Алексей Михайлович Романов (1645-1676)

Алексей Михайлович получил прозвище «Тишайший». В разное время к числу его приближенных относились воспитатель царя боярин Б.И. Морозов , князь Н.И. Одоевский , патриарх Никон , А.Ф. Ордын-Нащокин и А.С. Матвеев , в последние годы отец первой жены царя И.Д. Милославский .

Новый царь был человеком начитанным, отличался крепким здоровьем и веселым нравом, набожностью, был примерным семьянином, любил роскошь и ритуалы. Однако был вспыльчив и «подвижен на гнев», но быстро отходил. Ему нравились пышные выезды, охота. Он даже написал сочинение о правилах соколиной охоты «Урядник сокольничья пути», высоко оцениваемое специалистами и как практическое руководство, и как литературное произведение.

В царствование Алексея Михайловича прекращаются собираться Земский собор (последний раз Собор собирался в 1653 году по вопросу о присоединении Малороссии), снижается значение боярской Думы (из Думы, в которой заседало более 100 человек, Алексей Михайлович выделяет ближнюю Думу из особо доверенных лиц, а решения принимает самостоятельно), более разветвлённой становится система приказов. В промышленности появляются мануфактуры, основанные на разделении труда, применении машин и наемного труда (в основном из крепостных и черносошенных государственных крестьян). Однако доля мануфактур в экономике России была ничтожно малой. В городах постепенно отменяется местное самоуправление и вводится воеводское управление.

В начальные годы царствования Алексея Михайловича активизировалась культурно-религиозная жизнь России. В кон. 40-х гг. при его дворе сложился «Кружок ревнителей благочестия» («боголюбцев») под руководством царского духовника Стефана Внифантьева . Расширилась деятельность Московского Печатного двора, среди изданий которого особо выделяются книги учебного характера. В 1649 г. здесь же были напечатаны и многократно переиздавались «Соборное Уложение», «Уложение судных дел». В 1653 г. издана «Кормчая» - свод церковных правил и постановлений. В 1647 г. опубликовано переводное сочинение - «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» Иоганна Якоби фон Вальхаузена. Членам кружка Внифантьева принадлежит заслуга распространения грамотности и учреждения училищ в России. Алексей Михайлович издал ряд указов с осуждением тех, кто устраивал или участвовал в «бесовских игрищах»: гаданиях, святочных маскарадах, приглашал скоморохов и т.п.

Со второй половины XVII века особо заметна основная тенденция развития России: это попытки власти провести модернизацию страны. Под модернизацией понимают изменения в социально-экономической, политической и духовной сфере жизни общества. Особенностью российской модернизации стало усиление абсолютной монархии и усиление крепостничества. Целью модернизации было военно-техническое и налоговое развитие страны.

В годы правления Алексея Михайловича в России предпринимались попытки строительства первых военных кораблей, началось формирование постоянной армии «нового строя», состоявшей из добровольцев и заложившей основу будущей системы рекрутских наборов.


(Романов)
Годы жизни: 19.03.1629-29.01.1676
Годы правления: 1645-1676
10-й Царь Российский (1645-1676 гг.).

Второй представитель династии Романовых на российском престоле.

Никон активно исправлял богослужебные книги и обряды и стремился привести русскую церковную практику в соответствие с греческой. Царь поддержал эти начинания, т.к. усиление централизации церковного управления соответствовало интересам самодержавия.

Однако Алексей Михайлович и недовольные Никоном церковные деятели собрали Собор 1666 года и сослали его в Ферапонтов монастырь. Однако в то же время утвердили нововведения Никона и предали анафеме тех, кто отказывался принимать их. С этого Собора началось деление русской православной церкви на старообрядческую и господствующую (никонианскую).


.

Время царствования Алексея Михайловича Тишайшего характеризуется усилением феодальной эксплуатации и ростом финансового гнета. Такая политика вызвала ряд городских восстаний: в 1648 году - в Москве , Соли Вычегородской, Томске, Устюге Великом, в 1650 году - в Новгороде и Пскове. На созванном Земском соборе в 1649 г. приняли новое Уложение, которое удовлетворило основные требования дворян (о бессрочном сыске беглых крестьян и др.). Народ ответил антифеодальной борьбой, принявшей широкие размеры (Московское восстание 1662 года, Крестьянская война под предводительством Степана Разина, 1670-1671 годы).

В экономической области были приняты Таможенный (1653 г.) и Новоторговый (1667 г.) уставы, способствовавшие развитию внешней и внутренней торговли.

Наиболее крупным успехом Алексея Михайловича во внешней политике было воссоединение Украины с Россией (1654 г.) и возвращение части исконно русских земель - Смоленска, Северской земли со Стародубом и Черниговом (1667 г.). Продолжалось продвижение в Сибирь, где были основаны новые города: Нерчинск (1658г.), Иркутск (1659 г.), Селенгинск (1666г.).

При Алексее Михайловиче Тишайшем произошло складывание в России феодально-абсолютистского (самодержавного) государства.

Основаны новые центральные учреждения, изданы приказы: Хлебный (1663 г.), Рейтарский (1651 г.), Счётных дел (1657 г.), Малороссийский (1649 г.), Литовский (1656-1667 гг.), Монастырский (1648-1677 гг.).

В финансовом отношении совершено несколько преобразований: в 1646 г. и следующих совершена перепись дворов с их совершеннолетним и несовершеннолетним населением мужского пола, произошла неудачная попытка введения новой соляной пошлины.

Просчеты в финансовой политике (выпуск медных денег, которые были приравнены к серебряным, что обесценило рубль) вызвали недовольство народа, переросшее в 1662 г. в «Медный бунт». Бунт был однако подавлен стрельцами, а медные деньги – отменены.

Именно в годы правления Алексея Михайловича Россия стала считаться истинно православным царством, куда из других земель свозились православные церковные реликвии, спасенные от мусульман.

Самодержавный русский царь Алексей Михайлович , судя по его письмам, отзывам иностранцев обладал замечательно мягким, добродушным характером, умел отзываться на чужое горе и радость. Он много читал, писал письма, составил первое в русской истории руководство для охотников «Уложение сокольничья пути», пробовал писать воспоминания о польской войне, упражнялся в версификации.

При нем во дворце был создан театр. Алексей Михайлович Тишайший со своим семейством часто присутствовал на многочасовых представлениях.

Алексей Михайлович умер 30 января 1676 года в возрасте 47 лет. По завещательным документам еще в 1674 году наследником престола стал его старший сын Федор. Своим сыновьям царь Алексей Михайлович передал в наследство мощную державу, признанную за рубежом. Одному из его сыновей – Петру I Великому – удалось продолжить дело своего отца, завершив формирование абсолютной монархии и создание великой Российской империи.

Алексей Михайлович был отцом 16 детей от 2-х браков.

1). Мария Ильинична Милославская (13 детей):

2). Наталья Кирилловна Нарышкина (3 детей):

От брака с Евдокией Лукьяновной Стрешневой. Алексей Михайлович с юных лет под руководством "дядьки" боярина Б.И. Морозова готовился к государственной деятельности. В начальные годы правления Алексея Михайловича Морозов стал первым лицом при его дворе.

Главной заботой нового правительства стало пополнение государственной казны. С этой целью в 1646 г. царским указом была повышена пошлина на соль. Из-за резкого вздорожания соли население отказывалось ее покупать, доходы казны упали. В 1647 г. соляной налог был отменен. Одновременно с податного населения стали взыскивать недоимки по налогам за два предыдущих года. В 1648 г. массовое недовольство посадских людей в Москве привело к "Соляному бунту". Алексей Михайлович вынужден был пойти на уступки. Морозов сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Его место при дворе заняли боярин Н.И. Романов и князь Я.К. Черкасский. Позже Алексей Михайлович приблизил талантливых государственных деятелей - Н.И. Одоевского, А.Л. Ордина-Нащокина, А.С. Матвеева.

В сентябре 1648 г., после замирения волнений, царь созвал Земский собор, который принял Соборное Уложение 1649 г., почти на два столетия ставшее основным законодательным актом Российского государства. В 1650 г. царь вновь обратился за поддержкой к Земскому собору в связи с восстаниями в Пскове ("Псковская гиль") и Новгороде.

В 1649-1652 гг. проведено так называемое посадское строение - белые слободы (освобожденные от налогов частные владения) в городах отписаны "на государя", а их жители наравне с черными (государственными) слободами стали платить подати в казну. Алексей Михайлович предпринял ряд мер по защите русских торговых людей от конкуренции со стороны иностранных купцов. В 1649 г. был издан указ о выдворении из России английских купцов. Указ мотивировал эту меру следующими доводами: русские купцы из-за англичан "обедняли", а последние "обогатели"; кроме того, англичане "всею землею учинили большое злое дело, государя своего Карлуса короля убили до смерти ". Решение Алексея Михайловича осталось неизменным даже после личного вмешательства сына казненного в ходе Английской революции короля Карла I - будущего короля Карла II: "И за таких злодеев и изменников и государю своему убойцов и говорити бы не годилось. А достойны они за свои злые дела казни, а не милости. А на Московском государстве по-прежнему таким злодеям быти непристойно ". Алексей Михайлович содействовал принятию Таможенного (1653 г.) и Новоторгового (1667 г.) уставов, поощрявших развитие внутренней и внешней торговли.

В начальные годы царствования Алексея Михайловича активизировалась культурно-религиозная жизнь России. В кон. 40-х гг. 17 в. при его дворе сложился "Кружок ревнителей благочестия" ("боголюбцев") под руководством царского духовника Стефана Внифантьева. Расширилась деятельность Московского Печатного двора, среди изданий которого особо выделяются книги учебного характера. В 1649г. здесь же были напечатаны и многократно переиздавались "Соборное Уложение", "Уложение судных дел". В 1653 г. издана "Кормчая" - свод церковных правил и постановлений. В 1647 г. опубликовано переводное сочинение - "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей" Иоганна Якоби фон Вальхаузена. Членам кружка Внифантьева принадлежит заслуга распространения грамотности и учреждения училищ в России. Алексей Михайлович издал ряд указов с осуждением тех, кто устраивал или участвовал в "бесовских игрищах": гаданиях, святочных маскарадах, приглашал скоморохов и т.п.

Алексей Михайлович оказывал покровительство ревнителям православной веры, выступавшим за перемены в церковном обиходе. Новшеством в практике богослужений стали проповеди, с которыми священники обращались к прихожанам. Царь поддержал реформы нового патриарха Никона, считая объединение церковных обрядов русской и греческой церквей необходимой предпосылкой для роста международного авторитета Российского государства. Однако вскоре из-за притязаний Никона на верховную власть в государстве Алексей Михайлович разорвал отношения с ним и на церковном соборе в 1666 г. выступил одним из главных обвинителей патриарха. В царствование Алексея Михайловича произошел раскол Русской православной церкви. Противники церковной реформы - "староверы" не раз "бунтовали народ" против царя и патриарха. Оплотом старообрядцев стал Соловецкий монастырь. С 1668 по 1676 гг. царские воеводы не могли привести монахов к покорности. Завершилось "Соловецкое сидение" уже после смерти царя.

В кон. 40 - нач. 50-х гг. XVII в. продолжалось строительство оборонительных укреплений на южных рубежах страны. Сооружена Белгородская засечная черта, протянувшаяся почти на 500 верст; в восточном направлении прошла Тамбовская, по побережью Камы - Закамская черта. В отношении Крымского ханства Москва стремилась достигнуть мирного течения дел; хану и крымской знати посылались ежегодные "поминки" - щедрые дары деньгами и мехами.

В 1654 г. к России была присоединена Левобережная Украина. В результате русско-польской войны 1654-1667 гг. возвращены Смоленск и Северская земля с Черниговом и Стародубом. Русско-шведская война 1656-1658 гг., предпринятая с целью добиться выхода к Балтийскому морю, окончилась заключением выгодного для России Валиесарского перемирия, однако позже, под влиянием неудач в русско-польской войне, его условия были пересмотрены при подписании Кардисского мира 1661 г.

Длительные войны требовали напряжения всех финансовых возможностей государства. В интересах служилых людей происходило дальнейшее расширение крепостного права. Правительство взимало чрезвычайные налоги с торговых и посадских людей: "пятую деньгу", "десятую деньгу" (соответственно 20 и 10 % от стоимости имущества), брало крупные займы у монастырей. В 1654 г. правительство ввело в обращение медные деньги, которые должны были обращаться наравне с серебряными. Однако через несколько лет ускоренный выпуск медных денег привел к их обесцениванию. Критическая ситуация в стране, одним из проявлений которой стал "Медный бунт" 1662 г. в Москве, вынудила власти пойти на отмену медных денег. В 1670-1671 гг. царское войско подавило восстание Степана Разина, охватившее южные и часть центральных районов России.

Происходило дальнейшее освоение Сибири. В 1648 г. казак Семен Дежнев открыл пролив, отделяющий Евразию от Северной Америки (ныне Берингов пролив). В кон. 40 - нач. 50-х гг. XVII в. землепроходцы Василий Поярков и Ерофей Хабаров совершили походы на р. Амур и привели в русское подданство население этого края. В 1655 г. подданными русского царя признали себя калмыки. Русские посольства направлялись к ханам Хивы и Бухары, а также в Китай. По распоряжению Алексея Михайловича велся сбор сведений об Индии и путях в эту страну.

Алексей Михайлович активно привлекал на службу иностранцев, главным образом военных специалистов, лекарей, мануфактуристов. В русском войске резко возросло значение "полков иноземного строя". В 1669 г. в с. Дединово на Оке был построен трехмачтовый корабль "Орел" и несколько мелких судов. Для флотилии был составлен первый русский Морской устав.

К концу правления царь все реже обращался к совету "всей земли". Деятельность Земских соборов постепенно угасала. Значительно усилилась личная власть государя, расширилась компетенция центральных органов власти, возросло влияние приказной бюрократии. В 1654 г. по указу Алексея Михайловича создан "Приказ его великого государя тайных дел", куда сходились все нити управления государством, он надзирал за всеми гражданскими и военными делами, находившимися в ведении других государственных учреждений. В 1672 г. в Записном приказе составлен историко-родословный труд о династии Романовых, призванный показать ее преемственность династии Рюриковичей: богато иллюстрированный "Титулярник" включал портретную галерею русских государей, рисунки гербов городов и областей, а также изображения иностранных монархов.

При дворе Алексея Михайловича работали выдающиеся ученые-просветители Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, иконописец Симон Ушаков и др. Приверженец западноевропейских новшеств, Алексей Михайлович завел в Москве и подмосковных царских селах сады и "огороды", в том числе для нужд Аптекарского приказа. В с. Преображенское была построена "комедиальная храмина", где в 1672 г. состоялось первое театральное представление. Отстроено и украшено с. Измайлово. В 1669 г. возведен грандиозный деревянный дворец в с. Коломенское, прозванный современниками "восьмым чудом света". В Москве сооружен каменный Посольский двор, а также новый Аптекарский двор, где по царскому указу кормили нищих и странников.

Алексей Михайлович оставил обширное литературное наследие: письма, мемуары, стихи и прозу ("Послание на Соловки", "Повесть о преставлении патриарха Иосифа", неоконченные записки о русско-польской войне). Неофициально Алексей Михайлович именовался Тишайшим.

От первого брака Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской, родились сыновья - будущие цари Федор Алексеевич и Иван V - и дочь Софья Алексеевна (будущая правительница); от второго брака, с Натальей Кирилловной Нарышкиной, - будущий царь Петр I .

29.01.1676 (11.02). – Скончался Царь Алексей Михайлович

"Тишайший Царь"

Алексей Михайлович Романов (19.03.1629–29.01.1676), русский Царь с 1645, сын и царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой. В первые годы царствования государством фактически управлял его воспитатель ("дядька") боярин Б.И. Морозов. С начала 1650-х гг. молодой Царь берет управление в свои руки. Созданный им Приказ тайных дел (1654–1676) подчинялся непосредственно Царю и осуществлял контроль над государственным управлением. Царь сам читал челобитные и другие документы, писал или редактировал многие важные указы и первым из русских Царей стал собственноручно подписывать их, непосредственно участвовал во многих военных походах (под , Вильно, Ригу), руководил внешнеполитическими переговорами. Дошедшие до нас письма Алексея Михайловича свидетельствуют о его высокой образованности, литературном таланте, чистоте души. Поскольку в то время шли постоянные войны и смуты, царствование Алексея Михайловича было очень трудным.

При всех многих положительных сторонах царствования Алексея Михайловича именно при нем случилась страшная трагедия: , а потому суждения о его царствовании можно встретить разные. Из положительных приведем оценку ему, данную митрополитом Иоанном (Снычевым):

Традиционная точка зрения современной исторической "науки" предполагает, что в XVII в. Московская Русь как общественный, государственный, культурный, политический и военный организм совершенно изжила себя, и лишь воцарение , Царя-реформатора, вдохнуло в страну новую жизнь. О Петре I речь особая, что же касается Московской Руси, то деятельность Алексея Михайловича блестяще опровергает этот убогий вывод.

Симпатии историков к Петру и их неприязнь к Руси допетровской объясняются психологически просто: человек всегда приветствует то, что ему понятно, близко, и отвергает, недолюбливает то, чего понять он не в состоянии. Это даже не вина, а достойная всяческой жалости беда современного массового сознания.

Именно Алексей Михайлович , отторгнутые от нее враждебными соседями в лютую годину татарского нашествия. Именно он ведет с Польшей – давним и непримиримым врагом Руси – необыкновенно трудную войну и оканчивает ее блестящей победой. Именно он, получив в наследство страну бедную, еще слабую силами и средствами после недавней , но уже стоящую пред лицом множества государственных и общественных задач – начинает эпоху реформ, причем реформ неторопливых и продуманных, захвативших область юридическую и экономическую, военную и религиозную.

Одно лишь знаменитое Алексея Михайловича, именуемое иначе "Свод всех законов", могло бы, по словам исследователя XX в., «составить славу целого царствования»...

Было окончательно утверждено дело исправления богослужебных книг [которое незаслуженно отождествлено с главною причиною церковного раскола. – Ред "РИ". ], принят Новоторговый устав, издана Кормчая книга, не говоря уж о массе частных законоположений, призванных упорядочить русскую жизнь. Во внешней политике стратегическая инициатива после долгих лет застоя снова перешла к Москве. и Польша окончательно утратили наступательный порыв, отступив в отношениях с Русью на роль стороны обороняющейся, без надежды на победу.

Сказанного достаточно, чтобы объяснить необходимость повнимательнее присмотреться к личности самого Царя, которого историки признают человеком, воплотившим в себе наиболее характерные черты государственного, религиозного и бытового міровоззрения своих современников. Россияне искренне любили своего монарха. Самая наружность Государя располагала в его пользу: в живых голубых глазах светилась искренняя доброта, лицо было полно и румяно, ободряя и обнадеживая собеседника выражением добродушной приветливости, не мешавшей, впрочем, серьезности и важности, приличествующей Августейшей особе. Полная фигура Царя сохраняла осанку величавую и чинную, подчеркивая сознание Алексеем Михайловичем важности и святости сана, возложенного на него Самим Господом Богом.

Редкие душевные достоинства Царя пленяли даже иностранцев. Их отзывы говорят о том, что «Царь одарен необыкновенными талантами, имеет прекрасные качества и украшен редкими добродетелями, он покорил себе сердца всех своих подданных, которые столько же любят его, сколько и благоговеют перед ним». При своей неограниченной власти, отмечают они, «Царь Алексей не посягнул ни на чье имущество, ни на чью честь, ни на чью жизнь». Он «такой Государь, какого бы желали иметь все христианские народы, но немногие имеют».

В домашней жизни он (как, впрочем, и его державные предшественники) являл собой образец умеренности и простоты. Три, много если четыре, комнаты рядом, одна возле другой, служили для него весьма достаточным помещением. Были они не особенно обширны, своим простором равняясь обычной крестьянской избе (три сажени в длину и столько же в ширину). Внутреннее убранство покоев тоже немногим отличалось от крестьянского: те же лавки вдоль стен, та же утварь, и лишь кресло для самого Государя – роскошь невиданная – выдавало с первого взгляда комнату Царя.

Знаменитый исследователь старинного русского быта , опубликовавший в начале века обстоятельное многотомное исследование "Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях", так описывает распорядок дня Алексея Михайловича:

«Государь вставал обыкновенно часа в четыре утра. Постельничий, при пособии спальников и стряпчих, подавал Государю платье и одевал его. Умывшись, Государь тотчас выходил в Крестовую палату, где его ожидали духовник или крестовый поп и крестовые дьяки. Духовник или крестовый священник благословлял Государя крестом, возлагая его на чело и ланиты, причем Государь прикладывался ко кресту и потом начинал утреннюю молитву; в то же время один из крестовых дьяков поставлял перед иконостасом на налое образ святого, память которого праздновалась в тот день. По совершении молитвы, которая продолжалась около четверти часа, государь прикладывался к этой иконе, а духовник окроплял его святою водою...

После моленья крестовый дьяк читал духовное слово – поучение из особого сборника "слов", распределенных для чтения в каждый день на весь год... Окончив крестовую молитву, Государь, если почивал особо, посылал ближнего человека к Царице в хоромы спросить о ее здоровье, как почивала? Потом сам выходил здороваться с нею в переднюю или столовую. После того они вместе слушали в одной из верховых церквей заутреню, а иногда и раннюю обедню.

Между тем, с утра же рано собирались во дворец все бояре, думные и ближние люди – "челом ударить Государю" и присутствовать в Царской Думе. Поздоровавшись с боярами, поговорив о делах, Государь в сопровождении всего собравшегося боярства шествовал, в часу девятом, к поздней обедне в одну из придворных церквей. Если же тот день был праздничный, то выход делался в храм или монастырь, сооруженный в память празднуемого святого. В общие церковные праздники и торжества Государь всегда присутствовал при всех обрядах и церемониях. Поэтому и выходы в таких случаях были гораздо торжественнее.

Обедня продолжалась часа два. Едва ли кто был так привержен к богомолью и к исполнению всех церковных обрядов, служб, молитв, как Цари. Один иностранец рассказывает о Царе Алексее Михайловиче, что он в пост стоял в церкви часов по пяти или шести сряду, клал иногда по тысяче земных поклонов, а в большие праздники по полуторы тысячи.

После обедни, в комнате в обыкновенные дни Государь слушал доклады, челобитные и вообще занимался текущими делами. Заседание и слушание дел в комнате оканчивалось около двенадцати часов утра. Бояре, ударив челом Государю, разъезжались по домам, а Государь шел к столовому кушанию, к которому иногда приглашал некоторых из бояр, самых уважаемых и близких.

После обеда Государь ложился спать и обыкновенно почивал до вечерни часа три. В вечерню снова собирались во дворец бояре и прочие чины, в сопровождении которых Царь выходил в верховую церковь к вечерне. После вечерни иногда тоже случались дела и собиралась Дума. Но обыкновенно все время после вечерни до ужина Государь проводил уже в семействе или с самыми близкими людьми. Во время этого отдыха любимейшим занятием Государя было чтение церковных книг, в особенности церковных историй, поучений, житий святых и тому подобных сказаний, а также и летописей. Оканчивая день после вечернего кушания, Государь снова шел в Крестовую и точно так же, как и утром, молился около четверти часа».

Подумайте, каким внутренним умиротворением, каким ясным и покойным сознанием смысла своего существования, пониманием своего долга нужно обладать для того, чтобы жить в таком одновременно неспешном и сурово-аскетическом ритме. Сколь глубокое религиозное чувство надо иметь, чтобы из года в год, из поколения в поколение поддерживать этот уклад, зримо являя собой народу пример благочестия и чинности, трудолюбия и сердечной набожности. Вера, являемая жизнью, вера опытная, неложная, глубокая – такова первооснова этого бытия. Так жила Россия, так жил и Русский Царь, соединяясь со своим народом связью самой глубинной и прочной из всех возможных...

Подобно государевым покоям, немногим отличался от крестьянского и царский стол. Блюда самые простые: ржаной хлеб, немного вина, овсяная брага, а иногда только коричная вода – украшали трапезу Алексея Михайловича. Но и этот стол никакого сравнения не имел с тем, который Государь держал во время постов. Великим постом, например, Царь обедал лишь три раза в неделю: в четверг, субботу и воскресенье, а в остальные дни довольствовался куском черного хлеба с солью, соленым грибом или огурцом. Рыбу Государь за время поста вкушал лишь дважды, строго соблюдая все семь постных седмиц. «В Великий и Успеньев посты готовятся ествы: капуста сырая и гретая, грузди, рыжики соленые – сырые и гретые, и ягодные ествы, без масла – кроме Благовещеньева дня, и ест Царь в те посты, в неделю [т.е. в воскресенье. – Прим. авт. ], во вторник, в четверг, в субботу по одиножды в день, а пьет квас, а в понедельник, и в среду, и в пятницу во все посты не ест и не пьет ничего, разве для своих и царицыных, и царевичевых, и царевниных именин», – сказывает современник Алексея Михайловича.

Государь имел ясное и твердое понятие о божественном происхождении царской власти и ее богоустановленном чине. «Бог благословил и предал нам, Государю, править и рассуждать люди Своя на востоке и на западе, на севере и на юге вправду», – сказал он как-то князю Ромодановскому. В одном из писем советникам Царь писал: «А мы, великий Государь, ежедневно просим у Создателя, чтобы Господь Бог даровал нам, великому Государю, и вам, боярам, с нами единодушно люди Его разсудити вправду, всем равно».

Понимание промыслительности бытия рождало в Алексее Михайловиче міровоззрение чинное и светлое, неспешное и внимательное к мелочам. «Хоть и мала вещь, – говаривал Царь, – а будет по чину честна, мерна, стройна, благочинна, – никтоже зазрит, никтоже похулит, всякий похвалит, всякий прославит и удивится, что и малой вещи честь и чин и образец положены по мере. Без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится; безстройство же теряет дело и возставляет безделье». Как не пожалеть, что нынешнее безблагодатное воззрение на мір лишило нас способности чувствовать сердцем ту великую вселенскую упорядоченность, ту стройную чинность и чистую гармонию бытия, которой так дивился Тишайший Царь, которая возводит верующего человека к созерцаниям светлым и тихим, возвышенным и умиротворенным.

Вера, возносящая человека над суетой и смутой мірских передряг, и в скорби делала Государя добрым утешителем и разумным советчиком. У князя Одоевского внезапно умер сын Михаил – в самом расцвете сил. Отец в то время был по делам в Казани. Царь сам, особым письмом известил его о горькой потере, присовокупив утешения, свидетельствующие о своей высокой духовной настроенности. Описав благочестивую кончину князя, который после причастия «как есть уснул; отнюдь рыдания не было, ни терзания», Алексей Михайлович присовокупил: «Радуйся и веселися, что Бог совсем свершил, изволил взять с милостию Своею; и ты принимай с радостию сию печаль, а не в кручину себе и не в оскорбление... Нельзя, чтоб не поскорбеть и не прослезиться, – прослезиться надобно, да в меру, чтоб Бога наипаче не прогневать!»

Были у Царя, как и у всякого человека, свои слабости. Хоть он и получил от современников прозвание Тишайшего, но бывал по временам весьма резок и вспыльчив. Осерчав на кого-нибудь, давал, случалось, царь волю и языку – награждая провинившегося нелестными эпитетами, и рукам – оделяя чувствительными тумаками. Впрочем, гнев царский был мимолетен и отходчив – частенько после вспышки Алексей Михайлович осыпал "пострадавшего" милостями, сам просил мира и слал богатые подарки, всемерно стараясь загладить размолвку. При всем своем природном уме и богатой начитанности Царь не любил споров, в отношениях с приближенными бывал податлив и слаб. Пользуясь его добротою, окружающие бояре своевольничали, порой забирая власть над тихим Государем. В этом, пожалуй, кроется и разгадка драматических взаимоотношений царя с . Государь не нашел в себе сил противиться боярскому нажиму, а Никон не счел возможным подстраиваться под интересы знати, жертвуя – хотя бы и на время – законными интересами Церкви.

Митрополит Иоанн(Снычев)

Можно лишь сожалеть, что именно в царствование Тишайшего Царя, при выдающемся предстоятеле Церкви , враждебным силам удалось устроить крупнейшую катастрофу в истории Русской Церкви: , что облегчило затем и антицерковные реформы Петра I. И своя доля вины в этом имелась у Царя Алексея, что отмечают более строгие к нему церковные авторы. Так, писал в "Русской идеологии":

«Уничтожение симфонии властей у нас случилось при Петре I. Оно, в силу закона постепенности, имело раннейшую свою подготовку в царствование Алексея Михайловича, когда произошло нарушение симфонии вместе с появлением "Уложения" в 1649 г. и, в частности, его Монастырскаго Приказа. Этот Приказ был вопиющим вмешательством в церковныя дела, которое проявлялось в суде над духовенством даже по духовным делам, в назначении духовных лиц на должности и в частичной конфискации церковнаго имущества».

Следует отметить, что инициатором такого ограничения церковной власти было боярство, желавшее больше власти себе. Это не могло не вызвать противодействия со стороны Никона, когда он стал Патриархом, а уж разжечь созданные противоречия и довести их до разрыва между Царем и Патриархом – было "делом техники" всевозможных интриганов.

Царь Алексей Михайлович был женат на Марии Ильиничне Милославской (1624–1669), в браке с которой имел 13 детей: Дмитрия (1649–1651), Евдокию (1650–1712), Марфу (1652–1707), Алексея (1654–1670), Анну (1655–1659), Софью (1657–1704), Екатерину (1658–1718), Марию (1660–1723), будущего (1661–1682), Феодосию (1662–1713), Семёна (1665–1669), (1666–1696), Евдокию (1669–1669).
После кончины первой супруги Царь взял в жены Наталью Кирилловну Нарышкину (1651–1694), от которой родил еще троих детей: (1672–1725), Наталью (1673–1716), Феодора (1674–1678).

Вторым царем из династии Романовых на российском престоле стал сын Михаила Федоровича и его второй жены Евдокии Стрешневой – Алексей Михайлович, отец одного из крупнейших в истории России реформаторов Петра Великого. Более чем тридцатилетнее правление Алексея Михайловича было наполнено бурными событиями: многочисленными войнами и мятежами, воссоединением с Украиной и присоединением Сибири, восстанием Степана Разина и расколом в Русской Православной Церкви.

Вторая половина XVII века, на которую пришлось правление Алексея Михайловича, интересна историкам, прежде всего, как т.н. «допетровская» эпоха, подготовительная к крупным политико-экономическим преобразованиям, социокультурным нововведениями заимствованиям с Запада.

Это было время сосуществования двух культурных течений в жизни российского государства, принадлежавшее как «стародумам» – таким, как первые расколоучители, так и новаторам «западникам» – сторонникам просвещения, иностранных заимствований, торговых и дипломатических сношений с Европой. Целое поколение предшественников Петра выросло и прожило среди борьбы старых понятий с новыми веяниями, и вопрос об образовании и заимствованиях с Запада, по общему убеждению историков, определенно родился еще при отце Петра I. В этой связи сама личность царя Алексея Михайловича, его психологический портрет и жизненный уклад неоднократно становились предметом исследований многих известных ученых.

Выдающийся русский историк В.О. Ключевский писал, что Алексей Михайлович «вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила заботливо и тревожно посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от понятий, привычек и верований благочестивой старины».

Царевич Алексей родился 19 (29) марта 1629 года и до пятилетнего возраста рос в тереме московского дворца, окруженный многочисленными «мамками». На шестом году он был передан на попечение «дядьки» – боярина Бориса Ивановича Морозова, под надзором которого прошел полный курс древнерусского обучения: вначале учился по букварю, специально составленному для него патриаршим дьяком по заказу дедушки, Патриарха Филарета; затем перешел к чтению часовника, псалтыри, изучал Деяния апостолов, в семь лет научился писать, а на девятом году с регентом дворцового хора начал разучивать «Октоих» – нотную богослужебную книгу, от которой перешел к изучению «страшного пения», т.е. церковных песнопений страстной седмицы, особенно трудных по своему напеву.

Царевич не был лишен и забав: среди игрушек будущего царя были конь «немецкого дела», детские латы, музыкальные инструменты, санки и салазки, любопытная для того времени новинка – «немецкие печатные листы», т.е. выгравированные в Германии картинки, которые использовались в качестве наглядного учебного материала Борисом Морозовым – одним из первых русских бояр, начавших проявлять интерес к западному просвещению. Вероятно, последний ввел и более смелое новшество в московский государев дворец: одел царевича Алексея и его брата Ивана в немецкое платье.

К 12 годам у царевича уже образовалась собственная маленькая библиотека из 13 томов – преимущественно подарков дедушки, дядек и учителей. Большей частью это были книги Священного Писания и богослужебные, но были среди них и изданные в Литве «Лексикон» и «Грамматика», а также «Космография». В целом образование Алексея Михайловича носило традиционный характер. Однако по окончании обучения он не утратил интереса к книгам и в дальнейшем уже по собственному желанию занимался самообразованием, много и постоянно читал, так что вскоре вошел в ряды тогдашних немногочисленных московских интеллектуалов.

К десяти годам царевич мог бойко прочесть в церкви Часы и не без успеха петь с дьячком на клиросе по крюковым нотам стихиры и каноны; при этом он до мельчайших подробностей изучил чин церковного богослужения, в чем мог поспорить с любым монастырским и даже соборным уставщиком.

На 14-м году жизни царевича торжественно «объявили» народу и боярам. Обряд «объявления» означал, что наследник престола, до того тщательно оберегаемый от чужих взоров и злых умыслов, представал перед придворными и народом как человек, достигший совершеннолетия и получивший право публичного участия в церемониях и государственных делах; это служило и гарантией от самозванства в любых его проявлениях. А в 16 лет, после смерти отца Михаила Федоровича, Алексей Михайлович взошел на российский престол. Едва молодому царю была принесена присяга, за которой должно было последовать венчание на царство, на Алексея обрушился новый удар: немногим пережив своего супруга, скончалась благоверная царица Евдокия Лукьяновна.

Григорий Седов. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем

В начале своего правления осиротевший юный царь находился под сильным влиянием своего бывшего наставника боярина Морозова, который, по сути дела, руководил всей работой государственного аппарата. Впоследствии, когда царь возмужал и из мальчика превратился в человека с определенным и даже оригинальным мировоззрением и сложившимися политическими взглядами, его царствование, по словам современников и общему мнению историков, характеризовалось еще более самодержавным правлением, чем у его отца.

Однако осознание самодержавности своей власти смягчалось набожной кротостью, глубоким смирением царя. «Лучше слезами, усердием и низостью перед Богом промысел чинить, чем силой и славой», – писал он одному из своих воевод. В письме князю Никите Одоевскому в 1652 г. он сообщал: «А мы, великий государь, ежедневно просим у Создателя и у Пречистой Его Богоматери и у всех святых, чтобы Господь Бог даровал нам, великому государю, и вам, боярам, с нами единодушно люди его световы управить вправду всем ровно».

Свое нахождение на престоле России Алексей Михайлович понимал, прежде всего, как ответственность за судьбу царства перед Богом, царское служение для него было сродни суровому святительскому служению.

Стремление укрепить царство и защитить веру, утишить «многи скорби праведных», по его словам, объяснялось не поиском неувядающей славы земного правителя, а необходимым условием для собственного спасения, «широким бо путем вводится душа грешных во врата лютого ада и узким душа праведных во врата в Царство Небесное». «Добиваюсь… чтобы быть не солнцем великим, а хотя бы малым светилом, малою звездою там, а не здесь», – писал царь.

Вскоре после восшествия на престол 17-летний Алексей Михайлович объявил о своем намерении жениться. По обычаю были собраны лучшие невесты, из которых царь выбрал Евфимию Федоровну Всеволожскую, дочь касимовского помещика, по словам современников, красавицу необыкновенную. Однако, когда ее впервые наряжали в царские одежды, то слишком туго затянули волосы, и она упала перед царем в обморок. За то, что «скрыли» болезнь, невесту и ее семью сослали в далекую Тюмень. Царь был крайне опечален, и, спустя некоторое время, не забыв о своей первой невесте, вернул ее из ссылки.

Народная молва объясняла случившееся кознями боярина Морозова, якобы нарочно опорочившего невесту перед государем из боязни, что новая царская родня оттеснит его от власти. Во всяком случае, боярин вскоре устроил женитьбу царя, сумев при этом еще более упрочить свое положение. У его помощника, Ильи Милославского, человека малородовитого, но не лишенного бойкости и способностей, были две красивые дочери. Морозов расхвалил их перед царем и устроил так, чтобы Алексей Михайлович смог их увидеть. 16 января 1648 года царь женился на приглянувшейся ему Марии Ильиничне Милославской. Сам же Морозов, человек по тогдашним понятиям старый, поскольку ему шел 58-й год, взял в жены годившуюся ему во внучки младшую сестру, Анну Милославскую, став, таким образом, царским свояком.

Заключенный по любви брак царя оказался счастливым. За 21 год замужества Мария Милославская родила Алексею Михайловичу 13 детей: пять царевичей и восемь царевен. Правда, царевичи рождались слабенькими и скоро сходили в могилу: первенец Дмитрий не прожил и года; Алексей, с которым были связаны большие надежды, умер, не достигнув 16 лет; Симеон – в 5 лет; ставшие царями Федор и Иван прожили дольше – Федор почти до 22 лет, Иван – до 29. Последний, Иван Алексеевич, соправитель Петра I, кроме телесной слабости, вероятно, страдал и умственной расслабленностью.

В.А. Лейбен. Царская невеста

Дочери Алексея Михайловича, напротив, отличались крепким здоровьем и относительным долголетием, правда, ни одна из них не вышла замуж. Что касается четы Морозовых, то у них, по едкому замечанию придворного врача, англичанина Самюэля Коллинза, бывшего в курсе многих дворцовых сплетен, вместо детей родилась ревность, которая «произвела на свет ременную плеть в палец толщиной».

Если об Алексее Михайловиче в его молодые годы имеются весьма скудные сведения, то о зрелом царе и московском дворе в более поздний период его правления современники оставили многочисленные свидетельства и многословные описания, из которых наибольший интерес для историков, как правило, представляют донесения и воспоминания иностранцев – австрийского посла Августина Мейерберга («Донесение Мейерберга», 1663 г. и «Путешествие в Московию», 1663 г.), секретаря германского императорского посольства Адольфа Лизека («Донесение о посольстве», 1670 г.), английского врача при царском дворе Самюэля Коллинза («О нынешнем состоянии России, 1671г.), курляндского путешественника Якова Рейтенфельса («Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии», 1676 г.). Также обширный материал дает сочинение перебежавшего в Швецию чиновника русского Посольского приказа Григория Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича».

Кроме воспоминаний очевидцев до нас дошла значительная часть литературных сочинений самого царя Алексея – он очень любил писать, его одинаково занимала и польская война, и болезнь придворного, и хозяйство умершего патриарха, и вопрос о том, как петь многолетие в церкви, и садоводство, и мелкие ссоры в его любимом монастыре. Помимо большого числа писем как делового, так и личного характера, он сочинял стихи, составил подробный наказ своим сокольникам «Уложение сокольничья пути», пробовал писать мемуары и, по выражению историка С. Ф. Платонова, «имел даже привычку своеручно поправлять текст и делать прибавки в официальных грамотах, причем не всегда попадал в тон приказного изложения».

Современники описывают царя как человека весьма приятной наружности, пышущего здоровьем, добродушного, веселого нрава и даже склонного к озорству. Внешность государя сразу располагала к себе: в его голубых глазах светилась редкая доброта, взгляд этих глаз никого не пугал, но ободрял и обнадеживал.

Лицо государя, полное и румяное, окаймленное русой бородой, было добродушно, приветливо и в то же время серьезно и важно, а полная фигура всегда сохраняла чинную осанку, которую царю придавало осознание значимости и святости своего сана.

Царь отличался благочестием, ревностно соблюдал все религиозные запреты и предписания, не был склонен к питию, слыл примерным семьянином. Любил охоту, лето почти постоянно проводил в живописном селе Коломенском. Алексей Михайлович ценил красоту в ее старомосковском понимании: постоянно строил и перестраивал свой деревянный дворец в Коломенском, стараясь придать ему совершенный вид, любил торжественную обрядность царских выходов, обедов, богомолья.

Валдайский монастырь. Москва. Конец XVII века

На протяжении всей своей жизни царь Алексей представлял образец набожности и благочестия: с любым иноком мог он поспорить в искусстве молиться и поститься. По сообщению С. Коллинза, в Великий и Успенский пост по воскресеньям, вторникам, четвергам и субботам царь кушал раз вдень, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод – все без масла; по понедельникам, средами пятницам во все посты он не ели не пил ничего.

В церкви он стоял иногда «часов по пяти и по шести сряду, клал по тысяче земных поклонов, а в иные дни и по полторы тысячи». Даже болезнь не всегда могла нарушить строгий порядок.

Ежедневные молитвенные упражнения, суровое постничество, горячее покаяние и неустанный душевный труд составляли значительную часть жизни царя. По мнению В. О.Ключевского, «это был истовый древнерусский богомолец, стройно и цельно соединявший в подвиге душевного спасения труд телесный с напряжением религиозного чувства».

Большинство современников отмечали кротость и милостивость царя, мягкость характера, уважение к человеческому достоинству в подданных. Так, австрийский посол Августин Мейерберг с удивлением писал о том, что этот царь при беспредельной власти своей над народом не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь. Иногда даже считают, что именно личные качества заслужили Алексею Михайловичу прозвание «Тишайшего», хотя в действительности «тишайший»(лат. clementissimus) – это почетный титул латиноязычного происхождения, впоследствии замененный в дипломатии французским«всемилостивейший» (фр. tresgracieux).

Но доброта, веселость и легкость характера и в самом деле отличали второго представителя Романовых на российском престоле. Алексей Михайлович первым начал ослаблять строгость заведенного при московском дворе чопорного этикета, делавшего столь тяжелыми и натянутыми придворные отношения. Он снисходил до шутки с придворными, ездил к ним запросто в гости, приглашал их к себе на вечерние трапезы, интересовался их домашними делами. Умение входить в положение других, понимать и принимать к сердцу их горе и радость было одной из лучших черт в характере царя. В пример этому часто приводятся его утешительные письма к князю Н.И. Одоевскому по случаю смерти сына и к А. Л. Ордину-Нащокину по поводу побега сына за границу.

Сын князя Одоевского, служивший воеводой в Казани, умер от горячки в 1652 году почти на глазах у царя. Царь сообщил об этом в письме старику отцу, подробно рассказывая о неожиданной смерти. Наряду с многочисленными словами утешений, он писал: «И тебе бы, боярину нашему, черезмеру не скорбеть, а нельзя, чтобы не поскорбеть и не поплакать, и поплакать надобно, только в меру, чтобы Бога не прогневить». Письмо завершалось припиской: «Князь Никита Иванович! Не горюй, а уповай на Бога и на нас будь надежен».

В 1660 г. сын видного дипломата и государственного деятеля Афанасия Ордина-Нащокина совершил тяжкое преступление – бежал из России в Польшу, а затем во Францию, прихватив с собой важные государственные документы и деньги. Отец беглеца был страшно сконфужен и убит горем, сам уведомил царя о своем несчастии и просил отставки. В такой ситуации он мог ожидать опалы и даже казни, но Алексей Михайлович прислал ему сочувственное письмо, утешая в постигшем горе: «Просишь ты, чтобы дать тебе отставку; с чего ты взял просить об этом? думаю, что от безмерной печали. И что удивительного в том, что надурил твой сын? от малоумия так поступил. Человек он молодой, захотелось посмотреть на мир Божий и его дела; как птица полетает туда и сюда и, налетавшись, прилетает в свое гнездо, так и сын ваш припомнит свое гнездо и свою духовную привязанность и скоро к вам воротится». Как ни странно, слова царя оказались вещими: «блудный сын» вернулся и покаялся. В 1665 году он получил в Риге царскую грамоту, в которой Алексей Михайлович уведомлял его о разрешении вернуться и о прощении: «Челобитье твое приняв милостиво, прощаем и обнадеживаем целу и без навету быти. Родитель же твой, зря нашу милость, близ нас пребывают». По мнению ряда исследователей, именно эти события вдохновили Симеона Полоцкого на создание одного из памятников древнерусской литературы – «школьную драму» для зарождавшегося театра под названием «Комедия притчи о Блудном сыне», пользовавшуюся особенным успехом.

При всей отзывчивости характера и природного благодушия Алексей Михайлович, тем не менее, отличался также вспыльчивостью, легко терял самообладание, часто давал излишний простор языку и рукам. На всех портретах царя присутствует некая суровость: сведенные брови, взгляд исподлобья. С. Коллинз, сообщая о взыскательности и требовательности государя, пишет, что царь порой гневен и недобр, потому что его окружают доносчики и бояре, «которые направляют ко злу его добрые намерения» и препятствуют ему стать «наряду с добрейшими государями».

В своем гневе Алексей Михайлович был легко отходчив, быстро и искренне переходя от брани к ласке. Даже тогда, когда раздражение государя достигало высшего предела, оно скоро сменялось раскаянием и желанием мира и покоя. Так, на одном из заседаний Боярской думы, вспыхнув от бестактной выходки своего тестя боярина Ивана Милославского, царь изругал его, побил и пинками вытолкал из комнаты. Однако добрые отношения между тестем и зятем от этого не испортились: оба легко забыли происшедшее.

В другой раз царь вспылил, когда один из придворных, Родион Стрешнев, отказался по старости «отворить» себе кровь вместе с царем (государь, почувствовав облегчение от кровопускания, предложил придворным последовать его примеру). Отказ показался Алексею Михайловичу проявлением высокоумия и гордости, за что он, вспылив, ударил старика: «Твоя кровь дороже, что ли, моей? или ты считаешь себя лучше всех?». После же он не знал, как задобрить и утешить почтенного придворного, просил мира и слал ему богатые подарки.

Двор при Алексее Михайловиче обрел невиданное прежде величие. Жизнь царя была подчинена исполнению тщательно продуманной, глубоко символичной обрядовости.

Вставал он рано – в четыре часа утра, молился, с особым тщанием поклоняясь иконе того святого, чья память отмечалась в этот день. Затем шел на церемониальное свидание с царицей. После заутрени занимался государственными делами: «сидел» с боярами. В определенный час вместе с ними шествовал к обедне.

Если на этот день приходился церковный праздник, царская одежда менялась – Алексей Михайлович надевал золóтное платье вместо бархатного. После обедни царь выслушивал доклады бояр и приказных людей. Пополудни дела оставлялись – начинался царский обед, как правило, довольно продолжительный. Отобедав, царь, как всякий русский человек, должен был поспать до вечерни. После ужина он проводил время в кругу семьи и друзей, за игрой в шахматы или слушая рассказы бывалых людей о старине и неведомых странах. Иноземцы также сообщают о склонности царя работать по ночам: «Царь по ночам осматривает протоколы своих дьяков. Он проверяет, какие решения состоялись и на какие челобитные не дано ответа».

Выезд на богомолье

Алексей Михайлович находился в постоянном движении. Многие недели его жизни заполняли бесчисленные перемещения, переезды, походы – чаще всего, не особенно далекие, в подмосковные дворцовые села и охотничьи угодья Коломенское, Хорошево, Остров, Чертаново, Воробьево, Преображенское, Покровское, Измайлово; реже – более отдаленные богомольные походы в монастыри, куда добираться надо было несколько дней. Выезды царя обставлялись с необычайной торжественностью: даже если государь покидал Кремль на несколько часов, чтобы посмотреть на кулачные бои на Москве-реке, составлялся специальный указ, кому на время его отсутствия «государство ведать».

Правление Алексея Михайловича стало временем расцвета придворного и церковного церемониала Московского царства, который приобрел особую монументальность и знаковость. По мнению одного из биографов, Алексей Михайлович, будучи человеком долга и живой веры, смотрел на свое участие в церковных и придворных церемониях как на нечто, предначертанное ему свыше, как на прямое царское служение, не менее важное, чем охрана границ или справедливый суд. Непременный участник главнейших светских и церковных церемоний и праздников, царь придавал им особый блеск и торжественность, вмешивался в их ход, составлял речи, распределял роли и даже занимался их «оформлением». «Обыкновенные» царские выходы к обедне и богомольные выходы в праздничные дни Алексей Михайлович чаще всего совершал пешком. Иногда, в непогоду или зимой, ему подавали карету, сани, на которых он мог вернуться во дворец по окончании церемонии или добраться до места праздника, если тот происходил далеко от дворца. Само облачение царя и число смен платья свидетельствовали о «ранге события». В большинстве случаев именно по описанию светских торжеств и церковных служб с участием Алексея Михайловича историки могут воссоздать церемониал московского двора и предположить,каким он был в ранние времена.

По большим церковным праздникам, в канун царских именин и в поминальные дни случались царские выходы «с государевым жалованьем» к нищим, в богадельни и тюрьмы. Алексей Михайлович собственноручно раздавал деньги узникам и колодникам, а некоторых тут же отпускал на свободу.

Раздача обыкновенно начиналась очень рано: царь подымался за два-три часа до рассвета и в сопровождении нескольких лиц отправлялся с милостыней. Суммы затраченных средств и число «пожалованных милостью» людей при этом достигали очень внушительных цифр. Особенно крупными были раздачи в Великий пост, прежде всего, в Страстную неделю, а также на Пасху, когда отворялись двери острогов и тюрем и сидельцам объявляли: «Христос воскрес и для вас». От царского имени всех одаривали пасхальными яйцами, одеждой и милостынею для разговенья.

Вообще, для Алексея Михайловича, как и для всякого жителя средневековой Руси, Воскресение Христово являлось самым светлым праздником. В навечерие Светлого праздника царя, по воспоминаниям современников, не покидало приподнятое настроение, он был светел, добр и весел. По традиции Алексей Михайлович отправлялся слушать полунощницу в Престольную комнату Теремного дворца. Праздничная пасхальная заутреня завершалась христосованием, царь первым подходил к Патриарху поздравлять и христосоваться. Затем Алексей Михайлович христосовался с архиереями и жаловал к руке священнослужителей низшего ранга, при этом одаривая каждого пасхальными яйцами. Далее к царю строго почину подходили придворные.

Церемонию открывали ближние бояре и заканчивали московские дворяне, все одетые в золотные кафтаны. Алексей Михайлович, сообразуясь со знатностью, чином и личным отношением к каждому, давал куриные, гусиные или даже точеные деревянные яйца в разных количествах. По окончании церемонии царь шел в Архангельский собор и «христосовался с родителями», т.е. кланялся гробам предков и возлагал на гробницы пасхальные яйца. Затем он отправлялся в обход кремлевских соборов и монастырей, прикладывался к иконам и иным святыням, одаривая яйцами и тамошнее духовенство. По возвращении во дворец Алексей Михайлович христосовался с родными.

На Светлой неделе, чаще всего в среду, Алексей Михайлович принимал в Золотой палате Патриарха с властями, которые приходили к нему с приношением. Патриарх благословлял царя образом и золотым крестом, подносил кубки, дорогие материи, соболиные меха. Подарки получали и все члены царского семейства. Те из церковных иерархов, которые не могли участвовать в церемонии, и все крупные монастыри обязательно направляли из своих областей дары – образа святых, пасхальные яйца и т.н. принос – «великоденский мех меда» (мех – это сосуд, типа кожаного мешка. В мехах в старину хранили разные жидкие продукты – прим. автора) и золотые. В эти дни крестным ходом к царю приходило московское белое духовенство и монастырские власти с приносом – хлебом и квасами. С символической данью царю золотыми монетами у Алексея Михайловича появлялись также гости и торговые люди. Вообще, в продолжение пасхальных дней государя посещали сотни людей из разных сословий и чинов. В большинстве случаев они, торопливо кланяясь, прикладывались к руке и получали пасхальный подарок. По подсчетам исследователей, на Пасху одних только крашеных яиц для раздачи царю требовалось до 37 тысяч.

Важным праздником для русских подданных были царские именины. В этот день все работы были запрещены, торговые ряды замкнуты, а в церквях не играли свадеб и не отпевали покойников.

Современники оставили несколько описаний именин Алексея Михайловича. В день царских именин отмечался и праздник св. прав. Алексия, поэтому утро царя начиналось с поездки в Алексеевский девичий монастырь, где он с придворными и высшим духовенством присутствовал на праздничной Литургии. Выезд отличался богатством нарядов и многочисленностью участников. Алексей Михайлович ехал в высокой черной лисьей шапке и в кафтане, украшенном драгоценными камнями.

Просители в великом множестве протягивали царю челобитные, которые, «если он прикажет», принимали придворные. По возвращении во дворец царь угощал близких именинным пирогом. Поскольку это были дни Великого поста, именинный стол устраивался довольно редко. В знак особого уважения Алексей Михайлович иногда отправлялся с именинным пирогом к Патриарху. Боярам, придворными иностранным гостям именинные пироги раздавались в столовой или в передней Теремного дворца.

Частью придворного церемониала являлись и выезды царя на охоту – красочное и завораживающее действие. Алексей Михайлович был заядлым охотником, особенно любил соколиную охоту, на которую готов был отправляться на любое время. Царь овладел охотничьим ремеслом до тонкостей, с одного взгляда угадывал качество птицы, хорошо знал своих кречетников, сокольников и ястребников. Царский соколиный двор в селе Семеновском производил впечатление даже на иностранцев: одних сокольников насчитывалось около ста человек, число птиц превышало три тысячи. Здесь были соколы, кречеты, челиги, копчики, ястребы и, по всей видимости, даже орлы. В кречатне имелись экзотические красные и белые ястребы. Кроме хищных птиц, на дворе жили лебеди, гуси, журавли, цапли. В Семеновском же Алексей Михайлович расположил самый большой из своих зверинцев. Здесь было много медведей и прирученных, и диких, которых держали для боев, травли и иных увеселений.

Еще одним сильным увлечением царя было занятие хозяйством. Местом для его хозяйственных опытов служило подмосковное владение в селе Измайлово, где Алексей Михайлович завел образцовые поля и сады и выращивал виноград, арбузы и даже тутовые деревья. Кроме полеводства и садоводства царь завел в Измайлове обширное огородничество, скотные, птичьи, пасечные дворы. В хозяйственный комплекс входили разнообразные постройки, каменные риги для хранения урожая, семь мукомольных мельниц. Для постоянного напора воды была создана система из 37прудов. В довершение ко всему работали льняной и стеклянный заводы, а продукция последнего шла даже на продажу.

Увлечения Алексея Михайловича не исчерпывались охотой и интересом к хозяйствованию. Царь равно получал удовольствие и от чтения, и от шахмат, и даже от грубоватой и незамысловатой придворной потехи. Он очень любил слушать церковные песнопения, сам писал тексты распевов. Общая численность царского хора, куда было чрезвычайно трудно попасть, достигала 180 человек. При дворе звучал и орган.

В 1671 году овдовевший Алексей Михайлович женился во второй раз – на 19-летней Наталье Кирилловне Нарышкиной, воспитывавшейся в доме царского приближенного боярина Артамона Матвеева, где, как считается, ее и увидел царь. От этого брака родились две дочери и сын, в живых остались двое: будущий царь Петр I и дочь Наталья. Под влиянием своей второй жены и боярина Матвеева царь разрешил завести при дворе новинку – «комедийную хоромину». Так произошло рождение русского театра. Выстроенная театральная сцена представляла собой полукружие с декорациями, занавесом и оркестром, состоявшим из органа, труб, барабана, флейт, скрипки и литавр. Представление шло обычно несколько часов. Царь сидел на возвышении, его место было обито красным сукном. В духе азиатских обычаев молодая царица Наталья Кирилловна смотрела спектакль сквозь решетку закрытой от посторонних глаз галереи.

Таким образом, несмотря на доминирование в жизни второго царя из Дома Романовых старорусских традиций и векового церемониала, он все же жил в такое время, когда российское общество неотступно сближалось с европейской культурой. Вопрос о том, что, как и в какой мере следует заимствовать на Западе, и надо ли заимствовать вообще, приобретал характер общенациональной проблемы.

При таких обстоятельствах нежелание Алексея Михайловича делать однозначный выбор между стариной и новшествами, резко порвать с первой или категорически отказаться от последних, ставилось ему в вину последующими поколениями историков и вызывало обвинения в пассивности характера, недостатке таланта государственного деятеля, неспособности встать во главе реформаторского движения.

С другой стороны, неоспоримым является тот факт, что царь Алексей существенно способствовал успеху преобразовательного движения, дав возможность первым реформаторам почувствовать себя свободно, проявить свои силы, и открыл просторную дорогу для их деятельности.

По выражению В. О. Ключевского, Алексей Михайлович своими часто беспорядочными и непоследовательными порывами к новому и своим уменьем все сглаживать и улаживать «приручил пугливую русскую мысль к влияниям, шедшим с чужой стороны» и создал преобразовательное настроение.

Литература

Андреев И. Л. Алексей Михайлович. М., 2003.
Витсен Н. Путешествие в Московию 1664–1665. Дневник. СПб., 1996.
Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Т. I. Ч. II. М., 2000.
Забелин И. Е. Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1856.
Заозерский А. И. Царская вотчина XVII века. М., 1937.
Иловайский Д. И. История России. Сочинения. Алексей Михайлович и его ближайшие преемники. М., 1905. Т. 5.
Ключевский В. О. Сочинение в девяти томах. Курс русской истории. Ч. 3. М., 1988.
Коллинс С. Нынешнее состояние России // Утверждение династии. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII–XX вв. М., 1997.
Костомаров Н. Русские инородцы. М., 1996.
Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1906.
Мейерберг А. Путешествие в Московию // Утверждение династии. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII–XX вв. М., 1997.
Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. М., 1994.
Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Москву в XVII веке. СПб., 1898.
Платонов С. Ф. Царь Алексей Михайлович (Опыт характеристики) // Исторический вестник, 1886. Т. 24. № 5.
Преображенский А. А. Алексей Михайлович // Преображенский А. А., Морозова Л. Е., Демидова Н. Ф. Первые Романовы на Российском престоле. М., 2000.
Пресняков А. Е. Царь Алексей Михайлович // Российские самодержцы. М., 1990.
Рейтенфельс, Яков. Сказания герцогу Тосканскому о Московии // Утверждение династии. История России и дома Романовых в мемуарах современников
XVII–XX вв. М., 1997.
Сказание Адольфа Лизека о посольстве от императора Римского Леопольда к великому царю Московскому Алексею Михайловичу в 1675 году. СПб., 1837.
Соловьев С. М. Сочинения. М., 1991. Кн. VI.
Талина Г. В. Царь Алексей Михайлович: личность, мыслитель, государственный деятель. М., 1996.
Царь Алексей Михайлович. Сочинения // Московия и Европа. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII–XX вв. М., 2000.