Это история о втором поколении людей. Они стали первыми, кто на земле родился, а не был сотворен сверхъестественным образом. Их звали Каин и Авель. История сделала их имена нарицательными.

Совсем немного времени прошло со времени грехопадения Адама и Евы . Желая вернуть утраченное общение с Богом, они жили, следуя первым заповедям: владычествовать над животными, возделывать землю и рожать детей.

Как все произошло

Два старших сына, Каин и Авель, стали им утешением и помощниками. Первый занимался земледелием, второй предпочел скотоводство. Оба брата приносили жертву Богу от плодов своего труда. Но принят был только дар младшего. Старший же, разозлившись, заманил Авеля в поле и убил его там.

Бог призвал Каина и спросил, где его брат. Но тот ответил дерзостью, заявив в ответ, что брату своему он не сторож. Но Господу уже было известно о первом совершенном на земле преступлении. И приговор Его был суров: с того момента убийца не получает от земли сил, а еще становится скитальцем и изгнанником. Каин считает такое наказание очень суровым, он боится, что за свое преступление любой встретившийся на его пути тоже убьет его. Но Бог делает метку на челе первого убийцы и сообщает, что убившему Каина воздастся в семь раз больше.

И ушел старший сын далеко, в землю Нод, там Бог дал ему жену, от которой пошли потомки Каина.

А у Адама и Евы родились другие дети , которые начали призывать имя Бога, т. е. были благочестивы.

Вопросы и ответы

Эта незатейливая история до сих пор вызывает множество вопросов. И самый главный из них:

За что Каин убил Авеля

В самом деле, что такого произошло между братьями? Ведь Библия не говорит, что они ссорились или имели враждебные отношения. Даже род занятий Каин и Авель имели разный и вряд ли могли общаться часто. Замыслив убить младшего брата, старший позвал его в поле, и тот пошел. Значит, он даже не мог предположить, чем для него это обернется. Не было между братьями разлада .

Причиной трагедии все толкования называют зависть. Действительно, зависть может быть абсолютно не видна внешне, но ее результаты разрушительны для человеческих отношений. Она становилась причиной множества преступлений, войн, трагедий. Каин позавидовал брату, что его приношение было принято Богом и не сумел справиться со своими чувствами.

Почему Бог не принял дар Каина

Любые толкователи Библии указывают , что Богу угодна не сама жертва, принесенная человеком, а то, с каким чувством человек ее приносит. И евангельская история о вдове, положившей в храмовую копилку всего две мелкие монеты, тому подтверждение. Христос говорит о ней, что, поскольку женщина отдала все свое дневное пропитание, ее дар ценнее всех остальных. Только по большой любви можно отдать, то что тебе самому очень нужно и именно такая жертва, с любовью, была угодна Богу. Материальное же ее выражение не имеет значения.

Авель принес «от первородных» и от «тука их». Это означает, что он принес лучшее, что имел, и приношение его было с любовью.

Про Каина написано, что он принес «от плодов земли», без уточнения качества и количества. Скорее всего, он просто отделил какую-то часть, не выбирая особенно. Такой подход указывает на небрежность старшего брата в отношении к Богу, отсутствие почитания к своему Творцу. Потому-то его жертва и не была принята .

Как братья определили чья жертва принята

Во все ветхозаветные времена был основной способ жертвоприношения — положить дар на каменный жертвенник и поджечь. Предания и толкователи сообщают, что при сгорании жертвы Авеля, дым от нее поднимался вверх. У Каина дым стлался по земле. На различных картинках и гравюрах к этой истории именно так это и отражается.

В чем состояло наказание Каина

Наказание за первое убийство было весьма суровым:

  • Бог проклял первого убийцу,
  • больше Каин не будет получать сил от земли,
  • станет вечным изгнанником.

Не получить сил от земли означало , что отныне земледелие будет еще более сложным промыслом. Если Адаму в наказание было назначено, что для получения пропитания он должен трудиться, то для его сына отныне этот труд становился не только усердным, но зачастую и не совсем успешным. Таким, чтобы результатов хватало только для существования, но не для процветания.

Вечным изгнанником делает Бог первого убийцу , т. е. полностью лишает его общения с родителями и собой. И это, наверное, еще страшнее. Людям необходимо общаться, делиться мыслями, чувствами, надеждами. Если человека лишить такой возможности, то он может даже сойти с ума от одиночества. Вот и Каин говорит, что наказание его больше, чем можно перенести.

Помимо этого, он опасается, что любой встреченный им человек может его убить. Но Бог кладет метку на его чело и говорит, что убийце Каина будет отмщено всемеро. Если вспомнить, что в те времена люди жили по тысяче лет, наказание Каина видится совершенно ужасным. Тысячу лет скитаться по земле, лишенным общения с самыми родными людьми, скудно питаться, терпеть различные бедствия и болезни и не иметь даже возможности умереть, чтобы все это закончилось.

Хотя Бог, по милосердию своему , все же дает старшему брату жену и детей.

На ком женился Каин

На момент описываемых событий на земле есть всего 4 человека:

  • Адам,
  • Каин,
  • Авель.

Откуда взялась жена для Каина? То, что Писание не упоминает о других людях, не означает, что их не было. Возможно,они были созданы из земли, как Адам, может быть и эта жена была создана из плоти мужа, как Ева. Но если Бог сотворил целую Землю, растения, зверей и людей, что могло помешать ему увеличить население как естественным,так и сверхъестественным образом?

Как же так получилось , что у одних родителей появились такие разные дети: благочестивый кроткий Авель и завистливый, способный на убийство Каин? Конечно, и в наше время мы можем видеть, как в одной семье дети имеют кардинально разные характеры. Но каждый современный человек имеет за плечами тысячи разных предков, и никто не может с уверенностью сказать, чьи гены будут доминировать в каждом конкретном человеке.

У первых братьев были только отец и мать, которые были, по сути, одной плотью, соответственно, не могло у них быть разных генов. Пример Авель и Каин тоже могли брать только со своих родителей, которые всю свою последующую жизнь старались искупить совершенный им грех, а значит были очень добродетельны. Не было и влияния среды, т. е. не могли братья попасть в разное окружение, потому что других людей не было.

Библия говорит, что Бог дал человеку свободную волю . Люди живут и становятся такими, какими они сами хотят быть. Первородный грех, исказил природу человека, но если постараться, возможно повлиять на этот процесс. Сам Бог говорит об этом старшему брату прямо: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». То есть, это вопрос внутренней работы над собой. Авель справился с этой задачей, а Каин нет.

Историю конфликта Каина и Авеля прочитать можно не только в Библии. Есть сходные предания и в других верованиях. И есть множество версий происхождения этих легенд. По одной из них, описание первого убийства является рассказом о взаимоотношениях первых земледельцев и животноводов, которые враждовали между собой. Каждый выбирает сам,что читать и чему верить . Но одно можно сказать точно: эта история очень поучительна и будет вызывать еще множество интересных вопросов.

Свершилось величайшее злодеяние. Авель и Каин ― история первого убийства. В ту пору недавно созданный мир был ещё юн, но уже отнюдь не невинен. Человеческую природу повредил первородный грех, и рождённый по образу и подобию Творца человек перечеркнул в себе его подобие.

Человеческие пороки ― виновники всех преступлений

Каин и Авель ― история, которая с тех пор повторится бессчётное количество раз, в самых разнообразных вариантах. Длинной чередой потянутся нескончаемые вереницы убийц и их жертв. Если же вдуматься, то жертвами можно назвать и тех, кто пал от преступной руки, и тех, кто пошёл на это злодеяние. Последние, как правило, жертвы своих мрачных душевных страстей. Кипящие в них жадность, злоба, зависть и прочие порождения сатаны ― вот истинные виновники преступлений.

Изгнанные из рая

Но вернёмся к страницам Библии, на которых перед нами предстаёт история о Каине и Авеле. После того как Адам и Ева были изгнаны из рая, они оказались в мире, который был очень похож на тот, где живем мы все. Сходство заключалось в том, что, как и мы, его обитатели сделались смертны, подвержены болезням и старости и впервые узнали, что такое страдания. Кроме того, в этом мире не было ничего дармового, всё нужно было заработать тяжёлым трудом. Вскоре у них родились сыновья ― Каин и Авель.

История, рассказанная в Библии, начинается с того, что каждый из них избрал своё поприще в жизни. Старший ― Каин - стал земледельцем, а его младший брат Авель ― пастухом. У братьев не было сомнений в вопросах веры, так как бытие Божие представлялось для них очевидной реальностью, и когда подошло время жертвоприношения, то каждый из них приступил к нему с искренним желанием угодить Всевышнему. Оба возложили на жертвенник плоды своих трудов: Каин - начатки урожая, а Авель -первородного агнца из своего стада.

Авель и Каин: история отверженной жертвы

Нам не дано постигнуть те мотивы, по которым Господь предпочёл жертву Авеля жертве, принесённой его старшим братом, но произошло именно так. Каин же вместо того, чтобы смиренно склониться перед волей Божьей, исполнился завистью и чувством уязвлённой гордыни. Он даже помрачнел лицом и переменился внешне. В говорится, что Господь пытался его вразумить и отвратить злые помыслы. Он буквально предупреждает его, что человека, не делающего добро, подстерегает грех, но даже в этом случае он должен найти в себе силы удержаться от него.

Авель и Каин ― история ответственности человека за свои поступки. Каждого из нас в какие-то моменты жизни подстерегают искушения, но одно дело - желать чего-то, и совсем другое ― дать волю своим желаниям. Каин позволил зародившемуся в душе его греху полностью овладеть собой. Выбрав момент, когда, по его мнению, не было свидетелей, он убил Авеля.

Любое убийство ― грех, но пролить кровь родного брата - грешно вдвойне. Видимо, чувство злобы настолько помутило рассудок Каина, что ему и в голову не пришло, что нет на свете такого места, где можно скрыться от очей всевидящего Бога. Не было в тот страшный момент рядом людей, но Дух Божий незримо присутствовал.

Последний шанс покаяться

Преступление свершилось, но всемилостивый Господь и тут не лишает несчастного Каина последней надежды на прощение. Своим вопросом: «Где Авель, брат твой?» ― он даёт ему возможность признаться в содеянном и принести покаяние. Но грех уже всецело овладел убийцей. Отвечая, что не знает, где его брат, он лжёт самому Богу, тем самым окончательно порывая с ним. Авель и Каин ― история двух братьев, родных по крови, но столь различных по своему душевному устроению. Единоутробные братья, ставшие символами праведности и греха. Эта сюжетная линия найдёт в мире бесконечное продолжение.

Наказание ― суровое и неизбежное

В наказание Господь проклинает Каина и обрекает его на вечные скитания по земле и на вечную отверженность. Он даже метит убийцу особой метой, которая именуется каиновой печатью, для того чтобы каждый встречный знал, кто перед ним, и не посмел отнять у него его презренную жизнь. Глубокий философский смысл несёт в себе библейская история о Каине и Авеле. Кто кого убил ― вульгарное упрощение проблемы, заложенной в этом отрывке Священного Писания. В данном случае важны побудительные причины, толкнувшие на преступление, сознание ответственности за свои поступки и долг противления греху, а также неизбежность расплаты за содеянное.

КАИН И АВЕЛЬ, в Библии, два брата, сыновья Адама и Евы. Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории убийцей, а Авель – первой жертвой убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом «кана» (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей: «произвела я человека» (Быт 4:1), а также со словами «каин» (кузнец) и «кана» (ревнивый). Имя Авель (по-еврейски Хевель) возможно восходит к еврейскому слову «хевель» (дыхание).

Рассказ о Каине и Авеле приводится в 4 главе Книги Бытия и больше нигде в еврейской Библии не упоминается. Авель был скотоводом, Каин – земледельцем. Каин принес в дар Богу от плодов земли, Авель же принес в жертву первородных животных своего стада. Каин, рассердившись, что Бог отдал предпочтение жертве Авеля, убил своего брата. Когда Бог спросил его: «где Авель, брат твой?» – он ответил: «разве я сторож брату моему?» (Быт 4:9). Бог наказывает Каина проклятием: «ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4:12), но при этом метит его «Каиновой печатью», чтобы никто его не убил. Каин уходит в «землю Нод» (страну скитания), к востоку от Эдема .

Через всю Библию проходит мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшим братьям, например Иакову , Иосифу или Давиду ; Авель – первый в этом ряду. Некоторые исследователи видят в библейском рассказе отражение конфликта между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим. Однако более существенно, что дары, принесенные Каином и Авелем, – это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии. Поэтому высказывалось предположение, что в этом предании отразилась вера в то, что Богу более угодны приношения животных, а не растений.

Особенно важно, что в этом рассказе получает дальнейшее развитие тема моральной ответственности, впервые прозвучавшая в предшествующем рассказе об Адаме и Еве . Когда Каин начинает завидовать брату, Бог говорит ему: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт 4:7). Это первое появление слова «грех» («хет») в Библии. Грех Каина особенно поражает воображение, потому что это не просто убийство, но братоубийство.

Согласно раввинской традиции, Каин раскаялся в своем грехе и впоследствии был нечаянно убит своим потомком, слепым Ламехом. Если Каин в Новом Завете упоминается как образец злодейства (1 Ин 3:12), то Авель – как первый праведник, претерпевший насильственную смерть (Мф 23:35), и как пример веры (Евр 11:4). В христианской экзегетической традиции Авель – это typos (прообраз) Христа . С другой стороны, существуют свидетельства, что некоторые гностики поклонялись Каину как противнику израильского Бога-Творца, почитание которого они отвергали.

В Библии говорится, что Каин женился, имел потомство и построил первый город (Быт 4:17-24). По-видимому, женой Каина стала одна из его сестер (Быт 5:4). Потомки Каина по мужской линии не пережили потопа, однако «кенеи», племя кузнецов и металлургов, упоминающихся как современники Авраама (Быт 15:19), Моисея (Суд 1:16), Деворы (Суд 4:11) и Саула (1 Цар 15:6), возможно, вели свое происхождение от Каина. В англосаксонском эпосе Беовульф чудовище Грендель – потомок Каина.

Авель и Каин - история жесткого братоубийства, о которой слышали многие. Но она имеет тенденцию повторяться вновь и вновь. В переносном смысле и в нашей стране шел брат на брата, а зачастую - и в прямом, когда шла гражданская война после революции.

Библейская история

Первые дети Адама и Евы, когда их изгнали из Рая, были Каин и Авель. Библия в четвертой главе книги Бытия скупо рассказывается о двух братьях. Первым родился Каин. Его имя, возможно, происходит от еврейского глагола «кана» (производить на свет). Ева тогда сказала: «Я произвела человека». А может, это имя ассоциируется со словом «каин», что означает "кузнец", или «кана» - "ревнивый". Имя Авель может восходить к слову «хевель» - "дыхание". Авель был младшим братом.

Оба они, как полагается, вели жизнь на земле. Каину она давала растительную пищу, Авель пас стада. Пришло время принести жертву Богу. Авель и Каин, история об этом рассказывает, принесли те дары, которые имели. Но Авель сделал это от души. Он принес, как говорит Писание, самых отборных овец, и Господь с благодарностью принял его жертву: дым от нее столбом пошел вверх.

Каин мог, но не захотел, считают богословы, принести в жертву зверей и птиц, недостатка в которых у него не было. Однако же он из небрежения принес только плоды земли, причем первые, которые ему попались. Жертва Каина несла только признаки внешней обрядности, высокомерия, тщеславия и гордости. Господь видел его внутренние побуждения. Она была отвергнута: дым от нее стлался по земле. Каин такого не ожидал и очень огорчился.

Преступление

Что было дальше? Авель и Каин, история которых продолжится трагически, не смогли из-за коварства и злобы старшего брата жить, как жили прежде. Поникло лицо Каина. Злое он замыслил, совесть его была нечиста, и взор он опустил. Он не собрал свои силы, чтобы отразить от себя греховный соблазн. Каин убил брата.

За что Каин убил Авеля? За то, что чистая жертва того была угодна Богу. Еще за что Каин убил Авеля? Причиной послужила зависть. Тут впервые в Библии появляется слово «грех» и рассматривается тема моральной ответственности за свои поступки. Перед кем же Каин держит ответ? Перед Творцом, конечно.

Когда Бог, все уже зная и желая подвести грешника к покаянию, а затем - к прощению, спросил его о том, где брат, то Каин со страхом соврал, что не знает, потому что он не сторож брату своему. Но Богу все ведомо: Авель и Каин, история которых продолжится, в тысячелетиях будут жить в памяти людей. Один как невинная жертва зависти, третьего смертного греха, другой - как мстительный, завистливый, злобный убийца.

Печать на лице

После убийства Создатель проклял старшего брата, изгнал Каина в землю Нод, где тот должен был вечно скитаться. Но всякому, кто убьет его, отмстится в семь раз больше. Чтобы все, даже звери, узнавали убийцу, Бог наложил на его лоб печать. Она состояла из одной буквы имени Бога. «Каинова печать» - это и есть «печать преступления». Так это закрепилось в современном языке.

Откуда пошло слово «окаянный»

Корень в этом слове идет от имени Каина. Древнерусский глагол «окаяти» имел значение «проклясть». Это просторечное слово означает «проклятый», преисполненный греха. Так называли русского князя Святополка.

Святополк Окаянный

Его и загубленных им братьев Бориса и Глеба сравнивали с библейскими персонажами. Святополк - это убийца Каин.Авель, жертва невинная, становится под рукой летописца полудетьми, подростками Борисом и Глебом, которые изведали страшную кровавую смерть от руки брата, который не пожалел их в междоусобной борьбе. В летописи напрямую Святополка называют поистине вторым Каином.

В голове князя Ярослава растет желание покарать Святополка за кровь братьев. В этой же летописи упоминается еще один убийца, поднявший руку на братьев - Глеб Рязанский. Так что и на Руси хорошо помнили, кто были такие Каин и Авель. Легенда библейская нашла вполне земное отражение в истории домонгольской Руси. Но и позже родственники при монголах так ненавидели друг друга, что князь тверской убил князя московского прямо в ханской ставке. Между ними шла борьба за Великое княжение во Владимире.

В далекой Индии

Там не слышали и не знали, кто были такие Авель и Каин. История о них была индусам не знакома. Зато они хорошо знали, что брата надо бояться. Он - предатель, и ждать ничего доброго от него не приходится. Их старинную легенду о «Глазах извечного брата» пересказал, а может быть, выдумал и стилизовал С. Цвейг. В ней брат, ночью, во тьме битвы, убивает родного брата, перешедшего в стан врагов. После этого убийства его налаженная, благополучная и уважаемая жизнь постепенно рушится и он умирает в одиночестве, и только собаки воют над его могилой.

Тяжкое преступление по меркам людей должно быть наказано со всей строгостью. Но когда люди не могут сделать этого сами, то они призывают на помощь Бога.

Он избирает кару, которая точно соответствует греху. Так от Каина он отвернул свое лицо (перестал помогать) и сделал его изгнанником и скитальцем. Каин желал, чтобы его убили, но Творец решил, чтобы его вечно мучила совесть. Теперь Каин всегда видел обагренные кровью брата свои руки. Это и было самое жестокое наказание.

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов . Сегодня мы говорим о том, кто такой Каин.

Каин в Библии – первый сын Адама и Евы, первый убийца (лишил жизни своего брата Авеля).

Имя «Каин» происходит от глагола «приобретать». Возможно, потому что Ева сказала о нем: «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). В арамейском и арабском языках это имя означает «кузнец».

Материал по теме


Почему Бог не принял жертву Каина? Мог ли Каин не убивать Авеля? Был ли Авель «любимчиком» Бога, а Каин – «пасынком»? На эти вопросы отвечает Александр Ткаченко.

Историю Каина мы узнаем из Книги Бытия.

Однажды сыновья Адама и Евы – земледелец Каин и пастух Авель – совершили жертвоприношение Богу. Господь принял дары Авеля и не принял дары Каина.

Вопреки предостережению Бога (Быт. 4:6,7), Каин убил Авеля. За это он был лишен плодов земли и обречен на непрерывные скитания.

Чтобы первый же встречный не убил преступника – первого рожденного женщиной человека и первого человекоубийцу – Бог отметил Каина особым знаком (ср. крылатое выражение «печать Каина»).

Каин поселился в «земле Нод» (возможно, метафорически - «страна скитания»), женился и произвел на свет сына Эноха, по имени которого назвал основанный им город.

Каин также упоминается в Библии как собирательное имя народа кенеев, праотцом которых считается Каин-человек («разорен будет Каин, и недолго до того, что Асур уведет тебя в плен» (Числ. 24:22)).