Отвечаем на ваши вопросы

Какое оружие запрещено провозить в самолете?

В самолете запрещается провозить огнестрельное, холодное, сигнальное, пневматическое и газовое оружие, равно как и любые электрошоковые устройства. Сюда входят: арбалеты, шашки,тесаки, палаши, сабли, мечи, шпаги, ятаганы, кинжалы, штыки, охотничьи ножи, а также оружие для подводной охоты и всевозможные имитаторы оружия, за исключением случаев и в порядке установленном законодательством Российской Федерации:

Допускается провоз оружия в зарегистрированном багаже в грузовых, багажных отсеках воздушного судна с изолированным доступом пассажиров к багажу во время полета при предъявлении всех необходимые документы на него.

Запрещены к провозу на воздушных судах патроны к газовому оружию и газовые баллончики, имеющие наполнение нервно-паралитического и слезоточивого воздействия.

Собираюсь выбраться в Карелию поохотиться. Могу ли я провести в самолете охотничье ружье?

На основании Приказа №104 РФ и положений Воздушного кодекса Российской Федерации вы можете перевозить оружие в зарегистированном багаж, предварительно упаковав его согласно требованиям авиакомпании, предъявляемым к провозу оружия. Охотничье оружие можно перевозить самолетом при условии, что оно зарегистрировано в соответствующих органах и вы имеете разрешительный документ с официальным подтверждением данного факта. Пассажиру-охотнику необходимо иметь при себе охотничий билет с вписанным номером оружия, а также документы на право владения, хранения и провоза ружья или винтовки.

Какие документы требуют при провозе оружия самолетом?

Разрешение на хранение и ношениеоружия;

Разрешения на ввоз/вывоз в страну/из страны;

Разрешение таможни (при необходимости);

Документацию, подтверждающую подготовку патронов к провозу в самолете, нераспечатанность заводской упаковки, точное количество патронов и т.п.

Если я выезжаю с охотничьим ружьем за границу, нужны ли какие-то дополнительные документы?

Публикую рассказ своего товарища о его опыте перевозки травматического пистолета из Москвы в Питер на самолете. Итак со слов Д.К.:

На днях, у меня появилась необходимость переместиться в Северную столицу нашей Родины. При выборе транспорта я руководствовался временем прибытия, дабы быть встреченным друзьями и избежать посещения общественных видов транспорта. И понял тогда, что полечу самолетом. Но вспомнил, что не хочу лишать себя возможности передвигаться со своим любимым Макарычем, привык я к нему. И здесь у меня начались сомнения, а смогу ли осуществить задуманное в полной мере, и в Питере оказаться и с Макарычем не расстаться? Для начала, обзвонил всех своих друзей, причастных к владению огнестрельным оружием, чтобы помучить их и прояснить данную ситуацию. Но как оказалось, среди моих друзей никто не летал с оружием на самолетах и я буду отчасти первооткрывателем (в своем круге общения).

Как небольшое отступление, на то время, мне были знакомы лишь некоторые моменты перелета аттестованных сотрудников МВД, вооруженных табельным огнестрельным оружием и командированных в СКР, но как и предполагал, небольшое различие присутствует. Как оказалось, разница только в том, что их практически во всех моментах встречали и сопровождали сотрудники линейного отделения милиции, а все оружие с боеприпасами было указано в командировочном удостоверении и тем самым разрешено для транспортировки.

На тот момент считал, что пропасть различий намного больше, но вернемся к моей поездке. Понимая, что ничего не знаю о перевозке травматического оружия в самолете, я начал изучать данный вопрос на просторах интернета. Но так уж получилось, что на подробное и доскональное изучение данного вопроса у меня не нашлось времени, поэтому я занялся розыском телефона службы безопасности авиаперелетов, такая служба есть в каждом аэропорту. Данный телефон мне дружелюбно предоставили в справочной Аэрофлота. Позвонив, услышал, все что мне необходимо, это заявить на стойке регистрации аэропорта о том, что у меня есть травматическое оружие, а дальше меня встретят, и очень важно чтобы не забыл действующую лицензию. Но не буду забегать вперед и расскажу все по порядку.

В аэропорт Шереметьево отправился на аэроэкспрессе с Белорусского вокзала. На входе к кассам аэровокзала, где проводился осмотр личных вещей, я сразу предупредил, что у меня есть оружие, сотрудник службы безопасности посмотрел лицензию, почитал и… без сверки с оружием пропустил! Далее без особых проблем и вопросов добрался в аэропорт. При переходе в нужный мне терминал, где также проводился осмотр, также заявил об оружии и… опять, точно также посмотрели лицензию, без сверки с оружием пропустили! Далее на регистрации на рейс сказал сотруднику, что у меня есть огнестрельное оружие, сотрудник позвонил по внутреннему телефону и через две минуты ко мне подошел сотрудник безопасности авиаперелетов. Еще через три минуты я уже оказался в помещении данной службы, где разоружился, передал пистолет и боеприпасы сотрудникам. И вот только здесь уже сверили все нанесенные маркировки с лицензией, внимательно проверили документы, просмотрели все боеприпасы, т.к. газовые и зажигательные патроны запрещены к перевозке. Потом составили Акт о передаче на хранение на время перелета в трех экземплярах, я в них расписался, тщательно проверив все написанное, и получил один из них на руки. Пистолет с магазинами и патронами упаковали в плотный полиэтиленовый пакет, куда вложили один из экземпляров вышеупомянутого Акта, опечатали и пожелали приятного перелета. Хочу заметить, что люди вежливые и культурные. Сам перелет прошел как у обычных пассажиров и ничего примечательного не произошло. По прибытии в Пулково прошел в помещение подобной службы (где они находятся знают все сотрудники аэропортов, можно спросить любого) и прождав немногим более десяти минут, по предоставленному мной паспорту, лицензии и Акту получил обратно своего Макарыча.

За время прохождения всех процедур ожидал увидеть большее внимание к моей вооруженной, хоть и травматикой, личности. Я был шокирован тем, что меня в аэроэкспресс и на территорию терминала пропустили без сверки документов с оружием, никто и нигде не сделал об этом факте никаких записей. Фактически, спокойно прошел на территорию аэропорта с огнестрельным оружием и нигде данный факт не был зафиксирован. Для примера, когда мне пришлось встречать друзей в аэропорту Домодедово, перед входом в зал прилета, сотрудник линейного отделения проверил паспорт, лицензию, сверил маркировку на оружии с написанным в документах и только после того как сделал об этом запись в журнале (для чего предназначенном мне не удалось выяснить) пропустили внутрь аэропорта. Будем надеяться, что и в Шереметьево на всех постах личного осмотра появятся такие интересные журналы, куда будет записываться вся информация об оружии находящемся на территории аэропорта.
Правила перевозки травматического оружия в самолете? Я не смог их найти даже на необъятных просторах интернета. На сайтах авиаперевозчиков есть правила перевозки опасных грузов, но нет регламента и порядка транспортировки оружия… почему? В наше время мы все чаще встречаем людей владеющих травматическим оружием и желающих перемещаться по просторам нашей Родины, но в законодательстве мы можем увидеть только следующее: Статья 25 Федерального Закона №150 «Об оружии» от 13 декабря 1996 года, гласит, что учет, ношение, перевозка, транспортирование оружия определяются Правительством Российской Федерации. И мы опять идем к правовым источникам и находим Постановление Правительства №814 от 21.07.1998 года, где может нам понадобиться для знаний о вышеуказанной проблеме глава XIII пункт 77, где сказано, что можем транспортировать не более 5 единиц оружия и не более 400 патронов, но к каждой единице оружия эти патроны или это общее количество разрешенного для перевозки не разъяснено. Также будет интересно, что транспортирование осуществляется в чехлах, кобурах или специальных футлярах.
Неизвестно сколько должно пройти времени, чтобы данный вопрос стал настолько актуальным, чтобы авиаперевозчики позаботились и прописали подробный регламент по данному вопросу на своих официальных сайтах. Также еще открыт вопрос о транспортировке травматического оружия в скоростных поездах, ведь на данный момент усилены меры по безопасности и чтобы попасть на Сапсан, вам придется пройти процедуру личного осмотра и на железнодорожных вокзалах. Лично вы его повезете или сопровождающие состав сотрудники милиции… извините, полиции? А если оружие оставят при вас, то будет ли оно разряжено и где будут находиться патроны? Об этом, надеюсь написать вам немного позже, опять же исходя из личного опыта.

Любители охоты, спортсмены-стрелки, владельцы других видов оружия иногда вынуждены перевозить свои стволы в своих автомобилях. А что? Вон в Америке стреляют на каждом углу, а нам даже перевезти пистолет нельзя. Почему же? Можно! Только делать это нужно правильно. Только вот законы постоянно меняются и трансформируются.

Чиновники не устают удивлять водителей . Зачастую касаются они и тех, кто перевозит в транспорте оружие. Чаще всего это приходится делать, например, охотникам. Если начать копаться в текстах таких законов, как «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов», а также документе «Об оружии», можно очень просто заблудиться.

Ведь интерпретировать документы можно по-разному. Как же всё-таки перевозить оружие?

Только для транспортировки!

Только для перевозки к месту охоты, хранения, спортивной стрельбы, регистрации или ремонта можно выносить из дома длинноствольное оружие. Владелец ствола должен знать, что в случае чего ему придётся объяснить полицейскому, куда он везёт своё богатство.

При себе необходимо иметь документ, который удостоверяет личность (то есть свой паспорт), и разрешение, полученное в полиции. К слову, в некоторых регионах нашей необъятной, например, в столице, сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной деятельности не просят таскать гладкоствольные ружья. Владельцам нарезного карабина придётся найти время, чтобы пройти процедуру контрольного отстрела.

Спортивный инвентарь или оружие?

Рейды «по охотникам» в Госавтоинспекции мероприятия привычные. Обычно такие профилактические акции проводят в выходные дни. Спросить, что за «ствол» везёт остановленный водитель, для необходимо. Ведь перевозка охотничьего оружия в автомобиле имеет свои тонкости. Если что-то лежит в машине неправильно, могут быть проблемы. Это значит, что законы всё же стоит изучать. А лучше - знать назубок.

Знание закона способно обескуражить стражей правопорядка и даже представителей лесоохраны. К слову, заинтересоваться полицейские могут даже бейсбольной битой. Ведь спортинвентарём её считают не все. Мало кто в России играет в бейсбол. Но можно спросить у сотрудников органов: какая статья закона говорит о невозможности перевозки в багажнике бейсбольной биты, то есть на какую статью закона они ссылаются? Это может поставить полицейских в тупик.

Заряженное или нет?

Итак, выше уже было сказано, что ружьё с нарезным и гладким стволом для охоты, а также гладкоствольное оружие для самообороны жители нашей страны могут выносить на улицу только для перевозки. Согласно закону, такого оружия следующие. Для перевозки необходим чехол. Лучше, чтобы он закрывал оружие полностью. Это касается и травматического оружия. Что касается вопроса «заряженности», то здесь главное понять, какие «стволы» считаются заряженными? Для обывателя это понятие объясняется следующим образом: у ружья патроны должны быть вынуты из стволов.

Лежать, кстати, они должны отдельно. У карабина необходимо снять рожок. В главке Министерства Внутренних Дел считают совсем не так. «Оружие считается заряженным при введении патрона в патронник и постановке ударно-спускового механизма на боевой взвод» и, «следовательно, оружие с примкнутым снаряжённым магазином — заряженным не является». Формулировки эти 2008 года. Соответствующее письмо разрешительной системы существует. Его можно распечатать и всегда возить в машине. Просто не все стражи порядка в курсе.

Это досмотр?

Любому перевозящему огнестрельные «вещицы» необходимо знать, что может проверять сотрудник Госавтоинспекции, что нет. Сначала необходимо спросить, за что совершена остановка, потом предъявить документы. На автомобиль. Не стоит показывать сразу разрешение на оружие. На дополнительные вопросы стоит отвечать отрицательно. Наркотики? Нет. Запрещённые предметы? Нет. Багажник по просьбе сотрудника лучше сразу открыть, но лазить по автомобилю полицейский не должен, ведь он просто-напросто права не имеет на это.

Обыск проводится только в присутствии понятых и с оформлением протокола. А это лишь визуальный досмотр. Если ружьё лежит не на виду, его могут и не заметить. На лесной дороге автомобиль может попробовать остановить лесник, но без стража порядка он этого делать не имеет права.

Ввоз-вывоз оружия из страны

Для того чтобы пересечь границы с оружием в багажнике, необходимо заполнить специальный бланк разрешения. Всему этому предшествует сертификация стволов. Но можно без сертификации провести оружие в нескольких случаях:

  • имеется декларация соответствия или сертификат;
  • согласно международному договору перемещается по РФ;
  • ввозится на время для охоты, участия в исторических, культурных, спортивных выставках или мероприятиях.

Транзит через нашу страну оружия должен сопровождаться получением лицензии в таможенных органах государства. Оружие, ввозимое и вывозимое из России, должно обязательно пройти досмотр таможни.

Обязанности перевозчика оружия

Так, перевозка оружия в машине требует подготовки. Ведь ответственность за неправильную перевозку оружия, тем более, если халатность привела к трагедии, никто не отменял. Если владелец при перевозке «стреляющих предметов», то его могут привлечь к ответственности.

Предусматривает административное наказание штраф от 1000 до 1500 рублей. За неправильную перевозку огнестрельного «предмета» (за исключением гражданского гладкоствольного длинноствольного) нерадивому владельцу также может грозить и привлечение его к уголовной ответственности. Наказанием может стать:

  • ограничение свободы сроком вплоть до 4 лет;
  • принудительные работы сроком вплоть до 4 лет;
  • арест сроком вплоть до 6 месяцев.

Штрафы по этой статье могут достигать восьмидесяти тысяч рублей или суммы дохода за три месяца.

Быть начеку!

Так, желающим возить в автомобиле ружья, спортивные пистолеты или другие огнестрельные предметы лучше изучить законодательство досконально. Заранее позаботиться о необходимых бумагах и знать, кому нужно показывать документы, а кому - нет.

Правила провоза оружия :

С провозом оружия все достаточно просто: его просто нельзя проносить в салон самолета. На контроле из ручной клади у Вас отберут даже игрушечный пистолет. Однако, если у вас имеются все необходимые документы, то в багажнике Вы сможете провести нехилый арсенал.

Холодное оружие и колюще-режущие предметы :

Подавляющее большинство ножей, неосторожно оставленных в ручной клади, являются туристическими и могут провозиться в багаже. Однако если лезвие имеет достаточную жесткость, чтобы поразить человека (не гнется) или имеет ряд других признаков холодного оружия, его могут взять на специальное исследование. Когда Вы покупаете нож, Вам могут выдать сертификат, где обозначается его модель и то, что данный нож холодным оружием не является. Чтобы избежать изъятия ножа на досмотре, просто возьмите этот сертификат с собой.

Охотничьи ножи провозятся только в багаже и в чехле. Как правило, они являются номерными - номер указывается в охотничьем билете. Обязательно храните его с собой, иначе изъятия не избежать.

Охотничьи ружья :

Российские компании (S7, «Вимавия», «Трансаэро», «Домодедовские авиалинии», «КрасЭйр» и др.) к перевозке огнестрельного оружия относятся спокойно (в первую очередь, это касается внутренних рейсов). Просто приезжайте на регистрацию и заявляйте о наличии ружья на пункте спецконтроля. Паковать его нужно отдельно - оно доставляется до самолета под специальным присмотром. Прилагайте к оружию разрешение на провоз (его получают там же, где выдаются лицензии на хранение и покупку оружия, - по месту жительства в разрешительном отделе МВД) и охотничий билет.

Патроны и ствол забирают, составляется акт (Вы получаете одну из копий). Возвращают в аэропорту назначения по предъявлении акта. Что касается перевозок патронов, оружия и специальных средство, то для этого в действии общие стандарты оплаты сверхнормативного багажа и бесплатного провоза. Стволы (общее их количество не превышает 5) должны находиться в разряженном и разобранном состоянии (обязательно в чехле). Отдельно пакуются патроны: на одно лицо может приходиться до четырехсот патронов (находиться они должны в заводской упаковке, вес не должен превышать пять килограмм).

При переезде за границу наличие оружия декларируется в письменном виде прямо на таможне. После этого повторяется процедура, аналогичная вышеуказанной: представители службы безопасности - акты - изъятие - возвращение в месте назначения. Еще одним условием является разрешение на вывоз/ввоз от МВД страны, куда Вы едете, и от МВД России. Приглашение на охоту иметь собой, конечно же, желательно.

Осуществление перевозки самолетами «Аэрофлота» похожа на то, что описано выше. Однако, кроме этого, в требования компании включается заявка о планируемой перевозке оружия во время приобретения билета. Если билет является электронным (купленным в Сети), то нужно заблаговременно позвонить в компанию и сделать все необходимые пояснения.

Транспортировка на поезде отличается куда большей простотой. Просто положите ружье в чехле и патроны (они должны быть упакованы отдельно) в сумку (ее устройте на полку) и, если маршрут не предусматривает пересечения государственных границ, спокойно доезжайте до места назначения. Как правило, оружие никто не замечает, не нужно никому сообщать о том, что Вы его перевозите.

69. Юридические лица имеют право транспортировать принадлежащие им оружие и патроны на основании разрешений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органов, выдаваемых в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. Для транспортирования оружия и патронов юридические лица обязаны:

а) согласовать с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальным органом по месту учета оружия и патронов маршрут движения и вид транспорта;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) обеспечить сопровождение огнестрельного оружия в количестве более 20 единиц и (или) патронов к огнестрельному оружию в количестве более 20 тысяч штук в пути следования охраной в количестве не менее одного человека, вооруженного огнестрельным оружием. Без сопровождения охраной, вооруженной огнестрельным оружием, допускается транспортирование спортивного огнестрельного оружия и (или) патронов к нему спортсменами, тренерами и иными работниками спортивных организаций и образовательных организаций, занимающимися видами спорта либо физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической работой, которые связаны с использованием спортивного огнестрельного оружия, и назначенными ответственными за транспортирование оружия и (или) патронов;

в) транспортировать оружие в заводской упаковке либо в специальной таре, которая должна быть опечатана или опломбирована.

Спортивные и образовательные организации, осуществляющие свою деятельность в соответствующих видах (виде) спорта, связанных с использованием оружия и (или) патронов к нему, осуществляют транспортирование оружия и (или) патронов к нему на основании копии разрешения на хранение и использование оружия, заверенной в установленном порядке (в случае необходимости с приложением списка номерного учета оружия), а также копии Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, календарных планов общероссийских и региональных спортивных федераций и приказа руководителя юридического лица об организации транспортировки оружия и патронов.

(см. текст в предыдущей редакции)

При транспортировании патронов оборудовать транспортные средства в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями к перевозке опасных грузов.

Оружие при транспортировании должно находиться в разряженном состоянии отдельно от патронов.

При транспортировании партий оружия и патронов транспортные средства должны быть технически исправны, исключена возможность визуального обзора груза и свободного доступа к нему посторонних лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

70. В случаях транспортирования оружия и патронов колонной более 2 автомашин их охрана обеспечивается группой сопровождения в количестве не менее 3 человек, вооруженной огнестрельным оружием, следующей на специально выделенном транспортном средстве.

71. При обнаружении признаков вскрытия транспортного средства, перевозящего оружие и патроны, повреждения тары, нарушения оттисков печатей или пломб старший вооруженной охраны обязан немедленно сообщить об этом в органы внутренних дел, составить акт, принять необходимые меры по установлению причин случившегося и обеспечить охрану места происшествия.

72. Перевозка оружия и патронов по территории Российской Федерации производится на договорной основе юридическими лицами, уставами которых предусмотрено оказание услуг по перевозке оружия и патронов (далее именуются - перевозчики), на основании разрешений на перевозку, выдаваемых Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальными органами в порядке, определяемом Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

73. Перевозчики после заключения договоров о перевозке оружия и патронов обязаны:

а) оформить приходно-расходные и сопроводительные документы в порядке, установленном соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) при необходимости оборудовать места временного хранения передаваемого для перевозки оружия и патронов, получить в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальном органе разрешение на их хранение в порядке, установленном настоящими Правилами;

(см. текст в предыдущей редакции)

г) при возникновении обстоятельств, препятствующих перевозке оружия и патронов, передать их на временное хранение в ближайший орган внутренних дел.

73(1). Воздушная перевозка оружия и патронов, транспортируемых гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами, осуществляется перевозчиком в соответствии с федеральными авиационными правилами без получения в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешений на перевозку и без учета положений, предусмотренных пунктами 72 и настоящих Правил.

74. Вес патронов, бездымного пороха и изделий на его основе, разрешенных к совместной перевозке ручной кладью по железным дорогам и водным путям сообщения, не должен превышать (без учета веса тары) 10 кг, а дымного пороха или изделий из него - 5 кг.

75. Без разрешений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органов осуществляется транспортирование оружия и патронов:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) государственными военизированными организациями в порядке, установленном этими организациями;

б) юридическими лицами в пределах территорий субъектов Российской Федерации, в которых указанные оружие и патроны поставлены на учет;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) не подлежащих регистрации в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах.

(см. текст в предыдущей редакции)

76. Оружие и патроны, помещенные под таможенную процедуру, транспортируются и перевозятся в специальной таре либо транспортными средствами, опечатанными или опломбированными таможенными органами. Порядок перевозки и транспортирования такого оружия и патронов устанавливается Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок транспортирования единичных экземпляров оружия и патронов, находящихся под таможенным контролем, устанавливается Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

77. Граждане Российской Федерации осуществляют транспортирование оружия по территории Российской Федерации в количестве не более 5 единиц и патронов не более 1000 штук на основании разрешений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органов на хранение, хранение и ношение, хранение и использование, на ввоз в Российскую Федерацию соответствующих видов, типов и моделей оружия либо лицензий на их приобретение, коллекционирование или экспонирование оружия.