Системы управления качеством профессионального образования Полежаева Мария Викторовна, к.п.н., методист Центра качества профессионального образования Департамента образования г. Москвы


Образование - важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно бесполезно. Р. Киплинг От 85 до 98% проблем с качеством возникает из-за системы менеджмента; 2-15% - ошибки исполнителей. (Дж. Джуран и Э. Деминг)


Общие основы управления качеством, основные понятия и определения


Пример не учит ничему, пока он не излагается с помощью теории. Без знания теории копировать успешно работающую фирму, значит накликать на себя беду… Э. Деминг


Что такое качество образования? Совокупность показателей, характеризующих различные аспекты образовательной деятельности Соответствие образовательного процесса определенным нормам Соотношение цели и результата Степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса


Заказчики и потребители (субъекты) образовательных услуг 6


Что такое качество образования? Потребности, цели, нормы (стандарты) Свойства и характеристики = Заказчики и потребители


Что такое качество образования? Сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов и всей системы образования в целом установленным потребностям, целям, требованиям и нормам (стандартам), которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством в целом. (Круглов В., Кутузов В., Пузанков Д., Степанов С. Управление качеством как процесс: типовая модель системы качества образовательных учреждений//Аккредитация в образовании. – 2006. - №7.)


Образование (процесс и результат)


«…подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности…» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года)


Управление качеством профессионального образования - это управление отношением соответствия процесса профессионального образования многообразным потребностям, эталонам, нормам - это воздействие на процессы становления, обеспечения и улучшения качества образования по отношению ко всем объектам и процессам в профессиональном образовании со стороны субъекта управления и организация им обратной связи в соответствии со сформулированными целями, нормами, стандартами - это управление качеством подготовки специалистов

Система менеджмента качества Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики и целей в области качества и достижения этих целей посредством скоординированной деятельности (работ) по выбору ее направления и управлению организацией применительно к качеству. Главная задача СМК - не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции и услуг). СМК призвана обеспечивать качество продукции и услуг предприятия и «настраивать» это качество на ожидания потребителей (заказчиков).


Менеджмент и управление качеством Управление качеством - часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Менеджмент качества это не только выполнение требований к качеству (управление качеством), но и планирование, управление, обеспечение и улучшение качества. Под менеджментом качества понимается следующее: - установление целей и планов в области качества (планирование), - выполнение требований к качеству (управление), - создание уверенности у потребителя, что требования к качеству будут выполнены (обеспечение), - увеличение способности организации выполнять требования к качеству (улучшение).


Терминологический словарь Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений. Рене Декарт


Актуальность проблемы создания системы качества образования Реальное снижение качества подготовки специалистов в российских образовательных учреждениях (ОУ) в конце ХХ – начале XXI века; С 2006 года в системе образования осуществлен переход к комплексной оценке деятельности вузов и ссузов на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего, в частности, и показатель 1.2.3 эффективности внутривузовской системы обеспечения качества образования и систем управления и контроля качества для ссузов. усиление конкуренции между ОУ на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов, включая госзаказ на подготовку специалистов; вступление России в общее Европейское образовательное пространство, которое требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг; регулярное проведение с 2001 г. конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» и региональных конкурсов по системам менеджмента качества образования.



Удовлетворенность работодателей уровнем подготовки выпускников 2009 года


Удовлетворенность работодателей уровнем подготовки выпускников 2009 года


Удовлетворенность работодателей уровнем подготовки выпускников 2009 года


Мнения экспертов о причинах необходимости внедрения системы качества образовательной деятельности (в % от количества опрошенных)


Для элементарного порядка в «работе» подразделений и во взаимодействии структурных подразделений (в части ведения документации, выполнения обязательных для исполнения требований, организации работ служб и подразделений и др.). Для устранения барьеров между структурными подразделениями. Для уверенности в достижении поставленных целей. Для повышения результативности и эффективности деятельности ОУ. Для повышения удовлетворенности потребителей. Для устранения потерь на стыках «функционала». Для чего нужна СМК в ОУ? (внутренние аспекты)Самые популярные ответы:


Для чего нужна СМК в ОУ? Требования потребителей; Законодательные требования; Конкуренты; Удовлетворенность персонала; Результативность процессов; Конкурентоспособность продукции.


Модели менеджмента качества образовательного учреждения


Принципы построения систем качества ОУ могут базироваться на следующих документах и моделях систем качества в образовании: Стандарты по менеджменту качества серии ISO 9000:2008 (ГОСТ Р ИСО 9000-2008) «Стандарты и директивы для гарантии качества высшего образования в европейском регионе», разработанные Европейской сетью (ассоциацией) гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования Типовая модель системы качества образовательного учреждения Модель самооценки и совершенствования деятельности ОУ в области менеджмента качества, гармонизированная с моделью Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) Модель конкурса Рособрнадзора «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» Акты Российской Федерации, отражающие требования к лицензированию, аттестации и аккредитации ОУ


ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Типовая модель СУ ОУ Классическая модель системы управления качеством вуза Модель, основанная на отдельных механизмах контроля качества образовательной деятельности (РИТМЮ ЦИПС, автоматизированного делопроизводства и др.) Модель одного из конкурсов в области качества Другая


International Organization for Standardization, ISO - ISO – международная организация, занимающаяся выпуском стандартов и проблемами сертификации; - сфера деятельности ISO касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники; Стандарты серии ISO 9000 - добровольный международный эталон для разработки системы управления производством продукции и предоставления услуг для обеспечения качества в соответствии с требованием заказчика.


28 СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА СЕРИИ ISO-9000 - ISO 9000 - серия стандартов по созданию на предприятии системы управления качеством, которая представляет собой набор предписаний по повышению эффективности происходящих на предприятии процессов с целью улучшения выпускаемой продукции и услуг; - серия стандартов ISO 9000 была разработана комитетом ISO и впервые опубликована в 1987 г., затем - в 1994 г. и в 2000 г., а сегодня действует уже четвертая версия стандартов, принятая к применению в ноябре 2008 г. Международной организацией по стандартизации (ISO); - на данный момент во многих странах мира ISO 9000 является государственным стандартом; - более 140 образовательных учреждений в России сертифицировали свою систему качества на соответствие этим стандартам.


Основные принципы менеджмента качества 1. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ ISO 9000: 2008 2. ЛИДЕРСТВО РУКОВОДИТЕЛЯ 3. ВОВЛЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ 4. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД 5. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ 6. ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ 7. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ФАКТАХ 8. ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ


Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе


31 СТАНДАРТЫ СЕРИИ ISO 9000 - ISO 9000:2005 (ГОСТ Р ИСО 9000:2008) "Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь" - стандарт, определяющий терминологию системы менеджмента качества (СМК), а также принципы, на которых базируется СМК. В 2005 г. ISO выпустила новую версию этого стандарта ISO 9000:2005. В новой версии расширена терминология системы менеджмента качества. - ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001:2008) "Система менеджмента качества. Требования" - устанавливает требования, которым должна соответствовать система менеджмента качества организации; - ISO 9004:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001:2001, следующая версия 2009 года еще не принята) "Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества" - определяют возможности организации по совершенствованию системы менеджмента качества


Основа СМК - Цикл Деминга (PDCA)

Типовая модель системы качества образовательного учреждения Разработана СПбГЭТУ «ЛЭТИ» совместно с ведущими вузами РФ в 2007 г. Основа – стандарты и руководства гарантии качества образования Европейских стран (ENQA), ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Рекомендована Федеральным агентством по образованию и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки решением Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования Рособрнадзора от 02.02.2007 рекомендовали к внедрению в учреждениях ВПО и СПО. Web-сайт «Качество и образование» www.tqm.spb.ru Портал поддержки систем качества www.quality.edu.ru/quality/


Учреждения СПО, принимающие участие в проекте ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» ГОУ СПО «Алтайский промышленно-экономический колледж» ГОУ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж» ГОУ НПО «Профессиональный лицей №26», г.Тула 35


В основу документа «Стандарты и директивы ENQA» положены следующие основные принципы внешней и внутренней гарантии качества высшего образования на территории Европы: заинтересованность студентов, сотрудников и общества в целом в хорошем качестве высшего образования; важность организационной автономности, с осознанием, что независимость подразумевает большую ответственность; поставщики высшего образования несут основную ответственность за гарантию его качества; интересы общества, касающиеся качества и стандартов высшего образования, должны быть защищены; качество образовательных программ должно улучшаться и развиваться; должны существовать действенные и эффективные организационные структуры, предоставляющие и поддерживающие образовательные программы


В основу документа «Стандарты и директивы ENQA» положены следующие основные принципы внешней и внутренней гарантии качества высшего образования на территории Европы: очень важна прозрачность в использовании внешней экспертизы процессов гарантии качества; необходимость соответствия внешней оценки качества своим целям. Для достижения этих целей внешняя оценка качества должна накладывать только соответствующую и необходимую нагрузку (не более того) на образовательные заведения; должно поощряться развитие культуры качества в вузах; должны разрабатываться процессы, с помощью которых вузы смогли бы продемонстрировать свою отчетность, включая отчетность за общественные и частные материальные инвестиции; гарантия качества с целью отчетности полностью равна по значимости гарантии качества с целью совершенствования учебного процесса; учебные заведения должны демонстрировать свое качество как внутри страны, так и на международной арене; используемые процессы гарантий качества не должны подавлять многообразие и новаторство.


Реализация требований ENQA полностью зависит от понимания учебными заведениями (на всех их уровнях) того, что: их программы имеют ясные и ожидаемые результаты; их работники готовы и могут осуществлять учебный процесс, что поможет студентам достичь этих результатов; предусмотрено полное, своевременное моральное и материальное поощрение тех работников, которые демонстрируют мастерство, компетентность и преданность делу. Все учебные заведения должны стремиться к улучшению и совершенствованию уровня образования, предлагаемого студентам.


Типовая модель системы качества ОУ


Формирование стратегии, политики и целей в области качества Планирование и постоянное улучшение деятельности ОУ Управление ресурсами, включая преподавательский состав и другие ресурсы, требуемые для обучения студентов (финансовые, материальные, информационные и т.д.) Управление процессами и процедурами Мониторинг и контроль Типовая модель СК ОУ включает:


Структура документации СМК Документирование СМК в ОУ


Процесс. Описание процесса Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.


Основное отличие функционального подхода от процессного заключается в следующем: 1) Деятельность в рамках процесса производит продукт, требования к которому определены внутренним или внешним потребителем, и эти требования измеряются. 2) Функциональное управление подразделением предполагает, что подразделение в своей деятельности реализует сформулированную для него функцию, не ориентируясь при этом на потребителя, и отчитывается только перед своим руководством. Процессный подход в управлении ОУ


Внедрение процессного подхода к управлению Функциональный Процессный подход подход


Проблема выбора модели СМК Сертификация и международное признание


Этапы разработки и внедрения системы качества 1. Формирование организационной структуры системы качества. 2. Обучение высшего руководства и части персонала, задействованного в процессе разработки СК ОУ. 3. Анализ потребностей рынка образовательных услуг, рынка рабочей силы и других заинтересованных сторон. Формулировка стратегии, политики, целей и задач ОУ в области качества. 4. Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и структурные подразделения ОУ. 5. Обучение персонала. 6. Самооценка ОУ (обследование рабочих процессов) и анализ существующей документации.


Этапы разработки и внедрения системы качества 7. Определение и описание рабочих процессов, упорядочивание существующей документации. 8. Разработка документации системы качества (рабочие инструкции, документированные процедуры, Руководство по качеству). 9. Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов. 10. Организация оценки удовлетворенности всех заинтересованных сторон (необходимо проводить на регулярной основе). 11. Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий.


Модель совершенствования деятельности образовательного учреждения в области менеджмента качестваhttp://www.tqm.spb.ru/smkpage.shtml Под Моделью совершенствования деятельности ОУ понимается определенная совокупность критериев и составляющих, характеризующих основные компоненты деятельности ОУ с позиций менеджмента качества, а также описание «уровней совершенства» (квалиметрических шкал в виде матриц) всех составляющих, которые в совокупности определяют все процессы ОУ, направленные на достижение требуемых результатов по качеству. Модель содержит 9 критериев и 60 подкритериев


Самооценка СМК по Модели совершенства деятельности

Модель конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» Рособрнадзора (http://www.usr.misis.ru/)


Преимущества внедрения системы качества на основе ИСО 9001:2008 Внедрение на основе стандартов ИСО 9000 систем менеджмента качества образовательных учреждений позволяет перевести образовательный процесс на новый уровень управления с полной ориентацией на потребителей вырабатываемые цели и задачи учебного заведения напрямую связаны с потребностями и ожиданиями потребителей; при отсутствии формального подхода во внедрении СК учебное заведение получает четкую внутреннюю систему, гарантирующую оказание потребителю качественных образовательных услуг.


Преимущества внедрения системы качества на основе ИСО 9001:2000 повышение конкурентоспособности учебного заведения за счет создания механизмов быстрой реакции на меняющиеся потребности рынка труда и адаптации к ним, что приводит к повышению удовлетворенности потребителя и как следствие к увеличению прибыли; повышение репутации учебного заведения в глазах потребителей и заинтересованных сторон, таких как государство, предприятия-работодатели, обучающиеся и их родители; образовательное учреждение получает более высокую степень доверия со стороны представителей надзорных органов, лучшее соответствие законодательных нормам и правилам;


Преимущества внедрения системы качества на основе ИСО 9001:2000 улучшение взаимосвязи между персоналом и руководством учреждения; упорядочение и оптимизация документации; выявление поставщиков, максимально удовлетворяющих требованиям образовательного учреждения и влияющих на качество оказания образовательных услуг.


Полезные ссылки http://www.quality.edu.ru/ Портал поддержки систем управления качеством http://www.tqm.spb.ru/ Портал Качество и образование http://www.quality21.ru/ Качество. Инновации. Образование http://www.quality-journal.ru/ Журналы по качеству http://www.rusregister.ru/index.shtml Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» http://www.standard.ru/index.html Портал по проблемам стандартизации и управления качеством http://quality.eup.ru/index.php Ресурс, посвященный менеджменту качества http://ktk.zaural.ru/smk/ Курганский технологический колледж, межрегиональный информационный центр поддержки инновационных технологий в образовании http://www.gsspo.ru/ Челябинский монтажный колледж - лауреат конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»


Вопросы для размышления Какие факторы являются ключевыми для качества образования? Какую из моделей вы выбрали бы (или уже выбрали) в качестве основы построения системы качества в вашем образовательном учреждении? Есть ли в ОУ представление о требованиях заказчиков и потребителей? Проводит ли образовательное учреждение самооценку совершенства деятельности в области менеджмента качества?


Спасибо за внимание Полежаева Мария Викторовна, к.п.н., методист Центра качества профессионального образования Департамента образования г. Москвы

Система менеджмента качества - явление в российском образовании сравнительно новое. Возможно, по этой причине практические работники СПО относятся к ней неоднозначно. Одни считают ее полезным нововведением, положительно влияющим на качество образования, другие видят пользу только в одном - улучшении документооборота. Так стоит ли тратить на СМК время, интеллект и деньги?

С этим вопросом редакция обратилась к главному специалисту компании «Русский регистр - Московская инспекция» Тамаре РУСИНОЙ.

Тамара Васильевна, разъясните, какие модели системы менеджмента качества могут использоваться в профессиональных учебных заведениях России?

В качестве основы для создания общеевропейского образовательного пространства приняты стандарты и директивы Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании на территории Европы (ENQA), определяющие базовые требования к системе качества образовательного учреждения. Существует модель, созданная в 2000 году странами-участницами Болонского соглашения и названная именем этой ассоциации - модель ENQA. Ее основу составляют принципы и требования стандартов ISO серии 9000. В странах, подписавших Болонскую декларацию, членство в ассоциации открыто для всех агентств контроля качества образования, следовательно, и для российских.

Можно использовать модель IWA, в основу которой положен международный стандарт ISO/IWA 2:2007 «Системы менеджмента качества - Руководящие указания по применению ISO 9001:2000 в образовании». На основе этого стандарта в России утвержден государственный стандарт ГОСТ Р 52614.2-2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования». Разработчиком стандарта IWA 2:2007 является один из комитетов ISO, а именно Technical Management Board/Social responsibility, отвечающий за стандартизацию в социальной сфере.

Подходит образовательным учреждениям и модель TQM (Total Quality Management), основу которой составляют методы всеобщего управления качеством, гармонизированные с принципами и требованиями стандартов ISO серии 9000.

Но одной из самых распространенных является модель менеджмента качества на основе требований стандарта ISO 9001:2008. Она признана международным сообществом.

Представленный перечень далеко не исчерпывающий, он постоянно растет благодаря инициативе различных организаций и сообществ, в круг профессиональных интересов которых входит обеспечение качества в образовательной сфере. Например, по инициативе Департамента образования г. Москвы разрабатывается Московский стандарт качества образования. Уже имеются критерии, но пока нет индикаторов (они в процессе разработки).

А что собой представляет типовая модель СМК, разработанная по заказу Министерства образования и науки РФ? В чем ее достоинства?

В разработке этой модели принимали участие передовые вузы России, а в основу положены принципы и требования международного стандарта ISO 9001:2000 и принципы Болонского процесса. Ежегодно по критериям этой модели проводится конкурс «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». Модель всем хороша, но в ней нет слова «менеджмент», и такая, казалось бы, «мелочь» не позволяет аккредитовать ее как международно признанную.

- Какие из имеющихся моделей, на ваш взгляд, больше всего подходят колледжам и техникумам?

Образовательное учреждение - как высшего, так и среднего звена - может выбрать любую модель, благо, что все они добровольные. Но в условиях ограниченных ресурсов (лишних денег и времени, как правило, не бывает) наиболее оптимально использовать модель менеджмента качества на основе требований стандарта ISO 9001:2008. Она опирается на положения, принципы и требования стандартов ISO серии 9000, является одной из самых распространенных и признана международным сообществом.

Почему именно стандарты ISO серии 9000?

Во-первых, они являются международными, и при их разработке был учтен лучший мировой опыт в области менеджмента качества. Образовательные учреждения, использующие эту модель, будут конкурентоспособны с точки зрения продвижения своих услуг на российском рынке и привлекательны для международных партнеров, что способствует экспорту образования, развитию научных связей, обеспечивает академическую и профессиональную мобильность.

Во-вторых, эти стандарты являются универсальными, их требования - общие и подходят для предприятий любой отрасли промышленности и организаций сферы услуг, включая систему образования.

В-третьих, практически все рассмотренные выше основные модели гарантий качества, которые используются в сфере образования, гармонизированы с требованиями стандартов ISO серии 9000.

В-четвертых, появляется возможность провести независимую экспертизу внедряемой системы качества на соответствие этим стандартам и вслед за этим - сертификацию (в том числе международную). Подчеркну: потребители доверяют сертификатам соответствия, выданным компетентными и независимыми органами сертификации и являющимся подтверждением качества.

Существует мнение, что системы менеджмента качества настроены в основном на формализацию управления и сильно увеличивают документооборот. Насколько обоснован такой взгляд? Что в целом дает внедрение СМК администрации, педагогам, выпускникам?

Вопросов два, оба важные.

Во-первых, эффективность системы менеджмента качества действительно во многом зависит от того, насколько хорошо она документирована. Но разработка документов не самоцель. Документы нужны для того, чтобы определить методы управления и развития, создать критерии для проверки системы управления. Они помогают повысить эффективность деятельности организации. Стандарт ISO 9001:2008 требует минимальной документации. Глубину описания процессов и объем рабочих инструкций организация определяет сама. А значит, и сверхбюрократию создает сама, собственными усилиями.

Подробное описание требуется только тогда, когда могут возникнуть риски при осуществлении процессов. Главное для учебного заведения - не огромное количество бумаг, а создание четкой системы взаимодействия на горизонтальном уровне, определение требований к процессам и распределение ответственности и полномочий. Ценность СМК не в документах, а в действиях.

Во-вторых, качество работы - один из основных факторов успеха образовательной организации. СМК позволяет достичь качества, которое удовлетворит все заинтересованные стороны. Обозначу только некоторые результаты, ожидаемые от внедрения этой системы:

  • повысятся конкурентоспособность и имидж образовательного учреждения, а также качество услуг;
  • задачи, которые решает вуз или ссуз, будут четко ориентированы на интересы потребителей;
  • эффективнее распределятся внутренние ресурсы, ответственность и полномочия персонала;
  • появится реальное видение достигнутых результатов и параметров процессов;
  • возникнет возможность проводить мониторинг и отслеживать улучшения;
  • при разработке учебно-методических комплексов, проведении занятий и проверке знаний будут использоваться тщательно продуманные и документально оформленные процедуры;
  • снизятся непродуктивные затраты времени и труда на решение множества организационных вопросов;
  • будут систематизированы документооборот и управленческая деятельность.

Систематизация - последняя по счету, но отнюдь не по значимости. Вот картинки, наглядно иллюстрирующие результат систематизации: как было и как стало (рис. 1).

Рисунок 1.

Предположим, что учебное заведение решило разработать и внедрить у себя систему менеджмента качества. Что нужно предпринять для этого?

Обращаю внимание на обязательное условие: решение об организации работ по внедрению СМК принимает руководитель учреждения. Создать результативную систему можно только, тогда, когда руководство образовательного учреждения осознает ее преимущества, станет ее убежденным сторонником и передаст свою убежденность всем сотрудникам. И будет помнить, что СМК не разовое дейст-
вие, но состояние, требующее поддержания ресурсов: материальных, интеллектуальных, временных. Это, пожалуй, главное.

Порядок разработки и внедрения СМК в образовательном учреждении можно разбить на этапы.

Первый этап - организационный. Издается приказ о создании СМК, которым назначаются представитель руководства по качеству и руководитель проекта, ответственный за разработку, внедрение и поддержание системы в рабочем состоянии, утверждаются программы проекта и состав рабочей группы по его реализации.

Заметим: руководитель образовательного учреждения принимает стратегические решения по разработке и внедрению СМК и несёт за них ответственность. Оперативное управление внедрением системы возлагается на представителя руководства по качеству, который может быть назначен и руководителем рабочей группы.

Важно, чтобы все, кто участвует в разработке проекта, прошли обучение требованиям стандарта ISO 9001:2008 года и методам создания СМК. Рабочая группа составляет план, который утверждается руководителем образовательного учреждения. В него включаются следующие виды работ:

  • разработка политики и целей образовательного учреждения в области качества;
  • разработка (уточнение) структуры СМК;
  • определение перечня процессов и их взаимодействия;
  • определение (уточнение) полномочий должностных лиц и их ответственности за СМК;
  • разработка матрицы распределения полномочий и ответственности за СМК;
  • обучение должностных лиц и персонала, привлекаемого к разработке и внедрению СМК.

Второй этап представляет собой комплексный анализ существующей модели (практики) управления образовательными услугами. Основными объектами анализа являются:

  • организационная структура образовательного учреждения;
  • деятельность подразделений по обеспечению качества,
  • положения о подразделениях и должностные инструкции, в которых устанавливаются ответственность и полномочия.

Определяется также, какие документы можно использовать или необходимо разработать для создания новой системы.

После анализа практики разрабатывается концептуальная модель СМК образовательного учреждения.

Третий этап посвящается подготовке одного из основных элементов функционирования системы - документации. Документально оформляются политика и цели образовательного учреждения в области качества, руководство по качеству, основные процедуры, регламенты процессов СМК.

Четвертый этап - апробация и внедрение системы. Он включает введение в действие разработанных документов, анализ СМК со стороны руководства и прочие процедуры. На этом этапе весь персонал образовательного учреждения должен быть ознакомлен с документацией и обучен работе в новых условиях.

Пятый этап - сертификация на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001:2008. В идеале до подачи заявки на сертификацию СМК должна проработать не менее трех месяцев.

Процесс сертификации состоит из предварительного аудита, в ходе которого оценивается степень готовности системы менеджмента качества к сертификации, и основного сертификационного аудита. Промежуток между ними не может превышать шесть месяцев.

В целом процесс разработки, внедрения и подготовки к сертификации СМК образовательного учреждения длится от нескольких месяцев до года.

Если система менеджмента качества уже внедрена и сертифицирована, как часто придется подтверждать ее соответствие стандартам?

Сертификат соответствия требованиям ИСО 9011:2008 имеет период действия три года, затем проводится ресертификация. Новый сертификат тоже выдается на три года. Кроме того, предусматривается ежегодный надзорный аудит системы менеджмента качества.
Сертификация не разовое действие, а бессрочное состояние. Она навсегда.

Существуют ли факторы, которые могут служить причиной неудачи при разработке и внедрении системы менеджмента качества? От чего вы хотели бы предостеречь руководителей, которые решили создавать СМК в своем образовательном учреждении?

Во-первых, хотелось бы сказать, что нельзя формально относиться к проекту по внедрению СМК. Во-вторых, руководителей может ожидать скрытое сопротивление сотрудников учебного заведения. К этому надо быть готовым. Также опыт сертификации большого числа образовательных учреждений показывает, что существуют и другие риски, которые могут свести усилия по внедрению СМК на нет. К ним относятся:

  • недостаточная квалификация участников проекта;
  • недостаточное выделение ресурсов для проекта;
  • отсутствие в образовательном учреждении необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению принципов менеджмента качества;
  • утрата связи с предприятиями и, как результат, ведение обучения в отрыве от потребностей сегодняшнего дня.

Рискует тот, кто считает, что создавать надо систему управления качеством по стандарту ИСО 9001:2008, тогда как на самом деле должна быть построена система управления достижением целей образовательного учреждения с учетом требований этого стандарта. В противном случае СМК получится декоративная, созданная лишь на бумаге с целью получения и предъявления сертификата во время внешних проверок. Это ляжет на плечи персонала тяжелым грузом, который придется «тащить» от аудита
к аудиту.

Бессмысленно поручать создание системы менеджмента образовательного учреждения только менеджеру по СМК или консультанту, нужно, чтобы в этом активно участвовал весь персонал, а лидером был руководитель.

И, наконец, приведу притчу. На строительстве собора в Шартре спросили трех человек, которые катили тачки с камнями, что они делают? Первый пробормотал: «Тачку тяжелую качу, пропади она пропадом». Второй сказал: «3арабатываю хлеб семье». А третий ответил с гордостью: «Я строю Шартрский собор».

Разработка, внедрение, сертификация и поддержание в рабочем состоянии системы менеджмента качества образовательного учреждения требуют времени и значительных усилий. Но все получится, если подойти к делу с таким настроем, какой был у человека, строящего собор.

В заключение было бы интересно узнать, сколько образовательных учреждений среднего звена имеют сертификаты соответствия требованиям стандартов той или модели?

Не располагаю статистикой, но могу сказать, что в пользу Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», сделали свой выбор более 160 ведущих и успешных образовательных учреждений и учебных центров России, Казахстана и других стран бывшего СССР. Среди них немало учреждений СПО. Например, педагогический колледж № 5, технологический № 14, строительный № 12 в Москве, медицинский - в Казани, сервиса и туризма - в Калининграде, техникум компании «Газпром» в Новом Уренгое.

Министерство культуры РФ

ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория (академия)

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Система менеджмента качества образования (СМКО) – комплекс работ по разработке, анализу и утверждению эффективных процедур планирования стратегической деятельности СГК в сфере повышения качества предоставляемых образовательных услуг от формирования нового набора в Вуз до выпуска специалистов и мониторинга их трудовой деятельности.

Область применения СМКО :

· стратегия управления СГК,

· кадровая политика СГК,

· научная и учебно-методическая деятельность,

· редакционно-издательская деятельность,

· все уровни образовательных процессов СГК, в том числе организация учебного процесса, формирование учебной нагрузки, а также структурная и содержательная организация контроля знаний студентов и учебной практики,

· концертно-исполнительская деятельность,

· социальная и учебно-воспитательная работа,

· научно-информационная и материально-техническая база.

Система управления качеством образования в СГК построена с учетом специфики образовательного процесса в творческом вузе и базируется на стратегии менеджмента качества в образовании (задачи, цели, политика).

Основные задачи настоящей СМКО :

· соблюдение и соответствие образовательного процесса СГК требованиям ГОС ВПО и ФГОС ВПО в области культуры и искусства;


· создание результативного управления образовательных процессов, направленных на повышение качества подготовки специалистов;

· следование образовательной стратегии и политике СГК, их корректировка в соответствии с появляющимися изменениями в требованиях к уровню подготовки специалистов.

Создание Системы менеджмента качества образования в СГК преследует определенные цели, среди которых можно выделить внутренние и внешние.

Внутренние цели:

· достижение качественного уровня выпускников СГК, превышающего уровень других аналогичных вузов. Снижение уровня "дефектности" студентов (имеющих многочисленные задолженности, подлежащих отчислению и т. п.);

· реорганизация системы управления вузом, открытие новых специальностей и специализаций, развитие инфраструктуры вуза, обеспечивающей благоприятные условия обучения;

· использование новых образовательных и информационных технологий ;

· повышение профессионального уровня преподавателей и сотрудников консерватории;

· оптимизация учебного процесса с точки зрения минимизации

использования ресурсов без ущерба качеству образования.

Внешние цели:

· расширение и освоение новых рынков поиска абитуриентов и "сбыта" выпускников;

· повышение престижа консерватории;

· информирование профессиональной общественности о достижениях ВУЗа;

· ориентация на удовлетворение требований работодателей, определенных отраслей или определенных регионов.

Политика СГК отражает отношение между обучением и исследовательской работой в образовательном учреждении; стратегию вуза в отношении качества и стандартов; организацию системы гарантии качества; обязанности кафедр, факультетов и других организационных подразделений и персонала в отношении гарантии качества; участие студентов в процедурах гарантии качества; методы, с помощью которых реализуется политика, осуществляется ее контроль и пересмотр.

К документации СМКО относятся:

1. Учебные планы,

2. Рабочие учебные Программы,

3. Учебное расписание,

4. Документы, необходимые консерватории для обеспечения планирования, осуществления процессов обучения/подготовки и управления (внешние документы; внутренние документы СМКО: организационные, распорядительные, информационно-справочные документы).

Организацию и контроль процедур СМКО осуществляют: проректор по УР, начальник УМУ, деканы факультетов, заведующие кафедрами, отдел мониторинга качества образования. Оперативное осуществление СМКО является обязательным для всех обучающихся и работников СГК.

Функционирование СМКО

Система менеджмента качества образования в СГК базируется на деятельности кафедр, факультетов, отделов, управлений. Общее руководство деятельностью вуза осуществляет выборный представительный орган – Ученый совет. Кафедра, как главное звено вуза, осуществляет горизонтальный уровень управления качеством преподавания соответствующих дисциплин, обеспечивает организационно-методическое и техническое сопровождение учебного процесса, проведение научных исследований. Вертикальную структуру управления качеством подготовки специалистов по каждой специальности реализует проректор по УР и деканы факультетов. Вопросы по совершенствованию внутривузовской системы менеджмента качества образования и контроля за соблюдением ГОС ВПО и ФГОС ВПО в учебном процессе находятся под пристальным вниманием Ученого совета, ректората, УМУ СГК.

СМКО соответствует образовательной политике СГК и складывается из следующих принципов:


сохранение традиций старейшего музыкального вуза России.

СМКО регулируется главной функцией системы образования Саратовской консерватории в целом – стремлением к сохранению собственного лица, самобытного почерка сформировавшихся на протяжении почти столетнего существования исполнительских и педагогических школ, которые исходят из принципов обучения, основанных на педагогизации учебного процесса, исполнительской профилизации содержания курсов музыкально-теоретических, исторических и гуманитарных дисциплин, необходимости учета региональных условий.

СМКО учитывает в полной мере задачу осмысления традиций образования Саратовской консерватории с последующим концептуальным обобщением их в единое представление о самобытной системе педагогической школы старейшей русской консерватории. Осознание генеалогии вуза, чувство собственной укоренённости в замечательных традициях – один из мощных духовных ресурсов современного образовательного процесса в СГК.

– открытость СМКО инновационным процессам:

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе;

Создание серверного подразделения СГК.

учет региональных факторов и потребностей современного социокультурного состояния общества:

Реализация в СМКО региональных факторов и потребностей современного социокультурного состояния общества проходит на различных уровнях: от учебно-воспитательной работы ППС до внедрения новых дисциплин в Учебный план.

Ориентация на региональные запросы общества не ограничиваются Саратовом и Саратовской областью . География обучающихся в СГК достаточно обширна (более 80 городов РФ и др. государств), что позволяет поддерживать высокий статус консерватории, влиять на культурный уровень художественного образования во многих регионах Российской Федерации, организовать подготовительную работу и обеспечивать высокий уровень набора абитуриентов, осуществлять мониторинг художественной деятельности выпускников на достаточно большом географическом пространстве.

Управление СМКО

Контроль качества подготовки специалистов в СГК осуществляется на основании разработанной внутривузовской системы менеджмента качества образования и нормативных документов, регламентирующих деятельность всех элементов СМКО, определяющих основные параметры управления, контроля, оценки и регулирования качества подготовки специалистов.

Основные этапы становления СМКО:

Постановка целей. На этом этапе, на основании общих планов системы обеспечения качества, развития вуза, специфики текущего состояния дел определяются наиболее приоритетные аспекты образовательного процесса, на оценивании которых следует сосредоточить больше внимания.

Мониторинг. На этапе мониторинга производится непосредственное оценивание основных объектов в соответствии с поставленными целями. В отличие от большинства исследовательских задач цели проведения мониторинга должны быть достаточно четко ясны всем участвующим в оценивании. Система обеспечения качества подготовки специалистов может быть эффективна только при поддержке ее работы со стороны всех заинтересованных сторон. Поэтому на начальных этапах ее внедрения важно провести обсуждения целей и специфики этой работы со всеми, кто в нее вовлекается .

Анализ количественных данных. По вопросам оценки качества работы вуз опираются на анализ формальных показателей: успеваемость студентов, количественные характеристики ресурсов и условий учебного процесса (число книг, компьютеров, оборудования и т. п.), показатели квалификации преподавателей (число преподавателей, имеющих ученые степени, ученые и почетные звания, участие в творческих проектах, концертах, спектаклях, конференциях, публикации и т. п.) и др.


На этапе предварительного анализа проводится обработка результатов всех проведенных на этапе мониторинга процедур оценивания. Данные обобщаются, и на их основе представляется первичный отчет. Следует отметить, что в отчете необходимо подчеркивать не только проблемы, но и достижения. Особенно стоит выделять те позиции, по которым имеются положительные или отрицательные сдвиги по сравнению с предыдущими аналогичными мониторингами.

На этапе обсуждений проводятся проблемные дискуссии с участниками оценивания, а также с ответственными за обеспечение качества того или иного аспекта образовательного процесса. Формулируются предложения по изменениям для усовершенствования качества.

Принятие решений. Этот этап состоит в обсуждении членами ректората, Ученого совета СГК предложенных путей усовершенствования и принятие решений о преобразованиях. В ходе обсуждения возможна корректировка целей следующего цикла работы системы по обеспечению качества.

Преобразования. На данном этапе осуществляется внедрение принятых решений в образовательный процесс. Оценки результативности реализации решений по усовершенствованию качества, выявление новых проблем и поиск путей их решения проводятся в следующем цикле работы системы по обеспечению качества подготовки специалистов.

Объекты оценивания.

Основным объектом, качество которого рассматривается в рамках СМКО, является образовательный процесс. Однако невозможно говорить о качестве и усовершенствованиях образовательного процесса в целом без выделения его отдельных элементов, качество которых наиболее существенно для качества образовательного процесса как СМКО.

Для разработки Системы менеджмента качества образования в СГК необходимо представить образовательный процесс как систему, основные элементы которой являлись бы объектами оценивания. Исходя из положения о том, что система обеспечения качества должна быть направлена на усовершенствование, в качестве объектов оценивания необходимо рассматривать, прежде всего, те элементы образовательного процесса, на преобразование которых можно реально оказывать влияние на уровне Вуза.

В СГК разработано собственное управление качеством образования подготовки специалистов, структурные и содержательные принципы которого обеспечиваются балансом между:

Уровень стратегического управления.

Уровень стратегического управления ориентирован на повышение эффективности и результативности деятельности многоуровневого образовательного комплекса в целом и обеспечивается деятельностью Ученого совета и ректората.

Уровень оперативного управления.

Оперативное управление СМКО осуществляется посредством формальных и содержательных методов преподавания.

Формальные методы призваны зафиксировать участие (либо неучастие) студентов в образовательном процессе, тем самым, стимулируя их деловую активность . Это – мониторинг посещаемости занятий и готовности студента к занятию (наличие конспектов, фиксация выступлений на семинарах). Конечная цель формальных методов обучения – отсутствие у студентов СГК нарушений учебной дисциплины, высокая посещаемость занятий и успеваемость по учебным предметам всех циклов.

C одержательные методы обучения – знание студентом обязательного минимума содержания основной образовательной программы , его практическое и творческое осмысление.

1) Отражать знание обязательного минимума содержания основной образовательной программы;

2) Стимулировать рост профессионального совершенства через практическое освоение учебного материала (этот критерий обладает широчайшим спектром возможностей, включая, например, приобретение навыков концертно-исполнительской деятельности через участие в академических и классных концертах, освоение основ композиторской работы через сочинение стилизаций и фуг музыковедами, освоение всего комплекса рекомендуемой научной литературы по предметам общегуманитарного цикла);

3) Инициировать творческую активность студентов и эвристическую направленность всего процесса обучения в целом.

Отмеченная методологическая триада (теория – практика – творчество) является алгоритмом регулятивных функций всей СМКО СГК.

Система менеджмента качества в образовании имеет свои особенности.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию

Образование - это процесс обучения, приобретения знаний, просвещения.

Качество образования –это комплексное понятие, которое характеризует эффективность данного вида деятельности с разных сторон – разработка стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и других. О качестве образования судят по качеству выпускников. Качество образования базируется на трех ключевых составляющих:

  • цели и содержание образовательного процесса;
  • уровень профессионализма преподавателей и организации преподавательской деятельности;
  • состояние материально-технической базы и уровень научно-информационной базы учебного процесса.

Под менеджментом качества в образовании понимается планомерное воздействие на всех этапах на факторы и условия, которые обеспечат формирование будущих качественных специалистов, полноценно использующих свои знания, навыки и умения.

В условиях рыночной экономики организация, оказывающая образовательные услуги вообще, и вуз, в частности, сталкивается в своей деятельности со следующими проблемами:

  • конъюнктура рынка меняется быстро; рынок неравномерно насыщается специалистами разных профилей;
  • спрос на специалистов носит непостоянный характер;
  • государство не может регулировать рынок труда и распределение выпускников;
  • большая конкуренция на рынке образовательных услуг за счет роста числа негосударственных организаций (вузов, колледжей);
  • использование устаревших методик обучения снижает эффективность образовательных процессов;
  • система менеджмента качества в образовании призвана решать эти и многие другие проблемы.

Образовательные учреждения, которые стремятся усовершенствовать свою систему, разрабатывают и внедряют у себя в организации систему менеджмента качества, то есть обеспечивают создание системы менеджмента качества на международного стандарта ISO 9001.

Стандарт ISO 9001 разработан Международной Организацией по стандартизации. Он обеспечивает системный подход к обеспечению качества. Этот стандарт помогает решить многие проблемы, связанные с управлением, позволяет улучшить качество услуги/продукта, способствует повышению уровня удовлетворенности потребителя. Внедрение системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001происходит поэтапно. Разработанный на основе многолетнего опыта и огромного количества организаций самых разных профилей, он четко регламентирует все мероприятия, которые проводятся в ходе разработки и внедрения системы менеджмента качества.

Внедрение системы менеджмента качества в области образования преследует следующие цели:

Внутри учебного заведения:

  • в образовательном процессе – повышение успеваемости студентов;
  • реорганизация системы управления учебным заведением;
  • введение в учебную программу новых специальностей и специализаций;
  • развитие инфраструктуры учебного заведения для создания благоприятных условий обучения;
  • введение новых образовательных технологий;
  • повышение уровня профессионализма преподавательского персонала;
  • оптимизация образовательного процесса – рациональное использование ресурсов с максимальной эффективностью.

Внешние цели:

  • повышение конкурентоспособности среди учебных заведений своего профиля;
  • расширение рынка потребителей – абитуриентов, с одной стороны, и организаций - работодателей, нуждающихся в молодых специалистах, с другой стороны;
  • повышение престижа вуза;
  • постоянная ориентация на конъюнктуру рынка специалистов, информированность.

Система менеджмента качества в образовании, будучи внедренной и действующей, позволит выйти учебному заведению на новый уровень. Четкое распределение обязанностей и ответственности за выполнение работы на своем участке, унификация процессов обучения, их согласованное действие, своевременное выявление и устранение недостатков будут способствовать улучшению подготовки специалистов. Это, безусловно, повысит степень доверия заказчиков, заинтересованных в молодых специалистах. Качественное образование, престиж среди абитуриентов и хорошая репутация в обществе – все это даст система менеджмента качества, действующая в вузе. В итоге, вуз будет выпускать качественных специалистов и улучшит свое экономическое положение.


Пример не учит ничему, пока он не излагается с помощью теории. Без знания теории копировать успешно работающую фирму, значит накликать на себя беду… Э. Деминг О семинаре Цель: Рассмотрение основных понятий создания системы менеджмента качества (СМК) в образовательном учреждении (ОУ) Уровень: базовый Аудитория: Директора институтов, руководители структурных подразделений ТГУ


Содержание семинара Раздел Актуальность развития менеджмента качества в образовании. 1.2 Существующие модели СМК, применяемые в образовательных учреждениях (ОУ). 1.3 Принципы менеджмента качества. Раздел Процессный подход к управлению ОУ. 2.2 Документирование СМК в ОУ. «…качество - это нечто, что становится глубоко личным. Это выбор определенного образа жизни, способа взаимодействия с другими. Это не река, которую можно перейти вброд. Это океан. Если Вы не нырнете туда и не погрузитесь с головой сами, тогда у вас нет возможности уговорить всю организацию прыгнуть туда. Вот почему качество начинается сверху, с руководителей организации».


Актуальность менеджмента качества в образовании 1. Реальное снижение качества подготовки специалистов в российских образовательных учреждениях (ОУ) в 80-х 90- годах ХХ века. 2. Организация комплексной оценки деятельности ОУ, включающая оценку системы обеспечения качества образования. 3. Усиление конкуренции между ОУ на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов. 4. Ужесточение требований потребителей и заинтересованных сторон к образовательным услугам. 5. Вступление России в общее Европейское образовательное пространство (Болонская декларация), которое требует унификации процессов обеспечения и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг.


Основные мировые тенденции в сфере менеджмента качества: Разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования Европейских стран в рамках Болонского процесса. Создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ Европейских стран. Разработка и внедрение СМК ОУ для обеспечения качества образовательных услуг. Переход от процедур внешнего контроля качества ОУ (на базе национальных систем аттестации и аккредитации) в сторону внутренней самооценки ОУ (на основе моделей СМК).




Для чего нужна СМК в ОУ? Самые популярные ответы на вопрос: Для повышения качества и производительности Для снижения затрат Для повышения конкурентоспособности Для укрепления экономической стабильности Для ориентации на потребителей Для улучшения производственного климата Для соответствие законам Для охраны окружающей среды СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА


Самые популярные ответы: Для элементарного порядка в «работе» подразделений и во взаимодействии структурных подразделений (в части ведения документации, выполнения обязательных для исполнения требований, организации работ служб и подразделений и др.). Для устранения барьеров между структурными подразделениями. Для уверенности в достижении поставленных целей. Для повышения результативности и эффектив- ности деятельности ОУ. Для повышения удовлетворенности потребителей. Для устранения потерь на стыках «функционала». Для чего нужна СМК в ОУ?


Качество - это степень соответствия присущих характеристик требованиям, под которыми понимается потребность или ожидание, установленное, предполагаемое или являющееся обязательным. Качество образования – это совокупность его свойств, которое обуславливает способность удовлетворять требования заинтересованных сторон. Образовательный процесс - процесс, результатом которого является образовательная продукция Образовательная продукция - продукция в области образования . Основные понятия


Обеспечение качества – это факторы, условия и ресурсы, позволяющие достичь целей по качеству. Это учебно- методическая среда, материальная база, способности персонала, подготовленность и мотивация студентов, финансовое обеспечение, информационное обслуживание. Болонский процесс – процесс интеграции и гармонизации систем высшего образования в странах Европы, ставящий целью построения Европейской зоны высшего образования, в которой студенты и преподаватели вузов будут активно участвовать в академической мобильности и получать быстрое и правильное признание своей профессиональной квалификации. Основные понятия




Система управления деятельностью организации - система, направленная на обеспечение соответствия предпринимаемых действий установленным планам организации. Система менеджмента качества – совокупность элементов для разработки Политики и целей в области качества и достижения этих целей [ГОСТ Р ИСО 9000:2001]. Система менеджмента качества – это инструмент, позволяющий достигнуть поставленные цели организации. Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности [Словарь Ожегова]. Цели в области качества – цели, которых добиваются или к которым стремятся [ГОСТ Р ИСО 9000:2001]. Область сертификации СМК в ОУ – образовательная услуга.


Существующие модели СМК в ОУ 1. Модель СМК в соответствии с требованиями стандартов серии ИСО 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО).




4. СМК Потребит ель Требова ния Потреби тель Удовлет воренно сть 5. Ответственность руководства 6. Менеджмент ресурсов 8. Измерение, анализ и улучшение 5.1 (4.1; 4.2) 5.2 (4.3) 5.3 (4.1) 5.4 (4.1; 4.2) 5.5 (4.1) 5.6 (4.1) 7.1 (4.2; 4.9; 4.10) 7.2 (4.3) 7.3 (4.4) 7.4 (4.6) 7.5 (4.7; 4.8; 4.9; 4.10; 4.12; 4.15; 4.19) 7.6 (4.11) 6.1 (4.1) 6.2 (4.1; 4.18) 6.3 (4.1; 4.9) 6.4 (4.9) 8.1 (4.10; 4.17; 4.20) 8.2 (4.9; 4.10; 4.17; 4.20) 8.3 (4.13) 8.4 (4.14; 4.20) 8.5 (4.1; 4.14) 4.1 (4.2) (4.2; 4.5) (4.5) (4.16) Продукция ВХОД Существующие модели СМК в ОУ


Обозначение Содержание ИСО 9004 (ГОСТ Р ИСО 9004) Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности ИСО 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001) Системы менеджмента качества. Требования Описывает основные положения СМК и устанавливает терминологию для СМК Определяет требования к СМК для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей Содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность СМК. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации, удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон Содержит методические указания по аудиту (проверке) СМК и охраны окружающей среды ИСО 9000 (ГОСТ Р ИСО 9000) Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ИСО (ГОСТ Р ИСО 19011) Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и охраны окружающей среды СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТОВ СЕРИИ ИСО 9000: 2000


Адаптация требований ИСО 9001:2000 к образованию ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования». 1.IWA 2:2003 «Система менеджмента качества. Руководство по применению ИСО 9001:2000 в образовании»; 2. ГОСТ Р ИСО «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению в сфере образова- ния».










5. Модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и ее модификации для высшего образования. 6. Модель Центра исследований политики в области высшего образования (CHEPS) университета Твенте (Нидерланды). 7. Модель Ассоциации университетов Нидерландов (VSNU). 8. Бельгийско-нидерландская модель (HBO Expert Group). 9.Модель национальной американской премии по качеству «Baldrige National Quality Award» в области образования. 10. Модель эталонного тестирования для Австралийских университетов. Существующие модели СМК в ОУ






Выбор модели СМК в ОУ Все вышеперечисленные модели СМК базируются на основных принципах менеджмента качества, отра- женных в стандартах серии ИСО 9000:2000. Организация сама выбирает модель СМК. Критерий выбора модели: СМК должна обеспечивать выполнение поставленных целей и реализацию выбранной Политики ОУ в области качества


Реализация принципов менеджмента качества в ОУ 1. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ ISO 9000: ЛИДЕРСТВО РУКОВОД ИТЕЛЯ 3. ВОВЛЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ 4. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД 5. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ 6. ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ 7. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ФАКТАХ 8. ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ




Что дает реализация принципа: - понять текущие и будущие потребности Потребителей; - выполнять требования Потребителей; -превосходить ожидания Потребителей. Тем самым повышать его удовлетворенность! Как реализовать принцип: - Анкеты или результаты опросов Потребителей; - Косвенная информация (например, приобретение/потеря постоянных клиентов, доля рынка). - Реализация требований ГОС в учебно-методической документации. 1.Ориентация на Потребителей


2. Лидирующая роль руководства Руководители обеспечивают единство стратегии, целей и направлений деятельности организации Для реализации данного принципа руководство организации должно: Своим личным примером демонстрировать приверженность к качеству; Обеспечивать атмосферу доверия; Инициировать, признавать и поощрять вклад людей в развитие системы менеджмента качества; Поддерживать открытые и честные взаимоотношения; Заботиться об обучении персонала; Обеспечивать людей необходимыми ресурсами и свободой действий в рамках установленной ответственности; Устанавливать стимулирующие цели и руководить достижением этих целей.


3. Вовлечение работников Работники на всех уровнях – основа и главное богатство организации. Их полное вовлечение (участие) дает возможность использовать их способности для выгоды организации. Сотрудники, вне зависимости от их должности, способны влиять на достижение организацией поставленных целей. Через вовлечение людей, использование их навыков и знаний, организация создает среду, в которой люди могут обеспечивать или помогать достижению организацией своих целей.


4. Процессный подход Если Вы не можете описать то, что Вы делаете как процесс, Вы не знаете то, что Вы делаете. Э. Деминг Процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимо- действующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы. [ГОСТ Р ИСО 9000:2000] Желаемый результат (цель) достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Работу всей организации можно представить как совокупность различных видов деятельности по преобразованию ожиданий и требований потребителей в нужную им продукцию.


5. Системный подход к менеджменту Выявление, понимание и менеджмент взаимодействующих процессов как системы вносят вклад в: эффективность организации; результативность организации при достижении ее целей. Для реализации данного принципа организация должна: Определить элементы системы в целом, для чего идентифицировать имеющиеся и дополнительно разработать необходимые процессы, которые влияют на достижение целей организации; Формализовать систему, чтобы достичь цели наиболее эффективным способом; Понять взаимозависимости между процессами системы; Непрерывно улучшать систему через измерение и оценку.


Применение принципа постоянного улучшения означает: Постоянное улучшение продукции, процессов и систем, которое становится задачей всех и каждого в организации; Непрерывное улучшение результативности и эффективности всех без исключения процессов; Поощрение проведения мероприятий по улучшению; Получение всем персоналом знаний и подготовки, необходимых для оперирования методами и инструментами постоянного улучшения, такими как: - методы устранения проблем; - разработка мероприятий и постановка целей, позволяющих направлять работу по улучшениям и отслеживать их проведение. 6. Постоянное улучшение


Эффективные решения принимаются на основе анализа данных и информации. От руководителя любого ранга в организации требуется принимать решения. И эти решения будут влиять на то, как организация достигнет поставленных перед ней целей. Применение принципа «принятия решений на основе фактов» означает: Проведение измерений, сбора данных и информации касательно поставленных целей; Проверка данных и информации на предмет их достаточной точности, надежности и того, насколько удобно их получать; Анализ данных и информации с помощью подходящих методик; Понимание значения применения подходящих статистических методов. 7. Принятие решений, основанных на фактах


Организация зависит от своих поставщиков и наоборот. Установление взаимовыгодных отношений повышает способности обеих сторон создавать то, что имеет ценность. Применение принципа «установления взаимовыгодных отношений с поставщиками» означает: Установление ситуации прямого и открытого общения; Появление инициатив по совместной разработке и усовершенствованию продукции и процессов; Проведение совместной работы с целью определения, чего хочет потребитель; Обмен информацией и участие в будущих планах друг друга; Признание улучшений и достижений в работе поставщика. 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками




1. Отсутствие поддержки первого руководителя ОУ; 2. «Копирование» документации другой организации; 3. Перекладывание на подчиненных своих ролей при внедрении СМК; 4. Перекладывание на консультантов своих ролей в проекте; 5. Попадание в зависимость от консультантов; 6. Излишняя регламентация деятельности. Распространенные ошибки при внедрении СМК


Основные результаты внедрения СМК в ОУ: - Способствует упрощенному прохождению процедур аккредитации Института Рособрнадзором; - Обеспечивает экономию материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешних экспертиз (лицензирование и аккредитация); - Упрощает прохождение международной аккредитации Института в рамках Болонского процесса; - Снижает затраты на обучение при соответствующем улучшении качества работы, повышении ответственности и исполнительской дисциплины; - Обеспечивает сертификацию СМК по международным стандартам, что повышает качество международного сотрудничества во всех направлениях.






Составляющие стратегии 1. Миссия – для чего создана наша организация. 2. Видение – какой должна быть наша организация через определенное время. 2. Ключевые факторы успеха (КФУ) – как достичь желаемого состояния. КФУ – это факторы, совершенство которых важно для выживания организации. КФУ – это факторы, наиболее значимые для успеха. 3. Стратегические цели – конкретные шаги к достижению желаемого состояния. 4. Тактические цели – детализация стратегических целей. 5. Политика в области качества – какие принципы мы будем использовать при реализации нашей стратегии. Что дает внедрение СМК в ОУ?


Разработка видения организации Видение (Vision) - идеальное представление организации как лидера, руководящая философия бизнеса, идеальная картина будущего компании, которую она может достичь при благоприятных условиях. Видение (цели и задачи организации в общем) должно быть сформировано и доведено до персонала. Это необходимо для того, чтобы персонал мог видеть, на что направлена его деятельность, и тем самым, повышать результативность и эффективность данной деятельности. Видение должно быть разработано на определенный срок реализации (3-5 лет). Видение организации отвечает на вопрос «Какой должна быть организация через … лет». Что дает внедрение СМК в ОУ?




Цели в области качества должны обладать следующими признаками: 1. Цели должны быть измеримыми и подвергаться мониторингу. 2. Цели должны быть конкретными, т.е. четко определены и однозначно поняты всеми участниками. 3. Цели должны быть достижимыми, т.е. вероятность их достижения должна быть высокой (более 75%). 4. Цели должны быть ориентированными на результат, т.е. должны быть связаны с достижением реального улучшения, а не только с ростом усилий (польза должна превысить затраты). 5. Цели должны быть ограниченными во времени, т.е. время начала и продолжительность работ по достижению цели должны быть определяемыми. Цели подразделяются на стратегические (более 3 лет), среднесрочные (1-3 года) и срочные (менее 1 года). 6. В процесс достижения целей должен быть вовлечен весь персонал, заинтересованный и связанный с их достижением. Определение измеримых целей ОУ Что дает внедрение СМК в ОУ?