Наверное, у каждой второй девушки, побывавшей в жарких странах, однажды случился роман с арабом.
Хорошо это или плохо, судить не берусь, но те, кто плавал, меня поймут.
Некоторые девушки из этого плаванья вернулись с разбитым сердцем, другие же поймали свою жарптицу, адаптировались к чужой культуре, нашли компромиссы и стали жить-поживать со своим ненаглядным в тридесятом арабском королевстве.
Заранее извиняюсь за свой местами ненормативный и несколько грубый подход к данному предмету. Я бы всех арабов разделила на две категории.
Во первых, на категорию дешевых курортных лимитчиков из шармальшейхов, хургад и кемеров (извините, турки тоже попали под раздачу): аниматоров, рестораторов, хотельеров, продавцов вонючих арабских парфюмов. Давайте не оставим без внимания либанашек из Бейрута и окрестных жнубов (деревень), голубоглазых сирийцев, нищих иорданцев и палестинцев с разрешениями на передвижение, вместо паспортов, и, конечно же, египтосов – кулю тамаам!
Отучившись в местных колледжах, они свалили из своих каиров и триполи покорять более развитые арабские страны, где благополучно нашли работу продавцов в торговых центрах, или менеджеров среднего звена в арабских компаниях. Обзавелись многочисленными друзьями, исключительно из своих стран, и регулярно выезжают на сафари большим египетским шоблом, прихватив с собой кальян и маринованную кафту.
Подобным образом обустроились и либанашки, которые представляют высокую моду , в качестве продавцов из зары и старших по отделу в массимо дути. Эти, регулярно залазят в долги, покупая машины и модные тряпки, потому что для ливанца нет ничего важнее нагеленной прически и осознания собственной крутости. Они умеют себя подать, что с точностью геометрической прогрессии поднимает их рейтинг в глазах белокурых иностранок. После приобретения всего вышеперечисленного, денег на жизнь уже не остается, поэтому они в основном снимают квартиру вскладчину, сложившись с соседями по жнубу. В мечеть они ходят редко и в основном тусят в модных клубах, типа Кавалли, всю ночь с одним дринком в руках, (напиваются еще до выхода, мешая водку с ред булом у себя на квартире), затем, изрядно подушившись одеколоном, и завернув рукава на рубашке до уровня три четверти отправляются в свет по двое или всей шумной компанией.
Всех их: египтян, ливанцев, сирийдев и т.п первой категории объединяет отсутствие денег, желание красиво отдыхать и бурный сексуальный темперамент.
Зарабатывают они мало, а тратят много и в основном на себя , денег часто не хватает, поэтому они не брезгуют брать в займы у своих верных подруг, и часто забывают вернуть долги. Несмотря ни на что, они надолго умудряются удержать возле себя сердечных девушек, и весь секрет в том, что они прекрасно умеют вешать лапшу, красиво ухаживать, осыпать комплиментами, ну и последнее, но неменее важное ах как же они ебут хороши в постели. Интеллектом они совсем не изуродованы, ведь большинство из них, кроме параграфов Корана и журнала Ахлан, ничего отродясь не читали.
Годик другой поматросят за границей и однажды из Сирии позвонит мама, со словами: «Хамуди, йа амар, хабиби» и сообщит, что пора жениться. И он умчится в Дамаск на первое свидание с невестой, после чего будет сватание и пышная арабская свадьба.
Вернется весь в слезах, обнимет Наташу, покается в содеянном, мол не виноват – воля матери. Меж тем, женушка недурна собой, готовит отменную млухию и сможет воспитать будущее потомство по законам ислама.

А мы вернемся ко второй категории арабесок , к тем которые из состоятельных семей. Как правило они закончили престижные университеты, большинство даже в Америке и Канаде, порой получили новое гражданство. Они занимают хорошие должности в больших иностранных компаниях, с ними весело и есть о чем поговорить. Арабы из разных стран редко дружат с друг другом и пополняют свой круг за счет университетских друзей или дальних родственников. Они, египтяне, ливанцы, сирийцы, эмиратцы... откровенно недолюбливают друг друга и редко становятся друзьями. У них водятся деньги, поэтому они чаще бывают в обществе и они разборчивее первой категории. Чтобы вы знали, эти тоже в основном женятся на своих, но здесь чаще встречаются исключения, так как их семьи как правило более открыты и чаще одобряют выбор своих детей связать свою жизнь с иностранкой.
Быть с арабом не просто и надо всегда учитывать существующие различия культур, особенно если вам попался арабеска-мусульманин.
Важные пункты – привязанность к маме, мама – всегда будет первой женщиной в его жизни, неравное положение мужчины и женшины, то, что разрешено мужчине, женщине может только сниться. Лично меня умиляет тот факт, что даже их собственные женщины (такие же арабески) зачастую не в силах справиться с арабскими скакунами, и те продолжают шляться в плоть до того момента пока не наступит старость или не случиться хадж (желательно в преклонном возрасте), иначе и он ничего не изменит.
Я вчера обедала с своим клиентом, превратившимся в хорошего приятеля. Помню, когда он вернулся из Мекки в прошлом году, клялся, что все поменялось и он ни-ни налево от жены, но период аскетизма длился у него недолго. Вчера он опять заговорил о своих прошлых и настоящих любовях. Я невыдержала и спросила у него, дескать, почему вы Доктор Аяш, арабы, так шляетесь и браки у вас какие-то неполноценные. Его точка зрения состояла в том, что женятся они в основном не полюбви и не успев хорошо узнать свою вторую половинку. Женщины, в свою очередь, до замужества делают все, чтобы угодить мужчине, но вот после свадьбы теряют интерес к мужу и воспринимают его исключительно как источник безопасности и благополучия, а ведь широкой арабской душе хочется любви.
Но написать данный пост меня побудил другой инциндент. Пример неразборчивости и похотливости арабов первой категории, когда им пофиг за кем ухаживать , и они бомбят тебя сообщениями и приставаниями не из-за особой симпатии, а скорее из-за того, что твой номер оказался сохраненным в их записной книжке.
Так в субботу привязался ко мне подобный экземпляр, достал меня из под земли, что называется. Познакомились по работе больше года назад, дважды встречались по деловым вопросам, он все протягивал свои потные ладони для рукопожатия, как мне помнится с обручальным кольцом на безымянном пальце. И тут, как говорится, не прошло и два года, начал мне наяривать: до скольки ты работаешь, как бизнес, кучу прочего чеса, и в конце – давай встретимся - получше узнаем друг друга, я хочу, чтобы мы стали друзьями. Ну, не еб твою мать, какая встреча! Я ему сначала культурно, как могла, объясняла, что дружба мне его не интересна, и что все вечера у меня заняты, если что-то по работе – приезжай, дорогой, в офис. Если бы не был клиентом, уже бы давно послала. Он все же моих сигналов не распознал, подумал, что ломаюсь, и на следующий день давай по новой. Тут меня уже, конечно, понесло не на шутку и я высказала свое мнение. Отвязался.
Это самый яркий пример дешевого араба, которому все равно, кому ездить по ушам, при этом не интересуясь, свободна ли я и надо ли оно мне вообще! При этом он настолько глуп, что не на минуту не сомневается в привлекательности своего предложения.
На счет арабов второй категории, мне тоже есть, что сказать. Всего у меня их было три, первый роман, как полагается, случился на курорте во всем известном Шарм-Эль-Шейхе. Познакомилась я, значит, с египтосом, правда, был он не аниматором, а хозяином 5 местных отелей. Ой, девочки, как же он ездил по ушам, из всех арабов только египтосы на такое способны, говорил, что разведен (курортный Египет – это вообще долина свободных мужчин, куда не кинься, все не женаты). В результате таки покорил, и начались ежемесячные перелеты в шарм-эль-шейх и обратно, я и подружек с собой брала, чтобы веселей было. Как же мы там тусили (естественно с его стороны был алл инклюзив), потом он повстречал новую любовь и ежемесячный отпуск на красном море прекратился.
Второй был местный, из Эмиратов, роман продлился без году неделю, и случился исключительно от нечего делать. Все прекратилось в тот момент, когда я увидела его в кандуре (белом платье), до этого он на свидания являлся исключительно в европейской одежде. Мне стало совершенно не по себе «что скажут люди», и вообще как это я и ОН? Вопрос всегда упирался в кондуру, я вспоминала это белое одеяние, и у меня опускались руки и уже ничего не хотелось. До сих пор не пойму, чем была вызвана такая нездоровая подсознательная реакция. Я его бросила, и у него обо мне, наверняка, осталось такое же мнение, как у меня об арабах)).
И наконец, эпизод третий заключительный, либаниз-канэдиан. Покорил меня тем, что никогда не врал, совершенно не умел флиртовать, не пользовался гелем для волос и носил кеды конверс. Ах, забыла, через неделю знакомства, привез меня знакомить с мамой, чем вызвал шок у нас обеих, так как для нас это был полный сюрприз.
На этом завершаю свой научный труд. Спешу заметить, все вышесказанное - мое субъективное мнение, и может не совпадать с мнением других и прошу не забывать про счастливые исключения (я оптимист).

Численностью 350-450 миллионов человек.
Предки современных арабов издревле населяли территорию Аравийского полуострова. В 7-м веке н.э. в результате деятельности пророка Мухаммеда происходит объединение арабских племен и принятие ими ислама. После смерти пророка его преемники-халифы покорили значительные территории в Азии, Северной Африке и Европе (Испания). Из Испании спустя несколько веков арабы были полностью изгнаны, а в Северной Африке и на Ближнем Востоке, смешавшись с местным населением, образовали арабский мир, который благодаря единству языка и религии существует до сих пор. Американский исследователь Майкл Харт назвал пророка Мухаммеда самой влиятельной личностью в истории человества, ибо он не просто создал новую мировую религию, но и основал государство, приведшее к существованию современного арабского мира.
В Северной Африке арабы столкнулись с местными племенами - берберами, которые приняли ислам и арабский язык, однако и сейчас сохраняют берберские языки и этническое своеобразие. Население таких стран Северной Африки, как Марокко, Тунис, Алжир, называют арабо-берберами, т.е. берберами про происхождению, но арабами по культуре, а часто и по самоидентификации.
Далее - самые красивые, на мой взгляд, известные арабки и арабо-берберки из разных стран Азии, Северной Африки, а также из арабских диаспор Европы, Латинской и Северной Америки. Список будет постепенно расширяться.

Самая красивая саудовская арабка - правозащитница, модельер и телеведущая Муна Абу Сулейман / Muna AbuSulayman. Родилась 16 мая 1973 года в США, когда её отец, саудовский араб, защищал там докторскую степень в области международных отношений.


Самая красивая иракская арабка - певица Рахма Рияд / Rahma Riyad (род. 19 января 1987, Басра, Ирак).

Самая красивая кувейтская арабка - телеведущая Hessa Al Loughani (род. 10 февраля 1982).

Самая красивая ливанская арабка - певица Мириам Фарес / Myriam Fares (род. 3 мая 1983, Кфар Шлел, Ливан).

Самая красивая палестинская арабка - королева Иордании . Рания (в девичестве Аль-Ясин) родилась в Кувейте 31 августа 1970 года в семье палестинцев, бежавших с родины из-за израильской оккупации. Выйдя замуж за иорданского принца Абдуллу, Рания стала принцессой, а после коронации мужа Рания стала королевой.

Самая красивая израильская арабка - Ханин Зоаби / Haneen Zoabi (род. 23 мая 1969 года, Назарет, Израиль) - израильский политик, депутат кнессета (израильский парламент) от арабской партии Балад.

Самая красивая иорданская арабка - актриса Маис Хамдан / Mais Hamdan. Родилась в ОАЭ. Отец - иорданец, мать - ливанка.

Самая красивая сирийская арабка - актриса Sulaf Fawakherji (род. 22 июля 1977, Латакия, Сирия).

Самая красивая египетская арабка - актриса и модель Arwa Gouda . Родилась 27 сентября 1984 года в Саудовской Аравии в египетской семье (её тетя - известная египетская певица Safaa Abu Saud). Arwa Gouda представляла Египет на конкурсе Мисс Земля 2004, где дошла до полуфинала. В том же году она выиграла конкурс Best Model of the World 2004. Её рост 174 см, вес 51 кг, параметры фигуры: грудь 86 см, талия 66 см, бедра 89 см.

Самая красивая российская арабка - Ширин Аль-Анси (4 июня 1993, Казань) - актриса, певица, победительница конкурса "Татар кызы 2011". Её отец - араб, мать - . Страница ВК - https://vk.com/id11297054

Самая красивая алжирская арабо-берберка - модель Шаинез Зерруки / Chahinèze Zerrouki. Рост 177 см, параметры фигуры: грудь 82 см, талия 61 см, бедра 90 см.

Самая красивая марокканская берберка - певица (другие варианты написания - Mona Amarcha , Mouna Amarcha ). Родилась в Касабланке (Марокко) 1 января 1988 года. По национальности является представительницей берберской народности риффианы. Певица выпустила три альбома, все они стали платиновыми. Особенно популярна Mona в странах Персидского залива. В настоящее время певица живет в Дубае (ОАЭ). Творчество этой марокканской певицы можно отнести к стилю Халиджи, т.е. к музыке для фольклорного танца Саудовской Аравии и Стран Персидского залива. Халиджи танцуют женщины, обычно в группах.

Самая красивая тунисская арабо-берберка - актриса Dorra Zarrouk (род. 13 января 1980, Тунис).

Самая красивая филиппинская арабка - Мария-Энн Умали / Marie-Ann Umali - представительница Филиппин на Мисс мира 2009. Имеет ливанские корни.

Самая красивая американская арабка - актриса Шеннон Элизабет Фадаль / Shannon Elizabeth Fadal. Родилась в Хьюстоне (США) 7 сентября 1973 года. Её отец - сириец, мать имеет немецкие, английские, ирландские и даже (чероки) корни.

Самая красивая колумбийская арабка - певица Шакира (род. 2 февраля 1977, Барранкилья, Колумбия). Является самой успешной певицей Колумбии всех времен и самой успешной латиноамериканской певицей современности. Полное имя - Шакира Изабель Мебарак Риполл. По отцу у Шакиры арабо-ливанские корни, по матери - и

еУМЙ ЗПЧПТЙФШ РТП ВТБЛ, ФП ОБДП ПФМЙЮБФШ ОБУФПСЭЙК ПЖЙГЙБМШОЩК ВТБЛ Й РТПУФП ВХНБЦЛХ У ЙНЕОБНЙ Й РЕЮБФША, ЛПФПТПК ФПМШЛП РПРХ РПДФЙТБФШ, РТПУФЙФЕ)).
рТЙ ПЖЙГЙБМШОПН ВТБЛЕ ЧЩ УФБОПЧЙФЕУШ ЗТБЦДБОЛПК Й ЧБН ЧЩДБЕФУС ID Й ЪБЗТБОЙЮОЩК РБУРПТФ, ИПФС МЕФБФШ НПЦОП Й РП-ТХУУЛПНХ (ЕУМЙ НЩ ЗПЧПТЙН ПВ еЗЙРФЕ), ЕУМЙ П ДТХЗЙИ БТБВУЛЙИ ЗПУХДБТУФЧБИ (ПУПВЕООП рЕТУЙДУЛЙК ъБМЙЧ), ФП, ЮФПВЩ РПМХЮЙФШ ЗТБЦДБОУФЧП ЧБН ОБДП РТПЦЙЧБФШ ОБ ФЕТТЙФПТЙЙ Й ПФЛБЪБФШУС ПФ ТХУУЛПЗП ЗТБЦДБОУФЧБ. дЧПКОПЕ ФБН ОЕ ТБЪТЕЫБАФ.

пЮЕОШ ЮБУФП НПЦОП ХУМЩЫБФШ ТБУУЛБЪЩ ОБЫЙИ УППФЕЮЕУФЧЕООЙГ ЙЪ ТБЪТСДБ: «оХ ФБЛПК ПО ЪБНЕЮБФЕМШОЩК, ФБЛ Ч НЕОС ЧМАВЙМУС, ЮФП ЮЕТЕЪ НЕУСГ ЦЕОЙФШУС РТЕДМПЦЙМ! чПФ ОЕ ВПЙФУС ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ОБ УЕВС ВТБФШ, Б ФП ОБЫЙ-ФП, ОБЫЙ НХЦЙЛЙ ЗПДБНЙ УПВЙТБАФУС…».

й ЧЕДШ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЦЕОЙФУС ОБ ОЕК ЬФПФ ЗЕТПК ЕЈ ТПНБОБ, Б РПФПН ПЛБЦЕФУС, ЮФП Й ДЕФЙ ОЕ ЕЈ, ЮФП ОЙЮЕЗП ЕК ОЕ РТЙОБДМЕЦЙФ, ЮФП ЗДЕ-ФП Х ОЕЗП ХЦЕ ЕУФШ ЦЕОБ - БТБВЛБ, ЮФП РПЮЕНХ-ФП ДТХЗЙЕ БТБВЩ МЙЫШ ФБКЛПН ХИНЩМСАФУС, ЛПЗДБ ЧЙДСФ ЙИ ДПЛХНЕОФ П ВТБЛПУПЮЕФБОЙЙ.

б ОБЪЩЧБЕФУС ФБЛПК ДПЛХНЕОФ ЧПМЫЕВОЩН УМПЧПН птжй – ЛПОФТБЛФ, ЛПФПТПЕ ЧТПДЕ ВЩ Х ЧУЕИ ОБ УМХИХ, ОП ДП УЙИ РПТ ОБЫЙ ДБНПЮЛЙ У ЪБЧЙДОПК ТЕЗХМСТОПУФША РПРБДБАФУС Ч ЬФХ МПЧХЫЛХ.

оЕЛПФПТЩЕ ЦЙФЕМЙ ФХТЪПОЩ, ЦЕМБАЭЙЕ ЪБРПМХЮЙФШ ТБУРПМПЦЕОЙЕ ФПК ЙМЙ ЙОПК ЙОПУФТБОЛЙ, ПЮЕОШ ОБУФПКЮЙЧП ЕЈ ХВЕЦДБАФ, ЮФП ЦЕОЙФШУС Ч еЗЙРФЕ - ЬФП «ЛБЛ ДЧБ РБМШГБ ПВ БУЖБМШФ»…)). фПМШЛП РПФПН ЬФЙ РБМШГЩ ДПМЗП ОБ НЕУФП ЧУФБЧМСФШ РТЙИПДЙФУС))).

птжй – ЛПОФТБЛФ – ЬФП Й РТБЧДБ ДПЛХНЕОФ П ВТБЛПУПЮЕФБОЙЙ, ОП ПО ОЕ ПДПВТСЕФУС БТБВУЛЙН ПВЭЕУФЧПН Й ЙУРПМШЪХЕФУС МЙВП ДМС ЧТЕНЕООЩИ ВТБЛПЧ У РТПУФЙФХФЛБНЙ (ЮФПВЩ ВЕЪ РТПВМЕН РТЙЧПДЙФШ ЕЈ Ч ЛЧБТФЙТХ), МЙВП Ч ФЕИ УМХЮБСИ, ЛПЗДБ ЪБЛМАЮЙФШ ПЖЙГЙБМШОЩК ВТБЛ ОЕФ ЖЙОБОУПЧПК ЧПЪНПЦОПУФЙ. оБ ЬФП ЙДЕФ МЙЫШ ПЮЕОШ НБМЕОШЛЙК РТПГЕОФ БТБВУЛЙИ ЦЕОЭЙО, ФБЛ ЛБЛ, ЧП-РЕТЧЩИ, ЬФП РПТЙГБЕФУС ПВЭЕУФЧПН, Б, ЧП-ЧФПТЩИ, ОЕ ДБЕФ ОЙЛБЛЙИ АТЙДЙЮЕУЛЙИ РТБЧ!

ЕДЙОУФЧЕООПЕ ЧБЫЕ РТБЧП РП птжй – ЛПОФТБЛФХ – ЬФП УРБФШ Ч ПДОПК РПУФЕМЙ У ЬФЙН НХЦЮЙОПК. й чуі!! оЙ РТБЧБ ОБ ДЕФЕК, ОЙ РТБЧБ ОБ ЙНХЭЕУФЧП, ОЙ АТЙДЙЮЕУЛПК ЪБЭЙФЩ Х ЧБУ ОЕФ. ч МАВПК НПНЕОФ ЬФХ ВХНБЦЛХ НПЦОП РПТЧБФШ Й ЖЙОЙФБ МС ЛПНЕДЙС…ЧЩ ОЕ ЦЕОБ Й ОЙЛПЗДБ ОЕ ВЩМЙ. ъБЛМАЮБЕФУС ЛПОФТБЛФ Х ОПФБТЙХУБ Ч ФЕЮЕОЙЕ НБЛУЙНХН ЮБУБ…ЧРЙУЩЧБАФУС ДБООЩЕ ОБ БТБВУЛПН П НХЦЮЙОЕ Й ЦЕОЭЙОЕ, РПДРЙУЩЧБАФ 2 УЧЙДЕФЕМС – НХЦЮЙОЩ (ЛБЛ РТБЧЙМП ДТХЪШС ЦЕОЙИБ) Й УФБЧЙФУС ЫФБНР. чХБ-МС…Й ЧЩ ЪБНХЦЕН!))).

Б РПФПН ПЫБМЕЧЫЙЕ НБНБЫЙ ТЕЧХФ ОБ ГЕОФТБМШОПН ФЕМЕЧЙДЕОЙЙ П ФПН, ЮФП НХЦ – БТБВ ЪБВТБМ ДЕФЕК.
нЙМЩЕ НПЙ, Ч ВПМШЫЙОУФЧЕ БТБВУЛЙИ УФТБО, ЛБЛ Й ЧП ЧУЕН НЙТЕ, УХД ЧУЕЗДБ Ч РТЙПТЙФЕФЕ УФБЧЙФ НБФШ. й ДЕФЙ РТЙ ТБЪЧПДЕ ДПУФБАФУС НБФЕТЙ!
оП ДМС ЬФПЗП ЧЩ ДПМЦОЩ ВЩФШ РПМОПГЕООПК ЗТБЦДБОЛПК УП ЧУЕНЙ РТБЧБНЙ Й ДПЛХНЕОФБНЙ, МХЮЫЕ РПДФЧЕТЦДЕООЩНЙ Ч ТХУУЛПН ЛПОУХМШУФЧЕ Й УП ЫФБНРПН Ч ТХУУЛПН РБУРПТФЕ, ФПЗДБ УХД ЧЩОЕУЕФ ТЕЫЕОЙЕ Ч РПМШЪХ ЧБУ.
оБЫЙ ДБНПЮЛЙ ЦЕ Ч 80% УМХЮБЕЧ ЪБЛМАЮБАФ ВХНБЦЛХ птжй, Б РПФПН ХДЙЧМСАФУС - РПЮЕНХ ПОБ ДМС БТБВУЛПЗП УХДБ ОЙЛФП Й ЪЧБФШ ЕЈ ОЙЛБЛ!

еУМЙ ЧЩ ЧДТХЗ ТЕЫБЕФЕ ЧЩКФЙ ЪБНХЦ ЪБ ЗТБЦДБОЙОБ ДТХЗПК УФТБОЩ, Ч ФПН ЮЙУМЕ Й БТБВУЛПК, ФП ДЕМБФШ ЧУЕ ОХЦОП ЮЕТЕЪ ЛПОУХМШУФЧП. рТПГЕДХТБ ДПУФБФПЮОП ДМЙФЕМШОБС, НОПЗП ОАБОУПЧ, ЛПФПТЩЕ НЕОСАФУС Й ЛПТТЕЛФЙТХАФУС ЙЪ ЗПДБ Ч ЗПД, ОП ПУОПЧБ НЕОСЕФУС ТЕДЛП.

ЮФПВЩ ПЖПТНЙФШ ПЖЙГЙБМШОЩК ВТБЛ Ч еЗЙРФЕ ЧБН ОХЦОП РТПКФЙ ФТЙ УФХРЕОЙ Ч лБЙТЕ ЙМЙ бМЕЛУБОДТЙЙ: ТПУУЙКУЛПЕ ЛПОУХМШУФЧП, ЛПФПТПЕ ЧЩДБЕФ УРТБЧЛХ, ЮФП ЧЩ ОЕ ЪБНХЦЕН Ч тПУУЙЙ, ЪБФЕН нХЗБННБ (ЧЙЪПЧЩК ПФДЕМ) Й ыБТБ – бЛБТЙ (ЬФП ЮФП-ФП ФЙРБ ъбзуБ, ЗДЕ ЧЩДБАФ ПЛПОЮБФЕМШОПЕ УЧЙДЕФЕМШУФЧП).

чЙЪПЧЩК ПФДЕМ ОХЦЕО РПФПНХ ЮФП ПЖЙГЙБМШОЩК ВТБЛ ое ъблмаюбефус РП ФХТЙУФЙЮЕУЛПК ЧЙЪЕ!!! оХЦОП ПЖПТНМСФШ ФБЛ ОБЪЩЧБЕНХА «ЧЙЪХ ОЕЧЕУФЩ» УТПЛПН ОБ 6 НЕУСГЕЧ. б Ч ыБТБ-бЛБТЙ Л ФПНХ ЦЕ ОХЦОЩ ДПЛХНЕОФЩ ПФ ВХДХЭЕЗП НХЦБ, ЮФП ПО ОЕ ЦЕОБФ, ОЕ УХДЙН, УМХЦЙМ МЙ Ч БТНЙЙ. еЭЕ ЪБЛМАЮЕОЙЕ ЙЪ ГЕОФТБМШОПЗП ЗПУРЙФБМС лБЙТБ П ФПН, ЮФП ЧЩ ЪДПТПЧЩ)). оЕ ФБЛ ХЦ ЧУЈ Й РТПУФП, РТБЧДБ?).

хЦЕ РПУМЕ РПМХЮЕОЙС УЧЙДЕФЕМШУФЧБ ЧЩ НПЦЕФЕ РЕТЕЧЕУФЙ ЕЗП ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ Ч ТХУУЛПН ЛХМШФХТОПН ГЕОФТЕ, РПФПН ЪБЧЕТЙФШ Ч РПУПМШУФЧЕ, Й ФПМШЛП РПУМЕ ЬФПЗП ПОП ВХДЕФ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ОБ ФЕТТЙФПТЙЙ тПУУЙЙ.

еУФШ ЕЭЕ ЧБТЙБОФЩ ВТБЛПУПЮЕФБОЙС Ч ОБЫЕК УФТБОЕ, ОП ФПЮОП УИЕНХ С ОЕ ЪОБА, ОП УХФШ ЧТСД МЙ НЕОСЕФУС…Ч МАВПН УМХЮБЕ ЬФП ОБВПТ ДПЛХНЕОФПЧ Й ЛХЮБ ПФДЕМПЧ, Б ОЕ РТПУФП ОПФБТЙХУ Й ЫФБНР. бТБВЩ ЮБУФП ЪБЛМАЮБАФ ВТБЛ МЙЫШ Ч НЕЮЕФЙ, ОП ДМС ВТБЛБ У ЙОПУФТБОЛПК НЕЮЕФЙ ОЕДПУФБФПЮОП.

пЮЕОШ ЮБУФП, ЛПЗДБ ЗПЧПТСФ П ЪБНХЦЕУФЧЕ У НХУХМШНБОЙОПН НПЦОП ХУМЩЫБФШ: «фБЛ ЬФП ФЕВЕ РТЙДЕФУС ТЕМЙЗЙА НЕОСФШ Й ЪБЛХФЩЧБФШУС?»)) оЕФ ОЕ РТЙДЕФУС).
еУМЙ ЧБЫ НХЦЮЙОБ – НХУХМШНБОЙО Й ХВЕЦДБЕФ ЧБУ, ЮФП ПО ОЕ НПЦЕФ ОБ ЧБУ ЦЕОЙФШУС ЙЪ-ЪБ ЧБЫЕК ТЕМЙЗЙЙ, ФП УФПЙФ ОБУФПТПЦЙФШУС. мЙВП ПО РЩФБЕФУС ПФ ЧБУ, ФБЛЙН ПВТБЪПН, ЙЪВБЧЙФШУС, МЙВП РПДФПМЛОХФШ ЧБУ Л РТЙОСФЙА ЙУМБНБ, ДБЦЕ ЕУМЙ ЧЩ ПУПВП Й ОЕ РМБОЙТПЧБМЙ. рП лПТБОХ НХУХМШНБОЙО нпцеф ЦЕОЙФУС ОБ НХУХМШНБОЛЕ, ИТЙУФЙБОЛЕ Й ЙХДЕКЛЕ.

лТПНЕ ФПЗП, П УЕТШЈЪОПУФЙ ОБНЕТЕОЙК БТБВУЛПЗП НХЦЮЙОЩ ЗПЧПТЙФ ЕЗП ЦЕМБОЙЕ РПЪОБЛПНЙФШ ЧБУ У ТПДЙФЕМСНЙ Й ДТХЗЙНЙ ЮМЕОБНЙ УЕНШЙ.
дЕМП Ч ФПН, ЮФП Х БТБВПЧ ЗМБЧОПЕ РТЙ ЪБЛМАЮЕОЙЙ ВТБЛБ ЬФП ДБЦЕ ОЕ ДПЛХНЕОФ, Б УБН ТЙФХБМ ЪБСЧМЕОЙС ПВЕЙН УФПТПОБН, ЮФП ЬФПФ НХЦЮЙОБ ВЕТЕФ Ч ЦЕОЩ ЙНЕООП ЬФХ ДЕЧХЫЛХ. рПЬФПНХ, ЕУМЙ ЧБЫ БТБВ ОЕ ЦЕМБЕФ ЪОБЛПНЙФШ ЧБУ У УЕНШЈК, ФП, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП, ЧЩ – ЧТЕНЕООПЕ ХЧМЕЮЕОЙЕ, П ЛПФПТПН УЕНШЕ ЪОБФШ ОЕПВСЪБФЕМШОП.

ьФЙН РПУФПН ИПЮХ РТЙЪЧБФШ ЧУЕИ ВЩФШ ЧОЙНБФЕМШОЕЕ Й ОЕ РПРБДБФШУС ОБ ХДПЮЛХ ПВНБОЭЙЛПЧ Й ВТБЮОЩИ БЖЕТЙУФПЧ. ч ЛБЦДПК УФТБОЕ – УЧПЙ РТБЧЙМБ. рТЕЦДЕ ЮЕН ТЕЫЙФШУС ОБ ВТБЛ Ч ЧБЫЙИ ЦЕ ЙОФЕТЕУБИ ЧУЈ ДПУЛПОБМШОП ЙЪХЮЙФШ Й ЧЩСУОЙФШ).

По-моему, об этом не слышал только ленивый.

"Арабы бьют жен и не дают им выходить из дома"; "арабы не дают своим женам получать образование"; "арабы заводят по нескольку жен"; "арабы - грязные и вонючие"; "все арабы - террористы"; "арабы не любят своих детей"; "арабы - сумасшедшие исламские фанатики"; "все женщины в арабских странах - бесправные несчастные существа" и т.д. и т.п.
Список можно продолжать до бесконечности.

Особо яро сторонники "защиты женских прав" набрасываются на страны Персидского Залива. На самом деле, по моему мнению, поводом для таких беспричинных рассуждений явилось в большей степени то, что женщины носят абайю и никаб (закрывают лицо). И никому и в голову не может прийти, что женщина может носить это сама, по собственному желанию, да еще и с большим удовольствием - ну что вы! Как возможно такое? Даешь мини-юбки и топики угнетенным арабкам!

Между тем, спросите любую жительницу Персидского Залива: если бы ей дали выбор - носить обычную европейскую одежду или же абайю? 99% ответят в пользу второго. При этом рядом не будет разгневанного отца/брата/мужа, следящего за ее ответом.

Попробую разложить все по полочкам. Развенчать мифы, так сказать (ЗЫ. Саудовская Аравия - отдельный случай и не характеризует собой ВСЕХ арабов и ВСЕ страны Залива. К тому же я говорю о мужчинах, а не о всякого рода гибридах а-ля бедуин до мозга костей с некой искаженной примесью исламских нравоучений - мутавва то бишь).

1. "Арабы бьют своих жен и не дают им выходить из дома" - о да, прям забивают. Палками и до смерти. Ну ладно, кулаками, чего уж там! А чтоб выйти из дома, нужно специальное разрешение, заверенное в министерстве внутренних дел. Угу. И все поверили. Затем достали платочки, прослезились, пожалели униженных арабок и пошли рассуждать и доказывать в пеной у рта, как жесток ислам и как дики эти арабские звери!

А ведь поверят! Вот такому поверят гораздо охотнее, чем тому, что есть на самом деле. А реальность заключается вот в чем (буду все примеры приводить на фоне среднестатистической эмиратской семьи): если тут муж попробует хоть раз поднять руку на свою жену, залепив ей легкую пощечину или, чего хуже, избив - то исход такого своевольного дела ему обойдется чревато. Во-первых, жена на следующий же день (если не в тот же!) побежит по всем своим многочисленным родственникам мужского пола с воплями: "Он меня избил!!!" (даже если это - повторюсь - легкая пощечина). Во-вторых, родственники в ответ придут и откровенно накостыляют ему всей дружной толпой. А потом, если нерадивый муженек не исправится - развод и девичья фамилия.

Возможен и другой вариант. Вместо беготни по родственникам жена заявится в ближайшее отделение суда и тупо попросит развод. А если на теле есть ушибы и ссадины как доказательство того, что он ее действительно бил, то развод дадут практически сразу и незамедлительно.

А теперь ответьте мне: сколько в России мужья бьют жен, а жены еще и терпят, все прощают и боятся пойти и пожаловаться в судебную инстанцию?

Ах, да. Чуть не забыла. Выходить из дома жена может когда хочет, точно так же, как и во всем остальном мире (не будем брать отсталые глухие деревни - во всех странах такого добра навалом). Часов в 6-7 вечера в Дубае можно наблюдать такую картину: к шоппинг-моллу подъезжает огромная Infiniti (Range Rover, BMW X6 - кому как нравится), оттуда с чувством собственного достоинства и с гордой осанкой выходят местные дамы, сверкая всевозможными цветами бриллиантов и подправляя на ходу свои атласные абайи. Заметьте, одни дамы, зачастую без сопровождения мужчин.

2. "Арабы не дают своим женам получать образование" - полнейший бред. В той же Саудии сейчас процент необразованных (без высшего образования) женщин составляет около 10% от общего числа молодого населения. Про Эмираты вообще молчу - эмиратовки учатся и в США, и в Англии - в общем, в самых лучших университетах мира, либо в самих ОАЭ - благо, университетов здесь более чем достаточно, да и образование дают достойное. Кстати, сколько ни разговаривала с арабами - ну ни один не хочет жениться на девушке без в/о. Среди моих подруг-эмиратовок в возрасте 18-20 лет нет ни одной, которая не училась бы в университете.

3. "Арабы заводят по нескольку жен" - да будет истина и сгинет ложь! :) итак, берем сухую статистику: в Персидском Заливе женаты на двух и более женщинах всего 5% мужчин. А в Заливе живет порядка 30 миллионов арабов, из них 15 миллионов - мужчины. В общем, процент ничтожно мал, даже среди шейхов мало кто женат на двух и более. А нынешнее молодое поколение вообще с юношества твердит, что хотят жениться лишь на одной. И желательно, по любви.

Вспомнился случай, произошедший пару лет назад в Абу-Даби. Один мужчина женился на второй - ну, все как положено: поселил жен на разных концах города, каждую в отдельной вилле, каждой по шикарной машине и проч и проч. Ан нет! Все неладно этим эмиратовкам. Однажды первая жена, переходя дорогу, увидела своего благоверного и его вторую пассию. В приступе ярости накинулась на обоих прямо посередине дороги, кричала, царапалась и вела себя крайне непристойно:) естественно, полиция это так просто не оставила - всех забрали в участок. При допросе первую жену спросили о мотивах ее странного поведения, на что та ответила: "Он несправедлив ко мне, с ней он проводит 4 дня в неделю, а со мной - 3". Муж оторопел и промямлил: "Но ведь в неделе - 7 дней..." Однако это не разжалобило судью. Женщину после судебных разбирательств признали правой, дали ей развод + виллу + машину и кое-чего от состояния бывшего супруга.

А теперь снова скажите: какой процент мужчин в России имеет любовниц? Бывает, и не по одной... По-всякому больше, чем пресловутые 5%. Неужто стал бы российский судья отдавать жене половину мужниного имущества только потому, что тот на любовницу тратит больше времени, сил и денег, чем на жену (а такое бывает сплошь и рядом)?

4. "Арабы - грязные и вонючие" . Ноу комментс. Таких чистюль, как в ОАЭ, я не видела нигде. Как я писала в предыдущем посте, любое даже самое маленькое пятнышко служит причиной того, чтобы переодеться. Кроме того, одну и ту же гандуру не надевают два дня подряд (муж каждый день надевает новую - свежевыстиранную и отглаженную, а все "старые" скидывает в laundry - "старая" означает "надетая один раз"). Добавьте еще и то, что мусульмане моются 5 раз в день, а душ принимают после каждого полового контакта с женой - то есть каждый день. Я уж молчу про их парфюм...:)

5. "Все арабы - террористы" . И снова ноу комментс. За всю свою жизнь в ОАЭ я не встретила еще ни одного араба, поддерживающего террор. Да вообще им как-то по барабану на все это, сидят себе лениво попивают кофЭ в Старбаксе...:)
Знаю только, что в Саудии при некоторых университетах есть такие организации, но опять же - это такое меньшинство и такой позор, что об этих людях даже не принято говорить.
Утверждение "все арабы - террористы" является как минимум показателем невежества и необразованности говорящего.

6. "Все женщины в арабских странах - бесправные несчастные существа" - угу, а еще "арабы радуются только рождению мальчиков" .
Эх, видели бы вы, как арабы гуляют со своими детьми в парках и торговых центрах! Как тискают и зацеловывают своих дочек, таскают их на руках и катаются вместе с ними на детских аттракционах!

Постоянно наблюдаю такую картину: у входа в магазин в торговом центре стоит мужчина в гандуре, на шее - дитё, в коляске - дитё, сбоку - дитё... В то время как жена со скоростью света сметает все возможные и невозможные шмотки, сумки, обувь, аксессуары, украшения. Именно здесь я увидела наглядный пример неподдельной семейственности. Для них семья - это все. Им не стыдно выйти с женой и детьми по магазинам, в ресторан, они не будут ныть, что "шоппинг - это чисто женское дело, ну на кой я тебе там сдался?!" Везде ходят семьями, парами, с детьми и без детей, держатся за руки, под руки - в общем, всячески выражают удовольствие тем, что вся семья в сборе.

Жены не угнетены абсолютно ничем! Напротив, во время наших традиционно пятничных женских посиделок мои подруги-эмиратовки не перестают удивляться нашим русским женщинам - и дома-то готовь-стирай-убирай (в то время как у всех эмиратовок есть домработницы, да не одна), и за детьми-то постоянно следи (а у эмиратовок даже с детьми проблем не возникает - есть няни), и муж-то домой придет недовольный, уставший, и работать-то еще заставляет (ни одному арабу не взбредет в голову сказануть жене: "Э, ты че мне на шею села? Вот иди сама и зарабатывай!"). Я тут вовсе не призываю всем заводить домработниц и нянь - скорее, это служит лишь ответом на избитый стереотип о мусульманской жене;)
В общем, жалко им продвинутых и свободных европейских женщин.

Вот, кстати, небольшая подборка картинок на тему "Жестокость и бессердечность арабских мужчин" (хехе):











А также "Бесправие и угнетенность арабских женщин" .

1. Угнетенная арабская женщина за рулем Мерседеса:




2. ...а также Порше...


3. ...и Рэнж Ровер...

4. ...и снова Порше...


5. ...и Ауди...

6....и снова Мерседес (ну что поделать, Мерседес - любимая марка машин несчастных забитых арабок)...