Н. Л. Некрасов о назначении поэта и поэзии.

Н. Л. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он считает, что быть поэтом - это священный жребий, долг. И долг в первую очередь гражданский. «Поэт и Гражданин».

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан,

Гражданин яростно убеждает Поэта в том, что нужно посвятить свой гений служению Отечеству. Но Поэт не приемлет этой позиции, он боится «поплатиться головой». Муза является ему всё реже, бледная и печальная. И давно уже не льется из-под некогда острого пера пламенных речей. Нельзя, конечно, отождествлять автора с Поэтом. Некрасов никогда не боялся открыто выражать свои воззрения.

В этом стихотворении видно стремление Некрасова поставить поэзию на службу народу.

Некрасов известен как певец простого народа. Он всегда готов замолвить слово за угнетенного, униженного русского мужика. Все самые известные его произведения - «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» - посвящены нелегкой доле русского народа, который стонет на рудниках, на стройках, в тюрьмах, у парадных подъездов и в собственных разваливающихся домах.« Мужицкое счастье» - понятие исключительно умозрительное, вфеальной жизни не существующее. Некрасов спрашивает: «Назови мне такую обитель, где бы русский мужик не стонал?» И сам же отвечает, что нет на земле ни единого уголка, где не был бы угнетен простой народ. Некрасов считает, что его единственное и самое верное предназначение - неустанно говорить об этом и призывать к разрушению старых устоев. За эти крамольные идеи цензура постоянно запрещала издавать произведения Некрасова. Тем не менее рано или поздно они все равно публиковались и прекрасно воспринимались как критикой, так и широкой публикой. Белинский очень высоко оценивал творчество Некрасова и называл его истинным поэтом.

Много Н. А. Некрасов размышляет о собственной Музе. Для него это не прекрасная фея, порхающая и настраивающая на лирический лад. Нет, у Некрасова это «Муза мести и печали». Ее голова украшена «терновым венцом». Она печальна и в то же время беспощадна. Лишь она является заступницей слабых, обездоленных и обличительницей угнетателей.

Предчувствуя близость смерти, поэт обращается именно к своей Музе, истерзанной и бледной. Он говорит, что был честен перед собой и другими и никогда не предавал свою вдохновительницу.

Образ Музы в поэзии Некрасова неизменно переплетается с образом русской крестьянки. Поэт вновь и вновь обращался к этому дорогому его сердцу образу. Особенно ярко он запечатлен в поэме «Мороз, Красный нос». Дарья, простая русская женщина, безупречно красива во всех отношениях. Она терпелива, вынослива, трудолюбива, сильна духом. Ей нет равных ни в работе, ни в веселье. Она горда, но не заносчива. Умна, но при этом молчалива. Хороша она и внешне, привлекает немало взоров, но при этом остается верной и преданной женой. Вот истинный «тип величавой славянки», который так дорог Некрасову.

Это тоже в какой-то мере долг поэта - не дать потускнеть этому, яркому образу, воскресить его на страницах книг.

Творчество Некрасова, таким образом, имеет три основных направления: предназначение поэта, размышления о Музе и огромная любовь к народу. Тем не менее эти направления тесно переплетаются и ведут к одной цели. Эта цель - борьба за будущее, когда русский народ больше не будет страдать под непосильным игом. Как может бороться поэт? Только силой своего гения, своего слова. Кто вдохновляет его на борьбу? «Муза чести и печали».

Сам Некрасов в одном из последних стихотворений очень ясно говорит о своем назначении, которому и посвятил всю жизнь:

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым Бог тебя ведет...

Поэт мечтал посеять хоть редкие семена просвещения на народную почву. Недаром в нескольких его стихотворениях предстает перед нами образ сеятеля. Для Некрасова это символ просветителя, человека, сеющего знания. Увы, поэт прекрасно осознает, что не сумеет увидеть, прорастут ли эти зерна («Жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, пи тебе»). Но надежда на то, что эта прекрасная пора все же настанет рано или поздно, не покидает автора и помогает ему творить.

Некрасов искренне болеет душой за русский народ. И самое лучшее, что он может сделать, - неустанно писать об этом, выражая свой протест против притеснителей. В понимании Некрасова в этом и есть высшее предназначение поэта и поэзии.

Лирика Н.А. Некрасова полностью соответствует нормам т.н. гражданской поэзии, которая ставит своей целью воспитание читателя. Некрасов создает стихотворный манифест Поэт и гражданин, представляющий собой их диалог: гражданин призывает защищать отчизну, а поэт всецело следует пушкинской традиции, т.е. считает, что ему все проблемы должны быть безразличны

Подразумевается, что прав гражданин, однако даже сам Некрасов не совсем с этим согласен. Отчасти это стихотворение он написал и для того, чтобы убедить самого себя в необходимости поэту выражать гражданскую позицию.

Особенности Лирики Некрасова

Подробно Некрасов описывает быт, также продолжая традиции Пушкина. Любая жизненная ситуация, даже самая трагическая, становится объектом его поэтического внимания.

Стихи Некрасова очень пессимистичны, часто его мрачный настрой контрастирует с природой: чем красивее окружающий пейзаж в стихотворении, тем хуже окажется жизнь.

Лирический герой Некрасова - это человек из толпы, дворянин, страдающий за народ. Сам он живет неправильно, из-за этого его мучает совесть. Его недостижимые гражданские идеалы - друзья, павшие в борьбе за народное счастье.

«Железная дорога»

Одной из главный тем лирики Некрасова является тема крестьянства. По мнению поэта, жизнь крестьянина - сущий кошмар. Но это тот самый народ, ради которого русскому человеку стоит жить.

В стихах регулярно звучит комплекс вины дворянина перед народом, поскольку высший класс часто ведет себя непозволительно грубо по отношению к крестьянам.

В этом отношении очень выразительно в этом отношении стихотворение Железная дорога , где речь идет о строительстве дороги между Москвой и Петербургом. Генерал разговаривает в купе поезда со своим сыном, а лирический герой вмешивается в их беседу и объясняет мальчику, что дорогу с огромным трудом и проблемами строили крестьяне.

Однако из этого стихотворения еще нельзя сделать вывод, поддержит ли молодое поколение позицию Некрасова.

«Несжатая полоса»

Другое стихотворение о жизни крестьян - Несжатая полоса , описывающее оставшуюся на поле полоску колосьев, которая ждет своего пахаря. А тот не может прийти, т.к. изнурен тяжелой работой.

Через описание одинокой, покинутой природы Некрасов позволяет читателю представить образ такого же одинокого печального крестьянина. А стал он таким, по большей части, из-за реформы 1861 года.

«Элегия»

В стихотворении Элегия Некрасов говорит о том, что жизнь крестьянина отнюдь не стала лучше после отмены крепостного права, скорее наоборот - оказавшись свободными, они вынуждены сами обеспечивать свой хлеб, а это нелегко.

Некрасов убежден, что страдания народа должны всегда оставаться главной темой русской поэзии.

«Размышления у парадного подъезда»

Логическим завершением этой темы является стихотворение «Размышления у парадного подъезда» . Некрасов поражается долготерпению народа, выступает его защитником.

  1. Каковы основные темы лирических произведений Н. А. Некрасова?
  2. Каким вы представляете себе лирического героя Некрасова?
  3. Это образованный, эмоциональный человек, тонко чувствующий, ранимый, демократ по убеждениям, искренне сочувствующий народу, мечтающий об изменении его судьбы. «Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг», — вот мысль, не дающая ему покоя, о чем бы он ни писал.

  4. В чем видел Некрасов роль поэта и назначение поэзии?
  5. Некрасов видел в поэзии средство борьбы за освобождение народа, считал гражданственность главным достоинством поэтов («Поэт и Гражданин»). Его «муза мести и печали» звала не к радостям, не к удовольствиям, а к борьбе.

  6. Чем интересны стихотворения Некрасова, посвященные соратникам, единомышленникам, друзьям, народным заступникам?
  7. Поэт восхищается этими людьми, их непреклонностью, бескорыстием, верностью своим идеалам, которые он полностью разделял. Отсюда особенный, задушевный тон, торжественность, выразительные оценочные эпитеты, метафоры, «высокий стиль» таких шедевров, как «Пророк», «Памяти Добролюбова», «Не рыдай так безумно над ним», «Белинский». В них Некрасов создает нерукотворный памятник лучшим людям России.

  8. Каким показан образ матери в лирике Некрасова? Почему тема святой материнской любви так важна для поэта?
  9. Как отразилась в лирике Некрасова тема народа и его судьбы?
  10. В чем вы видите новаторство Некрасова — автора стихотворений о любви? (Сравните, например, «Я помню чудное мгновенье» и «Ты всегда хороша несравненно»),
  11. Как вы думаете, почему молодые современники Некрасова ставили его выше Пушкина и Лермонтова? Согласны ли вы с ними?
  12. Ф. М. Достоевский отмечал, что «в поэзии Не-красов заключил собою ряд тех поэтов, которые приходили со своим «новым словом». В этом смыс-ле он должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым». В чем, на ваш взгляд, заключа-лось «новое слово» Некрасова?
  13. Новое слово было сказано Некрасовым в поэзии, прежде всего, благодаря обра-щению к новым для лирики темам и про-блемам, выдвинутым самой жизнью рус-ского общества 40-70-х годов XIX века, введению в поэзию новых эстетических принципов, углублению реализма, укреп-лению связи с фольклором, широкому ис-пользованию народной речи в его произ-ведениях, своеобразному использованию стихотворных размеров, способствующе-му сближению поэтической и народной речи. Новое слово сказано Некрасовым и в развитии традиционных лирических жан-ров, например элегии. Стихотворением

    1874 года «Пускай нам говорит изменчи-вая мода…» поэт утвердил новую разно-видность элегии — гражданскую. Новым содержанием, новыми мыслями и чувст-вами наполнились и ставшие для литера-туры традиционными поэтические жанры и традиционные темы, как-то тема поэта и поэзии.

  14. Какие новые темы зазвучали в творчестве по-эта?
  15. Положение русского крестьянства в до-реформенной и пореформенной России, жизнь городской бедноты, сокровенные чувства людей обездоленных, положение женщины в крестьянской семье, ее мечты и повседневная суровая жизнь, тяготы ма-теринской доли русской крестьянки. В по-эзии Некрасова впервые разрабатывается образ народного заступника, отражавший появление в обществе демократов-разночинцев («Памяти Добролюбова»).

  16. Прочитайте стихотворения «Вчерашний день часу в шестом…», «Замолкни, Муза мести и печа-ли!..». Какой образ Музы возникает в лирике Некра-сова?
  17. Образ Музы, созданный Некрасовым, — это тоже новое слово в русской поэзии. Обычно поэты, в том числе и Пушкин, ви-дели музу своей поэзии либо в образе од-ной из девяти муз, дочерей Зевса и Мнемозины, которым покровительствовал Апол-лон, либо создавали свой образ, не менее изящный, воздушный, красивый, прино-сящий поэту вдохновение. На фоне такой музы, изображенной в античном облике, нарисован портрет Пушкина художником-романтиком Орестом Кипренским. В противоположность изящной музе Не-красов создает образ музы в виде страдаю-щей русской крестьянки. В стихотворе-нии «Вчерашний день часу в шестом…» поэт как бы наставляет свою музу (это то-же новое в поэзии), указывая на избитую кнутом крестьянку: «Гляди! Сестра твоя родная». Муза Некрасова — не только страдалица за тяжелое положение народа, но она и суровая муза, «муза мести и пе-чали», вдохновляющая поэта на создание суровой гражданской лирики в защиту страдающего обездоленного народа. Тра-диционно в лирике муза вдохновляет поэ-та на воспевание любви. Некрасовская муза тоже утверждает любовь к тем, кого она защищает, но утверждает через нена-висть и проклятия, обращенные к носите-лям социального зла.

    То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть.

  18. Какой теме посвящено стихотворение «Тройка»? С каким чувством поэт рассказывает о судьбе женщины?
  19. Стихотворение посвящено изображе-нию доли русской женщины из простого народа. Примечательно то, что по тексту трудно определить, к какому сословию принадлежит «чернобровая дикарка». Она может быть, судя по тому, какую судьбу ей предсказывает поэт, крестьян-кой, работницей или дочерью рабочих, из семьи городских ремесленников и т. д., но только не из обеспеченных слоев общест-ва. Она хороша собой, черноволоса, ру-мяна, смугла, словом, привлекательна; на нее, «подбоченясь красиво, Заглядел-ся проезжий корнет». Она чувствительна, и, в свою очередь, способна вдохновить на любовь и молодого, и старого. Таким об-разом, перед нами портрет типичной для некрасовской поэзии русской женщины, который он создает с чувством нежного любования. Но именно из-за уродливых социальных отношений счастливая судь-ба ей не суждена. Вот ее типичная доля, которая достается многим женщинам, об-разы которых запечатлены в лирике поэ-та. Она как бы четко сформулирована, за-программирована:

    Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдешь мужика. От работы и черной и трудной Отцветешь, не успевши расцвесть, Погрузишься ты в сон непробудный, Будешь нянчить, работать и есть.

    Однако самое страшное, что предвидит поэт в судьбе этой яркой, красивой жен-щины, — не только физическое, но и ду-ховное умирание: в живом лице появится «выраженье тупого терпенья и бессмыс-ленный вечный испуг». Некрасов скор-бит, что ее уделом станет «бесполезно угасшая сила и ничем не согретая грудь».

  20. Почему стихотворение названо «Трой-ка»?
  21. На тройке лихо мчится проезжий корнет, на которого загляделась прекрас-ная девушка. Тройка здесь символ несбы-точной мечты, тем более что и тройка, и корнет из другого, недоступного ей ми-ра. Об этом говорит и завершающая стро-ка стихотворения «…и к другой / Мчится вихрем корнет молодой…».

    Сочувствуя будущей судьбе «чернобро-вой дикарки», поэт, используя прием об-рамляющей композиции, в двух первых (вопросом) и двух последних (прямым призывом) строфах стихотворения закли-нает ее не мечтать понапрасну: «Что ты жадно глядишь на дорогу…», «и зачем ты бежишь торопливо…», «Не гляди же с то-ской на дорогу…», «И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши!», «Не нагнать тебе бешеной тройки…». В перечитываемых нами строках мы по-нимаем, что автор очень сильно пережи-вает о судьбе героини. Его сквозной мо-тив — не стоит мечтать о несбыточном, тем труднее расставаться будет с ним. Диалог с героиней воспринимается нами как серьезное обвинение обществу, осно-ванному на социальной несправедливости.

  22. Почему стихотворение «Тройка» называется «песней-романсом»?
  23. Благодаря своей мелодичности и повы-шенной эмоциональности «Тройка» была положена на музыку и стала песней-ро-мансом. В ней есть все черты, свойствен-ные романсу, — передача внутренних переживаний, драматизм, даже трагич-ность, несбывшиеся любовные мечтания, любование красотой. И вместе с тем при-сутствует характерная для народной пес-ни эпичность повествования, сюжетность.

  24. Какие новые герои введены в литературу Не-красовым?
  25. О них уже было частично сказано в от-вете на второй вопрос.

    Добавим: «деревенские русские люди» («Размышления у парадного подъезда», «Кому на Руси жить хорошо» и т. д.), строители железой дороги, отрицатель-ные персонажи — барин, вельможа, управляющий. Материал с сайта

  26. К. Чуковский писал: «Природа никогда не существовала для Некрасова сама по себе, безотно-сительно к человеческим скорбям или радостям. …Пейзаж, как всегда у Некрасова, дан в сочетании с людьми». Покажите это на примере стихотворений Некрасова.
  27. Эта особенность некрасовской поэзии ярко проявилась в стихотворении «Роди-на», посвященном детским годам жиз-ни поэта в родном имении, где он и его близкие многое перетерпели от тирана-отца.

    Так, воспоминания о матери связыва-ются с темным садом, аллеей дальней, и совершенно невероятно для стихов-воспоминаний (например, «Вновь я посетил…» Пушкина или «Как часто пестрою толпою окружен…» Лермонтова), в которых ав-тор радуется увиденному близкому по дет-ским годам пейзажу, у Некрасова мы на-ходим чувство отрады, что уничтожены те картины, которые связаны с горестными воспоминаниями, когда он научился «тер-петь и ненавидеть».

    И с отвращением кругом кидая взор, С отрадой вижу я, что срублен темный бор - В томящий летний зной защита и прохлада, - И нива выжжена, и праздно дремлет стадо… И набок валится пустой и мрачный дом…

  28. «После Пушкина и Лермонтова, — отмечал Бунин, — Некрасов не пошел за ними, а создал соб-ственную поэзию, свои ритмы, свои созвучия, свой тон…» Подтвердите это высказывание примерами из текстов стихотворений.
  29. Все предшествующие рассуждения о поэзии Некрасова подтверждают верность слов Бунина. Каждый процитирует строки из полюбившихся ему стихотворе-ний Некрасова.

    Праздник жизни, молодости годы Я убил под тяжестью труда. И поэтом, баловнем свободы, Другом лени не был никогда.

    Таких строк мы не найдем ни у Пушки-на, ни у Лермонтова. Или:

    И только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он, ненавидя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какая тема стихов некрасова
  • почему стихотворение называется тройка
  • почему темой некрасова является народ
  • прочитайте и ответьте на вопросы:почему некрасов отвергает изменчиву моду в поэзии?на каких позициях он намерен оставаться?
  • каков образ музы в поэзии н. а некрасова

Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он был одним из родоначальников социальной поэзии, для которой нет запретных тем. В своем творчестве Некрасов уделяет большое чуткость теме предназначения поэта. Он считает, что быть поэтом - это священный жребий, задолженность. И задолженность в первую очередь штатский. Эта мысль является главной в стихотворении "Поэт и Гражданин". Именно отсюда известные строки:

Поэтом можешь ты не быть,

Но Гражданином быть обязан.

Гражданин яростно убеждает Поэта в том, что нужно посвятить свой гений служению отечеству:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденья, за любовь.

Иди и гибни безупречно.

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Это прямой призыв к революции, к бунту во что бы то ни стало. Но Поэт не приемлет этой позиции, он боится "поплатиться головой". Муза является ему все реже, бледная и печальная. И давнехонько уже не рождаются из-под некогда острого пера пламенные речи. Нельзя, конечно, отождествлять автора с Поэтом. Некрасов никогда не боялся открыто показывать свои воззрения.

В этом стихотворении высказано стремление Некрасова поставить поэзию на службу народу. Впрочем, это чувствуется во всех его творениях.

Некрасов известен как певец простого народа. Он вечно готов заступиться за угнетенного, униженного, страдающего русского мужика. Все самые известные его произведения - "Кому на Руси существовать хорошо", "Мороз, Красный нос", "Железная дорога", "Размышления у парадного подъезда" - посвящены нелегкой доле русского народа, который стонет на рудниках, на стройках, в тюрьмах, у парадных подъездов и в собственных разваливающихся домах. "Мужицкое счастье" - понятие только умозрительное, в реальной жизни не существующее. Некрасов просит родную землю:

"Назови мне такую обитель, где бы русский мужик ни стонал".

И сам же отвечает, что нет на земле ни единого уголка, где не был бы угнетен простой народ. Прекрасно осознавая это, Некрасов считает, что его единственное и самое верное предназначение - неустанно изрекать об этом и призывать к разрушению старых устоев, построению светлого будущего. За эти крамольные идеи цензура часто запрещала издавать произведения Некрасова. Тем не менее рано или поздно они все равно публиковались и прекрасно воспринимались как критикой, так и широкой публикой. Белинский очень приподнято оценивал творчество Некрасова и называл его истинным поэтом.

Много Н. А. Некрасов размышляет о собственной Музе. Для него это совсем не прекрасная фея с крыльями за спиной и арфой, порхающая и настраивающая на лирический лад. Нет, у Некрасова это "Муза мести и печали". Ее башка украшена "терновым венцом". Она печальна и в то же пора беспощадна. Лишь она является заступницей слабых, обездоленных и обличительницей угнетателей. Предчувствуя близость смерти, поэт обращается аккурат к своей Музе, истерзанной и бледной. Он говорит, что был честен перед собой и другими и никогда не предавал свою вдохновительницу.

Образ Музы в поэзии Некрасова неизменно переплетается с образом русской крестьянки. Поэт снова и снова обращался к этому дорогому его сердцу образу. Особенно ослепительно он запечатлен в поэме "Мороз, Красный нос". Дарья, простая русская леди, безупречно красива во всех отношениях. Она терпелива, вынослива, трудолюбива, сильна духом. Ей нет равных ни в работе, ни в веселье. Она горда, но не заносчива. Умна, но при этом молчалива. Хороша она и снаружи, привлекает немало взоров, но при этом остается верной и преданной женой. Вот настоящий "тип величавой славянки", который так дорог Некрасову.

Это тоже в какой-то мере задолженность поэта - не вручить потускнеть этому яркому образу, воскресить его на страницах книг.

Некрасов, таким образом, размышляя над предназначением поэта, выражает в своих стихах любовь к народу, заявляя, что поставленная проблема творчества - борьба за будущее, когда русский народ больше не будет страдать под непосильным игом. Как может бороться поэт? Только силой своего гения, своего слова. Кто вдохновляет его на борьбу? "Муза мести и печали".

В одном из последних стихотворений Некрасов очень ясно говорит о назначении своего творчества, которому он и посвятил всю жизнь:

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ!

И бросить хоть цельный луч сознанья

На путь, которым Бог тебя ведет...

Поэт мечтал посеять, пусть редкие, семена просвещения на народную почву. Недаром в нескольких его стихотворениях предстает перед нами образ сеятеля. Для Некрасова это символ просветителя, человека, сеющего знания. Увы, поэт прекрасно осознает, что не сумеет увидеть, прорастут ли эти зерна ("Жаль только - существовать в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе"). Но надежда на то, что эта прекрасная пора все же настанет рано или поздно, не покидает автора и помогает ему творить. Некрасов от души болеет душой за русский народ. И самое лучшее, что он может сделать, - неустанно писать о нем, выражая свой протест против притеснителей. В понимании Некрасова в этом и есть высшее предназначение поэта и поэзии.

«Сеятелям» Николай Некрасов

Сеятель званья на ниву народную! Почву ты, что ли, находишь бесплодную, Худы ль твои семена? Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами? Труд награждается всходами хилыми, Доброго мало зерна! Где же вы, умелые, с бодрыми лицами, Где же вы, с полными жита кошницами? Труд засевающих робко, крупицами, Двиньте вперед! Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ...

Анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям»

Образ обработанной плодородной пашни, именуемой лексемой «нива», - одна из частотных доминант некрасовского пейзажа. Лирический герой, которому понятен уклад бесхитростной деревенской жизни, рад созерцать «колосья бесконечных нив», гарант крестьянского благополучия. По этой причине образ поля, засеянного хлебом, наделяется эпитетами с положительной семантикой, подчеркивающими красоту и обилие «янтарного зерна», дара земли-кормилицы.

Страстное обращение к людям передовых взглядов звучит в художественном тексте 1876 г. Поэт именует их обобщенной категорией «сеятель», которая восходит к пушкинскому наследию. Некрасовский герой не разделяет интонации обреченности и горького разочарования, заявленные одиноким «свободы сеятелем», и будто отстаивает свои позиции в заочном споре.

Оптимистичный настрой и убежденность в необходимости активных действий - отличительные черты позиции лирического «я» некрасовского творения. Уверенного и воодушевленного оратора беспокоят сомнения иного рода: он встревожен низкой эффективностью работы просветителей. Рассматривая причины неблагоприятного явления, автор вновь прибегает к испытанной параллели, сравнивая высокую общественную миссию с крестьянским трудом. Художественный прием лег в основу многочисленных метафор со сходной семантикой сельскохозяйственных работ. Бесплодная почва, плохие семена и всходы, дефицит качественного зерна - все эта лексика служит для обозначения разных аспектов неудовлетворительной деятельности активистов.

Череда риторических вопросов, посвященных анализу неудач, сменяется другим рядом, свидетельствующим о недостатке «умелых» и «бодрых» кадров. Стихотворный текст завершается афористичным призывом к настоящим энтузиастам. Его форма обогащается комплексом однородных субстантивированных прилагательных, обозначающих суть благородной миссии.