, особенности строения.
  • 11. Жизненные формы растений и животных.
  • 12. Сезонные явления в жизни растений. Их причины.
  • 13. Сезонные явления в жизни животных. Их причины.
  • 14. Насекомые. Их разнообразие, особенности строения, размножения, развития и роль в природе и жизни человека. Биология жуков, стрекоз, бабочек.
  • 15. Рыбы. Особенности их строения, питания. Способы размножения и особенности заботы о потомстве.
  • 16. Земноводные. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология тритонов, лягушек, жаб.
  • 17. Пресмыкающиеся. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология ящериц, черепах, змей.
  • 18. Птицы. Особенности их строения, размножения. Экологические группы птиц. Характеристика основных систематических групп и их представителей.
  • 19. Млекопитающие. Характерные черты строения. Особенности размножения и развития. Характеристика основных отрядов, семейств отдельных представителей.
  • 20. Лесной биоценоз. Типы лесов, их структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 21. Биоценоз пресноводного водоема. Его структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 22. Биоценоз луга. Виды лугов. Структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 23. Биоценоз болота. Виды болот. Структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 24. Создание культурных биоценозов. Отличия культурных биоценозов от природных.
  • 25. Охрана растений и животных, Красная книга республики Беларусь. Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы Беларуси.
  • 26. Актуальность экологического воспитания дошкольников на современном этапе.
  • 27. История приобщения ребенка к природе в трудах выдающихся зарубежных педагогов и мыслителей прошлого.
  • 28. Ознакомление детей с природой в педагогическом наследии к.Д. Ушинского, е.Н. Водовозовой, а.С. Симонович, е.И. Тихеевой.
  • 29. Белорусские просветители, педагоги и писатели об использовании знаний о природе в воспитании и развитии личности человека.
  • 30. Идея ознакомления детей с природой в теории и практике советского дошкольного воспитания. Роль съездов по дошкольному воспитанию (20-30-е годы 20 века).
  • 31. Экологическое образование детей на современном этапе в зарубежных странах.
  • 32. Современные исследования о роли природы в разностороннем развитии личности.
  • 33. Принципы отбора содержания знаний для детей дошкольного возраста о природе.
  • 34. Общая характеристика программного содержания знаний о неживой природе в разных возрастных группах.
  • 40. Создания условий на участке дошкольного учреждения. Виды озеленения участка дошкольного учреждения.
  • 41. Экологическая комната, экологический музей, лаборатория природы, экологическая тропинка и т.Д. В дошкольном учреждении.
  • 42. Наблюдение как основной метод ознакомления с природой. Виды наблюдений. Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах.
  • 43. Фиксация наблюдений. Разнообразие способов фиксации наблюдений.
  • 44. Использование иллюстративно-наглядного материала в процессе ознакомления дошкольников с природой.
  • 45. Использование опытов и экспериментов в процессе ознакомления дошкольников с природой.
  • 46. Демонстрация моделей. Виды моделей. Направления использования моделей в процессе ознакомления с природой и экологического воспитания дошкольников.
  • 47. Значение и место игр в процессе ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания. Разнообразие игр.
  • 48. Труд детей в природе. Виды труда в природе. Формы организации труда детей в природе.
  • 49. Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы. Виды детских рассказов о природе.
  • 50. Использование природоведческой литературы.
  • 51. Беседы о природе.
  • 52. Использование экологической сказки.
  • 53. Использование речевых логических задач природоведческого содержания в работе с дошкольниками.
  • 54. Специфические формы и методы экологического воспитания дошкольников.
  • 55. Занятие как форма ознакомления дошкольников с природой.
  • 56. Экскурсия как особый вид занятия. Значение и место экскурсий в системе природоведческой работы с дошкольниками. Виды экскурсий.
  • 57. Значение и место прогулок в системе работы по ознакомлению с природой.
  • 58. Использование досугов в природоведческой работе с дошкольниками.
  • 59. Метод проектов в экологическом образовании дошкольников.
  • 60. Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы по природоведению.
  • 61. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе ознакомления дошкольников с природой.
  • 62. Методическое руководство работой педагогического коллектива дошкольного учреждения по ознакомлению дошкольников с природой.
  • 15. Рыбы. Особенности их строения, питания. Способы размножения и особенности заботы о потомстве.

    Надкласс водных животных, для которых характерно жаберное дыхание.

    Строение. Внешние покровы рыб представлены кожей с чешуей. Кожа рыб делится на дерму и ороговевший эпидермис (поверхностный пласт). Движущая сила при плавании рыб вырабатывается плавниками: парными (грудные и брюшные) и непарными - спинной, анальный, хвостовой. Позвоночник рыб состоит из отдельных, не сращенных позвонков. Позвонки рыб амфицельные (то есть их обе торцевые поверхности вогнутые), между позвонками находятся хрящевая прослойка. От позвонков в стороны отходят реберные отростки, к которым прикрепляются ребра. Имеется сосудистая дуга, которая защищает большой кровеносный сосуд - брюшную аорту. Плавание рыб осуществляется благодаря сокращению мышц, которые объединены сухожилиями с позвоночником. Головной мозг рыб принято разделять на 3 большие части: передний, средний и задний мозг. Нюх и вкус позволяют рыбам ориентироваться в химическом составе окружающей среды. У рыб один круг кровообращения и двухкамерное сердце. Основным органом газообмена рыб являются жабры, которые расположены по сторонам ротовой полости. Пищу захватывают и удерживают зубами, находящимися во рту. В целом все рыбы могут быть разделены на травоядных, хищников, детритофагов и всеядных.

    Размножение. Типы размножения :

      Двуполое размножение - является наиболее обычной и широко распространенной его формой. При этом способе репродукции, самки и самцы внутри вида являются четко отделенными. При этом некоторые виды могут демонстрировать очень ярко выраженные вторичные половые признаки, или половой диморфизм.

      Гермафродизм - изменение пола особями одного вида. Последовательное функционирование проявляется в виде функционирования как самцов на протяжении одной части жизни, и как самок - на протяжении другой (морские окуни).

      Партеногенез – очень редкий тип размножения. Заключается в развитии яйца без оплодотворения сперматозоидом этого же вида. Контакт со сперматозоидами выполняет роль стимула, который побуждает яйцо начать развитие. При этом сперматозоиды не вносят в яйцо своего генетического материала, то есть все потомки при таком размножении будут самками.

    Образ жизни. Внешней средой для рыб является вода. Рыбы обитают как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьев.

    Факторы водной среды :

      Биотические факторы - это живые организмы, окружающие рыбу и вступающие с ней в различные взаимоотношения.

      Абиотические факторы - это физико-химические свойства среды обитания. К наиболее важным абиотическим факторам относятся температура воды, солёность, содержание газов и др.

    Большинство рыб не заботятся о своем потомстве. Однако существует ряд видов, которые сооружают различные гнезда, охраняют икру и личинок.

    16. Земноводные. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология тритонов, лягушек, жаб.

    Земноводные - самый малочисленный класс позвоночных, представленных 3-мя отрядами:

    Хвостатые (саламандры и тритоны);

    Безногие (червяк);

    Бесхвостые (лягушки, жабы, чесночницы и т.д.).

    Строение. Как обитатели суши, земноводные дышат легкими, имеют два круга кровообращения, трех камерное сердце; у земноводных намечается разделение крови на артериальную и венозную. Все земноводные имеют гладкую тонкую кожу. Кожа богата кожными железами, выделяющими слизь. Тело разделено на голову, туловище, хвост (у хвостатых) и пятипалые конечности. Передвигаются земноводные при помощи конечностей пятипалого типа с шарообразными суставами. Температура их тела зависит от температуры и влажности окружающей среды. Все земноводные питаются только подвижной добычей. У земноводных глаза похожи на глаза рыб. У высших земноводных есть верхние и нижние подвижные веки. Органы обоняния функционируют только в воздушной среде. В органе слуха новый отдел - среднее ухо. Органом осязания является кожа, содержащая осязательные нервные окончания. У водных представителей и головастиков имеются органы боковой линии.

    Размножение. Все земноводные раздельнополые. В период размножения яичники, наполненные зрелыми яйцеклетками, заполняют у самок почти всю брюшную полость. Их яйца лишены оболочек, защищающих их от высыхания, и, как правило, не могут развиваться вне воды. В связи с этим у земноводных развивается личинка, обитающая в воде. Размножаются земноводные в мелких, хорошо прогреваемых участках водоёмов. В тёплые весенние вечера, в конце апреля и в мае, с прудов раздаются громкие квакающие звуки.В жизненном цикле земноводных чётко выделяются 4 стадии развития: яйцо, личинка (головастик), период метаморфоза, взрослая особь.

    Биология тритонов. Самый мелкий тритон нашей фауны: максимальная общая длина 89 мм (длина тела 58 мм). Кожа в водоемах гладкая, на суше слабозернистая. Спинной гре­бень у самцов фестончатый, непрерывно (без выемки) пе­реходящий в хвостовой. Хвост у самцов немного короче или равен длине тела, у самок почти равен или немного длиннее. В брачный период на пальцах задних конечностей у самцов отрастают лопасти. Окраска сверху оливково-зеленая или бурая, с темными пятнышками или без них. По бокам головы 3 продольные темные полоски, особенно за­метна проходящая через глаз. Брюхо желтоватое или оран­жевое, с мелкими темными пятнами. Хвост у самцов в брачный период имеет голубую полосу с перламутровым блеском и оранжевую кайму снизу. Небные зубы в виде двух продольных близко расположенных параллельных ря­дов, немного расходящихся сзади. В водоемах кормятся двукрылыми (включая личинок), другими насекомыми, ракообразными, моллюсками и т.д.; на суше, главным образом, жуками, гусеницами бабочек, многоножками, пауками, дождевыми червями и другими животными. Личинки поедают дафний, личинок комаров и других мелких водных беспозвоночных. Сами тритоны становятся добычей самых разных хищников. Ими питаются рыбы, амфибии, рептилии, птицы и некоторые водные бес­позвоночные (личинки). У многих внутреннее оплодотворение. В остальном они схожи с другими земноводными.

    Биология лягушек. К органам выделения относятся парные почки и мочеточники, мочевой, пузырь. Почки по происхождению первичные, по расположению - туловищные. Из мочевого пузыря моча удаляется через клоаку. Пищеварительная система амфибий во многом сходна с таковой рыб. Кишечник заканчивается клоакой, куда впадают протоки Мочевого пузыря и половых желёз. Добычу бесхвостые земноводные ловят с помощью липкого языка и заглатывают целиком. Пищей служат в основном насекомые, моллюски. Самка мечет в воду икру, самец одновременно выпускает семенную жидкость. Оболочка оплодотворенной икры набухает и уплотняется. Сроки развития личинбк из икры зависят от температуры окружающей среды. Для амфибий характерно развитие с метаморфозом. Личинка лягушки - головастик имеет наружные жабры, один круг кровообращения, боковую линию и хвостовой плавник, что указывает на происхождение земноводных от рыб.

    Биология жаб. Туловище - короткое, шея не выражена, хвоста нет, парные конечности хорошо развиты, причем задние конечности в два-три раза больше передних и служат для характерного передвижения прыжками. Тело разделено на голову, туловище и пятипалые конечности. Голова подвижна, соединена с туловищем. Скелет разделён на отделы: осевой скелет (позвоночник); скелет головы (череп); скелет парных конечностей. Конечности обычно и первично пятипалые. Кости предплечья и голени сливаются. Все кости задней конечности сильно удлинены, образуя мощные рычаги для передвижными прыжками. На голове могут быть кожные окостенения, связанные с роющим образом жизни, например, у чесночницы. Эти образования могут принимать причудливую форму костяного шлема. Глаза у лягушек расположены так, что она может видеть округ почти на 360 градусов. Органы вкуса развиты слабо. Амфибии способны неплохо различать четыре типа вкусовых веществ – сладкое, горькое, кислое и соленое. Органы вкуса земноводных, которыми служат луковицеобразные тельца, сосредоточены в их носовой полости, в слизистой оболочке неба и языка. Интенсивность обмена веществ у амфибий очень невысока, а температура тела непостоянна. Половое созревание большинства лягушек происходит в возрасте 6-12 месяцев. В это время самцы начинают петь по вечерам. Самки обычно намного крупнее и толще самцов.

    Органы размножения. Рыбы, как правило, раздельнополые животные. Органы размножения самок - яичники (см. рис. 118, с. 15), в них созревают яйцеклетки - икринки. Органы размножения самцов - семенники (молоки). В них созревают сперматозоиды.

    Размножение. Самки выметывают икринки в воду. Самцы обливают яйцеклетки семенной жидкостью со сперматозоидами. После оплодотворения - слияния сперматозоида с яйцеклеткой - из оплодотворенной икринки развиваются мальки рыб.

    Однако есть среди рыб и такие, которые заботятся о потомстве. Они откладывают икру в углубления дна (лососи), строят гнезда (колюшка - см. рис. 121), носят икру во рту (тилапия) или на теле (рыба-игла, морской конек). Для некоторых рыб характерно живорождение. Среди хрящевых рыб большинство акул живородящие и рождают акулят. При заботе о потомстве число икринок, отложенных одной самкой, и рожденных детенышей сокращается до десятков и единиц. В заботе о потомстве проявляются сложные формы поведения рыб. Например, самец колюшки ревностно охраняет свое гнездо от хищников, а тропический сом, выносив икру во рту, впоследствии позволяет малькам прятаться там, если им угрожает опасность.

    Рис. 121. Колюшка у гнезда

    Миграции. Как известно, рыбы постоянно движутся в воде в одиночку и группами. Многие рыбы перемещаются на большие расстояния. Такие перемещения животных носят название миграции.

    Бывают кормовые миграции. Так, сельди перемещаются в океане вслед за планктоном, служащим им пищей, за сельдями движутся акулы, которые охотятся на них. Интересны миграции, связанные с размножением. Дело в том, что места с обильным кормом часто не подходят рыбам для размножения, так как икру необходимо откладывать в чистую воду, богатую кислородом, хорошо прогреваемую солнечными лучами. Вот и движутся рыбы, преодолевая сотни и даже тысячи километров, от мест нагула к местам нереста (размножения). Так поступают лососи на Дальнем Востоке и на севере Европы, осетры Каспийского моря. Рыб, которые идут из морей в реки или из рек в моря, называют проходными.

    Взрослые особи дальневосточного лосося горбуши (рис. 122) после нереста обречены на гибель. Инстинкт оставить после себя потомство у них так силен, что, поднимаясь по рекам, они ничего не едят и приходят к местам нереста изнуренные голодом, откладывают икру, оплодотворяют ее и погибают.

    Рис. 122. Горбуша-серебрянка (вверху) и самец горбуши перед нерестом

    Рыбы - раздельнополые животные. Размножаются в воде: самки выметывают икру, самцы выделяют на икру семенную жидкость. Большинство рыб выметывает множество икринок и после оплодотворения оставляет их без присмотра. Много икринок гибнет. У заботящихся о потомстве рыб немного икринок, большая часть их благополучно развивается в мальков.

    Упражнения по пройденному материалу

    1. Что такое нерест?
    2. Какой тип оплодотворения характерен для большинства рыб? Охарактеризуйте особенности размножения рыб.
    3. Объясните понятие «миграция». Какова роль миграции в жизни рыб?
    4. Почему в жизни рыб наряду с кормовыми имеются миграции, связанные с размножением? Приведите примеры.
    5. С чем связано различное число икринок у рыб разных видов?