В Мехико есть немало зданий, имеющих историческую ценность, но одно из них занимает совсем особое место. Это необычное сооружение напоминает крупный сверкающий перстень, каждая грань которого представляет собой отдельное произведение искусства, выполненное рукой гениального мастера. Мексика, а вместе с ней и весь мир обладают величайшим творением - «Полифорумом» Давида Альфаро Сикейроса.

Мексиканский художник Д.А. Сикейрос прожил бурную жизнь. Он был революционером в искусстве и политике, участником мексиканской революции и национально-освободительной войны в Испании, активным деятелем движения борцов за мир. Искусство и политическая борьба для Д.А. Сикейроса никогда не разделялись. Конечно, художник мог бы отдать свои силы искусству и не участвовать непосредственно в борьбе, оставаясь при этом глубоко социальным и революционным в своем творчестве. Однако Д. Сикейрос мыслил свою жизнь по-другому. Он был коммунистом, членом Мексиканской коммунистической партии по своим убеждениям и поступкам, вот почему его искусство так же ярко, как и породившая его эпоха.

Коммуниста Д.А. Сикейроса на долгие месяцы и даже годы заключали в тюрьму, и, конечно, в это время он не мог сделать много как художник. Но когда Д. Сикейрос выходил на свободу, его кисть обретала новую мощную силу. Никакая тюрьма не могла поколебать его убежденности в правоте своего дела, и искусство мексиканского художника всегда вдохновлялось этой убежденностью.

Д.А. Сикейрос всегда мечтал о мурализме - монументальной настенной живописи. Даже «Герника» П. Пикассо не впечатлила мексиканца, так как ему виделись только огромные фресковые росписи, которые должны потрясать огромные массы народа. И не только потрясать, но и пробуждать в них непреодолимое желание действовать, бороться, сражаться за социальную справедливость и против фашизма. Художник считал, что фрески должны воздействовать на человека даже тогда, когда он проходит мимо них.

Непосредственным толчком к созданию «Полифорума» явилась прихоть одного заказчика, который мог финансировать работу. Мануэль Суарес задумал построить здание, которое бы стало штаб-квартирой администрации крупных мексиканских и международных промышленных синдикатов. Стены этого здания он мечтал украсить одной громадной, почти безграничной фреской. Прославленному к тому времени художнику Д.А. Сикейросу была предложена для росписи универсальная тема - «История человечества». Художник, сам мечтавший о подобной, всеохватывающей теме, на первом этапе работы все же решил ее ограничить. Уточнение это было согласовано, договор с заказчиком составлен, а будущее здание получило название «Капелла Сикейроса».

Д. Сикейрос считал, что монументальная живопись не может создаваться художником-одиночкой, и к созданию «Полифорума» он привлек много мастеров - гораздо больше, чем для какой-либо другой из своих работ. Коллектив подобрался пестрый и многоликий. Наряду с художниками-ветеранами, в группу Д.А. Сикейроса вошли художники или никогда не работавшие с великим мастером, или просто очень молодые, еще начинающие. Они съехались со всех концов Мексики и из стран Латинской Америки, из Египта, Италии, Франции, Израиля, Японии. «Ноев ковчег», - шутили сами художники. «Всемирный интернационал», - со всей серьезностью поправлял их Д. Сикейрос.


Прежде чем приступить к созданию «Капеллы», надо было организовать просторные мастерские, где бы можно было создавать проект здания и подготовить десятки панелей, покрытых живописью. Объем предстоящих художественных работ был так громаден, что эти мастерские со временем превратились в небольшой завод со специализированными цехами - сварочным, литейным, химическим, электротехническим и др. Кроме того, в них предусматривались и художественные ателье, в которых каждый из живописцев или скульпторов мог бы работать над своими эскизами или порученной ему частью росписи. Все эти мастерские разместились в отдаленном, но весьма большом здании, расположенном в Колониальном сквере города Куэрнавака - «крае вечной весны».

Свой творческий коллектив Д. Сикейрос разделил на четыре секции, каждой из которых ставилась вполне конкретная творческая задача. Одна, например, разрабатывала общую модель здания; другая исследовала материалы, пригодные для основы под живопись и самого красочного слоя и т.д.; третья под непосредственным наблюдением самого Д. Сикейроса работала над композиционным и цветовым решением первой росписи. В четвертой секции занимались координацией отдельных частей комплекса и решением проблем оптического восприятия фресок с разных точек зрения.

На этом этапе работы большую помощь творческому коллективу оказала фотография. Как только какая-нибудь идея приобретала хотя бы эскизное воплощение, ее тут же фиксировали на фотопленке. Затем изображение увеличивалось, уменьшалось, сопоставлялось с другими фрагментами, и, таким образом, фотография позволяла отобрать из огромного количества вариантов тот «единственный», который удовлетворял всех.

К январю 1967 года была сделана первая модель «Капеллы Сикейроса» - модель большого здания прямоугольной формы, которое должно было расположиться на авениде Инсурхентес (улице Повстанцев) в Мехико. Тогда же были представлены эскизы грандиозной росписи «Марш человечества в Латинской Америке». Но анализ этих работ показал, что выбранная для «Капеллы» прямоугольная форма является не лучшим пространственным решением: в прямых углах между стенами и между стенами и потолком живопись практически «не работала». Д. Сикейрос же всегда в последние работы переносил фресковую живопись со стен прямо на потолок, а с него на противоположные стены. Художник утверждал, что такая живопись должна свободно «расплескиваться» в пространстве, а аккуратные прямоугольные стены сковывали этот богатырский «всплеск». После долгих поисков было решено выстроить стены по сторонам 12-гранного многоугольника, который будет тяготеть не к кругу, а к эллипсу. В этом случае динамичность восприятия зрителем живописи приобретет еще большую напряженность и многоаспектность, да и сам зритель, в своем стремлении как можно лучше обозреть фрески, будет постоянно двигаться внутри зала.

Пока решались архитектурные вопросы, шла не менее напряженная работа у художников-живописцев. Сам Д. Сикейрос определил главную тему «Полифорума» как «победный марш человечества, начавшийся на заре цивилизации и устремленный сквозь Настоящее в Будущее». Этот огромный исторический период, по мысли Д. Сикейроса, должен «спрессоваться» в один длинный день, длящийся с утра до ночи. Десятки «событий этого дня» и будут символизировать переломные моменты истории и высшие точки духовной жизни человечества, а также его самые черные, самые тягостные провалы.

Анхелика Ареналь де Сикейрос, жена художника, впоследствии вспоминала, что «Полифорум» Д. Сикейрос считал важнейшей своей работой. Работая над «Полифорумом», художник, как всегда, много экспериментировал с новыми материалами, решал проблемы композиционного сочетания скульптуры и живописи; он много размышлял над тем, как сделать так, чтобы настенные росписи и многоцветные металлические скульптуры можно было использовать для украшения улиц и парков, чтобы они могли выдержать любую непогоду. Для выяснения этого Д. Сикейрос даже изучал способы защиты самолетов и судов от воздействия непогоды, обсуждал эти проблемы с химиками, и те провели для художника специальные исследования. «Несмотря на то, что с М. Суаресом у художника был заключен контракт, - вспоминала Анхелика Сикейрос, - тот платил только первые два года, а у Сикейроса на эту работу ушло шесть лет. Суарес заявил, что не желает оплачивать эксперименты Сикейроса с металлическими скульпторами. Мало того, он стал присваивать рисунки, этюды и модели, которые делал Сикейрос при подготовке росписей. И все же Сикейрос продолжал работать как одержимый, израсходовав на это собственные средства».

Первая фреска, которая называется «Марш человечества по направлению к буржуазно-демократической революции», начинается в южной стороне «Полифорума». На ней зритель видит трагические эпизоды истории: бичевание негров, пытку героя огнем, мать с голодным ребенком на руках, гротескные фигуры демагогов, символизирующие буржуазно-демократическую революцию. Другая фреска, разместившаяся на противоположной стене и части потолка, называется «Марш человечества по направлению к революции будущего». Она тоже состоит из ряда символических эпизодов, которые в сознании зрителя должны слиться в целостную картину борьбы и победы человечества. Кульминацией живописного повествования здесь являются фигуры мучеников и героев революции, написанные на потолке. Третья фреска цикла занимает центральную часть потолка и две секции центральной стены. Она пластически объединяет две предыдущие фрески, и именно в ней воплощен победный «Марш человечества».


Когда зритель попадает в «Полифорум», то, поднятый пневматическим лифтом, он попадает на вращающийся пол. Пол несет его вдоль стен, то отдаляя от них, то приближая. А на стенах и на потолке перед зрителем изображены представители народов - герои и преступники, которые то уходят в глубину, то выдвигаются прямо на него. Потом пол уносит зрителя в новое пространство, заставляя почувствовать себя частицей этого извергающегося потока, раствориться в миллионах себе подобных - совершающих извечный путь в Будущее.

Во всем Д. Сикейрос был неистов. Он познал все: славу и гонения, ненависть и любовь, верность и предательство, в тюрьме над ним издевались и смеялись. Но другие в то же время покупали его картины, платя бешеные деньги, которые великий мастер передавал тем, кто боролся против черных сил мира. Его называли Прометеем, а сам он книгу своих воспоминаний озаглавил «Меня называли Лихим Полковником». Д. Сикейрос похоронен в Пантеоне великих мексиканцев в Мехико, а над его могилой установлена пятиметровая скульптура Прометея из металла.

Хосе Давид Альфаро Сикейрос


    При интерпретации гороскопа рождения, лучший метод состоит в том, чтобы начинать анализ с его общих особенностей, переходя на их основе к подробностям. Это обычный план следования - от общего анализа гороскопа и его структуры, к описанию различных черт характера.

    Двенадцать знаков зодиака группируются на основании общих характеристик. Первый способ - это объединение по их природе, основанию. Такое объединение называется группированием по стихиям. Имеется четыре стихии - Огонь, Земля, Воздух, Вода.

    Распределение планет в гороскопе по стихиям задаёт основу личности его владельца и в данном случае оно таково...

Стихии

    Выражена стихия Земли . Подобно большинству Земных знаков вы эффективны, конкретны и не слишком эмоциональны. Вы судите дерево по его плодам. Ваши идеи могут изменяться, слова исчезать, но действия и их последствия видимы и остаются. Старайтесь выразить вашу чувствительность, даже если это показывает вашу уязвимость. Эмоциями, энергией и общением нельзя пренебрегать; конкретное действие бессмысленно, если это не согласовано с вашим сердцем, вашим интеллектом или вашим воодушевлением.

    Выраженная в диаграмме стихия Воздуха способствует усилению вашего вкуса к информации, общению, отношениям и ко всем видам изменений: реальным - путешествия или символическим - новые идеи, предположения мнения. Вы получаете гибкость и адаптируемость, теряя в способности защиты своих прав или в прагматизме.

    Присутствие Водной стихии указывает на высокую чувствительность и возвышение через чувства. Сердце и эмоции - ваши движущие силы, вы не можете сделать ничего, если не чувствуете эмоционального импульса (фактически, слово "чувство" является основным в вашем характере). Вы должны любить, чтобы понять, и чувствовать, чтобы совершать действия. Это может быть вредно из-за вашей уязвимости, и необходимо учиться бороться за свою эмоциональную устойчивость.

    Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков. В каждой группе находятся знаки, обладающие определёнными общими качествами Каждая группа имеет свой собственный способ выражения в жизни. Кардинальные знаки осуществляют переход от одного к иному, с ними связано преодоление, завоевание, устранение. Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение. Мутабельные знаки готовят переход к иному и осуществляют приспособление, изменение, предположение.

    Распределение планет в гороскопе по качествам задаёт способ выражения личности его владельца, и в данном случае оно таково...

Качества

    Фиксированное качество соответствует большинству элементов в вашей диаграмме и представляет желание защиты и долговечности: Вы способны конкретно оценить ситуацию и ее стабильность. Вы определенно предпочитаете роль лояльного, упрямого и трудолюбивого человека, вместо того, чтобы ставить новые и опасные опыты. Вы структурируете, цементируете и усиливаете все, что находите на своём пути, не очень интересуясь стремительностью.

    Мутабельное (изменчивое) качество наиболее подчеркнуто в вашей натальной диаграмме, указывая на становящийся символ, склонным быть любопытным и измученным жаждой новых опытов и развития. Вы являетесь живым и гибким человеком, предпочитающим быстро реагировать на обстоятельства. Но не путайте подвижность с распылением и волнением, в этом - опасность такой конфигурации. Личная защита не имеет значения, пока вам не надоедают. Вы оптимизируете и изменяете свои планы, вещи и окружение быстрым способом.

Ваш общепланетарный (синтетический) знак - Водолей Близнецы

Вы благородный, утонченный и миролюбивый человек, настоящий аристократ духа, который в любое общество приносит элегантность. Такие люди часто бывают терпеливы в любой работе, которая подразумевает возможность быть на природе. Они могут быть художниками, скульпторами и т. п. Вы тонкий, в основном консервативный, но решительный человек. Если есть планеты, связанные со стихией земли, ваш успех может превратиться в настоящую славу.
- Вы настоящий мечтатель, всю жизнь чему-то учитесь, и это вам никогда не надоедает. Вы любознательны и самодостаточны. Стремитесь к научной или литературной деятельности, но вам необходима какая-нибудь планета в стихии огня или земли, чтобы обрести известность и выйти на высокий уровень достижений. Старайтесь всегда сохранять пробужденность и осознавать все, происходящее вокруг, потому что вы в значительной степени подвержены чужому влиянию и это может вас отвлекать и останавливать.

Сикейрос Давид Альфаро. Структура (составляющие) энергии

Основные характеристики

Мотивация: самооснование, волеизъявление, источник побуждений, центр

Сикейрос Давид Альфаро

Солнце в Козероге
Вы амбициозны, серьезны и преданны работе, готовы много трудиться ради осуществления своих целей. Хотя Вы дисциплинированны, ответственны и практичны, иногда Вас охватывает жалость к самому себе. Вы обладаете удивительной способностью четко видеть верную цель и направление. На других Вы производите впечатление человека серьезного и сдержанного. Когда Вы начнете кому-либо доверять, то становитесь преданным и верным другом. Вы любите общество. Чувство собственного достоинства имеет для вас очень большое значение.

Эмоции: чувствительность, восприимчивость, впечатлительность

Сикейрос Давид Альфаро

Луна в Скорпионе
Ваши эмоции интенсивны и часто основываются на сильных желаниях. Вы нетерпеливы, подвержены изменениям настроения и склонны к мрачным размышлениям. Вы ранимы, можете быть ревнивым и даже мстительным человеком. Вы слишком быстро судите других и чувствуете потребность незаметно управлять людьми. Вы не выносите сопротивления и не вмешиваетесь в чужие дела, но иногда из-за доброты идете на это. Вы хорошо справляетесь с обязанностями, обладаете большим потенциалом и предприимчивостью. Несмотря на резкость и импульсивность, вы самоуверенны и способны добиться успеха. Обычно добиваетесь, чего хотите. Поскольку вы ревнивы, горды и желаете обладать, такое положение Луны не обещает гармонии в браке. Самое главное для вас - научиться прощать и забывать, контролировать свои сильные, глубокие чувства.

Интеллект: разум, рассудок, ум, речь, коммуникация

Сикейрос Давид Альфаро

Меркурий в Козероге
Вы трудолюбивы, осторожны и искренни, обладаете проницательным умом. Вы отлично запоминаете факты, числа и детали. Когда хотите доказать что-либо, можете быть тактичны и дипломатичны. У вас развитый разум, вы рассудительны и способны использовать все идеи в практических целях. Вы отличаетесь самодисциплиной, умело воспитываете других, но всегда помните, что ко всему, что вы делаете нужно подключать сердце, Вы методичны, как в мыслях, так и в поступках. Поэтому вы справляетесь с любым заданием и имеете талант к политике. Вы реалист и поддерживаете традиционные ценности. Вы осознаете все, что происходит вокруг вас, и обладаете большой способностью концентрации. Иногда таким людям не хватает самокритики и юмора в свой адрес, а если у вас и есть чувство юмора, оно больше похоже на сатиру.

Хосе Давид Альфаро Сикейрос - художник с очень своеобразной манерой исполнения, который заставил до этого безжизненные стены заговорить. Этот неугомонный человек не ограничивался искусством и проявил себя на совсем другом поприще - революционером и коммунистом. Известна даже его причастность к убийству Троцкого. Политика и творчество для Сикейроса неразделимы, поэтому в его работах наблюдаются мотивы борьбы за Биография Сикейроса очень насыщенна и полна напряженной борьбы.

Говорят, в детстве художника звали не совсем Давид. Мальчика звали Хосе. Однако позже он сам выбрал для себя второе имя. Возможно, оно было символичным. Разумеется, его привлекала отнюдь не кротость вошедшая в пословицы. Этот библейский герой, который, будучи пастушком, сразился с великаном, был символом вызова чему-то огромному. Сикейрос чувствовал себя таким же бойцом, который готов сразиться с превосходящими силами.

Сгорая на работе

Говорят, что Сикейрос был очень увлечен своей работой. Он мог не есть и не спать, не отрываясь от творческого процесса по 20 часов. Его действия больше напоминали сражение, чем умиротворенное рисование - он пользовался пульверизатором, а не кистью, к тому же охватывал огромные пространства. Обычно художник не делал набросков. Каждый раз, подходя к стене, он смело импровизировал.

Ожившие стены

Сикейрос - художник-муралист. Кто это такой? Это художник, который расписывает стены. Фресковая живопись известна уже давно. Ее расцвет пришелся на Средние века. Тогда фресковая живопись несла Слово Божье неграмотному населению. В революционные же времена она стала выполнять ту же функцию, но с другими целями. На место проповеди пришла пропаганда. Также, как в Советском Союзе, в Мексике, где много малообразованного крестьянского населения, художественные образы стали средством воспитания народа.

Борец от природы

Он не только не боялся неудач и ненависти, но и сам шел им навстречу, провоцируя общество и власти. «Злобный вой моих противников мне дороже всех похвал!» - говорил художник. Это объясняет его огромную уверенность в себе, и в первую очередь в своих убеждениях. Типичными для него были ситуации, подобные случаю с росписью школы. В Мексике местные власти попросили художника расписать стену учебного заведения, выходящую на улицу. Муралист изобразил группу протестующих рабочих, среди которых была чернокожая женщина с ребенком. Такая вольность очень возмутила людей. Равенство было еще не в чести. На церемонии открытия в стену летели комья земли. Кто-то даже попытался стрелять.

Говорят, что этот художник обладал вспыльчивым, необузданным нравом. Он очень любил спорить. Любые аргументы против не смущали, а только заводили его. Он умело оперировал логикой и убедительно все опровергал. Правда, умел он быть и хладнокровным, особенно в ситуации опасности. О его характере и подробностях личной жизни много писала в своих воспоминаниях его жена Анхелика. Кстати, ее он тоже рисовал с укрупненными, благодаря «выходу из картины», кистями рук - это был один из излюбленных приемов художника.

Революционер с юности

В 1911 году будущая знаменитость поступил в Академию Художеств Сан-Карлос в Мехико и уже там поучаствовал в первом восстании. Бастовавших студентов не устраивали царившие в академии порядки. В том же году Сикейрос принял участие в Гражданской войне на стороне конституционалистов.

В 1919-1922 годах он жил в Испании и Франции. В 1921 году он опубликовал в Барселоне «Манифест революционного искусства».

В 1930 году за революционную деятельность сослан в небольшой городок Таско. Как и для многих творческих людей, ссылка и уединение оказались для него продуктивным периодом. Здесь было создано несколько десятков работ.

Сикейрос и Гершвин

В 30-е годы художник жил в США - в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Он неоднократно выполнял заказы магнатов, но при этом твердо следовал революционным идеям. Не всегда это проходило гладко. Иногда фрески подвергались уничтожению полицией. Все это не помешало художнику общаться с голливудскими звездами, а также жить в домах знаменитых американских деятелей культуры. Например, одним из них был композитор и пианист Джордж Гершвин. Этого знаменитого музыканта Сикейрос изобразил на одной из картин. Трудно назвать это портретом - фигура играющего пианиста невелика, а в картину входит целый зал. Сосредоточенный Джордж Гершвин, рояль, ритмичные ряды людей, изогнутые линии балконов театра как будто сливаются в единое звучание музыки.

Покушение на Троцкого

Художник Сикейрос был убежденным сталинистом. По заданию НКВД он участвовал в группе боевиков «Конь». В 1940 году они совершили покушение на Троцкого. Ворвавшись в его дом, нападающие открыли огонь. Но убийство не удалось: Троцкий и его жена спрятались под кроватью. Но следующее покушение, организованное уже другими людьми, удалось. Вместе с сообщниками ударил политика ледорубом по голове. Троцкий вскоре впал в кому и в итоге не выжил. А Сикейрос признался в участии в первом покушении. Год художник провел в заключении, а после - выслан из страны. Кстати, ему не раз приходилось находиться в тюрьмах или ссылках. Конечно, в такой ситуации художник был ограничен в творчестве. Но и там он находил возможность творить. Зато, вырываясь на свободу, он брался за дело с особым размахом.

Стиль Сикейроса

Картины художника Сикейроса разнообразны и непохожи друг на друга и в то же время объединены общим духом и стилем. В них чувствуются то этнические мотивы, то даже черты сюрреализма. К реалистичному изображению мира художник не стремился. Форма выражала прежде всего содержание, а оно было экспрессивным и эмоциональным. Практически все фигуры исполнены движения. Он намеренно огрублял образы и линии, чтобы достичь выразительности. Линии очень часто небрежны. Цвета, которые преобладают в картинах Сикейроса - коричневый, красный, желтый, иногда серый и зеленый. То есть, на лицо заметный перевес в сторону теплой части цветовой гаммы, но называть эти цвета теплыми язык не повернется. Они скорее горячие, кипучие, что подчеркивается резким контрастом светлого и темного.

Рабочие руки

Один из очень распространенных в его работах образов - огромные руки героев, протянутые к зрителю прямо из стен. Встречаются они и в композиции «Социальное обеспечение рабочих при капитализме и социализме», и даже в автопортрете художника 1945 года. Руки становятся символами борющегося пролетариата, труда, действия. Их диспропорциональная, преувеличенная близость к зрителю как бы выводит на контакт. Чаще всего они жилисты и грубоваты.

Смелый экспериментатор

Сикейрос любил экспериментировать в творчестве. Можно сказать, что в нем он был таким же революционером, как и в живописи. Мексиканский художник активно использовал новые художественные материалы - синтетические краски, керамическую рельефную мозаику. Играла ему на руку и выразительность строения стен. Сикейрос придерживался идеи, что выпуклые и вогнутые стены, а также перспектива, оживят и сделают динамичной живопись. Художник обратился к этому в 40-е годы.

В 50-е же его работы приобретают конкретность. Художник все более явно затрагивает политические темы.

Марш человечества

«Марш человечества» - одна из огромнейших фресок в мире. Она покрывает поверхность здания сложной формы. Более 8 тысяч квадратных метров изнутри и снаружи строения было расписано художником и его группой, в которую входили художники и скульпторы из разных стран. Не прекращая экспериментировать, Сикейрос вводил в эту монументальную композицию мозаику, витражи, скульптуру. Эта грандиозная работа была создана в 1971 году и стала, пожалуй, самой яркой, но и самой последней из его крупных творений - в 1974 году (в 77 лет) художник ушел из жизни.

Сикейрос и СССР

Возникает вопрос: будучи коммунистом, имел ли художник дело с самой коммунистической страной? Да. Сикейрос неоднократно приезжал в Москву - с 1927 по 1972 год он был в советской столице 4 раза. Кроме того, художник стал Почетным членом Академии художеств СССР. А еще следы пребывания художника на нашей Родине и интереса к ней остались в Санкт-Петербурге в виде названия улицы.

ДАВИД АЛЬФАРО СИКЕЙРОС

«Реализм – это не раз навсегда установленная формула, не догма, не неизменный закон. Реализм, как форма отражения действительности, должен находиться в постоянном движении», – говорит Сикейрос. И еще одно его высказывание: «Зритель – не статуя, которая включается в линейную перспективу картины… он тот, кто движется по всей ее поверхности… человек, обозревая роспись, своим движением дополняет творчество художника».

29 декабря 1896 года в мексиканском местечке Чиуауа у дона Сиприано Альфаро и Терезы Сикейрос родился сын Хосе Давид Альфаро Сикейрос. К одиннадцати годам у него проявился дар живописца, поэтому в 1907 году мальчика отдают учиться в Национальную подготовительную школу в Мехико. Вскоре после этого Альфаро начинает обучаться в классах художественной Академии «Сан-Карлос».

Здесь Сикейрос становится одним из студенческих вожаков и поднимает академию на протест и забастовку. Художник вспоминает: «Какие цели преследовала наша забастовка? Чего мы требовали? Требования наши касались как вопросов учебных, так и политических. Мы хотели покончить с затхлой академической рутиной, безраздельно господствовавшей у нас в школе. Вместе с тем мы предъявляли и некоторые требования экономического характера… Мы требовали национализации железных дорог. Над нами хохотала вся Мексика… Откровенно говоря, я глубоко убежден, что именно в тот день и родился в душе каждого из нас художник-гражданин, художник, живущий общественными интересами…»

После выхода из тюрьмы вместе с друзьями Сикейрос создает школу в предместье Мехико – «Санта-Анита». Она становится не только художественным заведением, но и центром подпольной политической организации студенчества. В сентябре 1910 года народ Мексики поднялся против тридцатилетней диктатуры президента Порфирио Диаса, и молодые художники уходят в боевые повстанческие отряды.

Всего за два года Сикейрос проходит путь от рядового до капитана, члена Главного штаба генерала революционных войск Диегеса. В перерывах между боями он рисует. Так с той поры и соседствуют кисть и винтовка.

Революция завершилась в 1917 году приходом к власти буржуазно-демократического правительства. Мексиканское искусство встает на путь утверждения демократических идеалов. В 1918 году под руководством Сикейроса проводится «Конгресс солдатских художников», где прозвучал призыв создать новое искусство, отражающее страдания народа и его борьбу.

В 1922 ходу Сикейрос вместе со своими друзьями-единомышленниками в искусстве организует «Синдикат революционных живописцев, графиков и технических рабочих». Программа Синдиката была сформулирована в «Социальной, политической и эстетической декларации»: «…Мы провозглашаем, что данный момент – это момент социального перехода от дряхлости к новому порядку: творцы нового должны вложить все свои силы в создание искусства, ценного для народа… которое просвещает и направляет в борьбе». Таким искусством для художников Синдиката стала монументальная живопись.

С 1922 года по заказу директора Национальной подготовительной школы в Мехико художники Синдиката, в их числе прославившаяся в дальнейшем «великая тройка» мастеров (Сикейрос, Клементе Ороско, Диего Ривера), расписали стены школы. Из росписей Сикейроса – цикла «Земля и свобода» – сохранилось немногое. Подсказанные революцией идеи выражены языком, близким древнему индейскому искусству.

В то же время Сикейрос большое внимание уделяет редактированию газеты Синдиката «Эль мачете», ставшей позднее печатным органом ЦК мексиканской компартии. Еще в начале двадцатых годов он вступает в компартию. Вскоре Сикейроса избирают в ее Центральный комитет. Сикейрос организует латиноамериканскую профсоюзную конференцию. Он редактирует, оформляет и издает профсоюзный еженедельник «Молот», который объединил вокруг себя передовые силы мексиканского пролетариата.

К середине 20-х годов в стране активизируются реакционные силы. Художники вынуждены объявить роспуск Синдиката. Лишенные работы, подвергающиеся преследованиям, многие прогрессивные мастера покидают Мехико. Сикейрос уезжает в Гвадалахару.

С профсоюзной делегацией рабочих в 1927 году Сикейрос впервые приезжает в Москву, на IV конгресс Профинтерна.

В мае 1930 года за свою политическую деятельность Сикейроса заключают в тюрьму. Затем его ссылают в город Таско. Непосредственным поводом для ареста послужило участие художника в народной демонстрации.

В ссылке Сикейрос пишет станковые картины, создав менее чем за год более ста полотен, самые известные из которых – «Несчастный случай на шахте», «Эмилиано Сапата», «Крестьянская мать». Кто-то из друзей Сикейроса, глядя на картину «Несчастный случай на шахте», сказал: «Если Ривера изображает человека, который может страдать, а Ороско изображает страдающего человека, то Сикейрос воссоздает само страдание».

В январе 1932 года после короткого пребывания в Мехико Сикейрос из-за преследования властей уезжает в США. В Лос-Анджелесе он расписал стену художественно-промышленного училища. На стене площадью шесть метров на девять, с проемами окон и дверью, художник создал многофигурную композицию «Митинг на улице». Причем лишь при помощи аэрографа – устройства, напоминающего пульверизатор.

Сикейрос вздумал изобразить в композиции негров, стоящих рядом с белыми. И это не где-нибудь, а в Лос-Анджелесе! На него ополчились все американские расисты.

Неудивительно, что фреска была уничтожена. Тем не менее там же, в Лос-Анджелесе хозяин крупнейшей художественной галереи заказал роспись одной из наружных стен галереи размером тридцать метров на двадцать на тему «Тропическая Америка».

«Нетрудно догадаться, – говорит художник, – что в его представлении "Тропическая Америка" была райским местом, где люди ведут беззаботное существование среди пальм и попугаев и где спелые плоды сами падают в рот блаженным смертным. А я изобразил на своей фреске человека, распятого на кресте… на котором сверху торжествующе восседает орел, такой же, как на американском долларе…

За это я поплатился – изгнанием из Соединенных Штатов… Но фреска моя свое назначение выполнила. Она была произведением мексиканского художника, сражавшегося за революцию и стремившегося не к тому, чтобы запечатлеть трепет своих эстетических переживаний, а к тому, чтобы выполнить свой великий долг: дать в образной форме выражение революционной идеологии».

Вскоре Сикейрос совершает поездку по странам Латинской Америки. Его первая остановка – в Монтевидео. Там он впервые экспериментирует с технико-индустриальным материалом – пироксилином. В новом материале он выполняет картину «Пролетарская жертва».

«Сикейрос не замыкается в пределах одного жанра, одной выбранной темы или приема, – пишет И.А. Каретникова. – Наряду с идейно-тематическими композициями, пейзажами он создает портреты. Сикейрос выявляет в них главные черты характера человека. Как и в росписях, обобщенность формы выражает монументальность образов, а в этой монументальности – признание значительности и активности человека в жизни.

Когда смотришь на "Портрет негритянки" Сикейроса, один из лучших портретов, созданных художником, кажется, что свет грандиозного прожектора скользит по ее лицу. Игра света и тени выражает психологическое состояние человека, сильного и мужественного по природе своей, но затравленного, на достоинство которого не раз посягали.

В портрете известного американского композитора и пианиста Джорджа Гершвина – это скорее живописная сцена, нежели традиционный портрет, – Сикейрос создает композицию, словно пронизанную звуками музыки и насыщенную эмоциями концертного зала. Музыкант кажется единым целым с роялем, на котором он играет, – черный фрак, белая манишка, черный полированный инструмент и ослепительно белые сверкающие клавиши, изогнутая фигура исполнителя и словно подавшийся ему навстречу рояль».

В 1934 году художник возвращается в Мексику и возглавляет «Национальную лигу борьбы против фашизма и воины». Как художника его увлекают поиски нового стиля, свободного от этнографизма и подражания древности. Он пишет картину «Взрыв в городе». Сикейрос словно предчувствовал то страшное, что несет человечеству фашизм.

С конца 1935 по конец 1936 года Сикейрос живет в Нью-Йорке, где основывает Экспериментальную мастерскую живописной техники, разрабатывающую новые краски и приемы монументальной живописи. Его картины «Коллективное самоубийство», «Эхо плача», «Остановите войну!» и многие другие наполнены пафосом политической борьбы.

С началом гражданской войны в Испании Сикейрос отправляется добровольцем в республиканскую армию. В звании подполковника он бьется с фашистами в легендарной бригаде Энрико Листера. Вернувшись на родину в 1939 году, художник пишет несколько станковых картин. Среди них – превосходная по реалистической ясности образа, силе чувства, выраженного в мощной пластике форм, картина «Рыдание». В том же году он выполняет при участии Л. Ареналя, А. Пухоля и Х. Рено большую роспись «Портрет буржуазии». Роспись охватывает три стены и потолок центрального зала Клуба электриков в Мехико.

Г.С. Оганов пишет:

«…В росписи здания Мексиканского профсоюза электриков, занявшей три стены и потолок, достигнут зрительный эффект единого сферического пространства. Человек, оказавшийся перед этой огромной фреской, названной "Портрет буржуазии" и представляющей зрителю политическую и социальную действительность капиталистического мира, как бы не замечает стенных граней, углов помещения. Изображение естественно перетекает с одной плоскости на другую, "стирая" их границы.

Сикейрос будет развивать этот прием и дальше. В росписи, посвященной легендарному герою борьбы индейцев против испанских завоевателей, "Немифический Куатемок", он не только объединит фрески нескольких стен, но и введет в композицию полихромную скульптуру-рельеф. Позже этот прием он повторит – уже с другими, более сложными целями создания пластико-динамической выразительности – в рельефе здания ректората в университетском городке в Мехико».

Шесть лет спустя Сикейрос вновь обращается к образу национального героя Мексики в двухчастной росписи «Воскресший Гуатемок». В 1945 году во Дворце изящных искусств в Мехико Сикейрос создает роспись «Народная демократия».

Обнаженная женская фигура словно вылеплена мощными ударами цвета, контрастами света и тени. Лицо и тело женщины напряжены. Ее могучие руки пытаются разорвать оковы и одновременно сжимают факел свободы и цветок жизни. Это символический образ народной борьбы с фашизмом.

С конца сороковых годов Сикейрос обращается к конструктивно новым поверхностям, на которых располагаются росписи: «Будущие росписи покончат с исключительно плоской поверхностью панелей, присущей станковой живописи, они будут покрывать выпуклую и вогнутую, то есть активную поверхность стен».

В вестибюле госпиталя де ля Раса в Мехико Сикейрос расписывает овальную стену. Сферическая поверхность стены придает фигурам динамику, насыщает их активностью, соединяет статическое изображение, каким по природе своей является живопись, с ритмами движения окружающей жизни.

Большинство росписей, выполненных Сикейросом в сороковых–шестидесятых годах, располагается на стенах со сферическими поверхностями. Это «Аллегория равноправия рас» на Кубе, «Смерть захватчика» в Чили, «Гуатемок против мифа» и многие другие росписи в Мексике.

Росписи и пластическая мозаика, выполненные Сикейросом в Университетском городке в Мехико, располагаются на внешних стенах здания ректората. Они занимают площадь свыше 4 тысяч квадратных метров. Их тема – «Университет на службе наций». Огромные, достигающие десятиметровой высоты фигуры – символическое олицетворение науки и прогресса – выполнены в рельефе, включающем в себя мозаику, керамику и окрайенные электролитическим способом металлические плитки.

Национальная ассоциация мексиканских актеров в конце пятидесятых годов заказала Сикейросу настенную роспись в театре Хорхе Негрето, высказав при этом пожелание, чтобы художник изобразил историю сценического искусства, включая кинематографию. «Моим намерением с самого начала было создать произведение, которое бы внушало актерам, а косвенно и драматургам, мысль о необходимости совершить в театре такой же переворот, какой мы совершили в живописи», – пишет Сикейрос.

Исполнительный комитет Национальный ассоциации актеров пришел к заключению, что роспись Сикейроса представляет собой антиправительственную агитацию. Государственные власти приказали приостановить работу над росписью и наложили на нее арест. Сикейрос уезжает из Мексики. Он едет на Кубу, посещает Венесуэлу. Затем он был арестован на родине 9 августа 1960 года за участие в студенческой забастовке.

В камере Лекумббрийской тюрьмы он провел более тысячи шестисот дней. По выходе из заключения Сикейрос создает серию «Современная Мексика из окон тюрьмы».

Но заточение не укоротило творческие планы художника. В своем стремлении к новому синтезу живописи и архитектуры Сикейрос с помощью 50 других художников расписал в 1965–1972 годах Полифорум Мехико огромными фресками, общей площадью 4600 квадратных метров. В этом комплексе архитектура и зрители буквально сливаются с мощной динамической живописью.

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги 100 великих художников автора Самин Дмитрий

ЖАК-ЛУИ ДАВИД (1748–1825)Русский критик девятнадцатого столетия А. Прахов писал: «Давид был первым историческим живописцем в истинном смысле этого слова… по натуре же и в характере художественного дарования он всегда оставался человеком революции».Сам Давид говорил:

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Жан-Луи Давид (1748-1825 гг.) живописец Из всех искусств, которым отдает себя гений, живопись неоспоримо требует наибольших

Из книги Тайны еврейского секса автора Котлярский Марк

Давид (евр.) - младший сын пастуха Иессея, ставший царем израильско-иудейского государства. Он появился при дворе царя Саула и снискал расположение царя, победив в поединке великана Голиафа во время войны с филистимлянами. Д. поразил великана в лоб камнем из пращи так, что

Из книги Герои мифов автора Ляхова Кристина Александровна

Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

Давид (1054–1014 гг. до н. э.) - второй царь еврейского народа, выдающийся воин, политический деятель и поэт своего времени. Автор десятков псалмов - хвалебных гимнов в честь Бога. Из-за этого весь вошедший в ТАНАХ сборник псалмов, принадлежащих разным авторам, получил его

Из книги 100 великих полководцев древности автора Шишов Алексей Васильевич

Давид Давид - второй царь Израильско-Иудейского государства, преемник Саула. В Ветхом Завете рассказывается история жизни этого легендарного правителя. Донателло. «Давид»Давид был младшим сыном Иеффая из города Вифлеема. Однажды, когда юноша пас отцовских овец, в дом

ДАВИД, Жак Луи (David, Jaques Louis, 1748–1825), французский живописец,деятель Великой Французской революции1Я выпью с тобой цикуту до дна!М. Робеспьеру после его речи в Клубе якобинцев 26 июля (8 термидора) 1794 г., накануне «термидорианского переворота». ? Манфред А. З. Великая



Сикейрос

собственно Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros) Хосе Давид (29.12.1898, Чиуауа, - 6.1.1974, Куэрнавака), мексиканский живописец и график, один из основателей мексиканской школы монументальной живописи; общественный деятель. Учился в Мехико в АХ (1911) и школе Санта-Анита (1913). С 1911 участвовал в революционном движении. В 1914-18 офицер армии В. Каррансы. В 1919-22 работал во Франции и Испании; в 1921 издал в Барселоне «Манифест революционного искусства». Основатель (1922) и генеральный секретарь (1923-25) «Революционного синдиката работников техники и искусства». С 1924 - один из руководителей Мексиканской коммунистической партии, главный редактор газеты «Эль мундо». В 20-е гг. - активный профсоюзный деятель, генеральный секретарь Мексиканской унитарной профсоюзной конфедерации (с 1929). В 1930 арестован, в 1931 выслан в Таску. В 1932-34 и 1935-36 работал в США, основал в Нью-Йорке экспериментальную мастерскую (1936). В 1937-39 офицер Республиканской армии в Испании. Большое влияние на развитие монументального искусства в странах Латинской Америки оказала деятельность С. в Аргентине (1933), в Чили (1941-42), на Кубе (1943). В 1927, 1955, 1958 и 1972 С. посещал Москву. В 1960 за политическую деятельность заключён в тюрьму, в 1964 освобожден под давлением международного общественного мнения. Почётный член АХ СССР (1967). Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1966).

Борец за революционное, проникнутое коммунистической идейностью искусство, С. сообщал образам повышенную экспрессию, большую пластическую силу, отстаивая новые принципы активного воздействия художественных произведений на массы. Он создавал монументальные композиции, в которых конкретные персонажи сочетаются с символическими олицетворениями социально-исторических сил, использовал эффекты динамически сокращающейся перспективы, смело вводил живопись во взаимодействие со скульптурными формами, применял новые художественные материалы (синтетические краски, керамическая рельефная мозаика и г. д.). В 50-60-е гг. в творчестве С. особенно нарастает конкретная выразительность в трактовке исторических событий и типов, заостряется политическое содержание образов. Основные произведения С.: росписи - в Национальной подготовительной школе (фреска, 1922-23), в клубе профсоюза электриков (1939), во Дворце изящных искусств (1945 и 1950-51), в Национальном музее истории (начаты в 1959): мозаика и рельеф на фасаде ректората Университетского городка (1952-54); монументально-декоративное сооружение «Полифорум», сочетающее архитектуру, живопись и скульптуру (1971); все работы - в Мехико; станковые картины - «Пролетарская мать» (1929-30), портрет Дж. Гершвина (1936), обе - в Музее современного искусства, Нью-Йорк. Исполнил множество литографий, рисунков.

Соч.: Cómo se pinta un mural, Мéх., 1951; L"art et la révolution, P., 1973.

Лит.: Жадова Л., Монументальная живопись Мексики, М., 1965; Полевой В., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Давид Сикейрос, [Л., 1969]; Tibol R., David Alfaro Siqueiros, Mex., .

В. М. Полевой.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Сикейрос" в других словарях:

    Сикейрос А. С. - СИКÉЙРОС Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros) Давид (1896–1974), мекс. живописец, поч.ч. АХ СССР (1967). С 1924 один из рук. Мекс. КП. В 1937–39 офицер Респ. армии в Испании; в 1940 организовал неудавшееся покушение на Л. Д. Троцкого.… … Биографический словарь

    - … Википедия

    СИКЕЙРОС, ХОСЕ ДАВИД, или Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros, Jose David) (1896 1974), мексиканский живописец и график. Родился в Чиуауа. С юных лет и до конца жизни Сикейрос сочетал политическую деятельность с профессиональными занятиями… … Энциклопедия Кольера

    - (собственно Альфаро Сикейрос, Alfaro Siqueiros) (1896 1974), мексиканский живописец и график, общественный деятель. Один из основателей и крупнейший мастер мексиканской школы монументальной живописи. Почетный член АХ СССР (1967). Учился в … Художественная энциклопедия

    Сикейрос, собственно Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros) Хосе Давид (29.12.1898, Чиуауа, ‒ 6.1.1974, Куэрнавака), мексиканский живописец и график, один из основателей мексиканской школы монументальной живописи; общественный деятель. Учился в… … Большая советская энциклопедия

    СИКЕЙРОС (Альфаро Сикейрос) (Alfaro Siqueiros) Давид (1896 1974) мексиканский живописец, почетный член АХ СССР (1967). С 1924 Один из руководителей Мексиканской КП. В 1937 39 офицер Республиканской армии в Испании; в 1940 организовал неудавшееся… … Большой Энциклопедический словарь

    Сикейрос Xoce Давид - Д. Сикейрос. Сикейрос Xoce Давид, Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros) (1896—1974), мексиканский живописец, график и общественный деятель. Один из основоположников и крупнейших мастеров мексиканской школы монументальной живописи. В 1911… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    Сикейрос, Давид - Д. Сикейрос. Полифорум в Мехико. 1971 г. СИКЕЙРОС (Альфаро Сикейрос) (Alfaro Siqueiros) Давид (1896 – 1974), живописец. Один из создателей мексиканской школы монументальной живописи. Для выражения пафоса борьбы за свободу и мир использовал яркие… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros) (1896 1974), мексиканский живописец, почётный член АХ СССР (1967). С 1924 один из руководителей Мексиканской КП. В 1937 39 офицер Республиканской армии в Испании; в 1940 организовал неудавшееся покушение на… … Энциклопедический словарь

    Сикейрос, Давид Альфаро - (Siqueiros, David Alfaro) (полное имя Альфаро Сикейрос, Хосе Давид, Alfaro Siqueiros, José David) (29.12.1896, селение Санта Росалия де Камарго, ныне Камарго, 06.01. 1974, Куэрнавака, похоронен в Мехико) мексиканский живописец монументалист и… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Книги

  • Давид Сикейрос. Альбом , Альбом знакомит с творчеством мексиканского художника 20 века Давида Сикейроса… Категория: Зарубежные художники Издатель: