Друг познается в беде - русская пословица о том, что только тот настоящий друг, кто не бросит тебя в беде.

Эта мысль указана в нескольких русских пословицах в книге " " (раздел - " "): "Коня в рати узнаешь, а друга в беде", "Без беды друга не узнаешь", "Друг познается в несчастии", "Друг познается на рати да при беде".

В английском языке есть близкая пословица: Friend in need is a friend indeed (настоящий друг тот, кто остается другом в твоей беде). Эту пословицу обычно переводят на русский язык как "Друг познается в беде".

Близкая пословица была известна в древнем Риме: Amicus certus in re incerta (лат.) - Верный друг познается в неверном деле.

Выражение встречается в трагедии «Гекуба» римского поэта Энния Квинта (239-169 до н. э.). Позже эти слова процитирует в своем трактате «О дружбе» известный римский оратор, писатель и государственный деятель Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) (Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Серов В.В., 2003).

Примеры

Ю. Лаптев

"Путь открыт": ""Друзья познаются в беде! " - правильные эти слова, но к сожалению, далеко не все люди верно их толкуют. Многие, например, не понимают того, что настоящий друг, как бы он тебе ни сочувствовал, не будет кривить душой и потакать твоим слабостям (т.е. относиться к ним снисходительно).

А. Степанов

"Семья Звонарёвых": "Я всегда знала, что самые верные друзья узнаются в беде . Простой человек сам знает, почём фунт лиха (знает, что такое беда), и другого не подведёт."

"Слово живое и мёртвое" (1972 г.): "В разных переводах в разные годы появлялся у нас рассказ С.Моэма “Друг в беде”. Название это - “Friend in need” - половина пословицы (по-русски - друзья познаются в беде ). Но чуть ли не пятый по счету перевод озаглавлен в серьезном литературном органе: “Милый друг”. И смысл перевран - и зачем тревожить тень Мопассана? Зачем скромному рассказику тягаться с давно известным романом?"

"Собственноручныя записки императрицы " - Екатерина про Петра III - "На это он мне ответил, что только в нужде узнаются истинные друзья , что в этом одеянии он готов поступать согласно своему долгу, что долг голштинского офицера - защищать по присяге герцогский дом против всех своих врагов, и так как мне нехорошо, то он поспешил ко мне на помощь. "

Дружба – важная составляющая жизни каждого. Значение слова «друг» в одном словаре объясняется так: «такой же, равный, другой я». Друг – это не просто человек, с которым вам интересно. Значение этого понятия намного глубже и шире. Настоящие друзья понимают без слов. Они могут думать вслух, разговаривать как со своим отражением в зеркале. Основывается крепкая дружба на любви, искренности, доверии. Об этой прекрасной грани человеческих отношений пишут стихи, песни, снимают кино. В одном произведении дружба описывается так:

Друзья познаются в беде.

Не в радости с пышным застольем,

А в долгой разлуке, в неволе,

В опасной для жизни среде.

Как же точно эти строки передают значение настоящей, верной и преданной дружбы. Ведь, когда всё хорошо, есть здоровье, деньги, стабильность, есть и уважение от всех. Все вас любят, ценят, хотят быть ближе. А когда случается несчастье, наступает и проверка, настоящая ли это дружба. Даже в мелочах можно увидеть, кто вас любит и ценит по-настоящему. Кому вы нужны просто так за то, что вы есть на этом свете. Дружба не имеет ничего общего с предательством, обманом, эгоизмом и чувством выгоды.

Кто такой настоящий друг?

«Друзья познаются в беде» – как понять и увидеть значение этого выражения на практике? Друг в беде никогда не оставит, что бы ни случилось. Даже если весь мир будет против вас, близкий человек будет рядом, какое бы несчастье ни встретилось на вашем пути. Настоящий друг любит во всякое время – и в благоприятное, и в тяжёлое. Конечно, ситуации между жизнью и смертью случаются редко, когда один спасает другого. Или даже рискует собой, своей жизнью ради дорогого человека. Но вот житейские мелочи, в которых также проверяется дружба, происходят постоянно. Именно в таких мелочах друзья и познаются. Всё начинается с малого, ведь верен в малом – верен и во многом. И друг, который не подводит даже в чём-то малозначительном, будет рядом и в серьёзных неурядицах.

Друзья на делах, а не на словах

Например, может возникнуть такая ситуация: резко поднялась температура, а дома нет необходимого лекарства. Вот в такой мелочи друг познаётся. Его не нужно просить, уговаривать. Узнав, что вам плохо, он сам предложит свою помощь, поинтересуется, что нужно. Для него будет только в радость помочь. Друг познаётся в беде – и, возможно, даже в ущерб себе, ведь для него интересы другого выше своих. Понятие дружбы – круглосуточное, в любое время суток плечо товарища рядом. Дружба не знает границ и расстояний, ей это не помеха.

В разлуке дружба только крепнет, и друг познаётся по-настоящему. На протяжении жизни кто-то уходит в прошлое, появляются новые люди. Иногда дружба просто заканчивается, и пути расходятся. Но есть и такие, кто остаётся в вашем сердце и жизни навсегда. Они становятся не просто друзьями, а родными людьми. И нет ничего лучшего дружбы, которая проверена временем. С таким человеком и в огонь, и в воду, такой в беде не бросит. С ним ничего не страшно, в нём чувствуется уверенность, как в себе. Именно временем друг познаётся, проходя через определённые ситуации.

Дружба очень сильное чувство, которое требует немалых усилий и дарит много радости в ответ. Это понятие двустороннее. Хороших друзей хочет каждый, но ещё важно и самому быть таким человеком. Дружба помогает открыть все лучшие качества, она избавляет от эгоизма, учит жить для других. Большое счастье в том, чтобы отдавать, сочувствовать, быть поддержкой. Умение дружить делает добрее, чище, лучше.

Друг познаётся не только в несчастьях, но и в радости. Умение радоваться чужим успехам не менее важно. Настоящий товарищ будет всегда искренне рад достижениям, победам, взлётам. Друзья не соперники, а сотрудники. Они не завидуют друг другу, а, наоборот, помогают в достижении целей.

Друг в беде всегда протянет руку помощи. С ним можно плакать и смеяться. Лучше один, но настоящий, чем десять «фальшивых». И это один из лучших подарков жизни.

Медиафайлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике

Биография

Ранние годы

Михаил Евграфович Салтыков родился 15(27) января 1826 года в старинной дворянской семье, в имении родителей, в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии . Был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова (1776-1851). Мать писателя, Ольга Михайловна Забелина (1801-1874), была дочерью московского дворянина Михаила Петровича Забелина (1765-1849) и Марфы Ивановны (1770-1814). Хотя в примечании к «Пошехонской старине » Салтыков и просил не смешивать его с личностью Никанора Затрапезного, от имени которого ведётся рассказ, но полнейшее сходство многого из сообщаемого о Затрапезном с несомненными фактами жизни Михаила Салтыкова позволяет предполагать, что «Пошехонская старина» имеет отчасти автобиографический характер.

Первым учителем М. Е. Салтыкова был крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии . Десяти лет от роду он поступил в , а два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, казённокоштным воспитанником в Царскосельский лицей . Именно там он и начал свою деятельность писателя.

Начало литературной деятельности

В 1844 году окончил лицей по второму разряду (то есть с чином X класса), 17 из 22 учеников были исключены, потому что поведение их аттестовалось не более как «довольно хорошим»: к обычным школьным проступкам (грубость, курение, небрежность в одежде) у Щедрина присоединялось «писание стихов» «неодобрительного» содержания. В лицее под влиянием свежих ещё тогда Пушкинских преданий каждый курс имел своего поэта; на XIII курсе эту роль играл Салтыков. Несколько его стихотворений было помещено в «Библиотеке для чтения » 1841 и 1842 годов, когда он был ещё лицеистом; другие, напечатанные в «Современнике » (ред. Плетнёва) в 1844 и 1845 годах, написаны им также ещё в лицее; все эти стихотворения перепечатаны в «Материалах для биографии М. Е. Салтыкова», приложенных к полному собранию его сочинений.

Ни одно из стихотворений Михаила Салтыкова (отчасти переводных, отчасти оригинальных) не носит на себе следов таланта; позднейшие по времени даже уступают более ранним. М. Е. Салтыков скоро понял, что у него нет призвания к поэзии, перестал писать стихи и не любил, когда ему о них напоминали. Однако в этих ученических упражнениях чувствуется искреннее настроение, большей частью грустное, меланхоличное (в тот период у знакомых Салтыков слыл под именем «мрачного лицеиста»).

В августе 1845 года Михаил Салтыков был зачислен на службу в канцелярию военного министра и только через два года получил там первое штатное место - помощника секретаря. Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлекаясь в особенности Жорж Санд и французскими социалистами (блестящая картина этого увлечения нарисована им тридцать лет спустя в четвёртой главе сборника «За рубежом»), но и писал - сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках » ), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март ).

Уже в библиографических заметках, несмотря на маловажность книг, по поводу которых они написаны, проглядывает образ мыслей автора - его отвращение к рутине, к прописной морали, к крепостному праву ; местами попадаются и блёстки насмешливого юмора.

В первой повести М. Е. Салтыкова, «Противоречия», которую он никогда впоследствии не перепечатывал, звучит, сдавленно и глухо, та самая тема, на которую были написаны ранние романы Ж. Санд: признание прав жизни и страсти. Герой повести, Нагибин - человек, обессиленный тепличным воспитанием и беззащитный против влияний среды, против «мелочей жизни». Страх перед этими мелочами и тогда, и позже (например, в «Дороге» в «Губернских очерках») был знаком, по-видимому, и самому Салтыкову - но у него это был тот страх, который служит источником борьбы, а не уныния. В Нагибине отразился, таким образом, только один небольшой уголок внутренней жизни автора. Другое действующее лицо романа - «женщина-кулак», Крошина - напоминает Анну Павловну Затрапезную из «Пошехонской старины», то есть навеяно, вероятно, семейными воспоминаниями Михаила Салтыкова.

Гораздо крупнее «Запутанное дело» (перепечатано в «Невинных рассказах»), написанное под сильным влиянием «Шинели », может быть, и «Бедных людей », но заключающее в себе несколько замечательных страниц (например, изображение пирамиды из человеческих тел, которая снится Мичулину). «Россия, - так размышляет герой повести, - государство обширное, обильное и богатое; да человек-то глуп, мрёт себе с голоду в обильном государстве». «Жизнь - лотерея», подсказывает ему привычный взгляд, завещанный ему отцом; «оно так, - отвечает какой-то недоброжелательный голос, - но почему же она лотерея, почему ж бы не быть ей просто жизнью?» Несколькими месяцами раньше такие рассуждения остались бы, может быть, незамеченными - но «Запутанное дело» появилось в свет как раз тогда, когда Февральская революция во Франции отразилась в России учреждением так называемого Бутурлинского комитета (по имени его председателя Д. П. Бутурлина) , облечённого особыми полномочиями для обуздания печати .

Вятка

Здоровье Михаила Евграфовича, расшатанное ещё с половины 1870-х годов, было глубоко подорвано запретом «Отечественных записок». Впечатление, произведённое на него этим событием, изображено им самим с большой силой в одной из сказок («Приключение с Крамольниковым», который «однажды утром, проснувшись, совершенно явственно ощутил, что его нет») и в первом «Пёстром письме», начинающемся словами: «несколько месяцев тому назад я совершенно неожиданно лишился употребления языка»…

Редакционной работой М. Е. Салтыков занимался неутомимо и страстно, живо принимая к сердцу всё, касающееся журнала. Окружённый людьми ему симпатичными и с ним солидарными, Салтыков чувствовал себя благодаря «Отечественным запискам» в постоянном общении с читателями, на постоянной, если можно так выразиться, службе у литературы, которую он так горячо любил и которой посвятил в «Круглом годе» такой чудный хвалебный гимн (письмо к сыну, написанное незадолго до смерти, оканчивается словами: «паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому»).

Незаменимой утратой был для него поэтому разрыв непосредственной связи между ним и публикой. Михаил Салтыков знал, что «читатель-друг» по-прежнему существует - но этот читатель «заробел, затерялся в толпе, и дознаться, где именно он находится, довольно трудно». Мысль об одиночестве, о «брошенности» удручает его всё больше и больше, обостряемая физическими страданиями и в свою очередь обостряющая их. «Болен я, - восклицает он в первой главе „Мелочей жизни“ . Недуг впился в меня всеми когтями и не выпускает из них. Измождённое тело ничего не может ему противопоставить». Последние его годы были медленной агонией, но он не переставал писать, пока мог держать перо, и его творчество оставалось до конца сильным и свободным: «Пошехонская старина» ни в чём не уступает его лучшим произведениям. Незадолго до смерти он начал новый труд, об основной мысли которого можно составить себе понятие уже по его заглавию: «Забытые слова» («Были, знаете, слова, - сказал Салтыков Н. К. Михайловскому незадолго до смерти, - ну, совесть, отечество, человечество, другие там ещё… А теперь потрудитесь-ка их поискать!.. Надо же напомнить!»..). Он умер 28 апреля (10 мая) 1889 года и погребён 2 мая (14 мая), согласно его желанию, на Волковском кладбище , рядом с И. С. Тургеневым .

Основные мотивы творчества