Да не отвратиши сердца твоего , говорит Писание, ниже сожмеши руки твоей пред братом твоим требующим. Отверзая, да отверзеши руку твою ему... Даянием да даси, ему. Дающую ти ему благословит тя Господь Бог твой во всех делах твоих и во всем (Втор. 15, 7-10).

Иже дает убогим не оскудеет (Притч. 28, 27). Состарихся , говорит Давид, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлеба (Пс. 36, 25). Истины непреложные, ибо подтверждаются бесчисленными примерами чудесного восполнения для милостивых, розданного ими. Предлагаю вашему вниманию один из них следующий.

В горе Аскалоне был один благочестивый муж проводивший все время в делах благотворения. Он раздавал милостыни по монахам и бедным, кормил странных иноков и других пришельцев, и дом его был пристанищем для всех бесприютных. Однажды, когда, по обычаю его нужно было ему посылать подаяния в бедные монастыри, случилась ему нужда в деньгах, и он, не зная, где бы мог достать их, сидел скорбя. Вдруг является к нему в дом благолепный старец и спрашивает: "о чем скорбишь?" - "Да о грехах моих," по обыкновению отвечал милостивый. "Нет, не о грехах, продолжил старец, а о том, что не знаешь, где, найти денег. Но Бог заботится о тебе. Вот тебе триста златниц и столько же сребреников. Пошли их по твоему обычаю." Взяв деньги, милостивец пошёл, чтобы убрать их, но, лишь только он вышел, старец сделался невидим. Возвратившись и не видя старца, хозяин дома с гневом начал выговаривать семейным и привратнику, зачем отпустили старца до его возвращения: но все с клятвою уверяли, что никого у них в доме не было и никакого старца они не видали. Милостивый муж понял тогда, что золото послано ему свыше, и с тех пор сделался еще милостивее и роздал уже все имение свое нищим. Когда он жил в бедности, однажды пришли к нему два инока и дали ковчег с золотом. Нищелюбец стал было уговаривать их вкусить пищи, но они, отговорившись тем, что должны были навестить пустынников египетских, ушли от него, обещавшись вечером придти к нему. Прошел вечер - их не было. Милостивый справился о них у отцов египетских; но те сказали, что у них никого не было. Опять тут он убедился, что золото дано ему от Бога. Был и еще третий в его жизни случай, также чудесный. В его церкви раз случился недостаток в деревянном масле, и ключарь хотел было сказать ему о сем - но хотя не успел сказать, однако, возвратившись в церковь, увидал сосуд переполненный маслом. Таким образом, чем больше милостивый давал, тем больше от Бога милостей получал и чрез них, конечно, имел случай убедиться в особенном к себе благоволении Божием.

Итак, братие, ясно отсюда, что, как говорит Василий Великий: "милости к дающим возвращаются. Дал ты алчущему, - о своей пользе постарался; ибо что ты дал, получишь с избытком" (На богатящихся). И св. Амвросий Медиоланский то же говорит: человек (о смерти Феодосия Великого) милосердый, когда другим помогает, себе, пользу делает, и чужим лекарством свои раны лечит." Аминь.

Журналисты часто используют крылатые фразы для создания заголовков и ярких фраз. Чаще всего, пожалуй, идут в дело библеизмы. Чего стоит одно только “не хлебом единым”: на месте хлеба тут не побывало разве что дефлопе с крутонами. Впрочем, иногда авторы текстов изменяют выражения до неузнаваемости. “Правмир” решил составить свой список библеизмов, которые чаще всего появляются в прессе, и выяснить, какие метаморфозы с ними происходят.

Сегодня мы расскажем о фразе “Да не оскудеет рука дающего”.

СПРАВКА

Рука дающего не оскудевает – пословица, указывающая на то, что человек щедрый всегда найдет возможность помогать другим, добро его возвращается к нему как благосклонность судьбы, удача в делах. (Словарь-справочник “Библейское слово в нашей речи”, Николаюк Н.Г.)

Любопытно, что самого выражения “рука дающего не оскудевает” или “да не оскудеет рука дающего” вы в библейских текстах не найдете. Это, по сути, просто формулировка идеи милосердия, за которое воздает Господь. Отсылки к “руке дающего” можно найти, например, в предписаниях Закона Моисеева: “Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки руки твой перед нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде…” Если же говорить о Новом Завете, то можно вспомнить послание апостола Павла к коринфянам: “Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет”

В прессе крылатая фраза “Да не оскудеет рука дающего” почему-то, как правило, меняется так, что превращается в совершенно нелогичную. Лидер по числу упоминаний в СМИ – вариант “Да не оскудеет рука берущего”. Речь, естественно, о коррупции. Дело тут в том, что меняется направление – с ОТ кого-то на К кому-то. И сразу возникает много вопросов: как рука может оскудеть, если она и так берет? И что значит “да не оскудеет” – что надо брать еще больше? Но “не оскудеть” и “разбогатеть” – это вовсе не синонимы. И тем не менее “рука берущего” возникает в прессе с завидной регулярностью.

Впрочем, не только этот вариант видоизмененной крылатой фразы передает смысл присвоения, прибавления, а не отдачи. Еще один пример: “Да не оскудеет рука крадущего к копирайтом”. Тут тоже не совсем понятно: если крадет с копирайтом, то значит, уже и не совсем крадет.

А иногда рука и вовсе меняется на ногу, как в заголовке к какой-то спортивной новости “Да не оскудеет нога бегущего”. Нога по определению не может оскудеть – она ничем не владеет, ничего не берет и не отдает. Разве что оскудеть силами.

Встречаются и, напротив, очень логичные варианты. В “Известиях” я как-то видела статью под заголовком “Да не оскудеет меню жующего”. Тут, по крайней мере, все понятно: надо, чтобы меню было богатым и разнообразным.

Или еще: “Да не оскудеет рука налогоплательщика”.

Сам же глагол “оскудеть” меняют не так часто. “Да не отсохнет язык поющего”,- такой заголовок темы я увидела на каком-то форуме.

Интересно, что почти все трансформации эт ой крылатой фразы в прессе так или иначе связаны со сферой не духовного, а материального, практического. И идея щедрости, заложенная в исходном варианте, меняется на противоположную – накопительства, стяжательства, преумножения богатства. Или примитивного насыщения, как в случае с “меню” и “жующим”.

(Из слова о милостивом схоластице)

Да не отвратиши сердца твоего , говорит Писание, ниже сожмеши руки твоей пред братом твоим требующим. Отверзая, да отверзеши руку твою ему... Даянием да даси ему. Дающую ти ему благословит тя Господь твой во всех делах твоих и во всем (). Иже дает убогим не оскудеет (). Состарихся , говорит Давид, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлеба (). Истины непреложные, ибо подтверждаются бесчисленными примерами чудесного восполнения для милостивых, розданного ими. Предлагаю вашему вниманию один из них следующий.

В горе Аскалоне был один благочестивый муж, проводивший все время в делах благотворения. Он раздавал милостыни по монахам и бедным, кормил странных иноков и других пришельцев, и дом его был пристанищем для всех бесприютных. Однажды, когда, по обычаю его, нужно было ему посылать подаяния в бедные монастыри, случилась ему нужда в деньгах, и он, не зная, где бы мог достать их, сидел скорбя. Вдруг является к нему в дом благолепный старец и спрашивает: «О чем скорбишь?» «Да о грехах моих», – по обыкновению отвечал милостивый. «Нет, не о грехах,– продолжил старец, – а о том, что не знаешь, где, найти денег. Но заботится о тебе. Вот тебе триста златниц и столько же сребреников. Пошли их по твоему обычаю». Взяв деньги, милостивец пошёл, чтобы убрать их, но, лишь только он вышел, старец сделался невидим. Возвратившись и не видя старца, хозяин дома с гневом начал выговаривать семейным и привратнику, зачем отпустили старца до его возвращения; но все с клятвою уверяли, что никого у них в доме не было и никакого старца они не видали. Милостивый муж понял тогда, что золото послано ему свыше, и с тех пор сделался еще милостивее и роздал уже все имение свое нищим. Когда он жил в бедности, однажды пришли к нему два инока и дали ковчег с золотом. Нищелюбец стал было уговаривать их вкусить пищи, но они, отговорившись тем, что должны были навестить пустынников египетских, ушли от него, обещавшись вечером прийти к нему. Прошел вечер – их не было. Милостивый справился о них у отцов египетских; но те сказали, что у них никого не было. Опять тут он убедился, что золото дано ему от Бога. Был и еще третий в его жизни случай, также чудесный. В его церкви раз случился недостаток в деревянном масле, и ключарь хотел было сказать ему о сем – но, хотя не успел сказать, однако, возвратившись в церковь, увидал сосуд, переполненный маслом. Таким образом, чем больше милостивый давал, тем больше от Бога милостей получал и чрез них, конечно, имел случай убедиться в особенном к себе благоволении Божием.

Итак, братие, ясно отсюда, что, как говорит Василий Великий: «Милости к дающим возвращаются. Дал ты алчущему – о своей пользе постарался; ибо что ты дал, получишь с избытком» (На богатящихся). И св. Амвросий Медиоланский то же говорит: человек (о смерти Феодосия Великого) милосердый, когда другим помогает, и себе пользу делает, и чужим лекарством свои раны лечит». Аминь.

Часть 1.
Не оскудеет рука дающего...

Как-то, после двухлетнего молчания, мне позвонил друг Вадик и попросил до завтра пресловутую штуку баксов, необходимую просто позарез. Вадик, без преувеличения, - прекрасный, талантливый и высокоинтеллектуальный человек, в свое время он мне много помогал. Мы поговорили за жизнь, но денег я ему не дал, несмотря на то, что они у меня были. Вы меня осуждаете?

Дело тут вовсе не в жадности. Да, мне было стыдно отказать другу, но, хорошо зная его, я понимал, что с тысячей долларов можно будет попрощаться навсегда или, по крайней мере, очень-очень надолго - пока Вадик не получит миллионное наследство внезапно обнаружившегося и сразу скончавшегося австралийского дедушки. Недешевый подарок, особенно, если учитывать, что его день рождения миновал полгода назад. Валере, другому моему другу (который в долг у меня никогда не брал), я легко дал бы взаймы и большую сумму, и не только для "позарезного" дела, но, например, на покупку золотых часов Longines. Просто я уверен в том, что он отдаст мне деньги день в день (или даже раньше, если я попрошу) и мне никогда не придется гоняться за ним с томагавком.

К сожалению, даже самый замечательный парень, с которым готов штурмовать Эверест и в разведку идти, может оказаться профессиональным "невозвращенцем". Для того чтобы не обжечься, существует универсальное правило: прежде чем дать взаймы приятелю, - узнай его именно с этой стороны.

"Долгами жил его отец... И разорился, наконец". Судьба отца Онегина ждет всех заправских должников, но это не мешает им облапошивать за свою "карьеру" не один десяток великодушных простаков.

Возможно, новый приятель, только что оказавший тебе неоценимую услугу (подумай - а настолько ли она неоценима?), исповедует достаточно распространенную концепцию жизни в долг - что не заработаю, возьму в долг, что не возьму в долг, то украду. Радужные поначалу отношения могут превратиться в затяжное выбивание долгов. Должник поначалу будет просто не замечать твоих первых скромных намеков ("Вась, у меня сейчас с деньгами туго... Как там насчет нашего... ну, помнишь?"), потом, когда ты, наконец, открыто попросишь вернуть долг, будет постоянно переносить дату выплаты, аргументируя это всем чем угодно: от внезапного увольнения с работы до затрат на похороны прабабушки внучатого племянника. Вечная песня - "да, конечно, я помню, хочу отдать, но сейчас просто нету, подожди недельку" - постепенно перерастет в игру в человека-невидимку: твоего должника нигде нельзя будет поймать. Он только что вышел, еще не подъехал, заедет после обеда на пять минут, живет у приятеля, у которого нет телефона, и т.д. и т.п. Его мобильный будет переключаться на голосовую почту или отвечать, что абонент временно недоступен, а домашний телефон (после попискивания определителя номера) терзать слух длинными гудками. Некоторые шифрующиеся личности общаются с миром исключительно при помощи автоответчика, а при случайной встрече в буквальном смысле делают ноги, на ходу выкрикивая нечто вроде: "Оставил включенным утюг и воду! Бегу! Пожар, наводнение! Я тебе позвоню!"

Отдельная история - алкоголики и наркоманы. Финансовых отношений с таким человеком надо избегать, даже если это великая, но заблудшая и падшая душа. Для таких окружающий мир (и ты в том числе) является лишь средством утоления своей мании, а для этого все средства хороши. Для того чтобы не попасть, достаточно просто не спешить, руководствоваться соображениями здравого смысла и взять на вооружение эти советы.

Проверь человека.

  • Метод первый. Он просит у тебя приличную сумму денег. Ты говоришь, что тебе надо подумать, а сам в разговоре с людьми, которые его знают, невзначай упоминаешь о его просьбе. Если он успел отличиться на долговом фронте, тебя "по секрету" предупредят.
  • Метод второй (когда узнать не у кого). Ты говоришь, что таких денег у тебя нет, но ты можешь дать, предположим, сто рублей. Он либо отказывается (скорее всего, если ему нужна конкретная сумма для конкретной цели, а не просто на жизнь), либо берет. Ты следишь за судьбой своего пробного шара и делаешь выводы.

Если ты все же решил дать в долг человеку, которому не вполне доверяешь, попроси у него расписку о получении денег (речь идет о средних и больших суммах). Если он вдруг заболеет амнезией, расписка будет являться фактическим доказательством (годным даже в суде) того, что вы с ним, по крайней мере, знакомы.
Еще лучше - дай в долг под залог. Залог по стоимости должен превышать сумму долга - тогда у должника не возникнет искушения превратить недвижимость (старый музыкальный центр) в движимость (деньги).
Если должник не может выплатить всю сумму в установленный срок, лучше не переносить всю выплату, а разбить ее на части. При неблагоприятном развитии событий ты вернешь хотя бы часть денег.
Веди учет всех денег, которые ты дал в долг. В большом коллективе практически каждый день кто-нибудь стреляет у тебя на сигареты, обед или бензин. Мелкие суммы в силу своей незначительности имеют одно очень гадкое свойство - безвозвратно испаряться из памяти, причем как у берущего, так и у дающего. Поэтому за год ты можешь раздать стоимость телевизора и стиральной машины в придачу.
Некоторые долги надо уметь прощать. Иногда возникают специфические отношения, при которых просить обратно деньги просто неприлично. Например, должник бесплатно оказал тебе весьма ценные услуги, которые иначе обошлись бы гораздо дороже суммы долга. Или, например, ты расстаешься с девушкой, которая в свое время брала у тебя (с возвратом) на новую шубу. В таком случае забывчивость - не признак рассеянного склероза, а проявление благородства.
Как определить что такое крупная сумма? Ею можно считать половину твоего годового дохода. Именно за такую сумму специалисты по планированию личного бюджета советуют приобретать автомобиль.

Часть 2.
С протянутой рукой

Итак, ты щедро раздавал деньги в долг многочисленным приятелям и радовался их благодарности. Однако все течет, все изменяется. Некогда полноводная река твоих финансов превратилась в жалкий ручеек, теряющийся в проблемах и затратах, а на горизонте, как грозовая туча, возникает необходимость в большой сумме. Тебе нужны деньги, и ты не знаешь, где их взять. Брать придется у того, кто сможет и захочет дать. Однако брать надо тоже умеючи, иначе можно невольно превратиться в героя первой части нашей статьи. Поэтому следи за собой, будь осторожен...

Если ты не собираешься влиться в когорту "невозвращенцев", главное в долге - не умение его взять, а способность отдать. Перед тем как занять энную сумму, реально оцени свои возможности. Из каких источников ты будешь эти деньги возвращать? Если хотя бы один из них сомнителен (войдя в положение, даст злой, но богатый троюродный дядя жены), вся твоя схема возвращения долга построена на авосе и вполне может рухнуть.
Даже если ты уверен в том, что к оговоренному сроку деньги ты собрать сумеешь, всегда надо иметь подстраховочный вариант на случай, если кредитор, попавший в форс-мажорные обстоятельства, потребует досрочной выплаты. Подстраховочный вариант - это человек, который, в принципе, если ну очень нужно, сможет на время перезанять тебе сумму долга или хотя бы большую ее часть.
Имей обоснование. Человек, дающий в долг, должен чувствовать себя благодетелем. Поэтому объясни ему всю безвыходность своего положения и всю безмерность твоей благодарности в случае его помощи.
Не носи все яйца в одной корзине. Если тебе нужна большая сумма, не бери ее целиком у одного человека, а разбей на несколько меньших долгов - так будет проще отдавать. То же касается срока возврата денег - составь график перезаемов. . . . . .
По возможности лучше занимать у близких родственников, даже если отношения у вас не идеальные. Проблемы, обсуждаемые в семейном кругу, решаются более эмоционально, но с менее тяжкими последствиями для организма.
Если деньги нужны действительно позарез, а уверенности в том, что ты сможешь их вернуть, нет - не подставляй людей. Отнеси ненужные вещи в ближайший ломбард, продай любимую машину или гараж. Вещи - дело наживное, а репутацию и уважение окружающих можно потерять в один миг и навсегда.
Возвращать долг надо той же валютой, что и брал, если не оговорено заранее. Если сумма крупная, то желательно купюрами того же достоинства (не меньше) - это правило хорошего тона.

Древняя мудрость учит нас никогда никому не давать в долг и никогда не брать в долг самому. Не верь мудрецам. Они тоже частенько ошибаются. Исаев Роман

ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ . 1. Выражение готовности подчиниться обстоятельствам. 2. На ваше усмотрение; как угодно.

ДВОЕДУШНЫЙ [ДВОЕМЫСЛЕН] НЕПОСТОЯНЕН БЫВАЕТ . Книжн. О сомневающемся, нетвердом в вере.

Иак. 1:8 . Человек с двоящимися мыслями не тверд в путях своих. Мих.

ДЕЛО РУК чьих-л. 1. Сделано кем-л. 2. Произошло по вине кого-л.

Втор. 31:29 . Впоследствии времени постигнут нас бедствия за то, что вы будете делать зло перед очами Господа, раздражая его делами рук своих . Мих.

ДЕРЕВО ПОЗНАЕТСЯ ПО ПЛОДУ . Человек познается по делам его.

Мф. 7:16 . По плодам их узнаете их [лжепророков]. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
Мф. 12:23 . Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево плохим и плод его плохим, ибо дерево познается по плоду . См.: Лк. 6:44 . Мих.; Г.

ДЕТИ — БЛАГОСЛОВЕНИЕ БОЖИЕ . Бог детьми благословляет человека; дети — то, ради чего стоит жить, оправдание жизни.

Пс. 127:3-4 . Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем: сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Бога. Мих.

ДОБРОЕ ВИНО ВЕСЕЛИТ СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ .

Пс. 103:14-15 . Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце , и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. Ср.: Bonum vinum laetificat cor hominis, лат. Б.-Ш.

ДОВЛЕЕТ ДНЕВИ ЗЛОБА ЕГО . Книжн. Довольно для каждого дня его заботы.

Мф. 6:34 . Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы [довлеет дневи злоба его]. (Из Нагорной проповеди Иисуса). Аш.; Мих.

ДОМ ПОСТРОИТЬ НА ПЕСКЕ; НА ПЕСКЕ СТРОИТЬ . О чем-л. непрочном, необоснованном; основывать на очень шатких, ненадежных данных; о планах, расчетах и т.п.

Мф. 7:26-27 . А всякий, кто слушает слова Мои и не исполняет их, уподобляется человеку безрассудному, который построил дом свой на песке , и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое. Аш.; Мих.; Аф.; Мол.; Г.

ДОРОГА МИЛОСТЫНЯ ВО (ВРЕМЯ) СКУДОСТИ . Книжн. О ценности своевременного действия.

Сир. 35:23 . Благовременна милость во время скорби , как дождевые капли во время засухи. Мих.

ДОСТОИН ДЕЯТЕЛЬ МЗДЫ СВОЕЙ . Книжн.

Лк. 10:7 . [Иисус своим ученикам, посланным в города проповедовать Слово Божие]: Трудящийся достоин награды за труды свои . См.: 1 Тим. 5:18 . (О пресвитерах (священниках), которые «трудятся в слове и учении» и которым «должно оказывать сугубую честь».) Мих.

ДРЕВО ПОЗНАНИЯ (ДОБРА И ЗЛА) . Книжн. Источник знаний, информации; кладезь мудрости, а также смысл явлений.

Быт. 2:9 . И произрастил Господь из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла . Аш.; Мих.; Г.

ДУРНЫЕ СООБЩЕСТВА ПОРТЯТ ХОРОШИЕ НРАВЫ .

1 Кор. 15:33-34 . [Апостол Павел убеждает в необходимости веры в Бога, в необходимости бескорыстного добра на земле]: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы . Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо к стыду вашему скажу: некоторые из вас не знают Бога. Мих.

ДУХ БОДР, ПЛОТЬ ЖЕ НЕМОЩНА . Книжн. О преобладании духовного над телесным. Используется также шутливо — в извинение собственных человеческих слабостей.

Мф. 26:41 ; Мк. 14:38 . [Иисус ученикам]: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть немощна . См.: Рим. 7:14-15 . Мих.; Б.-Ш.

ДУХ ВЕЕТ, ГДЕ ХОЧЕТ . Книжн. 1. Непонятность, необъяснимость поведения художника или его создания. 2. Неожиданность, непредвиденность художественной одаренности по отношению к ее обладателю. 3. Не все и не всегда можно предусмотреть.

Иоанн 3:8 . Дух дышит, где хочет , и голос его слышишь, а не знаешь откуда приходит и куда уходит. Ср.: Spiritus flat ubi vult, лат. Б.-Ш.