Олимпиада 1980 года в Москве была омрачена двумя событиями: смертью Владимира Высоцкого и бойкотом Олимпиады 65 странами мира в связи с вводом "ограниченного контингента советских войск для помощи братскому народу Афганистана". Следует отметить, что в числе присоединившихся к бойкоту стран были и страны Востока, с которыми у СССР были традиционно дружественные отношения. На нашей стороне оставались только страны Восточной Европы и страны Африки - по понятным причинам.

Цена вопроса по официальным сведениям - 14 000 погибших наших солдат и офицеров. Но кто верит официальной статистике. В Афганистане дороги стали артериями, по которым текли реки крови, а также техника, продовольствие и другая помощь. Вывод наших войск состоялся только через 10 лет.

История афганского вопроса

До 1980 года вопросами истории и политической обстановки Афганистана вплотную интересовался разве что международный отдел ЦК КПСС. После ввода войск народу надо было как-то обосновывать необходимость принесения в жертву совсем молодых парней. Объяснили что-то вроде "так надо во имя идеи мировой революции", не слишком вдаваясь в подробности. И только спустя годы, с появлением Интернета, появилась все-таки возможность понять, за что отдавали свои жизни граждане нашей страны.

Афганистан всегда был закрытой страной. Чтобы понять его своеобразие и взаимосвязи между множеством населявших его племен и народностей, надо было долгие годы там жить, вникая во все тонкости истории и политического устройства. А уж управлять этой страной, особенно с политики силы, на основе западных ценностей можно было и не мечтать. Итак, что же происходило в политической системе Афганистана накануне "Апрельской революции"?

Великое противостояние систем

До 1953 года премьер-министром Афганистана был Шах-Махмуд. Его политика перестала устраивать Захир-шаха (эмира), и в 1953 году на должность премьера был назначен Дауд, одновременно являвшийся двоюродным братом Захир-шаха. Очень важный момент - влияние родственных связей. Дауд был не только жестким, но и хитрым и изворотливым политиком, сумевшим на все 100 % использовать противостояние СССР и США во время холодной войны.

Новый премьер, разумеется, учитывал в своих расчетах территориальную близость СССР. Он прекрасно понимал, что Советы не допустят усиления влияния США в его стране. Это же понимали и американцы, что и стало причиной отказа в помощи Афганистану оружием вплоть до ввода советских войск в 1979 году. Также, ввиду удаленности США, глупо было надеяться на их помощь в случае конфликта с СССР. Однако Афганистану необходима была военная помощь по причине сложных отношений с Пакистаном на тот момент. Что же касается США, то они поддерживали Пакистан. И Дауд, наконец, выбрал сторону.

Что касается политического строя во времена Захир-шаха, то с учетом множества племен и сложных взаимоотношений между ними ведущей политикой правительства был нейтралитет. Следует отметить, что еще со времен Шаха-Махмуда стало традицией отправлять на обучение в СССР младший и средний офицерский состав афганской армии. А так как обучение строилось также на марксистко-ленинской основе, то у офицерского состава формировалась, можно сказать, классовая солидарность, замешанная в том числе на племенной сплоченности.

Итак, повышение уровня образования офицеров афганской армии привело к усилению партии военных. И Захир-шаха это не могло не настораживать, т. к. такое положение приводило к росту влияния Дауда. А передавать всю власть Дауду, оставаясь при нем эмиром, не входило в планы Захир-шаха.

И в 1964 году Дауда отправили в отставку. Мало этого: чтобы впредь не подвергать власть эмира какой-либо опасности, был издан закон, по которому никто из родственников эмира впредь не мог занимать пост премьера. И в качестве упредительной меры - маленькая сноска: запрещено отрекаться от родственных связей. Премьером был назначен Юсуф, но, как оказалось, ненадолго.

Новые имена в политике

Итак, премьер-министр Дауд - в отставке, назначен новый премьер, а также обновлен кабинет министров. Но возникли непредвиденные осложнения: на улицы вышла студенческая молодежь вместе с учащимися с требованием допустить их на заседание парламента и дать оценку деятельности министров, замеченных в коррупции.

После вмешательства полиции и первых жертв Юсуф подал в отставку. Следует отметить, что Юсуф был против применения силы, но здесь вступили в противоречие два направления: традиционное патриархальное и новое либеральное, набиравшее силу вследствие, видимо, хорошо усвоенных знаний, преподаваемых на уроках марксистко-ленинской философии в СССР. Студенты почувствовали свою силу, а власть - свою растерянность перед новыми тенденциями.

Анализируя активную позицию студенчества, можно предположить, что в ее основе были западные принципы образования, а отсюда - и самоорганизованность молодых людей. И еще: в этих событиях активную роль играл будущий лидер афганских коммунистов - Бабрак Кармаль.

Вот что писал об этом периоде французский исследователь Оливье Руа:

Демократический эксперимент представлял собой форму без содержания. Западная демократия только тогда имеет значение, когда существуют определенные условия: идентификация гражданского общества с государством и эволюция политического сознания, которое нечто другое, чем политический театр.

"Друг труда" - происхождение

Рабоче-крестьянским происхождением Бабрак Кармаль похвастаться не мог. Он родился 6 января 1929 года в городе Камари в семье генерал-полковника Мухаммада Хуссейн-хана, пуштуна из гильзайского племени моллахейль, близкого к королевской семье и являвшегося генерал-губернатором провинции Пактия. В семье было четыре сына и дочь. Матерью Бабрака была таджичка. Мальчик рано лишился матери и воспитывался тетей (сестрой матери), которая была второй женой его отца.

Прозвище "Кармаль", что в переводе с пушту означает "друг труда", было выбрано в период с 1952 по 1956 год, когда Бабрак был заключенным королевской тюрьмы.

Биография Бабрака Кармаля началась вполне благополучно, в лучших традициях: обучение в престижном столичном лицее "Неджат", где преподавание велось на немецком языке, и где он впервые познакомился с новыми радикальными идеями переустройства афганского общества.

Окончание лицея состоялось в 1948 году, и к тому времени Бабрак Кармаль проявлял явные задатки лидера, которые пришлись весьма кстати: в стране нарастало молодежное движение. Юноша принимает в нем активное участие. Но именно из-за членства в Союзе студентов Кабульского университета в 1950 году ему было отказано в поступлении на юридический факультет. Однако на следующий год Кармаль все-таки стал студентом университета.

Студенческая жизнь и общественная деятельность

Он с головой окунулся в студенческое движение, а благодаря ораторским способностям стал его лидером. Также Бабрак печатался в газете "Ватан" (Родина). В 1952 году оппозиционная интеллектуальная элита выступила с требованиями переустройства афганского общества. Бабрак был в числе протестующих и провел в королевской тюрьме 4 года. После выхода из тюрьмы Бабрак (теперь и "Кармаль"), поработав переводчиком немецкого и английского языков, оказался на военной службе в связи с всеобщей воинской повинностью, где пребывал до 1959 года.

После успешного окончания в 1960 году кабульского университета Бабрак Кармаль работал с 1960 по 1964 год сначала в бюро переводов, а затем - в Министерстве планирования.

В 1964 году состоялось принятие конституции, и с этого времени началась активная общественная деятельность Кармаля совместно с Н. М. Тараки: была организована Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), на I съезде которой в 1965 году Бабрак Кармаль избран заместителем секретаря ЦК партии. Однако в 1967 году произошел раскол НДПА на две фракции. Кармаль встал во главе Народно-демократической партии Афганистана (партии трудящихся Афганистана), более известной как "Парчам", которая издавала газету "Парча" ("Знамя").

В 1963-1973 годы монархический режим Афганистана решил пойти на демократический эксперимент, видимо, приняв во внимание растущую активность интеллектуальной элиты, а также брожения умов в армейской среде. В этот период деятельность Кармаля была глубоко законспирирована.

Но в 1973 году возглавляемая Кармалем организация обеспечила поддержку М. Дауду, совершив государственный переворот. В администрации М. Дауда у Кармаля не было никаких официальных постов. Однако М. Дауд поручил Бабраку разработку программных документов, а также подбор кандидатов на ответственные должности разного уровня. Такое положение вещей Бабрака Кармаля не устраивало, и его деятельность в группе М. Дауда прекратилась, но не без последствий: за ним установили негласную слежку, а с государственной службы начали "выдавливать".

В 1978 году к власти пришла НДПАБ. Кармаль принял посты заместителя председателя Революционного совета ДРА и заместителя премьер-министра. Но через два месяца, 5 июля 1978 года обострились противоречия в партии, в результате которых он был смещен с этих постов, а 27 ноября 1978 года - исключен из рядов партии с формулировкой "за участие в антипартийном заговоре".

Началось военное противостояние уже с участием спецгруппы "Альфа" и советского вооружения. 28 декабря 1979 года путь к власти силами советских спецслужб был расчищен и до начала мая 1986 года Кармаль являлся генеральным секретарем ЦК НДПА, председателем революционного совета ДРА, а до июня 1981 года - еще и премьер-министром.

Однако такой объем власти был номинальным, но отнюдь не фактическим: Кармаль шагу не мог ступить без согласования своих действий с международным отделом ЦК КПСС, советниками КГБ, а также послом СССР в ДРА Ф. А.Табеевым, который не отличался большими познаниями специфики этой страны. Представляется, что для всех заинтересованных лиц Кармаль был удобным "козлом отпущения", на которого можно было свалить все просчеты.

В рамках краткой биографии Бабрака Кармаля невозможно сделать подробное описание всех событий, а также действий всех государственных деятелей, принимавших участие в судьбе этого человека и страны, которую он хотел изменить. Кроме того, сменилось руководство СССР, которое решало уже другие задачи: Москва больше не хотела поддерживать Кармаля и "во имя высших интересов страны" ему было предложено покинуть свой пост, передав его Наджибулле. Наджибулла принял отставку Кармаля "в связи с состоянием здоровья, подорванным огромной ответственностью".

Последний поворот

Биография Бабрака Кармаля и семьи неразрывно связаны. С 1956 года он женат на Махбубе Кармаль. У них два сына и две дочери. Одного из сыновей он назвал Восток - по названию космического корабля.

С 1987 года Кармаль проживал в Москве в почетной ссылке "на лечении и отдыхе". В июне 1990 года на II съезде партии "Друг труда" был заочно избран членом Центрального совета Парти и Отечества. Он вернулся в Кабул 19 июня 1991 года и находился там до прихода к власти моджахедов в апреле 1992 года.

Когда Кабул пал, семья перебралась сначала в Мазари-Шариф, а дальше - в Москву. 1 декабря 1996 года Б. Кармаль умер в 1-й Градской больнице. Его могила находится в Мазари-Шарифе.

Бабрак Кармаль - председатель Революционного Совета Демократической Республики Афганистан.

Родился в Кабуле в семье армейского генерала. Предки Кармаля по линии отца были выходцами из индийского Кашмира, которые переехали в Кабул во времена, когда Кашмир принадлежал империи Дуррани. На новом месте они ассимилировались с таджикским сообществом Кабула. Его отец скрывал свое непуштунское происхождение и говорил только на пушту. Мать Кармаля была персиязычная пуштунка из племени Гильзаев. Настоящее имя его было Султан Хуссейн, которое он изменил на похожее, типично афганское имя. В Кабульском университете увлёкся коммунизмом. В 1965 вступил в Народно-демократическую Партию Афганистана. Возглавил фракцию «Парчам». В 1965-1973 был депутатом парламента страны.

После Саурской Революции 1978 стал заместителем председателя Революционного совета, но уже летом 1978 был смещён с этого поста и отправлен послом в Чехословакию. Осенью 1978 был обвинён в организации антиправительственного заговора и снят с должности посла. Остался в эмиграции.

После ввода сил Советской Армии в декабре 1979 стал генеральным секретарём ЦК НДПА, председателем Революционного совета и председателем Совета министров. 4 мая 1986 по решению 18-го пленума ЦК НДПА Б. Кармаль был освобождён «по состоянию здоровья» от обязанностей генерального секретаря ЦК партии при сохранении за ним членства в Политбюро. Смещение с должности было вызвано переменами в СССР, где к власти пришел Горбачёв. В конце 1986 был снят и с поста председателя Революционного совета.

После ухода со всех постов был вынужден эмигрировать и проживал в Москве, в первые годы эмиграции - на даче в Серебряном Бору. Бабрак Кармаль пользовался большим уважением афганцев: до эмиграции во время первой после отставки демонстрации в Кабуле люди, проходя мимо трибуны, бросали цветы не новому партийному руководителю Наджибулле, а Кармалю; после заявлений Наджибуллы о «национальном примирении» и необходимости переговоров с контрреволюционерами армия была деморализована и недовольна столь резким и непонятным поворотом, губительным для революции и немыслимом при правлении Кармаля. Популярность Кармаля, ещё больше возросшая на фоне политики Наджибуллы, вызывала опасения советских руководителей, которые боялись возвращения Кармаля во власть, поэтому к Кармалю приставили охрану и строго контролировали его круг общения. Так продолжалось до конца правления М. С. Горбачёва. В последние годы жизни состояние здоровья Бабрака Кармаля резко ухудшилось, он регулярно проходил курс лечения. Умер 3 декабря 1996 года в 1-й городской больнице города Москвы, похоронен в Афганистане, в Хайратоне.

3 декабря 1996, Москва) - афганский государственный и политический деятель, глава Афганистана (1979-1986). Находясь во главе Афганистана, Бабрак Кармаль занимал посты председателя Революционного совета Демократической Республики Афганистан и генерального секретаря Народно-демократической партии Афганистана. Его правительство пыталось проводить политику национального примирения, прекратило массовые репрессии, разрешило преподавание мусульманской религии в школе, однако ввод советских войск объединил вооруженную оппозицию, в стране разгорелась гражданская война. После отставки в мае 1986 года Бабрак Кармаль в основном жил в Москве.

Бабрак Кармаль родился в семье армейского генерала Мухаммеда Хусейн-хана, его настоящее имя Султан Хусейн, псевдоним Бабрак Кармаль он взял позднее. В годы учебы в Кабульском университете Бабрак Кармаль увлекся идеями коммунизма . В 1965 году Нур Мухаммедом Тараки была основана Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), Бабрак Кармаль стал ее членом и заместителем Н.М. Тараки. В 1967 году НДПА разделилась на два крыла: радикальное «Халк» и умеренное «Парчам». Бабрак Кармаль стал лидером парчамистов, а Н.М. Тараки - халькистов.
В 1978 году в Афганистане произошла Апрельская революция , которая привела к власти НДПА во главе с Нур Мухаммедом Тараки. Бабрак Кармаль занял должность заместителя председателя Революционного совета, но уже в июле 1978 года в результате внутрипартийных интриг был отстранен от власти и отправлен послом Афганистана в Чехословакию. В сентябре 1979 года лидер халькистов Хафизулла Амин захватил власть в Афганистане, Н.М. Тараки был убит по его приказу. Осенью 1978 года Бабрак Кармаль был обвинен в организации антиправительственного заговора и снят с должности посла. Он остался в эмиграции, а в Афганистане развернулись репрессии против парчамистов. К тому времени попытки преведения реформ по коммунистическим рецептам уже вызвали массовое недовольство в стране. Под флагом защиты исламских ценностей в Афганистане развернулось вооруженное сопротивление центральным властям.
Руководство СССР , оказывавшее поддержку революционным преобразованиям в Афганистане, решило вмешаться в развитие событий, отстранить от власти склонного к репрессивным методам Х. Амина, заменить его на умеренного Бабрака Кармаля. Свержение Х. Амина было возможно осуществить только вооруженным путем, что было и осуществлено вводом советских войск на территорию Афганистана. В ходе операции, проведенной советским отрядом специального назначения 27 декабря 1979 года, Х. Амин был убит. В том же день Б. Кармаль возглавил Революционный совет и НДПА, сформировал правительство Афганистана, которое возглавлял до 11 июня 1981 года, когда его сменил на посту премьер-министра Султан Али Кетшманд.
Дальнейшие события развивались на фоне разгоравшейся Афганской войны (1979-1989), попытки Бабрака Кармаля найти пути к национальному примирению не имели успеха. Новый советский руководитель М.С. Горбачев решил заменить его руководителем афганской службы государственной безопасности (ХАД) Мухаммедом Наджибуллой. 4 мая 1986 года по решению пленума ЦК НДПА Б. Кармаль был освобожден от обязанностей генерального секретаря ЦК НДПА при сохранении за ним членства в Политбюро. В конце 1986 года он был снят и с поста председателя Революционного совета. После ухода с руководящих постов Бабрак Кармаль жил в Москве, в первые годы - на даче в Серебряном Бору. В последние годы он страдал болезнью почек и скончался в Первой городской больнице города Москвы, а похоронен был в Афганистане.

3-й Председатель Революционного совета ДРА 27 декабря 1979 года - 24 ноября 1986 года Предшественник: Хафизулла Амин Преемник: Мухаммед Чамкани (и. о)
Мохаммад Наджибулла 27 декабря 1979 года - 11 июня 1981 года Предшественник: Хафизулла Амин Преемник: Султан Али Кештманд Рождение: 6 января (1929-01-06 )
Камари, близ Кабула , Королевство Афганистан Смерть: 3 декабря (1996-12-03 ) (67 лет)
Москва , Россия Место погребения: Хайратон , Афганистан Имя при рождении: Султан Хусейн Отец: Мухаммед Хусейн-хан Супруга: Махбуба Кармаль Партия: НДПА (c 1965 года) Деятельность: политик Награды:

Биография

Личная жизнь

По свидетельству советского военачальника Александра Майорова , занимавшего в 1980-1981 годах должность главного военного советника в Афганистане, состоял в близких отношениях с одной из четырёх первых женщин-депутатов в истории Афганистана Анахитой Ратебзад.

Мнения

В мемуарах "Правда об Афганской войне" бывший советский военачальник Александр Майоров так охарактеризовал Кармаля: "В жизни своей я не любил дураков, лодырей и пьяниц. А тут все эти качества сосредоточились в одном человеке. И этот человек – вождь партии и глава государства!"

Напишите отзыв о статье "Кармаль, Бабрак"

Примечания

Литература

  • Александр Майоров . Правда об Афганской войне. - М .: Права человека, 1996. - 287 с. - ISBN 5-7712-0032-8 .

Ссылки

Предшественник:
Хафизулла Амин
Председатель Революционного совета Афганистана

27 декабря - 24 ноября
Преемник:
Х. М. Чамкани
Предшественник:
Хафизулла Амин
Генеральный секретарь ЦК НДПА

27 декабря - 4 мая
Преемник:
Мухаммед Наджибулла
Предшественник:
Хафизулла Амин
14-й Премьер-министр Афганистана

27 декабря - 11 июня
Преемник:
Султан Али Кештманд

Отрывок, характеризующий Кармаль, Бабрак

Русские не только не укрепляли позицию Бородинского поля влево под прямым углом от дороги (то есть места, на котором произошло сражение), но и никогда до 25 го августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте. Этому служит доказательством, во первых, то, что не только 25 го не было на этом месте укреплений, но что, начатые 25 го числа, они не были кончены и 26 го; во вторых, доказательством служит положение Шевардинского редута: Шевардинский редут, впереди той позиции, на которой принято сражение, не имеет никакого смысла. Для чего был сильнее всех других пунктов укреплен этот редут? И для чего, защищая его 24 го числа до поздней ночи, были истощены все усилия и потеряно шесть тысяч человек? Для наблюдения за неприятелем достаточно было казачьего разъезда. В третьих, доказательством того, что позиция, на которой произошло сражение, не была предвидена и что Шевардинский редут не был передовым пунктом этой позиции, служит то, что Барклай де Толли и Багратион до 25 го числа находились в убеждении, что Шевардинский редут есть левый фланг позиции и что сам Кутузов в донесении своем, писанном сгоряча после сражения, называет Шевардинский редут левым флангом позиции. Уже гораздо после, когда писались на просторе донесения о Бородинском сражении, было (вероятно, для оправдания ошибок главнокомандующего, имеющего быть непогрешимым) выдумано то несправедливое и странное показание, будто Шевардинский редут служил передовым постом (тогда как это был только укрепленный пункт левого фланга) и будто Бородинское сражение было принято нами на укрепленной и наперед избранной позиции, тогда как оно произошло на совершенно неожиданном и почти не укрепленном месте.
Дело же, очевидно, было так: позиция была избрана по реке Колоче, пересекающей большую дорогу не под прямым, а под острым углом, так что левый фланг был в Шевардине, правый около селения Нового и центр в Бородине, при слиянии рек Колочи и Во йны. Позиция эта, под прикрытием реки Колочи, для армии, имеющей целью остановить неприятеля, движущегося по Смоленской дороге к Москве, очевидна для всякого, кто посмотрит на Бородинское поле, забыв о том, как произошло сражение.
Наполеон, выехав 24 го к Валуеву, не увидал (как говорится в историях) позицию русских от Утицы к Бородину (он не мог увидать эту позицию, потому что ее не было) и не увидал передового поста русской армии, а наткнулся в преследовании русского арьергарда на левый фланг позиции русских, на Шевардинский редут, и неожиданно для русских перевел войска через Колочу. И русские, не успев вступить в генеральное сражение, отступили своим левым крылом из позиции, которую они намеревались занять, и заняли новую позицию, которая была не предвидена и не укреплена. Перейдя на левую сторону Колочи, влево от дороги, Наполеон передвинул все будущее сражение справа налево (со стороны русских) и перенес его в поле между Утицей, Семеновским и Бородиным (в это поле, не имеющее в себе ничего более выгодного для позиции, чем всякое другое поле в России), и на этом поле произошло все сражение 26 го числа. В грубой форме план предполагаемого сражения и происшедшего сражения будет следующий:

Ежели бы Наполеон не выехал вечером 24 го числа на Колочу и не велел бы тотчас же вечером атаковать редут, а начал бы атаку на другой день утром, то никто бы не усомнился в том, что Шевардинский редут был левый фланг нашей позиции; и сражение произошло бы так, как мы его ожидали. В таком случае мы, вероятно, еще упорнее бы защищали Шевардинский редут, наш левый фланг; атаковали бы Наполеона в центре или справа, и 24 го произошло бы генеральное сражение на той позиции, которая была укреплена и предвидена. Но так как атака на наш левый фланг произошла вечером, вслед за отступлением нашего арьергарда, то есть непосредственно после сражения при Гридневой, и так как русские военачальники не хотели или не успели начать тогда же 24 го вечером генерального сражения, то первое и главное действие Бородинского сражения было проиграно еще 24 го числа и, очевидно, вело к проигрышу и того, которое было дано 26 го числа.
После потери Шевардинского редута к утру 25 го числа мы оказались без позиции на левом фланге и были поставлены в необходимость отогнуть наше левое крыло и поспешно укреплять его где ни попало.
Но мало того, что 26 го августа русские войска стояли только под защитой слабых, неконченных укреплений, – невыгода этого положения увеличилась еще тем, что русские военачальники, не признав вполне совершившегося факта (потери позиции на левом фланге и перенесения всего будущего поля сражения справа налево), оставались в своей растянутой позиции от села Нового до Утицы и вследствие того должны были передвигать свои войска во время сражения справа налево. Таким образом, во все время сражения русские имели против всей французской армии, направленной на наше левое крыло, вдвое слабейшие силы. (Действия Понятовского против Утицы и Уварова на правом фланге французов составляли отдельные от хода сражения действия.)
Итак, Бородинское сражение произошло совсем не так, как (стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славу русского войска и народа) описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства.

25 го утром Пьер выезжал из Можайска. На спуске с огромной крутой и кривой горы, ведущей из города, мимо стоящего на горе направо собора, в котором шла служба и благовестили, Пьер вылез из экипажа и пошел пешком. За ним спускался на горе какой то конный полк с песельниками впереди. Навстречу ему поднимался поезд телег с раненными во вчерашнем деле. Возчики мужики, крича на лошадей и хлеща их кнутами, перебегали с одной стороны на другую. Телеги, на которых лежали и сидели по три и по четыре солдата раненых, прыгали по набросанным в виде мостовой камням на крутом подъеме. Раненые, обвязанные тряпками, бледные, с поджатыми губами и нахмуренными бровями, держась за грядки, прыгали и толкались в телегах. Все почти с наивным детским любопытством смотрели на белую шляпу и зеленый фрак Пьера.
Кучер Пьера сердито кричал на обоз раненых, чтобы они держали к одной. Кавалерийский полк с песнями, спускаясь с горы, надвинулся на дрожки Пьера и стеснил дорогу. Пьер остановился, прижавшись к краю скопанной в горе дороги. Из за откоса горы солнце не доставало в углубление дороги, тут было холодно, сыро; над головой Пьера было яркое августовское утро, и весело разносился трезвон. Одна подвода с ранеными остановилась у края дороги подле самого Пьера. Возчик в лаптях, запыхавшись, подбежал к своей телеге, подсунул камень под задние нешиненые колеса и стал оправлять шлею на своей ставшей лошаденке.
Один раненый старый солдат с подвязанной рукой, шедший за телегой, взялся за нее здоровой рукой и оглянулся на Пьера.
– Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Али до Москвы? – сказал он.
Пьер так задумался, что не расслышал вопроса. Он смотрел то на кавалерийский, повстречавшийся теперь с поездом раненых полк, то на ту телегу, у которой он стоял и на которой сидели двое раненых и лежал один, и ему казалось, что тут, в них, заключается разрешение занимавшего его вопроса. Один из сидевших на телеге солдат был, вероятно, ранен в щеку. Вся голова его была обвязана тряпками, и одна щека раздулась с детскую голову. Рот и нос у него были на сторону. Этот солдат глядел на собор и крестился. Другой, молодой мальчик, рекрут, белокурый и белый, как бы совершенно без крови в тонком лице, с остановившейся доброй улыбкой смотрел на Пьера; третий лежал ничком, и лица его не было видно. Кавалеристы песельники проходили над самой телегой.

27 декабря 1979 года - 24 ноября 1986 года Предшественник: Хафизулла Амин Преемник: Мухаммед Чамкани (и. о)
Мохаммад Наджибулла 27 декабря 1979 года - 11 июня 1981 года Предшественник: Хафизулла Амин Преемник: Султан Али Кештманд Вероисповедание: Рождение: 6 января (1929-01-06 )
Камари, близ Кабула , Королевство Афганистан Смерть: 3 декабря (1996-12-03 ) (67 лет)
Москва , Россия Место погребения: Хайратон , Афганистан Династия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Имя при рождении: Султан Хусейн Отец: Мухаммед Хусейн-хан Мать: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Супруга: Махбуба Кармаль Дети: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Партия: НДПА (c 1965 года) Образование: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Деятельность: политик Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Личная жизнь

По свидетельству советского военачальника Александра Майорова , занимавшего в 1980-1981 годах должность главного военного советника в Афганистане, состоял в близких отношениях с одной из четырёх первых женщин-депутатов в истории Афганистана Анахитой Ратебзад.

Мнения

В мемуарах "Правда об Афганской войне" бывший советский военачальник Александр Майоров так охарактеризовал Кармаля: "В жизни своей я не любил дураков, лодырей и пьяниц. А тут все эти качества сосредоточились в одном человеке. И этот человек – вождь партии и глава государства!"

Напишите отзыв о статье "Кармаль, Бабрак"

Примечания

Литература

  • Александр Майоров . Правда об Афганской войне. - М .: Права человека, 1996. - 287 с. - ISBN 5-7712-0032-8.

Ссылки

  • Логотип Викисклада Кармаль, Бабрак : тематические медиафайлы на Викискладе
Предшественник:
Хафизулла Амин
Председатель Революционного совета Афганистана

27 декабря - 24 ноября
Преемник:
Х. М. Чамкани
Предшественник:
Хафизулла Амин
Генеральный секретарь ЦК НДПА

27 декабря - 4 мая
Преемник:
Мухаммед Наджибулла
Предшественник:
Хафизулла Амин
14-й Премьер-министр Афганистана

27 декабря - 11 июня
Преемник:
Султан Али Кештманд

Отрывок, характеризующий Кармаль, Бабрак

– Я пришла проститься, вещие. Мир вам... – не ведая как должна приветствовать их, тихо сказала я.
Никогда в своей жизни не ощущала я такой полной, всеобъемлющей, Великой СИЛЫ!.. Они не двигались, но казалось, что весь этот зал колышется тёплыми волнами какой-то невиданной для меня мощи... Это была настоящая ЖИЗНЬ!!! Я не знала, какими бы словами ещё можно было это назвать. Меня потрясло!.. Захотелось объять это собой!.. Вобрать в себя... Или просто упасть на колени!.. Чувства переполняли меня ошеломляющей лавиной, по щекам текли горячие слёзы...
– Здравой будь, Изидора. – тепло прозвучал голос одного из них. – Мы ж а л е е м тебя. Ты дочь Волхва, ты разделишь его путь... Сила не покинет тебя. Иди с ВЕРОЙ, радная...
Душа моя стремилась к ним криком умирающей птицы!.. Рвалось к ним, разбиваясь о злую судьбу, моё раненное сердце... Но я знала, что слишком поздно – они пращали меня... и жалели. Никогда раньше я не «слышала», как глубоко значение этих чудесных слов. И теперь радость от их дивного, нового звучания нахлынула, заполняя меня, не давая вздохнуть от переполнявших мою раненную душу чувств...
В этих словах жила и тихая светлая грусть, и острая боль потери, красота жизни, которую я должна была прожить, и огромная волна Любви, приходящая откуда-то издалека и, сливаясь с Земной, затапливая мою душу и тело... Жизнь проносилась вихрем, зацепляя каждый «краешек» моего естества, не оставляя клетки, которой не коснулось бы тепло любви. Я побоялась, что не смогу уйти... И, вероятно из-за той же боязни, сразу же очнулась от чудесного «прощания», видя рядом с собой потрясающих по внутренней силе и красоте людей. Вокруг меня стояли высокие старцы и молодые мужчины, одетые в ослепительно белые одежды, похожие на длинные туники. У некоторых из них они были подпоясаны красным, а у двоих это был узорчатый широкий «пояс», вышитый золотом и серебром.
Ой, смотри! – неожиданно прервала чудесный миг моя нетерпеливая подружка Стелла. – Они ведь очень похожие на твоих «звёздных друзей», как ты мне их показывала!.. Смотри, неужели это они, как ты думаешь?! Ну, скажи же!!!
Честно говоря, ещё тогда, когда мы увидели Священный Город, он показался мне очень знакомым. И меня также посетили схожие мысли, как только я увидела Волхвов. Но я их тут же отогнала, не желая питать напрасных «радужных надежд»... Это было слишком важно и слишком серьёзно, и я лишь махнула Стелле рукой, как бы говоря, что поговорим попозже, когда останемся вдвоём. Я понимала, что Стелла расстроится, так как ей, как всегда, хотелось немедленно получить ответ на свой вопрос. Но в данный момент, по-моему, это было далеко не столь важно, как рассказываемая Изидорой чудесная история, и я мысленно попросила Стеллу подождать. Я виновато улыбнулась Изидоре, и она, ответив своей чудесной улыбкой, продолжала...
Мой взгляд приковал мощный высокий старец, имевший что-то неуловимо схожее с моим любимым, страдавшим в подвалах Караффы, отцом. Я почему-то сразу поняла – это и был Владыко... Великий Белый Волхв. Его удивительные, пронизывающие, властные серые глаза смотрели на меня с глубокой печалью и теплом, будто он говорил мне последнее «Прощай!»...
– Подойди, Чадо Света, мы прастим тебя...
От него пошёл вдруг дивный, радостный белый Свет, который, окутывая всё вокруг мягким сиянием, заключил меня в ласковые объятия, проникая в самые потаённые уголки моей истерзанной болью Души... Свет пронизывал каждую клеточку, оставляя в ней лишь добро и покой, «вымывая» собою боль и печаль, и всю накопившуюся годами горечь. Я парила в волшебном сиянии, забыв всё «земное жестокое», все «злое и ложное», ощущая лишь дивное касание Вечного Бытия... Чувство потрясало!!! И я мысленно умоляла – только бы оно не кончалось... Но, по капризному желанию судьбы, всё прекрасное всегда заканчивается быстрее, чем нам этого хотелось бы...
– Мы одарили тебя ВЕРОЙ, она поможет тебе, Дитя... Внемли ей... И пращай, Изидора...
Я не успела даже ответить, а Волхвы «вспыхнули» дивным Светом и... оставив запах цветущих лугов, исчезли. Мы с Севером остались одни... Я печально огляделась вокруг – пещера осталась такой же загадочной и искристой, только не было в ней уже того чистого, тёплого света, проникавшего в самую душу...
– Это и был Отец Иисуса, не так ли? – осторожно спросила я.
– Так же, как дед и прадед его сына и внуков, смерть которых тоже лежит виной на его душе...
– ?!..
– Да, Изидора, Он тот, кто несёт горькую ношу боли... И ты никогда не сможешь себе представить, насколько она велика... – грустно ответил Север.
– Быть может, она не была бы сегодня столь горькой, если бы Он пожалел в своё время гибнувших от чужого невежества и жестокости хороших людей?.. Если бы Он отозвался на зов своего чудесного и светлого Сына, вместо того, чтобы отдать его на истязание злых палачей? Если бы он и сейчас не продолжал бы лишь «наблюдать» со своей высоты, как «святые» пособники Караффы сжигают на площадях Ведунов и Ведьм?.. Чем же он лучше Караффы, если он не препятствует такому Злу, Север?! Ведь если он в силах помочь, но не хочет, весь этот земной ужас будет вечно лежать именно на нём! И не важна ни причина, ни объяснение, когда на карту поставлена прекрасная человеческая жизнь!.. Я никогда не смогу понять этого, Север. И я не «уйду», пока здесь будут уничтожаться хорошие люди, пока будет разрушаться мой земной Дом. Даже если я никогда не увижу свой настоящий... Это моя судьба. И потому – прощай...
– Прощай, Изидора. Мир Душе твоей... Прости.
Я опять была в «своей» комнате, в своём опасном и безжалостном бытии... А всё только что происшедшее казалось просто чудесным сном, который уже никогда больше в этой жизни не будет мне сниться... Или красивой сказкой, в которой наверняка ждал кого-то «счастливый конец». Но не меня... Мне было жаль свою неудавшуюся жизнь, но я была очень горда за мою храбрую девочку, которой удастся постичь всё это великое Чудо... если Караффа не уничтожит её ещё до того, как она сможет сама защищаться.
Дверь с шумом открылась – на пороге стоял взбешённый Караффа.
– Ну и где же Вы «гуляли», мадонна Изидора? – наигранно милым голосом спросил мой мучитель.
– Хотела навестить свою дочь, ваше святейшество. Но не смогла...
Мне было совершенно безразлично, что он думал, и сделала ли его моя «вылазка» злым. Душа моя витала далеко, в удивительном Белом Городе, который показывал мне Истень, а всё окружающее казалось далёким и убогим. Но Караффа надолго уходить в мечты, к сожалению, не давал... Тут же почувствовав моё изменившееся настроение, «святейшество» запаниковал.
– Впустили ли Вас в Мэтэору, мадонна Изидора? – как можно спокойнее спросил Караффа.
Я знала, что в душе он просто «горел», желая быстрее получить ответ, и решила его помучить, пока он мне не сообщит, где сейчас находится мой отец.
– Разве это имеет значение, Ваше святейшество? Ведь у Вас находится мой отец, у которого Вы можете спросить всё, на что естественно, не отвечу я. Или Вы ещё не успели его достаточно допросить?
– Я не советую Вам разговаривать со мной подобным тоном, Изидора. От того, как Вы намерены себя вести, будет во многом зависеть его судьба. Поэтому, постарайтесь быть повежливее.
– А как бы Вы себя вели, если бы вместо моего, здесь оказался Ваш отец, святейшество?..– стараясь поменять, ставшую опасной тему, спросила я.
– Если бы мой отец был ЕРЕТИКОМ, я сжёг бы его на костре! – совершенно спокойно ответил Караффа.
Что за душа была у этого «святого» человека?!.. И была ли она у него вообще?.. Что же тогда было говорить про чужих, если о своём родном отце он мог ответить такое?..