Дата рождения:

25.04.1940

Род деятельности:

Режиссер

Альфредо Джеймс (Аль) Пачино (Alfredo James «Al» Pacino; род. 25 апреля 1940 года, Нью-Йорк, США) - американский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист.

Наиболее знаменит своими ролями гангстеров - Майкл Корлеоне в трилогии «Крёстный отец» Френсиса Форда Копполы и Тони Монтана в фильме Брайана Де Пальма «Лицо со шрамом». Роль Фрэнка Слейда в фильме «Запах женщины» принесла актёру «Оскар» в номинации за лучшую мужскую роль, что стало его первым успехом после семи предыдущих номинаций.

Аль Пачино никогда не был женат, но имел романтические отношения со множеством актрис

Цитаты Аль Пачино

Если б я умел писать, я бы не стал заниматься ничем другим. Как-то я писал письмо даме, в которую был очень влюблен. Это была какая-то пытка! Когда я поглядел на часы – прошло пять часов! То письмо я так и не отослал.

Ключ к успеху – в желании. А оно постоянно горит во мне.

Когда тебе уже за шестьдесят, видишь, что мчишься по какому-то туннелю без обратного билета и начинаешь различать вдали гору, которая и будет твоей последней остановкой. Но пока я не доехал, мне хочется продолжать делать то, что я делаю.

Книги и пьесы помогли мне разобраться в самом себе и в окружающем мире, произошёл какой-то сдвиг, я стал серьёзнее.

Шекспир не нуждается ни в одном из нас, он переживёт всех нас - уж поверьте. Это я вам гарантирую.

Театр больше похож на настоящую жизнь: свои достижения вы выносите на сцену и показываете в течение двух-трёх часов. И больше это никогда не повторится. Я бы сравнил это с хождением по канату в ста футах над землёй и безо всякой страховки. А в кино канат лежит на полу…

Меня часто называют занудой, зазнайкой и мизантропом. Предупреждаю всех: на самом деле я гораздо хуже.

Образ крутого парня помогал мне в серьёзных ситуациях. Как-то раз я задел зеркало одной машины на парковке. Юноша выскочил из неё с криком: «Ты охренел, че творишь?!» Позже поглядел на меня: «Не волнуйтесь, всё в порядке».

Хотя я и сыграл повара в картине «Фрэнки и Джонни», однако не требуйте меня чего-нибудь приготовить. Если вдруг я начну готовить, все завершится убийством. Серьезно. Я могу сыграть роль. Приготовить обед – нет.

Хотя я и сыграл повара в картине «Фрэнки и Джонни», однако не требуйте меня чего-нибудь приготовить. Если вдруг я начну готовить, все завершится убийством. Серьезно. Я могу сыграть роль. Приготовить обед – нет.

Хотя я и сыграл повара в картине «Фрэнки и Джонни», однако не требуйте меня чего-нибудь приготовить. Если вдруг я начну готовить, все завершится убийством. Серьезно. Я могу сыграть роль. Приготовить обед – нет.

Обожаю оперу. Я даже работал в Карнеги-Холл... билетёром.

Не пойму, за что люди терпеть не могут бисексуалов, геев и лесбиянок? Разъяснения этому в моей голове нет. Я считаю, непринципиально, в кого ты влюблён … в женщину или мужчину. Ты любишь - и это самое главное!

Однажды я зашел перекусить в «Ховард Джонсон» и увидел, как актер, блиставший в том спектакле, разливает кофе за стойкой. Тогда я понял, что все в жизни относительно: сначала он покорил меня своей игрой, а теперь вот стоял за стойкой в «Ховарде Джонсоне» и меня обслуживал.

Моя мать умерла прежде, чем я добился успеха. Помню, мне было лет десять. Наша квартира на верхнем этаже. Дико холодно. Снизу, из проулка, меня окликают друзья, зовут прошвырнуться по улицам. А мать меня не пускает. Я страшно злился и орал на нее без умолку. Она сносила мои упреки. И тем самым спасла мне жизнь. Понимаете, всех тех ребят, которые тогда звали меня гулять, уже нет на свете. Она хотела, чтобы я не шлялся по улицам допоздна, а делал уроки. И именно благодаря этому я теперь сижу здесь и разговариваю с вами. Все очень просто, верно? Но мы так забывчивы...

Знаете, какая разница между игрой на сцене и игрой в кино? Играть - все равно что ходить по канату. На сцене канат натянут высоко-высоко. Брякнешься - так брякнешься по-настоящему. В кино канат лежит на полу.

Было время, когда я разносил киоскерам газету под названием «Шоу-бизнес». Никогда не забуду, сколько мне платили: двенадцать долларов. Десятку и две бумажки по доллару. Десятку я тут же разменивал, чтобы у меня было двенадцать однодолларовых купюр. Расплачиваясь в баре, отслюниваешь по доллару от пачки, и со стороны кажется, что денег у тебя уйма.

1. «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться». Майкл Корлеоне, «Крестный отец»

2. «Правосудие бесплатное, просто судьи нынче дорогие…». Артур Керлэнд, «Правосудие для всех»


3. «Определенно, тщеславие - мой самый любимый из грехов. Он так фундаментален, самолюбие - это естественный наркотик». Джон Милтон, «Адвокат дьявола»

4. «Обман люди терпят, но не любят когда им открывают глаза». Виктор Торански, «Симона»


5. «Знаешь, что такое капитализм? Это когда все тебя имеют!» Тони Монтано, «Лицо со шрамом»


6. «Я американец, прячусь здесь от нашей полиции. Зовут Майклом. Можете донести на меня ― заплатят хорошо, только ваша дочка потеряет на этом отца, а могла бы найти мужа». Майкл Корлеоне, «Крестный отец»


7. «Моя бывшая жена живет в этом доме. Представляешь? Ездим в одном лифте. После встречи с ней пью три рюмки, чтобы успокоиться». Бенни «Левша» Руджеро, «Донни Браско»


8. «Деньги неизбежно ведут к вершине». Джон Милтон, «Адвокат дьявола»

9. «Герои делали революцию и проливали кровь за свободу, а к власти пришли подлецы и мудаки». Том Добб, «Революция»


10. «Не пожимай плечами, я же слепой. Язык тела прибереги для девочек». Фрэнк Слейд, «Запах женщины»

11. «Старые записи ставят только на первом-втором свидании. Надо узнать друг друга поближе. Ты запускаешь старые пластинки, и она сразу понимает: какой ты тонкий и сентиментальный. А с постоянной бабой это все нафиг не нужно». Фрэнк Кэллер, «Море любви»


12. «Все, чему нас научила история - убить можно любого». Майкл Корлеоне, «Крестный отец II»

13. «Убивать добротой — это наш секрет». Джон Милтон, «Адвокат дьявола»

В один прекрасный момент я понял, что работать мне нравится гораздо меньше, чем пить и курить.

(работа , пьянство , курение)

Шекспир не нуждается ни в одном из нас, он переживет всех нас - уж поверьте. Это я вам гарантирую.

В браке я никогда не состоял. И навряд ли когда-нибудь буду. Мне не нравится сама идея.

(брак)

Рождение детей - это лучшее, что случилось со мной в жизни.

(дети)

Книги и пьесы помогли мне разобраться в самом себе и в окружающем мире, произошел какой-то сдвиг, я стал серьезнее.

(книга)

Театр больше похож на настоящую жизнь: свои достижения вы выносите на сцену и показываете в течение двух-трёх часов.

(театр)

Хотя моя карьера начиналась в жанре стэнд-ап, я не люблю сниматься в комедиях, так как не желаю быть забавным по команде. Я не умею этого.

Часто мне было негде спать. Иногда я спал в театре, где мы играли, а иногда отправлялся ночевать к друзьям. Иногда эти друзья были женщинами. Это было неплохо.

По правде говоря, было время, когда жизнь преступников казалась мне привлекательной. Но сейчас гораздо интереснее жизнь людей, живущих по закону.

(преступление)

Если вдруг я начну готовить, все завершится убийством. Серьезно. Я могу сыграть роль. Приготовить обед – нет.

Ключ к успеху – в желании. А оно постоянно горит во мне.

(успех , желание)

Это правда, я косноязычен. Со мной нужно прожить 50 лет, чтоб начать осознавать, о чем я говорю.

(косноязычие)

Моей главной проблемой было то, что я пытался ехать сразу по двум рельсовым путям. От этого некоторые мои работы пострадали. Мне очень жаль, что я не смог в обоих видах искусства проявить себя с лучших сторон.

Легко обмануть глаз, но трудно обмануть сердце.

(глаза , сердце)

Обожаю оперу. Я даже работал в Карнеги-Холл... билетером.

Тщеславие это мой любимый грех.

(тщеславие)

Никто никогда не просил меня играть Гамлета. Я не думаю, что я имею право на эту честь.

Любой актер хочет он того или нет становится чувственным атлетом. Это этого страдает личная жизнь.

(актер)

Мой меланхолический образ происходит от Корлеоне. Люди полностью отождествляют меня с ним. На улицах Нью-Йорка многие называют меня Майклом. Иногда я думаю, что им и являюсь.

Если б я умел писать, я бы ни стал заниматься ничем другим. Как то я писал письмо даме, в которую был очень влюблен. Это была какая-то пытка! Когда я поглядел на часы – прошло 5 часов! То письмо я так и не отослал.

Американский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист.

Афоризмы и цитаты

  • Ключ к успеху – в желании. А оно постоянно горит во мне.
  • Было время, когда я разносил киоскерам газету под названием «Шоу-бизнес». Никогда не забуду, сколько мне платили: двенадцать долларов. Десятку и две бумажки по доллару. Десятку я тут же разменивал, чтобы у меня было двенадцать однодолларовых купюр. Расплачиваясь в баре, отслюниваешь по доллару от пачки, и со стороны кажется, что денег у тебя уйма.
  • Однажды я зашел перекусить в «Ховард Джонсон» и увидел, как актер, блиставший в том спектакле, разливает кофе за стойкой. Тогда я понял, что все в жизни относительно: сначала он покорил меня своей игрой, а теперь вот стоял за стойкой в «Ховарде Джонсоне» и меня обслуживал.
  • Обожаю оперу. Я даже работал в Карнеги-Холл… билетёром.
  • Шекспир не нуждается ни в одном из нас, он переживёт всех нас - уж поверьте. Это я вам гарантирую.
  • Книги и пьесы помогли мне разобраться в самом себе и в окружающем мире, произошёл какой-то сдвиг, я стал серьёзнее.
  • В детстве я молил бога о велосипеде… потом понял, что бог работает по-другому… я украл велосипед и стал молить бога о прощении.
  • Первое правило - не сдаваться. Второе правило - помнить о первом правиле.
  • Легко обмануть глаз, но трудно обмануть сердце.
  • Мне не нужна красивая жена, за деньги я могу подарить ей любую внешность. Мне не нужна богатая. У меня и так все есть. Мне не нужна ласковая. Почти все женщины становятся таковыми ради моих денег, а тех, кто не становится, я могу завоевать. Мне нужна порядочная жена. Верность и хорошую репутацию мне не купить ни за какие деньги мира.
  • Когда тебе уже за шестьдесят, видишь, что мчишься по какому-то туннелю без обратного билета и начинаешь различать вдали гору, которая и будет твоей последней остановкой. Но пока я не доехал, мне хочется продолжать делать то, что я делаю.
  • Знаете, есть такая пословица: «Тот, кто упорствует в своем безумии, в один прекрасный день окажется мудрецом».

В собрание вошли цитаты Аль Пачино, личные высказывания и и реплики сыгранных киногероев:

  • Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться» Майкл Корлеоне, «Крестный отец»
  • Было время, когда я разносил киоскерам газету под названием «Шоу-бизнес» Никогда не забуду, сколько мне платили: двенадцать долларов. Десятку и две бумажки по доллару. Десятку я тут же разменивал, чтобы у меня было двенадцать однодолларовых купюр. Расплачиваясь в баре, отслюниваешь по доллару от пачки, и со стороны кажется, что денег у тебя уйма.
  • Я американец, прячусь здесь от нашей полиции. Зовут Майклом. Можете донести на меня — заплатят хорошо, только ваша дочка потеряет на этом отца, а могла бы найти мужа. Майкл Корлеоне, «Крестный отец»
  • В танго не бывает ошибок, не то что в жизни. Это очень просто, поэтому танго такой замечательный танец. Ошибаешься — сделай вид что так и надо, и танцуй дальше. Фрэнк Слейд, «Запах женщины»
  • Шекспир не нуждается ни в одном из нас, он переживёт всех нас — уж поверьте. Это я вам гарантирую.
  • Гордость и высокомерие — слуги дьявола. Если ты не сможешь управлять ими, они начнут управлять тобой.
  • Умей из всего извлечь пользу, а потом забыть. Джон Милтон, «Адвокат дьявола»
  • Если бы я умел писать, я бы не стал заниматься ничем другим. Как-то я писал письмо даме, в которую был очень влюблен. Это была какая-то пытка! Когда я поглядел на часы — прошло пять часов! То письмо я так и не отослал.
  • Театр больше похож на настоящую жизнь: свои достижения вы выносите на сцену и показываете в течение двух-трёх часов.
  • Ключ к успеху - в желании. А оно постоянно горит во мне.
  • Определенно, тщеславие - мой самый любимый из грехов. Он так фундаментален, самолюбие - это естественный наркотик. Джон Милтон, «Адвокат дьявола»
  • Когда тебе уже за шестьдесят, видишь, что мчишься по какому-то туннелю без обратного билета и начинаешь различать вдали гору, которая и будет твоей последней остановкой. Но пока я не доехал, мне хочется продолжать делать то, что я делаю.
  • Обожаю оперу. Я даже работал в Карнеги-Холл… билетёром.
  • Мне не нужна красивая жена, за деньги я могу подарить ей любую внешность. Мне не нужна богатая. У меня и так все есть. Мне не нужна ласковая. Почти все женщины становятся таковыми ради моих денег, а тех, кто не становится, я могу завоевать. Мне нужна порядочная жена. Верность и хорошую репутацию мне не купить ни за какие деньги мира.
  • Моя бывшая жена живет в этом доме. Представляешь? Ездим в одном лифте. После встречи с ней пью три рюмки, чтобы успокоиться. Бенни «Левша» Руджеро, «Донни Браско»
  • Можно ли простить врага? Бог простит! Наша задача организовать их встречу. Тони Монтано, «Лицо со шрамом»
  • Не пожимай плечами, я же слепой. Язык тела прибереги для девочек. Фрэнк Слейд, «Запах женщины»
  • Меня часто называют занудой, зазнайкой и мизантропом. Предупреждаю всех: на самом деле я гораздо хуже.
  • Обман люди терпят, но не любят когда им открывают глаза. Виктор Торански, «Симона»
  • Легко обмануть глаз, но трудно обмануть сердце.
  • Однажды я зашел перекусить в «Ховард Джонсон» и увидел, как актер, блиставший в том спектакле, разливает кофе за стойкой. Тогда я понял, что все в жизни относительно: сначала он покорил меня своей игрой, а теперь вот стоял за стойкой в «Ховарде Джонсоне» и меня обслуживал.
  • Книги и пьесы помогли мне разобраться в самом себе и в окружающем мире, произошёл какой-то сдвиг, я стал серьёзнее.
  • Первое правило — не сдаваться. Второе правило — помнить о первом правиле.
  • Знаешь, что такое капитализм? Это когда все тебя имеют! Тони Монтано, «Лицо со шрамом»
  • Знаете, какая разница между игрой на сцене и игрой в кино? Играть — все равно что ходить по канату. На сцене канат натянут высоко-высоко. Брякнешься — так брякнешься по-настоящему. В кино канат лежит на полу.
  • Никому никогда ничего не объясняйте — каждый всё равно поймёт так, как ему выгодно.
  • Правосудие бесплатное, просто судьи нынче дорогие… Артур Керлэнд, «Правосудие для всех»
  • Старые записи ставят только на первом-втором свидании. Надо узнать друг друга поближе. Ты запускаешь старые пластинки, и она сразу понимает: какой ты тонкий и сентиментальный. А с постоянной бабой это все нафиг не нужно. Фрэнк Кэллер, «Море любви»
  • Знаете, есть такая пословица: «Тот, кто упорствует в своем безумии, в один прекрасный день окажется мудрецом.
  • Убивать добротой — это наш секрет. Джон Милтон, «Адвокат дьявола»
  • Деньги неизбежно ведут к вершине. Джон Милтон. «Адвокат дьявола»
  • Хотя я и сыграл повара в картине «Фрэнки и Джонни», однако не требуйте меня чего-нибудь приготовить. Если вдруг я начну готовить, все завершится убийством. Серьезно. Я могу сыграть роль. Приготовить обед - нет.
  • Всё, чему нас научила история - убить можно любого.
  • Это правда, я косноязычен. Со мной нужно прожить 50 лет, чтоб начать осознавать, о чём я говорю.
  • В детстве я молил бога о велосипеде потом понял, что бог работает по-другому я украл велосипед и стал молить бога о прощении.
  • Я говорю, что думаю и делаю, что говорю. «Схватка»
  • Был такой год, когда я безмерно увлекался алкоголем и таблетками. Со всем этим я давно уже завязал, кстати. Но в тот раз сижу я на церемонии и думаю: А я вообще дойду до сцены, если меня наградят? Не уверен.

Темы коллекции: высказывания, фразы, изречения, афоризмы и цитаты Аль Пачино, полное имя Альфредо Джеймс (Аль) Пачино (Alfredo James «Al» Pacino) — известный американский актёр театра и кино, режиссёр, а также сценарист.