Профессиональный уровень подготовки работников является одним из важнейших аспектов не только при его трудоустройстве, но и в ходе осуществления трудовой деятельности. Для работодателя данный показатель является возможностью оценить работоспособность сотрудника, то, насколько эффективность его труда окупает затраты на его содержание. На основе полученных данных принимаются соответствующие решения, которые могут быть направлены как на сокращение штата, так и на повышение профессионального уровня отдельных работников (по аналогии с переобучением в ЦЗН).

Оценка уровня квалификации персонала

Оценка уровня квалификации персонала является одним из основных критериев общей системы оценки персонала . Такой анализ представляет собой комплексные меры, которые направлены на установление соответствия подготовки работника профстандарту занимаемой должности. В ходе проведения соответствующих мероприятий могут оцениваться следующие аспекты:

  • имеющееся образование, чаще всего такой показатель важен при приеме на работу;
  • опыт работы и дополнительные навыки;
  • личностные характеристики, особенно важны целеустремленность и желание работать;
  • профессионализм, знание всех вопросов, касающихся занимаемой должности.

Вместе с реальными данными, работодатель в зависимости от используемых методов получает также возможность выявить и потенциал сотрудника. На основе полученных результатов он может принимать решение о переводе работника на другую должность, которая соответствует показанному уровню навыков.

Центр оценки квалификации — управление персоналом

Центр оценки квалификации персонала является той структурой, которая занимается проведением оценивающих мероприятий и составлением результатов. Такой центр может работать в организации и являться частью системы управления персоналом. Однако данная структура может работать и как отдельное специализированное учреждение, оказывающее по договору соответствующие услуги.

Центр занимается не только оцениванием работников, но и всесторонним анализом. В него могут включаться следующие аспекты:

  • соответствие профессиональной подготовки сотрудника занимаемой им должности;
  • изучение условий работы, насколько оцениваемый может проявить свои профессиональные качества;
  • учет мотивации персонала, как сильно они заинтересованы работодателем в исполнении своих обязанностей;
  • анализ действий руководства, структурного разделения и других организационных моментов, влияющих на работу;
  • прогнозирование ситуации по полученным данным.

На основе полученных результатов центр предоставляет руководству и сотрудникам рекомендации. Они могут касаться как организационных вопросов, так и необходимости повышения профессионального уровня.

Независимая оценка квалификации персонала

Независимая оценка квалификации персонала, как и создание и функционирование соответствующих центров, регулируется Федеральным законом 238-ФЗ . Данное положение вступило в силу с началом 2017 года и отображает актуальную ситуацию на сегодняшний день.

Основные понятия указывают, что независимый анализ профессионального уровня сотрудника направлен на выявление его соответствия профстандарту. Необходимость проведения соответствующих мероприятий может возникнуть как у самого работника, так и у работодателя. При этом предписывается, что независимая оценка квалификации персонала подлежит оплате за счет средств соискателя в том случае, если он же является ее инициатором. Однако допускается его возможность привлекать третьи лица в оплате данных услуг.


Если же работник направлен на аттестацию руководителем, то услуги независимого центра оплачиваются компанией работодателя. Для инициирования процесса требуется заявление соискателя и копия паспорта. Результаты экзамена выдаются в течение месяца.

Соответствие квалификации работника профстандарту

Центр независимой оценки квалификации персонала выявляет соответствие профессиональной подготовки работника профстандарту. Такая аттестация проводится посредством письменного экзамена.

В случае, если результаты неудовлетворительные, соискателю выдается соответствующее свидетельство. В нем указываются не только итоги аттестации, но и рекомендации, которые могут помочь повысить свою подготовку.

Система оценки квалификации персонала

Система оценки квалификации персонала формируется исходя из специфики компании и может быть отражена в соответствующем положении . Она подразумевает собой те методы, которые используются для выявления профессионализма сотрудников.

Используемые системой методы различается в зависимости от целей, которые преследуются. Чаще всего используется комплексный подход даже для анализа узкопрофильных данных. Это обусловлено тем, что весь трудовой процесс — это комплекс событий и взаимосвязанных факторов, которые так или иначе влияет на выработку сотрудника. Поэтому оценивать его профессиональный уровень лишь по определенным данным или в сравнении с другими является ошибкой.

Именно для разрешения данной ситуации и разрабатывается система оценки. Комплексные меры помогают выявить не только эффективность труда, но потенциал работника, а также те факторы, которые положительно или отрицательно влияют на текущие показатели.

Оценка системы обучения и повышения квалификации персонала

Оценка эффективности повышения квалификации — это мера, направленная на анализ результативности профессионального обучения. Такое оценивание осуществляется с целью установить, насколько сотрудник повысил свой уровень и улучшил имеющиеся навыки. В отдельном порядке проводится соответствующий анализ текущих показателей и прошлых, их разница и показывает эффективность обучения.

На основе отдельных данных составляется общее оценивание имеющейся системы повышения квалификации. Такой анализ ставит перед собой цель выявить эффективность обучения в целом, насколько оно улучшает навыки работников.

В 2017 году был принят новый закон – Федеральный закон от 3 июля 2016 № 238-ФЗ. Он освещает то, как будет проходить оценка квалификации. Обязательно или нет проведение независимой оценки квалификации? Как будет проходить процедура своего рода аттестации и какие последствия возможны при ее провале? Как проводить независимую оценку квалификации в 2018 году?Во всем этом поможет сориентироваться наш материал.

Понятие

Для оценки квалификации подчиненного предусмотрено создание специализированных центров. Именно они смогут подтверждать и выявлять несоответствие уровня его подготовки заявленным требованиям.

Что же понимается под независимой оценкой? Итак, независимая оценка профессиональных квалификаций – это особая процедура, в ходе которой навыки специалиста (соискателя) сравнивают с имеющимся стандартом, который урегулирован законодательно. Требования к работнику предъявляют согласно профессии, в которой он хочет подтвердить свою компетентность. Проводится такая оценка не работодателем и не внутри самого учреждения. Этим занимается специализированный центр оценки профессиональной квалификации .

Нововведения закона

Порядок независимой оценки квалификации сотрудников и претендентов на вакансию прописан в Федеральном законе от 3 июля 2016 № 238-ФЗ. Саму оценку проводят специальные организации, у которых есть на то разрешение – центры оценки квалификаций (ЦОКи). Делают они это в форме экзамена по правилам, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 № 1204.

Федеральный закон от 3 июля 2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» направлен на урегулирование того, как проводить квалификационную оценку навыков работников различных учреждений. Сразу заметим, что закон не распространяется на лиц, проходящих государственную службу.

Названный закон разъясняет:

  • как именно должна проводиться оценка, каков порядок и критерии;
  • на чем основано проведение оценки (речь идет не только о правовых, но и организационных моментах);
  • кто выступает участниками такой оценки, какими они наделены свободами, и что входит в их непосредственные обязанности.

Именно закон о независимой оценке квалификации работников (далее также – НОК) устанавливает и форму проведения такой проверки знаний и навыков сотрудников. Так, законодатели обязали работников сдавать специализированные экзамены, на основании результатов которых и будет вынесено решение об их профессиональной пригодности. Регламент еще предстоит утвердить Правительству РФ.

Зачем нужна и по чьей инициативе проводится

ПРИМЕР
Допустим, предприятие имеет в своем штате одного или нескольких сотрудников, занимающихся управлением внедорожников. Оценку квалификации работников с такой специализацией нужно проводить обязательно. Для этой категории служащих разработан соответствующий приказ Минтранса № 287 от 28.09.2015. Он содержит разработанный и имеющий законную силу профессиональный стандарт для водителей внедорожников.

Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка разместил на своем официальном сайте список организаций, рекомендованных в качестве ЦОКов (ЦОК – центр оценки квалификации).

Добавим, что оценка квалификации работников может проводиться одним из следующих способов:

  1. непосредственно в самом центре;
  2. дистанционно.

Координирует весь процесс особый национальный совет при главе государства. В ведении этого органа находится система независимой оценки квалификации.

В 2018 году, как и раньше, экзамены будут проводить в центрах НОК. Все их процедурные вопросы – строго регламентированы.За работой всех центров следят надзорные органы. Если во время проверок выяснится, что имеют место какие-либо нарушения или подтасовка итогов, организация будет лишена права проводить независимую оценку квалификации персонала.

Информация об НОК в документах

Сотрудник или соискатель представляет в центр оценки квалификаций:

  • письменное заявление с указанием квалификации, по которой он хочет пройти профэкзамен, и согласие на обработку персональных данных. Образец заявления утвержден приказом Минтруда России от 2 декабря 2016 № 706н. Заявление он подает лично, через законного представителя или в электронном виде через Интернет;
  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • иные документы, необходимые для экзамена в зависимости от квалификации и профстандарта.
    Об этом говорится в пункте 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 № 1204.

Читайте также Путин подписал закон об уголовной ответственности за фиктивную регистрацию

Центр оценки квалификаций в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов согласовывает с работодателем дату, место и время профессионального экзамена, если его проводят по направлению работодателя. Если инициатор оценки квалификации – сам сотрудник или соискатель, ЦОК согласовывает с ним дату, место и время проведения экзамена. Это предусмотрено в пункте 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 № 1204.

Если на основе оценки квалификации специалист подтверждает свою профессиональную пригодность, он получает квалификационный сертификат.

Действовать работнику нужно в такой последовательности (см. таблицу).

Этап Пояснение
1 Письменное обращение в центр НОК Необходимо будет заполнить заявление по установленному образцу. К нему обязательно прикладывают копию документа, удостоверяющего личность (желательно паспорт). Потребуются и другие бумаги, список которых пока не известен.
2 Прохождение экзамена Регламент пока не принят
3 Получение свидетельства о квалификации Выдают не позднее чем через 30 дней после выявления результатов экзамена. Всю информацию о выдаваемых центрами документах будут заносить в единый реестр.
В случаях, когда работник не пройдет экзамен, будут выдавать заключение с рекомендациями.

Если сам аттестуемый с полученным решением будет не согласен, он сможет его обжаловать через апелляционную комиссию. Перед этим он составляет письменную жалобу. Подать ее нужно не позднее чем через 30 дней после получения заключения.

Новый налоговый вычет и льгота!

Закон о независимой оценке квалификации в 2018 году позволяет работодателям учитывать понесенные вследствие проведения НОК затраты. Фактически это позволит снизить размер облагаемой прибыли и, соответственно, налога.

Если же расходы по прохождению экзамена легли на самого работника, то он вправе претендовать на соответствующий новый социальный налоговый вычет. После того, как о ценка профессиональной квалификации завершена, сотруднику достаточно обратиться в налоговую инспекцию, не забыв взять с собой подтверждающие расходы документы. Вот требование Налогового кодекса:

Кто оплачивает прохождение экзамена

«Инвестор» полной стоимости экзамена определяется исходя из того, кто именно был инициатором его прохождения. Напомним, возможны два варианта:

  1. работодатель направил сотрудника для прохождения экзамена;
  2. сам работник изъявил желание пройти аттестацию.

Сам инициатор и оплачивает прохождение оценки уровня квалификации. На практике это правило действует и сейчас, но в законную силу вступит только со следующего года (ст. 187 ТК РФ).

В следующем отчетном периоде работодатели смогут списать расходы по прохождению экзамена в центре НОК своими сотрудниками. Такая возможность появится у тех, кто работает на следующих системах налогообложения:

  • ОСНО;
  • ЕСХН.

Но и тут есть исключения. Если экзамен проходит лишь соискатель на должность, а не действующий сотрудник, расходы в этой части учесть не получится. Закон распространяется исключительно на тех, кто уже официально трудоустроен в организации.

С 1 января 2017 года действует Закон «О независимой оценке квалификации». О его содержании и предназначении важно знать кадровику, а также юристу, бухгалтеру и руководителям. Данный закон регламентирует процедуру независимой оценки работника или соискателя на занятие должности на предмет того, соответствует ли квалификация человека той работе, которую он делает или на занятие которой претендует. Важно понимать, что собой представляет эта новая процедура, кого и в каком случае на нее отправлять, обязательно это делать или нет и какие юридические последствия влечет прохождение данной независимой оценки для работодателя и работника. Ответы на эти вопросы в Актуальной теме.

Что собой представляет независимая оценка квалификации работников

Закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ регламентирует проведение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Что такое независимая оценка квалификации

Это процедура, в ходе которой проверяется, соответствует ли квалификация работника или потенциального работника (в законе для них используется общий термин – «соискатель») профессиональному стандарту или квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

По чьей инициативе она проводится

Несколько вариантов (ч. 2 ст. 4 Закона № 238-ФЗ):

  • по инициативе соискателя за счет средств соискателя;
  • по направлению работодателя за счет средств работодателя;
  • по инициативе и за счет средств иных физических и юридических лиц;
  • в порядке, установленном трудовым законодательством.

Кто и в какой форме ее проводит

Ее проводят центры оценки квалификаций (юридические лица) в форме профессионального экзамена (п. 8 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

Кто координирует деятельность центров

Структура органов, обеспечивающих и контролирующих деятельность центров, включает в себя:

  • Национальный совет по развитию квалификаций при Президенте РФ;
  • Национальное агентство развития квалификаций;
  • Советы по профессиональным квалификациям по определенным видам профессиональной деятельности;
  • Минтруд РФ.

Какой может быть результат экзамена

2 варианта:

  • успешно – тогда выдается свидетельство о квалификации. Оно вносится национальным агентством развития квалификаций в специальный реестр. Доступ к нему является открытым и бесплатным.
  • неуспешно – в этом случае выдается заключение о прохождении экзамена с рекомендациями для соискателя.

Если соискатель не согласен с результатами, он вправе их обжаловать.

Есть ли случаи обязательного прохождения такой оценки

Нет, таких случаев ТК РФ и Законом № 238-ФЗ не предусмотрено. Процедура независимой оценки квалификации целиком добровольная и проводится только с согласия самого соискателя.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» . . Вступил в силу 01.01.2017

Примечание редакции:

в настоящее время в стране действует 11 центров оценки квалификаций, из которых 3 занимаются оценкой квалификации бухгалтеров. Планируется, что к концу 2017 года центров оценки квалификаций будет уже 30.

Кроме данного закона, выпущено уже более десятка нормативных документов, касающихся этой темы. Вся нормативно-правовая база, регулирующая независимую оценку квалификации, не сегодняшний день включает в себя следующие документы.

Таблица: «Нормативно-правовая база, регулирующая независимую оценку квалификации»

№ п/п

Федеральные законы

1

Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»

2

Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»

Указы Президента
3

Указ Президента РФ от 16.04.2014 № 249 (ред. от 18.12.2016) «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям»

Постановления Правительства
4

Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»

5

Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2016 № 2042-р (О центре профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров)

Приказы Минтруда
6

Приказ Минтруда РФ от 15.11.2016 № 649н «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре»

7

Приказ Минтруда РФ от 01.12.2016 № 701н «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации»

8

Приказ Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления»

9

Приказ Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена»

10

Приказ Минтруда РФ от 12.12.2016 № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации»

11

Приказ Минтруда РФ от 14.12.2016 № 729н «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации»

12

Приказ Минтруда РФ от 19.12.2016 № 758н «Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий»

13

Приказ Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий»

Схема: "Система независимой оценки квалификаций"

Правила проведения экзамена по независимой оценке квалификации

Правила проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена следующие.

1. Оплатить экзамен.

Лицо, за счет средств которого проводится экзамен (соискатель, работодатель или иное лицо) оплачивает услуги по проведению экзамена на основании заключенного между ним и центром оценки квалификаций договора о возмездном оказании услуг.

2. Подать документы.

В центр оценки квалификаций представляется на бумажном или электронном носителе комплект документов, включающий в себя:

  • заявление о проведении экзамена. В нем нужно указать квалификацию, по которой соискатель хочет пройти экзамен и дать согласие на обработку персональных данных;
  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя;
  • иные документы, необходимые для прохождения экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре сведений для проведения независимой оценки квалификации.

3. Согласовать время.

Центр оценки квалификаций в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов согласовывает с соискателем дату, место и время проведения экзамена, а также информирует соискателя о том, как будет проходить экзамен. Если он проводится по направлению работодателя, центр оценки квалификаций согласовывает дату, место и время проведения с работодателем.

4. Пройти экзамен.

Экзамен проводится в соответствии с оценочными средствами (комплекс заданий и критериев оценки) для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.

5. Получить документ.

Экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки.

Результаты экзамена оформляются протоколом экспертной комиссии. Центр оценки квалификаций в течение 7 календарных дней направляет протокол в совет по профессиональным квалификациям. Совет в течение 14 календарных дней принимает решение о выдаче соискателю (либо-либо):

  • свидетельства о квалификации (если экзамен сдан);
  • заключения о прохождении профессионального экзамена (если экзамен не сдан).

В обоих случаях сведения о результате экзамена направляются в «реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации».

Центр оценки квалификаций на основании решения совета выдает соискателю соответствующий документ. Крайний срок его выдачи – 30 календарных дней после завершения экзамена.

Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» . Документ включен в СПС "Консультант Плюс" . Вступил в силу 01.01.2017 . Официальный интернет-портал правовой информации, 22.11.2016

Утверждены:

  • образец заявления для проведения независимой оценки квалификации;
  • порядок его подачи.

Образец заявления для проведения независимой оценки квалификации

Приказ Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления» . Документ включен в СПС "Консультант Плюс" . Вступил в силу 01.01.2017 . Официальный интернет-портал правовой информации, 21.11.2016 .

Образец свидетельства о квалификации

Утверждены:

  • форма бланка свидетельства о квалификации и приложение к нему;
  • технические требования к этому бланку;
  • Порядок заполнения бланка и выдачи его дубликата;
  • форма заключения о прохождении профессионального экзамена.

Форма бланка свидетельства о квалификации

Приказ Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена» . Документ включен в СПС "Консультант Плюс" . Вступил в силу 10.01.2017 . Официальный интернет-портал правовой информации, 30.12.2016 .

Оплату независимой оценки квалификации можно учесть в расходах при ОСН, УСН и ЕСХН

Установлен порядок налогообложения затрат на услуги по независимой оценки квалификации сотрудника.

Порядок зависит от того, кто оплачивает данные услуги: работодатель или работник.

Расходы несет работодатель

В таком случае стоимость услуг учитывается при расчете налога на прибыль, единого налога при УСН (ЕСХН) и не облагается НДФЛ.

Чтобы затраты участвовали в налогообложении, необходимо выполнить определенные условия:

  • заключить с центом независимой оценки договор на оказанием услуги по проведению независимой оценки;
  • работником должен проработать в компании по трудовому договору не менее 1 года;
  • документы по расходам на прохождение оценки необходимо хранить не менее 4-ех лет.

Расходы несет работник

Если независимую оценку квалификации оплачивает сам работник, то ему положен в уплаченной сумме (максимальный размер такого вычета составляет 120 тыс. рублей в год, с учетом вычетов на лечение, обучение и др.).

Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» . Документ включен в СПС "Консультант Плюс" . Вступил в силу 01.01.2017 . Официальный интернет-портал правовой информации, 04.07.2016 .

Примечание редакции:

что касается стоимости независимой оценки, то она варьируется в зависимости от квалификации, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Например, экзамен по квалификациям «Главный » и «Бухгалтер» в любом центре оценки составляет 19 тыс. рублей .

Когда независимая оценка квалификации может понадобиться работодателю и работнику

Независимая оценке квалификация – дело добровольное. Поэтому возникает логичный вопрос: кому и для чего она может понадобиться? В чем ее ценность? Попробуем ответить на эти вопросы с точки зрения работника и работодателя, смоделировав различные ситуации.

Работодателю

В ходе независимой оценки квалификации человек оценивается на предмет того, соответствует ли он требованиям профстандарта. В связи с этим уместно вспомнить, что некоторые из профстандартов обязательны для применения некоторыми организациями. Например, профстандарт «бухгалтер» обязателен для главных бухгалтеров ПАО. Поэтому такое общество может взять человека на эту должность при условии, что он соответствует профстандарту. В противном случае компанию могут штрафовать на сумму от 30 до 50 тыс. рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Определить, соответствует претендент этому стандарту или нет, компания может и сама. Но может обратиться для этого в центр оценки квалификаций и получить свидетельство о квалификации претендента на должность. Тогда она будет точно уверена, что новый главбух нанят на законных основаниях. В данной ситуации, памятуя о штрафе, это важно.

Эти же мотивы могут двигать фирмой и при найме остальных сотрудников. С тем лишь отличием, что если компания решит не прибегать к независимой оценке и оценить кандидата самостоятельно, ответственность за принятие этого решения она будет нести самостоятельно, штрафовать ее за это никто не будет.

На вопрос же о том, можно ли использовать результаты независимой оценки квалификации в качестве повода для расставания с некомпетентным сотрудником, ответ отрицательный. Трудовой кодекс этого не предусматривает. Для данных целей в нем была и остается оговоренной иная процедура – аттестация (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), которую проводит аттестационная комиссия, создаваемая внутри компании. Поэтому негативные результаты независимой оценки квалификации (когда выдается «заключение», а не «свидетельство»), проведенной одним из центров оценки квалификации, поводом для увольнения быть не могут.

Работнику

Потенциальный работник

Он может быть заинтересован в независимой оценке квалификации, если хочет предупредить сомнения потенциального работодателя в своей способности выполнять определенную работу. Например, это может быть девушка, которая последние несколько лет не работала, поскольку сначала находилась в декретном отпуске, потом еще несколько пребывала в статусе домохозяйки, а затем решила снова устроиться на работу. В таком случае, невзирая на наличие у нее диплома об образовании и опыта работы, работодатели наверняка будут сомневаться в ее компетенции на сегодняшний день. Тогда полученное свидетельство о квалификации как раз может выручить.

Или другой пример – человек после учебы трудился только в качестве фрилансера, причем неофициально. И если уровень образования он еще может подтвердить документально, то в отношении имеющегося опыта с этим трудности. В таком случае свидетельство о квалификации также способно убедить представителей кадровой службы работодателя, что этот человек способен выполнять ту работу, на которую он претендует.

Действующий работник

Для настоящих сотрудников свидетельство о квалификации может помочь для продвижения в профессии и повышения шансов роста заработной платы. Возможно, свидетельство поможет получить допуск работодателя к определенным видам работ, конкурсам, участию в контрактах и т.д.

Кроме того, независимая оценка квалификации может потребоваться, в преддверии увольнения. Например, когда компания планирует расстаться с сотрудником в связи с сокращением штата или по причине его несоответствия занимаемой должности.

Что касается сокращения штата, то если компания прибегнет к этой процедуре, приоритетное право остаться на работе получат те, кто наиболее квалифицирован (ст. 179 ТК РФ). Вот здесь и может пригодиться свидетельство о квалификации. Правда, нужно понимать, что сама по себе эта бумага не даст никаких гарантий от увольнения. Организация вправе сама решать, кто из работников, по ее мнению, более квалифицирован. Ведь критериями квалификации работника являются уровень образования и опыт практической работы. Исходя из них, работодатель имеет право самостоятельно решать, кого оставить (Определение КС РФ от 18.12.2007 № 867-О-О). Тем не менее, свидетельство о квалификации может быть принято во внимание.

Что касается такого основания для увольнения, как несоответствие занимаемой должности, то, как уже было сказано выше, ТК РФ требует подтвердить недостаточную квалификацию работника результатами аттестации, а не независимой оценки квалификации. Это разные процедуры. Поэтому, имея на руках свидетельство о квалификации, на него можно ссылаться перед работодателем, но считать этот документ защитой от увольнения все же нельзя.

Статья Проказина Е.А.,
редактора-эксперта журналов «Время Бухгалтера, «Время Юриста»
«Кому и когда может понадобиться независимая оценка квалификации»

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.

3. Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

4. Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) национальное агентство развития квалификаций - автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации;

2) национальный совет - национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте Российской Федерации для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в Российской Федерации;

3) независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее - независимая оценка квалификации), - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации - комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;

5) реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации - информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации (далее - реестр);

6) совет по профессиональным квалификациям - орган управления, наделенный в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;

7) соискатель - работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

8) центр оценки квалификаций - юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Статья 3. Участники системы независимой оценки квалификации

Участниками системы независимой оценки квалификации являются:

1) национальный совет;

2) национальное агентство развития квалификаций;

3) советы по профессиональным квалификациям;

4) центры оценки квалификаций;

5) работодатели;

6) соискатели;

7) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее - уполномоченный орган исполнительной власти).

Статья 4. Проведение независимой оценки квалификации

1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

3. Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.

4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена - заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.

5. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

6. Соискатель, работодатель, иные указанные в части 2 настоящей статьи физические и (или) юридические лица, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение тридцати календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Статья 5. Национальный совет

1. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет.

2. В состав национального совета входят представители органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских и иных объединений работодателей, общероссийских профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций.

3. Полномочия национального совета и его состав определяются настоящим Федеральным законом и указом Президента Российской Федерации.

4. Издание нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам независимой оценки квалификации осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов национальным советом.

Статья 6. Национальное агентство развития квалификаций

Национальное агентство развития квалификаций:

1) обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;

2) подготавливает для национального совета предложения по наделению советов по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности, а также по прекращению таких полномочий;

3) организует формирование и ведение реестра;

4) утверждает на основе предложений советов по профессиональным квалификациям наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена, после одобрения этих предложений национальным советом, вносит содержащиеся в указанных документах сведения в реестр;

5) осуществляет информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации по вопросам ее проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6) осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Совет по профессиональным квалификациям

1. Совет по профессиональным квалификациям создается по решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.

2. Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета по профессиональным квалификациям входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.

3. Совет по профессиональным квалификациям для осуществления своей деятельности разрабатывает на основе примерного положения о совете по профессиональным квалификациям положение и утверждает его.

4. Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности:

1) утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

3) проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

4) определяет для каждого центра оценки квалификаций наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации, и направляет сведения о таких наименованиях в национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр;

5) осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;

6) принимает решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

7) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр;

8) проводит по решению национального совета независимую оценку квалификации;

9) создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность.

5. Финансовое обеспечение деятельности совета по профессиональным квалификациям осуществляется за счет собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 8. Центр оценки квалификаций

1. Центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации. Перечень квалификаций определяется для соответствующего центра оценки квалификаций советом по профессиональным квалификациям.

2. Центр оценки квалификаций проводит профессиональные экзамены.

3. Полномочия центра оценки квалификаций могут быть прекращены в случае:

1) несоответствия деятельности центра оценки квалификаций установленным требованиям;

2) неоднократного нарушения центром оценки квалификаций порядка проведения профессиональных экзаменов;

3) представления центром оценки квалификаций заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения его полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, мониторинга осуществляемой им деятельности или контроля за ней;

4) поступления от юридического лица заявления о прекращении по собственной инициативе осуществления полномочий центра оценки квалификаций;

5) ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. При прекращении юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сведения о центре оценки квалификаций исключаются национальным агентством развития квалификаций из реестра в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия советом по профессиональным квалификациям решения о прекращении указанных полномочий.

5. В случае прекращения юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций совет по профессиональным квалификациям обеспечивает выполнение неисполненных обязательств перед соискателями, в отношении которых не завершена процедура независимой оценки квалификации.

6. Финансовое обеспечение деятельности центра оценки квалификаций осуществляется за счет собственных средств центра оценки квалификаций и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 9. Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти

1. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет следующие полномочия:

1) утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий;

2) утверждает форму бланка свидетельства о квалификации и приложений к нему, технические требования к бланку, порядок заполнения бланка и выдачи дубликата свидетельства о квалификации, а также форму заключения о прохождении профессионального экзамена;

3) утверждает образец заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядок подачи такого заявления, в том числе в форме электронного документа, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет";

4) утверждает требования к центрам оценки квалификаций и порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий;

5) утверждает положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;

6) утверждает положение о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

7) утверждает положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;

8) утверждает порядок формирования и ведения реестра, перечень сведений, содержащихся в реестре, и порядок доступа к ним;

9) утверждает порядок осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации.

2. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет мониторинг и контроль в сфере независимой оценки квалификации.

Статья 10. Информационное обеспечение независимой оценки квалификации

1. В целях обеспечения проведения независимой оценки квалификации используется реестр, который включает в себя:

1) информацию о деятельности национального совета и национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;

2) сведения о советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;

3) сведения о наименованиях квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

4) сведения о выданных свидетельствах о квалификации;

5) перечень официальных сайтов национального совета, национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

6) иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.

2. Национальное агентство развития квалификаций несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре.

3. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.

4. Национальное агентство развития квалификаций, советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к этим ресурсам посредством использования официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", перечень которых содержится в реестре.

Статья 11. Переходные положения

В случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона), применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

По независимой оценкой квалификации подразумевается проведение специальной процедуры оценивания знаний и практических навыков работника или соискателя определенной должности на соответствие установленным профессиональным стандартам или иным требованиям к квалификации. При этом результат данной процедуры может напрямую влиять на возможность трудоустройства соискателя или увольнения работника за несоответствие занимаемой должности. Поэтому знать о том, обязательна или нет независимая оценка квалификации и что это такое следует всем сторонам трудового договора.

Независимая оценка квалификации – законы и нормативная база

В российском законодательстве концепция независимой оценки квалификации является достаточно новой и применяется с 2017 года. Для внедрения данной системы и концепции в трудовую практику в России были приняты отдельные нормативные документы и акты. Кроме этого, регулируется её проведение также и положениями Трудового кодекса РФ. Всего же, правовое регулирование рассматриваемой процедуры обеспечивается положениями следующих российских нормативных документов:

  • Ст. 187 ТК РФ. Её принципами обеспечивается предоставление трудящимся, направляемым на прохождение независимой оценки квалификации определенных социальных гарантий. В частности, на время прохождения оценки за сотрудником должно сохраняться его рабочее место, должность, и заработная плата. Кроме этого, если на оценку его направляет работодатель – он обязан оплатить как услуги по проведению означенной процедуры, так и покрыть все расходы, как командировочные, если оценка будет производиться в ином населенном пункте.
  • Ст. 196 ТК РФ. Принципы означенной статьи устанавливают основные обязанности и права работодателя в вопросах проведения и назначения независимой оценки квалификации. В частности, к ним относятся право самостоятельно определять в локальных нормативных актах и иных документах порядок направления сотрудников на означенную оценку, а также обязанность исполнять нормативы законодательства в вопросах предоставления сотрудникам гарантий на время прохождения означенной процедуры.
  • Ст. 197 ТК РФ. Нормативами данной статьи устанавливается право самих работников на прохождение независимой оценки квалификации по их желанию, а также на получение дополнительного необходимого им профессионального образования при необходимости.
  • ФЗ №238 от 03.07.2016. Данный Федеральный закон в своих положениях заложил основы проведения независимой оценки квалификации. Им регулируются как основные понятия, связанные с проведением означенной процедуры, так и другие нюансы, и особенности независимой оценки квалификации, её значение и правовые последствия для сторон трудового договора и самой оценки.
  • Постановление Правительства РФ №1204 от 16.11.2016. Означенное правительственное постановление своими положениями обеспечивает правовое регулирование процедуры проведения независимой оценки квалификации уполномоченными на неё организациями и устанавливает конкретные правила, используемые в данном процессе.

В целом, законодательная база для проведения независимой оценки квалификации является достаточно обширной и этом позволило в достаточно быстрые сроки ввести эту систему в качестве используемой на федеральном уровне и существующей во всех субъектах РФ. При этом сама по себе оценка квалификации может являться полезно как для работника, так и для работодателя и государства в целом за счет ряда особенностей, которые будут рассмотрены далее.

Что такое независимая оценка квалификации, когда и как она проводится

В первую очередь под независимой оценкой квалификации подразумевается прохождение сотрудником или соискателем тестирования на соответствие какому-либо конкретному профстандарту . Требования к прохождению такового тестирования могут устанавливаться отдельными нормативными актами, затрагивающими аспекты работы в определенных должностях. В частности, является обязательной оценка квалификации для воителей или специалистов, ответственных за охрану труда на предприятиях с опасными условиями труда.

При этом в отличие от непосредственно трудовых взаимоотношений, независимая оценка квалификаций не является сугубо двусторонним процессом, касающимся лишь работника и работодателя. Обязательным её участником должен также являться центр оценки квалификации. Таковые учреждения и порядок их функционирования определяются положениями вышеозначенного ФЗ №238. Государством ведётся соответствующий реестр центров оценки, ознакомиться с которыми имеет право каждый желающий.

Центры оценки квалификаций являются сугубо частными организациями, однако их деятельность подлежит строгому законодательному регулированию. При этом они вправе самостоятельно устанавливать расценки на свои услуги в определенных пределах, а процедура проведения оценки квалификации является платной и не подлежит компенсации из бюджета.

В целом, процесс направления сотрудника на независимую оценку квалификации может выглядеть следующим образом:

  1. Работодатель находит основание, в соответствии с которым работник может быть направлен на независимую оценку квалификации. Таковыми основаниями могут являться положения локальных актов в организации, коллективного договора или трудового договора, а также законодательные требования к проведению оценки квалификации на регулярной основе. Кроме этого, факторами, на основании которых может быть проведена оценка квалификации могут являться ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей, несчастный случай на производстве или распоряжение исполнительных органов по вопросам труда.
  2. Работодатель выдает сотруднику направление на прохождение независимой оценки. При этом работодатель в данном случае сам вправе выбрать конкретное учреждение, в котором должен проходить означенную процедуру трудящийся. Так, многие работодатели сейчас заключают договора об обслуживании с отдельными центрами оценки, что позволяет снизить общие затраты на проведение оценки.
  3. Сотрудник самостоятельно прибывает в указанное в направлении время и дату в центр оценки квалификации и подает направление на проведение тестирования, после чего проходит его. В некоторых случаях оплата тестирования может осуществляться работником – например, если работодатель предусмотрел подобный порядок оценки или вовсе не рассматривал порядок проведения означенной процедуры. В таком случае сотруднику необходимо обеспечить сохранность документов, подтверждающих его затраты на прохождение оценки квалификации.
  4. По итогам оценки квалификации сотруднику выдается сертификат о прохождении, либо непрохождении означенной оценки. В случае, если квалификация не была подтверждена, работник вправе обжаловать решение центра в судебном порядке, или же пройти тестирование в ином учреждении по своему выбору. Однако в случае прохождения повторного тестирования, трудящийся не может требовать компенсации от работодателя за прохождение означенной оценки.
  5. На время отсутствия сотрудника, работодатель сохраняет за ним его средний заработок, а при необходимости отправиться в иной населенный пункт – обеспечивает выплату работнику командировочных средств в соответствии с установленным Трудовым кодексом порядком.
  6. На основании сертификата о прохождении оценки квалификации, работодатель принимает соответствующие кадровые решения. В частности, подтверждение квалификации может подразумевать повышение работника в должности или перевод его на новую должность, ради которой он проходил оценку. Неудовлетворительный же результат может привести к отстранению сотрудника от работы или даже увольнению по причине несоответствия занимаемой должности. Однако перед увольнением работодатель обязан предложить непрошедшему оценку сотруднику иные наличествующие на предприятии должности, на которые тот подходит. Уволить работника можно будет лишь только после его отказа или при отсутствии подходящих вакантных должностей.

Процедура проведения независимой оценки квалификации может быть инициирована и самим работником. Например, в случае, если он хочет иметь дополнительную документацию, подтверждающую его статус, либо же хочет устроиться на новую должность или новое рабочее место. Также, документы о наличии какой-либо квалификации могут требоваться и при непосредственном трудоустройстве.

В вопросах же того, обязательна независимая оценка квалификации или нет, законодательство решает этот вопрос достаточно просто. Следует обратить внимание на отдельные нормативные документы, регулирующие вопросы ведения определенной деятельности – именно их положениями устанавливается обязательность соответствия профстандартам, или же рекомендательный характер их применения и использования.

Налоговый вычет по 3 НДФЛ за независимую оценку квалификации

Действующее налоговое законодательство позволяет трудящимся получать определенные дополнительные гарантии на случай прохождения ими независимой оценки квалификации. В частности, подразумевается возможность получения налогового вычета 3-НДФЛ за независимую оценку квалификации при расчете заработной платы работника.

Документы для получения налогового вычета предоставляются работником, потратившимся на прохождение оценки не работодателю, а непосредственно в ФНС. При предоставлении работодателю даже полного пакета необходимой документации, он не вправе осуществить налоговый вычет.

Размер социального налогового вычета за оценку квалификации составляет 13% от сумм, потраченных на прохождение означенной процедуры.

При этом получить фактический вычет работник сможет при предоставлении в ФНС следующего пакета документов:

Cледует помнить о том, что законодательно ограничивается максимальная сумма налоговых вычетов социального характера, которые может в течение одного года получить сотрудник. Она составляет 120 тыс. рублей за год.