Возьми с полки пирожок.

Кажется, немного странно, что даже не учёные или мыслители, а человечество в целом уже давно было бы обязано обратить внимание на один очевидный факт. Все достижения информационной сети интернета, основаны на возможностях напряжения электрических полей, но информационная составляющая человеческих знаний, в наиболее общем смысле этого слова, обеспечивается напряжением живого интеллекта. Потребители информации связаны в единую информационную систему не только интеллектом, но и неисчислимым количеством единиц памяти, хранящих в самом разнообразном виде её безмерный объём. Если даже потребители и самые примитивные пользователи интернета мысли допустить не могут, что какая-то микроскопическая единица информации способна возникнуть сама по себе, то почему в Земном бытие, сознание готово признать, что хранящие информацию материальные единицы порождены случайно, без участия живых чувств и ума? Поймите, это не придуманная аналогия, просто ограниченный материей разум дошёл до истины.

Зашлакованные массой ненужной информации носители, использующие возможности интернета, начинают работать медленно, выдают частые сбои, в конце концов, не подают признаков жизни. Чем они отличаются от жизни людских тел, чем возможности жесткого диска индивидуального компьютера отличны от живой души личности, которая всегда может продолжить своё воплощение в иных, новых носителях бытия. Заметьте, что сейчас речь о временных, материально существующих носителях и пользователях информации, а сама информация никакого к материи отношения не имеет. Это даже не её энергетическое поле потенциального напряжения, которое может быть положительным и отрицательным. Это поле имеет один вектор направления своего движения, живое стремится максимально одарить объект своей личной любовью, это основной смысл понимания этой информации. Единственное, что строго необходимо для счастливой жизни любых индивидуальностей, это не мешать им, проявлять силу своей любви, тогда никакой защиты никому не нужно.

Лишь границами материальных, потому конечных понятий, не стоит отвергать желание понять, истинный смысл качественных и количественных проявлений живой вечности. Не зря же одно полярная энергия любви, всегда является самым веским обоснованием любого поступка, ведущего к разумной, с позиции любви цели. Каким бы бредом, с точки зрения сознания утонувшего в качественных, затем и количественных безднах, не показалось всё здесь изложенное, достаточно его освободить от материальных границ, как истинная суть бытия воссияет в сознании каждого, кто знает, что его я существует. Разве, знания одного из тех, кто живёт сейчас или существовал, в какое угодно время до этого момента, могут быть не учтены в единой и вечной базе памяти. Неужели вечно живая способность знать и помнить, существующая всегда может полагаться на способности плотского ума породить те или иные технологии? Компьютерная аналогия живого бытия, порождённая сознанием, ограниченным созданными собой границами, наглядно демонстрирует, что это не так.

Не имеющая начала и значит никогда и нигде не существовавшая вечность, не имеет и своего конца. Значит в том, чего никогда не было, должно находиться всё, чей потенциал мог, в прошлом, настоящем и будущем быть воспринят, абсолютно любым, способным на восприятие живым сознанием. Для того чтоб хотя бы какой-то уровень сознания, начал раскрываться при восприятии изложенного, хочу уточнить один, никогда не учитываемый никем факт. Живыми, разумными единицами, создающими все формы материи, являются не одни живые или органические объекты. Но и абсолютно всё, формирующее целиком их составные части, от бозонов до всех, образовавшихся из них, единиц целого. Атомов всех химических элементов, молекул, клеток, органов и их групп, формирующих индивидов по одному, а так же всех разнообразных объединений, но уже самих индивидуальностей. Кто из нас знает, как работает в целом человеческое тело, как его работой управляет сознание, но только не предположительно, а каждым бозоном и любыми целым их объединением.

Цель этой статьи не показать, как принято в мире конечной действительности, с какой полки можно взять пирожок, а сказать приблизительно, что нужно для того, чтоб возникла возможность придумать, какими способами можно осуществить нечто подобное, немного облегчив в результате этого чувство собственного, а желательно и чьего-то ещё, голода.

Так прокомментировал главу " Почему кастрюлю зовут кастрюлей ": " У Вас талант описывать процесс приготовления пищи. Это большая редкость. Что-то есть захотелось..."
В благодарность ему я этот пост ему и посвящаю. kabyz , мы с Вами на " вы ", но я собираюсь использовать поговорку, а в ней идет обращение на " ты ", так что Вы не обижайтесь, я только ради стилистической целостности, хорошо? Итак, молодец, kabyz , возьми с полки пирожок


Чувствую я, что сейчас изреку еще одну банальность. Судьба у меня, видно, такая – банальности говорить. А с другой стороны, я же не виновата, что столько банальных истин таят в себе вкусовые и кулинарные пристрастия людей. Давно на свете живем и привыкли к своим привычкам. К привычке есть хлеб, например. И не только хлеб. Внимание, вот она, банальная правда обо всех нас: все люди любят выпечку. Я людей, которые не любят выпечку, в своей жизни и не встречала.
Может быть, они и существуют в жизнях иных, но не в моей.

Все знают, все на себе испытали и не раз, как вкусен и заманчив запах свежей выпечки, как много говорит он нашему желудку. Не зря ведь в крупных продовольственных магазинах пахнет выпечкой: это по науке, чтобы заставить покупателей испытывать голод и накупить больше, чем им диктует список, выданный женой или написанный собственноручно, чем утверждает здравый смысл и состояние кошелька, чем даже, может быть, есть в этом магазине товаров.
Любим мы выпечку назло собственному здоровью и утверждениям диетологов, которые, собственно говоря, тоже люди – интересно, а как они на запах выпечки реагируют? Или диетологи – это такая особая популяция, у которой слюноотделение не связано с пищевыми впечатлениями и ассоциациями?

Я не знаю. Знаю только одно: я люблю выпечку, моя семья любит выпечку, мои гости любят выпечку, и, судя по тому, что покупают в магазине разные незнакомцы и незнакомки, когда я тоже делаю покупки и вижу покупки их, все люди любят выпечку.
У меня отношения с выпечкой складывались непросто. То есть, ела я ее всегда с удовольствием, но наступило время научиться ее не только есть, но и восполнять съеденное без помощи магазинов и общепита – пора была учиться печь.
Как всегда в случаях “ глаза боятся, а руки делают “, оказалось, что испечь печенье или торт не так трудно, как это выглядит со стороны. Поэтому разного виды кондитерского теста я освоила мгновенно. Кекс – пожалуйста, песочный пирог со штрейзелем – ради господа бога, сырное печенье – извольте отведать, пирожные “ картошка “ - шедевр, без хвастовства и ложной скромности.

Но, но, но... Это я не коня понукаю, это я никак не могу решиться и сделать признание, что самое главное, самое важное и судьбоносное – не побоюсь этого слова – тесто не давалось мне.

В детстве обычная картина: бабушка ставит опару в большой синей эмалированной кружке, “ приехавшей “ из Германии в качестве военного трофея моего дяди. Потом она месит тесто, потом она лепит и жарит пирожки – она не любила пирожки печеные, а потому в детстве я знала о существовании только жареных пирожков.
Начинок было немного: картошка с жареным луком, мясной фарш, тушеная капуста. Последняя начинка в меня не лезла: бабушка делала ее из смеси свежей и квашеной капусты, а для меня это было слишком кисло, поэтому я съедала тесто, а начинку выковыривала. Иногда бабушка делала начинку из гречневой каши с жареным луком. Свидетельствую: очень вкусно, но я такую начинку не использую из-за капризов моего зажравшегося семейства.

Процесс изготовления пирожков бабушкой выглядел так просто и невинно, что я не ожидала никакого подвоха, когда сама собралась осваивать дрожжевое тесто.
Я переписала рецепт у тети, спросила у бабушки, почитала книгу “ Русская кухня “ и во всеоружии теоретической подготовки ринулась на взятие этой цитадели.

Мой штурм был безжалостно разбит. Пирожки почти не поднялись, сильно пахли перекисшими дрожжами и задубели, как только остыли, а поскольку были смазанны яйцом, стали похожи на муляжи, изготвленные из дерева и выкрашенные лаком.
После чего мой штурм превратился в длительную осаду, где исход мог быть решен только лишь двумя способами: или я узнаю какую-то военную тайну, или я отступаюсь.
Последняя возможность мною не рассматривалась.
Жить в России и не уметь печь пирожки, которые, собственно говоря, являются одним из ее символов – нет, смириться я не могла!

Тем более, что и общепит располагал. Пока я жила в Москве, где основу общественного питания составляли пельменные и блинные, я еще как-то держала себя в руках. Было кафе на улице Кирова (сейчас она, вроде бы, Мясницкая), называлось “ Русский чай “, где разными способами подавали чай, тушеное мясо в керамических горшочках и разные пирожки, была пирожковая на углу Петровки и Кузнецкого моста, в которой продавали жареные пирожки с мясом, изготовленные машинным способом: в виде трубок из теста, заполненных фаршем, и... все, больше не помню. Зато пельменных и блинных знаю больше: на Пушкинской, на Мясницкой – недалеко от “ Книжного мира “, на Ленинском проспекте, на Заставе Ильича – вот, уже вдвое больше, а ведь я не слишком часто ела вне дома.

Переезд в Питер был мощным ударом по моему самолюбию кулинара. Все питерцы со мной согласятся: пирожковые – это питерское все. Или было таковым в те годы, когда я жила там. Пирожковая на улице Дзержинского, она же – Гороховая, через два дома от нас, пирожковая на углу Садовой и Дзержинского, пирожковая в Коломне, на площади Тургенева – недалеко от места моей работы,пирожковая на Лиговке, недалеко от Московского вокзала, пирожковая на Садовой, напротив “ Пассажа “ и гомеопатической аптеки, пирожковая на Загородном проспекте, и, наконец, самая главная и центральная - “ Минутка “ - на Невском. Это только вблизи от меня и периодически мною посещаемые.

А ведь были и другие районы, куда я не часто заезжала, были еще и пышечные, которые кормили вторым питерским всем – изумительными пышками в виде золотистых колец, посыпанных сахарной пудрой. Эти пышки были обольстительны, а в пышечной возле ДЛТ на Желябова стоял экструдер прямо посреди зала и можно было посмотреть, как эта умная машина выдавливает из своего нутра колечки теста, как они падают в ванну кипящего масла, крутятся и скачут там, а потом их поддевает механическая рука и выкладывает на желоб, по которому они скатываются прямо в противень, где они не задерживались ни на секунду – толпа страждущих стояла и ждала вожделенного момента, когда можно было бы, наконец, впиться в обжигающе-горячую пышку, вредную со всех точек зрения, но невероятно вкусную, с точки зрения рецепторов, сознания, желудка, наконец. Моя дочь неважно помнит Питер, но поход в пышечную за углом в одно, не слишком прекрасное, утро, когда я поняла, что ребенка кормить нечем: продуктов нет ни дома, ни в магазинах – и единственный выход – это повести ее в пышечную, она запомнила, хотя было ей всего четыре года.

И ведь это “ второе все “ Питера изготавливалось тоже из дрожжевого теста, что заставляло меня учиться, учиться и учиться! Пока не получится съедобное изделие, а лучше – много изделий.

Не люблю не уметь. Не переношу, когда у меня не получается что-то простое, что умеют все или многие. И я с маниакальным упорством опять и опять подступалась к дрожжевому тесту. А оно с не меньшим упорством не поддавалось.
Но упорство все превозмогает, количество переходит в качество, и на нашу улицу приходит праздник, а мне подарили книгу прибалтийского автора “ Пироги, булочки, пирожные “.
Я читала ее, как поэму, она стала настольной книгой, и заплатила мне благодарностью за усердие. Я научилась делать не просто дрожжевое тесто. Я стала асом, мастером – и это не похвальба. У меня много времени ушло на приобретение квалификации, я имею право себя похвалить.

У автора этой книги был совершенно новый для меня подход. Не нужно было делать горку из муки с ямкой в центре, куда другие авторы предписывали лить разведенные дрожжи, а последние обязательно хотели растечься по всей обозримой поверхности, доска становилась липкой, руки были в липком зародыше теста, ни к чему нельзя было прикоснуться... Бр-р-р!
Нет, советы аккурантной прибалтки позволяют сделать тесто чисто, быстро и с наслаждением.
Потому что дрожжевое тесто тем и отличается от кондитерского, что оно живое. Когда месишь его плотную, но мягкую массу, она кажется живой теплой плотью под руками, она дышит, вздыхает, уплотняется, греется, рождая в голове почти сексуальные ассоциации. Его поверхность кажется теплой кожей живого существа... Вот таким безопасным сексом я и предлагаю заняться.
Сначала поговорим об ингредиентах, нужных для дрожжевого теста, и о роли каждого из них.
.

Продолжение следует.

Задолбало, когда заслуженную, заработанную тяжким трудом награду пытаются превратить в подачку и в унижение для награждаемого.

Сыну-первокласснику в школе за успехи в учёбе дали билет в кино. Только вот «добрая» учительница, видимо, не будучи в силах решить, кто же из её учеников всё-таки самый лучший, отдала билет двум детям сразу (хотя предназначался он одному ребёнку плюс тому, кто поведёт его в кино). В результате нашей семье было предложено «договариваться» о времени совместного киносеанса с теми, кто оказался шустрее и захватил бумажный билет себе.

Мы, в общем-то, люди небедные, уж билеты в кино себе можем позволить. И хотя идти конкретно на этот фильм у нас желания не было, но даже если б мы собрались, то хотели бы сделать это в удобное нам, а не кому-то ещё, время. В результате мы забили на этот сеанс и сами придумали альтернативную награду для сына.

Вот зачем, спрашивается, надо было ставить нас в такое положение? Неужели школа не могла придумать форму поощрения, которая бы не напрягала родителей? А если правда нет - то, может, вообще без поощрений как-нибудь обходиться, а?

На работе делали очень сложный проект, причём моя роль была, без ложной скромности, ведущей. Помимо всего прочего - пришлось работать по 36 часов подряд, да ещё и пожертвовать встречей Нового года в кругу семьи. Была надежда, что руководство это всё как-то оценит… Ну, то, что денег особых за это не заплатили, - это полбеды. Но вот собрание всей фирмы, на котором награждают лучших за год - по разным направлениям. Всем награждённым дают подарочную карточку на 50 долларов - ну да, опять-таки, дело ж не в сумме. Получившие награду встают и произносят речь - это их заслуженные 30 секунд славы. Доходит моя очередь, и оказывается, что награждают не меня одного, а всю команду, хотя в Новый год у компьютера сидел я один…

Ладно, на самом-то деле все потрудились на славу. Нам дают те же самые карточки и… сразу же переходят к следующему награждаемому - сотруднику, который самостоятельно изучил новую программу, и за это он получает ту же награду, что и я за несопоставимые жертвы личного времени и здоровья! Мда… Скажу сразу: никаких больше поощрений за то достижение (типа карьерного роста, повышения зарплаты и т. д.) тоже не было. Более того, когда в компании стало туго с заказами - их стали давать другим, старательно обходя меня.

Тот же вопрос: зачем вы вообще тогда устроили весь этот цирк с якобы поощрением? Чем вас не устраивает репутация жадных и жестоких эксплуататоров, выжимающих из работников все соки ради своих прибылей, каковыми вы на самом деле и являетесь? Зачем вам нужно изображать из себя прогрессивных людей, заботящихся о сотрудниках, если вы всё равно этого делать не умеете? Результат-то выходит ещё позорнее, чем если б вы даже не пытались.

"Возьми с полки пирожок" — откуда пошло?

    У меня в семье никто такого выражения не употреблял. Впервые я его в какой-то книге художественной встретил и думаю — что за пирожок? Чего он на полке делает?

    Оказалось, просто такая похвала за то, что справился с заурядным каким-то делом.

    В советских фильмах впервые данное выражение начали употреблять. Сперва в шутку, однако выражение людям так понравилось, что они говорит его и по сей день. Что собственно означает Возьми с полки пирожок? Это такой вот саркастический юмор — человек сделал какое либо дело и ему предлагают награду за дело забрать — пирожок с полки. Обычно говорят это выражение в более язвительной форме — когда хотят уколоть коллегу за его так называемый сделанный подвиг (хотя на самом деле обычное дело сделал человек).

    Выражение Возьми с полки пирожок! часто употребляется еще со словом Молодец!, означает вроде как похвалу, но не более того. Скорее это шутливая форма похвалы за то, что многие и так умеют делать. Вроде как разнообразие скучной жизни.

    Выражение Возьми с полки пирожок — язвительный ответ, похвала за какое-либо выполненное действие, которое не подлежит реальной оплате, вознаграждению. Часто в начале выражения присутствует еще слово Молодец, т.е. Молодец! Возьми с полки пирожок. Встречаются и другие вариации выражения: Молодец! Возьми с полки огурец и т.д.

    Впервые я услышал данное выражение в советском художественном фильме Кортик. Хотя это и не единственный источник. По информации из интернета, выражение считается народным, давно устоявшимся.

    Данное выражение Возьми с полки пирожок означает похвалу но за действия в ответ на которые не будет награды. Якобы молодец, но за это ничего не получишь.

    Может использоваться когда человек достиг одного и того же много раз.

    Некоторые в конце этой ироничной фразы добавляют:

    Такое выражение появилось ещ давно в русском фольклоре. В старину часто пекли пироги и пирожки и придумали такое выражение с повседневным распространенным рационом питания.

    Это не полная версия выражения и их — несколько:

    1- Молодец! Возьми с полки пирожок, их там два — возьми средний.

    2- Молодец! Возьми с полки пирожок с … котятами.

    3- Молодец! Возьми с полки пирожок с … гвоздями.

    4- Молодец! Возьми с полки пирожок, там их два, с капустой не бери, а с мясом я и сам съем.

    5- Молодец! Возьми с полки пирожок, их там два, один не трожь, другой положь.

    6- Молодец! Возьми с полки пирожок и не забудь положить на место.

    Это — сарказм и насмешка, наверняка народного происхождения.

    Это выражение некий фразеологизм, устоявшееся выражение, которое не имеет буквального значения. Встретить его можно в некоторых советских фильмах. Имеет саркастический подтекст, человеку предлагают взять в награду то, чего нет.

    Первый раз я это выражение услышала в глубоком детстве от своего тренера:

    Молодец!Возьми с полки пирожок!

    Я в растерянности стала оглядываться по сторонам, не понимая, где та полка, и зачем мне во время тренировки пирожок.

    А моя напарница заорала:А мне?!!

    Позже стало ясно, что никакого пирожка нет.

    Это выражение имеет глубокие корни.Оно народное.Так говорят, когда вроде бы хвалят, но награды ждать не стоит.

    Почему-то у меня это выражение вызывает воспоминания именно детские. Я сделала что-то, по моему мнению важное и сделала хорошо, а мне в ответ:Возьми с полки пирожок, вытри полку, положи пирожок на место. У меня сразу досадное и неприятное чувство, что дали щелчок по носу. Мол, ну сделал хорошо, и что дальше? чтобы что? тебе с этого что? лишние хлопоты? а пирожок и ныне там.

    Ну для сознания пятилетнего ребенка больно конечно, когда щелчок по носу, всегда слезы из глаз-рефлекторно причем, запоминается надолго. Конечно это- сарказм, а никакая не ирония, зло это.

    Но видимо меня -ребенка это не проняло, я так и продолжаю делать добрые дела. Не повезло тому, у кого это засело в подкорке, от того они и расчетливые и скупые душонки. А может повезло им?

    Я бы так ответил на этот вопрос.

    Наверное выражение: Молодец, возьми с полки пирожок имеет народное происхождение.

    Встретил я также это выражение в известном комедийном фильме: Операция Ы и другие приключения Шурика.