Разделы: Русский язык

Цели:

  • дать представление о частице как части речи, показать отличие частиц от других служебных и самостоятельных частей речи;
  • познакомить с разрядами частиц;
  • показать роль формообразующих частиц.

Ход урока

Урок проводится с использованием компьютерной презентации. (Приложение 1 )

1. Организационный момент.

2. Установка на хорошую, плодотворную работу.

Читаем хором. (Слайд № 4)

3. Но начнем урок с традиционной словарной работы. (Слайд №5)

Грамматическое задание:

  • Назовите слово, в котором все звонкие согласные.
  • Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков.

4. Стадия вызова.

Мы, - промолвили Частицы, -
Можем с каждым подружиться.
Выражаем утвержденье,
Отрицанье и сомненье…

(Слайд №2)

Тема сегодняшнего урока: «Частица как часть речи. Разряды частиц».

Как бы вы сформулировали цель нашего сегодняшнего урока? (Слайд №3)

Продолжите фразы.

Назовите слово, в котором букв меньше, чем звуков.

5. Объяснение нового материала.

Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
- Какова роль предлогов в предложении?
- Какова роль союзов в предложении?
- Что такое частица? (Слайд №6)

Разряды частиц.

По значению частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и смысловые (модальные).

К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования наклонений глагола: условного – бы (б) и повелительного – да, давай, давайте, пусть, пускай.

Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.

5. Анализ предложений, записанных под диктовку.

Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей появится в каждой аптеке лекарство для грубых детей!

Мы коньками режим звонкий, серебристый, чистый лед, а Сергей стоит в сторонке и такую речь ведет: «Вот бы если бы коньки мы точить о лед могли, то сказали бы спасибо конькобежцы всей земли».

Найдите грамматическую основу в первом предложении и во втором предложении собственно прямую речь.

Чем выражены сказуемые в этих предложениях?

В каком наклонении стоит глагол-сказуемое в первом предложении? Во втором?

С помощью чего образуется условное наклонение глагола? А повелительное?

6. Смысловые частицы. Их роль в предложении. (Слайд № 8)

Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.

Модальные частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, смягчение требования. Модальные частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.

7. Задание.

На доске вы видите высказывания классиков литературы. Дополните их модальными частицами. (Слайд № 9)

1) Трус посылает угрозы…, тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)
2) … прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)
3) … упоителен, … роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)
4) Глупость не могли победить … боги. (Ф.Шиллер)
5) Молодость - ... время для усвоения мудрости, старость - .. время для ее применения. (Ж.-Ж. Руссо)

Слова для справок: только, даже, что за, вот, как.

8. Отрицательные частицы. (Слайд №10)

К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ. Частица не придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам. Не бывать этому. За лесом не большой, а маленький овраг.

Предложение получает положительный смысл, если в нем две частицы не, одна и которых стоит перед глаголом мочь, а вторая – перед неопределенной формой глагола: Я не мог не поехать.

9. Развитие речи.

Задание по выбору:

1. Составить текст на тему «На уроке» с использованием модальных частиц.
2. Творческая работа. Диктант по аналогии (Слайд №11)

Опишите снежную бурю.

Несколько часов мы шли по раскаленному песку, не встречая даже признаков жизни. Ничего не встречалось нам на пути. Все живое спряталось в расщелины камней и в небольшую тень. Но вот в раскаленном воздухе послышались какие-то звуки, не лишенные гармонии. Звуки возникали будто бы сверху и пропадали будто бы в землю. Прошло несколько минут, и клубы пыли закрыли солнце. Страшный шум был уже недалеко, и он быстро приближался (По А.Елисееву)

10. Рефлексия. (Слайд №12)

Допишите предложения.

11. Итог урока.

12. Домашнее задание.

Литература

1. Сиденко Н.В. Русский язык. 7 класс. Поурочные планы. Волгоград. 2005.
2. Цой Н.С. Русский язык 6 – 8 Нестандартные уроки. Издательство «Экстремум» Волгоград. 2004.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Прочитайте текст. Найдите слова неизвестной вам части речи. Выпишите их. Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке. Неужели дятел? Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей. Так ты птица осоед? Как же осоед! Еще я ем гусениц и личинок. Как раз гусениц и личинок любят дрозды. Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога. Ну тогда ты, наверное, лесная мышь. Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей. Хорошо! Тогда ты конечно кошка! Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу. Ладно, ты – цапля. Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца. Точно, куница! Вот именно не куница. Куница – мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок, ягоды и грибы. Скорее всего ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку! Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки. Как вы думаете? Слова какой части речи вы выписали?

Что это такое? Попробуйте дать определение этому понятию

ЧАСТИЦА – это служебная часть речи, включающая слова, которые придают различные дополнительные смысловые, эмоциональные и модальные оттенки отдельным словам и предложениям.

По значению частицы делятся на 5 групп смысловые Модальные эмоциональные словообразующие формообразующие Вот Вон Это Оно Именно Как раз Просто Ровно Точно Лишь Только Все Исключительно Только лишь Хоть бы Просто Даже Еще Же Просто то Давай Да -ка Пускай Пусть Да Так Ага Точно Не Нет Ни Вовсе не Далеко не Отнюдь не А Ли Неужели Разве Ведь Как Ну и О Что за Кое Либо Не Ни Нибудь то Бы Да Пусть пускай

Роль частиц, принадлежащих к различным группам Смысловые частицы выражают особые смысловые оттенки: Указательные (вот, вон, это, оно) Уточнительные (именно, как раз, просто, ровно, точно) Ограничительные (лишь, только, все, исключительно, только лишь, хоть бы, хотя бы, просто) Усилительные (даже, еще, же, просто, то)

Модальные частицы выражают точку зрения говорящего на сообщаемый факт, на действительность. Они подразделяются на: Модально – волевые (давай, да, -ка, пускай, пусть) Утвердительные (да, так, ага, точно) Отрицательные (не, нет, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не) Вопросительные (а, да, ли, неужели, разве)

Эмоциональные частицы усиливают выразительность речи Ведь, как, ну и, о, что за

Словообразующие частицы образуют слова кое, либо, не, ни, нибудь, то

Формообразующие частицы образуют грамматические формы (условное и повелительное наклонение глаголов) бы, да, пусть, пускай

Используя данные таблицы, определите частицы каких групп вы выписали из текста смысловые Модальные эмоциональные словообразующие формообразующие Вот Вон Это Оно Именно Как раз Просто Ровно Точно Лишь Только Все Исключительно Только лишь Хоть бы Просто Даже Еще Же Просто то Давай Да -ка Пускай Пусть Да Так Ага Точно Не Нет Ни Вовсе не Далеко не Отнюдь не А Ли Неужели Разве Ведь Как Ну и О Что за Кое Либо Не Ни Нибудь то Бы Да Пусть пускай

Восстановите данный текст (вставьте подходящие по смыслу частицы) (…) у птиц забавные встречаются имена. (…) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (…) рогатая. (…) и птичка завирушка есть. Или (…) юла. (…) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (…) чечевица. А (…) плохое название чиж или чечетка? (…) непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (…) названия-позвища лучше всего!

Сравните свой вариант с авторским. Именно у птиц забавные встречаются имена. Едва ли поверишь, что водится птица поганка. Поганка да еще и рогатая. Ведь и птичка завирушка есть. Или просто юла. А вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и даже чечевица. А разве плохое название чиж или чечетка? Неужели непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? Все-таки названия-прозвища лучше всего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 7 класс Частицы. Разряды частиц

Урок для учащихся 7 класса разработан с использованием модульной технологии. Модуль позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанные в...

Урок русского языка в 7 классе "Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ"

Тема урока: Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИЦель: сформулировать правило разграничения на письме частиц НЕ и НИ и составить алгоритм рассуждения для решения данной орфографич...

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...

1 слайд

8 класс русский язык Частица как часть речи. Формообразующие частицы. Учитель русского языка и литературы: Садыкова Бахытгуль Газизовна Школа-гимназия № 2 г.Шалкар

2 слайд

Цели урока: Показать особенности частицы как служебной части речи, формировать умение отличать частицы от других частей речи, совершенствовать орфографические навыки, развивать речь, воспитывать культуру речи учащихся.

3 слайд

4 слайд

Лингвистическая разминка. Записать в течение 2-х минут слова на тему: «Урок русского языка». Используя эти слова, составить простое и сложное предложение, выделить сочинительные и подчинительные союзы. 30 секунд

5 слайд

Лингвистическая разминка. Записать в течение 2-х минут слова на тему: «Урок русского языка». Используя эти слова, составить простое и сложное предложение, выделить сочинительные и подчинительные союзы. 1 минута

6 слайд

Лингвистическая разминка. Записать в течение 2-х минут слова на тему: «Урок русского языка». Используя эти слова, составить простое и сложное предложение, выделить сочинительные и подчинительные союзы. 1 минута 30 секунд

7 слайд

Лингвистическая разминка. Записать в течение 2-х минут слова на тему: «Урок русского языка». Используя эти слова, составить простое и сложное предложение, выделить сочинительные и подчинительные союзы. 2 минуты

8 слайд

Лингвистическая разминка. Записать в течение 2-х минут слова на тему: «Урок русского языка». Используя эти слова, составить простое и сложное предложение, выделить сочинительные и подчинительные союзы.

9 слайд

Упражнения на избирательность. Задание: быстро прочитывая формулировки, отмечать знаком «+» в пустом квадрате истинные утверждения. № Утверждения + 1 Однородные члены соединяют только сочинительные союзы 2 Союзы «что», «если», «где» - подчинительные союзы 3 Однако, зато – подчинительные союзы 4 В течение, в продолжение – производные предлоги, временное значение 5 Предложение: «Все печали терпимы, если есть хлеб» - сложноподчиненное. 6 В сложносочиненном предложении подчинительная связь + + + + +

10 слайд

7 Причинные, целевые, временные, условленные, сравнительные – сочинительные союзы 8 Правильно расставлены знаки препинания во всем предложении: «Самые мягкие, и трогательные стихи написаны об осени». 9 Правильно расставлены знаки препинания: «Когда солнце поднимается над лугами, я невольно улыбаюсь от радости». 10 Предлоги согласно, вопреки, благодаря – употребляются только с дательным падежом. + +

11 слайд

«Установи соответствия» -соедините стрелками части рассыпанного текста Вывод: Частица – служебная часть речи, с помощью которой создаются формы наклонения глагола и изменяется значение слов, словосочетаний и предложений. Союз Предлог Частицы …это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других словосочетаний и предложений. …это служебная часть речи, с помощью которой образуются формы наклонения глагола и изменяется значение слов словосочетаний и предложений. …это служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного.

12 слайд

13 слайд

14 слайд

Графический диктант. Задание: отметить знаком «+» слитное написание союзов и знаком «-» раздельное написание частиц. Стеклянная дверь на балкон была открыта, что (бы) из сада не несло жаром. Что (бы) ни говорили, а знания нужны. Песня за домом смолкла, за (то) над прудом соловей заводил свою. Отец то (же) был печален. Что (бы) ни случилось, не теряй бодрости. Что (бы) быть истинными друзьями, нужно быть уверенными в друг друге. Доброта для души то (же), что здоровье для тела. Секунду он молчал, мать смотрела на него то (же) молча. Так (же) как и вчера, на площади шумели люди. Что (бы) мне рассказать вам интересное? Проверка графического диктанта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 + - + + - + - + - -

Cлайд 1

Разряды частиц Урок русского языка в 7 классе. Гимназия № 33 г. Ульяновск. Учитель: Князькин Владимир Николаевич

Cлайд 2

Цели урока: 1. Мы должны научиться различать и правильно определять разряды частиц. 2. Должны правильно научиться употреблять их в речи. 3. Должны углубить знания о частице как части речи.

Cлайд 3

Проверка домашнего задания Грянет (буря) – глагол, т. к. отвечает на вопрос что сделает? И обозначает действие предмета; I.Н.ф.: грянуть; II.Пост. морф., признаки: невозвр., сов. вид., переходн., I спр; Непост.: повелит. накл., ед. ч.. III. Буря (что сделает?) грянет. Здравствуют – глагол, т. к. отвечает на вопрос что делают? И обозначает действие предмета; I.Н.ф.: здравствовать; II.Пост. морф., признаки: невозвр., несов. вид., переходн., I спр; Непост.: повелит. накл., мн. ч.. III.

Cлайд 4

Проверка домашнего задания Здравствовать - глагол, т. к. отвечает на вопрос что делать? И обозначает действие предмета; I.Н.ф.: здравствовать; II.Пост. морф., признаки: невозвр., несов. вид., переходн., I спр; Непост.: повелит. накл., ед. ч.. III. Растопчет - глагол, т. к. отвечает на вопрос что сделает? И обозначает действие предмета; I.Н.ф.: растоптать; II.Пост. морф., признаки: невозвр., сов. вид., переходн., I спр; Непост.: повелит. накл., ед.ч.. III.

Cлайд 5

Значения частиц: 1. Значение отрицания (не таким толстым слоем); Какие ещё частицы? 2. Значение уточнения (почти рядом со мной; как бы рассёк надвое); Какие ещё частицы? 3. Значение смягчения требования (Дай-ка друг мне лапу...); Какие ещё частицы? 4. Значение вопроса (разве это для вас?); Какие ещё частицы? 5. Значение обобщения (как ни старались; куда ни кинь взор); Какие ещё частицы?

Cлайд 6

Значения частиц: 6. Значение усиления утверждения (я не мог не замереть); Какие ещё частицы? 7. Значение усиления (всё-таки это была мёртвая зарплата); Какие ещё частицы? 8. Значение усиления отрицания (ни одного цветка); Какие ещё частицы? 9. Значение ограничения (почти весь этот асфальтовый лоскут). Какие ещё частицы?

Cлайд 7

Проверь себя... 1. Ужель (та самая Татьяна) – частица, т. к. она вносит дополнительное значение вопроса; 2. Морфологические признаки: модальная, неизменяемое слово.

Cлайд 8

Проверь себя... 1. Неужели (все сгорели) – частица, т. к. она вносит дополнительное значение вопроса; 2. Морфологические признаки: модальная, неизменяемое слово.