Раньше не только трава зеленела интенсивней и солнце светило ярче, но и «Звёздные войны» снимали качественней. Считается, что после того как франшиза перешла к Диснею, фильм утратил душу и стал изобиловать ошибками. Мы решили развенчать этот миф и собрали семь киноляпов маэстро Лукаса — на свой вкус. Взгляните на наш рейтинг, и, возможно, вы решитесь-таки посмотреть и восьмой эпизод.

Мидихлорианы

В классической трилогии «Звёздных войн» происхождение Силы никак не объяснялось. Считалось, что джедаи достигают своих умений медитацией и тренировками и овладеть Силой может любой. Это породило целую культуру земного джедаизма и даже Церковь джедаев, члены которой пытались достичь межзвёздного просветления.

И вот в первом эпизоде все полетело к чёрту: оказалось, что за содержание Силы в организме отвечают не воля и разум, а микроскопические твари, живущие в крови. Твари назывались мидихлорианами и порождали множество вопросов.

Почему симбионта нельзя передать, например, при переливании крови? Или половым путём? Почему нельзя размножить в чашке Петри и не создать супермегаджедая? Почему, наконец, Палпатин, создавая армию клонов, не клонировал какого-нибудь сита, создав миллионную армию непобедимых владельцев лазерных мечей? Самое же печальное, что теперь от человека ничего не зависело: сколько ни медитируй, а пока в тебя не вселится микроскопическая бактерия, Силы тебе не видать.

Отражение бластера

Если верить саге о «Звёздных войнах», увернуться от луча бластера — дело плёвое. Выплюнутый лучевым пистолетом сгусток летит не спеша и хорошо виден невооружённым глазом. Хочешь — мечом отбивай, хочешь — вжимайся в стену и жди, когда смертоносный снаряд пролетит мимо.

Однако если задуматься, бластер — это пистолет, стреляющий светом. А свет — штука шустрая: 300 000 километров в секунду — это вам не кот чихнул. Заряд, летящий с такой скоростью, не то что глаз, не каждый прибор зафиксирует. Так что Хан Соло превратился бы в решето раньше, чем вообще понял, что с ним случилось. Но это было бы неинтересно.

Синдром штурмовика

Пожалуй, один из самых известных мемов вселенной. Уже после выхода «Новой надежды» фанаты заметили, что элитные солдаты империи, заботливо отобранные среди тысяч претендентов в миллионах миров, не могут с трёх шагов попасть в цель размером с эго Дональда Трампа.

Сперва это пытались объяснить джедайскими способностями Оби-Вана, Люка и Леи, но потом выяснилось, что те же затруднения штурмовики испытывают в битве с рядовыми бойцами Республики, дроидами, и уличными котами, и стрельбу пришлось признать багом серии, а термин «синдром штурмовика» стал практически официальным.

Звезда смерти и её слабые места

Обычно, строя боевую технику, инженеры не планируют слабых мест. Ни в танке, ни в авианосце нет такой точки, куда достаточно тыкнуть вилкой, чтобы— вундервафле пришел конец. Исключение из правила — огромные боевые станции ценой в половину галактики. И хотя «Изгой» рассказал нам, что слабое место в защите «Звезды смерти» появилось благодаря самоотверженности инженера-повстанца, это объясняет, почему вторую «Звезду» Полпатин и компания строят ровно по тем же лекалам.

Ещё один вопрос: в конце «Мести ситхов» звезду только начинают строить и через 20 лет к началу сюжета «Новой надежды» только вводят в строй. Почему тогда вторая станция готова уже к началу «Возвращения джедая», то есть уже через 4 года после уничтожения первой? Подрядчика сменили?

Захотели пересмотреть фантастику? Загрузите бесплатное приложение «МТС ТВ » и смотрите фильмы на любой вкус на более чем сотне телеканалов или непосредственно из богатой киноколлекции.

Почему никто не верит в джедаев?

Всю первую трилогию все встреченные Люком и компанией жители при упоминании джедаев делали круглые глаза и заявляли, что «не верят в старые сказки», что странно. Ведь если верить приквелам, после падения Республики и активной «работы» Совета джедаев— прошло меньше 20 лет. Это всё равно как если бы сегодняшние 30-летние не верили в Брежнева и колбасу по 2,20 (хотя последнее действительно звучит фантастично).

Особенно удивляет, что в Силу не верят имперские офицеры, и это при том, что рядом с ними расхаживает живой Дарт Вейдер, активно душащий их коллег на расстоянии. Другой непонятный скептик — Чубакка, ведь судя по «Мести ситхов», он своими глазами видел мастерство Йоды. И вообще принимал деятельное участие в работе Совета.

Почему не вернулись за мамой?

В первом эпизоде маленький Энакин Скайуокер вместе с матушкой томятся в рабстве на пустынной планете Татуин. Мальчика спасают Квай-Гон и Оби-Ван, выкупая из рабства и забирая с собой на Корусант. Это благородно, но почему они не вернулись за мамой? Почему Йоде и Совету даже в голову не пришло скинуться и выкупить несчастную женщину из рабства? Вряд ли для Республики это неподъёмные деньги.

Ну а если Совет это не интересует, почему этого не сделал сам Энакин? За две последующие серии он даже не вспомнил о матери и не сделал никаких попыток её освободить. Может быть, это и мелочи, но они заставляют зрителей усомниться в «светлости» светлой стороны. Ситы, например, своих никогда не бросали.

Учитель Обивана

Ну и напоследок. Кто всё же учил джедайским премудростям Оби-Вана Кеноби? В четвёртом эпизоде старик недвусмысленно говорит, что его учил сам мастер Йода, но в первом, где он появляется в ранге падавана, его учит Квай-Гон Джин. Зачем тогда он вводил Люка в заблуждение? Хвастался или космический Альцгеймер одолел?

Эвоки

Изначально Лукас планировал устроить финальную битву «Возвращения джедая» на Кашиике - родной планете великана Чубакки. Рыжие великаны против имперских штурмовиков - это было бы эпично. Но как мы знаем, в финале саги (ну или том, что тогда считалось финалом) действие происходит на заросшей лесом Эндоре, и империи противостоят эвоки - милые медвежата, вооружённые камнями и палками.

Как поговаривают злые языки, эвоки обязаны своим рождением отделу маркетинга, который решил, что в линейке мерча «ЗВ» не хватает товаров для самых маленьких. В результате и появились плюшевые медведи. Дети были в восторге, но то, что космические «Тедди» играючи разделались с лучшими сухопутными войсками вселенной, вызвало ярость взрослых фанатов. К тому же в spin-offах об эвоках появилась… магия, что в клочья разрывало имидж «Звёздных войн» как научной фантастики.

Джа-Джа Бинкс

Тупой, надоедливый и раздражающий, как воскресный звонок от шефа. Никогда за всю историю саги не было персонажа более ненавидимого. Выходя с премьеры «Призрачной угрозы», где Джа-Джа появился впервые, фанаты ломали об колено световые мечи, проклиная сагу и Лукаса.- Отцы отказывались от фанатевших от смешного инопланетянина детей, на площадях вспыхнули инквизиторские костры, где предавали аутодафе чучело ненавистного гунгана.

Костры - это, конечно, перебор, но надо признать, что Джа-Джа- - персонаж действительно неудачный. Он глуп, нелеп и говорит на пыточном наречии «интернет-мамочек», что бесит. Причём Лукас, по своему обыкновению, ошибки признавать не захотел и выпустил целый рой раздражающего мерча с Джа-Джа, вершиной которого стал леденцовый язык гунгана. Сосать язык жабы - что может быть отвратительней?

Суть такого явления, как синдром штурмовика заключается в том, что второстепенные персонажи (условно их можно назвать «пушечным мясом») в блокбастерах неадекватно бессильны в сражениях с главными героями. Впрочем, синдром штурмовика может встретиться не только в кино, но и в художественных романах.

В первый раз данный термин встречается в книге известного американского критика Роджера Эберта «Little Movie Glossary» (1994). Название термина связывается с поведением имперских штурмовиков из первой (оригинальной) трилогии «Звездных войн». И эти штурмовики, при том, что они хорошо подготовлены, стреляют с близких расстояний и имеют качественное оружие, абсолютно не способны попасть в героев и оказать им хоть какое-то достойное сопротивление.

Есть несколько основных проявлений данного синдрома:

  • Главный герой легко уничтожает «пушечное мясо», даже если оно защищено доспехами (бронежилетом) и укрытием. Порой достаточно лишь одного выстрела из пистолета для того, чтобы убить «пушечное мясо».
  • Если главного героя ранят, ранение, как правило, оказывается несерьезным. Даже если ранение тяжелое, герой не теряет сознания и не выходит из строя. Само получение такого ранения - это лишь сценарный ход, позволяющий держать зрителя в напряжении.
  • «Пушечное мясо» может успешно биться с другим «пушечным мясом». Однако как только перед второстепенными злодеями появляются главные герои, эти злодеи тут же становятся беспомощными.

Эффект штурмовика встречается не только в «Звездных войнах», но и, например, в таких кинофильмах, как «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981). «Рэмбо: первая кровь» (1982), «Коммандос» (1985).

Существует родственное синдрому штурмовика понятие обратной зависимости эффективности ниндзя. Оно означает следующее: один ниндзя очень хорошо дерется и представляет для главного персонажа чуть ли не смертельную угрозу. А вот пять или пятнадцать ниндзя, которые нападают на главного героя одновременно, обезвреживаются почти без проблем.

Еще одно схожее с синдромом штурмовика явление называется «краснорубашечники». Данный термин вошел в обиход в шестидесятых годах, после показа в Штатах фантастического сериала Star Trek («Звездный путь»). Здесь многие персонажи носят форму Звездного флота: черные брюки и фуфайку голубого, желтого или красного цвета, в зависимости от подразделения. Красные фуфайки носят сотрудники инженерного подразделения и подразделения, отвечающего за безопасность космолета.

Зрители быстро заметили, что ключевые персонажи, одетые в желтые и голубые фуфайки, без риска для жизни проходили через сложнейшие испытания. А вот их попутчики в красном непременного гибли разными способами. То есть «краснорубашечники» - это персонажи, которые не важны для дальнейшего развития сюжета и которые умирают вскоре после появления в кадре.

Однако из этого правила было исключение - это Скотт Монтгомери, главный инженер корабля «Энтерпрайз». Впрочем, даже его в одном из эпизодов создатели сериала убили (а потом воскресили с помощью инопланетных технологий).

Стоит отметить, что, помимо оригинального сериала, созданного в далеких шестидесятых, в медиафраншизу «Звездный путь» входит еще несколько сериалов и фильмов. И, допустим, в картине 1989 года «Звездный путь V: Последний рубеж» у всех ключевых членов команды «Энтерпрайза» (то есть у главных героев) красные фуфайки.

Эффект от атаки, или "синдром штурмовика" - кинематографическое либо литературное клише, заключается в том, что второстепенные персонажи в голливудских блокбастерах, развлекательной литературе и комиксах неадекватно слабы в бою с главными героями. Впервые этот термин был использован в книге кинокритик Роджер Эберт "Little Movie Glossary". название произошло от имперских штурмовиков из классической трилогии "Звёздных войн", который, несмотря на стрельбу с близкого расстояния, хорошее оружие и хорошие показатели в бою с незначительными персонажами, были совершенно неспособны сладить с протагонистами. как правило, это абсурд служит для того, чтобы держать зрителей в напряжении, или подчеркивает воинской доблести главных героев.

1. Симптомы. (Symptoms)

Эффект от атаки может проявляться по-разному:

  • Когда главного героя ранят, рана обычно легко.
  • "Пушечное мясо" ну может сражаться против другого "пушечного мяса", но как только появляется на сцене, главные герои, злодеи сразу все перестает происходить.
  • Даже когда рана тяжелая, он только служит, чтобы усилить напряженность и не взять его вниз.
  • "Пушечное мясо" совершенно неспособны нанести вред главным героям, несмотря на хорошую подготовку.
  • Даже хорошо защищенный броней, и приют "пушечное мясо" невероятно легко уничтожить главных героев, даже с легким оружием, как правило, первый удар убивает.

2. Формула вероятности. (The formula of probability)

Некоторые поклонники даже вывели формулу, описывающую эффект атаки:

P h i t = C (П ч я т =) ⋅ x − 0, 5 1, 5 n (5) + J + 1 10, {\displaystyle P_{\mathrm {hit} }=C\cdot {\frac {\leftx-0{,}5\right^{1{,}5}}{n+{\leftJ+1\right}^{10}}},}

  • C - постоянный выбор.
  • N - число злодеев, участвующих в бою.
  • J - число джедаев.
  • P hit (П нажмите) - вероятность атаки героя.
  • X - количество вкусностей.

Вероятность подстрелить героя тем меньше, чем больше. тем не менее штурмовики, если символов слишком много, шансы потерять один из них гораздо выше. однако, если есть хоть один джедаи, штурмовики обречены на провал.

Формула не учитывает возможности противника равного джедаев, как они были выведены до появления prikolnoy трилогии: в "Скрытой угрозе" функции штурмовиков передали дроидами Торговой Федерации, хотя Куай-Гон и Оби-Ван уничтожая дроидов невредимым, в то же время, однако, внешний вид таким же врагом Дарта Мола меняет ситуацию.

3. Эффект от атаки в играх. (The effect of the attack in games)

С одной стороны, эффект от атаки в игре - главный герой убивает врагов сотнями, и даже тысячами. С другой стороны, это компенсирует тот факт, что с увеличением числа врагов, сложность боя по-прежнему растет. Поэтому, даже самый простой противник может убить персонажа игрока. но игрок может сохранить игру прогресса. так что он обязательно победит, если только он не устанет от игры.

4. Наиболее характерные фильмы. (Most characteristic films)

  • Фильмы про Индиану Джонса.
  • Фильмы про Джона Рэмбо.
  • Фильм Коммандос. (Film Commando)
  • Фильмы о Джеймсе Бонде.
  • В американских военных комедий, где этот эффект используется для более комедия и сатира на голливудские боевики.
  • На самом деле, фильмы серии "Звездные войны".

5.1. Подобные явления. Красные рубашки. (Red shirts)

Похожие kinostan, суть которой заключается в том, что положительные эпизодические персонажи сериала появляются в кадре только для того, чтобы умереть ужасной смертью, тем самым предупреждая об опасности главных героев.

5.2. Подобные явления. Обратная зависимость эффективности ниндзя. (The inverse dependence of the efficiency of the ninja)

Есть, связанных с понятием обратной пропорции к эффективности ниндзя "закон сохранения ниндзюцу", согласно которому один ниндзя является для главного героя почти смертельную опасность, тогда как десять нападавших в то же время ниндзя будут побеждены практически без проблем.

5.3. Подобные явления. Атаку правило. (Attack rule)

Распространен в кино и видео играх с правилом, согласно которому противниками положительного персонажа вместо того, чтобы напасть одновременно и быстро победить героя, превосходящего его количество, нападать на него по одному или в небольших группах, что позволяет герою победить врагов по одному. Роджер Эберт описывает правила:

В любой ситуации, где герой остается один, в окружении десятков плохих парней, они всегда услужливо нападать по одному.

  • Имперские штурмовики - вымышленные персонажи Звёздных войн элитные воины Галактической империи. Эффект штурмовика синдром штурмовика англ. Stormtrooper
  • сцен и актёр Лян Ян. Озвучивает Дэвид Акорд. Персонаж опровергает Эффект штурмовика благодаря чему вскоре после появления обрёл популярность и стал
  • дверь. Трупы часто находят сидящими спиной к камере. Основная статья: Эффект штурмовика Один из самых известных и распространённых штампов кино. Заключается
  • концепцию тяжёлого штурмовика на базе транспортного самолёта поддержала Италия. Представленный ей контрпартизанский тяжёлый штурмовик MC - 27J Pretorian на
  • всего владеющий автоматами и дробовиками. Предназначен для поддержки штурмовика Способности эгида aegis и глушение blackout Эгида Щитовая полусфера
  • воздушные битвы Второй мировой. Ил - 2 Штурмовик Крылатые Хищники получил новый движок с улучшенными визуальными эффектами Также изменения коснулись самих
  • Империи, которые заодно разыскивают на Кашиике повстанцев. Офицеры со штурмовиками приходят с обыском и в дом Чубакки. Местный продавец помогает вуки отвести
  • бронебойных снарядов. Также существуют варианты боеприпасов с трассирующим эффектом облегчающим прицеливание. Как правило боезапас снаряжается по смешанной
  • 5 кг, предназначенная для поражения бронетехники с помощью кумулятивного эффекта Самая массовая авиабомба СССР в годы Великой Отечественной войны в 1943 - 1945 гг
  • были сверхзвуковые штурмовики французской постройки Супер - Этандар 4 мая 1982 года ракетой Экзосет с аргентинского штурмовика был потоплен британский
  • сопутствующие товары к ней, включая фигурки Кайла Катрана и Тёмного штурмовика Сами Тёмные штурмовики стали частью Расширенной вселенной Звёздных Войн, появившись
  • США в 1937 году. Использовался как истребитель дальнего сопровождения, штурмовик и разведывательный самолёт. P - 38 имел необычную конструкцию - самолёт
  • это время родных дядю и тётю Люка, у которых тот жил, убивают имперские штурмовики ищущие дроидов. Увидев тела своих убитых родственников, Люк соглашается
  • например в Ил - 2 Штурмовик учитываются: погодные условия ветер турбулентность облака осадки слепящее солнце аэродинамические эффекты флаттер штопор перегрузка
  • отснятого материала со скоростью 24 кадра в секунду. В результате был достигнут эффект перемещения со скоростью более чем 190 км ч. Выдающийся американский композитор
  • здание в поисках полезных предметов, отличную графику, музыку и звуковые эффекты Критик из Computer Games Magazine, похвалив игру за музыку и звук, сравнил
  • противника могла успеть сместиться в сторону, чем существенно ослабить эффект ядерного удара. Ракета с ядерной боевой частью позволяла решить эту проблему
  • вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР за No.1166 - 413 о создании лёгкого штурмовика вертикального взлёта и посадки Як - 36М. Этим же Постановлением предусматривалось
  • замыканию в одной из лабораторий, к пожару и в итоге к фантастическому эффекту невидимости некоторых частей здания. Ник проспал всеобщую эвакуацию и в
  • создавалась параллельно с проектом опытного самолета - штурмовика A - X, в результате которого появился штурмовик A - 10. Тактико - технические требования на пушку были
  • роль закрылков. Применялся в конструкции механизации крыла немецкого штурмовика Junkers Ju 87. Закрылок Гоуджа. Служит для улучшения характеристик на
  • Вольф Капитан CC - 5576 - 39 Грегор Феникс - 1 BN - 749 штурмовики командиры штурмовиков имперские боевые водители техник имперского крейсера
  • фильм, отмечая игру актёров особенно Эренрайка и Гловера визуальные эффекты музыку. При этом в прокате Соло в целом выступил неудачно, ряд экспертов
  • совмещённого с парой линз, которые позволяли получить стереоскопический эффект с полем зрения в 90 градусов по горизонтали и 110 градусов по вертикали
  • Украденный ими TIE - истребитель сбивают, и он терпит крушение на Джакку. Штурмовик - перебежчик порядковый номер - FN - 2187 которому По дал имя Финн приходит
  • своим фирменным стилем Шии - Чо. Финн - бывший штурмовик перешедший на сторону Сопротивления. FN - 2199 - штурмовик Первого Ордена, верный принципам солдат
  • произносит Оби - Ван Кеноби. Другое изречение, прозвучавшее из уст имперского штурмовика в Новой надежде - Откройте рубку - было обыграно в форме Закройте
  • Противостояние Две номинации на премию Оскар лучший звук и лучшие визуальные эффекты В начале фильма Джин Эрсо вспоминает, как 15 лет назад её отца, военного
  • себя ограниченностью своей причастности. Его участие не дало ожидаемого эффекта Расследование гестапо быстро установило причастность фон Хелльдорфа. Народная
  • Дж. Абрамсом, который использовал для этого приложение со звуковыми эффектами на своём iPad. Благодаря своей форме дроид способен передвигаться довольно

Эффект штурмовика

Эффе́кт штурмовика́ , или «синдром штурмовика» (англ. Stormtrooper effect ) - кинематографическое либо литературное клише , заключающееся в том, что второстепенные герои («пушечное мясо») в голливудских блокбастерах , развлекательной литературе и комиксах неадекватно слабы в бою с главными героями. Впервые термин употреблён в книге кинокритика Роджера Эберта «Little Movie Glossary» . Название произошло от имперских штурмовиков из классической трилогии «Звёздных войн» , которые, несмотря на стрельбу с близкого расстояния, хорошее оружие и хорошие показатели в бою с незначительными персонажами, были совершенно неспособны сладить с протагонистами (некоторые объясняют это приказами дать героям уйти живыми ). Обычно такая несуразность служит для поддержания зрителей в напряжении или подчёркивает боевую доблесть главных героев.

Проявления

Эффект штурмовика может проявлять себя по-разному:

  • «Пушечное мясо» оказывается совершенно не в состоянии причинить вред основным персонажам, несмотря на хорошую выучку.
  • Даже хорошо защищённое бронёй или укрытием «пушечное мясо» невероятно легко уничтожается главными героями даже при помощи лёгкого оружия, обычно первое же попадание убивает наповал.
  • Когда главного героя ранят, рана обычно оказывается лёгкой.
    • Даже когда она тяжёлая, это служит лишь для нагнетания напряжения и не выводит его из строя.
  • «Пушечное мясо» может неплохо сражаться против другого «пушечного мяса», но как только на сцене появляются главные герои, у злодеев сразу перестаёт что-либо получаться.

Формула вероятности

Некоторые поклонники даже вывели формулу , описывающую эффект штурмовика:

Правило атаки-по-одному

Часто встречающиеся в кинематографе правило, согласно которому противники положительного персонажа вместо того, чтобы напасть одновременно и быстро победить героя, превосходя его количеством, нападают на него по одному, предоставляя возможность герою победить врагов по одному. Роджер Эберт так описывает правило:

В любой ситуации, где герой остается один в окружении десятков плохих парней, они всегда будут услужливо атаковать его по одному за раз.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эффект штурмовика" в других словарях:

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Примечания:
-Это руководство подробно описует не только тактические навыки штурмовика как класса,но и применение их во время боевых действий.
-Скриншоты показаные ниже, сделаны во время игры на "безумном" уровне сложности
-не согласным с приведеными здесь советами людям - просьба не возникать:)
Итак,начнем.Многие поклонники отнеслись к изменениям системы навыков по разному,некоторым не понравилось сильно урезаная ролевая часть,а остальные просто взяли и без всяких проблем приспособились к изменениям.
Так вот как эти изменения коснулись штурмовика,смотрите ниже:
(Те кто уже проходил эту игру по несколько раз можно пропустить этот пункт)

Штурмовик смесь солдата и адепта. Смертоносен в ближнем бою, так как может отлично обращаться с дробовиками и использовать основные биотические способности.
Зажигательные патроны - навык,который имеется в распоряжении не только у штурмовика и подробного описания не требует.При активации наносит огненный урон всем противникам,обладают отменной эффективностью и после улучшения наносят больший урон.На четвертом уровне стоит выбор: или патроны "инферно" поджигающие ближайших соседов противника,или такие же патроны для отряда.
Криопатроны - "те же яйца",что и зажигательные,только обладают замораживающим эффектом.На четвертом уровне можно улучшить патроны "снежная буря"(или как-то так) замораживающие ближайших к цели или тоже патроны для отряда.
Заряд(Charge) - "священный",уникальный навык для этого класса,к сожалению недооцениваемый некоторыми игроками.
По сути,с помощью заряда можно соперничать с любым пехотинцем,будь-то человек или кроган.Заряд позволяет со скоростью пули врезатся в противника и при отсутсвии щита враг отлетает как "кегля" в которую запустили шаром:)
Улучшение позволяет обзавестись щитом во время юзания заряда и увеличивает урон.На четвертом уровне стоит выбор "мощного" заряда с замедлением или заряда с атакой по области.
Притяжение - телекинетический навык.Новая версия "подьема" из МЭ1.Полезный навык,позволяющий притягивать легких противников к себе,обладает быстрой перезарядкой,что позволяет использовать его в 3х секундном интервале времени.На четвертом уровне стоит выбор между количеством подымаемых и длительностью полета жертвы.

Ударная волна - биотический навык.Скажу сразу:навык на любителя,так как не каждый находит возможности когда им нужно воспользоваться.Во время использования штурмовик запускает ударную волну которая движется по прямой через любой материальный обьект, расталкивая всех стоящих впереди.Улучшение навыка увеличивает силу и область действия.На четвертом уровне выбираем между большой областью и огромной силой(с обычным радиусом)волны.

Стандартный навык на улучшения всех характеристик класса (по чуть-чуть).На четвертом уровне стоит выбор между превращением штурмовика в разрушителя(мастер атаки) или в чемпиона(обладающего большим здоровьем и защитой).
В качестве доп.навыка лично я предпочитаю "барьер" увечивающий силу щита или практически его востанавливает (если пробили)

С навыками разобрались,теперь можно приступить к геймплею на "безумии".Ниже будет показан гэймплей боевой тактики за штурмовика в миссии на лояльность Миранды.


Теперь начнем:















На этом скриншоте показан метод выбрасывания врагов из укрытия.
-Для начала нужно укрытся самому,а потом начать обстреливать противников из ПП или дробовика(в зависимости от дистанции)чтобы сбить щиты.На безумии нужно делать обстрел за секунды 2-3 т.к. промедление может стоить вам щита,а то и жизни:(
Когда у врагов наконец сбиты щиты,они будут продолжать засиживаться в укрытии.Для этого вам и понадобится ударная волна.Просто находим скопление сидящих противников и запускаем волну,а когда те начнут выпадать из укрытий можно их добивать или притянуть притяжением к себе,а потом убить.
Внизу пример "притянутых" врагов

Здесь показана ситуация борьбы с противниками,которые находятся возле перил ограждающих "яму смерти ботов":)
Я здесь использовал ПП с криопатронами для обстрела скопления противников,потом сбив щиты начал притягивать противников к себе и использовать ударную волну.Ни то, ни другое не является 100% гарантией успешного падения врагов "за борт",но попробовать нужно в обязательном порядке.

Вот к чему приводит сочетание "криопатроны+притяжение"

Не стоит забывать,что враги попытаются зайти с фланга,поэтому ставьте наизготовку дробовик и готовтесь угостить приближающихся бойцов огненной(лучший вариант) дробью.По традиции сбив щиты,пускайте ударную волну,а потом добивайте их пока те встают.

И финальный штрих: вычисляем из укрытия последнего врага(или двух),нацеливаемся и используем "заряд"
Вот примерно такой эффект:

Стоит подметить,что у штурмовика на "безумии" могут возникнуть небольшие проблемы в боях с роботами ЛОКИ.Вся проблема в том,что они не реагируют на боль,поэтому всегда прут тупо напролом,при этом,стреляют с пистолетов или ПП.А у штурмовика на такие случаи только надежда на то,что их броня не так прочна для дробовика.

Сначала периодически стреляем из укрытия,сбив броню,поступаем как обычно:

Здесь аналогичная ситуация: враги на другой стороне "ямы".Продолжайте обстрел противников из укрытия,стараясь их выкинуть биотикой.
Но учитывайте,что враги бывают разные и подход к уничтожению вас у них тоже разнообразный(остерегайтесь отталкивающих навыков и ракет).

Если во время притяжения враг летит прям на вас,то не стесняясь вылазьте и растреляйте с ПП(так зрелищней:),чтобы оттолкнуть врага от себя и он не залетел к вам в тыл.В случае падения щитов(а они упадут,если увлекатся расстрелом),включайте "барьер",для этого он и нужен.Если на этот момент у вас его нет,то не рискуйте лишний раз,стоя вне укрытия.
Еще скрин в пример:

Вот,что будет если простоять вне укрытия перед толпой врагов 4-5 секунд(да и то если крупно повезет):












*Ммммдаа!Миранда снова пропускает самое интересное:)*
Ну ладно,продолжим.
Здесь показана перестрелка в узких корридорах.Расправа над противниками сложностей не составит.Берем смело дробовик и выносим приближающихся пехотинцев,а кто сам иди не захочет - притягуем!

Этот скриншот - лучший пример растрелов в полете из ПП.

Не забываем при этом смотреть по сторонам!Попадание ракеты напрочь сбивает щит:(
З
Обмороженные во время полета противники всегда падают вниз.

Эффект навыка "воспламенение".Старайтесь не попадатся на него,при этом попытатся быстро ликвидировать техников и стражей,которые быстро востанавливают щит,пускают дронов и пуляют такой фигней.Когда врагов становится меньше наступает мой любимый этап - использование "заряда":

Найденный мною "обезщитенный" инженер становится легкой добычей,после чего его можно добить прикладом!

Старайтесь как можно реже подставлятся под вражескую биотику,т.к. она также выталкивает вас из укрытий:(









А здесь показана расправа над тяжелым пехотинцем с помощью заряда:

Теперь остается подчеркнуть несколько полезных фактов:
-Существует тип противников обладающих не только щитом,но еще и броней.Во время битвы с таким противником нужно держать дистанцию и отстреливатся от противников сбивая им щиты(учитывая все выше указаное).Для уничтожения брони, великолепным выбором для штурмовика является пушка "палач".Потом нужно регулярно и в "тему" использовать притяжение с ударной волной.

Стоит подчеркнуть,что тяжелое орудие "Arc Projector",является полезной для каждого биотика штукой.

Когда большинство противников убиты,то уже можно занятся "боссом"(если он не отбросил копыта ранее:).Без своей крутой защиты он уже не так опасен,поэтому проводиться стандартная процедура ликвидации "зарядом"

Примечание: Если используется заряд 4го уровня,то во время замедления легко застрелить отлетающего от вас противника с дробовика(дробовик впритык - это самое оно:)
В принципе это все,что я,Vanish100,хотел расказать вам в этот раз.