Что Россия родина слонов - это давно всем известно. Но наши лохматые слоны,
к сожалению, давно вымерли. Зато почти так же давно и совершенно напрасно -
мы пренебрегаем уникальным обилием и разнообразием грибов на наших лесных
просторах. Во всяком случае, огромная держава, вполне заслуженно называемая
Страной Мамонтов, увы, упокоившихся в мерзлоте, с не меньшим, а то и с
большим основанием может присвоить себе имя Страны живых Грибов, и в
частности, что уж точно не может вызвать ни у кого сомнения, Страной
Мухоморов.

Выбор этого конкретного гриба, конечно, отнюдь не случаен. Хотя род
мухоморов (Amanita) богат видами и к нему принадлежит, кроме многих вполне
съедобных и вкусных персонажей, пресловутая Amanita Phalloides (что значит
фаллоподобная), или Бледная Поганка, которая является чуть ли не самым
опасным ядовитым грибом из встречающихся у нас - несмотря на все это
настоящей эмблемой рода все же бесспорно является Amanita Muscaria, или
Мухомор Красный, который мы себе все сразу и представляем, как только речь
заходит о мухоморах.
Мало того, что Красный Мухомор является гербом рода Amanita, он претендует
и на то, чтобы стать зримым выражением всего подразделения шляпочных грибов
(Basidiomycetes), и более того, вообще, всего Грибного Царства (Mycota),
включающего, впрочем, в себя великое разнообразие форм (зачастую
микроскопических), которые ни чем не напомнят нам привычную форму,
знакомого с детства, грибного плодового тела.

Итак, я выдвигаю Мухомора Красного как наиболее подходящую во всех
отношениях кандидатуру, чтобы занять место Абсолютного Грибного Монарха.
Любители демократии, разумеется, имеют право заменить в своем сознании царя
на президента.

Могут быть выдвинуты возражения по поводу ядовитости нашего претендента.
И в самом деле, на протяжении многих лет, нас - я тут имею в виду не только
россиян, но и жителей всей Земли - пичкали недобросовестной и непроверенной
информацией о свойствах того или иного гриба. Сочинители этих пасквилей в 99%
случаев сами никогда не рисковали пробовать те грибы, о которых писали. Таким
образом, десятки и сотни раз воспроизводились ни в коей мере не
соответствующие действительности сведения. Так называемые "специалисты"
(взять хотя бы одного Солоухина!) только и делали, что переписывали друг у
друга единообразные бредни.

Уважающий науку медик годами испытывает действие тех или иных препаратов
на подопытных животных, затем на добровольцах, и наконец - на самом себе.
Увы, за неимением возможности проводить серьезные и систематические
исследования, ему часто остается лишь последнее. Но если испытатель
неоднократно вводит в свой организм какие-либо вещества, вызывающие
опасения, и после их употребления остается жив и здоров, разве не служит это
доказательством его правоты в глазах оппонентов?

Однако почему-то, когда речь заходит о грибах, даже люди, призванные
разобраться в этих проблемах, становятся весьма склонны проигнорировать
требование научного девиза "Все подвергать сомнению".

По последним сведениям, полученным от настоящего специалиста и человека,
отвечающего за свои слова, так как мне доподлинно известно, что большую часть
описываемых им грибов он пробовал хотя бы на вкус (речь идет о Михаиле
Вишневском), для того чтобы достичь летального отравления красными
мухоморами нужно единовременно съесть не менее 3 кг сырых плодовых тел.

Мало того, что просто вряд ли кто-то сумеет - даже при большом желании -
столько собрать и съесть (его, во всяком случае, раньше вырвет), - после
быстрого поглощения сразу 3 кг любого другого, на первый взгляд, пусть куда
более безопасного продукта, у решившегося на это почти неминуемо возникнут
какие-нибудь недомогания; не исключено также, что этот прием пищи станет для
него последним.

Мухомор (Amanita Muscaria) конечно же нельзя назвать ординарным съедобным
грибом, хотя он хорош на вкус и в сушеном виде не вызывает тошноты, так что
вполне может употребляться в небольших количествах как обыкновенное
пищевое сырье, тем более, при соответствующей предварительной обработке.

Понятно, что не это основная функция этого гриба. Мухомор, прежде всего,
шаманский гриб, гриб, при помощи которого достигали измененного состояния
сознания приверженцы древнейших культов на подавляющей части территории
нашей страны.

В последние десятилетия у нас очень популярными стали книги Карлоса
Кастанеды и иже с ним, повествующие об использовании психоактивных грибов и
растений в Америке. Для книжных детей дон Гуан стал символом Шамана, так же
как в прежние годы другой дон Гуан быд литературным символом Любовника. И
тут опять мы имеем дело с очень характерным для России феноменом
неузнавания пророков в своем отечестве.

Достаточно сказать, что все исконное население обеих Америк, переселилось
туда из Азии (именно из нашей ее части). По данным генетического анализа их и
было-то всего не более сотни человек. Соответственно все культы, которые
исповедовали первые поселенцы Нового Света, в той или иной мере имеют
происхождение от наших азиатских культов. Во всяком случае, обратного
движения народов, насколько мне известно, не наблюдалось.

Несомненно, что племена, населявшие Сибирь и Дальний восток в самые
доисторические времена имели представление о грибах, и в частности о
Мухоморе, который просто невозможно не заметить из-за его яркой, вызывающей
красоты, особенно выделяющейся на фоне наших довольно однообразных и
часто мрачных лесов.

Именно Северная Азия с наибольшей степенью вероятности является
праматерью шаманизма. У большинства же наших азиатских шаманов без
мухоморов, как известно, дело не обходится. Достаточно провести параллель от
приуральских хантов и мансей, у которых мухомор именуется панк, до
камчадалов, у которых он - вапак. 3

Если вообще уместно ввести положение о национальных наркотиках (прежде
хотелось бы договориться о терминах: что точно считать наркотиком?), то
российским национальным наркотиком наряду с водкой, и прежде водки, является
мухомор. Водка и другие алкогольные напитки (особенно получаемые из, не
растущего в наших средних и северных широтах, винограда) неразделимо
связана со введением на Руси Христианства. Во всех христианских храмах
причащают хлебом и вином.

Будучи сам человеком православным, однако, не могу не отметить тонкость и
поверхность того исторического слоя, который наложило на мою душу
христианство. Смею полагать, что не лучше обстоит дело и у большинства других
россиян.

Так называемое язычество - это коренная порода нашей души. И если "душа -
по природе христианка" (с чем я склонен согласиться), то только в самом ядре, в
твердом ядре. Под корой, как известно, царствует магма, и временами она
прорывается наружу. Это то, что психоаналитики называют выбросами
бессознательного. И если мухомор не является для нас архетипом всех грибов, а
заодно самого древнего и наиболее распространенного на нашей территории
религиозного культа (в том самом смысле, как это понимал К. Г. Юнг), то чем он
является? Просто грибком над детской песочницей?

Кстати почему на детских площадках, в детских садах, в детских книжках - так
много изображений грибов? И чаще всего именно мухоморов? Не странно ли, что
мы украшаем те самые места, где проводят большую часть времени наши горячо
любимые отпрыски, изваяниями, которые вполне могут считаться, казалось бы,
аллегорией чего-то сугубо вредного и опасного?

Не знаю, как обстоят дела в других странах, но смею предположить, что,
например, в Великобритании, где красный мухомор и иже с ним может брезгливо
именоваться, Toatstool, такие изображения менее распространены. Захотели бы
вы посадить свое дитя в "жабий нужник"? У нас же, хотя сложное русское слово
мухомор и содержит во второй части корень мор, однозначно намекающий на
массовую смерть, первая его часть все поясняет, относя последнее только к
мухам, т.е. к надоедливым насекомым, избавлению от которых человек может
только порадоваться. Такое сочетание двух корней не вызывает пугающего
эффекта, а напротив, отдает неким комизмом, который часто бессознательно
используется людьми в качестве громоотвода при разговорах на тягостную тему
смерти. Т.е. слову мухомор имманентно присуща какая-то часть черного юмора,
того самого юмора, каким пользовались, например, веселые гробовщики
Шекспира, представителя той самой Великобритании.

Я лично в детстве наблюдал в подмосковной деревне использование мухомора
красного для уничтожения мух. Для этого на стол в комнате ставилось блюдечко с
подслащенной водой, куда клали гриб. Мухи слетались то ли на запах
разлагающегося гриба, то ли на сладкое и тонули в вязковатом сиропе. Это
средство по эффективности, я думаю, примерно равно, употребляющимся до сих
пор, липким лентам. Не знаю, правда, насколько сам мухомор способствовал в
данном случае гибели мух. Скорее, тут всё дело в привлекательном для этих
насекомых запахе разложения (мухомор при комнатной температуре, а особенно
летом, на жаре, довольно быстро начинает очень неприятно пахнуть). К мысли о 4

Том, что в смерти мух виноват более клейкий сахар, чем грибной яд, ведёт и
неоднократно наблюдавшееся мною активное поедание красного мухомора
личинками грибных комариков (т.е. так называемыми червями), которые относятся
к тому же отряду двукрылых, что и домовые мухи.

Несмотря на в встречавшиеся в старых (например, 60-е годы 20-века) книгах о
грибах требования уничтожения на месте красных мухоморов, наряду с другими
"поганками", у нас к этому грибу всё же сохранилось какое-то почти
доброжелательное и даже нежное отношение. Может быть, это именно потому,
что в детстве мы были окружены мухоморными символами и они проникли нам в
плоть и кровь.

Тут, опасаясь прослыть еретиком, возвращаюсь к причастию. Полагаю, что
далеко не случайно цвета причастия белый хлеб и красный (вино), совпадают с
расцветкой мухомора. Вряд ли кто-нибудь рассердится, а скорее улыбнется, если
увидит, например, пасхальное яичко, раскрашенное под мухомор. Многие грибы, и
мухомор в частности, сами появляются на свет из чего-то очень похожего на яйцо.
У мухомора и христианской атрибутики общего больше, чем противоречий.

В христианской литературе диалектическое противопоставление плоти и крови,
снега и багряны, белых одежд ангелов и пурпурных князей мира сего -
присутствует сплошь и рядом. Где же еще эти два цвета присутствуют в столь
неотвратимом и гармоничном зримом сочетании, как ни в мухоморе.

Для России красный с белым имеет и еще одно немаловажное значение.
Потрясшие нашу страну в начале века страшные революции в конце концов
свелись к борьбе двух групп, символами которых были именно эти цвета. Красные
боролись с белыми - это была гражданская война, которая, похоже, в каком-то
замороженном как мамонт виде продолжается до сих пор. Мухомор же может
стать символом национального единства и примирения, "Цветком Мира".

Что же касается собственно наркотического или, точнее, психогенного действия
Amanita muscaria, то здесь я предпочитаю руководствоваться собственным
опытом. Основным и очень характерным свойством мухомора в этом аспекте
является его непостоянство. Никогда нельзя быть уверенным наверняка какого
рода переживания и ощущения вызовут у тебя употреблённые мухоморы в
каждом конкретном случае. Ясное дело, что мухомор никак нельзя назвать
сильным наркотиком, но даже кусочек гриба может подействовать на кого-нибудь
достаточно сильно. Впрочем, это редкое исключение. Обычно же съеденный
мухомор (допустим, один гриб целиком) вызывает либо легкое возбуждение,
подобно сигарете, либо легкое расслабление, подобно рюмке спиртного. Почти
всегда, если гриб сырой, он провоцирует легкую тошноту, которую, впрочем,
довольно легко перетерпеть. Очень редко люди бывают настолько восприимчивы
к мухоморам, чтобы те вызвали у них неудержимую рвоту. Разумеется, не стоит
экспериментировать беременным, но здесь вырвет почти обязательно. В
физиологическом отношении может наблюдаться также повышение температуры,
скачки" давления, тахикардия, нарушение пульса, головокружение, потливость,
слабость либо, наоборот, прилив сил, в некоторых случаях и сексуальных.
Настроение при этом может легко и быстро меняться.

Мухоморное опьянение совершенно своеобразно и, имея нечто общее с
действием других возбуждающих средств, как то Canabis, Psilocybe, все-таки 5

Далеко не копирует их. При всём разнообразии приключений, которые
испытывают потребители двух указанных выше популярных снадобий, они,
выкуривая очередной косячок или разжевывая очередную дозу "грибочков", всё
же ожидают вполне определенного привычного эффекта - он может быть более
или менее сильным, иметь те или иные особенности в зависимости от качества и
количества продукта - но все переживаемые события можно, как правило, свести к
какому-то единому знаменателю. Например, от анаши всегда хочется есть, а от
"грибов" - всегда возникают какие-то неполадки с восприятием пространства и
времени. Мухоморы же могут вызвать и то и другое и третье, а могут и не вызвать
ничего. Наиболее стабильный эффект вызывает курение сухих измельченных
мухоморов - это нарастающее по мере увеличения дозы возбуждение, весьма
напоминающее состояние при курении бетеля (индийские самокрутки). При этом
расторможенная высшая нервная система не получает особой направленности.
Если рядом находится объект, потенциально вызывающий агрессию, агрессия
может усилиться, если же рядом особа, вызывающая влечение, усилится
влечение. Но и такие явления отнюдь не гарантированы

В общем и целом, курение мухомора способствует дружеской и даже
философской беседе, развязывает языки, делает голоса громче и веселее, но
может дойти и до неудержимой брани и до идиотического хохота. Если человек
собирается на битву, мухомор ему наверняка поможет - он сделает его более
раскованным и бесстрашным, избавит от сомнений по поводу виновности врага,
сделает избиение легким и даже приятным делом. Но у кого-то когда-то может
случиться и наоборот. То же можно сказать и о человеке, направляющемся к
женщине - однажды, а то и несколько раз подряд, он, вполне вероятно, сможет,
благодаря мухоморам, показать чудеса сексуального напора и стойкости. А в
другой раз - вдруг упадет без сил, а то еще и облюет всё вокруг себя. До
галлюцинаций у меня под мухоморами никогда не доходило, но интуиция
подсказывает мне, что и они вполне возможны, причем, без прямой зависимости
от количества употребленного гриба.

Из всего выше описанного (можно было бы добавить и еще многое в подобном
духе) следует, что мухомор меньше всего годится в качестве ежедневного
симулятора для любителей тем или иным образом "улизнуть" от реальности. Я с
огромным трудом могу вообразить себе человека, который по-настоящему привык
бы к мухоморам. Если такая страсть у кого-нибудь и может развиться, то она
скорее будет подобна обычаю некоторых женщин ходить супервысоких каблуках
или приверженности некоторых мужчин к постоянному ношению удавки из
галстука, т.е. привычкам испытывать постоянные неудобства. В общем, от
табакокурения до мухоморов дистанция огромного размера.

Мухомор - это не привычный домашний наркотик, а именно - шаманский гриб,
предпочитающий целиком проявлять свое действие на просторах лесов, у
одинокого костерка или где-нибудь в экзотической юрте. Пожалуй, нельзя назвать
другое психоактивное средство, которое в такой мере требовало бы
предварительного настроя. Отсюда все шаманские обряды, переодевания, песни,
танцы и заклинания, имеющие целью скорейшее и полнейшее вхождение в транс.
Впрочем, мухомор тут может использоваться, а может не использоваться -
изменение состояния сознания вполне достижимо, за неимением лучшего, и при
помощи банальной водки. С водкой - даже надежнее.
6

Короче - мухомор требует много работы, а мы, нынешние представители
общества потребления, люди ленивые и нетерпеливые, хотим всего и сразу, и
чтобы побольше - укололся и забылся - а лучше и не колоться, а принять таблетку
или - еще прогрессивнее - выпить глоток какого-нибудь сладенького
удовлетворяющего напитка.

Сколько бы не говорили о необходимости трезвения, каждый про себя
прекрасно понимает, что всё это всего лишь ханжеские прекраснодушные
измышления. Человек устроен так, что не может время от времени каким-либо
образом не опьяняться - если подобные разрядки не будут происходить
достаточно регулярно, он в конце концов просто перенапряжется, заболеет и
умрет. Так что пиво по утрам не только вредно, но и полезно.

Другой вопрос, что все те вещества, которые поступают в организм человека
извне для того, чтобы стабилизировать его нервное состояние, в той или иной
степени, являются лишь суррогатами. По какой-то причине иссякает источник
биологической радости - возраст, болезнь, личные драмы и пр. - и
пропорционально возрастает потребность в "лекарствах" - а уж они для каждого
свои. Самая прямая альтернатива наркотикам - спорт. Есть еще sex, тоже
спортивный. Игра, коллекционирование и пр. и пр. и пр. Самым изящным
способом решить внутренние проблемы до сих пор являлось и является
творчество (во всех видах). Но и отсутствие вдохновения подобно похмелью,
оттого и трудно найти среди деятелей искусств трезвенников и аскетов.

Не замечал, чтобы отсутствие мухоморов вызывало похмелье, зато само их
употребление может, как уже выше указывалось, вызвать определенные
неудобства. От неудобств же стараются тем или иным образом избавиться, а не
приобрести их. Так что, если кто-то идет похмеляться в лес за мухоморами, имея
в перспективе лишь предчувствие того, как его будет тошнить - это, уверяю вас,
весьма редкое, почти исключительное, явление.

Конечно, с мухоморами не стоит шутить. Нельзя есть или курить их слишком
много, и желательно делать это в спокойной и комфортной обстановке, а то ведь
кроме тошноты у некоторых возникает и неудержимое желание посетить "сортир".

Возвращаясь же еще раз к отношениям между мухомором и религией, заметим,
что последнюю одни считают (Борис Пастернак) формой человеческого серьеза, а
другие (им несть числа!) опиумом для народа. Это не значит, что эти люди совсем
ни во что не веруют и ничего не воспринимают всерьез. Они, например, с
удовольствием верят во Всемирный Заговор, и с потрясающей серьезностью
относятся к своим задницам и животам, которые они стараются напихать если не
вкусной и питательной, то уж обязательно диетической пищей. Причем же здесь
мухомор?

Либо - это сакральный гриб, Царь Грибов, к которому необходимо относиться с
подобающим почтением и использовать который можно лишь для достижения
особых целей в особых случаях. Либо - толпа присвоит его себе, сделав из него
еще одно популярное "народное" средство. Кстати, Amanita Muscaria является
основой некоторых широко распространенных гомеопатических препаратов.
Впрочем, эти два способа применения мухомора, не так уж непримиримо
противоречат друг другу, и могут легко ужиться вместе, как уживается искренняя 7

Индивидуальная вера в Бога с почти обязательным иконным минитриптихом в
кабине таксиста.

Наше неосознанное стремление принижать и даже вульгаризировать святыни
связано со страхом перед ними. Ведь Бог в качестве всемогущего и неведомого
громовержца на небе и сладковатый Его образок на дешёвой картонке - это
совсем не одно и то же. Так и мухоморный дух, вселявшийся в берсерка и
помогавший ему безжалостно крошить в капусту своих противников, теперь
усмирен и стал почти ласковым, спрятавшись в многочисленных, разрисованных
белым по красному, грибообразных шляпках. Например, в Московском районе
Зябликово такими шляпками прикрыты вентиляционные выходы из подземелий -
весьма символично. Не черные дыры в преисподнюю, а веселенькие пестрые
конусы - уже не страшно и даже мило. Мы не хотим бояться наших богов, мы
хотим быть с ними запанибрата, а то и смотреть на них свысока, как на детей.
Оттого и ангелы у нас превратились в симпатичных толстых малышей. Оттого и
сакральный гриб украшает детскую площадку. Это знаки перемирия с
мстительными и непонятыми потусторонними силами.

Вспомним еще об одной, так и не получившей серьёзных доказательств, теории,
по которой таинственная Сома, тот самый пресловутый священный напиток
ариев, отведав коего самые древние боги совершали свои великолепные подвиги,
является ни чем иным, как соком мухомора красного, возможно, впрочем, в смеси
с молоком. Тут опять-таки возникает неразлучная пара: красное - белое.

Подводя итог всему вышеизложенному, подтвердим превосходство Мухомора и
окончательно установим за ним положение Царя Грибного Царства. Конечно, на
это место претендует и боровик, белый гриб, но, несмотря на все его
превосходные эстетические вкусовые и питательные качества, с мухомором ему
все-таки не сравниться. Мухомор - гриб не только для тела, но и для души. Пусть
же белый гриб (белый!) займет достойное 2-ое место. Кстати, и в детских
учреждениях его изображение встречается тоже часто, но все-таки реже, чем
изображение мухомора (красного!). Он, боровик, - великий гриб - но все же
второй. Остальные же известные грибы - этим двум, уже ясно, не конкуренты.

Россию же, без всякой иронии и не пытаясь ни коим образом унизить нашу
многострадальную Родину, назовем Страной мухоморов, имея в виду в прямом и
переносном смысле ее почвенный слой, слой, где таится и разветвленная, почти
вечная, грибница и корни наших древнейших верований, к которым в качестве
успешной прививки было присоединено Православное Христианство.

Если, по меткому наблюдению К.Юнга, белый американец обладает телесными
повадками негра и душой индейца, то белый россиянин так же не расстался в
глубине своей с душой прапредка, некоего азиатского жителя незапамятных
времен. И душа эта, если попробовать представить ее в материальном
воплощении имеет ярко-красный цвет. Скорее всего, она похожа на мухомор,
прекрасный красный мухомор, как бы вылупляющийся на свет из белоснежного
яйца.

Однажды царь зверей Лев объявил своим подданным, что решил проверить
их способность совершать добрые поступки. Он назначил день, в который все звери должны будут собраться и рассказать о добром деле, совершённом ими. Все звери, волнуясь, вспоминали о добрых деяниях когда-либо совершённых ими. Они с нетерпением и страхом ждали суда повелителя.
И вот он, этот день, настал. Всё утро подручные Льва напоминали зверям о встрече на опушке леса. После обеда, когда спала дневная жара, звери стали собираться в назначенном месте. Лев и его свита были уже там. Звери, перешёптываясь друг с другом, опасливо поглядывали в сторону дремлющего владыки. Но дремота Льва была только маскировкой: сквозь прикрытые веки он незаметно подглядывал за своими подданными. Когда звери собрались и расселись на поляне, Лев поднялся и приветствовал их, а вместе с тем. ещё раз, напомнил им о цели их встречи. Лев сказал, что совершившего лучший добрый поступок ждёт большая награда – его царская милость. Звери задвигались, зашептались – каждому из присутствующих хотелось угодить владыке и получить его признание и покровительство. Закончив вступительную речь, Лев перешёл к главному:
- Кто из вас готов рассказать нам свою историю? - спросил он притихших зверей. Первой вышла Лиса. Она скромно сложила лапки на животе, её раскосые глаза приобрели такую слащавость, что совсем спрятались под веками.
Казалось, что Лиса стыдится собственного благородства:
- О, мой повелитель, - начала Лиса свою речь, - как только я услышала о твоём повелении, я ночей не могла спать: всё размышляла над твоими мудрыми словами. Сегодня я покинула нору с одной только целью: сделать кому - нибудь что - то доброе. И вскоре мне такая возможность представилась: мне послышался писк из кустов, неподалёку от того места, где я находилась: "Кому – то нужна моя помощь, – подумала я, и не ошиблась, - в кустах барахтались два беспомощных птенца, очевидно, они выпали из гнезда. Уж сколько мне понадобилось сил, мой повелитель, чтобы посадить их обратно в гнездо! И как мне была благодарна их мать: она всё летала над моей головой, всё летала. Я думаю, что так она благодарила меня». Закончив речь, Лиса отступила на шаг назад и потупилась, ожидая высочайшего решения.
Лев удовлетворённо пророкотал:
- Молодец, Лиса, хвалю! Это очень благородный поступок!
Лиса, поклонившись Льву, удалилась на своё место, хитро поглядывая на собратьев. Её место занял Волк. Он переступил лапами и почему-то прикрыл свой большой живот. Опасливо глянув на Льва, Волк начал говорить:
- Я вот, что сегодня учудил: нашёл на опушке леса отбившуюся от стада овечку и пожалел её. Взвалил я беднягу на спину, и отнёс к стаду, отдал её пастухам. То - то они меня благодарили, даже из ружья палили в мою честь.
Лев удивился его рассказу, похвалил волчье великодушие и позволил ему сесть.
Лев увидел, что к нему пробирается Медведь, и жестом пригласил его встать рядом с собой. Медведь был польщён вниманием царя. Он долго переминался с ноги на ногу, чесал взлохмаченную голову и смущался. Наконец, Лев прервал его молчание:
- Мы готовы выслушать тебя. Расскажи нам о своём добром поступке.
Медведь начал свой рассказ:
-Да тут вот, какое дело вышло, иду я нынче утром, ищу подходящий малинник: малины поесть захотелось. И вдруг, что же я вижу?! На старом пеньке лежат все изломанные пчелиные соты, а мёд из них стекает прямо на землю! А бедные пчёлы летают над ними, жужжат, жалуются. Ну, думаю я, медлить нельзя, нужно выручать пчёл:"Кто тот негодяй, - спрашиваю я пчёл,- кто посмел разорить ваши ульи?"
Затем я взял соты с мёдом и сложил их обратно в ульи. А как пчёлки меня благодарили: так и вились вокруг меня, так и жужжали!
При этом Медведь машинально потёр распухшую щёку. Лев внимательно выслушал Медведя и одобрительно кивнул ему. Медведь облегчённо вздохнул и направился к своему месту.
Лев хотел было предоставить слово следующему рассказчику, но не успел: прямо на середину поляны выскочил перепуганный Заяц. Увидев перед собой грозного владыку, Заяц замер, прикрыв мордочку лапками, заплакал. Лев был доволен произведённым на Зайчишку впечатлением. Но ему надоело ждать, когда же Зайца посетит храбрость, и Лев спросил его о причине слёз:
- Может, ты нам расскажешь, кто тебя обидел? Мы с нетерпением ждём твой рассказ о добром деле.

На уроке мы говорили о том, что природа удивительна и разнообразна. Живую природу делят на царства:растения,животные, грибы, бактерии.
Можно представить себя царем сказочного царства.Для этого нужно сделать маску и обратиться с речью к своим подданным.И вот что из этого получилось.

Манчук Екатерина:
Лес-наша кладовая жизни!Лес дает нам воздух,приятный запах и хорошее настроение. В нем растут много цветов и деревьев,живут насекомые и животные.
Я,Великий дуб,Повелитель леса,обращаюсь к своим подданным:
-Берегите лес! Это ваша жизнь!Не жгите костры, не бросайте мусор,не рвите цветы и не ломайте деревья! Берегите животных и птиц!!!

Акимов Александр:
-Я,стройный и красивый КЛЁН! У меня необыкновенные листья.По форме они напоминают кисть руки,а по цвету могут быть зеленые,желтые,красные. Я надеюсь, что вы любите собирать осенние букеты.Я очень дружелюбный и мне нравиться находиться по-соседству с другими деревьями в смешанных лесах,парках,скверах и рядом с вами в ваших дворах.
-Берегите деревья! Не забывайте, что они играют большую роль в вашей жизни!Деревья щедро дарят вам чистый воздух,плоды, древесину и свою красоту!
-Берегите природу!

Многие ребята подошли к этому ответственно.На уроке были заслушаны обращения сказочных царей.
Очень интересными были и маски.


В 1812 году иезуит философ граф де Местр пишет о порядках в России:

"Взбреди - как это ни невероятно - российскому императору на ум сжечь Санкт-Петербург, никто не скажет ему, что деяние это сопряжено с некоторыми неудобствами, что даже при холодном климате нет нужды в столь большом костре, что этак, пожалуй, из домов вылетят стекла, закоптятся ковры, а дамы перепугаются и проч.; нет, все промолчат; в крайнем случае подданные убьют своего государя (что, как известно, нимало не означает, чтобы они не питали к нему почтения) - но и тут никто не проронит ни слова".

PS
и чтобы два раза не вставать

"Воспоминаний об Юматове сохранилось больше. Он оставил память о себе, как о хорошем хозяине, но был лют и охоч до баб. Это, главным образом, и погубило его. Исторический факт таков: Юматова убили ночью, нанеся ему до ста ран. Двухлетние розыски не приводили ни к чему. Наконец, один из главных виновников, пьяный, на празднике в соседней деревне, рассказал как было дело. Виновного схватили, посадили в острог, два года он запирался, а потом, когда уже хотели, было, на всё махнуть рукой, повинился во всём и выдал сообщников. Дело кончилось тем, что 40 дворов было сослано в Сибирь. Сами князевцы охотно вспоминают о смерти Юматова и так приблизительно передают дело:
- В Казань за подходящими людьми посылали. Две недели кормили и поили их. Всё никак нельзя было: то он в гости, то к нему гости. Дворню всю на свою сторону переманили. Мальчик при нём дворовый спал, - тоже на нашу сторону поддался. Часовых по дорогам расставили… Здоровый был: девять человек насели на него; он их волоком проволок по всем комнатам, - всё выходу искал. Выскочи они во двор, так и не дался бы, да на самом крыльце один в лоб ему угодил оглоблей, тут он и повалился.
О самой ссылке предание совершенно умалчивает. Князевец угрюмо отделывается короткою фразой:
- Греха много было… Вытерпели… - помолчав, угрюмо добавляет он." (с) Гарин-Михайловский

если кто не знает, откуда название поста

Про зверей

Медведь.
Медведь был безобразным, косолапым и грязным животным. Однако добрее его не было никого во всем лесу. Но звери замечали только его внешность, на что Медведь жутко обижался, ловил их и жестоко избивал ногами. Поэтому звери его не любили. Хотя он был очень добрым. И веселым. Он любил задорные шутки. За эти шутки звери его скоро жутко возненавидели и били. Да, трудно быть на свете добрым и веселым.

Волк.
Волк тоже был безобразным и грязным. И еще он был очень злым и жестоким. Но звери не испытывали к нему ненависти и не били. Потому, что Волк умер еще в раннем детстве. Потому, что Медведь родился раньше Волка. Да, хорошо, когда Добро побеждает Зло.

Заяц.
Заяц тоже был злым и жестоким. И грязным. И еще он был трусливым. Гадостей Заяц никому никогда не делал. Потому, что боялся. Но его все равно сильно били. Потому, что Зло всегда должно быть наказано.

Дятел.
И Дятел тоже был злым и жестоким. Он не бил зверей, потому, что у него не было рук. Поэтому, он вымещал свою злость на деревьях. Его не били. Потому, что не могли дотянуться. Однажды его придавило насмерть упавшее дерево. Поговаривали, что оно отомстило. После этого звери целый месяц боялись мочиться на деревья. Они мочились на Зайца. Заяц простудился и умер. Всем было ясно, что виноват Дятел. Но его не тронули. Поскольку не смогли выковырять из-под упавшего дерева. Да, Зло иногда остается безнаказанным.

Крот.
Крот был маленьким и слепым. Он не был злым. Он просто хорошо делал свое дело. Это он подъел дерево, которое упало на Дятла. Об этом никто не узнал, и поэтому его не избили. Его вообще били редко. Чаще пугали. Но его было очень трудно испугать, потому что он был слепой и не видел, что его пугают. Когда не удавалось испугать Крота, звери очень огорчались. И били Медведя. Потому, что им было очень обидно. Однажды Медведь тоже захотел испугать Крота. Но Крот не испугался. Потому, что Медведь его убил. Нечаянно. Просто Медведь был очень неуклюжим. И звери его очень сильно избили. Даже, несмотря на то, что Медведь сказал, что пошутил. Плохо, когда твои шутки никто не понимает.

Лиса.
Лиса была очень хитрой. Она могла запросто обмануть кого угодно. Когда ей это удавалось, то ее не били. Но иногда ей не везло. И ее били. Били всем лесом. И она уже не могла кого-нибудь обмануть. Потому, что очень трудно кого-нибудь обманывать, когда тебя бьют. Однажды ее избили до смерти. Да, обман всегда на правду выйдет.

Кабан.
Кабан был большой, сильный и страшный. Его все очень боялись. И поэтому его били только всем лесом. Или просто кидали в него камнями. Кабан этого очень не любил. И однажды ночью он спрятал все камни в лесу. За это его очень сильно избили. Больше Кабан никогда не прятал камни. Воистину говорят - время собирать камни и время их не трогать никогда.

Козел.
Козел не был ни злым, ни добрым. Он был просто Козел. Он часто козлил. И его боялись бить. И он своим козловством всех достал. И тогда его избили до смерти. Потому, что иначе он бы умер от старости. Когда-нибудь. Когда Козел умер, Медведь сильно плакал. Потому, что он в тайне любил Козла. Да, любовь зла, полюбишь и Козла.

Ежик.
Ежик был маленький и колючий. Он кололся. Он не был злым, он кололся по своей природе. Из-за этого его били только в животик. Ежик этого не любил и стал бриться наголо. И тогда его стали бить как всех. Да, очень трудно быть не таким как все.

Скунс.
Скунс был почти таким, как Заяц. Но только очень вонючим. Он плохо пахнул. Его били только в полиэтиленовом пакете. Тогда запах был не такой сильный. Однажды у Скунса был день рождения. Он пригласил всех зверей, потому, что был жадным и любил подарки. И звери подарили ему новый полиэтиленовый пакет. И сильно избили до потери сознания. И Скунс задохнулся в пакете. Так его и похоронили. В пакете. В Очень Дальнем Лесу. Потому, что мертвый Скунс вонял еще сильнее. Потом пришли жители Очень Дальнего Леса и всех сильно избили. Им не понравился запах мертвого Скунса. Да, с соседями надо жить в мире.

Хомяк.
Хомяк был тоже очень жадным. И богатым. Если бы он делился своим богатством, его бы били не так сильно. Но он был очень жадным. За это его били, сильно. И ему все равно приходилось делиться. И он горько плакал. Да, богатые тоже плачут.

Лев.
Лев был царь зверей. Он правил лесом. Царей бить не положено. Это закон. Но звери давно забили на закон. Звери били и льва. Ни за что. Потому, что так уж здесь повелось...

Однажды царь зверей Лев объявил своим подданным, что решил проверить
их способность совершать добрые поступки. Он назначил день, в который все звери должны будут собраться и рассказать о добром деле, совершённом ими. Все звери, волнуясь, вспоминали о добрых деяниях когда-либо совершённых ими. Они с нетерпением и страхом ждали суда повелителя.
И вот он, этот день, настал. Всё утро подручные Льва напоминали зверям о встрече на опушке леса. После обеда, когда спала дневная жара, звери стали собираться в назначенном месте. Лев и его свита были уже там. Звери, перешёптываясь друг с другом, опасливо поглядывали в сторону дремлющего владыки. Но дремота Льва была только маскировкой: сквозь прикрытые веки он незаметно подглядывал за своими подданными. Когда звери собрались и расселись на поляне, Лев поднялся и приветствовал их, а вместе с тем. ещё раз, напомнил им о цели их встречи. Лев сказал, что совершившего лучший добрый поступок ждёт большая награда – его царская милость. Звери задвигались, зашептались – каждому из присутствующих хотелось угодить владыке и получить его признание и покровительство. Закончив вступительную речь, Лев перешёл к главному:
- Кто из вас готов рассказать нам свою историю? - спросил он притихших зверей. Первой вышла Лиса. Она скромно сложила лапки на животе, её раскосые глаза приобрели такую слащавость, что совсем спрятались под веками.
Казалось, что Лиса стыдится собственного благородства:
- О, мой повелитель, - начала Лиса свою речь, - как только я услышала о твоём повелении, я ночей не могла спать: всё размышляла над твоими мудрыми словами. Сегодня я покинула нору с одной только целью: сделать кому - нибудь что - то доброе. И вскоре мне такая возможность представилась: мне послышался писк из кустов, неподалёку от того места, где я находилась: "Кому – то нужна моя помощь, – подумала я, и не ошиблась, - в кустах барахтались два беспомощных птенца, очевидно, они выпали из гнезда. Уж сколько мне понадобилось сил, мой повелитель, чтобы посадить их обратно в гнездо! И как мне была благодарна их мать: она всё летала над моей головой, всё летала. Я думаю, что так она благодарила меня». Закончив речь, Лиса отступила на шаг назад и потупилась, ожидая высочайшего решения.
Лев удовлетворённо пророкотал:
- Молодец, Лиса, хвалю! Это очень благородный поступок!
Лиса, поклонившись Льву, удалилась на своё место, хитро поглядывая на собратьев. Её место занял Волк. Он переступил лапами и почему-то прикрыл свой большой живот. Опасливо глянув на Льва, Волк начал говорить:
- Я вот, что сегодня учудил: нашёл на опушке леса отбившуюся от стада овечку и пожалел её. Взвалил я беднягу на спину, и отнёс к стаду, отдал её пастухам. То - то они меня благодарили, даже из ружья палили в мою честь.
Лев удивился его рассказу, похвалил волчье великодушие и позволил ему сесть.
Лев увидел, что к нему пробирается Медведь, и жестом пригласил его встать рядом с собой. Медведь был польщён вниманием царя. Он долго переминался с ноги на ногу, чесал взлохмаченную голову и смущался. Наконец, Лев прервал его молчание:
- Мы готовы выслушать тебя. Расскажи нам о своём добром поступке.
Медведь начал свой рассказ:
-Да тут вот, какое дело вышло, иду я нынче утром, ищу подходящий малинник: малины поесть захотелось. И вдруг, что же я вижу?! На старом пеньке лежат все изломанные пчелиные соты, а мёд из них стекает прямо на землю! А бедные пчёлы летают над ними, жужжат, жалуются. Ну, думаю я, медлить нельзя, нужно выручать пчёл:"Кто тот негодяй, - спрашиваю я пчёл,- кто посмел разорить ваши ульи?"
Затем я взял соты с мёдом и сложил их обратно в ульи. А как пчёлки меня благодарили: так и вились вокруг меня, так и жужжали!
При этом Медведь машинально потёр распухшую щёку. Лев внимательно выслушал Медведя и одобрительно кивнул ему. Медведь облегчённо вздохнул и направился к своему месту.
Лев хотел было предоставить слово следующему рассказчику, но не успел: прямо на середину поляны выскочил перепуганный Заяц. Увидев перед собой грозного владыку, Заяц замер, прикрыв мордочку лапками, заплакал. Лев был доволен произведённым на Зайчишку впечатлением. Но ему надоело ждать, когда же Зайца посетит храбрость, и Лев спросил его о причине слёз:
- Может, ты нам расскажешь, кто тебя обидел? Мы с нетерпением ждём твой рассказ о добром деле.
Заяц приподнялся и, посмотрев на Льва, начал рассказывать о случившемся ним:
- Да не будет ко мне строг мой повелитель, но ни одного доброго дела я не сделал!
Сказав это, Заяц заплакал ещё громче. Льву, похоже, стало жаль Зайчишку, и он как можно мягче спросил:
- А на что же ты потратил своё время?
Заяц, не уловив в голосе Льва угрозы, приободрился и заговорил вновь:
-Вышел я сегодня травкой подкормиться. Вдруг слышу в кустах неподалёку возня какая–то, чей–то писк. Ну, думаю, дай гляну, что там происходит, может и помогу кому? Подкрался я к кустам и вижу: Лиса доедает птенца, даже глаза прикрыла от удовольствия! Испугался я и дал дёру оттуда. Бегу, куда и сам понять не могу, лишь бы подальше от того места. Выбежал на опушку и в новый переплёт попал: вижу, бежит через поляну Волк, а на спине у него только что зарезанная овечка. А пастухи ему в след так и палят, так и палят из ружей. Испугался я, чуть не умер! От страха даже о голоде забыл. Отлежался я в ямке, а когда всё стихло, побежал дальше. Да так размечтался о добром деле, что чуть Медведю под лапы не угодил. Он разорял пчелиные гнёзда, а пчёлы жалили его, куда попало, вот он сослепу чуть меня не раздавил. Испугался я, заскочил под корягу, да так и просидел под ней целый день. Прости меня, повелитель, вот такого жалкого труса! И Заяц опять заплакал. А Лев воскликнул:
-Где ты видишь труса? Да ты Заяц – герой! Ты не побоялся наказания, лишь бы не быть лжецом. Ты честность предпочёл тогда, когда другие мерзко лгали!
Лев бросил гневный взгляд на то место, где только что стояли Лиса, Волк и Медведь, но никого там не увидел: они во всю прыть убегали прочь.
-Бегите, - крикнул Лев своим подручным, - гоните их, чтобы не знали они покоя ни днём, ни ночью! А вот его, - Лев указал на Зайца, - чтобы никто не смел обижать: иначе дело будет иметь со мной лично!

Потомучто вид у него действительно царственный. Его несравненная темно- золотая или черно- коричневая грива придает ему величие монарха. И голос льва не менее внушителен, чем его вид! В своем поведении лев так же проявляет немало королевских качеств. Он величественно добродушени общителен - кроме тех случаев, когда оберегает свою добычу или подругу. Почему же лев - владыка зверей?

Где обитают львы? Львы живут в Африке, в южной области Сахары, в Северно-Западной Индии. Раньше былираспространены и в Азии, но сейчас львов там осталось очень мало.

Логовом для них служит пещера, расщелина или яма, расположенная в труднодоступном месте. Там львы отдыхают после охоты и ночуют.

А ЭТО - САМКА Лев - огромный хищник, с сильным, гибким, подвижным и мускулистым телом. Он хорошо бегает. Голова льва чрезвычайно массивная, с довольно длинной мордой. Лапы невысокие, очень сильные. Хвост длинный, с кисточкой на конце. Лев-самец намного больше самки и почти вдвое тяжелее по весу. Его легко узнать по массивной гриве. Она придает льву очень царственный облик. Грива увеличивает размеры льва и делает его вид более суровым. Самцы обычно защищают территорию от других животных, посягающих на нее. А самки занимаются охотой. ЭТО - САМЕЦ

ЛЬВИНАЯ СЕМЬЯ, ИЛИ ПРАЙД Львы – социальные животные. Эти хищники живут группами (прайдами), состоящими из 3 взрослых львов, из 10 - 15 самок и множества маленьких львят. Свою территорию самцы тщательно охраняют от непрошеных гостей. Очень часто случаются драки с другими львами, которые претендуют на чужой прайд.

Основу прайда составляют львицы.

  • МОКРЫЕ ЛЬВИЦЫ

    В обязанности самок, кроме добычи пищи, еще входят обязанности по воспитанию львят. Очень интересно, что пока львицы охотятся, другие выполняют обязанности нянек - следят за малышами. Львицы воспринимают всех львят одинаково, не разбираясь, где чей.Они затрачивают много сил на обучение своих львят охоте.

    ЛЬВЯТА ИГРАЮТ

    При наблюдении за львами сначала складывается ощущение, что это очень ленивое животное.

    И действительно, лев спит до 20 часов в сутки. Отдыхаютльвы днем,растянувшись в траве или взобравшись на невысокое дерево, охотятся в основном в сумерках.

  • Только когда солнце зайдет, на фоне темнеющего неба появятся фигуры охотящихся львов. Чаще всего лев нападает на добычу из засады. Обычно роль охотниц выполняют львицы, более легкие и подвижные. Главный враг у льва - человек с ружьем. Опасны бывают для львов также стада слонов, носороги, бегемоты, вышедшие размяться на сушу, но львы избегают встреч с ними.

    Львы обладают хорошим ночным зрением. Они видят в темноте в 8 раз лучше, чем мы, и могут охотиться даже при почти полном отсутствии лунного света. Еще они очень хорошо слышат. Их чувствительные уши могут поворачиваться в направлении источника звука.

    А это следы льва! Передний Задний Лев вооружен когтями, которые могут быть почти по 10 см каждый.

    Африканский лев ЛЕВ - АФРИКАНСКОЕ ЖИВОТНОЕ, хотя существуют и его азиатские - индийские, цейлонские подвиды. Львов разделают по величине и окрасу гривы, по общей окраске животного, а также по весу и размерам тела. По этим признакам они и делятся на подвиды.

    Еще во времена древних египтян и римлян лев воспринимался людьми как гордое и могущественное животное. В высоком искусстве им стали изображать Иисуса Христа, а...

    Еще во времена древних египтян и римлян лев воспринимался людьми как гордое и могущественное животное . В высоком искусстве им стали изображать Иисуса Христа, а на гербах и щитах королевской аристократии лев стал символизировать силу, власть и благородство. Но до сих пор остается нерешенным вопрос - почему льва называют царем зверей?

    Почти в любом историческом периоде и любом уголке Земли льву уделяли большое значение . Львы не единожды сопровождали греческих и ассирийских богинь в легендах и скульптурах, а у египтян они считались одними из священных животных. Такой трепет легко объясняется, если внимательнее взглянуть на эту дикую кошку.

    Это крупное животное со светло-рыжим окрасом. Лев может достигать 200 кг, а от носа до кончика хвоста вырастать до 3-х метров. Представитель семейства кошачьих сразу бросается в глаза за счет густой гривы и слегка надменной царственной морды. Самцы намного больше самок и более устрашающи для врагов и конкурентов. А главное, как и подобает королевской особе, лев в одиночку защищает небольшое скопление львиц и львят. Такая группа из четырех или нескольких десятков особей называется прайд.

    Именно благодаря социальному устройству прайда, лев достоин звания царя зверей . Словно королевский двор прайд строго иерархичен. У короля-льва есть подданные-львицы, которые, как и подрастающее потомство, нуждаются в защите и пропитании. Также в одном прайде могут одновременно находиться 2-3 взрослых самца, но только за одним сохраняется непоколебимое первенство.


    Строгие порядки львиного сообщества дают главе все привилегии. Он первым принимается за еду и только он определяет, кто останется в прайде, а кто будет изгнан. Львицам иногда приходится защищать детенышей от Его Величества, если тот будет в плохом настроении. В остальное время самцы крайне терпеливы к своим малышам.

    Как и обычному царю, льву нужно поддерживать статус заслуженного правителя. Он должен быть достойным вожаком прайда, чтобы члены его семьи ни в чем не нуждались. Другие львы, особенно если они молодые и сильные, могут свергнуть царя и захватить власть в прайде. Для этого им остается только прогнать старого и непригодного к трону короля, и, возможно, убить всех его львят. Правление же в среднем длится не дольше 3-х лет. Время от времени льву приходится вступать в битву за власть или покорять чужие сообщества . В противном случае ему будет трудно выжить.

    Другой особенностью, выдающей царские черты во льве, являются его повадки. Хищник обладает практически уникальным рыком, который используется, чтобы отпугивать непрошеных гостей. Слышен зов хищника на 5, а то и на 8 км. Роскошная грива светло-коричневого или черного оттенка, а также грозное рычание – визитная карточка любого льва. Царственность просматривается и во внешнем спокойствии и непринужденности большой кошки. Стоит только посмотреть на мирно отдыхающего в тени льва и то, как он оглядывает свои владения.

    Еще одной причиной, наталкивающей людей на мысль о царских особах, можно считать окрас львов. Их шерсть и грива близки к золотистому, а золото, как известно – дорогой металл, который часто используется в изготовлении королевских атрибутов. В первую очередь царской короны.

    Охота прайда отдаленно напоминает королевскую охоту . Львы устраивают засаду на равнинной местности, высматривая из стада самых слабых или раненых жертв. Затем они пытаются поймать добычу в ловушку, отбив от остальных сородичей, после чего всей группой сбивают с ног, душат или изматывают ее.

    Несколько веков назад львы были достаточно распространены по всему миру, включая Европу. Уже тогда дикие львы внушали ужас и неподдельное уважение. К сожалению, это стало причиной для увеселительной охоты на львов. Каждый солидный джентльмен считал своим долгом доказать себе и обществу свою храбрость, брался за оружие и отправлялся в сафари на поиски трофеев. В скором времени популяция львов сильно сократилась. Их убивали из-за престижности, дорогих шкур, зубов, костей и даже внутренностей.

    Магические поверья утверждали, что некоторые ингредиенты из тела льва могут принести могущество и укрепить мужскую силу. Из-за подобных суеверий и браконьерства львы на сегодняшний день водятся только в Индии и Африке.

    Однако мощь и непобедимость льва сомнительны. Едой прайд обеспечивает женская половина кошек, и именно львицы могут завалить антилопу, газель или зебру. Из-за слишком заметной гривы самцам трудно охотиться из засады, а большой вес и размеры не позволяют быстро бегать за добычей. За огромными млекопитающими вроде слонов или носорогов лев никогда не погонится. К тому же, если самец сыт и не прочь вздремнуть лишние 20 часов, то не будет представлять опасности для других животных.

    Таким образом, можно сказать, что лев способен зваться царем, но не царем всех зверей, а только в кругу своего прайда . Словно настоящий вельможа, лев повелевает и правит, а другие прислуживают ему. Лев далеко не самый мощный и быстрый хищник даже среди кошачьих, а порой может уступить даже травоядному, например, гиппопотаму. Восприимчивость людей сделала из льва царя зверей, потому что он сумел произвести сильное впечатление. Свое символическое значение лев не утратил и до сих пор приравнивается к титулу храбреца или сильного правителя.

    Справка: почему лев - царь зверей?

    Многих интересует вопрос о том, почему лев - царь зверей. Известно, что львы не являются рекордсменами ни по одному из физических качеств. А некоторые животные значительно превосходят их по скорости бега, силе ловкости и уму. Но называться царем зверей имеют право именно львы.

    Причины почетного звания

    Впервые об этих животных люди заговорили в 1928 году. Этот титул царя зверей этому животному присвоили еще древние греки и римляне. Однозначного ответа на вопрос о том, почему льва называют царем зверей, нет. Однако существует несколько предположений:

    • после проведенного боя эти животные могут издавать победоносный крик;
    • на присвоение царского титула могла повлиять внешность животного, в частности, роскошная грива (обладают ею только особи мужского пола);
    • манеры поведения - величие, надменность и спокойствие;
    • семейный уклад (они до конца жизни заботятся о пропитании своего потомства).

    Несмотря на все вышеперечисленные предположения, царский «трон» лев занимает недолго. Вожаком один самец пребывает недолго - всего 2-3 года. По прошествии этого времени главаря свергает более молодой лев. Вожаком имеет право считаться лев, не имеющий кровных связей со львицами, обитающими в этой же стае.

    Сила и скорость

    Существует предположение, что львы получили прозвище царей из-за своей силы, скорости и некоторых способностей, которыми не обладают другие представители животного мира. Так, вес взрослого самца может превышать 300 кг. Эти животные обладают прекрасным зрением, благодаря чему способны отлично видеть в любых условиях. Для осуществления нормальной жизнедеятельности льву требуется примерно от 5 до 7 кг свежего мяса. Добычей этих животных в большинстве случаев являются дикие парнокопытные. В состоянии бодрствования львы пребывают лишь 5-6 часов в сутки. Остальное время в их жизни отводится на сон. Львы обладают достаточно быстрой скоростью бега. Они способны развивать скорость до 60 км/час за короткое время.

    Царское поведение

    Есть предположение, что именно строгий семейный уклад послужил поводом для того, чтобы главаря семейства называли царем. Ведь именно он решает все вопросы, возникающие внутри львиного прайда. Жизнь во львином семействе устроена весьма оригинальным способом. В прайде есть вожак - самый сильный и смелый из самцов. Он, как правило, является молодой особью, так как старые львы непременно вытесняются с главенствующего поста. Основу стаи занимают самки-охотницы. В большинстве случаев их количество не превышает 20 особей. Все самки являются между собой кровными родственницами. Самцы - львы, пришедшие из других прайдов. Эта особенность заложена природой, чтобы среди животных не распространялось кровосмешение.

    Главными условиями семейного уклада у этих животных являются слаженные действия и строгая иерархия. Вся стая в первую очередь старается накормить вожака для того, чтобы он был добрым. Главный лев, пришедший из другой стаи, имеет право убить маленьких львят в то время, когда их мамы находятся на охоте. Таким образом львы обеспечивают себе возможность для нового совокупления. Неподчинение главаря стаи может стать серьезным поводом для жестокого наказания.

    Однако львов нельзя назвать жестокими животными. Взрослые львы очень трепетно относятся друг к другу. Находясь в хорошем расположении духа, взрослые самцы с большим удовольствием играют со львятами, учат их охотиться. Если на стаю нападают чужаки, то львы непременно кинутся в бой и будут до последнего защищать свое семейство. Именно в этом может заключаться ответ на вопрос о том, почему льва считают царем зверей.

  • Если представить живую природу в виде сказочных царств, кто, по твоему мнению, был бы царём в царствах растений, животных, гри­бов? Приготовься выступить на уроке в роли одного из этих царей. Для этого сделай его маску и придумай речь, с которой он мог бы обратиться к своим подданным.

    Ответ

    Я выбрал из царства животных хищника – Льва. Лев считается Царем зверей. Вот что он сказал бы своим подданным:

    «Почему львов называют «царь зверей»? О моем величии говорит множество факторов. В первую очередь — это моя внешность. Среди представителей кошачьих я являюсь абсолютным рекордсменом по высоте в плечах. Моя роскошная грива в длину может достигать 40 см. Также у меня хорошо развитые, мощные ноги. Во время охоты огромную роль играют сильные челюсти, нередко длина клыков достигает 8 см. Мой окрас варьируется от темно-коричневого до желтоватого. За звание «царь зверей» со мной мог бы соперничать с тигр, но он проигрывает мне в весовой категории. Я могу весить до 250 кг. Я глава семьи. Большую часть времени провожу, отстаивая территорию своей семьи и защищаю свое семейство. За территорию, на которой живет моя семья и за всю семью я готов биться насмерть. Я постоянно обхожу свою территорию и мечу ее. А своим знаменитым громким ревом, которым слышен на несколько километров, я также напоминаю о своем присутствии. За это я первым приступаю к трапезе, хотя и не принимаю участие в общей охоте, этим занимаются львицы, они более ловкие и подвижные. Им проще поймать жертву. Я принимаю участие только тогда, когда есть опасность для львиц в процессе охоты, когда они сами не могут справиться с добычей, тогда наступает мой черед. Мелкие животные погибают от одного моего удара лапой. Я строго слежу за порядком в своей семье. У меня каждый член семьи имеет свои обязанности. Как настоящий Царь, я строг, справедлив и заботлив.»