Если в предыдущей теме речь шла о людских ресурсах террористических организаций, то в данной теме будут рассмотрены некоторые аспекты финансового обеспечения терроризма.

2.1. Источники и масштабы финансирования терроризма

Терроризм как стабильное явление невозможен без "энтузиазма" (=фанатизма), но он зиждется не только на "энтузиазме", но и на "хозрасчете". Для организации терактов (закупка оружия, оплата боевиков 24) и для стимулирования их освещения в СМИ нужны крупные финансовые затраты. Их сокращение (в идеале – пресечение) позволило бы если и не ликвидировать терроризм, то, по крайней мере, значительно снизить его масштабы и ущерб от него.

Откуда могут взяться крупные финансовые активы у заведомых политических аутсайдеров? Для понимания финансирования террора следует обратиться к схеме, показывающей, что у современного терроризма есть три источника и три составных части (см. Рис. 2-1).

Соотношение трех отмеченных на схеме источников менялось с течением времени. Как отмечает американский исследователь финансирования терроризма Стив Кайзер 25 , в 1990-2000-е гг. происходит своего рода «приватизация» террора – вытеснение спонсоров-государств спонсорами из числа благотворительных/неправительственных организаций и частных лиц (Рис. 2-2). Одновременно происходит диверсификация источников финансирования, когда «помощь» террористам поступает небольшими «порциями» из многих источников, в результате чего разрушить финансирование терроризма стало гораздо сложнее.

"Идеологический" "Конфессиональный" "Национальный"

терроризм терроризм терроризм

Помощь Самоснабжение Помощь

стран-изгоев за счет теневой экономики частных лиц

Рис. 2-1. Три финансовых источника и три составных части современного терроризма

Количество спонсоров

Средний размер пожертвований

1950-1990-е 1990-2001 после 2001

(государства) (неправит. организации) (частные лица)

Рис. 2-2. Макротенденции изменения финансирования терроризма, по С. Кайзеру.

Внешние источники: помощь правительств, частных лиц и некоммерческих организаций. Традиционный источник помощи для террористов – это помощь каких-либо стран, использующих террористов в качестве инструментов для достижения своих целей, которые самим террористам могут быть неизвестными и даже совершенно чуждыми. В период Третьей мировой войны оказанием помощи "идеологически близким" террористам занимались многие страны, включая и великие державы. Однако в современном мире этот источник постепенно отмирает.

Государственный департамент США в начале 2000-х гг. составил «черный список», согласно которому в поддержке террористических организаций участвуют такие государства как Иран, Ирак, Сирия, Ливия, Судан, Северная Корея (КНДР) и Куба (позже Ливия из этого списка ушла). Что касается Северной Кореи и Кубы, то их спонсорские возможности касаются в основном "левых" террористов, к тому же они невелики и отнюдь не бесспорны. Все остальные страны-изгои относятся к миру ислама и, соответственно, поддерживают связи в основном с исламскими экстремистами и палестинскими группировками. Впрочем, поскольку всех террористов и страны-изгои объединяет анти-американизм, нередки случаи государственной помощи, нарушающие идеологические/этнические приоритеты (например, боевики ИРА проходили обучение в Ливане и сами работали инструкторами у «наркопартизан» Колумбии).

Особой проблемой является финансовая помощь современным террористам со стороны спецслужб «сильных» стран. Как уже указывалось в предыдущем разделе, такая поддержка, несомненно, происходила во время Третьей мировой войны (можно вспомнить, например, скандал «Иран – контрас» 1986 г. по поводу тайных поставок оружия правым повстанческо-террористическим группировкам Никарагуа сотрудниками ЦРУ), но в современную эпоху надежных доказательств подобной помощи нет. В любом случае пресечение подобных операций связано с политическими решениями и является делом ФСБ.

Более важный источник финансирования современных террористов – это спонсорство частных лиц через посредничество разного рода землячеств, обществ гуманитарной помощи, религиозных организаций и т.д.

Дело в том, что хотя многие в "третьем мире" яростно отвергают ценности западного мира, это не мешает им осваивать "западный" капитализм и наживать капитал, который затем используется для финансирования "анти-западных" терактов. Знаковой фигурой в этом отношении является Усама бен Ладен, миллионер из Саудовской Аравии (его семья имеет деловые связи с семьей американских президентов Бушей), начинавший как спонсор антисоветских афганских моджахедов, а затем сам возглавивший террор.

Впрочем, арабский миллионер-террорист – это не совсем типичная фигура. Гораздо больше тех, кто щедро жертвует на "дело ислама", но отнюдь не горит желанием лично браться за автомат. В результате возникает парадоксальная картина: Саудовская Аравия – надежный союзник США, но многие ее граждане спонсируют исламский терроризм (конспирологи этот факт интерпретируют как доказательство марионеточного характера исламского террора) 26 . Известно также, что ирландские боевики вплоть до 1990-х гг. получали активную помощь от ирландских землячеств США, хотя официальный Вашингтон всегда категорически осуждал террористов-католиков Ольстера. Пожертвования благотворительных/неправительственных организаций и частных лиц подпитывают почти исключительно религиозные и националистические террористические группировки.

Внутренние источники: криминальное самоснабжение. В современном мире, однако, терроризм все менее нуждается в финансовой помощи извне и все более переходит на самоснабжение. Речь идет о втягивании террористических организаций в бурно растущие международные криминальные промыслы – наркобизнес, контрабанда полезных ископаемых и т.д. Террористические организации во многом подобны мафии: нелегальны, обладают силовыми ресурсами, построены на личном доверии. Поэтому они успешно внедряются именно в те криминальные промыслы, которые типичны для организованной преступности. Террористы Латинской Америки тесно связаны с кокаиновым трафиком, террористы Азии – с героиновым, повстанческие группировки Западной Африки – с контрабандой алмазов. Чтобы "отмывать" криминальные доходы, террористические организации, подобно организованным преступным синдикатам, создают прикрытия в виде вполне легальных бензоколонок, супермаркетов, транспортных и прочих компаний.

В результате внедрения в мафиозные криминальные промыслы терроризм коммерциализируется, приобретает черты "обычной" мафии. Постепенно борьба "за идею" частично или полностью вытесняется борьбой за "длинный доллар". С подобным мафиозным терроризмом бороться труднее, чем с мафией или с обычным терроризмом: он более воинственен и кровожаден, чем традиционная мафия, и более богат, чем терроризм традиционного типа. Если с "идейными" террористами можно искать и находить компромиссы, то с мафиозными террористами они принципиально невозможны. Мафиозизацией сейчас затронуты в той или иной степени практически все разновидности терроризма.

Соотношение трех перечисленных основных финансовых источников современного терроризма не одинаково для разных организаций. Чем более аутсайдерской является организация, тем в большей степени она опирается на криминальные источники доходов.

События 11 сентября 2001 г. открыли, что террористы научились зарабатывать деньги на самих терактах. "О террористических актах 11 сентября в США было известно на фондовом рынке заранее. – пишет Ю.П. Воронов. – За несколько дней до терактов резко увеличились объемы торгов, ориентированных на вероятное падение котировок акций авиакомпаний «United Airlines» и «American Airlines», самолеты которых были 11 сентября захвачены террористами. Объемы торгов превышали обычный уровень в 20-25 раз" 27 . Одновременно скупались ценные бумаги, чья ценность выросла бы при повышении цен на нефть. Хотя этот случай сразу же стал объектом расследования Комиссии по ценным бумагам и биржам США, однако за минувшие 5 лет так и не удалось выяснить, кто "нагрел руки" на информации о готовящемся теракте. Независимо от того, были ли этими людьми ставленники "Аль-Каяды" или (если верна конспирологическая трактовка) спецслужб США, речь идет об открытии способа использовать сам теракт не только как "статьи расходов", но и источника доходов, причем вполне легальных.

Оценки величины доходов террористических организаций. Величина финансов террористических организаций по определению не поддается точной оценке. Встречающееся в литературе мнение, будто "размеры экономики террора составляют до 1,5 трлн. долл. ежегодно (это около 5% мирового валового продукта)" 28 , основано на оценке общемировой теневой экономики, которая лишь отчасти связана с терроризмом. Лоретта Наполеони, исследовательница современной экономики террора (New Economy of Terror), оценивает ее в 500 млрд. долл., включая в нее все виды доходов террористических организаций (в т.ч. от легальных предприятий) 29 . Конечно, эту оценку надо воспринимать как весьма приблизительную и, вероятно, завышенную 30 .

Более точно аналитики, отслеживающие финансовые потоки терроризма, могут оценить масштабы финансирования отдельных террористических организаций.

Например, в литературе можно найти информацию, согласно которой в середине 1970-х гг. итальянские "красные бригады" имели ежегодный доход в 8-10 млн. долл. 31 . В современную эпоху он показался бы мизерным.

В 1990-е гг. Движение освобождения Палестины, имеющая боевую организацию ФАТХ, имело годовой бюджет в 8-14 млрд. долл., что превышает ВВП Йемена или Бахрейна 32 . Такое обильное финансирование объясняется во многом тем, что в 1993 г. ФАТХ официально отказалось от нелегальной вооруженной борьбы против Израиля, в связи с чем Госдепартамент США исключил его из регистра террористических организаций. Однако сами израильтяне не склонны признать, что ФАТХ полностью отказался от методов террора; достоверно известно, что в 2000-е гг. подразделения ФАТХ участвовали в боевых операциях против Израиля во время обострения ситуации вокруг Палестинской автономии.

Находящиеся на полностью нелегальном положении террористические организации имеют более скромные доходы: тот же самый ФАТХ в 1980-е гг., когда эта палестинская организация считалась террористической, имел ежегодный бюджет всего в примерно 400 млн. долл. 33 . На конец 1990-х гг. бюджет Временной ИРА (примерно 500 боевиков) оценивали в 3,5-9,5 млн. долл. в год 34 , цейлонских "Тигров освобождения Тамил Илама" (примерно 14 тыс. боевиков) – 50-80 млн. 35 , колумбийских «наркопартизан» (примерно 20 тыс. боевиков) - 600 млн. Что касается исламских террористических организаций, то на начало 2000-х гг. бюджет знаменитой "Аль-Каяды" (1,5-3 тыс. членов) составлял примерно 20-50 млн. долл., "ХАМАС" (1 тыс. членов) - 10 млн. долл., "Хезболлах" - 50 млн. 36 . Для сравнения следует упомянуть, что ежегодный доход чеченских террористов 2000-х гг. оценивают в интервале 90-270 млн. долл.

Практически каждый день в той или иной стране звучат взрывы и проливается невинная кровь. Мировой терроризм стал основной проблемой начала XXI века. Попытки бороться с ним не дают особых результатов. Терроризм представляет собой хорошо организованную структуру. Кто же является главными спонсорами терактов? Кто и зачем финансирует террористов?


Ядерный кошмар для США

США назвали основных спонсоров терроризма

Финансовая разведка США сегодня обнародовала свои новые контрольные списки государств, подозреваемых в причастности к финансированию терроризма и "отмыванию денег". По ее оценкам, в Иране и КНДР сложилась настолько серьезная ситуация, что требует немедленного принятия защитных "контрмер". По отношению к 13 странам — Вьетнаму, Индонезии, Йемену, Кении, Пакистану, Нигерии, Мьянме, Сан-Томе и Принсипи, Эквадору, Турции, Танзании, Сирии и Эфиопии — американцы советуют практиковать "усиленные меры предосторожности".

Еще две дюжины стран, в том числе Киргизия и Таджикистан, были названы государствами, "имеющими стратегические недостатки", однако выражающими готовность бороться с ними. Между США, Ираном и КНДР вообще сложились достаточно сложные отношения. Эти страны фактически находятся на пороге войны, не единожды с той или иной стороны звучали грозные призывы. Именно поэтому США и включили их в список самых опасных стран, которые помогают террористам.

Нефтегазовые эмираты Персидского залива — основной спонсор террористов?

Вообще американцы любят менять свое мнение, называя врагами тех, кто им невыгоден и отбеливая настоящих дьяволов. Так, годом ранее основным спонсором террористов они называли Саудовскую Аравию. "Саудовцы активно работают по всем направлениям международного терроризма: они планируют теракты и занимаются финансированием деятельности преступных группировок.

В случае отказа покончить с этим видом деятельности целесообразно заморозить все финансовые активы королевства и ударить по саудовским нефтяным месторождениям…" Это цитата из доклада, представленного 10 июля 2012 года Пентагону ведущей аналитической компанией США "Рэнд корпорейшн". Над США занесен меч исламского террора.

Было бы неправильным считать, что побороть терроризм можно уничтожением его боевых отрядов, поскольку они только являются передовым эшелоном огромнейшей экстремистской структуры, которая хочет изменить существующий миропорядок при помощи насилия. Во второй, основной эшелон входят Пакистан, Ирак, Иран, Сирия, Судан, Йемен, Ливан и ряд других стран.

Именно на территории этих государств находятся штаб-квартиры, тренировочные центры и арсеналы террористов. Власти этих стран предоставляют террористам возможность распоряжаться государственной инфраструктурой для связи и командования. Также они поставляют бандитам вооружение, документы, разведданные и информационное обеспечение.

На их территории расположены финансовые институты, через которые террористы получают деньги для реализации самых кровавых и изощренных акций. Но базовые страны джихада обычно являются экономически слабыми сообществами. При довольно ограниченных ресурсах они выкладывают большие средства на содержание собственных вооруженных сил.

Но значительная их часть достается непосредственно террористам. Кто же эти средства поставляет? Их дают государства третьего эшелона, которые состоят в основном из нефтяных эмиратов Персидского залива. Это, как правило, абсолютные монархии, главными источниками доходов которых служит добыча и реализация нефти и газа.

Население этих стран практически поголовно исповедуют ислам ваххабитской направленности — наиболее реакционной конфессии мусульманства, которая нацелена на достижение мирового господства ислама. Наконец, эти государства расположены на побережье Персидского залива, это позволяет им консолидировать собственные усилия и оперативно реагировать на все изменения. В третий эшелон джихада сегодня входят 5 стран: Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Оман и Бахрейн.

Как Саудовская Аравия финансирует терроризм

Саудовская Аравия — это огромная страна, территория которой больше в 4 раза территории Франции. В стране живет чуть больше 20 миллионов человек. Основная религия — ислам ваххабитского толка, каноны которого полностью определяют повседневную жизнь страны. Саудовская Аравия — неформальная глава исламского мира, поскольку на ее территории находятся Мекка и Кааба.

Находящийся при власти клан проводит последовательную политику утверждения вероучения ваххабизма, причем не только в своей стране. Сущность этого вероучения изложена в манифесте Тайхид: "С неверными истинные мусульмане обязаны воевать везде и непрерывно, языком, руками и деньгами".Саудовская Аравия хорошо усвоила последний посыл и финансирует терроризм.

Так, военный бюджет Саудовской Аравии составляет 18,7 миллиардов долларов. — одно из первых мест во всем мире. Следует отметить, что в армии Саудовской Аравии служит всего 200 тысяч солдат и офицеров. Для сравнения, Китай тратит на свои военные нужды 17 миллиардов долларов, тогда как вооруженные силы этой страны превышают 2,4 миллиона человек.

Куда же на самом деле деваются эти миллиарды? Сегодня вполне очевидно, что они тратятся на финансирование стран и организаций, находящихся на передовой борьбы с цивилизованным миром. По данным спецслужб США, Израиля и России, именно из военного бюджета Саудовской Аравии шли деньги на финансирование пакистанской ракетно-ядерной программы, создание "Талибана", а также его деятельность в Афганистане.

Более пяти лет этими деньгами оплачивается деятельность чеченских боевых отрядов. Более того, граждане Саудовской Аравии активнее других арабов принимают участие в самых кровавых и циничных злодеяниях во всех регионах нашей планеты. Тысячи их сосредоточились в "спящих" террористических ячейках исламских диаспор Европы и Америки. И ими движет не только религиозный фанатизм. Саудовских нефтедолларов еще никто не отменял.

США также финансируют террористов

Все прекрасно знают, что повстанческие отряды в Сирии финансируются Западом. Таким образом, США хотят взять под контроль страну, которая имеет огромнейшие запасы нефти и газа. Поэтому американцам, прежде чем обвинять другие страны в поддержке терроризма, нужно навести порядок в своей стране. Ведь именно США создали Аль-Каиду в противовес советским войскам в Афганистане, именно Штаты вырастили Бен Ладена и т. д. Но вернемся в нашу страну.

Американские неоконсерваторы открыто поддерживают террористов Кавказа. Терроризм в Кавказском регионе России — это циничные организации, созданные американской разведкой для манипуляции и разрушения Российской Федерации. Сложная сеть террористических организаций, работающая под знамёнами "независимости" и "сепаратизма" для Кавказского региона, вот уже более двух десятилетий пытается дестабилизировать ситуацию в России.

На деньги Госдепа США и МИД Финляндии создан и функционирует "Кавказ-Центр" — пропагандистский рупор Доку Умарова. Любая террористическая атака характеризуется как героический поступок. Спонсором организации также является "Американский комитет за мир на Кавказе". Согласно отчету Института политических исследований, данный комитет был основан в 1999 г. Freedom House — неоконсервативной организацией, которая сотрудничает с правительством США.

Этот фонд получает средства из Нацфонда в поддержку демократии. "Американский комитет за мир на Кавказе" финансирует деятельность террористов, пытаясь разрушить изнутри Россию. Именно они выдали статус "политического беженца" бывшему министру иностранных дел Ичкерии Ильясу Ахмадову в США. Именно этот комитет предоставили ему финансирование из денег американских налогоплательщиков. Поэтому США, обвиняя все и вся в поддержке терроризма, сами во многом являются основоположниками и главными спонсорами этого явления. Плохо только, что от этих политических игр страдают невинные люди.

Террористическая деятельность включает в себя финансирование заведомо террористической организации или террористической группы, или иное содействие им.

Финансирование террористической деятельности организации, подразумевает преднамеренное снабжение террористов материальными средствами (прямое и завуалированное, наличное и безналичное).

В России выделяют два вида финансирования террористической организации – внутреннее и внешнее.

К внутренним источникам относят:

· финансовую и материальную помощь со стороны коммерческих структур, находящихся под контролем криминальных групп;

· средства, поступающие от выкупа похищенных людей;

· производство и оборот оружия, наркотиков и психотропных веществ;

· расхищения бюджетных денежных средств;

· подделка и реализация денежных знаков России и иностранных государств.

К внешним источникам финансирования относятся:

· средства, поступающие от этнических диаспор;

· финансовая помощь от экстремистских международных организаций, общественных фондов и иных организаций, находящихся в Саудовской Аравии, Судане, Иордании, Пакистане, Турции, Великобритании, США, Польше и некоторых других странах.

Органами безопасности России установлено около 50 зарубежных неправительственных организаций и других структур, причастных к финансированию чеченских сепаратистов, а также установлено 18 банковских счетов за границей, используемых для этих целей в том числе в Нью-Йорке и Лондоне.

Известны факты, когда террористические организации в России финансировались за счёт производства и реализации контрофактных товаров. В 2000 году был ликвидирован завод по производству пиратских компакт-дисков, который являлся источником финансирования чеченских боевиков. Средний доход данной преступной группировки оценивался в 700 тыс. долл. США и использовался для закупки взрывчатых веществ и оружия, организации террористических актов.

Такой «экономически оформившийся» терроризм способен уже к серьёзной самостоятельной деятельности, и не только в масштабах «своей» страны. Однако сегодня развёртывание такой деятельности возможно лишь при наличии структур для «отмывания» денег – в виде контролируемых банков, фирм, производственных предприятий. «Отмывание» чаще всего осуществляется в кризисных зонах мира, где ослаблен государственный финансовый контроль. По этой причине Россию, к сожалению, относят к числу крупнейших «прачечных» мира.



В 2007 году разоблачена подпольная международная криминальная финансовая структура «Хавала», филиалы которой имелись в России. Впечатляет размах криминальных финансистов: только за четыре месяца общий оборот этой организации (банка) составил 4 млрд. рублей «отмытых» денег. Основными клиентами «российской» «Хавалы» били крупные наркоторговцы. Системой отмывания денег московского филиала этой структуры вполне могли пользоваться террористические организации для финансирования крупных терактов, например, в Москве и на юге России. Очевидно, что через эту финансовую наркопрачечную проходили деньги террористов.

В современных условиях особенностью организации внешнеэкономических операций является обязательный учёт возможного «отмывания терроризма», то есть анализ возможной модели отмывания денег той или иной организацией.

Отмывание денег можно описать как «устойчивую» вредоносную и всё поглощающую деятельность, которая приводит к далеко идущим последствиям и результатам». В результате «отмытые» деньги могут стать, и часто становятся, источником финансирования террористических актов.

Но здесь необходимо учитывать и то, что главной целью деятельности по отмыванию денег является «стирка» больших объёмов грязных денег. Террористическая же деятельность способна оперировать и небольшими суммами. Согласно официальным данным, бомбардировка острова Бали обошлась террористам в 19 тысяч фунтов стерлингов, которые не составило бы большого труда поместить в мировую банковскую систему. Американские власти полагают, что терракт 11 сентября 2001 года обошёлся в 200 тысяч долларов США. Незадолго до трагедии террористы снимали наличность с кредитных карт в обычных банкоматах. Но для этого они должны были, как минимум, сначала открыть банковские счета, чтобы потом ими воспользоваться. Далее, согласно традиционной модели отмывания денег, главной целью является полное отделение очищенной наличности от её первоначального источника (стадия интеграции).

Противодействие финансированию террористической деятельности – комплекс сложных мероприятий, определяемых, в первую очередь, пониманием масштаба и содержания противодействия терроризму. Эти мероприятия связаны с прогнозированием, предупреждением и отражением угроз терроризма.

В 2001 году в России принят специальный закон, направленный на противодействие финансированию терроризма: Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. Он является реальным, активно функционирующим механизмом вмешательства государства в процессы денежной «подпитки» террористической деятельности.

Убедительной формой участия внешнеторговых организаций предупреждения террористической деятельности является своевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных формах, лицах, конкретных фактах.

Например, переговоры по заключению контрактов международной купли-продажи должны начинаться с изучения деловых интересов компаний и предприятий с которыми заключается сделка. Обязательно изучение официальной позиции «нечистоплотных» государств, фирм – партнёров или банков, участвующих в возможном финансировании террористической деятельности или «отмывании» денег террористических организаций.

Организация Объединенных Наций (комиссия FATF) опубликовала документ «Особые рекомендации по выявлению террористических фондов», в котором указаны рекомендации:

Каждая страна должная отнести финансирование терроризма, террористических актов и организаций к категории тяжких преступлений. Главное требование: «все юрисдикции (государства) обязаны противостоять финансированию терроризма, даже если подобные деяния имеют место в юрисдикциях, отличных от тех, где происходит отмывание денег»;

Отчётность о подозрительных операциях, имеющих отношение к терроризму: два ключевых элемента «подозрения» и «достаточных оснований для подозрения». Докладывать о подозрительной деятельности обязаны банки и финансовые учреждения небанковского профиля (конторы биржевых маклеров, участники прямых экспортных и импортных операций, службы перевода денежных средств и др.);

Альтернативные механизмы переводов денежных средств. Три главных элемента данной рекомендации по очистке необходимости таких систем денежных переводов, как чёрный рынок по обмену денег: юрисдикции должны требовать лицензирование или регистрации от организаций, предоставляющих такие услуги; все эти системы обязаны следовать рекомендациям комиссии FATF; юрисдикции должны иметь возможность к применению санкций по отношению к таким системам, если их владельцы не имеют лицензии или регистрации;

Юрисдикции должны наблюдать за деятельностью организаций, чтобы предотвращать все возможные случаи использования последних в целях финансирования терроризма.

Что нужно делать, чтобы вовремя выявить и предотвратить отмывание денег террористическими организациями? Существует ряд предложений:

Узнавайте фирмы – партнёры (предприятия), следуя обязательным процедурам сбора информации. Организация, которая не соблюдает фундаментальных правил проверки, после заключения контракта международной купли – продажи становится особенно уязвимой. Нельзя забывать, что современные преступники располагают своими способами «убеждения» и «воздействия». Также известно, что террористы всё чаще прикрываются чужими именами, которые никаким образом не связаны с терроризмом. Нельзя недооценивать важность процедур сбора информации (в начале подготовки внешнеторговой сделки или же в процессе);

Отслеживайте подозрительные финансовые операции;

Докладывайте и анализируйте всю доступную информацию правоохранительным органам.

Предупреждение террористической деятельности и терроризм в целом представляет собой исключительно сложную задачу, поскольку это явление порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами. Следовательно, такие причины и должны быть объектом профилактического вмешательства. При всём этом терроризм неискореним, поскольку является разновидностью «извечного и не умирающего спутника человека – убийства». Невозможно представить себе, чтобы когда-нибудь исчезли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья или своей социальной или национальной группы. Невозможно представить себе, чтобы больше не рождались люди, которые путём террора решили свои корыстные задачи, причём не только материальные, а якобы ради торжества всеобщего равенства. Цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы не давать распространяться терроризму и вовремя выявлять террористическую угрозу.

В целом в России необходима грамотная превентивная политика по борьбе с терроризмом. Предупреждение (противодействие) должно заключаться в выявлении, устранении нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют. Профилактика террористической деятельности должна осуществляться на до преступных стадиях развития негативных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения.

Бороться с терроризмом должно государство, но победить его может только общество. Террористов можно и нужно обезвреживать и наказывать, однако победить терроризм как явление можно будет только тогда, когда в обществе создастся такая атмосфера, что все, в том числе и сами террористы, поймут, что даже для тех, кто разделяет их политические или религиозные взгляды, они, в лучшем случае, являются опасными сумасшедшими.

Помощь каждого гражданина страны в борьбе с терроризмом может выражаться по разному: внимательно следить за происходящим вокруг, не оставаться безучастными к чужому горю, помогать как жертвам теракта, так и правоохранительным органам.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём заключается стратегическая цель государственной политики противодействия терроризму?

2. Назовите основные принципы борьбы с терроризмом.

3. Какие меры обеспечивают предупреждение террористической деятельности?

4. Назовите основные правовые акты Российской Федерации, обеспечивающие антитеррористическую деятельность.

5. Назовите основные мероприятия системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

6. Перечислите основные задачи федеральной антитеррористической комиссии Российской федерации.

7. Источники финансирования террористической деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Проявление терроризма в России в конце XX - начале XXI в. Хронология осуществления террористических актов

1995 год
14 июня г. Буденновск, Ставропольский край захват заложников в больнице, погибли 166 человек, ранены более 400 человек
1996 год
9 января г.Кизляр, Республика Дагестан нападение и захват заложников, погибли 78 человек, ранены несколько сот человек
16 ноября г.Каспийск, Республика Дагестан взорван девятиэтажный дом, где проживали семьи российских пограничников, погибли 68 человек, в том числе 21 ребенок
11 июня г. Москва взрыв в вагоне на станции метро «Тульская», погибли 4 человека, ранены 14 человек
28 июня г.Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика взрыв автобуса на городском автовокзале, погибли 8 человек, ранены 23 человека.

После подписания Хасавюртовских соглашений в августе 1996 г. территория Чеченской Республики была превращена лидерами экстремистов в террористический анклав, в котором не действовали никакие законы, кроме криминальных, а также искаженных шариатских. Систематический характер приобрели набеги и грабежи как на территории самой Чеченской Республики, так и в сопредельных ей Ставропольском крае и Республике Дагестан.

Процветало заложничество, принявшее массовый характер и ставшее основным промыслом бандформирований. Число заложников, находящихся в плену у террористов, по различным оценкам, составило от 1700 до более 2000 человек. Сумма выкупа колебалась от 10 тысяч до 1 млн. долларов США и более.

С вооруженным вторжением террористических формирований в Республику Дагестан фактически началась эскалация террористической угрозы на всей территории России. Об этом свидетельствует хронология наиболее масштабных терактов в период проведения контртеррористической операции 1999-2001 гг.:

1999 год
19 марта взрыв на Центральном рынке г. Владикавказа, погибли 64 человека, получили ранения более 100 человек
4 сентября г. Буйнакск, Республика Дагестан взорван пятиэтажный жилой дом, в котором жили семьи офицеров 136-й бригады Минобороны России, погибли 64 человека, из них 23 ребенка, ранены 146 человек
В ночь с 8 на 9 сентября г. Москва в результате взрыва дома № 19 на улице Гурьянова погибли более 90 человек, получили ранения около 200 человек
13 сентября г. Москва в 5 часов утра взорван жилой дом № 6 по Каширскому шоссе, погибли свыше 120 человек, в том числе 13 детей
16 сентября г. Волгодонск Ростовская область взрыв девятиэтажного жилого дома, погибли 18 человек, из них двое детей, госпитализированы 85 человек, общее число пострадавших составило 310 человек
2000 год
2 июля г. Аргун, Чеченская Республика проживали челябинские милиционеры, погибли 25 человек, получил ранения 81 человек
9 июля г.Владикавказ, Республика Северная, Осетия - Алания взрыв на Центральном рынке, погибли 6 человек, получили ранения 16 человек
8 августа г. Москва взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади, погибли 12 человек
12 октября в результате взрыва, начиненного взрывчаткой грузовика, у здания Октябрьского РОВД погибли 15 человек, ранены 18 человек
8 декабря г. Пятигорск, Ставропольский край в результате взрыва на автостоянке Верхнего рынка погибли 4 человека, получили ранения 45 человек
9 декабря с. Алхан-Юрт, Чеченская Республика в результате взрыва начиненного взрывчаткой автомобиля у мечети погиб 21 человек, ранены 50 человек
2001 год
5 февраля г. Москва взрыв в подземном вестибюле станции метро «Белорусская-кольцевая», пострадали 200 человек
24 марта г. Минеральные Воды, Ставропольский край около Центрального рынка взорван автомобиль ВАЗ-2103, начиненный 50 килограммами тротила, погиб 21 человек, ранены более 50 человек
19 августа г. Астрахань в результате взрыва на вещевом рынке погибли 8 человек, ранены 70 человек
10 ноября г. Владикавказ, Республика Северная Осетия - Алания в результате взрыва на рынке «Фаллой» погибли 5 человек, получили ранения 66 человек

Военно-силовая составляющая контртеррористической операции 1999 - 2001 гг. явилась точкой отсчета, предопределившей ликвидацию сепаратистского режима и его пособников на территории Чеченской Республики. И все же, несмотря на успех этой операции, главная цель -обеспечение безопасности населения региона от террористической угрозы так и не была достигнута. Напротив, рассредоточившиеся банды экстремистов сделали террор своим основным оружием в дестабилизации обстановки в регионе и других жизненно важных центрах страны. Сам же терроризм принял систематический и целенаправленный характер. Об этом свидетельствует следующая хронология терактов в 2002-2005 годах:

2002 год
8 апреля г. Грозный, Чеченская Република подорван автобус с чеченскими омоновцами, погибли 18 человек, ранены около 20 человек
28 апреля г. Владикавказ, Республка Северная Осетия -Алания в теракте на Центральном рынке погибли 10 человек, ранены 40 человек
6 августа с. Шатой, Чеченская Республика в результате подрыва на фугасе автобуса с чеченцами, служившими в местной комендантской роте, погибли 9 человек, ранены 7 человек
10 октября г. Грозный, Чеченская Республика при взрыве в здании Заводского РОВД погибли 25 милиционеров, ранены 7 милиционеров
23 октября г. Москва захват в заложники более 900 зрителей в Театральном центре на Дубровке, при освобождении погибли 129 заложников
27 декабря г. Грозный, Чеченская Республика взрыв двух грузовиков у Дома правительства, погибли 83 человека, в том числе женщины и дети, получили ранения более 200 человек
2003 год
12 мая ст. Знаменская, Чеченская Республика взорвано здание районной администрации и отдела Управления ФСБ России по СКВО, погибли более 40 человек, ранены более 70 человек
14 мая с. Илисхан-Юрт, Чеченская Республика террористка-смертница подорвала себя в толпе во время религиозного праздника, погибли 18 человек, получили ранения 145 человек
5 июня г. Моздок, Республика Северная Осетия -Алания взрыв автобуса с военнослужащими на аэродроме, погибли 18 человек
5 июля г. Москва во время проведения рок-фестиваля «Крылья» подорвали себя две террористки-смертницы, погибли 16 человек, ранены 20 человек
1 августа г.Моздок, Республика Северная Осетия -Алания террорист-смертник полностью разрушил военный госпиталь, погибли 52 человека, получили ранения более 80 человек
5 декабря г. Ессентуки, Ставропольский край в результате взрыва в электричках погибли 38 человек, ранены 160 человек
9 декабря г. Москва две террористки-смертницы подорвали себя у гостиницы «Националы), погибли 6 человек, ранены 14 человек
2004 год
6 февраля г. Москва взрыв в поезде московского метро, следовавшем по перегону между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», погиб 41 человек, получили ранения около 250 человек
В ночь с 21 на 22 июня Республика Ингушетия в результате диверсионно-террористической акции и нападения на органы внутренних дел погибли 79 человек
31 августа г. Москва теракт у станции метро «Рижская», погибли 10 человек, получили ранения более 30 человек
23 августа взрыв самолетов Ту-134 и Ту-154, погибли 90 человек
1 - 3 сентября г. Беслан, (Республика Северная Осетия -Алания) захват заложников в средней школе № 1, погиб 331 человек, в том числе 186 детей, получили ранения 472 человека, были признаны потерпевшими 1395 человек.

В настоящее время финансирование терроризма рассматривается как весьма уязвимое звено его организации, поэтому все большее внимание уделяется финансовому аспекту борьбы с террористической угрозой.

Так, в докладе России о выполнении резолюции 1373 СБ ООН о борьбе с международным терроризмом говорится, что «финансирование терроризма – самое его уязвимое место. Надежно перекрыть каналы его финансовой политики – значит нанести сокрушительный удар по всей инфраструктуре терроризма ». Страны – участницы ЕС заявили о том, что перекрытие ресурсов финансирования терроризма является одной из ключевых задач Европейского Союза. В совместном заявлении Президента РФ В.В. Путина и Председателя Европейского Совета Г. Верхофстадта на саммите Россия – ЕС в Брюсселе, состоявшемся через 3 недели после атак на Нью-Йорк и Вашингтон, говорится о необходимости решительно действовать в целях блокирования любого источника финансирования терроризма.

В современных условиях особая роль в борьбе с финансированием терроризма в нашей стране отводится Комитету финансового мониторинга России, данный комитет является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. К основным задачам комитета России отнесены сбор, обработка и анализ информации, документов, сведений и иных материалов об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом: кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, нотариусы, адвокаты, аудиторские компании обязаны сообщать сведения об операциях, которые носят запутанный характер, превышают определенную сумму для осуществления государственного контроля. Неисполнение этой обязанности влечет административную ответственность по данной статье КоАП РФ.

Письмом от 17 августа 2004 года № 100-т Центробанк РФ довел сведения об Отчете ФАТФ о типологии отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в 2003-2004 гг. Так, в письме указано, что на пленарном заседании Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), состоявшемся 25 - 27 февраля 2004 г. в г. Париже (Франция), по итогам анализа международного опыта в области противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма принят отчет, в котором рассматриваются наиболее часто используемые схемы и методы отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Внимание акцентировалось на следующих проблемах: безналичные переводы, некоммерческие организации и их связь с финансированием терроризма, уязвимые места страхового сектора с точки зрения отмывания преступных доходов, влиятельные политические лица и лица, оказывающие профессиональные услуги по правовым и финансовым вопросам.

Безналичные переводы представляют собой быстрый и эффективный способ перемещения преступных доходов, поэтому они могут быть использованы для финансирования терроризма. Сложные схемы безналичных переводов могут быть применены для преднамеренного сокрытия источника и места назначения денежных средств, предназначаемых для финансирования терроризма. В настоящее время безналичные переводы, осуществляемые для целей финансирования терроризма, могут быть выявлены с помощью ограниченного количества показателей, к которым, прежде всего, относятся: источник и место назначения денежных средств, а также имена физических лиц, являющихся сторонами по операции, в случаях, когда эта информация является доступной. Во время обсуждения была признана необходимость определить перечень дополнительной информации для выявления подозрительных операций.

Рассмотрение вопроса о неправомерном использовании некоммерческих организаций для целей финансирования терроризма показало, что изменение пути следования весьма незначительного объема денежных средств может представить собой потенциально серьезную проблему финансирования террористической деятельности. Были определены несколько групп некоммерческих организаций, и в каждой группе выявлены связанные с ней риски. Несмотря на то, что в большинстве государств в отношении некоммерческих организаций применяются меры регулирования и надзора, в целях снижения риска неправомерного использования некоммерческих организаций для финансирования терроризма необходимо выработать дополнительные меры. Эксперты пришли к выводу, что для уменьшения рисков финансирования терроризма необходимо разработать и усилить механизмы и способы обмена информацией. Повсеместно признается, что некоммерческие организации играют исключительно важную роль в социальной и финансовой сфере общества, и очевидно, что никто не ставит этот факт под сомнение. Тем не менее, объем денежных средств и других активов, задействованных в благотворительном секторе, сам по себе означает, что направление даже очень небольшой доли этих средств на поддержку терроризма представляло бы собой серьезную проблему. Поэтому международное сообщество должно уделять внимание проблеме недостаточности информации о том риске, которому подвергается сектор некоммерческих организаций, с точки зрения возможности использования его террористами.

Многие некоммерческие организации особенно уязвимы перед злоупотреблениями, связанными с финансированием терроризма, некоммерческие организации пользуются доверием общества, имеют доступ к значительным источникам денежных средств и часто имеют высокий оборот наличных денежных средств. Кроме того, некоторые некоммерческие организации имеют разветвленную сеть подразделений во многих странах, которая обеспечивает основу для внутренних и международных финансовых трансакций, зачастую в сферах, наиболее уязвимых, с точки зрения, использования их для финансирования террористической деятельности. Неправомерное использование некоммерческих организаций для целей финансирования терроризма может осуществляться различными способами. Прежде всего, некоммерческие организации используются террористами и террористическими организациями для сбора денежных средств. Часто (но не всегда) эти организации обращаются за получением статуса благотворительной организации и освобождаются от налогов. Некоторые некоммерческие организации используют довольно агрессивные методы сбора средств, иногда пытаясь получить денежные пожертвования от широких слоев общественности, а в некоторых случаях фокусируя внимание на определенных целевых группах, в частности, внутри конкретных этнических или религиозных общин.

Подтверждено существование целого ряда уязвимых мест для отмывания преступных доходов в страховом бизнесе. Недостаточное регулирование этой отрасли открывает широкие возможности ее использования лицами, отмывающими преступные доходы. В целом данная отрасль считается наиболее всего уязвимой на заключительной стадии цикла отмывания преступных доходов (стадии "интеграции"). Как показывают наблюдения, уровень выявления операций по отмыванию преступных доходов в сопоставлении с размером самой индустрии в целом очень низкий. Это наблюдение, вероятно, потребует дальнейшего углубленного изучения специфики рисков отмывания преступных доходов в каждом секторе, которые формируют отрасль страхования.

В прессе часто появляются сообщения о новых разоблачениях политических деятелей, заподозренных в участии в финансовых преступлениях (особенно связанных с коррупцией). Влиятельные политические лица, замешанные в преступной деятельности, зачастую скрывают незаконно полученное имущество посредством сети компаний - "оболочек" и оффшорных банков, расположенных за пределами своей страны. Влиятельные политические лица часто используют посредников или членов своих семей для перемещения или хранения принадлежащего им имущества. Методы, используемые влиятельными политическими лицами для сокрытия имущества, аналогичны тем, которые применяются при отмывании преступных доходов. Финансовые организации могут выявить потенциальную незаконную деятельность влиятельных политических лиц, используя процедуры повышенной должной осмотрительности, такие же, как и применяемые в целях борьбы с легализацией преступных доходов.

Лица, осуществляющие отмывание преступных доходов, при проведении финансовых операций все чаще пользуются услугами профессиональных консультантов. Тенденция к привлечению различных высококвалифицированных специалистов по правовым и финансовым вопросам для участия в схемах по легализации преступных доходов была ранее установлена ФАТФ и продолжается в настоящее время.

В Российской Федерации формируется механизм государственного контроля за финансовыми операциями, которые могут быть использованы для финансирования террористической деятельности. Для этих целей принят Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" . Согласно п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, исчерпывающий перечень которых установлен подп. 1 - 4 п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в Комитет финансового мониторинга России не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю. Также обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Обязанность по сообщению информации об определенных сделках возложена, также на нотариусов, адвокатов, организации, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги.

Данные организации в соответствии с правилами внутреннего контроля обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер. Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операции или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Центробанк РФ довел до сведения кредитных организаций опубликованный в США список организаций и лиц, подозреваемых в причастности к финансированию терроризма. Одним из основных финансовых источников подпитки терроризма является незаконный оборот оружия и наркотиков.

Хотя национальное законодательство России придает большое значение борьбе с финансированием терроризма, но однако, в Федеральных законах «О борьбе с терроризмом» (1998 г.) и «О противодействии терроризму» (2006 г.) борьба с финансированием терроризма не детализирована . В первом из упомянутых законов в понятие террористической деятельности включалось «финансирование заведомо террористической организации или террористической группы» (ст. 3) без уточнения, что считать «заведомо». Во втором - в трактовке финансирования терроризма сделан даже шаг назад: здесь при определении терроризма говорится: «террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта...». Определение, что именно считать финансированием теракта, отсутствует. Из неясных соображений сужено понимание финансирования терроризма: из понятия террористической деятельности исключена ситуация, когда спонсор финансирует не конкретный теракт, а террористическую организацию как таковую.

Обобщая анализ финансирования терроризма, можно сформулировать следующие практические рекомендации для России . Во-первых, для эффективной борьбы необходимо отслеживать хотя бы в общих чертах структуру притока финансовых ресурсов, поступающих террористам, чтобы концентрировать удары, прежде всего по самым главным потокам усиливая по возможности и более мелкие «ручейки». Во-вторых, для сокращения притока финансов из зарубежных стран необходимо активно популяризировать в западных СМИ информацию о чеченском терроризме как элементе международного исламского терроризма, ломая имидж чеченских сепаратистов как «борцов за независимость» и добиваясь внесения их организаций в международные списки террористических организаций, чье финансирование строго запрещено. В-третьих, для сокращения притока финансов из стран Востока следует вести работу с чеченской диаспорой и с мусульманскими государствами, добиваясь создания легальных, прозрачных для контроля каналов сбора пожертвований на нужды чеченского населения и мусульман России. В-четвертых, в долгосрочной перспективе важнейшим методом борьбы с финансированием терроризма должна стать борьба с теневой экономикой как питательной средой финансирования терроризма. В-пятых, ввиду приоритетной важности борьбы с финансированием терроризма в системе антитеррористических мероприятий целесообразно внести в Федеральный закон «О противодействии терроризму» специальный раздел, посвященный борьбе с финансированием терроризма, либо даже принять специальный Федеральный закон «О борьбе с финансированием терроризма», введя в него расширенную трактовку этого понятия (финансирование не только конкретного теракта, но и организации, признанной террористической). Финансирование терроризма представляет собой тип финансовых преступлений с разрушительными эффектами, которые скрываются за, казалось бы, безобидными финансовыми трансакциями и обладают способностью, в конечном счете, дестабилизировать общество. Террористы часто осуществляют свою неправомерную деятельность через свои сети посредством и при содействии скрытых структур финансовой поддержки. Важно устранить изъяны легальной финансовой системы, которые используются для отмывания преступных доходов и поддержки террористической деятельности.

Возможно принимать во внимание, что вопрос финансирования терроризма будет играть значительную роль в международных отношениях ближайшего времени. Во-первых, вследствие того, что финансирование терроризма - самое уязвимое его место, и, следовательно, борьба с финансированием терроризма - это один из немногих способов противодействия ему на практике. Во-вторых, в свете современной ситуации в западной экономике возможно использование борьбы с финансированием терроризма в качестве внеэкономического инструмента контроля над международной финансовой системой. И в настоящее время просматриваются попытки использования борьбы с финансированием терроризма в политических целях руководством США, что не может не вызывать озабоченности.

Терроризм -- политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror -- страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение»

Финансирование терроризма - это деятельность, направленная на предоставление или сбор средств (в т.ч. денежных) с целью их последующего использования для подготовки и совершения террористического акта террористом либо террористической организацией.

Подобные, но более выверенные и детализированные с точки зрения права, определения понятия "финансирование терроризма" можно найти в нескольких источниках, например в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года. Содержится таковое и в документе, именуемом "Типовое законодательство об отмывании денег и финансировании терроризма", который был подготовлен 1 декабря 2005 года Управлением ООН по наркотикам и преступности (United Nations Office on Drugs and Crime- UNODC) совместно с Международным валютным фондом (International Monetary Fund -IMF).

Упомянутые определения имеют скорее правовую природу и важны, прежде всего, для юридической квалификации финансирования терроризма как преступления. При этом финансирование терроризма преимущественно понимается в узком смысле, лишь в контексте подготовки и совершения террористического акта. Учитывая, что создание террористической организации, т.е. организации, специально созданной для осуществления террористических актов, в определённом смысле является подготовкой к ним, законодательство многих стран под финансированием терроризма понимает в том числе и финансирование террористических организаций.

Тем не менее, даже беглый анализ террористической деятельности, осуществляемой террористическими организациями, показывает, что она, как правило, имеет несколько компонентов, таких как идеологическая подготовка, "боевая" подготовка, непосредственно террористический акт, освещение теракта в СМИ и даже материальная помощь семьям лиц, которые осуществили теракт. Каждый из этих компонентов нуждается в финансировании, а вот методы, способы, каналы и источники могут существенно разниться между собой. Например, для идеологической подготовки в духе религиозной ненависти используются средства определённой религиозной организации. После этого, лица, готовые пожертвовать собой в силу сформированных религиозных убеждений, направляются для дальнейшей "боевой" подготовки, которая финансируется формально другими лицами и иными способами.

Для донесения до общественности своих целей, усиления эффекта террористической деятельности, нередко используются политические или общественные организации, имеющие собственные источники финансирования. Эти организации не имеют видимых связей с террористами, но действуют с ними согласовано в публичной сфере и СМИ. Истории известны подобные примеры. Так, в 1988 году в Великобритании были введены ограничения на предоставление радио- и телеэфира представителям Ирландской Республиканской Армии и деятелям партии "Шинн Фейн", которая, как считалось, действовала в координации с ИРА. Европейская комиссия по правам человека в 1994 г. большинством голосов отклонила поданную журналистами жалобу на эти ограничения.

Таким образом, для эффективной борьбы с терроризмом необходимо широкое понимание термина "финансирование терроризма". Такой подход поможет расширить комплекс мер противодействия финансированию террористической деятельности и будет способствовать повышению эффективности борьбы с терроризмом в целом.

Финансирование терроризма имеет схожие черты с отмыванием денег. Это касается преимущественно методов и способов использования элементов финансовой системы. Однако, финансирование терроризма имеет ряд существенных особенностей, отличающих его от отмывания денег.

Прежде всего, следует отметить, что источниками при отмывании денег всегда являются преступления. Целью же процесса отмывания является желание воспользоваться преступными доходами, предварительно придав им вид полученных легально.

Что касается источников финансирования терроризма, то ими также могут быть преступления. Например, считается, что организация Революционные вооружённые силы Колумбии -- Армия народа (исп. Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia - Ejйrcito del Pueblo), отнесенная США и Европейским Союзом к числу террористических, имеет значительные источники самофинансирования в виде доходов от выращивания коки и похищения людей. Афганское движение "Талибан" также финансировалось за счет доходов от выращивания опиумного мака.

Немецкая террористическая организация Фракция Красной Армии (RAF -- нем. Rote Armee Fraktion), активно действовавшая на территории ФРГ в 1960-1970 гг., самофинансировалась за счет ограблений банков. Известно, что члены этой организации только за один день, 29 сентября 1970 года, ограбили три западноберлинских банка на общую сумму 217499 марок.

Однако, кроме доходов от преступлений, террористическая деятельность может финансироваться и за счет легальных источников, таких как доходы от бизнеса, личные сбережения, пожертвования на благотворительные цели, а иногда и средства государств, поддерживающих терроризм.

Пожертвования на благотворительные цели являются основой финансирования для террористических организаций исламского толка. Это обусловлено религиозными причинами. Ислам поощряет благотворительность, а одним из его пяти столпов является закят - обязательное ежегодное пожертвование на благотворительные и религиозные цели. Также существует нерегулярный и добровольный вид пожертвований, именуемый садака. Пожертвования могут направляться на помощь бедным, неимущим и людям, оказавшимся в чужой стране без средств к существованию (т.н. "путники"); укрепление веры, поддержку лиц, ведущих джихад или осуществляющих любые усилия для распространения ислама, в т.ч. на строительство мечетей, выпуск религиозной литературы и другой печатной продукции, религиозное обучение и т.п.

Сбором пожертвований занимаются различного рода благотворительные организации и фонды, которые и оперируют собранными средствами в дальнейшем. Часть из этих средств используется для финансирования террористической деятельности.

В отличие от отмывания денег, финансирование терроризма осуществляется не с целью воспользоваться преступными доходами, а для достижения политических и идеологических результатов от террористической деятельности.

Финансирование терроризма намного чаще, чем отмывание денег, осуществляется с использованием неформальных (альтернативных) систем перевода денег, таких, например, как "хавала" или курьеров, оперирующих "наличными".

Кроме того, при отмывании денег средства сначала выбывают из формального владения лица-инициатора этого процесса, а затем возвращаются к нему же в "отмытом" виде. При финансировании терроризма, кроме случаев самофинансирования, деньги выбывают из собственности одних лиц, а попадают в собственность других для осуществления террористической деятельности.