Дикие животные весной.

08.08.2014 3311 0

Дата: 06.03.2013 № урока 47 Предмет: познание мира.

Тема урока: Дикие животные весной. Тип урока Урок усвоения новых знаний.

Цели и задачи:

· Формировать понятие о жизни животных весной ;

· способствовать развитию речи, умения описывать животных;

· воспитывать уважение к окружающей среде;

· обогащать и расширять словарный запас;

МО: словесный, наглядный, практический.

ФОПД: индивидуальная, фронтальная.

ТСО: учебник, дневник наблюдения, карандаши, рисунки.

Ход урока :

1. Организационный момент.

Приветствие. Психодогический настрой.

2. Повторение изученного.

Отгадывание загадок про растения.


Он растет красивый, нежный,

Голубой иль белоснежный.

Даже раньше расцветает,

Чем на речке лед растает.

Распустился точно в срок

Первый мартовский цветок. (Подснежник)

Пробиваюсь я в апреле -

Все поля позеленели!

Покрываю, как ковер,

Поле, луг и школьный двор (Трава)

В мае стали очень ярки

Все луга, поляны, парки.

Посреди стеблей зеленых

Разноцветные бутоны.

Синие и красные,

Нежные, прекрасные.

Соберем из них букеты,

Что же это, что же это? (Цветы)


3. Работа по новой теме урока.


Чтение стихотворения

Без забот и без тревоги В темноте пошарил лапой
Спал я в тепленькой берлоге. В темноте пошарил лапой
Спал всю зиму до весны И вскочил – кругом вода!
И, конечно, видел сны. Заспешил медведь наружу

Вдруг проснулся косолапый. Заливает! Не до сна!
Слышит – каплет. вылез он и видит:

Вот беда! Лужи! Тает снег! Пришла весна!

Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)

Какие животные еще пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук )

Как вы думаете, почему они пробуждаются?

Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние « засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то барсук еще может поспать.

Какое важное событие происходит у животных весной? (рождение детенышей)

Корм у различных животных разный, его обилие наступает в разные сроки, поэтому не все животные начинают размножаться в одно и тоже время.

У какой группы животных детеныши появляются раньше? (у растительноядных)

Почему? Как заметили ученые, количество рожденных детенышей зависит и от размера тела животного. Чем мельче животное, тем больше детенышей у него рождается, т.к. продолжительность развития детенышей разная.

Мыши – полевки очень плодовиты. Развитие новорожденных идет быстро: с момента рождения до ухода от родителей проходит 20 дней. За весну- лето одна мышь может дать потомство из около 30 полевок.

Более крупные животные (бурундуки, белки, зайцы, ежи) воспитывают своих детенышей уже дольше: 1,5 – 2 месяца. За сезон рождается на 10- 15 детенышей меньше, чем у полевок.

Покидая новорожденных зайчат, зайчиха тем самым проявляет заботу о них. Покинутый зайчонок не имеет запаха, сидит он неподвижно, имеет хорошую защитную окраску, и ни один хищник не может учуять его даже с близкого расстояния.

А как же воспитывают своих детенышей более крупные животные – хищники?

Детеныши волков очень долго остаются под опекой родителей в своем логове. В 1,5 – 2 месяца они только перестают сосать материнское молоко, и родители начинают приучать их к обычной пище. Волчат сначала кормят отрыгиваемой пищей. Затем начинают приносить убитую добычу и помогают детенышам их разрывать. Ближе к осени им приносят полуживую добычу и учат ее убивать. Осенью молодые учатся охоте под руководством родителей. Волки сопровождают своих детей всю зиму, а весной они начинают самостоятельную. Таким образом, чем хищники крупнее, тем меньше у них рождается потомства, т.к. время их воспитания целый год

Послушайте, как воспитывает свое потомство медведь.

Медведь дольше всех воспитывает своих детенышей. Во второй половине февраля у медведицы рождаются маленькие, величиной с рукавицу, медвежата весом всего500 г. Они слепые, голые. Медведица держит их у себя на брюхе среди шерсти в тепле, согревает их своим дыханием. Она кормит их своим молоком, но они не растут, так как молока у медведицы мало, ведь медведь зимой ничего не ест. Выйдя из берлоги, медвежата начинают быстро расти. Осенью они снова ложатся в берлогу с матерью и только к новой осени уходят из семьи. Таким образом, медведи воспитывают своих детей 1,5 – 2 года.

Помимо родителей, воспитанием малышей у некоторых животных занимаются еще и прошлогодние дети-няньки. В медвежьей семье такую няньку называют пестуном, у волков – переярок (молодой волк). Все звери выкармливают своих детенышей молоком, поэтому их еще называют млекопитающие.

Все родители заботятся о своих детенышах. Как? (оберегают от врагов, кормят, учат находить корм, спасаться от врагов, охотиться)

В случае опасности для детенышей матери прибегают к различным хитростям. Лиса старается отвести их от своего жилища. Если возле норы побывали люди, то они перетаскивают в зубах детей в безопасное место. При появлении человека зайчиха уводит его от зайчонка, притворяясь раненой, больной или старается или старается привлечь к себе внимание, стуча лапами о землю.

Работа по учебнику стр. 100-101

4. Физкультминутка


Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)


5. Закрепление изученного материала.

Закончи предложения:

Весной у животных появляются _________________.

Звери кормят детенышей __________________ .

Весной животные меняют _________________.

Работа в дневнике наблюдения.

6. Домашнее задание

Стр. 100-101 читать, перессказывать. Ответить на вопросы.

7. Итог урока

Что нового узнали на уроке?


Урок N 5. Тема: Животные весной

Цель:

1. Показать изменения в жизни животных с приходом весны.

2. Проследить связи живой и неживой природы.

Ход урока

I . Работа над темой урока

1. Беседа

О каком времени года это стихотворение?

Растаял снег среди полей,

Сбегает под гору ручей,

И пробивается трава.

В лесу фиалки распустились,

И яркой зеленью оделись

Кусточки все и дерева.

Сегодня мы продолжаем говорить о весне. Тема нашего урока: LЖивотные весной¦.

- Назовите признаки наступления весны в неживой природе

(повышение температуры, т.е. увеличение количества тепла)

- Почему потеплело? (солнце поднялось выше над горизонтом)

- Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением тепла? Какие? (линька) Что такое линька?

2. Словарь

ЛИНЬКА - приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров.

Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры. Какие это животные? (заяц, белка, песец) . Почему изменяется их окраска? (возможность быть незамеченным от врагов - приспособление к окружающей среде).

3. Животные, которые впадают в спячку

Что же еще происходит с некоторыми животными весной?

Посмотрите и послушайте:

Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!

Медведь: Без забот и без тревоги

Спал я в тепленькой берлоге.

Спал всю зиму до весны

И, конечно, видел сны.

Девочка: Вдруг проснулся косолапый.

Слышит - каплет.

Медведь : Вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил - кругом вода!

Девочка: Заспешил медведь наружу

Медведь: Заливает! Не до сна!

Девочка: Вылез он и видит:

Медведь : Лужи! Тает снег! Пришла весна!

- Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)

- Какие еще животные пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук)

- Почему они пробуждаются?

Оказывается, в организме животных есть особые часы, которые отсчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего ни изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние Lзасони¦. Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги.

Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он Lлегок на подъем¦, да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то бурундук может еще поспать.

4. Растительный и животный мир весной

Изменяется ли растительный мир с наступлением тепла? Как? (появляется трава, цветы, листья на деревьях)

- Чем являются растения для некоторых животных? (пищей)

Разные животные питаются по-разному.

Как называются животные, которые питаются плодами, семенами, ветвями и листьями растений? Это РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ.

- Как называются животные, которые питаются другими животными, своими собратьями? Это ХИЩНИКИ (или плотоядные). Хищников еще называют ЗВЕРями.

- Как называются животные, которые поедают и растительную, и животную пищу? ВСЕЯДНЫЕ.

Распределение животных по группам (На доске - картинки с изображением различных животных. Это могут быть белка, заяц, мышь, лиса, лось, волк, медведь, рысь).

РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ ХИЩНИКИ ВСЕЯДНЫЕ

Заяц волк медведь

Мышь лиса белка

Лось рысь

- Какие пищевые цепочки можно составить? Чего не хватает? (растений) Дополнить на доску РАСТЕНИЕ.

- Составьте теперь различные цепочки питания.

5. Рождение нового потомства

- Какое важное событие происходит у животных весной? (рождение детенышей) .

- Почему весной? (весной повышается комфортность среды обитания: становится тепло, а главное - появляется много корма).

Корм у различных животных разный, его обилие наступает в разные сроки, поэтому не все животные начинают размножаться в одно и то же время.

- У какой группы животных детеныши появляются раньше?

(у растительноядных)

Почему? (неограниченное количество пищи подоспевает раньше)

Как заметили ученые, количество рожденных детенышей зависит и от размера тела животного. Чем мельче животное, тем больше детенышей у него рождается, т.к. продолжительность развития детенышей разная.

- Назовите самое маленькое по размерам животное из тех, что указаны на доске (мышь).

Мыши-полевки очень плодовиты. Развитие новорожденных идет быстро: с момента рождения до ухода от родителей проходит 20 дней. За весну-лето одна мышь может дать потомство из около 30 полевок.

Более крупные животные (бурундуки, белки, зайцы, ежи) воспитывают своих детенышей уже дольше: 1,5 - 2 месяца, за сезон рождается 10 - 15 детенышей (меньше, чем у полевок).

Послушайте, что вам расскажут о своем рождении Бельчонок, Ежонок, Зайчонок.

6. Сценка

Б.: Ой, ежонок, какой ты колючий!

Е.: Да, шубка у меня колючая, но имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность - свернусь я в клубок - попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.

Б.: А родился ты тоже с иголками?

Е.: Ежи рождаются без иголок и слепыми. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.

Б.: А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.

З.: А я свою маму не помню! И дома у меня нет!

Б.: Как это? Почему?

З.: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.

Е.: И тебе не хотелось есть?

З.: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3 - 4 дня я не голоден.

Б.: А как же на следующие дни?

З.: А когда захочется есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3 - 4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.

7. Обсуждение содержания сценки:

- Каким рождается ежонок?

- Почему бельчонку не холодно в дупле?

- Почему зайчонок не знает своей мамы?

8. Заботливые родители

Покидая новорожденных зайчат, зайчиха тем самым проявляет о них заботу. Покинутый зайчонок не имеет запаха, сидит он неподвижно, имеет хорошую защитную окраску, и ни один хищник не может учуять его даже с близкого расстояния.

А как же воспитывают своих детенышей более крупные животные - хищники? Время воспитания детенышей у них увеличивается до 1 года, количество детенышей от 4 - 6.

Воспитанием детенышей занимаются и волк, и волчица. Детеныши волков очень долго остаются под опекой родителей в своем логове. В 1,5 - 2 месяца они только перестают сосать материнское молоко, и родители начинают приучать их к обычной пище. Волчат сначала кормят отрыгиваемой полупереваренной пищей. Затем начинают приносить убитую добычу и помогают детенышам их разрывать. Ближе к осени им приносят полуживую добычу и учат ее убивать. Осенью молодые учатся охоте под руководством родителей.

Лисы осенью покидают своих родителей, а волки сопровождают своих детей всю зиму, а весной они начинают самостоятельную жизнь.

Таким образом, чем хищники крупнее, тем меньше у них рождается потомства, так как время воспитания целый год (вспомните мелких животных, у которых это время намного меньше).

Какое животное самой крупное? (медведь)

Медведь дольше всех воспитывает своих детенышей. Во второй половине февраля у медведицы рождаются маленькие, величиной с рукавицу, медвежата весом всего 500 г. Они слепые, голые. Медведица держит их у себя на брюхе среди шерсти в тепле, согревает их своим дыханием. Она кормит их своим молоком, но они не растут, так как молока у медведицы мало, ведь медведь зимой ничего не ест. Выйдя из берлоги, медвежата начинают быстро расти. Осенью они снова ложатся в берлогу с матерью и только к новой осени уходят из семьи. Таким образом, медведи воспитывают своих детей 1,5 - 2 года.

Помимо родителей, воспитанием малышей у некоторых животных занимаются еще и прошлогодние дети-няньки. В медвежьей семье такую няньку называют пестуном, у волков - переярок (молодой волк).

Все звери выкармливают детенышей молоком, поэтому их еще называют МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.

Все родители заботятся о своих детенышах. Как? (оберегают от врагов, кормят, учат находить корм, спасаться от врагов, охотиться).

- Зачем они это делают? (готовят детенышей к взрослой жизни)

В случае опасности для детенышей матери прибегают к различным хитростям. Лиса старается отвести их от своего жилища. Если возле норы побывали люди, то они перетаскивают в зубах детей в безопасное место. При появлении человека зайчиха уводит его от зайчонка, притворяясь раненой, больной или старается привлечь к себе внимание, стуча лапами о землю.

9. Лес весной

Весной лес наполняется волшебными звуками: птичьи перепевы, журчание ручьев, жужжание, кваканье - все это прекрасная музыка. Но иногда к этой музыке добавляет человек Lсвою¦ - громкий крик, включенный на всю мощность магнитофон или транзистор. Этот шум отрицательно влияет на обитателей леса. Так, от включенного громко магнитофона или от сильного крика не могут подняться в воздух шмели, пчелы. Птицы и звери от такого развлечения навсегда покинут свои гнезда и норы. Это особенно плохо весной. Почему?

Оказывается, и растения отрицательно реагируют на сильный шум - они замедляют свой рост.

Так как же нам нужно вести себя в лесу? (Слушать природу, наблюдать, наслаждаться красотой, но не шуметь).

Послушайте историю об одном ежике.

А ежик ночью убежал.

Его никто ни обижал.

Он тосковал уже с утра,

Он тосковал еще вчера.

Чего он, глупый, тосковал?

К нему никто не приставал,

Его мы так любили,

И гладили, и мыли,

Но он свернулся и дрожал,

А после взял и убежал. Почему убежал ежик?

В траве сновали паучки,

Тихонько тренькали сверчки.

С родной природой в мире

Еж был в своей квартире.

- Почему нельзя брать ежей из леса? (Для ежа лес - родной дом. Ёж поедает вредителей леса, ядовитых насекомых. В неволе (уголках природы) ежи более подвержены разным болезням и потом становятся их переносчиками).

- Представьте себе, что вы нашли в лесу детеныша. Она показался вам бедным, покинутым и вы взяли его домой. Через год он подрос, вам надоело его содержать и вы решили его выпустить на волю.

а) Что ждет его в лесу? (Он погибнет, так как не обучен ни добывать пищу, ни спасаться от врагов).

б) Какие вы допустили ошибки, взяв его домой? (Нельзя брать детенышей, а если уж забрали, то кормите до конца жизни или отдайте в зоопарк).

Вывод: Природа - наш дом, и многое зависит от человека, чтобы в этом доме был порядок.

Чтоб могли леса цвести

И сады, и реки,

Все живое береги

Ты на этом свете.

Ты природу полюби,

Каждую травинку!

С птицами дружи,

Береги былинку.

Не носи домой ежа,

Бабочку не трогай,

Школьник, помни всегда:

Их не так уж много!

III . ИТОГ урока

Мы говорили о жизни животных весной. Почему у животных весной происходит линька? Почему детеныши рождаются весной? Почему у растительноядных животных детенышей больше, чем у хищников? На какой главный вопрос мы отвечаем на уроке экологии?


Пробуждение Наступила весна , просыпаются звери, которые всю зиму спали. Они выходят из своих убежищ сильно похудевшими и начинают разыскивать корм. - Назовите их.


Какие животные просыпаются весной? барсуки лемуры карликовые лягушки суслики австралийские ехидны сурки хомяки летучие мыши ежи Сони бурундуки Спячка бывает как зимней так и летней. Зимой у многих животных затруднен или отсутствует доступ к корму, поэтому они вынуждены впадать в спячку, чтобы дотянуть до весны. Животные , впадающие в спячку, замедляют дыхание, у них снижается температура тела и пульс. Во время спячки у животных замедляются все процессы жизнедеятельности. Перед тем, как впасть в спячку, животные усиленно питаются, чтобы накопить достаточно энергии на время спячки.


Линька шерсти Весной звери линяют. Свою теплую шубу они меняют на легкую летнюю. У Животных не впадающих в зимнюю спячку, ежегодно наблюдается осенняя и весенняя линька (собака, кошка). У млекопитающих, впадающих в зимнюю спячку, линька происходит только лето м. У зайца и белки меняется окрас меха. У зайцев меняется окрас шерсти для того, чтобы быть менее заметным после таяния белого снега.


Потомство У большинства зверей весной рождаются детеныши. Взрослые животные заботятся о своем потомстве: кормят, защищают их от врагов.


Прилёт птиц Почему многие птицы улетают осень ю в теплые края? Почему они возвращаются весной? Как называют птиц, которые осень ю улетают в теплые края, а по весне возвращаются? А сейчас мы узнаем, какие птицы возвращаются в родные края.


Отгадайте загадки Ты его узнаешь сразу: Белоклювый, черномазый. Он за плугом важно ходит, Червяков, жуков находит. Верный страж и друг полей, Первый вестник теплых дней. Грачи прилетают раньше других птиц, в середине марта. Их называют предвестниками весны. Гнездятся на деревьях. Строят по несколько больших гнезд. Живут колониями дружно и шумно.


Следующая загадка Я выступаю перед вами Как молодой весны гонец. Я рад увидеться с друзьями, Ну, а зовут меня… Гнездятся эти птицы в самых разнообразных местах: в дуплах деревьев, под крышами домов, в расщелинах, могут использовать гнезда других птиц. Но люди, стараясь привлечь к своим садам эту полезную птицу, развешивают скворечники, и скворцы охотно селятся в них. Скворцы полезны тем, что они уничтожают большое количество вредных насекомых.


Следующая загадка Гнездо своё он в поле вьёт, Где тянутся растения. Его и песни, и полёт, Вошли в стихотворение. Хочет прямо полетит, Хочет в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поёт, поёт. Жаворонок устраивает гнездо в лугах, в засеянных полях. Гнездо очень простое, строится в ямке на земле, среди травы. Жаворонок использует стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, конским волосом и пухом. Гнездо свое он очень хорошо прячет, поэтому его трудно обнаружить.


И еще загадка Никогда Не строит для себя гнезда. Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. Прилетает кукушка в конце апреля, начале мая. Гнезд своих не вьет, а подбрасывает яйца другим птицам. Кукушка прожорливая птица, поэтому приемным родителям очень тяжело прокормить кукушонка. Но не смотря на это, птица приносит большую пользу: она поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят. Ведь среди гусениц есть ядовитые. А кукушка ест всех подряд.


А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам?Выберите правильный ответ. Вывешивать скворечники весной. Стрелять из рогатки по птицам. Помогать больной или раненой птице. Разорять птичьи гнезда. Подкармливать птиц ранней весной. Уносить домой здоровых птенцов. Изучать птиц.

Тема: Дикие животные весной.

Цель :

    показать изменения в жизни животных с приходом весны,

    проследить связи живой и неживой природы,

    развивать наблюдательность, любознательность, память

    развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения,

    воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее обитателям.

Ход урока

1. Психологический настрой.

Позитивный ролик «Весёлая зарядка».

2. Опрос д/з по вопросам (Насекомые весной) – на карточках задания для группы.

3 . Актуализация темы.(Кумулятивная беседа).

О каком времени года это стихотворение? Почему?

Растаял снег среди полей,
Сбегает под гору ручей,
И пробивается трава.
В лесу фиалки распустились,
И яркой зеленью оделись
Кусточки все и дерева.

Назовите признаки наступления весны в неживой природе.

(повышение температуры, т.е. увеличение количества тепла)

Почему потеплело? (солнце поднялось выше над горизонтом)

Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением весны?

Что вы знаете об этом?

Хотите узнать еще больше?

Давайте посвятим этому наш урок.

Сформулируйте тему нашего урока.

Какую цель поставим перед собой на данный урок?

4.Словарь.

Какие изменения в жизни диких животных происходят с наступлением тепла?

(линька)

Что такое линька? (предположительные ответы детей)

Учитель: Линька - это приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров. Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры.

Какие это животные? (заяц, белка, песец)

Почему изменяется их окраска? (возможность быть незамеченным от врагов, т.е. это приспособление к окружающей среде)

5. Животные, которые впадают в спячку.

Животные по- разному встречают весну. Как? Давайте послушаем.

(разыгрывается детьми сценка)

Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!

Медведь:

Без забот и без тревоги
Спал я в тепленькой берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, конечно, видел сны.

Девочка:

Вдруг проснулся косолапый.
Слышит – каплет.

Медведь:

Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода!

Девочка: Заспешил медведь наружу

Медведь: Заливает! Не до сна!

Девочка: вылез он и видит:

Медведь: Лужи! Тает снег! Пришла весна!

Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)

Какие животные еще пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук )

Как вы думаете, почему они пробуждаются? (ответы детей)

Учитель : Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние « засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то барсук еще может поспать.

6. Растительный и животный мир весной.

Изменяется ли растительный мир с наступлением тепла? Как? (появляется трава, цветы, листья на деревьях)

Чем являются растения для некоторых животных? (пищей)

Разные животные питаются по-разному.

Как называются животные, которые питаются плодами, семенами, ветвями и листьями растений?

(это растительноядные - слово на доске)

Как называются животные, которые питаются другими животными, своими собратьями?

(это хищники или плотоядные – слово на доске) Хищников еще называют зверями.

Как называются животные, которые поедают и растительную и животную пищу?

(это всеядные - слово на доске)

7. Работа по группам.

Деление на группы(астра, пион, роза).

Каждой группе даются картинки с изображением различных животных. Это могут быть белка, заяц, мышь, лиса, лось, волк, медведь, рысь и т.д.

Задание 1.

1) Распределить данных животных по группам: растительноядные, хищники, всеядные.

(проверка работы) Взаимооценивание.

Задание 2.

Работа в учебнике. (с. 100-101)

1 группа – рассказ о зайцах.

2 группа – о лисах.

3 группа – о медведях.

Взаимооценивание. Выставление оценок в оценочный лист.

Физминутка.

8 . Рождение нового потомства.

Какое важное событие происходит у животных весной? (рождение детенышей)

Почему весной? (весной повышается комфортность среды обитания: становится тепло, А главное появляется много корма)

Послушайте, что вам расскажут о своем рождении Бельчонок, Ежонок, Зайчонок.

(дети в масках- шапочках разыгрывают сценку)

Б.: Ой, ежонок, какой ты колючий!

Е.: Да, шубка у меня колючая. Но, имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность – свернусь в клубок – попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.

Б.: А родился ты тоже с иголками?

Е.: Ежи рождаются без иголок и слепые. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.

Б.: А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому, что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.

З.: а я свою маму не помню! И дома у меня нет!

Б.: Как это? Почему?

З.: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.

Е.: И тебе не хотелось есть?

З.: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.

Б.: А как же на следующие дни?

З.: А я когда захочется, есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.

Что нового вы узнали о рождении и первых днях жизни животных?

Каким рождается ежонок?

Почему бельчонку не холодно в дупле?

Почему зайчонок не знает своей мамы?

Учитель: Покидая новорожденных зайчат, зайчиха тем самым проявляет заботу о них. Покинутый зайчонок не имеет запаха, сидит он неподвижно, имеет хорошую защитную окраску, и ни один хищник не может учуять его даже с близкого расстояния.

А как же воспитывают своих детенышей более крупные животные – хищники? Время воспитания детенышей у них увеличивается до 1 года, количество детенышей от 4- 6.

9. Сообщения подг.(сильных) учеников.

Воспитанием детенышей занимается волк и волчица. Детеныши волков очень долго остаются под опекой родителей в своем логове. В 1,5 – 2 месяца они только перестают сосать материнское молоко, и родители начинают приучать их к обычной пище. Волчат сначала кормят отрыгиваемой пищей. Затем начинают приносить убитую добычу и помогают детенышам их разрывать. Ближе к осени им приносят полуживую добычу и учат ее убивать. Осенью молодые учатся охоте под руководством родителей. Волки сопровождают своих детей всю зиму, а весной они начинают самостоятельную жизнь (рассказ сопровождается показом картины « Волки весной»).

Таким образом, чем хищники крупнее, тем меньше у них рождается потомства, т.к. время их воспитания целый год (вспомните мелких животных, у которых это время намного меньше)

Какое животное самое крупное в нашем крае? (медведь)

Послушайте, как воспитывает свое потомство медведь.

(рассказ ученика в сопровождении фотографии медведя либо картины)

Медведь дольше всех воспитывает своих детенышей. Во второй половине февраля у медведицы рождаются маленькие, величиной с рукавицу, медвежата весом всего500 г. Они слепые, голые. Медведица держит их у себя на брюхе среди шерсти в тепле, согревает их своим дыханием. Она кормит их своим молоком, но они не растут, так как молока у медведицы мало, ведь медведь зимой ничего не ест. Выйдя из берлоги, медвежата начинают быстро расти. Осенью они снова ложатся в берлогу с матерью и только к новой осени уходят из семьи. Таким образом, медведи воспитывают своих детей 1,5 – 2 года.

Все звери выкармливают своих детенышей молоком, поэтому их еще называют млекопитающие.

Все родители заботятся о своих детенышах. Как? (оберегают от врагов, кормят, учат находить корм, спасаться от врагов, охотиться)

Зачем они это делают? (готовят детенышей к взрослой жизни)

Учитель : В случае опасности для детенышей матери прибегают к различным хитростям. Лиса старается отвести их от своего жилища. Если возле норы побывали люди, то они перетаскивают в зубах детей в безопасное место. При появлении человека зайчиха уводит его от зайчонка, притворяясь раненой, больной или старается или старается привлечь к себе внимание, стуча лапами о землю.

10. Задание 3. Работа на флипчарте.

Составление кластера(ассоциаций).

Защита.

Взаимооценивание.

6. Лес весной.

Учитель: Весной лес наполняется волшебными звуками: птичьи перепевы, журчание ручьев, жужжание, кваканье – все это прекрасная музыка. Но иногда к этой музыке добавляет человек «свою» - громкий крик, включенный на всю мощь магнитофон или транзистор. Этот шум отрицательно влияет на обитателей леса. Так, от включенного громко магнитофона или от сильного крика не могут подняться в воздух шмели, пчелы. Птицы и звери от такого развлечения навсегда покинут свои гнезда и норы. Это особенно плохо весной. Почему? Оказывается, и растения отрицательно реагируют на сильный шум – они замедляют свой рост.

Так как же нам нужно вести себя весной в лесу? (слушать природу, наблюдать, наслаждаться красотой, но не шуметь)

Послушайте историю об одном ежике.

(чтение стихотворения ученицей)

А ежик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Он тосковал уже с утра,
Он тосковал еще вчера.
Чего он, глупый, тосковал?
К нему никто не приставал,
Его мы так любили,
И гладили, и мыли,
Но он свернулся и дрожал,
А после взял и убежал.
В траве сновали паучки,
Тихонько тренькали сверчки.
С родной природой в мире
Еж был в своей квартире.

Почему убежал ежик?

Почему нельзя брать ежей из леса? (Для ежа – лес родной дом. Еж поедает вредителей леса, ядовитых насекомых. В неволе, в уголках природы ежи более подвержены разным болезням и потом становятся их переносчиками.)

Представьте себе, что вы нашли в лесу детеныша. Он показался вам бедным, покинутым и взяли его домой. Через год он подрос, вам надоело его содержать, и вы решили его выпустить на волю.

Что ждет его в лесу? (Он погибнет, так как не обучен ни добывать пищу, ни спасаться от врагов.)

Какие вы допустили ошибки, взяв его, домой? (нельзя брать детенышей, а если уж забрали, то кормите до конца жизни или отдайте в зоопарк)

Вывод: Природа наш дом, и многое зависит от человека, чтобы в этом доме был порядок.

Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку!
С птицами дружи,
Береги былинку.
Не носи домой ежа,
Бабочку не трогай,
Школьник, помни всегда:
Их не так уж много!

11 Работа в дневнике наблюдений.

Работа в парах.

Вззаимооценивание(! + -)

12. Рефлексия.

Какую цель мы ставили в начале урока?

Справились ли с оставленной целью?

Что нового вы узнали о жизни животных весной?

Задайте друг другу вопросы по этой теме.

Почему у животных весной происходит линька?

Почему детеныши рождаются весной?

Почему у растительноядных животных детенышей больше, чем у хищников? И т.д.

  • показать изменения в жизни животных с приходом весны,
  • проследить связи живой и неживой природы,
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее обитателям.

Ход урока

1. Погружение в тему.

О каком времени года это стихотворение? Почему?

Растаял снег среди полей,
Сбегает под гору ручей,
И пробивается трава.
В лесу фиалки распустились,
И яркой зеленью оделись
Кусточки все и дерева.

Назовите признаки наступления весны в неживой природе.

(повышение температуры, т.е. увеличение количества тепла)

Почему потеплело? (солнце поднялось выше над горизонтом)

Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением весны?

Что вы знаете об этом?

Хотите узнать еще больше?

Давайте посвятим этому наш урок.

Сформулируйте тему нашего урока.

Какую цель поставим перед собой на данный урок?

2.Словарь.

Какие изменения в жизни диких животных происходят с наступлением тепла?

Что такое линька? (предположительные ответы детей)

Учитель: Линька - это приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров. Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры.

Какие это животные? (заяц, белка, песец)

Почему изменяется их окраска? (возможность быть незамеченным от врагов, т.е. это приспособление к окружающей среде)

3. Животные, которые впадают в спячку.

– Животные по- разному встречают весну. Как? Давайте послушаем.

(разыгрывается детьми сценка)

Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!

Без забот и без тревоги
Спал я в тепленькой берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, конечно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый.
Слышит – каплет.

Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода!

Девочка: Заспешил медведь наружу

Медведь: Заливает! Не до сна!

Девочка: вылез он и видит:

Медведь: Лужи! Тает снег! Пришла весна!

Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)

Какие животные еще пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук )

Как вы думаете, почему они пробуждаются? (ответы детей)

Учитель: Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние « засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то барсук еще может поспать.

4. Растительный и животный мир весной.

Изменяется ли растительный мир с наступлением тепла? Как? (появляется трава, цветы, листья на деревьях)

Чем являются растения для некоторых животных? (пищей)

Разные животные питаются по-разному.

Как называются животные, которые питаются плодами, семенами, ветвями и листьями растений?

(это растительноядные - слово на доске)

Как называются животные, которые питаются другими животными, своими собратьями?

(это хищники или плотоядные – слово на доске) Хищников еще называют зверями.

Как называются животные, которые поедают и растительную и животную пищу?

(это всеядные - слово на доске)

Работа по группам.

Каждой группе даются картинки с изображением различных животных. Это могут быть белка, заяц, мышь, лиса, лось, волк, медведь, рысь и т.д.

1) Распределить данных животных по группам: растительноядные, хищники, всеядные.

(проверка работы)

2) Составить различные пищевые цепочки. (невозможно)

Почему невозможно составить пищевые цепочки? (нет звена – растения)

Добавьте необходимое звено и составьте цепочки питания.

(проверка работы)

5. Рождение нового потомства.

Какое важное событие происходит у животных весной? (рождение детенышей)

Почему весной? (весной повышается комфортность среды обитания: становится тепло, А главное появляется много корма)

Корм у различных животных разный, его обилие наступает в разные сроки, поэтому не все животные начинают размножаться в одно и тоже время.

У какой группы животных детеныши появляются раньше?

(у растительноядных)

Почему? (неограниченное количество пищи, пища появляется очень рано)

Как заметили ученые, количество рожденных детенышей зависит и от размера тела животного. Чем мельче животное, тем больше детенышей у него рождается, т.к. продолжительность развития детенышей разная.

Назовите самое маленькое по размерам животное из тех, с которыми вы работали в группе (мышь).

Учитель: Мыши – полевки очень плодовиты. Развитие новорожденных идет быстро: с момента рождения до ухода от родителей проходит 20 дней. За весну- лето одна мышь может дать потомство из около 30 полевок.

Более крупные животные (бурундуки, белки, зайцы, ежи) воспитывают своих детенышей уже дольше: 1,5 – 2 месяца. За сезон рождается на 10- 15 детенышей меньше, чем у полевок.

Послушайте, что вам расскажут о своем рождении Бельчонок, Ежонок, Зайчонок.

(дети в масках- шапочках разыгрывают сценку)

Б.: Ой, ежонок, какой ты колючий!

Е.: Да, шубка у меня колючая. Но, имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность – свернусь в клубок – попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.

Б.: А родился ты тоже с иголками?

Е.: Ежи рождаются без иголок и слепые. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.

Б.: А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому, что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.

З.: а я свою маму не помню! И дома у меня нет!

Б.: Как это? Почему?

З.: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.

Е.: И тебе не хотелось есть?

З.: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.

Б.: А как же на следующие дни?

З.: А я когда захочется, есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.

Что нового вы узнали о рождении и первых днях жизни животных?

Каким рождается ежонок?

Почему бельчонку не холодно в дупле?

Почему зайчонок не знает своей мамы?

Учитель: Покидая новорожденных зайчат, зайчиха тем самым проявляет заботу о них. Покинутый зайчонок не имеет запаха, сидит он неподвижно, имеет хорошую защитную окраску, и ни один хищник не может учуять его даже с близкого расстояния.

А как же воспитывают своих детенышей более крупные животные – хищники? Время воспитания детенышей у них увеличивается до 1 года, количество детенышей от 4- 6.

Воспитанием детенышей занимается волк и волчица. Детеныши волков очень долго остаются под опекой родителей в своем логове. В 1,5 – 2 месяца они только перестают сосать материнское молоко, и родители начинают приучать их к обычной пище. Волчат сначала кормят отрыгиваемой пищей. Затем начинают приносить убитую добычу и помогают детенышам их разрывать. Ближе к осени им приносят полуживую добычу и учат ее убивать. Осенью молодые учатся охоте под руководством родителей. Волки сопровождают своих детей всю зиму, а весной они начинают самостоятельную жизнь (рассказ сопровождается показом картины « Волки весной»).

Таким образом, чем хищники крупнее, тем меньше у них рождается потомства, т.к. время их воспитания целый год (вспомните мелких животных, у которых это время намного меньше)

Какое животное самое крупное в нашем крае? (медведь)

Послушайте, как воспитывает свое потомство медведь.

(рассказ ученика в сопровождении фотографии медведя либо картины)

Медведь дольше всех воспитывает своих детенышей. Во второй половине февраля у медведицы рождаются маленькие, величиной с рукавицу, медвежата весом всего500 г. Они слепые, голые. Медведица держит их у себя на брюхе среди шерсти в тепле, согревает их своим дыханием. Она кормит их своим молоком, но они не растут, так как молока у медведицы мало, ведь медведь зимой ничего не ест. Выйдя из берлоги, медвежата начинают быстро расти. Осенью они снова ложатся в берлогу с матерью и только к новой осени уходят из семьи. Таким образом, медведи воспитывают своих детей 1,5 – 2 года.

Помимо родителей, воспитанием малышей у некоторых животных занимаются еще и прошлогодние дети-няньки. В медвежьей семье такую няньку называют пестуном, у волков – переярок (молодой волк).

Все звери выкармливают своих детенышей молоком, поэтому их еще называют млекопитающие.

Все родители заботятся о своих детенышах. Как? (оберегают от врагов, кормят, учат находить корм, спасаться от врагов, охотиться)

Зачем они это делают? (готовят детенышей к взрослой жизни)

Учитель: В случае опасности для детенышей матери прибегают к различным хитростям. Лиса старается отвести их от своего жилища. Если возле норы побывали люди, то они перетаскивают в зубах детей в безопасное место. При появлении человека зайчиха уводит его от зайчонка, притворяясь раненой, больной или старается или старается привлечь к себе внимание, стуча лапами о землю.

6. Лес весной.

Учитель: Весной лес наполняется волшебными звуками: птичьи перепевы, журчание ручьев, жужжание, кваканье – все это прекрасная музыка. Но иногда к этой музыке добавляет человек «свою» - громкий крик, включенный на всю мощь магнитофон или транзистор. Этот шум отрицательно влияет на обитателей леса. Так, от включенного громко магнитофона или от сильного крика не могут подняться в воздух шмели, пчелы. Птицы и звери от такого развлечения навсегда покинут свои гнезда и норы. Это особенно плохо весной. Почему? Оказывается, и растения отрицательно реагируют на сильный шум – они замедляют свой рост.

Так как же нам нужно вести себя весной в лесу? (слушать природу, наблюдать, наслаждаться красотой, но не шуметь)

Послушайте историю об одном ежике.

(чтение стихотворения ученицей)

А ежик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Он тосковал уже с утра,
Он тосковал еще вчера.
Чего он, глупый, тосковал?
К нему никто не приставал,
Его мы так любили,
И гладили, и мыли,
Но он свернулся и дрожал,
А после взял и убежал.
В траве сновали паучки,
Тихонько тренькали сверчки.
С родной природой в мире
Еж был в своей квартире.

Почему убежал ежик?

Почему нельзя брать ежей из леса? (Для ежа – лес родной дом. Еж поедает вредителей леса, ядовитых насекомых. В неволе, в уголках природы ежи более подвержены разным болезням и потом становятся их переносчиками.)

Представьте себе, что вы нашли в лесу детеныша. Он показался вам бедным, покинутым и взяли его домой. Через год он подрос, вам надоело его содержать, и вы решили его выпустить на волю.

Что ждет его в лесу? (Он погибнет, так как не обучен ни добывать пищу, ни спасаться от врагов.)

Какие вы допустили ошибки, взяв его, домой? (нельзя брать детенышей, а если уж забрали, то кормите до конца жизни или отдайте в зоопарк)

Вывод: Природа наш дом, и многое зависит от человека, чтобы в этом доме был порядок.

Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку!
С птицами дружи,
Береги былинку.
Не носи домой ежа,
Бабочку не трогай,
Школьник, помни всегда:
Их не так уж много!

7. Итог урока.

Какую цель мы ставили в начале урока?

Справились ли с оставленной целью?

Что нового вы узнали о жизни животных весной?

Задайте друг другу вопросы по этой теме.

Почему у животных весной происходит линька?

Почему детеныши рождаются весной?

Почему у растительноядных животных детенышей больше, чем у хищников? И т.д.