Игра на барабанах – элемент человеческой культуры, уходящий корнями в доисторические времена. Когда-то их делали из кожи рептилий и рыб, которую натягивали на деревянный каркас. Позже для изготовления барабанов использовали шкуры и кости млекопитающих. Причём барабан присутствует во многих культурах по всему миру, которые развивались не пересекаясь. До сих пор его используют в священных обрядах и церемониях коренных народов от Северной Америки и Полярного круга до Африки.

Уменьшение боли: В 2012 году исследование , проведённое кафедрой экспериментальной психологии Оксфордского университета и опубликованное в «Эволюционной психологии », подробно описывает, как акт исполнения музыки – в отличие от пассивного прослушивания – повышает болевой порог и влияет на высвобождение эндорфинов. Исследователи пришли к выводу, что именно «при активном исполнении музыки вырабатывается максимум эндорфинов, а не от самой музыки ».

Трансцендентальный опыт: в исследовании , проведённом в 2014 году кафедрой когнитивной биологии Венского университета, пишут: «Воздействие повторяющейся игры на барабанах в сочетании с инструкциями по шаманскому путешествию было связано с физиологическими и терапевтическими эффектами ». А также отмечено «значительное снижение » уровня гормона стресса кортизола. Добровольцы, которые участвовали в повторной игре на барабанах в сочетании с шаманскими инструкциями, сообщили, что испытали «тяжесть, снижение сердечного ритма и сказочные переживания ».

Увеличение белого вещества в мозге: Исследование 2014 года терапевтического эффекта от барабанных и ритмических упражнений для пациентов с болезнью Гентингтона показало, что через два месяца занятий наблюдались «улучшения в исполнительной функции и изменения в микроструктуре белого вещества ».


Фото: Pixabay.com .

Улучшение при социально-эмоциональных нарушениях: Исследование 2001 года, опубликованное в журнале «Доказательная комплементарная и альтернативная медицина », посвящено тому, как групповая игра на барабанах может влиять на малообеспеченную молодёжь, чьи социальные и эмоциональные проблемы связаны с хроническим стрессом. Авторы отмечают, что «барабанная игра – это невербальная, универсальная деятельность, которая основывается на коллективистском аспекте различных культур и не несёт клейма терапии ».

После 12 недель барабанной игры, проведённой школьным консультантом, наблюдались значительные улучшения при таких нарушениях, как беспокойство и посттравматическое стрессовое расстройство. Авторы исследования пришли к выводу, что полученные результаты «подчеркивают потенциальную ценность искусства как терапевтического средства ».

Обучение игре на барабанах в начале может быть очень сложным. На барабанной установке нужно играть как руками, так и ногами. При этом нужно, чтобы удар был поставлен, был правильный хват палочек, правильная посадка и так далее. То есть работать нужно в разных направлениях, если вы хотите стать хорошим барабанщиком. Возможно, что вы уже знаете, как играть на барабанах, но остановились на каком-то уровне и не продвигаетесь дальше. Есть базовые вещи, которые должен знать любой барабанщик, поэтому рекомендуется их освоить, если вы еще ими не владеете. Если вы уже продвинутый барабанщик, то вам может быть интересно просто проверить ничего ли вы не пропустили. Если что-то из этих базовых вещей вы не знаете, то вам будет сложно постоянно усовершенствовать свою игру на барабанной установке.

Хват палочек

Первый навык для любого барабанщика – это . Многие барабанщики не обращают на это должного внимания. Они просто держат палочки так, как они считают нужным. Но это неправильно, потому что может привести к травмам, быстрой усталости рук, мозолям и тому подобному. Барабанщики давно думают над вопросом хвата палочек и выделили основные виды хвата. Есть традиционных хват, немецкий и французский. Некоторые также выделяют отдельно американский хват, который очень похож на немецкий и отличается лишь углом между палочками. В американском угол более острый. Если вы будете играть с правильным хватом, то сможете получить хороший отскок, будете иметь контроль палочки, сможете играть долго и будете меньше уставать. Чтобы больше узнать о том, как держать барабанные палочки ознакомьтесь со следующими статьями:


Отсчет времени

Следующий базовый навык, который должен быть у каждого барабанщика – это умение отсчитывать время. В это понятие входит не просто умение считать до 4, а умение считать разные тактовые размеры. Иногда барабанщики думают, что это очень просто и не уделяют внимание развитию данного навыка, но когда у них просят сыграть 16 ноты в размере 7/4, то они не понимают, как это сделать. Если вы не можете посчитать то, что вы играете, то как вы сможете это хорошо играть? Поэтому, если чувствуете, что остановились в развитии, но не можете понять в чем причина, проанализируйте хорошо ли умеете считать в разных тактовых размерах. Ниже статьи на эту тему:

Настройка барабанной установки

Следующий базовый навык – это настройка барабанной установки. Хотя это делать достаточно просто, многие барабанщики не пытались изучить этот вопрос. Если вы будете играть на правильно настроенной барабанной установке, то вы сможете получить намного больше удовольствия. Также вы лучше узнаете инструмент, научиться играть на котором вы хотите. Узнать ваш инструмент – это первый шаг на дороге обучение. Ниже несколько статей о том, как настроить барабанную установку и из чего она состоит.



Ноты для барабанов

Верите или нет, но четвертый обязательный навык – это умение читать ноты для барабанов. Как ни странно, но не все барабанщики понимают в нотах. А ведь умение читать ноты даст вам огромный прорыв в развитии, так как вы сможете разучивать любые ноты для барабанов, которые найдете. Кроме этого вы сможете записывать на бумаге то, что придумали сами. Также, если вы играете в группе, то ваши коллеги по группе будут рады, что вы умеете читать ноты, так как им будет проще с вами обмениваться информацией. Умение играть “на слух” очень хорошо. Но если вы при этом будете еще знать нотную запись, то несомненно вы повысите ваш уровень, как барабанщик. Вот несколько статей о том, как читать ноты на барабанах.

Основным ударом при игре на барабанах является так называемый запястный удар (wrist). Держа палочку в руке, мы наносим удар не всей рукой, а только кистью, при этом активнее всех работает именно запястный сустав. Если попросить любого человека ударить палочкой по малому барабану, то скорее всего у него интуитивно получится именно запястный удар (wrist), так как бить всей рукой не только неудобно, но и громко. Вобщем запястный удар (wrist) можно назвать ударом по умолчанию. Хоть этот удар и является очень удобным и естественным, всё же на больших скоростях предплечье начинает зажиматься и от этого рука быстро устаёт. К тому же палочка имеет свой собственный вес и отскакивает от натянутого пластика. Это обстоятельство давно заметили барабанщики и поняли, что после определённых занятий эти отскоки можно поставить себе на службу. Во введении мы уже обсуждали такие понятия, как захват (grip) и замок (fulcrum). Именно благодаря этим приёмам, появляется возможность контролировать отскок палочки от пластика.

Обычно на первом занятии мы находим точку баланса палочки. Место хвата, при котором палочка имеет наиболее свободный отскок. Находим точку равновесия палочки и отступаем 2-3 сантиметра в сторону толстого конца. В найденной точке баланса зажмите палочку между подушечкой большого пальца и второй фалангой указательного (ближе к месту сгиба по направлению к ногтю). Образованный зажим в пальцах и называется замок (fulcrum). Его задача создание условий для свободного вращения палочки на созданной точке опоры из фаланги (либо сустава) указательного пальца. Степень зажима палочки каждый определяет для себя сам на практике. Главное условие это избегать напряжения в мышцах, пусть даже и ценой выскальзывания палочек из рук.

Очень важно понять "физику" процесса; как наносится удар, как палка отскакивает и как этот отскок контролировать. Нужно научиться контролировать естественные природные силы, которые действуют на палки во время игры. Другими словами, в идеале нужно подогнать движение своих рук под то естественное движение палки, к которому она тяготеет и добавить эргономичную мышечную работу.

Эти послеударные отскоки называют рудиментами. Официально, история рудиментов насчитывает почти двести лет. В 1812 году Чарльз Стюарт Эшворд опубликовал учебное пособие "Новая, полезная и полная система игры на барабанах". Естественно, что за такой длительный срок рудименты стали основой профессиональной техники игры на барабанах. Современная международная классификация включает в себя сорок различных рудиментов. Рудименты - своего рода упражнения, позволяющие натренировать мышечную память, добиться свободы и лёгкости в игре, а так же точности в передаче ритмической структуры. Отработка рудиментов является основой формирования навыков игры и развития техники исполнения.

Для отработки техники вам и не понадобится целая установка. Вам нужен только тренировочный пэд.

Тренировочные пэды выпускают разные фирмы. На этих пэдах "правильная" специальная резина с "правильным" отскоком.

Можно сделать и "самодельный" пэд, но при этом нужно особое внимание обратить на поиск резины с "правильным" отскоком. Она может быть чуть толще - и отскок уже будет совсем не тот. Отскок должен быть подобным отскоку палочки от малого барабана.

Существуют так же и другие поверхности для отработки различных ударов, например подушечка наполненная песком или другим сыпучим материалом, гасящим отскок. Для отработки кистевого удара (wrist).

Но, конечно же, техники включающие отскок, как составную часть удара, лучше отрабатывать используя пэд. Одно дело - просто отрабатывать рисунок, а другое дело - тренировать руки, играя рудименты. С пэдом у вас не будет никаких проблем, руки будут работать на поверхности с идеально подобным отскоком как у настоящего малого барабана, при этом вы не будете мешать ни близким, ни соседям.

Леонид Гурулев

По Вашим просьбам начинается новый раздел. Сразу говорю, что на барабанах я играл весьма посредственно, только в силу "жестокой" необходимости. Теоретически представление имею, но практики - ноль. Прошу простить за плохое качество рисунков: очень уж "затертый" учебник я смог достать. Но с другой стороны, значит, много людей им пользовались, и наверняка, не один человек стал профессиональным барабанщиком. Что ж, будем надеяться, что и на страницах "Уроках музыки" этот "затертый" учебник сыграет свою роль, и кто его знает, может и последнюю.

При игре на ударных инструментах палочками или щетками заняты пальцы и кисти рук, локти и плечи. Всегда следует помнить, что палочки нужно держать крепко, но без излишнего напряжения. Напряжение мышц во время игры допустимо лишь в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы удержать палочки. Нельзя также прижимать локти к туловищу, так как это мешает регулировать деятельность всех мускулов рук. Чтобы добиться технического совершенства при игре ногами, необходимо также уделять большое внимание развитию мышц ног. Здесь важна правильность посадки ударника. Он должен сидеть на такой высоте, чтобы мышцы ног находились в расслабленном состоянии, а сами ноги были согнуты в коленях под углом примерно в 135°. Высота посадки должна соответствовать также высотному положению маленького барабана и том-тома, а именно: верхняя плоскость маленького барабана должна находиться на такой высоте, чтобы руки в локтевом сгибе образовывали при игре прямой угол. В свою очередь, поверхность том-тома должна быть на одной высоте с поверхностью маленького барабана. В зависимости от положения рук следует отрегулировать и наклон плоскости маленького барабана. Первый вариант (см. варианты положения рук) предусматривает очень небольшой наклон (не более, чем в два сантиметра). Второй вариант - горизонтальное положение плоскости маленького барабана.



Первый вариант



Второй вариант

Комплектование ударных инструментов. Приступая к комплектованию инструментов, каждый ударник должен руководствоваться прежде всего профессиональными требованиями, но учитывать при этом и свой личный вкус. Один из наиболее распространенных комплектов ударных инструментов: маленький барабан со штативом, большой.барабан, чарльстон (механическое устройство с двумя тарелками), педаль к большому барабану, большой том-том, маленький том-том, большая тарелка, звонок, палочки и щетки.

Установка барабанов. При установке комплекта ударных инструментов следует тщательно отрегулировать высоту верхних плоскостей том-томов и маленького барабана: их поверхности должны быть непременно на одном уровне. Тогда можно будет свободно играть на этих инструментах обеими руками, не меняя в процессе игры высотную позицию рук.
При этом удастся избежать многих ненужных движений и добиться технической непринужденности исполнения.

Прежде чем приступать к освоению техники игры, следует научиться правильной посадке. Сидя за маленьким барабаном, рукам и верхней части туловища нужно придать положение, которое вы видите на рис. Руки в локтях округлены. Локти находятся на расстоянии от туловища и слегка выдвинуты вперед. Руки согнуты под прямым углом (это достигается установкой на правильной высоте маленького барабана). Все вышесказанное относится и ко второму варианту положения рук (см. варианты положения рук).

ПОЛОЖЕНИЕ РУК

Исходная позиция
Позиция № 1
Позиция № 2

Внимательно рассмотрите рисунки. Здесь показана смена pyк при ударах. Чтобы произвести удар (исходная позиция №1), поднимем палочку в правой руке вверх, как это показано на иллюстрации (позиция №2). Из этого положения палочка падает вниз и ударяет по коже маленького барабана. В то время, как правая палочка устремляется вниз, левая палочка, оставив исходную позицию, поднимается вверх, где принимает положение, показанное на иллюстрации (позиция № 3). Таким образом, в тот момент, когда одна палочка прикасается к коже маленького барабана, другая находится в приподнятом положении и готова произвести удар. Этому упражнению следует уделить особое внимание. Упражнение нужно делать очень медленно и отработать его до такой степени, чтобы движения стали механическими. Полное овладение упражнением - предпосылка достижения хорошей техники.

УПРАЖНЕНИЕ ПО РАЗМИНКЕ - Разминка рук имеет очень большое значение. Она помогает избегать переутомления мышц, растяжения связок и других травм, которые могут возникнуть при обучении игры на барабане. К разминке следует приступать за 5-10 минут до начала игры. Разминку можно делать и на инструменте, но это не всегда возможно. Поэтому более удобно пользоваться упражнениями, показанными на иллюстрациях.

ТРЕНИРОВКА - Тренировка на маленьком барабане сопровождается сравнительно большим шумом, что в домашних условиях может служить помехой для окружающих. Поэтому каждому будущему ударнику необходимо приобрести (изготовить) тренировочную дощечку. Она состоит из штатива и деревянного диска, на который наклеена резина. Тренировочная дощечка очень практична и ее легко переносить с места на место. Когда я работал руководителем эстрадного коллектива, то мой "барабанист" говорил, что занимался на мешочках, наполненных песком.