Что такое "Стансы"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Стансы СТАНСЫ - термин, происходящий от итальянского слова stanza, что значит остановка. Иногда термин этот применяется вообще ко всякой строфе. Иногда применяется к октаве (см. это слово). В другом значении своем стансы - стихотворение, построенное из отдельных вполне законченных в себе строф. Пример стансов, в этом значении их, - элегия Пушкина: «Брожу ли я вдоль улиц шумных». В этой лирической пьесе своей Пушкин достигает самого предела тех художественных возможностей, которые заключены в поэтической форме стансов. Каждая строфа из восьми строф пьесы - ритмически законченное целое. Здесь нет той непрерывности ритма и рифмы, какую наблюдаем в сонете или в рондо (см. эти слова). Расположение рифм совершенно симмертично во всех строфах (по типу abab). Соответственно этому, эмоциональный, образный и логический смысл каждой строфы вполне закончен: в первой - неотвязность элегического настроения, сопровождающего всякий шаг поэта; во второй - настроение обреченности всего живущего; в третьей - противопоставление вечной природы и человеческого бренного существования; в четвертой - резиньяция старости, готовность уступить дорогу новой жизни, пришедшей на смену отжившему; в пятой - ожидание своего смертного часа, - а смертным часом может быть любой; в шестой - размышление о том образе, в каком явится смерть, - а может явиться она в любом образе; в седьмой - обращение мечтою к «милому пределу», поближе к которому хотелось бы почивать после смерти; в восьмой - примирение со смертью в любви к живущему: к младой жизни, которая будет играть у гробового входа, и к вечной красе равнодушной природы. Но при всей законченности каждой строфы, художественный смысл целого стихотворения определяется только их сочетанием. Это можно сказать и о ритмической стороне, и о всякой другой. Ритмически законченные строфы пушкинских стансов в сочетании своем образуют вполне отчетливый ритмический узор, связующий в одно эти самостоятельные строфы. Характер ритмического узора сказывается, наряду с другими областями (напр., с расположением больших и малых цезур), также и в сочетании ускорений. Стансы Пушкина написаны в четырехстопных ямбах. Четвертая стопа совпадает с рифмующими окончаниями строк. Ускорения поэтомумогут быть лишь в первых трех стопах (ипостасы в рифмующих стопах - вещь необычайно редкая, и немногочисленные ее примеры встречаются лишь в новой поэзии). Все виды ускорений использованы здесь Пушкиным: он дает ускорение и на первой, и на второй, и на третьей стопе. Их расположение внутри строф не представляется уже симметричным. Оно образует один рисунок, проходящий через всю пьесу: первые три строфы дают разбросанные ускорения, с частыми перерывами, следующие 2 - середина стихотворения - дают, с одним лишь перерывом (и то в конце строфы), сплошную нить ускорений, все - на 3-й стопе. 2 последних заключительных строфы опять приводят к первоначальной разбросанности, и лишь последние две строчки, почти повторяя, ритмически, одна - другую, в этой монотонности повторения завершают весь ритмический замысл. Тот же общий художественный замысел - и в сочетаниях образно - смысловой основы отдельных строф. В процессе чтения может показаться на первый взгляд, что каждая строфа могла бы быть заключительной строфой пьесы. И лишь последняя строфа раскрывает до конца весь смысл стихотворения. «И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять»: здесь возвращение к трем основным образам первой части («Мы все сойдем под вечны своды» - из второй строфы; «Смотрю-ль на дуб уединенный...» - из третьей; «Младенца-ль милого ласкаю» - из четвертой). Стансы Пушкина в своем построении - характернейший образец для этой стихотворной формы вообще: при однообразии и метрической равноценности слагающих строф, художественный смысл стансов определяется внутренним разнообразием ритма и внутренней спайкой отдельных поэтических образов. Валентина Дынник.

Стансы - (франц. stance, от итал. stanza, буквально - помещение, комната, остановка) 1) в литературе...

В настоящее время не очень многие чётко представляют себе, что такое «СТАНСЫ», поскольку термин этот вышел из употребления ещё в 19 веке. Но сами стансы существуют и ныне, и мы, иногда, написав станс, не можем найти подходящее название для формы своего стихотворения.
На французском и итальянском языках («stance» и «stanza»)
слово имеет значение чего-то ограниченного,- «комната» и законченного,- «остановка».
Практически, так оно и есть, поскольку стансы – это лирическое стихотворение, часто философского содержания, состоящее из нескольких строф, каждая из которых имеет собственное законченное содержание и может не иметь ничего общего с предыдущими и последующими строфами.
Считается, что стансы первоначально были куплетами, которые распевали средневековые европейские уличные певцы. Спел об одном, - следующий куплет о чём-то ещё. Что-то вроде русских частушек. Этим стансы отличались от длинных, связанных общим содержанием, баллад и повествований, которые исполняли профессиональные певцы трубадуры и менестрели.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО: СТАНСОМ мы можем назвать любую строфу /в просторечии «куплет»/, ИМЕЮЩУЮ ЗАКОНЧЕННЫОЕ СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКУЮ ФОРМУ.

Например, мою строфу:

Воскликнул клоп: «Горжусь я сам собой
И уваженья требую отныне:
Мой предок в королевской жил перине,-
Во мне немало крови голубой!»

Всё, что хотел сказать, сказал одной строфой, которую могу смело назвать поэтому «СТАНСОМ»
Дальше имею право писать на любую другую тему и даже в любом другом размере.
В 19 веке понятие «Станс» стало размываться. Вот, например стихотворение А.С. Пушкина, которое он отнёс к стансам:

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.

И строф здесь 5, и все, они несомненно связаны общим смыслом, одна без другой существовать не могут. Так почему тогда стансы?

Похоже, что в 19 веке стансами стали называть любые стихи, философского содержания. Потом, запутавшись в терминологии, вообще отказались от этого слова.

На сайте существует клуб катренов «Десяточка», / членом которого я являюсь. Поэты этого клуба пишут катрены - произведения из 4-х «СТРОК» / правильно – «СТИХОВ»!/ или четверостишия. Эти четверостишия имеют своё индивидуальное содержание и их можно смело назвать стансами. Но твёрдые формы из одной строфы могут быть по величине разными от двустиший до десятистиший /децетов/. Я очень люблю шестистишия, которые дают большие возможности передавать мысли и чувства автора, чем катрены.
1.

Любуюсь небесами нежно - синими,
Взываю к Богу, глядя на Восток…
Сквозь точку, что моим зовётся именем,
Бежит энерго - разума поток.
Плывут в потоке этом корабли:
Все чувства, мысли и мечты мои!

*2*
Подобен богу ты для клеток в теле,
Но спорят клетки, не найдя ответ:
«А есть ли Человек на самом деле?
А, может, Человека вовсе нет?»
Подобно нашим клеткам, до сих пор
Ведём о Боге бесполезный спор!

*3*
Когда доказываешь рьяно,
Пугая воплями народ,
Что предок твой не обезьяна,-
Эффект всегда наоборот!
Себя ты в жертву принеси,
И все поймут: ты Божий Сын!

Быть не старайтесь у людей в чести,
Один Господь лишь знает, кто есть лучший!
Стеченье обстоятельств, просто случай
Успех и славу могут принести.
Ты можешь обрести и власть и честь…
Но в Судный День узнаешь, кто ты есть!

Не всякую строфу, имеющую даже самостоятельное содержание, можно назвать стансом. Многое зависит от содержания. Строфа – станс передаёт философскую мысль, чувство или настроение автора, его отношение к жизни.

В зависимости от количества стихов / строк/ в строфе они носят название:
1 строка - моностих,
2-строки - дистих,
3 строки - терцет,
4 строки - катрен,
5 строк - квинтет,
6 строк -секстет,
7 строк - септима,
8 строк - октава,
9 строк -нона,
10 строк - децет.

ДЛЯ ТЕХ КТО НЕ ЗНАЛ РАНЬШЕ:

1. СТИХ – это строка стихотворного произведения /стихов/.
2. СТРОФА / в просторечии - куплет/ - организация от 2-х до 10 / редко более / строк, объединённых размером, рифмой, ритмом, смыслом.
2. СТАНС - строфа являющаяся законченным, самостоятельным стихотворным произведением.
ТВОРЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ!

) - стихотворная жанровая форма, генетически восходящая к провансальской лирической песенной поэзии Средневековья. Стансы характеризуются относительной формальной и смысловой независимостью строф друг от друга. Стансы - классическая форма эпической поэзии (Ариосто , Тассо , Камоэнс), отточенность этому жанру придал Байрон («Дон-Жуан», «Чайльд-Гарольд»). В русской поэзии стансами написаны «Аул Бастунджи» Лермонтова , «Домик в Коломне» Пушкина . Кроме того, в русской поэзии имеется множество как правило небольших по объему элегически-медитативных стихотворений, озаглавленных «Стансы».

Жанровые признаки

Главным признаком стансов является высокая степень независимости строф, которая проявляется в отсутствии смысловых переносов из одной строфы в другую, в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах . В идеале каждая строфа в стансах заключает в себе одну ясно выраженную идею, после чтения каждой строфы предполагается некоторая пауза. Количество стихов в каждой строфе может варьировать от четырех до двенадцати, но в русской стихотворной традиции за стансами закрепилась форма четверостиший, написанных четырехстопным ямбом с перекрестными (преимущественно) рифмами при обязательной строфической замкнутости.

Пример

Ниже приводятся «Стансы» В.Ф. Ходасевича из сборника «Тяжелая лира» - один из наиболее чистых образцов этого жанра.

Уж волосы седые на висках
Я прядью черной прикрываю,
И замирает сердце, как в тисках,
От лишнего стакана чаю.

Уж тяжелы мне долгие труды,
И не таят очарованья
Ни знаний слишком пряные плоды,
Ни женщин душные лобзанья.

С холодностью взираю я теперь
На скуку славы предстоящей...
Зато слова: цветок, ребенок, зверь -
Приходят на уста всё чаще.

Рассеянно я слушаю порой
Поэтов праздные бряцанья,
Но душу полнит сладкой полнотой
Зерна немое прорастанье.

1918

Метрическая формула: Я5м+Я4ж (чередование пятистопного и черехстопного ямба с мужской и женской рифмой).

Стансы в русской поэзии

  • А. П. Сумароков , «Могу ли я сказать возлюбленной иначе?» (1759?)
  • Е. А. Баратынский , «Судьбой наложенные цепи...» (1827)
  • М. Ю. Лермонтов , «Мгновенно пробежав умом...» (1831)
  • О. Мандельштам , «Необходимо сердцу биться...» (1937)
  • А. Ахматова , «Стрелецкая луна. Замоскворечье. Ночь» (1940)

Напишите отзыв о статье "Стансы"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Стансы

– Да, мамаша, я вам истинно скажу, тяжелые и грустные времена для всякого русского. Но зачем же так беспокоиться? Вы еще успеете уехать…
– Я не понимаю, что делают люди, – сказала графиня, обращаясь к мужу, – мне сейчас сказали, что еще ничего не готово. Ведь надо же кому нибудь распорядиться. Вот и пожалеешь о Митеньке. Это конца не будет?
Граф хотел что то сказать, но, видимо, воздержался. Он встал с своего стула и пошел к двери.
Берг в это время, как бы для того, чтобы высморкаться, достал платок и, глядя на узелок, задумался, грустно и значительно покачивая головой.
– А у меня к вам, папаша, большая просьба, – сказал он.
– Гм?.. – сказал граф, останавливаясь.
– Еду я сейчас мимо Юсупова дома, – смеясь, сказал Берг. – Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что нибудь. Я зашел, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Вы знаете, как Верушка этого желала и как мы спорили об этом. (Берг невольно перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет.) И такая прелесть! выдвигается и с аглицким секретом, знаете? А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас так много этих мужиков на дворе. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и…
Граф сморщился и заперхал.
– У графини просите, а я не распоряжаюсь.
– Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, – сказал Берг. – Мне для Верушки только очень бы хотелось.
– Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. – закричал старый граф. – Голова кругом идет. – И он вышел из комнаты.
Графиня заплакала.
– Да, да, маменька, очень тяжелые времена! – сказал Берг.
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе все так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
– Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
– За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему…
– По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.

лирическое стихотворение, состоящее из строф (от 4 до 12 стихов в каждой), композиционно законченных и обособленных друг от друга. Требование композиционной независимости строф, составляющих С., выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую (строфического «enjambement») и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах. Эти условия построения С. нашли свое отражение в самом термине, происходящем от итальянского слова «stanza», что означает «остановка», «покой». Следует отметить, что первоначально, в средние века и эпоху Возрождения, понятие С. было в композиционном отношении более определенным, чем в наше время , включая ряд требований относительно числа слогов в стихе, расположения рифм и т. п. В лирике трубадуров под С., в противовес значительным по объему лирическим формам, подразумевалась небольшая песенка с куплетным построением. В дальнейшем утеря куплетно-песенной основы в С. привела к неясности и неопределенности термина, к-рый напр. в немецкой поэзии стал применяться к октаве (см.), а во Франции нередко употребляется как синоним термина «строфа» (см.). В русской поэзии форма С. чаще всего применялась в жанре медитативной лирики. Ср. стансы Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных», в которых современная форма С. нашла законченное выражение. См. «Строфа», «Стихосложение». М. Ш.

СТАНСЫ

лирическое стихотворение, состоящее из строф (от 4 до 12 стихов в каждой), композиционно законченных и обособленных друг от друга. Требование композиционной независимости строф, составляющих С., выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую (строфического «enjambement») и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах. Эти условия построения С. нашли свое отражение в самом термине, происходящем от итальянского слова «stanza», что означает «остановка», «покой». Следует отметить, что первоначально, в средние века и эпоху Возрождения, понятие С. было в композиционном отношении более определенным, чем в наше время, включая ряд требований относительно числа слогов в стихе, расположения рифм и т. п. В лирике трубадуров под С., в противовес значительным по объему лирическим формам, подразумевалась небольшая песенка с куплетным построением. В дальнейшем утеря куплетно-песенной основы в С. привела к неясности и неопределенности термина, к-рый напр. в немецкой поэзии стал применяться к октаве (см.), а во Франции нередко употребляется как синоним термина «строфа» (см.). В русской поэзии форма С. чаще всего применялась в жанре медитативной лирики. Ср. стансы Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных», в которых современная форма С. нашла законченное выражение. См. «Строфа», «Стихосложение» . М. Ш.

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СТАНСЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СТАНСЫ в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от итал. stanza - остановка) - стихотворение, обычно состоящее из четверостиший, каждое из которых завершено по смыслу и тематически, …
  • СТАНСЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. stance - строфа) в поэзии 18-19 вв. небольшое элегическое стихотворение (чаще медитативного содержания, реже любовного) с несложным строфическим строением …
  • СТАНСЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. stance, от итал. stanza, буквально - помещение, комната, остановка), 1) в литературе эпохи Возрождения (особенно итальянской) то же, что …
  • СТАНСЫ
    [французское stances, от итальянского stanza] стихотворение, написанное строфами, куплетами, законченными в смысловом …
  • СТАНСЫ в Энциклопедическом словарике:
    ов, ед. станс, а, м. Стихотворение, каждая строфа которого представляет собой законченное (по смыслу и синтаксиче-ской структуре) целое, а также …
  • СТАНСЫ в Энциклопедическом словаре:
    , -ов, ед. станс, -а, м. 1. мн. Стихотворение, каждая строфа к-рого представляет законченное смысловое и синтаксическое целое. 2. ед. …
  • СТАНСЫ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СТ́АНСЫ (франц. stance - строфа), в поэзии 18-19 вв. небольшое элегич. стихотворение (чаще медитативного содержания, реже любовного) с несложным строфич. …
  • СТАНСЫ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. stances ит. stanza) стихотворение, написанное замкнутыми, целостными по мысли и одинаковыми по форме …
  • СТАНСЫ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. stances стихотворение, написанное замкнутыми, целостными по мысли и одинаковыми по форме …
  • СТАНСЫ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • СТАНСЫ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    стансы, -ов …
  • СТАНСЫ в Орфографическом словаре:
    ст`ансы, -ов …
  • СТАНСЫ в Словаре русского языка Ожегова:
    отдельная строфа такого стихотворения стансы стихотворение, каждая строфа которого представляет законченное смысловое и синтак сическое …
  • СТАНСЫ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. stance - строфа), в поэзии 18-19 вв. небольшое элегическое стихотворение (чаще медитативного содержания, реже любовного) с несложным строфическим строением …
  • СТАНСЫ в Толковом словаре Ефремовой:
    стансы мн. Лирическое стихотворение, состоящее из строф, каждая из которых представляет собою законченное …
  • СТАНСЫ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    мн. Лирическое стихотворение, состоящее из строф, каждая из которых представляет собою законченное …
  • СТАНСЫ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    мн. Лирическое стихотворение, состоящее из строф, каждая из которых представляет собою законченное …
  • САВОНАРОЛА в Новейшем философском словаре.
  • ХОВАНСКИЙ ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
    Хованский (князь Григорий Александрович, 1767 - 1796) - поэт; был учеником Я.Б. Княжника. Служил в рязанском пехотном полку и в …
  • ХЕРАСКОВА ЕЛИЗАВЕТА ВАСИЛЬЕВНА в Краткой биографической энциклопедии.
  • РЖЕВСКИЙ АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Ржевский (Алексей Андреевич, 1737 - 1804) - писатель, член Российской академии. Участвовал в 1767 году в комиссии о сочинении проекта …
  • ПОПОВ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Попов (Василий Петрович, 1828 - 1886) - писатель. Учился в кадетском корпусе, служил в лейб-гвардии Павловском полку; выдержав экзамен при …